Приглашаем посетить сайт
Статьи на букву "Г" (часть 5, "ГОР"-"ГРИ")
ГО́РАРИК (Horarik), Ян (1808 - 20 мая 1864) - венгерский философ словацкого происхождения; революционер-демократ. Участник революции 1848-49 в Венгрии. В молодости - католич. ксендз. Под влиянием работ Фейербаха Г. стал атеистом и выступил с критикой церкви и религии. В работе "Борьба с иерархией и церковью в 1841-45 гг." ("Kampf mit Hierarchie und Kirche in den Jahren 1841-45", 1847) Г. доказывал, что бог создан человеком по его образу и подобию. Задача философии, по мнению Γ., просвещать людей, освободить их от религии и указать путь создания земного человеч. счастья. Г. - первый венг. философ, к-рый называл себя пролетарием. Г. заявлял, что борется за интересы рабочего класса. Капитал он называл "чумой рабочего народа". В 1848 Г. редактировал журнал "Будущее". Был капитаном отряда Общества равенства одного из районов Будапешта, принимал участие в освободит. борьбе против австрийской оккупации в 1848. Соч.: Szόzat Némethonbόl a Habsburgház és Kossuth Lajos felöl, [s. 1.], 1849; Harc a hierarchia és az egyház ellen az 1841-1845 években, [Ford., bevezetéssel es jegyzetekkel ellátták Воhό Rόbert és Tordai György], Bdpst, 1956. Лит.: Dubnický J., O Jánovi Horárikovi..., в кн.: Hоrárik J., Boj s hierarchiou a cirkvou v rokoch 1841-45, Brat., 1953; Münz T., Filosofické náhládу Jána Horárika, "Slov. filos. Časop.", Brat, 1956, roc. 11, No 3. Τordai G., Janas Horárik, Bdpst, 1954. T. Мюнц. Чехословакия. Г. Тордаи. Венгрия. |
Гораций Флакк (Horatius Flaccus), Квинт (8 дек. 65 до н.э. - 27 нояб. 8 до н.э.) - римский писатель и поэт. Образование получил в Риме и Афинах. Участвовал в гражданской войне, был воен. трибуном в респ. армии. После поражения республиканцев в 42 до н.э. вернулся в Рим, где занялся писательской деятельностью. Произведения Г.; 4 кн. "Од", "Юбилейный гимн", 1 кн. "Эподов", 2 кн. "Сатир" и 2 кн. "Посланий", в т.ч. трактат "Наука поэзии", к-рый представляет собой письмо к Пизонам; его назв. не принадлежит самому автору. В отличие от "Поэтики" Аристотеля, соч. Г. содержит не теоретич. идеи, а ряд практич. советов начинающим поэтам. Трактат не имеет строго выдержанного плана и условно делится на 3 ч.: общее учение о поэтич. иск-ве (1-152), вопросы трагедии (153-294) и учение о поэте (295-476). Осн. идея послания заключается в требовании единства, простоты, ясности, цельности, последовательности и непротиворечивости лит. произведений (стихи 1-37). Г. является сторонником уравновешенности, гармонии, противником фантастичности и неправдоподобия. Поэт, по Г., должен соблюдать порядок и строй (series iuncturaque), умело сочетать начало, середину и конец (125-135, 148-152). Слова должны соответствовать данному характеру, а характеры - данному возрасту и положению, отличаться единообразием, отсутствием противоречий и последовательностью своего развития (156-178). Поэт должен быть от природы достаточно талантлив, и ему необходима соответствующая поэтич. школа. Цель поэзии не только наставлять и поучать, но и доставлять читателю наслаждение (333, 343-346). Поэт обязан обладать мудростью и филос. образованием (309-312), но в то же время избегать всяких излишних теорий, чтобы создавать правдоподобные образы, основанные на точных жизненных наблюдениях (317-322). Вдохновение может довести до сумасбродства (453-475), оно должно сопровождаться постоянным и неуклонным трудом (289-301, 388 сл.). Благоразумие (sapėre) является "началом и источником" правильного творчества писателя (309). Одновременно Г. решительно против всякой надуманности, напыщенности и ходульности (136-147). Римская драма не удовлетворяла Г., и он требовал восстановления древнегреч. мифологич. трагедии. Для римской лит-ры того времени поэтика Г. была попыткой реставрации невозвратимого прошлого греч. классики. Осн. положения поэтики Г. - идейная и эмоцион. насыщенность, обобщенно-жизненное правдоподобие, подчеркнуто-рациональная разработка художеств. образности - оказали значит. влияние на теорию и практику классицизма, особенно на франц. классицизм. Буало, к-рый был близок к идеям Г., в нек-рых местах одноименного трактата является простым его переводчиком. Соч.: Carmina, rec. F. Vollmer, В., [1948]; Opera, геcogn. F. Klingner, Lipsiae, 1959; Arte poetica. Con commento di A. Rostagni, Torino, 1930; в рус. пер. - Полное собр. соч., М.-Л., 1936. Лит.: К. Маркс и Ф. Энгельс об искусстве, М., 1957 (см. Именной указатель); Hетушил И., Темы и планы Горациевой Ars poetica, "Ж. Мин-ва народного просвещения", 1901, июль - август; Mиллер Л. Α., Жизнь и сочинения Горация. СПБ, 1880; Immisсh О., Horazens Epistel über die Dichtkunst, Lpz., 1932 (Philologus, Suppl. Bd 24, H. 3); Кlingner F., Horazens Brief an die Pisonen, Lpz., 1937; Steidle W., Studien zur Ars poetica des Horaz, B. - Würzburg, 1939 (Diss); Сupaiuоlо F., L'Epistola di Orazio ai Pisoni, Napoli, 1941; Fraenkel E., Horace, Oxf., 1957. А. Лосев. Москва. |
ГОРГИЙ (Γοργίας) из Л е о н т и н в Сицилии (ок. 483-375 до н.э.) - древнегреч. софист, ритор, сторонник рабовладельч. демократии, противник Сократа и Платона как идеологов аристократии. Сведения о Г. и его филос. взглядах содержатся в соч. Платона (диалоги "Гиппий Больший" и "Горгий"), Аристотеля ("О Ксенофане, Зеноне и Горгии") и Секста-Эмпирика ("Против ученых"). Г. - автор трактата "О не сущем или о природе". Опираясь на апории Зенона, Г. выдвигал три тезиса: 1) ничто не существует; 2) если бы нèчто и существовало, оно бы было непознаваемо; 3) если бы нечто было бы познаваемым, то познанное было бы невыразимо (см. В. И. Ленин, Философские тетради, 1947, с. 254-56). В этих рассуждениях выявлялся крайний релятивизм Г., к-рый, однако, был направлен против догматизма метафизич. учений и имел нек-рое значение для развития древнегреч. диалектики. Соч. (фрагм.): Diels Η., Die Fragmente der Vorsokratiker..., Bd 2, В., 1935, S. 271- 307. Лит.: Дынник Μ. Α., Очерк истории философии классической Греции, М., 1936, с. 172-73; История философии, т. 1, М., 1940, с. 125-29 (см Именной указатель); Лурье С. Я., Очерки по истории античной науки, М.-Л., 1947 (см. Указатель имен). |
ГО́РЕВ (Г о л ь д м а н), Борис Исаакович (1874-1937) - сов. историк и философ. Учился в Петербургском университете, участвовал в революц. движении (с 1893). С 1907 - меньшевик-ликвидатор. После Февр. революции 1917 был членом меньшевистского ЦК и ВЦИК 1-го созыва. В 1920 Г. официально вышел из партии меньшевиков. Занимался преподават. деятельностью. Науч. интересы Г. лежали в области историч. материализма и истории социалистич. учений. Работы Г. по истории войн ("Война в истории и марксизм", 1930) критиковались в печати нач. 30-х гг. (см. "Правда", 1931, No 232; "Красная звезда", 1931, No 109). Соч.: Очерки исторического материализма, Харьков, 1925; На идеологическом фронте, [Сб. статей], М., 1923; История социализма в связи с развитием рабочего движения, т. 1, 3 изд., М., 1925; Популярная история социализма на Западе и в России, Харьков, 1926; Материализм - философия пролетариата, 4 изд., М., 1924; Анархиам в России, М., 1930; От Томаса Мора до Ленина. 1516-1917 гг., 5 изд., Л., 1924; М. А. Бакунин, его жизнь, деятельность и учение, 2 изд., Ив.-Возн., 1922; Огюст Бланки, М., 1936; Первый русский марксист Г. В. Плеханов, 2 изд., М., 1925; Николай Константинович Михайловский, М., 1931. А. Гагарин. Москва. |
ГО́РИН (Г а л к и н), Владимир Филиппович (1863-1925) - рус. философ. С нач. 80-х гг. 19 в. участвовал в революц. движении. В 1888 по народовольческому делу "61" сослан в Якутию, где находился более 10 лет, занимаясь философией, логикой, психологией. Во 2-й пол. 90-х гг. перешел на с.-д. позиции. Делегат II съезда РСДРП, большевик. До осени 1917 - в эмиграции. В 1907-12 в Женеве встречался с Лениным и Плехановым, выступал с рефератами против махистов. Ленин подарил Г. экземпляр кн. "Материализм и эмпириокритицизм". В 1910 Г. выступил с кн. "Долой материализм!" (псевд. - Н. Грабовский, 2-е переработ, изд., 1920), в к-рой с позиций материализма охарактеризовал идеалистич. сущность и социальный вред махистской ревизии марксизма (прежде всего филос. заблуждений Луначарского). Однако в этой книге имеются ошибки метафизич. и идеалистич. характера. Участвовал в подготовке Октябрьской революции 1917. В 1918-20 Г. был на политработе в Красной Армии. В последние годы жизни работал по воспитанию молодежи ("О сущности воспитания...", совм. с Н. Подвойским, 1920). В архиве Г. (ЦПА ИМЛ, Ф. 292) сохранились многочисл. филос. работы и наброски, в т.ч. обширная рукопись о диалектике (Ед. хр. 23). Лит.: Дивильковский Α., В. Ф. Горин-Галкин (1866-1925 гг.), "Пролетарская революция", 1925, No 9 (44); Πоляков М., Клочки воспоминаний о В. Ф. Горине-Галкине, "Каторга и ссылка", 1926, [No 1], кн. 22: Володин А. И., Из истории борьбы против махизма, "Вопр. философии", 1959, No 6. А. Володин. Москва. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
"ГО́РОД СО́ЛНЦА" - соч. Кампанеллы, в к-ром изложено его утопическо-социалистич. учение. |
Федор Александрович [29 янв. (10 февр.) 1902 - 6 февр. 1954] - сов. философ, д-р филос. наук (с 1935)" профессор (с 1935).Окончил филос. отделение Ин-та красной профессуры (1929). В 1931- зам. директора Ин-та философии Коммунистич. Академии. В 1931-38 - на парт. и сов. работе. В 1938-41 - науч. сотрудник Ин-та философии АН СССР. Автор исследований в области историч. материализма и материалистич. диалектики. Соч.: Ленин и исторический материализм, 3 изд., М., 1958; К вопросу о производительных силах и диалектике их развития, "Вестн. Коммунистической Акад.", 1928, кн. 27 (3); Философско-исторические взгляды Гегеля и исторический материализм, "Под знаменем марксизма", 1931, No 11-12; Предисловие к "Философии истории Гегеля", в кн.: Гегель, Соч., т. 8, М.-Л., 1935; Роль личности в истории, "Под знаменем марксизма", 1938, No 9; Общественное бытие и общественное сознание, там же, No 11; Исторический материализм о материальной основе жизни общества, там же, 1939, No 2; О полном соответствии производственных отношений производительным силам в эпоху социализма, там же, 1940, No 3 - 4. С. Пичугин. Москва. |
ГОРТА́РИ (Gortari), Эли де (р. 28 июля 1918) - мекс. философ-марксист. Проф. философии мекс. Нац. ун-та, где с 1949 возглавлял кафедру логики и философии естествознания. Наиболее значит. работы Г. посвящены логике: "Наука логики" ("La ciencia de la lόgica", 1950), "Введение в диалектическую логику" (1956, рус. пер. 1959). Подчеркивая ограниченность формальной логики, Г. понимает под диалектич. логикой науку о законах и формах мышления, основанную на законах материалистич. диалектики. При этом изучение законов диалектич. логики Г. тесно связывает с исследованием объективных методов, к-рые применяются в обществ. и естеств. науках. Представляют интерес взгляды Г. на проблемы дедукции и индукции. Г. - также автор ряда трудов по истории науки в Мексике. Соч.: La categoría de espacio en la fisica atόmica, [México], 1957; La ciencia en la Reforma, México, 1957; Propiedades dialécticas de la negacion lόgica, México, 1955; Sobre el método dialéctico materialista, "Filosofía y letres", México, 1954, No 53-54; Современные течения философии в Мексике, "Вопр. философии", 1957, No 2. И. Добронравов, Т. Крайнова. Москва. |
Дмитрий Петрович (1 янв. 1758 - 29 нояб. 1824), князь - рус. поэт-атеист. В 1776-80 и 1806-12 служил в армии; в 1813-16 - вице-губернатор в Костроме; затем жил в Москве. В 1793 Г. сотрудничал в журн. "Санкт-Петербургский Меркурий", возглавля-емом А. И. Клушиным и молодым И. А. Крыловым, пропагандировавшими передовые для своего времени взгляды. Член Российской академии (с 1807), участник "Бесед любителей русского слова" (с 1811). Г. известен в истории рус. лит-ры как писатель-сатирик и драматург, писавший преимущественно в духе классицизма. Г. увлекался идеями франц. просветительства, в молодости "слыл ярым вольтерьянцем" (см. предисловие к "Сочинениям князя Д. П. Горчакова", М., 1890, с. V). Обнаруженная в последнее время в ЦГИА СССР в Москве рукописная книга 18 в. "Библиотека здравого рассудка..." донесла до нас 6 атеистич. стихотворений Г., написанных в конце 18 в. ("Эпиграмма", "Письмо. Везде равно человек подвержен бедствиям природы", "Моя филозофия", "Моя исповедь при смерти", "Аллегория", "Ахти, любезный мой Шипов"), и атеистич. поэму "Вирсавия". Произведения снабжены примечаниями автора, к-рые показывают его полное согласие с материалистич. взглядами франц. просветителей. В одном из примечаний Г. писал, что "нет ни малейшего естественного доказательства" тому, "что мы будем жить после смерти". Поэма "Вирсавия" близка по атеистич. направленности и использованию библейского сюжета "Гавриилиаде" Пушкина, к-рый знал атеистич. стихи Г. (см. А. С. Пушкин, Полн. собр. соч., т. 10, 1958, с. 250). Соч.: Из неизданных атеистических произведений Д. П. Горчакова, в кн.: Вопросы истории религии и атеизма. Сб. статей, [т.] 7, М., 1959, с. 394-409. Лит.: Персиц M. M., Русский атеистический рукописный сборник конца XVIII - начала XIX вв., в кн.: Вопросы истории религии и атеизма. Сб. статей, [т.] 7, М., 1959; Брайловский С. Н., Из прошлого отечественной литературы, Воронеж, 1893. А. Голодко. Москва. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Павел Федорович (1796 - 21 окт. 1865) - рус. ботаник и натурфилософ. Происходил из небогатой купеческой семьи; учился (1817-20) и преподавал (1825-61) в Петерб. Медико-хирургич. академии. Автор ряда руководств по естеств. и мед. наукам, а также оригинальных трудов, в к-рых обобщил собств. исследования, гл. обр. по систематике растений ("Первые черты системы природы" - "Primae lineae systematis naturae, nexui naturali omnium evolulionique progressivae, per nixus reascendentes superstructi", 1834; "Тетрактис, или четырехчленная система всей природы" - "Tetractys naturae, seu systema quadrimembre omnium naturalium, quod Primis lineis svstematis naturae, a se editis...", 1843). В основу системы растит. царства Г. положена идея о развитии от низшего к высшему, от простого к сложному. Взгляды Г. близки натурфилософии Окена, в духе к-рой он развивал идеи о единстве природы и ее развитии от первичного эфира до человека, а также о клеточном развитии всех организмов. Наличие клеточных структур Г. положил в основу деления природы на органич. и неорганическую. После работ Б. Козо-Полянского ("Натурфилософ П. Ф. Горянинов", в кн.: Тр. Воронежск. ун-та т. 14, вып. 2, [Воронеж ], 1947) и Б. Райкова ("Русские биологи-эволюционисты до Дарвина", т. 2, М. - Л . 1951) широко распространилось мнение о Г. как о выдающемся предшественнике Ч. Дарвина и одном из создателей клеточной теории. Однако для такой оценки роли Г. в истории науки нет оснований. Соч., в кн.: Избр. произв. русских естествоиспытателей первой половины XIX века, М., 1959, с. 161-99. Лит. Павловский Е. Н., Русский натурфилософ-биолог П. Ф. Горянинов и его критик К. М. Бэр, в кн.: Тр. Ин-та истории естествозн. и техн. АН СССР, т. 5, М., 1953; Микулинский С. Р. и Рыбкин Г. Ф., Борьба материализма против идеализма в естествознании в России (первая половина XIX в.), в кн.: Очерки по истории философской и общественно-политической мысли народов СССР, т. 1, М., 1955; Кацнельсон З. С., П. Ф. Горянинов и клеточная теория..., "Архив анатомии, гистологии и эмбриологии", 1956, т. 33, вып. 4, с. 85-88; Щербакова Α. Α., К оценке роли П. Ф. Горянинова в создании клеточной теории, в кн.: Тр. Ин-та истории естествозн. и техн. АН СССР, т. 14, вып. 2, М., 1957; История философии, т. 2, М., 1957, с. 231, 232, 320. С. Микулинский. Москва. |
ГОСА́ЛА МАККХА́ЛИ (в нек-рых источниках - Гошала Маскарин, Гошалипутра, или Гошаликапутра) - др.-инд. философ-материалист 6 в. до н.э., основоположник учения адживика. Наиболее полное изложение его взглядов содержится в раннебуддийском источнике "Дигха Никая". Г. М. выступал против религ. догм о карме, самсаре и мокше. Будучи детерминистом, считал, что все вещи и явления имеют свою внутр. неизменную природу, в соответствии с к-рой происходит их развитие. "Все, что рождено, имеет дыхание и жизнь, не обладает (самостоятельной) силой, способностью или достоинством, а движется судьбой, случаем и внутренней природой" (Dīgha nikāya, v. 1, L., 1890, p. 53). Поведение людей обусловлено объективными принципами, изменить к-рые не может ни религиозность, ни добродетельность поведения. "Подобно тому, как брошенный клубок веревки разматывается до конца только на величину своей длины, точно также верующий и неверующий одинаково подвергнутся своей судьбе и придут к своему печальному концу" (там же, с. 54). Н. Аникеев. Москва. |
ГО́СТИНСКИЙ (Hostinský), Отакар (2 янв. 1847 - 19 янв. 1910) - чешский эстетик и художеств. критик. С 1877 - доцент истории музыки, с 1883 - проф. эстетики Пражского ун-та. Определяя эстетику как научную теорию иск-ва и прекрасного вообще, Г. рассматривал прекрасное как особую культурную ценность. Иск-во Г. разделял на пространственное и временное, на изображающее или предметное и беспредметное или формальное; считал, что требование образности и подражания объекту нельзя предъявлять к тем видам иск-ва, природе к-рых образность не соответствует. В области муз. эстетики Г. занимался проблемами нац. чешской музыки и нар. песни, выступил с критикой формалистич. теории австрийского музыковеда Э. Ганслика ("Учение о музыкальных звуках" - "Die Lehre von den musikalischen Klängen", 1879). Он рассматривал также проблемы реализма в иск-ве. Г. считал, что реалистич. художеств. образ лучше всего соответствует совр. обществ. проблематике, однако, по его мнению, реалистич. изображение неприменимо к любому содержанию, напр. к мифологич., а частично и к историч. темам. Г. является основоположником эстетич. школы, из к-рой вышли З. Неедлы, О. Зих и др. Соч.: О uměni, Praha, 1956; Richard Wagner, Praha, 1871; Das Musikalisch-Schöne und das Gesamtkunstwerk vom Standpunkte der formalen Aesthetik, Lpz., 1877; Die Lehre von den musikalischen Klängen, Prag, 1879; Herbarts Ästhetik in ihren grundlegenden Teilen quellenmässig dargestellt und erläutert, Hamburg - Lpz., 1891; Bedřich Smetana a jeho boj о moderní českou hudbu, Praha, 1901. Лит.: Prof. dr. Otakar Hostinský, 1847-1907, Praha, 1907; Nejedlý Z., Hostinského Esthetika, Praha, 1921; его же, Otakar Hostinský [2 vyd.], Praha, 1955; Novak M., O`´ eská estetika, Praha, 1941. М. Новак. Чехословакия. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
"ГОСУДА́РСТВО" - соч. Платона, в к-ром он развил учение об этике, происхождении государства и "идеальном государстве" (см. Платон). |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ГРА́АФ (Graaff), Иоханнес де (р. 14 июля 1911) - голл. теолог и философ. С 1950 - преподаватель духовной академии в Дрибергене, в 1955 - теоретич. теологии в Королевской академии в Утрехте. В 1955 посетил Москву в составе делегации церк. деятелей. Занимается теологией и изучением истории и обществ. мысли в России. Написал ряд работ - "Антропология в современной русской теоретической теологии" ("De anthropologie in de moderne Russische wijsgerige theologie", 1949), "Русские мыслители о человеке" ("Russische denkers over de mens", 1949), "Диалог европейца в Москве. Духовные факторы в развитии России" ("Europese dialog in Moskou. Geestelijke factoren in Russlands ontwikkeling", 1956), в к-рых он стремится объективно обрисовать жизнь народов СССР. Ц. Арзаканьян. Москва. |
ГРАБМАН (Grabmann), Мартин (5 янв. 1875 - 9 янв. 1949) - нем. философ и теолог, представитель неотомизма. Проф. в Эйхштетте (1906), Вене (1913), Мюнхене (1918). Осн. работы Г. посвящены ср.-век. идеологии: "История схоластического метода" ("Die Geschichte der scholastischen Methode", Bd 1-2, 1909-11 и переизд., Bd 1-2, 1956), "История католической теологии" ("Die Geschichte der katholischen Theologie", 1933). Г. - автор работы о Фоме Аквинском как одном из основоположников католицизма ("Подлинные писания св. Фомы Аквинского" - "Die echten Schriften des hl. Thomas von Aquin", 1919, 3 изд., 1930). Соч.: Thomas von Aquin, 7 Aufl., Münch., 1946;.Die Kulturphilosophie des hl. Thomas von Aquin, В., 1925; Mittelalterliches Geistesleben, Bd 1-3, Münch., 1926-56; Forschungen über die lateinischen Aristoteles-Übersetzungen des XIII. Jahrhunderts, Münster, 1916. Лит.: Ott L., Martin Grabmann und seine Verdienste um die Thomasforschung, "Divus Thomas", 1949, Bd 27. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ГРАНИЦА - то, что отделяет один предмет от другого. Г. бывает пространственная, временная и качественная. Каждый предмет содержит в себе Г. Один протяженный предмет отделен от другого частью пространства, к-рая в отношении этих предметов или нейтральна, или же входит в них как нечто общее. В ходе развития предмет прекращает во времени свое существование, после чего начинается существование нового предмета. Каждый предмет является единством определенных признаков, т.е. определенным предметом. Определенность предмета, в силу чего он есть именно этот предмет, а не другой, называется качественной Г. Граница предмета возможна лишь благодаря существованию других предметов. Г. не только разделяет предметы, но и является основой их связи: она характеризует ту сторону предмета, благодаря к-рой он зависит от др. определ. предметов, обусловливается ими. Граница предмета является показателем его конечности. Конечный предмет всегда превращается в другой предмет. Поэтому Г. по своей природе диалектична, она предполагает существование предметов и вместе с тем и их изменение. Г. Шушанашвили. Тбилиси. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ГРА́СА АРА́НЬЯ - см. Аранья. |
ГРА́СИЯН-И-МОРА́ЛЕС (Gracián y Morales), Бальтасар (8 июня 1601 - 6 дек. 1658) - испан. писатель и философ. Будучи иезуитом (с 1619), отошел от ортодокс. схоластики, примкнув к концептуализму - прогрессивному для Испании 17 в. направлению в номинализме. Это привело к конфликту с орденом и к ссылке. Осн. произведение Г.-и-М. - роман "Критикон" ("El Criticón", 1651-57), содержало аллегорич. картину торжества зла в современной ему Испании. Критику исп. действительности Γ.-и-М. давал через восприятие одаренного естеств. здравым смыслом дикаря, предвосхищая этим "Персидские письма" Монтескье и философские повести Вольтера. Образ "мудреца", противостоящего противоречиям действительности, Г.-и-М. воплощал в образе светского человека (трактат "Благоразумный" - "El Discreto"). В другом трактате - "Настольный предсказатель" ("El Oraculо manual у arte de prudencia", 1647, Madrid, 1954), Г.-и-М. ввел термин вкус, чем дал толчок к разработке этого понятия эстетики. Здесь же он характеризовал "мудреца", отстаивал идею совершенствования человеч. личности, сочетающуюся с учением об особо одаренных личностях, призванных править обществом. Это учение оказало влияние на филос. воззрения Шопенгауэра, к-рый перевел на нем. яз. этот трактат Г.-и-М. Соч.: El héroe, Madrid, 1918; El criticón, t. 1-2, Madrid, 1913-14. Лит.: Liñan y Heredia N. J. de, Baltasar Gracián, Madrid, 1902; Krauss W., Gracians Lebenslehre, Frankf./M., [1947]; Romera-Navarro M., Estudios sobre Gracián [Austin], 1950. P. Мартинес. Москва. |
ГРА́СМАН (Grassman), Роберт (8 марта 1815 - 14 авг. 1901) - нем. логик. В соч. "Учение о понятии или логика" (1872) подверг критике традиционную формальную логику за бездоказательность ее построений и неясность выражений. Исходя из взгляда, что науч. обоснование логики возможно лишь с помощью формул ур-ний, преобразуемых по законам учения о величинах, Г. построил логич. исчисление, к-рое полностью включало исчисление классов и формализовало все дедуктивные умозаключения традиционной логики. Был одним из пионеров математической логики. Соч.: Die Formenlehre oder Mathematik, Stettin, [1872], [вторую часть этой книги составляет: Die Begriffslehre oder Logik]. Die Weltwissenschaft oder Physik, Stettin, Bd 1-2, 1852-72; Die Lebenslehre oder Biologie, Stettin, 1862; Die Wissenschaftslehre oder Philosophie, Stettin, 1876; Das Weltleben oder die Metaphysik, Stettin, 1882; Einleitung in das Gebäude des Wissens, Tl 1-4, Stettin, 1882; Das Gebäude des Wissens, Bd 1-10, Stettin, 1882-90; Die Logik und die anderen logischen Wissenschaften, Stettin, 1890. Лит.: Бобынин В. В., Опыты математического изложения логики, вып. 1, М., 1886, с. 30-49. Б. Бирюков. Москва. |
ГРЕХ - по религ. представлениям, нарушение делом, словом или даже помыслом воли бога, выраженной в свящ. книгах, догматах или обрядах религии. Представление о Г. свойственно всем религиям. Особенное значение оно приобрело в период, когда окончательно сформировалось учение об искуплении и страшном суде. По представлениям христиан, иудеев и мусульман первым актом свободной воли человека был т.н. первородный Г. - нарушение Адамом и Евой божьих повелений, за что человечество наказано смертностью, трудом и страданием. По христ. представлениям, Иисус Христос своей добровольной смертью освободил человечество от проклятия первородного Г. Но в силу несовершенства человеч. природы человек якобы постоянно впадает в Г., искупить к-рый можно только тщательным исполнением религ. предписаний, выполнением обрядов и пожертвованиями в пользу церкви. Христ. богословы выделяют различные категории Г. - "вольные", "невольные", "смертные" (напр., гордыня, жадность, зависть) и т. д. Считая эксплуататорский обществ. строй "богоустановленным", религия объявляет Г. всякие действия, имеющие целью изменить этот строй. Самые жестокие преступления Церковь не считала Г., если они были совершены во славу церкви и религии. Лит.: Велтистов В., Грех, его происхождение, сущность и следствия, М., 1885; Ранович А. Б., Очерк истории древнееврейской религии, М., 1937, с. 194-95, 368-70: Теnnant F. R., The concept of sin, Camb., 1912. И. Энгельгардт. Москва. |
Владимир Романович [15(28) янв. 1908 - 3 марта 1940) - сов. историк лит-ры и эстетик. Кандидат в члены ВКП(б) (с 1939). Окончил Киевский юридич. ин-т (1929) и лит. аспирантуру в Москве (1934). Вел педагогич. работу в ИФЛИ (1936-40). Разрабатывал вопросы эстетики и истории лит-ры. Соч.: О принципах построения марксистской эстетики, "Под знаменем марксизма", 1929, No 2-3; Учение Винкельмана о красоте, "Литературный критик", 1934, No 12; Принципы марксистского изучения художественной формы, "Литературный Ленинград", 1935, No 5 (91); Эстетические взгляды Лессинга и театр, [предисл.], в кн.: Лессинг Г. Э., Гамбургская драматургия, М.-Л., 1936; Бальзак об искусстве, М.- Л., 1941; Избранные работы, М., 1956. Лит.: Берковский Н., Книга избранных работ В. Гриба (В. Р. Гриб, Избранные работы), "Вопросы литературы", 1957, No 1. |
ГРИГО́Р МАГИСТР (г. рожд. неизв. - ум. в 1058) - арм. философ. Был магистром Византии на юге Армении. Создал по античному образцу ряд науч. центров, где преподавались философия, логика, грамматика, естествознание и математика, переводились соч. древних мыслителей. Перевел диалоги "Тимей" и "Федон" Платона, "Геометрию" Эвклида. В письмах, посвященных вопросам философии, политики и науки, Г. М. разбирал учение Аристотеля о категориях, анализировал логич. определения Порфирия, излагал размышления Пифагора и пифагорейцев о числах и т. д. Он ставил задачу "познать существование сущего" ("Письма", с. 71). Постижение мира вещей приводит, по Г. М., к образованию "мнения", к-рое возникает на основе размышления, наблюдения и слышания. Истинность "мнения" подлежит проверке, доказательству посредством специального изучения вещей, "ибо человек мыслит не всегда правильно, наблюдает качество [вещей], не всегда присущее их форме, слышит не всегда верно" (там же). Наука делится на 3 отрасли: естествознание, математику и теологию. Вместе они представляют собой систему знаний, восходящих от конкретных вещей к сфере всеобщих категорий. При изучении мира следует подниматься от естествознания к математике и затем - к теологии ("Письма", с. 8, 114). Как защитник феодализма, Г. М. выступал против идеологии тондракийцев, подавлял их антифеод. движение. Лит.: Чалоян В. К., История армянской философии, Ереван, 1959, с. 217-24. В. Чалоян. Ереван. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ГРИГО́РИЙ СИНАИТ (Γρηγόριος ὁ Σιναΐτης) (60-е гг. 13 в. - 40-е гг. 14 в.) - основоположник, практик и теоретик визант. мистич. учения исихазма, руководитель движения исихастов на Афоне, где написал религ.-филос. произведения, посвященные обоснованию аскетизма и обобщавшие многовековой опыт монастырской созерцат. мистики. Источниками работ Г. С. были труды предшествующих мистиков - Иоанна Лествичника, Максима Исповедника, Симеона Нового, Никиты Стифата и Филофея Синаита. Г. С. разработал "технику" созерцат. мистики. Житие Г.С. написано его учеником Каллистом, будущим константинопольским патриархом, издано И. В. Помяловским в 1894; рус. пер. И. Соколова, 1904. Соч. в кн. - Patrologiae cursus compl. ser. graeca... accur., J. P. Migne, t. 150, P., 1865. Б. Горянов. Москва. |
ГРИГОРИС (Г р и г о р) (конец 13 - нач. 14 вв.) - арм. врач, стихийный материалист, автор труда "Исследование о естестве человека, об испытываемых им воздействиях и о причинах его болезней"1 (не опубликован, находится в хранилище древних рукописей при Совете Министров Арм. ССР - Матенадаран - рукопись No 415, всего 466 стр.; текст переписан в 1465-73). Г. отказался от понимания физиологии человеч. тела как действия "части мировой души" или божеств. силы, объясняя физиологич. явления деятельностью спинного и головного мозга. Последний он называл "царем всего организма" (Матенадаран, рукопись No 415, с. 175а). Защищая взгляд о единстве человеч. организма, Г. выразил эту идею фигурально, представив все органы тела как дружелюбных соседей, взаимосвязанных и взаимозависимых (там же, с. 69а). Причины болезней, например туберкулеза, Г. стремился найти в материальных факторах. А. Кцоян. Ереван. Лит.: Кцоян А. С., Некоторые естественно-научные взгляды армянских авторов в эпоху расцвета феодальных отношений (XI-XIII вв.), "Изв. АН Арм. ССР, Биол. и с.-х. н.", 1958, т. 11, No 11 (резюме на арм. яз.). |
Аполлон Александрович [20 июля (1 авг.) 1822 - 25 сент. (7 окт.) 1864] - рус. лит. критик, эстетик и поэт. Окончил юридич. ф-т Моск. ун-та (1842). В студенческие годы познакомился с произведениями Карлейля, Ренана, Эмерсона, Шеллинга, создал кружок по изучению философии Гегеля, в к-рый входили Фет, Полонский и др. Сблизившись с М. П. Погодиным, Г. в 1851 вошел в т.н. молодую редакцию "Москвитянина", развивавшую взгляды, родственные славянофильству. В 1861-64 стал ведущим критиком в консервативных журн. "Время" и "Эпоха". Г. - гл. представитель идеалистич. направления в рус. эстетике и критике, т.н. органич. критики, к-рую он пытался противопоставлять крайностям теории "искусства для искусства" и якобы впадавшей в публицистику "исторической критике" рев. демократов. Будучи нек-рое время близок к петрашевцам, Г. быстро отошел от идей утопич. социализма и истолковывал идею народности в консервативном, близком славянофильству, духе "почвенного", "органического" единства рус. народа. В связи с этим Г. выступал против материалистич. эстетики Белинского, Добролюбова и Чернышевского. Утверждал, что произведение иск-ва является органич. продуктом эпохи и выражает обществ. жизнь "через посредство жизни художника". Миссия художеств. творчества заключается, по Г., не в "рабском служении" жизни или к.-л. идее, а в выявлении "вечных начал" жизни, к-рые якобы лежат под видимыми, переменными и случайными явлениями. Г. считал, что внутр. закономерности иск-ва познаются лишь интуитивно. В методе органич. критики Г. основополагающими становятся идеалистич. принципы симпатии как первоисточника знания и наития - как его завершающей ступени. Стремясь философски осмыслить осн. линию рус. лит-ры, Г. видел в произведениях Пушкина, Гоголя, Островского отражение различных фаз столкновения двух типов - национального и кастового, народного и аристократического, хищного и смиренного, причем органичным для рус. нац. развития Г. считал тип народный и смиренный. Это было связано в значит. мере с его идеалистич. представлениями о нетронутых "фальшью цивилизации" патриархально-консервативных слоях рус. общества, будто сохранивших "веру, нравы и язык отцов". Лит.-критич. наследие Г. богато мн. яркими страницами. Однако Г. был одним из творцов реакц. учения "почвенников" (Н. Страхов, Ф. Достоевский), выступал убежденным противником Чернышевского и Добролюбова, врагом их обществ.-политич. и эстетич. концепций. Соч.: Собр. соч. под ред. В. Ф. Саводника, вып. 1-14, М., 1915-1916; Материалы для биографии, под ред. Вл. Княжнина, П., 1917 (изд. Пушкинского Дома). Лит.: Фриче В., Ап. Григорьев, в кн.; Очерки по истории русской критики, т. 1, М.-Л., 1929; Гуральник У. Α., Αп. Григорьев - критик, в кн.: История русской критики, т. 1, М.-Л., 1958. У. Гуральник. Москва. |