Приглашаем посетить сайт

Спорт (www.sport-data.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
Статьи на букву "А" (часть 5, "АНТ"-"АРИ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 5, "АНТ"-"АРИ")

АНТРОПОЛОГИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНТРОПОМОРФИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНТРОПОПАТИЗМ

АНТРОПОПАТИЗМ (от. греч. ἄνϑρωπος - человек и πάϑος - страсть, душевное переживание) - приписывание человеческих психич. свойств животным или неодушевленным предметам; одна из характерных черт религ. верований, особенно на ранних стадиях их развития. Термин "А." предложен нем. этнографом Фр. Шульце (Fr. Schultze, Der Fetischismus, 1871), к-рый рассматривал А. как один из существ, признаков фетишизма. Так как явления А. обозначаются обычно более общим понятием антропоморфизм, термин "А." употребляется очень редко, хотя в строгом смысле слова антропоморфизм как представление предметов или воображаемых существ в человеч. образе необходимо отличать от собственно А.

С. Токарев. Москва.

АНТРОПОСОФИЯ

АНТРОПОСОФИЯ (от греч. ἄνϑρωπος - человек и σοφία - мудрость) - религ.-мистич. вероучение, ставящее на место бога обожествленного человека Основателем А. является нем. мистик Штейнер (1861-1925), организовавший в 1913 "Всеобщее антропософское общество". А. получила распространение в среде бурж. интеллигенции в Германии накануне и особенно после 1-й мировой войны. В обосновании антропософии Штейнер опирался на субъективный идеализм и мистич. учения неоплатонизма, гностицизма, оккультизма и нем. ср.-век. мистики. В соч. "Тайная наука" (R. Steiner, Die Geheimwissenschaft, 1910), "Антропософия" ("Anthroposophische Leitsδtze", 1925) и др. Штейнер проповедовал идею о древней "тайной мудрости", "истинном" смысле, сущности и целях жизни человека. Обожествляя человека как сына божьего, А. признает существование трех миров: высшего - духовного, среднего - астрального (энергии) и низшего - физического (материи). Между этими мирами происходит борьба, отражением к-рой является всемирная история человечества. Социальный идеал А. - реакц. утопич. гос-во платоновского типа. А. - продукт упадка и разложения бурж. философии эпохи империализма. В наст. время А. распространяется в Англии, США и ФРГ.

Лит.: Kaufmann G., Fruits of anthroposophy, Threefold Commonwealth, 1922; Leisegang H., Die Grundlagen der Anthroposophie, Hamb.,. 1922; Stolzenburg A. F., Anthroposophie und Christentum, В., 1925.

М. Шахнович. Ленинград.

АНТРОПОЦЕНТРИЗМ

АНТРОПОЦЕНТРИЗМ (от греч. - ἄνϑρωπος -человек и лат. centrum - центр) - антинауч., связанное с религией и идеализмом, представление о человеке как конечной цели мироздания и центре Вселенной; разновидность телеологии.

АНФАНТЕН

АНФАНТЕ́Н (Enfantin), Бартелеми Проспер (8 февр. 1796 - 31 авг. 1864) - франц. утопич. социалист, один из учеников Сен-Симона, руководителей сен-симонизма (к к-рому примкнул в 1825) и основателей журн. "Le Producteur" ("Производитель", т. 1-5, 1825-26). Организовывал публичные лекции об учении Сен-Симона (1828-30). Автор ряда книг, видный сотрудник журн. "Le Globe" ("Земной шар", 1830-31) и сборника "Religion Saint-Simonienne" ("Сен-симонистская религия", 1831). Под влиянием А. сен-симонистская школа превратилась в религ. общину; А. наряду с Базаром стал ее "верховным отцом". После выявившегося в конце 1831 раскола в среде сен-симонистов по вопросам религии, брака и семьи он организовал в Менильмонтане (близ Парижа) трудовую коммуну с целью наглядно пропагандировать идеи свободного труда и свободной любви. Это вызвало судебное преследование (авг. 1832). В дальнейшем А. отошел от обществ. деятельности. Соч.: Oeuvres de Saint-Simon et d'Enfantin [en 47 vv.], v. 1-13, 16-17, 24-34, Р., 1865-1874.

Лит.: Волгин В. П., Сен-Симон и сенсимонизм, 2 изд., М.. 1925; Charlétу S., Enfantin, Р., [1931].

И. Зильберфарб. Москва.

АПАГОГИЧЕСКОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО

АПАГОГИЧЕСКОЕ ДОКАЗА́ТЕЛЬСТВО (от греч. ἀπάγωγος - отводящий) - см. Косвенное доказательство.

АПАТИЯ

АПАТИЯ (греч. ἀπάϑεια - бесстрастие) - одно из осн. понятий этики стоиков, состоящее в требовании полного освобождения души от всех страстей. Впервые развитое представителем мегарской школы Стилпоном и заимствованное у него Зеноном-стоиком, требование А. отличало стоич. этику от этики перипатетиков, требовавших умеренности в страстях. По учению стоиков, "страсть" - неразумное, противоестеств. движение души, характеризующееся уклонением от правильного суждения о добре и зле; мудрец не имеет никаких страстей и ему чужды чувства страха и печали. Термин "А." вошел в совр. словоупотребление как синоним безразличия.

Лит.: Арним Г., История античной философии, пер. с нем., СПБ, 1910. с. 194-95; Маковельский А., Мораль Эпиктета, Казань, 1912; Sеnеса, De tranguillitate animi, в кн.: Annaei Senecae philosophi opera omnia..., t. 1, Lipsae, 1878; его же, De ira libri III, там же; Ηeinzе М., Stoicorum de affectibus doctrina, В., [1860]; Richter D., Die άberlieferung der stoisehen Definitionen όber dieAffecte, Halle, 1873; Bonhφffer Α., Epictet und die Stoa, Untersuchung zur stoischen Philosophie, Stuttgart, 1890.

А. Маковельский. Баку.

АПАЦАИ ЧЕРИ

А́ПАЦАИ ЧЕ́РИ (Apáczai Cseri), Янош (1625 - 31 дек. 1659) - венг. философ и педагог. В книгах "Венгерская энциклопедия" ("Magyar encyclopaedia", 1653) и "Венгерская логика" ("Magyar logikácska", 1654), а также в сохранившихся в рукописи лекциях под назв. "Натуральная философия" ("Philosophia naturalis", 1660) он, выступая против схоластики, проповедовал учение Декарта. В логике А. Ч. был последователем направленного против Аристотеля учения Раме. А. Ч. открыто принял систему Коперника, а в педагогике был сторонником Коменского, требовал изложения науки на родном языке.

Соч.: De studio sapientiae, см. прилож. к его кн.: Маgyar Encyclopaedia, Ultrajecti, 1653.

Лит.: Szilágуi S., Apácai Gs. J. és kostársai, [Bdpst], 1860; Horváth C., Apáczai Cs. János bölcsészeti dolgozatai, Pest, 1867; Stromp L., Apacai mint paedagogus, Athenaeum, 1897; Fоgаrаsi В., Apáczai Cseri János logikájaról, в сб. ст.: Filozófial elöadàsok és tanulmányok, Bdpst, 1952.

Т. Мадарас. Венгрия.

АПЕЙРОН

АПЕЙРОН (греч. ἄπειρον, букв. - беспредельное) - понятие, введенное в философию Анаксимандром. Энгельс считал, что Гегель "правильно передает это бесконечное словами: „неопределенная материя"" ("Диалектика природы", 1955, с. 147). Понятие А. было шагом вперед в развитии древнегреч. материализма, отождествлявшего материю с к.-л. веществом (напр., водой). Термин "А." означает, что первоначало не имеет границ во времени и пространстве и представляет собой бесконечную массу материи; бескачественно, но является основой всех качественно определенных тел; является бесконечным, неиссякаемым источником созидания вещей природы; вечно движется, выделяя из себя противоположности теплого и холодного. Борьба противоположностей движет мировой процесс. Т.о., в понятии А. концентрировались стихийно-материалистич. и наивно-диалектич. идеи философии Анаксимандра.

В истории философии понятие А. подвергалось различным толкованиям: 1) А. есть нечто промежуточное либо между воздухом и водой, либо между огнем и водой, либо между огнем и воздухом [это истолкование дали Александр Афродизийский, а в новое время - Д. Тидеман ("Geist der spekulativen Philosophie", Bd 1, 1791, S. 501); М. Каринский ("Бесконечное Анаксимандра", "Ж. М-ва народного просвещения", 1890, NoNo 4-6)]. Такого же взгляда придерживались Буле, Круг, Ф. Лютце (F. Lütze, Über das ἄπειρον Anaximanders, 1878) и др.; 2) А. есть смесь всех вещей, наподобие понятия первоначальной смеси в философии Анаксагора (Г. Риттер, История философии древних времен, 1839, с. 237-38; такого же взгляда придерживались Тейхмюллер, О. Новицкий, С. Гогоцкий, М. Мандес и др.); 3) А. есть бесформенная материя, наподобие первоматерии у Аристотеля. В полемике с этими тремя концепциями выдвигалось мнение, что все они - лишь гипотезы и что сам Анаксимандр хотел лишь отметить, что первовещество не обладает никакими определ. качествами (Э. Целлер, В. Виндельбанд, В. Нестле, Г. Каффка).

Иной смысл получило понятие А. в пифагореизме, где А. - беспредельное неограниченное бесформенное начало, к-рое вместе с противоположным ему началом - "пределом" является основой всего существующего (см. Аристотель, Метафизика, I5, 986 в; рус. пер., М.-Л., 1934). Пифагорейское учение о беспредельном и пределе, как единстве противоположностей, лежащем в основе всего существующего, развил затем Платон в диалоге "Филеб" (23 С), где А. характеризуется как нечто совершенно неопределенное, беспорядочное, не имеющее подлинного бытия, колеблющееся между противоположностями.

Термин "А." употреблял и Демокрит (Симпликий, De coelo, р. 294,33; Аэций I 12,6; рус. пер. - см. А. О. Маковельский, Древнегреческие атомисты, Баку, 1946, NoNo 47 и 77) для обозначения бесконечного абсолютного пространства.

Лит.: Маковельский А., Досократики, ч. 1, Казань, 1914; Neuhaeuser J., Anaximander Milesius sive vetustis-sima quaedam rerum universitatis conceptio restituta, Bonn, 1883; Вüsgen F., Über das ἄπειρov Anaximanders, Wiesbaden, 1867.

А. Маковельский. Баку.

АПОДЕЙКТИКА

АПОДЕ́ЙКТИКА (от греч. ἀποδεικτικός - убедительный) - термин, введенный в философию и логику Аристотелем в логич. трактатах (объединенных под названием "Органон") для обозначения строго научного знания, обладающего абсолютной истинностью. Аристотель характеризует А. как дедуктивное выведение истин из истинных посылок, основанных на наивысших принципах, и противопоставляет ее ("Вторая Аналитика", I 2; рус. пер., 1952) диалектике Платона, к-рая в своих выводах исходит из научно не доказанных посылок, субъективно принимаемых за истинные, либо из общепринятых взглядов или мнений каких-либо авторитетных лиц и поэтому может дать лишь вероятное знание. Отличительная черта аподейктич. знания, по Аристотелю, - его абсолютная достоверность и необходимость. Термин "аподиктический" употреблялся в логике позже и употребляется сейчас в смысле "необходимый" и иногда - "неопровержимый" (см. Аподиктическое суждение).

А. Маковельский. Баку.

АПОДИКТИЧЕСКОЕ СУЖДЕНИЕ

АПОДИКТИЧЕСКОЕ СУЖДЕ́НИЕ (от греч. ἀποδεικτικός - убедительный), или с у ж д е н и е необходимости, - суждение, в к-ром утверждается необходимость чего-либо. Напр., "человеческому организму необходима пища". В предложении, выражающем А. с., не всегда присутствует слово (функтор) "необходимо". Так, говорят "человек смертен", разумея при этом, что признак "быть смертным" является необходимым признаком каждого человека. Однако А. с., выраженное в символах, всегда включает функтор необходимости (его обозначают через N).

Лит.: Таванец П. В., Суждение и его виды, М.,1953; Асмус В. Ф, Логика, М., 1947; Wright G. Η., An essay in modal logic, Amst., 1951.

П. Таванец. Москва.

АПОКАЛИПСИС

АПОКА́ЛИПСИС - или Откровение И о а н н а Б о г о с л о в а (греч. ἀποκάλυψις - откровение), - одна из книг Нового завета, первое из известных нам произведений христ. литературы (сер. 68 - нач. 69). Подлинный автор А. неизвестен. По церк. традиции, А. написан апостолом Иоанном на о. Патмос, куда тот был сослан при Нероне. А. состоит из 22 глав. Осн. часть его состоит из описания серии фантастич. видений автора, изображающих грядущую борьбу сатаны с "агнцем" - спасителем, победу агнца, конец света, "страшный суд" и наступление царства небесного на земле. Царство сатаны, или Антихриста, воплощено для А. в Римской империи, к к-рой относится также и содержащаяся в А. символика чисел (7 гор, на к-рых сидит "блудница - Вавилон", означают 7 холмов, на к-рых был расположен Рим, 7 голов зверя - 7 рим. императоров, "звериное число" 666 расшифровывается, как числовое обозначение имени "Нерон кесарь"). А. предсказывает, т.о., гибель Римской империи и наступление нового мирового порядка - "царства божия". Двадцатая глава А. содержит учение о грядущем тысячелетнем царстве Христа (хилиазм), осужденное впоследствии церковью.

Христос фигурирует в А. еще не как бог, равный "богу-отцу", а как искупит, жертва, принесенная за грехи мира. В А. еще нет осн. догмата позднейшего христианства о троичности божества, отсутствуют учение о первородном грехе, легенды о земной жизни Иисуса; нет осн. элементов христ. культа, напр. таинства причащения. Поэтому среди церковников долгое время шел спор о том, следует ли включать А. в канон. Энгельс, анализируя А. в работе "К истории раннего христианства", указывал, что "...этот древнейший памятник из эпохи становления христианства для нас особенно важен именно потому, что он дает нам в чистой форме то, что иудейство - под сильным александрийским влиянием - внесло в христианство. Все позднейшее является западной, греко-римской примесью" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 16, ч. 2, 1936, с. 431). А. отразил протест социальных низов против римского рабовладсльч. общества.

Лит.: Энгельс Ф., Бруно Бауэр и раннее христианство, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 15, М., 1935; его же, Книга откровения, там же, т. 16, ч. 1, М., 1937, Rоwlеу Н. Н., Relevance of apocalyptic, [L.], 1944; Тоrrеу Ch., Documents of the primitive church, Ν. Υ. - L., 1941.

И. Крывелев. Москва.

АПОКРИФЫ

АПО́КРИФЫ - библейские (от греч. ἀπόκρυφος - сокровенный, тайный) - отвергнутые христианской церковью и не вошедшие в канон, книги, по существу аналогичные библейским. В древности А. назывались вообще книги таинственного содержания, доступные только посвященным. Термин "А." был впервые применен в декрете папы Геласия (5 в.), содержащем первый индекс запрещенных апокрифич. книг. По мере образования христ. канона за его пределами оказывались мн. книги, ранее почитавшиеся нек-рыми общинами или группами верующих. Появление этих книг вызывалось не причинами догматич. порядка, а ходом обществ. борьбы за влияние и преобладание между этими группировками и общинами.

К А. относится большое количество книг, имеющих много общего с соответств. книгами и разделами Библии, а именно - Псалмы Соломона, книга Юбилеев, или Малое Бытие, Заветы 12 патриархов, книга Еноха, Апокалипсисы Ездры и Варуха. Сохранились неск. десятков апокрифич. евангелий (напр., евангелия Фомы, Варнавы, Варфоломея, Керинфа, Василида, манихеев, Филиппа, Петра, Татиана и др.), ряд апокрифич. Деяний апостолов (Петра и Павла, Павла и Феклы, Фаддея, "Апостольская история" Псевдо-Авдия и др.), большое количество Посланий, среди к-рых имеется подложная переписка апостола Павла и Сенеки. В средние века она включалась в издания соч. Сенеки.

Лит.: Жебелев С. А., Евангелия канонические и апокрифические, П., 1919; Сhаrlеs R. Н., The Apocrypha and pseudepigrapha of the old testament in English, v. 1-2, N. Y. - Oxf., 1913; Torrey Сh. G., The apocryphal literature, New Haven (Conn.), 1945; Neutestamentliche Apokryphen ...in deutscher Übersetzung und Einleitungen, hrsg. von E. Hennecke, Lpz., 1904.

И. Крывелев. Москва.

АПОЛЛОНИЙ ТИАНСКИЙ

АПОЛЛОНИЙ ТИАНСКИЙ (Ἀπολλώνιος ὁ Τυανεύς) (1 в.) - др.-греч. философ-идеалист. Представление о нем последующих поколений создано романом Филострата Младшего (3 в.), посвященным его жизнеописанию ("Flavii Philostrati opera auctora", ed. С. L. Kayser, v. 1-2, Lipsiae, 1870); в этом соч. (v. 1, p. 345-68) помещено также ок. 80 писем А. Т., подлинность к-рых сомнительна. А. Т. рисуется как пророк, маг и чудотворец, объездивший все известные тогда страны от Испании до Индии, прославивший и как бы воспроизводивший собою древнего мудреца Пифагора. А. Т. учил о едином боге, к-рого он противопоставлял множеству низших божеств. В то время как эти последние требуют себе обыкновенных жертв, первое и единое божество не допускает никаких жертв, бесконечно удалено от всего чувственного и даже не может быть наименовано никаким именем. Единств. путь восхождения к нему - это чистый ум. Взгляды А. Т. - одна из многочисл. форм стоич. платонизма и пифагореизма, промежуточных между ранним эллинизмом и неоплатонизмом. Обычно историки философии (Целлер, Ибервег и др.) считают А. Т. представителем неопифагореизма.

Лит.: Каринский М., Аполлоний Тианский, "Ж. Мин-ва народного просвещения", 1876, ч. 188, с. 30-98; Ρевилль Ж., Религия в Риме при Северах, пер. с франц., с. 206-57, М., 1898; Писарев Д. И., Аполлоний Тианский. Сочинения. Полное собр. в 6 томах, т. 2, 5 изд., СПБ, 1911.

А. Лосев. Москва.

АПОЛОГЕТИКА

АПОЛОГЕ́ТИКА - отрасль христ. богословия, посвященная защите вероучения христианства (см. Апологеты и Теология).

АПОЛОГЕТЫ

АПОЛОГЕТЫ (в раннем христианстве) (от греч. ἀπολογέομαι - защищаю) - наименование богословов 2-3 вв., выступивших с обоснованием и защитой христианства. Наиболее крупными из А. являлись Юстин Мученик (ум. ок. 165; "Апология", "Беседа с Трифоном иудеем"), Татиан (ум. ок. 175; "Речь к эллинам"), Афинагор (ум. ок. 177; "Прошение по делам христиан"), Тертуллиан ("Апологетика") и Минуций Феликс (ум. ок. 240; "Октавий"). А. выступали против нападок на христианство как со стороны гос. властей, так и со стороны "языческих", т.е. античных, философов. Нек-рые из соч. А. были направлены против раннехрист. ересей. В борьбе с антич. образованностью А. постепенно пришли к отрицанию не только философии, но и разума вообще, к-рому они противопоставили слепую веру. Так, ненависть к философии и разуму нашла место в произведениях Тертуллиана, провозгласившего: "верую, потому что это абсурдно". Однако, несмотря на враждебное отношение к античной философии, А. не могли все же избежать ее влияния. Факты совпадения ряда положений христ. вероучения с нек-рыми идеями античной идеалистич. философии А. объясняли влиянием христианства на философов (Татиан). В обоснование возможности такого влияния строились фантастич. хронологич. схемы. В др. случаях все объяснялось деятельностью демонов (Юстин). В совр. переносном значении А. - защитники реакционных идеологических течений и систем.

Лит.: Тексты сочинений А. собраны в кн.: Сочинения древних христианских апологетов, рус. пер. П. Преображенского, СПБ, 1895; Otto J. С. Тh. vоn, Corpus apologetarum. Christianorum saeculi secundi, v. 1-9, Jenae, 1857-81; Die ältesten Apologeten. Texte.., hrsg. von E. J. Goodspeed, Göttingen, 1914; Quasten J., Patrology, v. 1-2, Utrecht - Brussels, 1950-53.

И. Крывелев. Москва.

АПОРИЯ

АПОРИЯ (ἀπορία - затруднение, недоумение) - термин, часто обозначавший у древнегреч. философов трудно разрешимую или даже не могущую быть разрешенной проблему. У досократиков этот термин встречается редко и притом в смысле просто затруднения или трудности вообще. Впервые отчетливый филос. смысл этот термин получает у Платона (Phaed. 84 С; Phileb. 15 С), к-рый употребляет его и в смысле сомнения и затруднения, и в смысле постановки трудноразрешимой проблемы. Таковы, напр., места в Soph. 238 А, 249 D. У Аристотеля дается точное определение А.: она есть "равенство (равнозначность) противоположных заключений" (Тор. VI 6, 145 в 2). Аристотель понимал здесь под А. то, откуда начинается исследование предмета. Так, с А. он начинал исследование о душе (De an. I 2, 403 в 20), о времени (Phys. IV 10, 217 в 30) или о месте (там же, V 1, 208 а 34). Для каждого исследования существуют свои собственные А. (Eth. Eud. Ι 3, 1215 а 3). Несколько другой смысл вносится в этот термин, когда говорят об апориях Зенона. Хотя у самого Зенона Элейского термин этот не употреблялся, но отнесение его к зеноновым доказательствам невозможности движения предполагает, что А. есть неразрешимое противоречие. В таком же смысле говорят и об А. у греч. скептиков (см. Скептицизм), отрицающих познаваемость вещей. Понятие А. явилось, т.о., одной из форм проявления диалектич. тенденции в др.-греч. философии.

АПОСТЕРИОРИ

АПОСТЕРИОРИ (от лат. а posteriori, букв. - из последующего) - термин, означающий знание, полученное из опыта (в противоположность априори). Рассмотрение такого процесса познания встречается у Аристотеля (см. "Вторую аналитику", I 18 и 31; рус. пер., М.-Л., 1952), у Боэция в его комментариях к Аристотелю, у Платона, у ср.-век. философов народов Востока Ибн Рошда, Ибн Сины и европ. схоластиков Альберта фон Больштедта, Фомы Аквинского и др. (см. С. Prantl, Geschichte der Logik im Abendiande, Bd 1-4, В., 1955, Bd 1, S. 679, Bd 2, S. 327-97). В новое время Лейбниц понимал под апостериорным познанием все опытное познание или "истины факта" в противоположность "истинам разума", т.е. априорному познанию (Избр. филос. соч., М., 1908, с. 180-181, 347, 350). Кант термином "А." обозначал все знание, получаемое при помощи чувств. восприятий. Это знание, по Канту, носит случайный, единичный и неистинный характер; для того чтобы оно приобрело всеобщий и необходимый характер, его следует подвести под априорные формы ("Критика чистого разума", П., 1915, с. 25, 61; "Пролегомены", М., 1937, с. 20, 40, 59-61, 74-75). Будучи метафизиком и дуалистом, Кант противопоставлял чувств. познание логическому и приходил к агностицизму. Науч. объяснение этого вопроса дает только диалектич. материализм, к-рый, материалистически понимая опыт, исходит из того, что все знания, в конце концов, получаются в результате воздействия объективного материального мира на органы чувств (см. Диалектический материализм, Теория познания).

Лит.: Ленин В. И., Философские тетради, Соч., 4 изд., т. 38, с. 382-83; Деборин А., Очерки по истории диалектики. Очерк первый. Диалектика у Канта, в кн.: Архив К. Маркса и Ф. Энгельса, кн. 1, М., 1924, с. 37-42; Асмус В. Ф.. Философия Иммануила Канта, М., 1957; Шеллинг Р., Система трансцендентального идеализма, пер. с нем., М., 1936, с. 255-60; Гегель, Соч., т. 1, М.-Л., 1929, с. 29-31; Фишер К., История новой философии, т. 4, пер. с нем., СПБ, 1910, с. 323-33.

Л. Усвяцов. Москва.

АПОСТОЛЬСКИЕ БРАТЬЯ

АПО́СТОЛЬСКИЕ БРА́ТЬЯ (итал. Apostolici) - секта, осн. в 1260 в г. Парме (Италия) крестьянином Сегарелли. А. б. проповедовали необходимость отказа от имущества и апостольский образ жизни (отсюда название секты). А. б. считали католич. церковь обмирщившейся и провозглашали требование не подчиняться церк. и светским властям. Историю человечества А. б. делили на 4 периода: 1) до Христа, 2) от пришествия Христа до папы Сильвестра, когда папство добилось светской власти, 3) от Сильвестра до Сегарелли - период, когда церковь, завладев огромными богатствами и светской властью, подверглась порче. Последний, 4-й период - спасения человеч. душ - наступил, согласно учению А. б., с приходом Сегарелли.

А. б. подвергались жестоким преследованиям. После казни Сегарелли (1300) движение возглавил его ученик Дольчино, к-рый в 1304 поднял восстание, подавленное в 1307. Однако секта А. б. существовала до сер. 14 в., распространившись и на территорию Юж. Франции, Испании и Германии.

Лит.: Сказкин С., Исторические условия восстания Дольчино, М., 1955; его же, Первое послание Дольчино, в кн.: Из истории социально-политических идей, М., 1955; Тиханова М. А., Восстание Дольчино, "Проблемы истории докапиталистических обществ", 1934, No 7-8; Арсеньев И., От Карла Великого до реформации (Историческое исследование о важнейших реформационных движениях в Западной церкви в течение восьми столетий), 2 изд., М., 1913; Гаусрат А., Средневековые реформаторы, пер. с нем.; т. 1-2, СПБ, 1900; Cantú С., Gli eretici d'Italia. v. 1, Torino,, 1865.

И. Энгельгардт. Москва.

АПОФАНЗИС

АПО́ФАНЗИС (греч. ἀπόφανσις, букв. - заявление, утверждение) - в логике Аристотеля суждение - речь, в к-рой посредством утверждения или отрицания полагается что-либо как существующее или не существующее. Аристотель различает грамматич. (имя и глагол) и логич. (подлежащее и сказуемое) аспекты. Имя - звук, нечто обозначающий без указания времени. Глагол - звук, характеризующий имя и ориентирующий его во времени. Как член высказывания глагол связывает имя с бытием. Имя и глагол в отдельности высказываниями быть не могут. Утверждение и отрицание - функции глагола, утверждающие или отрицающие бытие чего-либо. Поэтому только высказывание, нечто утверждающее или отрицающее, может быть истинным или ложным, чего нельзя сказать, напр., о просьбе, ибо, выражая побуждение, она непосредственно о бытии ничего не утверждает и не отрицает. Подлежащее, по Аристотелю, - предмет высказывания, сказуемое - то, что говорится о подлежащем. Функция связки относится к области сказуемого. Простое высказывание заключается в том, что нечто утверждается или отрицается в отношении чего-либо; то, что составляется из простых высказываний, является уже сложной речью.

Лит.: Аристотель, Об истолковании, пер. с греч., СПБ, 1891 (17а, 20, 21).

Р. Орлов. Москва.

АППЕРЦЕПЦИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АПРИОРИ

АПРИОРИ (от лат. а priori, букв. - из предшествующего) - термин идеалистич. философии, означающий знание, к-рым человечество располагает независимо от опыта (в противоположность апостериори). В истории философии понятие "А." связано с учением о врожденных идеях, поскольку их признание предполагает существование внеопытного знания. Термин "А." получил широкое распространение после появления "Критики чистого разума" Канта, у к-рого знание А. отличается от врожденных идей тем, что оно касается только формы, а не содержания познания. Для Канта А. есть условие достоверного знания, содержащееся в интеллекте человека независимо от к.-л. опыта. Кант различал априорные формы чувственности - пространство и время ("Критика чистого разума", разд. Трансцендентальная эстетика) - и априорные формы рассудка. К последним относятся 12 форм суждения (см. тамже, разд. Трансцендентальная аналитика) и соответствующие им 12 категорий - причина, следствие, необходимость, случайность и др. Априорные формы чувственности и рассудка, по Канту, организуют, придают связанность и упорядоченность хаотич. знанию, получаемому с помощью чувств. По характеристике Ленина, "признавая априорность пространства, времени, причинности и т.д., Кант направляет свою философию в сторону идеализма" (Соч., 4 изд., т. 14, с. 185). Неспособность метафизич. мышления объяснить происхождение рационального знания из чувственного способствовала противопоставлению опыта знанию А. и распространению априоризма в бурж. идеалистич. Философии - неокантианстве, феноменологизме, абс. идеализме Брэдли и др. Разрешение этого противоречия коренится в практике, ее роли в процессе познания и историч. подходе к проблеме знания, на что и указала философия диалектич. материализма (см. Практика, Теория познания).

Лит.: Маркс К., Тезисы о Фейербахе, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, М., 1955; Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, Соч., 4 изд., т. 14, гл. 3, 4; Асмус В. Ф., Философия Иммануила Канта, М., 1957, с. 21-25, 29-40; Prantl С., Geschichte der Logik im Abendlande, Bd 1-4. В., 1955.

Ц. Арзаканьян. Москва.

АПТЕКЕР

АПТЕКЕР (Aptheker), Герберт (р. 1915) - амер. историк, философ, публицист, один из видных деятелей Коммунистич. партии США. Магистр искусств, доктор философии. В 1937-41 и 1946-56 преподавал в Рабочей школе и в Джефферсоновской школе социальных наук в Нью-Йорке. Заместитель гл. редактора прогрессивного журнала "Masses and Mainstream" (с 1948), гл. редактор марксистского теоретич. и политич. журнала науч. социализма "Political Affairs" (с 1957). Работы А. посвящены гл. обр. негритянскому вопросу. А. - лауреат премий неск. науч. орг-ций США за научно-исследоват. работы по негритянскому вопросу.

Соч.: The Negro in the civil war, N. Y., [1938]; Negro slave revolts in the United States, 1526-1860, N. Y., [1939]; The Negro in the American revolution, Ν. Υ., [1940]; The Negro in the abolitionist movement, N. Y., [1941]; Essays in the history of the American Negro, N. Y., [1945]; American Negro slave revolts, N. Y., 1943; The Negro people in America.., N. Y., 1946; То be free; studies in American Negro history, N. Y.. [1948]: The labor movement in the South during slavery, Ν. Υ., 1954; History and reality, N Y., [1955]; Toward Negro freedom, N. Y., 1956; The truth about Hungary, N. Y., 1957; Лауреаты империализма, пер. с англ., М., 1955.

В. Мшвениерадзе. Москва.

АРАБСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРАИ ХАКУГА

АРА́И ХАКУГА (Ю т о ) (1715-92) - япон. историк философии. Находясь первоначально под влиянием чжусианского неоконфуцианства, являвшегося офиц. Философией токугавского абсолютистского гос-ва, А. X. перешел на позиции "Когакуха" - "Школы классического конфуцианства". В соч. "Рассуждения о смысле Чжоусского И-цзина" ("Сюи сэйун"), "Весь древний И-цзин" ("Концу"), "Дух и смысл древнего И-цзина" ("Кон сэйги") А. X. подверг обстоят. исследованию тексты древнейшего памятника кит. мысли "И-цзина" ("Книги перемен"), стремясь выделить и оттенить его филос. смысл.

Соч.: Сэнтэцу сёдан (Сборник сочинений по древней философии), разд. 1, 6 изд., Токио, 1909.

Лит.: Дай нихон дзиммэй дзисё (Большой японский биографический словарь), Токио, 1917, с. 101.

Я. Радуль-Затуловский. Ленинград.

АРАИ ХАКУСЭКИ

АРА́И ХАКУСЭКИ (К и м и ё с и ) (1657-1725) - япон. ученый, мыслитель и гос. деятель. Автор более ста соч., гл. обр. историч. характера, большинство из к-рых было опубликовано только после незавершенной бурж. революции 1867-68. Знание голл. языка, связь с нек-рыми европ. учеными позволили А. X. ближе ознакомиться с экономикой, гос. строем европ. стран, а также расширить свои познания в области естествознания. Придерживаясь идеалистич. воззрений на мир, А. X. вместе с тем стремился науч. средствами бороться против феод. предрассудков и мистики, "превращающих человека в глупца". Он выступал против религ. и мифич. истолкований истории Японии, критически относился к т.н. "Кокугакуха" - "Школе национальной науки", проповедовавшей божественность Японии и императорской династии, писал о респ. системе правления. На современников оказал влияние своей критикой токугавского абсолютистского режима. Соч.: Араи Хакусэки дзэнсю (Полн. собр. соч. Араи Хакусэки), Токио, 1916.

Лит.: Xани Горо, Араи Хакусэки, Фукудзава Юкити, Токио, 1937 (на япон. яз.).

Я. Радуль-Затуловский. Ленинград.

АРАНЬЯ

Граса Аранья (Graça Aranha), Жозе (1868-26 янв. 1931) - браз. мыслитель, писатель, критик и теоретик иск-ва. Получил юридич. образование в г. Ресифи, там же познакомился с Т. Баррету, под влиянием к-рого стал сторонником естественнонауч. материализма. А. - непоследоват. материалист: в теории познания сближается с агностицизмом. А. был видным представителем модернизма (бурж. националистич. движение в браз. иск-ве 20-х гг.). Им написан первый браз. социальный роман "Канаан" ("Chanaan", 1902).

Соч.: Α esthetica da vida, Rio de Janeiro, Р., [1925]; Espirito moderno, 2 ed., São Paulo, [1932]; О meu proprio romance, [São Paulo], 1931.

Лит.: Соsta J. С., Contribuição à história das idéias no Brasil, Rio de Janeiro, 1956.

Ж. Базарян. Москва.

АРБУРЕ

АРБУРЕ (наст. фамилия - Р а л л и ), Замфир (1848-3 апр. 1933) - обществ. деятель Молдавии и Румынии, революц. народник, сторонник позитивизма и субъективного метода в социологии, В нач. 70-х гг., преследуемый царским пр-вом, эмигрировал в Швейцарию, где редактировал журн. "Община" и "Работник". Был знаком с произведениями Маркса и Энгельса. По возвращении в Румынию (нач. 80-х гг.) отошел от революц. деятельности. Автор работ: "Сытые и голодные" ("Сэтуий ши флэмынзий", 1875), "Парижская Коммуна" (1874), "Николай Петрович Зубку-Кодряну" (1879), "Рассказы из русской истории" (1905), "Из моих воспоминаний о М. А. Бакунине", в кн.: "О минувшем. Исторический сборник", 1909, "Тюрьма и ссылка" ("Темницэ ши екзил", 1894), "В ссылке" ("Ын екзил", 1896).

Соч.: Опере алесе, Кишинэу, 1957 (вступ. статья А.Киделя). Лит.: Корбу X., Замфир Арборе - пропагандист идей социализма, "Днестр", 1959. No 3.

А. Бабий, В. Ермуратский. Кишинев.

АРГЕНТИНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРГУМЕНТ

АРГУМЕНТ (от лат. argumentum - довод, основание) - предложение, на к-рое опирается доказательство. Из истинности А. с необходимостью следует истинность доказываемого тезиса. Вопросом об А. как основаниях ("началах") доказательства и их природе впервые занимался Аристотель. В качестве А. могут выступать предложения о достоверных фактах, определения, аксиомы, ранее доказанные положения. Общие требования к А.: истинность, доказанность, достоверность, однозначность. Предложения о достоверных фактах обосновывают тезис в пределах системы, связи фактов, найденных для его подтверждения. "Факты, если взять их в их целом, в их с в я з и, не только "упрямая" но и безусловно доказательная вещь" (Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 23, с. 266).

Лит.: Аристотель, Аналитики первая и вторая, пер. с греч., М., 1952; Асмус В. Ф., Учение логики о доказательстве и опровержении, М., 1954.

К. Суханов. Москва.

АРДИГО

АРДИГО́ (Ardigo), Роберто (28 янв. 1828 - 15 сент. 1920) - представитель итал. позитивизма. В отличие от франц. и англ. позитивистов, не отрицал самостоят. значения философии как науки. Во взглядах А. субъективно-идеалистич. тенденции сочетались с механистическими, причем последние преобладали. Мир, с т.зр. А., есть бесконечный ряд "естественных образований", возникающих путем "различения" из "неразличимого". В структуре мира и движении отсутствуют перерывы постепенности и скачки; все в нем механически детерминировано. Человек, человеч. общество и человеч. мысль всецело включены в гармонич. систему космоса. Это - наиболее важные из естественных образований. Отсюда особый интерес А. к проблемам этики, психологии и педагогики.

Соч.: La psicologia come scienza positiva, Mantova, 1870; La formazione naturale nel fatto del sistema solare, 2 ed., Mantova, 1877; La morale dei positivisti, Padova, 1885; Il vero e il fatto della conoscenza Padova, 1888; La ragione, Padova, 1894; L'unità della conoscenza, 2 ed., Padova, 1913; Opere filosofiche v. 1-11, Mantova - Padova, 1882-1918; Scritti vari, Firenze, 1922.

Лит.: Marchesini G., La vita e il pensiero di Roberto Ardigò, Milano, 1907; его же. Roberto Ardigò. L'uomo e l'umanista, Firenze, 1922; Zamboni G., Il valore scientifico del positivismo di Roberto Ardigò e della sua "conversione", Verona, 1921;Troilo E., Ardigò, Milano, 1926; Amerio F., Ardigò, Roma, 1957; Gradi R., Il positivismo di Roberto Ardigò e di Cosmo Guastela, "Rassegna Sci. filos.", 1954, v. 7, No 3-4.

С. Эфиров. Mосква.

АРЕОПАГИТИКИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРЕЧАВАЛЕТА

АРЕЧАВАЛЕ́ТА (Arechavaleta), Xoce (27 сент. 1838 - 16 июня 1912) - уругвайский натуралист материалистич. направления. Род. в Испании, с 17 лет жил в Уругвае. Филос. взгляды А., совпадающие в основном со взглядами Геккеля, изложены им в лекции "Является ли теория эволюции гипотезой?" ("La teoría de la evolución es una hipótesis?", 1879), а также в работе "Записки о некоторых низших организмах" ("Apuntes sobre algunos organismos inferiores", 1882). В этих работах А. с позиций метафизич. материализма отвечал на вопрос о происхождении мира и о причинности в природе, считая, что явления природы можно свести к атомной механике. Все живые существа развились из наипростейших путем естеств. и искусств. отбора, к-рый осуществляется в результате взаимодействия наследственности и приспособления организмов. А. считал мозг органом мышления, а его кору - центром психо-интеллектуальной деятельности, однако обнаруживал при этом тенденцию к вульгарному материализму. Материалистич. и эволюционистские идеи А. сыграли значит. роль в борьбе с идеалистич. эклектизмом в Уругвае.

Лит.: Аrdао Α., Espiritualismo у positivismo en el Uruguay, México - Buenos Aires, 1950.

Р. Бургете. Москва.

АРЖАНОВ

Михаил Александрович [р. 1 (14) авг. 1902] - сов. ученый, юрист и философ, д-р юридич. наук (1938), чл.-корр. АН СССР (1939). Член КПСС с 1924. Окончил Ин-т красной профессуры (1930). Ведет преподават. (с 1939) и исследоват. работу по теории государства и права. С 1955 - старший науч. сотрудник Ин-та философии АН СССР.

Соч.: Гегельянство на службе германского фашизма, М., 1933; Учение Маркса о пролетарском интернационализме, М.-Л., 1933: О произведении В. И. Ленина "Государство и революция", [М.]. 1952.

АРИАНСТВО

АРИА́НСТВО - направление в христианстве 4-6 вв., связанное с именем и учением александрийского пресвитера Ария (греч. .Ἄρειος, лат. Arius, ум. 336), к-рый расходился с осн. догмами христианства, доказывая, что бог-сын по существу своему отличен от бога-отца и создан им во времени. Этим в учении о троице создавалась определенная иерархия: вечным оказывался только бог-отец, сын (Логос) - его творением, к-рый, в свою очередь, порождает св. духа. Впервые Арий выступил со своей проповедью ок. 318 в Александрии. На Никейском вселенском соборе (325) в результате вмешательства имп. Константина был принят символ веры, утверждавший "единосущие" всех лиц троицы, однако А. было признано ересью, а Арий - изгнан. Борьба А. с ортодоксальным направлением в христианстве продолжалась с переменным успехом и после собора. Окончательно А. было осуждено Константинопольским собором (381). Тем не менее ряд варварских королевств принял христианство в его арианской разновидности.

Лит.: Самуилов В., История арианства на Латинском Западе, СПБ, 1890, с. 353-430; Gwatkin Η. Μ., Studies in arianism, 2 ed., Camb., 1900; Snellman Р., Der Anfang des arianischen Streites, Hels., 1904; Rоgаla S., Die Anfänge des arianischen Streites, Paderborn, 1907.

И. Крывелев. Москва.

АРИСТАРХ

АРИСТА́РХ (Ἀρίσταρχος) С а м о с с к и й (ок. 320 - ок. 250 до н.э.) - древнсгреч. астроном. Ученик Стратона из Лампсака. В философии придерживался взглядов пифагореизма. Известен как основоположник теории вращения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца, к-рое А. считал неподвижным. По свидетельству Плутарха, после обвинения в безбожии А. вынужден был покинуть Афины. Из работ А. дошло только соч. "О размерах и расстояниях Солнца и Луны" (на греч. яз., 1688).

Лит.: История философии, т. 1, [М.], 1940. с. 267-68; Неаth Т. L., Aristarchus of Samos, the ancient Copernicus. Α history of Greek astronomy to Aristarchus, Oxf., 1913 (с текстом соч. Α.); Ηoppe E., Mathematik und Astronomie im klassischen Altertum, Hdlb., 1911.

АРИСТИПП

АРИСТИПП (Ἀρίστιππος) из Кирены [ок. 435-360(?) до н.э.] - древнегреч. философ-идеалист, идеолог рабовладельцев в период кризиса греч. городов-государств; ученик Сократа, после смерти к-рого основал в Кирене филос. школу, получившую назв. киренской, или гедонической (см. Киренская школа).

А. признавал единств. источником знания и критерием блага ощущения, считая, что помимо их человек ничего познать не может. Цель жизни - удовольствие, но человек не должен становиться рабом наслаждения; высшее благо А. трактовал как разумное наслаждение. Удовольствие и страдание - мерило добра и зла, истины и лжи. Соч. А. до нас не дошли.

Лит.: История философии, т. 1, [М.], 1940, с 150-51; Гомперц Т., Греческие мыслители, пер. с нем., т. 1, СПБ, 1911; Gigоn О., Sokrates. Sein Bild in Dichtung und Geschichte, Bern, [1947].

Предыдущая страница Следующая страница