Приглашаем посетить сайт

Просвещение (lit-prosv.niv.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
Статьи на букву "М" (часть 8, "МОР"-"МЮР")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "М" (часть 8, "МОР"-"МЮР")

МОРДИНОВ

Авксентий Егорович

Соч.: В. И. Ленин социалистическай ийэ дойду көмускэлин туhунан, Якутск, 1943; Расцвет и взаимное обогащение культур народов СССР, "Вопр. философии", 1951, No 6; Развитие социалистич. по содержанию, нац. по форме культур народов СССР, в кн.: Социалистич. нации СССР, М., 1955; Развитие языков народов СССР, там же; О социалистич. содержании и нац. форме сов. культуры, Μ., 1959; В. И. Ленин и социалистич. культура, "По ленинскому пути", Якутск, 1960, No 4; В. И. Ленин о возникновении и развитии марксизма, Якутск, 1963; Коммунизм тутуута уонна сака киhини иитии, Якутск, 1963.

МОРЕЛЛИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МОРЕНО

МОРЕНО (Moreno), Якоб (Джэкоб) (р. 20 мая 1892) - бурж. социальный психолог и психиатр, основатель социометрии. Род. в Бухаресте. Окончил Венский ун-т, где изучал философию и медицину. Работал в психиатрич. клиниках и ин-тах Австрии и США (с 1927); создатель первого терапевтич. театра (1936); основатель (1936) и гл. врач клиники в Бикон-Хилле (ныне - санаторий Морено), основатель журн. "Sociometry" (1937), Ин-та социометрии и психодрамы (1940; Ин-т Морено), проф. (с 1951) Нью-Йоркского ун-та.

Отталкиваясь от психоанализа и гештальтпсихо-логии, под влиянием Зиммеля, Кули, Л. фон Визе, М. сконцентрировал внимание на психологич. взаимоотношениях людей в небольших группах.

Целостностью первого порядка М. считает "социальный атом" - индивида в окружении эмоциональных связей с другими людьми. Эта связь осуществляется якобы посредством "теле" - невидимых, нематериальных сгустков эмоциональной энергии, направленных от человека к человеку. Гл. качество людей, по М., - их "спонтанность", соответствующая "жизненному порыву" Бергсона.

М. исходит из того, что, кроме ясно видимой, офиц. макроструктуры общества, изучаемой социологией, существует некая внутр. неформальная микроструктура, образуемая переплетением индивидуальных влечений, притяжений и отталкиваний. В тех случаях, когда внешняя структура не соответствует внутренней, возникают неврозы и конфликты.

Микроструктура обнаруживается с помощью разработанного М. социометрич. теста, результаты к-рого оформляются в социограмму. Последняя является как бы статич. срезом отношений в коллективе. Динамику этих отношений и причины конфликтов позволяют вскрыть, по М., психодрама и социодрама. Обнаруженный конфликт устраняется хирургически (перестановка людей) или терапевтически (терапевтич. театр). Применение социометрич. методов иногда позволяет достигнуть нек-рых практич. результатов повышения производительности труда, смягчения конфликтов, лечения неврозов.

М. критиковал пороки капиталистич. строя, он выступал против подготовки новой войны и гонки вооружений. В то же время он выступил против учения Маркса, ложно утверждая, что марксизм сводит жизнь общества к экономич. схемам, игнорирует роль психологич. отношений между людьми. М. абсолютизирует роль психологич. отношений и неправомерно распространяет выводы, полученные на небольших социально однородных группах, на все общество. В целом его социометрия, выдаваемая за беспартийную науку, - лишь социальная утопия, объективно служащая сохранению капиталистич. строя.

Соч.: Das Stegreiftheater, Potsdam, [1924 ]; англ. пер. - The theatre of spontaneity, Ν. Υ., 1947; Application of the group method to classification, 2 ed., Ν. Υ., 1932; The words of the father, N. Y., [1941 ]; Sociometry and the cultural order, [N. Y. ], 1943; Sociodrama, a method for the analysis of social conflict, N. Y., [1944 ]; Who shall survive?, Washington, 1934, 2 ed., Beacon [N. Y. ], 1953; Sociometry and the science of man, N. Y., 1956; Gruppenpsychotherapie und Psycliodrama, Stuttg., 1959; в рус. пер. - Социометрия. Экспериментальный метод и наука об обществе, М., 1958.

Лит.: Бахитов М. Ш., Об одной "новейшей" социальной утопии, М., 1958.

В. Ольшанский. Москва.

МОРИ КОИТИ

МО́РИ КОИТИ (наст. фамилия и имя - С у г и х а р а К э й д з о) (р. 1901) - японский философ, теоретик и пропагандист марксизма-ленинизма, член КПЯ, лектор Центрального рабочего колледжа (Тюэиродо гакуин) в Токио. Окончив филос. отделение Токийского императорского ун-та (1924), в конце 20-х гг. перешел на позиции марксизма. С 1932 сотрудничал в Обществе по изучению материализма. Выступал с пропагандой марксизма-ленинизма в филос. журнале "Изучение материализма" (Юибу-цурон кэнкю). Подверг критике совр. бурж. филос. направления: иррационализм, экзистенциализм, феномено-логией и др. Осн. внимание уделяет исследованиям в области марксистской мысли ленинского этапа в философии, филос. материализма вообще. В 1961 в составе делегации япон. философов посетил Сов. Союз, где выступал с науч. докладами.

Соч.: Иссэн кухяку сандзю си нэндо-но гаккай - Тэцугаку (Научный мир в 1934 г. - Философия), "Юибуцурон кэнкю", 1935, No 27; Рэкиси рирон-ни окэру дзинруйто юибуцурон (Антропология и материализм в историч. теории), там же, No 28; "Дзиссэн" гайнэн-ни кансуру токэн (Исследование, касающееся общей идеи "практики". Изучение тенденции япон. академич. философии), там же, 1936, No 44; Сайкин-но рэкисирон-ни окэру мондай-ни ёсэтэ (О проблемах новейшей историч. теории), там же, No 45; Дзинсэйкан сёби хюманизму-но мондай (Взгляд на человеч. жизнь и проблемы гуманизма), там же, 1936, No 50; Киндай юибуцурон си (История совр. материализма), Токио, 1935, 2 изд., Токио, 1948; Рэнин "Тэцугаку ното" кэнкю (Изучение "Философских тетрадей" В. И. Ленина), ч. 1, Изучение материализма (Орган Ин-та по изучению материализма), Сб. No 6, Токио, 1949, сент.; ч. 2, там же, Сб. No 7, 1950, февр.; Тэцугаку нюмон (Введение в философию), Токио, 1957; Переводы на япон. яз.: Маркс К. и Энгельс Ф., Немецкая идеология, Токио, 1937, 2 изд., Токио, 1947; Ленин В. И., Государство и революция, Токио, 1946.

Я. Радуль-Затуловский. Ленинград.

МОРРИС УИЛЬЯМ

МО́РРИС Уильям (Morris), (24 марта 1834 - 3 дек. 1896) - англ. утопич. социалист, поэт, художник и теоретик иск-ва. Окончил Оксфордский ун-т. Свою деятельность начал в кружке художников-прерафаэлитов (Россетти, Бёрн-Джонс), пытался реорганизовать художеств. пром-сть по образцу ср.-век. ремесла. В 80-х гг. принимает активное участие в англ. рабочем движении. В 1883 примкнул к с.-д. федерации; в 1884 вместе с Элеонорой Маркс-Эвелинг и ее мужем возглавлял Социалистич. лигу; редактор журн. "Commonweal".

M. - автор утопич. романов "Сон про Джона Болла" ("A dream of John Ball", в журн. "Commonweal", 1886-87, рус. пер. - [1911 ], нов. изд. - 1923), "Вести ниоткуда" ("News from nowhere", в журн. "Commonweal", 1890, рус. пер. - [1906 ], нов. изд. - 1962).

Во мн. выступлениях и работах М., отстаивая социалистич. традицию в эстетике, развивал взгляд на иск-во как на трудонаслаждение. Согласно M., всякое художеств. творчество уходит своими корнями в свободный труд, к-рый выступает как наслаждение, как развитие и применение в процессе деятельности разносторонних сил и способностей человека. "То, что я признаю за подлинное искусство, - говорил М., - есть выражение наслаждения человека своим трудом" (The collected works of William Morris, v. 22, L.-N. Y., 1914, p. 42). Связывая творчество красоты со свободным и поэтому радостным трудом, М. остро ставил вопрос о народности иск-ва, ибо, по его мнению, приобщение к творч. труду делает каждого человека художником.

Согласно М., капиталистич. общество оказывается враждебным и губительным для иск-ва потому, что оно превращает труд миллионов людей в тяжкую обязанность. Иск-во в этих условиях становится все более рафинированным, далеким от жизни, вырождается в пустое времяпровождение богатых и праздных людей, в "искусство для искусства".

М. подошел к пониманию глубокой органич. связи судеб иск-ва с судьбой народа, с борьбой его за освобождение от капиталистич. рабства. М. примыкает к революц. движению рабочего класса, становится активнейшим участником социалистич. движения в Англии. Однако по сути дела он был, по характеристике Энгельса, "социалистом чувства". Рассматривая проблемы классовой и партийной борьбы скорее с эстетич. т. зр., М. не всегда мог правильно решать конкретные вопросы, подпадал иногда под влияние анархизма.

Соч.: Selections, M., 1959, в рус. пер. - Как я стал социалистом, СПБ, 1906.

Лит.: Маркс К и Энгельс Ф., Об искусстве, т. 2, М., 1957, с. 375-79; Шрагин Б., Наследие У. М., "Декоративное искусство СССР", 1960, No 5; Scott T., A bibliography of the works of W. Morris, L., 1897; Glasier J. В., W. Morris and the early days of the socialist movement, L., 1921; Fritzsсhe G., W. Morris' Sozialismus und anarchistischer Kommunismus, Lpz., 1927; Mасkail J. W., The life of W. Morris, L, 1950; Τhоmpson Ε. P., W. Morris. Romantic to revolutionary, L., 1955; Mасleod R. D., W. Morris (As seen by his contemporaries), new ed., Glasgow, 1956.

Б. Шрагин. Москва.

МОРРИС ЧАРЛЗ УИЛЬЯМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МОРРИСОН

МО́РРИСОН (Morrison), Герберт Стэнли (р. 3 янв. 1888) - англ. социолог, политич. деятель, лидер и идеолог лейбористской партии. В 1929-31 - министр транспорта, в 1940-45 - министр внутр. дел и гос. безопасности, в 1951 (март - октябрь) - министр иностр. дел. В гл. своей работе "Мирная революция" ("The peaceful revolution", 1949) M. под маской "демократич. социализма" пропагандирует оппортунистич. теорию врастания капитализма в социализм, к-рый он определяет как "признание обществом ответственности за социальные проблемы". Вслед за Кейнсом М. говорите якобы возможном планировании х-ва, устранении антагонистич. противоречий, достижении полной занятости в условиях капитализма; гос-во, по его мнению, стало играть новую роль: обеспечение общего "благосостояния" и "социальных услуг". Факт существования лейбористского пр-ва в Англии М. расценивает как "осуществленную социальную революцию", к-рая, по М., произошла "с общего согласия". Национализацию лейбористским пр-вом нек-рых отраслей пром-сти и ограниченное планирование экономики в условиях капитализма M. отождествляет с переходом к социализму, выдавая усиление функции контроля со стороны гос-ва и рост гос.-монополистич. капитала за построение социализма. Рабочих, по его мнению, не следует допускать к управлению национализированными предприятиями, т.к. они еще не способны управлять. Принцип капиталистич. прибыли, по М., "правилен и справедлив". По существу М. оправдывает колониализм, утверждая, что "капиталистич. империализм" - удел 18 и 19 вв. и что ныне во всей Британской империи не существует эксплуатации.

Соч.: Socialisation and transport, L., 1933; Looking ahead, L., 1943; How London is governed, L., 1949; Government and Parliament! Oxf., 1954; Economic planning, [L., 1946 ].

Лит.: Итон Д., Маркс против Кейнса. Ответ на "социализм" Г. Моррисона, пер. с англ., М., 1958.

П. Зыков. Москва.

МОСКАЛЕНКО

Федор Яковлевич

Соч.: Великий предшественник декабристов. К 150-летию книги А. Н. Радищева "Путешествие из Петербурга в Москву", "Лит. Воронеж", 1940, No 4 (11); Учение об индуктивных выводах в истории рус. логики, К., 1955; Вчення про iндуктiвных висновки в працях класикiв росiськоi фiлософii XIX ст., в сб.: Збiрник фiлософського факультету, No 2. Hayковi записки, т. 14, вип. 3, К., 1955; Карл Маркс i Фрiдрiх Энгельс про iндукцiю та iндуктивнi висновки, там же, No 3, т. 16, вип. 4, К., 1957; "Матерiализм i емпiрiокритицизм" В. I. Ленiна i критика iдеалiзму та софiстичних перекручень у логiцi, в сб.: Теоретична зброя комунiзму, К., 1959; В. И. Ленин о познавательном значении индукции и индуктивных выводов, в сб.: Гносеологич. содержание логич. форм и методов. (Научные труды кафедры философии), К., 1960; Вопросы науки логики в произв. Г. В. Плеханова, там же; Вопросы формальной логики в курсе диалектич. материализма, в сб.: Некоторые вопросы методики преподавания философии, К., 1961.

МОСС

МОСС (Mauss), Марсель (10 мая 1872 - 10 февр. 1950) - франц. бурж. этнолог и социолог, племянник и ученик Дюркгейма. С 1900 - проф. Практической школы высших исследований, в 1925-27 - ректор франц. ин-та социологии, с 1939 - проф. Коллеж де Франс, руководитель "Année sociologique" [2 sér. ] (с 1925), "Annales sociologiques", sér. В ("Soc. religieuse") (c 1939); M. - издатель посмертных соч. Дюркгейма.

Для M. антропология - универсальная наука о человеке, включающая демографич., экономич., моральный, религ. и правовой аспекты. Социология и психология, по М., - части антропологии. Первая основывается на не вполне четком понятии "социальной морфологии", объединяющем все условия жизни той или иной этнич. и обществ. группы. Различиям в типе "социальной морфологии" соответствуют различия типов морали, экономики и правовых отношений ("Essai sur les variations saisonières des sociétés eskimos", "Année soc", v. 9). В социальных ин-тах символически выражаются характерные особенности того или иного общества; самая символизация - явление "коллективного", а не индивидуального сознания; последнее приобретает символич. характер только в случаях патологии. Символы как предмет социологич. и этнологич. исследования оказываются, с этой точки зрения, более реальными, чем то, что символизируется.

Несмотря на постоянное подчеркивание идеалистически понимаемого примата "социального" и тезис о полном подчинении психологии социологии, в работах М., по сравнению с трудами его учителя, все отчетливее акцент на индивидуальное развитие и тенденция к психологизации социальных явлений. Вне прямого влияния фрейдизма М. начал развивать идею бессознательного, проявляющегося, по его мнению, в религии, магии и гл. обр. в языке. Работы М. оказали влияние не только на совр. бурж. социологию и этнологию, но также на психиатрию (антиклинич. направление), особенно американскую.

Соч.: La religion et les origines du droit pénal, P., 1897; De quelques formes primitives de classification, "Année sociologique", 1903, [t. ] 6; Esquisse d'une théorie générale de la magie, "Année sociologique", 1904, [t. ] 7 (совм. с H. Hubert); La prière, [s. 1. ], 1909; Rapports réels et pratiques de la psychologie et de la sociologie, "J. Psychol, normale et pathologique", 1924, No 10; Effet physique chez l'individu de l'idée de mort..., там же, 1926; Essai sur le don. Forme archaique de l'échange, "Année sociologique", [2 sér. ], [t. ] 1, P., 1925; Divisions et proportions des divisions de la sociologie, там же, [t. ] 2, P., 1927; Une catégorie de l'esprit humain: la notion de personne, "J. Royal Anthrop. Inst.", 1938, v. 68; Manuel d'ethnographie, P., 1947; La nation, "Année sociologique", 3 sér. (1953-54), 1956; Sociologie et anthropologie, P., 1950 (сб. ранее опубликованных работ).

Лит.: Роговин М. С., Социологич. концепции совр. франц. и амер. психопатологии, "Ж. невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова", 1964, т. 6 4, No 2.

М. Роговин. Москва.

МОСТОВСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МОТИВЫ

МОТИВЫ (франц., ед. ч. motif, от лат. moveo - двигаю) - побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением определ. потребностей; совокупность внутр. психологич. условий, вызывающих, направляющих и управляющих человеч. действиями и поступками. Объект потребности, отражаясь в голове человека и побуждая к деятельности, выступает в качестве М., предполагающих более или менее осознанную цель действия. Отношение М. к цели действия выражает смысл деятельности. Т.о., М. не тождественны целям действия, образуя с ними единство. Одни и те же M. порождают различные по целям действия, сходные действия могут вызываться разными М.

Поскольку потребности человека детерминированы его обществ.-историч. деятельностью, то и М., как форма проявления его потребностей, всегда означают "...то объективное, в чем эта потребность конкретизуется в данных условиях и на что направляется деятельность, как на побуждающее ее" (Леонтьев А. Н., Проблемы развития психики, 1959, с. 225-26). В качестве побуждений сознат. деятельности М. являются "идеальными силами" и "идеальными стремлениями". Материалистич. взгляд на М. человеч. деятельности состоит в том, чтобы, признавая существование идеальных побудит. сил, не останавливаться на них, а идти к их движущим обществ.-историч, причинам, к-рые в головах действующих людей принимают форму данных M. или побуждений. М. могут выступать в форме образов, мыслей и волевых стремлений, отличаясь значит. многообразием. В зависимости от того, насколько осознаны М., различают влечения и желания. Влечения - это М. деятельности, представляющие собой еще не дифференцированную, недостаточно отчетливо осознанную потребность. Желание как М. деятельности характеризуется осознанностью потребности, при этом опознаваться могут не только объекты потребности, но и возможные пути ее удовлетворения. Среди разнообразных М. в каждый момент жизни человека одни получают большее, другие меньшее значение и в связи с этим может возникать борьба М. Одно желание субъективно противопоставляется другому, сталкивается с ним. Исход борьбы М. зависит от уровня развития личности. М, отличаются друг от друга видом потребности, к-рой они отвечают, формой, к-рую они принимают (понятие, образ, мысль, мечта и т.п.), степенью актуализации или действенности, широтой или узостью, конкретным содержанием деятельности, в к-рой они реализуются (М. трудовой деятельности, М. учебной деятельности и т.д.). Сложные виды деятельности, как правило, отвечают не одному, а нескольким одновременно действующим и взаимодействующим М., образующим разветвленную систему мотивации действий и поступков человека. Психологич. изучение М. открывает широкие возможности науч. предвидения характера, хода и результата деятельности, а также ее формирования. См. также Воля, Интерес, Личность, Потребности.

Лит.: см. при ст. Потребности.

А. Петровский. Москва.

МОТОРА ЮДЗИРО

МОТО́РА ЮДЗИРО (1858-1912) - япон. ученый, психолог и философ, "колебавшийся между материализмом и идеализмом", как правильно характеризовал его Нагата Хироси. Философию изучал в Бостонском ун-те и ун-те Джона Хопкинса (США). В 1888 вернулся в Токио. М. Ю. отвергал возможность построения науч. психологии в отрыве от мира материальных явлений ("Психология" - "Синригаку", 1890). М. Ю. придерживался реакц. социально-политич. взглядов.

Лит.: История философии, т. 4, М., 1959, с. 545-47; Сайгуса Хирото, Нихон юибуцуронся (Япон. материалисты), Токио, 1956, с. 276, 279-80; Φунаяма Синъити, Мэйдзи тэцугаку си кэнкю (Изучение истории философии времени Мэйдзи), Киото, 1959, стр. 19, 20, 22, 23, 46, 153, 261, 265, 276-77.

Я. Радуль-Затуловский. Ленинград.

МОХНАЦКИЙ

МОХНА́ЦКИЙ (Mochnacki), Маурици [13 сент. 1803 (или 1804) - 12 дек. 1834 ] - польский философ, представитель эстетики революц. романтизма. Принимал участие в шляхетско-революц. движении; был одним из организаторов восстания 1830. В это время М. выдвигал идею социальной революции и союза народов в борьбе против деспотизма. Последние годы жизни провел в эмиграции во Франции.

Основы филос. и лит. взглядов М. сформировались под влиянием нем. романтич, школы, гл. обр. философии Шеллинга. Согласно М., история - это процесс достижения народом самопознания, к-рое, по его мнению, осуществляется в лит-ре, представляющей собой сознание и совесть народа. Поэтому важнейшей проблемой философии М. считал проблему народности, лит-ры. Разрабатывая социально-политич. идеи, он считал, что польская революция должна быть в своей основе тождественна с восстановлением исконных нац. прав и традиций. Этот элемент обществ. теории М. был фактором его позднейшего сближения с консерваторами. М. принадлежит ряд работ в области истории лит-ры и политики: "О польской литературе 19 в." ("О literaturze polskiej w wieku dziewiętnastym", 1830), "Восстание польского народа в 1830-1831 гг." ("Powstanie narodu polskiego w roku 1830 i 1831", t. 1-2, 183-435) и др.

Соч.: Dzieła, t. 1-5, Poznań, 1863; Pisma wybrane, [Warsz. ], 1957; в рус. пер. - в кн.: Избр. произв. прогрессивных польских мыслителей, т. 2, М., 1956, с. 55-65.

Лит.: Sliwiński Α., Μ. Mochnacki. Żywot i dzieła, Lwów, 1910; Gollenhofer J., Polityczna strona działalności M. Mochnackiego, Kr., 1910; Bankowski P., M. Mochnacki jako teoretyk i krytyk romantyzmu polskiego, Kr., 1913; Szacki J., Mochnacki i problem historii, "Arch, historii filoz. i myśli społecznej", 1959, No 4; Schröder H., Studien über M. Mochnacki mit besonderer Berücksichtigung des deutschen Einflusses, B. - Wiesbaden, 1953.

E. Шацкий. ПНР.

МО-ЦЗЫ

МО-ЦЗЫ (M o Д и) (479-381 до н.э.) - кит. философ и политич. деятель, создатель моизма - учения, направленного против конфуцианства. Осн. источником для изучения жизни и взглядов мыслителя служит философско-политич. трактат "Мо-цзы", излагающий учение как самого М.-ц., так и его последователей. М.-ц. происходил из средних слоев и выражал их идеологию. Вначале выступил гл. обр. с критикой доктрины о воспитании народа посредством музыки (юэ) и ритуала (ли) ("Мо-цзы", гл. Фэй жу, II). В дальнейшем подверг критике этико-политич. систему конфуцианства; в основе критики лежали разработанные М.-ц. принципы шансянь (уважение талантов), шантун (взаимоуважение), цзеюн (экономия), фэйгун (ненападение) и Цзяньай (всеобщая любовь). М.-ц. утверждал, что доступ к власти должен быть открыт для всех способных и талантливых людей, а не только для тех, кто имеет знатное происхождение (принципы шансянь и шантун), выступал против аристократич. роскоши и излишеств (принцип цзеюн), войн (принцип фэйгун): "нельзя нападать на соседние царства, убивать народ, захватывать скот и грабить богатства" ("Мо-цзы", гл. Лу вэнь). Принцип всеобщей любви был основным в системе М.-ц. По его мнению, все социальные и политич. конфликты можно разрешить с помощью этого морально-этич. принципа. В принцип всеобщей любви М.-ц. вкладывал еще экономич. и политич. значение, т.к. подкреплял необходимость его осуществления идеей о "взаимной выгоде" (любя друг друга и помогая друг другу, люди могут избегать экономич. трудностей), а если правитель будет управлять страной, руководствуясь этим принципом, то никогда не будет политич. хаоса. Не видя в тогдашнем обществе социальной силы, способной побудить людей выполнять его принципы, М.-ц. прибегал к традиционному положению о "воле неба", утверждая, что небо наказывает тех, кто не проявляет любви к ближнему ("Мо-цзы", гл. Фа и). Выступая против конфуцианского определения "воли неба" как божества, предопределяющего судьбу человека, М.-ц. говорил, что если люди поверят в судьбу, они перестанут бороться за свое благосостояние (см. тамже, гл. Фэй мин). М.-ц. впервые в истории кит. философии выдвинул категории причины (гу) и рода (лэй), на основе материалистич. истолкования к-рых развилась теория познания и логики позднейших моистов.

М.-ц. говорил, что истиной является: 1) то, что основывается на опыте прошлого (причем он требовал критич. его изучения: брать у древности только хорошее; 2) то, что соответствует пользе народа; 3) то, что является истиной в понимании народа (если народ говорит "да", это будет истина). Выступая против распространенной теории "врожденного знания", М.-ц. говорил, что знания человек получает только в процессе практич. деятельности, а те знания, к-рые человек получил и к-рым не находит применения, в жизни не являются истинными. Учение М.-ц. подвергалось непрерывным нападкам со стороны конфуцианцев.

Лит.: Петров Α. Α., Очерк философии Китая, в сб.: Китай, М.-Л., 1940; Ян Хин-шун, Теория познания моистов, "Вопр. философии", 1956, No 1; Ян Юнго, История древнекитайской идеологии, М., 1957, с. 91-172, 339-75; История философии, т. 1, М., 1957, с. 62-63; Александров Г. Φ., История социологич. учений. Древний Восток, М., 1959.

МУКАРЖОВСКИЙ

МУКАРЖОВСКИЙ (Mukařovský), Ян (р. 11 сент. 1891) - чешский философ, литературовед и эстетик. Академик, проф. эстетики Карлова ун-та в Праге. В осн. своих работах М. решал проблемы эстетики и литературоведения с позиций структурализма. После 2-й мировой войны M. подверг пересмотру исходные положения структуралистской эстетики и перешел на позиции марксистского литературоведения.

Соч.: Estetiká, funkce, norma u hodnota Jako socialní fakty, Praha, 1936; Kapitoiy z české poetiky, dl 1-3, Praha, 1948.

К. Хватик. ЧССР.

МУКИМИ

Мухаммед Амин (1851-1903) - узб. просветитель, один из основоположников демократической литературы в Узбекистане; стоял на идеалистических позициях. Выражая интересы бедного крестьянства и трудовой части гор. населения, М. протестовал против неравенства и эксплуатации и разоблачал реакц. духовенство, представителей рус. и местной буржуазии. М. выдвигал принцип правдивости и народности художеств, произведений, был сторонником передовой рус. культуры.

Соч.: Асарлар туплами, т. 1-2, Тош., 1960; на рус. яз.- Избр. произв., Таш., 1958.

Лит.: Муминов И. М., Из истории развития обществ.-филос. мысли в Узбекистане конца XIX и начала XX вв., Таш., 1957; Муминов И. М., Xайруллаев M. M., Из истории прогрессивных эстетич. учений в Узбекистане конца XIX и начала XX вв., "Изв. АН Уз. ССР", сер. обществ. наук, 1958, No 5; Каримов Г.К., Узб. поэт-демократ М. и лит. его времени, Таш., 1962 (автореферат).

М. Хайруллаев. Ташкент.

МУМИНОВ

Ибрагим Муминович [р. 25 окт. (7 ноября) 1908 ] - сов. философ, д-р филос. наук (с 1950), проф. (с 1950), акад. (с 1956) и вице-президент АН Узб. ССР (с 1956). Член КПСС с 1940. Член ЦК КП Узбекистана (избран XVI съездом КП Узбекистана, 1962). Окончил обществ.-экономич. фак-т Узб. педагогич. академии в Самарканде (1931). Научно-педагогич. работу в области марксистско-ленинской философии ведет с 1931. Один из организаторов Гос. ун-та в Самарканде (1933) и Ин-та философии и права АН Узб. ССР (1958). Пред. правления респ. об-ва по распространению политич. и науч. знаний (с 1958). Специалист в области обществ.-филос. мысли народов Ср. Азии. Редактор и один из авторов трудов: "Материалы по истории прогрессивной обществ.-филос. мысли Узбекистана" (1957), "Вопросы диалектич. материализма" ("Диалектик материализм масалалари", 1958), "Вопросы историч. материализма" ("Тарихий материализм масалалари", 1962), "Из истории распространения марксистско-ленинских идей в Узбекистане" (1962).

Соч.: К вопросам истории развития общественно-филос. мысли в Узбекистане (XIX - начало XX вв.), "Тр. Узб. ун-та", новая серия, вып. 54, Самарканд, 1954; Филос. взгляды Мирзы Бедиля, Самарканд, 1946, нов. изд., Таш., 1958; Из истории развития общественно-филос. мысли в Узбекистане конца XIX и нач. XX вв., 2 изд., Таш., 1957; на узб. яз.- 1960; автор разделов об обществ.-филос. мысли народов Узбекистана, в кн.: История философии, т. 2, 3, М., 1957-59, Очерки по истории филос. и общественно-политич. мысли народов СССР, т. 1-2, М., 1955-56.

МУНЬЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МУР ДЖОРДЖ ЭДУАРД

Статья большая, находится на отдельной странице.

МУР УИЛБЕРТ ЭЛЛИС

Статья большая, находится на отдельной странице.

МУРО KЮCO

МУРО KЮCO (наст. имя - Haоке) (1658-1734) - япон. философ. Выступая против субъективного идеализма Ван Ян-мина, М. К. отвергал учение о врожденном знании. Он утверждал, что идеальное начало ри не является абсолютным творцом вещей и первопричиной движения природы: ри связано с материей ки и без нее существовать не может. Ки существует вне сознания человека, вне богов и духов. Оно принимает различные формы и в зависимости от того, как взаимосочетаются силы движения инь и ян М. К. придерживался прогрессивных социально-политич. воззрений; разоблачал теории синтоизма о том, что императоры будто бы являются "богами в образе людей". По его мнению, не народ должен почитать императоров, а "правитель обязан почитать его, как само небо". За эти идеи он стал впоследствии подвергаться злобной критике со стороны япон. монархистов.

Соч.: Сюндай дзацува (Разные беседы в Суруга даи), Токио, 1732.

Лит.: Радуль-Затуловский, Конфуцианство и его распространение в Японии, М.-Л., 1947, стр. 181, 295, 296, 319-26; Нагата Хироси, Нихон тэцугаку сисоси (История япон. филос. мысли), Токио, 1938, стр. 112-16; его же, Нихон хокэнсэй идэороги (Япон. феод. идеология), Токио, 1938, стр. 81, 239, 245, 257.

Я. Радуль-Затуловский. Ленинград.

МУСА

Салама (1880-1958) - егип. философ, публицист и обществ. деятель демократич. направления, один из основоположников первой в Египте социалистич. партии (1920). На раннем этапе испытал влияние Ницше (в вопросах этики), Б. Шоу (во взглядах на социализм), Фрейда (в психологии) и особенно Ч. Дарвина (в философии природы).

Решающее влияние на формирование мировоззрения М. оказала философия марксизма, к-рую он рассматривал как единств. науч. базу этики, социологии и психологии. М. однако не стал последоват. сторонником науч. материализма; он предлагал сочетать науку с религией. Солидаризируясь с марксизмом в вопросах объяснения социальных и политич. явлений, он вместе с тем не выходил за рамки фабианского учения о социалистич. переустройстве общества. В эстетике М. выступал против теории "чистого" искусства и отстаивал идею партийности лит-ры. Будучи другом стран социалистич. лагеря, М. считал, что могущество СССР является единственной гарантией мира во всем мире.

Соч.: ан-Нахийя аль-иджтимаийя ва-с-сий ясий я фи фальсафа Ибн-Сина (Общественно-политич. аспекты в философии Ибн-Сины), Каир, 1952; Акли ва акляка (Мой разум и твой), Каир, 1953; Китаб ас-саурат (Книга о революциях), Бейрут, 1955; Тарбийят Салама Муса (Формирование Салямы Мусы), Каир, 1958; Машаиль ат-тарик ли-ш-шабаб (Факелы, освещающие путь арабской молодежи), Бейрут, 1959; Макалят мамнуа (Запрещенные статьи), Бейрут, 1959; Хуррийят альфикр (Свобода мысли), Бейрут, 1960.

А. Сагадеев. Москва.

МУТАЗИЛИТЫ

МУТАЗИЛИТЫ (от араб. - му'тазила - отделяющиеся) - приверженцы особого течения или секты в исламе, возникшей во 2-й пол. 8 в. в ранне-феод. халифате. Осн. положения учения М. - единобожие и справедливость. Под единобожием М. понимали отрицание атрибутов бога, недопустимость антропоморфных представлений о нем, невозможность лицезреть бога. Бог, по мнению М., в силу своей природы Не может осудить человека на вечные мучения и обязан дать загробное воздаяние людям. Это представление о благом и правосудном боге связывалось с признанием свободной воли у человека; М. были волюнтаристами и вели упорную борьбу с мусульм. правоверами, сторонниками учения о предопределении.

Коран М. рассматривали как одно из творений бога-аллаха, тогда как ортодоксальные мусульмане считают эту книгу несотворенной, предвечно существовавшей. М. выступили в качестве первых богословов в исламе, создателей мусульм. спекулятивной догматики (см. Калам).

Будучи знакомы по арабским переводам с антич. философией, они использовали ее как "служанку богословия". М. не стремились противопоставить разум вере, а пытались объяснить свои догматы, привлекая доводы разума. Попытка ввести учение М. в качестве гос. религии в халифате при аббасидском халифе Мамуне [813-833 ] не увенчалась успехом: оно оставалось идеологией придворно-пра-вительств. группировки феодалов, не оказав влияния на мусульм. массы. Догматы М., насильственно прививавшиеся халифскими властями, должны были служить идеологич. оружием в борьбе с антифеод. движением и укреплять самодержавие халифа.

Лит.: Гольдциер И., Ислам, пер. [с нем. ], СПБ, 1911; Беляев Ε. Α., Мусульманское сектантство, М., 1957; Nader А. N.. Le système philosophique des mutazila, [Beyrouth ], 1956.

E. Беляев. Москва.

МУТАИ РИСАКУ

МУТА́И РИСА́КУ (р. 1890) - япон. философ, профессор ун-та Кэйо (Токио), был сторонником феноменологич. философии; затем эволюционировал к материализму, особенно в трактовке проблем этики. В соч. "Третий гуманизм и теория мира" ("Дайсан хюманизуму то хэйварон", 1951) отстаивает необходимость борьбы за мир. В соч. "Изучение совр. этич. мысли" ("Киндай ринри сисо-но кэнкю", 1955) ищет "природу истинного гуманизма" в "социалистич. гуманизме" и находит ее в марксизме.

Соч.: Гэндай-но хюманизму (Совр. гуманизм), Токио, 1961.

Лит.: Сакисака Ицуро (ред.-составитель), Совр. япон. мыслители, пер. с япон., М., 1958, с. 242-43; Тосака Дзюн, Сэнсю (Избр. соч.), т. 5, Сякай то бунка (Общество и культура), Токио, 1947, с. 136.

Я. Б. Радуль-Затуловский. Ленинград.

МУТАКАЛЛИМЫ

МУТАКАЛЛИМЫ - приверженцы мусульм. ортодоксального богословия - калама (см. Ислам). Среди М. различают два осн. направления: ашаритов - последователей богослова Ашари, и мутазилитов.

МУХАММЕД

МУХА́ММЕД (ок. 570-632) - араб. религ. и гос. деятель, к-рого зап. бурж. востоковеды считают "основателем" ислама и автором Корана, а мусульмане - величайшим пророком, посланником божьим. Достоверных биографич. данных о М. очень мало, никаких подлинных документов, непосредственно восходящих к нему, не сохранилось. Коран не содержит сведений о его жизни. Наиболее ранняя из дошедших до нас биографий М., составленная мединцем Ибн Исхаком во 2-й пол. 8 в. в Багдаде и переработанная в 9 в. филологом Ибн Хишамом, переполнена легендами и мифами, затемняющими и искажающими реальный историч. образ М. В последующих мусульм. биографиях М. он превращен в фантастич. чудотворца и провидца. По преданию, М. родился в Мекке. Был пастухом, сопровождал торговые караваны. Ок. 610 выступил с проповедью новой религии, к-рой впоследствии дал название "ислам". Не получив признания в Мекке, М. осенью 622 переселился в Медину, где возглавлял мусульм. общину верующих, стал правителем этого города, военачальником и верховным судьей мусульман. Его борьба с мекканцами завершилась сдачей Мекки, в к-рую М. в 630 вступил победителем.

Е. Беляев. Москва.

МХИТАР ГЕРАЦИ

МХИТА́Р ГЕРАЦИ (12 в.) - арм. врач, астроном, один из основоположников натурфилос. естественно-науч. мысли в Армении. Источником познания М. Г. считал опыт и наблюдения.

Соч.: Утешение при лихорадках, пер. с арм. Г. Арутюняна [и др. ], Ер., 1955.

МХИТАР ГОШ

МХИТА́Р ГОШ (1133-1213) - арм. мыслитель, идеолог просвещенной части арм. общества. Автор "Арм. судебника" (1184, опубл. 1880, нов. изд. 1954). Не выступая против феод. правопорядка в целом, М. Г. осуждал его пороки. Каждый человек, по М. Г., обладает "естественным правом", к-рое трактуется им как выражение божеств. разума в человеке. Бог наделил человека свободой воли, дающей ему возможность выбора между добром и злом. Исходя из принципа разделения человеч. природы на душу и тело, М. Г. признавал необходимость правовых норм двух родов - духовных и телесных. Видя бедств. положение нар. масс, он требовал от властителей не творить беззаконий, ибо власть их исходит от бога и должна быть проникнута заботой о "простых и слабых". М. Г. - ревностный защитник идеи строго централизованного гос-ва, необходимого для нормальной жизни страны. Социальная философия М. Г. оказала большое влияние нa последующее развитие арм. общественно-политич. мысли, в частности на философию Иоанна Ерзынкаци, Григора Татеваци и др.

Лит.: Алексеев К., Изложение законоположений, заключающихся в Арм. судебнике, М., 1870; Maрр Η. Я., Сборники притч Вардана, ч. 1-3, СПБ, 1894-99; Орбели И., Басни средневековой Армении, М.-Л., 1956; Чалоян В. К., История арм. философии, Ер., 1959.

С. Аревшатян. Ереван.

МЦИРЕ

Ефрем (11 в.) - представитель схоластики в Грузии. Филос. деятельность М. выразилась в переводе и комментировании "Источника знания" Иоанна Дамаскина, благодаря чему в Грузию проникли идеи двух значит. филос. направлений античности: неоплатонизма и аристотелизма. М. выступал против принципа Дамаскина, согласно к-рому философия должна подчиняться теологии, и писал о том, что между философией и теологией должен существовать равноправный союз.

Лит.: Нуцубидзе Ш., История груз. философии, Тб., 1960; на груз. яз. - Блейк Р., Из лит. деятельности Е. М., "Мимомхилвели", 1926.

Е. Хидашели. Тбилиси.

МШВЕНИЕРАДЗЕ

Владимир Власович (р. 1 марта 1926) - сов. философ, д-р филос. наук (с 1963). Член КПСС с 1945. Окончил филос. фак-т Тбилисского ун-та (1953) и аспирантуру Ин-та философии АН СССР (1957). Старший науч. сотрудник Ин-та философии АН СССР (с 1959). Ведет науч. работу по истории философии и критике совр. бурж. философии и социологии, гл. обр. неопозитивизма и антикоммунизма.

Соч.: Разносчик "прикладного христианства", "Коммунист", 1955, No 14 (совм. с А. Чанишевым); Совр. материализм - философия сотрудничества между народами, "Вопр. философии", 1955, No 5, Философия неопозитивизма, там же, 1957, No 2; О филос. сущности "семантич. концепции истины", в сб.: Логич. исследования, М., 1959; Великое филос. произв. творч. марксизма. К 50-летию выхода в свет книги В. И. Ленина "Материализм и эмпириокритицизм" (1909-1959), М., 1959 (совм. с А. Ф. Окуловым); Филос. мысль в Канаде, гл. из кн.: История философии, т. 5, М., 1961; Философия неопозитивизма и семантики, М., 1961; Осн. течения совр. бурж. философии, К., 1961; Антикоммунизм - идеология реакции, в сб.: Великая хартия коммунистич. и рабочих партий, М., 1961; Антикоммунизм - отражение крайней степени деградации бурж. идеологии, в кн.: От социализма к коммунизму, М., 1962; Слова и вещи (Вступит, статья), в кн.: Геллнер Э., Слова и вещи, пер. с англ., М., 1962; Антикоммунизм - враг культуры, в сб.: Строительство коммунизма и проблемы культуры, М., 1963; Антикоммунизм - оружие обреченных, М., 1964; Report on Analysis. "Problem No 12", "Analysis", 1958, v. 18, No 5; Die semantische Philosophie - eine Abart des subjektiven Idealismus, "Dtsch. Z. Philos.", 1961, No 8; Sociology in the USSR, "Social Sei. Information", 1962, v. 1, No 3 (совм. с G. V. Osipov).

"МЫСЛИ"

"МЫСЛИ" ("Pensées") - сочинение Паскаля, изданное посмертно (1670), в к-ром собраны его афоризмы по религ.-филос. вопросам.

МЫШЛЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЫШЛЕНИЕ И ЯЗЫК

МЫШЛЕ́НИЕ И ЯЗЫК - неразрывно связанные между собой явления - первое как высшая форма отражения действительности, а второе - как материальная форма осуществления мыслит. деятельности. Посредством языка мысли отд. людей превращаются из их личного достояния в обществ. достояние, в духовное богатство всего общества. Человек может выражать свои мысли многими способами (мимикой, жестами, поступками, музыкальными звуками, рисунками и красками, чертежами, формулами и т.д.), однако универсальным средством выражения мысли является язык. В языке человек фиксирует свою мысль и благодаря этому имеет возможность подвергать ее анализу как вне его лежащий объект. Он служит средством понимания не только чужих, но и своих собств. мыслей. Выражая свои мысли, человек тем самым отчетливее уясняет их сам. Слово существенно для мышления и в силу того, что оно является материальной формой существования знания, что в нем откладываются, объективируются и через него актуализируются знания, посредством к-рых человек во все возрастающей мере осознает окружающую действительность и самого себя. Посредством языка происходит переход от восприятия к понятиям, осуществляется формирование обобщенной мысли, протекает процесс оперирования понятиями. Без обобщающей роли языка человек не мог бы приобрести способность обозревать бесконечное многообразие отдельных вещей окружающего мира. "...В языке есть только общее... Всякое слово (речь) уже о б о б щ а е т... Чувства показывают реальность; мысль и слово - общее" (Ленин В. И., Соч., т. 38, с. 272, 269). Связь между мышлением и языком не механическая, а органическая: их нельзя отделить друг от друга, не разрушая того и другого. Не только язык не существует вне мышления, но и мысли, "идеи не существуют оторванно от языка" (Архив Маркса и Энгельса, т. 4, 1935, с. 99). См. Мышление, Язык и библиографию при этих статьях.

А. Спиркин. Москва.

МЫШЛЕНИЯ ЗАКОНЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЭЙО

M e й о (Mayo), Элтон (26 дек. 1880 - 7 сент. 1949) - амер. бурж. социолог, проф. в школе бизнеса при Гарвардском ун-те, один из основателей амер. индустриальной социологии, психологич. направления в ней (т.н. "школа М.") и программы "человеческих отношений" (см. "The human problems of an industrial civilization", 1933, нов. изд. [1949 ]). Все проблемы отношений между социальными группами в пром-сти (напр., предпринимателей и рабочих), по М., лежат в области взаимного сознательного или эмоционально-личного отношения между членами этих групп ("коммуникации" между ними), их взаимопонимания. Не существует якобы объективного противоречия классовых (в т.ч. экономич.) интересов предпринимателей и рабочих, но лишь "нарушения коммуникации" между отд. представителями этих социальных групп. Поэтому путь ликвидации столкновений между трудом и капиталом (в т.ч. забастовок) лежит в улучшении личных отношений рабочих и предпринимателей (руководства). Извращая существо реальных отношений эксплуатации на капиталистич. предприятии, М. утверждал, что рабочие как личности заинтересованы не в повышении своего материального благосостояния и улучшении условий труда, а в установлении доброжелат. личных отношений друг с другом и с начальством; это объясняется тем, что все материальные потребности трудящихся в совр. капиталистич. обществе якобы удовлетворены. Социология, согласно М., должна практически содействовать установлению "мира в промышленности", к-рый провозглашается им "главной проблемой современности".

Индустриальная социология должна вырабатывать рекомендации по влиянию на сознание, психологию, мораль трудящихся с тем, чтобы приспособить их к существующим буржуазным отношениям, т.е. примирить с отношениями эксплуатации.

Соч.: The social problems of an industrial civilization, Boston, 1945; The political problem of industrial civilization, [Boston, 1947 ].

Лит.: "Review of Sociology. Analysis of a Decade", ed. by J. Gitter, Ν. Υ., [1957 ]; Bauman Z., Z zagadnień współczesnej socjologii amerykańskiej, [Warsz. ], 1961; Matejko Α., Socjologia przemysłu w Statach Zjednoczonych Ameryki, Warsz., 1962.

H. Новиков. Москва.

МЭМФОРД

МЭМФОРД (Mumford), Льюис (р. 19 окт. 1895) - амер. бурж. социолог, специалист по теории и истории архитектуры и градостроительства, историк техники. Исследуя роль техники в развитии общества ("Техника и цивилизация" - "Technics and civilization", 1934), M. переоценивает ее значение, не раскрывает причин противоречивости технич. прогресса при капитализме. Он приходит к выводу о циклич. характере развития общества (см. "The transformation of man", N. Y., 1956, p. 120). Идеализируя домонополистич. капитализм, М. в ряде работ критикует совр. капитализм. Вера в полезность технич. прогресса исчезла. Автоматизация ведет к тому, что "инициатива и главная роль от рабочего, который когда-то управлял машиной, переходит к машине, управляющей рабочим" ("In the name of sanity", 1954, p. 53). Техника выходит из-под обществ. контроля. Рациональное мышление отодвигается на задний план и такие явления, как постимпрессионизм, кубизм, футуризм, абстракционизм, получают широкое распространение. М. решительно осуждает фашизм, бюрократизацию капиталистич. общества, свойственное ему подавление духовной жизни личности. Он предостерегает от использования технич. достижений для воен. целей и милитаризации экономики и выступает за исключение войны из жизни общества, заявляя, что иначе нынешний этап цивилизации может стать последним в истории человечества (см. "The city in history", 1961, p. 573). M. мечтает о "трансформации" капитализма с помощью ограничения прибылей и власти финансовых групп. Он идеализирует нек-рые явления гос.-монополистич. капитализма, рассматривая их как "планирование", переоценивает роль "нового курса" Рузвельта. М. призывал к "задержке" экспансии техники, пока не будет поднят уровень морали и психологии людей. Попытки преодолеть нек-рые уродства капиталистич. урбанизма и оказать влияние на развитие обществ. сознания нашли отражение в градостроит. теории М. В течение ряда лет он поддерживал движение за "всемирное правительство", к-рое смогло бы, по его мнению, спасти человечество от гонки вооружений. Не понимая сущности Коммунизма, М. допускает грубые выпады против СССР и. марксизма-ленинизма. В то же время в последние годы М. выступает с призывами к пр-ву США отказаться от попыток грозить Сов. Союзу силой, с призывами к здравому смыслу.

Соч.: American taste, S. F., 1929; Wither Honolulu?, [s. 1. ], 1938; Men must act, N. Y., 1939; Faith for living, N. Y., [1940 ]; The South in architecture, N. Y., 1941; The story of Utopias, N. Y., 1941; The condition of man, N. Y., [1944 ]; City development, L., 1946; Values for survival, N. Y., [1946 ]; The culture of cities, L., [1946 ]; Green memories, N. Y., [1947 ]; The conduct of life, L., 1952; Art and technics, N. Y., 1952; The brown decades, N. Y., 1955; The human prospect, L., 1956; From the ground up, N. Y., [1956 ]; The golden day, Boston, [1957 ]; Herman Melville, N. Y., [1962 ]; в рус. пер. - От бревенчатого дома до небоскреба, М., 1936; Нужно сделать первый шаг, "Лит. газета", 1962, 3 июля, No 78.

Лит.: М. С. Д., "Во имя здравого смысла", [Рец. ], "Вопр. философии", 1955, No 5; Осипов Г. В., Техника и обществ. прогресс, М., 1959; Историч. материализм и социальная философия совр. буржуазии, М., 1960, С. 232-70.

Дм. Ермоленко. Москва.

МЭН-ЦЗЫ

МЭН-ЦЗЫ (фамилия - Мэн, имя - Кэ, прозвище - Цзы-Юй) (372-289 до н.э.) - ученик учеников внука Конфуция Цзы Сы. Записи о нем, сделанные его учениками, составили книгу "Мэн-цзы" в 7 разделах. Школа М.-ц. развивала идеалистич. элементы конфуцианского учения (см. Конфуцианство).

В период междоусобных войн (5-3 вв. до н.э.) М.-ц. осуждал разложение правящих слоев, их жестокость и произвол в управлении народом, требовал прекращения междоусобных войн; тем не менее М.-ц. пытался убедить правителей принять проповедуемые им идеи для смягчения социальных противоречий и недовольства нар. масс. Этико-политич. доктрина М.-ц. выражена в словах: "кто трудится умом, тот управляет людьми, кто трудится силой, тот подлежит управлению; те, кем управляют, кормят; те, кто управляет людьми, кормятся от людей" ("Мэн-цзы" раздел "Тэн-вэнь-гун", 1). М.-ц. утверждал, что доброта человеч. природы присуща как эксплуататорам, так и эксплуатируемым. Добро, по М.-ц., - это человеколюбие, справедливость, соблюдение обществ. регламента, мудрость. М.-ц. сводил источники знания к врожденным свойствам человека.

Развивая мистич. элементы учения Конфуция, М.-ц. считал, что небо наделено волей и является господином, к-рый наделяет властью правителей, и учил людей довольствоваться "велением неба" (судьбой), а правителей считать себя "приемниками велений неба".

Лит.: Попов П. С., Кит. философ Мэн-Цзы, СПВ, 1904; Ян Юн-го, История древнекит. идеологии, пер. с кит., М., 1957, с. 192-225.

МЭХЭН

МЭХЭН (Mahan), Альфред Тайер (27 сент. 1840 - 1 дек. 1914) - амер. бурж. историк, один из родоначальников геополитики. В 1886-89 - президент военно-морского колледжа. Из лекций по истории морских войн сложились книги М. "Влияние морской силы на историю. 1660-1783" ("The influence of sea power upon history. 1660-1783", 1890, рус. пер. 1895, 1941) и "Влияние морской силы на Французскую революцию и Империю. 1793-1812" ("The influence of sea power upon the French revolution and Empire. 1793-1812", v. 1-2, 1892, рус. пер. т. 1-2, 1897-98, 1940). Для концепции M. характерно преувеличение влияния морских вооруж. сил на историю войн и судьбы гос-в. Исходные теоретич. позиции М. - попытка установить непосредств. связь между географич. положением гос-ва, "характером народа" и морским могуществом, игнорируя экономич. и социальную организацию общества. М. утверждал, что "история прибрежных наций" определялась прежде всего "условиями положения, протяжения и очертаний береговой линии", а также "численностью и характером населения". Черты "народного характера" М. изображает антиисторически и произвольно (если испанцы отличались "жестокой скупостью", то англичане и голландцы были "по природе своей деловыми людьми" и т.п.; "способность к основанию колоний" М. объясняет "нац. гением" англичан). Социологич. взгляды М. не выходят из круга идей бурж. позитивистской социологии и историографии конца 19 в. Своей известностью работы М. обязаны тому, что они обосновывали гонку морских вооружений и оказали влияние на стратегич. воззрения и планы империалистич. кругов США, Англии, Германии, Японии (Вильгельм II писал, что он старается "выучить их наизусть", президенты Мак-Кинли и Т. Рузвельт неоднократно пользовались "советами" М.). В годы 2-й мировой войны и после нее нек-рые реакц. амер. социологи и историки геополитич. толка (Спикмен, Хантингтон, Малин и др.) возрождают интерес к идеям М.

Соч.: The interest of America in sea power, present and future, L., 1897; The interest of America in international conditions, Boston (Mass.), 1910.

Лит.: Τауlor С. С., The life of admiral Mahan, naval philosopher..., N. Y., 1920; Livezey W. E., Mahan on sea power, Norman, 1947.

А. Завадье. Москва.

МЮЛЛЕР ГЕОРГ ЭЛИАС

МЮЛЛЕР Георг Элиас (Müller), (20 июля 1850 - 23 дек. 1934) - нем. психолог, один из основателей экспериментальной психологии, проф. Гёттингенского ун-та. Сторонник теории психофизич. параллелизма. Проводил исследования в области нейрофизиологич. обоснования закона Фехнера (1893), методов психологии (1900), внимания (1924) и зрит, восприятий (1930). М. интерпретировал закономерности восприятия с т. зр. своего варианта ассоциативной теории (см. Ассоциативная психология), названной им Komplextheorie. Наиболее известен своими работами в области представлений и памяти. М. развил теорию "персеверационных тенденций". По этой теории, представления, бывшие в сознании, имеют тенденцию вновь вернуться в него.

Соч.: Zur Grundlegung der Psychophysik, В., 1878; Zur Psychophysik der Gesichtsempfindungen, "Zeitschrift für Psychologie", 1896-97, Bd 10, 14; Zur Analyse der Gedächtnistätigkeit und Vorstellungsverlaufes, TI 1-3, Lpz., 1911-17, 2 Aufl., 1924; Komplextheorie und Gestalttheorie, Gott., 1923; Abriss der Psychologie, Gott., 1924.

Лит.: Кatz D., Georg Elias Müller, "Forschungen und Fortschritte", 1930, Jg 6, No 20; Boring E. G., Georg Elias Müller. 1850-1934, "Amer. J. Psychol.", 1935, v. 47, p. 344-48; Claparède E., Georg Elias Müller (1850-1934), "Archives de Psychologie", 1935, v. 25, p. 110-14.

M. Роговин. Москва.

МЮЛЛЕР ИОГАННЕС

МЮЛЛЕР Иоганнес (Müller), (14 июля 1801 - 28 апр. 1858) - нем. естествоиспытатель, один из создателей совр. cравнит. анатомии, эмбриологии и физиологии, по филос. воззрениям - кантианец; с М. связано зарождение т.н. "физиологического идеализма". М. выдвинул учение о специфич. энергии органов чувств, согласно к-рому ощущения по своему качеству есть разряды заложенной в рецепторном отделе нервной системы "специфич. энергии". Тем самым отрицалось подобие между ощущениями и свойствами реальных предметов. Восприятие пространства М. объяснял кантиански: сетчатке изначально присуща способность укладывать ощущения в априорные пространств, схемы.

В исследованиях М. имелись и стихийно материалистич. моменты. Противоречивость взглядов М. явилась предметом критики. Естествоиспытатели и философы-материалисты (Иовский, Пуркинье, Бёмер, Фейербах, Сеченов) отвергали доктрину М. за отрицание определяющей роли объекта в сенсорном процессе. Идеалисты (Лотце) критиковали М. за допущение причинной зависимости ощущения от материального субстрата.

М. выдвинул (одновременно с М. Холлом) понятие о рефлексе как гл. объяснит, принципе элементарных форм нервной деятельности. В целом он оставался в пределах механистич. схемы, поскольку в его трактовке ощущение не влияет на механизм рефлекса. Все же рефлекторная схема, к-рой придерживался М., в свое время оказала прогрессивное влияние на физиологию и медицину.

Ленинская оценка "физиологич. идеализма" позволяет отделить достижения М. в области исследования нервно-психич. актов от идеалистич. интерпретации этих достижений (см. Соч., т. 14, с. 219-26; 289-99).

Соч.: Zur vergleichenden Physiologie des Gesichtssinnes des Menschen und der Tiere, Lpz., 1826; Über die phantastischen Gesichtserscheinungen, Coblenz, 1826; Handbuch der Physiologie des Menschen, Bd 1-2, Coblenz, 1833-34, 3 Aufl., Bd 1-2, 1838-40; Briefe von J. Müller an Anders Retzius von dem Jahre 1830 bis 1857, Stockh., 1900.

Лит.: Петленко В. И., Физиологич. идеализм и некоторые филос. вопросы теоретич. медицины, Л., 1960, гл. 2, 3; Ярошевский М. Г., Проблема детерминизма в психофизиологии 19 в., Душанбе, 1961, гл. 4; Haberling W., J. Müller. Das Leben des Rheinischen Naturforschers, Lpz., 1924; Murphy G., Historical introduction to modern physiology, N. Y., 1949.

Μ. Ярошевский. Душанбе.

МЮНСТЕРБЕРГ

МЮНСТЕРБЕРГ (Münsterberg), Гуго (1 июля 1863 - 16 дек. 1916) - нем. психолог и философ. В 1891 - проф. Фрейбургского ун-та, в 1892 переехал в США, где стал проф. Гарвардского ун-та. Наибольшее влияние на М. оказали взгляды Вундта, Фихте и Риккерта. М. стремился построить систему философии, в основе к-рой лежит понятие надиндивидуальной воли, проявляющейся в априорных "ценностях". Во вне-врем. и внепространств. мире "ценностей" действуют телеологич. и смысловые связи, подлежащие изучению со стороны "наук о духе"; последние противопоставляются наукам естественным. В психологии т. зр. М. была одним из вариантов психофизич. параллелизма. Эмпирич. психологию М. относит к наукам естественным, не распространяющимся на область психического. В этом плане сознание может быть разложено на отд. элементы - ощущения, в основе к-рых лежат моторные акты (Aktionstheorie). M. был также одним из основателей прикладной психологии (сам М. пользовался термином "психотехника"). М. принадлежат первые работы по определению проф. пригодности, а также работы о методах психологии.

Соч.: Beiträge zur experimentellen Psychologie, H. 1-4, Freiburg, 1889-92; Grundzüge der Psychologie, Bd 1-2, Lpz., 1900; 2 Aufl., Bd 1-2, Lpz., 1918; Science and idealism, Boston-N. Y., 1906; Psychology and industrial efficiency, L.-Boston-Ν. Υ., 1913; в рус. пер.: Психология и учитель, 2 изд., М., 1915; Основы психотехники, т. 1-2, М., 1924-25; Психология и экономич. жизнь, 2 изд., М., 1924.

Лит.: Strong Сh. Α., Dr. Münsterberg's theory of mind and body and its consequences, "Philos. Rev.", 1892, v. 1, No 2; Wigmоre J. H., Münsterberg and the psychology of evidence, Illinois, 1909; Münsterberg M., Hugo Münsterberg. His life and work, N. Y., 1922.

M. Роговин. Москва.

МЮНЦЕР

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЮРДАЛЬ

МЮРДАЛЬ (Myrdal), Гуннар (р. 6 дек. 1898) - шведский бурж. экономист и социолог. В 1933-50 - проф. политич. экономии, с 1960 - междунар. экономики Стокгольмского ун-та. Занимал ряд гос. постов, в 1945-47 - министр торговли. В 1933-38 и 1944-47 - депутат нижней палаты от с.-д. партии. В 1947-57 - исполнит. секретарь экономич. комиссии ООН для Европы. Выступал за развитие торговли между Западом и Востоком. Работы М., снабженные методологич. разделами, посвящены проблемам слаборазвитых стран и междунар. экономич. отношений. М. придерживается релятивистских субъективно-идеалистич. воззрений, перенося их в область экономич. исследований. Он отрицает объективность понятий обществ. науки, объявляет себя "индетерминистом". По М., люди способны направлять развитие общества согласно своим идеалам, независимо от объективных условий. "...Общественные явления можно изучать лишь с точки зрения человеческих идеалов", ценностей или "принципов оценки" ("Мировая экономика", М., 1958, с. 505). Не только суждения, но и сами наши понятия уже "...выражают собой известное отношение к ним...", т.е. "принципы оценки" (там же). Мысль о существовании объективной экономич. науки, сохранявшуюся в ранней работе М. "Политич. элемент в развитии экономич. теории" ("The political element in the development of economic theory", 1954; 1 изд. на швед. яз. в 1930), M. ныне считает "наивным эмпиризмом" (см. "Value in social theory", L., 1958, p. VII). Исходными "принципами оценки" в его экономич. работах служат т.н. "зап. идеалы свободы и равенства возможностей" и идеал "междунар. экономич. интеграции", т.е. достижения всеми странами капиталистич. мира высокого экономич. уровня в условиях бурж. демократии и с помощью империалистич. держав. М. не способен решить проблему должного и сущего, составляющую камень преткновения для субъективно-идеалистич. аксиологии. Оперируя понятиями "программы" (цели, идеалы) и "прогноза" (оценка реальных перспектив развития), М. констатирует, что "программа" зависит от "прогноза", а "прогноз", в свою очередь, - от "программы", от "принципов оценки" и, т. о., оказывается в замкнутом кругу. Анализируя положение слаборазвитых стран, М. отдает себе отчет в том, что нельзя ожидать, что развитые капиталистич. страны "по своей доброй воле окажут им помощь", что идеал "междунар. интеграции" осуществится, если "не произойдет чего-то близкого к чуду". Выражая надежду на возможность "чуда", М. обнаруживает несостоятельность своей методологии. В 1938-42 по поручению Ин-та Карнеги М. изучал положение негров в США ("Американская дилемма" - "An American dilemma. The Negro problem and modern democracy", v. 1-2, N. Y., 1944; написана при участии Р. Стернера и А. Роуза). В этой работе, оцениваемой в бурж. кругах США как классич. труд, М. рассматривает негритянскую проблему как моральную, основанную на столкновении "идеалов" и становится на позиции т.н. градуалистов (постепеновцев), утверждая, что изменения в положении негров должны осуществляться "не путем внезапных сдвигов, а постепенно, шаг за шагом". М. ограничивается призывом к господствующим кругам юж. штатов "начать допускать высший слой негритянского населения к участию в политическом процессе". Работа М. встретила резкую критику в США со стороны прогрессивной общественности (см. Н. Aptheker, The Negro today, N. Y., 1962).

Соч.: Economic theory and underdeveloped regions, L., [1957 ].

А. Завадье. Москва.

МЮРИДИЗМ

МЮРИДИЗМ (от арабск. мурид - ученик высшего мусульманского духовного наставника) - религ.-мистич. направление в исламе, получившее распространение на Кавказе в 19 в. Хотя в основе этого направления лежали принципы, выработанные еще в 12 в. аль-Кадири и дополненные затем в 14 в. Бахааддином Накшбенди идеей равенcтва людей перед богом в загробной жизни, культом бедности, призывами к самоотречению и самоуничижению, оно приобрело самостоят. значение лишь в 19 в., когда был выдвинут лозунг спасения ислама от "неверных" (царской России). Главным в М. была идея джихада (газавата) - войны как против русских, так и против мусульман, оказавшихся на их стороне или уклонившихся от участия в газавате. Идеология М. была широко использована тремя имамами - Гази-Магомедом, Гамзатбеком и Шамилем. Шамиль проповедовал идеал теократич. гос-ва (имамат), жизнь в к-ром строго регламентировалась шариатом, борьба с "неверными" объявлялась гл. условием религ. совершенствования, погибшим за дело ислама обещалось спасение души и вечное блаженство. Большая роль в имамате отводилась мюридам (отсюда и название - М.), наиболее преданным сподвижникам имама, воспитанным в ненависти к "неверным". Идеология М. была религ. оболочкой антиколониальной и антифеод. борьбы горцев. Однако, как всякая религ. идеология, она вместе с тем скрывала истинные цели борьбы, не звала на борьбу с бесправием и социальным неравенством и явилась одной из причин поражения движения горцев.

Лит.: Бушуев С. К., Борьба горцев за независимость под руководством Шамиля, М., 1939; Фадеев А. В., Возникновение мюридистского движения на Кавказе и его социальные корни, "История СССР", 1960, No 5; Смирнов Η. Α., Мюридизм на Кавказе, М., 1963.

Н. Смирнов. Москва.

Предыдущая страница Следующая страница