Приглашаем посетить сайт

Футбол (football-2000.niv.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
Статьи на букву "Э" (часть 1, "ЭББ"-"ЭМИ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Э" (часть 1, "ЭББ"-"ЭМИ")

ЭББИНГАУЗ

Эбингхауз (Ebbinghaus), Герман (24 янв. 1850 - 26 февр. 1909) - нем. психолог, представитель ассоциативной психологии. Профессор ун-тов Бреславля (с 1894) и Галле (с 1908); организатор (совместно с А. Кёнигом) "Журнала психологии u физиологии органов чувств" ("Zeitschrift für Psychologie und Physiologie der Sinnesorgane"), объединявшего психологов, не принадлежавших к школе В. Вундта. Относя психологию к числу естеств. наук, Э. считал необходимым отделение ее от философии. В трактовке психич. явлений стоял на позициях пси-хофизич. параллелизма. Место Э. в истории психологии определяется гл. обр. тем, что он положил начало экспериментальным исследованиям высших психич. функций, особенно памяти. Наиболее значит. влияние имела его работа "О памяти" ("Über das Gedächtnis", Lpz., 1885), в к-рой было показано влияние на запоминание количества запоминаемого материала, числа повторений, близости и направленности ассоциативных связей; здесь же Э. вывел забывание как функцию времени ("кривая Э."). Им был разработан тест для определения степени умств. развития. Перу Э. принадлежат многократно переиздававшееся руководство по психологии "Grundzüge der Psychologie" (Bd 1-2, Lpz., 1897-1908) и "Abriss der Psychologie" (Lpz., 1908).

Соч.: в рус. пер.: Основы психологии, т. 1, вып. 1-2, СПБ, 1911-12; Очерк психологии, СПБ, 1911.

Лит.: Jaensch Ε., [Η. Ebbinghaus], "Zeitschrift für Psychologie und Physiologie des Sinnesorgane", 1909, Bd 51, No 1; Woodworth R. S., H. Ebbinghaus, "J. of Philos. Psychology and Scientific Methods", 1909, v. 6, p. 253-56; Shakow D., H. Ebbinghaus, "Amer. J. of Psychology", 1930, v. 42, No 4, p. 505-18; Murphy G., Historical introduction to modem psychology, [rev. ed.], Ν. Υ., 1949, p. 174-81.

M. Роговин. Москва.

ЭББОТ

А б б о т (Abbot), Фрэнсис Эллингвуд (6 нояб. 1836 - 22 окт. 1903) - амер. теолог и философ-деист. В 1868 отрекся от сана священника-унитария (протестантская секта, см. Антитринитарии), вследствие несовместимости своих взглядов с христ. догматикой, и основал "Свободную религ. ассоциацию", проповедовавшую "рациональную религию" без священнослужителей и отрицавшую зависимость морали от религии. Деистич. концепция веры изложена Э. в его работе "Науч. теизм" ("Scientific theism", Boston, 1885).Филос. произведение Э. "Путь агностицизма" ("The way of a agnosticism", Boston, 1890), содержащее критику агностицизма Канта с его разрывом явлений и "вещей в себе", вызвало резкие возражения Ройса и последующую дискуссию в филос. лит-ре. Опираясь на гегелевскую критику кантианства, Э. отмежевывался вместе с тем от абс. идеализма Гегеля, противопоставляя ему "научный реализм". Его критика номинализма оказала влияние на Пирса. См. также ст. Американская философия.

Соч.: The syllogistic philosophy, v. 1-2, Boston, 1906.

Лит.: Schneider Η. W., A history of American philosophy, N. Y., 1946; O'Konnоr D. D., Peirce's debt to F. Ε. Abbot, "Journal of the History of Ideas", 1964, v. 25.

Б. Быховский. Москва.

ЭБИОНИТЫ

ЭБИОНИТЫ (евр. 'ebjōnīm - бедные) - обозначение иудеохрист. секты 1 в. н.э., локализовавшейся в заиорданской Палестине, и нескольких более поздних иудеохрист. сект. Э. отрицательно отнеслись к универсализации христианства и усвоению им эллинистических понятийных и мифологич. моделей; отвергая послания Павла, они стремились удержать ближневост. черты евангельской веры и в этом отношении явились предшественниками ислама. Теология Э. дуалистична: Христос (понятый не как логос, не как ипостась бога, но как глава ангелов) и сатана ведут борьбу, в каждом поколении сатана выставляет против пророка своего лжепророка. Иисус был человеком и пророком Христа; Павел - его антагонистом, глашатаем сатаны. Э. требовали строгого соблюдения иудейских религ. запретов и настаивали на сохранении избранничества евреев и в христианстве, однако враждебно относились к иерусалимскому культу. Этика Э. строго осуждала стяжательство и, по-видимому, требовала общности имущества. Все это сближает Э. с традициями иудейского сектантства кумранского (ессейского) типа.

Лит.: Общая история европейской культуры, под ред. И. М. Гревса и др., т. 6, СПБ, [1911], с. 248-51; Амусин И. Д., Рукописи Мертвого моря, М., 1961, с. 215-16; Fitzmayer J. Α., The Quraran Scrolls, в кн.: Scrolls and the New Testament, ed. by K. Stendahl, N. Y., 1957; Strecker G., Das Juden-Christentum in den Pseudoklementinen, В., 1958.

С. Аверинцев. Москва.

ЭВГЕМЕР

ЭВГЕМЕР (Εὐήμερος) из Мессены - др.-греч. философ, живший в 4 в. до н.э.; был близок к учению киренаиков. Ему приписывают авторство "Священной записи", хотя уже в древности по этому поводу высказывались сомнения (Columella, IX, 2). Судя по Диодору Сицилийскому (V, 41-46; VI, I) и нек-рым христ. авторам, речь идет о филос. романе-утопии, в к-ром Э. пытался рационально осмыслить мифологию. В этой, одной из первых, социальной утопии описаны социальные порядки трех мифич. островов; боги трактуются здесь как порождение человека, видные политич. деятели острова Панхей либо посмертно возводились в ранг богов, либо же сами создавали культ собственной личности и объявляли себя богами. Христианская литература использовала мотивы "Священной записи" в борьбе с язычеством. Позднее идеи Э. использовались в борьбе против христианства и, возможно, влияли на выбор формы социальных утопий.

Лит.: Euhemeri reliquiae, coll. G. Némethy, Pest, 1889; Block R., Evhémére, Brux., 1877.

M. Петров. Ростов-на-Дону.

ЭВДЕМ

ЭВДЕ́М (Εὔδημος) Р о д о с с к и й (4 в. до н.э. ) - др.-греч. философ, представитель перипатетической школы. Примкнул к Аристотелю, дружил с Теофрастом. Основал на Родосе собств. школу (Simpl., in Aristot. Phys., 173). По ряду свидетельств, Аристотель выделял Э. среди других учеников: пользовался его советами и помощью при работе над "Метафизикой" и даже написал в его честь элегию (Olymp., in Gorg., 336). Э. приписывают формулировку эвдемонизма как этич. принципа перипатетиков, в основе к-рого лежит стремление человека к высшему благу - счастью, путем использования всех духовных сил в согласии с рассудком. Часть исследователей признает Э. автором "Эвдемовой этики", тогда как другая приписывает авторство Аристотелю. По общефилос. вопросам Э. написал: "Физику" (переработка "Физики" Аристотеля), "Этику" (комментарий к этич. трактатам Аристотеля), "Аналитику" (содержавшую критич. замечания в адрес Аристотеля и Теофраста), "О словах" (трактат о грамматич. и логич. структуре предложения, близкий по содержанию к работе Аристотеля "Об истолковании"). Большой известностью пользовалась работа Э. "Об угле", от к-рой сохранился один фрагмент. Э. - автор многих историч. трудов: "Истории арифметики", "Истории геометрии", "Истории астрономии", содержащих большой фактич. материал, сохраняющий значение до нашего времени как источник сведений об антич. науке.

Соч.: Eudemi Rhodii peripatetici fragmenta, ed. L. Spengl, В., 1870.

Лит.: Fritzsche A. Th. H., Aristotelis ethica Eudemia (Eudemia Rhodii ethica), 1851; Wehrli F., Die Schule des Aristoteles, H. 8 - Eudemos von Rhodos, Basel, 1955.

M. Петров. Ростов-на-Дону.

ЭВДЕМОНИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭВКЛИД

ЭВКЛИД - Ε в к л и д (Εὐκλείδης), - др.-греч. математик, живший ок. 3 в. до н.э. в Александрии. Помимо этого, ничего достоверного о жизни Э. не известно. Э. знаменит как автор "Начал" - первого дошедшего до нас теоретич. сочинения по математике. По словам Эйнштейна, это удивительное произведение дало человеческому разуму ту уверенность в себе, которая была так необходима для его последующей деятельности. Подводя итог трехсотлетнему развитию греч. математики, Э. систематически изложил элементарную геометрию, алгебру квадратных уравнений, общую теорию отношений и пропорций (прообраз позднейших теорий действит. чисел; см. Континуум, Математическая бесконечность, Прерывность и непрерывность), элементарную теорию чисел, метод исчерпывания (элементы теории пределов). "Начала" - первое из известных аксиоматич. изложений математики, чем и определяется их исключит. роль в истории науки. Несовершенство аксиоматики Э. с современной т. зр. никоим образом не умаляет ни значения "Начал" как отправного пункта всей последующей истории аксиоматич. метода, ни гениальной интуиции их творца. По существу, каждый новый этап в развитии аксиоматич. метода вплоть до работ Д. Гильберта и его учеников был некоторым уточнением первоначальной концепции Э.; исключение не составляют и идеи Лобачевского, Я. Бойаи и К. Ф. Гаусса, а позднее - Б. Римана, приведшие к созданию "неэвклидовых геометрий" (подробнее см. Метод аксиоматический).

Э. принадлежит и ряд др. произведений, посвященных как самой математике (напр., "Данные"), так и ее приложениям (оптике, теории музыки). Приписываемые Э. трактаты "Конические сечения", "Ложные заключения" и "Поризмы" не сохранились. Прокл и др. поздние неоплатоники причисляли Э. к последователям Платона, что не подтверждается, однако, никакими текстами самого Э. (Введение в науку аксиоматич. метода приписывают обычно - также в силу традиции - Пифагору.) Нек-рые историки науки считают, что на взгляды Э., сложившиеся под явным воздействием идей формальной логики Аристотеля, оказал также значит. влияние Евдокс Книдский (к-рому, в частности, принадлежит изложенная в "Началах" теория пропорций). Большая часть собственно геометрия, содержания "Начал", очевидно, была известна предшественникам Э. (Фалесу, Пифагору, Платону; по др. версиям - Демокриту) и его современникам (Архимеду, Аполлонию). Наиболее оригинальные результаты Э. относятся к теории чисел: алгоритм нахождения наибольшего общего делителя произвольных целых чисел (т.н. "алгоритм Эвклида") и "конструктивное" доказательство бесконечности ряда простых чисел.

Соч.: Начала Евклида, пер. с греч., [т. 1-3], М.-Л., 1948-50.

Лит.: Историко-математич. исследования, вып. 1-2, М.-Л., 1948-49; Садовский В. Н., Аксиоматический метод построения научного знания, в сб.: Философские вопросы современной формальной логики, М., 1962.

И. Башмакова, Ю. Гастев. Москва.

ЭВКЛИД ИЗ МЕГАРЫ

ЭВКЛИД ИЗ МЕГА́РЫ (Εὐκλείδης) (жил между 450 и 380 до н.э.) - др.-греч. философ, основатель мегарской школы. Был близок к элейцам, а затем к Сократу, присутствовал, по преданию, при его смерти. Известен сближением учения элейской школы о едином бытии и учения Сократа о всеобщем благе. Идею тождества блага и единого Э. использовал для отрицания движения, многого, опираясь на логич. аргументацию элейцев и этическую - Сократа. Э. и мегарики положили начало логике высказываний, к-рая получила дальнейшую разработку в стоицизме (см. Древнегреческая логика). По свидетельству Диогена Лаэртского (11, 10, 107), Э. строил свои доказательства апагогически (т.е. показывая абсурдность следствия) и подвергал сомнению заключения по аналогии. Из шести диалогов Э. сохранился только один отрывок.

Лит.: История философии, т. 1, М., 1940, с. 143-44.

В. Зубов. Москва, М. Петров. Ростов-на-Дону.

ЭВОЛЮЦИОННАЯ ТЕОРИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ

ЭВОЛЮЦИО́ННОЕ УЧЕ́НИЕ - см. Эволюционная теория в биологии.

ЭВОЛЮЦИЯ

ЭВОЛЮЦИЯ (от лат. evolutio - развертывание) - в широком смысле представления об изменениях в обществе, органич. мире, неживой природе, их направленности, порядке, закономерностях. Идея Э. в простейшей форме заключается в том, что определ. состояние к.-л. системы является результатом более или менее длит, изменений предшествовавшего ее состояния (о различных теориях Э. см. в ст. Историзм, История, Прогресс, Развитие, Философия истории, Эволюционная теория). В более узком смысле - представление о медленных, постепенных, количеств. изменениях, в отличие от революции. Диалектич. материализм рассматривает Э. и революцию как взаимосвязанные и взаимообусловленные стороны развития, выступая против абсолютизации к.-л. одной из них.

ЭВРИСТИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭГАЛИТАРИЗМ

ЭГАЛИТАРИЗМ (франц. égalitarisme, от égalité - равенство) - мелкобуржуазная утопия, в к-рой проповедуется всеобщая уравнительность как принцип организации обществ. жизни. В первонач. формах Э. связан с требованием уравнит. передела земли: "вся земельная собственность граждан... должна быть равною" (Фалей, - цит. по кн.: Аристотель. Политика, II, 4, 1). В эпоху раннего капитализма обозначились два осн. течения Э. Первое выступает за уравнение имуществ индивидуальных производителей при сохранении частной собственности. Идеал равенства на основе частного владения, обоснованный Ж. Руссо, пыталась проводить в жизнь якобинская диктатура. Переходную меру к равному разделу всех имуществ нек-рые эгалитаристы усматривали в их обобществлении. Госселен полагал, что верховное право на землю должно принадлежать гос-ву, Спенс - общине. Второе течение Э. связано с первыми коммунистич. утопиями. Оно проповедует уравнит. распределение труда и продуктов на базе общности имуществ (напр., бабувисты - см. Бабёф). Проповедь ранней революц. коммунистич. лит-рой всеобщего аскетизма и грубой уравнительности Маркс и Энгельс расценивали как реакц. элемент в ее содержании (см. Соч., 2 изд., т. 4, с. 455). Реакц. черты Э. получили особенно рельефное выражение в т.н. "казарменном коммунизме", напр. у франц. феодального социалиста Гойона де ла Пломбани. Эта концепция исходит из того, будто с переходом средств произ-ва в обществ. достояние люди утрачивают побудит, мотивы к труду, относясь к нему как к принудит. повинности, "телесному рабству". Отсюда выводится "необходимость" распределять бремя труда поровну между всеми (обязат. тяжелый физич. труд, с.-х. повинность и т.п.). Соответственно, из потребит. фонда каждый может получать лишь равную долю продуктов. Для поддержания такого порядка предполагается "оказармление" труда, создание трудовых армий, военизация хозяйств. политики, бюрократии, организация управления, мелочная регламентация труда и быта человека. Эта концепция чужда научному пониманию проблемы равенства. Она пытается нивелировать способности и потребности людей, уничтожая все то, чем не может обладать каждый. В условиях, когда пролетариат еще не сформировался как класс, выдвижение против эксплуататорских классов принципа Э., как отмечал Ф. Энгельс, "...является необходимой переходной ступенью..." от плебейско-мелкобуржуазной революционности к пролетарской (см. тамже, т. 7, с. 377-78). В совр. эпоху этот реакц. мелкобурж. принцип противостоит революц. идеалам рабочего класса.

Е. Панфилов. Москва.

ЭГОИЗМ

ЭГОИЗМ (франц. égoisme, от лат. ego - я) - принцип жизненной ориентации в социальной действительности, состоящий в превращении частных интересов в осн. мотив деятельности и гл. критерий оценки и отношения к обществу и окружающим. Возникает в эпоху разложения первобытнообщинного строя вместе с возникновением частной собственности и отражает процесс атомизации обществ. объединений, выделения из них самодовлеющих индивидов и замкнутых групп (позднее - классы), для к-рых общественно полезная деятельность является и признается лишь средством утверждения и сохранения их особого социального положения. Развитие товарного и особенно капиталистич. способа произ-ва, в к-рых превращение частного интереса в цель деятельности происходит объективно, делает принцип Э. универсальным мерилом человеческой (предпринимательской) активности, что нашло отражение в особых моральных доктринах (см. Эгоизма теории). Обыденным нравственным сознанием ничем не ограниченный Э. всегда так или иначе осуждался; в качестве альтернативы ему был выдвинут принцип альтруизма. Однако лишь с устранением частной собственности в условиях социализма принцип Э. утрачивает свой универсальный характер в качестве осн. способа мотивации обществ. деятельности. Его окончат, изживание из практики человеч. отношений относится к эпохе зрелого коммунизма.

О. Дробницкий. Москва.

ЭГОИЗМА ТЕОРИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭДЕЛЬМАН

ЭДЕЛЬМАН (Edelmann), Иоганн Христиан (8 июля 1698 - 15 февр. 1767) - нем. вольнодумец и философ-материалист.

Критич. изучение библейских текстов и истории религии, влияние Спинозы, Толанда, Диппеля и др. передовых нем. мыслителей привело Э. к материализму, к отказу от религ. мировоззрения. С позиций спинозовского пантеизма Э. доказывал в своей анонимно опубликованной книге "Моисей с раскрытым лицом" ("Moses mit aufgedecktem Angesichte", [s. l.], 1740), что бог немыслим без материи и не существует вне природы. В мире господствует необходимость и действуют законы, управляющие движением материи. Даже мысли представляют собой движение особо тонкой материи, находящейся в мозге человека. Э. подверг всесторонней критике христ. вероучение, предвосхитив нек-рые идеи фейербаховского атеизма. Он высказал, в частности, догадку о земном происхождении веры в бога, говорил о "кривом зеркале религии", в к-ром отражается человеч. сущность. За свои взгляды Э. подвергался гонениям и вынужден был в течение многих лет скитаться по Германии. Его книги сжигались на кострах, но, несмотря на запреты, получили широкую известность в Германии.

Соч.: Die Göttlichkeit der Vernunft, [s. l.], 1741; Die Begierde nach der vernünftigen lautern, Milch, [s. l.], 1744; Glaubensbekenntnis, Lpz., 1848; Selbstbiographie, В., 1849.

Лит.: Тымянский Г., Э. - нем. материалист XVIII в., "ПЗМ", 1925, No 7; История философии, т. 3, М., 1943, с. 22-24; Гропп Р. О., Прогресс, филос. наследие Германии последней трети XVII - конца XVIII вв., "ФН", 1961, No 1; Гулыга А. В., Из истории нем. материализма, М., 1962; Μönскеbеrg С., H. S. Reimarus und J. С. Edelmann, Hamb., 1867; Guden Ε., J. Ch. Edelmann, Hannover, 1870; Mauthner F., Der Atheismus und seine Geschichte im Abendlande, Bd 3, Stuttg.-В., 1922; Heise W., J. Ch. Edelmann, В., 1954 (Diss.).

Б. Мееровский. Москва.

ЭДУАРДС

ЭДУАРДС (Edwards), Джонатан (5 окт. 1703 - 22 марта 1758) - амер. религиозный философ и кальвинистский теолог, непримиримый противник атеизма и материализма. В своих филос. воззрениях Э., отвергая учение Локка, сочетал мистицизм кембриджских платоников со взглядами, близкими к учениям Беркли и Мальбранша. Религ.-идеалистич. миропонимание он доводил до признания бога единственной реальностью и единственной действующей причиной всего происходящего. Физический и духовный мир Э. рассматривал как эманации божества, отрицая их субстанциальность. Э. подчеркивал ничтожество человека перед богом. Вместе с тем он вступил в коллизию с офиц. кальвинизмом, истолковывая догму предопределения и отрицания свободы воли как свободу выбора в пределах обусловленности мотивов этого выбора, утверждая, что "истинная религия заключается, главным образом, в священных влечениях" ("A treatise concerning religious affections", в кн.: Works, v. 2, Nev Haven, 1959, p. 99).

Амер. просветители вели активную борьбу против воззрений Э. и его приверженцев.

Соч.: Works, v. 1-10, Ν. Υ., 1829-30; Selections from the unpublished writings of J. Edwards..., Edin., 1865.

Лит.: Iverасh J., .1. Edwards, Edin., 1884; Allen A. V. G., J. Edwards, Boston-N. Y., 1889; Mac Сracken J., Edwards' idealismus, Halle, 1899; Schneider H. W., The Puritan mind, N. Y., [1930]; Ρarkes H. В., J. Edwards, the fiery Puritan..., N. Y., 1930; Murphy A. Ε., Reason and the common good, Englewood Cliffs (N. Y.), 1963.

Б. Быховский. Москва.

ЭЙДОС

ЭЙДОС (греч. εἶδος - вид, образ) - термин антич. философии и лит-ры, первоначально обозначавший "видимое" или "то, что видно", но постепенно получивший более глубокий смысл - "конкретная явленность", "телесная или пластич. данность в мышлении". Уже у Гомера термин обозначал "наружность" и по преимуществу "прекрасную наружность". В антич. натурфилософии Э. понимался почти исключительно как "образ" (Эмпедокл - В 27, I, ср. 22, 7; 23, 5; 115, 7; Демокрит - А 82). Однако уже у Парменида Э. выступал не просто как то, что видно, но как сущность, правда, так или иначе видимая (29 А 15), а у Гиппократа Э., по-видимому, есть то, что мы могли бы назвать сконструированной сущностью (87В I). У софистов, кроме традиционного внешнего понимания (Георгий В 22), встречается еще формально логич. понимание Э. как видового понятия или разновидности сущности (Протагор А 16).

У Платона перемешиваются различные значения Э. - внешнее и внутреннее (напр., R. Р. IV 434 d, 435 с), внутренне-внешнее, мифолого-натурфилософское (кубич. Э. Земли, Tim. 55 е, пирамидальный Э. огня - 56 в и пр.) и т.д. вплоть до значения субстанциальной идеи, к-рое считается для него особенно характерным (см. учение об идеях в ст. Платон). У Аристотеля, кроме популярных значений, Э. употреблялся и в значении "формы". Для стоицизма и неоплатонизма также характерны разнообразные значения Э. (начиная с "наружности тела" и кончая самостоятельной субстанциальной идеей).

Т. обр., изучение этого термина свидетельствует о том, что в антич. философии самые абстрактные понятия связаны с телесно-пластич. интуициями.

В философии 20 в. у Гуссерля и представителей его школы этот термин, отчасти в лат. переводе species, означал наивысшую мыслит. абстракцию, к-рая тем не менее дана конкретно, наглядно и вполне самостоятельно. Здесь это тот же платоновский Э., но чисто мыслит. природы и исключающий к.-л. намек на субстанциальность (E. Husserl, Logische Untersuchungen, Bd 2, Tl 1, Halle, 1922, S. 216-24; Tl 2, S. 165-80; его же, Ideen zu einer reinen Phänomenologie und phänomenologischen Philosophie, Bd 1, Halle, 1922).

Лит.: Лосев Α. Φ., Антич. космос и совр. наука, М., 1927, с. 533-36; его же, Очерки антич. символизма и мифологии, M., 1930, с. 135-281; его же, Эстетич. терминология ранней греч. лит-ры, "Уч. зап. Моск. гос. пед. ин-та", 1954, т. 83, вып. 4, с. 128-30; Rittеr С., Neue Untersuchungen über Platon, Münch., 1910, S. 228-336; Cassirer Ε., Eidos und Eidolon. Das Problem des Schönen und der Kunst in Platons Dialogen, "Vorträge der Bibliothek Warburg", 2, 1922-1923, Lpz., 1924, S. 1-27; Else G. F., The terminology of the ideas, "Harvard studies in classical philology", 1936, v. 47, p. 17-55; Hartmann Ν., Zur Lehre vom Eidos bei Platon und Aristoteles, В., 1941.

А. Лосев. Москва.

ЭЙЗЕНШТАДТ

ЭЙЗЕНШТАДТ (Eisenstadt), Самуэль (р. 1923) - израильский бурж. социолог. Проф. социологии Гарвардского и Чикагского ун-тов, Массачусетского технология, ин-та, возглавляет отдел социологии и руководит школой экономики и социальных наук в Еврейском ун-те (Иерусалим).

Э. близок к структурно-функциональной школе в немарксистской социологии; он автор работ в области теоретич. социологии, а также исследований в области исторической и сравнит. социологии. Наиболее известны его работы "От поколения к поколению" ("From generation to generation", Glencoe, 1956) и "Политические системы империй" ("The political systems of Empires", N. Y.-L., 1963).

Соч.: Processes of change and institutionalization of the political systems of centralized empires, в сб.: Explorations in social change, ed. G. K. Zollschan and W. Hirsch, N. Y.-[a. o.], 1964; Essays on comparative institutions, N. Y.-[a. o.], [1965]; Modernization, Englewood Cliffs (N. Y.), 1966.

ЭЙКЕН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭЙЛЕР

ЭЙЛЕР (Euler), Леонард (15 ацр. 1707 - 18 сент. 1783) - швейцарский философ, математик, механик и физик; более 30 лет проработал в Петерб. академии наук (1727-41 и в качестве директора Академии в 1766-83; в 1741-66 Э. работал в Берлинской академии наук). Не было ни одной области современной ему математики (высший анализ, теория чисел, высшая алгебра, геометрия), в к-рую бы Э. не внес глубокие идеи, новый аналитич. аппарат или фундаментальные формулы и соотношения. Э. работал и в области приложений математики к самым разнообразным отраслям естествозңания и техники. Ему принадлежит первое аналитическое, изложенное на языке матем. анализа, построение классич. механики. С именем Э. связаны крупнейшие результаты в астрономии, оптике, картографии, баллистике, теории корабля и др. разделах науки. Э. отличался феноменальной производительностью. Список его работ содержит более 850 названий.

Большое влияние на мировоззрение Э. имели Декарт и Ньютон, хотя он не был ни последовательным картезианцем, ни последовательным ньютонианцем. Э. был дуалистом: он признавал существование духовной и материальной субстанций; Э. полагал, что природа была создана богом. Однако явления природы обусловлены только естеств. причинами. Мир представляет собой материю, движущуюся в реальном пространстве и времени.

Гносеологич. вопросы решались Э. в основном в материалистич. духе: в сознании человека отражается независимо от него существующий объективный мир; чувства и способность интеллекта создавать абстракции позволяют людям познавать предметы и закономерности реального мира. Э. стремился выяснить объективное содержание основных матем. понятий. Филос. взгляды Э. наиболее полно раскрываются в той системе математики, к-рую он создал и к-рую рассматривал как аппарат познания природы. Воззрения Э. оказали определ. влияние на развитие нем. философии (вплоть до Канта), а также на творчество Гельмгольца и Б. Римана.

Соч.: Opera omnia, ser. III, v. 1-2, Lipsiae-Genevae, 1926-42.

Лит.: Кузнецов Б. Г., Физика Эйлера и учение Лейбница о монадах, в сб.: Тр. Ин-та истории естествознания, т. 2, М.-Л., 1948; его же, Абсолютное пространство в механике Эйлера, там же, т. 1, М.-Л., 1947; Л. Эйлер. Сб. ст. в честь 250-летия со дня рождения, М., 1958; Котек В. В., К вопросу о мировоззрении Л. Эйлера, в сб.: Тр. 3-го-Всесоюзн. матем. съезда, M., 1959: Фрейман Л. С., Торцы высшей математики, М., 1968; Speiser Α., L. Euler und die deutscbe Philosophie, Z., 1934; его же, [Вступ. ст.], в кн.: Euler L., Opera omnia, ser. 3, v. 11, Turici, 1960, S. 1-72; Кröber G., [Hrsg.], L. Eulers Briefe an eine deutsche Prinzessin, Lpz., 1965, S. 5-26.

В. Котек. Москва.

ЭЙНЗИДЕЛЬ

ЭЙНЗИДЕЛЬ (Einsiedel), Иоганн Август фон (4 марта 1754 - 8 мая 1837) - нем. философ-материалист. Был близко знаком с Гёте, находился в дружеских отношениях с Гердером, по выпискам к-рого стали известны соч. Э. (впервые изданы в ГДР - "Ideen", В., 1957).

Задача философии, по Э., - "свести духовный мир к миру телесному"; мысли он определял как "движения мозга", вызываемые воздействием на органы чувств внешнего мира. Э. высказывался в защиту идеи естеств. возникновения жизни на земле и происхождения человека, отвергал библейский миф о творении и учение о бессмертии души. В природе господствует необходимость и жестокая борьба за существование. Происхождение религии Э. выводил из невежества; христианство он характеризовал как религию рабов. Острой критике подверг Э. религ. мораль, доказывая, что "истинная мораль" безрелигиозна. В противовес кантовскому категорическому императиву Э. выдвинул осн. законом нравственности принцип - "не делай ни одному чувствующему существу ничего неприятного".

С просветительских и демократич. позиций Э. критиковал современное ему общество, резко выступал против абсолютизма, осуждал имуществ. неравенство, политический и духовный гнет. Развитие культуры и особенно техники должно привести, по мысли Э., к исчезновению войн. К проблеме собственности Э. подходил исторически, считая имуществ. неравенство противоестественным, но исторически необходимым: часть людей должна была иметь больше, чем нужно для потребления, чтобы на эти излишки содержать людей, занимающихся наукой и иск-вом. Э. был уверен в грядущем наступлении "золотого века", когда исчезнут неравенство и эгоизм, а труд станет удовольствием. Э. высказывал уверенность в постепенном выравнивании культурного уровня человечества.

Утопич. представления Э. о будущем общества носят следы мелкобурж. иллюзий. Его идеал - равенство, но это равенство собственников. Противоречива и его политич. программа. Осуждая абсолютистские порядки, сочувствуя якобинцам, он в то же время заявлял о том, что "всеобщая воля народа есть деспотизм, а не свобода". Э. не принимал активного участия в политич. борьбе. Он был мечтателем-одиночкой, не оказавшим сколько-нибудь значит, влияния на развитие философской и обществ.-политич. мысли в Германии.

Лит.: Гулыга А. В., Из истории нем. материализма, М., 1962; Dobbek W., A. von Einsiedel, "Dtsch. Z. Philos.", 1955, H. 5; Stiehler G., A. von Einsiedel, в сб.: Beiträge zur Geschichte des yormarxistischen Materialismus, В., 1961; Stolpe H., Materialistische Strömungen im klassischen Weimar, "Weimarer Beiträge", 1963, No 3.

Б. Мееровский, А. Гулыга. Москва.

ЭЙНШТЕЙН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭКВИВАЛЕНТНОСТЬ

ЭКВИВАЛЕНТНОСТЬ (от позднелат. equivalens - равноценный) - родовое наименование всевозможных отношений типа равенства, т.е. рефлексивных (см. Рефлексивность), симметричных (см. Симметричность) и транзитивных (см. Транзитивность) бинарных отношений. Примеры: эквиполентность [совпадение по смыслу, значению, содержанию, выразительным и (или) дедуктивным возможностям] между понятиями, концепциями, науч. теориями или формализующими их формальными системами; конгруентность или подобие геометрия, фигур; изоморфизм; равномощность множеств и др. Э. к.-л. объектов означает их равенство (тождество) в к.-л. отношении (напр., изоморфные множества неразличимы по своей "структуре", если под "структурой" понимать совокупность тех их свойств, относительно к-рых эти множества изоморфны). Всякое отношение Э. порождает разбиение множества, на к-ром оно определено, на попарно не пересекающиеся "классы Э."; в один класс относят при этом эквивалентные друг другу элементы данного множества. Рассмотрение классов Э. в качестве новых объектов представляет собой один из осн. способов порождения (введения) абстрактных понятий в логико-математических (и вообще естеств.-научных) теориях. Так, считая эквивалентными дроби a/b и c/d с целыми числителями и знаменателями, если ad=bc, вводят в рассмотрение рациональные числа как классы эквивалентных дробей; считая эквивалентными множества, между к-рыми можно установить взаимно-однозначное соответствие, вводят понятие мощности (кардинального числа) множества (как класс эквивалентных между собой множеств); считая эквивалентными два куска вещества, вступающие в равных условиях в одинаковые химич. реакции, приходят к (абстрактному!) понятию химич. состава и т.п. Термин "Э." употребляют часто не (только) как родовой, а как синоним нек-рых из его частных значений ("Э. теорий" вместо "эквивалентность", "Э. множеств" вместо "равномощность", "Э. слов" в абстрактной алгебре вместо "тождество" и т.п.). См. Равенство, Тождество, Принцип абстракции.

Ю. Гастев. Москва.

ЭКВИВАЛЕНЦИЯ

ЭКВИВАЛЕНЦИЯ - операция логики высказываний, формализующая употребление связки "если и только если" в содержательных логич. выводах и в разговорном языке. Э. ("ЭКВИВАЛЕ́НЦИЯ") определяется обычно через импликацию ("⊃") и конъюнкцию ("&"); по определению выражение АЭКВИВАЛЕ́НЦИЯВ есть то же, что (Α⊃B) & (Β⊃Α), т.е. сокращенная запись конъюнкции двух импликаций. Т.о., истинность (выводимость, доказуемость) АЭКВИВАЛЕ́НЦИЯВ означает, что А и В имеют одинаковые истинностные значения (т.е. истинны или ложны одновременно). См. Алгебра логики.

ЭКВИПОЛЕНТНОСТЬ

ЭКВИПОЛЕ́НТНОСТЬ - равносильность (равнозначность, эквивалентность) с логич. т. зр. каких-либо понятий, концепций, предложений, теорий и т.д. См. Эквивалентность.

ЭКЗИСТЕНЦИАЛ

ЭКЗИСТЕНЦИА́Л - экзистенциалия (от позднелат. exsistentia - существование), - термин, введенный Хайдеггером в работе "Sein und Zeit" вместо традиционного филос. термина категория. Последняя, в зависимости от содержания филос. концепций, обозначала либо наиболее общие формы бытия (Аристотель), либо осн. формы деятельности рассудка (Кант). Согласно Хайдеггеру, независимо от того, понимаются ли категории онтологически или гносеологически, они по самой своей природе предполагают разделение всего сущего на субъект и объект и не могут ухватить того изначально нерасчлененного целого, из к-рого исходит экзистенциальная онтология Хайдеггера. Для постижения этой целостности необходимо создать новые средства - понятия особого рода. Такими понятиями - Э. - у Хайдеггера являются "бытие-в-мире", "бытие-с-другими", "забегание- вперед", "страх", "решимость" и т.д. Э. выражают модусы бытия мира в его неразрывной связи с бытием человеч. сознания или, что то же самое, модусы бытия человеч. сознания в его слиянности с миром. Расчленение единой целостности - человека-мира - на ее различные аспекты и описание каждого из них так, чтобы не терялась из виду вся целостность - такова задача экзистенциальной аналитики "здесь-бытия" (Dasein), как ее изложил Хайдеггер в "Sein und Zeit". Нек-рые представители экзистенциальной философии, напр. Ясперс и его последователи, неодобрительно отнеслись к намерению Хайдеггера построить систему Э., усматривая противоречие в этой попытке систематически описать структуру реальности, иррациональной и не поддающейся систематизации. Хайдеггер сам впоследствии отказался от этой задачи: в более поздних работах он не употребляет больше понятия Э.

Восходящий к Кьеркегору способ философствования и введенный Хайдеггером ряд осн. Э. был впоследствии заимствован др. экзистенциалистами - Ж. П. Сартром, М. Мерло-Понти, О. Больновым и др.

П. Гайденко. Москва.

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭКЛЕКТИЗМ

ЭКЛЕКТИЗМ (в антич. философии) - антич. философия 2 в. до н.э. - 2 в., содержащая в себе элементы разных филос. систем. Мн. течения и представители позднеантич. философии, обычно относимые к Э (в особенности Целлером), могут считаться таковыми лишь в незначит, мере, поскольку в них явно преобладает к.-л. одна филос. система. Поэтому об антич. Э. следует говорить более как об исторически-плодотворной тенденции, нежели как о сложившемся самостоят. направлении греко-рим. философии. В особенности это относится к т.н. Э. 1-2 вв., определенно базирующемся на платонизме и приводящем к возникновению в 3 в неоплатонизма, положившего конец Э. Появление Э. объясняется сильным влиянием на все тогдашние филос. школы развившегося в это время скептицизма - как пирроновского, так и академического, нанесшего сильный удар всякому филос. догматизму.

В нек-рой мере воздействию Э. подвергались: эпикурейская школа (Зенон Сидонский, сер. 2 в. до н.э., Деметрий Лаконский, Асклепиад Вифинский - вторая пол. 2 в. до н.э.; последний проповедовал, вопреки Эпикуру, бесконечную делимость и несвязанность атомов, а также главенство души в познании Cael. Aurel. De Morb. acut. 1 -14), перипатетическая школа (Андроник Родосский, псевдо-аристотелевские соч. "О мире" и "О добродетелях и пороках", в к-рых перипатетизм соединялся с платонизмом); киники (Деметрий-киник, Эномай из Гадары, Демонакт Кипрский, Перегрин Протей, настолько далеко ушедший от прежних киников в своем религ. фанатизме, что одно время даже принадлежал к христ. общине). Эклектич. духом стала отличаться и сама Академия платоновская (Антиох, Энесидем и др.).

Слишком органичным, чтобы считаться Э., явилось соединение стоицизма и платонизма у Панеция и Посидония, основавших стоич. платонизм. Более эклектичны рим. мыслители Варрон, Цицерон и Секстий, однако и для них характерна твердая уверенность в объективном бытии, провидении, гармоничном космосе и строжайшие этико-политич. убеждения. Относить к Э., как это делает Целлер, таких убежденных стоиков или стоич. платоников, как Мусоний Руф, Эпиктет, Сенека и Марк Аврелий, совершенно нелепо. Почти все др. мыслители 1-2 вв., именуемые обычно эклектиками, являются либо стоич. платониками в духе Посидония, либо просто платониками. Платоников 1-2 в. до н.э. можно в известном смысле считать эклектиками, однако и здесь следует видеть постепенное назревание неоплатонизма. Только при игнорировании текстов можно именовать эклектиками таких несомненных платоников, как Плутарх, Апулей из Мадавры, Альбин, Теон Смирнский, Максим Тирский, Гарпократион или Аттик. Через Нумения и Аммония Саккаса, к-рых часто тоже именуют эклектиками, мы прямо подходим к Плотину. Т.о., античный Э. вовсе не эклектичен в том смысле, как это часто говорят о несистематически мыслящих философах нового времени.

Лит.: История философии, т. 1, M., 1940, разд. 3, гл. 6; Zеllеr Е., Die Philosophie der Griechen in ihrer geschichtlichen Entwicklung, Tl. 3, Abt. 1, Lpz., 1923, S. 547-863.

А. Лосев. Москва.

ЭКЛЕКТИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭКОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНАЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

"ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РУКОПИСИ 1857-58 ГГ."

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭКСПЕРИМЕНТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭКСПЕРИМЕНТ СОЦИАЛЬНЫЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭКСТЕНСИОНАЛЬНЫЕ И НЕЭКСТЕНСИОНАЛЬНЫЕ ЯЗЫКИ

ЭКСТЕНСИОНА́ЛЬНЫЕ И НЕЭКСТЕНСИОНА́ЛЬНЫЕ ЯЗЫКИ (от лат. extensio - протяжение, расширение) - понятия, являющиеся экспликатами традиционного (восходящего к Пор-Рояля логике) подхода к выражениям языка с т. зр. их объемной (означение) и содержательной (соозначение) характеристики. Экстенсиональным называют любой язык (формализованный или неформализованный), в к-ром постулируется тождество между объемом и содержанием понятий (предложении), или, говоря иначе, такой язык, в к-ром все контексты (понятия) сохраняют свойство п о д с т а н о в о ч н о с т и, т.е. к ним беспрепятственно применяется правило замены равного равным. Еще иначе можно сказать, что в экстенсиональных языках абстрагируются от смысла выражений, так что содержание выражения в экстенсиональном языке исчерпывается его значением. В противном случае язык называют неэкстенспональным. Напр., неэкстенсиональными являются все языки, выражения в к-рых могут быть (или являются) ф у н к ц и я м и м н е н и я, т.е. могут содержать (или содержат) такие синтаксич. члены, как "я думаю" (или "мне думается"), "я знаю", "я уверен", "припоминается" и т.д. При наличии указанных синтаксич. членов возникают т.н. косвенные контексты (косвенная речь), к к-рым не всегда применимо правило замены равного равным и, следовательно, не всегда допустимо использование синонимов. Экстенсиональные языки проще неэкстенсиональных и в этом отношении предпочтительнее. Но с т. зр. выразит. возможностей они беднее. К экстенсиональным формализованным языкам относятся, напр., язык алгебры логики, классич. предикатов исчисления и теории множеств, в к-рых в соответствии с принципом абстракции объем и содержание понятий отождествляются.

Лит.: Карнап Р., Значение и необходимость, [пер. с англ.], М., 1959; его же, Introduction to semantics and formalization of logic, L., 1959; Russell В., Introduction to mathematical philosophy, L.-N. Y., 1927, ch. 17; Freudenthal H., Logique mathématique appliquée, P., 1958.

M. Новосёлов. Москва.

ЭКФАНТ

ЭКФА́НТ (Ἔκφαντος) Сиракузский (предположительно 4 в. до н.э.) - др.-греч. философ, представитель пифагореизма. Соединяя пифагореизм с атомистич. учением, Э. истолковывал монады как неделимые тела, а пифагорейское "беспредельное" начало - как пустоту. В отличие от атомистов Левкиппа и Демокрита, Э. считал, что число атомов не бесконечно, и отрицал самодвижение атомов, видя источник их движения в божеств. силе, к-рую называл умом и душой. Вселенная, по мнению Э., имеет форму шара, т.к. она есть подобие шаровидного божеств. ума. В отличие от Др. пифагорейцев, учивших, что Земля вместе с Солнцем, Луной и планетами движется вокруг центр. огня, Э. считал, что Земля находится в центре мира и вращается с большой скоростью вокруг своей оси по направлению с запада на восток. Атомистика Э. и его учение о вращении Земли вокруг оси были восприняты Гераклидом Понтийским, учеником Платона. Атомистика Э. оказала позже влияние на мусульм. богослова Ашари, к-рый связал ее с догматами ислама.

Фрагменты: Diеls H., Die Fragmente der Vorsokratiker, 8 Aufl., Hamb., 1957; рус. пер. в кн.: Mаковельский Α., Досократики, ч. 3, Каз., 1919, гл. 38.

Лит.: Маковельский А. О., Атомистика на Ближнем Востоке, "ВФ", 1957, No 3.

А. Маковельский. Баку.

ЭКХАРТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭЛЕЙСКАЯ ШКОЛА

ЭЛЕЙСКАЯ ШКОЛА - школа др.-греч. философии 6-5 вв. до н.э. Название получила от г. Элея - греч. колонии в юж. Италии, где жили крупнейшие ее представители. Основателем ее был Ксенофан Колофонский, гл. представителями - Парменид и Зенон из Элей, Мелисс Самосский. Э. ш. впервые противопоставила мышление (и мыслимое бытие) чувств. восприятию (и чувственно- воспринимаемому бытию), отмечая неустойчивость, текучесть человеческих ощущений и чувств. бытия и отводя гл. роль в познании мышлению. Э. гл. впервые в истории философии выдвинула понятие единого бытия и сделала его основой философствования. Это единое бытие понимается Э. ш. как непрерывное, неизменное, нераздельное, одинаково присутствующее в каждом мельчайшем элементе действительности, исключающее к.-л. множественность вещей и их движение (знаменитые рассуждения Зенона Элейского о невозможности движения и др.). В дальнейшем понятие единого неизменного бытия послужило одним из источников философии Платона и неоплатонизма.

Φрагм.: Die Fragmente der Vorsokratiker, gnechisch und deutsch, von H. Diels, hrsg von W. Kranz, 9 Aufl., Bd 1, В., 1959, S. 21, 28, 29, 30.

Лит.: Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 38, с. 248-56, Мандес M. И., Элеаты. Филологич. разыскания в области истории греч. философии, Одесса, 1911, Лосев А. Ф., История антич. эстетики (Ранняя классика), Μ., 1963, с. 327-39, Ranulf S., Der eleatische Satz vom Widerspruch, Kbh., 1924; Raven J. Ε., Pythagoreans and eleaticos An account of the interaction between the two opposed schools during the fifth and the early fourth centuries В. С., Camb., 1948; Ρrauss G., Platon und der logische Eleatismus, Β., 1966.

A. Лосев. Москва.

ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ЧАСТИЦЫ МАТЕРИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭЛИДО-ЭРЕТРИЙСКАЯ ШКОЛА

ЭЛИДО-ЭРЕТРИЙСКАЯ ШКО́ЛА - школа древнегреческой философии, объединявшая одну из небольших групп учеников Сократа с неясным для нас направлением мыслей. Федон из Элиды (по имени к-рого назван знаменитый диалог Платона), любимец Сократа, присутствовавший при его смерти 18-летним молодым человеком, основал в Элиде после смерти Сократа собств. школу, близкую к мегарской школе. Менедем и Асклепиад перенесли школу Федона в Эретрию, где эта школа имела кратковрем. успех. Менедема причисляли к эристикам и диалектикам (Sen. epist. II 134). Возможно, он был близок к Антисфену, потому что признавал только утвердительные категорич. суждения и отвергал суждения отрицательные и гипотетические, а также отличался религ. свободомыслием (там же, II 135), хотя, по-видимому, и был далек от кинич. номинализма (Simplic. categ.; 68a 24). Сближать его с платонизмом тоже нельзя (Diog. L. II. 134). По-видимому, Э.-э. ш. была эклектическим течением.

Лит.: История философии, т. 1, М., 1940; с. 146; Mallet С., Histoire de l'école de Mégare et des écoles d'Élis et d'Ërétrie, P., 1845; Ρrelier L., Phädons Lebensschicksale und Schriften, в его кн.: Ausgewählte Aufsätze aus dem Gebiete der classischen Altertumswissenschaft, В., 1864; Wi1amowitz-Möllendorif U. von, Phaidon von Elis, "Hermes", 1879, Bd 14; Zeller Ed., Die Philosophie der Griechen, 5 Aufl., Tl 2, Abt. 1, Lpz., 1922; Überweg F., Grundriss der Geschichte der Philosophie, 12 Aufl., Tl 1, В., 1926.

A. Лосев. Москва.

ЭЛИТЫ ТЕОРИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭМАНАЦИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭМЕРДЖЕНТНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭМЕРСОН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭМИН

Иосиф (1726-1809) - деятель арм. просвещения и освободит, движения. В 1751-59 жил в Англии, где испытал воздействие идей европ. Просвещения. Стремился организовать в Армении и Грузии освободит, борьбу против персидских и тур. завоевателей. С 70-х гг. жил в Калькутте (Индия), где написал и в 1892 издал в Лондоне на англ. яз. свою автобиографию, изложив в ней свои убеждения. Э. выступал с критикой провиденциалистского понимания истории (см. перевод автобиографии Э. на рус. и арм. яз., сделанный с англ. издания: "Life and adventures of Ε. J. Emin, Cale, 1918, Архив Ин-та истории АН Арм. ССР, дело 148, с. 18). Э. был противником крепостничества (см. тамже, с. 196) и мечтал о республике (см. тамже, с. 8), осн. законы к-рой изложены в "Западне честолюбия..." Шаамиряна и проекте конституции Мадрасской группы арм. просветителей. Возможность освобождения Армении Э. видел в объединении арм. и груз. сил, в вооруж. борьбе народа против иностр. захватчиков при военно-политич. помощи России.

Лит.: Иоаннисян А. Р., И. Эмин, Ер., 1945; Григорян Г. О., Из истории арм. передовой обществ.-политич. мысли, Ер., 1957 (на арм. яз.).

Г. О. Григорян. Ереван.

Предыдущая страница Следующая страница