Приглашаем посетить сайт

Культура (cult-news.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
Статьи на букву "С" (часть 8, "СТР"-"СЮН")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 8, "СТР"-"СЮН")

СТРУКТУРА СОЦИАЛЬНАЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СТРУКТУРАЛИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СТРУКТУРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

СТРУКТУРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ (с т р у к т у р а л ь н а я п с и х о л о г и я). В широком смысле - психологич. концепции, ставящие в центр исследования целостность психики; здесь имеется в виду прежде всего гештальтпсихология, но иногда структурной наз. понимающую психологию Дильтея и Шпрангера. В узком смысле - концепция, развитая Титченером. Согласно этой концепции, психологию отличает от др. наук то, что она имеет дело с опытом, к-рый зависит от испытывающей его личности. Единств. объектом психологии является сознание, а ее задача состоит в определении структуры сознания, вычленении его "элементарных процессов". По Титченеру, имеется три типа таких процессов: чувствительность (редуцированные проявления ощущений), образы (редуцированные проявления мыслей) и аффектации (редуцированные проявления эмоций). Первые два элемента обладают качеством, интенсивностью, длительностью и отчетливостью, а третий - только качеством, интенсивностью и длительностью. В основе С. п. лежала методология интроспекционизма, что и определило ее недолговечность.

Лит.: Титченер Э. В., Очерки психологии, СПБ, 1898; Ярошевский М. Г., История психологии, М., 1966, гл. 12; Titchener E. В., The postulates of structural psychology, "Philos. Review", 1893, v. 7, p. 449-65; Boring E. G., History of experimental psychology, 2 ed., N. Y., 1950; Wolman В. В., Contemporary theories and systems in psychology, N. Y., 1960; Woodworth R. S., Contemporary schools of psychology, 3 ed., N. Y., 1964.

M. Роговин. Москва.

СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СТРУМИЛИН

СТРУМИЛИН (Ст р у м и л л о - П е т р а ш к е в и ч), Станислав Густавович (р. 29 янв. 1877) - сов. экономист и статистик. Акад. (с 1931) лауреат Гос. пр. СССР (1942), Ленинской премии (1958), Герой Социалистич. Труда (1967). Чл. КПСС с 1923. Автор более 300 работ, среди к-рых книги и статьи филос. и атеистич. содержания. Ранняя работа С - "Аристократия духа и профаны. Два идеала" (СПБ, 1910) - посвящена критике идеологии веховства. Важное значение имеют исследования С. закономерностей развития произ-ва, в особенности роли труда. Одним из первых в сов. социологии С. провел детальное изучение бюджета времени (в т.ч. свободного) у различных социальных групп, разрабатывал положение о науке как непосредственной производит. силе. Большое место в трудах С. занимают актуальные вопросы социализма и коммунизма - социальное планирование и закономерности социалистич. строительства, пути и методы создания материально-технич. базы коммунизма, формирование и тенденции развития коммунистич. отношений и др.

Соч.: Наука и развитие производит. сил, "ВФ", 1954, No 3; Из пережитого. 1897-1917 гг., М., 1957; Проблемы экономики труда, М., 1957; Очерки социалистич. экономики СССР, М., 1959; Бог и свобода, М., 1961; Проблемы социализма и коммунизма в СССР, М., 1961; О закономерностях воспроизводства населения, Избр. произв., т. 1, [М., 1963], с. 116-30; Наш мир через 20 лет, [М.], 1964; Избр. произв. Воспоминания и публицистика, М., 1968.

Лит.: Жизнь и труды С. Г. С., в кн.: Вопросы экономики, планирования и статистики. [К 80-летию акад. С. Г. С.], М., 1957; Блюм Р., Нек-рые вопросы истории борьбы марксистов в России против идеологии реакции после поражения революции 1905-07 гг., "Уч. зап. Тартуского ун-та", 1960, вып. 89, с. 202-16; его же, Борьба марксистов против филос. идеализма в России после революции 1905-1907, "ФН" (НДВШ), 1968, No 6.

Р. Блюм. Тарту.

СТУРДЗА

Александр Скарлатович (18 нояб. 1791 - 13 июня 1854) - рус. политич. деятель, философ ортодоксального христианства. В годы кризиса крепостничества С. стремился обновить и упрочить идеологию самодержавия и православия с помощью неосхоластики. Гл. черты мировоззрения С. - объективный идеализм, агностицизм и крайний клерикализм, с т. зр. к-рого им рассматривалась история философии. Гносеология С. исходит из аксиомы: "Физический мир в законах и явлениях своих отражает и проявляет свойства мира духовного". Духовные истины эмпирич. наблюдения опровергнуты быть не могут; естеств. науки в итоге снова обратятся к Священному писанию. Разум человека не способен выйти за пределы мира явлений и форм вещей (см. "Нечто о философии христианской", "Москвитянин", 1844, ч. 1, No 1, с. 174-218). С. оказал влияние на мировоззрение В. А. Жуковского и Н. В. Гоголя. С. - "благопотребный старец Ксандрыка" - персонаж романа И. С. Тургенева "Рудин".

Соч.: Опыт об основных законах природы человека и общества, М., 1811-12; Нечто о этимологии и эстетике по отношению к истории и к науке древностей, М., 1842; Идеал и подражание в изящных иск-вах, М., 1844; О судьбе православной церкви русской в царствование имп. Александра I, "Рус. старина", 1876, т. 15, февраль; Письма к В. А. Жуковскому разных лиц, "Рус. старина", 1903, май, с. 397-415; Oeuvres posthumes religieuses, historiques, philosophiques et littéraires, P., 1858.

Лит.: Чернышевский H. Г., Избр. филос. соч., т. 1, [М.], 1950, с. 546; Шидловский А. Ф., Знакомство и переписка Н. В. Гоголя с А. С. С., "Вестн. всемирной истории", 1899, No 1; Зверев В., Философия в России до и после суда над профессорами Петербургского ун-та, "Вестн. ЛГУ", 1969, No 5.

В. Зверев. Ленинград.

СТУЧКА

Петр Иванович (26 июля 186 - 25 янв. 1932) - один из основателей Коммунистич. партии Латвии и Советского Социалистич. государства в Латвии. В 1888 окончил юридич. ф-т Петерб. ун-та. Революц. деятельность начал в студенч. годы. С. принадлежал к т.н. новому течению - прогрессивной орг-ции латыш. демократич. интеллигенции; в 1888-1891 и в 1895-97 - редактор газеты новотеченцев "Deenas Lapa". С 1895 С. идейно примкнул к "Союзу борьбы за освобождение рабочего класса". Соратник Ленина по междунар. рабочему движению. После Октябрьской революции вел большую гос. работу (нарком юстиции РСФСР, пред. Верховного Суда РСФСР) и был одним из первых сов. правоведов-марксистов. Участвовал в разработке Конституции РСФСР 1918 и 1923 гг. Был видным деятелем Коминтерна. С 1918 С. - действит. член Социалистической (впоследствии Коммунистической) академии, профессор МГУ, первый директор Моск. ин-та сов. права. С. анализировал теорию права с классовой точки зрения (см. "Вестник Социалистич. Академии", 1923, No 3, с. 169), рассматривал правоведение в связи с марксистской социологией (см. тамже, с. 164) как форму обществ. сознания (см. "Учение о гос-ве и конституции РСФСР", М., 1922, 3 изд., М., 1923, а также ст. "Материалистическое или идеалистическое понимание права?", в журн. "ПЗМ", 1923, No 1).

С. принадлежит перевод на латыш. яз. 1-го тома "Капитала" Маркса.

Соч.: Lekzijas par Wehsturisko materialismu, Maskawâ, 1920; Марксизм и социология, "Печать и революция, 1924, кн. 2; В борьбе за Октябрь. Сб. ст., Рига, 1960; Избр. произв. по марксистско-ленинской теории права, Рига, 1964.

Лит.: О теоретич. наследии П. И. С. в сов. правовой науке. Сб. ст., Рига, 1965; П. Стучка - революционер, мыслитель и гос. деятель. Сб. ст., Рига, 1965; Марксистско-ленинская философия и социология в СССР и европ. социалистич. странах, М., 1965, с. 389; Штейнберг В., Филос. жизнь в Латвии начала 20 в., Рига, 1966; Кокис П., Филос. проблемы в трудах П. И. Стучки, Рига, 1967; Dauge P., Р. Stučkas dzīve un darbs, Rīga, 1958; Laizăns P., Jaunstrāvnieku filozofiskie Uzskati, Rīga, 1966.

П. Валескалн. Рига.

СТЭН

Ян Эрнестович (9 марта 1899 - 19 июня 1937) - советский философ и обществ.политический деятель. Род. в селе Вендей Лифляндской губ. С юношеских лет примкнул к революционному движению в Латвии. В 1917 вступил в партию. Участник октябрьского переворота в Сызрани. Активно участвовал в гражд. войне. С 1921 - слушатель ИКП, филос. отделение к-рого окончил в 1924. С. вел преподавательскую работу в ИКП и МГУ, был членом редколлегии журналов "Революция и культура" и "Под знаменем марксизма". С. находился на ответственной партийной работе в Агитпропе Коминтерна и Агитпропе ЦК ВКП(б). Был делегатом IX и X съездов партии; на XIV и XV съездах избирался членом ЦКК. В 1928-30 С. - зам. директора Ин-та К. Маркса и Ф. Энгельса, член редакц. совета МСЭ (1928-31). Участвовал в оппозиции; в 1932 исключен из партии. В 1934 восстановлен в партии. В 1937 С. был репрессирован; реабилитирован посмертно.

С. принадлежат работы по диалектич. и историч. материализму,истории философии. Работал над темой - "Феноменология духа" Гегеля и "Фауст" Гёте (работа осталась в рукописи). В филос. дискуссиях выступал против "механистов". Вместе с тем допускал формалистич. ошибки.

Соч.: Об ошибках Гортера и тов. Степанова, "Большевик", 1924, No 11; Наша партия и вопросы теории, там же, No 11-12; О том, как т. Степанов заблудился среди нескольких цитат из Маркса и Энгельса, "Большевик", 1924, No 15-16; Марксизм и ленинизм, "Коммунистич. интернационал", 1925, No 2 (39); [Прения по докладу Деборина], в сб.: Деборин А. М., Совр. проблемы философии марксизма, М., 1929 (Тр. 2 Всес. конференции марксистско-ленинских научных учреждений, вып. 1); Ленинизм или троцкизм?, "Коммунистич. интернационал", 1926, No 2; О характере и перспективах нашей революции, "Коммунистическая революция", 1926, No 21-22; Натурфилософия, в кн.: Малая Советская Энциклопедия, т. 5, М., 1930; Причинность, там же, т. 6, М., 1931; Разногласия на философском фронте, М.-Л., 1931; Философия, БСЭ, т. 57, М., 1936 (ст. в основном написана Я. Стэном).

СТЯЖКИН

Николай Иванович (р. 1 окт. 1932) - сов. философ, доктор филос. наук (1966), ст. науч. сотрудник (с 1962). Окончил филос. фак-т МГУ (1955). С 1956 ведет науч. и педагогич. работу. В 1957-67 работал в ВИНИТИ АН СССР и по совместительству (1964-66) - на каф. логики филос. фак-та МГУ. С 1968 - и. о. профессора каф. организации и механизации управленч. труда Моск. историко-архивного ин-та. Область науч. исследований - история математич. логики, приложения логики к теории информационно-поисковых систем.

Соч.: К характеристике ранней стадии в развитии идей математич. логики, "ФН" (НДВШ), 1958, No 3; Элементы алгебры логики и теории семантич. антиномий в поздней средневеков. логике, в сб.: Логич. исследования, М., 1959; Науч. и технич. информация как одна из задач кибернетики, "Успехи физич. наук", 1959, т. 69, вып. 1 (соавтор); Обоснование и анализ логич. методов Дж. Буля, "Вестн. МГУ. Серия 8. Экономика и философия", 1960, No 1; Логич. наследство П. С. Порецкого, в сб.: Очерки по истории логики в России, М., 1962; Краткий очерк истории общей и математич. логики в России, М., 1962 (совм. с В. Д. Силаковым); Об одном методе спецреферирования, в сб.: Проблемы логики, М., 1963 (совм. с Б. Р. Певзнером); Становление идей математич. логики, М., 1964; Формирование математич. логики, М., 1967.

Лит.: Heijehoort I. von, [Рец. кн.:] N. J. Stážkin. Formirovanié matématičéskoj logiki, Moskow, 1967, "Symbolic Logic", 1968, v. 33, No 3.

СУАРЕС

Статья большая, находится на отдельной странице.

СУББОТИН

Александр Леонидович (р. 24 янв. 1927) - сов. философ, д-р филос. наук (1968). Член КПСС с 1961. Окончил филос. фак-т МГУ и аспирантуру там же (1953). В 1954-62 - науч. консультант журн. "Вопросы философии". С 1962 - старший науч. сотрудник Ин-та философии АН СССР. Область науч. исследований - формальная логика, методология науки, история философии.

Соч.: Принципы гносеологии Локка, "ВФ", 1955, No 2; Математич. логика - ступень в развитии формальной логики, там же, 1960, No 9; Смысл и ценность формализации в логике, в сб.: Филос. вопросы совр. формальной логики, М., 1962; Аристотелевская силлогистика с т. зр. алгебры, в сб.: Формальная логика и методология науки, М., 1964; Идеализация как средство науч. познания, в сб.: Проблемы логики науч. познания, М., 1964; Шекспир и Бэкон, "ВФ", 1964, No 2; Наследие Эразма, там же, 1966, No 11; Теория силлогистики в совр. формальной логике, М., 1965; Алгебраич. полуструктура и традиц. формальная логика, в сб.: Логич. семантика и модальная логика, М., 1967; Традиционная и совр. формальная логика, М., 1969; Соображения о построении индуктивной логики, "ВФ", 1969, No 2 (совм. с Б. Н. Пятницыным).

СУБИРИ

СУБИРИ (Zubiri), Ксавьер (р. 1898) - исп. теолог и философ, представитель христ. экзистенциализма. Учился у Хайдеггера и Ортега-и-Гасета; испытал влияние Гуссерля. В наст. время - проф. Мадридского ун-та. Осн. соч. С. "Природа, история, бог" ("Naturaleza, historia, dios", Md, 1944). Одна из гл. проблем философии С. - духовный кризис современности; его причина, по С., - развитие наук, к-рые заняли неподобающее им место, и люди ждут от них решения онтологич. проблем. Неизбежное следствие отсюда - разочарование личности в рационализме и дезориентированность ее в совр. мире. Антропологич. взгляды, близкие Хайдеггеру и Ортега-и-Гасету, сочетаются у С. с антропологией схоластов. Выход из кризиса личности С. видит в устремленности к богу, в реализации личности как божеств. замысла. Связь человека с богом С. обозначает понятием "religación".

Соч.: Ensayo de una teoria fenomenológica del Juicio, Md, 1923; Estudios filosóficos, v. 1 - Sobre la esencia, Md, 1962; Cinco lecciones de filosofía, Md, 1963.

Лит.: Marías J., La filosofía española actual, 2 ed., В. Aires-Méx., 1948; Marías J., La escuela de Madrid, B. Aires, 1959; Alonso-Fueyo S., Filosofía y narcisismo. En torno a los pensadores de la España actual, Valencia, 1953.

H. Трауберг. Москва.

СУБЛИМАЦИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СУБСТАНЦИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СУБЪЕКТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СУБЪЕКТИВИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СУБЪЕКТИВНОЕ

СУБЪЕКТИВНОЕ - то, что свойственно субъекту или производно от его деятельности. В философии нового и новейшего времени С. нередко дуалистически противопоставляется объективному как некое "внутреннее" достояние субъекта внешней объективной реальности. При этом С. понимается как существующее в двух видах: как знание и как переживание субъектом самого себя, в отличие от окружающих существ и предметов. Марксистская философия считает вопрос об отношении С. и объективного производным от проблемы субъекта и объекта, а сами категории С. и объективного - соотносительными, переходящими друг в друга.

Что касается знания, то оно не есть некая С. сфера, лишь внешним образом соотносящаяся с объектом: будучи особой формой предметной деятельности субъекта с объектом (см. Идеальное), знание говорит не о самом себе, а о воспроизводимом в нем объекте. Такая характеристика знания как С. выражает не принадлежность его к особой субстанциальной области, отличной от объективной реальности, а лишь те моменты, в к-рых всякое знание не вполне адекватно и всесторонне воспроизводит свой объект. В этом смысле познание движется от С. к объективному, от более С. к менее С. Такое развитие нередко приводит к побуждению изобразить превзойденные ступени знания в качестве чисто С., выражающих не объект, а лишь иллюзорное отражение его субъектом; только последняя из достигнутых ступеней знания отождествляется при этом с объектом самим по себе. Напр., развитие механико-матем. естествознания в 17 в. вызвало отождествление объективной реальности с теми ее свойствами, к-рые ухватывались наукой того времени (протяженность, величина и т.д.), а все остальные качества (цвет, запах и т.д.) заставило рассматривать как "вторичные", характеризующие якобы лишь природу субъекта. Сняв метафизич. противопоставленность С. и объективного, марксистская философия показала, что ни одна из ступеней знания не является "чисто" С. или "чисто" объективной, что в процессе движения познания происходит постоянное вытеснение С. в пользу объективного и вместе с тем раскрытие того объективного содержания, к-рое присуще преодоленным ступеням познания. Такого рода объективное содержание присуще всякой иллюзии, всякому заблуждению.

Что касается С. как переживания субъектом самого себя (в основе этого С. лежит "Я - переживание"), то оно выражает неповторимость, своеобразие С. мира каждой личности как особого микрокосма. Однако и этот вид С. не характеризует какое-то особое С. бытие, в к-ром субъект якобы дан сам себе непосредственно. Будучи индивидуальным, это переживание вместе с тем производно от предметной деятельности субъекта и от его общения с др. людьми, выступая как своеобразная интериоризация этой деятельности и общения.

Лит. см. при ст. Субъект.

В. Лекторский. Москва.

СУБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ

СУБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ - см. Идеализм.

СУБЪЕКТИВНЫЙ ФАКТОР

Статья большая, находится на отдельной странице.

СУВОРОВ

Лев Николаевич (р. 3 мая 1926) - сов. философ, доктор филос. наук (с 1965), профессор (с 1967), старший науч. сотрудник Ин-та философии АН СССР (с 1966), зам. председателя Науч. Совета АН по истории обществ. мысли (с 1967). Член КПСС с 1952. Окончил филос. ф-т МГУ (в 1950) и аспирантуру там же (в 1953). Область науч. исследований - история марксистско-ленинской философии.

Соч.: Борьба марксистско-ленинской философии в СССР против бурж. идеологии и ревизионизма в переходный период от капитализма к социализму, М., 1961; Вопросы диалектики в "Филос. тетрадях" В. И. Ленина, М., 1960; Позитивизм и механистич. ревизия марксизма, М., 1962 (совм. с И. С. Барским); История марксистско-ленинской философии. Методич. пособие, 3 изд., М., 1964 (совм. с А. П. Петраших); Развитие В. И. Лениным, Коммунистич. партией Сов. Союза диалектич. и историч. материализма в годы социалистич. революции, гражд. войны и восстановления нар. хозяйства, в кн.: Марксистско-ленинская философия и социология в СССР и европ. социалистич. странах, М., 1965; О нек-рых приемах бурж. фальсификации истории сов. философской науки, в кн.: Против совр. бурж. фальсификаторов марксистско-ленинской философии. М., 1964; Филос. проблемы управления социальными процессами при социализме, в кн.: Ленинизм и филос. проблемы современности, М., 1970; О генезисе понятия ленинизм в сов. филос. лит-ре, в кн.: Ленинизм и совр. проблемы ист.-филос. науки, M., 1969; Введение в марксистско-ленинскую филос. М., 1970; Les informations initiale et secondaire dans l'étude sociologique, Moscou, 1966.

СУДЬБА

Статья большая, находится на отдельной странице.

СУЖДЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СУЗО

З е й з е (Seuse), Генрих [21 марта 1295 (?) - 25 янв. 1366] - нем. мистик, монах-ломиниканец. Развивал преим. идеи своего учителя Экхарта, избегая, однако, его пантеистич. тенденций и стремясь оградить его учение от возможных еретич. толкований; существенное влияние на С. оказал также Фома Аквинский. Реставрируя нек-рые идеи раннехрист. и патристич. лит-ры (напр., символич. образ Софии), переосмысливал их в духе настроенческого субъективизма. Не будучи оригин. мыслителем, С. выделяется среди др. нем. мистиков большим поэтич. дарованием; проникновенный и образный язык его соч. способствовал их популярности (они были переведены на лат., франц., итал., голл. яз.). С. принадлежит первая автобиография на нем. яз.

Соч.: [Gesamtausgabe], Augsburg, 1482; [2 Aufl.], Augsburg, 1512; Deutsche Schriften, [Bd 1-2], Stuttg., 1907; Oeuvre mystique, t. 1-4, Fribourg - P., 1947.

Лит.: История философии, т. 1, Μ., 1940, с. 481; Рrеgеr W., Geschichte der deutschen Mystik im Mittelalter, Tl 2, Lpz.. 1881, S. 309-418; Grоeber K., Der Mystiker H. Seuse, Freiburg, 1941; Buehlmann J., Christuslehre und Christusmystik des H. Seuse, Luzern, 1942; Wentzlaff-Eggebert F. W., H. Seuse. Sein Leben und seine Mystik, Lindau, 1947; Вizet J. Α., Η. Suso et le déclin de la scolastique, P., [1948].

СУЛИМОВ

Ефим Федорович (р. 9 сент. 1912) - сов. философ, д-р филос. наук (с 1968), генерал-майор, профессор [с 1969]. Член КПСС с 1939. Окончил Ленингр. ин-т механизаторов с. х-ва (1939), ВПШ при ЦК КПСС (1941), адъюнктуру при Военно-политич. академии (1953). С 1963 - начальник кафедры науч. коммунизма Военно-политич. академии. Науч. исследования ведет по вопросам методологии науч. коммунизма, а также воен. строительства социалистич. гос-ва.

Соч.: Характер Советских вооруженных сил и источники их могущества, М., 1959; Возможность предотвращения войны и укрепление оборонной мощи Советского Союза, в кн.: Филос. проблемы совр. войны и советской военной науки, М., 1962; Историч. назначение и характер Советских вооруженных сил, в кн.: На страже Родины, строящей коммунизм, М., 1962; Советские вооруженные силы - орудие соц. государства, в кн.: Методологии, проблемы военной теории и практики, М., 1966; Ленин о военной организации пролетарского гос-ва, в кн.: На страже Родины, М., 1966; Советское военное строительство на совр. этапе, "Коммунист Вооруженных сил", 1967, No 14; Основы науч. коммунизма, М., 1968 (ред. и соавтор).

СУН ЯТ-CЕH

Статья большая, находится на отдельной странице.

СУННИЗМ

СУННИЗМ (от араб. сунна - обыкновение, образ действий, поведение) - одно из двух осн. направлений в исламе (более 300 млн. из 400 млн. мусульман). После смерти Мухаммеда в обстановке политич. борьбы за пост халифа последователи ислама раскололись: большинство (сунниты), придерживавшиеся мирской т. зр. на халифат, считало, что халиф, распорядитель всех дел мусульман, может быть избран из рода корейшитов при согласии общины и в своей деятельности может руководствоваться только Кораном - "речью Аллаха" и священным преданием о действиях и изречениях пророка (сунна, хадис). В противоположность шиитам (см. Шиизм), сунниты отвергали духовные истоки халифата и имамат и не признавали чудесных свойств за потомками пророка.

Лежащие в основе С. отказ от мистич. толкования Корана и опора на предание о пророке, а также необходимость общих юридич. норм на огромной территории халифата (7-10 вв.) создали предпосылки для развития правовой формы ислама, в к-рой первое место отводилось буквальному соблюдению всех установлений шариата - религ. закона. Именно для С. характерны наиболее жесткие формы ортодокс, ислама, противополагающего себя всякому "вольномыслию" и "философии", хотя в шиизме впоследствии развились и собирание хадисов (включая хадисы имамов), и правовой аспект ислама, и жесткая ортодоксия, а принадлежность к одному из четырех правоверных суннитских толков (мазхаб) не мешала многим суннитам как становиться мистиками-суфиями (см. Суфизм), так и разрабатывать филос. теории (напр., аль-Кинди).

В наст. время в странах распространения ислама принято равноправие четырех суннитских толков фикха (шариатской юриспруденции), однако в каждой стране придерживаются преим. одного из этих толков - ханифитского (основатель Абу Ханифа, ум. 767), маликитского (основатель Малик ибн Анас, ум. 795), шафиитского (основатель аш-Шафии, ум. 820) или ханбалитского (основатель Ахмед ибн Ханбаль, ум. 855). Различия в этих толках не принципиальны, касаются юридич. частностей; свободного рассуждения (иджтихад), широко практикуемого в шиизме, в С. до последнего времени не допускалось. В совр. мусульманском суннитском реформизме широко обсуждается вопрос о допустимости иджтихада и о слиянии четырех мазхабов (отчасти практикуется в законодательстве ОАР и Турции).

Лит.: Шарль Р., Мусульманское право, пер. с франц., М., 1959; Mассэ Α., Ислам, пер. с франц., М., 1961; Πетрушевский И. П., Ислам в Иране в 7-15 вв.. Л., 1966.

А. Бертельс. Москва.

СУПЕРПОЗИЦИЯ

СУПЕРПОЗИЦИЯ (позднелат. superpositio, - наложение, от лат. superpositus - положенный наверх) (композиция) - операция логико-математич. исчислений, заключающаяся в получении из к.-л. данных функций f и g данного исчисления новой функции g (f) (выражение g (f(x)) означает при этом результат применения функциональной операции g к результату применения функциональной операции f к аргументу x - при выполнении естеств. условия, что область значений f включает в себя область определения g, или, короче, просто gf). С., заключающаяся в повторном применении о д н о й и т о й ж е функции (операции), наз. обычно и т е р а ц и е й этой функции (операции). Так, операцию умножения часто определяют через итерацию операции сложения, операцию возведения в степень - через итерацию операции умножения и т.п. С. является осн. способом получения формул различных исчислений исходя из к.-л. перечня основных ("элементарных") операций. Так, из "элементарных высказываний" А, В, С., ... логики высказываний и логич. операций, &, / и ⊃ получают посредством С. формулы А, A / B, A / B ⊃ C, (А / В ⊃ С) & А и т.д., и т.п. При описании нек-рых исчислений операцию С. явным образом включают в число допустимых способов образования выражений исчисления в виде т.н. (регулярной) схемы С., или п о д с т а н о в к и; см. Рекурсивные функции и предикаты.

Ю. Гастев. Москва.

СУРЬО

СУРЬО́ (Souriau), Этьенн (26 апр. 1892) - франц. философ и эстетик. Проф., президент Франц. об-ва эстетики, редактор журн. "Revue d'esthétique". Эстетич. концепция С. связана с нем. "Наукой об искусстве" и в целом носит позитивистский характер. В своем гл. соч. "Будущность эстетики" ("L'avenir de l'esthétique", P., 1929) С. в противоположность нем. классич. "метафизической" эстетике выдвигает идею "науч. эстетики" как "объективной", позитивной науки о формах, не имеющей дело с оценками, к-рые всегда "субъективны".

С. считает, что созерцание и интуиция не могут быть положены в основу эстетики. Научная эстетика занимается описанием, классификацией художеств. форм и формальных структур как продукта человеческой деятельности, формотворчества. С. различает четыре раздела эстетики: пифагорейскую, изучающую идеальную, геометрич. и математич. форму; динамическую, изучающую последовательность форм; скеулогическую, изучающую форму вещей как они есть, и психологическую, изучающую форму психики. Форму С. понимает как закономерность исследуемого духовного бытия, а иск-во - как бессознат. воссоздание сущности вещей, с к-рыми имеет дело художник.

Соч.: Pensée vivante et perfection formelle, P., 1925; L'abstraction sentimentale, P., 1925; La correspondance des arts, P., [1947]; Les deux cent mille situations dramatiques, P., 1950.

И. Маца. Москва.

СУТРА

СУТРА (санскр. сутра - правило, букв. - нить, веревка) - термин др.-инд. философии; предельно сжатое высказывание, заключающее в себе прежде всего описание того, что есть в данном учении, т.е. тех понятий и соответствующих им терминов, в к-рых излагается данная система. С. описывает также отношения этих понятий друг к другу, дает определ. классификацию понятий или указание на то, что есть что. С. может указывать на какие-то объекты, внешние данному учению или незначимые для него, т.е. устанавливать, ч т о н е е с т ь ч т о. "...Сутра должна быть точной и недвусмысленной, должна содержать сущность вопроса, но в то же время должна охватывать все аспекты проблемы" ("Brahma-sutras", transl., comment., etc. by Swami Viroswarananda, Albora, 1948 (1936), pt. IV - V). Филос. С. начали создаваться в период кризиса устной традиции (возможно, во 2-1 вв. до н.э.), однако как форма философского и конкретно-науч. текста С. еще долго сохраняет черты устного творения. В основе всякого религ.-филос. учения Древней и ср.-век. Индии обязательно лежали свои С., автор к-рых, реальный или легендарный, считался основателем данной традиции. Таковы, напр., Веданта-Сутра Бадараяны, Йога-Сутра Патанджали и т.д. В отличие от антич., евангельских и патристич. текстов, создаваемых в расчете на понимание их современниками и лишь с течением времени становившихся малопонятными и требовавшими комментариев, С. писали особым, лаконичным языком, к-рый мог быть понят только при наличии комментаторского (устного или письменного) текста. Последний как бы развертывал текст С. на различных уровнях - от разъяснения значения отд. слов до разъяснения смысла целых высказываний и приведения примеров, их иллюстрирующих. Развитие комментаторской традиции шло по линии создания комментариев на комментарии и т.д. Существуют различные типы комментариев к С: вакья, карика, вритти, бхашья и др. Наиболее поздняя форма комментаторского текста - бхашья, иногда содержит и общее обоснование, не предполагавшееся самой С. При этом обоснование может быть дано с позиций иной концепции; такова бхашья Шанкары на "Брахма-Сутру".

А. Пятигорский. Москва.

СУТТА-ПИТАКА

СУТТА-ПИТАКА - см. Трипитака.

СУФИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СУХОВ

Андрей Дмитриевич (р. 27 марта 1930) - сов. философ, д-р филос. наук (с 1969). Член КПСС с 1964. Окончил МГУ (1953) и аспирантуру Ин-та философии АН СССР (1956), где в 1959-64 на науч. работе. С 1964 ст. науч. сотрудник Ин-та науч. атеизма АОН при ЦК КПСС. Науч. исследования ведет в области филос. проблем религиеведения и атеизма.

Соч.: Социальные и гносеологич. корни религии, М., 1961; Филос. проблемы происхождения религии, М., 1967; Естественно-науч. атеизм, М., 1969; О корнях религии, М., 1970.

СУХОВО-КОБЫЛИН

Александр Васильевич [17(29) сентября 1817 - 11(24) марта 1903] - рус. писатель, философ-гегельянец. С 1902 - почетный академик по разряду изящной словесности. Окончил физико-математич. отделение филос. фак-та Моск. ун-та (в 1838); изучал философию и право в Гейдельбергском ун-те.

Наибольшую известность получила драматич. трилогия С.-К. ("Свадьба Кречинского", 1855; "Дело", 1861; "Смерть Тарелкина", 1868), в к-рой он дал глубокую критику полицейско-бюрократич. системы самодержавия: по духу и художеств. приемам она близка творчеству М. Салтыкова-Щедрина. В отличие от революционных демократов, к которым С.-К. относился аристократически-неприязненно, он считал, что пороки государственно-бюрократической машины устранимы. Он мечтал о единстве общества, противостоящего буржуазному духу и засилью бюрократов благодаря сохранению дворянских представлений о чести и нар. разума, а также усвоению завоеваний совр. зап. науки.

Филос. труды С.-К. сохранились лишь в рукописях.

Н. Рудницкий. Москва.

В осн. филос. соч. "Учении Всемира" С.-К. развил в духе Гегеля представления об абс. идее как основе мира, проходящей в своем развитии три последоват. ступени (бог, природа, человечество). Органич. единство этих трех ступеней составляет "Абсолютный Все-мир", тело к-рого - "бесконечная Вселенная, центр - бог, радиус - человечество". Универсальным законом развития Всемира является раздвоение на противоположности (экстремы). Поступат. движение Всемира осуществляется эналаксами (переходами) противоположностей. Логич. или идеальный эналакс связывает мир чистых сущностей с физич. миром. Другой эналакс ведет из физического ("животного", "чувственного") мира в человеческий ("духовный") мир. Сущность этого эналакса, по С.-К., раскрыта Дарвином, к-рый "практически доказал то, что теоретически предсказывал Гегель" (ЦГАЛИ, ф. 438, ед. хр. 158). Развитие происходит по правилу "золотого сечения", диалектич. триады. История человечества также имеет три этапа: 1) этап телурического (земного) человечества - эра юности человечества и его зависимости от природы; 2) этап солярного (солнечного) человечества, сопровождающийся его выходом в солнечную систему; 3) этап сидерического (звездного) человечества. Вырвавшись к звездам, человечество расселяется в Космосе и, освободившись т.о. от собств. телесности, становится всемирно воплощенным Разумом. Будущее человечества на Земле - всемирное гос-во, к-рое возглавит наиб. умная, гуманная и сильная раса, способная обеспечить всеобщий мир и братство.

Соч.: Из дневника А. В. С.-К., "Рус. старина", 1910, No 5; Письма А. В. С.-К. родным, в кн.: Тр. Публичной биб-ки им. В. И. Ленина, вып. 3, М., 1934; Трилогия, М., 1966.

Лит.: Смирнов К. Α., Драматург-гегельянец А. В. С.-К., "Тр. Ярославского пед. ин-та", 1929, т. 3, вып. 1; Рудницкий К., А. В. С.-К., Очерк жизни и творчества, М., 1957; Злобина М., Заметки о драматургии С.-К., "Новый мир", 1967, No 9.

Г. Корхова. Ленинград.

СУХРАВАРДИ

Шахабаддин Яхья (1155-91) - азерб. философ, суфий, основоположник учения Ишрак. Род. в г. Сухравард, учился в Мараге араб. языку, философии и логике. Жил в Дамаске, затем в Халебе, где был убит за проповедь пантеистич. идей (отсюда - прозвище С. аль-мактуль - убитый). Мировоззрение С. эклектично; оно включает суфийскую мистику (см. Суфизм), элементы зороастризма, манихейства, неоплатонизма и перипатетизма (см. Перипатетическая школа). Свое учение С. назвал "Хикмат аль-ишрак" - "Иллюминативная философия", или "философия озарения" (см. Ишрак). Мир, Вселенная - ст. зр. С.- эманация божества, к-рое является первопричиной всего сущего. В отличие от перипатетиков, С. называет не 4, а 3 элемента мироздания: землю, воздух и воду; огонь же, по С., есть "горящий воздух". Разделяя геоцентрич. концепцию строения Вселенной, С. полагал, что планеты движутся не только вокруг Земли, но и вместе с ней вокруг некоего центра.

Соч.: Opera metaphysica et mistica, ed. H. Corbin, ν. Ι, Istanbul, 1945; Маджмуэ-е доввом мосаннафат-е шейх-е, Ишрак дар хекмат моштамел бар, т. 1-3, Тегеран - Париж, 1952; Мантек ат-талвихат, Тегеран, 1955.

Лит.: История философии, т. 1, М., 1957, с. 220-21; Mоин М., Хекмат-е Ишрак ва фарханг-е Иран бастан, Тегеран, 1329 с. г. х. (1950-51); Сами аль Кийяли, ас-Сухраварди, Бейрут, 1955; Усуль аль-фальсафа аль-иштиракийя инда Шихаб ад-Дин ас-Сухраварди, Каир, 1959; Vaux Carra de, La philosophie illuminative (Hikmet-el-Ichrag), d'après Suhrawerdi Meqtoul, "Journal Asiatique", 1902, t. 19; Hоrten M., Die Philosophie der Erleuchtung nach Suhrawardi, Halle/Saale, 1912.

См. такжелитературу при ст. Азербайджанская философская и общественная мысль и Ишрак.

А. Агахи. Баку.

СУЩЕСТВОВАНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СУЩНОСТЬ И ЯВЛЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

"СУЩНОСТЬ ХРИСТИАНСТВА"

"СУЩНОСТЬ ХРИСТИА́НСТВА" (1841) - одно из осн. соч. Фейербаха.

СХЕМА АКСИОМ

СХЕ́МА АКСИО́М (аксиомная схема) - разновидность постулатов, с помощью к-рых в логике задаются исчисления (формальные системы). С а. представляет собой выражение, составленное из т.н. метаматем. букв. т.е. символов, не входящих в алфавит рассматриваемой системы, а лишь о б о з н а ч а ю щ и х произвольную формулу данной системы (см. Метаязык). При подстановке вместо каждой метаматем. буквы, входящей в данную С. а., к.-л. (одной и той же для каждой буквы) конкретной формулы системы получается конкретная аксиома этой системы. Напр., при подстановке в С. а. исчисления высказываний (см. Логика высказываний) A ⊃ (B ⊃ A) формулы А вместо метаматем. буквы А и формулы A ⊃ B вместо В получается аксиома А ⊃ ((A ⊃ B) ⊃ A), при подстановке С вместо А и С вместо В - аксиома С ⊃ (С ⊃ С) и т.п. Т. о., каждая С. а. заменяет бесконечное множество аксиом, получающихся из нее путем всевозможных подстановок формул вместо метаматематич. букв. Логич. исчисление, описываемое с помощью конечного числа C. a., может быть преобразовано в дедуктивно эквивалентное ему (т.е. имеющее тот же класс доказуемых формул) исчисление, описываемое тем же числом аксиом, но содержащее дополнит. правило вывода - т.н. правило подстановки, согласно к-рому из каждой теоремы (в том числе, конечно, и из аксиомы) можно получить новую теорему подстановкой произвольной tiopMyflbi вместо каждого вхождения одной и той же уквы из алфавита данной системы в эту формулу. Так, вместо рассмотренной выше C. a. можно было бы взять аксиому A ⊃ (B ⊃ A), из к-рой затем уже получить теоремы (но не аксиомы!): А ⊃ ((A ⊃ B) ⊃ A), С ⊃ (С ⊃ С) и т.п. В т.н. прикладных логико-матем. исчислениях (напр., в арифметике или аксиоматич. теории множеств) замена С. а. на аксиому требует уже, вообще говоря, более существенного расширения запаса логич. средств, нежели только добавления нового правила вывода. Напр., С. а. математической индукции А(0) & ∀ n (А(n) ⊃ A(n+1)) ⊃ m A(m) может быть заменена аксиомой матем. индукции ∀ А(А(0) & ∀ n (А(n) ⊃ А(n +1)) ⊃∀ mА(m)) лишь за счет перехода от узкого исчисления предикатов к т.н. расширенному исчислению предикатов, допускающему употребление кванторов по предикатным переменным и включающему дополнит. аксиомы и правила вывода для преобразования формул, содержащих такие кванторы. Системы, к-рые можно формулировать с помощью к о н е ч н о г о числа аксиом лишь за счет перехода к исчислению предикатов высшего порядка, наз. н е э л е м е н т а р н ы м и, в отличие от элементарных теорий (конечно) аксиоматизируемых на базе узкого исчисления предикатов. См. Метод аксиоматический, Предикатов исчисление.

Лит.: Клини С. К., Введение в метаматематику, пер. с англ., М., 1957, § 19; Черч Α., Введение в математическую логику, пер. с англ., т. 1, М., 1960, § 7, 27.

Ю. Гастев. Москва.

СХОДСТВО

СХОДСТВО - в гносеологии - характеристика соответствия образа и предмета, отображения и его оригинала. Поскольку гл. компонент содержания чувственного отражения объекта и знания о нем составляет структура и организация объекта, главной (но не единственной) характеристикой С. отображения и оригинала является их с т р у к т у р н о е С., т.е. тот или иной вид соответствия структур образа и объекта. В науч. знании структурное С. выражается посредством разных видов матем. отображений и преобразований (изоморфизма, гомоморфизма, автоморфизма, разных видов подобия, гомологии и т.п.). Структурное С. обогащается количеств, характеристикой объекта, его параметров и свойств. Установление С. предполагает определение места объекта в иерархии структурных уровней и в системе различных форм движущейся материи. Диалектико-материалистич. понимание С. отвергает односторонность представлений о С. как о "зеркальном" отражении или, наоборот, как об иероглифич. отображении объекта, трактуя С. с позиций теории отражения.

Лит. см. при ст. Отражение.

В. Тюхтин. Москва.

СХОЛАСТИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

СЦИЕНТИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СЦИЕНТИЗМ (В СОЦИОЛОГИИ)

Статья большая, находится на отдельной странице.

СЧАСТЬЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СЫМА ЦЯНЬ

СЫМА ЦЯНЬ (прибл. 145-86 до н.э.) - кит. историк, один из представителей теории историч. круговорота (см. Круговорота исторического теория). В своем осн. соч. "Историч. записки" (34, т. 1-3, Пекин, 1955) С. Ц. подытожил развитие кит. государственности и культуры за предшеств. эпохи; он первым из кит. историографов изложил основы учений и биографии др.-кит. философов: Конфуция, Шан Яна, Мэн-цзы, Хань Фэй и др. Считая, что движение истории происходит по кругу, С. Ц. развивает мысль, что каждая династия воплощает в себе определенное положит. качество, доведение к-рого до крайности приводит в конечном счете династию к краху. В "Исторических записках" дается принадлежащая отцу С. Ц. историку Сыма Таню первая классификация филос. направлений в Китае - разделение на сторонников школы инь и янь, конфуцианцев, моистов, легистов (фацзя), логиков (минцзя) и даосов, - на основе к-рой обычно до сих пор строится изложение истории др.-кит. философии.

Соч.: Шицзи (Историч. записки), т. 1-3, Пекин, 1955; Les mémoires historiques de Se-Ma Ts'ien, trad. et annot. E. Chavannes, v. 1-5, P., 1895-1905; Records of the grand historian of China, v. 1-2, Ν.Υ.-L., 1961; рус. пер.- Избранное, M., 1956.

Лит.: Конрад Н. И., Полибий и Сыма Цянь, в его кн.: Запад и Восток, М., 1966, с. 54-88; Кроль Ю. Л., С. Ц. - историк, М., 1970; Watson В., Ssu-ma Ch'ien, grand historian of China, N. Y., 1958.

В. Рубин. Москва.

СЮАНЬСЮЭ

СЮАНЬСЮЭ (букв. - учение о сокровенном, таинственном) - идеалистич. направление в истории кит. философии 3-4 вв. н.э. Иногда термин "С." переводят как неодаосизм. Наиболее известные представители этого филос. направления - Ван Би, Сян Сю, Хэ Янь, Го Сян широко использовали концепции и представления конфуцианской "Книги перемен" ("И цзин") (см. Конфуций) и особенно даоских трактатов "Лао-цзы" (см. Лао-цзы) и "Чжуан-цзы". Эти произведения носили название "сань сюань" (три сокровенных книги). Гл. вопросом для мыслителей С. являлась проблема соотношения бытия и небытия. Ее первая постановка принадлежит Лао-цзы, к-рый говорил, что в мире все вещи рождаются в бытие, а бытие рождается в небытие. Для Чжуан-цзы бытие и небытие - понятия относительные; Хэ Янь и Ван Би основой мира считали небытие.

Противоположного мнения придерживался Го Сян. Представители школы С. придавали большое значение термину дао (Путь), отождествляя дао с небытием, пустотой. Согласно их учению, покой - основа движения, а небытие - основа бытия; поэтому они утверждали, что покой абсолютен, движение - относительно, небытие - первично, а бытие - вторично. Термин "С." употребляется и как определение метафизики, идеализма.

Ф. Быков. Москва.

СЮНЬ-ЦЗЫ

СЮНЬ-ЦЗЫ (прибл. 298-238 до н.э.) - кит. философ конфуцианской школы; его трактат "Сюнь-цзы"- первое систематич. изложение конфуцианской философии.

В отличие от Конфуция и Мэн-цзы, у к-рых небо выступает божеств. началом, С.-ц. интерпретирует его материалистически, как природу, не имеющую отношения к человеческим делам, не карающую за зло и не вознаграждающую за добро. Характерный для С.-ц. антропоцентризм и гуманистич. пафос послужили одной из основ конфуцианского гуманизма: "У воды и огня есть энергия, но нет жизни; у трав и деревьев есть жизнь, но нет сознания; у птиц и животных есть сознание, но нет чувства долга. У человека есть энергия, жизнь, сознание и сверх того чувство долга. Поэтому он - благороднейшее создание в Поднебесной" (гл. 9 трактата "Сюнь-цзы"). Вместе с тем, являясь первым конфуцианцем, участвовавшим в управлении (был правителем уезда), С.-ц. так переставляет акценты в раннеконфуцианской политич. теории, что она, в значит. мере утратив мотивы социального протеста (особенно характерные для Мэн-цзы), приобретает ряд черт, типичных для идеологии правящих кругов. В то время как центральным этич. понятием Конфуция и Мэн-цзы была гуманность (жэнь), у С.-ц. на первое место выступает понятие "ли", к-рое означает у него не только правила поведения, но и социальный порядок, понятый как иерархия. Необходимость такого порядка С.-ц. обосновывает как космологич. параллелями ("небо - наверху, земля - внизу"), так и тем, что без него люди, стремясь удовлетворить свои потребности, вступили бы друг с другом в борьбу за материальные блага, и возникший в результате этого хаос привел бы ко всеобщему обнищанию. В противоположность Мэн-цзы, выставившему тезис, что человек по природе добр, С.-ц. доказывал, что человек по природе зол, но может преодолеть свои дурные задатки при условии повиновения учителям и работая над собой. Это разногласие с Мэн-цзы является причиной того, что трактат "Сюнь-цзы" не входит в конфуцианский канон.

Соч.: Сюнь-цзы цзи цзе ("Сюнь-цзы" со сводом комментариев Ван Сянь-цяня), в кн.: Чжу цзы цзичэн (Собр. соч. др.-кит. мыслителей), т. 2, Пекин, 1957; The works of Hsüntze, transl, by H. H. Dubs, L., 1928.

Лит.: Го Μо-жо, Философы Др. Китая, пер. с кит., М., 1961, с. 302-62; Ян Юн-го, История др.-кит. идеологии, пер. с кит., М., 1957, с. 376-99; Хоу Вай-лу [и др.], Чжунго сысян тунши (История кит. идеологий), т. 1, Пекин, 1957, с. 529-88; Dubs H. H., Hsüntze, the moulder of ancient Confucianism, L., 1927; Fung Yu-lan, A history of Chinese philosophy, v. 1, Princeton, 1952, p. 279-311.

В. Рубин. Москва.

Предыдущая страница Следующая страница