Приглашаем посетить сайт

Паустовский (paustovskiy-lit.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
РАСА

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

РАСА

РАСА (санскр. rasa, буквально - вкус) - одно из осн. понятий др.-инд. эстетики; означает настроение, характеризующее восприятие произв. иск-ва. Начиная с древнейшего эстетич. трактата Натьяшастра, инд. теории иск-ва различают восемь видов Р.: любви, веселья, горя, гнева, героизма, страха, отвращения, удивления. Каждый из этих видов Р. соответствует определ. чувству (bhāva), но не совпадает с ним; проблема их соотношения послужила предметом дискуссии между комментаторами "Натьяшастры", из к-рых одни (как Шанкука) признавали Р. имитацией чувства, другие же устанавливали более сложные связи между чувством и Р. Согласно концепции, впервые изложенной в "Натьяшастре", Р. возникает благодаря сочетанию трех факторов: возбудителей (vibhāva), симптомов (anubhāva) и второстепенных чувств (vyabhicāribhāva). Возбудителями считаются условия, способствующие пробуждению чувств; в свою очередь, они делятся на главные (напр., герои) и второстепенные (напр., обстоятельства времени и места, различные предметы, явления природы, цвета и т.п.). Симптомами считаются проявления чувств, также подробно классифицируемые. Второстепенных чувств насчитывается тридцать три (к ним, напр., относятся радость, стыд, отчаянье, смерть и т.д.); они не могут быть главными ни в одном произв.

Характер психологич. процесса, посредством к-рого образуется Р. при восприятии произв. иск-ва, по-разному интерпретировался представителями разных филос. школ. Шанкука, являвшийся последователем школы ньяя, исследовал в свете учения Дхармакирти соотношение между логич. выводом и эстетич. восприятием, при к-ром не проводится различия между истинным и ложным. Бхатта Лоллата, представитель школы миманса, развивал мысль о естеств. происхождении Р., объясняемом тремя осн. факторами. Бхатта Найака (10 в.), принадлежавший к школе санкхья, считал, что Р. связана с саттва - источником добра и блаженства; Р. достигается благодаря наличию у поэтич. слова наряду с осн. функцией - выражения, второй функции - осуществления, заключающейся в устранении умств. инертности и затемненности. Различные концепции Р. были подвергнуты критич. рассмотрению в трактате последователя философии веданта Абхинавагупты (10-11 вв.) "Абхинавабхарати", где Р. связывается с состоянием всеобщности, благодаря к-рому уничтожаются характеристики времени, места и т.п., сопутствующие обычным чувствам, и слушатель (или читатель) испытывает наслаждение, связанное с отсутствием заинтересованности. Суть Р. заключается в универсализации объекта и субъекта, к-рый обращается к самопознанию. Возникновение Р. объясняется пробуждением безначальных скрытых впечатлений, истоки к-рых лежат в цепи перерождений. Концепции Р. и дхвани оказываются у Абхинавагупты слитыми воедино, и дхвани, скрытый смысл слова, рассматривается как гл. источник Р. - в противоположность Маммате (11 в.), к-рый связывает дхвани не только с Р., но и с поэтич. фигурами и содержанием. Вишванатха (14 в.), сторонник философии веданта, видел в Р. сходство с состоянием созерцания божества; обращая особое внимание, как и др. теоретики Индии, на языковое воплощение Р., он определял поэзию как "речь, душа которой - раса". Учение о Р. как истинной сущности поэзии, намеченное уже в соч. Анандавардханы (9 в.) "Дхваньялока" и развитое Абхинавагуптой и Вишванатхой, было развернуто в трактате Джаганнатхи (17 в.) "Расагангадхара".

Инд. концепции Р. как преодоления ограниченности обычных чувств обнаруживают значит. сходство с концепцией иск-ва как катарсиса у Аристотеля, продолжаемой и в новейших эстетич. учениях (см., напр., Л. С. Выготский, Психология искусства, М., 1965). Теория возбудителей чувств может быть сопоставлена с концепцией прописи, преподносимой в произв. иск-ва, в работах по психологии выразительности С. М. Эйзенштейна. Теория двух функций слова находит аналог в совр. теории поэтич. слова (Р. О. Якобсон и др.), в частности устранение инертности в поэтич. слове можно сравнить с теорией "остранения" в рус. формальной школе (или "эффектом отчуждения" у Б. Брехта).

Лит.: История эстетики. Памятники мировой эстетич. мысли, т. 1, М., 1962, с. 387-423; Щербатской Ф. И., Теория поэзии в Индии, в сб.: Избр. труды рус. индологов-филологов, М., 1962; Эрман В. Г., Теория драмы в древнеинд. классич. лит-ре, в сб.: Драматургия и театр Индии, Μ., 1961; Гринцер П. Α., Теория эстетич. восприятия ("Р.") в др.-инд. поэтике, "Вопр. лит-ры", 1966, No 2; Lindenau M., Beiträge zur altindischen Rasalehre, Lpz., 1913; Mukarji S. C., Le Rasa, essai sur l'esthétique indienne, P., 1928; Sankaran Α., Some aspects of literary criticism in Sanskrit or the Theories of Rasa and Dhvani, Madras, 1929; Gnoli R., The aesthetic experience according to Abhinavagupta, Roma, 1956; Krishnamoorthy K., "Rasa" as a canon of literary criticism, "Aryan path", 1959, v. 30, No 11; Εdgerton F., Indirect suggestion in poetry: a Hindu theory of literary aesthetics, "Proceedings of the American Philosophical Society", 1936, v. 76, No 5.

В. Иванов. Москва.

В начало энциклопедии