Приглашаем посетить сайт

Футбол (football-2000.niv.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
Статьи на букву "К" (часть 2, "КАМ"-"КАР")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "К" (часть 2, "КАМ"-"КАР")

КАМЕНЬСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КАММАРИ

Михаил Давидович [р. 17 февр. (1 марта) 1898 ] - сов. философ, профессор (с 1935), д-р филос. наук (с 1950), чл.-корр. АН СССР (с 1953). Член КПСС с 1919. Окончил Ин-т красной профессуры философии и естествознания (1931). Преподает диалектич. и историч. материализм в вузах с 1929. Гл. редактор (1954-59) и член редколлегии (с 1959) журн. "Вопр. философии"; ст. науч. сотрудник (с 1945) Ин-та философии АН СССР. Ведет науч. работу гл. обр. по проблемам: роль нар. масс и личности в истории; развитие нац. отношений в период развернутого строительства коммунизма; развитие Лениным теории историч. материализма и Др. Автор ряда исследований по различным вопросам историч. материализма. Один из авторов коллективных трудов: "О советском социалистическом обществе" (1948), "Исторический материализм" (1950, 1954), "Роль народных масс и личности в истории" (1957), "Основы марксистской философии" (1959), "История философии" (т. 5, 1961).

Соч.: Социалистические нации СССР в условиях перехода от социализма к коммунизму, "Коммунист", 1953, No 15; О материалистической диалектике как философской науке, там же, 1954, ΜΊ 15; Народ - творец истории, Рига, 1954; В. И. Ленин о роли субъективного фактора в истории, "Вопросы философии", 1955, No 2; О роли народных масс в революции 1905 года, там же, No 5; В. И. Ленин о перевороте в базисе и надстройке общества в период социалистической революции, там же, 1957, No 5; Ревизионистский миф об "освобождении" науки от идеологии, там же, 1958, No 7; В. И. Ленин о единстве диалектического и исторического материализма, там же, 1959, No 5; В. И. Ленин об основных закономерностях развития наций, там же, 1960, No 4; Что такое базис и надстройка общества, М., 1957; Строительство коммунизма и дальнейшее сближение наций в СССР, "Вопр. философии", 1961, No 9.

КАМПАНЕЛЛА

Статья большая, находится на отдельной странице.

КАМЮ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КАН Ю-ВЭЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КАНАБРАBA

КАНАБРА́BA (Cannabrava), Эуриалу (р. 1904) - браз. философ-идеалист. Вначале сторонник философии А. Бергсона, Н. Гартмана, М. Шелера и М. Хейдеггера. После поражения фашизма ориентируется на сев.-амер. философию, пропагандируя т.н. "критический объективизм" - сочетание инструментализма, логич. позитивизма и семантики.

В соч. "Элементы философской методологии" ("Еlеmentos de metodología filosόfica", 1956) К. сводит философию к методу, к-рый он отождествляет с языком (см. указ. соч., р. 34). К. утверждает, что расхождения между идеализмом и материализмом и недоразумения между людьми являются следствием неадэкватного языка. Его метод "рассудочного синтеза" (эклектически сочетающий формально-логич. анализ с генетически-функциональным синтезом) дает, по К., истину без исследования материальной сущности явлений и якобы способен устранить противоречия между людьми. В сб. ст. "Философские очерки" ("Еnsaios filosόfícos", 1957) К. критикует интуитивизм, неотомизм, экзистенциализм и выступает против марксизма.

Соч.: Introduçāo á filosofía científica, Sāo Paulo, 1956.

Ж. Базарян. Москва.

КАНОН

КАНОН (от греч. κανών - правило, предписание) - в широком смысле слова означает твердо установленное, традиционное, общепринятое. Термин "К." получил широкое распространение в логике, этике, эстетике и теории познания, в религии. В э с т е т и к е К. - совокупность законов и правил, к-рые являются нормой и образцом для всех художеств, произв. данного рода. В истории эстетики К. понимался гл. обр. количественно, как взаимоотношение частей изображаемой человеч. фигуры. Сохранилось неск. египетских К., устанавливающих рост человека в размере 6 или, позднее, 7 ступней ноги с дальнейшим подразделением каждой из этих частей еще на 3 более мелкие части. В Древней Греции славился канон Поликлета, связанный с пифагорейскими источниками, причем Поликлет и создал образцовую статую и написал трактат о пропорциях, назвавши то и другое "Канон" (А 3 Diels9). У Поликлета, а затем и у скульптора Лисиппа (Plin. Hist, nat. XXXIV, 65) К. создавался не механически, но путем сопоставления отд. частей тела с телом, взятым как целое. В результате этого К. оказывается состоящим из самых разнообразных и сложных дробей.

В визант.к., известном по анонимной книге "Толкование для живописцев", человеч. тело измеряется размерами головы. В готич. К. 13 в. человеч. фигуры даются даже при помощи разного рода схем, заимствованных из геометрич. фигур. К. эпохи Возрождения частично возвращаются к антич. космологич. пифагорейству и платонизму; Альберти, Леонардо да Винчи, Дюрер погружаются в эмпирич. антропометрию, оперирующую уже целыми сотнями измерит, единиц. В связи с ростом и углублением проблем личности К. в дальнейшем отходит на задний план, предоставляя место изображению внутр. жизни человека, уже не охватываемой никакими арифметич. схемами. К области эстетических К. может быть отнесен и т, н. закон золотого сечения, сущность к-рого содержится в формуле: целое так относится к большему, как большее к меньшему. Закон этот имеет пифагорейско-платонич. происхождение и был распространен в эпоху Возрождения.

Термин "К." имел большое значение и в л о г и к е. Эпикур, называя логику каноникой, понимал под нею правила познания и истины. В логич. смысле К. употреблялся Лейбницем, Дж. С. Миллем. У Канта под К. чистого разума понимается совокупность всех априорных основоположений, правильно функционирующих в познании. Соответственно Кант говорит и о К. рассудка и о К. морального суждения (см. "Критика чистого разума", П., 1915, с. 437-53).

В области р е л и г и и под К. понимается совокупность "священных" книг, признанных "непогрешимыми" и введенных в практику богослужения.

Лит.: Брунов Н. [И. ], Пропорции античной архитектуры, [М., 1936 ]; Недович Д., Поликлет, М.-Л., 1939; Тимердинг Г. Е., Золотое сечение, пер. с нем., П., 1924; Гика М., Эстетика пропорций в природе и искусстве, пер. с франц., М., 1936; Мессель Э., Пропорции в античности и в средние века, пер. с нем., М., 1936; Xэмбидж Д., Динамическая симметрия в архитектуре, пер. с англ., М., 1936; Panofsky E., Die Entwicklung der Proportionslehre als Abbild der Stilentwicklung, "Monatsh. Kunstwiss.", 1921, Jg 15, November, S. 188-219.

А. Лосев. Москва

КАНОНИКА

КАНОНИКА (κανονικά) - термин, к-рым в школе Демокрита и Эпикура обозначалось логич. учение. Основы К. заложены Демокритом в недошедшем до нас соч. "Канон" (в трех книгах). Затем К. представлена в соч. "Треножник" демокритовца Навсифана и, наконец, в работах Эпикура и его последователей, особенно Филодема. К. тесно связана с физикой Демокрита - Эпикура. Трасилл в перечне соч. Демокрита включал "Канон" в цикл его физич. сочинений. Эпикур, как и Демокрит, не выделял К. в особую филос. дисциплину, считая ее составной частью физики, и излагал К. в неразрывной связи с физикой ("Письмо к Геродоту", написано ок. 292-291 до н.э., рус. пер. 1925).

Осн. проблема К. - вопрос о критериях истины. По Демокриту, их три: разум, ощущение и практика. Эпикур и его школа принимали эти 3 критерия, но основным считали ощущение, тогда как Демокрит - разум. Поскольку и у Демокрита, и в школе Эпикура осн. предметом науч. изучения являлось эмпирич. естествознание и исследование причин явлений природы, в К. на первое место выступала проблема индукции, к-рая глубоко разработана эпикурейцами 1 в. до н.э. (особенно в неаполитанской школе Филодема). Термин "К." употреблял Гассенди в своей работе "Система философии Эпикура" (P. Gassendi, Syntagma philosophiae Epicuri, 1659).

Лит.: Боричевский И., Древняя и современная философия науки в ее предельных понятиях, ч. 1... (Научные письма Эпикура), М.-Л., 1925; Маковельский А. О., Древнегреческие атомисты, Баку, 1946 (о "Каноне" Демокрита и "Треножнике" Навсифана); Материалисты древней Греции. Собр. текстов Гераклита, Демокрита и Эпикура, М., 1955, с. 181-236 (Письма и фрагменты Эпикура, пер. С. И. Соболевского); Philodemus: On methods of inference, ed. by Ph. H. de Lacy and E. A. de Lacy, Phil., 1941.

А. Маковельский. Баку.

КАНТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КАНТЕМИР АНТИОХ ДМИТРИЕВИЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КАНТЕМИР ДМИТРИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КАНТОНИ

КАНТО́НИ (Cantoni), Ремо (р. 14 окт. 1914) - итал. философ, сторонник т.н. исторического, или критического, гуманизма, историк философии, очеркист; пишет по социологич., эстетич. и общекультурным вопросам. Теоретич. концепции К. эклектичны; в основном они сложились под влиянием экзистенциализма с его трагич. мироощущением. Др. источником воззрений К. послужил итальянский историцизм, а также в нек-рой степени преим. англосакс, направления философии науки. В центре исследований К. - кризис совр. человека, проблемы истории и развития мысли. Проповедуя практицизм, активность, динамизм, К. отвергает рационалистич. "системосозидательство". Вместе с тем пытается избежать крайностей иррационализма. Большое внимание уделяет анализу идей Кьеркегора и Достоевского.

Соч.: Il pensiero del primitive, Mil., 1941; Crisi dell'uomo. (Il pensiero di Dostoievsky), Mil., 1948; La coscienza inquieta. Sören Kierkegaard, Mil., 1949; Mito e storia, [Verona, 1953 ]; Filosofia e vita quotidiana, в сб.: Aci (Associazione culturale italiana), Quaderni, [f. ] 16-17, Torino, 1955.

КАНТОР

Статья большая, находится на отдельной странице.

КАНУКОВ

Инал Дударович (1851-99) - осетинский поэт, публицист и обществ. деятель. Окончил Ставропольскую гимназию, служил офицером рус. армии, был разжалован и сослан в Сибирь (1880), откуда вернулся в 1897. В стихотворениях и статьях, опубл. в газетах "Окраина" и "Владивосток" в 1895-1897, К. критиковал социальные пороки эксплуата- торского общества. Гуманист по своим взглядам, К. называл человека венцом природы, могучим властелином земли, чей ум "стремится познать причину всех причин" (Архив Северо-Осетинского н.-и. ин-та. Фонд И. Канукова, д. 3). Однако это могучее и умное существо, покорившее природу, до сих пор является "невольником страдания" и не может освободить себя от цепей рабства. К. выступал против Жозефа де Местра и др. реакц. идеологов, считавших войну мировым законом. Утверждение "война - зло, но зло необходимое" писатель называл диким силлогизмом. "Но разве зло может быть необходимым? - спрашивал К. - Разве оно в такой дикой и кровавой форме как война может быть необходимостью человеческого существования?!" (там же).

Лит.: История философии, т. 5, М., 1961, с. 407-408; Τотоев М. С., Очерки истории культуры и обшественной мысли в Сев. Осетии в пореформенный период, Орджоникидзе, 1957; Ардасенов X. Н., Очерк развития осетинской литературы, Орджоникидзе, 1959; Габараев С. Ш., Инал Канунов. (Очерк творчества), Цхинвали. 1960.

С. Габараев. Цхинвали.

КАПЕСИУС

Иосиф (1853-1918) - критик кантианской философии в Румынии; по национальности трансильванский сас. Защищая положение об опыте как источнике знаний, К. колебался между "монизмом", Геккеля и позитивизмом. На педагогич. взгляды К. определенное воздействие оказала система Гербарта.

Соч.: Die Methaphysik Herbert's in ihrer Entwicklungsgeschichte und nach ihrer historischen Stellung, Lpz., 1878; Abriss der Psychologie, Hermannstadt, 1910.

Лит.: Göllner C, Contributa`´ie la istoria gindirii filozofice a saşilor transilvāneni din secolul al XIX - lea, "Cercetări filozofice", 1957, [No ] 4, an. 4.

Ин-т философии Академии PHP.

"КАПИТАЛ"

Статья большая, находится на отдельной странице.

КАПИТАЛИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КАПСУКАС

КАПСУКАС - парт. псевдоним литов. революц. марксиста В. Мицкявичюса-Капсукаса.

КАРАВЕЛОВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КАРАКОЛОВ

Райчо Кирчев (p. 24 сент. 1898) - болг. философ-марксист, зам. директора Ин-та философии Болг. АН (с 1960). Член БКП с 1922. Окончил Ин-т красной профессуры в Ленинграде. С 1945 по 1950 - проф. Центр. парт. школы при ЦК БКП, в 1954-61 - зав. кафедрой диалектич. и историч. материализма в Софийском ун-те. Разрабатывает вопросы диалектич. материализма, истории марксистской философии, исследует теоретич. наследие Благоева.

Соч.: Философските възгледи на Димитър Благоев, "Философска мисъл", 1949, No 2; Димитър Благоев за държавата, революцията и диктатурата на пролетариата, в сб.: Въпроси на марксическата теория в трудовете на Димитър Благоев, С., 1955; Въпроси на историческия материализъм в трудовете на Димитър Благоев, "Изв. на икономическия ин-т", 1956, т. 11, кн. 1-2.

С. Михайлов. НРБ.

КАРАМЗИН

Николай Михайлович [ 1(12) дек. 1766 - 22 мая (3 июня) 1826 ] - рус. писатель и историк, в философии - идеалист. Сын симбирского помещика. Учился в частных пансионах. В 1785 вошел в "Дружеское ученое общество" Новикова.

Путешествуя по Европе (1789-90), посетил Канта, Бонне, Гёте, Гердера, Лафатера и др. ("Письма русского путешественника", отд. полное изд., кн. 1-4, 1799-1801). Издавал ряд журналов и альманахов, автор мн. лит.-художеств, произв. сентименталистского направления ("Бедная Лиза", 1792, и др.), "Истории Государства Российского" (т. 1-12, 1816-29).

Большое влияние на формирование взглядов К. оказало рус. масонство (в 1785-89 К. - член масонской ложи), а также нек-рые зап.-европ. философы, в особенности Бонне (К. перевел в отрывках его "Созерцание природы", 1789). Отстаивая идеи божеств. творения и непосредств. вмешательства бога в судьбы людей, К. воспевал "...величие творца, его премудрость, благость..." ("Поэзия", 1787, в кн.: Н. Карамзин, И. Дмитриев, Избр. стихотворения, Л., 1953, с. 59). В то же время К. связывал прогресс общества с развитием наук и просвещения ("Нечто о науках, искусствах и просвещении", 1793). Оправдывая обществ. неравенство, К. осуждал даже умеренно-либеральные реформы Сперанского ("Записка о древней и новой России"). Он утверждал, что революции, "...всякие насильственные потрясения гибельны", что "царство счастия" "может исполниться ... посредством медленных, но верных, безопасных успехов разума, просвещения, воспитания добрых нравов" (Соч., т. 4, СПБ, 1834, с. 112), что будто бы рус. народ"... всегда чувствовал необходимость повиновения ..." (Соч., т. 8, СПБ, 1835, с. 200). К. рассматривал историю России как историю рус. самодержавия. Выступая против социальной направленности иск-ва, К. считал гл. его достоинствами изящество и занимательность (ст. "Что нужно автору?", 1791, изд. в 1793).

Соч.: Сочинения, т. 1-9, 4 изд., СПБ, 1834-35; Переводы, т. 1-9, 3 изд., СПБ, 1835; Письма H. M. Карамзина к И. И. Дмитриеву, СПБ, 1866.

Лит.: Очерки истории исторической науки в СССР, т. 1, М., 1955, с. 277-87; Очерки по истории русской журналистики и критики, т. 1, Л., 1950, гл. 5; Белинский В. Г., Сочинения Александра Пушкина, ст. 2, Полное собр. соч., т. 7, М., 1955; Погодин М. П., H. M. Карамзин, по его сочинениям, письмам и отзывам современников, ч. 1-2; М., 1866; [Гуковский Г. Α. ], Карамзин, в кн.: История русской литературы, т. 5, М.-Л., 1941, с. 55-105; Декабристы-критики "Истории Государства Российского" Η. Μ. Карамзина, в кн.: "Литературное наследство", т. 59, М., 1954; Лотман Ю., Эволюция мировоззрения Карамзина, "Уч. зап. Тартуского гос. ун-та", 1957, вып. 51, Тр. истор.-филологич. ф-та; Мордовченко Н. И., Русская критика первой четверти XIX в., М.-Л., 1959, с. 17-56; Шторм Г. П., Новое о Пушкине и Карамзине, "Изв. АН СССР. Отд. лит-ры и языка", 1960, т. 19, вып. 2; Предтеченский А. В., Общественно-политические взгляды Н. М. Карамзина в 1790-х годах, в кн.: Проблемы рус. просвещения в литературе XVIII в., М.-Л., 1961; Макогоненко Г., Литературная позиция Карамзина в XIX веке, "Рус. литература", 1962, No 1, с. 68-106; Wedel Ε., Radiśčev und Karamzin, "Die Welt der Slaven", 1959, H. 1; Rothe H., Karamzin-studien, "Z. slavische Philologie", 1960, Bd 29, H. 1; Wissemann Η., Wandlungen des Naturgefühls in der neuren russischen Literatur, там же, Bd 28, Η. 2.

Т. Ермакова. Москва.

КАРАМИЙЯ

КАРА́МИЙЯ - религ.-филос. течение, распространившееся в 10-11 вв. в Ср. Азии; получило свое название от имени Мохаммеда бен Карама (ум. в 868). К. испытало влияние манихейства и христианства. Филос. учение К. основывалось на признании пяти первоначал: творца, духа, пространства, времени и атмосферы. Согласно К., существует только то, что занимает место и время; творцу приписывалась вещественность. Последователи К. игнорировали премудрость творца-аллаха, брали под сомнение ученость пророка, отрицали мн. догматы и обряды ислама. В учении К., не свободном от противоречий, заметны элементы наивно-материалистич. концепции. Еретич. характер К. вызвал осуждение мусульм. духовенства.

Лит.: Мортаза ибн Даи Хосни Рази, Кетабе Табсерат оль-авам фи марефат магалат оль-анам (История разных сект и их вероучение), Тегеран, 1934 (1313 с. г. х.); Сафа Забихолла, Тарихе адабият дар Иран (История литературы в Иране) т. 1, Тегеран, 1954, (1332 с. г. х.).

А. Агахи. Баку.

КАРАПЕТЯН

Арамаис Аршакович [р. 10(23) авг. 1910 ] - сов. философ, д-р филос. наук (1955), профессор (1955). Член КПСС с 1939. Окончил филос. фак-т Ленинградского ун-та (1937). Преподает философию с 1937. Зав. кафедрой Ереванского политехнич. ин-та (с 1960). Работает над проблемами истории философии, эстетики и историч. материализма.

Соч. на арм. яз.: Анализ "Поэтики" Аристотеля, Ер., 1955; Некоторые вопросы исторического материализма, Ер., 1955; М. Налбандян как критик гегелевской философии, "Советакан Граканутюн", 1956, No 9; Против иррационализма в философии и искусствоведении, Ер., 1956; Разложение философской школы Гегеля и Фейербаха, Ер., 1958; Очерк истории борьбы эмпиризма и рационализма, Ер., 1959; Прелюдии. Философские и литературоведческие исследования, Ер., 1960; на рус. яз.: Критический анализ истоков кантовской "Метафизики нравов", в кн.: Сб. научн. тр. Арм. гос. заоч. пед. ин-та, т. 1, Ер., 1954; Иррационализм в философии и искусствоведении, Ер., [1955 ]; Критический анализ философии Канта, Ер., 1958.

КАРАШЕВ

Гумар (1876 - 12 апр. 1921) - казахский поэт, публицист, мыслитель. Духовный деятель по образованию и обществ. положению, К. уже в нач. 20 в. подвергал критике нек-рые догмы ислама, ратовал за реформу школы, призывал к сближению с рус. народом. Филос. основой его творчества становится стихийный материализм (см. трактат "Ойга кеглен пкирлерим"- "Мои размышления", 1910, Уфа; "Нет духа без материи", газ. "Казахстан", 2 янв. 1912, No 4, Уральск). Однако в целом взглядам К. была свойственна большая противоречивость: в сб. стихов "Ага тулпар" (1914) он восхвалял ханов и биев. После Февральской революции 1917 К. примкнул к национа-листич. партии "Алаш-Орда", но вскоре понял антинар. характер ее планов. С 1918 К. активно участвовал в борьбе за установление Сов. власти в Зап. Казахстане, в 1919 стал членом Коммунистнч. партии. В работе "Педагогика" (журн. "Мугаллим", 1919, No 2-7, Урда) К. знакомил читателей с педагогич. идеями Аристотеля, Сократа, Руссо, Л. Толстого. 12 апр. 1921 К. был убит контрреволюционерами.

З. Зиманов, М. Исмагулов. Алма-Ата.

КАРДАНО

КАРДАНО (Cardano), Джероламо (24 сент. 1501 - 21 сент. 1576) - итал. философ, математик, врач, астролог. В своих филос. соч. ("О тонкости вещей" - "De subtilitate libri XXI", 1550; "Об изменчивости вещей" - "De rerum varietate libri XVII", 1557; "Тайны вечности" - "De arcanis aeternitatis", посм. ) К., как один из гл. представителей натурфилософии эпохи Возрождения, занимался преимущественно космологич. вопросами. Его мировоззрение в целом - пантеизм и гилозоизм с материалистич. тенденцией и элементами диалектики, но вместе с тем и с элементами мистики. Божеств. Вселенная - связное единое целое. В основе всех вещей лежит единая первоматерия, никогда не возникающая и не погибающая. Она заполняет Вселенную и не оставляет места для пустоты. К. признавал существование трех элементов - земли, воды и воздуха. Огонь же, по К., не составляет особого элемента, а есть трансформация активного и всепроникающего небесного тепла, отождествляемого со светом (отзвуки неоплатонизма). Все земное по своей природе холодно и влажно. Возникновение и уничтожение вещей он объяснял наличием и действием в них мировой души. Жизнь, порожденная небесным теплом в растениях и тем более в животных, проявлется как любовь и ненависть. Вершину животного мира, происшедшего из простейших (червей), и тем самым вершину всей природы составляет человек, способный к целесообразной деятельности и обладающий неизменной и бессмертной разумной душой или умом. Ум - один и тот же у всех людей, но различается по своей степени и по особенностям чувственных познават. способностей, служащих для него орудиями. Как божеств. начало, ум способен сливаться с богом, что и происходит в экстазе как высшем проявлении веры. Здесь сказываются у К. элементы мистики неоплатонизма. Подлинная мудрость достигается, по К., помимо мистич. углубления в бога, посредством математич. познания.

Соч.: Opera omnia, t. 1-10, Lugdini, 1663; в рус. пер. - О моей жизни, М., 1938.

Лит.: Цейтен Г. Г., История математики в XVI и XVII веках, 2 изд., М.-Л., 1938; История философии, т. 2, [M. ], 1941, с. 47, 65; Rivаri Ε., La mente di G. Cardano, Bologna, 1906; Vidari G., G. Cardano, "Boll. soc. à pavese di Storia patria", 1904, No 4; Saitta G., Il pensiero italiano nell' umahesimo e nel rinascimento, v. 2, Bologna, 1950, cap. 3; Bellini Α., G. Cardano e il suo tempo, Mil., 1947.

В. Соколов. Москва.

КАРДОЗУ

КАРДО́ЗУ (Cardoso), Висенти Лисиниу (1890-1931) - браз. бурж. философ, представитель т.н. диссидентского позитивизма. В своем гл. произв. "Философия искусства" ("Filosofia da arte", 1918) К. излагал т.н. позитивную философию иск-ва. Критикуя взгляды Конта, К. претендовал на открытие общего закона эволюции иск-ва (включающего законы эволюции каждого вида иск-ва), согласно к-рому все иск-ва эволюционируют от воображаемого к реальному, от символичного к позитивному, от эмоционального к рациональному. Взглядам К. присущи метафизичность и агностицизм, понимание детерминизма как фатализма. К. - один из идеологов бурж. национализма.

Соч.: Pensamentos brasileiros, R. de J., 1924; Vultos e ideias, R. de J.. 1924; A margem da histόria do Brasil, São Paulo, 1933; Pensamentos americanos, R. de J., 1937.

Лит.: Cardoso L. L., Lícinio Cardoso, seu pensamiento, sua obra, sua vida, R. de J., 1944; Cruz Costa J., Contri-buição à histόria des idéias no Brasil, R. de J., 1956.

Ж. Базарян. Москва.

КАРЕЕВ

Николай Иванович [24 нояб. (6 дек.) 1850 - 18 февр. 1931 ] - рус. историк либерально-народнич. направления, предста- витель субъективной школы в социологии. До Октябрьской революции 1917 - активный деятель партии кадетов. Окончил историко-филологич. фак-т Моск. ун-та (1873). Проф. Варшавского (1879-84) и Петербургского (1886-99 и с 1906) ун-тов, член-корр. Российской АН (1910), почетный академик АН СССР (1929).

К. принадлежат мн. историч. труды, сохранившие значение до наст. времени ("Историки французской революции", т. 1-3, 1924-25, и др.). Работу К. "Крестьяне и крестьянский вопрос во Франции в последней четверти XVIII в." (1879) Маркс назвал превосходной (см. "Переписка К. Маркса и Ф. Энгельса с русскими политическими деятелями", 1951, с. 232-33; К. Маркс и Ф. Энгельс, Избр. письма, 1953, с. 407).

По филос. взглядам К. был позитивистом, испытавшим влияние неокантианства, в частности Риккерта. В социологии К. развивал взгляды, близкие к теории Лаврова. Признавая значение как экономического, так и духовного факторов в обществ. процессе, К. отстаивал теорию взаимодействия среды и критически-мыслящей личности, но в конечном счете двигателем истории считал именно Личность ("Основные вопросы философии истории", т. 1-3, 1883-90, т. 3 - "Сущность исторического процесса и роль личности в истории", 2 изд., 1914; "Моим критикам", 1884; "Историко-философские и социологические этюды", 1895; "Введение в изучение социологии", 1897). В истории социологии К. прослеживал гл. обр. выработку идеи историч. прогресса ("История и философское значение идеи прогресса", "Северный вестн.", 1891, No 11-12; "Общие основы социологии", 1919). Ряд статей К. посвящен отд. социологам ("Н. К. Михайловский как социолог", "Русские ведомости", 1900, No 318; "„Теория личности" П. Л. Лаврова", "Историческое обозрение", 1901, т. 12; "Огюст Конт как основатель социологии", в сб.: "Памяти В. Г. Белинского", 1899).

В 80-х и особенно 90-х гг. К. резко выступал против марксистского учения о классовости идеологии; историч. материализм изображался им в духе вульгарного экономизма и фатализма ("Старые и новые этюды об экономическом материализме", 1896; "Экономический материализм и закономерность социальных явлений", "Вопр. философии и психологии", 1897, кн. 36).

Идеалистич. взгляды К. были подвергнуты глубокой критике в работах Ленина, Плеханова и др. рус. марксистов.

Соч.: Историка. (Теория исторического знания), 2 изд., П., 1916 (имеется библиогр. соч. К.).

Лит.: Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 1, с. 126; т. 5, с. 365; т. 8, с. 112; т. 18, с. 342; Плеханов Г. В., К вопросу о развитии монистического взгляда на историю, Избр. филос. произв., М., 1956; История философии, т. 5, М., 1961, с. 352-53; Очерки истории исторической науки в СССР, [т. ] 2, М., 1960, с. 461-83; Бузескул В., Всеобщая история и ее представители в России в XIX и начале XX века, ч. 1, Л., 1929; Фролова И. И., Значение исследований Н. И. Кареева для разработки истории французского крестьянства в эпоху феодализма, в сб.: "Средние века, вып. 7, М., 1955; Вебер Б. Г., Первое русское исследование французской буржуазной революции XVIII в., в сб.: Из истории социально-политических идей, М., 1955.

Г. Арефьева. Москва.

КАРЖАВИН

Федор Васильевич (20 янв. 1745 - 1812) - рус. писатель-просветитель. Род. в Петербурге в купеч. семье. В сер. 1750-х гг. учился в Сорбоннском ун-те. Был преподавателем духовной семинарии Троице-Сергиевой лавры (1767-69). С 1773 продолжал образование за границей. В 1776 - переводчик на о-ве Мартиника, в 1777 уехал в Сев. Америку. В 1782-84 - на Кубе. В 1788 вернулся в Россию.

Лит. деятельность К. начал в 1770-х гг., сотрудничая в журн. "Живописец" Н. Новикова. Из Америки К. присылал статьи об этой стране (напечатаны в 1784 в "Прибавлениях к „Московским ведомостям""). По возвращении на родину К. изложил свои свободолюбивые взгляды во многих предисловиях и пространных примечаниях, к-рыми снабжал предприни-мавшиеся им издания. Гневно осуждая невольничество, он возмущался амер. "градомудрием", к-рым установлено, чтобы "...всегда черные покорялись и были подвластны господствующим белым" ("Описание хода купеческих и других караванов в степной Аравии", СПБ, 1790, с. 134). К. бичевал колонизаторов, к-рые "с мечом в одной руке и с крестом в другой, сопровождаемые псами, изрубили, растерзали, сожгли двадцать миллионов душ..." в Америке. И все это совершено "... для мнимого прославления бога, и для приведения прочих американцев к познанию некроволитныя веры Христовой..." (там же, с. 146-47). К. критиковал расовые предрассудки, служившие основой колониализма и безудержной эксплуатации цветных народов; он писал, что во время странствий нигде не видел "диких" людей, а всюду только "человека".

К. было присуще определенное свободомыслие и в вопросах религии. Он иронизировал над религ. ханжами, к-рые "... везде видят чудеса; и ни в чем не доискиваясь естественных или жизнемудрственных причин, питаются обманом..." (там же, с. 2-3), подвергал сомнению мн. библейские легенды и церк. обряды.

Лит.: Дуров Н. П., Ф. В. Каржавин: его жизнь и похождения в Старом и Новом свете. 1745-1812, "Русская старина", 1875, т. 12, февраль.

Л. Светлов. Москва.

КАРИНСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

"КАРЛ МАРКС (КРАТКИЙ БИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРК С ИЗЛОЖЕНИЕМ МАРКСИЗМА)"

Статья большая, находится на отдельной странице.

КАРЛЕЙЛЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КАРЛИНИ

КАРЛИНИ (Carlini), Армандо (р. 1878) - основатель и старейший представитель т.н. христианского спиритуализма в Италии. Центр. проблема философии К. (как и всего направления в целом) - проблема перехода "Я", "внутреннего" к трансцендентному, т.е. к богу. На своем пути к богу "самосознание", согласно К., проходит три фазы: светскую, эстетическую и теологическую. В последней оно возвращается к самому себе, вступая на путь философии и религии и открывая в боге свое истинное начало и источник своей внутр. ценности. В отличие от нек-рых др. представителей христ. спиритуализма, напр. от Шакка, К. полагает, что рациональный путь доказательства бытия бога недостаточен и потому необходим акт веры. Философия, следовательно, должна стать составной частью религии. Обскурантизм филос. взглядов К. органически сочетается с крайне реакционными социально-политич. воззрениями. По его мнению, примирение между церковью и гос-вом в Италии "имеет гораздо большее историческое значение, чем французская революция" ("Жизнь духа" - "La vita dello spirito", 1921).

К. активно поддерживал фашистский режим, пропагандировал и восхвалял идеи фашизма.

Соч.: Neo-scolastica, idealismo e spiritualismo", Mil., 1933 (совм. с F. Olgiati); La religiosita dell'arte e della filosofia, Firenze, 1934; Filosofia e religione nel pensiero di Mussolini, Roma, 1934; Il mito del realismo, Firenze, 1936; Lineamenti di una concezione realistica dello spirito umano, Roma, 1942; Perchè credo, 2 ed., [Brescia ], 1952; Alla ricerca di me stesso, Firenze, 1951; Cattolicesimo e pensiero moderno, Brescia, 1953.

Лит.: Sсiассa M. F., Il secolo XX, v. 2, Mil., 1947; Vоlpe G. della, Lo spiritualismo italiano contemporaneo, [pt 1 ] - La filosofia di A. Carlini, Messina, [1949 ]; Galli G., Sul pensiero di A. Carlini, Torino, 1950; Garin Ε., Cronache di filosofia italiana (1900-1943), Bari, 1955.

С. Эфиров. Москва.

КАРМА

КАРМА (санскр. - деяние) - понятие др.-инд. философии и религии, в особенности индуизма. См. Индуизм.

КАРМАТЫ

КАРМА́ТЫ - последователи мусульм. секты, возникшей в конце 9 в. в Юж. Месопотамии на почве антифеод. движения крестьян. Учение К. распространилось в Сирии, Хорасане и Йемене. В идео-логич. отношении учение К. было одним из течений исмаилитов. К. не признавали религ. авторитета халифа, не выполняли обрядовых предписаний ислама, не считали обязательными нормы шариата, не почитали объектов мусульм. культа (в т.ч. храма Каабы и ее "черного камня") и т.д. После подавления движения К. войсками халифа в Месопотамии (906) К. создали особое гос-во в Эль-Ахсе (Вост. Аравия), куда они проникли еще в конце 9 в. Это гос-во существовало до конца 11в. Местные крестьяне не платили податей и в случае нужды получали пособие от гос-ва; ростовщичество было запрещено. Гос-во К. существовало за счет эксплуатации. Секта К. распалась в конце 11 - нач. 12 вв.

Лит.: Насир-и Хусрау. Сафар-намэ. Книга путешествия, пер. и вступ. ст.е. Э. Бертельса, М.-Л., 1953; Беляев Е. Α., Мусульманское сектантство, М., 1957; Gоeje M. J. de, Mémoire sur les Carmathes du Bahrain ..., Leiden, 1886.

E. Беляев. Москва.

КАРНАП

Статья большая, находится на отдельной странице.

КАРНЕАД

КАРНЕАД (Καρνεάδης) из Кирены (214-129 до н.э.) - др.-греч. философ, глава Академии Платоновской и основатель т.н. Новой (3-й) академии. К. сам ничего не писал; лекции его, записанные его учениками, тоже до нас не дошли, нек-рое представление о нем можно составить лишь по соч. Цицерона и Секста Эмпирика, а также Диогена Лаэртского (IV, 62-66). По ним можно судить, что К. занимался проблемами теории познания и этики. Рассуждая о критерии истины, К. развивал учение Средней академии, направленное против догматиков, относительно невозможности отличать истинное от ложного и относительно постоянного наличия моментов, противоречащих тому, что человек готов был бы признать за истину. Здесь не помогают ни чувств. представления ввиду их текучести, ни разумные доказательства, ввиду того что они основываются сами на себе и потому возможны только в результате порочного логич. круга. В учении о вероятности (к-рую в академии только и признавали за предмет познания) К. различал три ступени: 1) просто вероятное, 2) вероятное и непротиворечивое и 3) вероятное, непротиворечивое и проверенное. Но даже и эта третья ступень вероятности, согласно учению К., не имела ничего общего с абс. утверждениями догматиков. Известна даже критика телеологич. доказательства бытия божия у К. путем указания на несовершенстве мира и жизни. И, наконец, плохо известная нам этика К., вероятно, проповедовала обычный для скептиков взгляд о необходимости естеств. блага, создаваемого самой природой, и о том, что ввиду непознаваемости природы вещей следует ограничиваться в своем поведении только удовлетворением насущных потребностей. Т.о., от старого платонизма здесь оставались только склонность к диалектич. рассуждениям и до нек-рой степени учение о блаженстве, к-рое сводилось, впрочем, к сообразности с природой.

Насколько сильное впечатление производил К. своим скептицизмом, можно судить по рассказу об его участии в посольстве философов в Рим (156/155 до н.э.): когда он говорил в защиту справедливости, публика была на его стороне, когда он на другой день говорил против справедливости, то речь его была настолько красноречива, что слушатели были и на этот раз согласны с ним. К. нужно отличать от Карнеада Младшего, его родственника, бывшего главой академии в 137-131 (подробности о нем неизвестны).

Лит.: История философии, т. 1, [М. ], 1940 (см. Указатель имен); Рихтер Р., Скептицизм в философии, т. 1, СПБ, 1910, с. 80-83; Сrеdаrо L., Lo scetticismo degli aocademici, v. 1-2, Mil., 1889-93; Hartmann H., Gewissheit und Wahrheit. Der Streit zwischen Stoa und akademischer Skepsis, Halle, 1927; Cherniss H., The riddle of the early Academy, Berkeley - Los Angeles, 1945; Dal Pra M., Lo scetticismo greco. Mil., 1950.

А. Лосев. Москва.

Предыдущая страница Следующая страница