Приглашаем посетить сайт

Литература (lit-info.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
Статьи на букву "К" (часть 1, "К"-"КАМ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "К" (часть 1, "К"-"КАМ")

"К ВОПРОСУ О ДИАЛЕКТИКЕ"

Статья большая, находится на отдельной странице.

"К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ МОНИСТИЧЕСКОГО ВЗГЛЯДА НА ИСТОРИЮ"

Статья большая, находится на отдельной странице.

"К ХАРАКТЕРИСТИКЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОМАНТИЗМА"

Статья большая, находится на отдельной странице.

КАБАЛЬЕРО

КАБАЛЬЕ́РО (Caballero), Xoce Агустин (1771 - 6 апр. 1835) - кубинский философ-просветитель, преподаватель философии в семинарии св. Карла и св. Амбросия в Гаване. Осн. филос. работа К. - "Избранная философия" ("Philosophie elective", 1797, изд. 1944) - подвергала критике схоластич. философию, господствовавшую в 18 в. на Кубе. В этой работе пропагандировались нек-рые положения Декарта и англ. материалистов. К. приписываются "Речь о физике" ("Discurso sobre la fisica", 1791) и "Философская речь" ("Discurso filosofico", 1798), анонимно опубликованные в кубинской газ. "Papel periódico", в к-рых остро критикуются философы-схоласты, "оставившие в стороне природу и не видевшие того, что находилось под их ногами, исследуя то, что в небесах" ("Philosophia electiva", La Habana, 1944, p. XLIX). К. осуждал рабство, выступал против жестокости рабовладельцев. В своем проекте реформы системы преподавания К. требовал усилить преподавание естеств. наук, физики, химии, анатомии, математики, к-рые, по его мнению, должны были заменить бесплодные схоластич. диспуты.

Соч.: Obras, v. 1-2, La Habana, 1944-56.

Р. Бургете. Москва.

КАБАНИС

КАБАНИС (Cabanis), Пьер Жан Жорж (5 июня 1757 - 5 мая 1808) - франц. философ-материалист и врач. Примыкал к жирондистам и вместе с ними участвовал в контрреволюц. перевороте 18 брюмера. Принадлежал к школе франц. философов-материалистов, отправлявшихся от физики Декарта и завершивших "картезианский материализм" (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 2, с. 140). Материалистически решая вопрос о соотношении материи и психики человека, К. вместе с тем допускал механистич. упрощение в решении этой проблемы и считал мышление физиологич. продуктом материи, утверждая, что мышление является таким же продуктом мозга, как секреции - поджелудочной железы, печени или околоушных желез. Аналогия эта давала основания считать К. одним из предшественников вульгарного материализма (см. Г. Таганский, Вульгарный материализм третьей четверти ХIХ века.., в сб.: "Из истории философии XIX века", 1933, с. 97-101; БСЭ, 2 изд., т. 19, с. 205; История философии, т. 1, 1957, с. 592). Др. авторы (см. И. Луппол, П. Ж. Кабанис, в кн.: А. Деборин, Книга для чтения по истории философии, т. 2, с. 644-46; М. X. Рабинович, Кабанис, Пьер Жан Жорж, в журнале: "Вестн. Акад. мед. наук СССР", 1958, No 8), основываясь на том, что в конце 18 в. наука не давала еще возможности диалектически решить вопрос о единстве физического и психического, считают, что нельзя видеть в К. предшественника вульгарного материализма.

В соч. "Rapports du physique et du moral de l'homme" (1802) К. рассматривал движение как неотъемлемое свойство материи (см. "Отношение между физическою и нравственною природою человека", т. 1, СПБ, 1865, с. 219). Ему не была чужда идея эволюции небесных тел и животного мира; он высказывал мнение о "бесчисленных видоизменениях" и "весьма важных преобразованиях", к-рые претерпел человек (см. тамже, т. 2, СПБ, 1866, с. 245).

Материализм и атеизм К. не был столь последовательным и воинствующим, как у старшего поколения франц. материалистов 18 в. Отд. отступления К. от материализма (признание некоей внутр. чувствительности, агностич. идеи) впоследствии послужили поводом к неправомерному отрицанию бурж. историей философии материализма и атеизма К. (см., напр., "La Grande Encyclopedie", t. 8, P., [б. г. ], р. 573-75). Вместе с Дестют дe Tpaси был основателем направления "идеологов" (см. Идеология). Деятельность К. оказала значит. влияние на развитие медицины и физиологии. Под его влиянием находились, в частности, амер. врачи-материалисты 18 в. (Купер, Реш, Бьюкенен).

Соч.: Oeuvres complètes, t. 1-5, P., 1823-25; Oeuvres philosophiques, pt 1-2, P., 1956 (о предисл. J. Cazeneuve).

Лит.: История философии, т. 2, [M. ], 1941 (см. Указатель имен); Карлик Л., Пьер Жан Жорж Кабанис, "Под знаменем марксизма", 1934, No 6; Заблудовский П. Е., Кабанис - врач-материалист XVIII в., "Клиническая медицина", 1939, т. 17, вып. 5; Dubois В. F., Examen des doctrines de Cabanis, Gall et Broussais, v. 1-2, P., 1842; Guillois Α., Le salon de Madame Helvétius; Cabanis et les idéologues, P., 1894.

M. Рабинович. Москва.

КАББАЛА

КАББАЛА (др.-евр., букв. - предание) - фантастич. тайное учение евреев, являющееся своеобразным сочетанием вост. мифологии с идеями эллинистич. науки. К. возникла во 2 в. и представляла собой смесь идей гностицизма, пифагореизма и неоплатонизма. Гл. соч. К. - "Сияние" ("Zohar", Bd 1-3, 1558-60), написанное на арамейском яз., приписывается Симону бар Йохаю, выпущено в свет исп. евреем Моисеем де Леоном в конце 13 в.; "Книга творения" ("Sefer Yezirah"), написанная на евр. яз. в 6-7 вв.

В кн. "Сияние" под видом аллегорич. толкования Библии излагается мистич. пантеистич. учение, где понятие творения заменяется понятием эманации. Краеугольным камнем К. является учение об "Энсофе" (бесконечном). Согласно К., "Энсоф" не имеет никаких положит. определений, т.к. всякое определение имеет ограничивающее значение; ему не присущи ни слово, ни действие, ни ум, ни воля. "Энсоф" не отделен от мира: он - субстанция, имманентная причина, одновременно - активное и пассивное начало мира. Он есть все, и отд. предметы представляют собой только выражение его единого бытия. К. оказала значит. влияние как на еврейских, так и на ряд христ. мыслителей. В 15 в. нек-рые ее идеи развивали Пико делла Мирандола, Рейхлин и др. В позднейший период своего развития К. превращается в магию, колдовство, символич. толкование "священных текстов", где каждому слову и числу придавалось особое мистич. значение. Поэтому термин "каббалистика" иногда означает вид оккультизма и спиритизма.

Лит.: Трубич Э., Очерки каббалы, СПБ, 1886; Franck A., La Kabbale ou la philosophie réligieuse des hébreux, nouv. éd., P., 1889; Вisсhоff E., Die Elemente der Kabbalah, 2 Aufl., Τl 1-2, В., 1920; Scholem G., Bibliographia kabbalistica, Lpz., 1927.

A. Рубин. Москва.

КАБЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КАБЕШ

КА́БЕШ (Kabeš), Ярослав (р. 18 июня 1896) - чеш. философ-марксист. Член Коммунистич. партии Чехословакии со дня ее основания (1921). В 20-х гг. опубликовал очерк о филос. развитии молодого Маркса (псевд. J. Tábor, Filosofický vývoj mladého К. Marxe, журн. "Komunistická revue", 1925-26), к-рый отражал процесс "возврата к Марксу", протекавший в идеологии чешского рабочего движения под влиянием Великой Октябрьской социалистической революции. Тогда же К. подверг критике филос. взгляды Масарика ("Socialismus a Masaryk", там же). Уже в 1926 К. писал о необходимости различать бурж. демократию и фашистскую диктатуру в целях успешной борьбы рабочего класса ("Kolem fašismu", там же, 1926). В 30-х гг. К. издавал и комментировал филос. сочинения Климы ("Ladislava Klímy filosofie češství", 1945, написано в 1939), истолковывал творчество скульптора Ф. Билека ("Bílek myslitel", 1942) и поэта О. Бржезины. К. перевел на чешский язык нек-рые сочинения Маркса (К. Marx, О kapitálu a jeho krisích, 1935; пер. под псевд. J. Lirba), Гегеля ("Введение к истории философии"; рукопись), Лао-цзы ("Moudrost a tajemství, Setkání s Lao-tsem", sv. 1-2, 1944-1945), издал неск. сборников своих стихотворений.

Соч.: Filosof vůle a Jeho myslitelské dílo, в сб.: Stavitel chrámu, Praha, 1941 (изд. в память поэта О. Бржезины).

Лит.: Dubský I. - Strohs S., Marxistická filosofie včeských żemích, в сб.: Filosofie v dĕjinách českého národa, [Praha ], 1958.

С. Штрос. ЧССР.

КАБИР

КАБИР - инд. поэт и мыслитель 2-й пол. 15 в. Ткач по профессии. Слушал проповеди североинд. философа Рамананда. Свои взгляды К. излагал в стихах, к-рые до сих пор пользуются большой популярностью в Сев. Индии. К. выступал против обрядов ортодоксального индуизма и ислама, утверждая, что бог находится везде и в каждом человеке, а поэтому особые места поклонения и обряды не нужны. Он не признавал также священных книг, отрицал касты и кастовые обычаи, выступал против практики аскетизма. За свои проповеди К. был выслан из Бенареса и умер в изгнании. Последователи К. образовали секту, именуемую "Кабир коптха" ("последователи Кабира"). Взгляды К. оказали влияние на основателя религии сикхов гуру Нанака.

Лит.: История философии, т. 1, М., 1957, с. 195-96.

А. Дьяков. Москва.

КАБРАЛ

КАБРА́Л (Cabral), Домингус Гедис (1852-83) - браз. врач-материалист. В книге "Функция мозга" ("As funções do Cérebro", 1876) К. выступал против религ. догмы о сотворении человека богом и защищал учение о происхождении человека от человекообразных обезьян. К. боролся за философию, основанную на естествознании, проповедовал необходимость науч. психологии и физиологии, объявлял материализм единств. мировоззрением, способным дать ответ на все вопросы, волнующие человечество. Любая теория, чуждая материализму, утверждал он, является заблуждением, метафизич. мистификацией, обманом. Материализм К. был механистически ограниченным.

Лит.: История философии, т. 4, М., 1959, с. 424-25; Franсa L., Noçōes de história da filosofia, 14 ed., Rio de Janeiro, 1955; Costa J. C., Contribuiçāo á historia das idéias no Brasil, Rio de Janeiro, 1956.

Ж. Базарян. Москва.

КАБУЛОВ

Ильяс Юсупович (18 окт. 1904 - 5 июня 1939) - сов. философ и лит. критик. Член КПСС с 1926. Окончил Коммунистич. ун-т трудящихся Востока (1925) и филос. отделение Ин-та красной профессуры (1933). В 1933-37 - зав. отделом пропаганды и агитации Казкрайкома ВКП(б); с 5 июня 1937 по 1938 - член бюро и зав. отд. пропаганды и агитации ЦК КП Казахстана. Преподавал философию в вузах Москвы, Ср. Азии и Казахстана с 1925. К. принадлежат работы о развитии обществ. мысли в дореволюц. Казахстане, о закономерностях победы Октябрьской революции и социалистич. строительства в Казахстане, а также по вопросам эстетики и литературоведения.

Соч.: Маркс - Ленин əдеби сынынын, сабакты мəселелерi, "Əдебиет майданы" 1934, No 7-8.

М. Байдильдаев, А. Шманов. Алма-Ата.

КАВАКАМИ ХАДЗИМЭ

КАВАКА́МИ ХАДЗИМЭ (1879-1946) - японский революционер, философ-марксист и экономист. В 1898 поступил на отделение политич. наук юридич. фак-та Токийского ун-та. В молодости, пытаясь разрешить вопрос о причинах нужды и бедности, К. X. обращался к нравств. принципам христианства, толстовству, идеям кит. философа Мэн-цзы. Изучал бурж. политич. экономию. Позднее познакомился с трудами Маркса, Энгельса и Ленина, что определило характер воззрений К. X. После Октябрьской революции в России он встал на позиции марксизма. В 1919 в издаваемом им журн. "Изучение социальных проблем" ("Сякай мондай кэнкю") был напечатан полный перевод работы Маркса "Наемный труд и капитал"; в том же году опубликовал перевод труда Маркса "Заработная плата, цена и прибыль". К. X. - автор соч. "Изучение материалистического взгляда на историю" ("Юибуцусикан кэнкю", 1919), "Структура общества и социальная революция" (1922), "Краткое толкование материалистического взгляда на историю" (1922). Несмотря на усиление полицейского террора, К. X. продолжал заниматься революц. деятельностью. Находясь в подполье, он в 1932 вступил в ряды КПЯ. В 1933 был арестован и в течение 4 лет находился в тюрьме. Труды К. X., особенно его соч. "Введение в „Капитал"" ("Сихонрон нюмон"), "Ленинская диалектика" ("Рэнин-но бэнсёхö") и др., оказали большое влияние на распространение марксизма в Японии и снискали К. X. известность как одного из пропагандистов марксизма-ленинизма.

Лит.: История философии, т. 5, М., 1061, с. 841; Кодзинуси Мицуми, Каваками Хадзимэ, в сб.: Современные японские мыслители. Вступ. ст. Я. Б. Радуль-Затуловского, М., 1958, с. 190-204; Нарамото Тацуя, Нихон-но сисока (Японские мыслители), Токио, 1954, с. 355-368; Сайгуса Хирото, Нихон-но юибуцуронся (Японские материалисты), Токио, 1956, с. 285-319.

Я. Радуль-Затуловский. Ленинград.

КАВАКИБИ

КАВАКИБИ - а л ь - К а в а к и б и, Абдаррахман (1849-1902) - араб. просветитель и гуманист. Род. в Халебе (Сирия). Первый журналист-профессионал в родном городе. Подвергался гонениям со стороны тур. властей. В 1898 бежал в Египет. Перу К. принадлежат книги "Мекка" ("Умм аль-кура", 1903) и "Природа деспотизма и борьба с порабощением" ("Табаи аль-истибдад ва масари аль-истибад", впервые напечатано по частям в виде статей в газ. "аль-Муайад", 1900-1901). Хотя К. как мусульм. реформатор пытался сочетать острую критику феод. застоя, политич. деспотизма и религ. фанатизма с исламом, он был одним из самых радикальных для своего времени обществ.-политич. мыслителей среди арабов. Не ограничиваясь требованием равенства людей перед законом, К. провозглашал принцип сокращения имуществ. неравенства в мелкобурж. духе. Склоняясь к ограниченной монархии, К. выдвигал на первый план идею народоправства. Горячий патриот, К. в числе первых провозгласил возможность независимого существования и самостоят. развития арабов, заложив основы идеи араб. единства. Подвергал острой критике колониализм.

Лит.: История философии, т. 4, М., 1959, с. 520-21; Brockelmann С., Geschichte der arabischen Litteratur, Suppl.-Bd 3, Leiden, 1942, S. 380.

З. Левин. Москва.

КАВЕЛИН

Статья большая, находится на отдельной странице.

КАДАР

Статья большая, находится на отдельной странице.

КАЗАНДЖИЕВ

Спиридон Спасов (23 дек. 1882 - 13 мая 1951) - болг. психолог и философ-идеалист. Профессор (1924-48), академик (с 1941). Последователь Вундта. В психологии стоял на позициях психо-физич. параллелизма. Утверждал, что "без веры нет объективного знания".

Соч.: Критически опытъ върху метафизиката на Вилхелмъ Вундтъ, С., 1919; Знание и вера в научното познание, С., 1922; Истина и очевидность. Wahrheit und Evidenz, S., 1936; Психология на възприятието, 2 изд., С., 1940, Обща психология, 3 изд., С., 1946.

С. Цоневски. НРБ.

КАЗАХСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КАИРИС

КАИРИС (Καΐρης), Теофилос (1784-1853) - греч. философ. обществ. и религ. деятель. Род. на о. Андрос, учился в Пизе, затем в Париже. С 1810 преподавал философию в Смирне и Кидониесе. К. - член тайного освободит. общества "Филики Гетерия", принимал активное участие в нац.-освободит. войне 1821-30. В 1839 по требованию Синода выслан из Греции. В 1844, после принятия закона о свободе вероисповедания, вернулся на родину, но в связи с ростом популярности его учения в кругах либеральной молодежи в 1852 был арестован и приговорен к двухлетнему заключению. К. пытался обосновать особую религию "благочестия" (ϑεοσέβεια). В теологич. форме К. проповедовал необходимость науч. знаний, веру в силу разума, критиковал догмы православия и взгляд на познание как откровение, что имело прогрессивное значение в условиях господства визант. схоластики. Однако эти идеи К. развивал на идеалистич. основе, пытаясь совместить христианство с франц. рационализмом и кантианством.

Соч.: Καΐρης Θεόφιλος, Στοιχεῖα φιλοσοφίας ἤ τῶν περί τά ὄντα γενίκωτέρων ϑεωρουμένων τά στοιχείωδέστερα, Ἀϑήνα, 1851; Γνωστικὴ ἤ τῶν τοῦ ἀνϑρώπου γνώσεων σύντομος ἔκϑεσις, Ἀϑήνα, 1849; Φιλοσοφικά καί φιλολογικά, Πάτραι, 1875; Θεοσοφία, Λονδίνον, 1852.

Μ. Петров. Ростов-на-Дону.

КАЙБАРА ЭКИКЭН

КАЙБА́РА ЭКИКЭН (Э к к э н) (1630-1714) - японский философ, врач по профессии, один из виднейших представителей философии просвещения в Японии. Находился вначале под влиянием буддийской философии, однако, познакомившись с конфуцианской лит-рой, отошел от буддизма. Эволюция воззрений К. Э. отражала процесс упадка и разложения идеалистич. чжусианской философии, являвшейся офиц. идеологией. Среди соч. К. Э. выделяется трактат "Великие сомнения" ("Дайгироку"), в к-ром К. Э. высказывал сомнения в состоятельности чжусианской философии, утверждавшей, что ри (ли) - дух является первичным, а ки (ци) - материя вторичной. К. Э. считал, что истинна только та наука, к-рая проверена практикой и служит "потребностям народа". Филос. и просветит. деятельность К. Э. оказала большое влияние на развитие материалистич. мысли в Японии.

Лит.: Сайгуса Хирото, Нихон-но юибуцуронся (Японские материалисты), Токио, 1956, с. 41-52; Ρадуль-Затуловский Я. Б., Конфуцианство и его распространение в Японии, М.-Л., 1947, с. 314-19; Нихон ринри ихэн (Собр. соч. по японской этике), т. 8, Токио, 1901-03.

Я. Радуль-Затуловский. Ленинград.

КАЙЛА

КА́ЙЛА (Kaila), Эйно (9 авг. 1890 - 31 июля 1958) - фин. бурж. психолог, философ и логик, представитель логич. позитивизма. Проф. философии в ун-тах Турку и Хельсинки. Член Финской и Шведской АН. Сыграл большую роль в развитии логики и психологии в Скандинавии: основал исследоват. ин-ты по психологии в Швеции и Финляндии; в 30-40-е гг. ввел преподавание и изучение математич. логики. В ранних работах по теоретич. психологии К. испытал влияние психоанализа, бихевиоризма и особенно гештальтпсихологии ("Структура разума" - "Sielunelämän rakenne", 1923, и "Личность" - "Реrsoonallisuus", 1934). В 30-е гг. участвовал в работе Венского кружка и развивал его проблематику: принцип верификации, проблема единого языка науки, физикализм, проблема чувственных данных ("Человеческое познание. Чем оно является и чем не является" - "Inhimillinen tieto. Mitä se onja mitä se ei ole", [1939 ]; "О системе понятий действительности" - "Über das System der Wirklichkeitsbegriffe" [1936 ]; "О физикалистском понятии действительности" - "Über den physikalischen Realitätsbegriff", 1941). В логике К. работал над проблемами дедуктивнрго вывода, индукции, вероятности и диспозициональных высказываний.

В последние годы жизни К. занимался филос. вопросами естествознания, пытаясь на основе холистского принципа целостности "унифицировать" физику, биологию и психологию. В 1-й части планируемой 3-томной работы "Terminalkausalität als Grundlage eines unitarischen Naturbegriffs" (Tl 1, 1956) он успел рассмотреть лишь филос. аспекты атомной физики. В этой работе К. предложил свою теорию причинности, к-рая, в противоположность строгой (наподобие лапласовской), включает в себя нек-рые элементы вероятности. В примерах с монетой и стационарным состоянием атомов эта причинность схожа с нек-рого рода статистич. закономерностями, в к-рых остается неопределенным ряд ненулевых вероятностей.

Социально-политич. взгляды К. носили реакционный, антимарксистский характер. К. считал, что объяснение всех обществ. явлений может дать только психология, изучение психики отд. личностей.

Соч.: Sielunelämä biologisena ilmiönä, Hels., 1920; Der Satz vom Ausgleich des Zufalls und das Kausalprinzip, Turku [Åbo ], 1924; Die Prinzipien der Wahrscheinlichkeitslogik, Turku [Åbo ], 1926; Nykyinen maailmankäsitys, Hels., 1929; Der logistische Neupositivismus, Turku, 1930; Syvähenkinen elämä, [Hels. ], 1943.

Лит.: Kraft V., Der Wiener Kreis, W., 1950; Wright G. Η. von, Ε. Kaila, "Theoria", 1958, v. 24, pt 3, p. 137-38; Lehtovaara Α., Eino Sakari Kaila, "Sitzungsberichte der Finnischen Akademie der Wissenschaften 1959", Hels., 1960.

И. Добронравов. Москва.

КАЛАМ

КАЛАМ (араб., букв. - слово, речь) - мусульм. схоластич. богословие, спекулятивная догматика. Возник во 2-й пол. 8 в. в среде мутазилитов. Однако основоположником К. считается Ашари, живший в конце 9 - нач. 10 вв. Представители К. - мусульм. богословы мутакаллимы - разрабатывали в своих соч. нек-рые вопросы онтологии, исходя из осн. догмата ислама - единства бога-аллаха. Предметами умозрит. рассуждений и схоластич. хитросплетений мутакаллимов являлись также догматы об атрибутах аллаха, об отношении аллаха к миру и человеку, о предопределении, о несотворенном Коране, якобы содержащем божеств. откровение, о сотворении мира и о конце мира, о страшном суде, о посланничестве пророка Мухаммеда и т.п. Развитие К. завершилось в соч. мутакаллима Бакыллани (ум. 1013). От мутазилитов К. воспринял своеобразную атомистич. систему, имевшую только нек-рое внешнее сходство с филос. системой Демокрита. См. лит. к ст. Ислам.

Е. Беляев. Москва.

КАЛАНДАРИШВИЛИ

Григорий Матвеевич [p. 7(20) марта 1904 ] - сов. философ, д-р филос. наук (с 1962). Член КПСС с 1957. Окончил Тбилисский ун-т (1931) и аспирантуру моск. ИФЛИ (1935). Преподавательскую работу по философии вел в 1940-1960. Зав. отделом логики Ин-та философии АН Груз. ССР (с 1960). Разрабатывает проблемы диалектич. логики, истории логики нового времени.

Соч.: Очерки по истории логики в Грузии Тб., 1952, 2 изд., 1955; О соотношении диалектической логики и логики формальной, "Труды Дальневост. Политехнич. ин-та", 1959, т. 53, вып. 3; В. И. Ленин о "Науке Логики" Гегеля, совм. с И. К. Тавадзе, Тб., 1959; Диалектическая логика об отражении в мышлении объективных противоречий, Тб., 1961 (автореферат докт. дисс.).

КАЛИНИН

Статья большая, находится на отдельной странице.

КАЛИНОВСКИЙ

Константин Семенович (Викентий, Кастусь) (21 янв. 1838 - 10 марта 1864) - белорус. революционер-демократ и мыслитель. Род. в семье мелкопоместного дворянина Гродненской губ. Учился в Московском (с 1855) и Петербургском (с 1856) ун-тах на юридич, фак-те (окончил в 1860). В нач. 1861 возвратился в Белоруссию, где совм. с В. Врублевским создал революционную организацию, издавал (в Белостоке) нелегальную революц.-демократич. газ. "Мужыцкая праўда" (1862-63). Один из руководителей восстания крестьян в Белоруссии и Литве 1863. Выданный предателем, был повешен в Вильно.

Последователь рус. революционных демократов, К. выступал за свержение самодержавия, уничтожение крепостничества и установление нового строя, где вся земля, будет принадлежать крестьянам, не станет сословного и имуществ. неравенства, а все обществ. дела будет решать сам трудовой народ через "сходки людей выборных". К. считал, что только народная революция может избавить трудящихся от порабощения. Подчеркивая роль крестьянского движения в освободительной борьбе, он идеализировал результаты ожидаемой победы. К. пропагандировал идею дружбы народов, признавал их право на самостоятельное существование, разделяя идею Герцена о создании федерации свободных слав. народов.

Во взглядах К. имелись атеистич. элементы. Так, идя на смертную казнь, К. отказался принять напутствие в "потусторонний" мир. В "Мужыцкой праўде" К. писал: "Если бог создал всех людей вольными и всем дал одинаковую душу, так откуда же это взялось, что один излишествует и над людьми издевается, а другой - бедный, служит панщину или оброк в казну платит" (1862, No 2).

Классовая и историч. ограниченность К. проявилась в идеализации им прошлого феод. Польши, в переоценке демократич. тенденций восстания 1863 и ряде др. вопросов.

Лит.: Очерки по истории философской и общественно-политической мысли народов СССР, т. 2, М., 1956, с. 656-61; История философии, т. 2, М., 1957, с. 404-406; Лушчыцкi I., Нарысы на гiсторыi грамадска-палтычнай фiласофскай думкi ў Беларусi ў другой палавiне XIX веку, Miнск, 1958, гл. 3, с. 171-255; его же, Соцыяльна-палiтычныя погляды Кастуся Калiноўскага, "Полымя", 1949, No 8; Смирнов А. Ф., Калиновский - борец и мыслитель, "Вопр. философии", 1951, No 2; его же, Кастусь Калиновский, М., 1959; его же, Кастусь Калi ноўск i у паўстанн i 1863 года, Mi нск, 1959.

И. Лущицкий. Минск.

КАЛКИНС

КА́ЛКИНС (Calkins), Мэри Уитон (30 марта 1863 - 1930) - амер. философ, представитель персонализма. Проф. философии и психологии (с 1897) Уэлсли-колледжа, с к-рым она связана с 1889. Свою философию К. называет "абсолютным персонализмом". Гл. тезис ее кредо: "Вселенная является всевключающим Я, подлинными и идентичными частями или членами которого являются все меньшие Я". Следуя за Ройсом, К. рассматривает существование с т. зр. целесообразности, утверждая, что все существующее есть реализация к.-н. идеи, и об этом знаем либо мы, либо сознание, включающее наше собственное сознание. Быть - значит быть в чьем-либо сознании. Философия К. - пример связи идеализма с религией.

Соч.: An essay analytic and experimental, Ν. Υ., 4 ed., 1917; An introduction to psychology, N. Y., 1901; The good man and the good, Ν. Υ., 1918; The persistent problems of philosophy, 5 ed., N. Y., 1929.

Лит:. Коэн M. Р., Американская мысль, M., 1958, с. 306.

П. Зыков. Москва.

КАЛЛИКЛ

КАЛЛИКЛ (Καλλικλῆς) - др.-греч. философ конца 5 в. до н.э., один из позднейших софистов, ученик Горгия, изображенный в диалоге Платона "Горгий" и проповедовавший крайние и самые радикальные выводы из учения софистов. Никаких соч. К. до нас не дошло. Если уже Гиппий противопоставлял "природу" и человеческое "установление", то К. считал, что по природе право принадлежит сильному, к-рый и устанавливал это право только для собств. пользы. Законы существуют, т.о., только для слабых, а сильные руководствуются эгоизмом. Кроме того, сила и разум этих от природы сильных людей заключается еще и в полной свободе собств. желаний и страстей. Т.о., согласно Платону, К. принадлежит своеобразная антич. теория сверхчеловека, развитая с позиций софистики. В указанном диалоге Платон устами Сократа критикует это софистич. учение с т. зр. абс. добра и справедливости (см. Plat. Gorg. 481 С - 492 D, 513 D - 527 Ε). В лит-ре (см. Е. Zelle, Die Philosophie der Griechen, Tl 1, H. 2, Lpz., 1920, S. 1329-330; Ueberweg-Prechter, Die Philosophie des Altertums, В., 1926, S. 127) высказывалась мысль о вымышленности образа К. у Платона. Вопрос этот в науке еще не решен.

Лит.: Целлер Э., Очерк истории греч. философии, [пер. с нем.), М., 1912; Kriegbaum S., Der Ursprung der von Kallikles in Piatons Gorgias vertretenen Anschauungen, Paderborn, 1913; Menzel Α., Kallikles, W., 1922.

А. Лосев. Москва.

КАЛЛИМАХ

КАЛЛИМА́Х [наст. имя - Филиппо Б у о н а к к о р с и (Filipo Buonaccorsi) ] (2 мая 1437 или 11 мая 1438 - 1 ноября 1496) - итал. гуманист, сыгравший значит. роль в развитии культуры польского Возрождения. Род. в Сан-Джиминьяно около Флоренции.

Талантливый поэт, виднейшая фигура неоэпикурейской Римской академии. Обвиненный в организации заговора против папы, вынужден был в 1468 бежать из Рима. После двухлетних скитаний прибыл в Польшу, где получил приют у польского гуманиста Гжегожа из Санока. К. находился при дворе польского короля Казимежа Ягеллона в качестве воспитателя, а затем дипломата. Как дипломат К. боролся за независимость польской политики от папского престола, за выселение крестоносцев из Пруссии; был сторонником централизованной власти ("Советы Каллимаха королю Яну Ольбрахту" - "Consilium Callimachi...").

Согласно К., к изучению мира необходимо подходить "не теологически, а с точки зрения натуралиста". В одном из писем к М. Фичино К. критиковал неоплатонизм с материалистич. позиций. Рассматривая делаемое неоплатониками различие между бытием нематериальным (incorporea) и бытием телесным (соrроrеа), К. говорил, что невозможно понять, каким образом две субстанции, имеющие различную природу и различные свойства, могут занимать одно и то же место и указывал на противоречие между утверждением, что душа находится в теле и, следовательно в пространстве, и утверждением, что душа есть бытие нематериальное, не занимающее места в пространстве. В предисловии к "Соннику" Леона из Тосканы К. выдвигал мысль о том, что мышление является функцией тела наравне со способностью видеть и слышать. К. сочувственно относился к учению Эпикура. Деятельность К. оказала значит. влияние на формирование польского гуманизма.

Соч.: Attila, Tarvisii, 1489; O Królu Władysławie czyli о klęsce WarneńskieJ, Warsz., 1854; Vita et mores Gregorii Sanocei Archiepiscopi Leopolensis, Cracovia, 1900; в рус. пер.: Жизнь и правы Гжегоша из Санока..., в сб.: Польские мыслители эпохи Возрождения. М.. 1960.

Лит.: История Польши, т. 1, М., 1954, с. 133, 136, 187; Гуковский М. А., Итальянский вольнодумец XV в. Филиппо Буонаккорзи (Каллимах), в кн.: Ежегодник музея истории религии и атеизма, [т. ] 3, М.-Л., 1959, с. 62-67; Кieszkоwski В., Kallimach w filozofji Renesansu, "Sprawozdania Polskiej Akad. Umiejęt", 1936, t. 41, No 2; Skoczek J., Legenda Kallimacha w Polsce, Lw., 1939; Kumaniecki K., Twórczość poetycka Filipa Kallimacha, Warsz., 1953; Sobociński W., Problematyka polityczno-prawna w twórczosci Kallimacha, в кн.: Studia i materiały z dziejów nauki polskiej, Warsz., 1954; Nowicki Α., Grzegorz z Sanoka i Filip Kallimach, в кн.: Z dziejów polskiej myśli filozoficznej i społecznej, t. 1, Warsz., 1956.

А. Новицкий. ПНР.

КАЛОДЖЕРО

КАЛОДЖЕ́РО (Calogero), Гвидо (р. 1904) - итал. философ-идеалист, представитель т.н. "левых" джентилианцев. Проф. Римского ун-та. Будучи учеником Джентиле, К. весьма критически относится к своему учителю, однако субъективистские тенденции в значит. мере сохраняются в его своеобразной скептич. релятивистской концепции. Философия, по мнению К., должна заниматься только частными, конкретными проблемами. "Чистая" и вообще теоретич. философия невозможна. Возможна лишь философия действия, практики, не в прагматистском смысле, а как "абсолютный морализм". К. отрицает классич. логику с ее абстрактным формализмом. Каждое высказывание, по К., содержит в себе собств. логику, являющуюся логикой практики, к к-рой приспосабливается мысль. К. отвергает гносеологию. Если в 18 в., говорит он, "умерла метафизика, в 20 в. умирает гносеология" ("La conclusione della filosofia del conoscenza", 1938, p. 215). Согласно К., существует единственная окончат. истина - утверждение о невозможности какой бы то ни было окончат. истины; поэтому необходим постоянный "диалог" между различными направлениями мысли; стремясь убедить других, нужно отчетливо сознавать, что высказываемые мысли имеют частный и относит. характер.

Соч.: Etica, giuridica, politica, Torino, 1946; Lezioni di filosotia, v. 3, [Torino ], 1947; Logica, gnoseologia, ontologia. Torino, 1948; Logo e dialogo, Mil., 1950; La scuola dell'uomo, Firenze, nuova ed., 1956.

Лит.: Сrосе В., Conversazioni critiche, ser. V, Bari, 1935; Sсiассa M. F., Il secolo XX, Mil., 1947; Visalberghi Α., La filosofia della presenza di G. Calogero, "Riv. filos.", 1948, luglio.-sett.; Sсоleri D., Moralisti italiani del nostro tempo, Regglo di Calabria, 1950; Garin E., Cronache di filosofia italiana. 1900-1943, Bari, 1955.

С. Эфиров. Москва.

КАЛОКАГАТИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КАЛЬВИН

КАЛЬВИН (Calvin), Жан (10 июля 1509 - 27 мая 1564) - основатель кальвинизма, один из наиболее крупных деятелей Реформации. Род. в г. Нуайон (Франция). С 1523 учился на юридич. фак-те в Орлеане и Париже. В 1531 К. написал свой первый труд, в к-ром получили отражение идеи, почерпнутые им в общении с гуманистами, сказалось сильное влияние Эразма Роттердамского и Лютера.

Осенью 1533 К. отрекся от католич. церкви и создал первую общину последователей своих реформаторских идей. Однако вскоре он подвергся преследованию и в 1534 покинул родину. В 1536 в Базеле К. опубликовал гл. свое соч. "Наставления в христианской вере", в к-ром дал систематич. изложение нового вероучения, основанного на признании абс. предопределения, к-рое Энгельс характеризовал как религ. выражение интересов "...самой смелой части тогдашней буржуазии" (Маркс К. и Энгельс Ф., Избр. произв., т. 2, 1955, с. 94).

Попав в 1536 в Женеву, К. стал во главе реформац. движения и вскоре начал энергично проводить в жизнь свои идеи, требуя строгого соблюдения религ.-нравств. установлений, к-рым он придал характер гос. закона. К. упразднил пышный католич. культ, ввел строгую регламентацию обществ. и личной жизни - развлечений, одежды, пищи и т.д., требовал обязат. посещения церк. службы. Им были разработаны "Церковные установления", ставшие основой кальвинистской церкви. К. ожесточенно преследовал инакомыслящих - гуманистов (Кастеллио), прежних своих единомышленников, несогласных с его режимом (Пьер Амо, Ами Перрен и др.). С особой беспощадностью, не уступая в жестокости самой инквизиции, он обрушился на вольномыслящих (казнь Ж. Грюэ в 1547, сожжение М. Сервета в 1553).

Соч.: Opera selecta, Bd 1-5, Münch., 1926-36; Unterricht in der christlichen Religion, Neukirchen, 1955.

Лит.: Энгельс Ф., Развитие социализма от утопии к науке. Введение к английскому изданию, в кн.: Maркс К. и Энгельс Ф., Избр. произв., т. 2, M., 1955; его же, Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии, там же; Виппep Р. Ю., Влияние Кальвина и кальвинизма на политические учения и движения XVI века. Церковь и государство в Женеве XVI века в эпоху кальвинизма, М., 1894; Wendel Р., Calvin. Sources et évolution de sa pensée religieuse, [Stras. ], 1950;МcNeill J. T., The history and character of calvinism, N. Y., 1954.

Б. Рамм. Ленинград.

КАЛЬВИНИЗМ

КАЛЬВИНИЗМ - протестантское вероучение, основателем к-рого был Кальвин, возникшее в 16 в. в результате Реформации. К. отвечал требованиям нарождающейся буржуазии и явился религ. выражением ее интересов. Основу богословия Кальвина составляло учение об "абсолютном предопределении", согласно к-рому бог еще до "сотворения мира" предопределил одних людей к "спасению", других к "погибели", и этот приговор бога абсолютно неизменен. Однако учение об "абсолютном предопределении" не имело фаталистич. характера. Согласно К., каждая профессия - "божье предначертание", и предизбранность отд. человека к спасению выражается в успешном осуществлении этого призвания. В К., т.о., получили религ. оправдание бурж. накопление и бурж. деятельность вообще. К., как идеология буржуазии, оправдывал ростовщич. проценты и считал, что рабство вполне допустимо с религиозной точки зрения. Учение Кальвина обосновывало принципы т.н. мирского аскетизма, к-рый выражался в простоте жизни и скопидомстве, в уничтожении многочисленных католических праздников, и "... весь секрет которого состоит в буржуазной б е р е ж л и в о с т и" (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7, с. 378).

К. явился религ. оболочкой для выступления буржуазии в двух ранних бурж. революциях - нидерландской 16 в. и английской 17 в. "В кальвинизме нашло себе готовую боевую теорию второе крупное восстание буржуазии. Это восстание произошло в Англии" (Энгельс Φ., Развитие социализма от утопии к науке, 1953, с. 17).

К. являлся орудием борьбы не только с католич. церковью, освящавшей феод. отношения, но и с нар. движениями. В отличие от народных "еретических" учений, отрицавших "необходимость" церкви, К. проповедовал, что "спасение" возможно исключительно через церковь, но не католическую, а кальвинистскую; всем верующим вменялось в строжайшую обязанность исполнение всех ее предписаний. К. требовал жесточайшего истребления "еретиков", нисколько не уступая в этом католицизму. Как догматика, так и церк. организация К. с самого начала были враждебны нар. массам. К. имеет широкое распространение в совр. Англии и США. Гл. идеи К. являются основой догматики многочисл. протестантских сект США.

Лит.: Энгельс Ф., Крестьянская война в Германии, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7; его же, Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии, там же, т. 21; Виппер Р. Ю., Влияние Кальвина и кальвинизма на политические учения и движения XVI века. Церковь и государство в Женеве XVI века в эпоху кальвинизма, М., 1894; Капелюш Ф. Д., Религия раннего капитализма, М., 1931.

КАЛЬВО CEPЕP

КА́ЛЬВО CEPЕ́P (Calvo Serer), Рафаэль (р. 1916) - исп. философ, представитель реакц. идеологии традиционизма, ярый враг социализма и демократии. К. С. - последователь взглядов Д. Кортеса, Р. де Маэсту. Он отстаивает идею об определяющей роли католич. мировоззрения в развитии Испании. Формой исп. нац. самосознания является, по К. С., религия. Считая, что Испания призвана сыграть решающую роль в спасении христ. цивилизации, К. С. утверждает, что она является для "зап. мира" образцом приверженности к католич. идеологии, служит стимулом прогресса. К. С. - идеолог крайне реакц. католич. орг-ции "Opus dei". Он выступает против атеизма, либерализма и коммунизма. Признавая в демагогич. целях противоречия франкизма, К. С. ратует за установление "социальной, народной, представительной монархии", к-рая должна по существу замаскировать диктатуру реакции. К. С. пропагандирует идеи "народного капитализма", "неоколониализма".

Соч.: España sin probleme, 3 ed., Madrid, 1957; Teoria de la restauracion, Madrid, 1952; Politica de integraciόn, Madrid, 1955.

Р. Мартинес. Москва.

КАЛЬМАР

КА́ЛЬМАР (Kalmár), Ласло (р. 27 марта 1905) - венг. логик и математик. Проф. ун-та в Сегеде, чл. АН Венг. Народной Республики (с 1961). Работает в области математич. логики, а также теории функций, функционального анализа и в др. областях математики. Работы К. в области логики посвящены в основном исследованиям проблемы разрешения для исчисления предикатов первой ступени. Еще в 1936 К. свел проблему разрешения для любых формул исчисления предикатов первой ступени к проблеме выполнимости для формул, содержащих только одну двуместную предикатную переменную. В 1948 К. доказал, что теорему Чёрча о неразрешимости проблемы разрешения для исчисления предикатов можно рассматривать как частный случай теоремы Гёделя о неполноте формальной арифметики, а в 1955 дал прямое доказательство обще-рекурсивной неразрешимости проблемы разрешения (доказательство Чёрча было косвенным: оно сводило нек-рую неразрешимую массовую проблему арифметики к проблеме разрешения для исчисления предикатов). Оговорка относительно "обще-рекурсивности" имеет гносеологич. значение, т.к. К. считает, что теоремой Чёрча доказывается не существование абсолютно неразрешимых проблем, а лишь существование проблем, неразрешимых посредством обще-рекурсивных функций.

Соч.: Zurückführung des Entscheidungsproblems auf den Fall von Formeln mit einer einzigen binären Funktionsvariablen, в кн.: Compositio Mathematica, 1936, v. 4, p. 137-44; On the reduction of the decision problem, "J. Symb. Logic", 1939, v. 4, No 1, p. 1-9, 1947, v. 12, No 3, p. 65-73, 1950, v. 15, No 3, p. 161-73; Contributions to the reduction theory of the decision problem, "Acta math. Acad. Sci. Hungaricae", 1950, t. 1, p. 64-73, 1951, t. 2, p. 19-38, 125-42; Another proof of Markov-Post theorem, там же, 1952, t. 3, p. 1-27; On unsolvable mathematical problems, в кн.: Proceedings of the Tenth International Congress of Philosophy (Amsterdam, August 11-18, 1948), Amst., 1949, p. 756-58; Eine einfache Konstruktion unentscheidbarer Sätze in formalen Systemen, "Methodos", 1950, v. 2, No 6-7, S. 220-26; Közvetlen bizonyitás az eldöntésproblémának általános rekurziv algoritmussal valό megoldhatatlanságára, в кн.: A Magyar Tudományos Akadémia III. Osztályának kozleményei, [Bdpst ], [v. ] 6, 1956, p. 125.

Лит.: Surányi J., Reduktionstheorie des Entscheidungsproblems im Prädikatenkalkül der ersten Stufe, Bdpst, 1959.

В. Донченко. Москва.

КАЛЬСИН

Федор Фомич [р. 1(14) июня 1905 ] - сов. философ, д-р филос. наук (с 1958), проф. (с 1960). Член КПСС с 1943. Окончил экономич. фак-т Ленинградского политехнич. ин-та (1930) и аспирантуру Моск. ин-та истории, философии и лит-ры (1941). Преподает философию с 1941. С 1947 работает на кафедре философии Горьковского пед. ин-та, с 1950 - зав. кафедрой. Исследует вопросы теории познания.

Соч.: Основные вопросы теории познания, Горький, 1957; О возникновении и развитии сознания, Горький. 1960.

КАМÁДА РЮО

КАМÁДА РЮО (Р ю к ю, Отори) (1754-1821) - японский философ-материалист. В молодости изучал конфуцианство, а также учение буддийской секты Дзэн. К. Р. был знаком с европ. наукой. В его соч. содержится попытка дать материалистич. решение вопросов гносеологии и онтологии. В трактате "Секрет философии" ("Ригаку хикэцу") К. Р. утверждал, что ощущение представляет источник знания людей об объективно существующем мире, являющемся единым ки (по-китайски ци), т.е. "единой материей". Ощущение, сознание, логич. построения рождаются благодаря практике (привычке). Выступал с опровержением идеализма и мистики.

Лит.: Нихон тэцугаку дзэнсю (Сборник соч. по японской философии), под ред. Сайгуса Хирото, т. 9, Токио, 1936, с. 319-49; Нарамото Тацуя, Нихон-но сисока (Японские мыслители), Токио, 1954, с. 186-98; Радуль-Затуловский Я. Б., Япония, в кн.: История философии, т. 2, М., 1957, с. 612-14.

Я. Радуль-Затуловский. Ленинград.

КАМА-СУТРА

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница