Приглашаем посетить сайт

Просвещение (lit-prosv.niv.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
Статьи на букву "С" (часть 3, "СИГ"-"СКА")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 3, "СИГ"-"СКА")

СИГЕР БРАБАНТСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СИГЕТИ

СИГЕТИ (Szigeti), Йожеф (р. 1921) - венг. философ и художеств. критик. Директор Ин-та философии Венг. АН (с 1959). Автор ряда работ по эстетике и истории философии, в к-рых подвергает критике идеалистич. понимание истории духовной культуры, анализирует человеч. деятельность как источник эстетического. Разрабатывает также гносеологич. проблемы обществ. наук.

Соч.: Utban a valóság fele, Bdpst, 1948; Diderot a XVIII, század harcos materialistája, Bdpst, 1951; Iredalmi tanulmányok, Bdpst, 1960; A magyar szellemtörténet birálatához, Bdpst, 1965.

Л. Ленкеи. ВНР.

Примечания

1 Все работы, упомянутые в тексте этой статьи, опубл. на греч. яз.

СИГНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ

СИГНА́ЛЬНЫЕ СИСТЕ́МЫ - условно- рефлекторный механизм отражения. Понятие "С. с." было введено И. П. Павловым в связи с задачей объяснения физиологических закономерностей работы головного мозга человека.

Согласно т. зр. Павлова, регуляция отношений организма со средой осуществляется у высших животных, включая человека, посредством двух взаимосвязанных инстанций головного мозга: в подкорке сосредоточен нервный аппарат безусловных рефлексов, вызываемых немногими безусловными (действующими с рождения) внешними раздражителями; этот аппарат, составляющий первую инстанцию, обеспечивает ограниченную ориентировку в среде и слабое приспособление. Вторая инстанция образуется большими полушариями, в которых сосредоточен нервный аппарат условных рефлексов, обеспечивающий сигнализацию немногих безусловных раздражителей бесчисленным количеством др. раздражителей, анализируемых и синтезируемых; этот аппарат резко расширяет возможности ориентировки организма и повышает его приспособительность. Система условно-рефлекторных связей, формирующихся на уровне второй инстанции, составляет единственную С. с. в животном организме и первую - у человека.

Не выделяя специально третьей инстанции, Павлов на уровне человека расчленяет высшую нервную деятельность на две взаимосвязанные С. с., указывая, что в человеке прибавляется (особенно в связи с развитием лобных долей) вторая С. с. - сигнализация первой С. с. речью, ее базальным компонентом - раздражениями, связанными с движениями органов речи. Этим вводится новый принцип нервной деятельности - отвлечение и обобщение сигналов предшествующей системы с анализированием и синтезированием этих новых обобщенных сигналов. Новый принцип, по выражению Павлова, обусловливает безграничную ориентировку человека в окружающем мире и в себе самом и создает высшее приспособление человека - науку (см. Соч., т. 3, кн. 2, 1951, с. 215, 233). Павлов полагает, что осн. законы работы обеих С. с. тождественны (законы иррадиации и концентрации возбуждения и торможения и их взаимная индукция).

Вторая С. с. - это не система внешних явлений - раздражителей, а система рефлекторных связей в их физиологич. выражении. Она не тождественна ни языку, ни мышлению, а представляет собой принцип корковой деятельности, к-рый может быть использован лишь как физиологич. основа для объяснения языка и мышления. Понятие второй С. с. ставит проблему несводимости поведения к биологич. уровню и поисков объяснения физиологич. механизма сознат. деятельности человека как продукта обществ. жизни. Однако это понятие остается пока, как подчеркивал С. Л. Рубинштейн, по преимуществу обозначением проблемы, к-рую надлежит решить и к-рая требует широких исследований.

Лит.: Павлов И. П., Полн. собр. соч., 2 изд., т. 3, кн. 2, М.-Л., 1951, с. 195-234, 320-49; Рубинштейн С. Л., Бытие и сознание, М., 1957; его же, Принципы и пути развития психологии, М., 1959.

Я. Пономарев. Москва.

СИГНИФИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

СИДОНСКИЙ

Федор Федорович (11 февр. 1805 - 6 дек. 1873) - рус. философ-идеалист, представитель неортодокс. православия. Преподаватель (1831-35) СПБ дух. академии. С 1835 вел курс богословия в СПБ ун-те; с 1864 - д-р философии. До 1862 находился в опале у руководства церкви. В условиях кризиса крепостнич. идеологии С. защищал "уместность филос. исследования", но "при всем владычестве веры" ["Введение в науку философии" (СПБ, 1833)]. В своей "философии религии" С. проповедовал "согласие" философии и религии, науки и веры "в самых развитых умах", требовал места для религии "в творческой области познавательных стремлений человека".

Соч.: Об отношении идеального к действительному и обратно, "Сын отечества и Северный архив", 1832, т. 26, No 11, 12; Предубеждения, "Библ. для чтения", 1834, т. 7, отд. 6; [Рец. на кн.] Нем. психология в текущем столетии. Историч. и критич. исследование, с предварительным очерком успехов психологии со времен Бекона и Локка, М. Троицкого, "Журн. Мин-ва нар. просвещения", 1867, ч. 134, июнь; Генетич. введение в православное богословие, "Христианское чтение", 1877, ч. 1.

Лит.: Рождественский Н., По поводу предпринимаемого редакцией печатания богословских лекций Φ. С., "Христианское чтение", 1876, ч. 3; И. В., Протоиерей Ф. Ф. С. и его филос. взгляды, "Вера и разум", 1906, ч. 1, No 7.

В. Зверев. Ленинград.

СИДОРОВ

Михаил Иванович [р. 4 (17) сент. 1904] - сов. философ, д-р филос. наук (1965). Член КПСС с 1926. Окончил Омский пед. ин-т (1945) и АОН при ЦК КПСС (1949). В 1949-59 - член редколлегии и ответств. секретарь журн. "Вопросы философии". Науч. руководитель аспирантов АОН при ЦК КПСС (с 1949). Автор работ по истории рус. и марксистской философии, по критике бурж. философии и ревизионизма.

Соч.: О "Филос. тетрадях" В. И. Ленина, М., 1954; Нек-рые вопросы ленинского филос. наследства, "Уч. зап. Акад. общ. наук", 1956, вып. 21; Г. В. Плеханов - выдающийся пропагандист марксистской теории, М., 1956; Г. В. Плеханов и вопросы истории рус. революц.-демократич. мысли XIX в., М., 1957; Против филос. ревизионизма, М., 1959; B. И. Ленин и вопросы истории рус. материалистич. философии, М., 1962; Предшественники науч. социализма в России, М., 1963 (соавтор); О непримиримости социалистич. и буржуазной идеологии, М., 1966.

СИКОРСКИЙ

Всеволод Михайлович (р. 10 окт. 1923) - сов. философ, доктор филос. наук (1966), профессор (1967). Чл. КПСС с 1945. Окончил Белорус., гос. ун-т им. В. И. Ленина (1949) и аспирантуру там же (1953). С 1950 работает в Белорус., гос. ун-те им. В. И. Ленина; с 1961 - зав. кафедрой истории КПСС там же. Область науч. исследований - проблемы междунар. коммунистич. движения и коммунистич. строительства, критика совр. реформизма и ревизионизма.

Соч.: Марксистский филос. материализм, Минск, 1956; Борьба большевиков во главе с В. И. Лениным за чистоту марксистской теории в годы реакции (1907-1910 гг.), Минск, 1957; Октябрьская революция и прогрессивное развитие человечества, в сб.: Великая Октябрьская социалистич. революция и нек-рые вопросы развития советского об-ва, Минск, 1957; Ревизионизм - гл. опасность в рядах междунар. коммунистич. движения на совр. этапе, Минск, 1958; Социалистич. гос-во и совр. ревизионизм, Минск, 1961; Мировой революц. процесс и совр. социал-реформизм, Минск, 1965; XXII съезд КПСС. Новая программа партии, М., 1968; Карл Маркс - великий учитель и вождь пролетариата, Минск, 1968.

СИЛА

СИЛА - одно из фундаментальных понятий физики, имеющее филос. значение. Термин "С." употребляется также в метафорич. значении (С. природы, C. воли), в теологич. значении (демонич. С.), в переносном смысле (социальная С., производит. С.) и пр.

В др.-греч. натурфилософии понятию С. придавалось значение первопричины движения всех вещей и явлений природы, причем природа самой С. трактовалась или как материальное явление (Фалес., Анаксимандр, Демокрит и др.), или как идеальная (Платон и др.). Аристотель своеобразно совмещал оба направления. В позднейшей натурфилософии идея нематериальной С. приняла форму представлений о бесчисленных "других" С., приводящих в движение материю (С. сродства, "жизненные С.", "психич. С." и т.д.). Позитивная роль этих представлений состояла в том, что с их помощью проводились первые исследования немеханич. явлений.

Науч. содержание понятия С. получило развитие гл. обр. в экспериментальной физике (в работах Архимеда, Леонардо да Винчи, Стевина, Галилея, Декарта, Гюйгенса и др.). Качеств. и количеств. определение понятий С. и массы впервые дал Ньютон. Он положил их в основу своей механики. Понимание С. как причины движения остается незыблемым вплоть до середины 19 в.

Радикальная переоценка содержания понятия С. связана с филос. осмыслением прежде всего закона инерции и закона сохранения и превращения энергии: поскольку инерциальные движения тел происходят без участия С., фактор С. уже нельзя считать причиной движения; законы сохранения показали способность материального движения переходить из одной формы в другую, не исчезая и не появляясь из ничего. Отсюда следовало, что движение является всеобщим, вечным и неуничтожимым свойством материи и потому не С., а движение - первичное понятие. Сужение филос. значения понятия С. и - главное - трудности его применения к области нек-рых физич. явлений вызвали сомнение относительно его объективного содержания. Это послужило поводом для попыток изложения физики без использования понятия С. Однако в конце 19 в. понятие С. вновь появляется в физике, но теперь уже в иной математич. форме. Исходной точкой совр. представлений о С. является понятие взаимодействия. Появление С. непосредственно определяется взаимодействием, а именно, наличием противодействия вследствие изменения состояния взаимодейств. объектов. Т.о., С. служит характеристикой (одной из мер) и н т е н с и в н о с т и (степени) взаимодействия материальных объектов. Хотя для характеристики этой интенсивности совр. физика использует также понятия энергии, импульса, действия, во мн. отношениях глубже и полнее отображающие взаимодействие материальных объектов, понятие С., несмотря на ограничение области его применимости и переоценку его роли, продолжает занимать важное место в структуре физич. знаний.

Лит.: Ρайнов Т. И., К истории построения "Механики без силы", "Социалистич. реконструкция и наука", 1933, вып. 1; Овчинников Η. Φ., Понятия массы и энергии в их историч. развитии и филос. значении, М., 1957; Конык Г. К., Логика развития понятия "сила" в физике, "ВФ", 1962, No 8; Jammer M., Concepts of force, Camb. (Mass.), 1957.

И. Ляхов. Москва.

СИЛВА

Феррейра да Силва (Ferreira da Silva), Винсенти (p. 1916) - один из первых пропагандистов экзистенциализма в Бразилии; основатель "Независимого колледжа высших учений" и гл. ред. филос.-лит. журнала "Dialogo" ("Диалог"). В своих работах С. выступает против любых филос. систем в принципе; он отрицает возможность достоверного познания действительности и развивает идеалистич. тезис Кьеркегора "о субъективности как истине" (см. "Kierkegaard e о problema da subjectividade", "Bev. Bras, filos.", 1956, v. 6, No 21). С. известен своими выступлениями против марксистской философии и социализма, к-рый приводит, по его мнению, к уничтожению личности.

СИЛЛОГИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СИЛЛОГИСТИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

СИЛЬВЕСТР

СИЛЬВЕ́СТР (настоящее имя - М е д в е д е в, Семен Агафоникович) (27 янв. 1641 - 11 февр. 1691) - рус. философ-богослов, деятель просвещения. В 1665-68 учился у Симеона Полоцкого, а позже стал его секретарем и редактором его сочинений. Был настоятелем Заиконоспасского монастыря, активным сторонником царевны Софьи.

С. был гл. руководителем "латинствующих" - противников грекофильской партии, возглавляемой патриархом и братьями Лихудами. В этой борьбе С., развивая взгляды Симеона Полоцкого, добивался перестройки всей системы просвещения на новых, более "мирских" началах. Изучал Аристотеля, особенно его теорию причинности, к-рую он истолковывал с позиций теологии. Проявлял интерес к психологии, стараясь "себе самого рассуждая познавати", чтобы определить мотивы человеч. поведения. С. составил записки о стрелецком бунте 1682 ("Созерцание краткое...", М., 1894) и написал "Оглавление книг, кто их сложил" (М., 1846) - первый рус. библиографич. труд.

Соч.: Известие истинное православным..., М., 1886; Письма, СПБ, 1901; [Стихотворения], в кн.: Вирши. Силлабическая поэзия 17-18 вв., [Л.], 1935.

Лит.: Шмурло Е., О записках С. М., СПБ, 1889; Прозоровский Α. Α., С. М. (его жизнь и деятельность), М., 1896; Козловский И. П., Сильвестр Медведев, К., 1895; История рус. лит-ры, т. 2, ч. 2, М.-Л., 1948, с. 353-55.

А. Гольдберг. Ленинград.

СИМВОЛ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СИМВОЛИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СИМЕОН ДЖУГАЕЦИ

СИМЕО́Н ДЖУГАЕЦИ (г. рождения неизв. - ум. 1657) - арм. философ. Известны его сочинение "Логика", комментарии к "Элементам теологии" Прокла и работа по грамматике. Утверждая бога единств. первопричиной мира, С. Д. определял его как возможность, к-рая обусловливает собой многообразие единичных сущностей и к-рая в качестве действительности существует как внешняя природа. Единичное сущее, по С. Д., есть нечто материальное, для к-рого материальность не является случайным атрибутом, "ибо когда мы отрицаем случайное - не уничтожается подлежащее, а когда отрицаем материю - подлежащее уничтожается". И поэтому основой природы, по С. Д., является ее материальное бытие. Тезис С. Д. о реальности внешней природы служит исходным моментом для его теории познания, к-рая в целом носит сенсуалистич. характер. С. Д. говорил не только об органах чувств, их соотношении, функциях и значении, он стремился изучить строение головного мозга человека и высказывал мысль о том, что мозг является тем материальным субстратом, к-рый обусловливает различные формы познания: ощущение, память, мнение и размышление.

Соч.: Краткое изложение логики, Константинополь, 1794 (на арм. яз.).

Лит.: Чалоян В. К., История арм. философии, Ер., 1959.

В. Чалоян. Ереван.

СИМЕОН ЕРЕВАНЦИ

СИМЕО́Н ЕРЕВАНЦИ (1710-80) - арм. философ, просветитель и богослов. Определяющим фактором жизни общества признавал совесть, к-рую отождествлял с понятием естеств. закона жизни человека: если человек всегда будет действовать "согласно совести", то никогда не нарушатся ни божеств., ни человеческие законы, не будет в мире войн, разврата, воровства, бесправия и мятежей. Видел основную цель своей деятельности в просвещении народа, в воспитании в нем высоких нравственных качеств.

Соч.: Книга, которая называется исполнение долга, Эчмиадзин, 1779 (на арм. яз.).

Лит.: Чалоян В. К., История арм. философии, Ер., 1959, с. 337, 341.

В. Чалоян. Ереван.

СИМЕОН ПОЛОЦКИЙ

СИМЕОН ПОЛОЦКИЙ (П е т р о в с к и й -Ситнианович), Самуил Емельянович (1629-80) - белорус. и рус. ученый, писатель, обществ. деятель. Окончил Киево-Могилянскую коллегию, в 1656-64 преподавал в Полоцкой "братской" школе. С 1664 жил в Москве, где открыл школу, типографию; был наставником царских детей. Автор многочисл. стихотворений, пьес, проповедей и трактатов.

Философию С. П. делил на три раздела: разумительную (логика), естественную (физика) и нравственную (этика). Мир в целом он разделял на "мир первообразный" (бог), "макрокосмос" (природа) и "микрокосмос" (человек). Познаваемы природа и человек, к-рый превосходит животных тем, что "рассуждением познает естество вещи". Ум ребенка С. П. уподобляет "скрыжали (доске) ненаписанной". В своих книгах С. П. знакомил читателей с идеями древних философов (Фалеса, Гераклита, Демокрита и др.). Задачу иск-ва С. П., как и С. Ушаков, видел в изображении видимых и познаваемых вещей путем создания их подобия.

С. П. отстаивал централизацию гос. власти в руках "просвещенного монарха", участвовал в борьбе со старообрядцами, в "словопрениях" с идеологом раскола протопопом Аввакумом; выступал за "обмирщение образования", считая необходимым знакомить учеников со всем кругом "свободных наук" от грамматики и пиитики до философии ("Проект устава Моск. Академии"). Деятельность С. П. оказала влияние на развитие рус., укр. и белорус. лит-ры и общественной мысли.

Соч.: Псалтирь с месяцесловом..., М., 1680; Обед душевный..., М., 1681; Вечеря душевная..., М., 1683; Месяцеслов, СПБ, 1882; Орел Российский, СПБ, 1915; Избр. соч., М.-Л., 1953.

Лит.: Татарский И., С. Полоцкий (Его жизнь и деятельность), М., 1886; Попов В. Е., С. П. как проповедник, М., 1886; Дмитриев Ю. Н., Теория иск-ва и взгляды на иск-во в письменности др. Руси, в сб.: Труды отд. др.-рус. литеры ин-та рус. лит-ры АН СССР, т. 9, М., 1953; Пузиков В. М., Обществ.-политич. взгляды С. П., в кн.: Науч. труды по философии Белорус., гос. ун-та им. Ленина, вып. 2, ч. 2, Минск, 1958; Из истории филос. и обществ.-политич. мысли Белоруссии. Избр. произв. 16 - нач. 19 в., Минск, 1962.

А. Гольдберг. Ленинград.

СИМИАН

СИМИА́Н (Simiand), Франсуа (18 апр. 1873 - 17 апр. 1935) - франц. бурж. социолог и экономист. Преподавал в Ecole pratique des hautes études (1910-35), возглавлял (1923-34) кафедру политич. экономии в Conservatoire nationale des arts et métiers, с 1932 - кафедру истории труда в Collège de France. Последователь Дюркгейма, С. в основу методологии исследований положил принцип "социологич. релятивизма", т.е. стремление рассматривать явления в их социологич. контексте, уделяя равное внимание культурным, историч. и экономич. факторам формирования обществ. процесса. Скрупулезным эмпирич. анализом, основанным на разработке статистич. материала, критикой умозрит. экономич. и социологич. теорий С. способствовал распространению во Франции методов эмпирич. социологии.

В полемике с представителями историч. школы С. доказывал, что в истории следует искать не случайное, а закономерное, элиминировать индивидуальное, чтобы исследовать социальное ("Méthode historique et science sociale", "Rev. synthèse historique", 1903, t. 6, No 16, 17). Согласно С., история снабжает социологию конкретным материалом, в то время как социология открывает истории схему развития. С. отвергал концепцию, согласно к-рой историю делают великие люди. По С., действия любого индивида обусловлены "коллективными представлениями", отличаемыми им от "индивидуальных представлений". Великие люди действуют на основе чрезвычайно развитого социального инстинкта и их роль измеряется способностью понять и предугадать потребности и тенденции коллективного разума всего общества (см. "La causalité en histoire", "Bull. Société franç. philos.", 1906, année 6).

Соч.: La méthode positive en science économique, P., 1912; Statistique et expérience, P., 1922; La formation et les fluctuations des prix du charbon en France (1887-1912), P., 1925; Cours d'économie politique, [t. 1-3], P., 1929-31; Recherches anciennes et nouvelles sur le mouvement général des prix du 16 au 19 siècle, P., [1932]; Le salaire, l'évolution sociale et la monnaie, t. 1-3, P., 1932.

И. Добронравов. Москва.

СИММЕТРИЧНОСТЬ

СИММЕТРИЧНОСТЬ (в математике и л о г и к е) - свойство бинарных (двуместных, двучленных) отношений. Отношение R, определенное на нек-ром множестве (классе), наз. симметричным, если для любых x и у- элементов этого множества - из того, что x находится в отношении R к у(xRy) следует, что и у находится в этом же отношении к x (yRx). Простейшие примеры симметричных отношений: отношения типа равенства, отношения родства, соседства и др. (а также обратные к ним: неравенство и др.). Отношение R такое, что для любых не равных между собой объектов x и у из xRy следует, что уRx неверно, наз. а(нти)симметричным (примеры: отношение "<" между числами, отношение включения "⊂" между множествами). Антисимметричное отношение, разумеется, не является симметричным; но не всякое несимметричное отношение непременно должно быть антисимметричным. Напр., если есть отношение между функциями, определенными на множестве действительных чисел и принимающими действительные значения, определяемое след. образом: fg, если найдется такое действительное число x, для к-рого f(x)Свойство С. в применении к операциям (в логике и математике) именуется обычно коммутативностью. Понятие С. (и коммутативности) естеств. образом обобщается на многоместные отношения и операции (функции): отношение (или операция, функция) наз. симметричным, если его выполнимость (соответственно результат операции, значение функции) не зависит от порядка аргументов.

Ю. Гастев. Москва.

СИММЕТРИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СИМОНЯН

Гарегин Арутюнович (р. 1904) - сов. философ, д-р филос. наук (1963), профессор (1965). Окончил аспирантуру филос. ф-та моск. Историко-филос. ин-та (1935). С 1931 преподает в вузах (сначала в Москве, затем в Баку). Работает над проблемами: взаимоотношение умств. и физич. труда, всестороннее развитие личности.

Соч.: Содержание и сущность антагонизма между физич. и умств. трудом, Баку, 1958; Особенности антагонизма между умств. и физич. трудом в условиях совр. капитализма, Баку, 1961; О взаимосвязи и обусловленности общесоциального и технич. прогресса, "Уч. зап. Азерб. гос. ун-та", 1965, No 6; Об одном существенном условии формирования нового человека, "Азəрбаjчан мəктəби", 1963, No 10; Личная и общественная материальная заинтересованность, "Азəрбаjчан коммунисти", 1965, No 2.

СИМПЛИКИЙ

С и м п л и ц и й (Σιμπλίκιος) (ум. 549) - др.-греч. философ, представитель неоплатонизма. Преподавал в Афинах и Александрии; после закрытия в Афинах Академии платоновской (529) до 533 жил в Персии, позднее вернулся в Грецию. Автор комментариев к соч. Аристотеля (напечатаны в книге: "Commentaria in Aristotelem graeca"; к соч. Аристотеля "О небе", v. 7, В., 1894; к "Категориям", v. 8, В., 1907; к "Физике", v. 9, 10, В., 1882-95; к "О душе", v. 11, В., 1882). Часть этих комментариев была переведена в 18 в. на лат. яз. Вильемом из Мёрбеке. В них С. пытался дать свод осн. концепций греч. философии, стараясь понять их как синтетическое целое. Особенно важна работа С., проделанная в целях примирения Платона и Аристотеля; она является ценным пособием для изучения платонизма и аристотелизма. С. прав в своем утверждении, что четыре аристотелевские причины по существу были сформулированы уже Платоном, что в учениях о материи обоих философов много общего. По С., несмотря на кажущиеся различия в понимании души Платоном и Аристотелем, оба они сходятся в том, что признают воздействие души на тело. Любопытный образец тонкого рассмотрения учения Аристотеля о материальных стихиях, дающий возможность объединять в этом отношении аристотелизм с платонизмом, содержится у С. в комментарии на трактат Аристотеля "О небе" ("De coelo", p. 642-71; ср. Α. Φ. Лосев, Антич. космос и современная наука, 1927, с. 186-92). Комментарии С., содержащие множество цитат из разных греч. философов, представляют огромный историч. интерес и обычно входят во все сводки греч. филос. фрагментов.

Соч.: [Комментарии] к "Энхиридию" Эпиктета. в кн.: Theophrasti, Characteres..., Epicteti..., enchiridion, cum commentario Simplicii... emendavit F. Dübner, P., 1840.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Из ранних произведений, М., 1956 (по имен. указат.); История философии, т. 1, М., 1940 (по имен. указат.); Buhle J. G., De Simplicii vita, ingenio et meritis, "Göttingische Anzeigen von gelehrten Sachen", 1786, Stück 197, S. 1977-98; Vасherоt E., Histoire critique de l'École d'Alexandrie, t. 2, P., 1846; Zeller Ed., Die Philosophie der Griechen, 5 Aufl., Tl 3, Abt. 2, 2 Hälfte, Lpz., 1923, S. 910-14.

А. Лосев. Москва.

СИНОНИМЫ

СИНО́НИМЫ (от греч. συνώνυμος - одноименный) в л о г и к е - два или более (графически) различных выражения к.-л. (формализованного) языка, обозначающие, или называющие (при интерпретации этого языка), один и тот же объект (или др. словами, имеющие одно и то же значение). Поэтому С. естественно рассматривать как результат абстракции отождествления по обозначению (но не по смыслу!), а синонимию - как тождество слов в силу отношения именования, для к-рого правило замены равного равным действует, конечно, с ограничением: только в интервале экстенсиональных контекстов (см.

Экстенсиональные и неэкстенсиональные языки). И в натуральных и в искусств. языках наличие С. выражает нек-рую "избыточность" этих языков, к-рая, с одной стороны, отвечает "естественному" в нек-ром роде их построению, предполагающему введение различных имен для одних и тех же объектов в тех случаях, когда это оказывается целесообразным, или даже необходимым (во всяком случае любое нетривиальное употребление отношения типа равенства, или эквивалентности, предполагает использование С.), а с др. стороны - требует определенной осторожности при употреблении С.: в логической семантике рассматривается спец. проблема синонимии, связанная с таким "плохим" употреблением С., к-рое приводит к т.н. парадоксам синонимии (в частности, при постулировании неограниченной взаимозаменяемости С. в любых контекстах; см. Р. Карнап, Значение и необходимость, пер. с англ., М., 1959, гл. 3, § 31).

M. Новосёлов. Москва.

СИНТАКСИС

СИНТАКСИС (греч. σύνταξις - построение, порядок) в логике - изучение чисто формальной части формализованного языка, т.е. неинтерпретированного исчисления (в отличие от с е м а н т и к и, предметом изучения к-рой служит именно его интерпретация). Объектами такого изучения служат а л ф а в и т рассматриваемой формальной системы (исчисления), п р а в и л а образования выражений (формул) предметного языка исчисления и п р а в и л а п р е о б р а з о в а н и я (правила вывода) в нем. Иногда, в отличие от охарактеризованного только что "логического С.", рассматривают еще "С. в узком смысле", не затрагивающий правил преобразования ("логику"), системы, а ограничивающийся ее "чисто синтаксической" (в соответствии с привычным в грамматике словоупотреблением) стороной. Различают также элементарный С. и теоретический С. Элементарный С. есть изучение правил построения к.-л. к о н к р е т н о й формальной системы (в т.ч., быть может, и "логических", т.е. правил преобразования) средствами, к-рые ограничены обычными для метаматем. исследований требованиями эффективности (см. Метатеория). Теоретический С. - это общая теория в с е в о з м о ж н ы х формальных систем (или к л а с с а с и с т е м к.-л. определенного вида), на выразительные и дедуктивные средства к-рой не накладываются, вообще говоря, спец. ограничения. Как элементарный, так и теоретич. С. посвящены содержательным рассмотрениям структуры и свойств формальных систем (по отношению к структуре рассматриваемого исчисления также применяется термин "С"), но в каждом из этих случаев имеет смысл говорить и о формализации языка С., а также о формальном (не говоря уже о содержательном) описании и исследовании языка С. как такового. Терминология эта введена Р. Карнапом (см. его "Logische Syntax der Sprache", W., 1934).

См. также ст. Исчисление, Металогика, Метаязык и лит. при этих статьях.

Ю. Гастев. Москва.

СИНТАКТИКА

СИНТАКТИКА - раздел семиотики, посвященный чисто структурному изучению знаковых систем с т. зр. их синтаксиса, безотносительно к каким бы то ни было интерпретациям (являющихся предметом изучения семантики), и проблемам, связанным с восприятием знаковых систем как средств общения и сообщения (см. Прагматика).

СИНТЕЗ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СИНТЕТИЧЕСКИЕ И АНАЛИТИЧЕСКИЕ СУЖДЕНИЯ.

В соответствии с филос. традицией, идущей от Юма и Канта, аналитическими суждениями (предложениями, высказываниями) называют предложения, истинность к-рых может быть установлена в силу только логич. принципов и определений терминов, входящих в эти предложения; синтетическими - предложения, истинность к-рых может быть установлена лишь при условии обращения к нек-рым фактическим (внелогическим) данным, не формулируемым в указанных предложениях. Если Юм рассматривал синтетич. суждения как выражающие связи фактов (напр., причин и следствий), зафиксированные в силу "привычки" и извлеченные из опыта, то Кант пытался ввести в рассмотрение также т.н. синтетич. суждения a priori, т.е. такие суждения, в к-рых связь составляющих их понятий усматривается априорным образом посредством интуиции. В кантовской философии математики утверждалось, что математич. истины суть синтетич. суждения a priori. Каноны совр. логич. строгости требуют существ. уточнений учения Канта о С. и а. с., т.к. оно рассматривает лишь категорические суждения, а принципами логики в нем считаются лишь противоречия закон и достаточного основания принцип.

В логической семантике понятия о С. и а. с. уточняются посредством вводимых понятий фактич. и логич. истин (см. Логическая истинность, Фактическая истинность). А именно: суждение называют синтетическим, если оно фактически истинно, аналитическим, если оно логически истинно. Фактич. же и логич. истинность определяются посредством понятия "описание состояния" (Р. Карнап) или же для более богатых логич. языков посредством понятия "модель" (Дж. Кемени). Идея сведéния понятия аналитичности и синтетичности суждения к "описаниям состояния" ("моделям") восходит к Лейбницу (позже она была повторена Витгенштейном).

В совр. логич. семантике рассматриваются также трудности, связанные с уточнением понятий С. и а. с., - т.н. парадокс отношения обозначения и неопределенность понятия "логические принципы", т.е. отмечается относительность выбора т.н. "чистой логики". В связи с этим предполагают, что С. и а. с. определяются в точно описанном языке. Критич. рассмотрение совр. понятий аналитичности и синтетичности суждений принадлежит У. Куайну; подробное формальное рассмотрение указанных понятий сделано Р. Мартином. Проблема различения С. и а. с. рассматривалась также Гуссерлем, Шликом, К. Льюисом, А. Паппом, Рейхенбахом (в его работах о номологических высказываниях) и др.

Лит.: Кант И., Критика чистого разума, Соч., т. 3, М., 1964; Кутюра Л., Философские принципы математики, пер. с франц., СПБ, 1912; Витгенштейн Л., Логико-философский трактат, пер. с нем., М., 1958; Lewis С. J., Analysis of knowledge and valuation, La Salle (Ill.), 1946; Reichenbach H., Nomological statements and admissible operations, N. Y., 1954; Martin R. М., The notion of analytic truth, Phil., [1959]; Quine W. van, From a logical point of view, Camb. (Mass.), 1953.

В. Финн. Москва.

СИНТОИЗМ

СИНТОИЗМ (япон. с и н т о, букв. - путь богов) - японская религия, восходящая к примитивным культам природы и предков, со временем сильно изменившаяся под влиянием буддизма и конфуцианства. Древняя мифология С., отличающаяся "стихийной жизнерадостностью" (О. Розенберг), запечатлена в кн. "Кодзики" ("Запись о делах древности", 712). С установлением в стране феод. государственности значит. место в С. занял культ императоров и полководцев. Однако другой стороной С. остается поклонение красоте природы (гора Фудзи, цветущие деревья и пр.). Этот аспект С. оказал влияние на япон. буддизм, к-рый в свою очередь подсказал С. готовые формы своей философии. Начиная с 8-9 вв. для Японии характерен буддийско-синтоистский синкретизм. Рост влияния неоконфуцианства (17 в.) вызвал попытки синтоистско-конфуцианского синтеза, направленные против буддизма; одновременно происходило объединение элементов всех трех учений (Хаяси Радзан, Ямадзаки Ансай). В противовес этому "обновлению" С. "почвенник" Мотоори Норинага, основоположник Кокугакуха - "Школы нац. науки", отстаивал чистоту С. как выражения самобытного пути япон. духа. После переворота Мэйдзи (1868) ряд представлений С. был использован для создания религ.-идеологич. системы япон. национализма, призванной объединить народ в эпоху реформ. Во время рус.-япон. войны 1904-05 пропаганда С. приобрела огромный размах. Ведущими теоретиками "имперского" С. выступили Иноуэ Тэцудзиро, Анэдзаки Масахару, Киихара Масаёси, взявшие на себя задачи воен.-патриотич. воспитания. После поражения Японии во 2-й мировой войне С. утратил офиц. поддержку гос-ва, а нек-рые формы культа, наиболее скомпрометировавшие себя связью с пропагандой шовинизма, были запрещены. Однако начиная с 50-х гг. офиц. внимание к С. опять возрастает - восстанавливается ряд традиц. синтоистских обрядов и праздников, связанных с культом япон. государственности.

Лит.: Розенберг О. О., Введение в изучение буддизма по япон. и кит. источникам, ч. 2, П., 1918; Ρадуль-Затуловский Я. Б., Конфуцианство и его распространение в Японии, М.-Л., 1947; Пинус Ε. Μ., Древние мифы япон. народа, в сб.: Китай. Япония, М., 1961; Совр. Япония. Сб. ст., М., 1964; Арутюнов С. А. и Светлов Г. Е., Старые и новые боги Японии, М., 1968; Бродский В. Е., Япон. классич. иск-во, М., 1969; Иноуэ Тэцудзиро, Нихон сэйсин-но хонсицу (Сущность японского духа), Токио, 1935; Кобаяси Кэндзо, Нихон синтоси-но кэнкю (Изучение истории япон. синто), Токио, 1934; Сэмбара Садао, Синто си (История синто), Токио, 1936; Мураока Цунэугу, Нихон сисо си кэнкю (Изучение истории японской мысли), Токио, 1940; Inazo Nitobe, Bushido, the soul of Japan, Tokyo, 1903; Aston W. G., Shinto, the way of the gods, Tokyo, 1905; Knox C. W., The development of religion in Japan, Putnam, 1907; Anesaki Masaharu, Religion history of Japan, an outline, Tokyo, 1907; Kato Genchi, A study of shinto, the religion of the Japanese nation, Tokyo, 1926; History of Japanese religion, L., 1930.

Ленинград.

СИРАНО ДЕ БЕРЖЕРАК

Статья большая, находится на отдельной странице.

СИРАЦКИЙ

СИРАЦКИЙ (Siracky), Андрей (р. 9 дек. 1900) - словац. философ, марксист, акад. Словацкой АН. С марксистским учением познакомился в нач. 20-х гг., будучи студентом Пражского ун-та; марксистское мировоззрение сформировалось у С. к концу 2-й мировой войны. Занимается вопросами теории и метода историч. материализма, этики, атеизма и культуры в целом.

Соч.: Kultura a mravnost, Brat., 1949; Pôvod prvotných ideologii, Brat., 1952; Klérofašistická ideológia lúdáctiva, Brat., 1955.

СИРИАН

СИРИА́Н (Συριανός) А л е к с а н д р и й с к и й (ум. ок. 450 н.э.) - антич. философ, один из самых ранних представителей афин. школы неоплатонизма, учитель Прокла и, возможно, его предшественник по руководству Академией платоновской. Известен своими комментариями к Платону и Аристотелю, в к-рых выдвигал на первый план превосходство "единого" над "умом", триадич. диалектику, числовое происхождение "ума", понимание Аристотеля как философа, согласного с Платоном, а Платона - как предшественника его. В развитии неоплатонизма С. занимает промежуточное место между Ямвлихом и Проклом. С. основывался также на орфич. (см. Орфики) и халдейской литературе, на сборниках оракулов и мистически понимаемой пифагорейской литературе.

Соч.: Syriani in Metaphysica commentaria, ed. G. Kroll, В., 1902 (Commentaria in Aristotelem graeca, v. 6).

Лит.: Bach Th., De Syriano philosopho neoplatonico, pt 1. Programm, Lauban, 1862; Praechter К., [рец.], "Göttingenische gelehrte Anzeigen", 1903, Bd 2, No 7, S. 513-30.

А. Лосев. Москва.

СИСМОНДИ

СИСМОНДИ (Sismondi), Жан Шарль Леонар Симонд де (9 мая 1773 - 25 июня 1842) - швейц. экономист и историк. В осн. соч. "Новые начала политич. экономии, или О богатстве в его отношении к народонаселению" (t. 1-2, Р., 1819, рус. пер., М., 1897; т. 1-2, М., 1937) одним из первых указал на противоречие между произ-вом и потреблением, охарактеризовал разрушит. влияние конкуренции и анархии произ-ва на положение мелких производителей, на прогрессирующее обнищание трудящихся масс, на неизбежность экономич. кризисов при капитализме и т.д. Однако, не видя неизбежности роста капиталистич. отношений, выступал с утопич. проектами увековечения мелкой собственности посредством гос. регулирования. Ленин охарактеризовал взгляды С. как экономич. романтизм (Соч., т. 2, с. 111-242).

СИСТЕМА

Статья большая, находится на отдельной странице.

СИСТЕМА ОТСЧЕТА

Статья большая, находится на отдельной странице.

"СИСТЕМА ПРИРОДЫ"

"СИСТЕМА ПРИРОДЫ" (1770) - гл. труд Гольбаха.

"СИСТЕМА ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОГО ИДЕАЛИЗМА"

"СИСТЕМА ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОГО ИДЕАЛИЗМА" (1800) - осн. филос. соч. Шеллинга периода философии тождества.

СИСТЕМАТИКА

СИСТЕМАТИКА (от греч. συστηματικός - упорядоченный, относящийся к системе) - раздел науки (в частности, ботаники, зоологии), относящийся к классификации изучаемых объектов; под С. можно понимать также этап в науч. познании, связанный с разработкой методов и форм упорядочения элементов в структурные системы. С., рассматриваемая в историко-познавательном плане, представляет следующую после классификации ступень развития методологич. мысли. Впервые идеи о С. начали складываться в биологии в сер. 19 в., когда предшествующий период аналитич. исследования природы подготовил для этого достаточно данных. Примерно с этого же времени идеи С. начинают широко проникать в др. области знаний, приобретая в то же время все большее самостоятельное значение и независимость от конкретной области исследований. Гл. задача С. - синтетическая : найти общие основы и формы систематизации элементов в целостные структурные системы. Так построены естеств. система животных и растительных организмов (биология), периодич. система элементов (химия), таксонометрич. система строения земной коры (геология), метрич. система мер (физика), космологич. система звездных образований и др. Строится С. элементарных частиц (см. Микрочастицы), к-рая должна сыграть важную роль в изучении структуры материи.

И. Ляхов. Москва.

СИТКОВСКИЙ

Евгений Петрович [р. 24 нояб. (7 дек.) 1900] - сов. философ, проф. (1935), д-р филос. наук (1964). Член КПСС с 1917. Окончил ИКП философии (1933). Специальность: диалектич. логика и история философии. Работал в журналах "Под знаменем марксизма", "Вопр. философии", "Проблемы мира и социализма". С 1962 - проф. АОН при ЦК КПСС.

Соч: Проблема философии в марксизме, "На подъеме", 1930, кн. 1, янв.; К вопросу о тождестве диалектики, логики, теории познания, "ПЗМ", 1932, No 11-12; Социализм, лозунг равенства и борьба с уравниловкой, [М.], 1933; Неокантианство, в сб.: Из истории философии 19 в., М., 1933; Философия Ж. Б. Робинэ, М., 1936; Декарт и франц. материализм, "ПЗМ", 1937, No 8; Об осн. чертах марксистского диалектич. метода, М., 1939; Категории марксистской диалектики, М., 1941; Филос. предшественники диалектич. материализма: Гегель и Фейербах, М., 1941; Ленин о совпадении в диалектич. материализме логики, диалектики и теории познания, "ВФ". 1956, No 2; Lenins Kampf gegen den Positivismus, в сб.: Zur aktuellen Bedeutung von Lenins Werk "Materialismus und Empiriokritizismus", В., 1960; Социалисты без социализма, "ВФ", 1962, No 10; Против филос. антикоммунизма, в сб.: Антикоммунизм - враг человечества, Прага, 1962; Принципы науч. систематики категорий диалектич. логики. М., 1964; Материалист Пьер Гассенди [вступ. ст.], в кн.: Гассенди П., Соч., т. 1, М., 1966; Задачи научной разработки категорий марксистской диалектич. логики, в сб.: Проблемы диалектич. логики, Α.-Α., 1968.

СКАТЕРЩИКОВ

Виктор Константинович (р. 25 июня 1922) - сов. философ, д-р филос. наук (1965), профессор (1967). Член КПСС с 1946. Окончил филос. ф-т МГУ (1947) и аспирантуру Ин-та философии АН СССР (1950). Ведет преподавательскую работу с 1948. Зав. кафедрой философии Моск. консерватории (1950-53 и 1957-62). В 1962-66 - директор н.-и. Ин-та художеств. воспитания АПН РСФСР. С 1966 - проф. ВПШ при ЦК КПСС. Область науч. деятельности - проблемы эстетич. культуры, социология иск-ва и вопросы эстетич. воспитания.

Соч.: К вопросу об эстетически-воспитательной роли сов. лит-ры, "ВФ", 1955, No 2; Роль эстетич. воспитания в формировании нового человека, "Коммунист", 1959, No 4; Твой эстетич. вкус., М., 1963; Эстетич. культура сов. человека, М., 1964; О нравств. содержании иск-ва, "ВФ", 1964, No 5; Эстетич. культура сов. общества и развитие личности в период построения коммунизма, в кн.: Коммунизм и личность, М., 1964; Нек-рые вопросы методологии эстетич. науки, "Вопросы лит-ры", 1964, No 10; К изучению основ марксистско-ленинской эстетики, М., 1965; Иск-во и познание мира, "Коммунист", 1965, No 10; Марксистско-ленинская философия, ч. 2 - Историч. материализм, М., 1967 (автор гл. Культура, Иск-во).

СКАЧОК

СКАЧОК - процесс перехода количественных изменений в качественные, начинающийся по достижении изменяющимся объектом границы меры. Содержанием С. является сложное переплетение двух процессов - исчезновения (уничтожения) старого качества и возникновения нового, а также установления существенно нового единства качеств. и количеств. характеристик изменяющегося объекта. Существо С. состоит в том, что силы и тенденции, направленные на нарушение устойчивости, целостности объекта, его качеств. определенности, получают преобладание над силами, способствующими сохранению этой устойчивости. Возникновение и усиление этого преобладания обусловлены как внешними воздействиями, так и логикой изменения самого объекта - различием меры у элементов, подсистем и объекта в целом, приводящим в определ. точке к утрате устойчивости. С. осуществляются в бесконечно многообразных конкретных формах, поэтому их можно классифицировать по различным основаниям. Наиболее важно различение С. по способу осуществления - на С. резко выраженные, "взрывного" характера и постепенные С. С. объекта в целом может включать в себя С. подчиненного порядка, т.е. С., относящиеся к элементам, подсистемам и сторонам объекта в целом. Поэтому изменение и развитие сложного объекта выступают как система взаимосвязанных и иерархированных С., составляющих в совокупности С. объекта в целом.

В. Тюхтин. Москва.

Предыдущая страница Следующая страница