Приглашаем посетить сайт

Женщинам (woman.modnaya.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
Статьи на букву "Й"

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Й"

ЙЁРГЕНСЕН

ЙЁРГЕНСЕН (Jørgensen), Йенс Йёрген Фредерик Теодор (р. 1 апр. 1894) - дат. философ и обществ. деятель. Проф. философии Копенгагенского ун-та (с 1926), с 1950 - пред. Об-ва сотрудничества между Данией и Сов. Союзом. Й. - крупный представитель логич. эмпиризма в Скандинавии. Участвовал в Венском кружке и в создании "International encyclopedia of unified science". Теоретико-познават. концепция Й., названная им самим "эпистемологическим нейтрализмом", в целом являлась субъективно-идеалистической ("Психология на биологической основе" - "Psykologi paa biologisk grundlag", H. 1-5, 1941). Однако в последнее время Й. признает существование независимого от субъекта объективного мира, а сформулированные наукой законы природы трактует как "непосредственные копии объективных отношений между объектами" (см. указ. соч., 1955, s. 168, 169). Й. - противник диалектич. метода, однако стремится объективно разобраться в основах диалектич. материализма (см. "Land og Folk", 1955, Jan. 4, 6 и 8). Известен работами по истории и теории логики (в т.ч. и математической). Критиковал религию (см. "Er Gud en Virkelighed", 1935). В работе "Демократическое общество" ("Det demokratiske samfund...", 1946) Й. различает "узкую" и "широкую" демократию. "Узкая демократия сходна с народным управлением, осуществляемым посредством равного и всеобщего права избирать правительство, в то время как широкая демократия сходна с народным общественным порядком без классовых или сословных различий" (указ. соч., s. 4). Й. активно участвует в двишении сторонников мира; по многим общественно-политич. вопросам занимает прогрессивные позиции, к-рые нередко совпадают с позицией дат. коммунистов.

Соч.: Paul Natorp som repraesentant for den kritiske idealisme, Kbn., 1918; Filosofiens og opdragelsens grundproblemer, Kbn., 1928; Filosofiens udvikling i den nyere tid, Kbn., 1931; A treatise of formal Logic, [bd ] 1-3, Kbn., 1931; Aktuelle stridssp Ørgsmaal, Kbn., 1931; Taenkt og talt, Kbn., 1934; Filosofiske forelaesninger som indledning til videnskabelige studier, [bd ] 1-2, Kbn, 1935-39 ( [bd ] 1, 2 udg.); Traek af deduktionsteoriens udvikling in den nyere tid, Kbn., 1937; Indledning til logikken og metodelaeren, Kbn., 1942; Den logiske empirisrnes udvikling, Kbn., 1948; Sandhed - virkelighed og fysikkens methode, Munksgaard, 1956.

Лит.: Whitt-Hansen J., Some remarks on philosophy in Denmark, "Philos. and Phenomenol. Res.", 1951-52, v. 12, p. 377-91.

А. Мысливченко. Москва.

ЙОГА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЙОГАЧАРЫ

ЙОГАЧА́РЫ (виджнянавада) - последователи религ.-филос. школы в сев. буддизме (махаяне). Осн. идеи школы появляются впервые в сер. 2 в. в трактате "Сандхинирмочанасутра". Филос. система школы Й. была разработана мыслителем Асангой (4-5 вв. н.э.) в трактатах "Йогачарьябхуми", "Махаянасампариграха" и "Абхидхармасамуч-чая". Брат Асанги, философ Васубандху, систематизировал положения школы в своих соч. "Вьякхьяюкти", "Вимшика" и "Тримшика". Из среды Й. вышли виджнянавадины - последователи логики, система к-рых отличалась от "философского" направления Асанги и Васубандху и была разработана основателем буддийской логики Дигнагой (5 в. н.э.) и Дхармакирти (конец 6 в. н.э.). Буддийская логика, разработанная Дхармакирти, получила широкое распространение и породила многочисл. науч. лит-ру на тибетском и монгольском языках. В Китае философия Й. стала известной благодаря переводам Парамартхи (546 н.э.) и Сюань-чжуана (ок. 650 н.э.).

Й. утверждали примат сознания и отрицали реальность внешнего мира. Дхармы, элементы бытия, не имеют самостоят. реальности; они реальны как проявления сознания. Й. "философского" направления выдвинули учение о "сокровищнице сознания", т.е. потоке состояний сознания, своего рода субстрате сознания, на к-ром отпечатываются прошлые впечатления, весь прежний опыт индивида. Согласно учению Й., существуют три вида реальности: воображаемый, зависимый (в к-ром явления наблюдаются в их причинной связи) и истинно-сущее, абсолют - чистое сознание, имманентное проявленному миру. Как и в др. буддийских школах, средством познания абсолюта признавалось йогич. знание (см. Йога).

Лит.: Васильев В., Буддизм, его догматы, история и литература, ч. 1, СПБ, 1857; Щербатской Ф. И., Теория познания и логика по учению позднейших буддистов, ч. 1-2, СПБ, 1903-1909; Ρозенберг О. О., Введение в изучение буддизма по японским и китайским источникам, ч. 2, П., 1918; Stcherbatsky Th., Buddhist logic, v. 1-2, Leningrad, 1930-32; Wolff В., Zur Lehre vom Bewußtsein (Vijñānavāda) bei den späteren Buddhisten, Hdlb., 1930 (Diss.); Takukasu J., The Essentials of Buddhist Philosophy, Honolulu, 1947.

Ю. Рерих. Москва.

ЙОДЛЬ

ЙОДЛЬ (Jodl), Фридрих (23 авг. 1849 - 26 янв. 1914) - австр. философ, последователь фейербаховского антропологизма (см. Фейербах), к-рому он дает позитивистское истолкование. Проф. в Праге (1885), в Вене (1896). Й. критикует идеализм (особенно платонизм, кантианство и махизм) и противопоставляет ему "реализм", критически истолкованный и ориентированный "на действительность физического" (см. "Критика идеализма"- "Kritik des Idealismus", изд. посмертно 1920). Мышление, по Й., "не создает мир, а „находит"" его и копирует. Но, признавая независимое от мышления существование объективного мира, Й. считает, что в основе его заложен разум, хотя лишь как возможность, а не как действительность. Природа, по Й., - не бог, мир - не творение бога, но бог вырастает из глубочайшей основы природы, он - в человеч. сердцах, в человеч. духе, там, где есть любовь. Отсюда Й. выводил "новую религию": божественное не в природе или над ней, в небе, а в идеальном мире человечества. В этике Й. склонялся к "религии человечества", считал, что нет никаких всеобщих, неизменных или врожденных моральных норм, утверждал, что не следует искать основу морали в офиц. религии ("Geschichte der Ethik in der neueren Philosophie", Bd 1-2, 1882-89, в рус. пер. "История этики в новой философии", т. 1-2, 1896-98). Принимал участие в нек-рых движениях за бурж. реформы и в антирелиг. движении, подвергался критике со стороны клерикалов. Совместно с Болином издал соч. Фейербаха.

Соч.: Leben und Philosophie, Halle, 1872; Wissenschaft und Religion, Fr./M., 1909; Der Monismus und die Kulturprobleme der Gegenwart, Lpz., 1911; Allgemeine Ethik, Stuttg., 1918; Lehrbuch der Psychologie, Bd 1-2, 6 Aufl., Stuttg., 1924; в рус. пер.: Этика и политическая экономия, 2 изд., СПБ, 1898; Давид Юм, его жизнь и философия, М., 1901; Л. Фейербах, СПБ, 1905.

Лит.: Börner W., Fridrich Jodl. Gedankenblätter, F./M., 1914.

А. Мысливченко. Москва.

ЙОНСТОН

ЙО́НСТОН (Jonston), Ян (3 сент. 1603 - 8 июня 1675) - польский философ и врач. Род. в Шамотулах в семье англ. эмигранта. Образование получил в Коллегии в Торуни и в ун-те Сент-Андрус в Англии (1622-1625). Й. сотрудничал с чешским педагогом Я. Α. Коменским, принимал вместе с ним участие в социально-религ. движении Моравских братьев. На развитие филос. взглядов Й. сильное влияние оказали Ф. Бэкон и Я. А. Коменский. Й. был сторонником эмпирич. философии; он считал, что наука является результатом обработки разумом данных, добытых опытом. В основном своем соч. "Постоянство природы" ("Naturae Constantia", 1632) выдвинул понятие прогресса как характерную особенность развития наук и иск-ва; выступил против ортодоксальной религ. концепции хириазма о том, что мир неизбежно ухудшается. Й. указывал на необходимость в науке опыта и умозаключения. Естеств.-науч. работы Й. пантеистически трактуют природу: все мироздание наделено жизнью, а человек - это малый космос, в к-ром отражается устройство всего мира.

Лит.: История философии, т. 1, М., 1957, с. 319; Mуśliсki I., Jonston et de Spinoza, в кн.: Chronicon Spinozanum, t. 1, Hagae, 1921; eго же, Jonston i de Spinoza, Warsz., 1922; Вilikiewicz T., Jan Jonston (1603-1675). Zywot i działalność lekarska, Warsz., 1931; Ziemski S., Wstęp, в кв.: Jonston J., O stałości natury, [Warsz. ], 1960.

Предыдущая страница Следующая страница