Приглашаем посетить сайт

Грибы (grib.niv.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
Статьи на букву "Ч" (часть 1, "ЧАА"-"ЧЕР")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ч" (часть 1, "ЧАА"-"ЧЕР")

ЧААДАЕВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЧАВЧАВАДЗЕ

Илья Григорьевич (27 окт. 1837 - сентябрь 1907) - груз. мыслитель, публицист, обществ. деятель, основоположник критич. реализма в груз. лит-ре. Род. в кахетинском селе Кварели в княжеской семье. Учился в Петерб. ун-те (1857-61); в студенч. годы испытал сильное влияние идей рус. революц. демократов, гл. обр. Чернышевского. Участвовал в студенч. движении, в связи с чем в 1861 был вынужден оставить ун-т. Вернувшись на родину, Ч. возглавил группу революц. демократов и развернул большую обществ.-политич. деятельность. В 1877-1902 под редакцией Ч. выходила лит.-политич. газ. "Иверия". Прогрессивная деятельность Ч. вызвала ненависть пр-ва; Ч. был убит агентами охранки.

Обществ. идеал Ч. - демократич. республика (Грузия), связанная с Россией экономически, но независимая во внутренне-нац. отношении. До 80-х гг. путь для осуществления этого идеала Ч. видел во всенар. восстании всей России, после 80-х гг. - в создании нац. единства как действ. силы в борьбе за социальное и нац. освобождение.

Филос. взгляды Ч. характеризуют его как материалиста. Отмечая объективный характер реальной жизни, Ч. подчеркивал определяющую роль экономики в обществ. отношениях. Человек, по Ч., способен не только познать реальность, но и преобразовать ее в соответствии с социальным идеалом. Материализм Ч. содержит элементы диалектики.

Ч. - основоположник груз. демократич. лит-ры и нового лит. языка, а также материалистич. эстетики в Грузии. Вплоть до момента распространения в Грузии марксизма прогрессивное движение, возглавлявшееся Ч., способствовало благородной миссии политического и гражд. воспитания передовой части груз. общества. В 80-х гг. Ч. познакомился с марксизмом и с этого времени будущее Европы он видит в социализме. Отдавая должное Марксу как ученому, Ч., однако, не стал марксистом, а марксистский социализм считал неприемлемым для слаборазвитых России и Грузии, к-рые должны, по Ч., учесть опыт Европы и найти собств. пути и формы социального прогресса, избавляющие от классовой борьбы.

Соч.: Полн. собр. соч., т. 1-10, Тб., 1950-57 (на груз. яз.); в рус. пер. - Избр. произв., М., 1950; Избр. соч., т. 1-2, Тб., 1957.

Лит.: Ρатиани П. К., И. Ч. Филос. и социально-политич. воззрения, М., 1958; И. Чавчавадзе. Юбилейный сборник, Тб., 1939 (на груз. яз.); Ингороква П., И. Ч., Тб., 1957 (на груз. яз.).

В. Гагоидзе. Тбилиси.

ЧАГИН

Борис Александрович (р. 23 марта 1899) - сов. философ, д-р филос. наук (с 1946), проф. (с 1948), член-корр. АН СССР (с 1960). Член КПСС с 1920. Окончил ИКП по философии. С 1922 - на преподавательской работе. С 1963 - зав. кафедрой истории философии Ленингр. ун-та, старший науч. сотрудник ленингр. кафедры философии АН СССР. В течение ряда лет был членом редколлегии журналов "Вопросы философии", "Филос. науки", редактором "Вестника Ленингр. ун-та". Осн. направления н.-и. работы: история философии, гл. обр. марксистско-ленинской философии, историч. материализм. Ч. - автор обобщающей монографии о мировоззрении Плеханова, один из редакторов его "Избр. филос. произведений" и "Филос. лит. наследия". Он также один из авторов. 6-томной "Истории философии", 1-го т. "Истории КПСС", "Краткого очерка истории философии" и др.

Соч.: Филос. и социологич. воззрения Ф. Меринга, М.-Л., 1934; Борьба Ленина за марксистский материализм в 90-х гг., М.-Л., 1940; Борьба марксизма-ленинизма против филос. ревизионизма в конце 19 - нач. 20 вв., Л., 1959; Из истории борьбы В. И. Ленина за развитие марксистской философии, М., 1960; Ленинский этап в развитии марксистской?философии, Л., 1960; Из истории борьбы против филос. ревизионизма в германской социал-демократии. 1895-1914, М.-Л., 1961; Г. В. Плеханов и его роль в развитии марксистской философии, М.-Л., 1963; Развитие Марксом и Энгельсом теории научного социализма после Парижской Коммуны, М.-Л., 1964; Ленин о роли субъект. фактора в истории, Л., 1967; Субъект. фактор. Структура и закономерности, М., 1968.

ЧАЛОЯН

Вазген Карпович (р. 7 янв. 1905) - сов. философ, д-р филос. наук (с 1945), член-корр. АН Арм. ССР (с 1965), заслуженный деятель науки (с 1967). Окончил фак-т обществ. наук Ереванского гос. ун-та (1926) и филос. аспирантуру МИФЛИ (1935). С 1938 по наст. время Ч. - науч. сотрудник АН Арм. ССР; преподает философию в Ереванском гос. ун-те. Ч. - один из пионеров изучения истории арм. философии в СССР; ему принадлежат переводы и издания текстов важнейших представителей арм. филос. мысли, а также историко-филос. исследования.

Соч.: К вопросу об учении Езника Кохпеци, арм. философа пятого века, Ер., 1940; Философия Давида Непобедимого, Ер., 1946; Роль восточ. народов в истории развития филос. мысли, "Изв. АН Арм. ССР", 1950, No 10; Осн. вехи развития филос. мысли в Армении (5-18 вв.), Ер., 1950; Основные черты философии Иоанна Воротнеци, "ВФ", 1956, No 5; Естеств.-науч. воззрения Анания Ширакаци, "Византийский временник", 1957, т. 12; О философии Степаноса Львовского, "ВФ", 1958, No 9; К вопросу об оценке феодального направления арм. философии 17-18 вв., "Историко-филологич. журн. АН Арм. ССР", 1958, No 1; История арм. философии, Ер., 1959; Представления о природе в трудах Иоанна Ерзынкаци Плуза, в сб.: Вопр. истории естествознания и техники, вып. 13, М., 1962; Арм. Ренессанс, М., 1963; то же, Ер., 1964 (на арм. яз.); Восток - Запад, М., 1968; Проблемы истории философии эпохи феодализма, "ВФ", 1968, No 4.

ЧАНЬ

ЧАНЬ (в япон. произношении Д з э н) - одно из течений дальневосточ. буддизма. Само слово "чань" - кит. транскрипция санскр. термина "дхьяна" (медитация, самоуглубление). Ч. сложился в Китае, в 6-7 вв. под сильным влиянием даосизма. Для Ч. характерно пренебрежение к установленным нормам разумного и морального, любовь к парадоксу, интуитивизм, непосредственность. Основа понятийного и художеств. языка Ч. - лаконичный намек и ритмич. пауза. На первое место выдвигается импровизация, действие по наитию, без плана. Эти черты Ч. стихийно продолжают традиции гротескной мысли даосов и могут быть поняты как своеобразное выражение свободы духа в обществе, где свободное мыслимо только как нечаянное, необдуманное, юродское.

Легендарный основатель Ч. - Бодхидхарма, проповедовавший в Китае в 6 в. Но окончательно оформился Ч. только после Хуэй-нэна (7 в.), к-рый учил простому, не требующему никакой подготовки, внезапному взгляду на целостность бытия. Проповеди Хуэй-нэна помогли освободиться от штампов инд. буддизма, но очень скоро возникли новые, чаньские каноны, приемы психотехники, к-рые легли в основу различных сект Ч. Так, в секте Риндзай осн. методом психотехники является решение иррацион. загадки, размышление над алогичным вопросом (кун-ан, в яп. произношении коан). Невозможность найти ответ вызывает отчаяние, погружение в к-рое приводит к полному крушению веры в разум, к "смерти" "Я" и к послед. воскрешению по ту сторону логич. мышления, в экстатич. переживании и понимании единства бытия (сатори). Ч. - это стиль жизни; он создается специфич. ритмом дня в монастыре, медитацией, созерцанием природы и иск-ва. Творч. акт интерпретируется в Ч. как религ. акт.ч. оказал огромное влияние на кит. живопись, каллиграфию и поэзию периода Сун (10-13 вв.), а затем на япон. культуру, особенно с периода Муромати (14-16 вв.).

Интерес к Ч. (дзэн) на совр. Западе свидетельствует о кризисе господств. культуры, о "чувстве дрейфа" (вовлеченности в неосмысленный поток событий). Своеобразный, очень вульгаризированный вариант дзэн процветает среди "битников", стремящихся просто повернуться спиной к цивилизации. Влияние дзэн ощутимо в творчестве Дж. Сэлинджера, П. Керуака и др. амер. писателей. Знакомство с подлинным дзэн - одно из необходимых условий понимания культур Дальнего Востока и составляет часть диалога между Востоком и Западом.

Лит.: Померанц Г. С., Дзэн и его наследие, "Народы Азии и Африки", 1964, No 4; 3авадская Е. В. и Пятигорский А. М., Отзвуки культуры Востока в произведениях Дж. Д. Сэлинджера, там же, 1966, No 3; Конрад Н. И., Восток и Запад, М., 1966; Humphreys Т. Сh., Zen Buddhism, L., 1957; Suzuki D. T., Zen and Japanese culture, 2 ed., L., 1959; Dumoulin H., Zen. Geschichte und Gestalt, Bern, 1959; Zenga. Malerei des Zen - Buddhismus, Münch., 1960; Watts Α., The way of Zen, N. Y., 1957; его же, The spirit of Zen, N. Y., 1960; Вlyth R. H., Zen and Zen classics, v. 1-4, Tokyo, 1963-1966; Lu K'uan Yu, The secrets of Chinese meditation, L., 1964.

Г. Померанц. Москва.

ЧАРВАKA

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЧАРЫЕВ

Гельди Оразович (р. 1 дек. 1910) - советский философ, д-р филос. наук, профессор (с 1949). Член КПСС с 1950. Академик АН Туркм. ССР (с 1951). В 1953-57 - председатель Отделения обществ. наук АН Туркм. ССР; с 1954-56 - академик-секретарь АН Туркм. ССР. В 1956-59 - президент АН Туркм. ССР. Окончил филос. фак-т МГУ (1935) и с этого времени на преподавательской работе. Область науч. исследований - история общественной и филос. мысли Туркмении в 18-19 вв., классич. немецкая философия, эстетика, филос. вопросы медицины.

Соч.: Филос. вопр. языкознания, Аш., 1951; Из истории общественной мысли в Туркмении, Аш., 1954; Очерки по истории филос. и общественно-политич. мысли народов СССР, т. 1-2, М., 1955-56 (соавтор, гл. 4, 31); К вопросу об идейных предпосылках формирования мировоззрения Махтумкули, "Тр. ин-та языка и лит-ры АН Туркм. ССР", 1956, вып. 1; Классики марксизма-ленинизма о Гегеле, "Изв. АН Туркм. ССР. Сер. обществ. наук", 1960, No 5; Махтумкули - выдающийся мыслитель туркм. народа (к 225-летнему юбилею), "Тр. Туркм. с.-х. ин-та", 1960, т. 10, вып. 3; Гегелевское и марксистское понимание начала философии, "Изв. АН Туркм. ССР. Сер. обществ. наук", 1965, No 5; Методологич. проблемы совр. медицины, там же, No 6; Очерки истории филос. и обществ.-политич. мысли в Туркменистане, Аш., 1970 (автор 1, 2, 3 глав).

ЧАСТЬ И ЦЕЛОЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЧАУШЕСКУ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЧЕЗАЛЬПИНО

Цезальпин (Cesalpino, Caesalpinus), Андреа (6 июня 1519 - 23 февр. 1603) - итал. ученый и философ, сторонник пантеизма. Преподавал в Пизанском ун-те и в папской "Коллегии мудрости" в Риме. В гл. соч. "Перипатетические вопросы" ("Peripateticarum quaestionum", libri V, Venezia, 1593, франц. пер. - "Questions péripatéticiennes". Trad. par Dorolle, P., 1929) выступил против искажения философии Аристотеля ср.-век. схоластикой. Признавая бога первоначалом Вселенной, Ч. отрицал творение; бог и природа в его системе неразрывно связаны между собой; Ч. придерживался гилозоистских представлений о всеобщей одушевленности природы. В противоположность учению Аристотеля о том, что "подобное порождает подобное", Ч. выдвинул мысль о постепенной эволюции в природе, о развитии от низших форм к высшим. Ч. оставил заметный след в истории медицины, ботаники, минералогии (он первый пришел к выводу о существовании легочного кровообращения; предпринял первую попытку науч. систематизации и классификации растений и минералов). В вопросах космологии стоял на аристотелевско-птолемеевских позициях.

Соч.: Daemonum Inuestigatio peripatetica, Florentiae, 1580; De Plantis, libri XVI, Florentiae, 1583.

Лит.: Fiorentino F., Studi e ritratti della rinascenza, Bari, 1911; Viviani U., Vita ed opere di A. Cesalpino, Arezzo, 1922; Saitta G., Il pensiero italiano nell'umanesimo e nel Rinascimento, v. 2, Bologna, 1950, p. 226-47.

А. Горфункель. Ленинград.

ЧЕЙЗ

ЧЕЙЗ (Chase), Стюарт (р. 8 марта 1888) - амер. социолог и экономист. Осн. влияние на формирование взглядов Ч. оказали Бриджмен и Кожибский. В работах 20-х гг. резко и аргументированно критиковал расточительство человеческих и материальных ресурсов, присущее капиталистич. системе.

В 30-х гг. Ч. пропагандировал либеральные социальные и экономич. идеалы тех слоев амер. общества, политич. выразителем к-рых стал Ф. Д. Рузвельт.ч. развивает концепцию "смешанного общества", к-рое, по его мнению, имеет достоинства как капиталистической, так и социалистич. экономики. По мнению Ч., руководство обществом должно осуществляться специалистами. Эта технократич. утопия была холодно встречена амер. деловым миром, и, хотя Ч. и в послевоенное время не отказывается от идей "гибридизации" капитализма и социализма, осн. темой его работ становится природа социального конфликта; в кн. "Пути к соглашению" ("Roads to agreement", N. Y., 1951) Ч. развивает идеи "человеч. отношений". Ряд работ Ч. посвящен методам исследования обществ. мнения. Предпосылки теории "смешанного общества", социального конфликта вытекают из интерпретации Ч. общей семантики: "Если мы хотим понять мир и самих себя, нам необходимо употреблять язык, структура которого соответствует структуре природы и общества" ("The tyranny of words", N. Y., 1938, p. 80). Ч. утверждает, что в то время как социальная жизнь усложняется, "разговорные" языки остаются теми же, что и двести лет назад, в силу чего происходит постоянная подмена значений. "Хороший язык сам по себе не спасет человечества. Но если мы будем видеть за именами вещи, это поможет нам в понимании структуры мира, в котором мы живем. Хороший язык поможет нам понимать друг друга в беседах о реальных вещах нашего окружения, тогда как теперь мы говорим туманно, на чужих друг другу языках" (там же, р. 361). Т.о., сводя важнейшие социальные конфликты к действию семантогенных факторов, объясняя идеологич. противоречия "семантич. неграмотностью", "плохим языком", Ч. приходит к выводу, что мировые державы легко смогут достичь взаимопонимания, если на международ. конференциях будут присутствовать семантики.

Роль Ч. в развитии общей семантики сводится к попыткам свести проблемы взаимопонимания (коммуникации) к проблемам чисто языковым. И хотя аргументацию Ч. против радикального конвенционализма нельзя не признать убедительной, сама социальная программа общей семантики целиком отвергается марксистской социологией.

Соч.: The tragedy of waste, N. Y., 1925; Your money's worth, N. Y., 1927; Prosperity. Fact or myth?, N. Y., 1929; Men and machines, N. Y., 1929; The Nemesis of American business and other essays, N. Y., 1931; A new deal, N. Y., 1932; The economy of abundance, N. Y., 1934; Government in business, N. Y., 1935; Rich land, poor land, N. Y., [1936]; The new western front, N. Y., [1939]; Idle money, idle men, N. Y., 1940; Goals for America, N. Y., 1942; Men at work, N. Y., 1945 (совм. с M. Tyler); Democracy under pressure, N. Y., 1945; Tomorrow's trade, N. Y., 1946; Proper study of mankind, N. Y., 1948; The power of words, N. Y., 1954; Guides to straight thinking, N. Y., 1956; Live and let live, N. Y., [1960].

Б. Самсонов. Москва.

ЧЕЛЛЕН

ЧЕЛЛЕ́Н (Kjellén), Юхан Рудольф (13 июня 1864 - 14 нояб. 1922) - шведский государствовед и социолог, один из создателей геополитики (термин введен Ч.). Проф. Гётеборгского (1901-16) и Упсальского (1916-1922) ун-тов. Под влиянием Ратцеля разрабатывал геополитику, к-рая, по Ч., есть учение о гос-ве как географич. организме или как явлении в пространстве. В работе "Гос-во как форма жизни" ("Der Staat als Lebensform", Lpz., 1917) Ч. рассматривал гос-во как форму жизни, биологич. организм, стоящий над индивидами и одновременно включающий их. Гос-во рождается, развивается, стремится к расширению и наделено волей к власти. Как единство формы жизни, гос-во состоит из 5 жизненных сфер: географич. пространство, гос-во как народ, как х-во, как общество, как управление. Каждой сфере соответствует особая часть политики: геополитика, этнополитика, хозяйств. политика, социальная политика, политика господства. Идеи Ч. служили теоретич. обоснованием экспансии империалистич. гос-в.

Соч.: Studien zur Weltkrise, Münch., 1917; Die politischen Probleme des Weltkrieges, 8 Aufl., Lpz., 1918; Grundriss zu einem System der Politik, Lpz., 1920. См. также лит. при ст. Геополитика.

А. Завадье. Москва.

ЧЕЛОВЕК

ЧЕЛОВЕК - см. ст. Личность, а также ст. Философская антропология.

"ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ"

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЧЕЛПАНОВ

Георгий Иванович (1862 - 13 февр. 1936) - рус. психолог и философ, логик. Проф. психологии и философии Киевского (1892-1906) и Московского (1907-23) ун-тов. Товарищ председателя Моск. психологич. об-ва. Основатель (1912) и директор Моск. психологич. ин-та (до нояб. 1923). В философии близок к неокантианству и позитивизму. Критикуя материализм ("Мозг и душа", СПБ, 1900, и др. работы), Ч. пытался дать обоснование психологии в опоре на концепцию "эмпирич. параллелизма" души и тела, восходящую к психофизич. параллелизму В. Вундта, причем сущность устанавливаемой эмпирически параллельности физич. и психич. явлений он считал необъяснимой. Ч. принадлежат солидные экспериментальные исследования по восприятию пространства и времени. Гл. заслугой Ч. является создание крупного экспериментально- психологич. центра - Моск. психологич. ин-та с превосходно оборудованными лабораториями, разработка методов лабораторного исследования ("Введение в экспериментальную психологию", М., 1915). В области логики Ч. был гл. обр. систематиком. Ч. - автор ряда многократно переиздававшихся учебников по психологии и логике.

В послеоктябрьский период Ч. придерживался т. зр., согласно к-рой марксизм мог быть распространен лишь на социальную, но не на общую психологию. Последняя, по мнению Ч., должна быть свободна от какой бы то ни было философии.

Соч.: Проблема восприятия пространства в связи с учением об априорности и врожденности, ч. 1-2, К., 1896-1904; Психология, ч. 1-2, М., 1909; Психология или рефлексология? (Спорные вопросы психологии), М., 1926.

Лит.: Будилова Ε. Α., Борьба материализма и идеализма в рус. психологич. науке (Вторая пол. 19 - нач. 20 вв.), М., 1960; Петровский А. В., История сов. психологии, М., 1967.

А. Петровский. Москва.

ЧЕМБЕРЛЕН

ЧЕ́МБЕРЛЕН (Chamberlain), Хаустон Стюарт (9 сент. 1855 - 9 янв. 1927) - нем. социолог. Род. в Великобритании, затем принял герм. гражданство. Испытал влияние расовой теории Гобино. В работах, посвященных творчеству Вагнера и анализу европ. мысли и культуры 19 в., выдвигал реакц. идеи расового превосходства т.н. арийских элементов в европ. культуре. Немцы, по Ч., лучше всего предназначены для установления нового порядка в Европе. Идеи Ч. способствовали развитию идеологии нем. фашизма.

Соч.: Notes sur Lohengrin, P., 1892; Das Drama R. Wagner's, Lpz., 1892; Die Grundlagen des neunzehnten Jahrhunderts, 2 Aufl., Münch., 1900; Lebenswege meines Denkens, Münch., 1919.

ЧЕРБЕРИ

ЧЕРБЕРИ (Cherbury), Х е р б е р т Ч е р б е р и (Herbert Cherbury), Эдуард, лорд (3 марта 1583 - 20 августа 1648) - англ. философ и политич. деятель. Окончил Оксфордский ун-т. В 1619-24 - посол во Франции; в сер. 1640-х гг. - сторонник парламентской оппозиции. Основоположник англ. деизма в форме т.н. естественной религии. Источником последней является, по Ч., не откровение, а разумное начало, врожденное человеку, и все "позитивные" религии приемлемы лишь в той мере, в какой они заключают в себе принципы, не противоречащие разуму. Осн. принципы "естественной религии" сводятся Ч. к пяти: 1) существует высшее существо, 2) его следует почитать, 3) лучшее его почитание - добродетель и благочестие, 4) преступления и проступки должны искупаться раскаянием, 5) существует воздаяние в загробной жизни. Из последнего принципа вытекает дуалистич. понимание Ч. отношения души и тела. Несмотря на умеренность деизма Ч., он встретил озлобленную реакцию теологов; напр., в книге профессора теологии Кильского ун-та X. Кортхольта "О трех великих обманщиках" (Ch. Kortholt, "De tribus impostoribus", Kiel, 1680) Ч. "изобличается" наряду с Гоббсом и Спинозой.

Учение Ч. о познании основывается на признании им врожденных идей, данных богом. Он различал четыре вида истин: 1) "истины вещи" (согласие вещи с самой собой), 2) истины явлений (согласие явления с вещью), 3) истины понятия и 4) истины разума (логически правильные суждения и умозаключения). Этим четырем видам истин соответствуют четыре вида умств. способностей (естеств. инстинкт, внешнее и внутр. чувство, суждение). Наиболее надежным критерием истины Ч. признавал "всеобщее согласие". Этот взгляд, как и учение о врожденных идеях, был подвергнут критике Локком (см. "Опыт о человеч. разуме", в кн.: Избр. филос. произв., т. 1, М., 1960, кн. 1, гл. 3, § 15 и сл.). Взгляды Ч. были также подвергнуты критике в письме Гассенди (1634), к-рому Ч. послал свое осн. произведение - "Трактат об истине" ("Tractatus de veritate", [P.], 1624).

Соч.: De causis errorum, pt 1-3, L., 1645; De religione gentilium, Amst., 1663; The life of Ε. Η. of Cherbury, written by himself, Strawberry Hill, 1764; A dialogue between a tutor and his pupil, L., 1768.

Лит.: Rémusat Сh. de, Lord H. de Cherbury, sa vie et ses oeuvres, P., 1874; Güttler С., Е. Lord H. von Cherbury, Münch., 1897; Scholz H., Die Religionsphilosophie des H. von Cherbury, Giessen, 1914; Kottich R. G., Die Lehre von den angeborenen Ideen seit H. von Cherbury, В., 1917 (Diss.).

Б. Быховский. Москва.

ЧЕРЕМНЫХ

Павел Семенович [р. 16 февр. 1899] - сов. философ, доктор филос. наук (с 1968), профессор (с 1939). Член КПСС с 1919. Окончил педагогич. ф-т 2-го МГУ (в 1928) и Ин-т красной профессуры (в 1931). С 1927 - на преподават. работе. Проректор Курсов марксизма-ленинизма при ЦК КПСС (в 1932-33). Зав. сектором историч. материализма Ин-та философии АН СССР (в 1934-38). Зав. сектором ИМЭЛ при ЦК КПСС (в 1939-41). Зав. кафедрой диалектич. и историч. материализма Высших военно-политич. курсов (1945). Зам. директора ВПШ (1946), зам. ректора АОН при ЦК КПСС (в 1946-48); с 1948 - профессор кафедры философии там же. Осн. работы Ч. посвящены разработке проблем историч. материализма и науч. коммунизма, ленинского этапа марксистской философии, критике механистич. и идеалистич. направлений в философии и социологии.

Соч.: Механисты и правый уклон, "Революция и культура", 1930, No 19-20; О ликвидации эксплуататорских классов в СССР, "ПЗМ", 1936, No 11; Победа социализма в СССР и диктатура рабоч. класса, там же, 1937, No 10; Классы и классовая борьба, в кн.: БСЭ, т. 33, М., 1938; Осн. типы производств. отношений, "ПЗМ", 1938, No 11, 12; О стирании классовых граней в СССР, "Большевик", 1939, No 20; Бурж. учения об обществе до Маркса и Энгельса, М., 1941; Расцвет социалистич. демократии в СССР, "Большевик", 1950, No 2; Буржуазия, в кн.: БСЭ, 2 изд., т. 6, М., 1951; Разработка В. И. Лениным вопросов историч. материализма в годы первой рус. революции, "ВФ", 1956, No 2; Как возникли классы и почему происходит классовая борьба, М., 1954; Что такое диктатура пролет., М., 1958; От диктатуры пролет. к обще-нар. гос-ву, М., 1963; Совр. проблемы марксистско-ленинского учения о классах и классовой борьбе, М., 1967.

ЧЕРКЕСОВ

Виталий Иванович [р. 3(16) авг. 1906] - сов. философ, д-р филос. наук (с 1965). Член КПСС с 1939. Окончил МГУ (1929) и аспирантуру Ин-та философии АН СССР (1949). С 1930 преподает марксистскую философию; с 1948 - на филос. ф-те МГУ. Науч. исследования ведет в области диалектич. материализма.

Соч.: О логике и марксистской диалектике, "ВФ", 1950, No 2; К вопросу о логике и ее изучении, "Большевик", 1952, No 11 (совм. с М. Алексеевым); Логика, в кн.: БСЭ, т. 25, М., 1954; Нек-рые вопросы теории понятия в диалектич. логике, "ВФ", 1956, No 2; О предмете марксистской диалектич. логики, в сб.: Проблемы диалектич. логики, М., 1959; Материалистич. диалектика как логика и теория познания, М., 1962; Проблема отображения движения в мышлении, в кн.: Материалы к технической конференции "Проблема противоречия в диалектич. логике", М., 1967.

ЧЕРНОВ

Виктор Михайлович (1876-1952) - один из лидеров и идеолог партии правых эсеров. После Февр. революции 1917 - министр земледелия Временного пр-ва.

"Синтетическое" миросозерцание Ч. - эклектический синтез идей народнического социализма и эмпириокритицизма (махизма). Идеи, по Ч., - "...психологическое выражение накопленной в мозгу человечества потенциальной энергии...", субъект - "...мерило истины..." ("Философские и социологические этюды", М., 1907, с. 29, 371). Общий предмет логики, психологии и гносеологии - "человеческий опыт и его обработка". Внутр. источники обществ. развития, по Ч., заключены во взаимодействии роста населения и внешней природы. Деление историч. явлений на экономические и идеологические, по Ч., является условным: "экономическое есть в значительной мере психическое"; поэтому, заключает Ч., нельзя говорить о "примате материального над идеальным в истории". Теорию Маркса и учение о диктатуре пролетариата Ч. считал неприменимыми к условиям "сельско-хозяйственной России".

Соч.: Социалистич. этюды, М., 1908; Интернационал и война. Сб. ст., П., 1917; Конструктивный социализм, т. 1, Прага, 1925.

Лит.: Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 5, с. 129-46; Плеханов Г. В., Избр. филос. произв., т. 5, М., 1958, с. 591-93; Зайдель Г., "Конструктивное" убожество, "Воинств. материалист", 1925, кн. 3.

В. Клушин. Петродворец.

ЧЕРНЫШЕВ

Борис Степанович [11(23) апр. 1896 - 4 сент. 1944] - сов. философ, д-р филос. наук (с 1942), профессор (с 1938). Член КПСС с 1940. Окончил историко-филологич. ф-т МГУ (1920). В 1924-28 - аспирант исследовательского Ин-та науч. философии (РАНИОН). С 1919 вел н.-и. и педагогич. работу в ряде вузов; с 1934 - в Моск. гос. ин-те истории философии и лит-ры (МИФЛИ). Зав. кафедрой истории, философии МИФЛИ с 1940 (с 1942 - филос. ф-та МГУ), старший науч. сотрудник Ин-та философии АН СССР. Декан филос. ф-та МГУ (в 1943). Гл. направления науч. исследований Ч. - история антич. философии, нем. идеализма и совр. буржуазная (итальянская) философия. Ч. - один из осн. авторов труда "История философии" (т. 1-3, М., 1940-43). Ч. принадлежат переводы с др.-греческого, латинского и немецкого языков ряда крупных филос. произведений.

Соч.: Социологич. мотивы в эстетике Гегеля, "Искусство", 1927, [т. 3], кн. 4; Софисты, М., 1929; Совр. идеолог фашизма (Дж. Джентиле), "ПЗМ", 1931, No 4-5; Предисл. к переводу, в кн.: Бауэр Бруно, Трубный глас страшного суда над Гегелем, М., 1933; О книге Кассирера "Философия просвещения", "ПЗМ", 1934, No 3; История философии, т. 1, М., 1940, разд. 2, гл. 3; разд. 3, гл. 1, 2, 4; О логике Гегеля, М., 1941; История философии, т. 3, М., 1943, гл. 5, с. 224-60; Бенедетто Кроче и диалектика, "ВФ", 1958, No 8.

ЧЕРНЫШЕВСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница