Приглашаем посетить сайт

Футбол (football-2000.niv.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
Статьи на букву "Т" (часть 3, "ТИМ"-"ТРА")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Т" (часть 3, "ТИМ"-"ТРА")

ТИМИРЯЗЕВ АРКАДИЙ КЛИМЕНТОВИЧ

ТИМИРЯЗЕВ Аркадий Климентович (19 окт. 1880 - 15 нояб. 1955) - сов. физик, занимавшийся филос. проблемами естествознания, в частности теоретич. физики, представитель механицизма (см. "Механисты"), активный участник научно-филос. дискуссий 20-х гг. Сын К. А. Тимирязева. Окончил (1909) математич. отделение физико-математич. фак-та Моск. ун-та. Член КПСС с 1921. Организатор и руководитель кафедры истории физики МГУ. Редактор трудов А. Г., Столетова, П. И. Лебедева и др. рус. физиков. С 1931 - член редколлегии журн. "Под знаменем марксизма". Позитивистская и механистич. методологич. позиция Т. выражалась в стремлении растворить общефилос. принципы в "последних выводах" естествознания. Т. рассматривал квантовую механику как "попятное движение в науке", принцип неопределенностей Гейзенберга - как преграду, поставленную "антинауч. методологией" развитию атомной физики. Т. скептически оценивал теорию относительности Эйнштейна, отождествляя ее физич. содержание с идеалистич. интерпретацией. Эти ошибочные взгляды Т. были подвергнуты критике в парт. и сов. печати.

Соч.: Наука в Сов. России за пять лет, М., 1922; Философия науки. Естественно-науч. основы материализма, ч. 1, П., 1923; Кинетич. теория материи, М., 1923; Теория относительности Эйнштейна и махизм, "Вестник Коммунистич. Академии", 1924, No 7; Естествознание и диалектич. материализм. Сб. ст., М., 1925; Диалектика в науке, М., 1929; Введение в теоретич. физику, М.-Л., 1933; Классики рус. физики - Ломоносов, Столетов, Лебедев, М., 1949.

Лит.: История философии, т. 6, кн. 1, М., 1965, гл. 4; т. 6, кн. 2, М., 1965, гл. 10.

В. Клушин, Б. Суханов. Ленинград.

ТИМИРЯЗЕВ КЛИМЕНТ АРКАДЬЕВИЧ

ТИМИРЯЗЕВ Климент Аркадьевич (22 мая (3 июня) 1843 - 28 апр. 1920) - рус. биолог-дарвинист и обществ. деятель. Окончил Петерб. ун-т (1865). Чл.-корр. Петерб. АН (с 1890). Профессор Петровской (ныне Тимирязевской) земледельч. и лесной академии (с 1871) и Моск. ун-та (с 1877).

Экспериментальные, исследования Т. посвящены гл. обр. проблеме фотосинтеза, а также вопросам дыхания и почвенного питания растений. Т. был одним из основателей агрохимии в России, В теоретич. области вел активную борьбу с различными проявлениями антидарвинизма, в частности с рус. антидарвинистами Н. Я. Данилевским, Н. Н. Страховым, С. И. Коржинским. Существ. позитивный вклад Т. в развитие дарвинизма связан с учением о творч. роли отбора, о единстве организма и среды, о причинах изменчивости, о виде и видообразовании. Разработка этих проблем связывалась Т. с задачей управления природой организмов (см. Соч., т. 5, 1938, с. 143). Этой задаче служили выдвинутая им идея создания новой науки - экспериментальной морфологии, а также мысль о том, что в изучении явлений наследственности и изменчивости решающая роль должна принадлежать физиологич. эксперименту (см. тамже, т. 6, 1939, с. 263-64). В развитии дарвинизма особенно большую роль сыграли работы Т. "Исторический метод в биологии" и "Факторы органической эволюции". Перу Т. принадлежит ряд исследований по истории науки: "Наука. Очерк развития естествознания за 3 века (1620- 1920)" (1920); "Осн. черты истории развития биологии в XIX столетии" (1907) и др. История науки рассматривалась им как ключ к решению совр. науч. проблем. Широкую известность получили популярные книги Т. "Жизнь растения" и "Краткий очерк теории Дарвина".

По своим филос. взглядам Т. стоял на позициях рус. революц. демократов, хотя в молодости испытал увлечение философией Конта. Т. исходил из убеждения, что сознание есть лишь свойство материи, появившееся на определ. ступени ее развития. Природу, материальную действительность он называл единств. источником знания. Отстаивая материалистич. позиции, Т. подвергал критике махизм и агностицизм. Будучи последоват. дарвинистом, Т. считал принцип историзма важнейшим методологич. принципом науч. исследования. В последний период жизни Т. все более приближался к позициям марксистско-ленинской философии. Свое отношение к марксизму Т. наиболее полно выразил в статье "Ч. Дарвин и К. Маркс" (1919). Эта филос. эволюция Т. в значит. мере связана с его живым интересом к революц. движению в России и поддержкой этого движения. Т. приветствовал Октябрьскую революцию и активно включился в созидат. работу Советской власти.

Соч.: Соч., т. 1-10, М., 1937-40; Избр. соч., т. 1-4, М., 1948-49.

Лит.: Ленин В. И., [Письмо] К. А. Тимирязеву, Соч., 4 изд., т. 35, с. 380; Памяти К. А. Т. Сб. докладов и материалов сессии Биол. ин-та, посвященной 15-летию со дня смерти К. А. Т., М.-Л., 1936; Платонов Г. В., Мировоззрение К. Α. Τ., Μ., 1952; История естествознания в России, т. 3, М., 1962; Колодяжный В. И., Вопросы методологии в трудах К. А. Т. и проблемы совр. биологии, К., 1965.

Г. Платонов. Москва.

ТИМОН

ТИМО́Н (Τίμων) (ок. 320 - 230 до н.э.) - др.-греч. философ-скептик и поэт, ученик Пиррона - основателя скептицизма. Впервые письменно изложил учение скептиков. Считая высшим вопросом философии вопрос о поведении человека и доступном для него блаженстве, Т. видел основу познания и деятельности только в непосредств. содержании чувств. восприятия. Признавая равноценность всех возможных суждений относительно природы вещей, Т. обосновывал необходимость воздержания от суждений и идеал совершенной невозмутимости (атараксии). Работы Т. (он - автор трех книг сатирич. стихотворений, т.н. силл, и многочисл. трагедий и комедий) широко использовал Секст Эмпирик.

Соч. в кн.: Diels H., Poetarum philosophorum fragmenta, В., 1901; Mullaсh F. (ed.), Fragmenta philosophorum graecorum, v. 1, P., 1875, p. 84-98.

Лит.: История философии, т. 1, M., 1940, с. 305, 306, 361; Ludwich Л., De quibusdam T. Phil. fragmenta, Königsberg, 1903; Voghera G., Timone die Fliunte e la poesia sillografica, Padova, 1904; Nestle W., Timon, в кн.: Paulys Realencyclopädie der classischen Altertumswissenschaft, Halbbd 12, Stuttg., 1937, S. 1301-03.

ТИНДАЛЬ

ТИНДАЛЬ (Tindal), Мэтью (12 мая 1657 - 16 авг. 1733) - англ. философ-деист. Доктор права Кембриджского ун-та. Осн. произведение Т. - "Христианство так же старо как сотворение мира, или Евангелие - восстановление естеств. религии" ("Christianity as old as the creation; or the Gospel, a republication of the religion of nature", v. 1, L., 1730) в течение трех лет выдержало четыре издания, вызвав резкую полемику со стороны теологов (Р. Бентли, У. Лоу, Дж. Конибир, Дж. Батлер). Не становясь на позиции атеизма, Т. подверг в этой работе резкой критике т.н. положит. религии, понимая под ними все известные в истории вероучения, исключая христианство, относя их к области суеверий. "Естественная религия", по Т., соответствующая истине и законам природы, предшествовала всем "положительным религиям". Она основывается на естеств. разуме, познающем природу вещей и нравств. обязанности человека, и не нуждается ни в каком откровении. Заслуга Христа состояла, по Т., в восстановлении естеств. религии. Однако и в христианстве сохранились ложные примеси, противоречащие естеств. религии; к ним Т. относил по существу всю христ. догматику и библейскую мифологию, сохраняя лишь нравств. учение, абстрактную веру в бога и в бессмертие души. Нравств. философия Т. свободна от аскетизма: мир создан для всеобщего счастья людей. Книга Т., названная современниками "библией деизма", оказала сильное влияние на развитие свободомыслия в Англии и (через посредство Вольтера и энциклопедистов) во Франции.

Б. Быховский. Москва.

ТИПИЧЕСКОЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТИПОВ ТЕОРИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТИТО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТИТЧЕНЕР

ТИТЧЕНЕР (Titchener), Эдуард Брэдфорд (11 янв. 1867 - 3 авг. 1927) - амер. психолог, автор концепции структурной психологии, один из гл. представителей интроспекционизма. Род. в Англии, однако формировался как психолог в Германии под влиянием Вундта. В 1892-1927 - проф. Корнеллского ун-та, где им был создан крупнейший в США центр экспериментальной психологии. Объектом психологии как науки для Т. является сознание, предпосылкой чего служит тождество между психологическим и сознательным. Т. начинает с выявления элементов, имманентных сознанию. В отличие от современной ему функциональной школы, учения Штумпфа и др., Т. утверждает, что в сознании имеются постоянные элементы, к-рые образуют основу первично-психического. Задачей же изучения Т. считает выявление первичных элементов сознания и законов образования на их основе психич. структур. Методом психологии в связи с этим служит интроспекция, к-рую Т. отличает от обычного самонаблюдения, поскольку из него исключается все, входящее в сознание извне: относящееся как к физич. природе стимула, так и к категории значения. В отличие от вюрцбургской школы психологии, Т. отказывался включить мышление в число первичных е д и н и ц сознания (поскольку иначе требовалось бы вводить понятие бессодержат. мысли), выводя содержание, "значение" из взаимоотношения между частями сенсорного опыта, при к-ром одна из них принимает на себя в отношении к другой "знаковую функцию", что сближало Т. с Маxом и Aвенариусом. Т. - автор переведенных на мн. языки руководств по общей экспериментальной психологии, долго считавшихся образцовыми.

Соч.: Experimental psychology. A manual of laboratory practice, v. 1-2, N. Y.-L., 1901-06; Lectures on the experimental psychology of the thought-processes, N. Y., 1909; Systematic psychology: prolegomena, N. Y., 1929; в рус. пер. - Очерки психологии, СПБ, 1898.

Лит.: Ярошевский М. Г., История психологии, М., 1966, с. 424-26; Boring E.G., History of experimental psychology, 2 ed., N. Y., 1950; Wооdwоrth R. S., Contemporary schools of psychology, 3 ed., Ν. Υ., 1964.

Д. Ляликов, М. Роговин. Москва.

ТКАЧЁВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТОPO

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТОГОЛОК МОЛДО

ТОГОЛО́К МОЛДО́ (Байымбет Абдурахманов) (1860 - 4 янв. 1942) - кирг. нар. певец, просветитель, демократ. В его творчестве содержатся материалистич. и атеистич. тенденции, антиклерик. и антифеод. мотивы. Выступал против идеализации кочевой жизни. Т. М. горячо встретил Οкт. революцию, сражался против басмачей. Революц. и патриотич. поэзия Т. М. занимает видное место в развитии кирг. сов. лит-ры.

Соч.: Чыгырмалар, т. 1-2, Ф., 1954-55.

Лит.: Джакишев У., Тоголок Молдо, "Кир 1951, No 11; Юдахин К. К., Избр. стихи, в кн.: Труды Ин-та языка, лит-ры и истории Кирг. филиала АН СССР, вып. 3, Ф., 1952, с. 219-22; Богданова М. И., О творчестве кирг. нар. акына Т. М. второй пол. 19 - нач. 20 в., в сб.: Акад. В. А. Гордлевскому к его 70-летию, М., 1955.

ТОЖДЕСТВА ЗАКОН

ТОЖДЕСТВА ЗАКОН (лат. principium identitatis)

1) В традиц. формальной логике - один из осн. мышления законов наряду с достаточного основания принципом, пpинципом исключенного третьего и пpотиворечия законом. Т. з. не равнозначен понятию тождества. Традиц. формула Т. з. х=х (к-рой в логике и в философии зачастую исчерпывалось понятие о тождестве) выражает лишь рефлексивность отношения тождества (вообще отношений типа равенства) и недостаточна для характеристики понятия (предиката) тождества, любое нетривиальное употребление к-рого основано на принципе отождествления неразличимых, т.е. предполагает отождествление лишь относительно неразличимых объектов - неразличимых в рамках той или иной абстракции отождествления (в интервале абстракции отождест-в л е н и я), что, напр., является типичным для прикладных логико-матем. исчислений. Поэтому в приложениях логики Т. з. потерял свое некогда фундаментальное значение "принципа, выражающего неизменность сущего" (к-рое, кстати, незаслуженно ему приписывалось), уступив место тем или иным определениям предиката тождества (равенства), не имеющим ничего общего с "метафизическими основоположениями" формальной логики. Поскольку рефлексивность тождества указывает на индивидуализацию, формулу х=х, входящую в аксиоматич. определение предиката тождества (а следовательно, и традиц. Т. з.), естественно рассматривать как логич. характеристику понятия "индивидуальное" (подробнее об этом см. в ст. Тождество). Абстракция х=х - тавтология. И хотя она не зависит от выбора универсума рассуждения (см. Универсум), в интерпретации ей должна соответствовать определенная онтология - эта абстракция должна иметь объективную значимость, если, конечно, полагать, что содержание наших абстракций (в качестве объекта абстрагирования) не зависит от абстрагирующей деятельности мышления, существует независимо от него.

2) В совр. формальной (математической) логике Т. з. наз. обычно формулу логики высказываний А⊃А, выражающую свойство рефлексивности импликации, и любой вариант подстановки в эту формулу. О Т. з. см. также ст. А = А, Равенство в логике и математике, Эквивалентность и лит. при этих статьях.

М. Новоселов. Москва.

ТОЖДЕСТВА ПРОБЛЕМЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТОЖДЕСТВЕННАЯ ИСТИННОСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТОЖДЕСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТОЙНБИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТОКТОГУЛ САТЫЛГАНОВ

ТОКТОГУЛ САТЫЛГА́НОВ (25 нояб. 1864 - 4 апр. 1933) - кирг. акын и мыслитель. На формирование мировоззрения Т. С. оказали влияние рус. политзаключенные-революционеры, с к-рыми он сблизился в сибирской ссылке в 1898-1910. Творчество Т. С. проникнуто антифеод., демократич. идеями. В годы Сов. власти агитац.-пропагандистские произв. Т. С. приобрели широкую популярность в Киргизии. В филос. плане Т. С. - наивный материалист; первоосновой мира он считал "текучую воду", к-рая в качестве "жизненной силы" проникает все живое.

Соч.: Чыгармаларынын эки томдук жыйнагы, т. 1-2, Ф., 1968; в рус. пер.: Избр. произв., Ф., 1950; Избр. произв., Ф., 1954; Избранное, [Стихи], М., 1958.

Лит.: Чукубаев Α., Токтогул, Ф., 1958; Богданова М. И., Токтогул Сатылганов, М., 1959; Аманалиев Б., Социально-политич. и филос. идеи Токтогула и Тоголока Молдо, Ф., 1963.

ТОЛАНД

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТОЛМЕН

ТО́ЛМЕН (Tolman), Эдуард Чейс (14 апр. 1886 - 19 ноября 1959) - амер. психолог. Окончил Массачусетский технологич. ин-т и аспирантуру по психологии и философии при Гарвардском ун-те; с 1918 - проф. Ун-та Беркли (Калифорния). Концепция Т. сформулирована в его осн. соч. "Целевое поведение у животных и человека" ("Purposive behavior in animals and men", N. Y.-L., 1932).

Т. - представитель т.н. необихевиоризма, являющегося попыткой обновить обнаружившую несостоятельность психологич. бихевиористскую доктрину. Взамен схемы классич. бихевиоризма, сводящего психику к сумме простейших элементов тина "стимул - реакция", Т. вводит ряд положений др. психологич. школ, к-рые в свою очередь трактуются им с позиций методологии операционализма. У гештальтпсихологии он заимствует идею целостности (по терминологии Т., "молярности") поведения; из динамической психологии Т. берет такие термины, как стремление, намерение, желание и др., к-рые, однако, лишаются их собств. содержания, поскольку психич. явления рассматриваются им в бихевиористском духе как нечто вторичное, производное от актов поведения, как "зависимые переменные", т.е. опосредствующие звенья между стимулом и реакцией. С т. зр. Т., психич. функции изначально подчинены целевой установке - служат адаптации организма к среде. На основе учения о заданности целевой установки и ее первичности по отношению к поведению и внутренним аспектам психики Т. приходит к ликвидации качественных различий между разными уровнями деятельности.

Работы Т. оказали значит. влияние на совр. амер. психологию; в 1958 они были отмечены спец. премией Амер. психологич. ассоциации. Библиография работ Т. содержит около 200 названий (см. "American Psychologist", 1958, v. 13, No 4).

Соч.: Collected papers in psychology, Berk. - Los Ang., 1951.

Лит.: Рубинштейн С. Л., Необихевиоризм Толмена (бихевиоризм и интроспекция), в его кн: Принципы и пути развития психологии, М., 1959; Совр. психология в капиталистам, странах. M., 1963; Ярошевский М. Г., История психологии, М., 1966.

Д. Ляликов, М. Роговин. Москва.

ТОЛСТОВСТВО

ТОЛСТОВСТВО - религ.-утопич. направление в обществ. мысли и обществ. движении России конца 19 - нач. 20 вв., сложившееся на основе учения Л. Толстого. Последователи Т. проповедовали "всеобщую любовь", непротивление злу насилием, религ.-нравств. совершенствование как средство преобразования общества, организовывали производственные земледельч. общины, призывали к отказу от платежа податей и несения военной службы. Церковь и власти преследовали толстовцев, ссылали их в Сибирь и Закавказье. Идеология Т., в частности проповедь квиетизма и непротивленчества, была подвергнута резкой критике Лениным (см. Ленин о Л. Н. Толстом, М., 1969), а также С. Г. Шаумяном (см. Избр. произв., т. 1, 1957, с. 287-303 и 321-28).

ТОЛСТОЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТОЛЬЯТТИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТОМАЗИЙ

ТОМАЗИЙ (Thomasius), Христиан (1 янв. 1655 - 23 сент. 1728) - нем. философ и юрист. Изучал философию и юриспруденцию под руководством отца, Якоба Т., учителя Лейбница. Испытал влияние Гроция и Пуфендорфа. С 1687 читал лекции в Лейпцигском ун-те, с 1694 - профессор, затем ректор ун-та в Галле. Убежденный просветитель, Т. основал первый в Германии науч. журнал "Teutsche Monate", а также рецензионный орган "Monatsgespräche", способствовал высвобождению науки от пут схоластики, боролся с пережитками средневековья. Гл. науч. интересы Т. лежали в области философии гос-ва и права. Сторонник теории естественного права, Т. впервые разграничил нравственность (охватывающую внутр. мир человека и определяемую его сознанием, убеждениями) и право (нормы к-рого регулируют внешние отношения между людьми и имеют принудит. характер). Т. открыто выступал за освобождение философии и права из-под влияния теологии. Предметом философии должен стать человек, а ее орудием служит здравый смысл, разум. Философия должна способствовать просвещению, приносить людям пользу. Ее важнейшая задача состоит в том, чтобы сделать человека способным отличать истину от лжи, добро от зла, научить людей правильно жить. Т. первый из нем. философов начал писать и выступать с лекциями на нем. яз. Он заложил основы нем. филос. терминологии.

Не чужд был Т. и идей утопического социализма, к-рые были у него окрашены в религ. тона. Христ. любовь к ближнему, считал он, должна привести к общности имущества, являющейся залогом всеобщего благоденствия.

Соч.: Introductio ad philosophiam aulicam, Lpz., 1688; Einleitung zu der Vernunftlehre, Halle, 1691; Ausübung der Vernunftlehre, Halle, 1691; Einleitung zur Sittenlehre, Halle, 1692; Historie der Weisheit und Torheit, Bd 1-13, Halle, 1693; Ausübung der Sittenlehre, Halle, 1696; Versuch von Wesen des Geistes, Halle, 1699; Institutiones Jurisprudentiae divinae, Halle, 1702; Fundamenta juris naturae et gentium, Halle-Lpz., 1705; Aus der Frühzeit der deutschen Aufklärung, 2 Aufl., Lpz., 1938 (COBM. с Ch. Weise).

Лит.: Деборин А. М., Из истории раннего немецкого просвещения. X. Т., "ВИМК", 1960, No 6; Wоlf E., Grotius, Puféndorf, Thomasius. Tübingen, 1927; Fleischmann M. (Hrsg.), Chr. Thomasius. Leben und Lebenswerk, Halle, 1931; Вieber G., Staat und Gesellschaft bei Thomasius, Giessen, 1931 (Diss.); Bloch E., Chr. Thomasius, В., 1953; Schubart-Fikentscher G., Unbekannter Thomasius, Weimar, 1954; Lieberwirth R., Chr. Thomasius, Weimar, 1955; Schneiders W., Moral und Liebe. Untersuchungen zur Entwicklung der Moralphilosophie und Naturrechtslehre des 17. Jahrhunderts bei Chr. Thomasius, Münster, 1960; Wolff H. M., Die Weltanschauung der deutschen Aufklärung in geschichtlicher Entwicklung, 2 Aufl., Bern-Münch., 1963.

Б. Мееровский. Москва.

ТОМАС

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТОМИЗМ

ТОМИЗМ - система взглядов, созданная Фомой Аквинским (Thomas Aquinas), а также основанное им направление католич. философии. См. ст. Схоластика, Неосхоластика, Неотомизм и лит. при этих статьях.

ТОМПСОН

ТО́МПСОН (Thompson), Уильям (ок. 1785 - 23 марта 1833) - англ. экономист и обществ. деятель, сторонник утопического социализма. Уроженец Корка (Ирландия). Первоначально испытав влияние Бентама, в дальнейшем отказался от бурж. утилитаризма и выступил с резкой критикой капиталистич. строя, примыкая к Оуэну. В своей осн. работе "Исследование о принципах распределения богатства..." ("An inquiry into principles of distribution of wealth...", L., 1824) Т. изобличал капитализм как несправедливую, основанную на эксплуатации, систему частной собственности. Придерживаясь трудовой теории стоимости и признавая труд единств. источником богатства, Т. осуждал прибыль и ренту как основанные на насилии и обмане результаты присвоения чужого труда. Экономич. строю капитализма Т. противопоставлял систему кооперативной собственности, осн. принципы к-рой - свободный труд, право трудящегося на полный продукт своего труда, свободный обмен продуктов труда.

Т. был ревностным поборником социального и политич. равноправия женщин (см. ого трактат "Протест половины человеческого рода..." - "Appeal of one half the human race...", L., 1825).

Большую часть своего состояния Т. завещал на осуществление социалистич. планов оуэнистов (это завещание, по настоянию родственников, в результате многолетней судебной процедуры было аннулировано).

Соч.: Labour rewarded, L., 1827.

Лит.: Маркс К., Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 374; т. 24, с. 364; Кан С. Б., История социалистических идей (до возникновения марксизма), М., 1963, с. 175-80.

Б. Быховский. Москва.

ТОНДРАКИЙЦЫ

ТОНДРАКИЙЦЫ - представители арм. антифеодального революц. движения 9-11 вв.; термин происходит от назв. деревни Тондрак, где движение Т. зародилось в форме религ. ереси и откуда распространилось по всей Армении и соседним с нею странам. Основатель и вождь движения - Смбат из Заревана. Будучи в целом антиклерик. идеологией, учение Т. не было однородным и включало как атеистические, так и религ.-еретич. элементы - манихейство, павликианство, раннехрист. идеи. Т. отрицали осн. церк. догматы и обряды, подвергали критике Библию (гл. обр. Ветхий завет), признавали не божественную, но только человеческую природу Христа. Т. проповедовали равенство людей, отрицали сословные и экономич. привилегии правящих классов. Т. призывали народ не платить налоги, уклоняться от повинностей в пользу церковных и светских феодалов, игнорировать офиц. законы и правосудие. Вооруж. восстание Т. - первый в арм. истории решит. бой феодализму.

Лит.: Григор Магистрос, Письма, Александрополь, 1910 (на арм. яз.); Аристакес Ластивеpци. Повествование, Ер., 1963 (на арм. яз.); Чалоян В. К., История арм. философии, Ер., 1959; Габриелян Г. Г., Очерк истории арм. филос. мысли, Ер., 1962.

В. Чалоян. Ереван.

ТОРАЙГЫРОВ

Султанмахмут (28 октября 1893 - 21 мая 1920) - казах. просветитель, поэт и публицист. Защищал идеи атомистич. строения мира, детерминизма и материалистич. теории познания. В произв. Т. затрагиваются вопросы этики, эстетики, педагогики, психологии и атеизма. Под влиянием эстетики рус. революц. демократов Т. рассматривал иск-во с т. зр. его обществ. значимости, придавая большое значение его идейности и народности. В работах "Заблудившаяся жизнь" и "Социализм" (1918) он подчеркивал объект, характер обществ. развития, раскрывал классовые противоречия в дореволюц. казах. обществе. В целом в понимании обществ. развития Т. оставался идеалистом, видя причину всех пороков общества в отсутствии в нем справедливости. В своих психологич. и педагогич. работах Т. высказал ряд интересных идей о возрастной периодизации, о роли языка как гл. фактора и средства воспитания подрастающего поколения.

Соч.: Шыгармалар. Eкi томдык, т. 1-2, Алматы, 1962; в рус. пер. - Избранное, А.-А., 1958.

Лит.: Бейсембиев К., Прогрессивно-демократич. и марксистская мысль в Казахстане нач. 20 в., Α.-Α., 1965, с. 130-88; Жарикбаев К. Б., Развитие психологич. мысли в Казахстане, А.-А., 1968, с. 84-104.

И. Жарикбаев. Чимкент.

ТОРЕЗ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТОРНДАЙК

ТОРНДАЙК (Thorndike), Эдуард Ли (31 авг. 1874 - 9 авг. 1949) - амер. психолог, работавший гл. обр. в области сравнит, психологии и проблем обучения. Проф. Колумбийского ун-та (с 1904). Т. разработал методику изучения поведения животных при помощи "проблемных клеток", т.е. клеток с секретом, механизм к-рого должно "открыть" само животное. Эта методика заложила основы новой схемы эксперимента: создание проблемной ситуации - регистрация движений. На основе своих опытов Т. сделал вывод, что в поведении животного отсутствует целесообразность, т.е. не наступает характерное для человека внезапное понимание, выражающееся в принятии решения на основе единств. пробы. Представляя интеллект животных как инструмент приспособления к среде, Т. для объяснения пути такого приспособления сформулировал закон "проб и ошибок": пробы, случайно оказавшиеся удачными, в дальнейшем закрепляются, создавая видимость целесообразного поведения.

Впоследствии этот закон был перенесен на человека (опыты Руггера). Работы Т. в сравнит. психологии способствовали разрушению традиции антропоморфич. истолкования поведения животных и внедрению объективных методов исследования поведения. По сути дела Т. (без введения самих терминов) сконструировал осн. схему анализа поведения, характерную для бихевиоризма, хотя бихевиористы критиковали Т. за неполностью преодоленный субъективный подход. В совр. психологии (в т.ч. в сов. психологии, а также в работах Пиаже, Холла, Толмена и др.) показано, что закон проб и ошибок не выражает характерной для поведения направленности каждой пробы, ее включенности в определ. психич. структуру; в сущности, этот закон применим лишь к узкой сфере искусственно построенных ситуаций. Концепция Т. подвергалась критике также за ее механицизм.

Свои методы Т. применил для исследования обучаемости детей. Его осн. работа в этой области "Педагогическая психология" ("Educational psychology", Ν. Υ., 1903) оказала большое влияние на исследования обучения в США, в т.ч. и на совр. амер. концепции программированного обучения. Обучение трактовалось Т. как процесс приспособления индивида к среде, т.е. с биологич. позиций; центральным здесь был для него "закон эффекта" - зависимость упрочения реакции от последующего удовлетворения или неудовлетворения.

Соч.: Animal intelligence, Ν.Υ., 1911; Human nature and the social order, N. Y., 1940; в рус. пер. - Принципы обучения, основанные на психологии, 2 изд., М.. 1929; Психология арифметики, М.-Л., 1932; Процесс учения у человека, М., 1935.

Лит.: Выготский Л. С., Развитие высших психич. функций, М., 1960, с. 397-481; Ярошевский М. Г., История психологии, М., 1966, гл. 12; Boring E. G., A history of experimental psychology, 2 ed., N. Y., [1950].

H. Алексеев. Москва.

ТОСТАДО

ТОСТА́ДО (Tostado), Алонсо (между 1400 и 1409 - 3 сентября 1455) - испанский теолог. С 1449 и до конца жизни - епископ Авилы. Выступал против религиозной ортодоксии и обскурантизма, апеллируя к благочестию верующего. В трактате "Защита трех тезисов" ("Defensorium trium conclusionum") T. отстаивал тезис о том, что христ. церковь должна опираться на разум. Т. принадлежит также трактат "О наилучшей политике" ("De optima politia"), посвященный анализу политич. взглядов Аристотеля, и ряд др. богословских соч.

Соч.: Opera omnia, v. 1-27, Venetiis, 1728.

Лит.: Bosi S., Alonso Tostado. Vita e opere, Roma, 1951.

В. Афанасьев. Ленинград.

ТОТЕМИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТРАГИЧЕСКОЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТРАДИЦИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТРАЗИМАХ

Х а л к и д о н с к и й (ϑρασύμαχος) (2-я пол. 5 - нач. 4 вв. до н.э.) - др.-греч. философ-софист. Идеи Т. известны лишь по изложению Платона, враждебно относившегося к софистам и потому не всегда адекватно характеризующего их воззрения. Как и мн. софисты, Т. социальные явления рассматривал с антропологич. позиции: вера в богов расходится с нравств. чаяниями людей (В 8 Diels), почему люди должны больше полагаться на себя, чем на богов и судьбу (В 1); по свидетельству Платона ("Государство", I, 338 С сл.), для Т. "...справедливость есть не что иное, как полезное для более сильного...". Т. был одним из родоначальников идеи общественного договора (см. тамже, II, 359 А - 359 В). Взгляды Т. на справедливость и право сложились, по-видимому, на основе практики межполисных отношений, а также отношений различных партий внутри полисов периода Пелопоннесской войны, когда право было объявлено силой, а "сила - правом".

Фрагменты в рус. пер. в кн.: Маковельский Α., Софисты, вып. 2, Баку, 1941, с. 17-23.

Лит.: История философии, т. 1, М., 1940, с. 130-32. См. также лит. при ст. Софисты.

Ф. Кессиди. Москва.

"ТРАКТАТ О НАЧАЛАХ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ЗНАНИЯ"

"ТРАКТАТ О НАЧАЛАХ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ЗНАНИЯ" (1710) - осн. соч. Беркли.

"ТРАКТАТ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПРИРОДЕ"

"ТРАКТАТ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПРИРОДЕ" (1739-40) - первое из двух гл. соч. Юма.

Предыдущая страница Следующая страница