Приглашаем посетить сайт

Орловка (orlovka.niv.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
ПРЕДМЕТ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ПРЕДМЕТ

ПРЕДМЕТ - то же, что вещь, - отд. часть, единица существующего; все то, что может находиться в отношении или обладать к.-л. свойством. В метафизич. материализме понятие "П." отождествлялось с понятием "тело", поскольку протяженность или отождествлялась с материей (Декарт и его последователи), или рассматривалась как осн. атрибут материи (Гоббс, франц. материалисты 18 в.). Субъективный идеализм (Беркли, Мах) понимает под вещью совокупность ощущений, поэтому для него реальным является лишь один П. - сознание отд. человека. В объективном идеализме реальные П. рассматриваются как отражение идей, понятий.

Ориентация на пространств. границы П. далеко не во всех случаях оказывается обоснованной. Напр., граница между совр. Грецией и Болгарией - пространственная, а между древней и совр. Грецией - временная; в одной и той же области пространства могут одновременно находиться разные П. (напр., поле тяготения и электромагнитное поле). Т.о., границы П. могут быть не только пространственными, но и временными или проходить по линии других св-в. Поэтому "...вещь есть совокупность многих свойств..." (Маркс К., Капитал, т. 1, 1955, с. 41).

П. могут быть материальными или идеальными (понятия, суждения и т.п.). Изменение П. есть явление или процесс. В свою очередь, каждое явление (процесс) можно рассматривать как П. в широком смысле, т.к. оно тоже есть совокупность мн. св-в. Диалектика любой П. рассматривает в изменении, т.е. как процесс (см. Ф. Энгельс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 302). П., занимающие определ. объем в пространстве, наз. телами, но многие П. не являются телами (физич. поля, элементарные частицы и т.д.). В качестве П. можно рассматривать св-ва и отношения (к-рые в этом случае наз. абстрактными П.). Любая совокупность П., объединенных нек-рым отношением, представляет собой новый П. с теми или иными св-вами.

Категория П. имеет спец. способы обозначения в языке. В большинстве естеств. языков это существительные. В совр. логике П. обозначаются с помощью особых символов - предметных (индивидных) констант - обычно первые буквы лат. алфавита, и предметных переменных (х, у, z). Π. можно обозначить также с помощью указания на те отношения, к-рые он имеет к другим П. (напр., координатный язык), или через перечисление некоторых его свойств (дескрипция).

Для отождествления П., если эти П. - тела, достаточно проследить совпадение их пространств. границ во все моменты времени. Но во мн. случаях такой подход неприменим: качеств. преобразования могут превратить один П. в другой даже в пределах тех же пространств. границ, не говоря уже о П., не имеющих пространств. границ. В таких случаях требуется определение совпадения качеств. границ П. В основу отождествления тогда можно положить несколько видоизмененный принцип Лейбница, согласно к-рому две вещи будут тождественны в том случае, если любое качество, принадлежащее одному из них, принадлежит и другому; однако при этом речь должна идти не о всех св-вах, а только о тех, к-рые являются качеств. границами П. (напр., человек может перекрасить волосы, оставаясь тем же самым человеком).

А. Уемов. Одесса.

П. в логике - то же, что индивид, или объект (в логич. смысле); то, что может рассматриваться в качестве носителя с о б с т в е н н о г о (в широком, нелингвистич. значении) имени (в частности, описательного, см. Описания операторы), в качестве элемента множества, или класса [см. Класс(в л о г и к е)]; субъект предложения (или то, что обозначается субъектом предложения), имеющего субъектно-предикатную структуру [в предложениях естеств. языков - то, на что указывает подлежащее или дополнение; в формулах формализов. языков, включающих в себя предикатов исчисление, - терм (или значение терма)]. П. с т. зр. логики - это не только единичная чувственно воспринимаемая вещь, но и система каким-то образом связанных, взаимодействующих друг с другом вещей или явлений, рассматриваемая как нечто единое; П. являются и множества (классы) - в т.ч. и бесконечные множества, множества множеств и т.д., - но ставшие предметом рассмотрения как целые; вообще П. - это любые (индивидуальные, единичные, постоянные, фиксированные и т.п.) объекты, введенные в рассмотрение путем различных способов а б с т р а г и р о в а н и я (см. Абстракция, Принцип абстракции) и идеализации, - а б с т р а к т н ы е о б ъ е к т ы , идеализированные объекты. Осн. филос. проблематика, связанная с понятием П. в логике, относится именно к абстрактным объектам, - к вопросам о возможностях и критериях отождествления (и различения) предметов, порождающего (более) абстрактные П., о путях введения в науку абстрактных П. разл. категорий, о П. разл. уровней абстрактности и т.д. Эти вопросы тесно связаны с проблемами логической семантики, в частности с разработкой категорий лингвистич. (в широком, семиотич. смысле, см. Семиотика) объектов и созданием теорий их значения. См. также А=А, область предметов, абстракция отождествления, тождество, тождества проблемы.

Б. Бирюков. Москва.

В совр. филос. и логич. лит-ре под П. нередко понимают объект, поскольку он включен в человеч. деятельность. В этом смысле П. включает те св-ва и характеристики объекта, на к-рые направлена деятельность или к-рые используются в деятельности в качестве ее средства. Отсюда характеристика всякой деятельности как предметной, независимо от того, какова форма осваиваемого или используемого в ней П. (см. Практика).

В совр. логике и методологии науки особо выделяется понятие П. и с с л е д о в а н и я, к-рое противопоставляется понятию объекта исследования. Под П. исследования обычно понимается та сторона объекта, к-рая рассматривается в данном исследовании. Иногда П. исследования трактуют и более широко, включая в него также эмпирич. область исследования, исследовательские средства и процедуры, а также задачу исследования (см., напр., Г. П. Щедровицкий, Проблемы методологии системного исследования, М., 1964). При таком разграничении оказывается, что один и тот же объект может быть П. ряда различных исследований (напр., исследование знаковых систем в логике; лингвистике, психологии и социологии). Тогда возникает особая проблема синтеза этих разных П. при построении единой теории объекта (применительно к знаковым системам эту проблему пытается решить семиотика). Спец. логич. средства такого синтеза в наст, время практически отсутствуют и их создание является одной из гл. задач в исследовании систем и структур.

Лит.: Горский Д. П., Вопросы абстракции и образование понятий, М., 1961; Уемов А. И., Вещи, св-ва и отношения, М., 1963; Kaczorowski S., О teorii przedmiotów, "Studia Logica", 1960, t. 9.

В начало энциклопедии