Приглашаем посетить сайт

Культура (cult-news.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
Статьи на букву "В" (часть 5, "ВОП"-"ВЮР")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "В" (часть 5, "ВОП"-"ВЮР")

"ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ"

"ВОПРО́СЫ ФИЛОСО́ФИИ" - науч. журнал сов. философов, орган Ин-та философии АН СССР. Издается с авг. 1947. В первом номере "В. ф." был опубликован стенографич. отчет философской дискуссии 1947. Задачи журнала определяла редакц. статья этого номера. Гл. редакторами "В. ф." были Б. М. Кедров (с 1947, No 1), Д. И. Чесноков (с 1948, No 3), Ф. В. Константинов (с 1952, No 5), М. Д. Каммари (с 1954, No 5), А. Ф. Окулов (с 1959, No 8), М. Б. Митин (с 1960, No 6). Периодичность журнала: сначала 3 раза в год, при объеме номера 20 печатных листов; с 1951 - 6 раз в год, по 15 печатных листов в номере; с 1958 - 12 раз в год, по 12 печатных листов в номере. С конца 1959 статьи "В. ф." резюмируются на английском языке.

Посвящая осн. массу материалов разработке различных проблем марксистской философии, в частности анализу закономерностей развития социалистич. общества, "В. ф." выступает с критикой совр. "дипломированных лакеев поповщины" - бурж. идеалистов, ведет атеистич. пропаганду. Всесторонняя разработка марксистской диалектики сочетается на страницах журнала с филос. анализом новейших открытий естествознания. "В. ф." информирует читателя о ходе борьбы прогрессивных мыслителей в бурж. странах против идеалистич. школ и течений, освещает филос. жизнь во всех странах мира, критически разбирает выходящие из печати филос. труды, освещает педагогическую и науч.-исследовательскую работу философских кафедр вузов, науч. жизнь философских учреждений.

В журнале имеются след. отделы: историч. материализм; диалектич. материализм и логика; филос. вопросы естествознания; история философии; этика и науч. атеизм; эстетика; философия и социология за рубежом; для изучающих философию; критика и библиография. На страницах "В. ф." проводятся дискуссии и обсуждения, здесь публикуются науч. сообщения, лекции и консультации, ответы на вопросы читателей, освещается науч. жизнь и междунар. связи сов. философов.

Журнал провел дискуссии о соотношении формальной и диалектич. логики, о филос. проблемах теории относительности, о теории резонанса в химии, о возникновении жизни, о некоторых вопросах теории биологич. вида и видообразования, о предмете психологии, о противоречиях при социализме и др. Широко обсуждались на страницах "В. ф." коллективные науч. труды и учебные пособия по философии, а также программы по различным филос. дисциплинам.

Вместе с многочисл. сов. учеными в журнале сотрудничают философы стран народной демократии, прогрессивные мыслители бурж. стран.

Н. Завадская. Москва.

ВОРМС

ВОРМС (Worms), Рене (1869-1926) - франц. бурж. социолог. Важнейшая работа В. - "Организм и общество" ("Organisme et Société", P., 1896, в рус. пер. - "Общественный организм", 1897), в к-рой В. развивает идеи органической школы в социологии. В. основывал свои взгляды на установлении антинаучной аналогии между обществом и животным организмом. Общество, согласно В., возникло от человеч. пары и движется и изменяется по биологич. законам. В. ввел термины "социальная патология" и "социальная гигиена" для обозначения "болезни", и "оздоровления" общества, подразумевая под последними социальные противоречия. В захвате колоний В. усматривал "размножение общества". На этом основании он оправдывал колониальную политику империализма, видя в ней "естественный" процесс.

М. Баскин. Москва.

ВОРОВКА

ВО́РОВКА (Vorovka), Карел (3 февр. 1879 - 15 янв. 1929) - чешский математик и философ-идеалист. Проф. Пражского ун-та (с 1921). Принимал участие в издании идеалистич. журн. "Ruch filosofický" (с 1920). Занимаясь философией математики, распространял принципы конвенционализма Пуанкаре на естеств.-науч. познание вообще ("Соображения о созерцании в математике" - "Úvahy о názoru v matematice", 1917). Критикуя плоский позитивизм, В. пришел к идеалистич.-теистич. взглядам, в к-рых опирался на идеализм Лейбница и мистику неоплатоников и гностиков ("Скептицизм и гностицизм" - "Skepse a gnose", 1921).

Соч.: Kantova filosofie ve svých vztazích k vědám exaktnim, Praha, 1924; Skepse a gnose, Praha, 1921; Polemos (Spory v českeé filosofii v letech 1919-1925), Praha, 1926; Americká filosofie, Praha, 1929.

И. Попелова. Чехословакия.

ВОРОВСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВОРОНЦОВ

ВОРОНЦО́В (псевд. - "В. В."), Василий Павлович (1847-1918) - рус. экономист, представитель субъективной школы в социологии, идеолог либерального народничества. Сотрудничал в журн. "Отечественные записки", "Вестник Европы", "Русское богатство", "Русская мысль", "Новое слово" и др., а также в заграничном журн. Лаврова "Вперед". Задачу социальной науки В. видел в объяснении "происхождения сложных общественных отношений из более простых психологических..." ("Наши направления", 1893, с. 13). Идеализируя "народное производство", в особенности крестьянскую общину ("Крестьянская община", 1892), В. считал, что Россия перейдет к социализму, минуя капиталистич. стадию (см. "Судьбы капитализма в России", 1882), путем реформ, осуществляемых пр-вом в содружестве с "образованным обществом". Интеллигенция как внеклассовая сила является, по В., гл. движущей силой истории. Ленин, Плеханов и др. марксисты подвергли критике ненауч. субъективную социологию В.

Соч.: Очерки теоретической экономии, СПБ, 1895; Артельные начинания русского общества, СПБ 1895; От семидесятых годов к девятисотым, Сб. статей, СПБ, 1907.

Лит.: Ленин В. И., Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов?, Соч., 4 изд., т. 1; его же, Экономическое содержание народничества и критика его в книге г. Струве, там же; его же, К характеристике экономического романтизма, там же, т. 2; его же, Развитие капитализма в России, там же, т. 3; его же, О народничестве, там же, т. 18; Плеханов Г. В.. Обоснование народничества в трудах г-на Воронцова (В. В.), Соч., 2 изд.. т. 9, M., I1925].

Г. Арефьева. Москва.

ВОРЦЕЛЬ

ВО́РЦЕЛЬ (Worcell), Станислав Габриель (1799-1857) - польский революционный демократ и социалист-утопист. До 1831 В. придерживался умеренных политич. взглядов, однако после участия в польском освободит. восстании 1830-31 его взгляды радикализировались, приближаясь к революц. демократизму и утопич. социализму. Эмигрировав во Францию (в 1831), работал вместе с Лелевелем, был связан с франц. революц. движением, являлся членом "Общества прав человека и гражданина" ("Société des Droits de l'Homme et du Citoyen"), принимал участие в движении карбонариев. В 1833 за революц. деятельность был выслан из Франции. Переехав в Бельгию, вел пропаганду революц. идей на страницах журн. "Голос народа" ("La Voix du Peuple"). После высылки из Бельгии переехал в Англию, где связался с крест.-плебейской секцией Польского демократич. об-ва в Портсмуте (1835) и содействовал ее превращению в первую польскую революц.-демократич. организацию - "Люд польски". После 1846 вступил в Польское демократич. об-во и стал одним из его вождей.

Теоретич. взгляды В. гл. обр. сложились под влиянием идей сен-симонизма. В написанном в 1836 реферате "О собственности" ("О własnośći", см. "Lud Polski, Wybór dokumentow", Warsz., 1957, в рус. пер. - "Избр. произв. прогрессивных польских мыслителей", т. 2, М" 1956) В. рассматривал собственность как историч. и социальную категорию. Исходя из положения, что собственность составляет основу обществ. порядка, В. исследовал историч. изменяемость ее форм, происходящую по законам прогресса. Это изменение реализует идею справедливости, по к-рой эксплуататорская собственность должна быть заменена собственностью коллективной. В. был соавтором ряда программных документов союза "Люд польски", выступал с требованиями ликвидации феодализма, национализации земли и уничтожения частной собственности в Польше. Идеалом В. было общество "уравненных социальных условий", созданное путем крест.-плебейской революции. Однако утопич. социализм В. сильно окрашен мистицизмом. По его мнению, новый обществ. порядок означает реализацию заветов христианства. Эту религиозность воззрений В. критиковал Герцен, с к-рым В. сотрудничал в последний период своей деятельности. В соч. "Былое и думы" Герцен указывал, что В. "верил в какой-то духовный мир, неопределенный, ненужный, невозможный, но отдельный от мира материального" (Собр. соч., т. 11, 1957, с. 148). Отход от религ. фразеологии и углубление интернационализма содержится в обнаруженной посмертно рукописи В. "О союзах естественных и общественных...". В. выступал за солидарность польск. и рус. революц. движения.

Соч.: О związkach przyrodzonych i społecznych, в кн.: Limanowski В., Stanisław Worcell, Warsz., 1948; Rewolucyjna propaganda rosyjska, в кн.: Towarzystwo demokratyczne Polskie. Dokumenty i pisma, Warsz., 1954; Polska i Węgry, "Demokrata polski", 1849), 23 czerwca, 13 и 28 lipca.

Лит.: История Польши, 2 изд., т. 1, M.,1956; Герцен А. И., Былое и думы, Собр. соч., т. 11, М., 1957, с. 124-49; Limanowski В., Stanisław Worcell, Warsz., 1948; Miłkоwski Ζ., Stanisław Worcell, "Biblioteka Warszawska", 1910, t. 4; Lukaszewicz W., Stanisław Gabriel Worcell, Warsz., 1951.

X. Темкинова. Польша.

ВОСЕМНАДЦАТОЕ БРЮМЕРА ЛУИ БОНАПАРТА"

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВОСКАНЯН

Степан (1825 - 23 февр. 1901) - арм. публицист и философ. Род. в Смирне (Турция), образование получил в Париже, где принимал активное участие в революции 1848. В. боролся за освобождение армян из-под турецкого ига. В Париже В. издавал прогрессивные, известные в Армении газ. "Аревелк" ("Восток", 1855-56) и "Аревмутк" ("Запад", 1859), на страницах к-рых выступал против феодально-клерикального лагеря, отстаивал идею отстранения духовенства от нар. просвещения. По своим филос. взглядам В. - идеалист, последователь философии Канта. В соч. "Огюст Конт в Смирне. Атеизм" (1878) и "Литтре и атеизм" (Смирна, 1879, изд. на франц. яз.) В. выступил с критикой материалистич. произведения Костандяна "О методе...". В 1866 В. вернулся на родину, где с 1867 редактировал газ. "La Reforme".

ВОСКАНЯН

ВОСПРИЯТИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВОСХОЖДЕНИЕ ОТ АБСТРАКТНОГО К КОНКРЕТНОМУ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВРЕМЯ

ВРЕМЯ - одна из основных (наряду с пространством) форм существования материи. Материалистич. понимание В. противостоит ложным идеалистич. воззрениям, ставящим существование В. в зависимость от индивидуального сознания (Беркли, Юм, Кант, Мах), от мирового разума (Гегель), от интуиции и мистич. "творческого порыва" (Бергсон). В противоположность как идеализму, так и метафизич. взглядам, согласно к-рым В. есть нечто самостоятельное, существующее якобы независимо от материальных вещей и отдельно от них, диалектич. материализм считает, что В. существует объективно и неразрывно связано с движущейся материей. Процессы отличаются друг от друга не только тем, когда они начинаются, но и тем, как д о л г о они д л я т с я. В. неразрывно связано с пространством, к-рое имеет три измерения, а В. - одно: движение материи во В. идет только в одном направлении - от прошлого к будущему. В. необратимо. Оно бесконечно. Как бы много ни прошло В. до какого-либо события ему предшествовало неисчислимое множество других. Цепь событий нигде не оборвана. Звеньям ее нет числа. Совр. наука, подтвердив учение диалектич. материализма о В., показала, что длительность процессов зависит от скорости движения материальных объектов; при изменении скорости тела изменяются как его пространственные размеры, так и продолжительность совершающихся в нем процессов. См. Пространство и время, Относительности теория и лит. при этих статьях.

ВРОЖДЕННЫЕ ИДЕИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВРОНЬСКИЙ-ХЁНЕ

ВРО́НЬСКИЙ-ХЁНЕ (Wroński-Hoene), Юзеф Мария (24 авг. 1778 - 9 авг. 1853) - польский математик и философ-мистик. В Германии изучал философию (особенно Канта) и математику. С 1800 до конца жизни жил во Франции. В математике именем В.-Х. назван введенный им функциональный определитель, имеющий большое значение в теории линейных дифференц. уравнений.

В.-Х. - автор идеалистич. соч. "Мессианизм как конечное объединение философии и религии, образующее абсолютную философию" ("Messianisme. Union finale de la philosophie et de la réligion, constituant la philosophie absolue", pt. 1-2, 1831-47), "Метаполитика мессианизма" ("Métapolitique messianique", 1840) и др. Филос. система В.-Х., оказавшая влияние на теорию польского мессианизма, носит характер туманных спиритуалистич. спекуляций: теоретич. и практич. разум доставляют две стороны единого творч. разума, прообразом к-рого является бог. Историю человечества В.-Х. рассматривал как поиски путей возвращения к абсолюту. В.-Х. был врагом демократии и революц. движения, и его произведения были использованы фашистской пропагандой в Польше перед второй мировой войной.

Соч.: Philosophie critique découverte par Kant, t. 1-3, Marseille - P., 1803; Introduction à la philosophie des mathématiques..., P., 1811; Philosophie absolue de l'histoire..., pt. 1-2, P., 1852.

Лит.: Ujejski J., О cenie absolutu, Warsz., 1925; Бобынин В. В., Гоёне Вронский и его учение о философии математики, М., 1894.

Е. Ладыка. Польша.

ВСЕЛЕННАЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

"ВСЕМИРНАЯ ГАРМОНИЯ"

"ВСЕМИРНАЯ ГАРМО́НИЯ" - статья Ш. Фурье, в к-рой впервые были обнародованы осн. идеи, развитые позднее в его социалистич. учении.

ВСЕОБЩЕЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВТОРАЯ СИГНАЛЬНАЯ СИСТЕМА

ВТОРА́Я СИГНА́ЛЬНАЯ СИСТЕ́МА - см. Сигнальные системы.

ВТОРИЧНЫЕ КАЧЕСТВА

ВТОРИЧНЫЕ КАЧЕСТВА - качества (цвет, вкус, запах, тепло, холод и т.п.), являющиеся, по мнению нек-рых материалистов-метафизиков и ряда идеалистов, лишь субъективными и не присущими предметам материального мира. В. к. противопоставлялись сторонниками этой теории т.н. первичным качествам (плотность, протяженность, фигура, движение и т.п.), присущим самим вещам.

Различение качеств по их объективности встречается уже у Демокрита ("Материалисты Древней Греции", 1955, с. 80-83), но свою развитую форму этот взгляд приобрел в философии 17-18 вв. у Галилея, Декарта, Локка (введшего термины "В. к." и "первичные качества") и др. Теория В. к. была вызвана к жизни стремлением старого, домарксовского материализма различить субъективное и объективное при решении проблемы отношения сущности и явления. Поскольку, однако, это решение опиралось на механицизм, за объективное принималось лишь то, что улавливалось средствами механики и математики,- все остальное объявлялось субъективным. Локк говорил о В. к.: "Какую бы ни приписывали им по ошибке реальность, они на деле не находятся в самих вещах, но суть производящие в нас различные ощущения силы и зависят от указанных мною первичных качеств, объема, фигуры, сцепления и движения частиц" ("Опыт о человеческом разуме", М., 1898, с. 112). Логич. развитием и завершением этого взгляда, по к-рому В. к. есть лишь субъективное состояние сознания, явился субъективный идеализм Беркли и Юма. Совр. неопозитивизм использует противопоставление первичных и В. к. как аргумент в борьбе с материализмом (см., напр., Б. Рассел, Человеческое познание, М., 1957, с. 204, 263). К теории В. к. склонялись механисты (см., напр., В. Н. Сарабьянов, Как иные товарищи творят ревизионизм, "Под знаменем марксизма", 1926, No 6, с. 64-65).

Диалектич. материализм отвергает деление качеств на первичные и вторичные. Ощущение есть субъективный образ объективного мира, показания всех органов чувств человека являются источником объективных знаний о мире и с этой стороны нет принципиальной разницы между ощущениями цвета, запаха и формы, движения, т.е. между т.н. В. к. и первичными качествами. Разница между этими ощущениями отражает объективное различие свойств материи.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Святое семейство, Соч., 2 изд., т. 2, М., 1955, с. 139-44; Энгельс Ф., Диалектика природы, М., 1955, с. 185, 197, 201; Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, Соч., 4 изд., т. 14, с. 43, 106; Плеханов Г. В., Materialismus militans, Избр. филос. произв., т. 3, М., 1957, с. 241-42; История философии, т. 2, М., 1941, с. 70, 128-29.

Б. Пышков. Москва.

ВУДБРИДЖ

ВУДБРИДЖ (Woodbridge), Фредерик (26 марта 1867 - 1 июня 1940) - амер. бурж. философ и педагог; представитель неореализма. Проф. философии Колумбийского и Мичиганского ун-тов (США), основатель и гл. ред. (1923) филос. журн. "Journal of Philosophy". В. - автор работ по истории философии нового времени и проблемам воспитания. Находился под влиянием Сантаяны. Мир, по В., имеет логич. структуру, к-рая раскрывается в процессе мышления и потому является сферой разума. Отказываясь решить вопрос о том, какую природу имеет эта сфера - материальную или идеальную, В. утверждает, что она представляет собой организацию, или систему, того и другого. Постижение этой сферы, по В., осуществляется посредством идей, к-рые дают нам не копии вещей, а только их логич. смысл. Ориентироваться при помощи этих идей в мире вещей человек может по той причине, что порядок идей тождествен порядку вещей. В конечном счете этот порядок у В. сводится к высшему существу - источнику и гаранту всех ценностей.

Соч.: The philosophy of Hobbes in extracts and notes col lated from his writing, Minneapolis, 1903; The purpose of history, N. Y., 1919; The realm of mind, N. Y., 1926; Contrasts in education, N. Y., 1929; The son of Apollo. Themes of Plato, Boston-N. Y., 1929; Hobbes selection, N. Y., 1930; Nature and mind, N. Y., 1937.

А. Ушков. Москва.

ВУЛГАРИС

ВУЛГАРИС (Βούλγαρις), Евгениос (Евгений Булгар) (1716-1806) - греч. философ-идеалист, богослов. Преподавал в Константинополе, но, обвиненный в вольнодумстве, уехал в Германию. В 1771 - библиотекарь Екатерины II. С конца 70-х гг. - член Российской АН, архиепископ Славенский и Херсонский. Последние годы провел в Александро-Невской лавре. В своих философских трудах "Логике" (Λογική, 1766), "Метафизике" (Μεταφυσικά, 1805) излагал учения Локка, Лейбница, Вольфа. Известен также как автор ряда теологич. трактатов (на греч. и рус. яз.) и историч. сочинений. Переводчик Вергилия.

Соч.: Τὰ ἀρέσκοντα τοῖς φιλοσόφοις, 1805.

Лит.: Стурдза А. С., Евгений Булгарис..., "Москвитянин", 1844, No 2; Лебедев А. П., История греко-восточной церкви под властью турок, 2 изд., СПБ, 1904.

ВУЛЬГАРНЫЙ МАТЕРИАЛИЗМ

ВУЛЬГАРНЫЙ МАТЕРИАЛИЗМ (от лат. vulgaris - обыкновенный, простой) - течение в бурж. философии сер. 19 в. Возникло на почве капиталистич. развития в условиях позитивистского отрицания философии и развития естествознания, к-рое все явственнее обнаруживало несостоятельность идеализма. Теоретич. предшественником В. м. был франц. материалист Кабанис, гл. представителями - нем. философы Фохт, Молешотт, Бюхнер. Ф. Энгельс называл их вульгарными материалистами (см. "Анти-Дюринг", 1957, с. 313), поскольку они упрощали положения старого материализма, не преодолевая его метафизич. и механистич. ограниченности, отворачивались от диалектики. Представители В. м. популяризовали достижения естествознания (закон сохранения материи, закон превращения энергии, дарвинизм, данные физиологии), указывали на атеистич. выводы, вытекающие из них. Наиболее ярко существо В. м. проявилось в отрицании специфики сознания, к-рое непосредственно сводилось к веществу (см. Бюхнер, Сила и материя, 1855, рус. пер. 1907) и деятельность к-рого связывалась с питанием, составом употребляемой пищи. Не понимая того, что сознание людей отражает их обществ. бытие, сторонники В. м. утверждали, напр., будто главной причиной колониального рабства являются естеств. условия, в к-рых живут колониальные народы, употребляемая ими пища и т.п. Бюхнер пытался "природой" наследственности объяснить различие между классами, примыкая тем самым к реакц. социологич. концепции "социального дарвинизма". В. м. в ряде отношений приближался к позитивизму и открытому идеализму, Бюхнер, напр., утверждал, что материя, сила и дух представляют собой "различные проявления одного и того же первичного или основного принципа" ("Сила и материя", СПБ, 1907, с. 41). Выступая против идеалистич. натурфилософии, противо-поставляемой наукам о природе, третируя классич. нем. философию как шарлатанство, В. м., подобно позитивизму, не понимал необходимости разработки философии как науки, имеющей свой предмет познания. Особенно упрощенными были гносеологич. представления В. м., не выходившие за пределы крайне огранич. эмпиризма, совершенно чуждого диалектике. В нек-рых странах благодаря атеистич. направленности В. м., переплетаясь с позитивизмом, играл прогрессивную роль, способствуя разоблачению религии и идеализма, помогая ознакомлению с выдающимися достижениями естествознания. В России 19 в. В. м., сыгравший известную положит, роль в борьбе с офиц. идеологией, был подвергнут критике революц. демократами (см. Н. А. Добролюбов, Полное собр. соч., т. 3, 1936, с. 92; М. А. Антонович, "Современник", 1863, т. 95, с. 50). Вульгарно-материалистич. тенденции были в СССР свойственны механистам (см. также Вульгарный социологизм).

Лит.: Маркс К., Господин Фогт, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 12, ч. 1, М., 1935; Энгельс Ф., Анти-Дюринг, М., 1957; его же, Диалектика природы, М., 1955, с. 25-26, 161, 163; Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, Соч., 4 изд., т. 14, гл. IV, § 7, гл. VI, §4; Таганский Т., Вульгарный материализм третьей четверти XIX в. и современные механисты, в кн.: Из истории философии XIX века. Сб. статей, [М.], 1933, с. 79-123; История философии, т. 3, М., 1959, с. 333-37.

Т. Ойзерман. Москва.

ВУЛЬГАРНЫЙ СОЦИОЛОГИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВУНДТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВЧУВСТВОВАНИЕ

ВЧУВСТВОВАНИЕ - термин субъективно-идеалистич. эстетики, к-рым выражается субъективистское "внесение" мыслей, чувств человека в предметы и явления объективного мира. Впервые теория В. изложена в работах Ф. Т. Фишера (F. Th. Vischer, Symbol, в кн.: Philosophische Aufsätze, 1887, и др.), к-рый заимствовал термин "В." у своего сына - историка и теоретика иск-ва Р. Фишера. В., понимаемое как "внесение" мыслей и чувств в явления реального мира, становится осн. принципом психологической эстетики Липпса (Т. Lipps, Ästhetik. Psychologie des Schönen und der Kunst, Tl 1-2, 1903-06). "Форма объекта всегда есть результат формирования мною", - пишет Липпс. Теория В. получила распространение в нач. 20 в. (в работах Вернон Ли, Воррингера и др.) и послужила в качестве теоретич. оправдания разных течений формализма в иск-ве и в первую очередь экспрессионизма. Она близка "теории сопереживания" - идеалистич. "растворения" эстетич. объекта и субъекта (Мёйман и др.). Лит.: Лапшин И., Проблема "чужого я" в новейшей философии, СПБ, 1910; Самсонов Н. В., История эстетических учений, ч. 1-3, М., 1915; Мейман Э., Введение в современную эстетику, пер. с нем., М., 1909; WorringerW., Abstraktion und Einfühlung, 10 Aufl., Münch., 1921; eго же, Forniprobleme der Gotik, 3 Aufl., Münch., 1927; Lee Vernon Beautiful. An introduction to psychological aesthetics, Cambr., 1914; Utitz E., Geschichte der Ästhetik, B., 1932.

И. Máцa. Москва.

ВЫВОД

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВЫВОД (В МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ЛОГИКЕ)

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВЫВОДИМОСТЬ

ВЫВОДИМОСТЬ - см. Вывод(в математической логике).

ВЫГОТСКИЙ

Лев Семенович [5(17) ноября 1896 - 11 июня 1934] - сов. психолог. Окончил Моск. ун-т (1917). В. разрабатывал многие вопросы общей психологии, детской психологии, генетической психологии, дефектологии и психопатологии. Внес в сов. психологию важные принципиальные положения, рассматривая психику в развитии и с социальной точки зрения. Критика Выготским с материалистич. позиций теорий Кёлера, Штерна, Пиаже и др. до сих пор не потеряла своего значения.

Соч.: Педагогическая психология, М., 1926; Этюды по истории поведения, М.-Л., 1930 (совм. с А. Р. Лурия); Воображение и творчество в детском возрасте, [М.-Л.], 1930; The problem of the cultural development of the child, "J. Genet. Psychol.", 1929, v. 36; Thought in schizophrenia, "Arch. Neurol. and Psychiatry", 1934, v. 31; Мышление и речь, М.-Л., 1934; Умственное развитие детей в процессе обучения, М., 1935; Избранные психологические исследования, М., 1956.

ВЫДЕЛЯЮЩЕЕ СУЖДЕНИЕ

ВЫДЕЛЯЮЩЕЕ СУЖДЕ́НИЕ - суждение, в к-ром речь идет о признаке, принадлежащем (или не принадлежащем) только предмету суждения и не принадлежащем (принадлежащем) всем прочим предметам или другим предметам, указанным в данном суждении. Напр., "Только спектр натрия заключает в себе яркую желтую линию". Всякое В. с. есть соединение утвердит, и отрицат. суждений. Одно из них утверждает принадлежность к.-л. признака (признаков) предмету (или предметам к.-л. класса), а другое отрицает принадлежность этого же признака (признаков) всем др. предметам или др. предметам, указанным в данном суждении. Так, суждение "Только спектр натрия заключает в себе яркую желтую линию" есть соединение суждений "Спектр натрия заключает в себе яркую желтую линию" и "Спектры других веществ не заключают в себе яркой желтой линии". Понятие о В. с. имелось уже у Аристотеля (он рассматривал его в первой книге "Топики"). В. с. изучались в ср.-век. логике; схоластами, в частности, был построен спец. логич. квадрат В. с.

Лит.: Таванец П. В., Вопросы теории суждения, М., 1955; Prantl K., Geschichte der Logik im Abendlande, Bd 1-4, B., 1955.

П. Таванец. Москва.

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВЫРУБОВ

Григорий Николаевич (31 окт. 1843 - 30 ноября 1913) - рус. философ-позитивист, химик-кристаллограф. Окончил Александровский лицей, слушал лекции на мед. и естеств. ф-тах Моск. ун-та. С 1864 жил в Париже, где издавал междунар. орган позитивизма "La philosophie positive" (1867-83, до 1877 совместно с Литтре). После смерти П. Лаффита (1903) занимал кафедру истории, науки в Коллеж де Франс. Вслед за Контом В. пытался "преодолеть" материализм и идеализм, считая их метафизич. гипотезами ("Материалистическая философия и позитивная философия" - "La philosophie matérialiste et la philosophie positive", "La philos. positive", 1879, t. 22, No 4; "Замечания о критической философии в Германии" - "Remarques sur la philosophie critique en Allemagne", там же, t. 22, No 6). Он резко отрицательно относился к диалектике, в т. ч. гегелевской ("Революционные воспоминания", "Вестник Европы", 1913, No 1; рецензия на книгу Льюиса - G. H. Lewes, The study of psychology, its object and method. L., 1879, "Критическое обозрение", 1880, No 5). Высшей целью философии В. считал констатацию, изучение и классификацию всего, что происходит в интеллектуальной области, синтез выводов спец. наук. Не признавая гносеологию частью философии, В. растворял ее в совокупности частных методов исследования.

В юности В. испытал нек-рое влияние Герцена, а с 1865 он поддерживал с ним личную связь. Он был первым издателем собр. соч. Герцена. Вместе с тем В. существенно расходился с ним по филос. и политич. вопросам. Критич. отношение к взглядам В. выражено в ряде писем Герцена.

Соч.: La sociologie et sa méthode (Рецензия на кн.: E. Robertу, La sociologie, P., 1881). "Philos. positive", P., 1881, t. 26, No 4; Les modernes théories du néant..., там же, t. 26, No 5; Le certain et le probable, l'absolu et le relatif, там же, 1867, t. 1; Военные воспоминания, "Вестник Европы", 1911, январь.

Лит.: Герцен А. И., Полн. собр. соч. и писем, под ред. М. К. Лемке, т. 22, Л.-М.,1925 (см. алф. указатель имен); Тимирязев К. А., Григорий Николаевич Вырубов, Соч., т. 9, [М.], 1939, с. 81-97.

Л. Коган. Москва.

ВЫСКАЗЫВАНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВЫЧИСЛИМАЯ ФУНКЦИЯ

ВЫЧИСЛИМАЯ ФУНКЦИЯ - одно из основных понятий теории алгоритмов. См. Алгоритм.

ВЫШЕНСКИЙ

ВЫШЕНСКИЙ (Вишенський), Иван (р. между 1545-50 - ум. ок. 1620) - укр. мыслитель и обществ. деятель. Монах. Участвовал в деятельности Львовского братства. Автор соч. "Писанiе до всех обще в Лядской земли живущих", "Писанiе к утекшим от православной веры епископам", "Обличенiе Дiявола миродержца", "Краткословный ответ Петру Скарге" (написаны в 90-х гг. 16 в., распространялись в списках, впервые частично напечатаны в 1865 - см. "Памятники полемической литературы в Западной Руси", 1882, кн. 2; "Архив Юго-Западной России", 1887, ч. 1, т. 7) и др. Критиковал феод.-крепостнич. порядки Польско-литовского гос-ва. Обличая "злое житие" дворян, их тунеядство, праздность, своекорыстие, В. пропагандировал идею равенства всех людей. Он являлся одним из первых поборников воссоединения Украины с Россией. Христианский теолог по филос. воззрениям, В. проповедовал аскетич. отречение, что было своеобразным протестом против распространения католицизма на Украине.

Соч.: Сочинения, М.-Л., 1955 (в прилож. статья И. П. Еремина).

Лит.: Франко И., Иван Вишенский, его время и литературная деятельность, Соч., т. 9, М., 1959; Скиpда Т. I., Суспiльно-полiтичнi погляди Iвана Вишенського, в кн.: З iсторiї суспiльно-полiтичної та фiлософської думки на Українi, Київ, 1956; Πеpетц В. Н., Исследования и материалы по истории старинной украинской литературы XVI-XVIII веков, [т.] 1, Л., 1926 (Сб. отд. Исследования и материалы по истории старинной украинской литературы XVI-XVIII веков, [т.] 1, Л., 1926 (Сб. отд. русского яз. и словесности АН СССР, т. 101, No 2).

А. Лысенко. Киев.

ВЭНС

ВЭНС (Vance), Руперт Бейлесс (р. 15 марта 1899) - амер. бурж. социолог, сторонник эмпирико-позитивистского направления. С 1937 - проф. социологии ин-та исследований в области социальных наук ун-та Сев. Каролины, в 1944 - президент Амер. социологич. об-ва. В 1950 - консультант по вопросам народонаселения при ООН. В. считает социографич. метод (описание общества) главным для общей социологии. По его мнению, к обобщениям ведут эмпирич. приемы. В. разделяет данное Хиллером определение общества как "нормальным путем объединенного населения, развивающегося в виде культурной группы", и объявляет вопросы народонаселения одной из частей общей социологии. В своих работах В. рассматривает вопросы состава и роста населения, рождаемости и смертности, размещения и миграции, тенденции в образовании, культурном и этнич. развитии населения, отвлекаясь от экономич. структуры общества, от реальных классовых отношений. Многочисл. работы В. посвящены также проблемам экологии (среды и быта), сельской социологии, индустриальной социологии, культуры, регионализма и др.

Соч.: Human factors in cotton culture, Chapel Hill, 1929; Human geography of the South, Chapel Hill, 1932; Regional reconstruction. A way out for the South, N. Y.-Chapel Hill, 1935; The South's place in the Nation, [2 ed., N. Y.], 1938; How the other half is housed, Chapel Hill, 1936; Farmers without land, N. Y., 1938; Rural relief and recovery, [Washington], 1939; Research memorandum on population redistribution, within the United States, N. Y., [1938]; All these people, Chapel Hill, 1945.

В. Семенов. Москва.

ВЮРЦБУРГСКАЯ ШКОЛА

ВЮРЦБУРГСКАЯ ШКОЛА - идеалистич. направление в нем. психологии и философии нач. 20 в., известное разработкой специфики психологии мышления и, в меньшей мере, воли. Основателем В. ш. был проф. Вюрцбургского ун-та О. Кюльпе (1862-1915), объединивший ряд известных психологов (Н. Ах, К. Бюлер, О. Зельц, А. Мессер, К. Марбе, Г. Уотт). В. ш. формировалась в значит. мере под влиянием феноменологии Гуссерля и представляла собой реакцию как на ассоцианизм и сенсуализм психологии сер. и конца 19 в., так и на экспериментальные работы Вундта. Методика исследования В. ш. (иногда наз. "экспериментальным самонаблюдением", "вюрцбургским методом") представляла собой усовершенствование методики А. Бине и заключалась в следующем: испытуемому задавались вопросы, на к-рые он должен был не только дать ответы, но и описать свои "переживания", связанные с этой процедурой. Для экспериментов обязательно подбирались лица, "опытные в интроспекции" - профессиональные психологи. В результате своих исследований психологи В. ш. установили такие закономерности мышления, как его "безóбразность", "интенциональность", т.е. направленность на определ. объект, причем под объектом имелось в виду содержание сознания, обусловленное осмысленными, хотя и не всегда осознаваемыми "детерминирующими тенденциями" и установкой личности в отношении поставленной задачи. Психологи В. ш. стремились раскрыть своеобразие различных видов мышления, форм суждения, представлений цели в их целостности. Собственно В. ш. существовала недолго - в 1901-09; в дальнейшем Кюльпе, напр., перестал заниматься исследованием мышления, а Бюлер отошел от первонач. положений и развивал взгляды, сближавшие его с гештальтпсихологией. Осн. методологич. пороком В. ш. было стремление рассматривать мышление как чисто духовный акт, не связанный ни с чувств. наглядными образами объективных явлений, ни с внутр. речью.

Лит.: Кюльпе О., Современная психология мышления, пер. с нем., в сб.: Новые идеи в философии, No 16, СПБ, 1914, с. 43-83; Кpогиус А. А., Вюрцбургская школа экспериментального исследования мышления и её значение, там же, с. 84-108; Корнилов К. Н., Конфликт двух экспериментально-психологических школ, в сб.: Георгию Ивановичу Челпанову от участников его семинариев в Киеве и Москве, 1891-1916. Статьи по философии и психологии, М., 1916, с. 314-28; Кравков С. В., Самонаблюдение, М., 1922; Рубинштейн С. Л., Основы общей психологии, 2 изд., М., 1946. Marbe K., Experimentell-psychologische Untersuchungen über das Urteil. Eine Einleitung in die Logik, Lpz., 1901; Ach N., Über die Willenstätigkeit und das Denken, Göttingen, 1905; Wundt W., Über Ausfrageexperimente und über die Methoden zur Psychologie des Denkens, "Psychol. Studien", Lpz., 1907, Bd 3, Hf. 4, S. 301-60; Bühler K., Tatsachen und Probleme zu einer Psychologie der Denkvorgängen, "Arch. ges. Psychol.", Lpz., 1907, Bd 9, H. 4, 1908, Bd 12, Hf. 1; Messer A., Empfindungen und Denken, 3 Aufl., Lpz., 1928; его же, Die Würzburger Schule, в кн.: Einführung in die neueren Psychologie, hrsg. von E. Saupe, 5 Aufl., Osterwieck-Harz, 1931, S. 16-25, Bibliogr. S. 23-25; Titchener E. B., Lectures on the experimental psychology of the thought processes, N. Y., 1909; Humphrey G., Thinking. An introduction to its experimental psychology, N. Y., 1951; Organization and pathology of thought. Selected sources. Transl. and comment. by D. Rapaport, N. Y., 1951.

М. Роговин. Москва.

Предыдущая страница Следующая страница