Приглашаем посетить сайт

Спорт (www.sport-data.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
Статьи на букву "В" (часть 3, "ВЕР"-"ВИР")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "В" (часть 3, "ВЕР"-"ВИР")

ВЕРИФИЦИРУЕМОСТИ ПРИНЦИП

ВЕРИФИЦИРУЕМОСТИ ПРИНЦИП ("вери- фикация", от лат. verus - истинный и facio - делаю) - принцип, выдвинутый логич. позитивизмом в качестве критерия научной осмысленности высказываний. В. п. был сформулирован Шликом во "Всеобщей теории познания" (1918), а затем Витгенштейном в "Логико-философском трактате" (1922) и в дальнейшем был развит в работах Венского кружка. В. п. произведен от понятия верификации. Верификация высказывания (проверка его истинности) заключается в получении конечного числа высказываний, фиксирующих данные наблюдений индивидуального опыта (множества т.н. протокольных предложений), из к-рых логически следует данное высказывание. Согласно В. п., высказывание является осмысленным (имеет значение) только в том случае, если возможна его верификация. При этом важна логич., а не фактич. возможность верификации. Напр., пока еще мы не можем наблюдать физич. явлений в центре Земли. Однако высказывание о них считается осмысленным, т.к. принципиально возможно представить себе протокольные предложения (напр., содержащие наблюдения в воображаемой шахте), из которых оно следует. Осмысленное высказывание может оказаться как истинным, так и ложным (в зависимости от соответствия указываемых протокольных предложений действительному положению дел). В то же время нельзя говорить об истинности или ложности бессмысленного высказывания, напр. "метр больше килограмма".

В. п. содержит серьезные методологич. дефекты. Все универсальные высказывания, формулирующие законы природы, согласно В. п., оказываются бессмысленными, т.к. можно верифицировать не сам закон, а лишь конечное число его наблюдаемых проявлений. Поэтому Витгенштейн считал, что законы должны быть исключены из языка науки, а австр. логик Шлик допускал их только как формальные правила, не имеющие познавательного содержания. Многие высказывания естественных наук, содержащие теоретические понятия, напр. понятие поля в физике, не сводимы к высказываниям о наблюдениях и также выпадают из языка науки. На основании В. п. логич. позитивизм отказывается от решения основного вопроса философии, объявляя его бессмысленным. Данные личного опыта становятся абсолютной основой, на к-рой строится язык науки. Это ведет к т.н. методологическому солипсизму.

Лит.: Витгенштейн Л., Логико-философский трактат, пер. с нем., М., 1958; Schlick M., Meaning and verification, "Philosophical Rev.", 1936, v. 45; Саrnap R., Testability and meaning, "Philosophy Sci.", 1936, v. 3, No 4, 1937, v. 4, No 1; Кraft V., Der Wiener Kreis, W., 1950 (англ. пер. - Vienna circle, N. Y., 1953); Hempel C. G., Problems and changes in the empiricist criterion of meaning, в сб.: Semantics and the Philosophy of Language, Urbana, (Ill.), 1952.

ВЕРНАДСКИЙ

Владимир Иванович [28 февр. (12 марта) 1863 - 6 янв. 1945] - рус. мыслитель и ученый-естествоиспытатель, создатель ряда науч. отраслей (геохимии, биогеохимии и др.). Проф. Московского ун-та, академик (1908). Организатор и глава мн. науч. учреждений в стране, 1-й президент Укр. АН СССР (1919-22), член мн. зарубежных академий.

В. развивает натурфилос. идеи т.н. рус. космизма (Циолковский, Чижевский, отчасти Фёдоров и Флоренский), рассматривающего Вселенную и человека как единую систему со своей регуляцией (гомеостазисом) и предполагающего разумное преобразование космоса. Мысль В., сосредоточенная на космосе как целом, развивается в противопоставлении косного и живого вещества и усматривает критерий космич. прогресса в постепенном нарастании сил разума во Вселенной. Опираясь на сформулированные им законы развития биосферы - необратимости эволюции живого вещества и его усложнения, В. предсказывает приближение ноосферы - нового этапа в жизни планеты, когда науч. мысль объединенного человечества становится "геологич. силой". С ноосферой (термин введен Ле Руа и Тейяром де Шарденом после их знакомства с идеями В.) В. оптимистически связывает триумф жизни и наступление "прекрасного будущего" для человечества. Эта перспектива гарантируется у В. тем, что человеч. и социальное бытие включено в качестве звена в эволюц. процесс, предопределенный природными законами. Рукописное наследие В. хранится в архиве АН СССР.

Соч.: Избр. соч., т. 1-5, М., 1953-60; Очерки и речи, П., 1922; Химич. строение биосферы Земли и ее окружения, М., 1965; Науч. мысль как планетное явление, "Наука и религия", 1968, No 11.

Лит.: Козиков И. Α., Филос. воззрения В. И. В., М., 1963; Мочалов И. И., В. - человек и мыслитель, М., 1970; Забелин И., Человек и человечество, М., 1970.

Р. Гальцева. Москва.

О. П. Кузнецов. Москва.

ВЕРОЯТНОСТИ СУЖДЕНИЕ

ВЕРОЯТНОСТИ СУЖДЕ́НИЕ - см. Суждение.

ВЕРОЯТНОСТНАЯ ЛОГИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВЕРОЯТНОСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВЕРРИ

ВЕ́РРИ (Verri), Пьетро (12. XII. 1728 - 28. VI. 1797) - итал. экономист и философ. Испытав влияние франц. революции, стал вождем либеральных группировок в Милане. В "Замечаниях о пытках" ("Osservazioni sulla tortura", 1777) подобно своему другу и единомышленнику Беккариа, дал критику системы формальных доказательств инквизиц. суда. В "Размышлениях о счастьи" ("Meditazioni sulla felicità", 1763) противопоставлял дворянской праздности и роскоши трудолюбие как источник благосостояния, с к-рым он отождествлял счастье. В работе "О природе наслаждения и горя" ("Sull'indole del piacere e del dolore", [1774]) утверждал, что наслаждение является целью всей человеч. деятельности и отождествлял его с добром, а горе - со злом. В ряде экономич. сочинений В. требовал отмены всех ограничений торговли, ограждения ее от иностранной конкуренции и поддержки национальной промышленности. Соч.: Opere filosofiche, P., 1784; Meditazioni sull'economia politica, [Milano, 1804]; Storia di Milano, v. 1-4, Milano, 1830.

Лит.: Bouvy E., Le comte Pietro Verri, ses idées et on temps, [P.], 1889; Valeri N., Pietro Verri, Milano, 1937.

К. Мазетти. Москва.

ВЕРСИЯ

ВЕ́РСИЯ (позднелат. versio - оборот, от лат. verto - поворачиваю, превращаю) - один из вариантов сообщения об одном и том же факте или его истолкования; сообщение о факте, содержащее отклонения от к.-л. др. сообщения о том же факте, принимаемом за основное. В текстологии говорят о различных В. чтения к.-л. текста, для к-рого по к.-л. причинам нет общепринятого толкования, в литературоведении, напр., о В. былин. Различные В., относящиеся к к.-л. факту, часто возникают в случае, когда он наблюдался несколькими очевидцами, к-рые давали несовпадающие описания наблюдаемого. С такого рода В. имеет дело, напр., историч. наука, когда источники содержат противоречивые данные.

В., выдвигаемая с целью объяснения события, с т. зр. логики есть разновидность гипотезы. В отличие от гипотез, применяемых при открытии общих закономерностей, В. строятся для выяснения причин отд. событий. Такие В. обычно являются частями доказательств. Примером могут быть судеб. В., служащие открытию истины по уголовному делу. В судеб. доказательстве выдвижение и опровержение версий имеет большое значение, особенно, если процесс доказывания приходится строить на основе косв. улик.

Лит.: Строгович М. С., Материальная истина и судебные доказательства в советском уголовном праве, М., 1955; Старченко Α. Α., Логика в судебном исследовании, М., 1958.

Б. Бирюков. Москва.

ВЕСЕЛОВСКИЙ

Александр Николаевич [4(16) февр. 1838 - 10(23) окт. 1906] - рус. бурж. литературовед, сторонник сравнительно-историч. метода исследования лит-ры. Проф. Петербургского ун-та (с 1872). Академик (с 1880). Автор фундаментальных работ по истории рус. и славянских литератур ("Славянские сказания о Соломоне и Китоврасе и западные легенды о Морольфе и Мерлине", 1872; "Южно-русские былины", 1881), по истории культуры и лит-ры зап.-европ. Возрождения ("Боккаччьо, его среда и сверстники", т. 1-2, 1893-94, и др.). Методологич. интерес представляют труды по теории лит-ры - "Из введения в историческую поэтику" (1894), "Из истории эпитета" (1895), "Три главы исторической поэтики" (1899) и др.

В молодости В. увлекался Герценом, читал соч. Фейербаха, Чернышевского. Однако решающее влияние на формирование его филос. и эстетич. воззрений оказал позитивизм (работы Бокля, Спенсера, Шерера и т.д.). В. - противник идеалистич. эстетики Шеллинга, Гегеля и др. Будучи позитивистом, В. не смог преодолеть идеализма; он рассматривал историю общества как постепенную культурную эволюцию, обусловленную воздействием многих факторов как материальных, так и духовных. Стремясь раскрыть закономерности литературного процесса, В. рассматривал его как взаимодействие личного творчества и народно-поэтических традиций.

В. отрицал специфич. характер эстетики как филос. науки, отвергал постановку вопроса о прекрасном, трагическом и др. общих категориях эстетики. Эстетика у В. растворялась в истории культуры и "поэтике". Взгляд на поэзию как на "обществ. мысль в образно-поэтич. переживании и выражающих его формах" (Веселовский А. Н., Историческая поэтика, Л., 1940, с. 53) приводил В. к противопоставлению меняющегося обществ. содержания поэзии консервативной формы, к-рая представляет, в понимании В., набор сложившихся традиц. образов, схем, "бродячих сюжетов" и стилистич. приемов, передающихся по наследству от поколения к поколению. Придавая большую роль лит. заимствованиям, В. часто сосредоточивал свое внимание на формальном сходстве сюжетов и приемов иск-ва различных эпох, отвлекаясь от их историч. различия и нац. своеобразия.

Рассмотрение лит. направлений и стилей как выражения в образно-поэтич. форме культурно-психологич. идеалов той или иной среды и эпохи, взгляд на них как на выражение "психологии" прошлых эпох, вне их классовой оценки и социального значения, приводил В. и в особенности его школу к объективизму, эстетич. релятивизму, чуждому революц.-демократич. и марксистской эстетике.

Соч.: Собр. соч., т. 1-6, 8, 16, М.-Л., 1908-38; Избр. статьи, Л., 1939.

Лит.: Симони П. К., Библиографический список учено-литературных трудов А. Н. Веселовского..., П., 1922; Шишмарев В.Ф., Александр Веселовский и русская литература, Л., 1946.

Г. Фридлендер. Ленинград.

ВЕТТЕР

ВЕ́ТТЕР (Wetter), Густав (р. 4 мая 1911) - католич. историк философии, член ордена иезуитов. С 1943 - проф. истории рус. философии в Папском восточном ин-те в Риме, неотомист, коренным образом извращающий суть советской философии. Находится в тесном идеологич. контакте с австр. и западногерм. томистами из христианско-демократич. партии Аденауэра. Гл. соч. В. - "Диалектический материализм. Его история и система в Советском Союзе" ("Der dialektische Materialismus. Seine Geschichte und sein System in der Sowjetunion", 1952, 4 изд., 1958). В. отождествляет диалектич. материализм с механистическим и даже вульгарным материализмом, утверждает, будто материализм несовместим с диалектикой, и противопоставляет философские идеи молодого Маркса зрелому марксизму, а также ленинскому этапу в развитии марксизма. В. неоднократно выступал на философских конгрессах и съездах с докладами, враждебными диалектическому и историческому материализму. Соч.: Philosophie und Naturwissenschaft in der Sowjetunion, Hamb., [1958]; Der dialektische Materialismus und das Problem der Entstehung des Lebens. Zur Theorie von A. I. Oparin, Münch. - Salzburg - Köln, 1958.

Лит.: Попов С. И., Против неотомистской фальсификации диалектического материализма, "Научн. докл. высшей школы. Философские науки", 1959, No 3; Αрхипцев Ф. Т., Понятие материи и основной вопрос философии, "Вопр. философии", 1959, No 12; Klaus G., Jesuiten, Gott, Materie, [2 Aufl.], В., 1958.

И. Нарский. Москва.

ВЕЧНЫЕИСТИНЫ

ВЕ́ЧНЫЕИСТИНЫ - см. Истина.

ВЕЩЕСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВЕЩЬ

ВЕЩЬ - то же, что предмет.

"ВЕЩЬ В СЕБЕ"

Статья большая, находится на отдельной странице.

"ВЕЩЬ ДЛЯ НАС"

"ВЕЩЬ ДЛЯ НАС" - филос. термин, означающий вещи, какими они раскрываются в процессе познания и практич. деятельности человека (см. "Вещь в себе", Теория познания, Практика).

ВЗАИМНО-ОДНОЗНАЧНОЕ СООТВЕТСТВИЕ

ВЗАИМНО-ОДНОЗНА́ЧНОЕ СООТВЕ́ТСТВИЕ [или одно-однозначное; сокращенно: (1-1) - соответствие] - одно из основных понятий теорий множеств (см. Множеств теория); частный случай понятия функции. Два множества A и B находятся в отношении В.-о. с, если каждому элементу множества А соответствует один и только один элемент множества B, и наоборот. Путем установления В.-о. с. возможно, в частности, сравнение бесконечных множеств. Два множества, между которыми может быть установлено В.-о. с, наз. равномощными. Такими, напр., являются множества (1) квадратов целых положительных чисел и (2) всех целых положительных чисел. Впервые на этот факт указал Г. Галилей (1638). Чешский математик и логик Б. Больцано (1851) близко подошел к определению понятия В.-о. с, однако его точное определение мы находим лишь в работах нем. математика Г. Кантора (1874). Понятие В.-о. с. находит важные применения в теории множеств, логике и др. науках.

Лит.: Александров П. С., Введение в общую теорию множеств и функций, М.-Л., 1948; Галилей Г., Соч., т. 1, М.-Л., 1934: Больцано Б., Парадоксы бесконечного, пер. [с нем.], Одесса, 1911; Cantor G., Gesammelte Abhandlungen mathematischen und philosophischen Inhalts, В., 1932.

В. Садовский. Москва.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ

ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ - см. Взаимосвязь и Взаимодействие.

ВЗАИМОЗАМЕНИМОСТИ ОТНОШЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВЗАИМОЗАМЕНИМОСТИ ПРИНЦИП

ВЗАИМОЗАМЕНИМОСТИ ПРИНЦИП (в логической семантике) - принцип, выражающий отношение взаимозаменимости между языковыми выражениями; обычно формулируется в рамках некоторой семантической системы. См. Взаимозаменимости отношение.

ВЗАИМООБУСЛОВЛЕННОСТЬ

ВЗАИМООБУСЛО́ВЛЕННОСТЬ - см. Взаимосвязь и Взаимодействие.

ВЗАИМОСВЯЗЬ

ВЗАИМОСВЯЗЬ - категория, выражающая тот факт, что все предметы и явления находятся в бесчисленных связях между собой, в процессе изменения материального мира. В. существует как преходящий результат и момент этого процесса. Все предметы и явления принадлежат одному и тому же материальному миру; в нем они возникают, изменяются и исчезают, превращаясь в другие предметы и явления. Эта нигде не прерывающаяся всеобщая В. предметов и явлений, или единство мира, заключается в их материальности. Это означает, что все возможные изменения, совершающиеся в любом отдельном предмете или явлении, вызываются изменениями в других предметах и явлениях и, в свою очередь, вызывают эти последние. Каждое отдельное явление, т.о., связано с другими множеством переходов, отношений, воздействий, имеющих взаимный характер.

Всеобщий (бесконечный и непрерывный) характер В. вынуждена признавать, хотя бы формально, любая филос. система, т.к. это является необходимой предпосылкой мышления и философии. Поэтому философия, в число задач к-рой всегда входило выяснение связи между различными сферами человеч. знания, их систематизация в составе мировоззрения, всегда предполагала наличие всеобщей В. Исключение составляют лишь различные формы плюрализма, возводящие бессвязность и эклектику в основной принцип мышления. Однако природа всеобщей В. толковалась различно. Материализм выводит В., единство человеч. знаний из материального единства явлений вне сознания. Субъективный идеализм объявляет эту В. продуктом субъективной деятельности человека, его сознания и воли, отрицая ее материальность. Объективный идеализм, признавая ее реальность вне сознания человека, объявляет всеобщую В. явлений продуктом деятельности сверхиндивидуального субъекта (бога, мирового духа, идеи и т.д.).

Диалектич. материализм не ограничивается отстаиванием исходного тезиса о том, что "все связано со всем", но нацеливает мышление на отыскание и раскрытие конкретной В., конкретного единства тел, явлений, событий, фактов.

В. - одна из наиболее общих и абстрактных категорий диалектики. Все др. категории (причина, действие, необходимость, случайность, закон, противоречие и т.д.) суть конкретные виды и способы В. Через эти категории и раскрывается ее конкретное содержание. Это имел в виду Энгельс, определяя диалектику как "науку о связях" или, что то же самое, - о "законах всякого движения", ибо реально В. осуществляется только через движение в его многообразных формах. Без движения взаимное изменение тел, явлений невозможно.

Лит.: Маркс К., Капитал, т. 3, М., 1955; Энгельс Ф., Диалектика природы, М., 1955; его же, Анти-Дюринг, М., 1957; Ленин В. И., Философские тетради, Соч., 4 изд., т. 38; Гегель Г., Наука логики, Соч., т. 5, М., 1937; Кант [И.], Критика чистого разума, 2 изд., П., 1915; Джемс В., Прагматизм, пер. с англ., 2 изд., СПБ, 1910.

Э. Ильенков, Г. Давыдова, В. Лекторский. Москва.

ВИАНУ

ВИА́НУ (Vianu), Тудор (р. 1897) - рум. эстетик и историк лит-ры; академик. В осн. труде - двухтомной "Эстетике" ("Estetica", v. 1-2, 1934-36) - с позиций рационалистич. идеализма дает анализ процесса художеств. творчества. Рассматривая художеств. произведение как результат человеч. труда, В. считает его наиболее совершенным в сравнении с остальными продуктами трудовой деятельности. По мнению В., иск-во является идеалом любого труда; с развитием техники человечество достигнет в конце концов той стадии, на к-рой эстетич. факторы будут играть решающую роль в жизни общества. В. исследует проблемы эстетич. ценностей ("Введение в теорию ценностей" - "Introducere în teoria valorilor", 1942), лит-ры и лингвистики ("Вопросы стиля и литературы" - "Probleme de stil şi artă literară", [1955], и др.).

Соч.: Filozofia culturi, Buc., 1944; Literatură universală şi literatură naţională, [Buc., 1956].

Ин-т философии Румынской АН.

ВИВЕКАНАНДА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВИВЕС

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВИД И ВИДООБРАЗОВАНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВИДАЛЬ

ВИДА́ЛЬ (Vidal), Франсуа (1814-72) - франц. политич. деятель. Маркс называл В. "доктринер-социалистом, представителем социалистической мелкой буржуазии" (Mapкс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7, с. 93; см. также с. 92-94, 100, 314). В молодости В. увлекался идеями сен-симонизма и фурьеризма. Участвовал в революции 1848-49, был секретарем Луи Блана в Люксембургской комиссии. Вместе с Пеккёром составил для нее доклад. В 1846 опубликовал работу "О распределении богатств, или Справедливое распределение в общественном хозяйстве" ("De la Répartition des richesses, ou De la justice distributive en économie sociale", 1846), в к-рой дал критич. обзор социальных и политич. учений и изложил свои филос., экономич. и социальные взгляды. В. - непоследоват. сторонник материалистич. сенсуализма. Счастье человека он видел в полном удовлетворении моральных и физич. потребностей и гармонич. развитии всех его способностей. Наука о человеч. счастье включает три раздела: философию, к-рая ищет истину; экономию, исследующую пользу, и политику, стремящуюся реализовать истину и пользу. Все вместе они создают идеал, согласно к-рому должно быть преобразовано совр. безнравств. общество, в к-ром происходит обнищание трудящихся и царит конкуренция. Гл. социальные и экономич. проблемы - справедливое распределение богатств и обобществление пром. капитала, введение коллективного пользования землей, организация труда в форме ассоциации трудящихся и кооперативов, реорганизация системы кредита - могут быть, по В., разрешены бурж. гос-вом.

Соч.: Des caisses d'épargne, P., 1844; Vivre en travaillant! Projets, vues et moyens de réformes sociales, P., 1848; De la croyance philosophique en Dieu, 2 ed.. P., 1853; Théologie de la religion naturelle, P., 1859.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 8, M., 1957, с. 163; Блан Л., История революции 1848 года, пер. с франц., СПБ, 1907; Луи П., Французские утописты: Л. Блан, Видаль, Пеккер, Кабэ..., пер. с франц., М., 1923.

Г. Зельманова. Ленинград.

ВИДАЛЬ ДЕ ЛА БЛАШ

ВИДА́ЛЬ ДЕ ЛА БЛА́Ш (Vidal de la Blache), Поль (22 янв. 1845-5 апр. 1918) - франц. географ и социолог, основатель франц. вульгарно-материалистич. школы "географии человека", занимающейся гл. обр. изучением воздействия географич. среды на человека, в частности местных природных условий на историю данного р-на. Представители этой школы преувеличивают роль географич. среды в развитии общества. В 1891 В. де ла Б.основал журн. "Annales de Géographie". Составил план и подготовил 15 тт. "Универсальной географии" ("Géographie universelle"), изданных Галлуа в 1927-46.

Соч.: Atlas général..., Nouv. éd., P., 1909; Principes de géographie humaine. P., 1922.

Лит.: Витвер И., Французская школа "географии человека", "Уч. зап. МГУ", 1940, вып. 35.

ВИДИМОСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВИДОВОЕ ПОНЯТИЕ

ВИДОВО́Е ПОНЯТИЕ - подчиненное понятие, входящее непосредственно в состав другого, более общего родового понятия. Все предметы, отображенные в В. п., обладают всеми признаками родового понятия, но имеют также и свои особые видовые признаки, отличающие их от предметов др. видов данного родового понятия. Одно и то же понятие в зависимости от того, рассматривается ли оно по отношению к подчиненному или подчиняющему понятию, может быть как видовым, так и родовым. Напр., понятие "хлопководческий колхоз" является видовым по отношению к понятию "колхоз", родовым - по отношению к понятию "таджикский хлопководческий колхоз". Эта взаимосвязь видовых и родовых понятий отражает в сознании человека объективно существующую взаимосвязь предметов и явлений действительности.

Лит.: Асмус В. Ф., Логика, [М.], 1947.

ВИЗАНТИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВИЗЕ

ВИЗЕ (Wiese), Леопольд фон (р. 2 дек. 1876) - нем. бурж. социолог. Проф. в Ганновере (1908-11), с 1919 - в Кёльне. Следуя социологич. учению Зиммеля, В. строит т.н. социологию отношений, к-рую он противопоставляет историч. материализму. Основой социологич. теории В. является положение: человеческое общество не есть реальность, понятие "общество" - только фикция. Существует лишь "социальное", или "межчеловеческое", к-рое состоит в "спутанной сети отношений между людьми" и является (здесь В. прибегает к заимствованиям у реакц. философии жизни - Дильтей, Бергсон) "сложным событием, текущим во времени происшествием". Именно "социальное", или "межчеловеческое", а не общество является, по В., предметом изучения социологии. Эти межчеловеч. отношения "антропологически надвременны", не зависят от историч. развития и ни от какого способа произ-ва. Антропологизм социологии В. определяет его требование работать в тесном контакте с биологией и психологией, тщательно отграничиваться от историч. и экономич. наук. Такие обществ. явления, как эксплуатация, классовая борьба, не могут, по В., быть предметом социологии, поскольку они якобы не имеют места в действительности. Социология знает лишь отношения типа Я - Ты, Я - Мы, различные формы к-рых она и должна исследовать. В. видит в коллективизме опасность для совр. общества.

Идеалистич. "социология отношений" В. оказывает заметное реакционное влияние на западногерманских бурж. социологов, в особенности на тех, кто занимается проблемой отношений личности и коллектива.

Соч.: Zur Grundlegung der Gesellschaftslehre, Jena, 1906; Staatssozialismus, В., 1916; Der Liberalismus in Vergangenheit und Zukunft, В., 1917; Allgemeine Soziologie, Tl 1-2, Münch., 1924-29; Soziologie, В., 1954; Ethik..., Bern, 1947; Spätlese, Köln, 1954; Das Soziale im Leben und im Denken, Köln, 1956.

Лит.: Festschrift für L. von Wiese, Studien zur Soziologie, [В.], 1948 (имеется библиогр. трудов В.).

Г. Бартш. ГДР.

ВИКО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВИЛЬЕМ ИЗ МЁРБЕКЕ

ВИЛЬЕМ ИЗ МЁРБЕКЕ (латиниз. Guilelmus a Moerbeke; p. ок. 1215 - ум. 1286) - фландрский ученый, переводчик и комментатор антич. философов. Перевел по инициативе Фомы Аквинского на латинский непосредственно с греч. яз. и заново отредактировал существовавшие переводы соч. Аристотеля, в т. ч., впервые перевел "Политику" (ок. 1260) и "Экономику" (1267), а также комментарии Александра Афродизийского к "Метеорологии" (1260), Симплиция (Симпликия) к "Категориям" (1266) и к сочинению "О небе и мире" (1271), Иоанна Филопона к трактату "О душе" и др. произведения аристотелевских комментаторов. Ему же принадлежат переводы произведений Прокла ("Толкования на "Тимея" Платона", "Теологические начала" и др.) и Герона Александрийского ("Пневматика"). Более совершенные переводы, сделанные В. из М. с подлинника, постепенно вытеснили более ранние переводы, сделанные с арабского. Лит.: Grabmann M., Forschungen über die lateinischen Aristoteles-Übersetzungen des XIII Jahrhunderts, Münster. 1916; Verbeke G., Guillaume de Moerbeke et sa méthode de traduction, в сб.: Medioevo e Rinascimento, v. 2, Firenze, [1955].

В. Зубов. Москва.

ВИНДЕЛЬБАНД

ВИНДЕЛЬБАНД (Windelband), Вильгельм (11 мая 1848 - 22 окт. 1915) - нем. бурж. философ-идеалист, глава баденской школы неокантианства, ученик Лотце. Профессор в Цюрихе (1876), Фрейбурге (1877), Страсбурге (1882) и Гейдельберге (1903).В. известен своими трудами по истории философии ("История древней философии" - "Geschichte der alten Philosophie", 1888, рус. пер. 1893; "История новой философии" - "Geschichte der neueren Philosophie", Bd 1-2, 1878-80, рус. пер., т. 1-2, 1902-05), в которых филос. системы прошлого излагаются с кантианских позиций. Как и неокантианцы марбургской школы, В. устраняет из учения Канта "вещь в себе", пытаясь тем самым преодолеть дуализм его философии справа. Философию В. определяет как всеобщую науку о ценностях. Исходя из кантовского различения теоретич. и практич. разума и примата последнего, он противопоставляет философию как нормативное учение, основанное на оценочных суждениях, на познании должного, опытным наукам, основанным на теоретич. суждениях и эмпирич. данных о "сущем". Ценности понимаются В. как априорные, трансцендентальные, общезначимые. В. различает логич., этич., эстетич. и религ. ценности, трактуемые им как восходящие ступени. Признавая конечной целью историч. прогресса самоопределение человечества в соответствии с "этическим идеалом", В. стремится свести социальные проблемы к этическим. Выше этич. ценностей В. ставит эстетические, как свободные от воли и заинтересованности. Дуализм мира действительности и мира ценностей (того, что есть, и того, что должно быть) он объявляет "священной тайной", обнаруживающей ограниченность нашего познания и устремляющей нас в сферу ценностей религиозных. Разрабатывая методологию наук, В. считал, что в противоположность естеств. наукам, имеющим дело с общим, повторяемым, закономерным в явлениях, историч. науки изучают единичные явления в их неповторимости и исключительности: "Одни из них - суть науки о законах, другие - науки о событиях" ("Прелюдии", 1904, с. 319-20). Закономерность как руководящий принцип В. исключает из историч. познания и заменяет его т.н. отнесением к "ценностям". Это учение В., направленное против познания объективных законов историч. процесса, представляет собой одну из форм бурж. реакции на марксизм; оно оказало огромное влияние на последующее развитие бурж. философии и в особенности социологии и историографии.

Соч.: Geschichte und Naturwissenschaft, 1894, 3 Aufl., Stras., 1904; Über Willensfreiheit, 4 Aufl., Tübingen, 1923; Geschichtsphilosophie. Fragment aus dem Nachlass, В., 1916; Lehrbuch der Geschichte der Philosophie, 15 Aufl., Tübingen, 1957; Соч. в рус. пер. - О свободе воли, М., 1905; Платон, 4 изд., СПБ, 1909; Философия в немецкой духовной жизни XIX столетия, М., 1910.

Лит.: Аксельрод Л., Философские очерки, 3 изд., М.-П., 1923; Яковенко Б., Вильгельм Виндельбанд, "Вопр. филос. и психол.", 1916, кн. 132-33.

Б. Быховский. Москва.

ВИНЕР

ВИНЕР (Wiener), Норберт (р. 26 нояб. 1894) - амер. ученый, один из основателей кибернетики. В 1909, в 14-летнем возрасте, получил высшее математич. образование, в 1913 - доктор философии Гарвардского ун-та (по математич. логике). С 1919 - преподаватель (с 1932 - проф.) Массачусетского технологич. ин-та.

Ранние работы В. относятся гл. обр. к основаниям математики. В конце 20-х гг. занимался теоретич. физикой (квантовая теория и теория относительности). Наибольшую известность В. как математику принесли его исследования по анализу и по теории вероятностей (стационарные случайные процессы). В области анализа В. в 30-х гг. создал общую теорию тауберовых теорем, связав ее с теорией преобразований Фурье, и развил (совм. с англ. ученым Р. Пэли) гармонич. анализ на комплексной плоскости. В области теории вероятностей В. изучал важный класс случайных процессов, названных впоследствии его именем, и построил (в 40-х гг.) теорию интерполяции и экстраполяции (независимо от сов. ученого A. Н. Колмогорова), а также теорию фильтрации стационарных случайных процессов. Для математич. творчества В. характерно внимание к запросам естествознания и техники (изучение броуновского движения и др.).

Во время 2-й мировой войны 1939-45 В. занимался электрич. сетями и вычислит. техникой. В 1945-47 сотрудничал с мекс. ученым А. Розенблютом в Нац. кардиологич. ин-те в Мехико (Мексика). Изучение глубоких аналогий между процессами, протекающими в электрич. и электронных системах и в живых организмах и в обществе, привело В. к созданию кибернетики. Выпущенная им в 1948 в Париже книга "Кибернетика..." ("Cybernetics...", рус. пер. 1958) оказала влияние на развитие мировой науки. Филос. воззрение B. противоречиво. Сам он причисляет себя к экзистенциализму. Взгляды В. на общество ("Кибернетика и общество", 1954, рус. пер. 1958 с вступ. ст. Э. Кольмана) связаны с ложной концепцией энтропии и проникнуты пессимизмом. В. принадлежит ряд высказываний в печати против создания оружия массового уничтожения.

ВИНКЕЛЬМАН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВИРТ

ВИРТ (Wirth), Луис (р. 1897) - амер. бурж. социолог. Сторонник эмпирико-позитивистского направления. С 1940 - проф. социологии Чикагского ун-та. В 1947 - президент Амер. социологич. об-ва. В. занимается гл. обр. изучением небольших обществ. коллективов ("communities"), особенно в городе, т.е. вопросами т.н. городской социологии. В своих работах он с идеалистич. позиций рассматривает также вопросы расовых отношений, социологии иск-ва, лит-ры и науки. Социологию В. склонен считать прикладной наукой.

Соч.: The Ghetto, Chi., [1956]; Community life and social policy, [Chi., 1956]; (ed.) Contemporary social problems, 2 ed., Chi., 1940.

Предыдущая страница Следующая страница