Приглашаем посетить сайт

Маркетплейс (market.find-info.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
Статьи на букву "Т" (часть 1, "ТАБ"-"ТЕЛ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Т" (часть 1, "ТАБ"-"ТЕЛ")

ТАБУ

ТАБУ - категорический запрет на религиозной основе. Термин взят из полинезийских языков и был впервые отмечен англ. путешественником Куком на о-вах Тонга (1771), где, как и вообще в Океании, имелась чрезвычайно развитая система Т. Позднее сходные представления были обнаружены в др. частях света (вакара у индейцев племени дакота и др.). В Т. соединены два понятия - священного и запретного, неприкасаемого. Т. могут относиться как к отд. лицам, так и к обществ. группам в целом. Сфера применения термина в связи с отсутствием разработанной теории Т. неясна; во всяком случае следует отличать от Т. религ.-моральные запреты в развитых религиях как более сложные образования.

Широкую классификацию табуированных вещей и действий дал Фрейзер ("Золотая ветвь", пер. с франц., вып. 2, М., 1928). Фрейзер, противопоставляя религию и магию, рассматривал Т. как вторую, негативную форму магии, отличную от позитивной магии и связанную с запретом. Фрейд ("Тотем и табу", W.-Lpz., 1913, рус. пер., М.-П., 1923) видит в Т. внешнее выражение амбивалентной позиции по отношению к вождям или лидерам группы, при к-ром бессознательная (вытесненная) ненависть к социальному лидеру сталкивается с сознат. запретом. В результате возникает компромиссное образование, по своей структуре аналогичное неврозу. Амбивалентное отношение к лидеру переносится на его субституты (первый из них - тотемное животное), выполняя таким образом охранит. социальные функции. Однако психологич. теория Т., данная Фрейдом, не способна охватить все явления Т., т.к. нередко влечение к нарушению Т. может быть вполне осознанным (напр., при пищевых Т.). В социальной антропологии (Малиновский, Радклифф-Браун и др.) Т. рассматривается как часть общей системы социального контроля, при к-рой даже чисто иррациональные и внешне абсурдные Т. несут регулятивные социальные функции. Однако эта теория не объясняет происхождение конкретных Т., и здесь возникает вопрос о связи Т. с древнейшими кодексами законов и истоками морали.

Проблемам Т. посвящены работы сов. ученых Д. К. Зеленина ("Табу слов у народов Вост. Европы и Сев. Азии", ч. 1, Л., 1929), рассматривающего связь Т. с развитием языка через возникновение слов-заменителей и развитие синонимия, рядов, и С. А. Токарева, анализирующего социальные корни Т. ("Ранние формы религии и их развитие", М., 1964).

Лит.: Штернберг Л. Я., Первобытная религия в свете этнографии, Л., 1936; Brown A. R. R., Taboo, L., 1939; Webster H., Taboo. A sociological study, L., 1942; Steiner Г., Taboo, L., 1956.

Д. Ляликов, С. Токарев. Москва.

ТАВАДЗЕ

Илья Кайсарович (р. 26 дек. 1905) - сов. философ, д-р филос. наук (с 1964), профессор. Заслуженный деятель науки Груз. ССР. Член КПСС с 1931. Окончил Моск. педагогич. ин-т им. В. И. Ленина и аспирантуру МИФЛИ (1934). Преподавал философию в вузах Москвы и Тбилиси. С 1955 - ректор груз. Гос. театрального ин-та. Область науч. исследований - проблемы материалистич. диалектики и эстетики.

Соч.: В. И. Ленин "О науке логики" Гегеля, Тб., 1959 (совм. с Г. М. Каландаришвили); О категориях материалистич. диалектики, "Тр. Ин-та философии АН Груз. ССР", 1957, No 7 (на груз. яз.); К вопросу о воспитании художественного вкуса, Тб., 1961 (на груз. яз.); Проблема прекрасного в домарксистской истории эстетики, Тб., 1962 (на груз. яз.).

ТАВАНЕЦ

Петр Васильевич (р. 10 июля 1911) - сов. философ, д-р филос. наук (с 1956), профессор (с 1962). Член КПСС с 1945. Зав. сектором логики (с 1961) Ин-та философии АН СССР. Работы Т. посвящены гл. обр. филос. вопросам формальной логики и проблемам логики науч. познания.

Соч.: Суждение и его виды, М., 1953; Вопросы теории суждения, М., 1955; Логика, М., 1956 (соавтор); О так называемом тавтологич. характере логики, "ВФ", 1957, No 2; Нек-рые проблемы логики науч. познания, там же, 1962, No 10 (совм. с В. С. Швыревым); Филос. вопросы совр. формальной логики, М., 1962 (редактор и соавтор); Проблемы логики науч. познания, М., 1964 (редактор и соавтор); Логика науч. познания и совр. формальная логика, "ВФ", 1964, No 3; Об осн. направлениях разработки проблем логики науч. познания, там же, 1966, No 2; Логическая семантика и модальная логика. Сб. ст., М., 1967 (отв. редактор); Классическая и неклассическая логика, "ВФ", 1968, No 12.

ТАВТОЛОГИЯ

ТАВТОЛОГИЯ (от греч. ταὐτός - тот же самый и λόγος - слово) - 1) Трюизм, общее место, очевидная истина. 2) Крайний случай логической ошибки типа petitio principii, a именно, idem per idem ("то же через то же" в определении, доказательстве и пр.). 3) Логич. закон, выражающий свойство идемпотентности нек-рых логич. операций, понятий (термов), истинностных значений и пр. Поэтому часто законы идемпотентности наз. также законами (или принципами) Т. 4) Формула логики высказываний, истинная для любого набора истинностных значений ее переменных (в с е г д а истинная, или б е з у с л о в н о истинная, или тавтологичная, или тождественно-истинная формула). Это, введенное Витгенштейном, значение термина "Т.", позднее было расширено: Т. стали называть вообще логически истинные (см. Логическая истинность, Мышления законы) формулы классич. логических исчислений - законы классич. логики. В соответствии с 4) понятие Т. естественно относить не к "чистым", а к прикладным исчислениям, когда фиксирована область изменения переменных (область предметов), или универсум, хотя Т. и не зависит от того, каков этот универсум. Напр., в исчислении предикатов первой ступени с тождеством формула х=х (закон рефлексивности тождества) - Т. Истинность этой формулы не зависит от того, выберем ли мы в качестве универсума множество натуральных чисел или множество действит. чисел, или же к.-л. другое множество. Т. говорит нечто всегда истинное о любом возможном универсуме, т.е. об элементах (их свойствах и отношениях) любого множества предметов из нек-рой системы множеств, по отношению к к-рым она только имеет смысл. Слова "универсум", "любое множество" и пр. показывают, что Т. - понятие классич. логики. Именно с т. зр. классич. логики Т. образуют теоретич. основу для любых логически правильных умозаключений (см. Тождественная истинность).

Когда число принятых истинностных значений больше двух (при т.н. обобщенной системе истинностных значений, к-рая имеет место, напр., в многозначной логике), Т. наз. такие формулы, к-рые при любом наборе из принятой обобщенной системы истинностных значений переменных сохраняют одно и то же в ы д е л е н н о е (отмеченное) значение. Т. в этом смысле используются, в частности, в доказательствах независимости аксиом и правил вывода логич. исчислений.

Лит.: Витгенштейн Л., Логико-философский трактат, пер. с нем., М., 1958; Чёрч Α., Введение в математическую логику, пер. с англ., [т.] 1, [M.], 1960, § 15, 19, 23; Вlanсhé R., Introduction à la logique contemporaine, P., [1957], p. 63-69.

M. Новосёлов. Москва.

ТАДЖИКСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТАЙЛОР

ТАЙЛОР (Tylor), Эдуард Бернетт (2 окт. 1832 - 2 янв. 1917) - англ. этнолог и религиевед, проф. антропологии в Оксфорде. Вместе со Спенсером был основоположником эволюц. школы в истории культуры. Взгляды Т. сложились под влиянием эволюц. теории Конта и его англ. последователей, В "Антропологии" (L., 1881; посл. изд. Ann Arbor, 1960; рус. пер., СПБ, 1882) Т. рассматривает историю культуры как процесс поступат. развития ("наука о культуре есть наука о реформах") и вводит в этнологию понятия т.н. пережитков (survivals) и историч. напластований в культуре. В историю науки Т. вошел прежде всего как создатель теории анимизма ("Первобытная культура", v. 1-2, L., 1871, рус. пер., т. 1-2, СПБ, 1872-73), оказавшей большое влияние на развитие религиеведения (см. Религия, раздел История учений о религии). Т. ввел в историю религии идею развития, генетич. связи между первобытными и развитыми религиями. В противоположность натуралистич. представлениям школы М. Мюллера, Т. видел источник религии не в воздействиях природной среды, а в психич. деятельности индивида, к-рая сводилась у Т. - в соответствии с его позитивистскими установками - к сознат. рацион. деятельности. Взгляды на религию как на логич. ошибку первобытного человека еще при жизни Т. были подвергнуты критике со стороны Э. Ланга, Р. Марета и др. С конца 80-х гг. Т. разочаровался в эволюционистском методе и стал применять чисто статистич. методы в этнологии.

Лит.: Anthropological essays, presented to Ε. В. Tylor..., Oxf., 1907; Marett R., Tylor, L., 1936.

Д. Ляликов. Москва.

ТАЙЦЗИ

ТАЙЦЗИ - одно из осн. понятий кит. натурфилософии. Многозначность лежащего в его основе иероглифа "цзи", имеющего смысл "предел", "полюс", "крайняя оконечность", "конек крыши", обусловливает различие интерпретаций этого термина: "высший полюс" (Дж. Нидем), "высшая оконечность" (Фын Ю-лань), "великий предел" (Н. И. Конрад). Впервые это понятие встречается в комментарии "И-цзину", где означает первонач. субстанцию. Ван Би впервые отождествил Т. с даоскими понятиями небытия и дао; его т. зр. была развита Чжоу Дунь-и, утверждавшим, что Т. есть в то же время беспредельность (уцзи), и др. неконфунцианцами, истолковывавшими Т. как начало, не только предшествовавшее возникновению мира, но и, подобно дао, лежащее в основе его циклич. изменений и превращений.

Лит.: Конрад Н. И., Философия кит. Возрождения (о сунской школе), в его кн.: Запад и Восток, М., 1966, с. 206-207; Fung Yu - lan, A history of Chinese philosophy, v. 2, Princeton, 1953, p. 182-83, 458-59; Needham J., Science and civilisation in China, v. 2, Camb., 1956, p. 460-65.

В. Рубин. Москва.

ТАЛАНТ

ТАЛАНТ - см. Способности.

ТАЛМУД

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТАНЕЕВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТАНТРИЗМ

ТАНТРИЗМ (от санскр. тантра - хитросплетение, сокровенный текст, магия) - общее обозначение сект и школ индуизма, практикующих особые, не связанные с брахманистским ритуалом обряды и считающие своими гл. священными текстами тантры (собственно тантры, относящиеся к шактистским сектам, агамы, относящиеся к сектам как шиваизма, так и вишнуизма, и пураны - тексты гл. обр. вишнуитских сект). В целом Т. присущи след. характерные черты: 1) преобладание низких и низших каст в составе сект; 2) наличие, а нередко и преобладание представителей неарийских племен и групп в составе сект; 3) строгая эзотеричность сект и обрядов; 4) связь осн. обрядов с йогич. практикой; 5) несовместимость осн. обрядов с брахманистским ритуалом и нормами брахманистской морали; 6) мифология, представления о некоем половом (женском, реже - мужском) энергетич. начале.

Согласно философии Т., мироздание существует только постольку, поскольку существует психич. активность. Прекращение ее ведет к реэволюции мироздания и возвращению к первичному состоянию "ничто", пустоты (шунья), в к-рой исчезают все различия и противопоставления, не действует причинно-следственная связь и нет времени и пространства. Человек - это микрокосмос, обладающий всеми свойствами космоса, так что анатомия человека повторяет анатомию мироздания, а его поведение и физиология способны к такой же эволюции и реэволюции.

Одной из значит. сект Т. была лингаята (осн. в 12 в.), к-рая не признавала ритуальной чистоты и нечистоты, а перевоплощение и карму считала чем-то малозначащим по сравнению с любовью и волей Шивы. Вишнуитская секта панчаратра ("пятиночие") имела осн. объектом почитания богиню Лакшми (жену Вишны), отождествлявшуюся с жизненной силой и порождающей способностью всей природы (майи). Шактами назывались многочисл. почитатели божества, связанного с женской половой энергией (букв. шакти - сила, мощь, энергия); эта энергия либо просто отождествлялась с высшим духовным началом (параматманом), либо персонифицировалась в образе одной из ипостасей супруги Шивы. Шакты традиционно делились на секты правой и левой руки; последние отличались особой эзотеричностью, не признавали никаких кастовых различий и, более того, считали обязательным общение с людьми низших каст и совершение "нечистых" с брахманистской т. зр. поступков. Проповедь социального и этич. нигилизма проникала даже в тантристские гимны: "Все равно, что друг, что враг; что дочь, все равно, что жена; Все равно, что шлюха, что мать; что прачка, все равно, что брахманка; Все равно, что лохмотья, что богатый наряд, что алмаз, все равно, что навоз; Все равно, что ад, что рай; что грех, все равно, что заслуга". В ряде областей Индии в позднем средневековье шакты считались неприкасаемыми.

Лит.: Пятигорский А. М., Материалы по истории инд. философии, М., 1962; The cultural heritage of India, [2 ed.], v. 4, Calc., [1956]; Chakravarti Сh., Tantras, studies on their religion and literature, Calc., [1963].

А. Пятигорский. Москва.

ТАНЧЕР

Владимир Карлович (р. 20 апр. 1915) - сов. философ, д-р филоc. наук (с 1962), проф. (с 1963). Член КПСС с 1945. Окончил историч. фак-т Киевского педагогич. ин-та (1948) и филос. фак-т Киевского ун-та (1949). Преподает философию (с 1949) и науч. атеизм (с 1952). Зав. кафедрой истории и теории атеизма Киевского ун-та (с 1959). Член редколлегии журн. "Филос. науки" (с 1958) и "Людина i cвiт" (с 1960).

Соч.: Марксизм-ленiнiзм про роль народних мас i особи в iстоpiï, К., 1956; Про релiгiйну мораль, К., 1959; Опыт конкретного исследования характера религиозных представлений, "ВФ", 1964, No 10 (совм. с Е. К. Дулуманом); Дiалектичний матерiалiзм i релiгiя, К., 1966; Iсторичний матерiалiзм i релiгiя, К., 1967; Лекционная пропаганда среди сектантов, М., 1967.

ТАНЧИЧ

ТА́НЧИЧ (Táncsics), Михай (21 апр. 1799 - 28 июня 1884) - венг. писатель, публицист, революц. демократ, сторонник идей утопического социализма. Был активным участником революции 1848, издавал газ. "Munkások ujsága" ("Газета рабочих"), являлся членом Нац. собрания. После подавления революции Т. долгое время скрывался, в 1860-67 был в заключении. В своих произв. Т. связывал борьбу за независимость с освобождением крестьянства.

Соч. в рус. пер.: Мой жизненный путь, предисл. и примеч. О. Россиянова, М., 1952; Избр. произв. венг. мыслителей. Конец 18 - сер. 19 в., М., 1965.

Лит.: Хевеши Μ. Α., Мировоззрение венг. революционных демократов (40-е годы 19 в.), М., 1962; Вölöni G., Hallja kend Táncsics!, Bdpst., 1946.

M. Хевеши. Москва.

ТАНЬ СЫ-ТУН

ТАНЬ СЫ-ТУН (10 марта 1865 - 27 сент. 1898) - кит. философ и политич. деятель, лидер левого крыла движения реформаторов в конце 19 в. После реакц. переворота в 1898 он отказался бежать, считая, что репрессии должны возбудить в обществе сочувствие к делу реформ. Казнен без суда и следствия.

В кн. "Учение о гуманности" Т. С.-т. развил синтетич. филос. систему, соединив элементы европ. и кит. культуры. Субстанциальной основой вселенной Т. С.-т. считал находящиеся во взаимодействии "эфир", электричество и химически чистые элементы, а также пустоту, понятие к-рой было заимствовано им из буддийской космогонии. Осн. выводы его теории о человеке как части природы и учение о жэнь (гуманности), лежащей в основе всеобщей закономерности природы и общества, послужили теоретич. обоснованием для его проектов гос. управления, экономики и культуры. Отдаленным политич. идеалом Т. С.-т. была республика, к к-рой народ должен быть подготовлен всесторонними реформами.

Соч.: Цыань цзи (Полн. собр. соч.), Пекин, 1954; в рус. пер., в кн.: Избр. произв. прогрессивных кит. мыслителей нового времени, М., 1961, с. 214-86.

Лит.: Сенин Н. Г., Кит. просветитель и материалист конца 19 в. Тань Сы-тун, "ВФ", 1958, No 9; Тихвинский С. Л., Тань Сы-тун - идеолог левого крыла движения за реформы в конце 19 в., "Сов. китаеведение", 1958, No 3; Chan Wing-tsit, Chinese philosophy, 1949-1963. An annotated bibliography of mainland China publications, Honolulu, 1966 (библиогр. работ ученых КНР). См. также лит. при статье Кан-Ю-вэй.

Ф. Белелюбский. Москва

ТАРД

ТАРД (Tarde), Габриель (12 марта 1843 - 13 мая 1904) - франц. социолог и криминалист. В 1893-96 возглавлял отдел в Мин-ве юстиции, а затем преподавал. С 1900 - профессор новой философии в Коллеж де Франс.

Социологич. концепция Т. ("Законы подражания", Р., 1890, рус. пер., СПБ, 1892) проникнута психологизмом. Исходным пунктом общества, по Т., в противоположность Дюркгейму, является психология индивида, а фундаментальным принципом существования и развития общества - подражание, свойственное индивидам и служащее их приспособлению. Именно в результате подражания возникают групповые и обществ. ценности и нормы. Общество существует как проявление всеобщего мирового закона повторения. Единств. источником его прогресса являются открытия и изобретения, возникающие как следствие оригинальности и инициативы отд. личностей и нового сочетания существующих идей. В результате подражания открытия и изобретения повторяются и входят в структуру общества. Т. о., индивид осваивает в результате подражания как уже существующие нормы и ценности, так и нововведения. Эти идеи Т. в дальнейшем были развиты в теориях социализации личности.

В исследованиях по социальной психологии Т. показывает ее отличие от индивидуальной психологии. Человек в массе и особенно в толпе гораздо более эмоционален, возбудим и менее интеллектуален, чем взятый в отдельности. Средний умств. уровень каждого человека в коллективе ниже, чем средний уровень членов коллектива, взятых порознь. На основании этого Т. был противником массовых органов гос. власти.

Т. принадлежит ряд работ по философии права. Его социологич. идеи оказали влияние на Росса, Кули, Дьюи.

Соч.: La criminalité comparée, P., 1886; La philosophie pénale. P., 1890; Etudes pénales et sociales, P., 1892; Les transformations du droit, 2 éd., P., 1894; Essais et mélanges sociologiques, P., 1895; L'opposition universelle, P., 1897; Etudes de psychologie sociale. P., 1898; Les transformations du pouvoir, P., 1899; La psychologie économique, v. 1-2, P., 1902; Fragment d'histoire future, Lyon-P., 1904; L'opinion et la foule, 4 éd., P., 1922; в рус. пер. - Преступления толпы, Каз., 1893; Социальная логика, СПБ, 1901; Социальные законы, 2 изд., СПБ, 1906.

А. Ладыженский. Москва.

ТАРЕЕВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТАРСКИЙ

ТАРСКИЙ (Tarski), Альфред (р. 14 янв. 1902) - логик и математик, один из наиболее значит. представителей львовско-варшавской школы. Философские и логич. взгляды Т. сложились под влиянием Котарбиньского и Лукасевича. С 1939 Т. живет в США и ведет исследовательскую и педагогич. работу сначала в Гарвардском ун-те и Ин-те высших исследований (Принстон), а затем в Калифорнийском ун-те в Беркли. Т. был президентом Международного союза истории и философии науки и президентом Ассоциации символич. логики; он является членом Нидерландской королевской академии наук и иск-в.

Т. принадлежат работы во мн. разделах математической логики и оснований математики, а именно: в теории множеств и булевой алгебре, в теории моделей и элементарных теориях, в теории отношений, в алгебрах с замыканием, в теории логик с формулами бесконечной длины, в многозначных логиках, в теории цилиндрич. алгебр и т.д. Значителен вклад Т. в развитие методов решения разрешения проблем и особенно в теорию моделей, а также в теорию определимости понятий и в алгебраич. методы изучения предикатов исчисления. Т. является основоположником формальной семантики, к-рая фактически возникает после его работы "Понятие истины в формализованных языках" (см. Семантика в логике, Логическая семантика, Логическая истинность). Эта работа, выполненная им независимо от работ К. Гёделя, примыкает к важному кругу результатов о неполноте (см. Полнота) достаточно богатых формализованных языков. Т. принадлежат также работы по общим свойствам дедуктивных теорий, названным им методологией дедуктивных наук (см. Металогика). Работы Т. по семантике и металогике оказали большое влияние на развитие семиотики и послужили одним из источников распространения идеи о необходимости изучать содержат, теории посредством их формализов. аппроксимаций.

Соч.: The semantic conception ot truth and the foundations of semantics, "Philosophy and Phenomenological Research", 1944, v. 4, No 3; The algebra of topology. "Annals of Mathematics", 1944, v. 45, No 1 (совм. с J. С. С. McKinsey); On closed elements in closure algebras, там же, 1946, v. 47, No 1 (совм. с J. С. С. McKinsey); Some general properties of cylondric algebras. Preliminary report, "Bulletin of the American Mathematical Society", 1952, v. 58, No 1 (совм. с F. B. Thompson); Some notions and methods on the borderline of algebra and metamathematics, в кн. : Proceedings of the International Congress of Mathematicians. Camb. (Mass.), USA. 1950, v. 1, Providence, 1952; Undecidable theories, N. Y., 1954 (соавтор); Logic, semantics, metamathematics, Oxf., 1956; Contributions to the theory of models, "J. Symbolic Logic", 1956, No 21; Notions of proper models for set theories, "Bulletin of the American Mathematical Society", 1956, v. 62, No 6; Remarks on predicate logic with infinitely long expressions, "Colloquium Mathematicum", 1958, v. 6; в рус. пер. - Введение в логику и методологию дедуктивных наук, М., 1948.

В. Финн. Москва.

ТАРХАНОВ

ТАРХА́НОВ (Тархнишвили), Иван Романович (Иван Рамазович) (15 июня 1846 - 24 авг. 1908) - психолог и физиолог, последователь И. М. Сеченова. Окончил Медико-хирургич. академию (1869); профессор той же академии (1877-95). С 1895 читал лекции в Петерб. ун-те.В трактовке психич. Процессов Т. придерживался в основном материалистич. взглядов. Наиболее значительны работы Т. в области электрофизиологии. Ему (одновременно с Фере) принадлежит открытие психогальванич. рефлекса, цикл работ по раздражимости, биологич. действию рентгеновских лучей, а также по возрастной физиологии.

Лит.: Эристави К. Д., Семенская Е. М., И. Р. Тархнишвили. Жизнь, науч. и обществ. деятельность, Тб., 1953 (имеется библ. трудов Т. и лит-ра о нем); Авалиани С. Ш., Филос. взгляды И. Р. Тархнишвили, Тб., 1957; Научное наследие И.Р.Т. Сб. докладов научн. сессии, посвященной 50-легию со дня смерти И. Р. Т., [Тб.], 1962.

С. Авалиани. Тбилиси.

ТАТАРКЕВИЧ

ТАТАРКЕ́ВИЧ (Tatarkiewicz), Владислав (р. 3 апр. 1886) - польский философ. Д-р философии, Марбург (1910). Член Польской АН. С 1915 - профессор ун-та в Варшаве, преподавал в Вильно (1919-21) и Познани (1921-23). В 1923-48 - редактор журн. "Przeglad filozoficzny". Хотя Т. прошел школу неокантианства, он, однако, ближе всего стоит к англ. направлению философии анализа ("О счастье" - "О szczee.ściu", Кг., 1947), а в польской философии - к направлению Твардовского. Т. занимается историей философии, этикой и в последние годы - эстетикой ("История эстетики"- "Historia estetyki", t. 1-2, Wr., 1960). Как историк философии Т. стремится к детальной классификации исходных позиций в истории филос. мысли ("История философии" - "Historia filozofii", t. 1-2, Lw., 1931, t. 3, Kr., 1950). В области этики Т. отстаивает тезис об абсолютности добра, но относительности моральных норм. Спец. исследования Т. посвящены анализу эстетич. переживания и эстетич. установки, а также понятия типа в иск-ве (в сб. "Сосредоточенность и мечта" "Skupienie i marzenie", Kr., 1951). В теории и истории иск-ва Т. занимается гл. обр. архитектурой и скульптурой, польским классицизмом, а также барокко 17 в.

Соч.: Die Disposition der Aristotelischen Prinzipien, Giessen, 1910; О bezwzglçdnoéci dobra, Warsz., 1919; Zarys dziejrtw filozofii w Polsce, Kr., 1948; О pisaniu historii filozofii, Kr., 1954.

А. Кадлер. ПНР.

ТАТЕВСКАЯ ШКОЛА

ТАТЕ́ВСКАЯ ШКО́ЛА - школа арм. философии, основанная в г. Татеве (Сюникская обл.) в 1345 Иоанном Воротнеци. Расцвет Т. ш. относится к последней четверти 14 в.; ее упадок начался со смертью Григора Татеваци и к нач. 20-х гг. 15 в. в результате тур. оккупации Сюникской обл. Т. ш. прекратила существование. Представители Т. ш. (помимо И. Воротнеци и Г. Татеваци - Аракел Сюнеци, Фома Мецопеци и др.) занимались философией и богословием, грамматикой и историографией, математикой и естествознанием, музыкой и живописью. Идейные предпосылки возникновения Т. ш. - логика и гносеология Аристотеля, философия Давида Анахта и Анании Ширакаци, филос. традиции арм. Возрождения 10-13 вв., а также - движение т.н. униторов - сторонников объединения римской и арм. церквей.

Основной вопрос философии решался Т. ш. идеалистически. В гносеологическом же аспекте природа признавалась первичной по отношению к человеческому сознанию; гл. атрибут материальной природы - движение (см. Григор Татеваци, Книга вопрошений, Константинополь, 1746, с. 181). Вопрос о возможности познания природы решался Т. ш. положительно. Одна из центр. филос. категорий, разрабатываемых Т. ш., - категория пространства, к-рое, согласно Воротнеци, "определяется телом, ибо нет тела без пространства, равно как нет и пространства без тела" (см. его "Анализ "Категорий" Аристотеля", Ереван, 1956, с. 87). Категории причинности, случайности, предопределения и свободы воли рассматривались Татеваци, к-рый в познании причинных связей видел возможность для науч. предвидения. Случайность, по его мнению, связана с необходимостью. Исходя из объективного характера случайного, представители Т. ш. отрицали принцип божеств. предопределения. В борьбе с фатализмом Т. ш. не ограничивалась ссылками на объективный характер случайного, противопоставляя фаталистич. детерминизму принцип свободы воли.

Вопросы логики разрабатывал Воротнеци, в работах к-рого номинализм и материалистич. тенденции "Органона" Аристотеля получили свое дальнейшее развитие.

Т. ш. претерпела эволюцию от теологии к материализму, ее осн. представители внесли оригинальный вклад в историю арм. материалистич. гносеологии и логики.

Лит.: Чалоян В. К., История арм. философии, Ереван, 1959; его же, Арм. Ренессанс, М., 1963, См. также лит. при ст. Армянская философия.

В. Чалоян. Ереван.

ТАТИЩЕВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТАУЛЕР

ТАУЛЕР (Tauler), Иоганн (1304-61) - немецкий философ-мистик, монах-доминиканец, проповедник. Ученик Экхарта. Следуя неоплатонич. традиции отрицательного богословия, Т. в своем учении исходил из понимания божества как единства, лишенного всякой определенности и качественности, как трансцедентного бытия. Познание божества средствами человеч. разума невозможно. Единств. путем богопознания является, по Т., путь веры и мистич. созерцания. Благодаря наличию в человеке "глубины души", сотворенной богом, человек может, путем углубленного созерцания, возвыситься до постижения чистой сущности бога. Для этого необходимо осознание ничтожества всего конечного, смирение, самоотречение, аскетизм. Т. считал "спасение" возможным лишь с помощью божеств "благодати", за духовенством оставалась лишь наставнич. функция. Это вело к отрицанию церк. иерархии, но сам Т. не выходил за пределы ортодоксальной мистики. Учение Т. о непосредств. контакте человека с богом оказало влияние на взгляды деятелей нем. Реформации, прежде всего Лютера и Мюнцера.

Соч.: Predigten, Bd 1-2, Jena, 1913; Ausgewählte Predigten, Bonn, 1914.

Лит.: Трахтенберг О. В., Очерки по истории зап.-европ. средневек. философии, М., 1957; Лей Г., Очерк истории средневек. материализма, пер. с нем., М., 1962, с. 547-68; Смирин Μ. Μ., Нар. реформация Томаса Мюнцера и Великая крестьянская война, М., 1955, с. 171-229; Müller А. V., Luther und Tauler, Bern, 1918; Naumann L., Untersuchungen zu J. Taulers deutschen Predigten, Halle, 1911 (Diss.); Wentzlаff-Eggebert F. W., Studien zu Lebenslehre Taulers, В., 1940; J. Tauler, ein deutscher Mystiker. Gedenkschrift zum 600. Todestag, Essen, 1961.

А. Горфункель. Москва.

ТАУРЕЛЛУС

ТАУРЕ́ЛЛУС [Taurellus; лат. перевод нем. фам. Э к с л е й н (Öchslein, букв. - бычок)], Николаус (26 нояб. 1547 - 28 сент. 1606)] - нем. протестантский философ. Стремился обособить идеалистич. метафизику, связанную с христ. вероучением, от натурфилос. представлений эпохи Возрождения; при этом Т. отрицал беспрекословность авторитета и видел в философии средство теоретического и рационального обоснования теологии. Т. выступил против аверроизма падуанской школы и пантеистич. течений. Он отверг аверроистскую теорию двойственной истины, считая, что вера должна предшествовать знанию и что гл. задача философии - достижение гармонии философии и богословия; отрицал определение бога как перводвигателя (считая необходимым "освободить" это определение от космологич. функций, признавая аристотелевское отделение мира от бога и используя это в критике пантеизма, отождествляющего природу и бога); отверг учение о вечности мира, принимая космологию Птолемея; отрицал всеобщую одушевленность; полемизируя с Чезальпино, отстаивал идею свободы воли бога.

Соч.: Philosophiae triumphus, Basel, 1573; De vita et morte libellus, Noribergae, 1586; Alpes caesae, Francofurti, 1597; De rerum aeternitate, Marpurgi, 1604.

Лит.: Sсhmid F. X., N. Taurellus der erste deutsche Philosoph, [2 Aufl.], Erlangen, 1864; Petersen P.. Geschichte der Aristotelischen Philosophie im protestantischen Deutschland, Lpz., 1921, S. 219-58.

А. Горфункель. Ленинград.

ТВАРДОВСКИЙ

ТВАРДОВСКИЙ (Twardowski), Казимеж (20 окт. 1866 - 11 февр. 1938) - польский философ, ученик Ф. Брентано. В 1895-1938 - профессор Львовского ун-та. Основатель львовско-варшавской школы. Деятельность Т. как педагога и организатора науч. жизни способствовала профессионализации филос. работы и повышению уровня филос. культуры в Польше. В 1904 он основал Польское филос. об-во, в 1911 начал издание журн. "Ruch filozoficzny". В эмпирич. психологии Т. искал основу для исследования структуры категориального мышления и даже всех гуманитарных наук ("О психологии..." - "О psychologii", Warsz., 1913). Но саму психологию Т. стремился разработать в русле логич. анализа понятий (см. "Wyobrażenia i pojęcia", Lw., 1898), что привело затем Т. к критике психологизма в логике. Проводившееся Т. различение между актами, содержаниями (treści) и предметами представлений было близко к неореализму (Ф. Брентано). Значения рассматривались им как психофизич. "продукты", относимые к языкам формальных систем (исчислений). Философия, по Т., возможна как анализ значений и связей понятий, к-рые играют исходную роль в специальных науках (см. ст. "О tak zwanych prawdach względnych", Lw., 1900; "О jasnym i niejasnym stylu filozoficznym" в журн. "Ruch filozoficzny", 1919, t. 5). Что же касается мировоззрения, то каждый может избрать для себя лично любое при условии его внутренней (логической) и внешней (относительно "фактич. данных") непротиворечивости. Сам Т. считал для себя приемлемым католич. мировосприятие. Среди учеников Т. были Лукасевич, Лесьневский, Котарбиньский, Айдукевич, Витвицкий, Татаркевич и др.

Соч.: Zur Lehre vom Inhalt und Gegenstand der Vorstellungen, W., 1894; О istocie pojęć, Lw., 1924; Rozprawy i artikuly filozoficzne. Lw., 1927; Wybrane piśma Eilozoficzne, Warsz., 1965 (библ.).

Лит.: Witwicki W., К. Twardowski, "Przegląd filozoficzny", 1920, t. 23; K. Twardowski, "Ruch filozoficzny", 1938, t. 14, No 1-3; Dąmbska J., Czterdzieści lat filozofii we Lwowie (1898-1938), "Przegląd filozoficzny", 1948, No 1-3; W 20 - lecie smierci K. Twardowskiego, "Ruch filozoficzny", 1959, t. 19, No 1-2; Ingarden P., Ζ badan nad filozofia wspołczesna, Warsz., 1963.

И. Нарский. Москва.

ТВЕРИТИНОВ

ТВЕРИТИНОВ (Дерюшкин), Дмитрий Евдокимович (гг. рожд. и смерти неизв.) - рус. религ. вольнодумец 18 в. Взгляды Т. созвучны общему духу петровского времени - эпохи коренных социальных преобразований, ломки патриархальных отношений. Необходимость обществ. преобразований Т. проповедовал в организованном им кружке, к-рый объединял прогрессивных людей того времени (Фома Иванов, Михаил Косой, Иван Максимов и др.). Свои взгляды Т. обосновывал с помощью теории познания, имевшей сенсуалистич. направленность (см. журн. "Рус. вестник", 1871, т. 93, No 3, с. 437-38). Подобно еретикам 14-16 вв. (стригольникам, Матвею Башкину, Феодосию Косому и др.), Т. рационалистически, "от своего смышления", толковал Библию, осуждал религ. культ, поклонение иконам и мощам, и т.п. Идеи Т. ломали церковно-догматич. способ мышления, готовили почву для нового, "светского" миросозерцания.

Лит.: Тихонравов Н., Моск. вольнодумцы нач. 18 в. и С. Яворский, "Рус. вестник", 1870, т. 89, No 9/10; 1871, т. 93, июнь; Терновский Ф., Моск. еретики в царствование Петра I, "Православное обозрение", 1863, No 4-6; его же, Местоблюститель патриаршего престола Митрополит Рязанский, Стефан Яворский и Д. Т., в кн.: Прибавления к изданию творений св. отцов.., ч. 21, М., 1862; Цветаев Д. В.. Дело Т., М., 1883; Соловьев С. М., История России с древнейших времен, кн. 8 (т. 15-16), М., 1962, с. 561-68, 575, 617.

Н. Козлов. Москва.

ТВОРЧЕСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТЕВЗАДЗЕ

Гурам Вениаминович (р. 30 янв. 1932) - сов. философ, д-р филос. наук (с 1963), профессор Тбилисского ун-та (с 1968). Член КПСС с 1960. Окончил филос. ф-т (1954) и аспирантуру (1957) Тбилисского гос. ун-та. Зав. отд. истории философии Ин-та философии АН Груз. ССР (с 1966). Науч. работу ведет в области критики совр. бурж. (немецкой) философии.

Соч. на гpyз. яз.: Проблема свободы и необходимости в философии Гегеля, "Тр. Тб. гос. ун-та", 1957, No 65; Критика теории ценности Риккерта, "Тр. Ин-та философии АН Груз. ССР", 1961, No 10; Теория познания нем. неокантинианства, Тб., 1963; К пониманию 53 гл. "истолкования" И. Петрици, "Вестн. АН Груз. ССР", 1964, No 4; Критика филос. взглядов Э. Ласка, там же, 1965, No 5; Критика онтологии Н. Гартмана, Тб., 1967, на рус. яз. - К пониманию одного места "Послесловия" Петрици, "Сообщ. АН Груз. ССР", 1955, т. 16, No 9; О нек-рых вопросах истории совр. бурж. философии, "Вестн. АН Груз. ССР", 1967, No 2.

ТЕЗИС

ТЕЗИС (греч. ϑέσις - положение, утверждение) - в широком смысле любое утверждение (отстаиваемое) в споре или изложении нек-рой концепции или теории; в частности же, Т. наз. основополагающие утверждения - принципы. Поскольку формальная логика издавна считалась рабочим инструментом в искусстве спора (диалектике), термином "Т." в логике принято было называть утверждения, требующие аргументации или доказательства (или являющиеся целью доказательства). В этом смысле понятие Т. и теперь используется как синоним понятия теорема (в отличие от понятий аксиома, определение, постулат, правило). Т. в логике и математике называют и такие утверждения, к-рые сами не принадлежат ни логике, ни математике, т.е. не являются логически или математически строгими утверждениями - дедуктивно выводимыми (или дедуктивно доказуемыми), но к-рые, являясь по существу естественнонауч. гипотезами (т.е. Т. в узком смысле - принципами), необходимы для понимания истинной роли вполне строгих с логической и математич. точек зрения понятий. Напр., по отношению к понятию алгоритм таков широко известный тезис Чёрча о совпадении класса алгоритмически вычислимых числовых функций с классом всех рекурсивных функций (о понятии рекурсивной функции см. в ст. Рекурсивные функции и предикаты). См. также ст. Доказательство, Косвенное доказательство и лит. при этих статьях.

М. Новосёлов. Москва.

ТЕЗИС ОБЪЁМНОСТИ

1) То же, что и объемности принцип.

2) В классич. филос. лит-ре, начиная с Лейбница, известен как п р и н ц и п тождества неразличимых (лат. principium identitatis indiscernibilium). См. также Тождества закон, Тождество.

"ТЕЗИСЫ О ФЕЙЕРБАХЕ"

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТЕИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТЕЙЛОР

ТЕЙЛОР (Taylor), Фредерик Уинслоу (20 марта 1856 - 21 марта 1915) - амер. инженер-изобретатель, основоположник науч. организации труда. Запатентовал св. 100 изобретений. На Мидвейлском сталелитейном з-де прошел путь от рабочего до старшего инженера.

По Т., науч. организация и управление произ-вом не чье-либо изобретение, а результат эволюции самого произ-ва. На определ. этапе его развития вопросы управления становятся более насущными, чем исследовательская, инженерная работа ("Тейлор о тейлоризме", пер. с англ., Л.-М., 1931). Суть проблемы - в замене человека-организатора системой науч. организации и управления, к-рая является средством сбережения труда и повышения его производительности. Осн. принципы этой системы изложены Т. в работах нач. 20 в.: 1) сбор всей массы традиционных сведений и изучение времени и движений, необходимых для выполнения работы, выбор оптимального варианта; 2) внедрение полученных данных в практику, отбор и прогрессирующее обучение рабочих (в связи с этим Т. считал необходимой перестройку всей системы образования на основе принципов деятельного усвоения знаний учащимися (см. "Почему заводчики не любят только что окончивших инженеров", пер. с англ., X., 1910); 3) четкое подразделение функций, новое разделение труда. Т. анализирует отношение "человек - машина", рассматривая человека как Продолжение машины и считая важнейшим пунктом полную синхронность их работы. Психофизиология труда оставалась за пределами анализа Т., что сузило рамки его теории.

Ленин высоко оценил прогрессивную сторону теории науч. организации и управления произ-вом Т., в то же время указывал на противоречия, вытекающие из применения этой теории в условиях капитализма (см. В. И. Ленин, Соч., т. 18, с. 556-57; т. 27, с. 229-30).

Соч. в рус. пер.: Усовершенствованная система сдельной платы, СПБ, 1914; Научная организация труда, M., [1924].

Лит.: Ерманский O. A., Науч. организация труда и произ-ва и система Т., 4 изд., М., [1925] (имеется подробная библ.); Михайлов А. В., Система Тэйлора, [Л.], 1928 (имеется библ.).

Л. Волкова. Москва.

ТЕЙХМЮЛЛЕР

ТЕЙХМЮЛЛЕР (Teichmüller), Густав (19 нояб. 1832 - 22 мая 1888) - философ-идеалист. Ученик Тренделенбурга. Проф. в Гёттингене, Базеле и с 1871 в Дерпте (Тарту). Философия Т. - своеобразный персонализм, синтез лейбницеанства с идеями Канта и Фихте. Сущность бытия, по Т., - наше "субстанциальное Я", открывающееся в самосознании, но действующее и бессознательно. О существах помимо нас мы заключаем по аналогии с собственным "Я". Адекватно познается лишь само познание, остальные элементы - лишь символически ("семиотически"). Чувственное созерцание проецирует "кажущийся мир" феноменов при помощи априорных форм мышления - времени, пространства, движения. Диалектика сводится Т. к соотносительности категорий (движение - покой, необходимость - случайность, прерывное - непрерывное) без их взаимоперехода. С позиций телеологии Т. выступал против дарвинизма, обвиняя его в абсолютизации случайности и непрерывности. В историко-филос. работах Т. утверждается представление о развитии философии как движении ряда по существу неизменных понятий. Т. оказал влияние на Ницше, в России - на А. Козлова, Е. Боброва и др.

Соч.: Aristotelische Forschungen, Bd 1-2, Halle, 1867-1873; Studien zur Geschichte der Begriffe, B., 1874; Neue Studien zur Geschichte der Begriffe, H. 1, Gotha, 1876; Die wirkliche und die scheinbare Welt. Neue Grundlegung der Metaphysik, Breslau, 1882; Die Religionsphilosophie, Breslau, 1886; Neue Grundlegung der Psychologie und Logik, Breslau, 1889; в рус. пер. - Дарвинизм и философия, Юрьев, 1894; Бессмертие души. Филос. исследование, Юрьев, 1895.

Лит.: Козлов Α., Г. Тейхмюллер, "Вопр. филос. и психологии", 1894, кн. 24-25; Müller Α., Die Metaphysik Teichmüllers, "Archiv für systematische Philosophie", 1900, Bd 6, H. 1-3; Schabad M., Die Wiederentdeckung des Ich in der Metaphysik Teichmüllers, Basel, 1940; Szylkarski W., G. Teichmüller, "Z. philos. Forschung", 1954, Bd 8, H. 4.

M. Макаров. Тарту.

ТЕЙЯР ДЕ ШАРДЕН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТЁКЕИ

ТЁКЕИ (Tökei), Ференц (р. 1930) - венг. ученый, д-р филологич. наук, директор Ин-та философии Венг. АН (с 1968); занимается проблемами азиатского способа произ-ва и вопросами обществ. формации. Известен работами в области кит. истории и кит. лит-ры.

Соч.: A kinai irodalom rövid története, Bdpst, 1960; A kinai filozofia, köt 1-3, Bdpst, 1962-67; Sur le monde de production asiatique, Bdpst, 1966; La naissance de l'élégie chinoise, P., 1967; Müfajelmelet kinaban a III-IV században, Bdpst, 1967; A társadalmi formak elméletéhez, Bdpst, 1968; Ahtikvitas és feudalizmus, Bdpst, 1969; Zur Frage der asiatischen Produktionsweise, Neuwied am Rhein, 1969.

ТЕКТОЛОГИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ТЕЛЕЗИО

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница