Приглашаем посетить сайт

Культурология (cult-lib.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
Статьи на букву "П" (часть 6, "ПРО"-"ПЯТ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П" (часть 6, "ПРО"-"ПЯТ")

ПРОКОФЬЕВ

Василий Иванович (р. 22 июля 1909) - сов. философ, д-р филос. наук (с 1965). Чл. КПСС с 1937. Окончил Моск. пед. ин-т (1932) и ВПШ при ЦК КПСС (1948). С 1932 преподает в вузах Москвы. В 1939-55 работал в аппарате ЦК КПСС и Совета Министров СССР. С 1955 - преподаватель Моск. Педагогич. ин-та им. Н. К. Крупской. Ведет н.-и. работу преим. по проблемам коммунистич. морали и критики религ. морали.

Соч.: Мораль и религия, М., 1952; Атеизм рус. революц. демократов, 2 изд., М., 1955; Антигуманистич. характер религиозной морали, "ВФ", 1959, No 9; Две морали (Мораль религиозная и мораль коммунистич.), М., 1961; Марксизм и религия о счастье, М., 1961; Нравств. качества строителя коммунизма, Μ., 1962; Кодекс коммунистич. морали и религиозная "нравственность", Μ., 1964.

"ПРОЛЕГОМЕНЫ"

"ПРОЛЕГОМЕНЫ" (1785) - соч. Канта, в сжатой форме излагающее сущность его философии.

ПРОЛЕТАРИАТ

ПРОЛЕТАРИАТ - см. Рабочий класс.

ПРОЛЕТКУЛЬТ

ПРОЛЕТКУЛЬТ ("Пролетарская культура") - культурно-просветит. организация пролет. самодеятельности в различных областях искусства (литература, театр, музыка, изобразит, иск-во) и науки. Создан в Петрограде в сент. 1917. Существовал до 1932. Гл. идеологами П. были Богданов, П. И. Лебедев-Полянский. В публиковавшейся в журн. "Пролет. культура" "Тектологии" Богданова и его статьях выдвигалась программа выработки в "лабораторных" условиях "чистой" пролет. культуры, создания "однородного коллективного сознания", излагалась концепция иск-ва, в к-рой материалистич. теория отражения была заменена "строительным" "организационным принципом". Эти идеи Богданова нашли отражение в осн. документах и уставе П., где утверждалась автономия П. от партии и Сов. гос-ва, независимость "чистой" пролет. культуры от культуры прошлого, отрицалась преемственность культуры.

Платформа П. была подвергнута критике Лениным в речи на 3-м съезде РКСМ (2 окт. 1920) и в проекте резолюции "О пролет. культуре", составленной Лениным (8 окт. 1920) для 1-го съезда П., где Ленин указывал на необходимость критич. переработки всей культуры прошлого, отвергалась попытка выдумывать особую пролет. культуру и замыкаться в обособленные от Сов. власти и РКП(б) организации (см. Соч., т. 31, с. 291-92). В письме ЦК РКП(б) от 1 дек. 1920 "О пролеткультах" говорилось, что под видом "пролет. культуры" рабочим преподносились махистские взгляды в философии (см. Махизм), а в области иск-ва прививались извращенные вкусы. Наряду с этим в письме подчеркивалось, что "ЦК ... не хочет связывать инициативу рабочей интеллигенции в области художественного творчества" ("Правда", 1920, 1 дек., с. 1).

Ленинская критика П., письмо ЦК РКП(б) нашли активную поддержку среди членов П. В постановлении Политбюро ЦК РКП(б) от 22 нояб. 1921 подчеркивалось, что письмо ЦК РКП(б) 1920 относилось к "ничтожным по числу элементам, которые теперь открыто обнаружили себя в особой платформе т.н. "коллективистов" и против которых, как показывает почти годовой опыт, выступает подавляющее большинство работников в Пролеткультах" ("Вопр. истории КПСС", 1958, No 1, с. 38).

27 сент. 1922 Ленин в письме в "Правду" подверг резкой критике статью нового председателя П. (с 1920) В. Ф. Плетнева за грубые теоретич. ошибки и "... фальсификацию исторического материализма" (Соч., т. 35, с. 475).

В дальнейшем местные организации П. в большей мере согласовывали свою практич. культурно-просвет. деятельность с сов. и партийными органами. В решении ΑΠΟ ЦК в 1928 отмечалось, что "ложные тенденции (богдановщина), которые клались в основу организации Пролеткульта, в настоящее время никем из руководителей Пролеткульта не поддерживаются и никакого влияния на содержание работы не оказывают" ("Изв. ЦК ВКП(б)", No 16-17, 25 мая 1928, с. 14).

Лит.: Ленин В. И., Маленькая картинка для выяснения больших вопросов, Соч., 4 изд., т. 28; Горбунов В. В., Борьба В. И. Ленина с сепаратистскими устремлениями П., "Вопр. истории КПСС", 1958, No l; Денисова Л. Ф., В. И. Ленин и П., "ВФ", 1964, No 4.

А. Пухов. Москва.

ПРОМЫШЛЕННАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

"ПРОМЫШЛЕННАЯ СИСТЕМА"

"ПРОМЫШЛЕННАЯ СИСТЕ́МА" (1821) - соч. Сен-Симона.

ПРОПРИОРЕЦЕПТОРЫ

ПРОПРИОРЕЦЕ́ПТОРЫ - см. Органы чувств.

ПРОСВЕЩЕНИЕ

ПРОСВЕЩЕНИЕ - антифеодальная, буржуазная по своей социально-политич. сущности идеология периода становления капитализма. В сов. лит-ре сложились две осн. точки зрения на П., к-рые можно различать как понимание П. в узком и широком смысле слова. П. в у з к о м с м ы с л е с л о в а понимается как такая антифеодальная и объективно-бурж. идеология, к-рая доказывает, что преобразование феодализма и основание нового общества возможно лишь мирным путем, с помощью реформ и просвещения, откуда и производят сам термин. Сторонники революц. форм и способов преобразования общества, согласно этой т. зр., не включаются в число просветителей, а выделяются в специальную группу революц. идеологов. Просветители и революционеры рассматриваются как два течения в пределах антифеодальной бурж. идеологии. П. в ш и р о к о м с м ы с л е с л о в а понимается как синоним антифеодальной, прогрессивной идеологии периода становления капитализма и в нем выделяются революционное (радикальное) и мирное (либеральное) направление. Наиболее полно эти два взгляда на П. были высказаны на спец. дискуссии, материалы к-рой опубликованы в сб. "Проблемы рус. П. в лит-ре XVIII в." (М.-Л., 1961).

Идеология П. находила свое филос. обоснование, к-рое именуется философией П., имевшей распространение во всех странах, переживавших эпоху становления капитализма (см. обзорные статьи о развитии философии в этих странах).

ПРОСИЛЛОГИЗМ

ПРОСИЛЛОГИЗМ (от греч. πρό - приставка в значении впереди, перед) - посылка в полисиллогизме.

ПРОСТРАНСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРОТАГОР

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРОТАСЕНЯ

Петр Федорович [р. 12 (25) авг. 1910] - сов. философ, д-р филос. наук (с 1961), проф. (с 1962). Окончил Белорусский ун-т им. В. И. Ленина (1931). Член КПСС с 1940. Преподает философию (с 1931) в вузах Минска. Зав. кафедрой философии Белорусского политехнич. ин-та. Работает в области диалектич. материализма и филос. проблем естествознания.

Соч.: Лiтаратуразнаучая спадгына Плеханава, "Маладняк", 1932, кн. 7; Энгельс и социалистич. моногамия, "ИАН БССР", 1941, No 1; Гiсторыя фiласофiï як навука, "Полымя", 1948, No 1; Барацьба Ленiна з "фiзiчным iдэалiзмам", там же, 1949, No 5; Семантычны iдэалiзм на службе iмперыялiстычнай рэакцыi, "Полымя", 1954, No 4; О реакционной сущности семантич. идеализма, Минск, 1955; О так называемом "языке жестов", в сб.: Науч. труды по философии Белорус. ун-та, вып. 1, Минск, 1956; О словесном мышлении как специфич. особенности сознания, там же, вып. 2, ч. 1, 1958; Происхождение сознания и его особенности, Минск, 1959; О "Филос. тетрадях" В. И. Ленина, М., 1959 (соавтор); Проблемы общения и мышления первобытных людей, Минск, 1961.

ПРОТЕСТАНТИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ

ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ - каждый из двух моментов конкретного, т.е. диалектич. противоречивого тождества. См. Противоречие диалектическое.

ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ МЕЖДУ ГОРОДОМ И ДЕРЕВНЕЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ МЕЖДУ УМСТВЕННЫМ И ФИЗИЧЕСКИМ ТРУДОМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ

ПРОТИВОПОСТАВЛЕ́НИЕ (лат. contrapositio) - в силлогистике преобразование формы суждения путем последоват. применения операций превращения и обращения.

ПРОТИВОРЕЧИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРОТИВОРЕЧИЕ (В ФОРМАЛЬНОЙ ЛОГИКЕ)

ПРОТИВОРЕ́ЧИЕ (в формальной логике) - формальнологическое противоречие, - появление в ходе рассуждения (доказательства, вывода) в качестве логически вытекающих из принятых в нем посылок (или представляющихся таковыми) - пары противоречащих суждений, т.е. суждений, из к-рых одно является отрицанием другого. П. в формализованной теорий - доказательство в ней пары формул вида А и Α ( - знак отрицания) [или, что обычно рассматривается как то же самое, доказательство конъюнкции А&А ("А и не-А")]; нередко П. называют и самою формулу А & А. В применении к содержательным (неформализованным) теориям термином "П." обозначают также появляющуюся в ней пару противоречащих суждений или противоречивое суждение, т. е. суждение, к-рое приобретает вид А&А при нек-рой естеств. формализации теории. Суждения (формулы) вида А&А необходимо ложны. В формализованной дедуктивной теории, в к-рой обнаружено П., теряется возможность различения истины и лжи, т.к. в ней становится выводимым любое - как истинное, так и ложное суждение (записанное на ее языке и осмысленное в ней); в содержательных рассуждениях обнаружение в них П. означает или ложность к.-л. из их посылок (быть может и той, к-рая не сформулирована явно), или ошибочность хода рассуждения. В логике начиная с античности формулируется принцип запрещения П. (см. Противоречия закон); вывод П. допускается лишь для вспомогательных рассуждений, предусмотренных т.н. косвенными правилами вывода, в частности в доказательствах от противного. См. также Непротиворечивость, Совместимость и лит. при этих статьях.

ПРОТИВОРЕЧИЯ ЗАКОН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРОТОКОЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ПРОТОКОЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (нем. Protokollsätze) - название, введенное представителями логического позитивизма для предложений, содержание к-рых основывается исключительно на непосредств. наблюдениях материальных вещей или физич. фактов. Учение о П. п. было тесно связано с разработкой физикализма. П. п. имеют следующую форму: "N. N. наблюдал такой-то и такой-то объект в такое-то время и в таком-то месте". Стремясь построить замкнутую дедуктивную модель человеч. познания, логич. позитивисты считали, что процесс получения знания состоит из двух осн. этапов - ф и к с и р о в а н и я протоколов (причем "исходных", не содержащих никаких общих понятий, теоретич. соображений и т.д.) и их о б р а б о т к и с помощью теоретич. аппарата науки. Исходя из такой упрощенной модели, считалось, что в основе всех осмысл. предложений лежат исходные протоколы, истинность к-рых основывалась на простом соответствии их содержания с данными наблюдения, т. е. П. п. рассматривались как абсолютно неопровержимые, не нуждающиеся в проверке, служащие основой для всех др. предложений науки. Такое понимание П. п. влекло за собой и определенное понимание процесса проверяемости как гипотетико-дедуктивного процесса (см. Логика индуктивная). Учение о П. п., с одной стороны, представляет историч. этап в формировании общегносеологич. концепции логич. позитивизма; с др. стороны, его положительные, науч. моменты находят свое дальнейшее конкретное проявление в исследовании логической и гносеологич. структуры высказываний, в к-рых выражаются результаты познания внешнего мира (см. Диспозициональный предикат, Номологические высказывания, Контрфактические предложения, ст. Карнап, Нейрат, Поппер).

Лит.: Xилл Т. И., Совр. теории познания, пер. с англ., М., 1965, с. 367, 403, 419-20; "Erkenntnis", 1932-34 (статьи В. Carnap and О. Neurath); Protokollaussage, в кн.: Philosophisches Wörterbuch, Lpz., 1965.

И. Добронравов. Москва.

ПРОХАСКА

Прохазка (Procháska, Procházka), Йиржи (10 апр. 1749 - 17 июля 1820) - чеш. врач, анатом, физиолог и мыслитель. Проф. медицинского фак-та Пражского и Венского ун-тов.

П. принадлежит важное место в истории развития материалистич. теории психики нового времени. Хотя в трактовке физиологич. механизмов рефлекторной деятельности центр. нервной системы П. следовал общим механистич. принципам исследования рефлекса, поскольку лишь они обусловливали научно-эксперимент. подход, однако он по-новому поставил проблему биологич. значения рефлекторной деятельности. В первый период деятельности (в "Трактате о функциях нервной системы", Praha, 1784, рус. пер., [Л.], 1957) П. дал классическое описание рефлекса (см. указанное сочинение, с. 91-98), исходя из к-рого он позднее определил головной и спинной мозг как область переключения афферентных импульсов на эфферентные. В связи с новой, биологич. трактовкой детерминации нервной деятельности П. отказался от картезианской концепции рефлекса как физич. действия. Он рассматривал работу нервной системы как осуществление свойственного живым организмам биологич. "чувства самосохранения" - сохранения полезных и избегания вредных раздражений. Т.о., принципом трактовки организма П. считал не механич. движение, а активное приспособление к среде. С этой т. зр. П. рассматривал и вопрос о качеств. специфике нервной деятельности, к-рую П. обозначил как "нервную силу" по аналогии с ньютоновым понятием силы.

В более поздних работах (см. "Наставление естествословия человеческого...", v. 1-2, W., 1797, рус. пер., ч. 1-2, СПБ, 1809-10; "Физиология, или Наука о естестве человеческом", W., 1820; рус. пер., СПБ, 1822, и др.) П. распространил рефлекторный принцип на всю центр. нервную систему. Исходя из такой постановки проблемы, П. пришел к идее эволюц. развития нервной системы как следствия биологич. развития организмов. П. объяснял жизнь и ее явления как химико-органич. процесс, как вечный круговорот зарождения и исчезновения, организации и дезорганизации ("Versuch einer empirischen Darstellung des polarischen Naturgesetzes...", W., 1815). При этом психич. процессы выступали в его концепции как формы причинного отношения организма к среде.

Лит.: Ярошевский М. Г., Проблема детерминизма в психофизиологии XIX в., Душанбе, 1961, с. 48-61; Кrutа V., Med. dr. Jiř í Procházka. 1749-1820. Život. Dílo. Doba, Praha, 1956; Černý J., Jiř í Prochâzka a dialektika v nĕmecké prirodní filosofii, Praha, 1960.

M. Туровский. Москва, И. Черный. ЧССР.

ПРОЭРЕСИЙ

ПРОЭРЕ́СИЙ (Паруйр) - арм. ритор, философ-софист, живший в сер. 4 в. в Греции, современник и учитель Юлиана Отступника, глава филос. школы неоплатонизма в Афинах, автор ряда риторич. и филос. произв., к-рые, однако, до нас не дошли.

Лит.: Чалоян В. К., История арм. философии, Ереван, 1959, с. 36; Eunapii vitae philosophorum et sophistarum, ed. F. Boissonade, P., 1878, p. 485-93.

ПРУДОН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПРУСТ

ПРУСТ (Proust), Марсель (10.VII.1871 - 18.XI.1922) - франц. писатель и мыслитель. Филос.-эстетич. взгляды П., нашедшие отражение в его осн. произведении - романе "В поисках утраченного времени" ("A la recherche du temps perdu", v. 1-15, P., 1913-27, последние 6 тт. посмертно; nouv. éd., v. 1-3, P., 1955-56; рус. пер., т. 1-4, Л., 1934-38), отмечены сильным влиянием интуитивизма и отчасти совпадают с учением Бергсона. П. идеалистически противопоставлял иск-во обществ. практике людей, художеств. отображение действительности - науч. познанию и видел цель творчества в преодолении "практического", "условного" видения. Согласно П., представления человека о мире, обществе и самом себе недостоверны и только интуитивные восприятия позволяют постичь внутр. сущность явлений, являются основой произведения иск-ва (в романе П. акцентирует внимание на явлениях субъективного восприятия пространства и времени и особенно непроизвольной памяти). Убеждение в субъективности всякого знания является источником глубочайшего пессимизма П. и приводит его к выводу о "нереальности" обществ. жизни, о "невозможности" любви и человеч. взаимопонимания, к представлению о человеч. существовании как об "утраченном времени". Только иск-во, согласно П., освобождает человека из-под власти относительности и приводит к слиянию с вечностью. Эта метафизич. концепция иск-ва получила дальнейшее развитие у А. Мальро. П. предвосхитил ряд мировоззренч. установок франц. писателей-экзистенциалистов, в особенности их антиномию существования и сущности.

Соч.: Собр. соч., т. 1-4, Л., 1934-38 [вступ. ст. А. В. Луначарского в т. 1; Н. Я. Рыковой в т. 3].

Лит.: Потапова З. М., М. П.., в кн.: История франц. лит-ры, т. 4, М., 1963; Τолмачев М. В., М. П. "В поисках утраченного времени", "ВИМК", 1961, No 6 (30); его же, Эстетика. М. П., "Уч. зап. Моск. пед. ин-та им. В. И. Ленина", 1964, No 218; Сurtius E. R., Marcel Proust, P., 1928; Abaraham P., Proust, P., 1930; Brinсоurt J. et Brincourt J., Les oeuvres et les lumières. A la recherche de l'esthétique à travers Bergson, Proust, Malraux, P., [1955]; Ρicon G., Lecture de Proust, P., 1963.

M. Толмачев. Москва.

ПСЕЛЛ

M. - см. Михаил Пселл.

ПСИХЕЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПСИХИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПСИХОАНАЛИЗ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПСИХОЛОГИЗМ

ПСИХОЛОГИЗМ (в л о г и к е) т. зр., согласно к-рой логика является частью психологии или по крайней мере зависит от психологии. Эта т. зр. основана на известном определении логики как науки о правильном мышлении (о правильных формах мышления) в соединении с обычным пониманием мышления как психич. деятельности, являющейся гл. предметом психологии. Проблема психологич. обоснования логики и соответственно психологич. трактовка логич. понятий сложилась в 19 в. в работах X. Зигварта, В. Вундта, Т. Липпса, Б. Эрдмана и др. С появлением математической логики П. стал противопоставляться логицизму, к-рый выступил с резкой критикой П.: "То, что называется "психологизмом" в логике, - признак упадка логики в современной философии" (Лукасевич Я., Аристотелевская силлогистика с точки зрения современной формальной логики, пер. с англ., М., 1959, с. 48). Известной критике П. подвергся и в "Логических исследованиях" Э. Гуссерля (рус. пер., т. 1, СПБ, 1909). Однако на связи логики и психологии продолжали настаивать не только мн. философы, но и логики и математики (А. Пуанкаре, Э. Гобло, Ф. Энрикес, Ф. Гонсет и др.) и психологи (Г. Штёринг, Т. Циген, И. Херман, Э. Риньяно, Ж. Пиаже и др.). Определенную, хотя и косвенную, поддержку П. получил со стороны сигнифики и интуиционизма, а также в последнее время в работах по прагматическому и ультраинтуиционистскому обоснованию логики и математики (см. Прагматика).

Лит.: Энриквес Ф., Проблемы науки, пер. с итал., ч. 1, М., 1911; Gоblоt R., Traité de logique, 5 éd., P., 1929; Gonseth F., Qu'est que la logique?, P., 1937; Hermann I., Psychoanalyse und Logik, W., 1924; Mannoury G., Les fondements psycholinguistiques des mathématiques, Nchât., 1947; Łukasiewicz J., Logika a psychologia, в его кн.: Z zagadnień logiki i filozofii, Warsz., 1961; Ajdukiewicz K., Logika pragmatyczna, Warsz., 1965.

M. Новоселов. Москва.

ПСИХОЛОГИЗМ В СОЦИОЛОГИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ШКО́ЛА - в социологии - см. Психологизм в социологии.

ПСИХОЛОГИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПСИХОТЕХНИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПСИХОФИЗИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПСИХОФИЗИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ

ПСИХОФИЗИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ - один из способов решения психофизической проблемы, исходящий из невозможности причинного взаимодействия между психич. и физиологич. процессами. Зарождение П. п. относится к эпохе утверждения механистич. взгляда на природу (17 в.). В борьбе с дуализмом Декарта Спиноза утверждал, что "ни тело не может определять душу к мышлению, ни душа не может определять тело ни к движению, ни к покою, ни к чему-либо другому..." (Избр. произв., т. 1, М., 1957, с. 457). Однако истинными родоначальниками П. п. являются окказионалисты (Мальбранш) и Лейбниц, считавшие, что взаимодействие между душой и телом невозможно из-за их абс. гетерогенности. Новый вариант П. п. представил в 18 в. материалистич. ассоцианизм Гартли и его последователей, к-рые полагали, что психич. явления соединяются параллельно вибрациям в нервном субстрате. Поскольку эти вибрации в свою очередь ставились в причинную зависимость от воздействия внешних физич. тел, психическое трактовалось как производное от материального. В середине 19 в. П. п. становится господствующей доктриной под влиянием открытия закона сохранения и превращения энергии, укрепившего взгляд на материальный мир как замкнутое каузальное целое. В этот период мн. философы и психологи приходят к т. зр., что сознание неотделимо от тела, но в казуальном отношении с ним не находится. Среди сторонников этой т. зр. имелись как материалисты, так и идеалисты.

П. п. потерял кредит в связи с успехами эволюц. биологии и психологии, теоретически и экспериментально доказавшими важную роль психич. компонентов в регуляции и прогрессе жизнедеятельности.

В 20 в. П. п. попыталась возродить гештальтпсихология, к-рая описывала психич. явления (гештальты) в виде структур, взаимнооднозначно соответствующих нервным структурам, но причинно не связанных с ними.

Лит. см. при ст. Психофизическая проблема.

М. Ярошевский. Ленинград.

ПСИХОФИЗИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

ПСИХОФИЗИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕ́ЙСТВИЕ - один из способов решения психофизической проблемы, согласно к-рому психическое и физическое постоянно влияют друг на друга; в рамках концепции П. в. психическое и физическое рассматриваются, как правило, дуалистически.

ПТОЛЕМЕЙ

ПТОЛЕМЕЙ (Πτολεμαῖος) (неправильно Птоломей), Клавдий - греч. математик, астроном и оптик 1-й пол. 2 в. Жил в Александрии. Гл. труд - "Сочинение, или Математическая система" ("Σύνταξις μαϑηματική", лат. назв. "Compositio seu syntaxis mathematica") явилось высшим достижением др.-греч. математич. астрономии. Соч. переведено в 7 в. на сирийский, в 9 в. - на арабский и в 12 в. с арабского на лат. язык.

Хотя в 3 в. до н.э. Аристархом Самосским были сформулированы принципы гелиоцентрич. системы, к-рой столетием позже придерживался и Селевк из Селевкии, однако геоцентрич. система П. с ее предположением о неподвижном положении наблюдателя и его инструментов оказывалась в то время более плодотворной как для геометрич. конструкций планетных путей, так и для усовершенствования методов наблюдений. Теория П. явилась более совершенной в математич. отношении, чем т.н. теория Евдокса и Каллипа, разделявшаяся Аристотелем (см. Евдокс Книдский). Истинность геоцентрич. системы П. пытался обосновать целым рядом аргументов. В выборе гипотез П. считал необходимым руководствоваться принципом простоты; в тех случаях, когда простейшая гипотеза несогласна с небесными явлениями, нужно выбирать наиболее подходящие, т.е. согласные с ними. В средние века, в период господства аристотелизма, нередки были попытки истолковать гипотезу П. лишь как удобную математич. фикцию, сохраняя объективное значение за теорией Аристотеля. Борьба обеих концепций, птолемеевской и аристотелевской, закончилась победой первой, пока на смену обоим вариантам геоцентрич. системы не пришла гелиоцентрич. система Коперника. Последний, однако, использовал ряд наблюдений, приводимых П.

Соч.: Opera omnia, ed J. L. Heiberg, v. 1-3, Lipsiae, 1898-1952; Geographie, e codicibus recognovit С. Müllerus, v. l, p. 1-2, P., 1883-1901; L'optique, éd. critique par A. Lejeune, Louvain, 1956.

Лит.: Идельсон Н. И., Этюды по истории планетных теорий, в сб.: Николай Коперник, М.-Л., 1947; Lеjеune A., Euclide et Ptolémée. Deux stades de l'optique géométrique grecque, Louvain, 1948; его же, Les recherches de Ptolémée sur la vision binoculaire, "Janus", 1958, [v.] 47, No 2; Duhem P., Le système du monde, v. 1-10, P., 1913-59 (см. имен. указат.); Sarton G., A history of science, Camb., 1952.

B. Зубов. Москва.

ПУАНКАРЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПУРИТАНИЗМ

ПУРИТАНИЗМ (от лат. purus - чистый) - реформационное течение в Англии и Шотландии 16-17 вв., к-рое в религ. форме кальвинизма отразило оппозиц. настроения буржуазии, нового дворянства, гор. мелкой буржуазии и части крестьянства, выступавших против феод.-абсолютистского порядка и гос. англиканской церкви. Сторонники П. требовали продолжения Реформации: конфискации земель, оставшихся у церкви после ликвидации монастырского землевладения, отделения церкви от гос-ва, упразднения епископата и церк. судов, упрощения и удешевления церк. обрядности, сокращения числа религ. праздников, отказа от соблюдения постов и почитания "святых". Обличая роскошь двора и нравы аристократии, пуритане выступали против театра и развлечений, пропагандировали бережливость, воздержание от жизненных удовольствий, деловую активность, что отвечало интересам англ. буржуазии эпохи "первоначального накопления". Нравств. проповедь П. оказала сильное влияние на англ. лит-ру того времени.

Движение П. в своем развитии прошло ряд этапов. В 30-60-х гг. 16 в. П. был одним из крайних течений внутри англиканской церкви, представители к-рого требовали в первую очередь изменения церк. обрядности. Лишь в 60-х гг. сторонники П. открыто выступили за замену правительств, епископальной церкви системой пресвитерий - кальвинистских орг-ций во главе с выборным приходским управлением (пресвитерами). В этот период в П. зарождаются два осн. направления - уморенное пресвитерианское и радикальное индепен-дентское. Последнее выступало против любой принудительной общегос. церк. системы, за независимость каждой религ. общины - конгрегации (см. Конгрегационализм), вплоть до автономного определения формы культа и символа веры. Индепенденты отвергали любое посредничество между душой человека и богом, признавали за каждым членом общины возможность "пророчества" и проповеди на основе откровения. Это сближало их учение с идеями анабаптистов.

Превращение П. с сер. 80-х гг. 16 в. в открытую оппозицию господств. церкви привело к репрессиям со стороны властей, продолжавшимся вплоть до бурж. революции в Англии 17 в. и вызвавшим массовую эмиграцию пуритан, гл. обр. в Сев. Америку (начало англ. колонизации). В дальнейшем П. в обеих своих гл. разновидностях становится идеологич. знаменем надвигающейся бурж. революции. Размежевание пресвитерианства и индепендентства усиливается, они превращаются в политич. партии революции.

Источн.: The Puritans. A sourcebook of their writings, v. 1-2, Ν. Υ., [1963].

Лит.: Энгельс Ф., Введение к англ. изданию, "Развитие социализма от утопии к науке", Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 22; Гардинер С. Р., Пуритане и Стюарты. 1603-1660, пер. с англ., СПБ, 1896; Потехин Α., Очерки из истории борьбы англиканства с пуританством при Тюдорах (1550-1603), Каз., 1894; Англ. бурж. революция. Сб. под ред. Е. А. Косминского, т. 1, М., 1954; Штокмар В. В., Очерки по истории Англии XVI в., Л., 1957; Nеа1 D., The history of the puritans, v. 1-2, N. Y., 1856; Сhambon I., Der Puritanismus. Sein Weg von der Reformation bis zum Ende des Stuarts, Z., 1944; Hughes Ph., The reformation in England, v. 1-2, L., 1952-53.

Л. Затуловская. Москва.

ПУРУША

ПУРУША (санскр. - мужчина, гражданин, человек; душа, дух) - термин индийской философии, претерпевший сложную эволюцию и имеющий различное значение в разных школах. В ведах П. означал человека вообще. Однако в ряде гимнов Ригведы (например, X, 90) П. символизировал бытие в целом, выступавшее в виде тысячеглавого, тысячеглазого, тысяченогого космического божества. В эпосе Махабхарата и позднейших филос. текстах П. трактуется обычно уже как душа, дух и по своему смыслу совпадает с понятиями атман и брахман. В системе санкхья П. означает индивидуальную душу, лишенную, однако, всех признаков и качеств реального эмпирич. индивида. Она воплощает в себе принцип чистой духовности в ее абс. противоположности материи (прaкрити). По мнению инд. исследователя Д. П. Чаттопадхьяя, П. символизирует приоритет мужского начала в мировоззрении арийских скотоводч. племен, где господствовал патриархат, в то время как для мировоззрения коренного дравидийского населения Индии, занимавшегося земледельч. трудом в рамках матриархальных отношений, характерен культ женского начала, воплощенный в концепции пракрити (см. Д. П. Чаттопадхьяя, Локаята даргаана. История индийского материализма, пер. с англ., М., 1961).

Н. Аникеев. Москва.

ПУСТОЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

"ПУТЕШЕСТВИЕ В ИКАРИЮ"

"ПУТЕШЕСТВИЕ В ИКАРИЮ" (1840) - осн. соч. Кабе.

ПУФЕНДОРФ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПЬЕР ИЗ МАРИКУРА

ПЬЕР ИЗ МАРИКУРА (Pierre de Maricourt, Petrus Peregrinus) - франц. ученый 2-й пол. 13 в. Осн. внимание П. из М. уделял естеств. наукам, занимался математикой, оптикой, астрономией, медициной, алхимией; изобрел ряд физич. приборов, пытался разрешить задачу создания "вечного двигателя". Сохранилось два соч. П. из М.: "Новое устройство астролябии" (Nova compositio Astrolabii particularis, не издано) и "Послание о магните" ([Epistola]... de magnete, в кн.: G. Hellmann, Neudrucke von Schriften und Karten über Meteorologie und Erdmagnetismus, h. 10 - Rara Magnetica 1269-1599, В., 1898; в рус. пер. - Послание о магните. Вводная статья, перевод и примечания В. П. Зубова, см. "Труды ИИЕТ", 1959, т. 22, с. 293-323). В последнем П. из М. выступал как сторонник экспериментального метода, считал, что исследователю "... надлежит знать природу вещей, быть осведомленным о небесных движениях и вместе с тем надлежит ему прилежно заниматься ручным трудом, чтобы посредством своего труда вьяве показать чудесные действия, ибо благодаря такому прилежному занятию ему ничего не будет стоить исправить ошибку, которую он вовеки не исправил бы при посредстве одной физики и математики, сам не владея ручным трудом" (указ. соч., с. 302). В качестве экспериментатора и исследователя П. из М. оказал влияние на Р. Бэкона, к-рый упоминал в своих соч. "магистра Петра", с похвалой отзываясь о его науч. заслугах. Интерес к "Посланию" П. из М., первому европ. соч., специально посвященному магнитным явлениям, возрос в 16 в., в период формирования новой экспериментальной науки.

Лит.: Schlund E., Petrus Peregrinus von Maricour, sein Leben und seine Schriften, "Archivum Franciscanum Historicum", 1911, Bd 4, S. 436-55, 633-43; 1912, Bd 5, S. 22-40; Dаujat J., Note sur un fondateur de la physique du magnétisme au XVIII siècle: Pierre de Maricourt, "Thalès", 1936, 2 année, p. 158-61.

A. Горфункель. Ленинград.

ПЬЕРОН

ПЬЕРО́Н (Piéron), Анри (18 июля 1881 - 6 нояб. 1964) - франц. психолог, психофизиолог и психотехник. Ученик А. Бине и П. Жане; директор психологич. лаборатории Сорбонны, где по его инициативе создан (1921) Ин-т психологии, основатель Нац. ин-та проф. ориентации (1928).

П. понимал психологию как науку о целостном поведении организмов и указывал, что познание психич. процессов должно опираться на физиологию высшей нервной деятельности, на гистологию и морфологию головного мозга, на данные психологии животных и на открытия в области изучения социального развития человека. Социальное воздействие на человека, по П., осуществляется в двух направлениях: оно изменяет, социализирует элементарные формы биологич. поведения и порождает новые, специфически социальные формы поведения (вербальное поведение, образование и воспитание, поведение в труде и т.д.).

В области психофизиологии П. установил ряд закономерностей, касающихся соотношения интенсивности порогового возбуждения и его продолжительности (закон Пьерона), зависимости нарастания яркости ощущений от цветности раздражителя и др.

Соч.: L'évolution de la mémoire, P., 1910; Le cerveau et la pensée, 2 éd., P., 1923; Psychologie expérimentale, P., 1927; ... Aux sources de la connaissance: La sensation, guide de vie, [P., 1945]; La vision en lumière intermittente, P., 1961; Examens et docimologia, P., 1963.

Лит.: Соколов Ε. Η., Проблема ощущений в новом труде А. П., "Вопр. психологии", 1955, No 4; Анри П. (К 80-летию со дня рождения), там же, 1961, No 4; Анри П. (Некролог), там же, 1965, No 3.

О. Тутунджян. Ереван.

ПЬЕТРО Д'АБАНО

ПЬЕ́ТРО Д'А́БАНО (Pietro d'Abano, Petrus de Padua, Aponensis) (1257-1315) - итал. философ, основатель падуанской школы аверроистов. Был проф. медицины, философии и, возможно, математики в Падуе. В соч. "Примиритель разногласий философов и врачей" ("Conciliator differentiarum philosophorum et praecipue medicorum", прибл. 1310, Mãtuae, 1472; Venetiis, 1476) в противоположность схоластам-томистам истолковывал философию Аристотеля в натуралистич.-материалистич. духе. П. д'А. составил большое руководство по астрономии. Одним из первых в истории итал. и европ. натурфилософии, сделал попытку поставить в зависимость от движения небесных светил процессы природы и события человеч. жизни, включая изменения в области религии, за что был привлечен к следствию инквизиции, как и за утверждение о вечности и несотворенности мира. В этом учении П. д'А. в извращенной форме была выражена мысль о естеств. закономерности природных процессов и земных событий, освобождавшихся, т.о., от всемогущего контроля христ. бога.

Соч.: Liber cõpilatõis phisonomie, Padua, 1474; Εxpositio problematum Aristotelis, Mantuae, 1475, [Venetiae], 1482, Venetiis, 1501.

Лит.: Dyroff Α., Dante und Pietro D'Abano, "Philos. Jahrb. der Görresgesellschaft", 1920, Bd 33, S. 253-71; Saitta G., Il pensiero italiano nell' umanesimo e nel rinascimento, v. 1, Bologna, 1949, p. 32-39; Nardi В., Saggi sull'aristotelismo padovano del secolo XIV al XVI, Firenze, [1958], p. 1 - 74.

В. Соколов. Москва.

ПЯТИДЕСЯТНИКИ

ПЯТИДЕСЯТНИКИ - религ. секта, учение к-рой отправляется от евангельского сюжета о "сошествии св. духа на апостолов" в день т.н. пятидесятницы. Отличит. особенность учения П. - идея "индивидуальной пятидесятницы", понимаемой как способность ревностного верующего приобрести "дары св. духа", проявляющиеся в глоссолалии ("говорении на языках") и исцелении больных путем наложения на них рук. По своим идеям П. близки баптистам и адвентистам: первым - по идее греховности человека и единственно возможному для него спасению благодаря искупит. жертве Христа; вторым - по идее о непосредств. близости второго пришествия и установления на земле тысячелетнего царства Христа.

П. появились в первом десятилетии 20 в. почти одновременно в Уэльсе и Лос-Анжелосе и распространились во мн. странах: Скандинавии, Венгрии, Польше, Германии, а также в Лат. Америке. Особенно большой успех проповедь П. имела среди последователей лютеранства, методизма, баптизма. В наст. время общая численность П. превышает 10 млн. чел. В 1906-14 П. проникли из Скандинавии в Финляндию, оттуда в Россию, вербуя себе сторонников гл. обр. среди рядовых последователей евангельского христианства и баптизма, недовольных диктатурой "верхов". В первые годы после Октябрьской революции П. не отличались широким прозелитизмом. Оживление деятельности в годы нэпа продолжалось до конца 20-х гг. Секта имела централизованное руководство, проводила съезды, издавала журнал "Евангелист". Значительно уступая в численности евангельским христианам и баптистам, секта П. к исходу 20-х гг. сравнялась по числу последователей с адвентистами. П. упорно отказывались от службы в Красной Армии. В 1944-45 П., при условии отказа от глоссолалии, были приняты в Союз евангельских христиан. Тем не менее они продолжали придерживаться своего экстатич. культа.

А. Клибанов. Москва.

Предыдущая страница Следующая страница