Приглашаем посетить сайт

История (history.niv.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
СЛУЧАЙНОСТЬ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

СЛУЧАЙНОСТЬ

СЛУЧАЙНОСТЬ - тип связи, определяемый внешними, побочными для данного явления, процесса, причинами. Случайные связи характеризуются неустойчивым, временным характером, относит. безразличием к форме своего проявления, неопределенностью возникновения в пространстве и времени. Категория С. соотносительна с категорией необходимости.

Осн. борьба в понимании С. в философии происходила и происходит между детерминизмом и индетерминизмом, причем водораздел между ними лежит в понимании связи С. с причинностью. Метафизич. детерминисты понимали С. как явление, причина к-рого неизвестна; когда же причина познается, "мнимая" С. исчезает и все оказывается необходимым. Родоначальником такой т. зр. является Демокрит (см. "Материалисты древней Греции", М., 1955, с. 69). В новое время ее разделяли Спиноза (см. "Этика", М.-Л., 1932, с. 23), Гольбах (см. "Система природы", М., 1940, с. 44-45), Л. Бюхнер (см. "Сила и материя", СПБ, 1907, с. 129) и др. Отрицание объективного существования С. характерно и для линии агностицизма (Юм, Кант), хотя он, естественно, опирался на иные основания.

Понимание С. как результата незнания из философии широко проникло в естествознание, где его разделяли Галилей, Гюйгенс, Д. Бернулли и особенно Лаплас, утверждавший, что "среди бесконечного разнообразия явлений, беспредельно следующих одно за другим..., кривая, описанная легким атомом, который как бы случайно носится ветром, направлена столь же точно, как и орбиты планет" ("Изложение системы мира", СПБ, 1861,с. 175). Несостоятельность механистич. понимания С. была показана Энгельсом (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 20, с. 532-36).

Своеобразной реакцией на такое механистич. понимание С., низводящее личность до уровня простого механизма, явилась т. зр. индетерминизма, согласно к-рой в мире есть только С. Этот взгляд развивался особенно в тех системах, в к-рых значит. место занимали этич. проблемы. Напр., Эпикур считал, что лучше находиться во власти случая, чем быть рабом слепой необходимости. Аналогичную позицию занимал Гельвеций, а в новейшее время Бутру построил на этих основаниях т.н. "философию С.".

От метафизич. противопоставления С. и необходимости первым в истории философии отказался Гегель (хотя элементы такого подхода были уже у Аристотеля; см., напр., "Об истолковании", СПБ, 1891, с. 30). Согласно Гегелю, нечто становится случайным не в силу беспричинности, а потому, что оно не может быть объяснено из самого себя; поэтому С. является вполне правомерным объектом науки (см. Соч., т. 1, М.-Л., 1929, с. 245).

В совр. бурж. философии преобладает альтернативное рассмотрение С. и необходимости. Центр. место С. (под названием контингентности) занимает в неотомизме, для к-рого посюсторонний мир является контингентным, т.к. в силу своей неполноценности и ограниченности он не содержит в себе бога как чистой и абс. необходимости; поэтому контингентное не есть действительно сущее, оно есть лишь способное к действит. бытию, лишь ожидающее случая воспринять его извне. Под влиянием развития теории вероятностей распространяется т. зр., согласно к-рой законы природы и общества есть лишь вероятностные отношения, отражающие господство в мире С. (неопозитивизм).

Диалектич. материализм в трактовке С. опирается как на достижения филос. мысли (особенно диалектику Гегеля), так и на успехи естеств. и обществ. наук. Уже в сер. 19 в. теория вероятностей показала объективный характер статистич. закономерностей; в теории Дарвина С. использовалась для объяснения биологич. эволюции; статистич. термодинамика начала изучение тепловых процессов, трактуемых как хаотич., случайное движение молекул; наконец, развитие обществ. наук показало, с одной стороны, огромную роль С. в историч. процессе, а с другой - причинную обусловленность случайных явлений.

В основе диалектико-материалистич. понимания С. лежит анализ характера причин, вызывающих то или иное явление. В необходимом процессе причина есть нечто внутреннее, а в случайном - нечто внешнее по отношению к нему. Поскольку каждое реальное явление порождается как внутренними, так и внешними причинами, не может быть "абсолютно чистой" ни необходимости, ни С. Отсюда вытекает относительность противопоставления С. и необходимости: то, что случайно в одном отношении, в одном ряду причин, оказывается необходимым в другом отношении, в другой причинной цепи. "Случайность есть нечто относительное. Она является лишь в точке пересечения необходимых процессов" (Плеханов Г. В., Избр. филос. произв., т. 2, 1956, с. 323). Обладая объективным существованием, С. не есть результат нашего незнания. Т. к. возникновение каждого явления зависит от множества факторов, причин, условий, их перекрещивающееся действие приводит к тому, что явление может реализовываться по мн. вариантам, причем в каждом случае превращение возможности в действительность включает в себя как закономерное, так и случайное. Поэтому действительность как реализованная возможность обладает множеством случайных черт, а каждая конкретная реализация возможности объективно выступает как С.

Случайное и необходимое диалектически сплетены в каждом единичном явлении, но доминировать в нем может либо одно, либо другое. Напр., в броуновском движении доминирует С., хотя движение каждой частицы строго детерминировано; здесь необходимость выступает в форме статистич. закономерности. Наоборот, в тех единичных явлениях, возникновение к-рых обусловлено внутр. причинами, доминирует необходимость, а С. - лишь форма их существования, "дополнение и форма проявления" необходимости (см. Ф. Энгельс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Избр. письма, 1947, с. 470).

По типу связи с необходимостью С. можно разделить на "ч и с т у ю" (к-рая не связана с данным процессом развития, а вторгается в него извне), к-рую Плеханов называл С. второй степени, приводя в пример появление европейцев в Америке и истребление там коренного населения (см. Избр. филос. произв., т. 2, 1956, с. 323), и "в н у т р е н н ю ю", когда С. выступает как адекватная форма воплощения данной необходимости (примером таких С. является формирование необходимых признаков в биологич. эволюции в результате случайных мутаций и их последующего закрепления).

Утверждение коммунистич. обществ. строя ведет к тому, что влияние С. на практич. деятельность людей сводится к минимуму. Однако это не значит, что при коммунизме в обществ. развитии полностью исключается С.; случайные явления сохраняются и должны учитываться и регулироваться обществом.

Несостоятельной является формула "Наука враг С.", провозглашенная на сессии ВАСХНИЛ (1948) и основанная на непонимании того, что необходимость проявляется через С. Конечно, наука не останавливается на С., а стремится познать закономерность, необходимость. Но, признавая объективное существование С., надо признать и необходимость ее изучения. Случайные явления и процессы составляют спец. предмет исследования ряда совр. наук, в т.ч. физики, биологии, социологии и др. Такие разделы совр. математики, как теория вероятностей, теория случайных функций, теория стохастич. процессов, целиком посвящены изучению количеств. характеристик С.

Лит.: Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, Соч., 4 изд., т. 14, с. 141-50; Пилипенко Н. В., Необходимость и С., М., 1965. См. также лит. при ст. Необходимость, Закон, Статистические и динамические закономерности.

О. Яхот. Москва.

В начало энциклопедии