Приглашаем посетить сайт

Автомобили (auto-2000.niv.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
Статьи на букву "Э" (часть 2, "ЭМО"-"ЭЧЕ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Э" (часть 2, "ЭМО"-"ЭЧЕ")

ЭМОТИВИЗМ

ЭМОТИВИЗМ (англ. emotive - вызывающий эмоции, возбуждающий, от лат. emoveo - потрясаю, волную) - этич. теория, выработанная на основе идей и методологии логического позитивизма (см. также Неопозитивизм). Получил распространение в 20-40-х гг. 19 в. в Англии, Австрии, США, скандинавских странах. Гл. представители - Айер, Рассел, Карнап, Рейхенбах, Ч. Стивенсон, Ч. Огден, А. Ричарде, Хегерстрём. Подойдя к, языку морали с критериями и методами, выработанными при анализе языка науки, логич. позитивисты пришли к выводу, что, поскольку моральные суждения (напр., "X есть добро", "Ты должен совершить поступок А") и термины ("добро", "должен") не могут быть подвергнуты верификации (см. Верифицируемости принцип), они не являются ни истинными, ни ложными, не несут в себе познават. содержания и, следовательно, являются псевдосуждениями и псевдопонятиями, лишенными смыслового значения. Считая, что моральные идеи не могут быть обоснованы или опровергнуты средствами науки, Э. признал за ними лишь эмоцион. значение - служить для выражения и возбуждения нравств. эмоций. С этой т. зр., все моральные представления "...являются одинаково законными и одинаково произвольными" (Moore A., Emotivism: theory and practice, см. "Journal of Philosophy", 1958, v. 55, N 9, p. 376). Исходя из этого, представители Э. считают, что науч. философия должна воздерживаться от моральных суждений, быть "нейтральной" по отношению к различным способам поведения и нравств. убеждениям и представлять собой лишь анализ морального языка: в этом смысле она есть не этика в традиц. понимании, а "метаэтика". Поскольку в морали индивид свободен выбирать любые убеждения, мораль исключает вопросы истины и знания. В 20-30-х гг. Э. был филос. выражением реакции нек-рых кругов науч. интеллигенции на практикуемые бурж. пропагандой "увещевательные" способы индоктринации убеждений. Эта "антиидеологич." тенденция Э. выразилась в нигилистич. воззрениях на мораль, к-рые позднее сменились, однако, более "позитивным" пониманием морали: если в ней неприменимы рационально-эмпирич. доказательства, то уместны эмоционально-психологические доводы, внушение убеждений.

Лит.: Дробницкий О. Г., Оправдание безнравственности. Критич. очерки о совр. бурж. этике, M., 1963, гл. 2, Шварцман К. А., Этика без морали. Критика совр. бурж. этич. теорий, M., 1964, гл. 4, Против совр. бурж. этики [Сб. ст.], М., 1965, с. 159-82, Дробницкий О. Г. и Кузьмина Τ. А., Критика совр. бурж. этич. концепций, M., 1967, гл. 4, Ауеr A. J., Language; Truth and logic, L., 1936; его же, Philosophical essays, L.-Ν. Υ., 1963; Reichenbach H., The rise of scientific philosophy, Berk.-Los Ang., 1951, p. 277-302, его же, Modern philosophy of science, L., 1959; Ogden С. К., Richards J. A., The meaning of meaning, L., [1953]; Stevenson С. L., Ethics and language, New Haven, 1960; Dennes W. R., Some dilemmas of naturalism, Ν. Υ., 1960.

О. Дробницкий. Москва.

ЭМОЦИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭМПЕДОКЛ

ЭМПЕДОКЛ (Ἐμπεδοκλῆς) из А г р и г е н т а (ок. 490-430 до н.э.) - др.-греч. философ, врач и поли-тич. деятель, глава демократич. партии.

Э. считал элементами материи ("корнями" всего существующего) четыре первовещества - землю, воду, воздух и огонь, а движущими силами - любовь (силу притяжения) и вражду (силу отталкивания). Когда любовь преобладает над враждой, все разнородные элементы соединяются и в конце концов сливаются, образуя единый бескачественный сфайрос (шар). При преобладании вражды элементы все более разъединяются, и в конечном итоге мир распадается, материя приходит в рассеянное, распыленное состояние, при к-ром мельчайшие частицы элементов существуют обособленно. Т.о., по Э., мир представляет собой то полное единство, то бессвязную множественность, и это чередование повторяется бесконечное число раз.

По учению Э., все бесконечное разнообразие вещей объясняется различием в сочетании элементов, и изменения в физич. мире сводятся к их перемещению. Поэтому можно сказать, что к Э. восходит идея составления сложных тел из простых элементов, впоследствии легшая в основу химии. Элементы, по Э., делимы на мельчайшие части, к-рые доксографы называют "элементами элементов".

Высказав ряд естеств.-науч. догадок (Э., напр., видел причину солнечного затмения в том, что Луна находится между Солнцем и Землей; скорость света, по его мнению, столь велика, что его движение неощутимо для нашего зрения и др.), Э. уделил особое внимание органич. природе. Он учил, что сперва путем самозарождения возникли растения, а затем появились животные, произошедшие естеств. путем из земли. Э. являлся антич. эволюционистом, он считал, что развитие животного мира прошло неск. этапов и в конце концов сохранились только жизнеспособные виды, чем и объясняется целесообразность устройства совр. организмов; человек тоже прошел длинный путь развития.

Материалистич. натурфилософию Э. сочетал с учением орфиков и пифагореизма о бессмертии души и о метемпсихозе (переселении душ).

Фрагм.: Diels H., Fragmente der Vorsokratiker, 8 Aufl., Bd 2, В., 1956; рус. пер. в кн.: Маковельский Α., Досократики, ч. 2, Каз., 1915, гл. 21.

Лит.: Ρадлов Э., Эмпедокл, "Журн. М-ва нар. проев.", 1889, март; Якубанис Г. И., Э. - философ, врач и чародей, "Универс. изв.", К., 1905, No 7; 1906, No 3-5; История философии, т. 1, М., 1940, с. 80-88 (и по имен. указат.); Воdrerо Ε., Il principio fondamentale del sistema di Empedocle, Roma, 1905; Bignone Ε., Empedocle ed Epicuro, Pinerolo, 1914; Rostagni Α., Il verbo di Pitagora, Torino, 1924, p. 183-247; Rolland R., Empedokles von Agrigent und das Zeitalter des Hasses, Erlangen, 1947; Ηö1der1in F., Empedokles, Bonn, 1947; Кranz W., Empedokles, Z., 1949; Zafiropulo J. [ed.], Empédocle d'Agrigente, P., 1953; A1theim F., Stiehl R., Porphyrios und Empedokles, Tübingen, 1954; Воllaсk J., Empedocle, v. 1, P., [1965] (библ. с. 331-35); O'Briеn D., Empedocles cosmic cycle. A reconstruction from the fragments and secondary sources, [L.-N. Y.], 1969.

А. Маковельский. Баку.

ЭМПИРИЗМ

ЭМПИРИЗМ (от греч. ἐμπειρία - опыт) - филос. направление, представители к-рого считают чувств. опыт единств, источником знаний. Как и противостоящий ему рационализм, Э. возник в философии нового времени; он связан особенно с англ. традицией. Сильная сторона Э. состояла в ориентации на детальный анализ чувств, познания, на сенсуализм в теории познания. Вместе с тем для всех направлений Э. характерно резкое принижение или даже игнорирование роли рационального познания. Абсолютизация опыта, как показал Энгельс, приводит к фактич. отказу от мышления, ставит познание в такое положение, когда оно не только мыслит ошибочно, но и оказывается не в состоянии верно следовать за фактами или хотя бы только верно излагать их (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 20, с. 434).

В развитии Э. существовали его материалистич. и идеалистич. разновидности. Материалистич. Э. характерен особенно для раннего периода нового времени (Бэкон, Гоббс, Локк, франц. материалисты 18 в., Кондильяк и др.). Т. зр. материалистич. Э. наиболее ярко выражена Бэконом, полагавшим, что одна индукция может обеспечить точность идеям, и франц. материалистами (ср., напр., у Гельвеция: "Все, что недоступно чувствам, недостижимо и для ума" - см. "О человеке...", М., 1938, с. 441). Именно ранний, материалистич. Э. сыграл положит. роль в истории философии, способствуя освобождению последней от пут теологии.

Идеалистич. Э. получил особенно широкое распространение с сер. 19 в., когда он выступил в качестве гносеологич. основы позитивизма и родственных ему направлений (махизма, прагматизма, логич. позитивизма и др.), сводящих процесс познания к чисто эмпирич. описаниям фактов и их систематизации. Эта линия развития Э., идущая от Юма, в конечном счете приходит к агностицизму, а отрицание ею теоретич. мышления порождает отказ от философии. Позитивистски ориентированный Э. характерен для ряда представителей бурж. социологии.

Диалектич. материализм преодолевает ограниченность исходных позиций Э. и строит свою теорию познания на основе материалистич. сенсуализма и материалистич. трактовки опыта.

Лит.: см. при ст. Опыт.

И. Андреев. Москва.

ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ

ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ (от греч. ἐμπειρία - опыт и κριτική - искусство разбирать, судить) - субъективно-идеалистич. доктрина Авенариуса. В широком смысле слова - разновидность позитивизма конца 19 в., то же, что и махизм. Исходный пункт Э. - "чистый" опыт, к-рый истолковывается как последняя, "нейтральная" (не психическая и не физическая) реальность. Т.о., мир в Э. выступает в виде совокупности ощущений (данных опыта) и к нему не приложимы филос. категории (материя, дух, необходимость, причинность и др.). Для Э. характерно утверждение о "принципиальной координации" субъекта и объекта ("без субъекта нет объекта"), принцип "экономии мышления", критика т.н. интроекции (якобы неоправданного удвоения мира, допускающего независимый от опыта объект) и др. принципы. Подробнее об этом см. в ст. Махизм.

ЭМПИРИОМОНИЗМ

ЭМПИРИОМОНИЗМ (от греч. ἐμπειρία - опыт и μόνος - один, единственный) - форма махизма, основанная на своеобразном монистич. истолковании опыта. По мнению Богданова, создателя Э., Мах и Авенариус не объясняют, почему в едином по материалу, т.е. состоящем всюду из элементов-ощущений, опыте присутствуют две закономерности - физический и психический ряды элементов, принципиально не сводимые друг к другу. Э., стремясь избавиться от этого дуализма, рассматривает связь элементов опыта, во-первых, генетически анализируя происхождение "физического" и "психического", а, во-вторых, в качестве способа организации (хаоса элементов). Согласно Э., весь мир есть цепь комплексов элементов, где каждый комплекс обладает особой организованностью. Начало цепи - хаос элементов (то, что, по мысли Богданова, материализм именует природой без человека); затем - ассоциативная связь элементов - "психическое", или индивидуально-организованный опыт, и, наконец, "физическое" и возникающее из него познание - социально-организованный опыт. В процессе труда психическое (индивидуально организованный опыт) становится частью физического (социально-организованного опыта) и теряет для познания самостоятельное значение. "Единый мир опыта выступает как содержание для единого познания. Это - эмпириомонизм" ("Эмпириомонизм", кн. 1, М., 1908, с. 52). Все осн. филос. категории получают в Э. прагматистскую и субъективно-идеалистич. интерпретацию, являясь не более чем выражением (и средством) социальной организованности опыта и его форм. В анализе психики Э. придает большое значение приспособляемости организма к среде и методу "подстановки". Последний означает, что на место неизвестного физич. или физиологич. факта всегда можно подставить факт психический и наоборот, т.к. в конечном счете те и другие - результат нашей организац. деятельности. Уже сами махисты видели (см., напр., П. Юшкевич, Материализм и критич. реализм, СПБ, 1908, с. 161-93), что Э. приводит к панпсихизму и идеализму. Резкая критика Э. с т. зр. марксизма дана В. И. Лениным в "Материализме и эмпириокритицизме", а также в работах Плеханова ("Materialismus mulitans" и др.).

Лит.: см. при ст. Богданов.

А. Поляков. Москва.

ЭМПИРИОСИМВОЛИЗМ

ЭМПИРИОСИМВОЛИЗМ (от греч. ἐμπειρία - опыт и σύμβολον - условный знак, символ) - термин, к-рый введен Юшкевичем, обозначившим так свою филос. концепцию, представляющую разновидность эмпириокритицизма. Осн. идея Э., что филос. понятия (истина, бытие, сущность и т.д.) только символы (точнее - условные знаки) и не отражают ничего существующего вне и независимо от сознания, была заимствована у Пуанкаре и Маха. Реальный мир, согласно Э., - это совокупность символов идеалистически понимаемого опыта, к-рые призваны систематизировать "первичные данные" коллективного человеч. сознания. Выбор той или иной символики диктуется характером опыта и удобством его интерпретации.

Субъективно-идеалистические принципы Э. подвергнуты критике в книге В. И. Ленина "Материализм и эмпириокритицизм".

ЭМПИРИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭНГЕЛЬС

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭНЕРГЕТИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭНЕРГИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭНЕСИДЕМ

ЭНЕСИДЕМ (Αἰνησίδημος) (1 в. до н.э.) - антич. философ, учивший в Александрии, представитель скептицизма. Осн. соч. Э. - "Пирроновы речи в восьми книгах" (известны по изложению Фотия), ему приписываются также соч. "О мудрости" и "Пирроновы очерки". В "Пирроновых речах" Э. выступил с резкой критикой Новой Академии (Аркесилай, Карнеад), ввел понятия о равновероятных противоположных суждениях и о практич. критерии выбора, к-рый связан с необходимостью "следовать жизни" без предвзятости и "горячего отношения", исследовал противоречия движения, изменения, рождения и гибели, связь рационального и чувственного, логич. непостижимость богов и природы, логич. противоречия причинности; логич. несостоятельность осн. понятий этики. По Сексту Эмпирику, Э. видел в скепсисе предпосылку философии Гераклита (Pyrrh. hyp., 210-226); в отличие от последней, относил противоречивость к миру мнения, а не к миру истинного бытия. Высшим благом у Э., как и у др. философов эллинистич. периода, выступает невозмутимость духа (атараксия). Средством ее достижения является, по Э., воздержание от догматич. суждений, претендующих на окончательную и неизменную истинность.

Э. сформулировал 10 "тропов" - гносеологич. аргументов против догматизма, являющихся также и теоретич. основами морали (см. изложение тропов, в кн.: "История философии", т. 1, М., 1941, с. 357-60). Тропы Э., как и дополнит. тропы Агриппы, вскрывают несостоятельность онтологич. понимания истины как чего-то вечного, неизменного, неподвижного и непротиворечивого. Вслед за Гегелем (см. Соч., т. 10, М., 1932, с. 431-32) Ленин высоко оценивал тропы позднего скептицизма, видел в их направленности против абсолютов "...зародыш диалектического материализма" (см. "Филос. тетради", 1965, с. 275). Тропы Э. прочно укоренились в истории философии; они были использованы Монтенем, Ф. Бэконом (учение о "призраках"), Юмом, Кантом и др.

Лит.: Рихтер Ρ., Скептицизм в философии, т. 1, СПБ, 1910, Natorp Ρ., Forschungen zur Geschichte des Erkenntnisproblems im Althertum, В., 1884, Quellenstudien zu Philo von Alexandreia, в кн.: Arnim H. von, Philologische Untersuchungen, H. 2, В., 1888, p. 53-100; D'Оrazio A., Enesidemo e lo scetticismo greco, Roma, 1901, Capone Braga G., L'eraclitismo di Enesidemo, "Rivista di Filosofia", 1931, an. 22, No 1, p. 33-47. См. также лит. при ст. Скептицизм

M. Петров. Ростов-на-Дону

ЭНТЕЛЕХИЯ

ЭНТЕЛЕХИЯ (греч. ἐντελέχεια - осуществленность, от ἐντελής - законченный и ἔχω - имею) - термин философии Аристотеля, выражающий единство материальной, формальной, действующей и целевой причины. Занимая центр. место в философии Аристотеля, термин этот получает в ней разнообразные определения, к-рые могут быть сведены к следующим: 1) переход от потенции к организованно проявленной энергии, к-рая сама содержит в себе свою 2) материальную субстанцию, 3) причину самой себя и 4) цель своего движения, или развития.

Такое сложное понятие, как Э. у Аристотеля, не могло получить популярность в новое время в сравнении с такими более простыми категориями, как форма, материя, причина, цель, субстанция и т.д. Тем не менее Лейбниц (Monadol. 18-19) прямо называл свои монады Э. из-за их совершенства и самодовления, причем Э. у Лейбница, как и у Аристотеля, это не только души, но и все тела. Витализм нового времени тоже многое почерпнул для себя из этой теории Аристотеля (Дриш и др.).

Лит.: Burchard A., Der Entelechiebegriff bel Aristoteles und Driesch, Quakenbrück, 1928 (Diss), Ritter W. Ε., Why Aristotle invented the word "Entelecheia", "Quarterly Review of Biology", 1934, v. 9, No 1, p. 1-35, Garin Ε., Ἐνδελέχεια ἐντελέχεια" nelle discussioni umanistiche, "Atene e Roma", 1937, ser. 3, anno 5, No 3, p. 177-87, Βignоne E., Postilla aristotelica sulla dottrina dell'endelecheia, там же, 1940, ser. 3, anno 8, No 1, p. 61-64, Chen С. Η., The relation between the terms energeia and entelecheia in the philosophy of Aristotle, "Classical Quarterly", 1958, v. 8 (52), No 1, p. 12-17.

А. Лосев. Москва.

ЭНТИМЕМА

ЭНТИМЕМА (греч. ἐνϑύμημα) - 1) неполно (сокращенно) высказанный аргумент или неполностью проведенный логич. вывод (доказательство, рассуждение), недостающие части к-рого подразумеваются (греч. ἑν ϑυμῶ означает "в уме", "в мыслях"). 2) Сокращенный силлогизм, т.е. силлогизм, в к-ром пропущена бóльшая или меньшая посылка, или заключение. 3) По Аристотелю, "Энтимема есть ... силлогизм от вероятного или от признака" ("Первая аналитика", II, 27 69 в 38; рус. пер., [Л.], 1952). Так понимаемую Э., вообще говоря, следовало бы считать индуктивным умозаключением (хотя сам Аристотель этого и не делает: он считает Э. риторическим средством убеждения и наз. ее также риторическим силлогизмом), к-рое в зависимости от характера исходного признака (основания энтимематического умозаключения) может давать правдоподобное (вероятное), фактически истинное или фактически необходимое заключение (ср. Аристотель, там же, 70 в 4).

Лит.: Mинто В., Дедуктивная и индуктивная логика, пер. с англ., 5 изд., М., 1905; Ахманов А. С., Логическое учение Аристотеля, [М., 1960], с. 266-74.

М. Новосёлов. Москва.

ЭНТРОПИЯ

ЭНТРОПИЯ (греч. ἐντροπία - поворот, превращение) - функция состояния термодинамич. системы, характеризующая направление протекания самопроизвольных процессов в этой системе и являющаяся мерой их необратимости. Понятие Э. введено в 1865 Р. Клаузиусом для характеристики процессов превращения энергии; в 1877 Л. Больцман дал ему статистич. истолкование. При помощи понятия Э. формулируется второе начало термодинамики: Э. термоизолированной системы всегда только увеличивается, т.е. такая система, предоставленная самой себе, стремится к тепловому равновесию, при к-ром Э. максимальна. В статистич. физике Э. выражает неопределенность микроскопич. состояния системы: чем больше микроскопич. состояний системы соответствуют данному макроскопич. состоянию, тем выше термодинамич. вероятность и Э. последнего. Система с маловероятной структурой, предоставленная самой себе, развивается в сторону наиболее вероятной структуры, т.е. в сторону возрастания Э. Это, однако, относится только к замкнутым системам, поэтому Э. не может быть использована для обоснования тепловой смерти вселенной. В теории и н ф о р м а ц и и Э. рассматривается как мера недостатка информации в системе. В кибернетике при помощи понятий Э. и негэнтропии (отрицат. энтропии) выражают меру организованности системы. Будучи справедливой применительно к системам, подчиняющимся статистич. закономерностям, эта мера, однако, требует большой осторожности при переносе на биологические, языковые и социальные системы.

Лит.: Шамбадаль П., Развитие и приложения понятия Э., [пер. с франц.], М., 1967; Пирс Дж., Символы, сигналы, шумы, [пер. с англ.], М., 1967.

Л. Фаткин. Москва.

ЭНЦИКЛОПЕДИСТЫ

ЭНЦИКЛОПЕДИСТЫ - франц. просветители, участвовавшие в создании "Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел" ("Encyclopédie, ou Dictionnaire raisonné des sciences, des arts et des métiers"), 35 томов к-рой вышло во Франции в 1751-80. Гл. редактором и наиболее плодовитым автором "Энциклопедии" был Дидро; до 1758 вторым редактором, возглавлявшим отдел математики, был Д'Аламбер. Почти все крупные представители просветительской мысли во Франции были привлечены Дидро к участию в "Энциклопедии": Вольтер, Гольбах, Гельвеций, Ж. Ж. Руссо, Мабли, Кондильяк, Дюмарсе, Буланже, Дюкло, Мармонтель, Лагарп, Сен-Ламбер, Рейналь, Морелле, Кенэ, Тюрго, Неккер и др. После смерти Монтескьё была опубликована его статья "Вкус". В "Энциклопедии" сотрудничали известные естествоиспытатели 18 в.: Бюффон, Добантон, Леруа. Работа над "Энциклопедией" велась в тяжелых условиях цензурного гнета, травли со стороны реакционеров, репрессий властей. С 1759 работа над "Энциклопедией" проводилась в полулегальной обстановке. Вынужденные прибегать к маскировке своих взглядов, Э. все же сумели с достаточной ясностью выразить свое отрицат. отношение к феод.-абсолютистскому обществу и господствующей в нем идеологии.

Сыграв громадную роль в идеологич. борьбе против феодализма, абсолютизма и клерикализма, в идейной подготовке Великой французской революции, "Энциклопедия" явилась в то же время первым действительно всеобъемлющим сводом знаний передовой мысли 18 в. Ее первое издание разошлось в количестве 30 тыс. экз. и вскоре потребовались переиздания. В 18 в. она полностью или частично была переведена на ряд иностр. языков. Во Франции "Энциклопедия", к-рую стали называть "великой", послужила основой для последующих энциклопедич. изданий как общего, так и отраслевого характера, прежде всего для "Систематической энциклопедии" ("Encyclopédie méthodique") (166 томов, 1788-1832).

Лит.: Duprat P., Les encyclopédistes, P., 1866.

В. Кузнецов. Москва.

ЭПИГЕНЕЗ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭПИКТЕТ

ЭПИКТЕТ (Ἐπίκτητος) (ок. 50 - ок. 138) - рим. философ-стоик. Род. в Гиераполе во Фригии. Будучи рабом одного из телохранителей Нерона, попал в Рим, где нек-рое время был секретарем Нерона, изучал философию под руководством стоика Мусония Руфа. Позднее освобожден и в 89 вместе с др. философами изгнан Домицианом из Рима. Обосновавшись в Эпире (г. Никополь), организовал филос. школу. Учение Э. известно по записям его ученика Арриана, собранным в работах: "Рассуждения Э." в 8 кн. (сохранились четыре), "Дружеские беседы Э." в 12 кн. (сохранились фрагменты). Соч. Э. отличаются афористичностью и образностью стиля.

Философия Э. выразила пассивный нравств. протест угнетенных классов рим. рабовладельч. общества. В ней доминирует этич. проблематика, прежде всего - проблема достижения счастья. В духе стоицизма Э. понимает высшее благо как согласие мыслей и стремлений с природой. Вселенной, с божеств. законами. Высшая цель - сознат. подчинение божеств. закону, поскольку человек есть часть природы, а разум роднит человека с богом и подчинен богу; следование разумной необходимости и является, по Э., истинной свободой. "Ты - актер в драме и должен играть роль, назначенную тебе поэтом, будь эта роль велика или мала. Если поэт назначил тебе роль нищего, постарайся и эту роль сыграть как следует, да и любую другую роль: калеки, государя или обыкновенного гражданина. Твое дело - хорошо исполнить свою роль; выбор роли - дело другого" (Encheirid, 17). Все люди, по Э., - братья, все равны перед богом, и человек - гражданин мира. Э. осуждает рабство как моральное уродство, равно разлагающее и раба и господина. Господин - игрушка страстей - менее свободен, чем раб, стойко переносящий невзгоды. Свобода достигается лишь через нравств. совершенствование человека, к-рое носит либо форму приспособления, либо форму активного неприятия действительности (соответственно осн. герои Э. - Сократ и Диоген). Достижение свободы понимается Э. как внутр. личный процесс, не зависящий от внешних условий жизни. Мн. идеи этич. философии Э. были восприняты христианством, римскими эклектич. учениями и впоследствии в кризисных ситуациях не раз пробуждали к себе острый интерес в различных странах.

Соч.: в рус. пер.: Настольные заметки стоической морали, Каз., 1883; Афоризмы Э. с прибавлением нескольких глав из его "Размышлений", СПБ, [1891]; В чем наше благо? Избр. мысли римского мудреца Э., кн. 1-4, М., 1904; Беседы Э. Отд. мысли Э., в кн.: Чертков В. Г., Рим. мудрец Э., его жизнь и учение, М., 1911.

Лит.: История философии, т. 1, М., 1940 (с. 346-52 и др. по имен. указат.); Asmus R., Quaestiones Epicteteae, Friburgi, 1889; Oldfather W. Α., Contributions towards a bibliography of Epictetus, Urbana, 1952.

M. Петров. Ростов-на-Дону.

ЭПИКУР

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭПИКУРЕИЗМ

ЭПИКУРЕИЗМ - античное и новоевропейское учения, исходящие из идей философии Эпикура. Об Э. в античности см. Эпикурейская школа. В новое время широкое усвоение и переосмысление идей Эпикура, прежде всего этики, а также атомистич. учения начинается в эпоху Возрождения (Валла, Уарте, Монтень, Шаррон и др.) и продолжается в 17-18 вв., в особенности в материалистической и просветительской философии (см. Французская философия). Крупнейшим представителем новоевроп. Э. был Гассенди. Как этич. принцип Э. в своем первонач. виде родствен антич. эвдемонизму, хотя впоследствии (в особенности в новое время - у философов Возрождения, франц. просветителей и др.) Э. нередко переосмыслялся в духе гедонизма и получал вульгарное толкование в обыденном сознании как синоним стремления к чувств. удовольствиям и т.п.; см. также Атараксия.

Лит.: см. при ст. Эпикур, Эпикурейская школа, Гедонизм, Эвдемонизм.

ЭПИКУРЕЙСКАЯ ШКОЛА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭПИСТЕМОЛОГИЯ

ЭПИСТЕМОЛОГИЯ (от греч. ἐπιστήμη - знание и λόγος - слово, учение) - термин, употребляемый в странах англ. и франц. языка для обозначения теории познания.

ЭПИХАРМ

ЭПИХА́РМ (Ἐπίχαρμος) (550-440 до н.э.) - др.-греч. комедиограф и философ. Об Э. известно, что он слушал Пифагора (Diog. L. VIII, 78), был связан с деятельностью пифагорейцев (Jambl. V. Pyth. 266), осн. часть жизни провел в Сицилии.

Э. - автор множества небольших комедий, в к-рых в острой форме излагал и критиковал филос. системы Парменида, Гераклита и др. Филос. сторона творчества Э. подчеркнута в т.н. "Письмах Алкима Аминте" (Diog. L. III, 9-17), в к-рых утверждается, что именно у Э. заимствовал Платон нек-рые важнейшие идеи своей философии: вечность богов и их неподверженность изменению, абс. характер блага, априорную природу знания и роль воспоминания в познании, различие между необходимостью и свободой. В рим. лит-ре (Цицерон, Варрон) реконструируется космогонич. теория Э. Элементы мира: огонь, земля, дыхание и солнце. Душа человека - огонь, взятый от солнца. Небо и земля образовались из огня и воды, а природа - через смешение теплого и холодного, сухого и влажного. Мать-земля порождает людей и возвращает их в свое лоно (Varro d. re. r. I 4, 1; I 1, 64). Несколько особняком стоит свидетельство Ямвлиха, по к-рому Э. во многом предвосхищает философию Эмпедокла и Парменида (Jambl. V. Pyth. 166).

Э. известен также как автор множества популярных в древности этич. сентенций (Xenoph. Mem. I 1, 20; Plat., Axioch. 336 С; Arist. Phet. 1394 b).

Фрагменты: Die1s H., Die Fragmente der Vorsokratiker, 5 Aufl., Bd 1, В., 1934.

Лит.: Дынник Μ. Α., Очерк истории философии классич. Греции, М., 1936.

М. Петров. Ростов-на-Дону.

ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭРДЕЙИ

ЭРДЕЙИ (Erdélyi), Янош (1814-1868) - венг. философ-левогегельянец, эстетик и лит. критик. Своими эстетич. исследованиями и работами в области поэтич. творчества Э. способствовал становлению направления нар. литературы (Петёфи, Арань).

Соч.: Aesthetikai elötanulmányok, Bdpst, 1888; в рус. пер. - О народной поэзии. Индивидуальное и идеальное. Настоящее отечеств. филос., в сб.: Избр. произв. венгерских мыслителей. Конец 18 - середина 19 в., М., 1965.

Лит.: Хевеши Μ. Α., Мировоззрение венгерских революц. демократов (40-е годы XIX в.), М., 1962.

Л. Ленкен. Будапешт.

ЭРДМАН

ЭРДМАН (Erdmann), Бенно (30 мая 1851 - 7 янв. 1921) - нем. философ-неокантианец и психолог, ученик Гельмгольца. Проф. (с 1879) в Киле, Бреславле, Галле, Бонне и в Берлине (с 1909). Э. сыграл важную роль в изучении и издании наследия Канта; был преемником Дильтея на посту руководителя академич. изданий Канта и Лейбница. Филос. позиция Э. - крайний феноменализм. Осн. назначением философии и познания вообще считал их этич. функцию.

Э. известен как представитель ассоциативной психологии и последователь Гербарта. Защищал психофизический параллелизм, считая, что "...всякая форма психологического материализма является недопустимою" ("Науч. гипотезы о душе и тело", М., 1910, с. 170). Гл. предмет исследования Э. - психология мышления. Э. различал формулированное и неформулированное (интуитивное) мышление, причем в последнем, согласно Э., нужно, в свою очередь, различать гипологич. мышление, имеющее место у детей и животных и представляющее собой предварительную (по отношению к гиперлогическому) стадию мышления. В гл. соч. "Логика" (Logik, Bd 1, Halle/Saale, 1892) Э. поддерживал т. зр. психологизма. Истолковывая логику как нормативную науку, он считал, что традиционные (аристотелевы) правила (нормы) мышления не являются нормами всякого возможного мышления и что наше мышление не вечно будет с ними связано.

Соч.: Psychologische Untersuchungen über das Lesen, Halle/Saale, 1898; Die Psychologie des Kindes und die Schule, Bonn, 1901; I. Kant, Bonn, 1904; Umrisse zur Psychologie des Denkens, 2 Aufl., Tübingen, 1908; Grundzüge der Reprodukti-onspsychologie, В., 1920.

Лит.: Becher Ε., В. Erdmann, Lpz., 1921; Rieffert J. B., B. Erdmann, "Kant-Studien", 1932, Bd 37.

ЭРЕТРИЙСКАЯ ШКОЛА

ЭРЕТРИЙСКАЯ ШКО́ЛА - см. Элидо-эретрийская школа.

ЭРИУГЕНА

ЭРИУГЕНА - см. Иоанн Скот Эриугена.

ЭРН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭСТЕТИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

"ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ ИСКУССТВА К ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ"

"ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕ́НИЯ ИСКУССТВА К ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ" - магистерская диссертация Чернышевского (защищена в 1855), в к-рой дано обоснование важнейших принципов материалистич. эстетики.

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭСТОНСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭСХАТОЛОГИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭТВЕШ

ЭТВЕШ (Еötvös), Йожеф (3 сент. 1813 - 2 февр. 1871) - венг. писатель и философ, сторонник идей историков Реставрации (Гизо, Тьерри, Минье и др.), министр просвещения Венгрии. Из опыта франц. революции 1848, не оправдавшей ожидания нар. масс, Э. сделал вывод, что век революц. способов преобразования общества прошел и теперь они не только бесполезны, но и нежелательны. Реальным средством обществ. переустройства Э. считал реформы. В осн. соч. "Влияние господств. идей 19 в. на гос-во" ("А 19 század uralkodó eszméinek befolyása az álladalomra", Bécsben, 1851), написанном под доминирующим влиянием франц. историч. школы, в частности идей Мишле, Тьерри, Ламенне о гос-ве, Э. излагает различные политич. тенденции (радикализм, консерватизм, коммунизм), защищая при этом умеренно-либеральные позиции. Анализируя господств. идеи 19 в. - идеи свободы, равенства и национального развития, Э. приходит к убеждению, что они противоречат друг другу и поэтому их совместное практич. осуществление невозможно. Свобода и равенство - идеи утопич. характера, реализация к-рых привела бы к уничтожению нац. гос-ва.

Лит.: Хевеши Μ. Α., Мировоззрение венгерских революц. демократов (40-е годы 19 в.), М., 1962; Ferenсzi Zoltán, Br. Eötvös József. 1813-1871, Bdpst, 1903; Ρéterfy Jenö, Br. Jötvös József, mint regényíró, в его сб.: Válogatott müvei, [Bdpst], 1962; Söter István, Eötvös József. 2 kiad, Bdpst, 1967.

Л. Ленкен. Будапешт.

"ЭТИКА"

"ЭТИКА" (1677) - осн. соч. Спинозы.

ЭТИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭТИКА ЭВОЛЮЦИОННАЯ

ЭТИКА ЭВОЛЮЦИО́ННАЯ - направление в бурж. этике, в к-ром происхождение, природа и назначение морали трактуются с позиций биологич. эволюционизма. Отд. идеи такого рода высказывал еще Ч. Дарвин, к-рый определял всеобщее благо как то, что способствует воспитанию индивидов здоровыми и энергичными. Спенсер вообще стал рассматривать мораль как форму развития эволюц. процесса природы на той его ступени, к-рая соответствует человеч. обществу ("Основания науки о нравственности", СПБ, 1880) Эволюц. концепции морали получили распространение в совр. бурж. этике (Дж. Хаксли, К. X. Уоддингтон, Холт, Тейяр де Шарден и др.), общим для всех них является то, что нравственность рассматривается не как специфич. обществ. явление, а как проявление общей эволюции органич. жизни, частной фазой к-рой считается история общества. Нередко это приводит к явной биологизации человека и морали. С этой т. зр., человек - это всего лишь высокоразвитое и социализированное животное, а мораль - система условных рефлексов, вырабатываемых обществом в ходе его эволюции и прививаемых индивидам, для к-рых они служат орудием приспособления к среде. Холт, напр., считает понятия добра и долга - средством ориентации человека в природной действительности, помогающим индивидам осуществлять в своем поведении требования органич. эволюции, делать поступки адекватными внешней среде. Пытаясь при помощи данных естеств. наук найти объективные основания нравственности, сторонники Э. э. часто выступают с этих позиции против двух осн. направлений совр. бурж. этики - формализма и иррационализма (см. Этика) с присущими им релятивизмом и скептицизмом в трактовке морали. В целом Э. э. носит натуралистич. характер, хотя в ней часто присутствуют элементы объективного идеализма и психологизма (в частности, фрейдизма).

О. Дробницкий. Москва.

"ЭТИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ"

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭТНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

ЭТНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛО́ГИЯ - дисциплина, изучающая особенности психич. склада и поведения людей, определяемые их национальной (племенной) принадлежностью или этнич. общностью. Характерными объектами Э. п. являются относительно обособленные народности и группы населения (напр., жители островов Тихого океана, сев.-амер. индейцы, отд. племена Африки, группы эмигрантов и т.д.). Содержанием этнопсихологических исследований является установление взаимосвязи между типом деятельности (род занятий, их техническая вооруженность и т.д.) и характером культуры (традиции, верования, ритуалы и пр.), с одной стороны, и особенностями поведения и психики членов исследуемых общностей - с другой. Эти исследования в большинстве своем носят эмпирический, сравнительно-описат. характер.

История Э. п. первоначально была тесно переплетена с развитием этнографии и антропологии, а ее материал составляли отчеты миссионеров и путешественников. Первую попытку собственно психологич. обобщения этого материала предпринял В. Вундт в работах по психологии народов. Хотя эти работы опирались на неверную идеалистич. предпосылку о наличии особого субстанциального нар. духа, они определили общую культурно-историч. направленность исследований в области Э. п. При этом интерпретация полученных результатов зависит от общепсихологич. позиции конкретного исследователя. В ряде стран, особенно в США, распространен подход к Э. п. с позиций фрейдизма и неофрейдизма - направлений, к-рые пытаются исследовать психику в ее взаимосвязи с культурой. На развитие Э. п. оказывают влияние исследования в смежных областях, особенно в лингвистике (исследования специфики мышления народов, принадлежащих к разным языковым группам; см. Относительности лингвистической гипотеза) и социологии, у к-рой Э. п. заимствует методы исследования, в частности методику изучения малых групп.

Э. п. следует отличать от не имеющих с ней ничего общего политич. спекуляций на расовых и нац. различиях. В Э. п. не установлено наличия к.-л. особенностей или свойств, позволяющих говорить о преимуществах одних народов перед другими.

Лит.: Лебон Г., Психология народов и масс, пер. с франц., СПБ, 1896; Φулье Α., Факторы нац. характера, пер. с франц., Одесса, 1906; Овсянико-Куликовский Д. Н., Психология национальности, П., 1922; Шпет Г. Г., Введение в этнич. психологию, вып. 1, М., 1927; Поршнев Б. Ф., Социальная психология и история, М., 1966; Кон И., Психология предрассудка, "Новый мир", 1966, No 9; Gregg F. M., Peoples psychology, psychology's path to personality, N. Y., 1951; Duijker H. С. J., Frijda N. H., National character and national stereotypes, Amst., 1960; Griéger P., La charactérologie éthnique, Approche et compréhension des peuples, P., 1961.

В. Козлов, H. Алексеев. Москва.

ЭТНОЦЕНТРИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭТОЛОГИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭТОС

ЭТОС (греч. ἦθος - обычай, нрав, характер) - термин антич. философии, обозначающий характер физического, морального, общественного и художеств. явления. В ранней натурфилософии говорится об Э. первоэлементов действительности (Эмпедокл В 17, 28), об Э. как устойчивом нравств. характере (Пифагор А 16, пифагорейцы 58 Д 9; Гераклит A 1, В 78; Демокрит В 57, 192; Критий В 6, 14), а также об Э. как о чем-то динамически-направляющем (Эмпедокл В 110, 5; Демокрит А 77); ср. характерное изречение Гераклита: "Э. человека есть его демон" (В 119). В ранней греч. философии Э. употребляется и в художеств. значении (Дамон об Э. муз. ладов - В 7), к-рое позднее было развито Аристотелем: Э. ораторской речи как ее адекватность намерениям и идеям оратора (Rhet. II 21) и Э. музыки, характеризующий ее внутреннее и воспитат. воздействие на человека (Polit. VIII, 4, 5). Здесь Э. уже приближается к понятию стиля. Дионисий Галикарнасский (De art. rhet. XI 2 Mai) и Гермоген (De ideis II 2 Rabe) понимают Э. как в общеморальном, так и в частном, риторич. смысле, дифференцирующемся у Гермогена в зависимости от характера изображаемых персонажей. С углублением художеств. значения термина все большее внимание уделялось разнообразию внутренних и внешних сторон предмета, совпадавших у риторов, музыкантов и поэтов в том или ином стиле. Этосу в антич. эстетике обычно противопоставляли пафос как более спокойный и аффективный стиль (Дионисий Галикарнасский, De vet. script. censure III, 1; De compos. verb. XXII p. 75; Квинтилиан VI 2, 8.17; Χ 1, 48. 101; Лонгин IX 15; XXIX 2; Евстафий Praef. p. 4; Proem. Od. p. 1379 - о "патетичности" "Илиады" и "этичности" "Одиссеи"). Плутарх наряду с Э. в моралистич. и педагогич. смысле (De poet. aud. 4, 20 а, 20 е) развивает также художеств. понимание Э. как принципа муз. композиции (De mus. 33 Bernard.). T.о., в учении об Э. проявляется обычное для антич. мышления слияние внутреннего и внешнего, равно как и взаимное соответствие этич. и эстетич. т. зр. на предмет.

Лит.: Süss W., Ethos. Studien zur älteren griechischen Rhetorik, Lpz., 1910; Abert H., Die Lehre vom Ethos in der griechischen Musik, Lpz., 1899.

А. Лосев. Москва.

ЭФИР

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭФФЕКТИВИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭЧЕВЕРРИА

ЭЧЕВЕРРИА (Echeverria), Эстебан Хосе (2 сент. 1805 - 20 янв. 1851) - аргент. мыслитель-демократ, поэт и публицист. Филос. взгляды Э. сложились под влиянием утопического социализма школы Сен-Симона, с доктриной к-рого Э. познакомился в 20-х гг. в Париже. В 1838 группа аргент. интеллигентов во главе с Э. и Альберди создала тайное об-во "Молодая Аргентина", программа к-рого, основанная на принципах утопич. социализма, преследовала борьбу против диктатуры Росаса, за нац. самоопределение и демократич. свободы. Осн. работа Э. "Социалистич. учение Майской ассоциации" [В. Aires, 1838, переизд., Montevideo, 1846; рус. пер. в кн.: Прогрессивные мыслители Латинской Америки (19 - начало 20 вв.), М., 1965] представляла собой политич. манифест этого тайного об-ва. Осн. тезисы манифеста Э. нашли отклик в работах Альберди и Сармьенто (1811-88) и, по существу, положили начало демократич. традиции в обществ. мысли Аргентины.

Соч.: Obras completas, В. Aires, [1951], в рус. пер. - Февральская революция во Франции, в кн.: Прогрессивные мыслители Латинской Америки (19 - начало 20 в.), М., 1965.

Лит.: Воgliоlо R., Las idéas democráticas y socialistas de E. Echeverria, 3 ed., В. Aires, [1937]; Ρalcos Α., Echeverria y la democracia Argentina, В. Aires, 1941; Agosti H. P., Echeverria, B. Aires, 1951; Halperin Donghi T., El pensamiento de Echeverria, B. Aires, [1951].

Ж. Вильф. Москва.

Предыдущая страница Следующая страница