Приглашаем посетить сайт

Античная литература (antique-lit.niv.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
Статьи на букву "У"

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "У"

УАЙЛД

УА́ЙЛД (Wild), Джон (p. 10 апр. 1902) - амер. философ, проф. Гарвардского и Иельского ун-тов. Филос. взгляды У. претерпели эволюцию. В 1947 он создает Ассоциацию реалистич. философии (Association of realistic philosophy), в 1953 под редакцией У. выходит коллективная работа членов ассоциации - "Возвращение к разуму" ("Return to reason", N. Y., 1953). Свою филос. доктрину в этот период У. рассматривает как дальнейшее развитие реалистич. концепций в амер. философии - неореализма и критического реализма, несмотря на серьезные к ним поправки. Согласно У., эти школы свели философию к теории познания, но с упразднением онтологии гносеология лишалась объекта, процесс познания к-рого она была призвана объяснить, и тем самым превращалась в систему бессодержат. категорий. В неореализме, признавшем имманентность объекта субъекту, знание становилось равным объекту. В критич. реализме непосредств. объект познания сводился к содержанию сознания субъекта; действительность же оказывалась за пределами возможности адекватного познания, а переход от субъекта к объекту - неосуществимым. Поэтому У. обращается к разработке онтологии (см. "Введение в реалистическую философию"- "Introduction to realistic philosophy", N. Y., 1948). Он развивает принципы объективного идеализма в аристотелевско-томистском духе: "первопричина" - идеальное начало - определяет собой бытие и развитие действительности, сама оставаясь неизменной. Процесс дознания рассматривается У. в виде интенциональной связи субъекта с объектом. Поскольку У. в традициях томистской гносеологии наделяет действительность идеальным содержанием, то оказывается, что субъект в процессе познания познает не нечто противоположное сознанию, а духовную природу бытия; т.о., по У., гарантируется возможность перехода от субъекта к объекту, т.е. адекватность познават. процесса. В работах последних лет - "Вызов экзистенциализма" ("The challenge of existentialism", Bloomington, 1955) и др. - У. все больше склоняется к экзистенциализму, декларируя необходимость синтеза этой философии со своей реалистич. теорией.

Соч.: George Berkeley, Camb., 1936; Plato's theory of man, L., 1946; Plato's modern enemies and the theory of natural law, [Chi., 1953]; Human freedom and social order, Durham, 1959.

Лит.: Ермоленко Д. В., Совр. бурж. философия США, М., 1965, с. 275-76; Григорян А. Г., Экзистенциализм в США, в сб.: Совр. экзистенциализм, М., 1966.

Д. Луканов. Горький.

УАЙТ

УАЙТ (Whyte), Уильям Фут (р. 27 июня 1914) - амер. бурж. социолог. С 1948 - проф. школы индустриальных и трудовых отношений, в 1956-61 - директор Исследовательского центра социальных наук Корнельского ун-та. В 1954-55 исследовал отношения в пром-сти Венесуэлы, в 1961-62 - Перу.

Первые работы У. посвящены неформальной организации человеч. коллективов. "Общество на углу улицы" ("Street corner society", Chi., 1943) считается образцом монографич. описания и анализа неформальной группы (в данном случае - "клики" молодых людей из бедняцкого итал. квартала небольшого амер. города). Пользуясь методами включенного наблюдения, У. установил, что молодежные "банды" и "клики" обладают определ. структурой, иерархией влияния и престижа, субкультурой, с акцентом на ценности, связанные с дружбой, и выяснил взаимодействие этой субкультуры с более широкой социальной действительностью, в частности с политич. орг-циями и рэкетом. В дальнейшем У. изучал проблемы социальной морфологии труда, в частности напряжения и конфликты, возникающие внутри неформальных групп на произ-ве в связи с внедрением технологических и организац. новшеств.

Рассматривая взаимоотношения проф. орг-ций и администрации предприятия, У. с позиций "человеческих отношений" теории выводит рецепт достижения "классового мира" в пром-сти путем предоставления профсоюзам большей инициативы в отношениях с дирекцией, что, по его мнению, должно ослабить их претензии в связи с неравномерностью распределения власти и влияния. Вместе с тем У. чужда т. зр. крайних представителей теории человеческих отношений, стремящихся абсолютизировать моральные стимулы в противовес материальным. У. стремится учесть всю сложность взаимозависимости факторов, действующих на рабочего, и показывает, что, хотя между величиной материальной надбавки и ростом производительности труда и нет прямой зависимости, все же реакции рабочих не столь "иррациональны", как это принято считать в традиционной теории человеческих отношений.

Соч.: Human relations in the restaurant industry, N. Y 1948; Pattern for industrial peace, N. Y., [1951]; Money and motivation, N. Y., [1955]; Man and organization, [N. Y.], 1959; Men at work, [N. Y.], 1961.

Лит.: Гвишиани Д. M., Социология бизнеса, M., 1962.

Л. Седов. Москва.

УАЙТХЕД

Статья большая, находится на отдельной странице.

УАРТЕ

УАРТЕ (Huarte), Хуан (1529 - ок. 1592) - исп. врач и философ-материалист. Учился в ун-те г. Баэса. Степень д-ра медицины получил в 1559 в ун-те г. Алькала. Автор единств. труда "Исследование способностей к наукам" (Baeza, 1575, рус. пер. А. И. Рубина, вступит. ст. Р. Бургете, М., 1960; переводился на многие европ. яз., выдержал более 70 изданий). Книга У. представляет собой попытку создать новое учение о человеке, основанное на материалистич. понимании законов его физического и умств. развития. В этом труде способности души У. ставил в зависимость от телесных особенностей человека - преобладания в его мозгу одного из четырех первичных элементов природы (огня, воздуха, земли, воды), а также от климатич. условий и пищи. Многообразие человеч. способностей к разным профессиям определяется, согласно У., не душой, а темпераментом, зависящим лишь от характера сочетания четырех первичных элементов и их качеств. Это материалистич. в своей основе учение противостояло схоластич. концепции человека как единства двух противоположных начал - души и тела. Основой изменений в природе и в человеч. организме является активный элемент - огонь. Он - источник энергии, проявляющейся в природе в виде гниения, а в организме человека в специфич. форме внутр. обмена - питания и дыхания. У. одним из первых пытался создать классификацию наук, основанную на человеч. способностях - памяти, разуме и воображении. В теории познания подчеркивал роль непосредств. наблюдения.

Книга У. оказала большое влияние на развитие исп. гуманизма 16-17 вв., особенно на Сервантеса.

Лит.: Александров Г. Ф., История западноевроп. философии, М., 1946, с. 150-56; Guardia J. H., Essai sur l'ouvrage de I. Huarte, P., 1855; Iriarte M. de, El doctor Huarte de San Juan y su Examen de ingenios, 3 ed., Santander - Md, 1948.

P. Бургете. Москва.

УГРИНОВИЧ

Дмитрий Модестович (р. 19 февр. 1923) - сов. философ, доктор филос. наук (с 1965), профессор (с 1967). Чл. КПСС с 1945. Окончил филос. фак-т МГУ в 1950. С 1953 ведет педагогич. и науч. деятельность. С 1963 - зав. кафедрой философии гуманит. ф-тов МГУ. Область исследований - историч. материализм и научный атеизм.

Соч.: Атеистич. воспитание и преодоление религ. психологии, "ВФ", 1961, No 4; О специфике религии, [М.], 1961; Злоключения совр. теологии, "ВФ", 1963, No 6; Иск-во и религия, М., 1963; Филос. проблемы критики религии, [М.], 1965; Попытки "экзистенциальной" интерпретации христианства, "ВФ", 1966, No 8; О критериях религиозности и их применении в процессе социологич. исследований, "Вестн. МГУ. Сер. VIII. Философия", 1967, No 4; "Безрелигиозное христианство" Д. Бонхеффера и его продолжателей, "ВФ", 1968, No 2; Die Religion als Ideologie und gesellschaftliche Psychologie, в сб.: Moderne Naturwissenschaft und Atheismus, hrsg. von O. Klohr, В., 1964; Methodologische Fragen der marxistischen Religionssoziologie, в кн.: Religion und Atheismus heute, hrsg. von O. Klohr, В., 1966.

УДЕН

Конрад Фридрих Карл (Фридрих Карлович) (1753 или 1754-1823) - деятель рус. медицины и философии. Родился и учился в Германии, в 1786 принял рус. подданство; с 1808 - профессор петерб. Медико-хирургич. академии. Свои академич. курсы (см. "Академич. чтения...", ч. 1-7, СПБ, 1816-23) У. сопровождал историко-теоретич. введениями, выступая в них как представитель деистического (см. Деизм) направления рус. Просвещения. У. критиковал идеализм (Беркли, Юма, Канта, Шеллинга и шеллингианцев), витализм (Гельмонта и Шталя), пропагандировал материалистич. сенсуализм. Источник подлинного познания, по У., "...заключается в опытности и размышлении, ибо они приобретаются частию нашими чувствами, а частию умозрением" ("Общая патология", в кн.: "Академич. чтения...", ч. 5, СПБ, 1818, с. 1). У. подвергал критике абсолютизацию эмпириками роли опыта (см. "Болезни, свойственные различным возрастам", там же, с. 133-34), но гл. опасность для науки видел в "другой крайности" - спекулятивном умозрении, в соответствии с к-рым науки строятся "...не по законам природы..., а по составлению из чистого ума почерпаемому (a priori)" (там же, с. 161).

У. допускал существование "...высочайшего и бесконечного существа управляющего вселенною..." ("Общая патология", там же, с. 6), а в остром для науки своего времени споре о сущности души, не имея возможности на основе строго науч. данных выявить специфику духовного, истолковывал душу как "...простое невещественное существо...", временно соединенное с телом, но "...ничего общего не имеющее" с ним (там же, с. 5, 6). Вместе с тем, занимая в этом вопросе, как и др. рус. деисты того времени (напр., Лубкин), противоречивую позицию, У., по сути дела, трактовал человека и душу с позиций механистич. материализма. "Человек, по У., есть органическое произведение природы, одаренное умом" (там же, с. 5). У. примыкал к механико-материалистич. традиции (Бургав), по к-рой человеческое тело есть машина, соединенная с душой "...посредством жидкого и тонкого жизненного начала, отделяемого в мозге..." ("Болезни...", там же, с. 120), есть соединение химич. элементов (см. "Общая патология", там же, с. 25), а поэтому, по мнению У., душа "...весьма тесно, посредством чувственности с организмом..." сопряжена (там же, с. 104) и "...настоящее ее бытие подвержено изменениям и определяется влиянием самого организма..." (там же, с. 6).

Соч.: Краткое историч. обозрение важнейших по патологии и терапии происшествий с древних до нынешних времен, "Всеобщий журн. врачебной науки", 1813, No 6; 1816, No 1-4.

Лит.: Никитин Α., Краткий обзор состояния медицины в России..., СПБ, 1855, с. 65; Чистович Я., История первых мед. школ в России, СПБ, 1883, с. 170-71; CCCXI-СССХIII; История Имп. Военно-мед. (быв. Медико-хирург.) Академии за сто лет. 1798-1898, под ред. Ивановского, СПБ, 1898, с. 210; Авроров П., Историч. очерк кафедры общей патологии при Имп. Воен.-мед. (быв. Медико-хирург.) Академии, СПБ, 1898.

З. Каменский. Москва.

УЁМОВ

Авенир Иванович (р. 4 апр. 1928) - сов. философ, д-р филос. наук (с 1965), профессор (с 1966). Окончил филос. фак-т МГУ (в 1949) и аспирантуру там же (1952). С 1952 - преподаватель, а затем зав. кафедрой философии Ивановского педагогич. ин-та. С 1964 - зав. кафедрой философии Одесского ун-та. Область науч. исследований - логика и методология науки, методология системного исследования, филос. вопросы совр. физики и кибернетики.

Соч.: Может ли пространственно-временной континуум взаимодействовать с материей, "ВФ", 1954, No 3; О выводах через ограничение и условиях их правильности, "Уч. зап. Ивановского гос. пед. ин-та", 1956, т. 8; Реальный смысл проблем кибернетики и их извращение в бурж. науке, там же; Индукция и аналогия, Иваново, 1956; Логич. ошибки, М., 1958; О временном соотношении между причиной и действием, "Уч. зап. Ивановского гос. пед. ин-та", 1960, т. 25, вып. 1; Нек-рые тенденции в развитии естеств. наук и принципы их классификации, "ВФ", 1961, No 8; Задачи и упражнения по логике, М., 1961; Выводы из понятий, в сб.: Логико-грамматич. очерки, М., 1961; Вещи, свойства и отношения, М., 1963; Осн. формы и правила выводов по аналогии, в сб.: Проблемы логики науч. познания, М., 1964; Многообразие форм относительности и теория Эйнштейна, в сб.: Филос. проблемы теории тяготения Эйнштейна и релятивистской космологии, К., 1965; Строение умозаключений как проблема логики науч. познания, "ВФ", 1966, No 7; К вопросу об определении понятия "система", в сб.: Нек-рые теоретич. вопросы коммунистич. строительства в СССР, Одесса, 1967.

УЗБЕКСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

УЗНАДЗЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

УИКЛИФ

УИКЛИФ (Wycliffe, Wyclif, Wiclif), Джон (ок. 1320 - 3 дек. 1384) - англ. реформатор. Учился и преподавал в Оксфорде, с 1361 - приходский священник. Проповедуя возврат к "простоте апостольской церкви", У. решительно восставал против монастырского землевладения и роскоши духовенства. По У., в гражд. делах церковь подчинена светской власти, поэтому гос-во вправе лишить церковь ее владений и не платить церк. налогов. Высшим авторитетом для верующего является Священное писание. Руководствуясь этой мыслью, У. принял участие в переводе Библии на англ. язык, рационалистически толковал церк. таинства, выступал против почитания святых, икон и т.п. Энгельс назвал У. среди др. типичных представителей ср.-век. бюргерских ересей (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 7, с. 362, 363). Учение У. не выходило за рамки требований церк. реформы. Гораздо более радикальными были выступления против феод. строя последователей У. из числа т.н. бедных священников, или доллардов. Учение У. рано получило распространение в Чехии и оказало сильное влияние на Гуса.

В философии У. был сторонником реализма скотистов.

Соч.: Summa de ente, Οxf., 1930; Select English works, v. 1-3, Oxf., 1869-71; English works hitherto unprinted, L., 1902.

Лит.: Арсеньев И., От Карла Великого до Реформации, т. 1-2, М., 1909; Lechler G., J. von Wiclif und die Vorgeschichte der Beformation, Bd 1-2, Lpz., 1873; Workman H. В., J. Wiclif, v. 1-2, Oxf., 1926; Оdložilík O., Wycliffe's influence upon Central and Eastern Europe, "The Slavonic Review", 1928-29, v. 7, p. 634-48; Thomson S. H., The order of writing of Wyclif's philosophical works, в сб.: Českou Minulosti, Praha, 1929, p. 146-66.

В. Зубов. Москва.

УИНСТЭНЛИ

УИНСТЭНЛИ (Winstanley), Джерард (1609 - ок. 1652) - англ. утопич. коммунист, теоретик и вождь диггеров. Был мелким торговцем в лондонском Сити, разорился во время революции и жил в деревне в графстве Суррей, где диггеры начали в 1649 практически осуществлять свою программу общего землепользования и совместной обработки пустующих земель. Революционный и антифеод. идеал диггеров, изложенный в ряде памфлетов, главным из к-рых был памфлет У. "Закон свободы..." (L., 1652, рус. пер. в его кн.: Избр. памфлеты, вступ. ст. В. П. Волгина, М.-Л., [1950]), сводился к установлению респ. строя мелких производителей, основанного на обобществлении земли и ее плодов, равенстве имущества, постоянной сменяемости выборных должностных лиц и подотчетности духовенства парламенту. Энгельс оценивал движение диггеров как самостоят. выступление "...того класса, который был более или менее развитым предшественником современного пролетариата" ("Анти-Дюринг", 1966, с. 13). Обоснование этих идей было дано У. в религ. форме, в к-рую, однако, облекалось близкое к материализму содержание. Известную роль в развитии стихийного материализма во взглядах У. и его единомышленников сыграл мистицизм как своеобразное средство "раскрепощения" от догматич. схоластики. Выводя необходимость справедливости и равенства из Библии, ссылаясь на библейскую легенду о грехопадении (к-рое заключалось в победе алчности над справедливостью в душе Адама) для объяснения возникновения собственности, У. в то же время считал Священное писание лишь собранием символич. историй, а источником познания религ. истины объявлял откровение, внутр. голос. Естеств. закон - это закон бога, но вместе с тем и закон природы. Познать законы бога можно только через законы природы, ибо творец наличествует только в видимых предметах и телах. Человек состоит из четырех сущностей - огня, воды, воздуха и земли, и после смерти происходит его разложение на эти части. У. отрицал схоластич. мудрость, призывал к наблюдению над природой. У. был убежден, что каждый человек может быть богат только трудом - своим или чужим. Богачи получают все из рук тружеников и пользуются плодами труда других людей. В лице У. нашла выражение материалистич. и рационалистич. линия англ. философии.

Лит.: Стальный В., Утопия Д. У., "Историч. журн.", 1942, кн. 3-4; Джеймс М., Материалистич. понимание общества у современников англ. революции, в кн.: Xилл К., Англ. революция, пер. с англ., М., 1947; Холореншоу Г., Левеллеры и англ. революция, пер. с англ., М., 1947; Мортон Α., Возникновение социалистич. мысли в Англии, в сб.: История социалистич. учений, М., 1962, с. 38-39; Барг Μ. Α., Социальная утопия У., там же; его же, Генезис идеологии истинных левеллеров, в сб.: История социалистич. учений, М., 1964; James M., Social problems and policy during the Puritan revolution 1640-1660, L., 1930.

E. Вейцман. Москва.

УКЛАД ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

УКЛАД ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ (система общественного производства, общественного хозяйства) - определенная более или менее сложившаяся система производств. отношений.

Среди У. о.-э. можно выделить три осн. группы: 1) неантагонистич. У. о.-э., к к-рым относятся родовой и коммунистический; 2) антагонистич. У. о.-э., основными из к-рых являются рабовладельческий, феодальный и капиталистический, и 3) особого рода У. о.-э. - уклад мелкого натурального х-ва (патриархальный, семейно-общинный) и уклад мелкого товарного х-ва (мелкобуржуазный). В определ. условиях, напр. в обществе, в к-ром власть находится в руках рабочего класса, особым У. о.-э. на известное время может стать гос. капитализм. Могут существовать и смешанные системы обществ. х-ва, сочетающие черты различных У. о.-э. Такие системы характерны гл. обр. для переходных эпох обществ. развития (см. В. И. Ленин, Соч., т. 3, с. 160, 163).

Определ. производств. отношения могут не составлять в данном обществе самостоят. системы обществ. х-ва, а существовать лишь в качестве более или менее значит. момента или элемента в составе У. о.-э., образованного социально-экономич. отношениями другого типа (напр., наемный труд в Др. Вавилонии, антич. Риме, Киевской Руси). Одноукладность характерна лишь для неантагонистич. обществ - первобытно-коммунистического на стадии его расцвета и коммунистического. Классово антагонистич. социальные организмы, как правило, многоукладны. Существующие в данном обществе У. о.-э. обычно играют не одинаковую роль в его жизни. Один из них, как правило, бывает господствующим, а остальные побочными, подчиненными. Господствующий У. о.-э. является базисом, фундаментом уклада жизни данного общества в целом, определяет его тип, т.е. принадлежность к той или иной формации.

Вместе с тем в истории тех или иных обществ возможны и такие периоды, когда ни один из существующих У. о.-э. не является безраздельно господствующим, определяющим уклад обществ. жизни в целом. К характеристике таких переходных эпох понятие "общественно-экономическая формация" в полном смысле неприменимо. Примером могут служить общества, вступившие на путь перехода от капитализма к социализму, в частности Сов. Россия 20-х гг. 20 в. (см. тамже, т. 27, с. 303; т. 32, с. 308-43). Социалистич. У. о.-э. является в этот период ведущим, но еще не безраздельно господствующим. Фундаментом всего общества в целом он становится с утверждением социалистич. отношений во всех сферах общества.

Лит.: Ленин В. И., Развитие капитализма в России, Соч., 4 изд., т. 3; его же, Рецензия. А. Богданов. Краткий курс экономич. науки, там же, т. 4; его же, Три источника и три составных части марксизма, там же, т. 19; его же, О "левом" ребячестве и мелкобуржуазности, там же, т. 27; его же, Великий почин, там же, т. 29; его же, О продовольственном налоге, там же, т. 32; Семенов Ю. И., Категория "общественно-экономический уклад" и его значение для филос. и историч. наук, "ФН" (НДВШ), 1964, No 3; его же. Категория "социальный организм" и ее значение для историч. науки, "Вопр. истории", 1966, No 8; Гуревич А. Я., Проблемы генезиса феодализма в Зап. Европе, М., 1970.

Ю. Семенов. Москва.

УКРАИНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

УКРАИНЦЕВ

Борис Сергеевич (р. 28 сент. 1917) - сов. философ, д-р филос. наук (с 1964). Член КПСС с 1945. Окончил Груз, индустр. ин-т (1940) и ВПШ при ЦК КПСС (1952). С 1965 - старший науч. сотрудник Ин-та философии АН СССР. Область науч. исследований - проблемы диалектич. материализма, диалектика развития сов. общества, проблемы отражения в неживой природе, филос. вопросы теории информации и управления.

Соч.: К вопросу об определении категорий "содержание" и "форма", в сб.: Вопросы диалектич. материализма, М., 1957; Проблема своевременного разрешения противоречий социалистич. общества, "ВФ", 1957, No 5; О сущности элементарного отображения, там же, 1960, No 2; Вопросы диалектики перерастания социализма в коммунизм, "Коммунист", 1960, No 13; О возможностях кибернетики в свете свойства отображения материи, в сб.: Филос. вопросы кибернетики, М., 1961; Новый тип обществ. прогресса, "ВФ", 1962, No 1; Диалектика перерастания социализма в коммунизм, М., 1963 (соавтор); Информация и отражение, "ВФ", 1963, No 2; Категории "активность" и "цель" в свете основных понятий кибернетики, там же, 1967, No 5; Процессы самоуправления и причинность, там же, 1968, No 4; Отображение в неживой природе, М., 1969.

УЛЕДОВ

Александр Константинович (р. 8 авг. 1920) - сов. философ, д-р филос. наук (с 1964), профессор (с 1966). Член КПСС с 1943. Окончил филос. фак-т МГУ (1948) и аспирантуру там же (1951). Ведет преподавательскую работу в МГУ (с 1951) и в Академии обществ. наук при ЦК КПСС (с 1966). Область науч. исследований - проблемы историч. материализма, этики, теории коммунистич. воспитания.

Соч.: Обществ. мнение как предмет социологич. исследов., "ВФ", 1959, No 3; Социализм и обществ. мнение, "ВФ", 1960, No 6; О нравств. ответственности личности в социалистич. об-ве, в сб.: Вопросы коммунистич. воспитания, М., 1961; Обществ. мнение сов. общества, М., 1963; О структуре обществ. сознания, "ФН" (НДВШ), 1965, No 3; О состоянии обществ. сознания, "ВФ", 1966, No 2; О филос. методологии и конкретных методах социально-психологич. исследования, в сб.: Методологич. вопросы обществ. наук, М., 1966; О влиянии социалистич. обществ. мнения на сознание личности, в сб.: Обществ. психология и коммунистич. воспитание, М., 1967; Структура обществ. сознания. Теоретико-социологич. исследование, М., 1968.

УЛЬБРИХТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

УМСТВЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

УНАМУНО

Статья большая, находится на отдельной странице.

УНИВЕРСАЛИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

УНИВЕРСУМ

УНИВЕРСУМ (лат. universum, summa rerum) - филос. термин, к-рым обозначают "мир как целое" или "все сущее": "посредством пространства универсум содержит меня и поглощает меня как точку, посредством мысли я поглощаю его" (Pascal В., Les Pensées, v. l, P., [1948], p. 60). Однако слова "мир" и "У. " не всегда являются синонимами: термин "У. " чаще употребляется для обозначения "множества всех миров", к-рому, в свою очередь, дают различные толкования. Напр., в эпикурейской и родственных ей филос. системах У. - собират. понятие логически не тождественных, но онтологически равноправных миров, т.е. таких, к-рым в равной мере приписывается существование в пространстве и времени, или, иными словами, к-рым приписывается одна о н т о л о г и ч е с к а я модальность - действительность. Др. толкование У. основывается на г н о с е о л о г и ч е с к о м понимании модальности "возможность" (см. Модальность), к-рая приписывается мыслимым a priori мирам, так что У. - "множество всех миров" - рассматривается как "множество всех возможных миров", или в др. терминологии - как множество всех логически возможных, т.е. мыслимых непротиворечивым образом (см. Непротиворечивость), фактов или связей вещей, без указания на онтологическую реализацию к.-л. из этих возможностей, но часто с оговоркой, что осуществима только одна из них. Логико-гносеологическое толкование У. восходит к Лейбницу (см. его "Essais de théodicée sur la bonté de Dieu", 1710, 1, § 8).

От филос. понятия У. следует отличать логическое понятие У., или у н и в е р с у м рассуждени я ("мир рассматриваемых вещей") - понятие, характеризующее область тех предметов, к-рые изучаются в рамках данной науч. теории с помощью средств этой теории и к к-рым относятся предложения этой теории. Хотя области изучаемых предметов (У. рассуждения) могут быть различны в зависимости от допускаемых средств и задач исследования, тем не менее всегда - во избежание парадоксов - они должны быть ограничены так, чтобы принимаемый У. не совпадал с областью всех вообще мыслимых объектов ("всего мыслимого"), т.е., по существу, с философским "всеобъемлющим" У. О логич. понятии У. см. также Область предметов, Тождество.

М. Новосёлов. Москва.

УНИТАРИИ

УНИТА́РИИ - см. Антитринитарии, Триада.

УОЛЛЕС

УО́ЛЛЕС (Wallace), Роберт (7 янв. 1697 - 29 июля 1771) - англ. пресвитерианский священник, автор статистич. и экономич. работ, предшественник Мальтуса. "...Почитатели Мальтуса не знают даже, - писал Маркс, - что первое издание его работы... почти целиком списано у Стюарта, а также у попов Уоллеса и Таунсенда" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 365, прим.). В своей "Диссертации о численности человеч. рода" ("Dissertation of the numbers of mankind", Edin., 1753) У. подверг резкой критике взгляды Юма на народонаселение. В гл. произв. "Различные перспективы человечества" ("Various prospects of mankind, nature and providence", L., 1761) У. старался доказать, что в то время как животные и растения размножаются в арифметич. прогрессии, люди размножаются в геометрической. Эту теорию Маркс назвал "химерической" (см. тамже, т. 26, ч. 2, с. 127). В случае перехода к обществ. собственности перенаселение станет, по мнению У., губительным для человечества фактором.

Б. Быховский. Москва.

УОРД ДЖЕЙМС

Статья большая, находится на отдельной странице.

УОРД ЛЕСТЕР ФРЭНК

Статья большая, находится на отдельной странице.

УОРНЕР

Статья большая, находится на отдельной странице.

УОТСОН

УОТСОН (Watson), Джон Бродес (9 янв. 1878 - 25 сент. 1958) - амер. психолог, основоположник бихевиоризма. Проф. и зав. психологич. лабораторией ун-та Дж. Гопкинса (1908-20); президент Амер. психологич. об-ва. Первоначально примыкал к чикагской школе функциональной психологии. Концепция У., сформированная им на базе зоопсихологии, явилась реакцией на господствующие методы интроспективной психологии. У. предпринял попытку перестроить психологию, к-рая должна стать одной из естеств. наук, пользующихся точными экспериментальными методами. В программной статье "Психология с точки зрения бихевиориста" ("Psychology as the behaviorist views it", "Psychol. Rev. " 1913, v. 20) и в кн. "Поведение" ("Behavior: an introduction to comparative psychology", N. Y., 1914) У. трактует всю психич. деятельность как поведение (behavior), отождествляемое с системой видимых и скрытых моторных реакций, замыкая сферу психологич. исследования схемой "стимул - реакция" и, т.о., исключая проблему связи психич. процессов с деятельностью мозга. Представляя организм как "самоформирующуюся машину", У. выдвигает в качестве осн. задачи психологии изучение процессов научения (learning) или формирования в течение жизни новых реакций; стремится представить мышление в виде скрытой моторной активности, выступающей заместителем действия. Влияние У. как представителя крайней формы бихевиоризма, широко распространяющееся в 20-е гг., позднее значительно ослабевает, сменяясь вырастающими из него более сложными концепциями (необихевиоризм).

Соч.: Бихэвиоризм, БСЭ, т. 6, М., 1927, с. 434-43; Психология как наука о поведении, М.-Л., 1926.

Лит.: Совр. психология в капиталистич. странах, М., 1963, с. 31-89; Фресс П., Пиаже Ж. [сост.], Экспериментальная психология. [Сб. ст.], пер. с франц., вып. 1-2, М., 1966; Ярошевский М. Г., История психологии, М., 1966; Bergmann G., The contribution of J. B. Watson, "Psychol. Rev. ", 1956, v. 63, No 4, p. 265-76; Woodworth R. S., J. B. Watson. 1878-1958, "Amer. J. of Psychology", 1959, No 2, p. 301-10.

Д. Ляликов. Москва.

УПАНИШАДЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

УПРАВЛЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

УРБАНИЗАЦИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

УСЛОВИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

УСЛОВНОЕ СУЖДЕНИЕ

УСЛО́ВНОЕ СУЖДЕ́НИЕ - гипотети-ч е с к о е с у ж д е н и е, - сложное (составное) суждение, полученное посредством связи к.-л. двух исходных суждений одним из грамматич. союзов "если..., то...", "когда ..., тогда..." и т.п. или заменяющих их слов (выражений): "...влечет...", "из ... следует..." и т.п. Подробнее см. Импликация, Каузальная импликация, Консеквент и антецедент.

УСЛОВНО-КАТЕГОРИЧЕСКИЙ СИЛЛОГИЗМ

УСЛО́ВНО-КАТЕГОРИЧЕСКИЙ СИЛЛОГИЗМ - силлогизм, одна из посылок к-рого является условным высказыванием (условным суждением), т.е. имеет форму импликации, а другая - категория, высказыванием (см. Категорическое суждение).

УСЛОВНОСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

УСЛОВНЫЙ РЕФЛЕКС

УСЛО́ВНЫЙ РЕФЛЕ́КС - см. Рефлекс.

УСПЕНСКИЙ

Петр Демьянович (1878-1947) - рус. и англ. философ-идеалист. Род. в Москве. Получил математич. образование. С 1921 жил в Англии. В соч. "Tertium organum. Ключ к загадкам мира..." (СПБ, 1911) У., исходя из идей Канта и Маха, критиковал понятие трехмерного пространства как результат субъективной ограниченности человеч. восприятия и выдвинул идею многомерного мира, в к-ром четвертым измерением является время. В представлении о мистике как пути расширения человеч. сознания, позволяющем постичь недоступный обыденному сознанию "бесконечный" мир ноуменов, кантовских "вещей в себе", У. находится под влиянием Плотина ("слияние с Единым"), а также вост. религиозно-мистических учений; взгляды У. на сознание близки теософии.

В 1915 в Москве сблизился с адептом вост. оккультизма Г. И. Гурджиевым и в последующих соч. излагал его учение, восходящее к суфийской традиции накшбендизма. В центре его - идея "четвертого пути" ("The fourth way", N. Y., 1957), к-рый, в отличие от традиц. путей "факира", "монаха" и "йога", не требует выключения из обществ. жизни; осн. цель "пути" - психич. трансформация (метанойя) субъекта с целью достижения сверхобычного, т.н. объективного сознания. Идеи У. получили распространение преим. в англосаксонских странах.

Соч.: Внутр. круг. О "последней черте" и о сверхчеловеке, СПБ, 1913; Символы Таро, 2 изд., П., 1917; Кинемодрама, П., 1917; Четвертое измерение, 3 изд., П., 1918; Искания новой жизни, 3 изд., П., 1918; The psychology of man's possible evolution, L., [1951]; A new model of the Univers, 3 ed., L., [1948]; In search of the miraculous, [3 ed.], L., [1955].

Лит.: Landau R., God is my adventure, L., 1943; Nicoll M., Psychological commentaries on the teaching of G. I. Gurdjieff and P. D. Ouspensky, [v. 1-5], L., [1953-56]; Walker K., A study of Gurdjieff's teaching, L., [1957]; его же, The making of man, L., [1963]; Вennett J. G., Witness, L., [1962]; Lefort R., The teachers of Gurdijeff, L., 1967.

Б. Кердимон. Москва.

УСТАНОВКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

УТИЛИТАРИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

УТИЦ

УТИЦ (Utitz), Эмиль (27 мая 1883 - 2 нояб. 1956) - нем. эстетик, представитель всеобщей "науки об искусстве" (allgemeine Kunstwissenschaft). В ранних работах У. трактовал иск-во как формотворчество (Gestaltung) и определял его как "изображение ценностей, направленное на то, чтоб возбудить эмоциональное переживание". Импульс для формотворчества дает не "удовольствие от игры" и не "удовольствие от подражания", а внутр. необходимость высказаться. Творчество - это катарсис, очищение, освобождение художника от своих индивидуальных переживаний. В своей эстетич. концепции У. опирался на современные ему филос.-психологич. учения, в частности теорию интуиции Дильтея. Усматривая в совр. культуре стремление и движение к новым "объективным ценностям", противопоставлял это субъективизму импрессионизма и экспрессионизма.

В 1933 У. покинул Германию и до конца жизни жил на родине в Праге. В работах 50-х гг. выступал как сторонник марксистской эстетики и реалистич. иск-ва; осн. чертами социалистич. реализма считал гуманизм и оптимизм.

Соч.: Grundlegung der allgemeinen Kunstwissenschaft, Bd 1-2, Stuttg., 1914-20 (2 Aufl. -Die Kultur ině der Epoche des Weltkrieges, Stuttg., 1927); Die Überwindung des Expressionismus, Stuttg., 1927; Starořecká umélecká theorie jako úvod do marxistické estetiky, "Filosoficky časopis", 1956, č. 4, No 6; Pět meditaci k problematice realismu, "Výtvarné uměni", 1956, No 8-10.

И. Маца. Москва.

УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

"УТОПИЯ"

"УТО́ПИЯ" (1516) - сочинение Т. Мора.

УТОПИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

УШАКОВ

Федор Васильевич (1747 - 7 июня 1770) - рус. философ-материалист, правовед. Учился в Лейпцигском ун-те и был близким другом Радищева, к-рый является автором единственного биографич. очерка об У. ("Житие Федора Васильевича Ушакова", СПБ, 1789).

В теории познания У. стоял на позициях сенсуализма, выводя мыслит. способность человека из чувственной области: "...все действия разума суть чувствовании", "...судить есть чувствовать..." (Радищев А. Н., Избр. философские и обществ.-политич. произведения, 1952, с. 274). По У., все в природе состоит из непрерывно движущейся материи. Утверждая, что человек целиком детерминирован внешними обстоятельствами, У. на этом основании отвергал принцип свободы воли, отрицал возможность врожденных идей и потенций: "Человек есть хамелеон, принимающий на себя цвет предметов, его окружающих..." (там же, с. 265). Исходя из подобной абсолютизации роли внешних факторов в поведении человека, У. в своих правовых взглядах призывал, с одной стороны, перевоспитывать преступника, а с другой - улучшать обществ. нравы, ликвидируя тем самым причины преступности.

Соч. см. вкн.: Радищев А. Н., Избр. филос. и обществ.-политич. произв., М., 1952, С. 220-77.

Лит.: История философии в СССР, т. 2, М., 1968 (см. указатель имен).

Л. Светлов. Москва.

УШИНСКИЙ

Константин Дмитриевич [19 февр. (2 марта) 1824 - 22 дек. 1870 (3 янв. 1871)] - рус. мыслитель и педагог. Окончил юридич. фак-т Моск. ун-та (1844). Профессор камеральных наук в ярославском Демидовском лицее (1846-49), откуда удален по подозрению в политич. неблагонадежности. С 1854 работал в школе, а также занимался литературной и редакторской работой. В 60-х гг. выступил как гл. теоретик и реформатор педагогики, школьного и учительского образования, автор учебников и книг для детского чтения ("Детский мир", "Родное слово").

Первоначально У. исходил из объективно-идеалистич. воззрений, но затем испытал влияние позитивизма. Позднее все более определенно склонялся к мысли о важности вклада материалистически ориентированного естество-знания, эволюц. биологии и физиологии мозга в объяснение природы человека. По У., педагогика - наука философская, требующая единства идей. Однако реализовать это единство У. не удалось, его филос. учение осталось в своей основе дуалистическим, соединяющим постулат о нервной системе как чистом механизме с пониманием души как бестелесной сущности.

Исследуя теоретич. основания процесса обучения и воспитания, У. создал труд "Человек как предмет воспитания" (т. 1-2, СПБ, 1868-69, 3-й том остался незавершенным). В этой книге, по к-рой обучались поколения рус. педагогов, излагаются прогрессивные представления о развитии целостной личности под решающим воздействием воспитания и обучения. Полагая, что нравств. детерминация, идущая от общих устоев жизни народа, есть решающая сила в построении специфически человеческого уровня деятельности нервной системы, У. искал пути естественнонаучного обоснования педагогики. У. принадлежит ряд важных идей о роли труда в формировании личности, в развитии речи и мышления, об уровнях понимания и др.

Соч.: Собр. соч., т. 1-11, М., 1948-52.

Лит.: Ананьев Б. Г., Очерки истории рус. психологии 18-19 вв., [Μ.], 1947; Лордкипанидзе Д. О., Педагогич. учение К. Д. У., 3 изд., Μ., 1954.

М. Ярошевский. Москва.

Предыдущая страница Следующая страница