Приглашаем посетить сайт

Культурология (cult-lib.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
Статьи на букву "С" (часть 4, "СКВ"-"СОК")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 4, "СКВ"-"СОК")

СКВОРЦОВ

Лев Владимирович (р. 30 марта 1931) - сов. философ, доктор филос. наук (1967). Член КПСС с 1955. Окончил филос. ф-т МГУ. С 1959 ведет преподават. и науч. работу на филос. ф-те МГУ. В 1960-65 - зам. главного редактора журн. "Филос. науки", одновременно - ст. преподаватель, доцент кафедры истории марксистско-ленинской философии. С 1965 - на партийной работе. Член редколлегии журн. "Филос. науки". Область науч. исследований - история марксистско-ленинской философии, критика совр. бурж. идеологии.

Соч.: Развитие марксистской мысли в США (1919-1958), Тб., 1960; Нек-рые проблемы марксистской филос. мысли в Англии в послевоен. период, М., 1960; В. И. Ленин о единстве познания и практики, М., 1961; История философии без науч. теории, "ФН" (НДВШ), 1965, No 2; Обретает ли метафизика "второе дыхание"?, М., 1966, Идеология и тактика антикоммунизма (Мифы и действительность), М., 1967.

СКВОРЦОВ-СТЕПАНОВ

Иван Иванович (8 марта 1870 - 8 окт. 1928) - сов. гос. деятель, публицист, философ-марксист. Участник революц. движения в России с 1891, большевик с 1904. В 1917 на 2-м Всеросс. съезде Советов был назначен нар. комиссаром финансов. С 1918 С.-С. целиком отдался науч. и лит. работе, был отв. редактором газ. "Известия" (с 1925), директором Ин-та Ленина (с 1926), зам. отв. ред. "Правды". Перевел на рус. яз. 3 тома "Капитала" К. Маркса; автор мн. науч. и публицистич. произведений по философии ("Историч. материализм и совр. естествознание", М., 1925; "Диалектич. материализм и деборинская школа", М.-Л., 1928), истории революц. движения ("Жан Поль Марат и его борьба с контрреволюцией", М., 1917), истории религии ("Очерк развития религ. верований", М., 1921), политич. экономии ("Курс политич. экономии", СПБ, 1910, совм. с А. А. Богдановым), экономич. политике партии ("Кооперация в земледелии и в промышленности", М., 1917).

С.-С. был одним из ведущих атеистов в нашей стране; его произв., проникнутые боевым наступат. духом (статьи 1918-20-х гг. против церк. контрреволюции и др.), получили широкое признание в сов. лит-ре.

В филос. взглядах С.-С. имели место отступления от диалектич. материализма (см. "Механисты"). В работе "Историч. материализм и совр. естествознание" С.-С. склонялся к механистич. идеям и, в частности, доказывал, что исторический материализм якобы полностью поглощает диалектич. материализм.

Соч.: Избр. атеистич. произведения, М., 1959.

В. Зыбковец. Москва.

СКЕПТИЦИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СКОВОРОДА

Статья большая, находится на отдельной странице.

СКОЛЕМ

СКО́ЛЕМ (Skolem), Торальф Альберт (р. 23 мая 1887) - норв. логик, математик, философ; кандидат философии (1913), д-р философии (1926), доцент ун-та в Осло (1918-30), научный сотрудник Ин-та науки и свободомыслия (ин-т Кристиана Микельсена, 1930-38), проф. математики ун-та в Осло (с 1938), чл. Норвежской Академии наук (с 1938). Осн. работы - в области предикатов исчисления, теории рекурсивных функций и предикатов, теории моделей, теории множеств. В философии (математики) С. близок к умеренному номинализму и формализму, автор т.н. "концепции релятивизации основных математических понятий". Согласно концепции С., математика, может и должна развиваться только на основе формальных систем, или исчислений, поскольку матем. объекты существуют не "сами по себе" в к.-л. "абсолютном" смысле, как объективные реальности или трансцендентные платонистские сущности, но только относительно выбираемой нами логики, а точнее, относительно ее формализации - логического исчисления. Поэтому они зависят от того, какие логич. операции над ними можно производить. Применительно к таким понятиям, как множество это означает, что имеет смысл говорить о существовании только определимых множеств, т.е. таких, к-рые соответствуют логич. выражениям д а н н о й формализованной аксиоматич. теории множеств. Тогда очевидны и относительность понятия "множество", и относительность понятий "счетное" и "несчетное" (множество, несчетное в одной аксиоматич. теории множеств, может быть счетным в другой), и, следовательно, относительность понятия кардинального числа (мощностей). Рекурсивная перечислимость класса определимых множеств (о понятии "перечислимое множество" см. Разрешимое и перечислимое множества) указывает, в свою очередь, на то, что, по мысли С., любая матем. теория должна сводиться к п е р е ч и с л и м о й м о д е л и. Это согласуется с доказанной им теоремой (теорема Лёвенхейма - Сколема), согласно к-рой любая аксиоматич. теория множеств, имеющая к.-л. бесконечную модель, имеет и счетную (арифметическую) модель (т.н. парадокс С. - см. Парадокс).

Соч.: Sur la portée du theorème de Löwenheim - Skolem, в кн.: Les entretiens de Zurich sur les fondements et la méthode des sciences mathématiques, Z., 1941, p. 25-47, Discussion, p. 47-52; Une relativisation des notions mathématiques fondamentales, в сб.: Le raisonnement en mathématiques et en sciences experimentales, éd. du Centre National de la Recherche Scientifique, P., 1958; подробную библ. работ С. (до 1962) см. вкн.: Френкель Α., Бар-Хиллел И., Основания теории множеств, пер. с англ., М., 1966, с. 459-460, 492, 528.

М. Новосёлов. Москва.

СКОРИНА

Георгий (Франциск) (р. около 1490 - ум. после 1541) - белорус. просветитель, основатель книгопечатания в Белоруссии и Литве. Род. в Полоцке в купеч. семье, учился в Краковском ун-те (1504-06), позже - в Падуанском ун-те. Издал на белорус. яз. "Библию русску", "Пражскую псалтырь", "Апостол" и др. С. воплотил в себе двойств. характер раннего просветительства: элементы нового, рационалистич. мышления сочетались у него с религиозно-схоластич. мировоззрением, пафос опытного исследования природы - с пиететом по отношению к Библии. В социальной сфере С. непоследовательно утверждал равенство людей перед законом, мечтал о всеобщем экономическом равенстве, признавая вместе с тем основы феодального порядка. С. возлагал надежды на конечную победу духа и человеколюбия над злом.

Лит.: Владимиров П. В., Доктор Ф. Скорина. Его переводы, печатные издания и язык, [СПБ], 1888; Алексютовiч Μ. Α., Скарына, яго дзэйнасць i свэтапогляд, Miнск, 1958; История БССР, т. 1, Минск, 1961; Из истории филос. и обществ.-политич. мысли Белоруссии, Минск. 1962.

СЛАВЯНОФИЛЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СЛЕДОВАНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СЛЕДСТВИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СЛИВКЕР

Борис Юльевич (5 июля 1891 - 29 мая 1959) - сов. философ, кандидат филос. наук. Член КПСС с 1920. Окончил юридич. ф-т Киевского ун-та (1914) и ИКП философии (1935). Преподават. работу (сначала по политэкономии, затем по философии) вел с 1924. Был директором вечернего ИКП философии (1934-37), преподавателем ВПШ при ЦК КПСС (1940-43), науч. сотрудником Ин-та философии АН СССР (1957-59). Центр. проблема науч. исследований С. - теоретич. источники марксизма, прежде всего нем. классич. философия и утопич. социализм. С. - редактор "докритических" работ Канта (И. Кант, Сочинения 1747-1777, т. 2, М., 1940). Переводчик ряда произв. Гегеля; участвовал в подготовке рус. изд. собр. соч. Гегеля (т. 1-14, М.-Л., 1925-58).

Соч.: "Докритич." Кант, "ПЗМ", 1933, No 4; Метод, БСЭ, т. 39, М., 1938; Карл Маркс, "Книга и пролет. революция", 1938, No 5-6; Роль идей в обществ. развитии, там же, 1939, No 4; Философия Канта и Гегеля, "ПЗМ", 1939, No 6; Нем. классич. идеализм, в кн.: Краткий очерк истории философии, М., 1940; Утопич. социализм - один из источников марксизма, М., 1940; О фрагменте Ленина "К вопросу о диалектике", "В помощь марксистско-ленинскому образованию", 1940, No 22; Незабываемые страницы истории революционного марксизма. (К. Маркс. Документы Первого Интернационала), "ПЗМ", 1940, No 1; Классич. нем. философия (И. Кант), М., 1941.

СЛОВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

СЛУЖАЩИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СЛУЧАЙНОСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СМАЙЛС

СМАЙЛС (Smiles), Сэмюэл (23.12.1812 - 16.4.1904) - английский бурж. моралист. Уроженец Хаддингтона (Шотландия), по образованию врач. Занимался журналистской и лит. деятельностью. Широкую популярность С. приобрел сначала в Англии, затем в других странах, после выхода в 1859 его книги "Самопомощь" ("Self-help", L.; в рус. пер. под названием "Самодеятельность", СПБ, 1866), за которой последовал ряд других книг по вопросам морали, переведенных на многие языки ("Характер", L., 1871, рус. пер., СПБ, 1872; "Рассчетливость", L., 1875, рус. пер., СПБ - М., 1876; "Долг", Ν. Υ., [1880], рус. пер., СПБ, 1882; "Ум и энергия", L. - Edin., 1887, рус. пер., СПБ, 1890). Книги С. носят назидат. характер, проповедуя пошлую бурж. мораль "добропорядочных" обывателей. Индивидуализм, благонравие, бережливость, "искусство жить" как умение извлекать "...из всего наибольшую пользу и удовольствие" (Собр. соч., т. 3, СПБ - М., 1903, с. 344), приспособляясь к требованиям господств. строя и разумно расходуя нажитые деньги, жить как подобает "джентльмену" и "христианину" - таковы осн. заповеди С. Свои назидания С. адресовал не только господств. классам, но и трудящимся, призывая их к покорному "исполнению долга", трудолюбию и бережливости.

Соч. в рус. пер.: Собр. соч., т. 1-6, СПБ-М., 1903.

Б. Быховский. Москва.

СМЕНОВЕХОВСТВО

СМЕНОВЕ́ХОВСТВО - общественно-политич. течение среди гл. обр. рус. эмигрантской интеллигенции, призывавшей к сотрудничеству с Сов. властью в расчете на бурж. перерождение Сов. гос-ва и коммунистич. партии. Социальной основой С. явилось нек-рое оживление капиталистич. элементов в Сов. гос-ве в связи с началом нэпа. Термин "С." происходит от названия сб. "Смена вех" (в отличие от сб. "Вехи", М., 1909), издававшегося в Праге и Париже в 1921-22 группой эмигрантов. Лидерами С. были: Н. В. Устрялов, Ю. В. Ключников, С. С. Лукьянов, А. В. Бобрищев-Пушкин, С. С. Чахотин, Ю. Н. Потехин.

Лит.: КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК, 7 изд., ч. 1, М., 1954, с. 669-74.

СМЕРТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СМЕТАНА

СМЕ́ТАНА (Smetana), Августин (14 июня 1814 - 30 янв. 1851) - чеш. философ-левогегельянец. Сын дьячка, был католическим священником, чл. монашеского ордена крестоносцев (1837-48); доктор философии (1841), проф. Пражского ун-та, декан филос. ф-та (1848). В дни революции 1848 С. был вождем революц. молодежи, призывал студентов к участию в баррикадных боях. В 1850 порвал с церковью и был изгнан из ун-та.

С. впервые ввел в Пражском ун-те курс лекций по нем. классич. философии (в частности по логике Гегеля), с к-рой он познакомился в ун-тах Берлина, Лейпцига и Галле (1842-48). В соч. "Возникновение и отмирание духа" (впервые опубл. на нем. яз. - "Der Geist, sein Entstehen und Vergehen", Prag, 1865, затем на чеш. яз. - "Vznik a zánik ducha", Praha, 1923) и "Значение совр. века" (впервые опубл. анонимно на нем. яз. - "Die Bedeutung des gegenwärtigen Zeitalters" в 1848; на чеш. яз. опубл. в 1903 под назв. "Рассуждения о будущем человечества" - "Úvahy о budoucnosti lidstva") С. рассматривает осн. моменты гегелевской философии, особенно подчеркивая принцип борьбы противоположностей. В критике Гегеля С. в основном следует по пути Фейербаха (в отличие от последнего, однако, не отказываясь от диалектики метода); С. выступает против фатализма гегелевской концепции, лишающей человека свободы (ибо его судьба оказывается заранее решенной в лоне абсолюта). С. указывает на противоречие между "застывшей" системой Гегеля и его диалектикой: "Гегель учил об абсолютном тождестве реального и идеального и тем самым, со своей точки зрения, неизбежно закончил развитие духа... и, собственно говоря, мир должен был бы с гегелевской точки зрения, умереть. Это противоречие яснее другого доказывает неправильность системы Гегеля" ("Vznik a zánik ducha", см. Sebranè spisy, sv. 2, Praha, 1962, s. 110). С., в отличие от Гегеля, утверждал бесконечность прогресса, к-рый осуществляется в форме естеств. эволюции. Историю С. рассматривал как борьбу угнетенных против деспотизма, определяя революции как "межевые знаки вечности", суть к-рых, однако, видел в идейных переворотах. Для С. характерна интерпретация философии истории Гегеля в духе "славянского исхода": именно славяне призваны осуществить идеал всеобщего счастья - построить социалистич. общество. С. считал, что религию в будущем сменит наука, а гос-во, как орган насилия, будет заменено "коммунизмом", наступление к-рого утопически связывалось им с тем временем, когда в обществе восторжествует наука, право, нравственность и любовь.

Соч.: Die Bestimmung unseres Vaterlandes Böhmen..., Prag, 1848; Die Katastrophe und der Ausgang der Geschichte der Philosophie, Hamb., 1850; Geschichte eines Excommunisierten, Lpz., 1863; Sebrané spisy, sv. 1-2, Praha, 1960-62.

Лит.: Kosík К., Česká radikální demokracie, Praha, 1958; Míchňáková L., Z filosofického odkazu Augustina Smetany, в сб.: Filosofie v dějinách českého národa, Praha, 1958; ее же, Augustin Smetana, Praha, 1963.

И. Михнякова. ЧССР.

СМИТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СМОЛЛ

СМОЛЛ (Small), Албион Вудбери (11 мая 1854 - 24 марта 1926) - амер. бурж. социолог. Учился в Германии. С 1892 возглавил первую в США кафедру социологии в Чикагском ун-те. Основатель и редактор (1895-1926) "American Journal of Sociology". Один из организаторов Амер. социологич. об-ва.

С. заимствовал у Ратценхофера идею конфликта интересов. В "Общей социологии" ("General sociology", Chi, 1905) пытался построить теорию социального процесса, выдвигая понятие интереса в качестве основного. Исходя из того, что "нет ничего социального, что не являлось бы психическим", С. делал вывод, что для социолога "принципом синтеза является личность". Интерес определялся С. как "неудовлетворенная способность, соответствующая нереализованному состоянию". Рассматриваемые субъективно интересы суть желания, а объективно - потребности. С. предлагал свою классификацию, разделяя интересы на шесть групп: интересы здоровья, богатства, общения, знания, красоты и справедливости. Жизнь индивидуума и общества в целом состоит в процессе развития, приспособления и удовлетворения интересов. "В начале были интересы" - это первичные элементы, к к-рым можно свести все человеч. действия. Вокруг них складываются социальные группы и институты. Каждый интерес стремится стать абсолютным и ищет удовлетворения за счет остальных; отсюда всеобщий конфликт интересов. Индивидуум в каждый данный момент - продукт борьбы своих интересов, а общество - результат столкновения интересов социальных групп. Признавая, что наиболее острые конфликты вызываются борьбой из-за экономич. системы, С. развивал теорию о приспособлении интересов и социализации как процессе трансформации конфликтов в сотрудничество. Практич. цель социологии, по С.: содействовать гармоничным отношениям между социальными группами.

В работах по истории социологии С. преувеличил значение нем. историч. школы права (Гуго, Савиньи) и политич. экономии (Рошер, Шмоллер). В кн. "Между двумя эрами: от капитализма к демократии" ("Between eras: from capitalism to democracy", Kansas City, 1913) критиковал с позиций бурж. реформизма злоупотребления крупного капитала.

Соч.: The meaning of social science, Chi., [1910]; Origins of sociology, Chi., [1924].

Лит.: Кон И. С., Позитивизм в социологии, Л., 1964.

А. Завадье. Москва.

СМОТРИЦКИЙ

Мелетий (Максим Герасимович) (1578-1633) - ученый-филолог и обществ. деятель Юго-Зап. Руси. Был полоцким архиепископом. В 1610 напечатал богословский трактат "Фринос, или Плач восточной церкви" (см. вкн.: "Из истории филос. и обществ.-политич. мысли Белоруссии", Минск, 1962, с. 155-73), представляющий собой суровое обличение католичества и Брестской унии православной и католич. церквей (1596), направленной на подчинение польской церкви римскому папе. В 1627, став ренегатом, выступил в защиту унии. В 1619 вышла его грамматика церк.-слав. яз. ("Грамматики словенския правильное синтагма"), в к-рой были заложены основы совр. грамматич. терминологии для слав. языков. Филос. взгляды С. представляют собой эклектич. соединение христ. вероучения с канонизированным учением Аристотеля.

Лит.: Осинский А. С., М. Смотрицкiй архiепископ Полоцкiй, К., 1912.

СМЫСЛ

1) Термин, употребляемый в логике, логич. семантике и науке о языке как синоним "значения"; 2) В нек-рых теориях значения (напр., Фреге и Чёрча) термин "С." служит для обозначения того мысленного содержания, той информации, к-рая связывается с данным языковым выражением, являющимся собственным (хотя быть может и описательным) именем, в отличие от "значения" (предмета, денотата), называемого этим выражением. См. Значение, Имя, Название и лит. при этих статьях.

СМЭТС

СМЭТС (Smuts), Ян Христиан (24 мая 1870 - 11 сент. 1950) - южноафриканский философ - объективный идеалист, политич. и воен. деятель, фельдмаршал и премьер-министр ЮАС (ныне ЮАР). Учился в ун-тах Лейдена, Кембриджа и Страсбурга. Один из основателей холизма (см. Организмические теории).

СНЕГИШВ

Вениамин Алексеевич (1841 - 16 февр. 1889) - рус. логик, проф. Казанской духовной академии. Осн. труд - "Логика. Систематический курс чтения по логике" (X., 1901, опубл. посмертно). Во введении к этой книге, кроме очерка из истории антич. логики (от Гераклита до Аристотеля) и краткого обзора лит-ры, имеется гл. "Современное состояние логических исследований". Материал книги составлен по рукописям, написанным и отредактированным С. в разное время, и по литографированным записям студентов, слушавших его лекции. Этим в значит. мере объясняется недоработанность нек-рых глав книги. Из др. работ С. известны его "Психология и логика как философские науки" (опубл. в журн. "Православный собеседник", 1876, кн. 2), в к-рой много внимания уделяется проблеме образования понятий; брошюра "Религиозная идея (Психологический очерк)" (X., 1891), в к-рой проводится мысль о том, что источник религии не в откровении, а в идее всемогущей личной силы, идее, возникающей из самой природы человека; перевод трактата Аристотеля "О душе" ("Психологические сочинения Аристотеля", Каз., 1885) и монография "Учение о сне и сновидениях" (Каз., 1886).

И. Кондаков. Москва.

СНЯДЕЦКИЙ ЕНДЖЕЙ

СНЯДЕ́ЦКИЙ Енджей (Śniadecki), (30 ноября 1768 - 12 мая 1838) - польск. просветитель, биолог, химик и публицист. В своем труде "Теория органич. существ" (см. "Избр. произв. прогрессивных польск. мыслителей", т. 1, М., 1956, с. 664-77) С. вслед за К. Ф. Вольфом развил идею эпигенеза, что явилось значит. шагом по пути укрепления естественнонауч. материалистич. традиции в Польше. В отличие от Вольфа, идею эволюционизма С. обосновывает не через анализ данных сравнительной анатомии, но прежде всего при помощи химии и физиологии.

Лит.: Szyfman L., Jędrzej Śniadecki przyrodnik-filozof, [Warsz.], 1960.

СНЯДЕЦКИЙ ЯН

СНЯДЕ́ЦКИЙ Ян (Śniadecki), (29 авг. 1756 - 21 нояб. 1830) - польск. ученый-энциклопедист, идеолог польск. Просвещения; сотрудник Г. Коллонтая. В 1781-1803 - проф. Краковской Академии, в 1806-1825 - проф., а в 1807-15 - ректор ун-та в Вильно; с 1807 - чл.-корр. Петербургской Академии наук. С. принимал деят. участие в Польск. нац.-освободит. восстании 1794, поддерживал программу радик. обществ. реформ, в частности наделения крестьян землей. В дальнейшем С. занял более умеренные позиции - выступал против шляхетского революц. движения.

Филос. взгляды С. - деиста и наследника идей Ф. Бэкона, Локка и франц. материалистов 18 в. - изложены гл. обр. в работах: "О метафизике" ("О metafizyce", 1814), "О философии" ("О filozofii", 1819; рус. пер. в кн.: Избр. произв. прогрессивных польских мыслителей, М., 1956), "Философия человеч. разума" ("Filozofia umysłu ludzkiego", 1822). Эти работы посвящены критике кантианства с позиций непоследовательного сенсуализма, хотя С. и принимал дуализм "вещи в себе" и явления. В своей критике философии С. выступил как предшественник позитивизма; в традициях просветительского рационализма он боролся против теологии, схоластики и нарастающих влияний романтизма.

Ин-т философии АН ПНР.

Идеи С. получили известность в России. Пер. ст. "О философии" (опубл. в "Вестнике Европы", 1819, No 11 и "Укр. Вестнике", 1819, июнь) вызвал критику в "Казанских известиях" (1820, No 99 и 101), на к-рую отвечал Каченовский в "Вестнике Европы" (1820, No 1). На критику своей статьи "О философии" С. отвечал в "Записках львовских" (1819, окт.) статьей "Прибавление к ст. о философии" (рус. пер. "Вестник Европы", 1822, No 23, 24; 1823, No 2), к-рая подверглась критич. разбору В. Андроссовым ("Вестник Европы", 1823, No 3, 4 и 6). С изложением идей С. выступил Ф. Булгарин (см. вжурн. "Соревнователь просвещения и благотворения", 1821, No 10; ср. В. Г. Базанов, Вольное об-во любителей российской словесности, Петрозаводск, 1949, с. 356). Статья С. "О творениях классических и романтических" была опубл. в "Вестнике Европы", 1819, No 7-8.

Соч.: Pisma filozoficzne, t. 1-2, [Warsz.], 1958.

Лит.: Рус. биогр. словарь, [т. 19], СПБ, 1909; Chamcówna M., Jan Sniadecki, Kr., 1963.

З. Каменский. Москва.

СНЯТИЕ

СНЯТИЕ (нем. Aufheben) - одна из центр. категорий философии Гегеля; осн. смысл С. выявляется в связи с концепцией развития как борьбы противоположностей: С. выступает как результат этой борьбы, благодаря к-рому данное противоречие примиряется и т.о. появляется новое качество. С. определяет и характер этой борьбы: появление нового качества происходит путем отрицания предыдущего. Однако это отрицание не есть синоним упразднения; С. имеет "...двоякий смысл: оно означает сберечь, сохранить и вместе с тем прекратить, п о л о ж и т ь к о н е ц" (Гегель, Соч., т. 5, М., 1937, с. 99). Заключая в себе момент отрицания, С. не сводится к нему: С. утверждает связь, единство вещей и явлений. В этом смысле С. есть отрицание отрицания и отличается от него лишь тем, что последнее фиксирует сам процесс, а С. - его результат. С помощью снятия Гегель преодолел метафизич. абсолютизацию противоречия, характерную, в частности, для Канта.

В диалектич. материализме категория С. играет подчиненную роль по отношению к законам единства и борьбы противоположностей и отрицания отрицания закону. В теории познания категория С. позволяет вскрыть механизм абстрагирования, к-рое есть, по сути дела, С. чувств. материальности в процессе познания; именно в снятом виде действительность становится содержанием мышления.

В. Костеловский. Москва.

СОБИРАТЕЛЬНЫЕ ПОНЯТИЯ

СОБИРА́ТЕЛЬНЫЕ ПОНЯТИЯ - понятия, элементами объема к-рых являются нек-рые совокупности, вообще говоря, отдельно существующих, но каким-то образом связанных между собой предметов (в силу чего их совокупность можно мыслить "собирательно", т.е. как одно целое). Напр., каждый элемент объема понятия "лес" - отд. лес - есть совокупность деревьев, мыслимая как целое. С. п. будут понятия: "народ", "коллектив", "советский народ", "множество" и др. Совокупность, рассматриваемая как целое, имеет свои особые свойства, отличные от свойств ее элементов. Поэтому утверждения, относящиеся к совокупности, не могут быть, вообще говоря, отнесены к ее элементам. Когда утверждается что-либо об элементах совокупности, то говорят, что понятие этой совокупности (как, напр., понятие "данная бригада" в суждении: "Все члены данной бригады являются комсомольцами") используется в данном случае р а з д е л и т е л ь н о (берется в разделительном смысле).

Лит.: Челпанов Г. Н., Учебник логики, [M.], 1946, с 9-10.

Е. Войшвилло. Москва.

СОБОЛЕВ

Александр Иванович (р. 4 дек. 1915) - сов. философ, доктор филос. наук (1965). Член КПСС с 1939. Окончил МГПИ им. В. И. Ленина и ВПШ при ЦК КПСС. Вел пед. работу по философии с 40-х гг. Был членом редколлегии журн. "Коммунист", "Проблемы мира и социализма"; член редколлегии журн. "Новая и новейшая история". Зав. отделом истории междунар. коммунистич. движения ИМЭЛ при ЦК КПСС (с 1968). Ведет науч. работу гл. обр. в области науч. коммунизма, теории социалистич. революции и мирового коммунистич. движения.

Соч.: Марксизм-ленинизм о формах перехода от капитализма к социализму, М., 1956; Народная демократия - новая форма политич. организации общества, М., 1953; Что такое народная демократия, М., 1956; История Коммунистич. партии Сов. Союза, 2 изд., М., 1962 (соавтор); Коммунистич. интернационал. Краткий историч. очерк, М., 1969 (руководитель и член авторского коллектива).

СОБСТВЕННОСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОВЕСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОВЕТСКАЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ АССОЦИАЦИЯ

СОВЕ́ТСКАЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ АССОЦИА́ЦИЯ (ССА) - добровольная научно-обществ. орг-ция, объединяющая науч. коллективы и отд. ученых, работающих в области социологии (осн. в 1958). СCA работает под руководством Секции обществ. наук Президиума АН СССР. Целью ССА является содействие развитию в СССР исследований в области социологии. Ассоциация призвана решать след. осн. задачи: содействовать разработке наиболее актуальных социальных проблем в СССР; проводить совещания и симпозиумы; содействовать изданию науч. трудов своих членов; информировать их о сов. и зарубежных социологич. исследованиях; развивать междунар. связи. Высшим органом ССА является Общее собрание, проводимое не реже 1 раза в 4 года, избирающее Правление ССА. Правление созывается не реже одного раза в год, оно избирает на 4 года Президиум ССА, к-рый руководит работой ССА в период между заседаниями Правления. ССА организует отделения в союзных республиках и крупных науч. центрах, имеющих более 100 членов ССА. В составе ССА организовано 26 проблемных секций: по изучению социальной структуры сов. общества, социологич. проблемам труда, градостроительства и архитектуры, села, демографии, науки, семьи и быта, внерабочего и свободного времени, социальной психологии, по методике и технике социологич. исследований, количеств. методам в социологии, теории и методологии социологии, исследованию обществ. мнения, средств массовой информации и эффективности идеологич. работы, по социологии политики, права, междунар. отношений, по социальным проблемам молодежи, образования, искусства и культуры, театра и др. Ассоциация регулярно проводит симпозиумы: напр., по социальным проблемам семьи и брака (Вильнюс, янв. 1967); по количеств. методам в социологии (Сухуми, апр. 1967), по структурно-функциональному методу (Тарту, март 1968). ССА издает сб. "Социальные исследования" и "Информационный бюллетень ССА". Председатель ССА - Г. В. Осипов (с 1965), зам. председателя - В. Ж. Келле, Ю. А. Замошкин, В. Н. Кудрявцев, Б. Ц. Урланис, А. Г. Харчев, В. Н. Шубкин, В. А. Ядов.

О. Кордобовский. Москва.

СОВИ

СОВИ (Sauvy), Альфред (р. 31 окт. 1898) - франц. социолог, демограф и экономист. В 1946 организовал нац. ин-т демографич. исследований, к-рым руководил до 1963, и одновременно был редактором журн. "Population"; с 1959 возглавил кафедру демографии Коллеж де Франс. С. - почетный президент Междунар. демографич. союза.

Исследуя демографич. процессы, С. обращал гл. внимание на проблемы относит. самостоятельности демографич. процессов и их влияние на обществ. развитие; воздействие технич. прогресса, в частности автоматизации, на население; соотношение экономич. и демографич. инвестиций, особенно в развивающихся странах Азии, Африки и Лат. Америки; постарение населения, взаимоотношения поколений и роль молодежи в обществе; демографич. последствия войн и др. С. выступает решит. противником мальтузианства. Осн. теоретич. взгляды развиты С. в работе "Общая теория народонаселения" ("Théorie générale de la population", v. 1-2, P., 1952-54). С. подверг критике неомальтузианское истолкование "оптимума населения", подчеркивая зависимость самого определения оптимума от социально-экономич. строя общества. Для С. характерен историч. подход к демографич. процессам. Демография у С. - это "очеловеченная" политич. экономия и социология.

Политич. взгляды С. наиболее полно изложены им в кн. "План Сови" ("Le plan Sauvy", P., 1960), к-рая содержит программу демократических преобразований и структурных реформ социально-экономич. строя Франции. С. выступает сторонником мирного сосуществования двух систем, разоружения, экономич. и науч. сотрудничества между Францией и СССР. В кн. "От Мальтуса до Мао Цзэ-дуна" ("De Malthus à Мао Tsüe Toung", P., 1958) и "Мальтус и два Маркса" ("Malthus et les deux Marxs", P., 1963) С. отмечает положит. значение марксистской критики мальтузианства; однако наряду со справедливой критикой по адресу догматич. извращений марксизма, в этих книгах дает себя знать типичное для реформистов непонимание и одностороннее истолкование марксизма.

В кн. "Мифология нашего времени" ("Mythologie de notre temps", P., 1965) С. показывает, что социальные предрассудки и экономич. догмы в совр. капиталистич. обществе препятствуют рациональному решению проблем (образования, занятости, жилищного строительства и т.д.) и порождают иллюзии о последствиях научно-технич. революции, в частности опасения массовой безработицы в результате автоматизации. С. считает, что технич. прогресс в целом увеличивает потребности в рабочей силе и занятость населения. Он осуждает "мальтузианский культ богатства", воплощенного в наличных материальных ценностях, во имя подлинного богатства нации, заключенного во всестороннем развитии человеч. личности.

Соч.: L'Europe et sa populations, P., [1954]; L'opinion publique, P., 1956; La nature sociale, P., 1957; La montée des jeunes, P., 1959; La bureaucratie, 2 éd., P., 1961; Les limites de la vie humaine, P., [1961]; La prévention des naissances, P., 1962; Histoire économique de la France entre les deux guerres, [v. 1, P., 1965]; в рус. пер. - Отношение между демографией и социальными науками в капиталистич. странах, "ВФ", 1957, No 6; Постарение населения и омоложение обществ. институтов, в кн.: Какое будущее ожидает человечество?, Прага, 1964.

Лит.: Марксистская и бурж. социология сегодня, М., 1964, с. 7-60.

Э. Араб-оглы. Москва.

СОВМЕСТИМОСТЬ

СОВМЕСТИМОСТЬ - свойство дедуктивных (в частности, формальных) теорий и отд. их предложений (соответственно формул) или множеств предложений (формул). Предложение дедуктивной теории наз. совместимым с постулатами (аксиомами и правилами вывода) этой теории, если с присоединением этого предложения к постулатам данной теории сохраняется ее непротиворечивость. (Строго говоря, в этом определении молчаливо подразумевается непротиворечивость исходной системы постулатов; условие это, впрочем, нужно лишь для удобства и естественности дальнейших определений; вопрос о том, считать ли любое предложение совместимым или, наоборот, несовместимым с противоречивой системой постулатов, принципиального значения не имеет). С. системы предложений - это попросту С. их конъюнкции; С. всей теории в целом - это, в соответствии с данным выше определением С. предложения, непротиворечивость конъюнкции всех аксиом (при фиксированных правилах вывода), т.е. С. относительно пустой совокупности аксиом. (Именно здесь нужна сделанная выше оговорка о понимании термина "С." по отношению к непротиворечивой системе постулатов.) Т.о., если пренебречь нек-рым психологич. и формально-грамматич. (в рус. яз.) различием, термины "непротиворечивость" и "С." являются синонимами. В англ. языке для обоих этих понятий вообще используется один и тот же термин "consistency".

Обычно говорят просто о С. аксиом, что не совсем точно, поскольку решение вопроса о С. того или иного предложения зависит, вообще говоря, от используемых в рассматриваемой системе правил вывода. Так, предложение ∀nР(n), совместимое в непротиворечивой, но ω-противоречивой (см. Непротиворечивость) системе, правилами вывода к-рой являются modus ponens и правила подстановки, с предложениями Р(0), Ρ(1), Ρ(2), ..., Р(n) (для любого n), оказывается несовместимым с ними, если расширить эту систему за счет присоединения правила бесконечной индукции.

Лит. см. при ст. Непротиворечивость.

Ю. Гастев. Москва.

СОЕДИНЕННЫЙ МЕТОД СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ

СОЕДИНЕ́ННЫЙ МЕ́ТОД СХО́ДСТВА И РАЗЛИЧИЯ - см. Методы исследования причинных связей.

СОЕДИНИТЕЛЬНО-РАЗДЕЛИТЕЛЬНОЕ СУЖДЕНИЕ

СОЕДИНИТЕЛЬНО-РАЗДЕЛИТЕЛЬНОЕ СУЖДЕ́НИЕ - см. Разделительное суждение.

СОЗЕРЦАНИЕ

СОЗЕРЦАНИЕ - чувств. ступень познания (см. Отражение, Теория познания). В филос. традиции можно выделить два осн. понимания С., причем оба они непосредственно связаны с понятием интуиции (что выражено в лат. и нем. языках - лат. intuitio, нем. Anschauung). Первое из этих пониманий восходит к Платону, у к-рого С. выступало как внечувств. познание идей и составляло основу познания "по истине". Второе понимание связано с именем Канта, к-рый противопоставлял С. как мышлению, так и ощущению и трактовал его как представление о единичном предмете, к-рое должно подвергаться в познании категориальной переработке. Шопенгауэр, полемизируя с Кантом, приписывает С. неосознаваемое интеллектуальное содержание и считает С. "первичным" представлением, а понятие - "вторичным". В феноменологии Гуссерля рассматриваются оба вида С. - "эмпирич." С. (сознание об индивидуальном предмете) и "эйдетическое" С., предметом к-рого является сущность ("эйдос"), В трактовке эйдетического созерцания Гуссерль продолжает линию Платона. См. также Интуиция, Непосредственное знание и лит. при этих статьях.

СОЗНАНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ И СТИХИЙНОСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СОКОЛОВ

Василий Васильевич (р. 15 авг. 1919) - сов. философ, д-р филос. наук (1962), профессор (1963). Член КПСС с 1944. Окончил филос. ф-т МГУ (1943) и аспирантуру там же (1946). Преподает философию с 1944. Область науч. интересов - история домарксистской зап. философии, в последние годы методология истории философии, филос. антропология. Редактор-составитель изд. "Антология мировой филос. мысли" (т. 1, ч. 1-2), а также трудов Декарта, Спинозы, Гоббса.

Соч.: Философия Ренэ Декарта, предисл. в кн.: Декарт Р., Избр. произв., М., 1950; Вольтер. (Обществ.-политич., филос. и социологич. воззрения), М., 1956; Античная философия, М., 1958; Философия Гегеля, М., 1959; Бертран Рассел как историк философии, "ВФ", 1960, No 9; Фрэнсис Бэкон - философ-новатор своей эпохи, "ВФ", 1961, No 4; Очерки философии эпохи Возрождения, М., 1962; Филос. система Томаса Гоббса, вступ. ст. в кн.: Гоббс Т., Избр. произв., М., 1964; Философия Спинозы и современность, М., 1964; Предшественники науч. коммунизма, М., 1965; Партийность и историзм в истории философии, "ВФ", 1968, No 4; Философия древности и средневековья, вступ. ст. в кн.: Антологии мировой философии, т. 1, М., 1969.

СОКРАТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница