Приглашаем посетить сайт

Русская библиотека (biblioteka-rus.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
Статьи на букву "Г" (часть 5, "ГОР"-"ГРИ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Г" (часть 5, "ГОР"-"ГРИ")

ГОРАРИК

ГО́РАРИК (Horarik), Ян (1808 - 20 мая 1864) - венгерский философ словацкого происхождения; революционер-демократ. Участник революции 1848-49 в Венгрии. В молодости - католич. ксендз. Под влиянием работ Фейербаха Г. стал атеистом и выступил с критикой церкви и религии. В работе "Борьба с иерархией и церковью в 1841-45 гг." ("Kampf mit Hierarchie und Kirche in den Jahren 1841-45", 1847) Г. доказывал, что бог создан человеком по его образу и подобию. Задача философии, по мнению Γ., просвещать людей, освободить их от религии и указать путь создания земного человеч. счастья. Г. - первый венг. философ, к-рый называл себя пролетарием. Г. заявлял, что борется за интересы рабочего класса. Капитал он называл "чумой рабочего народа". В 1848 Г. редактировал журнал "Будущее". Был капитаном отряда Общества равенства одного из районов Будапешта, принимал участие в освободит. борьбе против австрийской оккупации в 1848. Соч.: Szόzat Némethonbόl a Habsburgház és Kossuth Lajos felöl, [s. 1.], 1849; Harc a hierarchia és az egyház ellen az 1841-1845 években, [Ford., bevezetéssel es jegyzetekkel ellátták Воhό Rόbert és Tordai György], Bdpst, 1956.

Лит.: Dubnický J., O Jánovi Horárikovi..., в кн.: Hоrárik J., Boj s hierarchiou a cirkvou v rokoch 1841-45, Brat., 1953; Münz T., Filosofické náhládу Jána Horárika, "Slov. filos. Časop.", Brat, 1956, roc. 11, No 3. Τordai G., Janas Horárik, Bdpst, 1954.

T. Мюнц. Чехословакия. Г. Тордаи. Венгрия.

ГОРАЦИЙ

Гораций Флакк (Horatius Flaccus), Квинт (8 дек. 65 до н.э. - 27 нояб. 8 до н.э.) - римский писатель и поэт. Образование получил в Риме и Афинах. Участвовал в гражданской войне, был воен. трибуном в респ. армии. После поражения республиканцев в 42 до н.э. вернулся в Рим, где занялся писательской деятельностью. Произведения Г.; 4 кн. "Од", "Юбилейный гимн", 1 кн. "Эподов", 2 кн. "Сатир" и 2 кн. "Посланий", в т.ч. трактат "Наука поэзии", к-рый представляет собой письмо к Пизонам; его назв. не принадлежит самому автору. В отличие от "Поэтики" Аристотеля, соч. Г. содержит не теоретич. идеи, а ряд практич. советов начинающим поэтам. Трактат не имеет строго выдержанного плана и условно делится на 3 ч.: общее учение о поэтич. иск-ве (1-152), вопросы трагедии (153-294) и учение о поэте (295-476).

Осн. идея послания заключается в требовании единства, простоты, ясности, цельности, последовательности и непротиворечивости лит. произведений (стихи 1-37). Г. является сторонником уравновешенности, гармонии, противником фантастичности и неправдоподобия. Поэт, по Г., должен соблюдать порядок и строй (series iuncturaque), умело сочетать начало, середину и конец (125-135, 148-152). Слова должны соответствовать данному характеру, а характеры - данному возрасту и положению, отличаться единообразием, отсутствием противоречий и последовательностью своего развития (156-178). Поэт должен быть от природы достаточно талантлив, и ему необходима соответствующая поэтич. школа. Цель поэзии не только наставлять и поучать, но и доставлять читателю наслаждение (333, 343-346). Поэт обязан обладать мудростью и филос. образованием (309-312), но в то же время избегать всяких излишних теорий, чтобы создавать правдоподобные образы, основанные на точных жизненных наблюдениях (317-322). Вдохновение может довести до сумасбродства (453-475), оно должно сопровождаться постоянным и неуклонным трудом (289-301, 388 сл.). Благоразумие (sapėre) является "началом и источником" правильного творчества писателя (309). Одновременно Г. решительно против всякой надуманности, напыщенности и ходульности (136-147). Римская драма не удовлетворяла Г., и он требовал восстановления древнегреч. мифологич. трагедии. Для римской лит-ры того времени поэтика Г. была попыткой реставрации невозвратимого прошлого греч. классики. Осн. положения поэтики Г. - идейная и эмоцион. насыщенность, обобщенно-жизненное правдоподобие, подчеркнуто-рациональная разработка художеств. образности - оказали значит. влияние на теорию и практику классицизма, особенно на франц. классицизм. Буало, к-рый был близок к идеям Г., в нек-рых местах одноименного трактата является простым его переводчиком.

Соч.: Carmina, rec. F. Vollmer, В., [1948]; Opera, геcogn. F. Klingner, Lipsiae, 1959; Arte poetica. Con commento di A. Rostagni, Torino, 1930; в рус. пер. - Полное собр. соч., М.-Л., 1936.

Лит.: К. Маркс и Ф. Энгельс об искусстве, М., 1957 (см. Именной указатель); Hетушил И., Темы и планы Горациевой Ars poetica, "Ж. Мин-ва народного просвещения", 1901, июль - август; Mиллер Л. Α., Жизнь и сочинения Горация. СПБ, 1880; Immisсh О., Horazens Epistel über die Dichtkunst, Lpz., 1932 (Philologus, Suppl. Bd 24, H. 3); Кlingner F., Horazens Brief an die Pisonen, Lpz., 1937; Steidle W., Studien zur Ars poetica des Horaz, B. - Würzburg, 1939 (Diss); Сupaiuоlо F., L'Epistola di Orazio ai Pisoni, Napoli, 1941; Fraenkel E., Horace, Oxf., 1957.

А. Лосев. Москва.

ГОРГИЙ

ГОРГИЙ (Γοργίας) из Л е о н т и н в Сицилии (ок. 483-375 до н.э.) - древнегреч. софист, ритор, сторонник рабовладельч. демократии, противник Сократа и Платона как идеологов аристократии. Сведения о Г. и его филос. взглядах содержатся в соч. Платона (диалоги "Гиппий Больший" и "Горгий"), Аристотеля ("О Ксенофане, Зеноне и Горгии") и Секста-Эмпирика ("Против ученых"). Г. - автор трактата "О не сущем или о природе". Опираясь на апории Зенона, Г. выдвигал три тезиса: 1) ничто не существует; 2) если бы нèчто и существовало, оно бы было непознаваемо; 3) если бы нечто было бы познаваемым, то познанное было бы невыразимо (см. В. И. Ленин, Философские тетради, 1947, с. 254-56). В этих рассуждениях выявлялся крайний релятивизм Г., к-рый, однако, был направлен против догматизма метафизич. учений и имел нек-рое значение для развития древнегреч. диалектики.

Соч. (фрагм.): Diels Η., Die Fragmente der Vorsokratiker..., Bd 2, В., 1935, S. 271- 307. Лит.: Дынник Μ. Α., Очерк истории философии классической Греции, М., 1936, с. 172-73; История философии, т. 1, М., 1940, с. 125-29 (см Именной указатель); Лурье С. Я., Очерки по истории античной науки, М.-Л., 1947 (см. Указатель имен).

ГОРЕВ

ГО́РЕВ (Г о л ь д м а н), Борис Исаакович (1874-1937) - сов. историк и философ. Учился в Петербургском университете, участвовал в революц. движении (с 1893). С 1907 - меньшевик-ликвидатор. После Февр. революции 1917 был членом меньшевистского ЦК и ВЦИК 1-го созыва. В 1920 Г. официально вышел из партии меньшевиков. Занимался преподават. деятельностью. Науч. интересы Г. лежали в области историч. материализма и истории социалистич. учений. Работы Г. по истории войн ("Война в истории и марксизм", 1930) критиковались в печати нач. 30-х гг. (см. "Правда", 1931, No 232; "Красная звезда", 1931, No 109).

Соч.: Очерки исторического материализма, Харьков, 1925; На идеологическом фронте, [Сб. статей], М., 1923; История социализма в связи с развитием рабочего движения, т. 1, 3 изд., М., 1925; Популярная история социализма на Западе и в России, Харьков, 1926; Материализм - философия пролетариата, 4 изд., М., 1924; Анархиам в России, М., 1930; От Томаса Мора до Ленина. 1516-1917 гг., 5 изд., Л., 1924; М. А. Бакунин, его жизнь, деятельность и учение, 2 изд., Ив.-Возн., 1922; Огюст Бланки, М., 1936; Первый русский марксист Г. В. Плеханов, 2 изд., М., 1925; Николай Константинович Михайловский, М., 1931.

А. Гагарин. Москва.

ГОРИН

ГО́РИН (Г а л к и н), Владимир Филиппович (1863-1925) - рус. философ. С нач. 80-х гг. 19 в. участвовал в революц. движении. В 1888 по народовольческому делу "61" сослан в Якутию, где находился более 10 лет, занимаясь философией, логикой, психологией. Во 2-й пол. 90-х гг. перешел на с.-д. позиции. Делегат II съезда РСДРП, большевик. До осени 1917 - в эмиграции. В 1907-12 в Женеве встречался с Лениным и Плехановым, выступал с рефератами против махистов. Ленин подарил Г. экземпляр кн. "Материализм и эмпириокритицизм". В 1910 Г. выступил с кн. "Долой материализм!" (псевд. - Н. Грабовский, 2-е переработ, изд., 1920), в к-рой с позиций материализма охарактеризовал идеалистич. сущность и социальный вред махистской ревизии марксизма (прежде всего филос. заблуждений Луначарского). Однако в этой книге имеются ошибки метафизич. и идеалистич. характера. Участвовал в подготовке Октябрьской революции 1917. В 1918-20 Г. был на политработе в Красной Армии. В последние годы жизни работал по воспитанию молодежи ("О сущности воспитания...", совм. с Н. Подвойским, 1920). В архиве Г. (ЦПА ИМЛ, Ф. 292) сохранились многочисл. филос. работы и наброски, в т.ч. обширная рукопись о диалектике (Ед. хр. 23).

Лит.: Дивильковский Α., В. Ф. Горин-Галкин (1866-1925 гг.), "Пролетарская революция", 1925, No 9 (44); Πоляков М., Клочки воспоминаний о В. Ф. Горине-Галкине, "Каторга и ссылка", 1926, [No 1], кн. 22: Володин А. И., Из истории борьбы против махизма, "Вопр. философии", 1959, No 6.

А. Володин. Москва.

ГОРМИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

"ГОРОД СОЛНЦА"

"ГО́РОД СО́ЛНЦА" - соч. Кампанеллы, в к-ром изложено его утопическо-социалистич. учение.

ГОРОХОВ

Федор Александрович [29 янв. (10 февр.) 1902 - 6 февр. 1954] - сов. философ, д-р филос. наук (с 1935)" профессор (с 1935).Окончил филос. отделение Ин-та красной профессуры (1929). В 1931- зам. директора Ин-та философии Коммунистич. Академии. В 1931-38 - на парт. и сов. работе. В 1938-41 - науч. сотрудник Ин-та философии АН СССР. Автор исследований в области историч. материализма и материалистич. диалектики.

Соч.: Ленин и исторический материализм, 3 изд., М., 1958; К вопросу о производительных силах и диалектике их развития, "Вестн. Коммунистической Акад.", 1928, кн. 27 (3); Философско-исторические взгляды Гегеля и исторический материализм, "Под знаменем марксизма", 1931, No 11-12; Предисловие к "Философии истории Гегеля", в кн.: Гегель, Соч., т. 8, М.-Л., 1935; Роль личности в истории, "Под знаменем марксизма", 1938, No 9; Общественное бытие и общественное сознание, там же, No 11; Исторический материализм о материальной основе жизни общества, там же, 1939, No 2; О полном соответствии производственных отношений производительным силам в эпоху социализма, там же, 1940, No 3 - 4.

С. Пичугин. Москва.

ГОРТАРИ

ГОРТА́РИ (Gortari), Эли де (р. 28 июля 1918) - мекс. философ-марксист. Проф. философии мекс. Нац. ун-та, где с 1949 возглавлял кафедру логики и философии естествознания. Наиболее значит. работы Г. посвящены логике: "Наука логики" ("La ciencia de la lόgica", 1950), "Введение в диалектическую логику" (1956, рус. пер. 1959). Подчеркивая ограниченность формальной логики, Г. понимает под диалектич. логикой науку о законах и формах мышления, основанную на законах материалистич. диалектики. При этом изучение законов диалектич. логики Г. тесно связывает с исследованием объективных методов, к-рые применяются в обществ. и естеств. науках. Представляют интерес взгляды Г. на проблемы дедукции и индукции. Г. - также автор ряда трудов по истории науки в Мексике.

Соч.: La categoría de espacio en la fisica atόmica, [México], 1957; La ciencia en la Reforma, México, 1957; Propiedades dialécticas de la negacion lόgica, México, 1955; Sobre el método dialéctico materialista, "Filosofía y letres", México, 1954, No 53-54; Современные течения философии в Мексике, "Вопр. философии", 1957, No 2.

И. Добронравов, Т. Крайнова. Москва.

ГОРЧАКОВ

Дмитрий Петрович (1 янв. 1758 - 29 нояб. 1824), князь - рус. поэт-атеист. В 1776-80 и 1806-12 служил в армии; в 1813-16 - вице-губернатор в Костроме; затем жил в Москве. В 1793 Г. сотрудничал в журн. "Санкт-Петербургский Меркурий", возглавля-емом А. И. Клушиным и молодым И. А. Крыловым, пропагандировавшими передовые для своего времени взгляды. Член Российской академии (с 1807), участник "Бесед любителей русского слова" (с 1811). Г. известен в истории рус. лит-ры как писатель-сатирик и драматург, писавший преимущественно в духе классицизма. Г. увлекался идеями франц. просветительства, в молодости "слыл ярым вольтерьянцем" (см. предисловие к "Сочинениям князя Д. П. Горчакова", М., 1890, с. V).

Обнаруженная в последнее время в ЦГИА СССР в Москве рукописная книга 18 в. "Библиотека здравого рассудка..." донесла до нас 6 атеистич. стихотворений Г., написанных в конце 18 в. ("Эпиграмма", "Письмо. Везде равно человек подвержен бедствиям природы", "Моя филозофия", "Моя исповедь при смерти", "Аллегория", "Ахти, любезный мой Шипов"), и атеистич. поэму "Вирсавия". Произведения снабжены примечаниями автора, к-рые показывают его полное согласие с материалистич. взглядами франц. просветителей. В одном из примечаний Г. писал, что "нет ни малейшего естественного доказательства" тому, "что мы будем жить после смерти". Поэма "Вирсавия" близка по атеистич. направленности и использованию библейского сюжета "Гавриилиаде" Пушкина, к-рый знал атеистич. стихи Г. (см. А. С. Пушкин, Полн. собр. соч., т. 10, 1958, с. 250).

Соч.: Из неизданных атеистических произведений Д. П. Горчакова, в кн.: Вопросы истории религии и атеизма. Сб. статей, [т.] 7, М., 1959, с. 394-409.

Лит.: Персиц M. M., Русский атеистический рукописный сборник конца XVIII - начала XIX вв., в кн.: Вопросы истории религии и атеизма. Сб. статей, [т.] 7, М., 1959; Брайловский С. Н., Из прошлого отечественной литературы, Воронеж, 1893.

А. Голодко. Москва.

ГОРЬКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГОРЯНИНОВ

Павел Федорович (1796 - 21 окт. 1865) - рус. ботаник и натурфилософ. Происходил из небогатой купеческой семьи; учился (1817-20) и преподавал (1825-61) в Петерб. Медико-хирургич. академии. Автор ряда руководств по естеств. и мед. наукам, а также оригинальных трудов, в к-рых обобщил собств. исследования, гл. обр. по систематике растений ("Первые черты системы природы" - "Primae lineae systematis naturae, nexui naturali omnium evolulionique progressivae, per nixus reascendentes superstructi", 1834; "Тетрактис, или четырехчленная система всей природы" - "Tetractys naturae, seu systema quadrimembre omnium naturalium, quod Primis lineis svstematis naturae, a se editis...", 1843).

В основу системы растит. царства Г. положена идея о развитии от низшего к высшему, от простого к сложному. Взгляды Г. близки натурфилософии Окена, в духе к-рой он развивал идеи о единстве природы и ее развитии от первичного эфира до человека, а также о клеточном развитии всех организмов. Наличие клеточных структур Г. положил в основу деления природы на органич. и неорганическую.

После работ Б. Козо-Полянского ("Натурфилософ П. Ф. Горянинов", в кн.: Тр. Воронежск. ун-та т. 14, вып. 2, [Воронеж ], 1947) и Б. Райкова ("Русские биологи-эволюционисты до Дарвина", т. 2, М. - Л . 1951) широко распространилось мнение о Г. как о выдающемся предшественнике Ч. Дарвина и одном из создателей клеточной теории. Однако для такой оценки роли Г. в истории науки нет оснований.

Соч., в кн.: Избр. произв. русских естествоиспытателей первой половины XIX века, М., 1959, с. 161-99.

Лит. Павловский Е. Н., Русский натурфилософ-биолог П. Ф. Горянинов и его критик К. М. Бэр, в кн.: Тр. Ин-та истории естествозн. и техн. АН СССР, т. 5, М., 1953; Микулинский С. Р. и Рыбкин Г. Ф., Борьба материализма против идеализма в естествознании в России (первая половина XIX в.), в кн.: Очерки по истории философской и общественно-политической мысли народов СССР, т. 1, М., 1955; Кацнельсон З. С., П. Ф. Горянинов и клеточная теория..., "Архив анатомии, гистологии и эмбриологии", 1956, т. 33, вып. 4, с. 85-88; Щербакова Α. Α., К оценке роли П. Ф. Горянинова в создании клеточной теории, в кн.: Тр. Ин-та истории естествозн. и техн. АН СССР, т. 14, вып. 2, М., 1957; История философии, т. 2, М., 1957, с. 231, 232, 320.

С. Микулинский. Москва.

ГОСАЛА МАККХАЛИ

ГОСА́ЛА МАККХА́ЛИ (в нек-рых источниках - Гошала Маскарин, Гошалипутра, или Гошаликапутра) - др.-инд. философ-материалист 6 в. до н.э., основоположник учения адживика. Наиболее полное изложение его взглядов содержится в раннебуддийском источнике "Дигха Никая". Г. М. выступал против религ. догм о карме, самсаре и мокше. Будучи детерминистом, считал, что все вещи и явления имеют свою внутр. неизменную природу, в соответствии с к-рой происходит их развитие. "Все, что рождено, имеет дыхание и жизнь, не обладает (самостоятельной) силой, способностью или достоинством, а движется судьбой, случаем и внутренней природой" (Dīgha nikāya, v. 1, L., 1890, p. 53). Поведение людей обусловлено объективными принципами, изменить к-рые не может ни религиозность, ни добродетельность поведения. "Подобно тому, как брошенный клубок веревки разматывается до конца только на величину своей длины, точно также верующий и неверующий одинаково подвергнутся своей судьбе и придут к своему печальному концу" (там же, с. 54).

Н. Аникеев. Москва.

ГОСТИНСКИЙ

ГО́СТИНСКИЙ (Hostinský), Отакар (2 янв. 1847 - 19 янв. 1910) - чешский эстетик и художеств. критик. С 1877 - доцент истории музыки, с 1883 - проф. эстетики Пражского ун-та. Определяя эстетику как научную теорию иск-ва и прекрасного вообще, Г. рассматривал прекрасное как особую культурную ценность. Иск-во Г. разделял на пространственное и временное, на изображающее или предметное и беспредметное или формальное; считал, что требование образности и подражания объекту нельзя предъявлять к тем видам иск-ва, природе к-рых образность не соответствует.

В области муз. эстетики Г. занимался проблемами нац. чешской музыки и нар. песни, выступил с критикой формалистич. теории австрийского музыковеда Э. Ганслика ("Учение о музыкальных звуках" - "Die Lehre von den musikalischen Klängen", 1879). Он рассматривал также проблемы реализма в иск-ве. Г. считал, что реалистич. художеств. образ лучше всего соответствует совр. обществ. проблематике, однако, по его мнению, реалистич. изображение неприменимо к любому содержанию, напр. к мифологич., а частично и к историч. темам. Г. является основоположником эстетич. школы, из к-рой вышли З. Неедлы, О. Зих и др.

Соч.: О uměni, Praha, 1956; Richard Wagner, Praha, 1871; Das Musikalisch-Schöne und das Gesamtkunstwerk vom Standpunkte der formalen Aesthetik, Lpz., 1877; Die Lehre von den musikalischen Klängen, Prag, 1879; Herbarts Ästhetik in ihren grundlegenden Teilen quellenmässig dargestellt und erläutert, Hamburg - Lpz., 1891; Bedřich Smetana a jeho boj о moderní českou hudbu, Praha, 1901.

Лит.: Prof. dr. Otakar Hostinský, 1847-1907, Praha, 1907; Nejedlý Z., Hostinského Esthetika, Praha, 1921; его же, Otakar Hostinský [2 vyd.], Praha, 1955; Novak M., O`´ eská estetika, Praha, 1941.

М. Новак. Чехословакия.

"ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛИЗМ"

Статья большая, находится на отдельной странице.

"ГОСУДАРСТВО"

"ГОСУДА́РСТВО" - соч. Платона, в к-ром он развил учение об этике, происхождении государства и "идеальном государстве" (см. Платон).

ГОСУДАРСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

"ГОСУДАРСТВО И РЕВОЛЮЦИЯ. УЧЕНИЕ МАРКСИЗМА О ГОСУДАРСТВЕ И ЗАДАЧИ ПРОЛЕТАРИАТА В РЕВОЛЮЦИИ"

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГОТВАЛЬД

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГРААФ

ГРА́АФ (Graaff), Иоханнес де (р. 14 июля 1911) - голл. теолог и философ. С 1950 - преподаватель духовной академии в Дрибергене, в 1955 - теоретич. теологии в Королевской академии в Утрехте. В 1955 посетил Москву в составе делегации церк. деятелей. Занимается теологией и изучением истории и обществ. мысли в России. Написал ряд работ - "Антропология в современной русской теоретической теологии" ("De anthropologie in de moderne Russische wijsgerige theologie", 1949), "Русские мыслители о человеке" ("Russische denkers over de mens", 1949), "Диалог европейца в Москве. Духовные факторы в развитии России" ("Europese dialog in Moskou. Geestelijke factoren in Russlands ontwikkeling", 1956), в к-рых он стремится объективно обрисовать жизнь народов СССР.

Ц. Арзаканьян. Москва.

ГРАБМАН

ГРАБМАН (Grabmann), Мартин (5 янв. 1875 - 9 янв. 1949) - нем. философ и теолог, представитель неотомизма. Проф. в Эйхштетте (1906), Вене (1913), Мюнхене (1918). Осн. работы Г. посвящены ср.-век. идеологии: "История схоластического метода" ("Die Geschichte der scholastischen Methode", Bd 1-2, 1909-11 и переизд., Bd 1-2, 1956), "История католической теологии" ("Die Geschichte der katholischen Theologie", 1933). Г. - автор работы о Фоме Аквинском как одном из основоположников католицизма ("Подлинные писания св. Фомы Аквинского" - "Die echten Schriften des hl. Thomas von Aquin", 1919, 3 изд., 1930).

Соч.: Thomas von Aquin, 7 Aufl., Münch., 1946;.Die Kulturphilosophie des hl. Thomas von Aquin, В., 1925; Mittelalterliches Geistesleben, Bd 1-3, Münch., 1926-56; Forschungen über die lateinischen Aristoteles-Übersetzungen des XIII. Jahrhunderts, Münster, 1916.

Лит.: Ott L., Martin Grabmann und seine Verdienste um die Thomasforschung, "Divus Thomas", 1949, Bd 27.

ГРАБОВСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГРАМШИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГРАНИЦА

ГРАНИЦА - то, что отделяет один предмет от другого. Г. бывает пространственная, временная и качественная. Каждый предмет содержит в себе Г. Один протяженный предмет отделен от другого частью пространства, к-рая в отношении этих предметов или нейтральна, или же входит в них как нечто общее. В ходе развития предмет прекращает во времени свое существование, после чего начинается существование нового предмета. Каждый предмет является единством определенных признаков, т.е. определенным предметом. Определенность предмета, в силу чего он есть именно этот предмет, а не другой, называется качественной Г. Граница предмета возможна лишь благодаря существованию других предметов.

Г. не только разделяет предметы, но и является основой их связи: она характеризует ту сторону предмета, благодаря к-рой он зависит от др. определ. предметов, обусловливается ими. Граница предмета является показателем его конечности. Конечный предмет всегда превращается в другой предмет. Поэтому Г. по своей природе диалектична, она предполагает существование предметов и вместе с тем и их изменение.

Г. Шушанашвили. Тбилиси.

ГРАНОВСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГРАСА АРАНЬЯ

ГРА́СА АРА́НЬЯ - см. Аранья.

ГРАСИЯН-И-МОРАЛЕС

ГРА́СИЯН-И-МОРА́ЛЕС (Gracián y Morales), Бальтасар (8 июня 1601 - 6 дек. 1658) - испан. писатель и философ. Будучи иезуитом (с 1619), отошел от ортодокс. схоластики, примкнув к концептуализму - прогрессивному для Испании 17 в. направлению в номинализме. Это привело к конфликту с орденом и к ссылке. Осн. произведение Г.-и-М. - роман "Критикон" ("El Criticón", 1651-57), содержало аллегорич. картину торжества зла в современной ему Испании. Критику исп. действительности Γ.-и-М. давал через восприятие одаренного естеств. здравым смыслом дикаря, предвосхищая этим "Персидские письма" Монтескье и философские повести Вольтера. Образ "мудреца", противостоящего противоречиям действительности, Г.-и-М. воплощал в образе светского человека (трактат "Благоразумный" - "El Discreto"). В другом трактате - "Настольный предсказатель" ("El Oraculо manual у arte de prudencia", 1647, Madrid, 1954), Г.-и-М. ввел термин вкус, чем дал толчок к разработке этого понятия эстетики. Здесь же он характеризовал "мудреца", отстаивал идею совершенствования человеч. личности, сочетающуюся с учением об особо одаренных личностях, призванных править обществом. Это учение оказало влияние на филос. воззрения Шопенгауэра, к-рый перевел на нем. яз. этот трактат Г.-и-М.

Соч.: El héroe, Madrid, 1918; El criticón, t. 1-2, Madrid, 1913-14.

Лит.: Liñan y Heredia N. J. de, Baltasar Gracián, Madrid, 1902; Krauss W., Gracians Lebenslehre, Frankf./M., [1947]; Romera-Navarro M., Estudios sobre Gracián [Austin], 1950.

P. Мартинес. Москва.

ГРАСМАН

ГРА́СМАН (Grassman), Роберт (8 марта 1815 - 14 авг. 1901) - нем. логик. В соч. "Учение о понятии или логика" (1872) подверг критике традиционную формальную логику за бездоказательность ее построений и неясность выражений. Исходя из взгляда, что науч. обоснование логики возможно лишь с помощью формул ур-ний, преобразуемых по законам учения о величинах, Г. построил логич. исчисление, к-рое полностью включало исчисление классов и формализовало все дедуктивные умозаключения традиционной логики. Был одним из пионеров математической логики.

Соч.: Die Formenlehre oder Mathematik, Stettin, [1872], [вторую часть этой книги составляет: Die Begriffslehre oder Logik]. Die Weltwissenschaft oder Physik, Stettin, Bd 1-2, 1852-72; Die Lebenslehre oder Biologie, Stettin, 1862; Die Wissenschaftslehre oder Philosophie, Stettin, 1876; Das Weltleben oder die Metaphysik, Stettin, 1882; Einleitung in das Gebäude des Wissens, Tl 1-4, Stettin, 1882; Das Gebäude des Wissens, Bd 1-10, Stettin, 1882-90; Die Logik und die anderen logischen Wissenschaften, Stettin, 1890.

Лит.: Бобынин В. В., Опыты математического изложения логики, вып. 1, М., 1886, с. 30-49.

Б. Бирюков. Москва.

ГРЕХ

ГРЕХ - по религ. представлениям, нарушение делом, словом или даже помыслом воли бога, выраженной в свящ. книгах, догматах или обрядах религии. Представление о Г. свойственно всем религиям. Особенное значение оно приобрело в период, когда окончательно сформировалось учение об искуплении и страшном суде. По представлениям христиан, иудеев и мусульман первым актом свободной воли человека был т.н. первородный Г. - нарушение Адамом и Евой божьих повелений, за что человечество наказано смертностью, трудом и страданием. По христ. представлениям, Иисус Христос своей добровольной смертью освободил человечество от проклятия первородного Г. Но в силу несовершенства человеч. природы человек якобы постоянно впадает в Г., искупить к-рый можно только тщательным исполнением религ. предписаний, выполнением обрядов и пожертвованиями в пользу церкви. Христ. богословы выделяют различные категории Г. - "вольные", "невольные", "смертные" (напр., гордыня, жадность, зависть) и т. д. Считая эксплуататорский обществ. строй "богоустановленным", религия объявляет Г. всякие действия, имеющие целью изменить этот строй. Самые жестокие преступления Церковь не считала Г., если они были совершены во славу церкви и религии.

Лит.: Велтистов В., Грех, его происхождение, сущность и следствия, М., 1885; Ранович А. Б., Очерк истории древнееврейской религии, М., 1937, с. 194-95, 368-70: Теnnant F. R., The concept of sin, Camb., 1912.

И. Энгельгардт. Москва.

ГРИБ

Владимир Романович [15(28) янв. 1908 - 3 марта 1940) - сов. историк лит-ры и эстетик. Кандидат в члены ВКП(б) (с 1939). Окончил Киевский юридич. ин-т (1929) и лит. аспирантуру в Москве (1934). Вел педагогич. работу в ИФЛИ (1936-40). Разрабатывал вопросы эстетики и истории лит-ры.

Соч.: О принципах построения марксистской эстетики, "Под знаменем марксизма", 1929, No 2-3; Учение Винкельмана о красоте, "Литературный критик", 1934, No 12; Принципы марксистского изучения художественной формы, "Литературный Ленинград", 1935, No 5 (91); Эстетические взгляды Лессинга и театр, [предисл.], в кн.: Лессинг Г. Э., Гамбургская драматургия, М.-Л., 1936; Бальзак об искусстве, М.- Л., 1941; Избранные работы, М., 1956.

Лит.: Берковский Н., Книга избранных работ В. Гриба (В. Р. Гриб, Избранные работы), "Вопросы литературы", 1957, No 1.

ГРИГОР МАГИСТР

ГРИГО́Р МАГИСТР (г. рожд. неизв. - ум. в 1058) - арм. философ. Был магистром Византии на юге Армении. Создал по античному образцу ряд науч. центров, где преподавались философия, логика, грамматика, естествознание и математика, переводились соч. древних мыслителей. Перевел диалоги "Тимей" и "Федон" Платона, "Геометрию" Эвклида.

В письмах, посвященных вопросам философии, политики и науки, Г. М. разбирал учение Аристотеля о категориях, анализировал логич. определения Порфирия, излагал размышления Пифагора и пифагорейцев о числах и т. д. Он ставил задачу "познать существование сущего" ("Письма", с. 71). Постижение мира вещей приводит, по Г. М., к образованию "мнения", к-рое возникает на основе размышления, наблюдения и слышания. Истинность "мнения" подлежит проверке, доказательству посредством специального изучения вещей, "ибо человек мыслит не всегда правильно, наблюдает качество [вещей], не всегда присущее их форме, слышит не всегда верно" (там же). Наука делится на 3 отрасли: естествознание, математику и теологию. Вместе они представляют собой систему знаний, восходящих от конкретных вещей к сфере всеобщих категорий. При изучении мира следует подниматься от естествознания к математике и затем - к теологии ("Письма", с. 8, 114). Как защитник феодализма, Г. М. выступал против идеологии тондракийцев, подавлял их антифеод. движение.

Лит.: Чалоян В. К., История армянской философии, Ереван, 1959, с. 217-24.

В. Чалоян. Ереван.

ГРИГОР МАГИСТР

ГРИГОР ТАТЕВАЦИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГРИГОРИЙ СИНАИТ

ГРИГО́РИЙ СИНАИТ (Γρηγόριος ὁ Σιναΐτης) (60-е гг. 13 в. - 40-е гг. 14 в.) - основоположник, практик и теоретик визант. мистич. учения исихазма, руководитель движения исихастов на Афоне, где написал религ.-филос. произведения, посвященные обоснованию аскетизма и обобщавшие многовековой опыт монастырской созерцат. мистики. Источниками работ Г. С. были труды предшествующих мистиков - Иоанна Лествичника, Максима Исповедника, Симеона Нового, Никиты Стифата и Филофея Синаита. Г. С. разработал "технику" созерцат. мистики. Житие Г.С. написано его учеником Каллистом, будущим константинопольским патриархом, издано И. В. Помяловским в 1894; рус. пер. И. Соколова, 1904.

Соч. в кн. - Patrologiae cursus compl. ser. graeca... accur., J. P. Migne, t. 150, P., 1865.

Б. Горянов. Москва.

ГРИГОРИС

ГРИГОРИС (Г р и г о р) (конец 13 - нач. 14 вв.) - арм. врач, стихийный материалист, автор труда "Исследование о естестве человека, об испытываемых им воздействиях и о причинах его болезней"1 (не опубликован, находится в хранилище древних рукописей при Совете Министров Арм. ССР - Матенадаран - рукопись No 415, всего 466 стр.; текст переписан в 1465-73).

Г. отказался от понимания физиологии человеч. тела как действия "части мировой души" или божеств. силы, объясняя физиологич. явления деятельностью спинного и головного мозга. Последний он называл "царем всего организма" (Матенадаран, рукопись No 415, с. 175а). Защищая взгляд о единстве человеч. организма, Г. выразил эту идею фигурально, представив все органы тела как дружелюбных соседей, взаимосвязанных и взаимозависимых (там же, с. 69а). Причины болезней, например туберкулеза, Г. стремился найти в материальных факторах. А. Кцоян. Ереван.

Лит.: Кцоян А. С., Некоторые естественно-научные взгляды армянских авторов в эпоху расцвета феодальных отношений (XI-XIII вв.), "Изв. АН Арм. ССР, Биол. и с.-х. н.", 1958, т. 11, No 11 (резюме на арм. яз.).

ГРИГОРИС

ГРИГОРЬЕВ

Аполлон Александрович [20 июля (1 авг.) 1822 - 25 сент. (7 окт.) 1864] - рус. лит. критик, эстетик и поэт. Окончил юридич. ф-т Моск. ун-та (1842). В студенческие годы познакомился с произведениями Карлейля, Ренана, Эмерсона, Шеллинга, создал кружок по изучению философии Гегеля, в к-рый входили Фет, Полонский и др. Сблизившись с М. П. Погодиным, Г. в 1851 вошел в т.н. молодую редакцию "Москвитянина", развивавшую взгляды, родственные славянофильству. В 1861-64 стал ведущим критиком в консервативных журн. "Время" и "Эпоха".

Г. - гл. представитель идеалистич. направления в рус. эстетике и критике, т.н. органич. критики, к-рую он пытался противопоставлять крайностям теории "искусства для искусства" и якобы впадавшей в публицистику "исторической критике" рев. демократов. Будучи нек-рое время близок к петрашевцам, Г. быстро отошел от идей утопич. социализма и истолковывал идею народности в консервативном, близком славянофильству, духе "почвенного", "органического" единства рус. народа. В связи с этим Г. выступал против материалистич. эстетики Белинского, Добролюбова и Чернышевского. Утверждал, что произведение иск-ва является органич. продуктом эпохи и выражает обществ. жизнь "через посредство жизни художника". Миссия художеств. творчества заключается, по Г., не в "рабском служении" жизни или к.-л. идее, а в выявлении "вечных начал" жизни, к-рые якобы лежат под видимыми, переменными и случайными явлениями.

Г. считал, что внутр. закономерности иск-ва познаются лишь интуитивно. В методе органич. критики Г. основополагающими становятся идеалистич. принципы симпатии как первоисточника знания и наития - как его завершающей ступени. Стремясь философски осмыслить осн. линию рус. лит-ры, Г. видел в произведениях Пушкина, Гоголя, Островского отражение различных фаз столкновения двух типов - национального и кастового, народного и аристократического, хищного и смиренного, причем органичным для рус. нац. развития Г. считал тип народный и смиренный. Это было связано в значит. мере с его идеалистич. представлениями о нетронутых "фальшью цивилизации" патриархально-консервативных слоях рус. общества, будто сохранивших "веру, нравы и язык отцов". Лит.-критич. наследие Г. богато мн. яркими страницами. Однако Г. был одним из творцов реакц. учения "почвенников" (Н. Страхов, Ф. Достоевский), выступал убежденным противником Чернышевского и Добролюбова, врагом их обществ.-политич. и эстетич. концепций.

Соч.: Собр. соч. под ред. В. Ф. Саводника, вып. 1-14, М., 1915-1916; Материалы для биографии, под ред. Вл. Княжнина, П., 1917 (изд. Пушкинского Дома).

Лит.: Фриче В., Ап. Григорьев, в кн.; Очерки по истории русской критики, т. 1, М.-Л., 1929; Гуральник У. Α., Αп. Григорьев - критик, в кн.: История русской критики, т. 1, М.-Л., 1958.

У. Гуральник. Москва.

Предыдущая страница Следующая страница