Приглашаем посетить сайт

Культура (cult-news.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
Статьи на букву "Г" (часть 4, "ГИП"-"ГОН")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Г" (часть 4, "ГИП"-"ГОН")

ГИПОТЕТИЧЕСКИЙ СИЛЛОГИЗМ

ГИПОТЕТИЧЕСКИЙ СИЛЛОГИЗМ - см. Условно-категорический силлогизм.

ГИПОТЕТИЧЕСКОЕ СУЖДЕНИЕ

ГИПОТЕТИЧЕСКОЕ СУЖДЕ́НИЕ - см. Суждение.

ГИППИЙ

ГИППИЙ (Ἱππίας) и з Э л и д ы (2-я пол. 5 в. до н.э.) - древнегреч. софист демократич. направления. В общем релятивизме софистов Г. выдвигал этич. сторону, опровергая всеобщую значимость государств. законов, считая их насилием над отд. человеком (Платон, Prot. 337 D). Общезначимые законы, напр. почитание родителей, он считал установленными от богов. Можно считать, что, проповедуя всеобщее равенство, Г. признавал и рабство противоестественным, возникшим не из природы (как думал Аристотель), но из преходящих обществ. отношений. Г. приписывали занятия математикой, астрономией, музыкой, грамматикой и др. науками.

Соч. в кн.: Маковельский Α., Софисты, вып. 2, Баку, 1941 (гл. 8 - Гиппий); Платон, Гиппий Больший, Гиппий Меньший. Полн. собр. творений в 15 томах, т. 9, Л., 1924.

Лит.: История философии, т. 1, М., 1940, с. 120, 121, 123, 132; Лурье С. Я., Очерки по истории античной науки, М., 1947 (см. Указатель имен). См. также лит. при ст. Софисты.

А. Лосев. Москва.

ГИППОКРАТ

ГИППОКРАТ (Ἱπποκράτης) К о с с к и й (прибл. 460-377 до н.э.) - древнегреч. врач, в философии - материалист, эклектически сочетавший учения различных греч. философов 5 в. до н.э. Под его именем дошло множество мед. трактатов, в основном законченных к середине 4 в. до н.э.

Г. порывал с мифологией и знахарством, основывая медицину на эмпирич. науках своего времени. Он примыкал к натурфилософии, сводя все существующее к огню, как действующей причине, и к воде, как питательному началу; в соч. "О мускулах" Г. трактовал вопрос о строении Вселенной, о теплом и холодном, называя теплое эфиром "бессмертным" - тем "что мыслит все, видит, слышит и знает все настоящее и будущее" (Соч., т. 2, с. 422). Но особенно значительно влияние на Г. идей Гераклита (единство противоположностей, единый логос, относительность этич. категорий и др. - см. трактат Г. "О диэте" (там же, с. 444, 447 cл.). Осн. принципом Г. в его суждениях о человеч. организме, болезнях, о лечении является принцип согласия несогласного. "Начало же всего едино и конец всего един; одно и то же - начало и конец" ("О пище", там же, с. 507). "Все это есть единая и не единая природа. Все это - многие естества и (в то же время) одно естество" (там же, с. 508). Г. придерживался идей неуничтожимости материи, тождества возникновения с объединением элементов, тождества гибели тел с их разъединением. Эти идеи связывают Г. с Демокритом, с к-рым он находился в тесной дружбе. Впрочем, в трактате "О древней медицине" (Избр. книги, с. 146) натурфилос. учения считаются для медицины вредными, а в трактате "О природе человека" (там же, с. 196) можно найти даже резкую критику натурфилос. медицины. Это свидетельствует о том, что в сборник Г. вошли самые разнородные материалы и что все они не могут принадлежать ему одному. В трактатах содержится и еще ряд важных идей: о том, что священное есть самое обыкновенное, естественное, подчиненное законам природы ("О священной болезни", там же, с. 495); о зависимости жизни человека от климатич. условий ("О воздухах, водах и местностях"); о том, что органом мышления и ощущений является мозг (ту же мысль защищал и Алкмеон, 14 А 5,8, Diels); о четырех жидкостях в человеч. организме - слизи (из мозга), крови (из сердца), желтой желчи (из печени) и черной желчи (из селезенки) ("О природе человека", см. Избр. книги, с. 199), откуда в дальнейшем возникло знаменитое учение о четырех темпераментах.

Соч.: Избр. книги, пер. с греч. В. И. Руднева. Ред., вступ. ст. и прим. В. П. Карпова, [M.], 1936; Сочинения (продолжение "Избранных книг"), [т.] 2-3, М., 1941-44; Maковельский Α., Досократики, ч.1, Казань, 1914, с. 169-79, тексты Гиппократа; Трактат Псевдо-Гиппократа "О числе 7" во Введении к указ, изданию, с. XVI-XXIII; Die Werke. Die hippokratische Schriftensammlung in neuer deutschen Übersetz., hrsg. v. R. Kapferer [u. a.], t. 1-25, Stuttgart - Lpz., 1934-40.

Лит.: Ковнер С., Очерки истории медицины, вып. 2 - Гиппократ, Киев, 1883; Гомперц Т., Греческие мыслители, пер. с нем., т. 1, СПБ, 1911, с. 239-71; Юринов Т. М., Гиппократ, "Тр. Казанск. гос. мед. ин-та", 1944, вып. 1; Лурье С. Я., Очерки по истории античной науки, М., 1947 (см. Указатель имен); Кессиди Ф. X., Гиппократ против религии, "Наука и жизнь", 1958, No 1.

ГЛАСС

ГЛАСС (Glass), Дэвид (р. 2 янв. 1911) - англ. бурж. социолог. Проф. ун-та и экономич. школы (с 1948) в Лондоне. Исследуя вопросы народонаселения и системы образования в Англии, влияние этих факторов на социальные изменения, Г. не признает классовой структуры общества, хотя и отмечает существующую в англ. обществе тенденцию к росту богатства у т.н. "прочных, солидных лиц" и ухудшению материального положения "непрочных и несолидных элементов". Г. выступал на 3-м мировом конгрессе социологов (1956) за создание "равных возможностей" (в рамках капиталистич. строя) для получения образования всем людям.

Соч.: The town and a changing civilisation, L., 1935; The struggle for population, Oxf., 1936; Population. Policies and movements in Europe, Oxf., 1940; [Ed.], Introduction to Malthus, N. Y.-L., 1953; [Ed.], Social mobility in Britain L., 1954.

E. Помогаева. Москва.

ГЛЕЗЕРМАН

Григорий Ерухимович [р. 31 дек. 1906 (13 янв. 1907)] - сов. философ, профессор (с 1951), д-р филос. наук (1950). Учился на экономич. ф-те Ин-та нар. хозяйства им. Плеханова (1926-30). Член КПСС с 1940. Преподает философию с 1930. С 1955 - руководитель кафедры диалектич. и историч. материализма Академии обществ. наук при ЦК КПСС. Работает в области историч. материализма над проблемами - классы и классовая борьба, базис и надстройка в условиях социализма и коммунизма, роль нар. масс и личности в истории и др. Сталинская премия (1951, за кн. "Ликвидация эксплуататорских классов и преодоление классовых различий в СССР", М., 1949).

Соч.: Научные основы предвидения, "Под знаменем марксизма", 1940, No 7; Исторический материализм, 2 изд., М., 1954, см. гл. 5, 6 (разд. 5-9) и гл. 11 (разд. 4); Базис и надстройка в советском обществе, М., 1954; Творческая роль народных масс в развитии социалистического общества, в кн.: Роль народных масс и личности в истории, гл. 2, М., 1957; Основы марксистской философии, М., 1958 (см. гл. 1, 15 и 16); О законах общественного развития, М., 1960.

ГЛЕНВИЛЬ

Г л э н в и л л (Glanvill), Джозеф (1636 - 4 ноября 1680) - англ. философ-идеалист. Капеллан Карла II. В работе "Тщетность догматизма..." ("The vanity of dogmatizing...", 1661; переработанное изд. вышло в 1665 в 2 чч. под названием "Научный скепсис, или Признанное неведение" - "Scepsis scientifica, or confessed ignorance") противопоставил эмпиризм и индуктивный метод схоластич.-догматич. методу. Однако эмпиризм служил у Г. для доказательства ограниченности науч. познания, к-рому якобы доступно только относительное, но не абсолютное. Г. приходил к оправданию религ. веры как пути познания абсолютного. Предвосхищая Юма, Г. подверг критике понятие причинности и утверждал первичность божеств. причинной обусловленности. Защищал грубые суеверия.

Соч.: Saducismus triumphatus.., L., 1681.

Лит.: Greenslet F., Joseph Glanvill, N. Y., 1900.

Б. Быховский. Москва.

ГЛИВЕНКО

Валерий Иванович [21 дек. 1896 (2 янв. 1897) - 15 февр. 1940 ] - сов. логик и математик; д-р физико-математич. наук, профессор (с 1928). В 1928 в статье "О логике М. Брауэра" ("Sur la logique de M. Brouwer") сформулировал систему аксиом "интуиционистского" (см. Интуиционистская логика) исчисления высказываний и доказал, что для этого исчисления не существует эквивалентного ему трехзначного исчисления (см. Многозначная логика). В 1929 в ст. "О некоторых вопросах логики М. Брауэра" ("Sur quelques points de la logique de M. Brouwer") доказал, что если нек-рое выражение доказуемо в классич. исчислении высказываний, то в интуиционистском исчислении доказуемо его двойное отрицание, а если в классич. исчислении высказываний доказуемо отрицание нек-рого выражения, то отрицание этого выражения доказуемо и в интуиционистском исчислении высказываний. В 1934 в ст. "Кризис основ математики на современном этапе его развития" Г. подверг критике идеалистич. филос. основы формализма, эффективизма и интуиционизма. Г. исследовал понятие дифференциала в "Математических рукописях" Маркса.

Ему принадлежат работы по теории структур (см. Структуры), по теории вероятности, по применению математич. методов в генетике и др.

Соч.: Sur la logique de M. Brouwer, "Bull. Acad. Royale de Belgique. Bull, de la classe des sciences", Brux., 1928, t. 14, ser. 5, p. 225-28; Sur quelques points de la logique de M. Brouwer, там же, 1929, t. 15, ser. 5, p. 183-88; Логика противоречия. Сб. работ математического раздела, т. 1, М., [1929], с. 100-104; Понятие диференциала у Маркса и Адамара, "Под знаменем марксизма", 1934, No 5, с. 79-85; Кризис основ математики на современном этапе его развития, "Фронт науки и техники", 1934, No 5-6, с. 52-59; Кризис основ математики на современном этапе его развития. Сб. статей по философии математики, М., 1936, с. 69-83; Менделеевская алгебра, "Докл. АН СССР", 1936, т. 4(13), No 8 (112), с. 371-72; Курс теории вероятностей, М.-Л., 1939.

Лит.: Колмогоров А. Н., Валерий Иванович Гливенко. (1897-1940). [Некролог], "Успехи математических наук", 1941, вып. 8, с. 379-83; Яновская С. Α., Основания математики и математическая логика. Математика в СССР за тридцать лет, 1917-1947, М.-Л., 1948, с. 11-50.

ГЛИНОС

ГЛИНО́С (Γληνός), Димитриос (1882-1943) - греч. философ, филолог, публицист, политич. деятель, один из первых пропагандистов марксистской философии в Греции. Родился в г. Смирне, получил образование в Германии (Иена, Лейпциг). Педагог по профессии, Г. принимал участие в деятельности "Социологического общества" (осн. в 1908), а позднее возглавил демократическое "Просветительское общество" (осн. 1910), к-рое выступало против культа античности и преклонения перед заграницей, за возрождение новогреч. культуры на основе нар. языка и нар. традиций. В работе "Творческий историзм" (1920) Г. приходит к идее необходимости связать культурное наследство греч. народа с задачами современности. В этой работе, так же как и в кн. "Нация и язык" (1922), намечается переход Г. на позиции историч. материализма. В заявлении от имени "Просветительского общества" в 1927 Г. сообщает, что теоретич. основой деятельности об-ва становится учение науч. социализма, к-рое он излагал и в созданном им журнале "Возрождение" (1926-28) и в еженедельнике "Новый путь" (1929).

В поздних работах, напр. в предисловии к "Софисту" Платона, в книжке "Диалектика Гегеля", Г. выступает зрелым философом- марксистом. С начала 30-х гг. сотрудничал в изданиях КП Греции "Неи протопори" и "Ризоспастис". Во время диктатуры Метаксаса (1936) выслан на о. Санторин. С 1941 - один из руководителей ЭАМ (Национально - освободительного фронта).

ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ КОРНИ ИДЕАЛИЗМА

ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ КО́РНИ ИДЕАЛИЗМА - см. Идеализм, Диалектический материализм, Заблуждение.

ГНОСЕОЛОГИЯ

ГНОСЕОЛОГИЯ - см. Теория познания.

ГНОСТИЦИСМ

ГНОСТИЦИСМ (от греч. γνωστικός - познавательный) - религ.-филос. течение, возникшее в 1-2 вв. на почве объединения христ. идей о божеств, воплощении в целях искупления, иудейского монотеизма и пантеистич. построений языческих религий - античных, вавилонских, персидских, египетских и индийских. Важнейшей историч. предпосылкой этого синкретизма явилось проникновение рим. владычества на Восток и установление экономич. и культурных связей с отдаленными вост. частями империи. Г. явился формой связи новой христ. религии с мифологией и философией эллинизма. Поскольку соч. гностиков уничтожались христианами, источником изучения Г. являются отд. высказывания гностиков, приводимые в соч. враждебных Г. христ. богословов. После 2-й мировой войны в Хенобоскионе в Египте был найден большой архив гностич. текстов (см. Я. Ленцман, Происхождение христианства, 1958, с. 252).

В основе Г. лежит мистич. учение о знании, достигаемом путем откровения и указывающем человеку путь к спасению. Г. учил о сокровенной и непознаваемой сущности первоначала, проявляющего себя в эманациях - зонах. Этим эманациям противостоит материя, источником к-рой является Демиург - особое творческое начало, лишенное, однако, божеств. полноты и совершенства. Борьбе греховной, отягощенной злом материи с божеств. проявлениями гностики посвящали целые трактаты мистико-мифологич. и филос. характера, носившие дуалистич. форму. Учению о мировом процессе соответствует и этич. система Г., согласно к-рой задачей человеч. духа является искупление, достижение спасения, стремление вырваться из уз греховного материального мира. Эти цели достигаются посредством аскетич. образа жизни и филос. познания, для чего гностики организовывали аскетич. союзы, филос. школы, религ. общины и т.д. Одной из ранних сект Г. являются офиты, т.н. поклонники библейского змия, учение к-рых представляет хаотич. смесь мифологич. и религ. представлений (напр., подвигов Геракла и учений об ангелах и т.д.). Гораздо яснее гностич. системы Василида (из Сирии) и Валентина (из Египта). Ко 2 в. относятся менее крупные гностики: Карпократ Александрийский, Сатурнин (или Саторнил) из Сирии, Маркион из Понта и др.

Христианская церковь выступила против недопустимого с ее т. зр. совмещения евангельской истории с языческим пантеизмом и мифологией. Во 2 в. Г. был побежден христианством и в дальнейшем продолжал существовать только в виде малозначащих и непопулярных сект и направлений.

Лит.: Энгельс Ф., Бруно Бауэр и раннее христианство, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 15, М., 1935, с. 605-10; его же, К истории раннего христианства, там же, т. 16, ч. 2, М., 1936, с. 407-31; Иванцов-Платонов Α. Μ., Ереси и расколы первых трех веков христианства, ч. 1, М., 1877; Πоснов М. Э., Гностицизм и борьба церкви с ним во 2 веке, Киев, 1912; Ранович Α., Очерк истории раннехристианской церкви, М., 1941, с. 111-30; Jonas Η., Gnosis und spätantiker Geist, Tl 1-2, 2 Aufl., Göttingen, 1954; Quispel G., Gnosis als Weltreligion, Z., 1951.

А. Лосев Москва.

ГО МО-ЖО

ГО МО-ЖО́ (псевдоним - Го Дин-тан; род. 16 ноября 1892) - китайский общественный и гос. деятель, историк и писатель. Учился медицине в Японии. В 1921 вернулся на родину и занялся лит. деятельностью. Принимал участие в революции 1924-27. После ее поражения находился в эмиграции в Японии, подвергался преследованиям со стороны япон. пр-ва. В период антияпон. войны (1937-45) выступает за создание и укрепление единого нац. фронта. При образовании КНР (1949) Г. М.-ж. был избран членом Центр. нар. правительственного совета, назначен председателем Комитета по делам культуры и просвещения при Гос. адм. совете. С 1954 - зам. председателя Постоянного комитета Всекит. собрания нар. представителей, президент АН КНР (с 1949), иностр. член АН СССР (с 1958). Директор 1-го Ин-та истории АН КНР. Г. М.-ж. - видный деятель междунар. движения сторонников мира. В 1950 он избирается председателем Кит. нар. комитета защиты всеобщего мира и вице-президентом Всемирного Совета Мира. Лауреат Междунар. Ленинской премии "За укрепление мира между народами" (1951).

Г. М.-ж. - автор ряда трудов по истории древнего Китая, посвященных гл. обр. изучению социально-экономич. основ древнекит. общества ("Исследование древнего общества Китая", 1929; "Собрание надписей на бронзе обоих Чжоусских периодов", 1933; "Эпоха рабовладельческого строя", 1952; "Бронзовый век", 1945, и др.). На основе исследования историч. и археологич. материалов Г. М.-ж. пришел к выводу, что классовое рабовладельч. общество устанавливается в Китае уже в период Шан-Инь (16-11 вв. до н.э.), а переход от рабовладения к феодализму начался в 6-5 вв. до н.э. Ряд работ Г. М.-ж. посвящен исследованию проблем истории кит. философии (ст. "Взгляды Мо-цзы", "Гунсунь Ни-цзы и его теория музыки", "Конфуцианцы царств Цинь и Чу", "Развитие воззрений на "небесный путь" до эпохи Цин" и др.). В работе "Десять критических статей" (1945) он анализирует взгляды др.-кит. мыслителей - Конфуция, Мо-цзы, Лао-цзы, Сюнь-цзы, указывая на демократич. характер древнего конфуцианства. Г. М.-ж. - автор перевода на кит. яз. соч. Маркса и Энгельса "Немецкая идеология" и Маркса "К критике политической экономии".

Соч.; Мо-жо вэньцзи (Собр. соч. Го Мо-жо), т. 1-8, Пекин, 1957-59; в рус. пер - Сочинения, в 3-х томах, т. 1-3, М., 1958; Избранные сочинения, М., 1955; Эпоха рабовладельческого строя, М., 1956; Бронзовый век, М., 1959.

Лит.: Никольская Л., Смирнов В., Го Мо-жо - писатель, ученый, революционер, в кн.: Писатели стран народной демократии, вып. 2, М., 1958, с. 142-175; Го Мо-жо - историк древнего Китая, "Вестник древней истории", 1952, No 1; Васильев Л. С., Исследования Го Мо-жо о рабстве в древнем Китае, "Советское китаеведение", 1958, No 2.

ГОББС

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГОБГАУЗ

ГОБГАУЗ (Hobhouse), Леонард - англ. бурж. философ и социолог (см. Хобхауз).

ГОБИНО

ГОБИНО (Gobineau), Жозеф Артюр де (14 июля 1816 - 13 окт. 1882) - франц. социолог и писатель, один из основоположников антропологической школы в социологии и расизма. В 1849-74 состоял на дипломатич. службе. В своем гл. труде "О неравенстве человеческих рас" ("Essai sur l'inégalité des races humaines", t. 1-4, 1853-55) Г. развивал реакц. теорию, согласно к-рой решающим фактором, предопределяющим историч. судьбу отд. стран и гос-в, являются расовые особенности населяющих их народов. Антропологич. расовым различиям (белая, желтая, черная раса) Г. дал ненаучное истолкование, объявив эти различия постоянной причиной социального неравенства. Реакц. идеи Г. оказали большое влияние на формирование франц. и герм. расистской идеологии. Широкую поддержку концепция Г. нашла в работах Вольтмана, Лапужа, Аммона, X. С. Чемберлена. Г. - автор также и художественных произведений ("Век Возрождения", пер. с франц.,1913, "La Renaissance", 1877). Соч.: Les religions et les philosophies dans l'Asie Centrale, P., 1928; Histoire des Perses, t. 1-2, P., 1869.

Лит.: Rowbotham A. H., The literary works of count de Gobineau, P., 1929; Lange M., Le comte Arthur de Gobineau, Strasbourg - P., 1924; Кleinecke P., Gobineaus Rassenlehre, 2. Aufl., Stuttgart, 1920.

Л. Герман. Москва.

ГОГИБЕРИДЗЕ

Моисей Иванович (27 авг. 1897- 10 окт. 1949) - сов. философ. Окончил филос. фак-т Берлинского ун-та (1922). Проф. Тбилисского ун-та (с 1927). В первый период науч. деятельности Г. стоял на позициях идеализма. Благодаря изучению марксизма-ленинизма Г. становится материалистом. Он разрабатывает отд. проблемы марксистской философии: отношение марксистской философии к домарксовскому материализму и диалектике, вопросы ленинского филос. наследства и др. Г. занимался также вопросами логики и диалектики, истории философии (филос. мысли в Грузии, в частности). Г. перевел на груз. яз. сочинения Канта "Пролегомены" (изд. 1936) и "Критика чистого разума".

ГОГИБЕРИДЗЕ

В. Гагоидзе. Тбилиси.

ГОГОЦКИЙ

Сильвестр Сильвестрович (5 янв. 1813 - 29 июня 1889) - рус. философ-идеалист. Проф. Киевской духовной академии (1841-51) и Киевского ун-та (с 1851). Пытался приспособить гегелевскую и др. идеалистич. системы к требованиям православной церкви. Принимая положение Гегеля о мировом духе, но теистически толкуя его, Г. критиковал Гегеля за отождествление безусловного начала с человеч. мыслью и окружающим миром и утверждал ложность взгляда Гегеля на религию, ведущего якобы к "самому ироническому нигилизму" ("Философский лексикон", т. 2, Киев, 1861, с. 238). Не человеч. мысль, а божеств. дух является, по Г., средоточием идеи абсолютного. Этот дух (бог) трансцендентен миру и нашим знаниям. Г. также упрекал Гегеля в переоценке диалектич. метода, отбрасывал учение о внутренней противоречивости как источнике развития и ограничивал применение диалектики рамками "феноменологического сознания" (там же, с. 189). "Философский лексикон" Г. (т. 1-4, 1857-73) - одна из первых попыток создания в России филос. словаря, обесцененная крайней религ.-идеалистич. тенденциозностью и компилятивностью. (При его составлении Г. пользовался рядом иностр. руководств, гл. обр. словарем А. Франка - "Dictionnaire des sciences philosophiques..., P., 1844-50).

Идеализм Г. подвергся резкой критике со стороны представителей рус. материализма 60-х гг. М. Антонович характеризовал философию Г. как "крайний мистицизм", Д. Писарев называл ее "мертвой доктриной", схоластикой 19 в.

Соч.: Критический взгляд на философию Канта, Киев, 1847; О характере философии средних веков, "Современник", 1849, [т. 15], No 6; Введение в историю философии, Киев, 1871; Философия XVII и XVIII веков в сравнении с философиею XIX века и отношение той и другой к образованию, вып. 1-3, Киев, 1878-84.

Лит.: Антонович Μ. Α., Современная философия, [Рец. на "Философский лексикон", соч. С. С. Гогоцкого], "Современник", 1861, No 2; Πисарев Д. И., Схоластика XIX в., Соч., т. 1, М., 1955; [Колубовский Я. Н.], Материалы для истории философии в России. С. С. Гогоцкий "Вопр. филос. и психол.", 1890, кн. 4, прилож. 1 и кн. 5, прилож. 1; История философии, т. 4, М., 1959, с. 64 - 65.

Л. Коган. Москва.

ГОДВИН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГОКИЕЛИ

Леван Петрович [р. 7 (20) дек. 1901] - сов. логик и математик. Д-р физико-математич. наук (с 1935), профессор (с 1936). Окончил математич. ф-т Тбилисского ун-та (1924). Зав. кафедрой общей математики Тбилисского ун-та (с 1934). Работы Г. посвящены филос. проблемам математики, вопросам теории логики; в частности, в ряде работ Г. разработаны вопросы теории умозаключения, дано критич. исследование различных совр. теорий логики (многозначная логика, вероятностная логика, интуиционистская логика и др.).

ГОКИЕЛИ

На рус. яз.: К проблеме аксиоматизации логики, Тб., 1947; О понятии числа, Тб., 1951; О парадоксах теории множеств, "Тр. Тб. Ун-та", 1957. т. 64; О природе логического, Тб., 1958.

ГОЛИЦЫН

Дмитрий Алексеевич [15 (26) мая 1734 - 23 февр. (6 марта) 1803] - рус. ученый и дипломат (посол во Франции и Нидерландах), князь; почетный член Петербургской АН и ряда иностр. академий и науч. об-в. Друг Вольтера и Дидро, Г. по своим филос. взглядам примыкал к материалистам 18 в. Впервые (в 1773) издал кн. Гельвеция "О человеке". Написал работу в защиту Бюффона - "Защита г. Бюффона от несправедливых и непристойных нападок гг. Делюка и Сажа" ("Défence de Mr de Buffon contre les attaques injustes et indécentes de M. Deluc et Sage", 1793). Не поняв бурж. сущности учения франц. экономистов-физиократов, Г. считал его наилучшей защитой устоев феодализма ("О духе экономистов или экономисты, оправданные от обвинения в том, что их принципы легли в основу французской революции" - "De l'ésprit des économistes ou les économistes justifiés d'avoir posé par leurs principes les bases de la Révolution Française", 1796). Для сохранения дворянского господства Г. предлагал отпускать крестьян на волю за высокие выкупные платежи, без наделения землей. Нек-рые из многочисл. писем Г. (хранящихся в ЦГАДА, фонд Голицыных, дела 1111-1125) опубликованы в кн: "Избр. произв. русских мыслителей второй пол. XVIII века", т. 2, 1952 (с. 33-45).

Лит.: Бак И. С., Дмитрий Алексеевич Голицын (философские, общественно-политические и экономические воззрения), "Исторические записки", 1948, т. 26.

И. Бак. Москва.

ГОЛЛАНДСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГОЛОВНОЙ МОЗГ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГОЛОСОВ

Виктор Федотович [р. 23 дек. 1906 (5 янв. 1907)] - сов. философ, профессор (1955), д-р филос. наук (с 1955). Член КПСС (с 1925). Окончил Академию коммунистич. воспитания им. Н. К. Крупской (1930). С 1930 преподает философию. С 1951 - зав. кафедрой философии и политич. экономии Красноярского гос. пед. ин-та. Работает преимущественно над проблемами истории философии 17-18 вв. и над нек-рыми вопросами филос. наследства В. И. Ленина.

Соч.: Был ли Чернышевский социалистом-утопистом?, "Под знаменем марксизма", 1928, No 11; Борьба Ленина с русскими неокантианцами, в сб.: Революция и культура в Средней Азии, Сб. 1, Ташкент, 1934; К вопросу о классовых корнях гегелевской философии, "Уч. зап. Красноярск, гос. пед. ин-та", 1955, т. 4, вып. 1; Единство труда и мышления, теории и практики - основа возникновения и развития материалистической философии, там же, 1956, т. 6, вып. 2; Возникновение ленинизма - новый этап в развитии марксистской философии, Красноярск, 1958; Очерки по истории английского материализма XVII-XVIII вв., [Красноярск], 1958; Книга В. И. Ленина "Материализм и эмпириокритицизм" - величайшее философское произведение творческого марксизма, Красноярск, 1959; "Социальный дарвинизм" и вейсманизм-морганизм на службе американо-английского империализма, "Уч. зап. Красноярского гос. пед. ин-та", 1952, т. 1.

ГОЛУБИНСКИЙ

Федор Александрович (22 дек. 1797 - 22 авг. 1854) - рус. философ-идеалист. Магистр (с 1818), ординарный проф. (с 1842) Моск. духовной академии.

Критикуя Гегеля за идею изменяемости абсолютного, Г. пытался построить собств. идеалистич. систему, имея целью обосновать православное христианство. Человеч. познание Г. рассматривал как "посредственное" откровение, в отличие от непосредственного - через "слово божие". Осн. понятие его философии - идея бесконечного, существующая только в уме и свидетельствующая о наличии творца. Философией, наиболее близкой к истине, Г. считал платонизм. Г. выступал против материалистич. атомистич. учения, защищал субстанциональность души и ее бессмертие. Учеником и последователем Г. был Кудрявцев-Платонов.

Соч.: О конечных причинах. Письмо 1, в кн.: Прибавления к творениям святых отцов, ч. 5, М., 1847; Лекции философии, вып. 1-4, М., 1884-86; Переписка Ф. А. Голубинского с Ю. Н. Бартеневым, "Русский архив", 1880, кн. 3.

Лит.: Колубовский Я. Н., Материалы для истории философии в России, "Вопросы филос. и психол.", 1890, кн. 4; Глаголев С. С., Протоиерей Федор Александрович Голубинский. (Его жизнь и деятельность), Сергиев Посад, 1898.

ГОЛУХОВСКИЙ

ГОЛУХО́ВСКИЙ (Gołuchowski), Юзеф (1797-1858) - польский философ-иррационалист. Филос. образование получил в Гейдельберге и в Эрлангене (Германия), где учился у Шеллинга. Проф. философии Виленского ун-та (1823-24). Филос. взгляды Г., сформировавшиеся под влиянием Шеллинга, были идеалистическими и иррационалистическими. Г. отвергал материалистич. философию и прогрессивные социальные концепции 18 в. Теории обществ. договора Г. противопоставлял идею об обществе как организме, в к-ром должны существовать иерархия и неравенство классов.

Государство-нация, по Г., есть божеств. творение, обладающее собств. нац. духом; задача философии состоит в выражении этого духа. Г. является, т. о., одним из творцов польской т.н. "национальной философии", ставшей надолго идейным оружием реакционных классов. Под влиянием восстания крестьян в Галиции (1846) занялся изучением крест. вопроса. В работах "О крестьянах" ("О chłopach", 1847), "Крестьянский вопрос в Польше" ("Kwestya włościańska w Polsce", 1849) и др. Г. выдвигал идею классового сотрудничества, выступал против попыток радикального решения крест. вопроса, ссылаясь на "вредность" социализма и коммунизма.

Соч.: Die Philosophie in ihrem Verhältnisse zum Leben ganzer Völker und einzelner Menschen, Erlangen, 1822 (в рус. пер. Д. Велланского - Философия, относящаяся к жизни целых народов и каждого человека, СПБ, 1834); Rozbiόr kwestyi włościańskiej w Polsce i w Rossyi w r. 1850, Poznań, 1851; Dumania nad najwyźszemi zagadnieniami człowieka, poprzedzone historycznem rozwinięciem głόwnych systematόw filozoficznych od Kanta do najnowszych czasόw, t. 1-2, Wilno, 1861.

Лит.: Harassek S., J. Gołuchowski, zarys žycia i filozofii, Kr., 1924; Kroński T., Reakcyi mesjanistyczne i katolicka w Połsce połowy XIX w., в сб.: Ζ dziejόw polskiej myśli filozoficznej i społecznej, t. 3, Warsz., 1957.

E. Шацкий. Польша.

ГОЛЬБАХ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГОМ

ГОМ - англ. философ и эстетик. См. Хом.

ГОМЕОМЕРИЯ

ГОМЕОМЕРИЯ - термин, к-рым, по свидетельству Аристотеля (Анаксагор А 43, 45, 46, Diels), пользовался Анаксагор, но к-рого нет в дошедших до нас материалах последнего. Этим термином Анаксагор обозначал мельчайший материальный элемент всякого качества, содержащий в себе бесконечность вообще существующих качеств ("всё во всём"). Г. бесконечно делима, но в любой ее части содержится все существующее. В этом нельзя не видеть отдаленного предчувствия учения о бесконечных множествах. Понятие Г., понимаемой Анаксагором как "всё во всём", было создано, как можно предполагать, ради обоснования идеи вечности и неразрушимости материи, к-рая, постоянно возникая и разрушаясь в отдельных вещах, в последней своей глубине, а именно - в Г., мыслилась вечной и неразрушимой. У Аристотеля ("Метафизика", I3, 983в31-984в13) употребляется в виде прилагательного (ὁμοιομερή), букв. - "подобочастное", от ὅμοιος - подобный и μέρος - часть), в дальнейшем же в виде существительного (ὁμοιομέρεια) (так, у Лукреция homeomeria, De rerum natura, I, 830).

Лит. см. при статье Анаксагор.

А. Лосев. Москва.

ГОМЕС ПЕРЕЙРА

ГО́МЕС ПЕРЕ́ЙРА (Gomez Pereira), Антонио (р. ок. 1500 - год смерти неизв.) - исп. врач и философ. Изучал медицину и философию в ун-те г. Саламанка. Формирование его взглядов прошло под влиянием номинализма. Выступая против бессмертия души в книге "Антониана Маргарита" ("Antoniana Margarita", Мадрид, 1554; Frankfurt, 1610; Madrid, 1749), Г. П. предлагал исследовать "действия души" на основании опыта, методов физики и разума. Г. П. отрицал преклонение перед авторитетами, интуицию и врожденные идеи и, по существу, признавал, что нет разницы между душой человека и животных. А т.к. душа животных смертна, то смертна и душа человека. В 1555 в Мединадель-Кампо была опубликована книга М. Паласиоса, пытавшегося с точки зрения религ. схоластики опорочить "Антониану Маргариту". Г. П. разработал наивно-материалистич. рефлекторную теорию, оказавшую, по мнению нек-рых историков исп. науки и философии (Чинчилья, Менендес-и-Пелайо и др.), большое влияние на Декарта (что также было зафиксировано П. Бейлем в его "Историческом и критическом словаре"). Г. П. предвосхитил также положение Декарта Cogito ergo sum (мыслю, следовательно, существую), утверждая; "Познаю, что я познаю что-то. Все, что познает, существует, следовательно, я существую" (цит. по кн. M. Mendez Bejarano, Historie de la filosofía en España, Madrid, p. 245). Творчество Г. П. незаслуженно замалчивается или фальсифицируется (напр., иезуитом Ириарте "El doctor Huarte...", Madrid, 1948) и сам он неправильно изображается сторонником "философского субъективизма".

Лит.: Chinchilla Α., Anales histόricos de la medicina en general y bibliográfico-biográficos de la española en particular, Valencia, 1841-46; Menéndezy Pelayo, La Ciencia Española, 3 ed., t. 2, Madrid, 1887; Guardia J. M., Philosophes espagnols. Gomez Pereira, "Rev. philosophique de la France et de l'Е́tranger", 1889, No 9, 10, 12.

Д. Претель. Москва.

ГОМОЛОГИЯ

ГОМОЛОГИЯ (от греч. ὁμολογία - согласие, соответствие) - сходство важнейших свойств, выявляющих сущность соответствующих объектов. Эта сущность может быть одинаковой, несмотря на кажущиеся внешние различия. Г. можно противопоставить аналогии как сходству в одном или ряде свойств, не обязательно существенных для сравниваемых вещей. Термин "Г." употребляется в сходном значении в целом ряде наук. В биологии под Г. понимают сходство в строении и происхождении органов, к-рые могут тем не менее иметь различный внешний вид и нести различные функции (напр., крыло птицы гомологично передней лапе млекопитающего, в то время как крыло птицы и крыло бабочки являются лишь аналогичными органами, обладающими сходной функцией, но различным строением и происхождением). Представление о гомологичных органах способствовало развитию эволюционных взглядов в биологии, установлению генетич. связей организмов. Ч. Дарвин отмечал, что гомологичные органы склонны изменяться в одинаковом направлении, что подтверждает их родство. Это обстоятельство позволило Н. Вавилову сделать ряд успешных предсказаний о существовании растений с неизвестными ранее признаками, что подчеркивает практич. значение Г.

Велико значение понятия "Г." для химич. наук. В неорганич. химии гомологичными называют ряды сходных элементов (напр., литий, натрий, калий, рубидий) или ионов (напр., СlO4, MnО4, BF4).

Особенно часто понятие "Г." применяется к рядам химич. соединений, построенным так, что члены ряда отличаются друг от друга на нек-рую структурную единицу, взятую n раз. Для простейшего случая обычных гомологич. рядов органич. химии такой единицей является метиленовая группа (СН2). Однако эта группа может быть и более сложной, что приводит κ возникновению иных рядов высших гомологов (напр., винилоги, фенилоги, карбинологи).

Гомологич. ряды имеют важное значение для познания закономерностей химич. соединений. Учитывая сходство гомологов, можно по одному соединению определить свойства целого ряда веществ, в том числе и неизвестных. Вместе с тем между членами гомологич. ряда имеют место и различия, вызванные как отмечал Ф. Энгельс, переходом количественных изменений в изменения качественные при увеличении или уменьшении числа однотипных структурных единиц. Г. показывает специфич. форму действия указанного закона диалектики, когда при количественно-качественных переходах сохраняется нек-рая общая качественная закономерность ряда химич. соединений, обладающих одинаковой функцией.

В гомологич. рядах представлен особый тип дискретности материи. Если внутри атома единицами дискретных изменений являются ядерные частицы (протоны и нейтроны), если в неорганич. химии такими дискретными единицами являются атомы, то гомологич. ряды органич. соединений представляют собой более высокий тип усложнения вещества, когда единицей дискретности, мерой перехода от одного соединения к другому становится сперва простая метиленовая, а затем все более сложные группы и радикалы.

Ю. Жданов. Ростов-на-Дону.

А. Уемов. Иваново.

ГОМОМОРФИЗМ

ГОМОМОРФИЗМ (от греч. ὁμός - равный и μορφή - образ) (в математике и л о г и к е). Г. называют такое соответствие между двумя системами объектов с определенными для этих объектов отношениями, при к-ром: 1) каждому объекту первой системы поставлен в соответствие ровно один объект второй еистемы и каждому отношению первой системы поставлено в соответствие ровно одно отношение второй системы; 2) если для нек-рых объектов а, b, с, ... первой системы выполняется нек-рое отношение S первой системы, то для объектов а', b', с',... второй системы, соответствующих объектам а, b, с, ..., выполняется отношение S' второй системы, соответствующее отношению S. Вторая система объектов и отношений называется при этом гомоморфным образом первой. О гомоморфном образе какой-либо системы можно в определенном смысле говорить как о модели этой системы. В том частном случае, когда, во-первых, установленное между рассматриваемыми системами соответствие взаимнооднозначно и, во-вторых, отношение S' выполняется во второй системе между объектами а', b', с', ... только тогда, когда соответствующее отношение S выполняется между соответствующими объектами а, b, с, ... первой системы, Г. называют изоморфизмом.

П р и м е р г о м о м о р ф и з м а. Пусть U есть нек-рая система высказываний с определенными для этих высказываний отношениями конъюнкции С и дизъюнкции D (для высказываний а, b, с тогда и только тогда выполняется отношение С, когда с есть конъюнкция высказываний а и b; для высказываний а, b, с тогда и только тогда выполняется отношение D, когда с есть дизъюнкция высказываний а и b) - Пусть L - система из двух чисел 0 и 1 с определенными на этих числах отношениями К и L, где отношения К и L определены так: для чисел р, q, r тогда и только тогда выполняется отношение К, когда p · q = r; для чисел р, q, r тогда и только тогда выполняется отношение L, когда p + q - pq = r. Поставим в соответствие каждому истинному высказыванию из системы U число 1, каждому ложному высказыванию число 0, отношению С - отношение К, и отношению D - отношение L. Мы получим Г. между системами U и L, при к-ром L является гомоморфным образом системы U.

В. Успенский. Москва.

ГОМОНИМИЯ

ГОМОНИМИЯ - см. Омонимия.

ГОМПЕРЦ

ГОМПЕРЦ (Gomperz), Теодор (29 марта 1832 - 29 авг. 1912) - нем. бурж. философ-позитивист и филолог, историк античной философии. Проф. классич. филологии в Вене (с 1873). Стремился исследовать древнегреч. философию в связи с развитием греч. культуры вообще. Гл. соч. по истории античной философии - "Греческие мыслители" ("Griechische Denker", Bd 1-3, 1896-1909, рус. пер. 1911-13). Будучи позитивистом (наибольшее влияние оказал на него Дж. Ст. Милль), Г. выдвигает науч. ценность физич. теорий древности и подчеркивает роль софистов как просветителей; наоборот, антич. диалектика недооценивается им. Г. стремится установить аналогии, иногда удачные, между греч. мыслителями и современной ему эпохой; благодаря этому его труд получает, правда, большую жизненность, но, с другой стороны, антич. философия подвергается им нек-рой модернизации. Книга Г. "Очерки и воспоминания" ("Essays und Lebenserinnerungen", 1905) интересна по автобиографич. материалам. Как филолог Г. известен гл. обр. расшифровкой геркулановских папирусов ("Herkulanische Studien", 1865) и комментированием нек-рых текстов антич. авторов.

Соч.: Zu Heraklit's Lehre und den Ueberresten seines Werkes, W., 1887, Zu Aristoteles Poetik, W., 1888; Über die Charakt ere Theophrast's, W., 1888.

Лит.: Теодор Гомперц. 1832-1912. Некролог, "Изв. Имп. Акад. наук", 1912, No 15, сер. 6, с. 927-36; Зелинский Ф., Теодор Гомперц. "Русская мысль". 1912,сент.; Gomperz H., Theodor.Gomperz, W., 1936.

ГОМУЛКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГОНОРИЙ ОТЕНСКИЙ

ГОНО́РИЙ О́ТЕНСКИЙ (Honorius Augustodunensis) - философ и теолог 1-й пол. 12 в. Автор св. 30 популярных в ср. века трактатов филос., теологич. и общенауч. содержания. Жил, очевидно, в Аугсбурге (Германия), лат. название к-рого (Augusta Vindelicorum) ошибочно было принято за Отен (лат. Augustodunum; Бургундия). В трактате "Картина мира" ("Imago mundi") Г. О. изложил знания своего времени по астрономии, географии, истории и др. наукам. В занимат. диалоге "Физический ключ" ("Clavis physicae") и нек-рых др. соч. Г. О. излагает идеи антич. авторов о строении мира, шарообразной форме земли, 4 "элементах" (земля, вода, воздух, огонь). Уделяя большое место положит. знаниям, Г. О. все же считал, что лишь теология ведет к полному знанию и открывает перед человеч. душой ее "отечество", куда после долгого блуждания по узким тропам познания она добирается из "места ссылки" - невежества. Идеи Г. О. об отношениях между богом и миром обнаруживают пантеистич. влияние Иоанна Скота Эриугены, а его попытка решения религ.-нравств. проблем о причине зла и свободе воли человека - воздействие идей Ансельма Кентерберийского. Г. О. примыкал к лагерю платоников, стоявших на позициях реализма.

Соч.: Opera omnia, P., 1854 (Patrologiae cursus compl., ser. latina... accur. J. P. Migne, t. 172); Cognitio vitae seu De cognitione verae vitae, в кн.: Sancti Aurelii Augustini Opera omnia, P., 1865 (Patrologiae cursus compl. ser. latina... accur. J. P. Migne, t. 40, col. 1003-32) (трактат Г. О. помещен ошибочно под именем Августина). Приписывавшийся ему трактат "Philosophie mundi" принадлежит Гильому из Конша.

Лит.: Endres J. Α., Honorius Augustodunensis, Beitrag zur Geschichte des geistigen Lebens im 12 Jahrhundert, Kempten - Münch., 1906; Grabmann M., Die Geschiente der scholastischen Methode, Bd 2, В., 1956; Dictionnaire de théologie catholique... sous la dir. de A. Vacant et Ε. Mangenot, t. 7, p. 1, [P., 1922], col. 139-158; Gilson Ε., L'esprit de la philosophie médiévale, 2 éd., P., 1948.

Б. Рамм. Ленинград.

Предыдущая страница Следующая страница