Приглашаем посетить сайт

Средние века (svr-lit.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
Статьи на букву "Р" (часть 2, "РАН"-"РЕЙ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Р" (часть 2, "РАН"-"РЕЙ")

РАНК

РАНК (Rank), Отто (1880 - 24 окт. 1939) - австр. психолог и психотерапевт, предшественник неофрейдизма; один из основателей журн. "Imago" (1912). С конца 20-х гг. жил в США, выступал с лекциями в ун-тах. В ранних работах, написанных под влиянием Фрейда, Р. стремится с позиций психоанализа истолковать процесс художеств. творчества ("Der Künstler", W., 1907, 4 Aufl., Lpz., 1925), мифологию и т.п. В своем осн. соч. "Травма рождения" ("Das Trauma der Geburt und seine Bedeutung für die Psychoanalyse", Lpz., 1924) Р. выдвинул собств. психологич. концепцию, в к-рой решающим фактором развития выступает страх, вызванный травмой рождения. Человеч. психика, по Р., изначально травмирована мучительным актом рождения, разрывом с природой, образующим корень психического. Поведение человека определяется в конечном итоге стремлением вернуться в потерянный рай внутриутробного состояния, к-рое с развитием культуры приобретает все более сублимированные формы. Однако это стремление блокируется воспоминанием об "ужасе рождения". Для нормального развития личности требуется преодоление травмы, что и является целью разработанной Р. системы психотерапии. В работах 30-х гг. Р. отходит от подобной (биологизаторской) трактовки психики и обращается к проблеме формирования индивидуальности. Оно, согласно Р., начинается с разрыва биологич. связей в акте рождения и продолжается уже на психологич. уровне. Однако каждый шаг порождает при этом чувство покинутости, одиночества, активизируя травму рождения. Опыт свободы травматичен, если не ведет к установлению новой связи с миром на более высоком уровне. В противном случае платой за свободу становится невроз (положение, буквально заимствованное и развитое Фроммом). В связи с этим Р. пытается осмыслить проблему воли, к-рая трактуется им как автономная творческая сила, состоящая на службе у индивидуации, а также - решить задачу "терапии воли" (will therapy). В целом учение Р. оказалось соединительным звеном между психоанализом Фрейда с его позитивистскими установками и совр. течениями глубинной психологии, в частности - неофрейдизмом.

Соч.: Значение психоанализа в науках о духе, пер. с нем., СПБ, 1914 (совм. с Г. Заксом); Der Mythus von der Geburt des Helden, W., 1909, 2 Aufl., Lpz., 1922; Der Doppelgänger, Lpz., 1925; Grundzüge einer genetischen Psychologie auf Grund der Psychoanalyse der Ichstruktur, Bd 1-2, W., 1927-28; Sexualität und Schuldgefühl, Lpz., 1926; Eine Neurosenanalyse in Träumen, W., 1924; Wahrheit und Wirklichkeit. Entwurf einer Philosophie des Seelischen, W., 1929; Rite and creation, Ν. Y., 1932.

Лит.: Mullahy P., Oedipus. Mith and complex, N. Y., 1948; Bailey P., An introduction to Rankian psychology, "Psychoanalytic Review", 1935, v. 22, p. 182-211; Кarpf F., The psychology and psychotherapy of Otto Rank, N. Y., 1953; Wyss D., Die tiefenpsychologischen Schulen, von den Anfängen bis zur Gegenwart, Gott., 1961, S. 255-63.

Д. Ляликов. Москва.

РАПОПОРТ

РАПОПО́РТ (Rapoport), Анатоль (p. 22 мая 1911) - амер. философ, психолог, специалист в области математич. биологии. Окончил Чикагский ун-т (1941). С 1955 - проф. математич. биологии Ин-та психиатрии Мичиганского ун-та. Президент Междунар. об-ва общей семантики (1953-55), один из ведущих редакторов журналов "ETC", "Behavioral Science" и ежегодника "General Systems". В философии Р. - один из виднейших представителей операционализма, к-рый гл. обр. благодаря его трудам ("Operational philosophy", Ν. Υ., 1953) получил собственно филос. интерпретацию. Гл. предмет филос. исследований Р. - анализ взаимоотношений между мышлением и действием. Специально-науч. интересы Р. лежат в области науки о поведении: именно с этой т. зр. он рассматривает общую семантику, к-рая, по его мнению, должна указать направление построения науки о человеке. В своих экспери-ментально-психологич. работах Р. анализирует формы поведения человека в конфликтных ситуациях; он один из первых применил теорию игр для психологич. анализа (см. "Prisoner's dilemma", Ann Arbor, 1965, совместно с A. M. Chammah). Большое внимание Р. уделяет разработке и пропаганде идей "общей теории систем". В области социологии Р., солидаризируясь с Ч. Р. Миллсом, выступает за необходимость построения "макроскопических" (общих) социальных теорий.

Соч.: Science and the goals of man, N. Y., [1950]; Fights, games and debates, [Ann Arbor], 1960; Experimental games: a review, "Behavioral science", 1962, v. 7, No 1; Mathematical aspects of general systems theory, "General Systems", 1966, v. 11; A taxonomy of 2 x 2 games, там же; совм. с М. Guyer); Экспериментальное исследование параметров самоорганизации в группах из трех испытуемых, в сб.: Принципы самоорганизации, пер. с англ., М., 1966.

В. Садовский. Москва.

РАСА

Статья большая, находится на отдельной странице.

РАСИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РАСПРЕДЕЛЕННОСТЬ ТЕРМИНОВ В СУЖДЕНИИ

РАСПРЕДЕЛЕ́ННОСТЬ ТЕ́РМИНОВ В СУЖДЕ́НИИ - технич. выражение, используемое традиц. логикой в теории суждения и умозаключения. Говорят, что термин распределен, если он мыслится во всем объеме. Во всех остальных случаях термин наз. нераспределенным. Напр., в суждении "все квадраты - прямоугольники" термин "квадрат" - распределен, поскольку в данном суждении речь идет о всем объеме понятия "квадрат", т.е. о всех квадратах. Приняты след. правила Р. т. в с.: субъект суждения распределен во всех общих суждениях и не распределен в частных суждениях, предикат суждения распределен во всех отрицат. суждениях и не распределен в утвердит. суждениях. Обычно эти правила иллюстрируются с помощью кругов Эйлера, представляющих объемы понятий (классы). Напр., Р. т. в с. вида "все S суть P", в к-ром класс S целиком включается в класс P, изображается след. образом:

РАСПРЕДЕЛЕННОСТЬ ТЕРМИНОВ В СУЖДЕНИИ

Для наглядности класс S ограничен сплошной линией, т.к. имеются в виду все S, а класс Ρ - пунктирной линией, т.к. неизвестно, каковы границы класса P: в зависимости от конкретного значения Ρ он может или совпадать с S ("все квадраты - прямоугольники с равными сторонами"), или быть больше S по объему ("все квадраты - параллелограммы"), но S всегда совпадает по крайней мере с частью Р.

Устанавливая правила Р. т. в с., иногда принимают во внимание деление суждений на выделяющие и невыделяющие. В связи с этим правила Р. т. в с. общеутвердительных и четноутвердительных формулируются несколько иначе. Однако следует учитывать, что проблема Р. т. в с. этого типа носит особый характер, поскольку предполагает привлечение дополнит. сведений об отношении классов S и P, и что, следовательно, ее нельзя смешивать с проблемой Р. т. в с., взятом безотносительно к упомянутым дополнит. сведениям.

Лит.: Введенский А. И., Логика как часть теории познания, М.-П., 1917, с. 172-74; Челпанов Г. И., Учебник логики, [М.], 1946, с. 45-49; Асмус В. Ф., Логика, [М.], 1947, с. 97-108; Строгович М. С., Логика, [М.], 1949, с. 177-79; Горский Д. П., Логика, М., 1958.

А. Ветров. Москва.

РАССЕЛ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РАССУДОК

Статья большая, находится на отдельной странице.

"РАССУЖДЕНИЕ О МЕТОДЕ..."

"РАССУЖДЕ́НИЕ О МЕ́ТОДЕ..." (1637) - соч. Декарта, в к-ром сжато изложено его филос. учение.

РАСЫ

РАСЫ - человеческие (от итал. razza) - исторически сложившиеся группы людей, характеризующиеся общностью наследственно закрепленных морфологич. (телесных) особенностей и имеющие общее происхождение. Совр. человечество принято разделять на 3 большие Р. (или "Р. первого порядка"): негроидную, монголоидную и европеоидную. В основу подобного разделения кладутся след. признаки: цвет кожи, форма волос, степень развития волосяного покрова на теле, особенности формы и строения мягких частей лица (нос, губы). Негроидная Р. - темная кожа, курчавые (спирально закрученные) волосы, среднее развитие волосяного покрова на теле, прогнатизм (выступание верхней челюсти), умеренное выступание скул, широкий нос, толстые губы. Монголоидная Р. - желтоватая кожа, прямые волосы, слабый волосяной покров на теле, сильное выступание скул, умеренно толстые губы, наличие т.н. "монгольской складки" верхнего века (эпикантуса).

Европеоидная Р. - светлая кожа, волнистые волосы, сильный волосяной покров на теле, ортогнатизм (отсутствие выступания верхней челюсти), слабое выступание скул, узкий нос, тонкие губы.

Внутри больших Р. обычно выделяют более дробные расовые группы ("Р. второго порядка"), различающиеся между собой по форме головы (головной указатель), росту, пигментации волос и глаз и др. второстепенным особенностям. Напр., в пределах европеоидной Р. выделяют северную, альпийскую, средиземноморскую, балтийскую и др. Р., негроидной - негрскую, негрилльскую, меланезийскую, бушменскую и др., монго-лоидной - центральноазиатскую, байкальскую, южносибирскую и т.д.

Поскольку Р. представляют собой группы, входящие в состав вида совр. человека (Homo sapiens), в бурж. антропологии широко распространено представление, согласно к-рому Р. человека аналогичны подвидам животных. Сов. антропологи убедительно доказали несостоятельность этого мнения.

Принципиальное отличие Р. человека от подвидов животных заключается в том, что расовые признаки человека в наст. время не имеют приспособительного (адаптитивного) значения и не подвергаются действию естеств. отбора. Хотя первоначально Р. возникли в процессе приспособления к определ. географич. среде, все совр. Р. живут в самых разнообразных природных условиях. В то время как подвиды животных в процессе приспособит. дифференциации могут превращаться в новые виды, Р. человека не могут дать начало новым видам (вследствие того, что естеств. отбор полностью прекратил свое действие в человеч. обществе). Обществ. развитие обусловливает все более интенсивное смешение Р., что приводит постепенно к стиранию расовых различий. Все Р. совр. человека находятся на одном и том же уровне эволюц. развития. Расовые различия касаются лишь внешних признаков человека и не затрагивают жизненно важных морфологич., физиологич. и психич. его особенностей. Утверждения о наличии психич. различий между человеч. Р. (см. Расизм) противоречат данным совр. науки. Уровень развития культуры различных народов обусловлен не биологическими (расовыми), а социально-историч. факторами.

Лит. см. при ст. Расизм.

М. Урысон. Москва.

РАТЦЕЛЬ

РА́ТЦЕЛЬ (Ratzel), Фридрих (30 авг. 1844 - 9 авг. 1904) - нем. натуралист, географ, социолог, один из создателей антропогеографии и политич. географии, к-рые в трактовке Р. положили начало герм. геополитике. В 1886-1904 - проф. географии Лейпцигского ун-та.

Развивая идеи географич. детерминизма в духе Риттера и Спенсера, Р. переносил в социальную область частные закономерности развития животного и растит. мира, напр. миграционную теорию М. Вагнера. Под влиянием Фехнера утверждал, что "продолжением всякого знания должна явиться вера". Для методологии Р. характерно постулирование непосредств. отношений между человеком, вырванным из его обществ. связей, и географич. средой, гос-вом и "землей", при к-ром исчезают экономич. и социальная сферы. Политич. жизнь, по Р., обусловлена непосредств. воздействием физико-географич. среды, а гос-во - надклассовый орган, неизбежно присущий всякому обществу ("оно также старо, как семья и общество"), "единство народа с известным почвенным пространством" и особый биологич. организм, подверженный "тем же влияниям, каким подвержено все живое". Р. изобрел семь законов "пространств. роста гос-в", утверждая, что "растущий народ нуждается в новых землях для увеличения своей численности", и видел "высшее призвание народа в том, чтобы улучшить свое географическое положение". Взгляды Р. развивали Челлен, Хаусхофер и др. нем. геополитики; в фашистской Германии Р. был объявлен "дедушкой" герм. геополитики.

Соч.: Anthropogeographie, Bd 1-2, Stuttg., 1882-91; Politische Geographie, Münch.-Lpz., 1897; Raum und Zeit in Geographie und Geologie. Naturphilosophische Betrachtungen, hrsg. von P. Barth, Lpz., 1907; в рус. пер. - Земля и жизнь, т. 1-2, СПБ, 1903-06.

Лит.: Гейден Г., Критика нем. геополитики, пер. с нем., М., 1960; Steinmetzler J., Die Anthropogeographie Friedrich Ratzels und ihre ideengeschichtlichen Wurzeln, Bonn, 1956.

А. Завадье. Москва.

РАТЦЕНХОФЕР

РА́ТЦЕНХОФЕР (Ratzenhofer), Густав (4 июля 1842 - 10 окт. 1904) - австр. бурж. социолог и философ, генерал. Филос. система Р. - "монистич. позитивизм", к-рую он противопоставлял как идеализму, так и материализму, - представляет собой эклектич. сочетание субъективного и объективного идеализма и близка к энергетизму Оствальда. Осн. ее понятия - "первичная сила" и "внутр. интерес". "Первичная сила", трансцендентная, непознаваемая, отождест-вляемая с идеей бога, является, по Р., основой всего сущего, в т.ч. жизни и сознания. "Внутр. интерес" Р. рассматривал как космич. силу, присущую всем явлениям природы и общества. Идею "внутр. интереса" Р. положил в основу своей социологии, задачу к-рой он видел прежде всего в изучении "взаимоотношений единиц сознания (я) " (см. "Die Kritik des Intellekts...", Lpz., 1902, S. 131). Явления сознания коренятся в биологич. процессах организма и определяются "внутр. интересом". "Все социальные формы - продукт внутреннего интереса, согласования интересов многих индивидов" (там же, S. 150). "Приведение во взаимное соответствие индивидуальных и социальных интересов" является, по Р., осн. социологич. законом (там же, S. 149). Будучи сторонником социального дарвинизма, Р. рассматривал все формы обществ. конфликтов как выражение борьбы за существование. Войну Р. объявлял "формой развития человеческого общества" (там же, S. 154), подчеркивал "социальную ценность" насилия, подчинения. Вслед за Гумпловичем, оказавшим на него большое влияние, Р. рассматривал историю общества как борьбу рас, с ее помощью он пытался объяснить и возникновение классов и гос-ва. Сторонник идеологии элиты, он заявлял, что "процветание народа" зависит от его способности "привести к руководству его нравственную и интеллектуальную аристократию".

"Соответствующее природным задаткам" разделение общества на отд. "слои" - "таково идеальное будущее социального порядка" ("Soziologie", Lpz., 1907, S. 181). Идеи P. оказали значит. влияние на амер. социологов Уорда и Смолла. Его учение - один из источников идеологии фашизма.

Соч.: Wesen und Zweck der Politik..., Bd 1-3, Lpz., 1893; Die soziologische Erkenntnis, Lpz., 1898; Der positive Monismus und das einheitliche Prinzip aller Erscheinungen, Lpz., 1899; Positive Ethik, Lpz., 1901; Historische Kausalität und soziale Naturgesetze, "Archiv für Rechts- und Wirtschaftsphilosophie", 1910/11, Bd 4.

Лит.: История философии, т. 5, M., 1961, с. 556; Беккер Г. и Босков А., Совр. социологич. теория..., пер. с англ., М., 1961 (см. указат.); Кон И. С., Позитивизм в социологии, Л., 1964, с. 46.

Я. Иориш. Москва.

РАЦИОНАЛИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РАШЕВСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РЕHHEP

РЕ́HHEP (Renner), Карл (14 дек. 1870 - 31 дек. 1950) - лидер и теоретик австр. с.-д-тии, представитель австромарксизма. В 1919-20 - канцлер Австрии, в 1934-45 проживал в качестве частного лица в г. Глогниц. В апр. 1945 избран канцлером, в 1945-50 - президент Австрии.

В кн. "Человек и общество" ("Mensch und Gesellschaft. Grundriss einer Soziologie", в кн.: "Nachgelassene Werke", Bd 1, W., 1952; не завершена, опубл. посмертно) Р. рассматривал отношения человека и природы, роль труда, сознания, проблемы социологии права и гос-ва и др. Для методологии Р. характерны эмпиризм, принижение значения философии, теории вообще. Критикуя диалектич. метод Маркса как "дедуктивный", он противопоставлял ему индукцию как метод совр. науки, исходящей из фактов опыта (см. "Теория капиталистического х-ва. Марксизм и проблема социализирования", M.-Л., 1926, с. XVIII). Р. утверждал, что "каждая страна имеет свой собственный марксизм" ("Die neue Welt und der Sozialismus", Salzburg, 1946, S. 12), объявлял идеалом "эмпирический социализм" (см. "Mensch und Gesellschaft...", S. 372). Взгляды Р. по нац. вопросу (теория культурно-нац. автономии и др.) были подвергнуты критике Лениным (см. Соч., т. 19, т. 20). Переход от капитализма к социализму Р. понимал, прежде всего, как постепенную замену старой организации распределения новой (см. "Теория капиталистич. х-ва...", с. 321, 322, 326). Все это служило для обоснования Р. реформистской идеи мирного врастания капитализма в социализм, для отрицания марксистского учения о диктатуре пролетариата. Задачей социализма Р. считал создание экономич. и политич. "Интернационала" совр. гос-в, начало воплощения к-рого он видел в ООН. После 2-й мировой войны Р. выступал с пропагандой идей "демократич. социализма".

Соч.: Marxismus, Krieg und Internationale, 2 Aufl., Stuttg., 1918; Wege der Verwirklichung. Betrachtungen über politische Demokratie, Wirtschaftsdemokratie und Sozialismus..., В., 1929; An der Wende zweier Zeiten. Lebenserinnerungen..., 2 Aufl., W., 1946; Für Recht und Frieden. Eine Auswahl der Reden..., [s. l., 1950]; Das Weltbild der Moderne, W.-[u. a.], 1954; рус. пер. - Нац. проблема (Борьба национальностей в Австрии), СПБ, 1909 (изд. под псевд. - Р. Шпрингер).

Лит.: Турок В. М., От австромарксизма к совр. ревизионизму, "Новая и новейшая история", 1958, No 4.

Я. Иориш. Москва.

РЕMKE

Статья большая, находится на отдельной странице.

РЕАКТОЛОГИЯ

РЕАКТОЛО́ГИЯ (от лат. приставки re - означающей противодействие, actio - действие и греч. λόγος - наука) - направление в сов. психологии, трактовавшее психологию как "науку о поведении" живых существ (в т.ч. и человека). Р. была основана советским психологом К. Н. Корниловым. Центральным для Р. было понятие "реакции", к-рое рассматривалось как универсальное для живых существ (все ответные движения организмов, включая одноклеточных); как ответ целого организма, а не одного органа; как наделенное психич. характеристикой (у высших представителей животного мира). Задачу Р. составляло изучение быстроты, силы и формы протекания реакции, выявление постепенно усложняющейся гаммы реакций (реакция натуральная, мускульная, сенсорная, выбора и др.) с помощью хронометрич., динамометрич. и моторно-графич. методов. Эксперимент. данные, полученные в результате исследования реакций, составили заметный вклад в сов. психологию. Переработка понятия "рефлекс" и расширение его до категории "реакции" давали возможность, как полагали представители Р., осуществить "синтез" субъективной и объективной психологии. Однако этот синтез был искусственным, формальным. Р. строилась путем эклектич. сочетания марксистских принципов с нек-рыми механистич. и энергетич. идеями ("закон однополюсной траты энергии"), впервые сформулированными в работе К. Н. Корнилова "Учение о реакциях" (1921). В результате в Р. наметилось и вскоре выявилось противоречие между правильно поставленными задачами новой психологии и бедной программой ее конкретного содержания. Сущность этих противоречий была вскрыта в психологич. дискуссиях начала 30-х гг. ("реактологич. дискуссия"), что привело к отказу от реактологич. схем и устранению понятия Р. из психологии.

Лит.: Τеплов В. М., Борьба К. Н. Корнилова в 1923-1925 гг. за перестройку психологии на основе марксизма, в сб.: Вопросы психологии личности, М., 1960; Смирнов Α. Α., Экспериментальное изучение психологич. реакций в работах К. Н. Корнилова, там же; Петровский А. В., История советской психологии, М., 1967.

А. Петровский. Москва.

РЕАЛИ

РЕА́ЛИ (Reale), Мигел (р. 1910) - браз. юрист и философ-идеалист, проф. философии права ун-та г. Сан-Паулу, пред. Бразильского института философии (осн. в 1949), гл. редактор "Бразильского журнала философии" ("Revista Brasileira de Filosofia"). Для филос. воззрений Р. характерен эклектизм, сочетающий элементы неокантианства, феноменологии, экзистенциализма и др.

Соч.: О estado moderno, 3 ed., R. de J., 1935; O capitalismo internacional, R. de J., 1935; Filosofia do direito, São Paulo, 1953; Horizontes do direito e da histόria, São Paulo, 1956; Parlamentarismo brasileiro, São Paulo, 1962.

Ж. Базарян. Москва.

РЕАЛИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РЕАЛИЗМ В ИСКУССТВЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РЕАЛИЗМ НАИВНЫЙ

РЕАЛИЗМ наивный - первичное, основанное на жизненном опыте стихийное воззрение на мир, состоящее в том, что мир признается таким, каким он непосредственно представляется индивиду, т.е. таким, каким он его видит, слышит, осязает и т.д. Категориальная структура так понимаемого мира еще не подвергнута филос. анализу. Наивный Р., по характеристике Ленина, выражает стихийную, бессознательно материалистическую т. зр., убеждение в существовании внешнего мира независимо от нашего сознания (см. Соч., т. 14, с. 49, 53, 57; ср. с. 55). Материалистич. направленность определяет позитивное содержание наивного Ρ. Однако при объяснении природы познания т. зр. наивного Р. оказывается недостаточной и ведет к серьезным заблуждениям.

Истоки наивного Р. коренятся в способности психики объективировать переживания (ощущения, восприятия, представления), т.е. рассматривать свойства ощущений и т.д. как свойства самих объектов.

Исследование природы наивного Р. началось фактически с возникновением философии, а в 19 в. развитие психофизиологии органов чувств вскрыло его естеств.-науч. основания. Хотя в наст. время наивный Р. как принцип открыто никем не формулируется, отголоски его иногда встречаются и в наши дни. Таковы, напр., имевшие место в лит-ре попытки разделения "философского" и "физического" понятий материи, исходящие из наивно-реалистич. предпосылки о возможности какого-то иного, помимо философского, понятия материи.

От наивного Р. как естественно возникшего мировоззрения следует отличать попытки возвести отд. части этого мировоззрения в ранг филос. концепции. К этой традиции близки субъективно-идеалистич. направления, к-рые пытаются начинать философствование с непосредственно данного как исходного и первичного, избегая при этом к.-л. теоретич. предпосылок как "метафизики" (эмпириокритицизм, имманентная философия философия).

Лит.: Вундт В., О наивном и критич. Р., [пер. с нем.], М., 1910; Кальсин Ф. Ф., Осн. вопросы теории познания, Горький, 1957; Орлов В. В., Особенности чувств. познания, Пермь, 1962; Микитенко Д. Α., Вiдчуття i дiйснiсть, К., 1966.

Д. Микитенко. Киев.

РЕАЛИЗУЕМОСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РЕАЛЬНОСТЬ

РЕАЛЬНОСТЬ (от лат. realis - действительный) - существующее в действительности. В диалектич. материализме термин "Р." употребляется в двух смыслах: 1) объективная Р., т.е. материя в совокупности различных ее видов. Р. противополагается здесь субъективной Р., т.е. явлениям сознания; 2) все существующее, т.е. весь материальный мир, включая все его идеальные продукты. В этом смысле реальны ошибки и иллюзии.

Термин "Р." появился в 13 в. у схоластов применительно к вещам, обладающим "значительной степенью" бытия, а в наибольшей мере - к богу как "полноте бытия", ens realissimum. Несколько позднее содержание понятия Р. стало предметом спора между реализмом и номинализмом. Учение схоластов о степени Р. встречается затем у Декарта и Спинозы, к-рый приписал наивысшую степень Р. субстанции. Лейбниц соответственно считал, что наибольшая Р. присуща монадам. Согласно Локку, первичные качества вещей обладают большей Р., чем вторичные (см. "Опыт о человеч. разуме", кн. 2, гл. 30, § 2). У Беркли Р. по нисходящим степеням присуща богу, человеч. душам и наиболее "живым" идеям, т.е. ощущениям, тогда как Юм и Спенсер считали, что большей Р. обладают воскрешаемые сознанием и в этом смысле устойчивые впечатления. Кант различал "эмпирич. Р." явлений и категориальную Р. как "трансцендентальную материю всех предметов" познания. С т. зр. Фихте, Р. совпадает с активностью и проистекает из продуктивной силы его воображения. Гегель рассматривал Р. не только как онтологич., но и как логическую категорию (см. "Наука логики", кн. II, отдел 3, гл. 2).

В совр. бурж. философии (как во всей предшествующей) содержание понятия Р. в той или иной системе определяется исходными моментами соответствующей системы. Если у Бергсона Р. актуализируется из "жизненного порыва", то прагматист Ф. Шиллер рассматривает Р. как результат преобразования субъектом "сырого опыта", так что субъект сам "делает" Р. В системах неопозитивизма Р. есть то, что поддается верификации и совпадает с ощущаемостью "данного" субъектом. В лингвистич. позитивизме позднего Витгенштейна и Остина "реальный" приобретает значения: "обычный", "естественный", "живой" и т.д. В ряде совр. концепций возрождается спор реалистов и номиналистов о Р. свойств, отношений и т.д. Крайние позиции были представлены реизмом позднего Ф. Брентано, по к-рому подлинная Р. присуща только вещам, и концепцией раннего Рассела, по к-рой реальны не вещи, но события (процессы) и отношения. В диалектич. материализме критерием Р. объектов, процессов, событий, фактов, св-в и т.д. является общественная, в т.ч. научно-экспериментальная и технич. практика человечества.

Лит. см. при ст. Бытие, Материя.

И. Нарский. Москва.

РЕВИЗИОНИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РЕВОЛЮЦИОННАЯ СИТУАЦИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РЕВОЛЮЦИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РЕГИУС

РЕ́ГИУС - см. Де Руа, Г.

РЕГРЕСС

РЕГРЕСС (от лат. regressus - обратное движение) - тип развития, для к-рого характерен переход от высшего к низшему. Содержание Р. составляют процессы деградации, понижения уровня организации, утраты способности к выполнению тех или иных необходимых функций; Р. включает также моменты застоя, возврата к изжившим себя формам и структурам. По своей направленности Р. противоположен прогрессу. Процессы Р. могут иметь весьма разнообразное конкретное содержание: Р. системы может наступать в результате общего постепенного Р. всех ее элементов, в результате относительно быстрого Р. ряда ведущих элементов системы, в результате систематич. истощения осн. группы элементов системы в пользу относит. прогресса др. группы элементов. Между Р. и прогрессом существует сложная многосторонняя связь: с одной стороны, отд. регрессивные изменения происходят в рамках общего прогрессивного развития системы; с другой стороны, при нарастании регрессивных изменений системы в целом отд. ее составляющие сохраняют прогрессивное направление развития.

В обществ. развитии возможность Р. заложена в самой противоречивой сущности историч. процесса. Ленин подчеркивал, что "...история идет зигзагами и кружными путями" (Соч., т. 27, с. 137). Используя наличие в обществ. развитии противоречивых тенденций, реакц. классы и силы могут на какое-то время возобладать над прогрессивными силами (периоды реакции, рост фашизма). Поступат. развитие одних явлений и элементов часто сопровождается упадком и деградацией других. Однако эти регрессивные явления представляют собой лишь продукт разложения отживших социальных форм, на смену к-рым уже явились новые, вобравшие в себя все прочное и ценное, что было у их предшественников. Разложение данного явления не прерывает кумулятивного процесса развития в рамках более общей системы и даже является одной из его необходимых предпосылок. "История, - писал Ленин, - не стоит на месте и во время контрреволюций. История шла вперед и во время империалистической бойни 1914-1916 годов..." (там же, т. 23, с. 261). 1-я и 2-я мировые войны принесли величайшие бедствия человечеству, но одновременно они расшатали устои капитализма, ускорив победу социалистич. революции в России, а затем - создание мировой социалистич. системы. Кризис и разложение капиталистич. общества и его культуры, к-рый бурж. социологи изображают как "закат мировой цивилизации", сопровождаются мн. болезненными явлениями. Но в историч. перспективе это лишь расчистка почвы для нового, коммунистич. общества.

Лит. см. при ст. Прогресс.

И. Кон. Ленинград, Л. Серебряков. Москва.

РЕГРЕССИВНЫЙ ПОЛИСИЛЛОГИЗМ

РЕГРЕССИВНЫЙ ПОЛИСИЛЛОГИЗМ - см. Полисиллогизм.

РЕДКИН

Петр Григорьевич [4(16) окт. 1808 - 7(19) марта 1891] - рус. правовед, историк философии и педагог. Окончил Нежинскую "гимназию высших наук". В 1826 поступил в Моск. ун-т; с 1828 - в Профессорском ин-те в Дерпте, с 1830 - в Берлинском ун-те, где познакомился с философией Гегеля. По возвращении в Россию читал лекции по "энциклопедии законоведения" в Моск. ун-те. Д-р права (1835). С 1841 издавал "Юридич. записки", в 1843-46 - журн. "Библиотека для воспитания", в 1847-49 - журн. "Новая библиотека для воспитания", оцененный Белинским как "предприятие полезное, дельное" (см. Полн. собр. соч., т. 10, 1956, с. 376). В 1848 Р. вместе с Кавелиным уволили из ун-та как "замешанного в вольнодумстве" и в течение 15 лет не допускали к преподават. деятельности. С 1863 - проф. кафедры энциклопедии юридич. и политич. наук в Петерб. ун-те. В 80-х гг. Р. создал 7-томный труд "Из лекций по истории философии права в связи с историей философии вообще" (СПБ, 1889-91); вышедшие в свет тома посвящены др.-греч. философии.

В филос. развитии Р. заметны два периода: до 60-х гг. он - гегельянец, после - в его взглядах сильны позитивистские тенденции. В полемике 60-70-х гг. вокруг дарвинизма Р. был одним из защитников эволюц. теории. В 1841 в журн. "Москвитянин" (ч. 4, кн. 8) Р. опубликовал первое в России печатное изложение осн. положений гегелевской диалектики (ст. "Обозрение гегелевой логики"). Отвергая претензии религии на руководство философией, Р. утверждал, что "...развитие мышления происходит само собою по законам самого мышления, или по законам разума" ("Какое образование требуется современностью от рус. правоведа?", М., 1846, с. 23). Основа успехов человечества - достижение единства "теории и практики, науки и жизни, мышления и деятельности" (там же, с. 26). Наука есть "разумное развитие мышления" и подразделяется "на три главные отрасли" - философию, историю и филологию (см. тамже, с. 27). "Философия есть наука, заключающая в себе верховное начало для всех отдельных наук" (там же, с. 28). История философии "есть не что иное, как ее (философии. - Ред.) становление, или логическое развитие во времени" (там же, с. 46).

Мировоззрению Р. присущи просветит. тенденции. В просвещении народа, по Р., особое место принадлежит педагогике. "...От нея преимущественно я жду спасения нашей будущности", - говорил он ("Из записок А. А. Чумикова", см. "Русский архив", 1902, No 9, кн. 3, с. 12). Р. был одним из основателей первого в России Педагогич. об-ва. Учеником Р. в педагогике был Ушинский.

Соч.: Избр. пед. соч., вступ. ст. В. Я. Струминского, М., 1958.

Лит.: Е. О., Здравый идеализм, "Вестн. Европы", 1889, кн. 6 (июнь); Шимановский М. В., П. Г. Редкин, О., 1890.

В. Малинин. Москва.

РЕДУКЦИЯ

РЕДУКЦИЯ (лат. reductio, букв. - отодвигание назад), с в е д é н и е, - методологич. прием, играющий, в частности, важнейшую роль в логике, математике и др. дедуктивных науках. Р. состоит в нек-ром преобразовании данных (задач, предложений и т.п.) в наиболее удобный с к.-л. т. зр. вид, напр., в выражении их в форме логически более простой и легче поддающейся анализу. Р. к.-л. задачи к др. задаче играет двоякую роль: с одной стороны, решение второй задачи оказывается применимым и к первой; с др. стороны, невозможность (хотя бы с помощью нек-рых фиксиров. средств) решения первой задачи означает неразрешимость (теми же средствами) и второй. Т.о., Р. позволяет из положительного (отрицательного) решения нек-рой задачи извлекать положительное (соответственно, отрицательное) решение целого класса задач. Термин "Р." относят также в естеств. смысле к умозаключениям, методам доказательства (напр., reductio ad absurdum - см. Доказательство от противного), понятиям, концепциям, теориям и пр. См. Сводимость.

РЕЗНИКОВ

Лазарь Осипович [р. 25 нояб. (8 дек.) 1905] - сов. философ, д-р филос. наук (с 1948), профессор (с 1948). Член КПСС с 1940. Окончил Северо-Кавказский ун-т (1929) и филос. аспирантуру МИФЛИ (1938). Ведет педагогич. и н.-и. работу в вузах с 1929. С 1956 - профессор филос. фак-та Ленингр. ун-та. Разрабатывает вопросы теории познания.

Соч.: К разработке вопросов теории отражения, "Фронт науки и техники", 1937, No 5; Теория отражения и вопрос о "первичных" и "вторичных" качествах, "ПЗМ", 1937, No 7; Теория отражения и "физиологич." идеализм, там же, 1938, No 3; О роли чувств. восприятий в познании, там же, 1938, No 8; К вопросу о генезисе человеч. мышления, "Уч. зап. Ростов-на-Дону ун-та", 1945, т. 6, вып. 3; Проблема образования понятий в свете истории языка, в кн.: Филос. записки, ч. 1, М., 1946; К вопросу о соотношении языка и мышления, "ВФ", 1947, No 2; Гносеологич. основы связи мышления и языка, "Уч. зап. ЛГУ", 1958, вып. 13, No 248; Критика релятивистского понимания слова, "Вестн. ЛГУ", 1958, вып. 1, No 5; О роли слова в образовании понятия, "ФН" (НДВШ), 1958, No 1; Понятие и слово, Л., 1958 (польское доп. изд., Warsz., 1960); К вопросу об истинности понятий, "Уч. зап. ЛГУ", 1960, вып. 17, No 285; О роли знаков в процессе познания, "ВФ", 1961, No 8; Неопозитивная гносеология и знаковая теория языка, там же, 1962, No 2; О гносеологич. принципах общей семантики, "Вестн. ЛГУ", 1962, вып. 4, No 23; Гносеология прагматизма и знаковая теория языка, "ФН" (НДВШ), 1962, No 5; Антинауч. характер прагматистского понимания знака, значения и предмета, там же, 1963, No 1; Гносеология прагматизма и семиотика Ч. Морриса, "ВФ", 1963, No 1; Диалектич. материализм и неопозитивизм об отношении языка к действительности, в сб.: Философия марксизма и неопозитивизм, М., 1963; Проблема понятия в общей семантике, "Вестн. ЛГУ", 1963, вып. 4, No 23; О теории абстракции в общей семантике, там же, 1964, вып. 4, No 23; Проблема соотношения языка, мышления и действительности в общей семантике, "Уч. зап. каф. обществ. наук вузов Ленинграда", 1964, вып. 5 б; Роль знаковых систем в научном творчестве, "ВФ", 1964, No 4; Гносеологич. вопросы семиотики, Л., 1964.

РЕЗУЛЬТАТ

РЕЗУЛЬТА́Т - объективно достигнутое состояние, продукт процесса или деятельности, направленной на реализацию цели и применяющей для этого определ. средства (см. Средство). Р. есть функция условий процесса или функция самой деятельности и применяемых в ней средств реализации цели.

РЕЙВНСТОН

РЕЙВНСТОН (Ravenstone), Пирси (ум. ок. 1830) - англ. экономист-рикардианец и демократич. социальный мыслитель. В своих работах отмечал важную роль экономики в историч. развитии. Выступая против субъективно-идеалистич. понимания истории (теории "героев"), Р. придавал решающее значение двум факторам: технич. изобретениям и росту народонаселения. Вместе с тем подверг резкой критике мальтузианство.

Труд Р. "Мысли о системе гос. долгов..." ("Thoughts of the funding system...", L., 1824) Маркс оценивал как "оригинальное" и "в высшей степени замечательное сочинение" (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 26, ч. 3, с. 271 и 266). Энгельс причислял его к "антикапиталистической литературе" (см. тамже, т. 24, с. 18). Р. осуждал капиталистич. форму собственности как паразитическую. Развитие производит. сил создает при этой системе, по его словам, капитал для бездельников. Труд порождает в обществе паразитич. нарост в виде капитала. Капитализму Р. противопоставлял мелкобурж. утопию "естественной собственности". Отрицая роль капитала как особой производит. силы наряду с трудом, Р. признавал труд единств. созидателем стоимости. "Если бы труд каждого человека был достаточен для добывания его собственного пропитания, - писал Р., - то не было бы никакой собственности" (цит. по кн.: Маркс К., Капитал, см. там же, т. 23, с. 520, прим.). Противопоставление Р. "необходимых предметов", создаваемых трудом, и "предметов роскоши", производство и потребление к-рых стимулируется капиталом, Маркс называл аскетическим (см. тамже, т. 26, ч. 3, с. 269). В своем учении о прибавочном продукте Р. приближался к понятию прибавочной стоимости.

Соч.: A few doubts as to the correctness of some opinions generally entertained on the subjects of population and political economy, L., 1821.

Б. Быховский. Москва.

РЕЙМАРУС

РЕЙМА́РУС (Reimarus), Герман Самуэль (22 дек. 1694 - 1 марта 1768) - немецкий богослов и просветитель, философ-вольфианец, сторонник деизма и телеологии. Уже в первом своем крупном соч. - "Трактате о благородных истинах естественной религии" ("Abhandlungen von den vornehmsten Wahrheiten der natürlichen Religion", Hamb., 1754) выступал против церк. ортодоксии, одновременно критикуя франц. материализм. Единств. чудо - это творение мира; признавать иные чудеса, значит унижать божеств. мудрость, создавшую разумный естеств. порядок. В осн. труде Р. - "Апология, или Сочинение в защиту разумных почитателей бога" ("Apologie...", 1767), созданном под влиянием Спинозы, Бейля и английских деистов, содержалась резкая критика христианского вероучения. Это соч. Р. не публиковал из-за боязни преследования; первые выдержки из него были напечатаны Лессингом без указания автора (в кн.: "Zur Geschichte und Literatur", 1774) и вызвали ожесточенные нападки церковников. В дальнейшем был опубликован еще ряд отрывков из "Апологии" ("Übrige noch ungedruckte Werke des Wolfenbüttelschen Fragmentisten", [s. l.], 1787; и в журн. "Niedner's Zeitschrift für historische Theologie", 1850, H. 4; 1851, H. 4; 1852, H. 3). Резко нападал Р. и на догмы Лютера. Вместе с тем Р. не был атеистом, он был убежден в пользе "естественной" религии, верил в существование бога-творца и в бессмертие души.

Логич. учение Р. изложено им в кн. "Учение о разуме" ("Die Vernunftlehre", Hamb., 1756). Здесь был сформулирован принцип совпадения реального и логич. оснований, к-рый подвергся критике в ранних работах Канта (см. "Опыт введения в философию понятия отрицательных величин", в кн.: Соч., т. 2, М., 1964, с. 107).

В соч. "Всеобщие размышления об инстинктах животных, преимущественно об их художественных инстинктах" ("Allgemeine Betrachtungen über die Triebe der Thiere...", [Hamb.], 1760) Р. рассматривал инстинкты животных как пример господствующей в природе разумной целесообразности, придерживаясь антиэволюционистской т. зр. Существует предположение, что чтение этой работы Р. впервые привлекло внимание Маркса к проблеме различия между инстинктивной деятельностью животных и сознат. деятельностью человека. В 1837 Маркс писал отцу: "...Много занимался Реймарусом, книгу которого "О художественных инстинктах животных" я продумал с наслаждением" (Маркс К. и Энгельс Ф., Из ранних произв., 1956, с. 13).

Лит.: Гулыга А. В., Из истории нем. материализма, М., 1962, с. 35-36; Strauß D. Fr., H. S. Reimarus, 2 Aufl., Bonn, 1877; Büttner W., H. S. Reimarus als Metaphysiker, Paderborn, 1909 (Diss.); Köstlin H., Das religiöse Erleben bei H. S. Reimarus, Tübingen, 1919 (Diss.); Lundsteen A. Ch., H. S. Reimarus und die Anfänge der Leben-Jesu-Forschung, Kbn., 1939.

А. Гулыга. Москва.

РЕЙН

РЕЙН (Rein), Карл Габриель Тиодольф (28 февр. 1838 - 18 нояб. 1919) - фин. философ и историк культуры. Преподаватель философии (с 1863), ректор и канцлер ун-та в Хельсинки в 1887-1903 и 1906-1910; с 1869 - проф. философии. Взгляды Р. близки философии Лотце. В этике примыкает к эволюционизму Спенсера. Сыграл большую роль в распространении филос. знаний в Финляндии; ввел ряд филос. спец. курсов в Хельсинкском ун-те.

Соч.: Grunddragen af den filosofiska imputationsläran, Hels., 1863; Om den filosofiska methoden i sitt förhållande till öfriga vetenskapliga methoder, Hels., 1868; Försök till en framställning af psykologin, nid 1-2, Hels., 1876-91; Lefnadsminnen, [Hels.], 1918.

Лит.: История философии, т. 5, M., 1961, с. 705; Grotenfeld Α., T. Rein, "Översikt av Finska Vetenskapssocietetens förhandlingar", 1921, bd 62, No 4; его же, Muistosanoja T. Reinista, "Ajatus", 1938, No 9.

В. Похлебкин. Подольск.

РЕЙНАЛЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РЕЙНГОЛЬД

РЕЙНГОЛЬД (Reinhold), Карл Леонард (26 окт. 1758 - 10 апр. 1823) - нем. философ-идеалист. Проф. ун-тов в Иене (с 1787) и Киле (с 1794). Выступил как последователь и популяризатор философии Канта. В "Письмах о кантовской философии" ("Briefe über die Kantische Philosophie", опубл. в журн. "Der deutsche Mercur", 1786-87; затем отд. издание, Lpz., 1790-92, нов. изд., Lpz., 1924) в общедоступной форме излагал осн. идеи филос. учения Канта, преим. под углом зрения его отношения к религии и морали. В дальнейшем Р. пытался развить собственную филос. концепцию, названную им "элементарной философией" ("Elementarphilosophie"). Осн. идеей этой философии является утверждение, что существует некая центр. функция всякой деятельности разума - представление (Vorstellung). Представление содержит в себе и сознание субъекта, к-рый имеет это представление, и сознание объекта, к к-рому это представление относится. Поэтому субъект отличает представление, как от субъекта, так и от объекта и относит представление к ним обоим. Т.о., действительный смысл "элементарной философии" состоял в субъективно-идеалистич. истолковании кантовского критицизма с помощью утверждения о неразрывной связи субъекта и объекта.

Последующая эволюция филос. взглядов Р. шла в направлении еще большего сближения с субъективным идеализмом. Р. стал сторонником Фихте и стремился соединить его "наукоучение" с "философией веры" Якоби. После выхода в свет книги Бардили "Очерк первой логики..." (С. Bardili, Grundriß der ersten Logik..., Stuttg.,1800) Р. сделался его последователем и издавал вместе с ним "Beiträge zur leichten Übersicht des Zustandes der Philosophie beim Anfang des 19. Jahrhundert" (Hamb., 1801-03).

Соч.: Versuch einer neuen Theorie des menschlichen Vorstellungsvermögens, Prag-Jena, 1789; neue Aufl., Darmstadt, 1963; Beiträge zur Berichtigung bisheriger Missverständnisse der Philosophen, Bd 1-2, Jena, 1790-94; Über das Fundament des philosophischen Wissens, Jena, 1791; Über die Paradoxien der neuesten Philosophie, Hamb., 1799; Sendschreiben an J. С. Lavater und J. G. Fichte über den Glauben an Gott, Hamb., 1799; C. G. Bardilis und С. L. Reinholds Briefwechsel über das Wesen der Philosophie und das Unwesen der Spekulation, Münch., 1804.

Лит.: Reinhold Chr. Ε. (Sohn), К. L. Reinhold's Leben und literarisches Wirken, Jena, 1825; Ζynda M. von, Kant - Reinhold - Fichte, В., 1910; Adam H., C. L. Reinholds philosophischer Systemwechsel, Hdlb., 1930; Pfeifer Α., Die Philosophie der Kantperiode K. L. Reinholds, Bonn, 1935 (Diss.).

Б. Мееровский. Москва.

РЕЙСНЕР

Михаил Андреевич (1868 - 8 авг. 1928) - советский социолог, историк и правовед, проф. Томского и Петроградского ун-тов, Психо-неврологич. ин-та и Военной академии Генштаба. Окончил юридич. фак-т Варшавского ун-та (1893). В эмиграции (с 1903) сотрудничал в с.-д. газ. "Vorwärts", читал лекции в парижской Высшей школе социальных наук. До 1905 - народник, в философии - позитивист; под влиянием революц. событий примкнул к большевикам. После Октябрьской революции по поручению В. И. Ленина вел работу в юридич. органах Сов. гос-ва, был одним из учредителей Комакадемии.

Р. разрабатывал проблемы социальной психологии, теории гос-ва и права, атеизма и истории политич. учений. Социальная психология, по Р., обусловливает идеологич. формы, к к-рым относится и гос-во. В разрабатываемой Р. "теории социальных раздражений" проявилось влияние идей вульгарного материализма, рефлексологии Бехтерева и концепции "организующей" роли идеологии Богданова. Под влиянием "психологич. теории" права Петражицкого Р. развивал идеи "пролетарского интуитивного права", к-рые были подвергнуты острой критике в 20-х гг. в Комакадемии.

Р. - воинствующий атеист, участник публичных дискуссий, автор антирелиг. пьес.

Соч.: Гос-во и верующая личность. Сб. ст., СПБ, 1905; Рус, абсолютизм и европ. реакция, СПБ, 1906; Теория Л. И. Петражицкого, марксизм и социальная идеология, СПБ, 1908; Л. Андреев и его социальная идеология. Опыт социологич. критики, СПБ, 1909; Гос-во, ч. 1-3, в двух вып., М., 1911-1912; Пролетариат и мещанство, СПБ, 1917; Вильгельм II и железная империя, [2 изд.], П., 1917; Основы Сов. Конституции, М., 1920; Бог и биржа. Сб. революц. пьес, [М.], 1921; Интеллигенция, как предмет изучения в плане науч. работы, "Печать и революция", 1922, кн. 1; Гос-во буржуазии и РСФСР, ч. 1-3, М.-П., 1923; Нужна ли вера в бога?, 3 изд., М., 1923; Любовь, пол и религия, Рязань, 1924; Революция и право, в сб.: Научные известия, т. 2 - Общественно-гуманитарные науки, Смоленск, 1924; Проблемы социальной психологии, Ростов-на-Дону, 1925; Социальная психология и марксизм, в сб.: Психология и марксизм, Л., 1925; Идеологии Востока. Очерки вост. теократии, М.-Л., 1927; Мещанство (Социологич. очерк), "Красная Новь", 1927, No 1; История политич. учений, т. 1, М.-Л., 1929; Классовые основы религии, М., 1930.

Лит.: Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 47, с. 81-132; История философии, т. 6, кн. 1, М., 1965, с. 304, 488.

В. Клушин. Ленинград.

РЕЙХАНИ

РЕЙХА́НИ - а р - Р е й х а н и, Амин (1876-1940) - ливанский мыслитель, поэт и просветитель-демократ. Много лет прожил в США. Взгляды Р. складывались в русле европ. мысли, особое влияние на его социологич. воззрения оказал Карлейль. Пантеистическая филос. концепция Р. характеризуется своеобразной системой триад: объективный мир является единством материи, пространства и времени; человек - тела, души и разума и т.д. Материя и жизнь, по Р., развиваются через противоречия, стремясь к равновесию и гармонии, согласно закону притяжения и отталкивания, действия и противодействия. Обществ. процесс рассматривается Р. как процесс совершенствования личности. Человеч. общество, как утверждает Р., последовательно проходит в своем развитии четыре этапа: патриархат, деспотизм, конституционный режим и социализм, к-рый является высшей формой обществ. бытия. Наряду с просвещением и самоусовершенствованием как гл. путями построения идеального общества "всеобщего братства и любви", Р. считал возможными и справедливыми революц. методы борьбы. Р. - поборник синтеза лучших достижений вост. и зап. цивилизации и в то же время пропагандист идей араб. национализма. Резко критиковал феод. реакцию и застой. Первый среди арабов Р. выступил с критикой амер. образа жизни.

Соч.: ар-Рейханийят (Собр. соч.), т. 1-4, Бейрут, 1922-23; ар-Татарруф ва-ль-ислах (Экстремизм и реформаторство), Бейрут, 1928; Кальб Лубнан (Сердце Ливана), Бейрут, 1938; в рус. пер. - Избр. произв., П., 1917.

Лит.: Крачковский И. Ю., Избр. соч., т. 3, М.-Л., 1956, с. 137-47; Левин З. И., Философ из Фурейки, М., 1965; Альберт ар-Рейхани, Амин ар-Рейхани, Бейрут, 1941; Марон Аббуд, Амин ар-Рейхани, Каир, 1952.

З. Левин. Москва.

РЕЙХЕНБАХ

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница