Приглашаем посетить сайт

Средние века (svr-lit.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
Статьи на букву "С" (часть 1, "СА"-"СВО")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 1, "СА"-"СВО")

СΑΠАΤΑ

СΑΠА́ΤΑ (Zapata), Диего Матео (годы рождения и смерти неизв.) - исп. естествоиспытатель и врач 17-18 вв. В условиях духовного гнета католицизма и террора инквизиции отстаивал антисхоластич. естеств.-науч. идеи, в частности в соч. "Подлинная апология в защиту разумной философии медицины" ("Verdadera apologia en defensa de la medicina racional philosophica", Md, 1691). В 1697 основал в Севилье "Королевское об-во медицины и наук", вскоре закрытое по требованию церковных властей.

Соч.: Dissertación medico-theologica, Md, 1733.

СААВЕДРА ФАХАРДО

СААВЕ́ДРА ФАХА́РДО (Saavedra Fajardo), Диего (6 мая 1584 - 24 авг. 1648) - исп. философ-гуманист, историк, публицист и дипломат. Изучал право и теологию в Саламанкском ун-те (окончил в 1606). Д-р прав. Длит. время жил в Италии. Гл. труд С. Ф. - этико-политич. трактат "Идея о христианском политическом принципе, изложенная в ста притчах" ("Idea de un príncipe político christiano representada en cien empresas", Mil., 1642; посл. изд. - v. 1-3, Md, 1927) - направлен против макиавеллизма (см. Макиавелли); автор рисует в нем свой идеал основанных на принципах первонач. христианства отношений между людьми и гос-вами.

Соч.: Obras, v. 1-3, Md, 1789-90; Obras, Вibl. de Ant. Esp., v. 25, Md, 1853; Cartas (1643-1648). Colb. de docum. inéditos para la Hist. de Esp., v. 82, Md, 1884, p. 3-62, 501-57; Saavedra Fajardo. Sus pensamientos, sus poesías, sus opúsculos, precedidos de ..., por el C. de Roche y D. J. P.Tejera, Md, 1884; Corona gótica, Barcelona, 1887; Locuras de Europa, Md, 1918; República literaria, Md, 1922.

Лит.: Benito L. E., Juicio critico de las Empresas políticas de Saavedra Fajardo, Zaragoza, 1904; Cortines у Murube F., Ideas jurídicas de Saavedra Fajardo, Sevilla, 1907; Argorin, De Ganada a Castelar, Md, 1922, p. 79-136.

В. Афанасьев. Ленинград.

САБИР

Мирза Алекпер Таирзаде (1862-1911) - азерб. поэт, публицист и просветитель. Род. в г. Шемахе. Ученик и духовный преемник Ширвани, оказавшего сильное влияние на формирование революц. демократизма С. В ранний период творчества поэзия С. имела интимно-лирич. характер, а его обществ. деятельность - просветительский оттенок. Однако под влиянием революции 1905-07 он начал создавать сатирич. произведения, направленные против бурж.-помещичьего строя. С. - активный участник революц.-демократич. сатирич. журн. "Молла Насреддин". С. выступал как поэт-революционер, призывая к борьбе с эксплуататорским строем, с иранско-тур. деспотизмом, разоблачал реакц. сущность пропаганды пантюркизма и панисламизма. Творчество С. нашло широкий отклик не только в Азербайджане, но и на всем Ближнем Востоке. Его произведения переведены на рус., арм., перс. и др. языки. Сборник соч. С. вышел в Баку через год после смерти поэта под названием "Хоп-хоп наме".

Соч.: Бүтүн ' с ' рл ' ри, Бакы, 1934; Сечилмиш шеирл ' р, Бакы, 1946; Нопhопнам ' , Бакы, 1954 (Ə. Мир Əпмəдовун мүгəддəмəсилə).

САБО

СА́БО (Szabo), Эрвин (1887-1918) - венг. философ-марксист, деятель венг. рабочего движения. Наибольшее внимание С. уделял проблемам историч. материализма, допускал при этом ошибки, трактуя роль личности в духе Лаврова. В 1905 С. отошел от активного участия в рабочем движении, а в области теории стал на позиции анархо-синдикализма. В период 1-й мировой войны вновь вернулся к политич. деятельности, к-рая имела антимилитаристскую направленность.

Мн. ученики С. стали активными деятелями Коммунистич. партии Венгрии. В 1918 С. был избран почетным членом московской Социалистич. академии.

Соч.: Válogatott irásai, [Bdpst], 1958.

Лит.: История философии, т. 5, М., 1961, с. 461-63; Révai J., Szabó Ervin szerepe a munkásmozgalomban, Elöadás 1919 június 17-en; его же, Szabó Ervin helye a magyar munkásmozgalomban, в сб.: Marxismus, népìesség, magyarság, Szikra, 1955; Braun R., Szabó Ervin és a Fövárosi Könyvtár, Bdpst, 1945; Kálmán J., Szabó Ervin a szocializmus nagy tanitója, Bdpst, [1946].

САБУРОВ

Николай Иванович (1803 - г. смерти неизв.) - рус. крепостной вольнодумец, служитель Сысертского завода на Урале. В 1825 подвергся преследованию за признание естеств. равенства людей и "дерзкие" высказывания о царях. Поселянину, считал С., следует рассматривать историю со своей собств. т. зр. Главное - в уяснении "важности и пользы" трудового народа, в раскрытии того, что его мастерство было "...первым основанием общества; что его труды есть первый источник силы и богатства..." (см. Гос. архив Свердл. обл., ф. 12, оп. 1, д. 801, л. 51 об.).

Лит.: Горловский Μ. Α., Пятницкий А. Н., Из истории рабочего движения на Урале, [Свердл.], 1954.

Л. Коган. Москва.

САВИНЬИ

САВИНЬИ (Savigny), Фридрих Карл, фон (21 февр. 1779 - 25 окт. 1861) - нем. юрист, глава реакц. историч. школы права, считавшей, что право является выявлением "духа народа", почему оно и не может быть реформировано с помощью законодательства.

САВОНАРОЛА

САВОНАРО́ЛА (Savonarola), Джироламо (21 сент. 1452 - 23 мая 1498) - итал. проповедник и религ.-политич. реформатор. С 1491 - приор флорентийского монастыря Сан-Марко. Обличая в своих проповедях продажность и развращенность духовенства и папского двора, С. требовал от верующих и клира искренности и простоты; в монастыре восстановил обет нищеты. Проповеди С. послужили толчком к свержению тирании Медичи во Флоренции в 1494; по предложению С. были проведены нек-рые демократич. реформы, а также реформа нравов: у частных лиц конфисковывались предметы роскоши, книги и произв. иск-ва вольного содержания и публично сжигались на кострах. Отлученный от церкви в 1497, С. был арестован папскими агентами и после трех инквизиц. процессов казнен.

Осн. лит. наследство С. составляют: ряд богословских трактатов, опубл. при жизни политич. трактат "Об управлении Флоренцией" ("Tractato circa el reggimento e governo della città di Firenze", Florence, [1498]; nuova ed., Torino, 1954) и четыре филос. трактата, опубл. после смерти С. как единое соч. - "Краткое изложение философии, морали, логики, разделение и достоинства всех наук" ("Compendium totius philosophie ... nunc primum in lucem editum", Venetius, 1534). Придерживаясь в целом аристотелизма в интерпретации Фомы Аквинского, в учении о морали, С. приближался в то же время к идеям неоплатоников; был в тесном контакте с нек-рыми членами платоновской Академии во Флоренции (влияние Фичино и Пико делла Мирандолы на С. заметно, в частности, в его учении о свободе воли). Для понимания мировоззрения С. очень важен его предсмертный трактат - написанные в тюрьме накануне казни "Размышления о XXX псалме" ("Expositione ... sopra il psalmo. In te domine speraui", Modena, [1498]), где в полемике с эпикурейской философией сопоставляются доводы верующего и аргументы атеиста, высказывающего сомнения в бессмертии души.

Соч.: Prediche italiane ai Fiorentini, v. 1-4, Perugia-Venezia, 1930-35; Il trionfo della croce, Mil., 1939; Le lettere, Firenze, 1933; Prediche sopra l'Esodo, v. 1-2, Roma, 1955-56.

Лит.: Осокин Η. Χ., С. и Флоренция, [Каз., 1865]; Виллари П., Д. С. и его время, пер. с итал., т. 1-2, [СПБ], 1913; Ridolfi R., Vita di G. Savonarola, v. 1-2, Roma, 1952; Klein R., Le procès de Savonarole, [P., 1957]; Mounin G., Savonarole, [P.], 1960; Garin Ε., Girolamo Savonarola: Ricerche sugli seritti filosofici di Girolamo Savonarola, в его кн.: La cultura filosofica del Rinascimento italiano, Firenze, 1961, p. 183-212; Klein R., La dernière méditation de Savonarole, Bibliothèque d'Humanisme et Renaissance, t. 23, Genève, 1961, p. 441-48; Goukowski M., Réponse à M. Robert Klein, там же, t. 25, Genève, 1963, p. 222-26; Ferrara M., Bibliographie savonaroliana..., Firenze, 1958.

Л. Брагина. Москва.

САЙМОН

САЙМОН (Simon), Герберт Александр (р. 15 июня 1916) - амер. бурж. социолог, представитель политич. науки. Председатель отдела политич. и социальных наук в Иллинойсском технологич. ин-те, в последние годы - один из руководителей и проф. Высшей школы по подготовке руководящих кадров для амер. пром-сти в Технологич. ин-те Карнеги. Специалист в области организации управления, один из пионеров социального моделирования.

Работы С. представляют методологич. интерес с т. зр. использования количеств. методов в социологии, моделирования поведения людей и обществ. систем, планирования деятельности учреждений и корпораций. Согласно С., математика - это язык совр. науки, и не существует принципиальных препятствий для математич. анализа любых науч. проблем. По его мнению, применение математики в науке вызвано возрастающей сложностью науч. проблем и стремлением к точности. Дальнейшие перспективы развития обществ. наук С. прямо связывает с их формализацией и разработкой спец. математич. аппарата.

Соч.: Administrative behavior, Ν. Υ., 1947; Public administration, Ν. Υ., 1950; Models of man: social and rational, Ν. Υ., 1957; Organizations, N. Y., 1958 (соавтор); New science of management decision, N. Y., 1960; Report on a general problemsolving program, в кн.: Proc. of the Internat. Conference on information processing. Paris. June 15-20, 1959, Butterworth, 1960 (совм. с A. Newell and J. С. Shaw); The control of the mind by reality. Human cognition and problem solving, в кн.: Man and civilization: control of the mind, N. Y., 1961; Simulation of human thinking, в кн. : Management and the computer of the future, N. Y.-L., 1962.

Э. Араб-Оглы. Москва.

САКЫЗОВ

СА́КЫЗОВ (Сакъзов), Янко (1860-1941) - деятель болг. социалистич. движения, родоначальник и теоретик оппортунизма в Болгарии. Учился сначала в России, затем в Англии, Франции и Германии. В конце 80-х гг. С. стал участником возникшего тогда в Болгарии социалистич. движения. Под влиянием бернштейнианства С., отступив от теоретич. и практич. принципов марксизма, стал вождем правой фракции оппортунистич. "широко-социалистич." партии, стал приверженцем 21/2-гo Интернационала, выступал против политики БКП и сов. пути развития Болгарии.

САЛИЕВ

Азиз Абдыкасымович (р. 10 ноября 1925) - сов. философ, чл.-корр. АН Кирг. ССР (с 1954). Член КПСС с 1948. Работает над проблемами эстетики, историч. материализма, а также в области искусствоведения и лит. критики. Переводчик филос. произведений Энгельса и Ленина на кирг. язык.

Соч.: Жизнь - в стихах (Заметки об эстетич. природе поэзии), Фрунзе, 1962; Художеств. творчество и некоторые вопросы теории, "Изв. АН Кирг. ССР", 1963, т. 5, вып. 2.

САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН

Статья большая, находится на отдельной странице.

САЛЮСТИЙ

САЛЮСТИЙ (Σαλλούστιος) (4 в.) (не нужно смешивать с историком 1 в. до н.э. Саллюстием) - представитель пергамской школы неоплатонизма. Известен единств. трактатом "О богах и о мире" ("De diis et mundo", опубл. в изд. "Fragmenta philosophorum Graecorum", ed. F. W. Α. Mullach, v. 3, P., 1881, p. 30-50). Никаких биографич. сведений о С. не сохранилось. Трактат С. дает в краткой форме систематич. изложение всей системы неоплатонизма, в т.ч., конкретное разделение и видов мифологич. исследования, и самих богов. В 3-й гл. этого трактата говорится о необходимости разыскания в мифах их внутр. смысла. В 6-й гл. С. дал разделение богов на домировых и мировых. Домировые - те, которые создают сущности, ум и души (это разделение воспроизводит домировую триаду Ямвлиха - ср. Jamblichi de mysteriis liber, II, 7), мировые боги создают мир (Зевс, Посейдон, Гефест), одушевляют его (Деметра, Гера, Артемида), упорядочивают (Аполлон, Афродита, Гермес) и охраняют (Гестия, Афина, Apec). Др. боги принадлежат этим 12 основным. Остальные главы посвящены различным вопросам - о космосе (гл. 7), о душе (гл. 8), о судьбе (гл. 9), об этике (гл. 10), о политич. формах (гл. 11) и т.д.

Лит.: Passamonti Ε., La dottrina dei miti di Sallustio filolsofo neoplatonico, "Rendiconti dell' Academia nazionale dei Lincei. Cl. di scienze morali, storiche e filologiche", 1892, ser. 5, v. 1, p. 643-64; его жe, Le dottrine morali e religiosi di Sallustio filosofo neoplatonico, там же, р. 712-27; Gumont F., Salluste le philosophe, "Rev. de philologie, de littérature et l'histoire anciennes", nouv. série, 1892, t. 16, p. 49-56; Zeller E., Die Philosophie der Griechen ..., 5 Aufl., Tl 3, Abt. 2, Lpz., 1923.

А. Лосев. Москва.

САМАРИН

Статья большая, находится на отдельной странице.

САМНЕР

Статья большая, находится на отдельной странице.

САМОДВИЖЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

САМОНАБЛЮДЕНИЕ

САМОНАБЛЮДЕНИЕ (лат. introspectio - внутреннее наблюдение) - прием исследования явлений сознания, состоящий в фиксации и описании течения собств. переживаний при совершении нек-рых действий или нек-ром состоянии психики. В 19 - нач. 20 вв. С. было одним из осн. методов исследования человеч. психики (см. Психология, Интроспективная психология, Вюрцбургская школа). Как правило, в паре исследователь - испытуемый в качестве последнего выступал квалифицированный в С. человек (напр., в экспериментах вюрцбургской школы испытуемыми были О. Кюльпе, Н. Ах, А. Мессер, К. Бюлер и др.). С распространением объективных методов исследования прием С. был подвергнут критике. В наст. время С. используется как один из второстепенных приемов психологич. исследования, а его результаты служат лишь дополнением к результатам, фиксируемым при помощи объективных методов.

Лит.: Кюльпе О., Совр. психология мышления, пер. с нем., в сб.: Новые идеи в философии, No 16, СПБ, 1914; Рубинштейн С. Л., Основы общей психологии, 2 изд., М., 1946, гл. 2; Выготский Л. С., Развитие высших психич. функций, М., 1960, гл. 2; Ярошевский М. Г., История психологии, М., 1966, гл. 10; Пиаже Ж., Φресс П., Экспериментальная психология, пер. с франц., М., 1966, гл. 1-2.

Н. Алексеев. Москва.

САМООРГАНИЗУЮЩАЯСЯ СИСТЕМА

Статья большая, находится на отдельной странице.

САМОРАЗВИТИЕ

САМОРАЗВИТИЕ - см. Самодвижение.

САМОСОЗНАНИЕ

САМОСОЗНАНИЕ - осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе; С. предполагает выделение и отличение человеком самого себя, своего "Я" от всего, что его окружает. Возникновение С. связано с определ. уровнем развития сознания и является необходимым условием становления личности (подробнее см. в ст. Сознание).

САМСОН

Вилис Петрович (р. 3 дек. 1920) -сов. философ и историк, чл.-корр. АН Латв. ССР (с 1951). Чл. КПСС с 1943. Герой Сов. Союза (1945). Окончил Резекненский учительский ин-т (1940), ВПШ (1946), АОН при ЦК КПСС (1949). Был зав. кафедрой философии в респ. партшколе, преподавал философию в Латв. ун-те им. П. Стучки (1949-51). С 1960 - акад.-секретарь АН Латв. ССР. Отв. редактор издания "Литературное наследство Я. Райниса" ("Literārais Mantojums", t. 1-2, Riga, 1957-62). С. - один из авторов разделов о философии в Латвии в кн.: "История философии" (т. 2, М., 1957) и "Очерки по истории филос. и общественно-политич. мысли народов СССР" (т. 2, М., 1956). Гл. редактор "Малой Энциклопедии Латв. ССР". Работает в области истории филос. и обществ. мысли и истории революц. движения Латвии.

Соч.: Progresivās sabiedriskās in filozof iskās domas attīstība Latvija 19. gadsimta otrā pusē, "Padomju Latvijas skola", 1951, No 12; 1952, No 1, 3; Latviešu nacionalistiskā buržuazija - tautas izglītības niknākaīs ienaidnieks, там же, 1954, No 2; Общественно-филос. взгляды Я. Райниса, "Коммунист Сов. Латвии", 1955, No 9; Rainis - revolucionārs domātājs, "Изв. АН Латв. ССР", 1965, No 10 (219).

САНКХЬЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

"САНКХЬЯ-КАРИКА"

"СА́НКХЬЯ-КАРИКА" - один из осн. лит. источников древнейшей школы индийской философии санкхья. Автором "С.-к." считается мудрец Ишвара Кришна (4-5 вв.). "С.-к." состоит из 72 двустиший, в лапидарной форме излагающих осн. положения учения санкхьи.

Лит.: Радхакришнан С., Индийская философия, пер. с англ., т. 2, М., 1957.

САНС ДЕЛЬ РИО

САНС ДЕЛЬ РИО (Sanz del Río), Хулиан (16 мая 1814 - 12 окт. 1869) - исп. философ, последователь, переводчик и пропагандист идей Краузе; вел широкую педагогич. деятельность в ун-тах Испании. Понимал философию в сократич. смысле как метод и инструмент личного совершенствования. Оказал влияние на дальнейшее развитие исп. обществ. и филос. мысли.

Соч.: Lecciones sobre el sistema de Filosofía analitica de К. Ch. F. Krause, Md, 1850; Sistema de la Filosofía. Metafísica. Primera parte. Análisis, expuesto de la obra de Krause, amplicación y corrección de la anterior, Md, 1860; Segunda parte. Síntesis, Md, 1874; El ideal de la Humanidad para la vida, Md, 1860.

Лит.: Menéndez y Pelayo, Historia de los heterodoxos españoles, Md, 1881 (lib. 8, cap. III, p. 715-46).

САНТАЯНА

Статья большая, находится на отдельной странице.

САНТО

СА́НТО (Szántó), Ладислав (р. 30 апр. 1894) - словац. марксистский публицист, акад. Чл. КПЧ. С. стал марксистом в рус. плену во время 1-й мировой войны; был лектором Интернациональной бригады в Красноярске, работал в парт. журнале венг. секции РКП(б) в Сибири "Vörös ujsàg" ("Красная газета"), издаваемом в Омске. После возвращения на родину С. публиковал в парт. журналах статьи по филос. политич., науч. и культ. вопросам.

Соч.: Osobnost' vo fašizme, socializme a l'udovej demokracii, в кн.: Kammari M., О úlohe osobnosti ν histórii, Brat., 1946; Hospodárstvo dvoch svetov. Podstata hospodárstva SSSR a USA, Brat., 1948; Vybrane state, Brat., 1958.

A. Копчок. ЧССР.

САНЧEC

СА́НЧEC (Sanches, Sánchez), Франсиско (25 июля 1551 - 1632) - испано-португальский философ и врач, знании медицины (1573). С 1602 и до конца жизни был гл. врачом госпиталя и проф. философии и медицины Тулузского ун-та. Автор ряда медицинских трудов ("Opera medica", Tolosae, 1636) и комментариев к соч. Аристотеля (в кн.: Tractatus philosophici, Roterodami, 1649).

С. считают обычно сторонником скептицизма, однако правомерность этого весьма условна. В "Трактате о весьма благородной и первой всеобщей науке, заключающейся в том, что ничто не познаваемо" ("Tractatus de multum nobili..., Lugduni, 1581, первый исп. пер. опубл. под названием "Qve nada se sabe", Md., 1924), С. утверждал, что истинная наука основана не на вере, а на опыте и заключается в абсолютном, совершенном познании вещей с помощью разума. Однако человек создать такую науку не в состоянии в силу ограниченности познания. Последняя, по С., обусловлена рядом причин. Во-первых, всякое познание основано на ощущениях, вне к-рых все смутно и неопределенно; по мере отдаления от источника ощущений наши знания лишаются ясности и точности. Во-вторых, наше познание ограничено количественно (предметы слишком мелкие или слишком крупные ускользают от органов чувств) и качественно (в силу изменчивости и др. свойств предметов и явлений). В-третьих, человек знает только то, что сделал сам и что осознал во всех связях, однако человечеством пока сделано очень мало. Вместе с тем, С. не был сторонником агностицизма. В противовес ср.-век. схоластич. философии, С. отстаивал необходимость создания новой науки и новых методов исследования природы, основанных на наблюдении и эксперименте, что сближает его с Ф. Бэконом и др. передовыми мыслителями 17 в. и позволяет считать его предшественником Декарта. С. не отрицал возможности проникновения человеч. разума в наиболее трудные для исследования области объективного мира. Он, в частности, полагал, что после того, как будет всесторонне исследован макромир, может быть начато познание микромира. С. считал, что опыт, строгая проверка результатов всякого науч. исследования и критич. оценка достигнутого предшественниками способствуют постоянному углублению познания, хотя и не могут привести к абсолютному познанию, доступному только богу.

Соч.: Opera philosophica, Coimbra, 1955.

Лит.: Александров Г., Из истории исп. философии, "ПЗМ", 1939, No 2; Gerkrath L., F. Sanchez. Ein Beitrag zur Geschichte der philosophischen Bewegungen im Anfange der neueren Zeit, W., 1860; Сazас H. P., Lieu d'origine et les dates de naissance et de mort du philosophe F. Sanchez, [s. l.], 1903; Giarratano C., Il pensiero di F. Sanchez, Napoli, 1903; Senchet E., Essai sur la méthode de F. Sanchez, P., 1904; Iriarte-Aguirre-Zabal J., Kartesischer oder Sanchezischer Zweifel?, Bonn, 1935; Brite R. О Português F. Sanchez, Lisboa, 1940; Tavares S., F. Sanchez e о problema de sue naturalidade, "Rev. portuguesa de Filosofia", Braga, 1945; Moreira de Sa Α., Sánchez em Motpellier e Toulouse, "Rumo", 1946, nov.; его же, F. Sanchez filósofo e matemátice, v. 1-2, Lisboa, 1947; Calmette J. Études médiévales, Toulouse, 1946, p. 95-123; Mоraes E. de, F. Sanchez na renescença portuguêsa, [Rio de Janeiro, 1953].

В. Афанасьев. Ленинград.

САРАБЬЯНОВ

Владимир Николаевич (7 ноября 1886 - 4 марта 1952) - сов. философ, историк и экономист, профессор. Род. в Астрахани. С 1903 - в революц. движении. До 1918 - меньшевик. С 1930 - член КПСС. Окончил юридич. фак-т Моск. ун-та по экономич. и гражд. отделениям (1911). В 1918-23 работал экономистом в Москве, в 1922-30 - в "Правде". С 1930 - в основном на преподават. работе.

Круг науч. исследований С. - проблемы диалектич. и историч. материализма, истории марксистской философии, атеизма, экономики. С. активно участвовал в филос. дискуссиях 20-30-х гг., выступал против "противопоставления мировоззрения методу", к-рый им рассматривался как "... мировоззрение... в действии" (см. "В защиту философии марксизма", 1929, с. 8); он критиковал отрыв теории от практики, формализм и схоластич. искажения марксистско-ленинской философии. Однако ряду работ С. тех лет были свойственны ошибки механистич. характера (понимание противоречий как результата "сменяющихся противоборствующих сил", противопоставление практики абстрактному мышлению, сведению производит. сил к технике и т.п.). Эти ошибочные положения работ С. были подвергнуты критике в парт. и сов. печати (см. "Механисты"). В дальнейшем, как писал сам С., он "разделался как с механицизмом, так и с идеалистическими ошибками" ("Диалектич. и историч. материализм", 1934, с. 3).

Соч.: Историч. материализм, М., 1922; Очередное извращение марксизма, М., 1924; Беседы о марксизме, М., 1925; Введение в диалектич. материализм, [X.], 1925; Кооперация в системе сов. х-ва, М.-Л., 1925; Что читать по диалектич. материализму, М., 1925; От капитализма к коммунизму, М.-Л., 1926; Осн. проблемы НЭПа, М.-Л., 1926; Итоги восстановит. периода, М.-Л., 1927; Индустриализация страны, М.-Л., 1928; В защиту философии марксизма, М.-Л., 1929; Промышленная пятилетка, [X.], 1929; Божественная "социология", X., 1930; Техникой по религии, М.-Л., 1931; Филос. учение Маркса. Хрестоматия по Плеханову, М.-Л., 1933 (составитель); Диалектич. и историч. материализм (Очерки), (М.), 1934; Религия - опиум народа, М., 1937; Архитектура и обществ. сознание, М., 1952.

Лит.: За поворот на филос. фронте. Сб. ст., М.-Л., 1931, с. 26-29; История и историки. Сб. ст., М., 1965, с. 155-60; История философии, т. 6, кн. 1, М., 1965, с. 141-42, 221, 235.

В. Клушин. Ленинград.

САРАГУЭТА

САРАГУЭТА (Zaragüeta у Bengoechea), Хуан (род. 26 января 1883) - испанский философ-неотомист, психолог и публицист. Доктор философии (1929). В 1907-27 - профессор и ректор Мадридской семинарии, в 1917-31- профессор Высшей педагогич. школы в Мадриде, в 1931-53 - проф. Мадридского ун-та (ныне заслуж. проф.), одновременно - директор Ин-та философии им. Л. Вивеса и секретарь Королевской Академии политич. и моральных наук в Мадриде. Чл. Лувенского филос. об-ва и Междунар. ин-та философии, директор Высшего ин-та философии Лувенского ун-та. Уже в ранних работах выступил как неотомист и последователь Шопенгауэра. В дальнейшем, наряду с разработкой неотомистской концепции, занимается историей философии, педагогикой, психологией. С. - составитель и осн. автор "Филос. словаря" ("Vocabulario filosófico", Md, 1955).

Соч.: Introducción general a la Filosofía, Md, 1909; Modernas orientaciones de la psicología experimental, Md, 1910; Teoria psicogénética de la voluntad, Md, 1914; Contribución del lenguaje en la filosofía de los valores, Md, 1920; La intuición en la filosofía de Henri Bergson, Md, 1941; Una introducción moderna a la filosofía escolastica, Granada, 1946; Filosofía y vida, v. 1-3, Md, 1950-54.

Лит.: Pedromo Garcia J., El pensamiento filosófico de J. Zaragüeta, "Giornale di Metafisica", 1950, anno 5, No 6, p. 663-71.

В. Афанасьев. Ленинград.

САРТР

Статья большая, находится на отдельной странице.

САТИРА

САТИРА (лат. satira) - уничтожающее осмеяние действительности, раскрывающейся в художеств. изображении как нечто превратное и внутренне несостоятельное. По классич. определению Ф. Шиллера, впервые рассмотревшего С. не как специфич. лит. жанр, а как универсальную эстетич. категорию, "в сатире действительность как некое несовершенство противополагается идеалу, как высшей реальности" ("О наивной и сентимент. поэзии", см. Статьи по эстетике, М.-Л., 1935, с. 344), причем идеал не обязательно должен высказываться непосредственно: сатирик "...борется за идеал, только не всегда его высказывая" (там же, с. 348).

Предметом С. являются не отрицат. стороны единичного реального объекта, но противоречие между идеалом и действительностью в целом; даже в эпиграмматически-афористич. форме С. всегда ориентируется на создание целостной картины превратного мира, частным рефлексом к-рого оказывается непосредств. объект сатирич. изображения.

В отличие от внехудожеств. критики и полемики, осн. методом к-рых является логич. доказательство и опровержение, отрицание действительности в С. реализуется в образной структуре, стиле, интонации произведения - как непосредственно созерцаемое саморазоблачение действительности в художеств. образе. Только таким, специфически эстетич. путем осуществляется этич. тенденция С. Идеал как постоянно опровергаемая наличной действительностью возможность лучшего вырисовывается в С. лишь из последоват. развенчания и эстетич. уничтожения несостоятельной в своих ложных притязаниях действительности. См. Комическое.

Лит.: Борев Ю. Б., С., в кн.: Теория лит-ры, [кн. 2], М., 1964, с. 363-407; Pannenborg W. Α., Ecrivains satiriques, P., 1955; Baum G., Humor und Satire in der bürgerlichen Ästhetik, В., 1959; Elliott R. С., The power of satire, Princeton, 1960; Arntzen H., Deutsche Satire im 20. Jahrhundert, в кн.: Deutsche Literatur im 20. Jahrhundert, Bd 1, Hdlb., [1961], S. 224-55; Highet G., The anatomy of satire, Princeton, 1962; Satire: theory and practice, ed. С. A. Allen, G. D. Stephens, Belmont, [1962]; Lazarowicz K., Verkehrte Welt, Tübingen, 1963.

САУТРАНТИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

СВАЧЯН

Арутюн (1831-74) - арм. просветитель и демократ, взгляды к-рого сложились под непосредств. влиянием идей Налбандяна. Газета "Мегу", основанная С. в Константинополе в 1856, в короткий срок стала одним из наиболее авторитетных органов арм. демократич. печати. На страницах "Мегу" перепечатывались наиболее важные произведения Налбандяна. В своих публицистич. статьях, печатавшихся в "Мегу", С. активно выступал против тур.-арм. вельмож и либералов, боролся за демократич. разрешение арм. вопроса, за нац. воссоединение арм. народа и его освобождение от чужеземного ига.

Лит.: Очерки по истории филос. и общественно-политич. мысли народов СССР, т. 2, М., 1956, с. 776-77.

СВЕДЕНБОРГ

СВЕДЕНБОРГ (Swedenborg), Эмануэль (29 янв. 1688 - 29 марта 1772) - швед. теософ. С 1729 - член Науч. общества в Упсала, с 1734 - почетный член Петербургской Академии наук.

В первый период своей жизни С. занимался физико-математич. науками и горным делом. В 30-х годах опубликовал ряд филос. трактатов ("Opera philosophica et mineralia", t. 1-3, Dresdae - Lipsiae, 1734; "Prodromus philosophiae ratiocinantis de infinito et causa finali creationis, deque mechanismo operationis, animae et corporis", Dresdae - Lipsiae, 1734), в к-рых пытался геометрич. путем построить систему мироздания. Эту систему он распространил и на человека ("Oeconomia Regni Animalis", pt 1-2, Londini - Amstelodami, 1740-41; "Regnum animale", Hagae, 1744).

В 40-х годах ("De cultu et amore Dei", pt 1-2, L., 1745) С. впал в мистицизм и оккультизм, объявил себя "духовидцем", призванным самим Христом дать истинное толкование Библии и основать церковь "нового Иерусалима" (см. врус. пер.: "Избр. соч.", вып. 1, Лондон, 1872; "О небесах, о мире духов и об аде", Лейпциг, 1863). Согласно С., человек по своей сути есть дух, общающийся с добрыми или злыми духами. Естеств. мир., по С., соответствует духовному, ибо естеств. мир возникает из духовного и оба они происходят из божественного.

С. до сих пор является авторитетом для спиритов (см. Спиритизм). В Англии и Сев. Америке после смерти С. образовались общины его последователей. Он оказал известное влияние на Эмерсона (см. Р. Эмерсон, Избранники человечества, [М., 1912]). Кант в работе "Грезы духовидца, поясненные грезами метафизики" (Königsberg, 1765, рус. пер., в кн.: И. Кант, Соч., т. 2, М., 1964) подверг остроумной критике мистич. вымыслы С. о возможности "общения с духами".

Соч.: Autographa [фототипич. факсимиле рукописей], t. 1-18, Holmia, 1901-16.

Лит.: Краткая биография Эм. Веденборга [Сведенбóрга], [б. м.], 1870; Zimmermann R., Kant und der Spiritismus, W., 1879; Sсhlieper H., E. Swedenborgs System der Naturphilosophie..., В., [1901] (Diss.); Hoffmann R. Α., Kant und Swedenborg, Wiesbaden, 1909; Вyse С., Swedenborg, v. 1-5, [Lausanne], 1911-13; Trobridge G. Α., Life of E. Swedenborg..., L., 1912; Lamm M. G., Swedenborg, Lpz., 1922; Block M. (Вeсk), The new church in the new world. A study of Svedenborgianism in America, N. Y., [1932]; Maltzahn Η., Ε. Swedenborg. Sein Werk, sein Weg, sein Weltbild, Lpz., 1939; Benz E., Swedenborg in Deutschland, Fr./M., 1947; Sigstedt С. О., The Swedenborg epic. The life and works of Ε. Swedenborg, Ν. Υ., 1952; Schmiele W., Skandinavische Geisteswelt. Von Swedenborg bis Niels Bohr, Darmstadt - Genf, [1954]; Hyde J., A bibliography of the works of E. Swedenborg, L., 1906.

А. Мысливченко. Москва.

СВЕТИЛИН

Александр Емельянович (1842-87) - рус. логик, проф. Петерб. духовной академии, испытал определ. влияние Линднера. Его "Учебник логики" меньше нем за полвека (1871-1916) выдержал 14 изданий и был наиболее распространенным руководством в уч. заведениях дореволюц. России. Сущность познават. деятельности человека С. сводил к двум осн. противоположным процессам: различению и отождествлению. Логику С. определял как науку о правильных способах сочетания мыслей и об общих средствах, позволяющих отличать правильное убеждение от ложного и делил на две части: чистую логику, изучающую законы и формы мышления, и п р и к л а д н у ю л о г и к у, изучающую правила приложения чистой логики к действиям мышления. Мышления законы (в традиционном формально логическом их понимании) С. считал такими началами, к-рыми определяется логич. состоятельность каждого действия мышления, в какой бы форме оно ни происходило. Закон тождества, по мнению С., относится к содержанию мыслей и требует, чтобы, принимая (отвергая) одну из неск. мыслей одинакового содержания, принимали (отвергали) и остальные. Др. словами, согласно этому закону, все, что служит доказательству (опровержению) одной мысли, служит доказательству (опровержению) всех др. мыслей, содержательно равных ей. Закон противоречия определяется С. как отрицат. форма тождества. Согласно этому закону, тождеств. мысли должны быть утверждаемы или отрицаемы все, коль скоро принята или (соответственно) отвергнута одна из них. Дополнением к закону противоречия является закон исключенного третьего. Для понимания взглядов С. на логику представляет интерес его анализ книги "Логика" М. Владиславлева (см. "Журн. М-ва нар. просвещения", 1874, No 8, 10; 1875, No 5).

Н. Кондаков. Москва.

СВЕТЛОВ

Василий Иосифович (19 авг. 1899 - 11 авг. 1955) - сов. философ, профессор (с 1939), д-р филос. наук (с 1952). Член КПСС с 1926. Окончил Академию коммунистич. воспитания (1930) и ИКП философии (1936). С 1930 преподавал историю и философию в вузах Москвы. В 1944-46 - директор Ин-та философии и одновременно зав. кафедрой истории зап.-европ. философии в МГУ, в 1946-52 - зам. министра высшего образования СССР, с 1953 - зам. директора Ин-та история искусств АН СССР. Вел науч. работу по проблемам истории античной, зап.-европ. и марксистско-ленинской философии, а также историч. материализма.

Соч.: Брак и семья при капитализме и социализме, М., 1939; Античная философия, в кн.: Краткий очерк истории философии, М., 1940; Формирование филос. взглядов Маркса и Энгельса, М., 1946; Мировоззрение Лукреция. (К двухтысячелетию со дня смерти), в кн.: Общее собрание АН СССР 15-19 января 1946 г., М.-Л., 1946; Возникновение марксизма - революц. переворот в философии, М., 1948 (совм. с Т. И. Ойзерманом).

А. Калинина. Москва.

СВИДЕРСКИЙ

Владимир Иосифович [р. 18 апр. (1 мая) 1910] - сов. философ, д-р филос. наук (с 1956), проф. (с 1956). Чл. КПСС с 1929. Окончил физич. ф-т Ленингр. ун-та (1936). Преподает философию с 1940. Зав. кафедрой философии естеств. ф-тов ЛГУ. Работает над проблемами диалектич. материализма и филос. вопросами естествознания (проблемы движения, пространства и времени, бесконечности, элементов и структуры развития и др.).

Соч.: Филос. значение пространственно-временных представлений в физике, Л., 1956; О диалектико- материалистическом понимании противоречивости бесконечности, "Вестн. ЛГУ. Сер. экономики, философии и права", 1956, вып. 1, No 5; Пространство и время, М., 1958; Противоречивость движения и ее проявления, Л., 1959; Вступ. ст. и примечания (совм. с Г. Кребером), в кн.: Лейбниц Г. и Кларк С., Полемика Г. Лейбница и С. Кларка по вопросам философии и естествознания. (1715-1716), Л., 1960; О диалектике элементов и структуры в объективном мире и в познании, М., 1962; Диалектический материализм об общих свойствах движения материи, в кн.: Философские вопросы совр. учения о движении в природе, Л., 1962; О противоречивости механического движения, "ФН" (НДВШ), 1962, No 5; Нек-рые особенности развития в объективном мире, Л., 1964; Нек-рые вопросы диалектики изменения и развития; М., 1965.

СВОБОДА

Статья большая, находится на отдельной странице.

СВОБОДА ВОЛИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

СВОБОДА ЛЮДВИГ

СВО́БОДА Людвиг (Svoboda), (р. 1 мая 1903) - чеш. философ-марксист, д-р философии, проф. филос. ф-та Карлова ун-та в Праге, чл.-корр. ЧСАН. В 30-х гг. в многочисл. рецензиях, опубликованных в журн. "Sociologická revue" ("Социологический обзор"), освещал сов. филос. мысль; он издал первую полную монографию о развитии сов. философии ("Философия в СССР" - "Filosofie v SSSR", Olomouc, 1936).

С. интересуется и филос. проблематикой культуры и искусства (см. "Studie оŠaldovi F. X.", Praha, 1947). Ему принадлежат переводы трудов В. И. Ленина на чеш. яз.: в 1933 С. перевел "Материализм и эмпириокритицизм", в 1953 - "Философские тетради".

Соч.: Marxismus-Leninismus, státní filosofie SSSR, 4 vyd., Praha, 1949; Nástin socialistické ideologie, 2 vyd., Praha, 1949.

С. Штрос. ЧССР.

СВОБОДА ЭМИЛЬ

СВО́БОДА Эмиль (Svoboda), (2 окт. 1878 - 19 авг. 1948) - чеш. философ, профессор гражд. права Карлова ун-та в Праге. В центре его внимания - этика и философия права. Взгляды С. формировались под влиянием инд. философии, франц. рационализма и мистицизма Паскаля; из соотечественников наиболее сильное воздействие на С. оказал Масарик. На этом широком и в известной степени противоречивом идейном базисе С. создал концепцию человека, в основе к-рой лежат принципы эвдемонизма. Первый этап филос. эволюции С. заканчивается переходом от мистики к атеизму, при этом сохраняется суть этич. учения Паскаля. Для второго периода характерна тенденция к марксизму, к-рый первоначально С. подвергал критике с индивидуалистич. позиций. С. приходит к оценке марксизма как единств. истинного гуманизма; в произв. "Дух социализма" ("Duch socialismu", Praha, 1948) он с позиций диалектич. материализма рассматривает ряд проблем обществ. развития. С. был одним из гл. представителей атеистич. движения "Свободная мысль" ("Volná myšlenka"), выступал как теоретик и пропагандист атеизма.

Соч.: Základní myšlenka demokracie, Praha, 1919; Náboženství, konfese, církev, Praha, 1922; Etnické a socíální základy práva občanského, Praha, 1922; Vláda v demokracii, Praha, 1924; Stezka, Praha, 1924; Člověk a společnost, Praha, 1924; Zena-člověk, Praha, 1925; Myšlenky о právu, etice a néboženství, 2 vyd., Praha, 1925; Obrana a útoky, Praha, 1926; Demokracie jako názor na život a svět, Praha, 1927; Zivot a myšlenka, Praha, 1928; Utopie, 2 vyd., Brno, 1929; Věci všední a nevšední, Praha, 1931; Na vysoké hoře, Praha, 1934; Záhady žyvota, Praha, 1941; Hledání, Praha, 1946; Lidé a skutky, 2 vyd., Praha, 1947; Duch socialismu, 4 vyd., Praha, 1950.

К Махова. ЧССР.

Предыдущая страница Следующая страница