Приглашаем посетить сайт

Античная литература (antique-lit.niv.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
Статьи на букву "Р" (часть 1, "РАБ"-"РАМ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Р" (часть 1, "РАБ"-"РАМ")

РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РАБОЧИЙ КЛАСС

Статья большая, находится на отдельной странице.

РАВЕНСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

РАВЕНСТВО (В ЛОГИКЕ И МАТЕМАТИКЕ)

Статья большая, находится на отдельной странице.

РАВЕССОH-МОЛЬЕН

РАВЕССО́H-МОЛЬЕ́Н (Ravaisson-Mollien) (наст. фамилия - Л а ш е; Lacher), Жан Гаспар Феликс (23 окт. 1813 - 18 мая 1900) - франц. философ-спиритуалист, ученик Шеллинга, археолог и художник. Проф. в Ренне, чл. Академии надписей и литературы (с 1849), чл. Академии моральных и политич. наук (с 1880); занимал пост хранителя скульптуры в Лувре (с 1870). В гл. соч. "Обзор франц. философии XIX в." ("La philosophie en France au XIX siècle", P., 1868) развивал идею примата духа как основы реального мира. Материя, согласно Р.-М., является фундаментом естеств. жизни, на к-ром путем непрерывного прогресса, от ступени к ступени все возвращается к единству духа, этому всеобщему первоначалу, создающему материальность. Видимый мир - это внешний аспект духовной реальности. Бог передает Вселенной только часть своего совершенства, предоставляя ей возможность развиваться самостоятельно (см. "La philosophie de Pascal", "Revue des deux Mondes", 1887, v. 80, liv. 2). При этом движение и развитие понимается телеологически: цель - конечная причина. Высшим авторитетом в идеалистич. эстетике Р.-М. является Леонардо да Винчи.

Идеи Р.-М. подорвали влияние господствовавших во Франции позитивизма Конта и эклектизма Кузена, способствовав возрождению спиритуалистич. метафизики.

Соч.: Essai sur la métaphysique d'Aristote, t. 1-2, P., 1837-46; La Vénus de Milo, P., 1892; Métaphysique et morale, "Revue de métaphysique et de morale", 1893, No 1; De l'habitude, P., 1927; Testament philosophique et fragments, P., [1933].

Лит.: Boutroux E., La philosophie de Félix Ravaisson, "Revue de métaphysique et de morale", 1900, année 8, p. 699-716; Dopp J., Félix Ravaisson, Louvain, 1933; Bergson H., La pensée et le mouvant, 35 éd., P., 1960.

Т. Сахарова. Москва.

РАВНОВЕСИЯ ТЕОРИЯ

РАВНОВЕСИЯ ТЕОРИЯ - концепция развития, формулировавшаяся рядом философов 17-18 вв., а в 19 в. - нек-рыми социологами (гл. обр. позитивистами). Р. т. основывается на принципах механицизма и утверждает, что в механизме процесса развития главным является состояние равновесия между развивающимся объектом и окружающей его средой, что всякое развитие направлено на достижение равновесия. В России нек-рые принципы Р. т. использовали Богданов (для обоснования своей тектологии) и Н. И. Бухарин, т. зр. к-рого была подвергнута резкой критике в парт. документах и лит-ре.

Р. т. следует отличать от широко используемого в естеств. науках, в частности в кибернетике, понятия равновесия, играющего особенно важную роль в кибернетических, биологических и психологических исследованиях; в этих исследованиях равновесие существенно как момент устойчивости динамических систем.

РАВНОЗНАЧНЫЕ ПОНЯТИЯ

РАВНОЗНА́ЧНЫЕ ПОНЯТИЯ - понятия, объемы к-рых совпадают; иначе: понятия А и В наз. равнозначными, если каждый предмет, обладающий свойствами (признаками), составляющими содержание понятия А, обладает свойствами, составляющими содержание В, и наоборот. Символически: ∀ х((А х) ≡ B (x)), где ∀x обозначает "для всякого х", А(х) - высказывание о принадлежности предмету x свойств, составляющих содержание понятия А; В(х) - аналогично для В; "≡" - знак эквиваленции. Напр., понятия: "равносторонний треугольник" и "равноугольный треугольник" - Р. п. Говорят, что между Р. п. имеет место отношение равнозначности. Отношение равнозначности является частным случаем совместимости понятий.

Е. Войшвилло. Москва.

РАДБРУХ

РАДБРУХ (Radbruch), Густав (21 нояб. 1878 - 23 нояб. 1949) - нем. правовед и социолог, проф. Кильского и Гейдельбергского ун-тов. В 1933 отстранен нацистами от преподавательской деятельности; с 1945 - декан юридич. фак-та Гейдельбергского ун-та. Трактовка права, даваемая Р., сводится к аксиологич. конструкции неокантианского типа (Р. - последователь баденской школы), согласно к-рой право может быть понято только исходя из априорной идеи права, определяющей его цели. В свою очередь, эта "идея права" состоит из "сопряжения" трех осн. ценностей: справедливости, целесообразности и правовой стабильности, изучение к-рых и является целью "философии права", в отличие от "теории права", выполняющей практич. задачи по толкованию, систематизации и т.п. действующего права. Метод "философии права", по Р., - это особый умозрит. оценочный подход; обязат. элемент метода - релятивизм. После 2-й мировой войны Р. пытался связать свою конструкцию с "возрождением" естественного права. Забвение естеств. права и позитивистский подход к закону явились, по мнению Р., чуть ли не важнейшей причиной утверждения фашизма. Учение Р. о праве - характерный пример общей тенденции оппортунизма нач. 20 в. подменить марксизм неокантианством.

Соч.: Religionsphilosophie der Kultur, 2 Aufl., В., 1921 (совм. с Р. Tillich); Vorschule der Rechtsphilosophie, Hdlb., 1948; Kulturlehre des Sozialismus, 3 Aufl., В., [1949]; Rechtsphilosophie, 6 Aufl., Stuttg., 1963; Der Mensch im Recht, 2 Aufl., Gött., 1961; в рус. пер. - Введение в науку права, М., 1915.

В. Туманов. Москва.

РАДИЩЕВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РАДЛ

РАДЛ (Rádl), Эмануэль (21 дек. 1873 - 12 мая 1942) - чеш. философ, проф. методологии естеств. наук Пражского ун-та; был неовиталистом, испытал влияние Масарика и Крейчи, в конце жизни занимался богословием. Гл. объект исследований Р. - история естествознания (см., напр., "Историю развития теорий в биологии 19 столетия" - издана в 1905 на нем. яз.; в 1909 на чеш. яз. - "Dějiny vývojových theorií v biologii XIX st.", Praha; "Романтическая наука" - "Romantická věda", Praha, 1918). P. настаивал на противоположности между естеств.-науч. и духовным познанием, призывал повиноваться "абсолютным моральным законам"; он пытался объединить реформистский социализм с христианством и с этих позиций анализировал проблемы национальности и религии, женский вопрос, чеш. историю и др.

Соч.: Moderní věda. Její podstata, metody, výsledky, Praha, 1926; Utecha z filosofie, Praha, 1946.

Лит.: Smetáček Zd., Kozák - Rádl - Hromàdka, Praha, 1931; Koutník В., Emanuel Rádl, křest'anský filosof, vědec, politik a moralista, Praha, 1934.

Л. Свобода. ЧССР.

РАДЛОВ

Эрнест Леопольдович (1854-1928) - рус. философ-идеалист. Окончил историко- филологич. ф-т Петерб. ун-та, продолжал образование в Берлине и Лейпциге. Был директором Петерб. публичной б-ки, редактором филос. отдела "Энциклопедич. словаря" Брокгауза и Ефрона, занимался преподавательской деятельностью. Перевел ряд работ Аристотеля. Участвовал в идейно-теоретич. борьбе филос. направлений в конце 19 - нач. 20 вв., выступая с критикой материализма [см., напр.: Натуралистич. теория познания (по поводу статей проф. И. М. Сеченова), "Вопр. философии и психологии", 1894, No 5 (25)]; пропагандировал религ.-филос. концепцию (Мистицизм Вл. С. Соловьева, "Вест. Европы", 1905, No 11; Мистицизм в совр. философии, в сб.: Новые идеи в философии, сб. 5, СПБ, 1913, и др.).

По своим взглядам Р. был близок к В. Соловьеву, с к-рым его связывала и личная дружба. Философия, по Р., исходит из "интуиции действительности, как единого целого", в то время как наука имеет дело с частными явлениями и пользуется "конструкцией понятий" (см. "Введение в философию", П., 1919, с. 12). Философия, религия и наука (соответственно разум, вера и опыт) дополняют друг друга, ибо каждая выражает специфич. потребности человека. Философия решает также морально-этич. проблему о смысле жизни и поведении индивида. Только безусловное начало, т.е. бог, придает земной жизни смысл и ценность. Книга Р. "Очерк истории рус. философии" (2 изд., П., 1920) искажала подлинную историю рус. филос. мысли, представляя наиболее оригинальными и самобытными рус. философами славянофилов и продолжателей их теоретич. традиций (В. Соловьева, С. и Е. Трубецких, Эрна и др.).

Соч.: Отношения Вольтера к Руссо, "Вопр. философии и психологии", 1890, кн. 2, 4; Об этич. отрывках Демокрита, там же, 1892, кн. 12; Очерки из истории скептицизма. Иероним Гирнгайм, там же, 1893, кн. 3 (18); Уч. деятельность проф. M. И. Каринского, СПБ, 1895; Очерк истории историографии философии, М., 1899; Очерк истории греч. этики до Аристотеля, в кн.: Этика Аристотеля, СПБ, 1908; Самонаблюдение в психологии, в сб.: Новые идеи в философии, сб. 9, СПБ, 1913; Филос. словарь. Логика, психология, этика, эстетика и история философии, 2 изд., М., 1913; Владимир Соловьев. Жизнь и учение, СПБ, 1913; Этика, П., 1921; Лавров в рус. философии, в сб.: П. Л. Лавров, П., 1922.

Лит.: Колосков В. Н., Из истории идеологич. борьбы первых лет Сов. власти, "ВФ", 1964, No 11.

А. Поляков. Москва.

РАДУЛЬ-ЗАТУЛОВСКИЙ

Яков Борисович [р. 8(21) сент. 1903] - советский ученый, историк философии Востока, в частности японской; д-р историч. наук, проф. (с 1947); ст. науч. сотрудник Ин-та философии АН СССР. Чл. КПСС с 1927. Положил начало систематич. марксистскому исследованию япон. материалистич. мысли. Р.-З. принадлежат многочисл. работы по япон. и кит. философии.

Соч.: Материалистич. философия Ито Дзинсай (1627-1705), "Сов. востоковедение", 1941, [т.] 2; Чарвака - Настика - Локаята - Брихаспатья - Свабхавада, "Раб. хроника Ин-та востоковедения", 1944, No 2; Материалистич. философия Накаэ Тёмин, "Сов. востоковедение", 1945, [т.] 6; Конфуцианство и его распространение в Японии, М.-Л., 1947; "Японизм" - философия япон. империализма, "Филос. записки", 1948, т. 2; Дай-Чжэнь - выдающийся кит. просветитель, "ВФ", 1954, No 4; Великий кит. атеист Фань Чжэнь, "Ежегодник музея истории религии и атеизма", 1957, [т.] 1; Филос. и социологич. мысль в Японии в период домонополистич. капитализма и начала его перерастания в империалистич. стадию, в кн.: История философии, т. 4, М., 1959, гл. 10; Андо Сёэки - философ-материалист XVIII в., М., 1961 и др.

РАДХАКРИШНАН

Статья большая, находится на отдельной странице.

РАЕВСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РАЗВИТИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РАЗДВОЕНИЕ ЕДИНОГО

РАЗДВОЕ́НИЕ ЕДИНОГО - процесс образования внутр. противоречия в объекте или выявления этого противоречия в познании объекта.

РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА

Статья большая, находится на отдельной странице.

РАЗДЕЛИТЕЛЬНОЕ СУЖДЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РАЗДЕЛЯЮЩЕЕ СУЖДЕНИЕ

РАЗДЕЛЯЮЩЕЕ СУЖДЕ́НИЕ - см. Разделительное суждение.

РАЗДРАЖИМОСТЬ

РАЗДРАЖИМОСТЬ - способность живых тел реагировать на воздействие среды посредством реакции, по своей физико-химич. природе отличной от раздражителя. Подробнее о Р. см. в ст. Жизнь, а также в статьях Диалектический материализм и Зоопсихология.

РАЗИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РАЗЛИЧЕНИЕ

РАЗЛИЧЕ́НИЕ (в традиц. логике) - прием, заменяющий определение понятий и заключающийся в указании на различие между соответств. известным понятием и другим, т.о. (т.е. посредством Р.) определяемым понятием. Р. производится с помощью диспаратных суждений (см. Диспаратный).

РАЗЛИЧИЕ

РАЗЛИЧИЕ - сравнительная характеристика объектов на основании того, что признаки, присутствующие у одних объектов, отсутствуют у других. Р. связано с тождеством, а вместе они входят в более широкую категорию сходства. Познание связано с выявлением тождества и Р. объектов. Когда отображаемый объект жестко фиксирован в определ. границах средствами формальной логики, связь Р. и тождества имеет внешний характер: по одним признакам те же объекты тождественны, по другим - различны. В материалистич. диалектике в противоположность метафизич. подходу к Р. и тождеству эти категории носят конкретный и относит. характер: должны быть выделены определ. признаки, по отношению к к-рым устанавливается Р.; фиксируются объективные условия существования признаков и соответствующих свойств и отношений, а также интервал (или область), в пределах к-рого существует (имеет смысл) данное Р. или тождество; фиксирован конкретный способ (операция) установления Р. и тождества.

При познании Р. количеств. методами существ. значение приобретает степень точности измерений или вычислений, изменение к-рой может привести к переходу Р. в тождество и обратно (напр., Р. в длине двух тел). Соотносительность Р. и тождества ведет к тому, что Р. следует рассматривать в соответствии с видами и модификациями тождества (квазитождество, эквивалентность, равно-мощность и т.д. - в математике; тождество элементарных частиц - в физике; тождество слов в математич. логике и структурной лингвистике и т.д.). Наиболее тесная связь, внутр. взаимопроникновение Р. и тождества имеет место при отображении движения и развития объектов, когда Р. существует внутри тождества, а тождество - внутри Р. Объективной основой этого единства является единство устойчивости и изменчивости вещей. При этом устойчивость проявляется как тождество изменяющегося объекта с самим собою, а изменчивость - как нарушение этого тождества, как Р. внутри тождества.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 54, 123-25, 516, 529-31, 580; Гегель Г. В., Соч., т. 1, М.-Л., 1929, с. 195-207, т. 5, М., 1937, с. 478-525; Лейбниц Г. В., Новые опыты о человеч. разуме, М.-Л., 1936, с. 201-16; Локк Дж., Избр. филос. произв., т. 1, М., 1960; Кант И., Соч., т. 3, М., 1964, с. 316-17; Гоббс Т., Избр. произв., т. 1, М., 1964, с. 160-65; Маликов М., Основы метрологии, ч. 1, Учение об измерении, М., 1949; Эшби У. Р., Введение в кибернетику, пер. с англ., М., 1959, с. 171-274.

К. Морозов, В. Тюхтин. Москва.

"РАЗОБЛАЧЁННОЕ ХРИСТИАНСТВО"

"РАЗОБЛАЧЁННОЕ ХРИСТИАНСТВО" (1761) - одно из ранних соч. Гольбаха, направленное против религии.

РАЗРЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ

РАЗРЕШЕ́НИЯ ПРОБЛЕ́МЫ - один из наиболее важных видов массовых проблем. Р. п. данного множества А конструктивных объектов (относительно нек-рого объемлющего множества V конструктивных объектов) наз. проблему построения алгоритма, распознающего по всякому объекту из множества V, принадлежит ли он множеству А или нет. Р. п. (более подробно - Р. п. для доказуемости) формальной системы (или исчисления) наз. Р. п. множества всех доказуемых формул этой системы относительно множества всех ее формул. Семантич. Р. п. (или Р. п. для истинности) интерпретированной формальной системы (формализованного языка) наз. Р. п. множества всех истинных формул системы относительно множества всех ее формул. (Для обозначения понятия "проблема разрешения" долгое время применялся термин "проблема разрешимости", однако этим термином правильнее обозначать проблему: "имеет ли решение данная Р. п.".)

Р. п. множеств совпадают по существу и с проблемами распознавания свойств.

Проблемой распознавания заданного св-ва (для объектов из заданной совокупности конструктивных объектов) наз. проблему построения алгоритма, распознающего по всякому объекту из заданной совокупности, обладает он заданным св-вом или нет. Всякая проблема распознавания св-ва есть в то же время Р. п. множества всех тех объектов, к-рые обладают этим св-вом. В свою очередь Р. п. множества есть проблема распознавания св-ва принадлежности к этому множеству. В частности, Р. п. для доказуемости является проблемой распознавания доказуемости, а Р. п. для истинности есть проблема распознавания истинности.

См. также ст. Алгоритм, Массовая проблема, Метатеория и лит. при них.

В. Успенский. Москва.

РАЗРЕШИМОЕ И ПЕРЕЧИСЛИМОЕ МНОЖЕСТВА

РАЗРЕШИМОЕ И ПЕРЕЧИСЛИМОЕ МНО́ЖЕСТВА - осн. понятия теории алгоритмов и теории рекурсивных функций (и предикатов). (Определение этих понятий на основе понятия алгоритма см. в ст. Алгоритм, раздел Основные понятия теории А.)

Простейшим примером разрешимого множества может служить множество всех формул к.-л. исчисления (относительно множества всех конечных последовательностей символов алфавита этого исчисления), а примером перечислимого множества - множество теорем (доказуемых формул) исчисления. (В случае разрешимости этого второго множества говорят, что имеет место разрешимость самого исчисления.)

Независимо от понятия алгоритма понятия Р. и п. м. (натуральных чисел) можно также определить в терминах вычислимых (или "рекурсивных") функций: (1) Множество натуральных чисел наз. разрешимым, или, как чаще говорят, (обще-) рекурсивным, если существует обще-рекурсивная функция, принимающая к.-л. фиксиров. значение (напр., 1) на элементах этого множества и к.-л. другое фиксиров. значение (напр., 0) на натуральных числах, не принадлежащих этому множеству (р а з р е ш а ю щ а я ф у н к ц и я). (2) Множество натуральных чисел наз. (рекурсивно-) перечислимым, если существует обще-рекурсивная функция, множеством значений к-рой является это множество (п е р е ч и с л я ю щ а я ф у н к ц и я). Понятия Р. и п. м. связаны и с понятием обще-рекурсивного предиката, причем их определения допускают соответствующие естеств. переформулировки. Напр., для обще-рекурсивного множества С предикат x∈С обще-рекурсивен (и, конечно, обратно). Понятия Р. и п. м. могут быть выбраны и в качестве исходных уточнений интуитивных представлений об "эффективной разрешимости" и "эффективной определимости" св-в (предикатов) конструктивных объектов, на основе к-рых затем уже можно определить понятия алгоритма и вычислимой (обще-рекурсивной) функции, не впадая в порочный круг. Проблема нахождения разрешающего алгоритма для данного множества конструктивных объектов (напр., формул определенного вида из к.-л. исчисления) наз. его разрешения проблемой.

См. также Рекурсивные функции и предикаты, Массовая проблема.

РАЗУМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РАЗУМНОГО ЭГОИЗМА ТЕОРИЯ

РАЗУМНОГО ЭГОИЗМА ТЕОРИЯ - см. Эгоизм.

РАЗУМНЫЙ

Владимир Александрович (р. 15 окт. 1924) - сов. философ, д-р филос. наук (с 1964), проф. (с 1968). Член KПCC с 1948. Окончил Всесоюзный гос. ин-т кинематографии (1948) и аспирантуру Ин-та философии АН СССР. Ведет преподават. работу по философии и эстетике (с 1950). В 1955-69 - ст. науч. сотрудник Ин-та философии АН СССР. С 1969 - директор изд-ва "Педагогика". Работает преим. по вопросам теории социалистич. реализма и эстетич. воспитания, а также как художеств. критик.

Соч.: Проблема типического в эстетике, М., 1955; Этическое и эстетическое в иск-ве, М., 1959; О природе художеств. обобщения, М., 1960; Эстетич. проблемы сов. кино, М., 1963; Проблемы социалистич. реализма, М., 1963; Ленинская теория отражения и нек-рые теоретич. вопросы изобразит, иск-ва, М., 1963; Эстетич. воспитание, М., 1969.

РАЙ

РАЙ - религ.-мифологич. представление о священном месте в пространстве или состоянии во времени, свободном от несовершенств и противоречий земного существования. В различных историч. типах мифологии это преодоление земных противоречий приписывается загробному миру или первичному состоянию человека; в новейшем религ. сознании оно иногда отождествляется с особым состоянием духа.

В древнейших мифологиях загробное существование представляется идеализированным продолжением земных отношений; различные формы этого существования определяются классом, кастой, профессией человека, но не его деятельностью - идея индивидуальной ответственности практически отсутствует. Библейская концепция, противопоставляющая райское блаженство душ праведников адским мучениям грешников (см. Ад), закрепилась лишь в 4-3 вв. до н.э. и получила дальнейшее развитие в христианстве (прежде всего в качестве универсальной этич. санкции). В христианстве можно выделить две линии в истолковании Р.: наивно-реалистическое, "чувственное" представление о Р. и грядущем воскресении (напр., у Иринея, 2 в. н.э.) и развитое патристич. философией (см. Патристика) представление о Р. как о духовном воссоединении с божеством (в поэзии - у Данте). Развивая идею потерянного Р., т.е. утраты состояния первозданной невинности, близости человека к природе и богу, христианство представляет историю человечества как историю утраты райского состояния и воссоздания его (в загробном мире, в душе верующего, в "тысячелетнем" царстве - см. Эсхатология). Введение истории в рамки трехчленной схемы: Р. - грехопадение - искупление, характерно и для ряда течений социально-утопич. мысли (напр., Мабли, естественно-правовых концепций - Руссо и др.), где желаемое будущее представляется восстановлением утраченного идеала.

Отвергнутые Гегелем ("рай есть парк, в котором могут оставаться только звери, а не люди... Грехопадение есть вечный миф человека, именно благодаря ему он становится человеком" - Соч., т. 8, М.-Л., 1935, с. 304), эти воззрения свойственны романтич. критике действительности; истолкование в подобном духе марксистской концепции историч. процесса использовалось для ее отождествления с христ. взглядами (напр., у Тиллиха). Тема "потерянного" и "возвращенного" Р. является одним из осн. мотивов мировой филос. поэзии (Мильтон, Байрон и др.), будучи формой непосредственно-эмоционального и эстетич. отношения к противоречиям социального развития.

Лит.: Ламонт К., Иллюзия бессмертия, пер. с англ., М., 1961; Токарев С. Α., Религия в истории народов мира, М., 1964; Myth. A symposium, ed. by Th. Sebeok, Bloomington, 1958.

Ю. Левада. Москва.

РАЙЛ

РАЙЛ (Ryle), Гилберт (р. 19 авг. 1900) - англ. философ-неопозитивист, проф. Оксфордского ун-та, гл. ред. журн. "Mind". В начале своей филос. деятельности находился под влиянием феноменологии Гуссерля, но уже в 30-х гг. примкнул к школе "лингвистического анализа" (см. Философия анализа). В русле идей позднего Витгенштейна Р. утверждает, что функция философии состоит в анализе обыденного языка, в определении и проверке точного употребления понятий. Философия должна показать, какие понятия и в каких границах имеют смысл и какие лишены его. Методом филос. исследования является reductio ad absurdum (доведение до нелепости), с помощью к-рого устанавливается несовместимость того или иного высказывания со следствиями, вытекающими из него. В своей гл. работе "Понятие духа" ("The concept of mind", L.-Ν.Υ., 1949) P. конкретизирует свое понимание функций философии на примере анализа понятия духа или сознания. Он считает, что вопрос о природе сознания возникает из неправильного употребления этого понятия. С т. зр. Р., философы начиная с Декарта в рассмотрении сознания совершали "категориальную ошибку", употребляя данное понятие в смысле субстанции или скрытой сущности. Но так как субстанциональность духа доказать не могли, то он оказывался у них "призраком в машине" (в человеч. теле).

В целом Р. развивает концепцию сознания, близкую к бихевиоризму; подчеркивает практич. характер нашего знания, видя его сущность в способе действования.

Соч.: Dilemmas, Camb., 1954; Logic and language, Oxf., 1955 (соавтор).

Лит.: Бегиашвили Α. Φ., Метод анализа в совр. бурж. философии, Тб., 1960; его же, Совр. англ. лингвистич. философия, Тб., 1965; Богомолов А. С., Англо-амер. бурж. философия эпохи империализма, М., 1964; Хилл Т. И., Совр. теории познания, пер. с англ., М., 1965; Ρassmоrе J., A hundred years of philosophy, L., [1957]; Сharlesworth M. J., Philosophy and linguistic analysis, Louvain, 1959.

Д. Луканов. Горький.

РАЙНИС

РА́ЙНИС (наст. фамилия - П л и е к ш а н), Ян (11 сент. 1865 - 12 сент. 1929) - латыш. революц. поэт и мыслитель, один из пионеров социалистич. мысли в Латвии. Род. в семье зажиточного крестьянина. Учился на юридич. ф-те Петербургского ун-та, где познакомился с революц. народниками. В начале 90-х гг. Р. становится одним из идейных руководителей движения латыш. прогресс. интеллигенции, т.н. нового течения. В 1891-95 Р. редактировал орган этого движения газ. "Dienas lapa" ("Ежедневный листок").

В 1897 за революц. деятельность Р. был арестован и сослан. Вернувшись из ссылки, активно участвовал в революции 1905. В дек. 1905 Р. эмигрировал в Швейцарию. Возвратившись на родину в 1920, Р. с трибуны сейма и в своих революц. стихах разоблачал реакц. политику латыш. буржуазии.

Филос. материалистич. взгляды Р. выражены в литературно-критич. статьях, пьесах ("Золотой конь" - "Zelta zirgs", 1909; "Индулис и Ария" - "Indulis un Arija", 1911; "Иосиф и его братья" - "Jāzepsun vina brăļi", 1914) и стихах (сб-ки "Тихая книга" - "Klusā grāmata", 1909; "Конец и начало" - "Dals un sākums", 1912; поэма "Ave sol!", 1910). Поэзия и драматургия Р. полны революц. пафоса; отд. эпиграммы и драматич. диалоги звучат как лаконичные афоризмы марксистской мысли.

Уже в 90-е гг. Р. изучал труды Маркса, Энгельса и Плеханова. В статьях, опубл. в газ. "Ежедневный листок", Р. излагал осн. тезисы историч. и диалектич. материализма. Много внимания уделял Р. проблеме отношения личности к обществу, роли нар. масс как движущей силы истории.

Пролет. интернационализм и гуманизм - основа жизнепонимания Р. В годы 1-й мировой войны Р. резко осуждал милитаристские позиции нем. социал-демократов; провозгласив лозунг "свободная Латвия в свободной России", он подразумевал под этим социалистич. Латвию и социалистич. Россию.

Соч.: Избр. соч., М.-Л., 1935; Собр. соч., т. 1-3, Рига, 1954; Соч., т. 1-2, М., 1955.

Лит.: Дауге П., Я. Райнис - певец борьбы, солнца и любви, М., 1920; Самсон В., Общественно-филос. взгляды Я. Райниса, "Коммунист Сов. Латвии", 1955, No 9; Очерки по истории филос. и общественно-политич. мысли народов СССР, М., 1956, т. 2, гл. 32; Сокол Э., Жизнь и творчество Я. Райниса, Рига, 1957; Краулинь К., Я. Райнис, М., 1957.

К. Краулинь. Рига.

РАЛЯ

РА́ЛЯ (Ralea), Михаил (30 апр. 1896 - 17 авг. 1964) - рум. психолог, социолог и обществ.-политич. деятель. Проф. психологии в Бухарестском ун-те, акад. (с 1948), директор Ин-та психологии АН PHP (с 1956), чл. Гос. совета PHP. В условиях народно-демократич. строя Р. становится на позиции диалектич. материализма; выступает с критикой идеалистич. концепций в совр. бурж. психологии, анализирует филос. взгляды В. Конты, И. Павлова, Эмерсона и др., освещает проблему личности в бурж. и сов. психологии. Книга Р. "История психологии" ("Istoria psihologiei", Buc., 1958, соавтор) отражает развитие этой дисциплины с древних времен до наст. времени.

Соч.: Studii de psihologie şi filosofie, Buc., 1955; Scrieri din trecut. In filozofie, Buc., 1957; Sociologie succesului, Buc., 1962 (совм. с Т. Hariton); в рус. пер. - Два облика Франции, М., 1962.

Лит.: Omagiu lui M. Ralea, "Viata romîneasca", 1965, No 2.

РАМАКРИШНА

РАМАКРИШНА (монашеское имя; в миру - Гададхар Чаттерджи) (20 февр. 1834 - 16 авг. 1886) - представитель неоиндуизма, проповедник гуманистич. идей и обществ. деятель Индии. Его мировоззрение формировалось под влиянием крупнейших мировых религий, представленных в Индии; а также в процессе длит. занятий практикой мистицизма по принципам йоги. Р. считал себя последователем абс. идеализма веданты, однако признавал реальность материального мира, пытаясь тем самым как-то объединить абс. монизм (адвайта) Шанкары и огранич. монизм (вишиштадвайта) Рамануджи. Р. значителен своим практич. учением, к-рое он излагал в форме устных проповедей и притч.

Р. утверждал, что для возрождения Индии и всего человечества необходимо прежде всего распространение религ. духа, к-рый является единств. фундаментом социальной жизни. Высшей целью земной жизни человека Р. считал постижение бога через безграничную к нему любовь и преданность (бхакти), осуществляющееся не путем аскетич. отречения от мира, а через выполнение каждым человеком своих земных обязанностей. В условиях тогдашней Индии это истолковывалось как необходимость участия в обществ. переустройстве, в нац.-освободит. движении. Служение богу, согласно Р., совпадает со служением своему ближнему, ибо бог - в каждом человеке, и все равны перед богом. Т.о., Р. выступал против кастового и нац. неравноправия. Гуманизм Р. получил дальнейшее развитие в его проповеди единения религий: все они имеют одну и ту же сущность, ведут к одной и той же цели, а боги каждой религии являются лишь различными именами одного и того же абс. духа, одной и той же духовной субстанции. Призыв к религ. солидарности содействовал ослаблению характерного для Индии религ.-общинного фанатизма. Идеи Р. способствовали пробуждению нац. самосознания инд. народа, объединению различных социальных и религ. слоев инд. общества. Благодаря проповедям Р. идеология инд. национализма с самого своего зарождения приобрела религ. характер.

Среди мн. учеников и последователей Р. самым выдающимся является Вивекананда.

Основанное им об-во "Миссия Рамакришны" (1897) остается и поныне одним из гл. центров религ. активности в Индии.

Лит.: Ольденбург С. Ф., Совр. индийский святой, "Журн. Мин-ва нар. просвещения", 1900, ч. 329, июнь; Мюллер М., Шри Рамакришна Парамагамза. Его жизнь и учение, пер. с англ., М., 1913; Рамакришна Б. Ш., Правозвестие Р., СПБ, 1914; Ρоллан Р., Жизнь Р., Соч., т. 19, М., 1936; Nirvedananda S.,Sri Ramakrishna and spiritual renaissance, Calcutta, 1940; Gambhirananda S. (publ.), Life of Sri Ramakrishna, Calcutta, 1955; его же, History of the Ramakrishna math and mission, Calcutta, 1957; Ramakrishna 1836-1886. Memoirs of Ramakrishna. Comp. by S. Abhedananda, 2 ed., Calcutta, 1957; Das A. C., A modern incarnation of God. A commentary on the life and teaching of Sri Ramakrishna, Calcutta, 1958; Lemaitre S., Ramakrishna et la vitalité de l'indouisme, P., 1959; Nehru J., Sri Ramakrishna and Swami Vivekanadda, 3 ed., Calcutta, 1960; Usha Β. Α., A Ramakrishna vedanta wordbook, Hollywood, 1962.

H. Аникеев. Москва.

РАМАНУДЖА

РАМАНУДЖА (ок. 11-12 вв.) - инд. мыслитель, основатель теистич. направления (т.н. огранич. монизма - вишиштадвайта) школы веданта. Р. принадлежат комментарии к Бхагавадгите и нек-рым Упанишадам; осн. его работы - комментарии к "Брахмасутре" ("Шрибхашья"), "Ведантасаре", "Ведартхасанграхе", "Ведан-тадине".

Конечной и высшей истиной Р. считает абс. дух, брахман. Однако, в отличие от Шанкары, Р. признает реальность и материальных объектов. Брахман, по Р., представляет собой единство трех начал: эмпирич. субъекта (бхоктри), объективного мира (бхогья) и действующей силы (преритри). В трактовке физич. мира Р. заимствует идею санкхьи о пракрити (материи), считая, однако, что ее развитие направляется волей бога. Познание истины, бога ведет у Р. не к растворению души в абсолюте, как у Шанкары, а к ее вечному блаженству на небесах. Теизм Рамануджи послужил теоретич. основой мн. течений бхакти (учение о постижении бога).

Соч.: Vedārthasangraha, ed. by J. А. В. van Buitenen, Poona, 1956.

Лит.: Srinivasa Aiyēngar С R., The life and teachings of sri Ramanujacharya, Madras, 1908; Three great acharyas: Sankara, Ramanuja, Madhwa. Critical sketches of their life and times, Madras, 1923; Raghavachar S. S., Introduction to the Vedārthasangraha of sree Rāmānujācharya, Mangalore, [1957]; Esnoul A. M., Ramanuja et la mystique vishouite, P., 1964.

H. Аникеев. Москва.

РАМЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

РАММОХАН РАЙ

Рам Мохан Рой (Rammohan Roy) (22 мая 1772 - 1833), - инд. религ. и социальный реформатор, идеолог неоиндуизма, основоположник светского образования и бенг. нац. лит-ры. Религ.-филос. взгляды Р. сформулированы в трактатах "Дар монотеистам", "В защиту индусского теизма", комментариях к "Краткому изложению Веданты", предисловии и комментариях "Упанишад" и других др.-инд. текстах. Р. выступил как критик индусской ортодоксии (хотя и признавал непогрешимость Вед) с ее политеизмом, идолопоклонством и религ. неравноправием. Р. развил идею рациональной, последовательно монотеистич. религии, в к-рой синтезировались элементы индуизма, ислама и нек-рых этич. принципов евангелич. христианства. В основе этой религ. системы - представление о едином неперсонифицированном божестве, управляющем универсумом и являющемся его единств. первопричиной. Но филос. позиции Р. не были последовательны: вступая в противоречие с развиваемой им объективно-идеалистич. концепцией, Р. утверждал несотворимость материального мира; он заявлял, что нематериальное божество не "могло быть материальной причиной" атомов (ану), из к-рых состоит материя. Р. выражает уверенность в существовании природных закономерностей и причинных связей, к-рые познаваемы.

Философия и религия, согласно Р., должны служить социальному идеалу - преобразованию действительности на основе разума и справедливости. Он выражал сочувств. отношение к зап.-европ. революц. движениям и был глубоко убежден в том, что "народные движения" в конечном счете одержат победу над "врагами свободы, приверженцами самодержавия". Борьба Р. против индусской реакции, проповедь единобожия и религ. универсализма, выступление против кастового неравноправия и разделения людей, против дикости ср.-век. традиций способствовали пробуждению нац. самосознания инд. народа.

Соч.: The English work, Allahabad, 1906.

Лит.: Комаров Э. H., Рам Мохан Рай - просветитель и провозвестник нац. движения Индии, в сб.: Общественно-политич. и филос. мысль Индии, М., 1962, с. 5-65; Singh J., Rammohum Roy, v. 1, Bombay, 1958; Collet S. D., The life and letters of raja Rammohum Roy, Calcutta, 1962.

С. Кедрова. Москва.

РАМОН-И-КАХАЛЬ

РАМО́Н-И-КАХА́ЛЬ (Ramόn у Cajal), Сантьяго (1852-1934) - исп. естествоиспытатель, развивавший (хотя и с нек-рыми уступками позитивизму и агностицизму) материалистич. традиции испанской философии; выступая против неовитализма, выдвинул т.н. нейронную теорию, близкую павловскому принципу "приурочения нервных процессов к конструкции нервной ткани". Оценивая значение и историч. перспективы философии, он считал, что в будущем она явится простым синтезом науч. теорий.

Соч.: Obras literarias completas, [2 ed.], Md, 1950. Лит.: История философии, т. 5, М., 1961, с. 683-84.

РАМОС

РА́МОС (Ramos), Самуэль (1897-1959) - мекс. философ, последователь Ортеги-и-Гасета. Изучал философию в ун-тах Мехико, Рима и Парижа, где познакомился с философией Гуссерля, Шелера, Н. Гартмана и Хейдеггера. Преподавал философию в Нац. авт. ун-те Мехико. Р. рассматривал вопросы истории и специфики нац. культуры с позиций, близких к экзистенциализму; за исходный методологич. принцип он берет осн. тезис ортегианской философии: "...я есть я и все, что вокруг меня, и если я не спасу все меня окружающее, то не спасусь и я сам" ("Historia de la filosofía en México", Méx., 1943, p. 153). Причем под "окружающим" Р. понимает комплекс идей и теорий, т.е. культуру в целом. Поскольку судьба культуры связана с индивидуальной волей, Р. делает вывод о необходимости активного участия отд. личности в развитии ("спасении") нац. духовной жизни.

Соч.: Hipotesis, Méx., 1928; El perfil del hombre y la cultura en México, Méx., 1934; Hacia un nuevo humanismo..., Méx., [1940]; Historia de la filosofía en México, Méx., 1943; El problema del "a priori" y la experiencia, Méx., 1955.

Лит.: Romanell P., La formación de la mentalidad mexicana, Méx., [1954]; Zea L., La filosofía en México, t. 1-2, Méx., 1955; Villegas Α., La filosofía de lo mexicano, Méx., 1963.

A. Дерюгина. Москва.

РАМУС

П. - см. Раме, П.

Предыдущая страница Следующая страница