Приглашаем посетить сайт

Гоголь (gogol-lit.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
МАРКУЗЕ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

МАРКУЗЕ

МАРКУЗЕ (Marcuse), Герберт (p. 19 июля 1898) - нем.-амер. философ и социолог. Вместе с Адорно (доп.) и Хоркхеймером явился одним из основателей Франкфуртского ин-та социальных исследований. С 1934 - в США. В годы войны работал в информац. органах амер. разведки, выступал с антифашистскими статьями. В 50-х гг. "эксперт" Рус. ин-та при Колумбийском и Рус. центра при Гарвардском ун-тах. Проф. Брандейского (1954-65) и Калифорн. (с 1965) ун-тов.

Формирование взглядов М. происходило под влиянием идей Хайдеггера и особенно Гегеля и Фрейда. Вместе с тем, проявляя неизменный интерес к учению Маркса, М. широко использует его концептуальный аппарат и нек-рые из его идей, интерпретируя их часто в духе совр. бурж. философии и социологии. В 20-х гг., отталкиваясь от Дильтея и в духе экзистенциалистского подхода Хайдеггера, М. стремился выявить онтологич. смысл понятия "историчности" в философии Гегеля. В 30-40-х гг. определяющей в творчестве М. становится социально-критическая тенденция; на базе критики Гегеля он разрабатывает идеи "отрицательной диалектики", понимаемой как тотальное отрицание действительности. В работах 50-60-х гг., опираясь на теорию "единого индустриального общества" и идеологию "интеграции", развивает т.н. критич. теорию "совр. общества". Согласно М., развитие науки и техники позволяют господствующему классу совр. капиталистич. общества сформировать через посредство механизма потребностей новый тип массового "одномерного человека", с атрофированным социально-критич. отношением к обществу, и тем самым "сдерживать и предотвращать социальные изменения". Включаясь под воздействием навязываемых ему "ложных" потребностей в потребительскую гонку, рабочий класс стран развитого капитализма "интегрируется" в социальное целое и утрачивает свою революц. роль. В этих условиях революц. инициатива, по М., переходит в рамках "развитого" общества к "аутсайдерам" (люмпены, преследуемые нац. меньшинства, безработные и т.п.), а также к радикальным слоям студенчества и гуманитарной интеллигенции. В мировом масштабе носителями революц. инициативы выступают "бедные" страны, противостоящие империализму и развитым социалистич. странам, проводящим, по утверждению М., "коллаборационистскую" политику. Рассматривая институты бурж. демократии как инструмент нена-сильств. подавления оппозиции, М. настаивает на "радикальном отказе" от легальных форм борьбы, как "парламентской игры". В связи с этим он, смыкаясь с антикоммунистами, отрицает революц. роль марксистских партий развитых капиталистич. стран и революц. сущность их политич. программ. Считая возможным поставить подсознат. силы влечений, направленные против репрессивной культуры "общества потребления", на службу революции, М. ориентирует леворадикалов на т.н. "Великий Отказ", или "абсолютное отрицание" "совр. общества". В ходе этого "отказа", по М., должны сформироваться "новая чувственность" и сложиться "истинные" потребности, к-рые приведут к спонтанному возникновению "проектов" новой обществ. морали и "новых" институтов свободы, создающих условия для восстановления человеч. природы как сферы изначальных влечений. Выступая как разновидность "постиндустриального" романтизма, утопия М. объективно служит разобщению и дезориентации антикапиталистич. сил.

Соч.: Hegels Ontologie und die Grundlegung einer Theorie der Geschichtlichkeit, Fr./M., 1932; Reason and revolution, L., 1941; Eros and civilization, Boston, 1955; The Soviet marxism, a critical analysis, L., 1958; One-dimensional man, Boston, 1964; The critique of pure tolerance, Boston, 1965 (совм. В. Moore, R. Wolff); Das Ende der Utopie, В., 1967; Essay on liberation, Boston, 1969.

Лит.: Улле Д., Критич. заметки к социальной философии Г. М., "ВФ", 1968, No 9; 3амошкин Ю. Α., Μотрошилова Н. В., Критична ли "критич. теория общества" Г. М., там же, 1968, No 10; Быховский В., Философия мелкобурж. бунтарства, "Коммунист", 1969, No 8; The Critical Spirit. Essays in honour of H. Marcuse, Boston, 1967; Palmier J.-M., Présentation d'Herbert Marcuse, P., 1969; Steigerwaed R., H. Marcuses "dritter Weg", В., 1969.

Э. Баталов. Москва.

В начало энциклопедии