Приглашаем посетить сайт

Кулинария (povar.modnaya.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
Статьи на букву "М" (часть 2, "МАЛ"-"МАР")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "М" (часть 2, "МАЛ"-"МАР")

МАЛЬТУЗИАНСТВО

МАЛЬТУЗИАНСТВО - реакц. теория народонаселения, выдвинутая англ. священником и экономистом Мальтусом. М. пытается доказать, что причина перенаселения и недостатка средств существования для трудящихся классов коренится якобы в абсолютных и вечных законах природы, а также в "чрезмерной плодовитости" бедняков. М. по существу является прямой апологией капитализма. В условиях империализма бурж. идеологи предпринимают попытки реставрации и "обновления" М. (см. Неомальтузианство).

МАЛЬТУС

Статья большая, находится на отдельной странице.

МАЛЬЦЕВ

Василий Иванович [р. 19 янв. (1 февр.) 1906 ] - сов. философ, д-р филос. наук (с 1955), проф. (с 1960) филос. фак-та Моск. ун-та. Член КПСС с 1930. Окончил Академию коммунистич. воспитания им. Н. К. Крупской (1931) и аспирантуру филос. фак-та МИФЛИ (1935). С 1935 преподает диалектич. материализм, с 1940 - в Моск. ун-те. Науч. исследования ведет гл. обр. по диалектич. логике и филос. вопросам биологии.

Соч.: Проблема необходимости и случайности в учении Ч. Дарвина, "Под знаменем марксизма", 1939, No 9; О единстве диалектики, теории познания и логики в марксистско-ленинской философии, "Вестник Моск. ун-та. Серия экономики, философии и права", 1957, No 2; Вступ. ст. в кн.: Корнфорт М., Наука против идеализма, М., 1957; О нек-рых чертах диалектич. логики, Уч. зап. филос. фак-та МГУ, вып. 190, 1958; Проблема определения понятий в диалектич. логике, в сб. ст.: Проблемы диалектич. логики, [М. ], 1959; Вопросы диалектич. логики в книге В. И. Ленина "Материализм и эмпириокритицизм", "Филос. науки" (Науч. докл. высшей школы), 1959, No 4: К вопросу о понятии биологич. вида, "Вопр. философии", 1959, No 7; Борьба в СССР против механицизма, М., 1959; В. И. Ленин о диалектике отражения внешнего мира, М., 1960; Значение и понятие, в сб.: Проблема значения в лингвистике и логике, М., 1963; Вступ. ст. в кн.: Селзам Г., Философия в революции, М., 1963.

МАМЕДКУЛИЗАДЕ

Джалил (псевд. - M о л л а Н а с р е д д и н) [10(22) февр. 1866 - 4 янв. 1932 ] - азерб. писатель-демократ; основатель и редактор первого на Востоке сатирич. журн. "Молла Насреддин". М. осуждал пороки феод.-патриархального Азербайджана; боролся против религ. фанатизма, видя в религии средство угнетения народа и препятствие для развития науки. М. разоблачал агрессивную политику империализма в странах Востока. В конце 19 - нач. 20 вв. М. возглавлял борьбу передовых представителей азерб. культуры против теории "чистого искусства". После установления Сов. власти в Азербайджане выступил против врагов нового обществ. строя.

Соч.: Эс∋рл∋ри, ч. 1-3, Бакы, 1936-47; Сечилмиш ∋с∋рл∋ри, ч. 1-2, Бакы, 1951-54; Драм в∋ н∋ср ∋с∋рл∋ри, Бакы, 1958; в рус. пер.: Избр. произв., Баку, 1950; Избранное, М., 1959.

Лит.: Мирзоева Ш., Об эстетич. взглядах Д. М., в кн.: Тр. Ин-та истории и философии АН Азерб. ССР, т. 7, Баку, 1955; Касумов М., Боевой революционно-демократич. журнал "Молла Насреддин", Баку, 1960; Ш∋риф Э., Молла Н∋ср∋ддин (Ч∋лил М∋мм∋дгулу-зад∋), Бакы, 1946; Ибраhимов М., Б∋ойук демократ. Молла Наср∋ддин, 2 изд., Бакы, 1957.

М. Мирзоева. Баку.

МАМЕДОВ

Шейдабек Фараджиевич [р. 10(23) янв. 1912] - сов. философ, д-р филос. наук (с 1963). Член КПСС с 1939. Окончил МИФЛИ (1938) и аспирантуру там же (1941). Преподает философию с 1938, проф. филос. фак-та Моск. ун-та. Разрабатывает историю философии народов СССР (Закавказья, Ср. Азии), историю и теорию атеизма. Член редколлегии журн. "Филос. науки" (Науч. докл. высшей школы) (с 1958). Редактор избр. филос. соч. Μ. Φ. Ахундова (1963).

Соч.: Из истории обществ. мысли в Азербайджане, "Большевик", 1946, No 11-12; Μ. Φ. Ахундов и традиции восточной философии, "Философ. науки" (Науч. докл. высшей школы), 1958, No 2; О неизвестной рукописи Μ. Φ. Ахундова, там же, 1959, No 2; Филос. и общественно-политич. взгляды Низами, М., 1959; М. Ф.Ахундов (Филос. и социально-политич. воззрения), М., 1960; Социологич. взгляды Низами, "Филос. науки" (Науч. докл. высшей школы), 1960, No 1; Очерки по истории философии в России. Вторая половина XIX и нач. XX в., М., 1960 (член авторского коллектива и редактор); Мировоззрение Гасан-бека Меликова Зардаби, М., 1960; Краткий очерк истории философии, М., 1960 (член авторского коллектива); Осн. вопросы науч. атеизма, М., 1962 (член авторского коллектива); Мировоззрение М. Ф. Ахундова, М., 1962.

МАМИАНИ ДЁЛЛА РОВЕРЕ

МАМИАНИ ДЁЛЛА РОВЕРЕ (Mamiani Delia Ròvere), Теренцио (27 сент. 1799 - 21 мая 1885) -итал. философ, писатель и политич. деятель-либерал. Участвовал в революц. движении 1831-32 в Болонье. Министр просвещения в пр-ве Кавура (1831). В 1850 основал Филос. академию в Генуе; проф. философии истории в Турине (1857-60), в Рим. ун-те (с 1871). В 1869 вместе с Джоберти основал общество изучения философии и лит-ры, а в 1870 начал издавать орган этого общества - журнал "Filosofia delle scuole italiane" ("Философия итальянских школ"), направленный как против томизма, так и против материализма (всего вышло 32 тома).

В первый период своей филос. деятельности (до 1857) М., примыкая к взглядам католич. философа Галуппи, ставил перед собой задачу обоснования "натурального метода" и принимал эмпиризм шотландской школы. С 1857 М. стремился связать свой эмпиризм с платонизмом, чтобы избежать скептич. выводов. В этих условиях он, с одной стороны, выработал вариант онтологич. доказательства существования бога, а с другой - старался объяснить познание посредством учения о "соприкосновении актов", т. е, о синтезе между воспринимающим действием субъекта и действием внешних сил, считая познание синтезом внутреннего и внешнего. Попытки М. создать "подлинно-итальянскую" филос. систему, синтезируя идеи итал. мыслителей 19 в., принадлежавших к разным течениям (Розмини, Джоберти), привели его к эклектизму.

Соч.: Il rinnovamento della filosofia in Italia (в соавторстве с Α. Rosmini Serbati), Mil., 1836; Dell'ontologia e del metodo, P., 1841; Confessioni di un metafisico, v. 1-2, Firenze, 1865; Compendio e sintesi della propria filosofia, ossia nuovi prolegomeni ad ogni presente e futura metafisica, Torino, 1876; Della religione positiva e perpetua del genere umano: libri sei, Mil., 1880.

Лит.: Sbarbaro P., La mente di T. Mamiani, Firenze, 1886; Gaspari D., Vita di T. Mamiani della Rovere, Ancona, 1888; Tavianini U., Una polemica filosofica dell'Ottocento. T. Mamiani - A. Rosmini, Padova, 1955.

А. Сандретти. Рим.

МАМУРЯН

Матевос (1830 - 2 янв. 1901) - арм. публицист-просветитель, философ и обществ. деятель. Род. в Смирне (Турция), образование получил в 40-х гг. в Париже. Призывал арм. народ к вооруж. восстанию против султанского деспотизма и российского царизма, к единству с рус. освободит. движением ("Человек черной горы", 1909). В философии был эклектиком с тенденцией к позитивизму. С этих позиций он вел борьбу против материалистич. и атеистич. идей книги Костандяна "О методе" (опубл. в журн. "Аревелян мамул", 1878, сент., окт., дек., 1879, янв.).

Соч. на арм. яз.: Армянский письменник, [под псевд. ] Вруйр, Смирна, 1872; Английский письменник, Смирна, 1880; Восточная печать, Смирна, 1871-1901.

Лит. на арм. яз.: Асатур Грант, Силуэты, Константинополь, 1921; Иоаннисян Α., Налбандян и его время, т. 1, Ер., 1955; Гаспарян Г. Н., (О философских взглядах М. Мамуряна, "Известия АН Арм. ССР", 1959, No 12.

Г. Гаспарян. Ереван.

МАНДЕВИЛЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

"МАНИФЕСТ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ"

Статья большая, находится на отдельной странице.

МАНИФЕСТ МИРА

МАНИФЕ́СТ МИРА - программный документ междунар. коммунистич. движения, хартия его борьбы за мир и мирное сосуществование народов, демократию и социализм. Принят на Совещании представителей 64 коммунистич. и рабочих партий, состоявшемся в Москве 16-19 нояб. 1957. По своему содержанию непосредственно примыкает к Декларации Совещания представителей коммунистических и рабочих партий социалистических стран. В М. м. дано обоснование позиции коммунистов как наиболее последоват. врагов войны и самых стойких борцов за мир и содержится высокогуманный призыв к рабочим и крестьянам, работникам науки, техники и культуры, людям доброй воли всех стран сплотиться во имя мира, прекращения гонки вооружений и устранения угрозы войны.

В основу М. м. положены теоретические выводы о возможности предотвращения войн в современную эпоху. Основываясь на науч. оценке сложившегося в мире соотношения сил, благоприятствующего усилению борьбы против воен. угрозы (возникновение мировой системы социализма, постоянный рост могущества СССР и др. социалистич. стран, усиление нац.-освободит. движения, укрепление и рост сил мира во всех странах), коммунисты заявили, что новая война не является неизбежной, что можно не допустить термоядерной катастрофы. М. м. вселяет в народы уверенность в возможность отстоять мир в случае, если они объединят свои усилия и постоянно будут бдительными в отношении воен. угрозы. Вместе с тем коммунисты сочли своей обязанностью предостеречь народы о серьезной опасности для судеб человечества войны с применением ядерного оружия. В М. м. определены источники воен. опасности: капиталистич. монополии, наживающиеся на подготовке к войне.

М. м. опроверг клеветнич. утверждения, будто социалистич. страны угрожают миру тем, что якобы хотят силой навязать другим свою систему. У коммунистов, у социалистич. стран, подчеркивается в М. м., нет побудит. причин для развязывания войны и воен. нападения на др. страны. Социализм нельзя насадить извне; он должен быть прежде всего результатом внутр. борьбы рабочего класса и всех прогрессивных сил каждой страны. В социалистич. странах нет классов или социальных слоев населения, заинтересованных в войне. Социалистич. странам нужен прочный мир для построения коммунистич. общества.

Коммунисты разработали общедемокра-тическую программу мира. Коммунисты провозгласили, что страны разных социальных систем должны соревноваться и доказать свои преимущества не путем войны, а в развитии мирной науки и техники, в повышении уровня жизни народов.

Идеи М. м. получили широчайшее распространение, они содействовали росту авторитета и влияния коммунистич. партий, активизации борьбы народов за мир.

Лит.: Документы Совещаний представителей коммунистических и рабочих партий, состоявшихся в Москве в ноябре 1957 года, М., 1957; Документы Совещания представителей коммунистических и рабочих партий, М., 1960; Программа КПСС, М., 1961.

Е. Панфилов. Москва.

МАНИХЕЙСТВО

МАНИХЕЙСТВО - религ. учение, возникшее на Ближнем Востоке в 3 в. и представляющее собой синтез халдейско-вавилонских, персидских (зороастризм, маздеизм, парсизм) и христ. мифов. Известное влияние на М. оказал гностицизм. Название М. происходит от имени его основателя - полулегендарного Мани (ок. 216-277). Согласно преданию, Мани проповедовал свое учение не только в Персии, но и в Ср. Азии, Индии, Китае. Ему приписывают ок. 7 работ религ.-этич. содержания ("Книга гигантов", "Шапуракана" и др.).

Осн. содержание М. составило пессимистич. учение об изначальности и непреоборимости зла. Полемизируя с христианством, М. учит, что зло - начало столь же самостоятельное и исконное, как и добро. Связывая зло с материей, а добро со светом как духом, Мани, однако, не считал тьму или материю следствием угасания света, как его современник Плотин; в М. царство тьмы как равное противостоит царству света. Мировая история - борьба света и тьмы, добра и зла, бога и дьявола. При нападении тьмы на свет часть света была полонена тьмой. Смысл последующей истории - в освобождении полоненного света. По М., человек двойственен: творение дьявола, он сотворен все же по образцу небесного "светлого первочеловека" и заключает в себе элементы полоненного тьмой света. Согласно М., евангельский Христос был лже-Христом, вторгшимся в дело настоящего Христа, к-рый не воплощался и не сочетал в себе естеств бога и человека. После Христа был прислан Мани - параклет (утешитель) - главный из посланцев царства света. Зап. М. сблизилось с христианством и рассматривалось им как хрйст. ересь. Подвергаясь всюду гонениям, М., однако, распространилось до Рима на Западе и Китая на Востоке. В 8-9 вв. М. подверглось преследованиям со стороны ислама. Манихейское учение о дуализме добра и зла развивали в Европе павликиане (см. Павликианство), богомилы, катары, альбигойцы, молокане, а на Востоке - перс. маздакиты.

Лит.: Wesendonk О. G., Die Lehre des Mani, Lpz., 1922; Waldschmidt E. und Lentz W., Die Stellung Jesu im Manichäismus, В., 1926; Widengren G., The great Vohu Manah and the apostle of God; studies in Iranian and Manichaean religion, Uppsala, [1945 ]; Messina G., Cris, tianesimo, buddhismo, manicheismo nell'Asia antica, Roma, 1947; Pétrement S., Le dualisme chez Platon, les gnostiques et les manichéens, P., 1947.

A. Чанышев. Москва.

МАНН

Статья большая, находится на отдельной странице.

МАННУРИ

МАННУРИ (Mannoury), Геррит (17 мая 1867 - 30 янв. 1956) - голл. математик, логик и философ. Сыграл большую роль в формировании амстердамской школы философии математики, виднейший представитель к-рой, Брауэр, был его учеником. С 1903 преподавал математич. логику и философию математики в Амстердамском ун-те. Один из основателей "Междунар. общества сигнифики".

М. исходил из того, что в изучении оснований наук важнейшую роль играет анализ применения языка, или изучение речи. Он разработал особый психологическо-лингвистический т.н. сигнифич. метод анализа осн. понятий математики (и др. наук). Сигнификой М. называл науку о значении слов, предметом к-рой является не язык как таковой (как в обычной лингвистике), а речь как процесс общения людей с помощью языка, в к-ром психологич. сторона играет важнейшую роль. Сигнифич. метод М. состоит в попытке сведения осн. понятий науки к комбинациям нек-рых простейших психологич. фактов; при этом различие между психологич. явлениями и фактами внешнего мира сводится, по М., к выбору языка, на к-ром мы желаем выразить себя. Психологич. метод М., идеалистический по своей, близкой к неопозитивизму, филос. основе, в своей спец. части сыграл положит. роль в изучении прагматич. стороны языков (см. Прагматика) и способствовал развитию идей семиотики и кибернетики. М. выступал против интуиционизма Брауэра. Отстаивая взгляд, что философия и логика вытекают из языковых проблем, М. считал, что эти науки не могут вложить в наше знание ч.-л. такое, что не было бы обеспечено данными наук, основанных на наблюдении, - физики, психологии, социологии. Задачей сигнифики в социологии М. считал изучение языкового общения людей и на этой основе получение знания об обществе и человеч. отношениях.

Соч.: Over de beteekenis der wiskundige logica voor de philosophie, Rotterdam, 1903; Methodologisches und Philosophisches zur Elementar-Mathematik, Haarlem, 1909; Over de sociale beteknis van de wiskundige denkvorm, Groningen, [1917 ]; Woord in gedachte, Groningen, 1930; Les deux pôles de l'esprit..., [P., 1933 ]; Relativisme en dialektiek, Bussum, 1946; Les fondements psycho-linguistiques des mathématiques, Nchât., 1947; Handboek der analytische signifika, v. 1-2, Bussum, 1947-48; Signifika, Den Haag, 1949.

Лит.: Beth Ε. W., In memoriam G. Mannoury, "Euclides", Groningen. 1956-57, Jg 32, No 9; "Synthese", [1958 ], v. 10a; Dantzig D. van, G. Mannoury's significance for mathematics and its foundations, "Nieuw Arch, voor Wiskunde", 1957, ser. 3, v. 5.

H. Киселева. Москва.

МАНРО

МА́НРО (Munro), Томас (р. 1897) - амер. эстетик, последователь эстетики натурализма. Проф., редактор "Journal of aesthetics and art criticism", президент Амер. об-ва эстетики (1942-44). Последователь Дьюи и Сантаяны. В работах "Научный метод в эстетике" ("Scientific method in aesthetics", 1928), "К превращению эстетики в науку" ("Toward science in aesthetics", 1956, и др.) М. обосновывает натуралистич. эстетику. Критикуя философский подход к иск-ву, сводящийся, по М., к абстрактным рассуждениям о красоте, М. утверждает, что эстетика должна "ограничиваться только фактами" (см. указ. соч., Ν. Υ., 1956, р. 135).

Обосновывая идею о равноправии всех направлений в иск-ве и эстетике, М. считает, что натуралистич. эстетика должна вбирать в себя самые разнообразные концепции, как материалистич., так и идеалистич., и утверждает, что натурализм противоположен всем формам супернатурализма и трансцендентализма.

М. строит свой науч. метод на анализе эстетич. форм и психологии процесса восприятия, считая решающим критерием в оценке художеств. произведения его форму. Развитие иск-ва М. рассматривает как самостоят. замкнутый процесс, не связанный с развитием общества. Опираясь на социологию Спенсера, М. считает, что иск-ву присущи те же эволюц. тенденции, что и животному, растит. миру.

Проблемы эстетич. воспитания М. пытается решить вне социальных отношений ("Художеств. воспитание. Его философия и психология" - "Art education. It's philosophy and psychology", 1956). Объективизм и аполитичность эстетики М. делают его взгляды чрезвычайно популярными в совр. бурж. эстетике.

Соч.: Primitive Negro sculpture, N. Y., [1926 ]; Great pictures of Europe, N. Y., [1930 ]; The arts and their interrelations, N. Y., 1949.

Лит.: Агафонова С. М., Социальная сущность эстетики Т. М., "Вопр. философии", 1963, No 12.

С. Агафонова. Москва.

МАНСУРОВ

Николай Сергеевич (род. 7 апр. 1921) - сов. философ-психолог, д-р филос. наук (с 1963). Член КПСС с 1946. Окончил аспирантуру Ин-та философии АН СССР в 1951. Работает в области филос. проблем психологии и смежных наук.

Соч.: Против субъективизма в психологии, в кн.: Диалектич. материализм и совр. естествознание, М., 1957; Наука и религия о природе, М., 1958; Труд В. И. Ленина "Материализм и эмпириокритицизм" и проблема ощущений, "Вопр. психологии", 1959, No 3; В. И. Ленин об относительной противоположности материи и сознания, "Ж. невропатологии и психиатрии", 1959, т. 59, вып. 5; Наука и религия о пси-хич. деятельности, М., 1960; Дарвинизм и нек-рые вопросы физиологии анализаторов, в кн.: Дарвинизм живет и развивается, М., 1960; Борьба материализма с идеализмом в медико-биологич. науках второй половины XIX в., в кн.: Рус. ученые в борьбе против идеалистич. и метафизич. воззрений в естествознании, М., 1961; Совр. бурж. психология, М., 1962; Ощущение - субъективный образ объективного мира, М., 1963.

МАНХЕЙМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МАНЬКОВСКИЙ БОРИС СТЕПАНОВИЧ

МАНЬКО́ВСКИЙ Борис Степанович (р. 5 февр. 1904) - сов. философ, профессор (с 1938), д-р юридич. наук (с 1939), старший науч. сотрудник Ин-та философии АН СССР (с 1957). Член КПСС с 1932. Преподавательскую и н.-и. работу ведет с 1927. Разрабатывает проблемы социалистич. гос-ва и права.

Соч.: Социалистич. идеология и ее роль в создании и развитии коммунистич. формации (совм. с М. X. Игитханяном), в кн.: О закономерностях возникновения и развития социалистич. общества, М., 1960; Сов. право и формирование коммунистич. сознательности трудящихся, в кн.: Вопросы марксистско-ленинской этики, М., 1960; О повышении роли обществ. организаций в строительстве коммунизма, в кн.: От социалистич. государственности к коммунистич. обществ. самоуправлению, М., 1961; Критика ревизионистских теорий по вопросам социалистич. демократии, в сб. ст.: Демократия и коммунизм, М., 1962; Соотношение принуждения и убеждения в период строительства коммунизма и сов. общественность, в сб. ст.: Государство и коммунизм, М., 1962.

МАНЬКОВСКИЙ ЛЕВ АЛЕКСАНДРОВИЧ

МАНЬКО́ВСКИЙ Лев Александрович [р. 10(23) мая 1900 ] - сов. философ, проф. (1933). Член КПСС с 1919. Окончил филос. отделение ИКП (1930). Проф. кафедры диалектич. и историч. материализма Моск. педагогич. ин-та им. В. И. Ленина (с 1956). Науч. интересы M. сосредоточены гл. обр. на разработке диалектич. логики, особенно логики "Капитала" Маркса.

Соч.: Марксизм Георга Лукача, в сб.: Против новейшей критики марксизма, М., 1929; Спиноза и материализм, М.-Л., 1930; К вопросу о филос. истоках меньшевиствующего идеализма, "Под знаменем марксизма", 1931, No 6; Общая форма суждения в классич. логике, в сб.: Уч. зап. Тамб. пед. ин-та, вып. 2, 1947; Категории "вещь" и "отношение" в "Капитале" К. Маркса, "Вопр. философии", 1956, No 6; Категория формы и её аспекты, "Филос. науки" (Науч. докл. высшей школы), 1958, No 3; В. И. Ленин о диалектике, логике и теории познания, М., 1959; Логич. категории в "Капитале" К. Маркса, в кн.: Диалектич. логика в экономич. науке (Уч. зап. Моск. гос. пед. ин-та), М., 1962.

МАО ЦЗЭ-ДУН

Статья большая, находится на отдельной странице.

МАРАНЬОН-И-ПОСАДИЛЬО

МАРАНЬО́Н-И-ПОСАДИЛЬО (Marañón у Posadillo), Грегорио (1887-1960) - исп. врач, историк и философ-идеалист; идеолог либеральной буржуазии, в последние годы жизни стоявший в оппозиции к франкистскому режиму. Филос. взгляды М. близки к взглядам Ортега-и-Гасета, но отличаются религ. направленностью. М. утверждал, что материальное существование подчинено энергии и воле человека (см. "Корень и достоинство Испании"- "Raíz y decoro de España", В. Aires-Мех., 1952, p. 93). Дух имеет божеств. происхождение, а истину следует искать внутри человека. Познание, по М., это диалог с Космосом и Богом (см. "Vocación у ética у otros ensayos", Md., 1961, p. 131). Истинная история - это история "прогресса человеческого духа", причем прогресс невозможен без свободы и высокой нравственности (см. "Raíz y decoro de España", p. 123, 19).

Соч.: Efemérides y comentarios (1952-1954), Md., 1955.

Лит.: Guy Α., Les philosophes espagnols d'hier et d'aujourd'hui, [t. 1-2, Toulouse ], 1956.

Д. Претель. Москва.

МАРАТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МАРБУРГ

МА́РБУРГ (Mahrburg), Адам (6 авг. 1855 - 20 ноября 1913) - польский философ-позитивист, педагог. В 1890 читал лекции по философии в "подпольном университете" в Варшаве, а с 1905 - в "Обществе научных курсов". В общем для всех позитивистов стремлении к построению "научной" философии, т.е. философии, к-рая не выходила бы за пределы опыта, М. сводил ее к теории и критике познания. Гносеология М. - релятивист. эмпиризм: науч. положения лишь вероятны и зависят от данного познават. этапа.

Соч.: Pisma filozoficzne, pod red. Wł. Spasowskiego, t. 1-2, Warsz., 1914; Teoria celowości ze stanowiska naukowego, Kr., 1888; Monizm współczesny i echa jego u nas,Warsz., 1890; Psychologia współczesna i stanowisko jej w systemie wiedzy, Kr.-Warsz.-Petersburg, 1891; Co to jest nauka?, Warsz., 1907; Filozofia współczesna, "Ogniwo", 1903, rok. 1, No 6, 8, 9, 11-13; W sprawie naukowości metafizyki, там же, No 31-37, 39.

Лит.: История философии, т. 4, М., 1959, с. 312; Spasowski St., A. Mahrburg i jego poglądy na filozofie, Warsz., 1913; Łubniсki Ν., Poglądy filozoficzne A. Mahrburga, "Studia Filozoficzne", 1958, No 1(4) - 2(5).

H. Лубницкий. ПНР.

МАРБУРГСКАЯ ШКОЛА

Статья большая, находится на отдельной странице.

МАРЕШАЛЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МАРИАНА

Статья большая, находится на отдельной странице.

МАРИАС

МАРИАС (Marias), Хулиан (p. 1914) - исп. философ. Ученик Ортега-и-Гасета, М., следуя его философии "рациовитализма", допускает, однако, наличие объективно существующей действительности ("Введение в философию" - "Introducción a la filosofia", 1947, 6 ed., 1959). Выступая против теории классовой борьбы, М. выдвигает реакц. идею "избранного меньшинства", призванного управлять "пассивной массой", и рассматривает историю как борьбу поколений, сменяющих друг друга ("Исторический метод поколений" - "El método histórico de las generaciones", 1949; "Структура общества" - "La estructura social. Teoría y método", 1955). Te же взгляды отстаивает M. и в историко-филос. трудах, содержащих, однако, ценные частные наблюдения.

Соч.: Obras, t. 1-6, Md., [1958-61 ]; Ortega y Gasset y la idea la rason vital, Md., 1948, нем. пер., Stuttg., 1952; Ortega y tres antípodas, В. Aires, 1950; La escolástica en su mundo y en el nuestro, Md., 1951; Filosofía actual y existencialismo en España, Md., 1955; Filosofía española actual, 3 ed., Md., 1956.

З. Плавскин. Ленинград.

МАРИАТЕГИ

МАРИАТЕ́ГИ (Mariategui), Xoce Карлос (14 июня 1895 - 16 апр. 1930) - деятель революц. рабочего и коммунистич. движения Лат. Америки, теоретик и пропагандист марксизма-ленинизма, один из основателей Коммунистич. партии Перу (1928). Под влиянием Октябрьской революции М. за короткий период проделал путь от революц. демократизма к марксизму. Практич. работу, направленную на объединение революц. сил Перу, и, в первую очередь, рабочего класса, М. сочетал с творч. разработкой вопросов революц. теории в конкретных историч. условиях Перу. Большое внимание М. уделял разработке и пропаганде марксистской философии. Написанная им в 1929 работа "В защиту марксизма" ("Defense del marxismo", опубл. в 1934) явилась гневной отповедью ревизионизму и ярким примером творч. применения марксизма. М. показал несостоятельность попыток отождествить марксистский диалектич. метод с гегелевской диалектикой: "Материалистическая концепция Маркса диалектически возникла как антитезис идеалистической концепции Гегеля" (указ. соч., р. 23). М. выступил непримиримым критиком теории "этического социализма" и др. разновидностей "реформистского социализма". М. неоднократно указывал на необходимость руководствоваться учением марксизма-ленинизма в нац.-освободит. борьбе перуанского пролетариата.

Большую роль сыграл М. в борьбе против мелко-бурж. реформистских идей апристов (членов партии АПРА), отрицавших руководящую роль пролетариата в нац.-освободит. движении, выдвигавших идею об "исключительности" историч. развития Лат. Америки.

В 1928 М. опубликовал "Семь очерков истолкования перуанской действительности" ("Siete ensayos de interpretacion de la realidad peruana", рус. пер. - 1963), в к-рых дал глубокий марксистский анализ развития классовых отношений и классовой борьбы в Перу, показал неспособность перуанской буржуазии осуществить задачи бурж.-демократич. революции.

Большое внимание М. уделял защите угнетенных индейских масс, к-рые он рассматривал как одну из движущих сил нац.-освободит. борьбы. Значит. место в творчестве М. занимают исследования истории Перу, в особенности первобытного коммунизма древних инков.

Соч.: Obras, t. 1-3, Lima, 1950-55.

Лит.: Семенов С. И., Шульговский А. Ф., Роль X. К. М. в создании коммунистич. партии Перу, "Новая и новейшая история", 1957, No 5; Мирошевский В., "Народничество" в Перу. К вопросу о роли Х.-К. М. в истории латино-амер. обществ. мысли, "Историк-марксист", 1941, No 6; Хорхедель Прадо, Труд, зовущий к борьбе, "Проблемы мира и социализма", 1960, No 1; Del Prado J., Mariátegui, marxista-leninista, "Dialectica", La Habana, 1943, No 8; Arrоgо Posadas M., A propósito del artículo "El populismo en el Perú" de V. Mirochevsky, там же, 1946, 5 año, v. 6, No 17; Gоdоy Urrutia С., Un cuarto de siglo de la muerte de Mariátegui, "Aurora", Chile, 1955, No 3.

P. Бургете. Москва.

МАРИН

МАРИН (Μαρῖνος) из С и х е м а (или Неаполиса; в Самарии) - глава (с 485 г. н.э.) Академии платоновской. На основании скудных сведений из Свиды, Дамаския и Фотия вырисовывается образ философа, значительно развившего обе осн. тенденции неоплатонизма - абстрактно-схоластическую и мистическую. Первая, вероятно, была представлена в его комментарии к платоновскому "Пармениду", а вторая - в дошедшем до нас произведении "Прокл, или О блаженстве" ("Πρόκλος ἤ περὶ εὐδαιμονίας", в кн.: Diogenis Laertii... rec. С. G. Cobet, 1878, p. 150-70 с лат. переводом; пер. на англ. - в кн.: L. Y. Rosan, The philosophy of Proclus, 1949, p. 13-35). В последнем Прокл рассматривался как образец всех добродетелей, из к-рых низшее место занимают физич. добродетели, а затем в порядке возвышения - этические, политические, катартические (очистительные), теоретические и теургические (делавшие человека богом). Имеются сведения об интересе М. к математике (М. принадлежит комментарий к Эвклиду - Euclidis, Opera, v. 6: Data cum commentario Marini..., ed. H. Menge, 1896). Свой комментарий к "Филебу" Платона М., по преданию, сжег. Философски неясная фигура М. интересна гл. обр. благодаря составленной им биографии Прокла, где рисуется весьма интересная в историко-культурном отношении картина упадка антич. философии, состоящей из веры во всякие чудеса, в явления демонов, магич. исцеления, пророческие сны и т.д.

Лит.: Ηeiberg I. L., Literargeschichtliche Studien über Euklid, Lpz., 1882, S. 173-76; Krauss S., Marinus, a Jewish philosopher of Antiquity, "Jewish Quart. Rev.", L., 1897, v. 9, p. 517-21; Schissel von Fleschenburg, Marin von Neapolis und die neuplatonischen Tugendgrade, Athen, 1938.

А. Лосев. Москва.

МАРИТЁН

Статья большая, находится на отдельной странице.

МАРКОВ

Андрей Андреевич [р. 9 (22) сент. 1903 ] - сов. математик и логик. Сын выдающегося рус. математика А. А. Маркова. Д-р физико-математич. наук (с 1935), с 1936 - проф. ун-та в Ленинграде; с 1959 - зав. кафедрой математич. логики Моск. ун-та; с 1939 работает в Математич. ин-те АН СССР. Чл.-корр. АН СССР (с 1953). Член КПСС с 1951.

М. получил важные результаты в области небесной механики, теории динамич. систем, теории групп. Работы М. по алгебре привели его к исследованию проблем тождества (см. Тождества проблемы) в этой области математики - проблем, являющихся частным случаем массовых проблем. В целях создания общего подхода к массовым проблемам М. в конце 40-х гг. предложил уточнение понятия алгоритма ("нормальные алгорифмы" М.) и получил важные результаты, относящиеся к невозможности нек-рых алгорифмов в теории ассоциативных систем и целочисленных матриц. На основе понятия нормального алгорифма М. в конце 40 - нач. 50-х гг. построил и детально разработал первую общую теорию алгорифмов. М. в четкой форме ввел понятия об абстракции отождествления и абстракции потенциальной осуществимости в математике и логике. М. - основатель отечеств. конструктивного направления, опирающегося на особую к о н с т р у к т и в н у ю л о г и к у, использующую выдвинутый М. принцип конструктивного подбора. На основе идей конструктивного направления М. и его ученики ведут разработку конструктивного математич. анализа. М. получены результаты в области проблемы минимизации средств представления функций алгебры логики. Им предложено определение кибернетики как общей теории причинных сетей, изучающей их с точностью до изоморфизма (см. "Проблемы кибернетики", вып. 9, 1963, с. 349-50).

Соч.: Теория алгорифмов; Тр. Матем. ин-та им. В. А. Стеклова, т. 38, М., 1951; Теория алгорифмов, там же, т. 42, М., 1954; Логика математическая, БСЭ, 2 изд., т. 25, М., [1964 ]; Об одном принципе конструктивной матем. логики, Тр. 3 Всесоюзн. матем. съезда, т. 2, М., 1956, с. 146-47; Матем. логика и вычислительная математика, "Вестн. АН СССР", 1957, No 8; О конструктивных функциях. Тр. Матем. ин-та АН СССР им. Стеклова т. 52, М., 1958; Неразрешимость проблемы гомеоморфии, "Докл. АН СССР", 1958, т. 121, No 2; О подготовке кадров в области логики, в сб.: Строительство коммунизма и общественные науки, М., 1962; О конструктивной математике, Тр. Матем. ин-та им. Стеклова, т. 67, М., 1962; О некоторых алгорифмах, связанных с системами слов, "Изв. АН СССР", Сер. матем., 1963, т. 27, No 1.

Лит.: Линник Ю. В. и Шанин Η. Α., А. А. Марков, "Усп. матем. наук", 1954, т. 9, вып. 1; Математика в СССР за 40 лет, т. 1-2, М., 1959, т. 1 (см. указатель), т. 2, с. 446-448 (библиография трудов М. до 1957).

МАРКОВИЧ СВЕТОЗАР

Статья большая, находится на отдельной странице.

МАРКОВИЧ СИМА

МА́РКОВИЧ Сима (Марковиħ, Marković), (8 нояб. 1888 - 1937) - югосл. обществ. деятель, философ. Окончил Белградский ун-т (1913). Преподавал в нем же на философском и технич. фак-тах. До 1921 был одним из секретарей ЦК КПЮ, принимал участие в работе III Конгресса Коммунистич. Интернационала в Москве (1921). После возвращения в Югославию находился в тюремном заключении. В 1926-28 жил в Австрии, где снова стал секретарем КПЮ и возглавил ее правооппортунистич. фракцию. IV съезд партии (1928) снял М. с поста секретаря за фракционность и оппортунизм.

М. выступал против идеалистич. понимания совр. науки, но вместе с тем ревизовал ряд положений историч. и диалектич. материализма. За ревизию марксистско-ленинского учения о нац. вопросе, за отрыв нац. вопроса от революции и сведéние его к вопросу конституционному М. был подвергнут резкой критике в югосл. комиссии ИККИ (1925). М. вульгаризировал нек-рые важные положения материалистич. теории познания, напр. априористически толковал опыт (см. "Из науко и филозофиjо", Београд, 1925, с. 24).

Соч.: Национално питање у светлости марксизма, (б. м., б. г.); Teopиja релативитета, Београд, 1924; Ajнштajнова тeopija релативитета, Београд, 1929, Основни поjмови политичке eкономиje, Београд, [1933 ], Принцип каузалитета и модерна физика, Београд, 1935; в рус. пер. - Коммунизм в Юго-Славии, М., 1923.

Й. Элез. Москва.

МАРКОВИЧ ФРАНЬО

МА́РКОВИЧ Франьо (Marković), (1845-1914) - хорватский писатель и эстетик, первый проф. философии Загребского ун-та. Соч. М. "Развитие и система общей эстетики" ("Razvoj i sustav obćenite estetike", 1903) свидетельствует о влиянии на него нем. философа-идеалиста Гербарта.

МАРКС

Статья большая, находится на отдельной странице.

МАРКСИЗМ

МАРКСИЗМ - см. Марксизм-ленинизм, Маркс.

"МАРКСИЗМ И РЕВИЗИОНИЗМ"

Статья большая, находится на отдельной странице.

"МАРКСИЗМ О ГОСУДАРСТВЕ"

Статья большая, находится на отдельной странице.

МАРКСИЗМ-ЛЕНИНИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МАРКУЗЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МАРСЕЛЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница