Приглашаем посетить сайт

Женщинам (woman.modnaya.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
Статьи на букву "М" (часть 4, "МАХ"-"МЕР")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "М" (часть 4, "МАХ"-"МЕР")

МАХ

МАХ (Mach), Эрнст (1838-1916) - австр. философ и физик, основатель махизма. С 1861 - приват-доцент в Венском ун-те, с 1864 - проф. математики в Граце, с 1867 - проф. физики и ректор нем. ун-та в Праге, с 1895 занимал кафедру философии Венского ун-та. Наиболее значит. работы М. как физика относятся к механике, оптике и акустике. С именем М. часто связывают т. н. М.-число. Заимствовав основные филос. идеи у Беркли, Юма и Канта, М. утверждал, что мир есть комплекс ощущений. Движение, время, пространство, закономерности действительности, по М., - субъективны, а потому и наука не имеет объективного содержания. Критика философии М. и его влияния на философский ревизионизм дана В. И. Лениным ("Материализм и эмпириокритицизм", 1908, изд. 1909) и Г. В. Плехановым (см. сб. "Против философского ревизионизма", М., 1935).

Осн. сочинения М. см. влит. при ст. Махизм.

МАХАБХАРАТА

МАХАБХА́РАТА (санскр. - великая повесть о бхаратах) - др.-инд. эпос, созданный в 1-й пол. 1-го тыс. до н.э., состоит из 100 тыс. двустиший (шлок), разделенных на 18 книг. Эпос М. создавался в период распада ведической религии и образования индуизма с его двумя гл. богами: кшатрийским Вишну и браминским Шивой. Тексты М. создавались на протяжении 6-5 вв. до н.э. и лишь позже были объединены одной, вероятно брахманской, редакцией. М. повествует о междоусобной борьбе двух братьев. Эта тема занимает всего около 1/4 поэмы, остальные 3/4 непосредственно не связаны с фабулой и посвящены фольклорной, мифологич., социально-политич. и филос. тематике. М. - богатейший источник сведений о культурной и социальной жизни инд. народа. История междоусобной борьбы отражает картину соперничества браминов (жрецов) и кшатриев (воинов-правителей), их борьбу за идеологич. и политич. первенство.

М. - гл. источник сведений о развитии ортодокс. инд. философии в период после эпохи Упанишад, в частности о древней санкхье, тесно связанной с вишнуизмом и йогой. В М. имеется ряд ссылок на неортодокс. еретич., рационалистич. и материалистич. учения (настику, локаяту, чарваку), отрицавшие догмы о боге, бессмертии души и ее переселениях. Большой интерес представляют упоминания материалистич. школ свабхава-вада и ядричха-вада (XII. 175; XII. 222; XII. 224).

Вместе с тем М. свидетельствует об окончательном складывании осн. концепций инд. религии и этики; в ней уже четко говорится о трех путях достижения "высшей реальности": пути знания (джняна-марга), пути действия (карма-марга) и пути преданности, любви (бхакти-марга).

Мн. тексты М. проникнуты духом высокого гуманизма ("нет ничего выше человека", "Мокшадхарма" 301, 20), глубокой преданности долгу (дхарме), стремления к правде. Как лит.-художеств. произведение поэма дает образцы яркого поэтич. творчества и является источником вдохновения для всей последующей санскритской художеств. лит-ры.

Издания: The Mahabharata..., transi, into English prose by Protap Chandra Roy, Calcutta, 1883; new ed., Calcutta, 1919; рус. пер. - М., кн. 1, Адипарва, пер. с санскр. и коммент. В. И. Кальянова, М.-Л., 1950; М., пер. с санскрита, вып. 1-6, Ашхабад, 1955-62.

Лит.: Ильин Г. Ф., Старинное инд. сказание о героях древности, М., 1958.

В. Смирнов. Ашхабад.

"МАХАЕВЩИНА"

"МАХА́ЕВЩИНА" - мелкобурж. анархистское течение, проповедовавшее враждебное отношение к интеллигенции и особенно к социалистич. интеллигенции. Название получило по фамилии лидера - В. Махайского (псевд. - А. Вольский), в работе к-рого "Умствен. рабочий" (1-я часть - "Эволюция социал-демократии", 1898; 2-я часть - "Науч. социализм", 1899; 3-я часть, вып. 1 - "Социализм и рабочее движение в России", 1904, вып. 2 - "Социалистич. наука как новая религия", 1905; поля. изд. 1906) социализм объявлялся "чудовищным обманом рабочих" со стороны интеллигенции, заинтересованной в порабощении пролетариата и создании общества, где власть будет принадлежать монополистам знания. В этом произведении, а также в работах последователя Махайского - Е. Лозинского ("Что же такое, наконец, интеллигенция?", 1907; "Итоги и перспективы рабочего движения на Западе и в России", 1909), утверждалось, что интеллигенция есть особый обществ. класс, характеризующийся собств. источником дохода - знаниями - и являющийся поэтому паразитич. классом, к-рый живет за счет труда рабочих и готовит "грядущее мировое господство интеллигенции". Гл. социальная база революции, по мнению махаевцев, - безработные, босяки и ... хулиганы, т.к. квалифициров. рабочие заинтересованы якобы в сохранении своего привилегиров. положения, а масса рабочих одурачена социалистич. пропагандой.

"М." была направлена не только против интеллигенции, но и против рабочего класса. "Теория" борьбы только за "конкретные, повседневные требования" и восхваление "равнодушия" ко всякой "политике" повторяли, в сущности, разоблаченные Лениным взгляды рус. экономистов. Имевшая нек-рое распространение среди отсталой части пролетариата в период революции 1905-07 (в Белостоке, Екатеринославе, Одессе, Варшаве, Петербурге), "М." не пользовалась влиянием среди массы рабочих. Коммунистич. партия вела решит. борьбу с "М." и отд. ее проявлениями в годы социалистич. строительства.

Лит.: Батурин Н., Памяти "М.", "Правда", 1926, 2 марта, No 50; Сыркин Л. Н., Махаевщина, М.-Л., 1931; Что такое "М."?, "Правда", 1938, 18 ноября, No 318.

И. Златоцветов. Москва.

МАХАРАДЗЕ

Филипп Иесеевич [9(21) марта 1868 - 10 дек. 1941 ] - профессиональный революционер, пропагандист марксизма в Грузии, обществ. и гос. деятель. Учился в Тифлисской духовной семинарии (1884-90) и в Варшавском ветеринарном ин-те (с 1891). С 1891 - участник марксистского кружка. Вел активную революц. деятельность в Грузии. Неоднократно подвергался арестам и ссылкам. С февр. 1921 - пред. Ревкома Грузии, затем пред. ЦИК Груз. ССР, пред. Госплана ЗСФСР, пред. СНК Груз. ССР, пред. ЦИК ЗСФСР. С 1938 - зам. пред. Президиума Верх. Совета СССР и пред. Президиума Верх. Совета Груз. ССР. Выступая по теоретич. вопросам, М. резко критиковал груз. идеалистов, вел борьбу против субъективно-идеалистич. взглядов. Большое внимание М. уделял изложению осн. принципов марксистской диалектики, вопросов историч. материализма, этики и эстетики. Как литературовед и лит. критик М. выступал в защиту реализма.

Соч.: Советы и борьба за советскую власть в Грузии 1917-1921, Тб., 1928; Очерки по истории рабочего и крестьянского движения в Грузии, [М. ], 1932; на груз. яз.: Соч., т. 1, 2, 5, Тб., 1924-26; Задачи института марксизма-ленинизма, То., 1931; Марксизм и его международное значение, "Большевик", 1933, No 3-4.

Лит.: Махарадзе Н. Б., Ф. Махарадзе. Жизнь и революционная деятельность, Тб., 1960; на груз, яз.: Горгиладзе Л., К истории марксизма в Грузии, Тб., 1956; Бакурадзе О., Из истории распространения марксистской философии в Грузии, Тб., 1959.

В. Кердзевадзе. Тбилиси.

МАХАЯНА

МАХАЯНА (санскр. - большая колесница) - название одного из двух гл. направлений в буддизме, возникшего в 1 в. н.э. в Индии. В М. на первый план выдвигаются культ обожествленного Будды и пышные религ. обряды. Укреплению позиций М. служили филос. школы мадхьямиков и йогачаров. В 1 в. н.э. началось распространение М. из Индии в Китай, оттуда в 4 в. в Корею, в 6 в. в Японию. Позднее махаянистский буддизм проник в Тибет, Монголию и Бурятию.

Лит.: Радхакришнан С., Индийская философия, пер. с англ., т. 1, М., 1956; Dutt N., Aspects of Mahayana Buddhism and its relation to Hinayana, L., 1930.

МАХДУМ

МАХДУМ - см. Дониш.

МАХИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МАХМУД ШАБУСТАРИ

МАХМУД ШАБУСТАРИ - ибн Абдулкарим (1287-1320) - азерб. философ-пантеист. Филос. поэма М. "Цветник тайн" ("Гюльшан-и раз", Тебриз, 1848/49; Шираз, 1954) была переведена на англ., нем., франц., тур., частично на лат. и итал. языки. Выступая против платоновского раздвоения мира, М. писал, что "мир есть единое (существо)" ("Гюльшан-и раз", с. 11), хотя "бытие внешне проявляется во множественности, оно едино внутренне" ("Гюльшан-и раз", с. 38). Бог и природа, по его мнению, составляют единство; бог имманентен природе и неотделим от нее. Примыкая к аристотелизму в рассуждениях о форме и материи, М. вместе с тем писал, что "форма без материи, так же как и материя без формы, кроме небытия, ничего не означает" (там же, с. 29), а "все вещи в мире состоят из этих двух видов небытий" (там же).

М. утверждал, что природа непрестанно обновляется и развивается, что "каждое мгновение в ней есть возникновение и исчезновение" (там же, с. 38), что "все вещи возникают через противоречия" (там же, с. 7, "Саадат-наме", с. 509). Он высказывал мысль, согласно к-рой органич. мир возник из неорганического путем длит. эволюции. От соединений и смешений четырех элементов (огонь, воздух, вода, земля), - писал он, - возникли минералы, из минералов - растения, из растений - животные, а когда животное царство достигло совершенства, появился человек. Человек, по М., есть результат длительной эволюции и непосредственно происходит от обезьяны (см. "Мират-ул Мухаггегин", с. 8 - б - 9 - а). "Человек имеет ум, чтобы познать скрытые тайны" (там же, с. 27).

Лит.: Крымский Α., История Персии, ее литературы и дервишской теософии, т. 3, М., 1914-15; Сами М., Гамус-ул-ə лам, т. 1-6, Стамбул, 1306-1316 [1888-98 ]; Browne Ε. G., A history of Persian literature under Tartar dominion, [Camb. ], 1920; Данешмандан-е Азербайджан, Тегеран, 1314 с. г. х. (1935); Шибли Hy'мани, Ши'рал-'аджам, т. 5, Тегеран, 1318 с. г. х. [1939 ]; Τабризи Μохаммед-Али, Райханат ал-адаб..., т. 2, Тегеран, 1327, с. г. х. [1948 ]; Азəэрбəэjҹан əдəбиjjаты тарихи, Баку, 1960; Hammer-Purgstall J. von, Mahmud Schebistaris' Rosenflor des Geheimnisses, Pesth-Lpz., 1838; Whinfield E. H., Gulshani Ras; the mystic Rose Garden of Sa'd ad-Din Mahmud Shabistari, L., 1880; Shebistari. Sa'd al-Din Mahmud b. 'Abd al - Karim b. Yahya, Enzyklopaedie des Islam. Bd 4, Leiden-Lpz., 1934; Mahmud Shabustari, philosopher and poet, "Iran today", 1953, No 3.

Ш. Исмаилов. Москва.

МАХТУМКУЛИ

МАХТУМКУЛИ (прозвище - Φраги) (р. ок. 1730 - ум. в 80-х гг. 18 в.) - туркм. поэт и мыслитель. Филос. взгляды М. формировались под влиянием Низами, Саади, Навои, Рудаки и Несими. Приверженность исламу сочеталась у М. с резкой критикой мракобесия и корыстолюбия эксплуататорских классов, что выражало нараставший протест обездоленных масс против феод.-байского гнета. М. мечтал о создании лучшего общества, к-рое соответствовало бы интересам простого народа. Не осознавая антагонизма между эксплуататорами и эксплуатируемыми, М., однако, делал попытки понять сущность социальных противоречий.

Соч.: Сайланан əсерлер, Ашгабат, 1957; в рус. пер. - Избр. произв., М., 1948 (предисл. Е. Бертельса); Стихотворения, Л., 1949; Классики туркменской поэзии. Махтум-Кули. Молла-Непес. Кемине, М., 1955.

Лит.: Махтумкули. Юбилейный сборник, Ашхабад, 1961; Магтымкулы (Туркмен халкынын бейик шахыры Магтымгулынын 225 йыллык юбилейине багышланан йыгынды), Чержев, 1961.

Г. Чарыев. Ашхабад.

МАЦКЯВИЧЮС

Ионас Антано (р. 28 февр. 1922) - сов. философ, член-корр. АН Лит. ССР (с 1953). Член КПСС с 1943. В 1944-46 - первый секретарь ЦК ЛКСМ Литвы. Окончил ВПШ (1949) и АОН (1952) при ЦК КПСС. В 1952-57 - зав. кафедрой философии Вильнюсской парт. школы, с 1957 работает в АН Лит. ССР, зам. гл. редактора "Малой литов. сов. энциклопедии". Разрабатывает проблемы истории филос. и обществ.-политич. мысли в Литве.

Соч.: Iš visuomeninės filosofinės minties istorijos Lietuvoje, "Komunistas", 1961, No 6, 7.

МАШРАБ

Боборахим (ок. 1657-1711) - узб. поэт и мыслитель, один из представителей суфизма, в творчестве к-рого, однако, преобладали вольнодумческие мотивы. М. критиковал каноны ислама, хотя и признавал единого и безличного Аллаха. Соч. М. проникнуты печалью о тяжелом положении народа. Казнен за критику духовенства.

Соч.: Танланган асарлар, Тош., 1963; в рус. пер. - Избранное, Таш., 1959.

Лит.: Myминов И., Из истории развития обществ.-филос. мысли в Узбекистане конца XIX и начала XX вв., Таш., 1957, с. 59-61.

М. Хайруллаев. Ташкент.

МАЭСТУ

МАЭСТУ (Maeztu), Рамиро де (1874-1936) - реакц. исп. писатель и философ, разделявший в своем раннем творчестве идеи Канта и Ницше и перешедший затем на позиции католицизма. В кн. "Authority, liberty and function in the light of the war", появившейся в 1916 на англ. языке, а затем в 1919 на исп. под названием "Кризис гуманизма" ("La crisis del humanismo"), M., критикуя буржуазно-демократич. порядки, утверждает, что начиная с 12 в. люди предали забвению религ. истину о первородном грехе и о преходящем бытии человека на земле, вследствие чего возникли этатизм и индивидуализм. Преодолеть их можно только перейдя к корпоративно-синдикальному гос. строю, при к-ром принципы авторитета и свободы заменяются принципом функциональности.

Общественно-политич. взгляды М. вошли в идейный арсенал исп. фалангизма.

Соч.: La revolución y los intelectuales, Md., 1911; Obreros е intelectuales, Barcelona, 1911; Defensa de la hispanidad, B. Aires, 1945; Frente a la republica, Md., 1956; Obras, t. 12-13, Md., 1957.

Лит.: Кlimke F., Historia de la filosofia, 2 ed., Md., 1953; Marrero Suárez V., Maeztu, Md., 1955.

Р. Мартинес. Москва.

МАЯНС-И-СИСКАР

МАЯНС-И-СИСКА́Р (Mayáns y Siscar), Грегорио (9 марта 1699 - 21 дек. 1781) - исп. философ-просветитель, юрист, лингвист и библиограф. Развивая идеи исп. просветителей - Вивеса, Небрихи, X. Вальдеса, Кеведо-и-Вильегаса, Марианы и др., выступая против аристотеликов-схоластов, М.-и-С. поднимал на щит древних материалистов - Левкиппа, Демокрита, Эпикура. М.-и-С. был сторонником естеств.-науч. философии. Философия, по М.-и-С, должна служить целям просвещения и быть достоянием всех людей.

Соч.: Origenes de la lengua Española, Md., 1737, nueva ed., Md., 1873; Carta al Doctor D. J Berni sobre las fuentes del derecho Español, Valencia-Md., 1745; Observaciones legales, históricas y criticas sobre el concordato celebrado entre S. S. Benedicto XIV y el rey católico Don Fernando VI, Md., 1847.

Лит.: Ximeno V., Escritores del reyno de Valencia, v. 1-2, Valencia, 1747-49; Fuster J. P., Biblioteca Valenciana..., v. 1-2, Valencia, 1827-30; Mir Noguera J., Prontuario de hispanismo y barbarismo, t. 1-2, Md., 1908; Morel-Fatio Α., Un érudit espagnol au XVIII siècle, D. G. Mayans y Siscar, "Bulletin Hispanique", 1915, v. 17; Quiroz-Martínez O. V., La introduction de la filosofía moderna en España, Мех., [1949 ], p. 19, 32-33, 39, 42, 49, 65, 204.

Д. Претель. Москва.

МЕCTP

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЕCTPE

МЕ́CTPE (Mestre), Хосе Мануэль (1832-85) - кубинский прогрессивный философ и обществ. деятель. Преподаватель логики и философии Гаванского ун-та. Будучи правоведом, занимался философией права и в 1856 основал журн. "Jurisprudential). Автор работы "О философии в Гаване" ("De la filosofia en la Habana", 1862) - первого исследования по истории филос. мысли на Кубе с позиций развития передовых прогрессивных идей. М. примыкал к материалистической сенсуалистической концепции Лус-и-Кабальеро, выступал против схоластики и отстаивал необходимость опытного метода в научном познании.

Лит.: История философии, т. 4, М., 1959, с. 437; Rodriguez у Hernandez J. I., Vida del Doctor J. M. Mestre, Habana, 1909; Vitier Medardo. La filosofia en Cuba, Méx.-B.-Aires, 1948.

МЕPTOH

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЕГАРСКАЯ ШКОЛА

МЕГАРСКАЯ ШКОЛА - одна из сократовских школ древнегреческой философии, эклектически сочетавшая на основе идеализма идеи Сократа, элейской школы и софистов. М. ш. проповедовала учение о том, что бытие свойственно только идеям и отрицала всякое др. бытие. Основателем школы был Эвклид из Мегары, непосредств. ученик Сократа; в школу входили: Ихтий, Евбулид из Милета, Трасимах, Диодор Крон, Стилпон из Мегары и др. Имеются сведения о том, что еще до знакомства с Сократом Эвклид был близок к элейцам, что делает еще более понятной его тенденцию признавать только одно неподвижное идеальное бытие и отрицать все прочее. С историко-филос. т. зр. понятна также близость мегарцев к софистике в тех ее пунктах, где она доказывала невозможность мышления чувств. вещей. Софизмы характерны для мегарцев (в особенности для Евбулида) не меньше, чем для софистов; доказательства Диодора против движения близки к тем, к-рые мы находим у Зенона Элейского. В историко-филос. отношении важна деятельность Стилпона, к-рый сблизился с киниками. Об апатии (бесстрастии) Стилпона говорит Сенека (Epist. 9.3). Известно также, что Стилпон полемизировал с учением об идеях (Diog. L. II 119), считая весь мир абсолютно единым. Еще интереснее переход мегарцев на путь стоицизма, поскольку основатель стоицизма Зенон из Китиона был учеником Стилпона. Восстанавливая древнюю натурфилософию, Зенон из Китиона синтезировал Гераклита с кинизмом, заимствуя этот последний у мегарцев. Для историч. положения М. ш. характерно также и то, что, кроме кинически настроенных стоиков, у них заимствовали принципы своей философии также и скептики Пиррон и Тимон. Со времен Шлейермахера выдвигается хорошо обоснованное мнение о том, что Платон (Soph. 248 В-249 D), критикующий абс. разъединенность идей и вещей, имеет в виду именно мегарцев. В др. диалоге Платона, где также имеется критика учения об идеях, многое, если не все, тоже относится к мегарцам (Parm. 131 А-135 С).

Лит.: Гомперц Т., Греч. мыслители, т. 2, СПБ, 1913, с. 128-57; Дынник Μ. Α., Очерк истории философии классич. Греции, М., 1936, с. 183-85; История философии, т. 1, [М. ], 1940, с. 143-46; История философии, т. 1, М., 1957, с. 110-11; Mallet Ch., Histoire de l' école de Mégare..., P., 1845; Gillespie С. M., On the Megarians, "Arch. Geschichte Philos.", 1910, Bd 24, H. 1, S. 218-41; Rоtta P., I socratici minori, Brescia, 1948, p. 41-72.

МЕЖДУНАРОДНАЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ АССОЦИАЦИЯ

МЕЖДУНАРО́ДНАЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ АССОЦИА́ЦИЯ - организация, объединяющая гл. обр. нац. и региональные орг-ции социологов [34 нац. ассоциации, в т.ч. СССР, Болгарии, Польши, Румынии, Чехословакии, Югославии, Англии, Франции, Италии, США, ОАР, Индии, Японии; две региональные орг-ции по сел. социологии; ок. 30 социологич. ин-тов и центров, в т.ч. ГДР, Венгрии, Индонезии, Уганды; 4 ассоциированных члена (напр., междунар. совет по исследованиям в области социологии сотрудничества) и 35 индивидуальных членов ]. Создана в 1949. Находится под покровительством и финансируется ЮНЕСКО. Гл. целями МСА, согласно Уставу, является содействие междунар. исследованиям в области социологии, развитие контактов социологов на междунар. арене, обеспечение обмена социологич. информацией. МСА организует работу исследоват. комитетов, созывает всемирные социологич. конгрессы, публикует социологич. материалы.

Исследовательские комитеты (социальной стратификации и социальной мобильности; индустриальной социологии; гор. социологии; социологии семьи; социологии массовых средств связи; политич. социологии; психиатрич. социологии; социологии религии; социологии досуга и массовой культуры; социологии права; социологии медицины) проводят исследования, заседания круглого стола, обсуждения.

Всемирные социологич. конгрессы созывались МСА: 1-й в 1950 в Цюрихе (Швейцария), 2-й в 1953 в Льеже (Бельгия), 3-й в 1956 в Амстердаме (Голландия), 4-й в 1959 в Милане-Стрезе (Италия), 5-й в 1962 в Вашингтоне (США). Сов. ученые принимали участие в работе 3, 4 и 5-го конгрессов. 6-й конгресс намечен на 1966 (см. ст. Социология, раздел Конгрессы). МСА публикует обозрение "Current Sociology" (3 вып. в год, в одном из к-рых, как правило, дается междунар. библиография социологич. работ за предыдущий год), материалы всемирных социологич. конгрессов ("Transactions of the world congress of sociology"), а также ежегодные доклады ("Report of activities").

Руководящие органы MCA: Совет, состоящий из назначаемых представителей нац. ассоциаций, и избираемый им Исполком. Исполком, избранный в 1962: президент MCA - Р. Кёниг (ФРГ); вице-президенты: Г. Блумер (США), Дж. Джермани (Аргентина), Р. Треви (Италия); ген. секретарь - Р. Жиро (Швейцария); члены: Ф. В. Константинов (СССР), Я. Щепаньский (Польша), Р. Арон (Франция), X. Фриис (Дания), Ш. Мэдж (Англия), К. Одака (Япония), Ш. Роккан (Норвегия).

В. Семенов. Москва.

МЁЙMAH

МЁЙMAH (Meumann), Эрнст (29 авг. 1862 - 26 апр. 1915) - нем. педагог, психолог и философ, идеалист, ученик В. Вундта, проф. многих ун-тов Германии, основатель Ин-та экспериментальной педагогики (Гамбург, 1911) и журналов "Archiv für die gesamte Psychologie" (1903) и "Zeitschrift für experimentelle Pädagogik" (1905, в 1911 переименован в "Zeitschrift für pädagogische Psychologie und experimentelle Pädagogik"). M. известен работами в области эстетики, психологии (восприятия времени и памяти) и гл. обр. экспериментальной педагогики, в к-рых он стремился примирить т. зр. различных психологич. школ и направлений.

Соч. в рус. пер.: Введение в совр. эстетику, М., 1909; Экономия и техника памяти, М., 1913; Интеллигентность и воля, [б. м. ], 1917; Эстетика, т. 1-2, М., 1919; Лекции по экспериментальной педагогике, ч. 1-3, 3 изд., М., 1914-17; Очерк экспериментальной педагогики, М., 1922.

Лит.: Wundt W., Zur Erinnerung an E. Meumann... "Ζ. pädag. Psychol. und experiment. Pädagogik", 1915, Η. 5-6; Külpe Ο., Ε. Meumann und die Ästhetik, там же; Störring G., Nachrufe für E. Meumann, "Arch. ges. Psychol.", 1915, Bd 34 (им. библ.).

М. Роговин. Москва.

МЕЙЕР

МЕЙЕР (Meier), Георг Фридрих (1718-77) - нем. эстетик и философ-идеалист, проф. философии в Галле. В отличие от многих своих предшественников, писавших по-латыни, М. составил на нем. языке по различным филос. дисциплинам учебники, к-рые стали офиц. пособиями в ун-тах Германии, особенно в Пруссии. Впоследствии Кант строил свои лекции по метафизике на основе труда М. "Извлечения из учения о разуме" ("Auszug aus der Vernunftlehre", 1752). На эстетич. взгляды M. оказали влияние Баумгартен, англ. философы-эмпирики и швейцарцы Бодмер и Брейтингер. М. выдвинул учение о роли интуиции в чувств. восприятии красоты и о значении гения в художеств. творчестве. По требованию Фридриха II M. читал лекции о философии Локка, подчеркивая практич. полезность опытных наук. Однако М. с идеалистич. позиций выступал против материализма ("Доказательство, что никакая материя не может мыслить"- "Beweis, daß keine Materie denken könne", 1743). С этих же позиций М. довел до крайности теорию преформизма. Защищал идею бессмертия души не только человека, но и животных" ("Попытка научного обоснования вопроса о душах животных" - "Versuch eines Lehrgebäudes von den Seelen der Tiere", 1749).

Соч.: Theorétische Lehre von den Gemütsbewegungen überhaupt, Halle, 1744; Gedanken von dem Zustande der Seele nach dem Tode, Halle, 1746; Anfangsgründe aller schönen Künste und Wissenschaften, Bd 1-3, Halle, 1748-50, 2 Aufl., 1754; Vernunftlehre, Halle, 1752; Metaphysik, Tl 1-4, Halle, 1755-59; Philosophische Sittenlehre, Halle, Tl 1-5, 1753-1761; neue Aufl., 1762-74; Recht der Natur, Halle, 1767.

Лит.: Ланге Φ. Α., История материализма..., т. 1, К.-X., 1899, с. 246; Hennings Η., Geschichte von den Seelen der Menschen und Tiere, Halle, 1774; Lange S. G., G. F. Meier, Halle, 1778; Bergmann E., Die Begründung der deutschen Ästhetik durch A. G. Baumgarten und G. F. Meier, Lpz., 1911; Schaffrath J., Die Philosophie des G. F. Meier, Freiburg, 1940; Nivelle A., Les théories esthétiques en Allemagne, de Baumgarten à Kant, P., 1955.

M. Бур. ГДР.

МЕЙЕРСОН ИНЬЯС

МЕЙЕРСО́Н Иньяс (Meyerson), (р. 27 февр. 1888) - франц. психолог и теоретик искусства. Член Франц. коммунистич. партии с 1956. Род. в Варшаве; сын философа Эмиля Мейерсона; проф. Тулузского ун-та, зам. директора Школы высших курсов (Сорбонна) и директор Центра исследований по сравнительно-историч. психологии (Париж); редактировал "Journal de Psychologie normale et pathologique". Доктор наук (с 1947) за работу "Психические функции и творчество" ("Les fonctions psychologiques et les oeuvres", P., 1948). M. создал новое направление - сравнительно-историч. психологию. В свете принципа историзма М. изучает формы и продукты человеч. творчества (язык, науку, технику, искусство, право, нравственность, мифологию, религию, социальные учреждения, материальную культуру и т.д.), к-рые он рассматривает как объективные выражения психич. функций, исследует их генезис, особенности развития в конкретных социально-историч. условиях. По М., надо изучать человека "в том и через то, что он создал, и особенно через творения, которые он сам оценивает как самые важные..." ("Les fonctions psychologiques et les oeuvres", 1948, p. 12). Мысль, психика человека - в мире его творений, изучение к-рых и дает психологу возможность установить историю психич. функций. Взаимодействие мышления и творений постоянно и диалектично. Эти последние не только выражают мысль, сохраняют и воплощают ее, но и сами ее творят. Мышление - и результат, и мотив созидат. труда. Взаимодействие между мышлением и продуктами творчества осуществляется через труд, к-рый, т.о., есть основа этого взаимодействия и развития личности. Труд, по М., - это общий тип поведения и особая, даже осн. функция психики, к-рая сформировалась в процессе историч. развития произ-ва, техники и науки.

Соч.: Le travail: une conduite, "J. de Psychol, normale et pathologique", 1948, t. 41; Problèmes d'histoire psychologique des oeuvres: spécificité, variation, expérience, в сб.: Hommage à Lucien Fébvre. Eventail de l'histoire vivante, [t. ] 1, P., 1953; Le travail, fonction psychologique, "J. Psychol.", 1955, No 1.

Лит.: Тутунджян О. M., Прогрессивные тенденции в историч. психологии И. М., "Вопр. психологии", 1963, No 3; Dambuyant M., La psychologie historique d'après M. J. Meyerson, "Revue Métaphysique et Morale", 1950, No 3; Malrieu Ph., Vernant J.-P., Le "Journal de psychologie" (1950-1954) et l'orientation de la psychologie française, "La Pensée", 1955, No 61.

О. Тутунджян. Ереван.

МЕЙЕРСОН ЭМИЛЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЁЙНОНГ

МЁЙНОНГ (Meinong), Алексиус (17 июля 1853 - 27 ноября 1920) - австр. философ-идеалист. С 1882 - проф. ун-та в Граце; в 1894 создал там же первую в Австрии экспериментально-психологич. лабораторию. Философия М. представляет разновидность неореализма. Исходя из философии своего учителя Ф. Брентано, М. развил идеалистич. "теорию предметов" (Gegenstandstheorie). Под "предметом" М. понимал не объективный, материальный объект, но акт данности объекта в переживании. При этом безразлично, какова природа этого объекта: есть ли это реальная вещь или идеальное отношение, напр. понятия сходства и различия. Объект становится предметом только в акте познавания. Это положение М. было потом развито в теории интенциональности Гуссерля. Предмет определяется только опосредствованно, исходя из переживаний, в к-рых он "понимается". Психическое есть, по М., медиум, посредством к-рого субъект соприкасается с царством "предметов". "Теория предметов" М. отличается от феноменологии Гуссерля тем, что она признает логич. примат за "предметами", а не за актами сознания или сознанием вообще. Тем не менее стирание грани между материальными и идеальными "предметами" характеризует систему M. как идеалистическую. В теории "ценностей" M. исходил из критики понятия экономич. ценности в бурж. политэкономии. Стремясь достичь "всеобщего" понятия ценности, М. пришел к крайне субъективистской концепции. М. считал ценности психологич. фактом удовлетворения чувства удовольствия. Теория субъективной, или личной, ценности лежит в основе психологической индивидуалистич. этики М.

М. считал, что его теория соприкасается с неокантианством марбургской школы. Ряд идей М. подводил к основным понятиям логического позитивизма и оказал известное влияние на англ. философию нач. 20 в., в частности на ранние работы Б. Рассела, равно как и на дальнейшее развитие позитивизма в Австрии.

Соч.: Psychologisch-ethische Untersuchungen zur Werttheorie, Graz, 1894; 2 Aufl. под назв.: Zur Grundlegung der allgemeinen Werttheorie, Graz, 1923; Über Annahmen, Lpz., 1902; 3 Aufl., Lpz., 1928; Untersuchungen zur Gegenstandstheorie und Psychologie, Lpz., 1904; Über die Erfahrungsgrundlagen unseres Wissens, Fr./M., 1906; Über die Stellung der Geeenstandstheorie im System der Wissenschaften, Lpz., 1907; Über Möglichkeit und Wahrscheinlichkeit, Lpz., 1915; Über emotionale Präsentation. W., 1917; Zum Erweise des allgemeinen Kausalgesetzes, W., 1918; [Selbstdarstellung ], в кн.: Die Philosophie der Gegenwart in Selbstdarstellungen, 2 Aufl., Lpz., 1923.

Лит.: [Liljeqvist E. ], Meinongs allmänna Värdeteori, Göteborg, 1904; Hiсks G. D., The philosophical researches of Meinong, "Mind", v. 31, new series, 1922, No 121; Tégen E., De personliga va`´rdena hos Meinong, Lund, 1935; Meinong Gedenkschrift, Graz, 1952.

А. Мысливченко. Москва.

МЕКСИКАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЕЛАНХТОН

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЕЛЕЩЕНКО

Зоя Николаевна [р. 17(30) мая 1893 ] - сов. философ, д-р филос. наук (с 1962). Окончила Петерб. женский пед. ин-т (1913) и филос. отделение Петерб. ун-та (1914). С 1913 преподавала в средней школе, позднее - на рабфаках, с 1930 - преподает и ведет науч. работу в различных вузах. С 1944 работает на филос. фак-те Ленинградского ун-та. Науч. исследования M. посвящены истории философии (эпоха Возрождения, нем. Просвещение, нем. классич. философия, философия эпохи империализма в Италии и Германии, марксистская философия в Италии) и критике ревизионизма.

Соч.: Женщины двух эпох, "Сов. наука", 1941, No 4; Коммунистич. партия Италии в борьбе против философствующих поджигателей войны, Л., 1955; Влияние Великой Οкт. социалистич. революции на развитие марксистской мысли в Италии, "Филос. науки" (Науч. докл. высшей школы), 1958, No 1; Из истории идейно-филос. борьбы за единство Германии в 18 и нач. 19 вв., Л., 1958; Неокантианство как филос. основа ревизионизма. Л., 1960; Возрождение, Филос. энциклопедия, т. 1, М., 1960; Нек-рые вопросы историч. материализма в трудах А. Грамши, "Филос. науки" (Науч. докл. высшей школы), 1961, No 1.

МЕЛИСС

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЕЛКАЯ БУРЖУАЗИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЕЛЬЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЕН ДЕ БИРАН

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЕНДЕ

МЕ́НДЕ (Mende), Георг (р. 6 сент. 1910) - нем. философ-марксист, проф. (с 1950), директор филос. ин-та ун-та им. Ф. Шиллера в Иене. Науч. интересы М. лежат в области истории философии и критики совр. бурж. идеологии.

Соч.: Freiheit und Verantwortung, В., 1958; Das Atom und die Philosophie, В., 1960; Die deutsche Philosophie nach 1945, В., 1961 (соавтор); в рус. пер. - Путь Карла Маркса от революционного демократа к коммунисту, М., 1957; Очерки о философии экзистенциализма, М., 1958; Философия жизни, веб. ст.: Нем. бурж. философия после Великой Οкт. социалистич. революции, М., 1960; Экзистенциализм (соавтор), там же; Фашистская "философия" (соавтор), там же.

МЕНДЕЛЕЕВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЕНДЕЛЬСОН

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЕНДИС

МЕ́НДИС (Méndes), Раймунду Тейшейра (1855-1927) - браз. философ и социолог, один из вождей т. н. ортодоксально-религиозного позитивизма, вместе с Лемусом руководил "Бразильской позитивистской церковью", читал курс о позитивизме, печатал ежегодный бюллетень "Circular Anual do Apostolado Positivista do Brasil" и брошюры о позитивистской "религии человечества". В ранних произв. М, утверждал, что лишь рабочие являются подлинными производителями; с 1914 выступил с нападками на марксизм и отверг классовую борьбу.

Соч.: A pátria Brasileira, R. de J., 1881, 2 ed., 1902; A universidade, R. de J., 1882, 2 ed., 1903; A incorporaça`´ o do proletariado na sociedade moderna, R. de J., 1889, 2 ed., 1908.

Лит.: История философии, т. 4, M., 1959, с. 416.

Ж. Базарян. Москва.

МЕНЕДЖЕРИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЕНЕЗИС

МЕНЕ́ЗИС (Menézes), Джасир (р. 1907) - бразильский социолог и философ-неопозитивист, профессор ун-та в Рио-де-Жанейро. Находясь под сильным влиянием Гегеля и Дж. Дьюи, М. пытается объединить неопозитивизм с гегельянством и инструментализмом под лозунгом "научной философии", выступая в то же время против отд. тезисов неопозитивистов, особенно против их понятия об истине. Высшим науч. методом М. считает вероятностную логику или, как он ее называет, "вероятностный детерминизм", следуя в этом за своим учителем Понтисом ди Мирандой. В своей последней кн. "Гегель и сов. философия" ("Hegel e a filosofia soviética", 1959) критикует сов. философию и сов. власть.

Соч.: о problema da realidade objetiva, Fortaleza, 1932; Preparação ao método cientifico, São Paulo, 1938; Dialéctica a metafisica, "Rev. Bras. Filos.", 1952, p. 278-301.

Ж. Базарян. Москва.

МЕНЕНДЕС-И-ПЕЛАЙО

МЕНЕ́НДЕС-И-ПЕЛА́ЙО (Menéndez y Pelayo), Марселино (3 ноября 1856 - 19 мая 1912) - исп. философ-идеалист, стоявший на позициях католицизма, но критиковавший томизм, особенно за его притязания на абс. истину. Предметом истории философии М.-и-П. сяитал изучение идей, согласующихся с идеалистич. миропониманием. Главный итог развития филос. мысли, по мнению М.-и-П., - подтверждение несостоятельности материализма.

Однако в критике материализма М.-и-П. иногда отходит от догматич. католич. концепции, признавая достоинства нек-рых его представителей. Так, напр., Дидро он охарактеризовал как "наиболее гениального и наименее устаревшего писателя своего времени, несмотря на громадные аберрации мысли и стиля".

Будучи противником идеологич. фанатизма, М.-и-П. выступил в конце 19 в. в защиту прогрессивных взглядов на историю развития исп. естественнонауч. мысли. В ряде работ (напр., Polémicas, Indicaciones у proyetos sobre ciencia española, 1876, последующие изд. под назв. "La ciencia española", t. 1-3, [1947 ]) он доказал наличие преемственной линии развития (зачастую прерывавшейся из-за вмешательства католич. церкви) в биологии, астрономии, математике, разрабатывавших оригинальные учения, многие из к-рых стояли на уровне требований передового науч. мышления эпохи.

В политич. отношении М.-и-П. был сторонником монархич. строя, но признавал необходимость свободы мысли и правомерность существования либеральных течений.

Соч.: Edición nacional de las obras completas..., 2 ed., v. 1-62, Md., 1941-55.

Лит.: Artigas y Ferrando M., La vida y la obra de Menéndez Pelayo, Zaragoza, 1939; Iriarte I., Menéndez Pelayo y la filosofia española, Md., 1947; Muñoz Α. Α d., Las ideas filosoficas en Menéndez Pelayo, Md., 1950; Bonis S. de, Positión filosófica de Menéndez y Pelayo, Barcelona, 1954; Sandoval Ad. de, Menéndez y Pelayo. Biografia de un gran español, [Md., 1956 ]; Catalogo da exposiçáo bibliográfica comemorativa do primeiro centena`´rio do nascimento de M. Menéndez Pelayo, R. de J., 1956.

P. Мартинес. Москва.

МЕННОНИТЫ

МЕННОНИТЫ - разновидность протестантизма, получившая название от имени Меннона Симонса (Menno Simons, 1492-1559), основателя секты. М. - это анабаптисты, отказавшиеся от революц. устремлений, перешедшие к проповеди непротивления и выродившиеся в т.н. "мирных анабаптистов". Численность М. уменьшается: если в нач. 20 в. их насчитывали 500 тыс., то теперь их ок. 300 тыс. Больше всего М. в США (ок. 200 тыс. - четырнадцать самостоят. орг-ций со своими специфич. особенностями), в Канаде, Голландии, Германии. M. есть и в СССР, в основном среди граждан нем. национальности.

"МЕНЬШЕВИСТВУЮЩИЙ ИДЕАЛИЗМ"

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЕРА

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница