Приглашаем посетить сайт

Ахматова (ahmatova.niv.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
СВОЙСТВО

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

СВОЙСТВО

СВОЙСТВО - филос. категория, соотносительная категориям вещи и отношения и обычно определяемая через них. Напр., Гегель определял С. вещи как "...ее определенные соотношения с д р у г и м; свойство имеется лишь как некоторый способ отношения друг к другу" (Соч., т. 5, М., 1937, с. 581). Для традиции объективного идеализма характерно понимание С. как общего, существующего независимо от единичных вещей и включаемого в сферу сознания, т.е. понимание, основанное на отрыве С. от вещи. Субъективный идеализм отождествляет С. с ощущениями и тем самым отрицает объективный характер С. (см. Р. Авенариус, Философия как мышление о мире согласно принципу наименьшей меры сил, СПБ, 1913). Ленин убедительно показал, что отождествление С. вещей с ощущениями противоречит осн. фактам совр. естествознания и неминуемо ведет к солипсизму. Для мн. представителей совр. логики характерно отождествление С. с классом вещей (см. А. Тарский, Введение в логику и методологию дедуктивных наук, 1948, с. 112). Напр., С. белизны будет тождественно с классом всех белых предметов. Такое понимание С. наз. экстенциональным. В более широком смысле С. понимается как нечто соответствующее особого рода функции - одноместному предикату. Но поскольку всякая функция представляет собой нек-рое отношение, определение С. с помощью понятия о предикате - это определение через вещь и отношение.

Приведенные определения отражают различные стороны категории С., но ни одно из них не выражает полностью того смысла, к-рый вкладывается в это слово в науке и повседневной жизни. Так, во мн. случаях можно заменить С. соответствующим классом, но, напр., классы равноугольных и равносторонних треугольников совпадают, хотя равносторонность и равноугольность - это разные С. треугольников. Определение С. как одноместного предиката также не всегда выражает его специфику. На практике, определяя, что выражает данный предикат, мы не ограничиваемся перечислением переменных, а привлекаем другие, более глубокие соображения. Учитывая это, можно определить С. как то, что будучи отнесено к предмету, в отличие от отношения не образует нового предмета. С. можно определить также как то, что является общим множеству предметов, или как то, что различает предметы. Эти определения тоже не будут исчерпывающими, но раскрывают категорию С. с др. сторон.

Различие типов исследуемых С. во многом определяет дифференциацию наук. В зависимости от того, каким образом изменяются С., их можно разбить на неск. видов: а) С., не обладающие интенсивностью и потому не могущие ее менять (напр., "стеклянный", "электрический", "материальный" и т.д.); их можно назвать точечными; б) С., обладающие в предмете определ. интенсивностью, к-рая может быть большей или меньшей (напр., "длина", "масса", "температура" и т.д.); это "одномерные" или "линейные" С., в) меняющиеся в двух и более отношениях - двухмерные и вообще n-мерные С. (напр., скорость, меняющаяся по направлению и по модулю). "Естеств." науки - физика, химия, астрономия и т.д., а также математика стремятся исследовать прежде всего линейные и многомерные С. вещей. Науки гуманитарного цикла имеют дело гл. обр. с точечными С. или С., приближенно рассматриваемыми как точечные. В совр. науке усиливается тенденция к преодолению этого различия (возникновение афинной геометрии и топологии, исследующих точечные С. фигур; проникновение статистич. методов, связанных с исследованием линейных С., в языкознание и др. гуманитарные науки).

В развитии физики был период, когда каждое С. стремились отождествить с соответствующим материальным носителем (С. теплоты - с теплородом, магнитные свойства - с магнитной жидкостью и т.д.). Такое отождествление (субстантивирование С.), как показало дальнейшее развитие науки, неправильно. Однако у каждого С. вещи есть свой носитель. В ряде случаев он тождественен с самой вещью (так, носителем С. массы, присущего телу, является само это тело). Но, напр., С. разумности человека не распределяется равномерно по всему человеку, а имеет спец. носитель - центр. нервную систему. Чем сложнее С., тем более специфическим является его носитель.

С. не существует вне вещи, но оно не существует и вне отношения и, следовательно, относительно. Относительность мн. С. была известна еще в древности (см., напр., высказывание Гераклита о морской воде в сб. "Материалисты Древней Греции", М., 1955, с. 46). После Локка укоренилось деление С. на относительные и абсолютные (см. Первичные качества). Относительности теория доказала относительность ряда С., в т.ч. геометрич. формы и массы, к-рые раньше считались абсолютными.

Лит.: Овчинников Η. Φ., Качество и С., "ВФ", 1960, No 6; Уемов А. И., Вещи, С. и отношения, М., 1963.

А. Уемов. Одесса.

В начало энциклопедии