Приглашаем посетить сайт

Кулинария (povar.modnaya.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
Статьи на букву "Ф" (часть 3, "ФИН"-"ФОХ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ф" (часть 3, "ФИН"-"ФОХ")

ФИНИТИЗМ

ФИНИТИЗМ - одна из осн. логико-матем. концепций, согласно к-рой в содержательных рассуждениях, имеющих целью обоснование логических и матем. теорий, допускаются лишь т.н. ф и н и т н ы е ("конечные") средства, не использующие абстракции актуальной бесконечности и тем самым в известном смысле бесспорные; в явном виде выдвинута нем. математиком Д. Гильбертом. См. Метатеория, Метод аксиоматический, формализм.

ФИНКЕЛЬСТАЙН

ФИНКЕЛЬСТАЙН (Finkelstein), Сидни (род. 1909) - амер. критик-марксист, искусствовед, эстетик. Учился на ф-тах англо-амер. лит-ры Колумбийского и Нью-Йоркского ун-тов. Магистр изящных иск-в (с 1955): дисс. "Ранний Пикассо (1900-1905)". В своих работах по истории и теории иск-ва разрабатывает с марксистских позиций проблемы реализма и народности в иск-ве, обществ. роли иск-ва, специфич. особенностей иск-ва как формы обществ. сознания, взаимосвязи различных видов иск-ва (музыки, живописи, лит-ры), дает критич. анализ фрейдистских и экзистенциалистских идей в амер. иск-ве и лит-ре. Ряд работ Ф. опубликован в сов. журн. "Искусство", "Сов. музыка" и др.

Соч.: Art and society, N. Y., 1947; Jazz: a people's music, Ν Υ., 1948; How music expresses ideas, N. Y.. 1952; Composer and nation, N. Y., 1962; в рус. пер. - Реализм в иск-ве, М., 1956; Экзистенциализм и проблема отчуждения в американской лит-ре, М., 1967.

Г. Пузис. Москва.

ФИНЛЯНДСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФИРДОУСИ

Абул Касим (р. между 934-941 - ум. ок. 1020) - поэт и мыслитель, классик персидской и таджикской литературы, автор эпич. поэмы "Шахнаме" ("Книга о царях"). В монументальной (120 тыс. стихотворных строк) поэме Ф. излагается история Ирана с древних времен до завоевания его арабами. Исследователи "Шахнаме" (И. С. Брагинский, А. М. Богоутдинов, Е. Э. Бертельс, Μ. Η. Османов) отмечают в поэме две тенденции. Одна из них - защита абс. монархии, восхваление военной элиты, культ силы - сближает Ф. с феод. аристократией. Идеалом правителя для Ф. является умный, смелый и справедливый монарх, способный победить многочисл. врагов Ирана и создать сильное процветающее гос-во. В процессе работы над поэмой (к-рой Ф. отдал 35 лет жизни) в его мировоззрении все более проступает и другая, народная тенденция; Ф. приветствует, в частности, идеи маздакизма об имуществ. равенстве.

В собственно филос. плане Ф. отличает необычный для его времени рационализм. В эпоху неограниченного влияния ислама Ф. поставил разум, знание выше веры. Разум, по Ф., есть основа человеч. морали и гарантия справедливости правителей: "И тот, в ком светоч разума горит, дурных деяний в мире не свершит" (цит. по кн.: Османов Μ. Η., Фирдоуси, жизнь и творчество, М., 1959, с. 84). Огромную роль наряду с разумом Ф. отводит воспитанию: "...Познанье выше имени и званья, и выше свойств врожденных - воспитанье. Коль в воспитаньи сил не оберут, врожденные достоинства замрут" (там же, с. 82).

Через всю поэму Ф. проходит идея зороастризма о борьбе двух противоположных начал: Ормузда, олицетворяющего свет, добро, и Ахримана (темные силы, зло). Исход борьбы, изображаемой Ф. в различных художеств, формах, решается в пользу Ормузда; это не означает уничтожения зла: Ахриман бессмертен, и вечно продолжается борьба между добром и злом.

В эпоху, когда гос-во Саманидов, пережив период расцвета, клонилось к упадку, поэма Ф. призывала к прекращению феод, междоусобиц и объединению народа для борьбы с завоевателями.

Соч.: Шахнаме, т. 1-10, Тегеран, 1934-36; Шохнома, ч. 1-6, Душанбе, 1964-65; в рус. пер.: Шахнаме, т. 1-7, М., 1960-69.

Лит.: Фердовси. [Сб.], Л., 1934; Бертелье Е. Э., Избр. труды, т. 1, М., 1960; Богоутдинов А. М., Очерки по истории таджик, философии, Душанбе, 1961.

А. Джахид. Душанбе.

ФИХТЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФИЧИНО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФИШЕР КУНО

ФИШЕР Куно (Fischer), (23 июля 1824 - 5 июля 1907) - нем. историк философии, гегельянец. Изучал философию и филологию в ун-тах Лейпцига и Галле. В 1850-53 - приват-доцент в Гейдельберге; в 1855-71 читал курс лекций по философии в Неясном ун-те, с 1872 по 1906 - проф. ун-та в Гейдельберге. Гл. произв. Ф., ставшее делом всей его жизни, - "История новой философии" (Bd 1-6, Münch., 1852-77; наиболее полное рус. изд., т. 1-8, СПБ, 1901-09, 1 т. - Декарт, 2 т. - Спиноза, 3 т. - Лейбниц, 4 и 5 тт. - Кант, 6 т. - Фихте, 7 т. - Шеллинг, 8 т. - в двух частях - Гегель) - фундаментальный труд, содержащий обстоят. очерк учений выдающихся представителей зап.-европ. философии, а также огромный фактич. материал об их жизни и деятельности. В гегелевском духе Ф. рассматривает историю философии как саморазвитие идей, подчиненное своим имманентным законам, причем каждая послед. система оказывается логич. развитием предшествующей. Большое значение Ф. придает выяснению связи рассматриваемой филос. системы с личностью ее творца. Ф. является автором ряда работ по истории литературы (о Гёте, Лессинге, Шиллере, Шекспире).

Соч.: De Parmenide Platonico, Stuttg., 1851; System der Logik und Metaphysik, 3 Aufl., Hdlb., 1909; в рус. пер. - Реальная философия и ее век. Франциск Бэкон Веруламский, 2 изд., СПБ, 1870; Публичные лекции о Шиллере, М., 1890; О свободе человека, СПБ, 1900; Воля и рассудок, СПБ, 1909.

Лит.: Ленин В. И., Филос. тетради, Соч., 4 изд., т. 38, с. 167; Trendelenburg Α., К. Fischer und sein Kant, Lpz., 1869; Windelband W., K. Fischer, Hdlb., 1907; Traumann Ε., Κ. Fischer. Ein Nachtrag, Hdlb., 1907; K. Fischer. Zu seinem 100. Geburtstag am 23.7. 1924, "Hellweg", 1924, Bd 4.

Б. Мееровский. Москва.

ФИШЕР ФРИДРИХ ТЕОДОР

ФИШЕР Фридрих Теодор (Vischer), (30 июня 1807 - 14 сент. 1887) - нем. философ-эстетик, критик, писатель ("Критические прогулки", пародии на "Фауста", трагикомич. роман "Еще один" и др.). С 1844 - проф. эстетики и лит-ры в ун-тах Тюбингена, позднее Цюриха, Штутгарта и др. Будучи депутатом нац. собрания в 1848, принадлежал к умеренно-республ. крылу либералов; в дальнейшем стал монархистом. Автор курса лекций по эстетике ("Ästhetik oder Wissenschaft des Schönen", Tl 1-3, Stuttg. - [u. a.], 1846-58; 2 Aufl., Münch., 1922-23), в к-ром он отождествлял эстетику с философией иск-ва и выступал как эпигон гегелевской школы, эклектически сочетая идеи Шеллинга и Гегеля с дуалистич. воззрением Канта, а также нек-рыми положениями Фейербаха и позитивистов. Представив в законченной общедоступной системе (см. К. Маркс, в журн.: "Вопр. лит-ры", 1966, No 5, с. 170) спекулятивную нем. идеалистич. эстетику, Ф. оказал значит. влияние на академич. эстетику конца 19 - нач. 20 вв., а также на эстетику неогегельянства. Эстетич. идеи Ф. были подвергнуты критике Чернышевским (см. Полн. собр. соч., т. 2, 1949, с. 265) и Марксом.

Г. Пузис. Москва.

Эстетика Ф. отмечена печатью внутр. расколотости. Опираясь не столько на лекции по "Эстетике" Гегеля, сколько на его "Феноменологию духа" (см. Н. Glockner, Fr. Th. Vischers Ästhetik in ihrem Verhältnis zu Hegels Phänomenologie des Geistes, Lpz., 1920) и повторяя мн. его формулировки (в определении прекрасного, комического и т.д.), Ф. в целом совершенно утрачивает его историзм. Гегелевская диалектич. схема ("триада") перестает быть у Ф. превращенным выражением реального историч. опыта и приобретает чисто формальный характер, а внешне "гегельянские" рассуждения скрывают по существу позитивистское мировоззрение. Тяготение Ф. к психологизму в эстетике особенно выявилось в развитой им в конце жизни теории вчувствования; отмежевываясь при этом от "ассоцианистов", Ф. считал основой эстетич. восприятия не просто ассоциацию, а суммирование "сопровождающих представлений" в сложном, многосоставном процессе (см. "Das Symbol", в кн.: "Philosophische Aufsätze E. Zeller ...gewidmet", Lpz., 1887, S. 173). В целом на фоне худож. развития сер. 19 в. эстетич. теория Ф. может быть понята как своеобразная попытка консервации классически-романтич. представлений, к-рые переплетаются у Ф. с натуралистич. тенденциями (ср. его определение "реализма" - "Kritische Gänge", neue Folge, Bd 1, Stuttg., 1860, S. 25).

Ал. В. Михайлов. Москва.

Лит.: Случевский К., Явления рус. жизни под критикой эстетики, [вып.] 2, СПБ, 1866; Лукач Г., К. Маркс и Ф. Т. Фишер, в его кн.: Лит. теории 19 в. и марксизм, М., 1937; Reich F., Die Kulturphilosophie Fr. Th. Vischers, [Lpz., 1907]; Glockner H., Fr. Th. Vischer und das 19. Jahrhundert, В., 1931; Vоlhard E., Zwischen Hegel und Hietzsche. Der Ästhetiker Fr. Th. Vischer, Frankf., 1932; Schlawe F., Fr. Th. Vischer, Stuttg., 1959.

ФЛАГЕЛЛАНСТВО

ФЛАГЕЛЛА́НСТВО (от лат. flagellans - бичующий) - ср.-век.религ. движение сектантского характера, представители к-рого подвергали себя публичному самобичеванию. Было распространено в Зап. Европе в 13, 14 и отчасти 15 вв. Выпады против церкви и клира со стороны флагеллантов привели к осуждению Ф. папой Климентом VI в 1349.

ФЛОРЕНСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФЛЮЭЛЛИНГ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФОГАРАШИ

ФО́ГАРАШИ (Fogarasi), Бела (1891 - 28 апр. 1959) - венг. философ-марксист, общественный деятель. Активный деятель Венгерской советской республики 1919. После ее поражения Ф. покинул родину и жил в СССР до 1945. После 1945 был вице-президентом Венг. АН, директором Ин-та философии Венг. АН, членом ЦК Венг. социалистич. рабочей партии. В центре его науч. деятельности - разработка проблем диалектич. логики.

Соч.: Az itélet voluntarisztirus elmélete, Bdpst., 1913, Bevezetés a marxi filozófiába, Bécs, 1921, Dialektik und Sozialdemokratie, [u.о.], 1931; Der reaktionäre Idealismus, [u.о.], 1931; Tudomány és demokrácia, Bdpst., 1948; Az ellentétek egysége, Bdpst., 1949; Tudomány és szocializmus, Β., 1956; в рус. пер.: Герм. фашизм - враг культуры, Μ., 1942, Логика, Μ., 1959.

ФОГТ

К. - см. Фохт.

ФОЛЬКЕЛЬТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФОМА АКВИНСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФОМА КЕМПИЙСКИЙ

ФОМА КЕМПИЙСКИЙ (Thomas a Kempis), Томас Хемеркен, Хеммерлейн или M а л л е о л у с (ок. 1380 - 25июля 1471) - религ. мыслитель. С годов учения в школе в Девентере близок к нем.-нидерл. предреформац. течению "Братьев общей жизни" ("Fratres communis vitae") и "Современного благочестия" ("Devotio moderna"), лояльным по отношению к католич. церкви, но противопоставлявшим формализованной церк.-орденской набожности уединенное самоуглубление и моральное самоусовершенствование личности. С 1406 Ф. К. вступил в монастырь на горе св. Агнесы близ Зволле (Нидерланды); умер помощником приора. По-видимому, Ф. К. принадлежит трактат "О подражании Христу" ("De imitatione Christi"), к-рый получил распространение ок. 1418 анонимно, в соответствии с принципом, выраженным в самой книге: "Не спрашивай, кто сказал, но направь внимание на то, что сказано" (кн. 1, гл. 5, 1). Полемика об авторстве началась в 17 в. и затихает лишь в наше время; трактат приписывали Иннокентию III, Бонавентуре, Ж. Герсону и др. Однако он по настроению и насыщенному германизмами языку близок к др. соч. Ф. К. И здесь мы встречаем тихое и сдержанное, но решит. отклонение внешних религ. "заслуг" (напр., паломничеств), а также схоластич. авторитетов (см. тамже). Трактат далек и от неоплатонич. спекуляции в духе Экхарта; в противовес ей он возвращается к типу мистики, известному по соч. Бернара Клервоского, но заменяет пыл последнего ровным, размеренным, меланхоличным умилением. "О подражании Христу" - одна из вех на пути, ведущем от "умного делания" православных исихастов через его сентиментализацию в духе бюргерского мироощущения к пиетизму и др. созерцат.-религ. кружкам 17-18 вв. Книга выдержала более 2000 изданий, была переведена на все языки христ. народов и получила межвероисповедное распространение (с 18 в. - в греч. и рус. православных кругах).

Соч.: Opera omnia, ed. M. J. Pohl, v. 1-7, Freiburg, 1962-10; в рус. пер. - О подражании Христу, 7 изд., кн. 1-4, СПБ, 1898.

Лит.: Кettlewell S., Thomas a Kempis and the Brothers of the common life, v. 1-2, L., 1882.

С. Аверинцев. Москва.

ФОМИНА

Вера Александровна [р. 19 февр. (4 марта) 1906] - сов. философ, доктор филос. наук (с 1950), профессор (с 1950). Член КПСС с 1926. Окончила Ин-т Красной профессуры философии (1936). С 1933 ведет науч.-педагогич. работу. С 1949 преподает на филос. фак-те МГУ. Область научн. деятельности - история рус. и марксистско-ленинской философии, историч. материализм и науч. коммунизм.

Соч.: Г. В. Плеханов "Социализм и политич. борьба". "Наши разногласия". [Рец.], "ПЗМ", 1939, No 4; Работа В. И. Ленина "Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов?", М., 1951; Базис и надстройка, М., 1953; Филос. взгляды Г. В. Плеханова, М., 1955; Из неопубл. писем Г. В. Плеханова Н. А. Рубакину (1909-1916), "ВФ", 1959, No 9; Обществ. сознание и закономерности его развития, М., 1960; Филос. и социологич. взгляды народничества, в кн.: История философии, т. 4, М., 1959, с. 31-42; Мировая система социализма и ее осн. закономерности, в сб.: Нек-рые актуальные вопросы марксистско-ленинской теории, М., 1963; Историч. материализм, М., 1963 (совм. с Г. М. Андреевой).

ФОНТЕНЕЛЬ

ФОНТЕНЕЛЬ (Fontenelle), Бернар Л е Б о в ь е де (11 февр. 1657 - 9 янв. 1757) - франц. писатель и философ; с 1691 член Франц. академии, в 1699-1740 - постоянный секретарь АН. Племянник Корнеля, Ф. сыграл видную роль как критик классицизма. Провозгласил идею восходящего развития культуры, обусловленного накоплением знаний и совершенствованием разума. В духе Ф. Бэкона и Декарта рассматривал науку и обусловленный ею технич. прогресс как источник благосостояния и счастья народов. Перед историками Ф. ставил задачу рассказывать гл. обр. о духе и нравах народов, о переворотах в "мнениях".

Ф. примыкал к материалистич. направлению картезианства, соединяя его с гелиоцентрич. системой Коперника и учением Бруно о бесконечности Вселенной и множественности миров, населенных живыми разумными существами ("Разговоры о множестве миров", Р., 1686, рус. пер., СПБ, 1740). В полемике с Мальбраншем Ф. выступил против окказионализма. Непосредственно критикуя язычество, Ф. в сущности выступал против всякой религии, истолковываемой им как результат обмана невежеств. людей мошенниками-жрецами. В анонимных работах 30-40-х гг. 18 в. Ф. опровергал учение о свободе воли, бессмертии души, врожденных идеях, доказывая, что все идеи возникают из чувств. опыта.

Относящиеся к 17 в. работы Ф. сыграли большую роль в развитии фр. Просвещения, в свою очередь оказавшего влияние на последующую эволюцию филос. взглядов Ф.

Соч.: Oeuvres, t. 1-8, P., 1790-92; то же, t. 1-3, P., 1818; Textes choisis et commentés par E. Faguet, P., 1912; в рус. пер. - Разговоры в царстве мертвых древних и новейших лиц, СПБ, 1821.

Лит.: Быховский Б., Философия Декарта, М.-Л., 1940, с. 146-48; История философии, т. 2, М., 1941, 145-47; Labоrde-Мilаá Α., Fontenelle, P., 1905; Carré J. R., La philosophie de Fontenelle ou le sourire de la raison, P., 1932; Gregoire F., Fontenelle. Une "philosophie" desabusée, Nancy, 1947 (Diss.); Cosentini J. W., Fontenelle's art of dialogue, N. Y., 1952; Marsak L. M., B. de Fontenelle, Phil., 1959.

В. Кузнецов. Москва.

ФОРЛЕНДЕР

ФОРЛЕНДЕР (Vorländer), Карл (2 янв. 1860 - 6 дек. 1928) - нем. философ, социал-демократ, представитель марбургской школы неокантианства, теоретик этического социализма. Исследовал Канта, в частности проблему формализма его этики. Известен своей интерпретацией кантианской этики, рассматривающей человека как самоцель, в качестве теоретич. обоснования социализма (см. "Кант и социализм. Обзор новейших теоретич. течений в марксизме", М., 1906, с. 76). Рассматривая в этой связи взаимоотношение учений Канта и Маркса и исходя из того, что марксова политэкономия содержит в себе высокий нравств. пафос, "...глубокую этическую точку зрения..." ("Совр. социализм и филос. этика", М., 1907, с. 7), Ф. заменяет исторический материализм неокантианским этич. социализмом под лозунгом "Вперед с Марксом и Кантом!" (см. "Кант и Маркс", СПБ, 1909, с. 38).

Соч.: Der Formalismus der Kantischen Ethik in seiner Notwendigkeit und Fruchtbarkeit, Marburg, 1893 (Diss.); Die neukantische Bewegung im Sozialismus, В., 1902; Marx und Kant, W., 1904; I. Kants Leben, 2 Aufl., Lpz., 1921; Kant, Schiller, Goethe, 2 Aufl., Lpz., 1923; I. Kant. Der Mann und das Werk, Bd 1-2, Lpz., 1924; Kant und Marx. Ein Beitrag zur Philosophie des Sozialismus, 2 Aufl., Tübingen, 1926; Marx, Engels und Lassalle als Philosophen, 3 Aufl., В., 1926; Von Machiavelli bis Lenin. Neuzeitliche Staats- und Gesellschaftstheorien, Lpz., 1926; Geschichte der Philosophie, Bd 1-2, Hamb., 1964; в рус. пер.: История философии, т. 1, СПБ. 1911.

Лит.: Kinkel W., К. Vorländer zum Gedächtnis, "Kantstudien", 1929, Jg 34, S. 1-5. См. также лит. при ст. Неокантианство.

А. Огурцов. Москва.

ФОРМА

ФОРМА (лат. forma) - способ организации и способ существования предмета, процесса, явления. Уже начиная с Платона в философии подчеркивается устойчивость Ф. по сравнению с веществ. содержанием и ее активность. В философии нового времени и особенно у Канта было показано не только онтологическое, но и гносеологич. значение категории Ф. как фактора организации процесса познания. У Гегеля важную роль играло различение внешней и внутр. Ф. (см. "Энциклопедия филос. наук", в кн.: Соч., т. 1, М.-Л., 1929, с. 223-26). В совр. лит-ре проблематика Ф. нередко перерастает и получает дальнейшее развитие в категории структуры. См. также Форма и содержание.

ФОРМА И СОДЕРЖАНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФОРМА ЛОГИЧЕСКАЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФОРМА ПРЕВРАЩЕННАЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФОРМАЛИЗАЦИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФОРМАЛИЗМ В ИСКУССТВЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФОРМАЛИЗМ В МАТЕМАТИКЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФОРМАЛИЗОВАННЫЙ ЯЗЫК

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФОРМАЛЬНАЯ ЛОГИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФОРМАЛЬНАЯ СИСТЕМА

ФОРМА́ЛЬНАЯ СИСТЕ́МА - неинтерпретированное исчисление, класс выражений (формул) к-рого задается обычно индуктивно - посредством задания исходных ("элементарных", или "атомарных") формул и правил образования (построения) формул, а подкласс доказуемых формул (теорем) - посредством задания системы аксиом и правил вывода (преобразования) теорем из аксиом и уже доказанных теорем. Термин "Ф. с." имеет многочисленные синонимы (иногда, впрочем, этими терминами обозначают родственные, но не совпадающие, понятия): формальная теория, формальная математика, формализм, формальное исчисление, абстрактное исчисление, синтаксическая система, аксиоматическая система, логистическая система, формальный язык, формальная логика, кодификат, дедуктивная система и др. См. Исчисление, Логика высказываний, Математическая логика, Натуральное исчисление, Предикатов исчисление, Формализованный язык.

ФОРМАЛЬНАЯ СОЦИОЛОГИЯ

ФОРМАЛЬНАЯ СОЦИОЛОГИЯ - социологич. школа в немарксистской социологии конца 19 - 1-й трети 20 вв. Главные представители: Зиммель, Визе, А. Фиркандт, Т. Литт, С. Бугле, отчасти Э. Росс, Г. Беккер и др. В противоположность историко-эволюционной социологии, к-рая пыталась дать синтетич. картину историч. развития общества, Ф. с. строится как аналитич. дисциплина. Абстрагируясь от конкретно-историч. содержания социальных явлений, изучаемого др. обществ. науками, она анализирует "чистые формы социальности", то общее, что свойственно всем обществ. явлениям: формы социального взаимодействия или социальных отношений (см. Г. Зиммель, Социальная дифференциация, пер. с нем., М., 1909, с. 5). Общество, по Визе, это не особая онтологич. реальность, существующая наряду с индивидами, а запутанная сеть отношений между людьми, подразделяющихся на социальные процессы, отношения и структуры. В филос. отношении Ф. с. опиралась на неокантианство (Зиммель и его последователи) или на феноменологию (Фиркандт). В идеологич. отношении она связана с традициями бурж. либерализма (понимание социального как совокупности межиндивидуальных отношений).

Положит. чертой Ф. с. было ее требование логич. строгости и расчлененности социологич. понятий, что особенно необходимо при построении теоретич. моделей социальных процессов. Мн. введенные ею классификации прочно вошли в социологич. теорию. Концепция Зиммеля оказала, в частности, большое влияние на исследование и теорию малых групп. Однако представление об обществе как простом сгустке межиндивидуальных отношений односторонне и имеет тенденцию к тому, чтобы редуцировать социологию к психологии. Классификация форм социального взаимодействия будет плодотворной лишь в том случае, если учитывается модификация их в зависимости от конкретно-историч. условий.

Лит.: Simmel G., Soziologie, 3 Aufl., Münch.-Lpz., 1923; Abel Th., Systematic sociology in Germany, N. Y., 1929; Wiese L. von, System der allgemeinen Soziologie, 2 Aufl., Münch., 1933; Martindale D., The nature and types of sociological theory, L., 1961; Sоrоkin P., Sociological theories of today, N. Y., [1966].

И. Кон. Ленинград.

ФОРМАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФОРМЫ ДВИЖЕНИЯ МАТЕРИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФОРСТЕР

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФОТИЙ

ФОТИЙ (Φώτιος) (р. между 810 и 828 - ум. ок. 891/7) - патриарх константинопольский (858-867, 877-886), видный визант. ученый и богослов. Происходил из высшей знати, занимал важные посты при дворе. Активная внешняя политика Ф. привела позднее к схизме - разрыву с папством (в 1054). Ф. - один из образованнейших людей своего времени, преподавал логику, диалектику, математику и богословие в Константинопольском ун-те. Добивался ограничения императ. деспотизма и повышения политич. роли столичного чиновничества, содействовал возрождению интереса к антич. науке. В его "Библиотеке" содержится характеристика нескольких сот соч. древних и раннеср.-век. авторов, часть соч. к-рых ныне потеряна.

Центр. место в учении Ф. занимала полемика с дуалистич. воззрениями павликиан. По его утверждению, вся природа сотворена богом и является благой по существу; в отличие от света, тьма является не самостоят. субстанцией, но лишь отсутствием света. Борьба между добром и злом, к-рая в изображении павликиан приобретает космич. характер, сводится Ф. к этич. противоречию в самом человеке - к борьбе двух душ в человеке: грешной и благой.

Большое значение Ф. придавал свободному разуму и критич. отношению к традиции. Признавая свободу воли, Ф. отвергал учение о предопределении как независимой от поведения человека силе. Конкретные формы политич. организации определяются, по Ф., не божеств. волей, а человеч. опытом.

Соч.: Migne, PG, v. 101-104; Bibliothèque, t. 1-4, P., 1958-65; Homilies, transl., introd. and commentary by С. A. Mango, Camb., 1958.

Лит.: Россейкин Ф. M., Первое правление Ф., патриарха константинопольского, Сергиев Посад, 1915; Каждан А. П., Социальные и политич. взгляды Ф., в сб.: Ежегодник музея истории религии и атеизма, [т.] 2, М.-Л., 1958, с. 107-36; Hergenröther J., Photius, Patriarch von Konstantinopel, Bd 1-2, Regensburg, 1867-68; Dvornik F., The patriarch Photius in the light of recent research, в кн.: Berichte zum XI. Internationalen Byzantinisten-Kongreß, Münch., 1958; Ahrweiler H., Sur la carrière de Photius avant son patriarcat, "Byzantinische Zeitschrift", 1965, Bd 58, H. 2.

А. Каждан. Москва.

ФОХТ БОРИС АЛЕКСАНДРОВИЧ

ФОХТ Борис Александрович [10(23) марта 1875 - 3 апр. 1946] - сов. философ, проф. (с 1921). Окончил естеств. отд. физико-математич. фак-та (в 1899) и историко-филологич. фак-т Моск. ун-та (в 1904). В 1904-08 учился в Марбургском ун-те у Когена и Наторпа. 40 лет (с 1904) Ф. преподавал философию, логику, антич. языки. Науч. интересы Ф. охватывали историю философии, логику, эстетику, а также педагогику, филологию. Ф. принадлежат комментированные переводы Канта (Соч., т. 2, М., 1940; его же, Соч., т. 1, М., 1963), Аристотеля ("Аналитики первая и вторая", М., 1952), Гегеля (Соч., т. 3, М., 1956) и др. Кроме изданных курсов лекций, Ф. оставил значит. рукописное наследие - исследования по различ. аспектам философии Аристотеля (в общей сложности 32 п. л.), работы о Наторпе, Кассирере и мн. др., а также монографию "История логич. рефлексии в антич. философии до сер. 5 в. до н.э." (ок. 16 п. л.).

Соч.: Памяти кн. С. Н. Трубецкого, М., 1906; Сб. речей, посвященных памяти кн. С. Н. Трубецкого, М., 1909 (соавтор); Логика. Введение в философию. История древней философии, М., 1910.

Предыдущая страница Следующая страница