Приглашаем посетить сайт

Средние века (svr-lit.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
Статьи на букву "К" (часть 8, "КОН"-"КОС")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "К" (часть 8, "КОН"-"КОС")

КОНТРАДИКТОРНОЕ ОТНОШЕНИЕ

КОНТРАДИКТОРНОЕ ОТНОШЕ́НИЕ (от лат. contradictorius - противоречащий), отношение противоречия, - одно из отношений, рассматриваемых в традиционной формальной логике. Различают К. о. между суждениями и К. о. между понятиями; суждения и понятия, находящиеся в К. о., наз. контрадикторными, или противоречащими, или контрадикторно-противоположными. Понятие о К. о. восходит к Аристотелю. К. о. между суждениями состоит в том, что суждения, находящиеся в этом отношении, подчиняются противоречия закону, в силу чего они не могут быть оба истинными, и принципу исключенного третьего, в силу чего одно из них истинно; т.о., из двух контрадикторных суждений одно и только одно истинно; из истинности одного следует ложность другого и из ложности одного - истинность другого. К. о. имеет место между суждением и отрицанием этого суждения, напр. "Это дерево плодовое" и "Неверно, что это дерево плодовое". Частным случаем К. о. является отношение между двумя суждениями субъектно-предикатного строения (в смысле традиционной логики), имеющими одинаковые субъекты и одинаковые предикаты, но различающимися по количеству и качеству (см. Суждение), т.е. между общеутвердительным (Все S суть Р) и частноотрицательным (Нек-рые S не суть Р) суждениями (напр., "Все деревья в этом саду плодовые" и "Нек-рые деревья в этом саду не плодовые"), а также между общеотрицательным (Ни одно S не есть Р) и частно-утвердительным (Нек-рые S суть Р) суждениями (напр., "В этом саду нет плодовых деревьев" и "Нек-рые деревья в этом саду плодовые"). Другим случаем К. о. является отношение между двумя единичными суждениями с одинаковыми субъектом и предикатом, из к-рых одно является утвердительным, а другое - отрицательным (напр., "Это дерево плодовое" и "Это дерево не плодовое").

К. о. между понятиями имеет место в том случае, когда одно из них является положительным, т.е. таким, что предметы, входящие в объем понятия, мыслятся обладающими определенным свойством, а другое - отрицательным, т.е. таким, что предметы, входящие в объем данного понятия, мыслятся не обладающими тем же свойством. Понятия, находящиеся в К. о., несовместимы: пересечение их объемов пусто; объединение их объемов совпадает с объемом того родового понятия, к-рому они соподчинены: каждый предмет из объема родового понятия входит либо в объем одного, либо в объем другого противоречащего понятия. Напр., объединение объемов понятий "человек, имеющий высшее образование" и "человек, не имеющий высшего образования" совпадает с объемом родового понятия "человек".

Лит.: Аристотель, Аналитики первая и вторая, пер. с греч., [Л. ], 1952, Первая аналитика; Mинто В., Дедуктивная и индуктивная логика, пер. с англ., 6 изд., М., 1909, гл. 2; Асмус В. Ф., Логика, М., 1947, гл. 3 и 8; Логика, М., 1956, гл. 2.

Б. Бирюков. Москва.

КОНТРАПОЗИЦИИ ЗАКОН

КОНТРАПОЗИЦИИ ЗАКОН - закон логики, гласящий, что если из нек-рого суждения А следует суждение В, то из отрицания суждения В следует отрицание суждения А. К. з. можно также сформулировать в виде правила для условных суждений: из истинности суждения "Если А, то В" следует истинность суждения "Если не -В, то не -А". К. з. называют также формулы в логических исчислениях, являющиеся аналогом содержат. К. з. Таковы, напр., формулы:

КОНТРАПОЗИЦИИ ЗАКОН

где А и В - переменные для высказываний, А( ) и В( ) - переменные для предикатов, x - предметная переменная, a ⊃, и (∀) - соответственно знаки импликации, отрицания и квантора общности.

Лит.: Тарский Α., Введение в логику и методологию дедуктивных наук, М., 1948, гл. 2.

КОНТРАПОЗИЦИЯ

КОНТРАПОЗИЦИЯ (позднелат. contrapositio - противопоставление, от лат. contra - против и роsitio положение) - особый вид умозаключений из категорической или условной посылки. О К. категорич. суждения см. Противопоставление, о К. условного суждения см. Контрапозиции закон.

Лит.: Ziehen Th., Lehrbuch der Logik..., Bonn, 1920, S. 718-20.

КОНТРАРНОЕ ОТНОШЕНИЕ

КОНТРА́РНОЕ ОТНОШЕ́НИЕ (от лат. contrarius - противоположный) (о т н о ш е н и е противности, отношение противо- положности) - одно из отношений, рассматриваемых в традиц. формальной логике; суждения (а также понятия), находящиеся в К. о., наз. контрарными, или противными, или противоположными, или контрарно-противоположными, или диаметрально противоположными. Понятие о К. о. восходит к Аристотелю.

К. о. между суждениями состоит в том, что два контрарные суждения не могут быть оба истинными, но, вообще говоря, могут быть оба ложными. К. о. имеет место между двумя суждениями субъектно-предикатного строения (в смысле традиционной логики), имеющими одинаковые субъекты и одинаковые предикаты, если одно из них общеутвердительное (Все S суть Р), а другое общеотрицательное (Ни одно S не есть Р) [напр., (1) "Все деревья в этом саду плодовые" и (2) "В этом саду нет плодовых деревьев" ], а также, если одно суждение общее (утвердительное или отрицательное), а другое определенное частное суждение, т.е. такое, в к-ром высказывание относится к нек-рым и только нек-рым предметам класса, мыслимого в субъекте суждения (Только нек-рые S суть Р. Только нек-рые S не суть Р) [напр., (1) и (3) "Только нек-рые деревья в этом саду плодовые" ]. Наличие К. о. между двумя суждениями является основанием для умозаключения от истинности одного из них к ложности другого; т.о., контрарные суждения опровергают друг друга. Но опровержение данного суждения с помощью контрарного ему суждения таит в себе ту опасность, что при ложности опровергаемого суждения ложным может оказаться и опровергающее. Этой опасности не подвержено опровержение с помощью контрадикторного суждения (см. Контрадикторное отношение), к-рое не может быть ложно, если ложно опровергаемое. Для опровержения суждения (1) достаточно доказать, что "в этом саду есть неплодовое дерево". См. также Логический квадрат.

К. о. между понятиями наз. отношение между такими двумя несовместимыми понятиями (подчиненными нек-рому общему для них родовому понятию), содержание к-рых (в к.-л. определ. смысле) противоположно друг другу; пример: "храбрость" и "трусость" (подчиняющее понятие - "черты характера"). См. Понятие.

Лит. см. при ст. Контрадикторное отношение.

Б. Бирюков. Москва.

КОНТРФАКТИЧЕСКИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОНФЛИКТ

КОНФЛИКТ (от лат. conflictus - столкновение) - 1) В широком смысле - предельный случай обострения противоречия. 2) В более узком, специфич. смысле употребляется в иск-ве; К. драматический - форма отражения противоречий в иск-ве, проявляющаяся в столкновении и борьбе противоположных идей, стремлений, поступков людей. Форма К. во многом зависит от особенностей того или иного вида или жанра иск-ва. Наиболее благоприятной формой для развития художеств. К. является в драматич. иск-ве трагедия, а в лит-ре - роман. В реалистич. иск-ве К. отличается глубиной и значительностью идейного и социального содержания, совершенной художеств. формой. См. Антагонизм, Антагонистические противоречия, Единство и борьба противоположностей, Противоречие, Трагическое.

КОНФУЦИАНСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОНФУЦИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОНЦЕПТУАЛИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОНЦЕПЦИЯ

КОНЦЕПЦИЯ (от лат. conceptio - понимание, система) - определ. способ понимания, трактовки к.-л. предмета; осн. точка зрения на предмет; руководящая идея для его систематич. освещения. Термин "К." употребляется также для обозначения ведущего замысла, конструктивного принципа в науч., художеств., технич., политич. и др. видах деятельности человека.

КОНЪЮНКТИВНОЕ СУЖДЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОНЪЮНКЦИЯ

КОНЪЮНКЦИЯ (от лат. conjunctio - союз, связь) - операция логики, отражающая употребление союза "и" в содержат. логич. выводах; заключается в образовании из двух к.-л. высказываний (или форм высказываний) А и В такого сложного высказывания (формы высказываний) (обозначаемого обычно А&В или А·В, что читается "А и В"), к-рое истинно лишь тогда, когда истинны оба высказывания А и B (К. часто наз. и то высказывание, к-рое получается в результате применения операции К.). К. не совпадает полностью с употреблением логич. союза "и" в естеств. языке, т.к. не предполагает связи по смыслу между выражениями, связываемыми знаком К. Операция К. обычно вводится в рамках того или иного исчисления. Подробнее см. Конъюнктивное суждение; см. также Коммутативность, Алгебра логики, Логика высказываний.

Лит.: Тарский Α., Введение в логику и методологию дедуктивных наук, пер. с англ., М., 1948, гл. 2, § 7; Градштейн И. С., Прямая и обратная теоремы, 3 изд., М., 1959, с. 14-15; Чёрч Α., Введение в матем. логику, пер. с англ., [т. ] 1, М., 1960, § 05 и с. 402.

КОНЬО

КОНЬО (Cogniot), Жорж (р. 15 дек. 1901) - франц. философ-марксист. Род. в Монтиньи; был преподавателем в лицеях Эврё, Дижона, Сен-Кантена и Парижа, ген. секретарем Рабочего ун-та (1934) - высшей школы парт. кадров Франц. коммунистич. партии; неоднократно избирался депутатом Нац. собрания Франции; активный участник Движения Сопротивления; гл. редактор газ. "Humanité" (1944-49); кандидат в члены (с 1936) и член ЦК (с 1937) ФКП; член руководящего комитета журн. "La Pensée".

Подвергая критике тезис правых социалистов об "устарелости" марксизма, К. доказывает жизненность марксистского учения в совр. условиях ("Актуальность „Капитала"" - "Actualité „du Capital"", 1948). В полемике с экзистенциализмом К. отстаивает положение о существовании объективных законов развития природы и общества. Выступая против попыток ограничить диалектику сферой мышления, К. показывает, что диалектика имеет универсальный характер ("„Диалектика природы". Гениальный труд Φ. Энгельса" - "„La dialectique de la nature". Une oeuvre géniale de F. Engels", 1953). К. резко полемизирует против всякого рода "критиков марксизма": феноменолога Мерло-Понти (статья "Выводы" - "Conclusions", в кн.: "Злоключения антимарксизма. Несчастья Мерло-Понти" - "Mésaventures de l'antimarxisme. Les malheurs de M. Merleau-Ponty", 1956), католич. теоретиков ("Диалектика, извращенная преподобным отцом Шамбром" - "La dialectique défigurée par le R. P. Chambre", в сб.: "Марксисты отвечают своим католич. критикам" - "Les marxistes répondent à leurs critiques catholiques", 1957, рус. пер. - 1958). К. подвергает критике бурж. национализм и космополитизм ("Реальность нации" - "Réalité de la nation", 1950). Доказывая превосходство социалистич. системы над капиталистической, К. разоблачает клеветнич. измышления бурж. идеологов о Сов. Союзе ("Знакомство с Советским Союзом" - "Connaissance de l'Union Soviétique", 1956, рус. пер. - 1959). В борьбе с наступлением клерикальной реакции К. защищает светскую систему образования, раскрывая несовместимость религ. суеверий с науч. знанием. ("Религия и наука" - "La religion et la science", 1960). Историко-филос. работы К. посвящены исследованию материалистич. линии в антич. философии ("Лукреций, его труд и его философия" - "Lucrèce, son oeuvre et sa philosophie", в кн.: Лукреций, О природе вещей - Lucrèce T. L. С., De la nature des choses, 1954), борьбе с бурж.-идеалистич. фальсификацией истории франц. философии ("Декарт и наше время" - "Descartes et notre temps", 1950, рус. пер. в сб.: "Франц. коммунисты в борьбе за прогрессивную идеологию", 1953).

Соч.: De l'enthousiasme à la conscience enchainée. La question scolaire en 1848 et la loi Falloux, P., 1948; Proudhon et la démagogie bonapartiste, P., 1958; Le parti communiste - instrument décisif de la classe ouvrière dans sa lutte pour le pain, pour la paix, pour le socialisme, P., 1958; Pour l'union dans la bataille laïque, P., 1959; Que est ce que le communisme?, P., 1960; в рус. пер. - Нар. фронт во Франции, М., 1937 (совм. с М. Торезом).

В. Кузнецов. Москва.

КООПЕРАТИВНЫЙ ПЛАН В. И. ЛЕНИНА

Статья большая, находится на отдельной странице.

КООРТ

Альфред Юрьевич [16(29) мая 1901 - 28 сент. 1956 ] - сов. философ, акад. АН Эст. ССР (с 1946). Защитил в 1934 докторскую дисс. "Исследование о логике понятия типа" ("Beiträge zur Logik des Typusbegriffs", опубл. в "Acta et Commentationes Universitatis Tartuensis. B. Humaniora", 1936, [v. ] 38, No 4, 1938, [v. ] 39, No 1). Проф. Тартуского ун-та (с 1935). Работы К. "Введение в философию" ("Sissejuhatus filosoofiasse", 1938) и "Вопросы совр. философии" ("Kaasaegset filosoofiat", 1, 1938) носили идеалистич. характер. Изучение марксизма привело К. в конце 30 - нач. 40-х гг. на позиции диалектич. материализма (см. статью К. о труде Ленина "Материализм и эмпириокритицизм" - V. I. Lenini teos "Materialism ja empiriokrititsism", в журн. "Nõukogude Kõrgem Kool", 1941, No 2). В 1944-51 К. - ректор Тартуского ун-та. В последние годы жизни - проф. Таллинского педагогич. ин-та.

Соч.: Hegeli dialektika, "Akadeemia", 1937, No 6, 7; Kasuaalsusprintsiip ja moodne loodusteadus, "Looming", 1938, No 2; Fenomenoloogiline filosoofia, там же, No 6; Pragmatism ameeriklaste maailmavaade, "Akadeemia", 1939, No 3, 4; Kultuur je neuroos, там же, 1940, No 2; Ühest pedagoogilisest poeemist, "Viisnurk", 1940. No 2. 1938,

КОПЕРНИК

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОПЛEНИГ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОПНИН

Павел Васильевич (р. 27 янв. 1922) - сов. философ, д-р филос. наук (с 1957), профессор (с 1958). Член КПСС с 1943. Окончил филос. фак-т Моск. ун-та (1944), филос. аспирантуру Моск. гор. пед. ин-та (1947). В 1947-55 - зав. кафедрой философии Томского ун-та, в 1955-58 - работал в АН СССР (с 1958 - на Украине). Директор Ин-та философии АН УССР (с 1962). Член редколлегии журн. "Вопр. философии" (с 1963) и "Филос. энциклопедии" (с 1961), один из авторов учебника "Основы марксистской философии". Науч. исследования ведет в области диалектич. материализма, особенно по проблемам гносеологии и диалектич. логики, методологии отд. областей естествознания, в частности медицины, а также истории логики.

Соч.: О существе и структуре суждения, Уч. зап. Томского ун-та, No 12, 1949; О логич. воззрениях Н. А. Васильева, Тр. Томского ун-та. Серия истор.-филологич., т. 112, 1950; Основные вопросы теории диагноза (в соавторстве с И. Н. Осиповым), М., 1951; 2 изд., Томск, 1962; Эксперимент и его роль в познании, "Вопр. философии", 1955, No 4; О некоторых вопросах теории умозаключения, в сб.: Вопросы логики, М., 1955; Формы мышления и их взаимосвязь, "Вопр. философии", 1956, No 3; Категории материалистич. диалектики, М., 1956, гл. 9; Природа суждения и формы выражения его в языке, в сб.: Мышление и язык, М., 1957; Диалектика форм мышления в философии Гегеля, "Вопр. философии", 1957, No 4; Диалектика и противоречия в мышлении, там же, 1958, No 7; Thought and action, в кн.: Proceedings of the thirty-second Indian philosophical Congress, Kashmir, 1957; Диалектика и логика, "Философска Мисъл", 1959, No 5; Категории как выражение элементов диалектики, в сб.: Вопросы диалектич. материализма, М., 1960; Марксистская философия как метод научного познания, "Вопр. философии", 1960, No 5; Понятие мышления и кибернетика, "Вопр. философии", 1961, No 2; Диалектика как логика, К., 1961; Гипотеза и познание действительности, К., 1962; Изменение предмета и содержания логики в процессе ее историч. развития, в сб.: Проблемы методологии и логики наук (Уч. зап. Томского ун-та, No 41), Томск, 1962; Probleme der Erkenntnistheorie und der dialektischen Logik, "Wiss. Z. Humboldt-Univ.". Gesellschafts- und Sprachwiss. Reihe, 1962, Jg. ll, H. 3; Диалектич. логика и науч. исследование, "Вопр. философии", 1962, No 10; Рассудок и разум и их функции в познании, там же, 1963, No 4; О некоторых особенностях ленинского метода критики идеалистич. филос. концепций, в сб.: Против совр. бурж. философии, М., 1963; Идея как форма мышления, К., 1963.

КОПУЛЯТИВНОЕ СУЖДЕНИЕ

КОПУЛЯТИВНОЕ СУЖДЕ́НИЕ (от лат. сорulatio - соединение, связь) - см. Конъюнктивное суждение.

КОРЕЙСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОРИДАЛЕС

КОРИДА́ЛЕС (Κορυδαλλεύς, Korydalleus), Теофил (р. ок. 1560 - ум. ок. 1646) - представитель греч. Ренессанса, церк. деятель, предшественник новогреч. просвещения.

Филос. и мед. образование получил в Падуе и Риме. Затем в течение мн. лет управлял Патриаршей академией, ставшей центром высшего образования в Греции. Первым из греч. мыслителей выступил против схоластики и обратился к подлинным текстам Аристотеля. Им были написаны "Риторика", "Логика", "Физика" и др. соч., подробно комментирующие соч. Аристотеля и обрабатывающие нек-рые его идеи в материалистич. направлении. За свои филос. взгляды К. был осужден церковью и лишен сана.

К. сосредоточил внимание на систематич. изучении философии, включающей исследование природы. Он считал, что природа управляется своими законами, каждое явление детерминировано производящими, а не конечными причинами. Бог не вмешивается в действия природы. Опираясь на идеи Аристотеля, К. отвергал христ. взгляд на создание мира из ничего, считая материю вечной. В то же время К. частично модифицировал учение Аристотеля, отвергая конечные причины и утверждая, что материя - активна прежде, чем принимает форму или лишается ее. К. подчеркивал значение опыта в процессе познания. Он признавал автономию разума, основанного на наблюдении, однако не отвергал и откровения.

Источн.: Νεοελληνικὴ φιλοσοφία, t. 1, Athens, 1953.

Лит.: Demos R., The Neo-Hellenic Enlightenment (1750-1821), "J. History Ideas", 1958, v. 19, No 4.

В. Тимошенко. Москва.

КОРКУНОВ

Николай Михайлович [14(26) апр. 1853 - 27 нояб. (10 дек.) 1904 ] - рус. теоретик права и социолог бурж.-либерального направления. Окончил Петерб. ун-т (1874), в к-ром с 1878 читал лекции; профессор Юрьевского (Тартуского) и (с 1894) Петерб. ун-тов.

Общефилос. воззрения К. - позитивизм, ценность к-рого, по К., заключается в его методологии, не приемлющей спекулятивных (типа гегелевских) построений и опирающейся только на факты, наблюдения. Основа и цель жизни - в индивидуальном, к-рое проявляется прежде всего в интересе личности. Охранять и разграничивать интересы каждого призвано право (здесь К. близок к теории нем. юриста Р. Иеринга). Последнее возникло как бессознат. продукт совместной жизни людей, когда у них появились нек-рые общепризн. идеи, играющие роль правовых норм. Развитие права состоит в систематич. расширении круга интересов и правовом их разграничении. К. считал теорию естественного права метафизической. Гос-во, по К., есть обществ. союз, представляющий собой "... признанное и принудительное властвование над свободными людьми" ("Русское гос. право", т. 1, СПБ, 1892, с. 4). В отношении различных обществ. элементов гос-во выступает объединяющей силой; в основе его лежит нравств. начало. Власть - это "... государственная сила, вытекающая из сознания гражданами их зависимости от государства" ("История философии права", СПБ, 1915, с. 491). Отвергая историко-материалистич. объяснение права, К. неизбежно приходил к явно антинаучным выводам: он считал, что право (включая и гос. власть) есть взаимная психич. связь людей. Эта сторона теории К. была развита представителями реакц. психологич. школы права, в частности Петражицким. Идеалистич. основы общесоциологич. концепции К. полностью опровергнуты марксистской философией.

Соч.: Лекции по общей теории права, СПБ, 1886; Обществ. значение права, СПБ, 1892; Указ и закон, СПБ, 1894.

Лит.: Ивановский В. В., Гос-во как юридич. отношение. По поводу книги Н. М. Коркунова..., Каз., 1893; Грабарь В. Э., Материалы к истории лит-ры междунар. права в России (1647-1917), М., 1958, с. 352-54, 373-75.

А. Поляков. Москва.

КОРН

КОРН (Korn), Алехандро (1860-1936) - аргент. философ-идеалист. Врач-психиатр и проф. философии ун-та в Буэнос-Айресе (1906-30). Основатель "Кантианского общества" (1929).

На формирование взглядов К. оказали значит. влияние неокантианство и Дильтей. К. исходил из идеалистич. принципа, будто нет ничего вне сознания, к-рое понималось им как сознание вообще ("объективный мир действительно находится вне "Я", но не вне сознания"), и что объективный мир не представляет собой реальности, а является лишь проблемой. Гл. источник познания, по мнению К., - интуиция. Согласно К., наука изучает мир с т. зр. количества и меры, тогда как философия имеет дело с ценностями (см. Аксиология). К. выступал с критикой позитивизма, имевшего большое влияние в Аргентине, но позитивизм он толкует ложно, включая в него естественнонаучный материализм и марксизм. Центр. филос. проблема - это проблема свободы как этич. цели развития человечества. Политич. взгляды К. были прогрессивными. Он с сочувствием относился к идеям социализма и Великой Окт. социалистич. революции. Несмотря на то, что К. не воспринял марксизм, он приближался к пониманию его огромного социального значения.

Соч.: Obras completas, [v. 1-3 ], La Plata, 1938-40; Esquema gnoseológico, В. Aires, 1924; El concepto de ciencia, В. Aires, 1926; Filosófos y sistemas, B. Aires, [1937 ]; Influencias filosoficas en la evolución nacional, La Plata - B. Aires, 1940; La libertad creadora, B. Aires, [1944 ]; Apuntes filosóficos, [2 ed. ], В. Aires, [1948 ].

Лит.: A. Korn, [Сб. ст.: Romero F., Vassalo A. Aznar L. ], B. Aires, [1940 ].

А. Бургете. Москва.

КОРНЕЛИУС

КОРНЕ́ЛИУС (Cornelius), Ганс (27 сент. 1863 - 23 авг. 1947) - нем. философ, представитель махизма, стремившийся дополнить его имманентной философией и прагматизмом Джемса. Проф. философии в Мюнхене (с 1903), во Франкфурте-на-Майне (с 1910). Основой философии и всей опытной науки К. считал психологию, поскольку, с его т. зр., "последним фундаментом" познания являются наши переживания ("Психология как опытная наука" - "Psychologie als Erfahrungswissenschaft", 1897). Объявляя себя сторонником Маха и Авенариуса ("принцип экономии мышления" последнего является исходным пунктом рассуждений К.), он называет свои воззрения последовательным, или гносеологическим, эмпиризмом (см. "Введение в философию", М., 1905, с. 32 и др.). Объекты для К. - лишь возможные содержания сознания, "внешний мир - обозначение совокупности чувств. восприятий. Ленин относил К. к "прямым философским реакционерам и проповедникам фидеизма" (Соч., т. 14, с. 207).

Соч.: Völkerbund und Dauerfriede, Münch., 1919; Elementargesetze der bildenden Kunst, 3 Aufl., Lpz.-В., 1921; Vom Wert des Lebens, Hannover, 1923; Grundlagen der Erkenntnistheorie. Transcendentale Systematik, 2 Aufl., Münch., 1926; Kommentar zu Kants Kritik der reinen Vernunft, Erlangen, 1926; Das Philosophische System.... Eigene Gesamtdarstellung, в кн.: Deutsche systematische Philosophie nach ihren Gestaltern, hrsg. von H. Schwarz, Bd 2, В., 1934.

А. Мысливченко. Москва.

КОРНИЛОВ

Константин Николаевич (9 марта 1879 - 10 июля 1957) - сов. психолог. На 1-м и 2-м всероссийских съездах по психоневрологии (1923 и 1924) выступил против идеалистич. школы Челпанова, возглавив методологич. перестройку психологии на основе диалектич. материализма. Ведя борьбу против субъективизма Челпанова, рефлексологии Бехтерева и амер. бихевиоризма, К. в своей реактологии допускал эклектич. сочетание марксистских принципов (напр., понимание психики как функции мозга, признание активного характера психики и др.) с нек-рыми механистич. и энергетич. идеями (напр., "теория двух факторов" - биологич. и социального, в определении человеч. психики и др.). Критика на психологич. дискуссии начала 30-х гг. привела К. к отказу от реактологич. ошибок. В дальнейшем К. участвовал в разработке проблем педагогич. психологии и психологии личности.

Соч.: Совр. психология и марксизм, 2 изд., Л., 1925; Учение о реакциях человека с психологич, точки зрения ("Реактология"), 3 изд., М.-Л., 1927; Учебник психологии, изложенной с точки зрения диалектич. материализма, 4 изд., М.-Л., 1929; Психология, 2 изд., М., 1941 (совм. с Б. М. Тепловым и Л. М. Шварцем); Психология, 3 изд., М., 1948 (совм. с др.).

Лит.: К. Н. Корнилов (Некролог), "Вопр. психологии", 1957, No 4; Τеплов Б. М., Борьба К. Н. К. в 1923-25 гг. за перестройку психологии на основе марксизма, в сб.: Вопр. психологии личности, М., 1960.

А. Петровский. Москва.

КОРНФОРТ

КОРНФОРТ (Cornforth), Морис (р. 1909) - англ. философ-марксист. Филос. образование получил в Лондонском ун-те, затем специализировался по логике в Тринити-колледже Оксфордского ун-та. С 1931 - член компартии. В 1934-45 - районный секретарь компартии по Вост. Англии. Руководитель издательства компартии "Лоренс энд Вишарт" в Лондоне, член редколлегии теоретич. органа компартии "Marxism to-day". Выступает с критикой совр. бурж. философии, пропагандирует диалектич. и историч. материализм, разрабатывает вопрос о положении науки в капиталистич. обществе. В кн. "Наука против идеализма. В защиту философии против позитивизма и прагматизма" ("Science versus idealism. In defence of philosophy against positivism and pragmatism", 1955; рус. пер. 1957) и др. критически рассматривает совр. позитивизм и прагматизм. Опираясь на критику эмпириокритицизма В. И. Лениным, К. показывает, что совр. позитивизм наиболее ярко выражает осн. тенденции совр. бурж. философии, в частности отказ от понимания мира и места человека в нем при помощи философии. Пропагандируя марксизм в лекциях, организуемых КПВ для англ. трудящихся, и в своих печатных работах ("Диалектич. материализм. Введение" - "Dialectical materialism. An introductory course", v. 1-3, 1952- 54, рус. пер. 1956, и др.), К. подвергает критике также и др. формы бурж. и правосоциалистич. идеологии.

Соч.: Science for peace and socialism, L., 1949 (совм. с J. Bernal); Philosophy for socialists, L., 1959.

Ю. Михаленко. Москва.

КОРНЮ

КОРНЮ (Cornu), Огюст (р. 9 авг. 1888) - франц. философ-марксист, деятель франц. рабочего движения: с 1913 - член социалистич. партии Франции, с 1923 - коммунист. Профессор (с 1948) Берлинского ун-та им. Гумбольдта (ГДР).

Осн. работы К. посвящены проблемам формирования и истории марксизма. На большом фактич. Материале К. прослеживает эволюцию взглядов Маркса и Энгельса в направлении диалектич. материализма и науч. коммунизма, раскрывает органич. связь филос, экономич. и социалистич. взглядов основоположников марксизма в процессе их формирования. Гл. заслугу марксизма в области философии К. видит в создании целостного материалистич. взгляда на мир, в понимании активного характера человеч. мышления в познании мира и человеч. Деятельности - в его преобразовании. Направленные против бурж. фальсификации ранних произведений Маркса и Энгельса работы К. - серьезный вклад в изучение истории марксизма. Они получили положит. оценку в трудах сов. философов и марксистов др. стран.

Соч.: Karl Marx. L'homme et l'oeuvre. De l'hégélia-nisme au matérialisme historique (1818-1945), P., 1934: Moses Hess et la gauche hégélienne, P., 1934; Karl Marx et la révolution de 1848, P., 1948; Karl Marx und die Entwicklung des modernen Denkens, В., 1950; Essai de critique marxiste, P., [1951 ]; Karl Marx. Die ökonomisch-philosophischen Manuskripte, В., 1955; The origins of marxian thought. Springfield (Ill.), [1957 ]; в рус. пер. - Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Жизнь и деятельность, т. 1-2, М., 1959-61.

Лит.: Селезнев К. Л., О. Корню. Карл Маркс и Фридрих Энгельс, [Рец. ], "Вопр. истории", 1956, No 4; Кузнецов В., Истоки марксистской мысли, в бюлл.: Новые книги за рубежом по обществ. наукам, 1959, No 6; Ойзерман Т. И., Формирование философии марксизма, М., 1962; Лапин Н. И., Борьба вокруг идейного наследия молодого Маркса, М., 1962; Кандель Е. П., Некоторые проблемы истории формирования марксистской философии в свете новейших исследований, в кн.: Из истории марксизма и международного рабочего движения, М., 1963.

В. Кузнецов. Москва.

КОРСАКОВ

Сергей Сергеевич (22 янв. 1854 - 1 мая 1900) - рус. психиатр, автор соч. "Курс психиатрии" (1893, 3 изд. 1913), "К психологии микроцефалов" (в сб.: Вопросы философии и психологии, кн. 21, 22, 1894) и др. Окончил Моск. ун-т (1875). Проф. Моск. ун-та (с 1892). Организатор Науч. об-ва невропатологов и психиатров (1891), один из основателей "Журнала невропатологии и психиатрии" (1901). Все природные явления К. считал проявлениями материи, изменяющейся под влиянием многообразных модификаций мировой силы (энергии), к-рая сама по себе не имеет психич. характера, ибо психика является свойством лишь живой природы. Вместе с тем в трактовке сознания К. допускал нек-рые идеалистич. моменты, оставаясь в целом на механистич. позиции. Сознание, по К., - особое, сопровождающее смену психич. состояний чувство; оно детерминировано функциони-рованием нервной системы, внешней стимуляцией, произвольным вниманием (волей) и "высшей направляющей функцией разума" (Избр. произв., 1954, с. 241), в к-рой К. видел основание единства логич. структуры мышления и всех высших проявлений психич. деятельности людей различных эпох и стран. К. резко полемизировал с совр. ему идеалистами, напр. с Гротом по вопросу о свободе воли (см. "По вопросу о свободе воли", М., 1889). К. рассматривал психич. акты как "очень сложный рефлекс" (указ. соч., с. 31) и искал их объяснение в функционировании нервной системы, гл. обр. больших полушарий головного мозга. К. стремился найти физиологич. обоснование сущности психозов. Именем К. назван (1897) психоз, описанный им в 1887 ("Об алкогольном параличе", 1887, дисс.).

Лит.: Рот В. К., С. С. Корсаков. Биогр. очерк, "Ж. невропатологии и психиатрии", 1901, No 1 (имеется библ.); Бернштейн А. Н., Психологич. и филос. воззрения С. С. К., в сб.: Вопросы философии и психологии, кн. 60, М., 1901 [см. там жеи др. статьи ]; Эдельштейн А. О., С. С. Корсаков, М., 1948 (имеется библиография); Банщиков В. М., Значение С. С. К. в развитии отечеств. психиатрии, "Ж. невропатологии и психиатрии", 1950, No 5; Попов Ε. Α., С. С. К. - основоположник отечеств. психиатрии, М., 1954; Мирельзон Л. Α., И. М. Сеченов и С. С. Корсаков, Тр. Одесского ун-та, т. 147, 1957, с. 111-13.

М. Роговин. Москва.

КОСВЕННОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОСЕНТИНИ

КОСЕНТИНИ (Cosentini), Франческо (р. 1870) - итал. философ, социолог, правовед. В 1919-26 - директор Туринского междунар. ин-та социологии и политич. и социальных реформ; издатель журн. "Scienza sociale" и др. Активный сторонник мира.

К. - представитель генетической социологии, испытал влияние Μ. Μ. Ковалевского, однако иногда высказывался в духе социального дарвинизма и чрезмерно подчеркивал роль биологич. факторов. Осн. внимание уделял генезису семьи, права, религии, морали, гос-ва, иск-ва и науки. Выступал против марксистского понимания истории, якобы преувеличивающего роль экономич. фактора, и учения о классах. Науч. социализму противопоставлял идеал "юридического социализма", к-рый якобы может возникнуть за счет улучшения законодательства и развития бурж. правопорядка. В философии К. - позитивист субъективно-идеалистич. толка; в основном интересуется историей философии (см. "I grandi filosofi e i grandi sistemi filosofici", 1925).

Соч.: Importanza délia Scienza Nuova di G. B. Vico..., Sassari, 1895, Sociologia genetica, introduz. M. Kovalewsky, Sassari, 1903; La filosofia Italiana contemporanea, Napoli, 1904; La giustizia e il potere nel loro fondamento genetico, Napoli, 1905; La société future: individualisme ou collectivisme, P., 1905; La philosophie socialiste et sa revision critique, P., 1907; Sociologia; genesi ed evoluzione dei fenomeni sociali, Torino, 1912; Filosofia del diritto, Torino, 1914, 2 ed., Torino, 1923.

И. Добронравов. Москва.

"КОСМИЧЕСКАЯ ТЕЛЕОЛОГИЯ"

"КОСМИЧЕСКАЯ ТЕЛЕОЛО́ГИЯ" - направление в совр. бурж. этике, возникшее в нач. 20 в. и получившее распространение в США и Англии в 20-30-х гг. Гл. представители: О. Степлдон (Англия), Ф. Вудбридж и У. Шелдон (США).

Согласно "К. т." мораль является одной из форм и ступеней осуществления процесса развития Вселенной, к-рый имеет телеологич. характер. В основе эволюции Вселенной лежит объективная цель, и каждое изменение в природе и обществе есть осуществление предустановленной цели путем приспособления к ней имеющихся средств. "К. т." рассматривает человека не как социальное существо, а как часть природы, поэтому сущность морали усматривает в том, что человек, познавая с помощью интуиции мировую цель, "берет на себя задачу сознательного созидания в свете природной телеологии" (Woodbridge F., Nature and mind, N. Y., 1937, p. 130). Добро, согласно последователям "К. т.", есть то, что "помогает завершить или осуществить какую-то уже существующую тенденцию" во Вселенной (Sheldon W., An empirical definition of value, в "The Journal of Philosophy", 1914, v. 2, No 4, p. 121), зло - как то, что ей препятствует. Идеал, или наивысшая степень добра, согласно Степлдону, - это "наибольшее возможное осуществление тенденции Вселенной" (см. "A modern theory of ethics", L., 1929, p. 170).

Придание морали космич. характера и рассмотрение человека в отрыве от общества лишено научного смысла. Учение "К. т." является объективно-идеалистич. и иррационалистич.

Лит.: Woodbridge F. J. Ε., Naturalism and humanism, "Hibbert J.", 1907, v. 6; eго же, Natural teleology, в кн.: Essays in modern teleology and related subjects: the C.A. Briggs commemorative volume, N.Y., 1911; eго же, Ethics and education, A cyclopedia of education, v. 2, N. Y., 1911, p. 500-509; его же, Pluralism, Encyclopedia of religion and ethics, v. 10, Edinburgh, 1918; его же, Behavior, "J. Philos.", 1925, v. 22, No 15; его ж е, The preface to morals, "Jale Rev.", 1931, v. 20.

О. Дробницкий. Москва.

КОСМОГОНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОСМОЛОГИЧЕСКИЕ ПАРАДОКСЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОСМОЛОГИЧЕСКИЙ ПОСТУЛАТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОСМОЛОГИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

КОСМОПОЛИТИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница