Приглашаем посетить сайт

Женщинам (woman.modnaya.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
Статьи на букву "Ч" (часть 2, "ЧЕР"-"ЧЭН")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ч" (часть 2, "ЧЕР"-"ЧЭН")

ЧЕРТКОВ

Виктор Петрович (р. 20 янв. 1910) - сов. философ, д-р филос. наук (с 1956), профессор (с 1957). Член КПСС с 1938. Окончил МИФЛИ (1937) и аспирантуру там же (1940). В 1941-50 - на парт. работе в ЦК партии Туркменистана. В 1950-67 - на науч. работе в Ин-те философии АН СССР и кафедре философии АН СССР. С 1967 - науч. сотрудник Ин-та Дальнего Востока АН СССР. Область науч. исследований Ч. - диалектич. материализм, в частности диалектика обществ. прогресса.

Соч.: Диалектич. материализм, М., 1954 (соавтор); Единство советского об-ва и борьба нового со старым, "ВФ", 1955, No 6; Неантагонистич. противоречия при социализме, М., 1957; Возможность и действительность, М., 1958; О взаимосвязи законов диалектики, "ВФ", 1959, No 1; О нек-рых вопросах теории диалектики, там же, 1963, No 5; Ядро диалектики, М., 1963; Диалектика перерастания социализма в коммунизм, М., 1963 (соавтор); О любви, М., 1964.

ЧЁРЧ

ЧЁРЧ (Church), Алонзо (р. 14 июня 1903) - амер. логик, философ, математик, проф. Принстонского ун-та (с 1947). Работы Ч. относятся к различным областям логики. Он развил (высказанную ранее сов. математиком М. И. Шейнфинкелем) мысль об отделении понятия функции от понятия множества. Такое отделение Ч. осуществил посредством введения операции функциональной абстракции (λ-операции, см. Функция); на этой основе Ч. построил логич. исчисление - исчисление λ-конверсии, с помощью к-рого ввел понятие λ-определимости (см. Определимость). В 1936 Ч. выдвинул осн. гипотезу теории вычислимых функций (т.н. тезис Ч.): каждая эффективно вычислимая функция является общерекурсивной (см. Рекурсивные функции и предикаты). В 1935 Ч. первым в истории логики привел пример неразрешимой массовой проблемы, а в 1936 доказал, что разрешения проблема для (чистого) предикатов исчисления неразрешима. Эти результаты Ч. оказали большое влияние на развитие математич. логики.

Совместно с Дж. Россером Ч. установил существенную неразрешимость элементарной арифметики. Ч. сыграл важную роль в развитии логики комбинаторной; ему принадлежат исследования в области логической семантики и модальной логики.

Соч.: Alternatives to Zermelo's assumption, "Trans. Amer. Math. Soc.", 1927, v. 29, No 1; On the law of excluded middle, "Bull. Amer. Math. Soc.", 1928, v. 34, No 1; A set of postulates for the foundations of logic, "Ann. Math.", 1932, ser. 2, v. 33, No 2; 1933, ser. 2, v. 34, No 4; The Richard paradox, "Amer. Math. Monthly", 1934, v. 41, No 6; A proof of freedom from contradiction, "Proc. Nat. Acad. Sci.", 1935, v. 21, No 5; An unsolvable problem of elementary number theory, "Amer. J. Math.", 1936, v. 58, No 2; A note on the Entscheidungsproblem, "J. Symb. Logic", 1936, v. 1, No l; Formal definitions in the theory of ordinal numbers, "Fund. Math.", 1937, t. 28 (совм. с S. С. Kleene); The constructive second number class, "Bull. Amer. Math. Soc.", 1938, v. 44, No 4; A formulation of the simple theory of types, "J. Symb. Logic", 1940, v. 5, No 2; The calculi of lambda-conversion, Princeton, [1951]; Some theorems on definability and decidability, "J. Symb. Logic", 1952, v. 17, No 3; Special cases of the decision problem, "Revue philosophique de Louvain", 1951, v. 49; 1952, v. 50; Binary recursive arithmetic, "J. Math. pures et appl.", 1957, t. 36, No 1; в рус. пер. - Введение в математическую логику, т. 1, М., 1960.

В. Донченко. Москва.

ЧЕСНОКОВ

Дмитрий Иванович (р. 7 нояб. 1910) - сов. философ, д-р филос. наук (с 1951), профессор (с 1952). Действит. член АПН СССР. Член КПСС с 1939. Окончил Моск. педагогич. ин-т им. В. И. Ленина (1931). С 1931 ведет науч.-педагогич. работу. В 1946-1959 - на парт. и гос. работе: в 1946 - секретарь Свердловского горкома партии, в 1956 - секретарь Горьковского обкома. На XIX съезде КПСС избирался членом ЦК КПСС и на Октябрьском пленуме ЦК (1952) - членом Президиума ЦК. В 1958-59 возглавлял Гос. комитет по радиовещанию и телевидению при Совете Министров СССР. В 1949-52 - гл. редактор, с 1968 - член редколлегии журн. "Вопросы философии". С 1968 - проректор АОН при ЦК КПСС. Область науч. исследований Ч. - история рус. философии, проблемы историч. материализма (в т.ч. теория социалистич. гос-ва), общеметодологич. вопросы марксистской социологии.

Соч.: Мировоззрение Герцена, М., 1948; Советское социалистич. гос-во, М., 1952; Историч. материализм, 2 изд., М., 1965; Обострение идейно-политич. борьбы и совр. филос. ревизионизм, "ВФ", 1968, No 12.

ЧЕСТЕРТОН

ЧЕ́СТЕРТОН (Chesterton), Гилберт Кит (29 мая 1874 - 14 июня 1936) - англ. писатель и мыслитель. Писать начал на рубеже 19 и 20 вв. и сразу противопоставил свой взгляд на мир унынию и прагматизму той поры. В 1922 принял католичество, но мировоззрение его, очень близкое томизму, сложилось много раньше. Для Ч., как и для ср.-век. теологов, онтологич. зла не существует: бытие, добро и порядок - одно и противостоят небытию - хаосу. Зло начинается в сфере нравственной (как извращение свободной воли), оно, прежде всего, - в непризнании абс. ценности каждого человека. Поэтому в проповеди Ч., к-рая охватывает все его сочинения - детективы (рассказы о патере Брауне, 1911-35), филос. романы ("Шар и крест" - "The ball and the cross", L., 1909), эссе (сб. "Правоверие" - "Orthodoxy", L.-N. Y., 1908; "Потрясающие пустяки" - "Tremendous trifles", L., 1909, и др.), апологии ("Вечный человек" - "The everlasting man", L., 1925, и др.), поэтич. "защита бытия" как великого блага сочетается с воинств. вызовом нравственно заблудившемуся совр. миру. Цель этой проповеди - способствовать озарению, к-рое возвращает человека к истинной жизни, т.е. детской радости (ей у Ч. противопоставлены уныние и самодовольство, но не страдание). Для этого Ч. использует парадокс, эксцентрику, необыч. ракурс, очищающие каждый объект от наслоения привычных мнимостей (лит. аналог феноменологич. редукции Гуссерля). В нравств. отношении апология игры, доброй легкости, шутки, даже шутовства и клоунады служит противоядием от дурной серьезности (по существу - гордыни), отделяющей человека от др. людей и порабощающей его мнимым ценностям. Упорядоченность жизни, абс. ценность личности и неприятие механич. существования у Ч. даны в единстве и как бы корректируют друг друга. В последнем пункте он во многом предвосхищает и повторяет экзистенциалистов (особенно М. Хайдеггера и отчасти К. Ясперса), к-рых, однако не знал. Опору против механицизма совр. жизни Ч. искал не в элите, а у "обычного человека" (common man), чаще всего - крестьянина. Христиански окрашенное почвенничество сближает Ч. с Достоевским. Однако в 20-х гг. надежды Ч. на "новое средневековье" и на социальное обновление, связанное со свободным крестьянством, тускнеют (см., напр., роман "Возвращение Дон Кихота" - "Return of Don Quixote", L., 1926). Как мыслителя и католич. апологета его ценят неотомисты, особенно Э. Жильсон.

Соч.: St. Francis of Assisi, L., 1923; Authobiography, L., 1936; The common man, L.-N. Y., 1950; St. Thomas Aquinas, Garden City (Ν. Υ.), 1956.

Лит.: Sprug J. W. (ed.), An index to G. K. Chesterton, Wash., 1966.

H. Трауберг. Москва.

ЧЕХОСЛОВАЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЧЕШСКИЕ БРАТЬЯ

ЧЕ́ШСКИЕ БРА́ТЬЯ (bratři češti) - представители религ. секты, возникшей в сер. 15 в. после поражения таборитов - одного из течений гусизма. Придерживаясь учения Хельчицкого, Ч. б. требовали возвращения к простоте раннего христианства, отвергали военную и гос. службу, проповедовали непротивление злу. Первонач. радикализм Ч. б. уступает место в конце 15 в. более умеренным течениям внутри секты ("Братское единение" во главе с Лукашем Пражским). Последним епископом Ч. б. был Коменский. Общины Ч. б. были разгромлены после Белогорской битвы 1620, а члены секты, спасаясь от преследований, эмигрировали в Польшу и Германию.

Лит.: Goll J., Quellen und Untersuchungen zur Geschichte der Böhmischen Brüder, v. 1-2, Prag, 1878-82; Ρeschke E., Die Theologie der Böhmischen Brüder in ihrer Frühzeit, Bd 1-2, Stuttg., 1935-40. См. также лит. при ст. Лукаш Пражский.

ЧЖАН ЦЗАЙ

ЧЖАН ЦЗАЙ (1020-77) - кит. философ- неоконфуцианец; вслед за Чжоу Дунь-и стремился в обстановке идейной борьбы с буддизмом философски обосновать конфуцианские этич. принципы. В качестве единого начала, объединяющего всю Вселенную, Ч. Ц. выдвинул ци (материальную силу), к-рая в ходе циклич. вибраций то распадается, возвращаясь к великой пустоте, то концентрируется, образуя весь видимый мир. Теория Ч. Ц. направлена и против буддийского подхода, утверждавшего иллюзорность видимого мира, и против даосизма, провозглашавшего, что бытие произошло из пустоты, к-рая, будучи бесконечной, выше конечной материальной силы. Задача человека в мире, по мнению Ч. Ц., заключается в том, чтобы, поняв ход циклич. изменений, действовать в гармонии с ним, а не в том, чтобы поставить себя вне этого процесса (как учили буддисты) или, подобно даосам, при помощи магич. средств пытаться уйти от неизбежного распада. В оказавшей большое влияние на дальнейшее развитие неоконфуцианской мысли "Западной надписи" Ч. Ц., в соответствии с провозглашенным им принципом единства Вселенной, так формулирует этич. кредо: "То, что наполняет вселенную, я рассматриваю, как мое тело, то что ее направляет - как мою природу, всех людей - как моих братьев и сестер, а все живые существа, как моих товарищей" (цит. по кн.: Fung Yulan, A history of Chinese philosophy, v. 2, Princeton, 1953, p. 496). Нек-рые философы видели здесь влияние буддизма с его идеей милосердия, распространяющегося на все мироздание, но большинство неоконфуцианцев рассматривало провозглашенный здесь взгляд как дальнейшее развитие традиционного конфуцианского понятия жэнь (гуманность). В основе социально-политич. взглядов Ч. Ц. лежало утопич. стремление осуществить выдвинутый раннеконфуцианскими мыслителями идеал равного распределения земли среди крестьян.

Лит.: Конрад Н. И., Философия кит. Возрождения (О Сунской школе), в его кн.: Запад и Восток, М., 1966, с. 210-12; Ян Юн-го [и др.], Цзяньмин Чжунго сысянши (Краткая история идеологий Китая), Пекин, 1962, с. 110-115; Хоу Вай-лу [и др.], Чжунго чжэсюэ цзяньши (Краткая история китайской философии), Пекин, 1963, с. 288-290; Chan Wing-tsit, A source book in Chinese philosophy, Princeton, 1963, p. 495-517; Sources of Chinese tradition, comp. by de W. T. Bary et al., v. 1, N. Y., 1964, p. 403-406, 465-70.

В. Рубин. Москва.

ЧЖОУ ДУНЬ-И

ЧЖО́У ДУНЬ-И (1017-73) - кит. философ-неоконфуцианец, первым сделавший попытку подвести онтологич. и космологич. основу под конфуцианские этич. принципы. Для этого Ч. Д.-и использовал идеи даосизма, а также понятия, содержащиеся в "И цзине". В оказавшем огромное влияние на развитие неоконфуцианской мысли трактате "Объяснения к схеме „Великого предела"" (тайцзи) Ч. Д.-и пишет, что беспредельное, являющееся в то же время великим пределом, порождает инь и ян (в понимании Ч. Д.-и - покой и движение). Взаимодействие этих начал приводит к возникновению пяти элементов (воды, огня, дерева, металла и земли), к-рые вступают в таинств. союз с сущностью инь и ян и с беспредельным. Отсюда появляются мужской (небесный) принцип и женский (земной, равноправный небесному), к-рые и порождают "десять тысяч вещей", непрерывно себя воспроизводящих. Человек выделяется тем, что, получая эти начала в наиболее совершенном виде, представляет собой самое разумное существо, чье сознание вырабатывает нравств. принципы и отличает добро от зла. В духе даосизма и в противоположность буддизму, настаивающему на иллюзорности мира, Ч. Д.-и стремится обосновать его реальность и познаваемость; он также пытается утвердить традиционную конфуцианскую мысль о примате человека в мироздании. Во второй работе Ч. Д.-и, специально посвященной интерпретации "И-цзина", понятие чэн (искренность, честность, цельность) поднимается до значения космологич. принципа, пронизывающего все мироздание.

Лит.: Конрад Н. И., Философия кит. Возрождения (О Сунской школе), в его кн.: Запад и Восток, М., 1966, с. 205-10; Ян Юн-го [и др.], Цзяньмин Чжунго сысян ши (Краткая история идеологий Китая), Пекин, 1962, с. 104-106; Хоу Вай-лу [и др.], Чжунго чжэсюэ цзяньши (Краткая история китайской философии), Пекин, 1963; Bruce J. P., Chu Hsi and his masters, L., 1923, p. 128-31; Fung Yu-lan, A history of Chinese philosophy, v. 2, Princeton, 1953, p. 434-51; Needham J., Science and civilisation in China, v. 2, Camb., 1956, p. 464-70; Chan Wing-tsit, A source book in Chinese philosophy, Princeton, 1963, p. 360-80.

В. Рубин. Москва.

ЧЖУ СИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЧЖУАН-ЦЗЫ

ЧЖУАН-ЦЗЫ (прибл. 369-286 до н.э.) - др.-кит. философ, один из основателей даосизма и составителей трактата "Чжуан-цзы". О жизни Ч.-ц. известно очень мало. Установлен факт, что Ч.-ц. принципиально не занимал никаких чиновничьих должностей.

Трактат "Чжуан-цзы" написан в форме притч, коротких новелл и диалогов, носящих полемич. характер и направленных против осн. положений конфуцианства и моизма (см. Моисты). Начиная со вскрытия ограниченности и относительности категорий, к-рыми оперируют эти учения, Ч.-ц. затем распространяет свою критику на все человеч. понятия, представления и чувства. Так, жизнь, согласно Ч.-ц., не что иное, как сновидение; великое пробуждение приходит лишь в результате слияния с дао - с некоей цельностью, присутствующей во всем, но ничем конкретным не исчерпывающейся, не познаваемой разумом и не выражаемой в словах. Даосское философствование Ч.-ц. выражается в форме диалектич. игры, выявляющей принципиальную идентичность казалось бы противоположных понятий и показывающей их переход друг в друга в процессе всеобъемлющих природных круговращений.

Природа, в к-рой находит воплощение дао, противопоставляется Ч.-ц. как нечто естественное человеку как существу искусственному. Ч.-ц. бесповоротно осуждает человека с его построенным на насилии гос-вом, культурой, нравственностью, оторвавшегося от природы и погрязшего в никчемном умствовании. Но, в отличие от Лао-цзы, Ч.-ц. не верит в то, что какая-либо сознат. деятельность может способствовать возвращению "золотого века". Из тупика изолгавшейся цивилизации он видит два выхода: либо бегство от нее, либо разгром, насильств. уничтожение в апокалиптич. взрыве общества и его культуры. Имеющаяся у Ч.-ц. мысль о желательности тотального истребления культуры положила начало даосской традиции, не раз идеологически оформлявшей в ср. века крест. революционность с ее отчаянием, исступлением и эсхатологич. мечтами.

Соч.: Чжуан-цзы цзи ши ("Чжуан-цзы" со сводом комментариев, сост. Го Цин-фанем), в кн.: Чжу-цзы цзи-чэн (Собр. соч. др.-кит. мыслителей), т. 3, Пекин, 1957; The writings of Kwang-Zse, в кн.: The Sacred books of the East, v. 39-40, Oxf., 1891 (v. 39, p. 164-392; v. 40, p. 1-232); Chuang Chou (Dschuang Dsi), Aus dem Chinesischen verdeutscht von R. Wilhelm, Düsseldorf-Köln, 1951; в рус. пер. - Атеисты, материалисты, диалектики Др. Китая, вступ. ст., пер. и коммент. Л. Д. Позднеевой, М., 1967.

Лит.: Го Мо-жо, Философы Др. Китая, пер. с кит., М., 1961; Быков Ф. С., Зарождение общественно-политич. и филос. мысли в Китае, М., 1966; Forke Α., Geschichte der alten chinesischen Philosophie, Hamb., 1927; Fung Yu-lan, A history of Chinese philosophy, v. 1, Princeton, 1952; Creel H. G., Chinese thought from Confucius to Mao-Tze-tung, L., 1962.

В. Рубин. Москва.

ЧИЖЕВСКИЙ

Александр Леонидович (26 янв. 1897 - 20 дек. 1964) - сов. ученый, биофизик, историк, один из основателей космич. биологии. Один из первых показал, что развитие биосферы протекает под непосредств. воздействием физич. факторов космоса и что космич. ритмы влияют на процессы в живой природе на всех уровнях организации биологич. систем - от индивидуальных организмов до популяций и сообществ. Ч. установил корреляцию между циклами деятельности Солнца и целым рядом явлений в биосфере, в т.ч. миграций животных, эпидемий, пандемий, эпизоотий, эпифитий. Поскольку нервно-психич. система человека чутко реагирует на изменения солнечной активности, последние отражаются на психич. возбудимости человеч. коллективов, повышая или понижая их реактивность. Ч. исходил из того, что физич. поля планеты и ее окружения должны учитываться в числе осн. причин, влияющих на состояние биосферы. Работы Ч. явились важной вехой в развитии космич. естествознания.

Соч.: Физич. факторы историч. процесса, Калуга, 1924; Эпидемич. катастрофы и периодич. деятельность Солнца, М., 1930; Теория гелиотараксии, М., 1930; Структурный анализ движущейся крови, М., 1959; Аэроионификация в нар. хозяйстве, М., 1960; Солнце и мы, М., 1963; статьи в сб.: Земля во Вселенной, М., 1964.

Л. Голованов. Москва.

ЧИЛЯЕВ

Егор Гаврилович (14 февр. 1790 - 30-е гг. 19 в.) - рус. философ и правовед, представитель демократич. крыла школы естественного права. Исходя из традиционных антитеологич. предпосылок метафизич. материализма, Ч. доказывал, что познават. способности человека (как и сам человек) произведены природой (см. "Начертание права природного", СПБ, 1812, с. 14, 16-19, 21), они обеспечивают человеку познание мира, а результаты процесса познания обладают практич. значимостью.

По мнению Ч. (см. тамже, с. 31), отличному от взглядов большинства представителей естественного права, люди никогда не жили вне общества; т.о., рассмотрение общества с позиций "робинзонады" является для Ч. методологическим, а не историч. принципом.

Цели человеч. общества и его движущие силы Ч. видел в удовлетворении естественных "природных нужд" (в пище и др.) абстрактно взятого индивида (в т.ч. гарантия самосохранения, увеличение благосостояния); на этом основываются "...взаимные соотношения людей..." (см. тамже, с. 22). К числу "взаимных отношений" Ч. относил "общежитие", "труд", "просвещение", "личную" и "земельную" собственность. Труд, по Ч., - первейшая необходимость; все виды собственности правомерны только как результаты личного труда, отсюда - "все люди равны между собою по личной собственности и по свободе..." (там же, с. 42). Равенство и свобода должны быть основой взаимных договоров между членами правильно устроенного общества (см. тамже, с. 44). Отсюда - радикальный вывод Ч. о праве человека "...отражать силою всякое нападение, угрожающее его личной собственности и его свободе" (там же, с. 37). Этот и нек-рые др. выводы Ч. делают его предтечей социологич. идей декабристов; однако сам Ч. не только не перевел их в план практически-политический, но и не развил их в теоретич. отношении. После 1812 Ч. вошел в масонскую ложу (см. Масонство) и прекратил собственно филос. деятельность.

Ч. - автор ряда работ по этнографии и экономике Кавказа, переводчик Монтескьё и Мабли.

Лит.: Березин-Ширяев Я. Φ., Последние материалы для библиографии..., СПБ, 1884, с. 18; Maльшинский Α., Из жизни и отношений А. С. Грибоедова, "Рус. вестник", 1894, No 3, с. 206; Лабзина А. Е., Воспоминания, СПБ, 1903 (см. имен. указат.); "Рус. архив", 1904, кн. 1, с. 115-74.

З. Каменский. Москва.

ЧИРНГАУЗЕН

ЧИРНГАУЗЕН (правильно - Ч и р н х а у з) (Tschirnhausen, Tschirnhaus), Эренфрид Вальтер фон (10 апр. 1651 - 11 окт. 1708) - нем. математик, физик, медик и философ. По своим филос. взглядам примыкал к Декарту, находился под сильным влиянием Лейбница, с к-рым был лично знаком и переписывался. Ч. критически анализировал нек-рые принципиальные положения философии Спинозы: "...Каким образом (раз протяжение, поскольку оно мыслится само через себя, является неделимым, неизменным и т.д.), - спрашивал Ч. Спинозу, - мы можем a priori вывести возможность возникновения столь многих различных модификаций его...?" (цит. по кн.: Спиноза Б., Избр. произв., т. 2, М., 1957, с. 595). Отвечая Ч., Спиноза был вынужден признать, что его попытка вывести происхождение и многообразие единичных вещей из понятия протяжения a priori и на основе принципов картезианской механики оказалась неудачной (см. тамже, с. 650). Недостатком философии Спинозы, как и Декарта, Ч. считал также отсутствие четкой методологии (см. "Исцеление ума"- "Medicina mentis", Amst., 1687, neue Aufl., Lpz., 1963). Однако вслед за Декартом Ч. признавал истины, имеющие свою основу лишь в разуме. Ч. - автор ряда исследований по математике и оптике.

Соч.: Medicina corporis, Amst., 1686.

Лит.: Зубов В. П., Картезианская физика и Ч., "ВИМК", 1958, No 6; Weißenborn Η., Lebensbeschreibung des Ε. W. von Tschirnhaus, Eisenach, 1866; Verweyen J., Ehrenfried Walter von Tschirnhaus als Philosoph, В., 1905; Klüger R., Die pädagogischen Ansichten des Philosophen Tschirnhaus, Lpz., 1913 (Diss.); Radetti G., Cartesianismo e Spinozismo nel pensiero di E. W. von Tschirnhaus, "Rendiconti della R. Accademia Nazionale dei Lincei", 1938, v. 14, fasc. 5-6, p. 566-601; De Vleeschauwer H. J., Die briefwisseling van E. W. von Tschirnhaus met Chr. Huygens, Brussel, 1941; его жe, De briefwisseling van E. W. von Tschirnhaus met В. de Spinoza, "Tijdschrift voor Philosophie", 1942, p. 345-96; Tschirnhaus und die Frühaufklärung in Mittel- und Osteuropa, hrsg. von E. Winter [u. a.], В., 1960.

Б. Мееровский. Москва.

ЧИСЛО

ЧИСЛО - одно из осн. понятий математики, служащее для количественной характеристики различных предметов и явлений реальной действительности и систем абстрактных объектов (см. Количество в математике, Теория множеств).

ЧИЧЕРИН

Статья большая, находится на отдельной странице.

"ЧТО ДЕЛАТЬ?"

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЧУВСТВА

ЧУВСТВА - см. Эмоции.

ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ

ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНА́НИЕ - см. Теория познания.

ЧУДИНОВ

Энгельс Матвеевич (р. 13 окт. 1930) - сов. философ, д-р филос. наук (с 1969), проф. (с 1970). Член КПСС с 1953. Окончил философский (1951) и физический (1954) фак-ты ЛГУ. В 1955-64 преподавал философию в Бирске и Уфе. С 1970 - зав. кафедрой философии Моск. физико-технич. ин-та. Область науч. работы - филос. проблемы совр. физики.

Соч.: Общая теория относительности и пространственно-временная структура Вселенной, "ВФ", 1967, No 3; О логич. значении релятивистских космологич. моделей, в сб.: "Логика и методология науки, М., 1967; Логич. основания проблемы бесконечности в релятивистской космологии, в кн.: Эйнштейновский сборник, М., 1968; Об экстраполяции в космологии, в кн.: Пространство и время в совр. физике. К., 1968; Пространство и время в совр. физике, М., 1969; О геометрич. модели времени, в кн.: Филос. проблемы совр. физики, М., 1969; Неисчерпаемость материи и развитие физич. знания, "ВФ", 1969, No 5 (совм. с В. С. Готтом).

ЧУДО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЧУПРОВ

Александр Александрович (18 февр. 1874 - 19 апр. 1926) - рус. математик и статистик; в Московском ун-те получил математич. образование, в Страсбургском - экономическое. В 1902-17 - доцент, затем проф. экономич. фак-та Петербургского политехнич. ин-та. С 1917 жил за границей. Гл. область науч. интересов Ч. - методология познания массовых явлений, идущая "...по меже между статистикой, математической теорией вероятностей и логикой" ("Очерки по теории статистики", 1959, с. 15). Полагая, что "...отказаться от представления о причинной связи, как связи вполне определенной, однозначной и неразрывной, мы не можем, не порывая в корне с основами нашего научного миропонимания" (там же, с. 12), Ч., однако, считал, что в явлениях, выражающих состояние Вселенной в пространстве и времени, действие причинных законов развертывается не в чистом (однозначном) виде, а в форме массовой, или статистической, закономерности, в основе к-рой лежит понятие "объективной математической вероятности". Исходя из строгого различения вероятностных категорий (вероятность, матем. ожидание и др.) и статистич. категорий (частота, средняя величина и др.), Ч. предложил стохастическую (вероятностную) теорию статистики, служащую целям познания явлений природы и общества. Большое внимание Ч. уделял понятию корреляционной (вытекающей из множественности причин и следствий) связи, поскольку именно методы корреляции позволяют измерять их тесноту и выражать в форме матем. уравнений (уравнений регрессии).

Соч.: Основные проблемы теории корреляции, М., 1960; Вопр. статистики. Избр. ст., М., 1960.

Лит.: Карпенко Б. И., Жизнь и деятельность А. А. Ч., в сб.: Ученые записки по статистике, т. 3, М., 1957.

Б. Карпепко. Ленинград.

ЧЭН И

ЧЭН И (1033-1108) - кит. философ-неоконфуцианец, брат Чэн Хао и племянник Чжан Цзая. Согласно традиции, взгляды Ч. И и Чэн Хао отождествлялись, однако совр. исследователи обнаружили существ. различия в учениях обоих братьев, позволяющие считать Ч. И предшественником Чжу Си - гл. представителя рационалистич. школы объективного идеализма лисюэ (школа изучения принципа), а от Чэн Хао вести линию преемственности к Лу Цзю-юаню и к Ван Ян-мину - представителям интуитивистской школы синьсюэ (школы изучения сознания). Осн. вклад братьев Чэн в развитие неоконфуцианской мысли заключается в том, что выдвинутое Чжан Цзаем понятие ци (материальная сила) было дополнено понятием ли (принцип). Эти термины имеют множество толкований (см. ст. Ци). В системе Ч. И "ли" является всепроникающим и всеобъемлющим началом, подобным дереву, корень, ствол и ветви к-рого образуют единую последовательность. В то же время у каждого вида живых существ и у каждого предмета имеется, согласно Ч. И, собств. принцип, определяющий их структуру и ритм их развития. "Ли" в системе Ч. И занимает первенствующее место, а ци, бывшее всеобъемлющим началом в системе Чжан Цзая, отодвигается на второй план и выступает как материал для воплощения "ли". Дихотомия "ли" и ци определяет и подход Ч. И к человеку. Положение Мэн-цзы, о том, что человек по своей природе добр, интерпретируется Ч. И в том смысле, что человеческому "ли" - принципу, свойственна доброта, но ци, к-рое различно у всех людей, может мешать проявлению изначальной доброты. Ч. И выступал с критикой буддизма, исходя из того, что учение, призывающее к бегству от страданий, к уходу от основных человеч. обязанностей в семье и обществе, оказывается проповедью эгоизма.

Лит.: Конрад Н. И., Философия кит. Возрождения (О Сунской школе), в его кн.: Запад и Восток, М., 1966; Xоу Вай-Лу [и др.], Чжунго чжэсюэ цзяньши (Краткая история кит. философии), Пекин, 1963; Graham А. С., Two Chinese philosophers, L., 1958; Fung Yu-lan, A history of Chinese philosophy, v. 2, Princeton, 1953; Chan Wing-tsit, A source book in Chinese philosophy, Princeton, 1963; Sources of Chinese tradition, comp. by de W. T. Ваrу et al., v. 1, Ν. Υ., 1964.

В. Рубин. Москва.

ЧЭН ХАО

ЧЭН ХА́О (Ч э н M и н - д а о) (1032-1085) - кит. философ-неоконфуцианец, брат Чэн И. Разделял взгляды Чэн И относительно первенствующей роли принципа "ли" по сравнению с материей ци. В учении Ч. X. новую интерпретацию получило понятие жэнь. Здесь оно приобретает значение не только гуманности, но и всеобщей любви. Ч. X. учил, что жэнь - животворящее начало добра, к-рое человек, углубляясь в себя, обнаруживает в своем сознании; оно объединяет его с небом, землей и со всем, существующим во Вселенной, и является источником всех остальных добродетелей. В нек-рых высказываниях Ч. X, жэнь отождествляет с жизнью, и защита жизни провозглашается им главной моральной обязанностью. Человеч. природе, по Ч. X., свойственна изначальная гармония с миром, к-рая нарушается эгоистич. желаниями; восстановить ее - задача духовного самоусовершенствования, путем к-рого Ч. X. считает серьезность во внутр. жизни, справедливость - во внешней.

Лит. см. при ст. Чэн И.

В. Рубин. Москва.

Предыдущая страница Следующая страница