Приглашаем посетить сайт

Пушкин (pushkin-lit.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
КОНЦЕПТУАЛИЗМ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

КОНЦЕПТУАЛИЗМ

КОНЦЕПТУАЛИЗМ (от лат. conceptus - мысль, понятие) - одно из гл. направлений в решении проблемы общих понятий. В противоположность реализму, К. отрицает какую бы то ни было онтологич. реальность общего, его существование вне человеч. ума и считает, что общее находится только в уме познающего субъекта. Будучи, т.о., разновидностью номинализма, К. утверждает (в отличие от того направления номинализма, для к-рого общее лишь словесное обозначение), что общее, как результат абстрагирования сходных признаков вещей и их объединения в уме человека, есть мысленные предметы, идеальные сущности, существующие в уме человека. В древности точка зрения К. была представлена в гносеологии стоицизма. В ср. века К. снова появляется как одно из решений проблемы универсалий с точки зрения номинализма. К К. приближался Абеляр, утверждавший, что слово, не будучи самостоятельной вещью, вместе с тем не является и пустым звуком, а обладает тем или иным значением, применяемым к множеству вещей. Наиболее последовательным из ср.-век. концептуалистов был Иоанн Солсберийский (ок. 1115-1180), ученик Абеляра, один из гл. представителей Шартрской школы. По убеждению Иоанна в природе нет никаких реальных родов и видов, как доказывали схоластики-реалисты, ибо общее - только присущий разуму способ, посредством к-рого он вскрывает сходство и подобие между вещами. Концепция Иоанна - одно из ранних выражений эмпирич. реакции против схоластич. реализма. Отказываясь от фантастич. конструкций теологов-реалистов, Иоанн пытался направить философию на путь изучения предметов реального мира. В еще большей мере это относится к Оккаму. Однако, поскольку в эпоху средневековья отсутствовали социальные и науч. предпосылки для опытного исследования природы, К. не стал тогда влиятельным и тем более определяющим направлением гносеологии. К. становится таковым только в новое время, у философов эмпирическо-сенсуалистич. направления. Один из гл. представителей К. в эту эпоху - Локк, теория абстракции к-рого неотделима от К. (см. вособенности "Опыт о человеческом разуме", в кн.: Избр. филос. произв., т. 1, М., 1960, с. 414).

Вслед за Локком точка зрения К. формулировалась Кондильяком, Гельвецием и др. мыслителями. Признавая относительную прогрессивность К., особенно в эпоху его борьбы против схоластическо-идеалистич. реализма, диалектич. материализм вместе с тем доказывает несостоятельность его, коренящуюся в неспособности усвоить диалектику общего и единичного. Такая неспособность проявляется прежде всего в том, что, подчеркивая сходство вещей, фиксируемое в общих понятиях, К. не понимает того, что это сходство обязательно выступает как их тождество в том или ином отношении. Тем самым К. не понимает того, что правильная науч. абстракция отражает общность, реально, объективно присущую самим вещам.

Лит.: Виндельбанд В., История философии, пер. с нем., СПБ, 1898, § 23; Бакрадзе К., Логика, Тб., 1951, с. 128-33; Трахтенберг О. В., Очерки по истории зап.-европ. ср.-век. философии, М., 1957, с. 36-38, 45; Wulf M. de, Le problème des universaux dans son évolution historique du IXe au XIIIe siècle, "Arch. Gesch. Philos.", 1896, Bd 9, neue Folge, Bd 2; Ρrantl С., Geschichte der Logik im Abendlande, Bd 2, В., 1955, S. 162-205; Grabmann M., Die Geschichte der scholastischen Methode, Bd 2, В., 1957, S. 441-52.

В. Соколов. Москва.

В начало энциклопедии