Приглашаем посетить сайт
Статьи на букву "С" (часть 3, "СИГ"-"СКА")
Статья большая, находится на отдельной странице. |
СИГЕТИ (Szigeti), Йожеф (р. 1921) - венг. философ и художеств. критик. Директор Ин-та философии Венг. АН (с 1959). Автор ряда работ по эстетике и истории философии, в к-рых подвергает критике идеалистич. понимание истории духовной культуры, анализирует человеч. деятельность как источник эстетического. Разрабатывает также гносеологич. проблемы обществ. наук. Соч.: Utban a valóság fele, Bdpst, 1948; Diderot a XVIII, század harcos materialistája, Bdpst, 1951; Iredalmi tanulmányok, Bdpst, 1960; A magyar szellemtörténet birálatához, Bdpst, 1965. Л. Ленкеи. ВНР. Примечания 1 Все работы, упомянутые в тексте этой статьи, опубл. на греч. яз. |
СИГНА́ЛЬНЫЕ СИСТЕ́МЫ - условно- рефлекторный механизм отражения. Понятие "С. с." было введено И. П. Павловым в связи с задачей объяснения физиологических закономерностей работы головного мозга человека. Согласно т. зр. Павлова, регуляция отношений организма со средой осуществляется у высших животных, включая человека, посредством двух взаимосвязанных инстанций головного мозга: в подкорке сосредоточен нервный аппарат безусловных рефлексов, вызываемых немногими безусловными (действующими с рождения) внешними раздражителями; этот аппарат, составляющий первую инстанцию, обеспечивает ограниченную ориентировку в среде и слабое приспособление. Вторая инстанция образуется большими полушариями, в которых сосредоточен нервный аппарат условных рефлексов, обеспечивающий сигнализацию немногих безусловных раздражителей бесчисленным количеством др. раздражителей, анализируемых и синтезируемых; этот аппарат резко расширяет возможности ориентировки организма и повышает его приспособительность. Система условно-рефлекторных связей, формирующихся на уровне второй инстанции, составляет единственную С. с. в животном организме и первую - у человека. Не выделяя специально третьей инстанции, Павлов на уровне человека расчленяет высшую нервную деятельность на две взаимосвязанные С. с., указывая, что в человеке прибавляется (особенно в связи с развитием лобных долей) вторая С. с. - сигнализация первой С. с. речью, ее базальным компонентом - раздражениями, связанными с движениями органов речи. Этим вводится новый принцип нервной деятельности - отвлечение и обобщение сигналов предшествующей системы с анализированием и синтезированием этих новых обобщенных сигналов. Новый принцип, по выражению Павлова, обусловливает безграничную ориентировку человека в окружающем мире и в себе самом и создает высшее приспособление человека - науку (см. Соч., т. 3, кн. 2, 1951, с. 215, 233). Павлов полагает, что осн. законы работы обеих С. с. тождественны (законы иррадиации и концентрации возбуждения и торможения и их взаимная индукция). Вторая С. с. - это не система внешних явлений - раздражителей, а система рефлекторных связей в их физиологич. выражении. Она не тождественна ни языку, ни мышлению, а представляет собой принцип корковой деятельности, к-рый может быть использован лишь как физиологич. основа для объяснения языка и мышления. Понятие второй С. с. ставит проблему несводимости поведения к биологич. уровню и поисков объяснения физиологич. механизма сознат. деятельности человека как продукта обществ. жизни. Однако это понятие остается пока, как подчеркивал С. Л. Рубинштейн, по преимуществу обозначением проблемы, к-рую надлежит решить и к-рая требует широких исследований. Лит.: Павлов И. П., Полн. собр. соч., 2 изд., т. 3, кн. 2, М.-Л., 1951, с. 195-234, 320-49; Рубинштейн С. Л., Бытие и сознание, М., 1957; его же, Принципы и пути развития психологии, М., 1959. Я. Пономарев. Москва. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Федор Федорович (11 февр. 1805 - 6 дек. 1873) - рус. философ-идеалист, представитель неортодокс. православия. Преподаватель (1831-35) СПБ дух. академии. С 1835 вел курс богословия в СПБ ун-те; с 1864 - д-р философии. До 1862 находился в опале у руководства церкви. В условиях кризиса крепостнич. идеологии С. защищал "уместность филос. исследования", но "при всем владычестве веры" ["Введение в науку философии" (СПБ, 1833)]. В своей "философии религии" С. проповедовал "согласие" философии и религии, науки и веры "в самых развитых умах", требовал места для религии "в творческой области познавательных стремлений человека". Соч.: Об отношении идеального к действительному и обратно, "Сын отечества и Северный архив", 1832, т. 26, No 11, 12; Предубеждения, "Библ. для чтения", 1834, т. 7, отд. 6; [Рец. на кн.] Нем. психология в текущем столетии. Историч. и критич. исследование, с предварительным очерком успехов психологии со времен Бекона и Локка, М. Троицкого, "Журн. Мин-ва нар. просвещения", 1867, ч. 134, июнь; Генетич. введение в православное богословие, "Христианское чтение", 1877, ч. 1. Лит.: Рождественский Н., По поводу предпринимаемого редакцией печатания богословских лекций Φ. С., "Христианское чтение", 1876, ч. 3; И. В., Протоиерей Ф. Ф. С. и его филос. взгляды, "Вера и разум", 1906, ч. 1, No 7. В. Зверев. Ленинград. |
Михаил Иванович [р. 4 (17) сент. 1904] - сов. философ, д-р филос. наук (1965). Член КПСС с 1926. Окончил Омский пед. ин-т (1945) и АОН при ЦК КПСС (1949). В 1949-59 - член редколлегии и ответств. секретарь журн. "Вопросы философии". Науч. руководитель аспирантов АОН при ЦК КПСС (с 1949). Автор работ по истории рус. и марксистской философии, по критике бурж. философии и ревизионизма. Соч.: О "Филос. тетрадях" В. И. Ленина, М., 1954; Нек-рые вопросы ленинского филос. наследства, "Уч. зап. Акад. общ. наук", 1956, вып. 21; Г. В. Плеханов - выдающийся пропагандист марксистской теории, М., 1956; Г. В. Плеханов и вопросы истории рус. революц.-демократич. мысли XIX в., М., 1957; Против филос. ревизионизма, М., 1959; B. И. Ленин и вопросы истории рус. материалистич. философии, М., 1962; Предшественники науч. социализма в России, М., 1963 (соавтор); О непримиримости социалистич. и буржуазной идеологии, М., 1966. |
Всеволод Михайлович (р. 10 окт. 1923) - сов. философ, доктор филос. наук (1966), профессор (1967). Чл. КПСС с 1945. Окончил Белорус., гос. ун-т им. В. И. Ленина (1949) и аспирантуру там же (1953). С 1950 работает в Белорус., гос. ун-те им. В. И. Ленина; с 1961 - зав. кафедрой истории КПСС там же. Область науч. исследований - проблемы междунар. коммунистич. движения и коммунистич. строительства, критика совр. реформизма и ревизионизма. Соч.: Марксистский филос. материализм, Минск, 1956; Борьба большевиков во главе с В. И. Лениным за чистоту марксистской теории в годы реакции (1907-1910 гг.), Минск, 1957; Октябрьская революция и прогрессивное развитие человечества, в сб.: Великая Октябрьская социалистич. революция и нек-рые вопросы развития советского об-ва, Минск, 1957; Ревизионизм - гл. опасность в рядах междунар. коммунистич. движения на совр. этапе, Минск, 1958; Социалистич. гос-во и совр. ревизионизм, Минск, 1961; Мировой революц. процесс и совр. социал-реформизм, Минск, 1965; XXII съезд КПСС. Новая программа партии, М., 1968; Карл Маркс - великий учитель и вождь пролетариата, Минск, 1968. |
СИЛА - одно из фундаментальных понятий физики, имеющее филос. значение. Термин "С." употребляется также в метафорич. значении (С. природы, C. воли), в теологич. значении (демонич. С.), в переносном смысле (социальная С., производит. С.) и пр. В др.-греч. натурфилософии понятию С. придавалось значение первопричины движения всех вещей и явлений природы, причем природа самой С. трактовалась или как материальное явление (Фалес., Анаксимандр, Демокрит и др.), или как идеальная (Платон и др.). Аристотель своеобразно совмещал оба направления. В позднейшей натурфилософии идея нематериальной С. приняла форму представлений о бесчисленных "других" С., приводящих в движение материю (С. сродства, "жизненные С.", "психич. С." и т.д.). Позитивная роль этих представлений состояла в том, что с их помощью проводились первые исследования немеханич. явлений. Науч. содержание понятия С. получило развитие гл. обр. в экспериментальной физике (в работах Архимеда, Леонардо да Винчи, Стевина, Галилея, Декарта, Гюйгенса и др.). Качеств. и количеств. определение понятий С. и массы впервые дал Ньютон. Он положил их в основу своей механики. Понимание С. как причины движения остается незыблемым вплоть до середины 19 в. Радикальная переоценка содержания понятия С. связана с филос. осмыслением прежде всего закона инерции и закона сохранения и превращения энергии: поскольку инерциальные движения тел происходят без участия С., фактор С. уже нельзя считать причиной движения; законы сохранения показали способность материального движения переходить из одной формы в другую, не исчезая и не появляясь из ничего. Отсюда следовало, что движение является всеобщим, вечным и неуничтожимым свойством материи и потому не С., а движение - первичное понятие. Сужение филос. значения понятия С. и - главное - трудности его применения к области нек-рых физич. явлений вызвали сомнение относительно его объективного содержания. Это послужило поводом для попыток изложения физики без использования понятия С. Однако в конце 19 в. понятие С. вновь появляется в физике, но теперь уже в иной математич. форме. Исходной точкой совр. представлений о С. является понятие взаимодействия. Появление С. непосредственно определяется взаимодействием, а именно, наличием противодействия вследствие изменения состояния взаимодейств. объектов. Т.о., С. служит характеристикой (одной из мер) и н т е н с и в н о с т и (степени) взаимодействия материальных объектов. Хотя для характеристики этой интенсивности совр. физика использует также понятия энергии, импульса, действия, во мн. отношениях глубже и полнее отображающие взаимодействие материальных объектов, понятие С., несмотря на ограничение области его применимости и переоценку его роли, продолжает занимать важное место в структуре физич. знаний. Лит.: Ρайнов Т. И., К истории построения "Механики без силы", "Социалистич. реконструкция и наука", 1933, вып. 1; Овчинников Η. Φ., Понятия массы и энергии в их историч. развитии и филос. значении, М., 1957; Конык Г. К., Логика развития понятия "сила" в физике, "ВФ", 1962, No 8; Jammer M., Concepts of force, Camb. (Mass.), 1957. И. Ляхов. Москва. |
Феррейра да Силва (Ferreira da Silva), Винсенти (p. 1916) - один из первых пропагандистов экзистенциализма в Бразилии; основатель "Независимого колледжа высших учений" и гл. ред. филос.-лит. журнала "Dialogo" ("Диалог"). В своих работах С. выступает против любых филос. систем в принципе; он отрицает возможность достоверного познания действительности и развивает идеалистич. тезис Кьеркегора "о субъективности как истине" (см. "Kierkegaard e о problema da subjectividade", "Bev. Bras, filos.", 1956, v. 6, No 21). С. известен своими выступлениями против марксистской философии и социализма, к-рый приводит, по его мнению, к уничтожению личности. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
СИЛЬВЕ́СТР (настоящее имя - М е д в е д е в, Семен Агафоникович) (27 янв. 1641 - 11 февр. 1691) - рус. философ-богослов, деятель просвещения. В 1665-68 учился у Симеона Полоцкого, а позже стал его секретарем и редактором его сочинений. Был настоятелем Заиконоспасского монастыря, активным сторонником царевны Софьи. С. был гл. руководителем "латинствующих" - противников грекофильской партии, возглавляемой патриархом и братьями Лихудами. В этой борьбе С., развивая взгляды Симеона Полоцкого, добивался перестройки всей системы просвещения на новых, более "мирских" началах. Изучал Аристотеля, особенно его теорию причинности, к-рую он истолковывал с позиций теологии. Проявлял интерес к психологии, стараясь "себе самого рассуждая познавати", чтобы определить мотивы человеч. поведения. С. составил записки о стрелецком бунте 1682 ("Созерцание краткое...", М., 1894) и написал "Оглавление книг, кто их сложил" (М., 1846) - первый рус. библиографич. труд. Соч.: Известие истинное православным..., М., 1886; Письма, СПБ, 1901; [Стихотворения], в кн.: Вирши. Силлабическая поэзия 17-18 вв., [Л.], 1935. Лит.: Шмурло Е., О записках С. М., СПБ, 1889; Прозоровский Α. Α., С. М. (его жизнь и деятельность), М., 1896; Козловский И. П., Сильвестр Медведев, К., 1895; История рус. лит-ры, т. 2, ч. 2, М.-Л., 1948, с. 353-55. А. Гольдберг. Ленинград. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
СИМЕО́Н ДЖУГАЕЦИ (г. рождения неизв. - ум. 1657) - арм. философ. Известны его сочинение "Логика", комментарии к "Элементам теологии" Прокла и работа по грамматике. Утверждая бога единств. первопричиной мира, С. Д. определял его как возможность, к-рая обусловливает собой многообразие единичных сущностей и к-рая в качестве действительности существует как внешняя природа. Единичное сущее, по С. Д., есть нечто материальное, для к-рого материальность не является случайным атрибутом, "ибо когда мы отрицаем случайное - не уничтожается подлежащее, а когда отрицаем материю - подлежащее уничтожается". И поэтому основой природы, по С. Д., является ее материальное бытие. Тезис С. Д. о реальности внешней природы служит исходным моментом для его теории познания, к-рая в целом носит сенсуалистич. характер. С. Д. говорил не только об органах чувств, их соотношении, функциях и значении, он стремился изучить строение головного мозга человека и высказывал мысль о том, что мозг является тем материальным субстратом, к-рый обусловливает различные формы познания: ощущение, память, мнение и размышление. Соч.: Краткое изложение логики, Константинополь, 1794 (на арм. яз.). Лит.: Чалоян В. К., История арм. философии, Ер., 1959. В. Чалоян. Ереван. |
СИМЕО́Н ЕРЕВАНЦИ (1710-80) - арм. философ, просветитель и богослов. Определяющим фактором жизни общества признавал совесть, к-рую отождествлял с понятием естеств. закона жизни человека: если человек всегда будет действовать "согласно совести", то никогда не нарушатся ни божеств., ни человеческие законы, не будет в мире войн, разврата, воровства, бесправия и мятежей. Видел основную цель своей деятельности в просвещении народа, в воспитании в нем высоких нравственных качеств. Соч.: Книга, которая называется исполнение долга, Эчмиадзин, 1779 (на арм. яз.). Лит.: Чалоян В. К., История арм. философии, Ер., 1959, с. 337, 341. В. Чалоян. Ереван. |
СИМЕОН ПОЛОЦКИЙ (П е т р о в с к и й -Ситнианович), Самуил Емельянович (1629-80) - белорус. и рус. ученый, писатель, обществ. деятель. Окончил Киево-Могилянскую коллегию, в 1656-64 преподавал в Полоцкой "братской" школе. С 1664 жил в Москве, где открыл школу, типографию; был наставником царских детей. Автор многочисл. стихотворений, пьес, проповедей и трактатов. Философию С. П. делил на три раздела: разумительную (логика), естественную (физика) и нравственную (этика). Мир в целом он разделял на "мир первообразный" (бог), "макрокосмос" (природа) и "микрокосмос" (человек). Познаваемы природа и человек, к-рый превосходит животных тем, что "рассуждением познает естество вещи". Ум ребенка С. П. уподобляет "скрыжали (доске) ненаписанной". В своих книгах С. П. знакомил читателей с идеями древних философов (Фалеса, Гераклита, Демокрита и др.). Задачу иск-ва С. П., как и С. Ушаков, видел в изображении видимых и познаваемых вещей путем создания их подобия. С. П. отстаивал централизацию гос. власти в руках "просвещенного монарха", участвовал в борьбе со старообрядцами, в "словопрениях" с идеологом раскола протопопом Аввакумом; выступал за "обмирщение образования", считая необходимым знакомить учеников со всем кругом "свободных наук" от грамматики и пиитики до философии ("Проект устава Моск. Академии"). Деятельность С. П. оказала влияние на развитие рус., укр. и белорус. лит-ры и общественной мысли. Соч.: Псалтирь с месяцесловом..., М., 1680; Обед душевный..., М., 1681; Вечеря душевная..., М., 1683; Месяцеслов, СПБ, 1882; Орел Российский, СПБ, 1915; Избр. соч., М.-Л., 1953. Лит.: Татарский И., С. Полоцкий (Его жизнь и деятельность), М., 1886; Попов В. Е., С. П. как проповедник, М., 1886; Дмитриев Ю. Н., Теория иск-ва и взгляды на иск-во в письменности др. Руси, в сб.: Труды отд. др.-рус. литеры ин-та рус. лит-ры АН СССР, т. 9, М., 1953; Пузиков В. М., Обществ.-политич. взгляды С. П., в кн.: Науч. труды по философии Белорус., гос. ун-та им. Ленина, вып. 2, ч. 2, Минск, 1958; Из истории филос. и обществ.-политич. мысли Белоруссии. Избр. произв. 16 - нач. 19 в., Минск, 1962. А. Гольдберг. Ленинград. |
СИМИА́Н (Simiand), Франсуа (18 апр. 1873 - 17 апр. 1935) - франц. бурж. социолог и экономист. Преподавал в Ecole pratique des hautes études (1910-35), возглавлял (1923-34) кафедру политич. экономии в Conservatoire nationale des arts et métiers, с 1932 - кафедру истории труда в Collège de France. Последователь Дюркгейма, С. в основу методологии исследований положил принцип "социологич. релятивизма", т.е. стремление рассматривать явления в их социологич. контексте, уделяя равное внимание культурным, историч. и экономич. факторам формирования обществ. процесса. Скрупулезным эмпирич. анализом, основанным на разработке статистич. материала, критикой умозрит. экономич. и социологич. теорий С. способствовал распространению во Франции методов эмпирич. социологии. В полемике с представителями историч. школы С. доказывал, что в истории следует искать не случайное, а закономерное, элиминировать индивидуальное, чтобы исследовать социальное ("Méthode historique et science sociale", "Rev. synthèse historique", 1903, t. 6, No 16, 17). Согласно С., история снабжает социологию конкретным материалом, в то время как социология открывает истории схему развития. С. отвергал концепцию, согласно к-рой историю делают великие люди. По С., действия любого индивида обусловлены "коллективными представлениями", отличаемыми им от "индивидуальных представлений". Великие люди действуют на основе чрезвычайно развитого социального инстинкта и их роль измеряется способностью понять и предугадать потребности и тенденции коллективного разума всего общества (см. "La causalité en histoire", "Bull. Société franç. philos.", 1906, année 6). Соч.: La méthode positive en science économique, P., 1912; Statistique et expérience, P., 1922; La formation et les fluctuations des prix du charbon en France (1887-1912), P., 1925; Cours d'économie politique, [t. 1-3], P., 1929-31; Recherches anciennes et nouvelles sur le mouvement général des prix du 16 au 19 siècle, P., [1932]; Le salaire, l'évolution sociale et la monnaie, t. 1-3, P., 1932. И. Добронравов. Москва. |
СИММЕТРИЧНОСТЬ (в математике и л о г и к е) - свойство бинарных (двуместных, двучленных) отношений. Отношение R, определенное на нек-ром множестве (классе), наз. симметричным, если для любых x и у- элементов этого множества - из того, что x находится в отношении R к у(xRy) следует, что и у находится в этом же отношении к x (yRx). Простейшие примеры симметричных отношений: отношения типа равенства, отношения родства, соседства и др.
(а также обратные к ним: неравенство и др.). Отношение R такое, что для любых не равных между собой объектов x и у из xRy следует, что уRx неверно, наз. а(нти)симметричным (примеры: отношение "<" между числами, отношение включения "⊂" между множествами). Антисимметричное отношение, разумеется, не является симметричным; но не всякое несимметричное отношение непременно должно быть антисимметричным. Напр., если есть отношение между функциями, определенными на множестве действительных чисел и принимающими действительные значения, определяемое след. образом: fg, если найдется такое действительное число x, для к-рого f(x) Ю. Гастев. Москва. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Гарегин Арутюнович (р. 1904) - сов. философ, д-р филос. наук (1963), профессор (1965). Окончил аспирантуру филос. ф-та моск. Историко-филос. ин-та (1935). С 1931 преподает в вузах (сначала в Москве, затем в Баку). Работает над проблемами: взаимоотношение умств. и физич. труда, всестороннее развитие личности. Соч.: Содержание и сущность антагонизма между физич. и умств. трудом, Баку, 1958; Особенности антагонизма между умств. и физич. трудом в условиях совр. капитализма, Баку, 1961; О взаимосвязи и обусловленности общесоциального и технич. прогресса, "Уч. зап. Азерб. гос. ун-та", 1965, No 6; Об одном существенном условии формирования нового человека, "Азəрбаjчан мəктəби", 1963, No 10; Личная и общественная материальная заинтересованность, "Азəрбаjчан коммунисти", 1965, No 2. |
С и м п л и ц и й (Σιμπλίκιος) (ум. 549) - др.-греч. философ, представитель неоплатонизма. Преподавал в Афинах и Александрии; после закрытия в Афинах Академии платоновской (529) до 533 жил в Персии, позднее вернулся в Грецию. Автор комментариев к соч. Аристотеля (напечатаны в книге: "Commentaria in Aristotelem graeca"; к соч. Аристотеля "О небе", v. 7, В., 1894; к "Категориям", v. 8, В., 1907; к "Физике", v. 9, 10, В., 1882-95; к "О душе", v. 11, В., 1882). Часть этих комментариев была переведена в 18 в. на лат. яз. Вильемом из Мёрбеке. В них С. пытался дать свод осн. концепций греч. философии, стараясь понять их как синтетическое целое. Особенно важна работа С., проделанная в целях примирения Платона и Аристотеля; она является ценным пособием для изучения платонизма и аристотелизма. С. прав в своем утверждении, что четыре аристотелевские причины по существу были сформулированы уже Платоном, что в учениях о материи обоих философов много общего. По С., несмотря на кажущиеся различия в понимании души Платоном и Аристотелем, оба они сходятся в том, что признают воздействие души на тело. Любопытный образец тонкого рассмотрения учения Аристотеля о материальных стихиях, дающий возможность объединять в этом отношении аристотелизм с платонизмом, содержится у С. в комментарии на трактат Аристотеля "О небе" ("De coelo", p. 642-71; ср. Α. Φ. Лосев, Антич. космос и современная наука, 1927, с. 186-92). Комментарии С., содержащие множество цитат из разных греч. философов, представляют огромный историч. интерес и обычно входят во все сводки греч. филос. фрагментов. Соч.: [Комментарии] к "Энхиридию" Эпиктета. в кн.: Theophrasti, Characteres..., Epicteti..., enchiridion, cum commentario Simplicii... emendavit F. Dübner, P., 1840. Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Из ранних произведений, М., 1956 (по имен. указат.); История философии, т. 1, М., 1940 (по имен. указат.); Buhle J. G., De Simplicii vita, ingenio et meritis, "Göttingische Anzeigen von gelehrten Sachen", 1786, Stück 197, S. 1977-98; Vасherоt E., Histoire critique de l'École d'Alexandrie, t. 2, P., 1846; Zeller Ed., Die Philosophie der Griechen, 5 Aufl., Tl 3, Abt. 2, 2 Hälfte, Lpz., 1923, S. 910-14. А. Лосев. Москва. |
СИНО́НИМЫ (от греч. συνώνυμος - одноименный) в л о г и к е - два или более (графически) различных выражения к.-л. (формализованного) языка, обозначающие, или называющие (при интерпретации этого языка), один и тот же объект (или др. словами, имеющие одно и то же значение). Поэтому С. естественно рассматривать как результат абстракции отождествления по обозначению (но не по смыслу!), а синонимию - как тождество слов в силу отношения именования, для к-рого правило замены равного равным действует, конечно, с ограничением: только в интервале экстенсиональных контекстов (см. Экстенсиональные и неэкстенсиональные языки). И в натуральных и в искусств. языках наличие С. выражает нек-рую "избыточность" этих языков, к-рая, с одной стороны, отвечает "естественному" в нек-ром роде их построению, предполагающему введение различных имен для одних и тех же объектов в тех случаях, когда это оказывается целесообразным, или даже необходимым (во всяком случае любое нетривиальное употребление отношения типа равенства, или эквивалентности, предполагает использование С.), а с др. стороны - требует определенной осторожности при употреблении С.: в логической семантике рассматривается спец. проблема синонимии, связанная с таким "плохим" употреблением С., к-рое приводит к т.н. парадоксам синонимии (в частности, при постулировании неограниченной взаимозаменяемости С. в любых контекстах; см. Р. Карнап, Значение и необходимость, пер. с англ., М., 1959, гл. 3, § 31). M. Новосёлов. Москва. |
СИНТАКСИС (греч. σύνταξις - построение, порядок) в логике - изучение чисто формальной части формализованного языка, т.е. неинтерпретированного исчисления (в отличие от с е м а н т и к и, предметом изучения к-рой служит именно его интерпретация). Объектами такого изучения служат а л ф а в и т рассматриваемой формальной системы (исчисления), п р а в и л а образования выражений (формул) предметного языка исчисления и п р а в и л а п р е о б р а з о в а н и я (правила вывода) в нем. Иногда, в отличие от охарактеризованного только что "логического С.", рассматривают еще "С. в узком смысле", не затрагивающий правил преобразования ("логику"), системы, а ограничивающийся ее "чисто синтаксической" (в соответствии с привычным в грамматике словоупотреблением) стороной. Различают также элементарный С. и теоретический С. Элементарный С. есть изучение правил построения к.-л. к о н к р е т н о й формальной системы (в т.ч., быть может, и "логических", т.е. правил преобразования) средствами, к-рые ограничены обычными для метаматем. исследований требованиями эффективности (см. Метатеория). Теоретический С. - это общая теория в с е в о з м о ж н ы х формальных систем (или к л а с с а с и с т е м к.-л. определенного вида), на выразительные и дедуктивные средства к-рой не накладываются, вообще говоря, спец. ограничения. Как элементарный, так и теоретич. С. посвящены содержательным рассмотрениям структуры и свойств формальных систем (по отношению к структуре рассматриваемого исчисления также применяется термин "С"), но в каждом из этих случаев имеет смысл говорить и о формализации языка С., а также о формальном (не говоря уже о содержательном) описании и исследовании языка С. как такового. Терминология эта введена Р. Карнапом (см. его "Logische Syntax der Sprache", W., 1934). См. также ст. Исчисление, Металогика, Метаязык и лит. при этих статьях. Ю. Гастев. Москва. |
СИНТАКТИКА - раздел семиотики, посвященный чисто структурному изучению знаковых систем с т. зр. их синтаксиса, безотносительно к каким бы то ни было интерпретациям (являющихся предметом изучения семантики), и проблемам, связанным с восприятием знаковых систем как средств общения и сообщения (см. Прагматика). |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
В соответствии с филос. традицией, идущей от Юма и Канта, аналитическими суждениями (предложениями, высказываниями) называют предложения, истинность к-рых может быть установлена в силу только логич. принципов и определений терминов, входящих в эти предложения; синтетическими - предложения, истинность к-рых может быть установлена лишь при условии обращения к нек-рым фактическим (внелогическим) данным, не формулируемым в указанных предложениях. Если Юм рассматривал синтетич. суждения как выражающие связи фактов (напр., причин и следствий), зафиксированные в силу "привычки" и извлеченные из опыта, то Кант пытался ввести в рассмотрение также т.н. синтетич. суждения a priori, т.е. такие суждения, в к-рых связь составляющих их понятий усматривается априорным образом посредством интуиции. В кантовской философии математики утверждалось, что математич. истины суть синтетич. суждения a priori. Каноны совр. логич. строгости требуют существ. уточнений учения Канта о С. и а. с., т.к. оно рассматривает лишь категорические суждения, а принципами логики в нем считаются лишь противоречия закон и достаточного основания принцип. В логической семантике понятия о С. и а. с. уточняются посредством вводимых понятий фактич. и логич. истин (см. Логическая истинность, Фактическая истинность). А именно: суждение называют синтетическим, если оно фактически истинно, аналитическим, если оно логически истинно. Фактич. же и логич. истинность определяются посредством понятия "описание состояния" (Р. Карнап) или же для более богатых логич. языков посредством понятия "модель" (Дж. Кемени). Идея сведéния понятия аналитичности и синтетичности суждения к "описаниям состояния" ("моделям") восходит к Лейбницу (позже она была повторена Витгенштейном). В совр. логич. семантике рассматриваются также трудности, связанные с уточнением понятий С. и а. с., - т.н. парадокс отношения обозначения и неопределенность понятия "логические принципы", т.е. отмечается относительность выбора т.н. "чистой логики". В связи с этим предполагают, что С. и а. с. определяются в точно описанном языке. Критич. рассмотрение совр. понятий аналитичности и синтетичности суждений принадлежит У. Куайну; подробное формальное рассмотрение указанных понятий сделано Р. Мартином. Проблема различения С. и а. с. рассматривалась также Гуссерлем, Шликом, К. Льюисом, А. Паппом, Рейхенбахом (в его работах о номологических высказываниях) и др. Лит.: Кант И., Критика чистого разума, Соч., т. 3, М., 1964; Кутюра Л., Философские принципы математики, пер. с франц., СПБ, 1912; Витгенштейн Л., Логико-философский трактат, пер. с нем., М., 1958; Lewis С. J., Analysis of knowledge and valuation, La Salle (Ill.), 1946; Reichenbach H., Nomological statements and admissible operations, N. Y., 1954; Martin R. М., The notion of analytic truth, Phil., [1959]; Quine W. van, From a logical point of view, Camb. (Mass.), 1953. В. Финн. Москва. |
СИНТОИЗМ (япон. с и н т о, букв. - путь богов) - японская религия, восходящая к примитивным культам природы и предков, со временем сильно изменившаяся под влиянием буддизма и конфуцианства. Древняя мифология С., отличающаяся "стихийной жизнерадостностью" (О. Розенберг), запечатлена в кн. "Кодзики" ("Запись о делах древности", 712). С установлением в стране феод. государственности значит. место в С. занял культ императоров и полководцев. Однако другой стороной С. остается поклонение красоте природы (гора Фудзи, цветущие деревья и пр.). Этот аспект С. оказал влияние на япон. буддизм, к-рый в свою очередь подсказал С. готовые формы своей философии. Начиная с 8-9 вв. для Японии характерен буддийско-синтоистский синкретизм. Рост влияния неоконфуцианства (17 в.) вызвал попытки синтоистско-конфуцианского синтеза, направленные против буддизма; одновременно происходило объединение элементов всех трех учений (Хаяси Радзан, Ямадзаки Ансай). В противовес этому "обновлению" С. "почвенник" Мотоори Норинага, основоположник Кокугакуха - "Школы нац. науки", отстаивал чистоту С. как выражения самобытного пути япон. духа. После переворота Мэйдзи (1868) ряд представлений С. был использован для создания религ.-идеологич. системы япон. национализма, призванной объединить народ в эпоху реформ. Во время рус.-япон. войны 1904-05 пропаганда С. приобрела огромный размах. Ведущими теоретиками "имперского" С. выступили Иноуэ Тэцудзиро, Анэдзаки Масахару, Киихара Масаёси, взявшие на себя задачи воен.-патриотич. воспитания. После поражения Японии во 2-й мировой войне С. утратил офиц. поддержку гос-ва, а нек-рые формы культа, наиболее скомпрометировавшие себя связью с пропагандой шовинизма, были запрещены. Однако начиная с 50-х гг. офиц. внимание к С. опять возрастает - восстанавливается ряд традиц. синтоистских обрядов и праздников, связанных с культом япон. государственности. Лит.: Розенберг О. О., Введение в изучение буддизма по япон. и кит. источникам, ч. 2, П., 1918; Ρадуль-Затуловский Я. Б., Конфуцианство и его распространение в Японии, М.-Л., 1947; Пинус Ε. Μ., Древние мифы япон. народа, в сб.: Китай. Япония, М., 1961; Совр. Япония. Сб. ст., М., 1964; Арутюнов С. А. и Светлов Г. Е., Старые и новые боги Японии, М., 1968; Бродский В. Е., Япон. классич. иск-во, М., 1969; Иноуэ Тэцудзиро, Нихон сэйсин-но хонсицу (Сущность японского духа), Токио, 1935; Кобаяси Кэндзо, Нихон синтоси-но кэнкю (Изучение истории япон. синто), Токио, 1934; Сэмбара Садао, Синто си (История синто), Токио, 1936; Мураока Цунэугу, Нихон сисо си кэнкю (Изучение истории японской мысли), Токио, 1940; Inazo Nitobe, Bushido, the soul of Japan, Tokyo, 1903; Aston W. G., Shinto, the way of the gods, Tokyo, 1905; Knox C. W., The development of religion in Japan, Putnam, 1907; Anesaki Masaharu, Religion history of Japan, an outline, Tokyo, 1907; Kato Genchi, A study of shinto, the religion of the Japanese nation, Tokyo, 1926; History of Japanese religion, L., 1930. Ленинград. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
СИРАЦКИЙ (Siracky), Андрей (р. 9 дек. 1900) - словац. философ, марксист, акад. Словацкой АН. С марксистским учением познакомился в нач. 20-х гг., будучи студентом Пражского ун-та; марксистское мировоззрение сформировалось у С. к концу 2-й мировой войны. Занимается вопросами теории и метода историч. материализма, этики, атеизма и культуры в целом. Соч.: Kultura a mravnost, Brat., 1949; Pôvod prvotných ideologii, Brat., 1952; Klérofašistická ideológia lúdáctiva, Brat., 1955. |
СИРИА́Н (Συριανός) А л е к с а н д р и й с к и й (ум. ок. 450 н.э.) - антич. философ, один из самых ранних представителей афин. школы неоплатонизма, учитель Прокла и, возможно, его предшественник по руководству Академией платоновской. Известен своими комментариями к Платону и Аристотелю, в к-рых выдвигал на первый план превосходство "единого" над "умом", триадич. диалектику, числовое происхождение "ума", понимание Аристотеля как философа, согласного с Платоном, а Платона - как предшественника его. В развитии неоплатонизма С. занимает промежуточное место между Ямвлихом и Проклом. С. основывался также на орфич. (см. Орфики) и халдейской литературе, на сборниках оракулов и мистически понимаемой пифагорейской литературе. Соч.: Syriani in Metaphysica commentaria, ed. G. Kroll, В., 1902 (Commentaria in Aristotelem graeca, v. 6). Лит.: Bach Th., De Syriano philosopho neoplatonico, pt 1. Programm, Lauban, 1862; Praechter К., [рец.], "Göttingenische gelehrte Anzeigen", 1903, Bd 2, No 7, S. 513-30. А. Лосев. Москва. |
СИСМОНДИ (Sismondi), Жан Шарль Леонар Симонд де (9 мая 1773 - 25 июня 1842) - швейц. экономист и историк. В осн. соч. "Новые начала политич. экономии, или О богатстве в его отношении к народонаселению" (t. 1-2, Р., 1819, рус. пер., М., 1897; т. 1-2, М., 1937) одним из первых указал на противоречие между произ-вом и потреблением, охарактеризовал разрушит. влияние конкуренции и анархии произ-ва на положение мелких производителей, на прогрессирующее обнищание трудящихся масс, на неизбежность экономич. кризисов при капитализме и т.д. Однако, не видя неизбежности роста капиталистич. отношений, выступал с утопич. проектами увековечения мелкой собственности посредством гос. регулирования. Ленин охарактеризовал взгляды С. как экономич. романтизм (Соч., т. 2, с. 111-242). |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
"СИСТЕМА ПРИРОДЫ" (1770) - гл. труд Гольбаха. |
"СИСТЕМА ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОГО ИДЕАЛИЗМА" (1800) - осн. филос. соч. Шеллинга периода философии тождества. |
СИСТЕМАТИКА (от греч. συστηματικός - упорядоченный, относящийся к системе) - раздел науки (в частности, ботаники, зоологии), относящийся к классификации изучаемых объектов; под С. можно понимать также этап в науч. познании, связанный с разработкой методов и форм упорядочения элементов в структурные системы. С., рассматриваемая в историко-познавательном плане, представляет следующую после классификации ступень развития методологич. мысли. Впервые идеи о С. начали складываться в биологии в сер. 19 в., когда предшествующий период аналитич. исследования природы подготовил для этого достаточно данных. Примерно с этого же времени идеи С. начинают широко проникать в др. области знаний, приобретая в то же время все большее самостоятельное значение и независимость от конкретной области исследований. Гл. задача С. - синтетическая : найти общие основы и формы систематизации элементов в целостные структурные системы. Так построены естеств. система животных и растительных организмов (биология), периодич. система элементов (химия), таксонометрич. система строения земной коры (геология), метрич. система мер (физика), космологич. система звездных образований и др. Строится С. элементарных частиц (см. Микрочастицы), к-рая должна сыграть важную роль в изучении структуры материи. И. Ляхов. Москва. |
Евгений Петрович [р. 24 нояб. (7 дек.) 1900] - сов. философ, проф. (1935), д-р филос. наук (1964). Член КПСС с 1917. Окончил ИКП философии (1933). Специальность: диалектич. логика и история философии. Работал в журналах "Под знаменем марксизма", "Вопр. философии", "Проблемы мира и социализма". С 1962 - проф. АОН при ЦК КПСС. Соч: Проблема философии в марксизме, "На подъеме", 1930, кн. 1, янв.; К вопросу о тождестве диалектики, логики, теории познания, "ПЗМ", 1932, No 11-12; Социализм, лозунг равенства и борьба с уравниловкой, [М.], 1933; Неокантианство, в сб.: Из истории философии 19 в., М., 1933; Философия Ж. Б. Робинэ, М., 1936; Декарт и франц. материализм, "ПЗМ", 1937, No 8; Об осн. чертах марксистского диалектич. метода, М., 1939; Категории марксистской диалектики, М., 1941; Филос. предшественники диалектич. материализма: Гегель и Фейербах, М., 1941; Ленин о совпадении в диалектич. материализме логики, диалектики и теории познания, "ВФ". 1956, No 2; Lenins Kampf gegen den Positivismus, в сб.: Zur aktuellen Bedeutung von Lenins Werk "Materialismus und Empiriokritizismus", В., 1960; Социалисты без социализма, "ВФ", 1962, No 10; Против филос. антикоммунизма, в сб.: Антикоммунизм - враг человечества, Прага, 1962; Принципы науч. систематики категорий диалектич. логики. М., 1964; Материалист Пьер Гассенди [вступ. ст.], в кн.: Гассенди П., Соч., т. 1, М., 1966; Задачи научной разработки категорий марксистской диалектич. логики, в сб.: Проблемы диалектич. логики, Α.-Α., 1968. |
Виктор Константинович (р. 25 июня 1922) - сов. философ, д-р филос. наук (1965), профессор (1967). Член КПСС с 1946. Окончил филос. ф-т МГУ (1947) и аспирантуру Ин-та философии АН СССР (1950). Ведет преподавательскую работу с 1948. Зав. кафедрой философии Моск. консерватории (1950-53 и 1957-62). В 1962-66 - директор н.-и. Ин-та художеств. воспитания АПН РСФСР. С 1966 - проф. ВПШ при ЦК КПСС. Область науч. деятельности - проблемы эстетич. культуры, социология иск-ва и вопросы эстетич. воспитания. Соч.: К вопросу об эстетически-воспитательной роли сов. лит-ры, "ВФ", 1955, No 2; Роль эстетич. воспитания в формировании нового человека, "Коммунист", 1959, No 4; Твой эстетич. вкус., М., 1963; Эстетич. культура сов. человека, М., 1964; О нравств. содержании иск-ва, "ВФ", 1964, No 5; Эстетич. культура сов. общества и развитие личности в период построения коммунизма, в кн.: Коммунизм и личность, М., 1964; Нек-рые вопросы методологии эстетич. науки, "Вопросы лит-ры", 1964, No 10; К изучению основ марксистско-ленинской эстетики, М., 1965; Иск-во и познание мира, "Коммунист", 1965, No 10; Марксистско-ленинская философия, ч. 2 - Историч. материализм, М., 1967 (автор гл. Культура, Иск-во). |
СКАЧОК - процесс перехода количественных изменений в качественные, начинающийся по достижении изменяющимся объектом границы меры. Содержанием С. является сложное переплетение двух процессов - исчезновения (уничтожения) старого качества и возникновения нового, а также установления существенно нового единства качеств. и количеств. характеристик изменяющегося объекта. Существо С. состоит в том, что силы и тенденции, направленные на нарушение устойчивости, целостности объекта, его качеств. определенности, получают преобладание над силами, способствующими сохранению этой устойчивости. Возникновение и усиление этого преобладания обусловлены как внешними воздействиями, так и логикой изменения самого объекта - различием меры у элементов, подсистем и объекта в целом, приводящим в определ. точке к утрате устойчивости. С. осуществляются в бесконечно многообразных конкретных формах, поэтому их можно классифицировать по различным основаниям. Наиболее важно различение С. по способу осуществления - на С. резко выраженные, "взрывного" характера и постепенные С. С. объекта в целом может включать в себя С. подчиненного порядка, т.е. С., относящиеся к элементам, подсистемам и сторонам объекта в целом. Поэтому изменение и развитие сложного объекта выступают как система взаимосвязанных и иерархированных С., составляющих в совокупности С. объекта в целом. В. Тюхтин. Москва. |