Приглашаем посетить сайт
Статьи на букву "Э" (часть 2, "ЭМО"-"ЭЧЕ")
ЭМОТИВИЗМ (англ. emotive - вызывающий эмоции, возбуждающий, от лат. emoveo - потрясаю, волную) - этич. теория, выработанная на основе идей и методологии логического позитивизма (см. также Неопозитивизм). Получил распространение в 20-40-х гг. 19 в. в Англии, Австрии, США, скандинавских странах. Гл. представители - Айер, Рассел, Карнап, Рейхенбах, Ч. Стивенсон, Ч. Огден, А. Ричарде, Хегерстрём. Подойдя к, языку морали с критериями и методами, выработанными при анализе языка науки, логич. позитивисты пришли к выводу, что, поскольку моральные суждения (напр., "X есть добро", "Ты должен совершить поступок А") и термины ("добро", "должен") не могут быть подвергнуты верификации (см. Верифицируемости принцип), они не являются ни истинными, ни ложными, не несут в себе познават. содержания и, следовательно, являются псевдосуждениями и псевдопонятиями, лишенными смыслового значения. Считая, что моральные идеи не могут быть обоснованы или опровергнуты средствами науки, Э. признал за ними лишь эмоцион. значение - служить для выражения и возбуждения нравств. эмоций. С этой т. зр., все моральные представления "...являются одинаково законными и одинаково произвольными" (Moore A., Emotivism: theory and practice, см. "Journal of Philosophy", 1958, v. 55, N 9, p. 376). Исходя из этого, представители Э. считают, что науч. философия должна воздерживаться от моральных суждений, быть "нейтральной" по отношению к различным способам поведения и нравств. убеждениям и представлять собой лишь анализ морального языка: в этом смысле она есть не этика в традиц. понимании, а "метаэтика". Поскольку в морали индивид свободен выбирать любые убеждения, мораль исключает вопросы истины и знания. В 20-30-х гг. Э. был филос. выражением реакции нек-рых кругов науч. интеллигенции на практикуемые бурж. пропагандой "увещевательные" способы индоктринации убеждений. Эта "антиидеологич." тенденция Э. выразилась в нигилистич. воззрениях на мораль, к-рые позднее сменились, однако, более "позитивным" пониманием морали: если в ней неприменимы рационально-эмпирич. доказательства, то уместны эмоционально-психологические доводы, внушение убеждений. Лит.: Дробницкий О. Г., Оправдание безнравственности. Критич. очерки о совр. бурж. этике, M., 1963, гл. 2, Шварцман К. А., Этика без морали. Критика совр. бурж. этич. теорий, M., 1964, гл. 4, Против совр. бурж. этики [Сб. ст.], М., 1965, с. 159-82, Дробницкий О. Г. и Кузьмина Τ. А., Критика совр. бурж. этич. концепций, M., 1967, гл. 4, Ауеr A. J., Language; Truth and logic, L., 1936; его же, Philosophical essays, L.-Ν. Υ., 1963; Reichenbach H., The rise of scientific philosophy, Berk.-Los Ang., 1951, p. 277-302, его же, Modern philosophy of science, L., 1959; Ogden С. К., Richards J. A., The meaning of meaning, L., [1953]; Stevenson С. L., Ethics and language, New Haven, 1960; Dennes W. R., Some dilemmas of naturalism, Ν. Υ., 1960. О. Дробницкий. Москва. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ЭМПЕДОКЛ (Ἐμπεδοκλῆς) из А г р и г е н т а (ок. 490-430 до н.э.) - др.-греч. философ, врач и поли-тич. деятель, глава демократич. партии. Э. считал элементами материи ("корнями" всего существующего) четыре первовещества - землю, воду, воздух и огонь, а движущими силами - любовь (силу притяжения) и вражду (силу отталкивания). Когда любовь преобладает над враждой, все разнородные элементы соединяются и в конце концов сливаются, образуя единый бескачественный сфайрос (шар). При преобладании вражды элементы все более разъединяются, и в конечном итоге мир распадается, материя приходит в рассеянное, распыленное состояние, при к-ром мельчайшие частицы элементов существуют обособленно. Т.о., по Э., мир представляет собой то полное единство, то бессвязную множественность, и это чередование повторяется бесконечное число раз. По учению Э., все бесконечное разнообразие вещей объясняется различием в сочетании элементов, и изменения в физич. мире сводятся к их перемещению. Поэтому можно сказать, что к Э. восходит идея составления сложных тел из простых элементов, впоследствии легшая в основу химии. Элементы, по Э., делимы на мельчайшие части, к-рые доксографы называют "элементами элементов". Высказав ряд естеств.-науч. догадок (Э., напр., видел причину солнечного затмения в том, что Луна находится между Солнцем и Землей; скорость света, по его мнению, столь велика, что его движение неощутимо для нашего зрения и др.), Э. уделил особое внимание органич. природе. Он учил, что сперва путем самозарождения возникли растения, а затем появились животные, произошедшие естеств. путем из земли. Э. являлся антич. эволюционистом, он считал, что развитие животного мира прошло неск. этапов и в конце концов сохранились только жизнеспособные виды, чем и объясняется целесообразность устройства совр. организмов; человек тоже прошел длинный путь развития. Материалистич. натурфилософию Э. сочетал с учением орфиков и пифагореизма о бессмертии души и о метемпсихозе (переселении душ). Фрагм.: Diels H., Fragmente der Vorsokratiker, 8 Aufl., Bd 2, В., 1956; рус. пер. в кн.: Маковельский Α., Досократики, ч. 2, Каз., 1915, гл. 21. Лит.: Ρадлов Э., Эмпедокл, "Журн. М-ва нар. проев.", 1889, март; Якубанис Г. И., Э. - философ, врач и чародей, "Универс. изв.", К., 1905, No 7; 1906, No 3-5; История философии, т. 1, М., 1940, с. 80-88 (и по имен. указат.); Воdrerо Ε., Il principio fondamentale del sistema di Empedocle, Roma, 1905; Bignone Ε., Empedocle ed Epicuro, Pinerolo, 1914; Rostagni Α., Il verbo di Pitagora, Torino, 1924, p. 183-247; Rolland R., Empedokles von Agrigent und das Zeitalter des Hasses, Erlangen, 1947; Ηö1der1in F., Empedokles, Bonn, 1947; Кranz W., Empedokles, Z., 1949; Zafiropulo J. [ed.], Empédocle d'Agrigente, P., 1953; A1theim F., Stiehl R., Porphyrios und Empedokles, Tübingen, 1954; Воllaсk J., Empedocle, v. 1, P., [1965] (библ. с. 331-35); O'Briеn D., Empedocles cosmic cycle. A reconstruction from the fragments and secondary sources, [L.-N. Y.], 1969. А. Маковельский. Баку. |
ЭМПИРИЗМ (от греч. ἐμπειρία - опыт) - филос. направление, представители к-рого считают чувств. опыт единств, источником знаний. Как и противостоящий ему рационализм, Э. возник в философии нового времени; он связан особенно с англ. традицией. Сильная сторона Э. состояла в ориентации на детальный анализ чувств, познания, на сенсуализм в теории познания. Вместе с тем для всех направлений Э. характерно резкое принижение или даже игнорирование роли рационального познания. Абсолютизация опыта, как показал Энгельс, приводит к фактич. отказу от мышления, ставит познание в такое положение, когда оно не только мыслит ошибочно, но и оказывается не в состоянии верно следовать за фактами или хотя бы только верно излагать их (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 20, с. 434). В развитии Э. существовали его материалистич. и идеалистич. разновидности. Материалистич. Э. характерен особенно для раннего периода нового времени (Бэкон, Гоббс, Локк, франц. материалисты 18 в., Кондильяк и др.). Т. зр. материалистич. Э. наиболее ярко выражена Бэконом, полагавшим, что одна индукция может обеспечить точность идеям, и франц. материалистами (ср., напр., у Гельвеция: "Все, что недоступно чувствам, недостижимо и для ума" - см. "О человеке...", М., 1938, с. 441). Именно ранний, материалистич. Э. сыграл положит. роль в истории философии, способствуя освобождению последней от пут теологии. Идеалистич. Э. получил особенно широкое распространение с сер. 19 в., когда он выступил в качестве гносеологич. основы позитивизма и родственных ему направлений (махизма, прагматизма, логич. позитивизма и др.), сводящих процесс познания к чисто эмпирич. описаниям фактов и их систематизации. Эта линия развития Э., идущая от Юма, в конечном счете приходит к агностицизму, а отрицание ею теоретич. мышления порождает отказ от философии. Позитивистски ориентированный Э. характерен для ряда представителей бурж. социологии. Диалектич. материализм преодолевает ограниченность исходных позиций Э. и строит свою теорию познания на основе материалистич. сенсуализма и материалистич. трактовки опыта. Лит.: см. при ст. Опыт. И. Андреев. Москва. |
ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ (от греч. ἐμπειρία - опыт и κριτική - искусство разбирать, судить) - субъективно-идеалистич. доктрина Авенариуса. В широком смысле слова - разновидность позитивизма конца 19 в., то же, что и махизм. Исходный пункт Э. - "чистый" опыт, к-рый истолковывается как последняя, "нейтральная" (не психическая и не физическая) реальность. Т.о., мир в Э. выступает в виде совокупности ощущений (данных опыта) и к нему не приложимы филос. категории (материя, дух, необходимость, причинность и др.). Для Э. характерно утверждение о "принципиальной координации" субъекта и объекта ("без субъекта нет объекта"), принцип "экономии мышления", критика т.н. интроекции (якобы неоправданного удвоения мира, допускающего независимый от опыта объект) и др. принципы. Подробнее об этом см. в ст. Махизм. |
ЭМПИРИОМОНИЗМ (от греч. ἐμπειρία - опыт и μόνος - один, единственный) - форма махизма, основанная на своеобразном монистич. истолковании опыта. По мнению Богданова, создателя Э., Мах и Авенариус не объясняют, почему в едином по материалу, т.е. состоящем всюду из элементов-ощущений, опыте присутствуют две закономерности - физический и психический ряды элементов, принципиально не сводимые друг к другу. Э., стремясь избавиться от этого дуализма, рассматривает связь элементов опыта, во-первых, генетически анализируя происхождение "физического" и "психического", а, во-вторых, в качестве способа организации (хаоса элементов). Согласно Э., весь мир есть цепь комплексов элементов, где каждый комплекс обладает особой организованностью. Начало цепи - хаос элементов (то, что, по мысли Богданова, материализм именует природой без человека); затем - ассоциативная связь элементов - "психическое", или индивидуально-организованный опыт, и, наконец, "физическое" и возникающее из него познание - социально-организованный опыт. В процессе труда психическое (индивидуально организованный опыт) становится частью физического (социально-организованного опыта) и теряет для познания самостоятельное значение. "Единый мир опыта выступает как содержание для единого познания. Это - эмпириомонизм" ("Эмпириомонизм", кн. 1, М., 1908, с. 52). Все осн. филос. категории получают в Э. прагматистскую и субъективно-идеалистич. интерпретацию, являясь не более чем выражением (и средством) социальной организованности опыта и его форм. В анализе психики Э. придает большое значение приспособляемости организма к среде и методу "подстановки". Последний означает, что на место неизвестного физич. или физиологич. факта всегда можно подставить факт психический и наоборот, т.к. в конечном счете те и другие - результат нашей организац. деятельности. Уже сами махисты видели (см., напр., П. Юшкевич, Материализм и критич. реализм, СПБ, 1908, с. 161-93), что Э. приводит к панпсихизму и идеализму. Резкая критика Э. с т. зр. марксизма дана В. И. Лениным в "Материализме и эмпириокритицизме", а также в работах Плеханова ("Materialismus mulitans" и др.). Лит.: см. при ст. Богданов. А. Поляков. Москва. |
ЭМПИРИОСИМВОЛИЗМ (от греч. ἐμπειρία - опыт и σύμβολον - условный знак, символ) - термин, к-рый введен Юшкевичем, обозначившим так свою филос. концепцию, представляющую разновидность эмпириокритицизма. Осн. идея Э., что филос. понятия (истина, бытие, сущность и т.д.) только символы (точнее - условные знаки) и не отражают ничего существующего вне и независимо от сознания, была заимствована у Пуанкаре и Маха. Реальный мир, согласно Э., - это совокупность символов идеалистически понимаемого опыта, к-рые призваны систематизировать "первичные данные" коллективного человеч. сознания. Выбор той или иной символики диктуется характером опыта и удобством его интерпретации. Субъективно-идеалистические принципы Э. подвергнуты критике в книге В. И. Ленина "Материализм и эмпириокритицизм". |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ЭНЕСИДЕМ (Αἰνησίδημος) (1 в. до н.э.) - антич. философ, учивший в Александрии, представитель скептицизма. Осн. соч. Э. - "Пирроновы речи в восьми книгах" (известны по изложению Фотия), ему приписываются также соч. "О мудрости" и "Пирроновы очерки". В "Пирроновых речах" Э. выступил с резкой критикой Новой Академии (Аркесилай, Карнеад), ввел понятия о равновероятных противоположных суждениях и о практич. критерии выбора, к-рый связан с необходимостью "следовать жизни" без предвзятости и "горячего отношения", исследовал противоречия движения, изменения, рождения и гибели, связь рационального и чувственного, логич. непостижимость богов и природы, логич. противоречия причинности; логич. несостоятельность осн. понятий этики. По Сексту Эмпирику, Э. видел в скепсисе предпосылку философии Гераклита (Pyrrh. hyp., 210-226); в отличие от последней, относил противоречивость к миру мнения, а не к миру истинного бытия. Высшим благом у Э., как и у др. философов эллинистич. периода, выступает невозмутимость духа (атараксия). Средством ее достижения является, по Э., воздержание от догматич. суждений, претендующих на окончательную и неизменную истинность. Э. сформулировал 10 "тропов" - гносеологич. аргументов против догматизма, являющихся также и теоретич. основами морали (см. изложение тропов, в кн.: "История философии", т. 1, М., 1941, с. 357-60). Тропы Э., как и дополнит. тропы Агриппы, вскрывают несостоятельность онтологич. понимания истины как чего-то вечного, неизменного, неподвижного и непротиворечивого. Вслед за Гегелем (см. Соч., т. 10, М., 1932, с. 431-32) Ленин высоко оценивал тропы позднего скептицизма, видел в их направленности против абсолютов "...зародыш диалектического материализма" (см. "Филос. тетради", 1965, с. 275). Тропы Э. прочно укоренились в истории философии; они были использованы Монтенем, Ф. Бэконом (учение о "призраках"), Юмом, Кантом и др. Лит.: Рихтер Ρ., Скептицизм в философии, т. 1, СПБ, 1910, Natorp Ρ., Forschungen zur Geschichte des Erkenntnisproblems im Althertum, В., 1884, Quellenstudien zu Philo von Alexandreia, в кн.: Arnim H. von, Philologische Untersuchungen, H. 2, В., 1888, p. 53-100; D'Оrazio A., Enesidemo e lo scetticismo greco, Roma, 1901, Capone Braga G., L'eraclitismo di Enesidemo, "Rivista di Filosofia", 1931, an. 22, No 1, p. 33-47. См. также лит. при ст. Скептицизм M. Петров. Ростов-на-Дону |
ЭНТЕЛЕХИЯ (греч. ἐντελέχεια - осуществленность, от ἐντελής - законченный и ἔχω - имею) - термин философии Аристотеля, выражающий единство материальной, формальной, действующей и целевой причины. Занимая центр. место в философии Аристотеля, термин этот получает в ней разнообразные определения, к-рые могут быть сведены к следующим: 1) переход от потенции к организованно проявленной энергии, к-рая сама содержит в себе свою 2) материальную субстанцию, 3) причину самой себя и 4) цель своего движения, или развития. Такое сложное понятие, как Э. у Аристотеля, не могло получить популярность в новое время в сравнении с такими более простыми категориями, как форма, материя, причина, цель, субстанция и т.д. Тем не менее Лейбниц (Monadol. 18-19) прямо называл свои монады Э. из-за их совершенства и самодовления, причем Э. у Лейбница, как и у Аристотеля, это не только души, но и все тела. Витализм нового времени тоже многое почерпнул для себя из этой теории Аристотеля (Дриш и др.). Лит.: Burchard A., Der Entelechiebegriff bel Aristoteles und Driesch, Quakenbrück, 1928 (Diss), Ritter W. Ε., Why Aristotle invented the word "Entelecheia", "Quarterly Review of Biology", 1934, v. 9, No 1, p. 1-35, Garin Ε., Ἐνδελέχεια ἐντελέχεια" nelle discussioni umanistiche, "Atene e Roma", 1937, ser. 3, anno 5, No 3, p. 177-87, Βignоne E., Postilla aristotelica sulla dottrina dell'endelecheia, там же, 1940, ser. 3, anno 8, No 1, p. 61-64, Chen С. Η., The relation between the terms energeia and entelecheia in the philosophy of Aristotle, "Classical Quarterly", 1958, v. 8 (52), No 1, p. 12-17. А. Лосев. Москва. |
ЭНТИМЕМА (греч. ἐνϑύμημα) - 1) неполно (сокращенно) высказанный аргумент или неполностью проведенный логич. вывод (доказательство, рассуждение), недостающие части к-рого подразумеваются (греч. ἑν ϑυμῶ означает "в уме", "в мыслях"). 2) Сокращенный силлогизм, т.е. силлогизм, в к-ром пропущена бóльшая или меньшая посылка, или заключение. 3) По Аристотелю, "Энтимема есть ... силлогизм от вероятного или от признака" ("Первая аналитика", II, 27 69 в 38; рус. пер., [Л.], 1952). Так понимаемую Э., вообще говоря, следовало бы считать индуктивным умозаключением (хотя сам Аристотель этого и не делает: он считает Э. риторическим средством убеждения и наз. ее также риторическим силлогизмом), к-рое в зависимости от характера исходного признака (основания энтимематического умозаключения) может давать правдоподобное (вероятное), фактически истинное или фактически необходимое заключение (ср. Аристотель, там же, 70 в 4). Лит.: Mинто В., Дедуктивная и индуктивная логика, пер. с англ., 5 изд., М., 1905; Ахманов А. С., Логическое учение Аристотеля, [М., 1960], с. 266-74. М. Новосёлов. Москва. |
ЭНТРОПИЯ (греч. ἐντροπία - поворот, превращение) - функция состояния термодинамич. системы, характеризующая направление протекания самопроизвольных процессов в этой системе и являющаяся мерой их необратимости. Понятие Э. введено в 1865 Р. Клаузиусом для характеристики процессов превращения энергии; в 1877 Л. Больцман дал ему статистич. истолкование. При помощи понятия Э. формулируется второе начало термодинамики: Э. термоизолированной системы всегда только увеличивается, т.е. такая система, предоставленная самой себе, стремится к тепловому равновесию, при к-ром Э. максимальна. В статистич. физике Э. выражает неопределенность микроскопич. состояния системы: чем больше микроскопич. состояний системы соответствуют данному макроскопич. состоянию, тем выше термодинамич. вероятность и Э. последнего. Система с маловероятной структурой, предоставленная самой себе, развивается в сторону наиболее вероятной структуры, т.е. в сторону возрастания Э. Это, однако, относится только к замкнутым системам, поэтому Э. не может быть использована для обоснования тепловой смерти вселенной. В теории и н ф о р м а ц и и Э. рассматривается как мера недостатка информации в системе. В кибернетике при помощи понятий Э. и негэнтропии (отрицат. энтропии) выражают меру организованности системы. Будучи справедливой применительно к системам, подчиняющимся статистич. закономерностям, эта мера, однако, требует большой осторожности при переносе на биологические, языковые и социальные системы. Лит.: Шамбадаль П., Развитие и приложения понятия Э., [пер. с франц.], М., 1967; Пирс Дж., Символы, сигналы, шумы, [пер. с англ.], М., 1967. Л. Фаткин. Москва. |
ЭНЦИКЛОПЕДИСТЫ - франц. просветители, участвовавшие в создании "Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел" ("Encyclopédie, ou Dictionnaire raisonné des sciences, des arts et des métiers"), 35 томов к-рой вышло во Франции в 1751-80. Гл. редактором и наиболее плодовитым автором "Энциклопедии" был Дидро; до 1758 вторым редактором, возглавлявшим отдел математики, был Д'Аламбер. Почти все крупные представители просветительской мысли во Франции были привлечены Дидро к участию в "Энциклопедии": Вольтер, Гольбах, Гельвеций, Ж. Ж. Руссо, Мабли, Кондильяк, Дюмарсе, Буланже, Дюкло, Мармонтель, Лагарп, Сен-Ламбер, Рейналь, Морелле, Кенэ, Тюрго, Неккер и др. После смерти Монтескьё была опубликована его статья "Вкус". В "Энциклопедии" сотрудничали известные естествоиспытатели 18 в.: Бюффон, Добантон, Леруа. Работа над "Энциклопедией" велась в тяжелых условиях цензурного гнета, травли со стороны реакционеров, репрессий властей. С 1759 работа над "Энциклопедией" проводилась в полулегальной обстановке. Вынужденные прибегать к маскировке своих взглядов, Э. все же сумели с достаточной ясностью выразить свое отрицат. отношение к феод.-абсолютистскому обществу и господствующей в нем идеологии. Сыграв громадную роль в идеологич. борьбе против феодализма, абсолютизма и клерикализма, в идейной подготовке Великой французской революции, "Энциклопедия" явилась в то же время первым действительно всеобъемлющим сводом знаний передовой мысли 18 в. Ее первое издание разошлось в количестве 30 тыс. экз. и вскоре потребовались переиздания. В 18 в. она полностью или частично была переведена на ряд иностр. языков. Во Франции "Энциклопедия", к-рую стали называть "великой", послужила основой для последующих энциклопедич. изданий как общего, так и отраслевого характера, прежде всего для "Систематической энциклопедии" ("Encyclopédie méthodique") (166 томов, 1788-1832). Лит.: Duprat P., Les encyclopédistes, P., 1866. В. Кузнецов. Москва. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ЭПИКТЕТ (Ἐπίκτητος) (ок. 50 - ок. 138) - рим. философ-стоик. Род. в Гиераполе во Фригии. Будучи рабом одного из телохранителей Нерона, попал в Рим, где нек-рое время был секретарем Нерона, изучал философию под руководством стоика Мусония Руфа. Позднее освобожден и в 89 вместе с др. философами изгнан Домицианом из Рима. Обосновавшись в Эпире (г. Никополь), организовал филос. школу. Учение Э. известно по записям его ученика Арриана, собранным в работах: "Рассуждения Э." в 8 кн. (сохранились четыре), "Дружеские беседы Э." в 12 кн. (сохранились фрагменты). Соч. Э. отличаются афористичностью и образностью стиля. Философия Э. выразила пассивный нравств. протест угнетенных классов рим. рабовладельч. общества. В ней доминирует этич. проблематика, прежде всего - проблема достижения счастья. В духе стоицизма Э. понимает высшее благо как согласие мыслей и стремлений с природой. Вселенной, с божеств. законами. Высшая цель - сознат. подчинение божеств. закону, поскольку человек есть часть природы, а разум роднит человека с богом и подчинен богу; следование разумной необходимости и является, по Э., истинной свободой. "Ты - актер в драме и должен играть роль, назначенную тебе поэтом, будь эта роль велика или мала. Если поэт назначил тебе роль нищего, постарайся и эту роль сыграть как следует, да и любую другую роль: калеки, государя или обыкновенного гражданина. Твое дело - хорошо исполнить свою роль; выбор роли - дело другого" (Encheirid, 17). Все люди, по Э., - братья, все равны перед богом, и человек - гражданин мира. Э. осуждает рабство как моральное уродство, равно разлагающее и раба и господина. Господин - игрушка страстей - менее свободен, чем раб, стойко переносящий невзгоды. Свобода достигается лишь через нравств. совершенствование человека, к-рое носит либо форму приспособления, либо форму активного неприятия действительности (соответственно осн. герои Э. - Сократ и Диоген). Достижение свободы понимается Э. как внутр. личный процесс, не зависящий от внешних условий жизни. Мн. идеи этич. философии Э. были восприняты христианством, римскими эклектич. учениями и впоследствии в кризисных ситуациях не раз пробуждали к себе острый интерес в различных странах. Соч.: в рус. пер.: Настольные заметки стоической морали, Каз., 1883; Афоризмы Э. с прибавлением нескольких глав из его "Размышлений", СПБ, [1891]; В чем наше благо? Избр. мысли римского мудреца Э., кн. 1-4, М., 1904; Беседы Э. Отд. мысли Э., в кн.: Чертков В. Г., Рим. мудрец Э., его жизнь и учение, М., 1911. Лит.: История философии, т. 1, М., 1940 (с. 346-52 и др. по имен. указат.); Asmus R., Quaestiones Epicteteae, Friburgi, 1889; Oldfather W. Α., Contributions towards a bibliography of Epictetus, Urbana, 1952. M. Петров. Ростов-на-Дону. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ЭПИКУРЕИЗМ - античное и новоевропейское учения, исходящие из идей философии Эпикура. Об Э. в античности см. Эпикурейская школа. В новое время широкое усвоение и переосмысление идей Эпикура, прежде всего этики, а также атомистич. учения начинается в эпоху Возрождения (Валла, Уарте, Монтень, Шаррон и др.) и продолжается в 17-18 вв., в особенности в материалистической и просветительской философии (см. Французская философия). Крупнейшим представителем новоевроп. Э. был Гассенди. Как этич. принцип Э. в своем первонач. виде родствен антич. эвдемонизму, хотя впоследствии (в особенности в новое время - у философов Возрождения, франц. просветителей и др.) Э. нередко переосмыслялся в духе гедонизма и получал вульгарное толкование в обыденном сознании как синоним стремления к чувств. удовольствиям и т.п.; см. также Атараксия. Лит.: см. при ст. Эпикур, Эпикурейская школа, Гедонизм, Эвдемонизм. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ЭПИСТЕМОЛОГИЯ (от греч. ἐπιστήμη - знание и λόγος - слово, учение) - термин, употребляемый в странах англ. и франц. языка для обозначения теории познания. |
ЭПИХА́РМ (Ἐπίχαρμος) (550-440 до н.э.) - др.-греч. комедиограф и философ. Об Э. известно, что он слушал Пифагора (Diog. L. VIII, 78), был связан с деятельностью пифагорейцев (Jambl. V. Pyth. 266), осн. часть жизни провел в Сицилии. Э. - автор множества небольших комедий, в к-рых в острой форме излагал и критиковал филос. системы Парменида, Гераклита и др. Филос. сторона творчества Э. подчеркнута в т.н. "Письмах Алкима Аминте" (Diog. L. III, 9-17), в к-рых утверждается, что именно у Э. заимствовал Платон нек-рые важнейшие идеи своей философии: вечность богов и их неподверженность изменению, абс. характер блага, априорную природу знания и роль воспоминания в познании, различие между необходимостью и свободой. В рим. лит-ре (Цицерон, Варрон) реконструируется космогонич. теория Э. Элементы мира: огонь, земля, дыхание и солнце. Душа человека - огонь, взятый от солнца. Небо и земля образовались из огня и воды, а природа - через смешение теплого и холодного, сухого и влажного. Мать-земля порождает людей и возвращает их в свое лоно (Varro d. re. r. I 4, 1; I 1, 64). Несколько особняком стоит свидетельство Ямвлиха, по к-рому Э. во многом предвосхищает философию Эмпедокла и Парменида (Jambl. V. Pyth. 166). Э. известен также как автор множества популярных в древности этич. сентенций (Xenoph. Mem. I 1, 20; Plat., Axioch. 336 С; Arist. Phet. 1394 b). Фрагменты: Die1s H., Die Fragmente der Vorsokratiker, 5 Aufl., Bd 1, В., 1934. Лит.: Дынник Μ. Α., Очерк истории философии классич. Греции, М., 1936. М. Петров. Ростов-на-Дону. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ЭРДЕЙИ (Erdélyi), Янош (1814-1868) - венг. философ-левогегельянец, эстетик и лит. критик. Своими эстетич. исследованиями и работами в области поэтич. творчества Э. способствовал становлению направления нар. литературы (Петёфи, Арань). Соч.: Aesthetikai elötanulmányok, Bdpst, 1888; в рус. пер. - О народной поэзии. Индивидуальное и идеальное. Настоящее отечеств. филос., в сб.: Избр. произв. венгерских мыслителей. Конец 18 - середина 19 в., М., 1965. Лит.: Хевеши Μ. Α., Мировоззрение венгерских революц. демократов (40-е годы XIX в.), М., 1962. Л. Ленкен. Будапешт. |
ЭРДМАН (Erdmann), Бенно (30 мая 1851 - 7 янв. 1921) - нем. философ-неокантианец и психолог, ученик Гельмгольца. Проф. (с 1879) в Киле, Бреславле, Галле, Бонне и в Берлине (с 1909). Э. сыграл важную роль в изучении и издании наследия Канта; был преемником Дильтея на посту руководителя академич. изданий Канта и Лейбница. Филос. позиция Э. - крайний феноменализм. Осн. назначением философии и познания вообще считал их этич. функцию. Э. известен как представитель ассоциативной психологии и последователь Гербарта. Защищал психофизический параллелизм, считая, что "...всякая форма психологического материализма является недопустимою" ("Науч. гипотезы о душе и тело", М., 1910, с. 170). Гл. предмет исследования Э. - психология мышления. Э. различал формулированное и неформулированное (интуитивное) мышление, причем в последнем, согласно Э., нужно, в свою очередь, различать гипологич. мышление, имеющее место у детей и животных и представляющее собой предварительную (по отношению к гиперлогическому) стадию мышления. В гл. соч. "Логика" (Logik, Bd 1, Halle/Saale, 1892) Э. поддерживал т. зр. психологизма. Истолковывая логику как нормативную науку, он считал, что традиционные (аристотелевы) правила (нормы) мышления не являются нормами всякого возможного мышления и что наше мышление не вечно будет с ними связано. Соч.: Psychologische Untersuchungen über das Lesen, Halle/Saale, 1898; Die Psychologie des Kindes und die Schule, Bonn, 1901; I. Kant, Bonn, 1904; Umrisse zur Psychologie des Denkens, 2 Aufl., Tübingen, 1908; Grundzüge der Reprodukti-onspsychologie, В., 1920. Лит.: Becher Ε., В. Erdmann, Lpz., 1921; Rieffert J. B., B. Erdmann, "Kant-Studien", 1932, Bd 37. |
ЭРЕТРИЙСКАЯ ШКО́ЛА - см. Элидо-эретрийская школа. |
ЭРИУГЕНА - см. Иоанн Скот Эриугена. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
"ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕ́НИЯ ИСКУССТВА К ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ" - магистерская диссертация Чернышевского (защищена в 1855), в к-рой дано обоснование важнейших принципов материалистич. эстетики. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ЭТВЕШ (Еötvös), Йожеф (3 сент. 1813 - 2 февр. 1871) - венг. писатель и философ, сторонник идей историков Реставрации (Гизо, Тьерри, Минье и др.), министр просвещения Венгрии. Из опыта франц. революции 1848, не оправдавшей ожидания нар. масс, Э. сделал вывод, что век революц. способов преобразования общества прошел и теперь они не только бесполезны, но и нежелательны. Реальным средством обществ. переустройства Э. считал реформы. В осн. соч. "Влияние господств. идей 19 в. на гос-во" ("А 19 század uralkodó eszméinek befolyása az álladalomra", Bécsben, 1851), написанном под доминирующим влиянием франц. историч. школы, в частности идей Мишле, Тьерри, Ламенне о гос-ве, Э. излагает различные политич. тенденции (радикализм, консерватизм, коммунизм), защищая при этом умеренно-либеральные позиции. Анализируя господств. идеи 19 в. - идеи свободы, равенства и национального развития, Э. приходит к убеждению, что они противоречат друг другу и поэтому их совместное практич. осуществление невозможно. Свобода и равенство - идеи утопич. характера, реализация к-рых привела бы к уничтожению нац. гос-ва. Лит.: Хевеши Μ. Α., Мировоззрение венгерских революц. демократов (40-е годы 19 в.), М., 1962; Ferenсzi Zoltán, Br. Eötvös József. 1813-1871, Bdpst, 1903; Ρéterfy Jenö, Br. Jötvös József, mint regényíró, в его сб.: Válogatott müvei, [Bdpst], 1962; Söter István, Eötvös József. 2 kiad, Bdpst, 1967. Л. Ленкен. Будапешт. |
"ЭТИКА" (1677) - осн. соч. Спинозы. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ЭТИКА ЭВОЛЮЦИО́ННАЯ - направление в бурж. этике, в к-ром происхождение, природа и назначение морали трактуются с позиций биологич. эволюционизма. Отд. идеи такого рода высказывал еще Ч. Дарвин, к-рый определял всеобщее благо как то, что способствует воспитанию индивидов здоровыми и энергичными. Спенсер вообще стал рассматривать мораль как форму развития эволюц. процесса природы на той его ступени, к-рая соответствует человеч. обществу ("Основания науки о нравственности", СПБ, 1880) Эволюц. концепции морали получили распространение в совр. бурж. этике (Дж. Хаксли, К. X. Уоддингтон, Холт, Тейяр де Шарден и др.), общим для всех них является то, что нравственность рассматривается не как специфич. обществ. явление, а как проявление общей эволюции органич. жизни, частной фазой к-рой считается история общества. Нередко это приводит к явной биологизации человека и морали. С этой т. зр., человек - это всего лишь высокоразвитое и социализированное животное, а мораль - система условных рефлексов, вырабатываемых обществом в ходе его эволюции и прививаемых индивидам, для к-рых они служат орудием приспособления к среде. Холт, напр., считает понятия добра и долга - средством ориентации человека в природной действительности, помогающим индивидам осуществлять в своем поведении требования органич. эволюции, делать поступки адекватными внешней среде. Пытаясь при помощи данных естеств. наук найти объективные основания нравственности, сторонники Э. э. часто выступают с этих позиции против двух осн. направлений совр. бурж. этики - формализма и иррационализма (см. Этика) с присущими им релятивизмом и скептицизмом в трактовке морали. В целом Э. э. носит натуралистич. характер, хотя в ней часто присутствуют элементы объективного идеализма и психологизма (в частности, фрейдизма). О. Дробницкий. Москва. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ЭТНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛО́ГИЯ - дисциплина, изучающая особенности психич. склада и поведения людей, определяемые их национальной (племенной) принадлежностью или этнич. общностью. Характерными объектами Э. п. являются относительно обособленные народности и группы населения (напр., жители островов Тихого океана, сев.-амер. индейцы, отд. племена Африки, группы эмигрантов и т.д.). Содержанием этнопсихологических исследований является установление взаимосвязи между типом деятельности (род занятий, их техническая вооруженность и т.д.) и характером культуры (традиции, верования, ритуалы и пр.), с одной стороны, и особенностями поведения и психики членов исследуемых общностей - с другой. Эти исследования в большинстве своем носят эмпирический, сравнительно-описат. характер. История Э. п. первоначально была тесно переплетена с развитием этнографии и антропологии, а ее материал составляли отчеты миссионеров и путешественников. Первую попытку собственно психологич. обобщения этого материала предпринял В. Вундт в работах по психологии народов. Хотя эти работы опирались на неверную идеалистич. предпосылку о наличии особого субстанциального нар. духа, они определили общую культурно-историч. направленность исследований в области Э. п. При этом интерпретация полученных результатов зависит от общепсихологич. позиции конкретного исследователя. В ряде стран, особенно в США, распространен подход к Э. п. с позиций фрейдизма и неофрейдизма - направлений, к-рые пытаются исследовать психику в ее взаимосвязи с культурой. На развитие Э. п. оказывают влияние исследования в смежных областях, особенно в лингвистике (исследования специфики мышления народов, принадлежащих к разным языковым группам; см. Относительности лингвистической гипотеза) и социологии, у к-рой Э. п. заимствует методы исследования, в частности методику изучения малых групп. Э. п. следует отличать от не имеющих с ней ничего общего политич. спекуляций на расовых и нац. различиях. В Э. п. не установлено наличия к.-л. особенностей или свойств, позволяющих говорить о преимуществах одних народов перед другими. Лит.: Лебон Г., Психология народов и масс, пер. с франц., СПБ, 1896; Φулье Α., Факторы нац. характера, пер. с франц., Одесса, 1906; Овсянико-Куликовский Д. Н., Психология национальности, П., 1922; Шпет Г. Г., Введение в этнич. психологию, вып. 1, М., 1927; Поршнев Б. Ф., Социальная психология и история, М., 1966; Кон И., Психология предрассудка, "Новый мир", 1966, No 9; Gregg F. M., Peoples psychology, psychology's path to personality, N. Y., 1951; Duijker H. С. J., Frijda N. H., National character and national stereotypes, Amst., 1960; Griéger P., La charactérologie éthnique, Approche et compréhension des peuples, P., 1961. В. Козлов, H. Алексеев. Москва. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ЭТОС (греч. ἦθος - обычай, нрав, характер) - термин антич. философии, обозначающий характер физического, морального, общественного и художеств. явления. В ранней натурфилософии говорится об Э. первоэлементов действительности (Эмпедокл В 17, 28), об Э. как устойчивом нравств. характере (Пифагор А 16, пифагорейцы 58 Д 9; Гераклит A 1, В 78; Демокрит В 57, 192; Критий В 6, 14), а также об Э. как о чем-то динамически-направляющем (Эмпедокл В 110, 5; Демокрит А 77); ср. характерное изречение Гераклита: "Э. человека есть его демон" (В 119). В ранней греч. философии Э. употребляется и в художеств. значении (Дамон об Э. муз. ладов - В 7), к-рое позднее было развито Аристотелем: Э. ораторской речи как ее адекватность намерениям и идеям оратора (Rhet. II 21) и Э. музыки, характеризующий ее внутреннее и воспитат. воздействие на человека (Polit. VIII, 4, 5). Здесь Э. уже приближается к понятию стиля. Дионисий Галикарнасский (De art. rhet. XI 2 Mai) и Гермоген (De ideis II 2 Rabe) понимают Э. как в общеморальном, так и в частном, риторич. смысле, дифференцирующемся у Гермогена в зависимости от характера изображаемых персонажей. С углублением художеств. значения термина все большее внимание уделялось разнообразию внутренних и внешних сторон предмета, совпадавших у риторов, музыкантов и поэтов в том или ином стиле. Этосу в антич. эстетике обычно противопоставляли пафос как более спокойный и аффективный стиль (Дионисий Галикарнасский, De vet. script. censure III, 1; De compos. verb. XXII p. 75; Квинтилиан VI 2, 8.17; Χ 1, 48. 101; Лонгин IX 15; XXIX 2; Евстафий Praef. p. 4; Proem. Od. p. 1379 - о "патетичности" "Илиады" и "этичности" "Одиссеи"). Плутарх наряду с Э. в моралистич. и педагогич. смысле (De poet. aud. 4, 20 а, 20 е) развивает также художеств. понимание Э. как принципа муз. композиции (De mus. 33 Bernard.). T.о., в учении об Э. проявляется обычное для антич. мышления слияние внутреннего и внешнего, равно как и взаимное соответствие этич. и эстетич. т. зр. на предмет. Лит.: Süss W., Ethos. Studien zur älteren griechischen Rhetorik, Lpz., 1910; Abert H., Die Lehre vom Ethos in der griechischen Musik, Lpz., 1899. А. Лосев. Москва. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ЭЧЕВЕРРИА (Echeverria), Эстебан Хосе (2 сент. 1805 - 20 янв. 1851) - аргент. мыслитель-демократ, поэт и публицист. Филос. взгляды Э. сложились под влиянием утопического социализма школы Сен-Симона, с доктриной к-рого Э. познакомился в 20-х гг. в Париже. В 1838 группа аргент. интеллигентов во главе с Э. и Альберди создала тайное об-во "Молодая Аргентина", программа к-рого, основанная на принципах утопич. социализма, преследовала борьбу против диктатуры Росаса, за нац. самоопределение и демократич. свободы. Осн. работа Э. "Социалистич. учение Майской ассоциации" [В. Aires, 1838, переизд., Montevideo, 1846; рус. пер. в кн.: Прогрессивные мыслители Латинской Америки (19 - начало 20 вв.), М., 1965] представляла собой политич. манифест этого тайного об-ва. Осн. тезисы манифеста Э. нашли отклик в работах Альберди и Сармьенто (1811-88) и, по существу, положили начало демократич. традиции в обществ. мысли Аргентины. Соч.: Obras completas, В. Aires, [1951], в рус. пер. - Февральская революция во Франции, в кн.: Прогрессивные мыслители Латинской Америки (19 - начало 20 в.), М., 1965. Лит.: Воgliоlо R., Las idéas democráticas y socialistas de E. Echeverria, 3 ed., В. Aires, [1937]; Ρalcos Α., Echeverria y la democracia Argentina, В. Aires, 1941; Agosti H. P., Echeverria, B. Aires, 1951; Halperin Donghi T., El pensamiento de Echeverria, B. Aires, [1951]. Ж. Вильф. Москва. |