Приглашаем посетить сайт
Статьи на букву "М" (часть 2, "МАЛ"-"МАР")
МАЛЬТУЗИАНСТВО - реакц. теория народонаселения, выдвинутая англ. священником и экономистом Мальтусом. М. пытается доказать, что причина перенаселения и недостатка средств существования для трудящихся классов коренится якобы в абсолютных и вечных законах природы, а также в "чрезмерной плодовитости" бедняков. М. по существу является прямой апологией капитализма. В условиях империализма бурж. идеологи предпринимают попытки реставрации и "обновления" М. (см. Неомальтузианство). |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Василий Иванович [р. 19 янв. (1 февр.) 1906 ] - сов. философ, д-р филос. наук (с 1955), проф. (с 1960) филос. фак-та Моск. ун-та. Член КПСС с 1930. Окончил Академию коммунистич. воспитания им. Н. К. Крупской (1931) и аспирантуру филос. фак-та МИФЛИ (1935). С 1935 преподает диалектич. материализм, с 1940 - в Моск. ун-те. Науч. исследования ведет гл. обр. по диалектич. логике и филос. вопросам биологии. Соч.: Проблема необходимости и случайности в учении Ч. Дарвина, "Под знаменем марксизма", 1939, No 9; О единстве диалектики, теории познания и логики в марксистско-ленинской философии, "Вестник Моск. ун-та. Серия экономики, философии и права", 1957, No 2; Вступ. ст. в кн.: Корнфорт М., Наука против идеализма, М., 1957; О нек-рых чертах диалектич. логики, Уч. зап. филос. фак-та МГУ, вып. 190, 1958; Проблема определения понятий в диалектич. логике, в сб. ст.: Проблемы диалектич. логики, [М. ], 1959; Вопросы диалектич. логики в книге В. И. Ленина "Материализм и эмпириокритицизм", "Филос. науки" (Науч. докл. высшей школы), 1959, No 4: К вопросу о понятии биологич. вида, "Вопр. философии", 1959, No 7; Борьба в СССР против механицизма, М., 1959; В. И. Ленин о диалектике отражения внешнего мира, М., 1960; Значение и понятие, в сб.: Проблема значения в лингвистике и логике, М., 1963; Вступ. ст. в кн.: Селзам Г., Философия в революции, М., 1963. |
Джалил (псевд. - M о л л а Н а с р е д д и н) [10(22) февр. 1866 - 4 янв. 1932 ] - азерб. писатель-демократ; основатель и редактор первого на Востоке сатирич. журн. "Молла Насреддин". М. осуждал пороки феод.-патриархального Азербайджана; боролся против религ. фанатизма, видя в религии средство угнетения народа и препятствие для развития науки. М. разоблачал агрессивную политику империализма в странах Востока. В конце 19 - нач. 20 вв. М. возглавлял борьбу передовых представителей азерб. культуры против теории "чистого искусства". После установления Сов. власти в Азербайджане выступил против врагов нового обществ. строя. Соч.: Эс∋рл∋ри, ч. 1-3, Бакы, 1936-47; Сечилмиш ∋с∋рл∋ри, ч. 1-2, Бакы, 1951-54; Драм в∋ н∋ср ∋с∋рл∋ри, Бакы, 1958; в рус. пер.: Избр. произв., Баку, 1950; Избранное, М., 1959. Лит.: Мирзоева Ш., Об эстетич. взглядах Д. М., в кн.: Тр. Ин-та истории и философии АН Азерб. ССР, т. 7, Баку, 1955; Касумов М., Боевой революционно-демократич. журнал "Молла Насреддин", Баку, 1960; Ш∋риф Э., Молла Н∋ср∋ддин (Ч∋лил М∋мм∋дгулу-зад∋), Бакы, 1946; Ибраhимов М., Б∋ойук демократ. Молла Наср∋ддин, 2 изд., Бакы, 1957. М. Мирзоева. Баку. |
Шейдабек Фараджиевич [р. 10(23) янв. 1912] - сов. философ, д-р филос. наук (с 1963). Член КПСС с 1939. Окончил МИФЛИ (1938) и аспирантуру там же (1941). Преподает философию с 1938, проф. филос. фак-та Моск. ун-та. Разрабатывает историю философии народов СССР (Закавказья, Ср. Азии), историю и теорию атеизма. Член редколлегии журн. "Филос. науки" (Науч. докл. высшей школы) (с 1958). Редактор избр. филос. соч. Μ. Φ. Ахундова (1963). Соч.: Из истории обществ. мысли в Азербайджане, "Большевик", 1946, No 11-12; Μ. Φ. Ахундов и традиции восточной философии, "Философ. науки" (Науч. докл. высшей школы), 1958, No 2; О неизвестной рукописи Μ. Φ. Ахундова, там же, 1959, No 2; Филос. и общественно-политич. взгляды Низами, М., 1959; М. Ф.Ахундов (Филос. и социально-политич. воззрения), М., 1960; Социологич. взгляды Низами, "Филос. науки" (Науч. докл. высшей школы), 1960, No 1; Очерки по истории философии в России. Вторая половина XIX и нач. XX в., М., 1960 (член авторского коллектива и редактор); Мировоззрение Гасан-бека Меликова Зардаби, М., 1960; Краткий очерк истории философии, М., 1960 (член авторского коллектива); Осн. вопросы науч. атеизма, М., 1962 (член авторского коллектива); Мировоззрение М. Ф. Ахундова, М., 1962. |
МАМИАНИ ДЁЛЛА РОВЕРЕ (Mamiani Delia Ròvere), Теренцио (27 сент. 1799 - 21 мая 1885) -итал. философ, писатель и политич. деятель-либерал. Участвовал в революц. движении 1831-32 в Болонье. Министр просвещения в пр-ве Кавура (1831). В 1850 основал Филос. академию в Генуе; проф. философии истории в Турине (1857-60), в Рим. ун-те (с 1871). В 1869 вместе с Джоберти основал общество изучения философии и лит-ры, а в 1870 начал издавать орган этого общества - журнал "Filosofia delle scuole italiane" ("Философия итальянских школ"), направленный как против томизма, так и против материализма (всего вышло 32 тома). В первый период своей филос. деятельности (до 1857) М., примыкая к взглядам католич. философа Галуппи, ставил перед собой задачу обоснования "натурального метода" и принимал эмпиризм шотландской школы. С 1857 М. стремился связать свой эмпиризм с платонизмом, чтобы избежать скептич. выводов. В этих условиях он, с одной стороны, выработал вариант онтологич. доказательства существования бога, а с другой - старался объяснить познание посредством учения о "соприкосновении актов", т. е, о синтезе между воспринимающим действием субъекта и действием внешних сил, считая познание синтезом внутреннего и внешнего. Попытки М. создать "подлинно-итальянскую" филос. систему, синтезируя идеи итал. мыслителей 19 в., принадлежавших к разным течениям (Розмини, Джоберти), привели его к эклектизму. Соч.: Il rinnovamento della filosofia in Italia (в соавторстве с Α. Rosmini Serbati), Mil., 1836; Dell'ontologia e del metodo, P., 1841; Confessioni di un metafisico, v. 1-2, Firenze, 1865; Compendio e sintesi della propria filosofia, ossia nuovi prolegomeni ad ogni presente e futura metafisica, Torino, 1876; Della religione positiva e perpetua del genere umano: libri sei, Mil., 1880. Лит.: Sbarbaro P., La mente di T. Mamiani, Firenze, 1886; Gaspari D., Vita di T. Mamiani della Rovere, Ancona, 1888; Tavianini U., Una polemica filosofica dell'Ottocento. T. Mamiani - A. Rosmini, Padova, 1955. А. Сандретти. Рим. |
Матевос (1830 - 2 янв. 1901) - арм. публицист-просветитель, философ и обществ. деятель. Род. в Смирне (Турция), образование получил в 40-х гг. в Париже. Призывал арм. народ к вооруж. восстанию против султанского деспотизма и российского царизма, к единству с рус. освободит. движением ("Человек черной горы", 1909). В философии был эклектиком с тенденцией к позитивизму. С этих позиций он вел борьбу против материалистич. и атеистич. идей книги Костандяна "О методе" (опубл. в журн. "Аревелян мамул", 1878, сент., окт., дек., 1879, янв.). Соч. на арм. яз.: Армянский письменник, [под псевд. ] Вруйр, Смирна, 1872; Английский письменник, Смирна, 1880; Восточная печать, Смирна, 1871-1901. Лит. на арм. яз.: Асатур Грант, Силуэты, Константинополь, 1921; Иоаннисян Α., Налбандян и его время, т. 1, Ер., 1955; Гаспарян Г. Н., (О философских взглядах М. Мамуряна, "Известия АН Арм. ССР", 1959, No 12. Г. Гаспарян. Ереван. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
МАНИФЕ́СТ МИРА - программный документ междунар. коммунистич. движения, хартия его борьбы за мир и мирное сосуществование народов, демократию и социализм. Принят на Совещании представителей 64 коммунистич. и рабочих партий, состоявшемся в Москве 16-19 нояб. 1957. По своему содержанию непосредственно примыкает к Декларации Совещания представителей коммунистических и рабочих партий социалистических стран. В М. м. дано обоснование позиции коммунистов как наиболее последоват. врагов войны и самых стойких борцов за мир и содержится высокогуманный призыв к рабочим и крестьянам, работникам науки, техники и культуры, людям доброй воли всех стран сплотиться во имя мира, прекращения гонки вооружений и устранения угрозы войны. В основу М. м. положены теоретические выводы о возможности предотвращения войн в современную эпоху. Основываясь на науч. оценке сложившегося в мире соотношения сил, благоприятствующего усилению борьбы против воен. угрозы (возникновение мировой системы социализма, постоянный рост могущества СССР и др. социалистич. стран, усиление нац.-освободит. движения, укрепление и рост сил мира во всех странах), коммунисты заявили, что новая война не является неизбежной, что можно не допустить термоядерной катастрофы. М. м. вселяет в народы уверенность в возможность отстоять мир в случае, если они объединят свои усилия и постоянно будут бдительными в отношении воен. угрозы. Вместе с тем коммунисты сочли своей обязанностью предостеречь народы о серьезной опасности для судеб человечества войны с применением ядерного оружия. В М. м. определены источники воен. опасности: капиталистич. монополии, наживающиеся на подготовке к войне. М. м. опроверг клеветнич. утверждения, будто социалистич. страны угрожают миру тем, что якобы хотят силой навязать другим свою систему. У коммунистов, у социалистич. стран, подчеркивается в М. м., нет побудит. причин для развязывания войны и воен. нападения на др. страны. Социализм нельзя насадить извне; он должен быть прежде всего результатом внутр. борьбы рабочего класса и всех прогрессивных сил каждой страны. В социалистич. странах нет классов или социальных слоев населения, заинтересованных в войне. Социалистич. странам нужен прочный мир для построения коммунистич. общества. Коммунисты разработали общедемокра-тическую программу мира. Коммунисты провозгласили, что страны разных социальных систем должны соревноваться и доказать свои преимущества не путем войны, а в развитии мирной науки и техники, в повышении уровня жизни народов. Идеи М. м. получили широчайшее распространение, они содействовали росту авторитета и влияния коммунистич. партий, активизации борьбы народов за мир. Лит.: Документы Совещаний представителей коммунистических и рабочих партий, состоявшихся в Москве в ноябре 1957 года, М., 1957; Документы Совещания представителей коммунистических и рабочих партий, М., 1960; Программа КПСС, М., 1961. Е. Панфилов. Москва. |
МАНИХЕЙСТВО - религ. учение, возникшее на Ближнем Востоке в 3 в. и представляющее собой синтез халдейско-вавилонских, персидских (зороастризм, маздеизм, парсизм) и христ. мифов. Известное влияние на М. оказал гностицизм. Название М. происходит от имени его основателя - полулегендарного Мани (ок. 216-277). Согласно преданию, Мани проповедовал свое учение не только в Персии, но и в Ср. Азии, Индии, Китае. Ему приписывают ок. 7 работ религ.-этич. содержания ("Книга гигантов", "Шапуракана" и др.). Осн. содержание М. составило пессимистич. учение об изначальности и непреоборимости зла. Полемизируя с христианством, М. учит, что зло - начало столь же самостоятельное и исконное, как и добро. Связывая зло с материей, а добро со светом как духом, Мани, однако, не считал тьму или материю следствием угасания света, как его современник Плотин; в М. царство тьмы как равное противостоит царству света. Мировая история - борьба света и тьмы, добра и зла, бога и дьявола. При нападении тьмы на свет часть света была полонена тьмой. Смысл последующей истории - в освобождении полоненного света. По М., человек двойственен: творение дьявола, он сотворен все же по образцу небесного "светлого первочеловека" и заключает в себе элементы полоненного тьмой света. Согласно М., евангельский Христос был лже-Христом, вторгшимся в дело настоящего Христа, к-рый не воплощался и не сочетал в себе естеств бога и человека. После Христа был прислан Мани - параклет (утешитель) - главный из посланцев царства света. Зап. М. сблизилось с христианством и рассматривалось им как хрйст. ересь. Подвергаясь всюду гонениям, М., однако, распространилось до Рима на Западе и Китая на Востоке. В 8-9 вв. М. подверглось преследованиям со стороны ислама. Манихейское учение о дуализме добра и зла развивали в Европе павликиане (см. Павликианство), богомилы, катары, альбигойцы, молокане, а на Востоке - перс. маздакиты. Лит.: Wesendonk О. G., Die Lehre des Mani, Lpz., 1922; Waldschmidt E. und Lentz W., Die Stellung Jesu im Manichäismus, В., 1926; Widengren G., The great Vohu Manah and the apostle of God; studies in Iranian and Manichaean religion, Uppsala, [1945 ]; Messina G., Cris, tianesimo, buddhismo, manicheismo nell'Asia antica, Roma, 1947; Pétrement S., Le dualisme chez Platon, les gnostiques et les manichéens, P., 1947. A. Чанышев. Москва. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
МАННУРИ (Mannoury), Геррит (17 мая 1867 - 30 янв. 1956) - голл. математик, логик и философ. Сыграл большую роль в формировании амстердамской школы философии математики, виднейший представитель к-рой, Брауэр, был его учеником. С 1903 преподавал математич. логику и философию математики в Амстердамском ун-те. Один из основателей "Междунар. общества сигнифики". М. исходил из того, что в изучении оснований наук важнейшую роль играет анализ применения языка, или изучение речи. Он разработал особый психологическо-лингвистический т.н. сигнифич. метод анализа осн. понятий математики (и др. наук). Сигнификой М. называл науку о значении слов, предметом к-рой является не язык как таковой (как в обычной лингвистике), а речь как процесс общения людей с помощью языка, в к-ром психологич. сторона играет важнейшую роль. Сигнифич. метод М. состоит в попытке сведения осн. понятий науки к комбинациям нек-рых простейших психологич. фактов; при этом различие между психологич. явлениями и фактами внешнего мира сводится, по М., к выбору языка, на к-ром мы желаем выразить себя. Психологич. метод М., идеалистический по своей, близкой к неопозитивизму, филос. основе, в своей спец. части сыграл положит. роль в изучении прагматич. стороны языков (см. Прагматика) и способствовал развитию идей семиотики и кибернетики. М. выступал против интуиционизма Брауэра. Отстаивая взгляд, что философия и логика вытекают из языковых проблем, М. считал, что эти науки не могут вложить в наше знание ч.-л. такое, что не было бы обеспечено данными наук, основанных на наблюдении, - физики, психологии, социологии. Задачей сигнифики в социологии М. считал изучение языкового общения людей и на этой основе получение знания об обществе и человеч. отношениях. Соч.: Over de beteekenis der wiskundige logica voor de philosophie, Rotterdam, 1903; Methodologisches und Philosophisches zur Elementar-Mathematik, Haarlem, 1909; Over de sociale beteknis van de wiskundige denkvorm, Groningen, [1917 ]; Woord in gedachte, Groningen, 1930; Les deux pôles de l'esprit..., [P., 1933 ]; Relativisme en dialektiek, Bussum, 1946; Les fondements psycho-linguistiques des mathématiques, Nchât., 1947; Handboek der analytische signifika, v. 1-2, Bussum, 1947-48; Signifika, Den Haag, 1949. Лит.: Beth Ε. W., In memoriam G. Mannoury, "Euclides", Groningen. 1956-57, Jg 32, No 9; "Synthese", [1958 ], v. 10a; Dantzig D. van, G. Mannoury's significance for mathematics and its foundations, "Nieuw Arch, voor Wiskunde", 1957, ser. 3, v. 5. H. Киселева. Москва. |
МА́НРО (Munro), Томас (р. 1897) - амер. эстетик, последователь эстетики натурализма. Проф., редактор "Journal of aesthetics and art criticism", президент Амер. об-ва эстетики (1942-44). Последователь Дьюи и Сантаяны. В работах "Научный метод в эстетике" ("Scientific method in aesthetics", 1928), "К превращению эстетики в науку" ("Toward science in aesthetics", 1956, и др.) М. обосновывает натуралистич. эстетику. Критикуя философский подход к иск-ву, сводящийся, по М., к абстрактным рассуждениям о красоте, М. утверждает, что эстетика должна "ограничиваться только фактами" (см. указ. соч., Ν. Υ., 1956, р. 135). Обосновывая идею о равноправии всех направлений в иск-ве и эстетике, М. считает, что натуралистич. эстетика должна вбирать в себя самые разнообразные концепции, как материалистич., так и идеалистич., и утверждает, что натурализм противоположен всем формам супернатурализма и трансцендентализма. М. строит свой науч. метод на анализе эстетич. форм и психологии процесса восприятия, считая решающим критерием в оценке художеств. произведения его форму. Развитие иск-ва М. рассматривает как самостоят. замкнутый процесс, не связанный с развитием общества. Опираясь на социологию Спенсера, М. считает, что иск-ву присущи те же эволюц. тенденции, что и животному, растит. миру. Проблемы эстетич. воспитания М. пытается решить вне социальных отношений ("Художеств. воспитание. Его философия и психология" - "Art education. It's philosophy and psychology", 1956). Объективизм и аполитичность эстетики М. делают его взгляды чрезвычайно популярными в совр. бурж. эстетике. Соч.: Primitive Negro sculpture, N. Y., [1926 ]; Great pictures of Europe, N. Y., [1930 ]; The arts and their interrelations, N. Y., 1949. Лит.: Агафонова С. М., Социальная сущность эстетики Т. М., "Вопр. философии", 1963, No 12. С. Агафонова. Москва. |
Николай Сергеевич (род. 7 апр. 1921) - сов. философ-психолог, д-р филос. наук (с 1963). Член КПСС с 1946. Окончил аспирантуру Ин-та философии АН СССР в 1951. Работает в области филос. проблем психологии и смежных наук. Соч.: Против субъективизма в психологии, в кн.: Диалектич. материализм и совр. естествознание, М., 1957; Наука и религия о природе, М., 1958; Труд В. И. Ленина "Материализм и эмпириокритицизм" и проблема ощущений, "Вопр. психологии", 1959, No 3; В. И. Ленин об относительной противоположности материи и сознания, "Ж. невропатологии и психиатрии", 1959, т. 59, вып. 5; Наука и религия о пси-хич. деятельности, М., 1960; Дарвинизм и нек-рые вопросы физиологии анализаторов, в кн.: Дарвинизм живет и развивается, М., 1960; Борьба материализма с идеализмом в медико-биологич. науках второй половины XIX в., в кн.: Рус. ученые в борьбе против идеалистич. и метафизич. воззрений в естествознании, М., 1961; Совр. бурж. психология, М., 1962; Ощущение - субъективный образ объективного мира, М., 1963. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
МАНЬКО́ВСКИЙ Борис Степанович (р. 5 февр. 1904) - сов. философ, профессор (с 1938), д-р юридич. наук (с 1939), старший науч. сотрудник Ин-та философии АН СССР (с 1957). Член КПСС с 1932. Преподавательскую и н.-и. работу ведет с 1927. Разрабатывает проблемы социалистич. гос-ва и права. Соч.: Социалистич. идеология и ее роль в создании и развитии коммунистич. формации (совм. с М. X. Игитханяном), в кн.: О закономерностях возникновения и развития социалистич. общества, М., 1960; Сов. право и формирование коммунистич. сознательности трудящихся, в кн.: Вопросы марксистско-ленинской этики, М., 1960; О повышении роли обществ. организаций в строительстве коммунизма, в кн.: От социалистич. государственности к коммунистич. обществ. самоуправлению, М., 1961; Критика ревизионистских теорий по вопросам социалистич. демократии, в сб. ст.: Демократия и коммунизм, М., 1962; Соотношение принуждения и убеждения в период строительства коммунизма и сов. общественность, в сб. ст.: Государство и коммунизм, М., 1962. |
МАНЬКО́ВСКИЙ Лев Александрович [р. 10(23) мая 1900 ] - сов. философ, проф. (1933). Член КПСС с 1919. Окончил филос. отделение ИКП (1930). Проф. кафедры диалектич. и историч. материализма Моск. педагогич. ин-та им. В. И. Ленина (с 1956). Науч. интересы M. сосредоточены гл. обр. на разработке диалектич. логики, особенно логики "Капитала" Маркса. Соч.: Марксизм Георга Лукача, в сб.: Против новейшей критики марксизма, М., 1929; Спиноза и материализм, М.-Л., 1930; К вопросу о филос. истоках меньшевиствующего идеализма, "Под знаменем марксизма", 1931, No 6; Общая форма суждения в классич. логике, в сб.: Уч. зап. Тамб. пед. ин-та, вып. 2, 1947; Категории "вещь" и "отношение" в "Капитале" К. Маркса, "Вопр. философии", 1956, No 6; Категория формы и её аспекты, "Филос. науки" (Науч. докл. высшей школы), 1958, No 3; В. И. Ленин о диалектике, логике и теории познания, М., 1959; Логич. категории в "Капитале" К. Маркса, в кн.: Диалектич. логика в экономич. науке (Уч. зап. Моск. гос. пед. ин-та), М., 1962. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
МАРАНЬО́Н-И-ПОСАДИЛЬО (Marañón у Posadillo), Грегорио (1887-1960) - исп. врач, историк и философ-идеалист; идеолог либеральной буржуазии, в последние годы жизни стоявший в оппозиции к франкистскому режиму. Филос. взгляды М. близки к взглядам Ортега-и-Гасета, но отличаются религ. направленностью. М. утверждал, что материальное существование подчинено энергии и воле человека (см. "Корень и достоинство Испании"- "Raíz y decoro de España", В. Aires-Мех., 1952, p. 93). Дух имеет божеств. происхождение, а истину следует искать внутри человека. Познание, по М., это диалог с Космосом и Богом (см. "Vocación у ética у otros ensayos", Md., 1961, p. 131). Истинная история - это история "прогресса человеческого духа", причем прогресс невозможен без свободы и высокой нравственности (см. "Raíz y decoro de España", p. 123, 19). Соч.: Efemérides y comentarios (1952-1954), Md., 1955. Лит.: Guy Α., Les philosophes espagnols d'hier et d'aujourd'hui, [t. 1-2, Toulouse ], 1956. Д. Претель. Москва. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
МА́РБУРГ (Mahrburg), Адам (6 авг. 1855 - 20 ноября 1913) - польский философ-позитивист, педагог. В 1890 читал лекции по философии в "подпольном университете" в Варшаве, а с 1905 - в "Обществе научных курсов". В общем для всех позитивистов стремлении к построению "научной" философии, т.е. философии, к-рая не выходила бы за пределы опыта, М. сводил ее к теории и критике познания. Гносеология М. - релятивист. эмпиризм: науч. положения лишь вероятны и зависят от данного познават. этапа. Соч.: Pisma filozoficzne, pod red. Wł. Spasowskiego, t. 1-2, Warsz., 1914; Teoria celowości ze stanowiska naukowego, Kr., 1888; Monizm współczesny i echa jego u nas,Warsz., 1890; Psychologia współczesna i stanowisko jej w systemie wiedzy, Kr.-Warsz.-Petersburg, 1891; Co to jest nauka?, Warsz., 1907; Filozofia współczesna, "Ogniwo", 1903, rok. 1, No 6, 8, 9, 11-13; W sprawie naukowości metafizyki, там же, No 31-37, 39. Лит.: История философии, т. 4, М., 1959, с. 312; Spasowski St., A. Mahrburg i jego poglądy na filozofie, Warsz., 1913; Łubniсki Ν., Poglądy filozoficzne A. Mahrburga, "Studia Filozoficzne", 1958, No 1(4) - 2(5). H. Лубницкий. ПНР. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
МАРИАС (Marias), Хулиан (p. 1914) - исп. философ. Ученик Ортега-и-Гасета, М., следуя его философии "рациовитализма", допускает, однако, наличие объективно существующей действительности ("Введение в философию" - "Introducción a la filosofia", 1947, 6 ed., 1959). Выступая против теории классовой борьбы, М. выдвигает реакц. идею "избранного меньшинства", призванного управлять "пассивной массой", и рассматривает историю как борьбу поколений, сменяющих друг друга ("Исторический метод поколений" - "El método histórico de las generaciones", 1949; "Структура общества" - "La estructura social. Teoría y método", 1955). Te же взгляды отстаивает M. и в историко-филос. трудах, содержащих, однако, ценные частные наблюдения. Соч.: Obras, t. 1-6, Md., [1958-61 ]; Ortega y Gasset y la idea la rason vital, Md., 1948, нем. пер., Stuttg., 1952; Ortega y tres antípodas, В. Aires, 1950; La escolástica en su mundo y en el nuestro, Md., 1951; Filosofía actual y existencialismo en España, Md., 1955; Filosofía española actual, 3 ed., Md., 1956. З. Плавскин. Ленинград. |
МАРИАТЕ́ГИ (Mariategui), Xoce Карлос (14 июня 1895 - 16 апр. 1930) - деятель революц. рабочего и коммунистич. движения Лат. Америки, теоретик и пропагандист марксизма-ленинизма, один из основателей Коммунистич. партии Перу (1928). Под влиянием Октябрьской революции М. за короткий период проделал путь от революц. демократизма к марксизму. Практич. работу, направленную на объединение революц. сил Перу, и, в первую очередь, рабочего класса, М. сочетал с творч. разработкой вопросов революц. теории в конкретных историч. условиях Перу. Большое внимание М. уделял разработке и пропаганде марксистской философии. Написанная им в 1929 работа "В защиту марксизма" ("Defense del marxismo", опубл. в 1934) явилась гневной отповедью ревизионизму и ярким примером творч. применения марксизма. М. показал несостоятельность попыток отождествить марксистский диалектич. метод с гегелевской диалектикой: "Материалистическая концепция Маркса диалектически возникла как антитезис идеалистической концепции Гегеля" (указ. соч., р. 23). М. выступил непримиримым критиком теории "этического социализма" и др. разновидностей "реформистского социализма". М. неоднократно указывал на необходимость руководствоваться учением марксизма-ленинизма в нац.-освободит. борьбе перуанского пролетариата. Большую роль сыграл М. в борьбе против мелко-бурж. реформистских идей апристов (членов партии АПРА), отрицавших руководящую роль пролетариата в нац.-освободит. движении, выдвигавших идею об "исключительности" историч. развития Лат. Америки. В 1928 М. опубликовал "Семь очерков истолкования перуанской действительности" ("Siete ensayos de interpretacion de la realidad peruana", рус. пер. - 1963), в к-рых дал глубокий марксистский анализ развития классовых отношений и классовой борьбы в Перу, показал неспособность перуанской буржуазии осуществить задачи бурж.-демократич. революции. Большое внимание М. уделял защите угнетенных индейских масс, к-рые он рассматривал как одну из движущих сил нац.-освободит. борьбы. Значит. место в творчестве М. занимают исследования истории Перу, в особенности первобытного коммунизма древних инков. Соч.: Obras, t. 1-3, Lima, 1950-55. Лит.: Семенов С. И., Шульговский А. Ф., Роль X. К. М. в создании коммунистич. партии Перу, "Новая и новейшая история", 1957, No 5; Мирошевский В., "Народничество" в Перу. К вопросу о роли Х.-К. М. в истории латино-амер. обществ. мысли, "Историк-марксист", 1941, No 6; Хорхедель Прадо, Труд, зовущий к борьбе, "Проблемы мира и социализма", 1960, No 1; Del Prado J., Mariátegui, marxista-leninista, "Dialectica", La Habana, 1943, No 8; Arrоgо Posadas M., A propósito del artículo "El populismo en el Perú" de V. Mirochevsky, там же, 1946, 5 año, v. 6, No 17; Gоdоy Urrutia С., Un cuarto de siglo de la muerte de Mariátegui, "Aurora", Chile, 1955, No 3. P. Бургете. Москва. |
МАРИН (Μαρῖνος) из С и х е м а (или Неаполиса; в Самарии) - глава (с 485 г. н.э.) Академии платоновской. На основании скудных сведений из Свиды, Дамаския и Фотия вырисовывается образ философа, значительно развившего обе осн. тенденции неоплатонизма - абстрактно-схоластическую и мистическую. Первая, вероятно, была представлена в его комментарии к платоновскому "Пармениду", а вторая - в дошедшем до нас произведении "Прокл, или О блаженстве" ("Πρόκλος ἤ περὶ εὐδαιμονίας", в кн.: Diogenis Laertii... rec. С. G. Cobet, 1878, p. 150-70 с лат. переводом; пер. на англ. - в кн.: L. Y. Rosan, The philosophy of Proclus, 1949, p. 13-35). В последнем Прокл рассматривался как образец всех добродетелей, из к-рых низшее место занимают физич. добродетели, а затем в порядке возвышения - этические, политические, катартические (очистительные), теоретические и теургические (делавшие человека богом). Имеются сведения об интересе М. к математике (М. принадлежит комментарий к Эвклиду - Euclidis, Opera, v. 6: Data cum commentario Marini..., ed. H. Menge, 1896). Свой комментарий к "Филебу" Платона М., по преданию, сжег. Философски неясная фигура М. интересна гл. обр. благодаря составленной им биографии Прокла, где рисуется весьма интересная в историко-культурном отношении картина упадка антич. философии, состоящей из веры во всякие чудеса, в явления демонов, магич. исцеления, пророческие сны и т.д. Лит.: Ηeiberg I. L., Literargeschichtliche Studien über Euklid, Lpz., 1882, S. 173-76; Krauss S., Marinus, a Jewish philosopher of Antiquity, "Jewish Quart. Rev.", L., 1897, v. 9, p. 517-21; Schissel von Fleschenburg, Marin von Neapolis und die neuplatonischen Tugendgrade, Athen, 1938. А. Лосев. Москва. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Андрей Андреевич [р. 9 (22) сент. 1903 ] - сов. математик и логик. Сын выдающегося рус. математика А. А. Маркова. Д-р физико-математич. наук (с 1935), с 1936 - проф. ун-та в Ленинграде; с 1959 - зав. кафедрой математич. логики Моск. ун-та; с 1939 работает в Математич. ин-те АН СССР. Чл.-корр. АН СССР (с 1953). Член КПСС с 1951. М. получил важные результаты в области небесной механики, теории динамич. систем, теории групп. Работы М. по алгебре привели его к исследованию проблем тождества (см. Тождества проблемы) в этой области математики - проблем, являющихся частным случаем массовых проблем. В целях создания общего подхода к массовым проблемам М. в конце 40-х гг. предложил уточнение понятия алгоритма ("нормальные алгорифмы" М.) и получил важные результаты, относящиеся к невозможности нек-рых алгорифмов в теории ассоциативных систем и целочисленных матриц. На основе понятия нормального алгорифма М. в конце 40 - нач. 50-х гг. построил и детально разработал первую общую теорию алгорифмов. М. в четкой форме ввел понятия об абстракции отождествления и абстракции потенциальной осуществимости в математике и логике. М. - основатель отечеств. конструктивного направления, опирающегося на особую к о н с т р у к т и в н у ю л о г и к у, использующую выдвинутый М. принцип конструктивного подбора. На основе идей конструктивного направления М. и его ученики ведут разработку конструктивного математич. анализа. М. получены результаты в области проблемы минимизации средств представления функций алгебры логики. Им предложено определение кибернетики как общей теории причинных сетей, изучающей их с точностью до изоморфизма (см. "Проблемы кибернетики", вып. 9, 1963, с. 349-50). Соч.: Теория алгорифмов; Тр. Матем. ин-та им. В. А. Стеклова, т. 38, М., 1951; Теория алгорифмов, там же, т. 42, М., 1954; Логика математическая, БСЭ, 2 изд., т. 25, М., [1964 ]; Об одном принципе конструктивной матем. логики, Тр. 3 Всесоюзн. матем. съезда, т. 2, М., 1956, с. 146-47; Матем. логика и вычислительная математика, "Вестн. АН СССР", 1957, No 8; О конструктивных функциях. Тр. Матем. ин-та АН СССР им. Стеклова т. 52, М., 1958; Неразрешимость проблемы гомеоморфии, "Докл. АН СССР", 1958, т. 121, No 2; О подготовке кадров в области логики, в сб.: Строительство коммунизма и общественные науки, М., 1962; О конструктивной математике, Тр. Матем. ин-та им. Стеклова, т. 67, М., 1962; О некоторых алгорифмах, связанных с системами слов, "Изв. АН СССР", Сер. матем., 1963, т. 27, No 1. Лит.: Линник Ю. В. и Шанин Η. Α., А. А. Марков, "Усп. матем. наук", 1954, т. 9, вып. 1; Математика в СССР за 40 лет, т. 1-2, М., 1959, т. 1 (см. указатель), т. 2, с. 446-448 (библиография трудов М. до 1957). |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
МА́РКОВИЧ Сима (Марковиħ, Marković), (8 нояб. 1888 - 1937) - югосл. обществ. деятель, философ. Окончил Белградский ун-т (1913). Преподавал в нем же на философском и технич. фак-тах. До 1921 был одним из секретарей ЦК КПЮ, принимал участие в работе III Конгресса Коммунистич. Интернационала в Москве (1921). После возвращения в Югославию находился в тюремном заключении. В 1926-28 жил в Австрии, где снова стал секретарем КПЮ и возглавил ее правооппортунистич. фракцию. IV съезд партии (1928) снял М. с поста секретаря за фракционность и оппортунизм. М. выступал против идеалистич. понимания совр. науки, но вместе с тем ревизовал ряд положений историч. и диалектич. материализма. За ревизию марксистско-ленинского учения о нац. вопросе, за отрыв нац. вопроса от революции и сведéние его к вопросу конституционному М. был подвергнут резкой критике в югосл. комиссии ИККИ (1925). М. вульгаризировал нек-рые важные положения материалистич. теории познания, напр. априористически толковал опыт (см. "Из науко и филозофиjо", Београд, 1925, с. 24). Соч.: Национално питање у светлости марксизма, (б. м., б. г.); Teopиja релативитета, Београд, 1924; Ajнштajнова тeopija релативитета, Београд, 1929, Основни поjмови политичке eкономиje, Београд, [1933 ], Принцип каузалитета и модерна физика, Београд, 1935; в рус. пер. - Коммунизм в Юго-Славии, М., 1923. Й. Элез. Москва. |
МА́РКОВИЧ Франьо (Marković), (1845-1914) - хорватский писатель и эстетик, первый проф. философии Загребского ун-та. Соч. М. "Развитие и система общей эстетики" ("Razvoj i sustav obćenite estetike", 1903) свидетельствует о влиянии на него нем. философа-идеалиста Гербарта. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
МАРКСИЗМ - см. Марксизм-ленинизм, Маркс. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |