Приглашаем посетить сайт

Русская библиотека (biblioteka-rus.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
Статьи на букву "Б" (часть 7, "БУА"-"БЯЛ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Б" (часть 7, "БУА"-"БЯЛ")

БУАССЕЛЬ

БУАССЕ́ЛЬ (Boissel), Франсуа (1728-1807) - франц. утопич. социалист. В 1789 опубликовал социалистич. по своему характеру "Катехизис рода человеческого для надежного и необходимого установления подлинного нравственного порядка и социального воспитания людей" ("Le Catéchisme du genre humain...", 2 éd., P., 1792), a в 1793 выступил с проектом Декларации прав санкюлотов, противопоставленной сочиненному Робеспьером проекту Декларации прав человека и гражданина. Восприняв многие идеи франц. просвещения 18 в. (Руссо, Морелли и др.), Б. пошел дальше в критике существующего строя и в планах создания нового обществ. порядка. Неравенство в совр. обществе, удалившемся от природы, является, по Б., следствием нравств. несовершенства людей, создаваемого и укрепляемого собственностью и связанными с ней браком и религией. Чтобы создать новый строй, надо уничтожить право собственности, семью, брак, религ. установления, передать обществу все богатства и обеспечить всем равные возможности потребления при условии участия в труде всех работоспособных членов общества. По словам Б., "золотой век человечества не позади, а впереди нас". Б. выдвинул программу мероприятий переходного периода (регулирование произ-ва и распределения, введение прогрессивного подоходного налога, организация обществ. мастерских и система социального трудового воспитания). Идеи Б. оказали большое влияние на Бабёфа и его сторонников, а также на французских социалистов 30-40-х гг. 19 века.

Соч.: Discours contre les servitudes publiques, P., 1786; Le Code de la liberté civique de la France ou Flambeau de la liberté, P., 1790.

Лит.: Gruenberg C, Einige Beiträge zur Entwicklungsgeschichte des modernen Sozialismus. François Boissel, "Z. ges. Staatswiss.", Tübingen, 1891, Bd 47, H. 2.

И. Зильберфарб. Москва.

БУБЕР

БУБЕР (Buber), Мартин (Мардохай) (8 февр. 1878 - 13 июня 1965) - евр. религиозный философ и писатель, близкий к теологии диалектической. В 1924-33 - проф. философии иудаизма и этики в ун-те Франкфурта-на-Майне. В 1933 эмигрировал из Германии в Швейцарию, а затем в Палестину, где был проф. социологии Евр. ун-та в Иерусалиме. Б. выступал как идеолог своеобразного евр. "почвенничества" и постулировал для евр. традиции (Библия, иудаистская ср.-век. мистика, хасидизм) значение непреходящего духовного ориентира, к-рое для христ. Европы имеет греко-рим. традиция. Это сближало его с ранним сионистским культурничеством; в то же время он уже в 1901 разошелся с политич. сионизмом, а позднее отрицательно относился к планам создания евр. гос-ва в Палестине. Тяготея к мирному анархизму в духе Г. Ландауэра и к идеям ненасилия в духе Ганди (и с Ландауэром, и с Ганди Б. связывали личные отношения), он мечтал о свободных кооперативных поселениях евреев в Палестине без гос-ва и армии. После 2-й мировой войны Б. выступал с осуждением арабско-евр. вражды и антигуманных действий по отношению к палестинским арабам. Философия Б. окрашена в экзистенциалистские тона; ее центральная идея - бытие как "диалог" (между богом и человеком, между человеком и миром и т.п.) ("Я и ты" - "Ich und Du", Lpz., 1923). "Диалогический" дух, противостоящий греч. "монологизму", Б. искал в библейском миропонимании. Особое внимание Б. уделил пантеистич. тенденциям хасидизма ("Повести раввина Нахмана" - "Die Geschichten des Rabbi Nachman", Fr./M., 1906).

Соч.: Werke, Bd 1-3, Münch., 1962-64.

Лит.: Diamond M. L., M. Buber, Jewish existentialist, N. Y., 1960; Gregоr S. R., M. Buber, L., 1966.

С. Аверинцев. Москва.

БУДДА

БУДДА (правильнее Б у д д х а, санскр., букв. - просветленный), Сиддхартха из рода Г а у т а м ы, - согласно буддийской традиции, основатель философии и религии буддизма. Дошедшие до нас жития Б. наполнены мифологич. вымыслами, что служит для нек-рых ученых гл. причиной считать его полулегендарной личностью (E. Senart, Essai sur la légende du Buddha, son caractère et ses origines, 1882). Нек-рые из т.н. сутр, относящихся к первым векам буддизма (Suttanipata. Mahaparinibbanasutta), излагают данные о жизни Б., согласно к-рым Сиддхартха, он же Шакья (Сакья)-Муни (отшельник из рода Шакьев), - будущий Б., родился в семье владетельного князя Шуддходаны, слушал поучения брахманских учителей; в возрасте 29 лет покинул дворец, в лесу Урувилва (Урувела) подвергал себя аскетизму, путем созерцания прозрел и постиг вечное становление мира, став Б. Археологические находки позволили установить, что в 3 в. до н.э. люди считали Б. земным основателем буддийской религии, к-рая призывала к уходу от обществ. жизни, аскетизму, непротивлению злу и покорности судьбе. Совр. наука относит жизнь Б. к 563-483 до н.э.

Лит.: Ольденбург С. Ф., Шизнь Будды, индийского учителя жизни, П., 1919; Τhomas E. J., The life of Buddha as legend and history, L., 1927; Buddha, Gedanken. [Ausw., übers. u. erl. H. von Glasenapp], В.-Ζ., [1942]; Glasenapp Η., Buddha. Geschichte und Legende, Ζ., [1950]; Fоuсher Α., La vie du Buddha, [P., 1949].

Ю. Рерих. Москва.

БУДДЕУС

БУДДЕ́УС (Buddeus), Иоганн Франц (25.VI.1667 - 19.XI.1729) - нем. философ-идеалист, протестантский теолог. Противник протестантской схоластики и схоластизир. Аристотеля. Б. написал первую нем. историю философии "Руководство по истории философии" ("Compendium historiae philosophicae", 1731). Учитель Бруккера.

Соч.: Elementa philosophiae practicae, editio novissima..., Halae Magdeburgicae, 1727; Elementa philosophiae instrumentalis theoreticae ac practicae..., t. 1-3, 10 ed., Halle, 1755-77.

Лит.: Stolzenburg A. F., Die Theologie des J. Fr., Buddeus und des Ch. M. Pfaff, В., 1926; Barth К., Die protestantische Theologie im XIX Jahrhundert, 2 Aufl., Zollikon - Z., 1952; Hirsch E., Geschichte der neuern evangelischen Theologie, [Bd] 2, Gütersloh, [1951], S. 319-26, 329-35.

В. Пфо. Берлин.

БУДДИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БУДНЫЙ

Симон (р. в сер. 30-х гг. 16 в. - ум. ок. 1593) - идеолог реформации и гуманизма в Польше, Белоруссии и Литве. Образование получил в Краковской академии. Примыкая к кальвинизму, издал в 1562 в Несвиже "Катехизис для простых людей языка русского" и "Об оправдании грешного человека перед богом", написанные на белорус. яз. В конце 60-х гг. Б. порывает с кальвинизмом и переходит на позиции антитринитариев. Б. полемизировал с польскими, римскими, швейц. теологами, опубликовал на польском и лат. языках ряд соч.: "Краткое доказательство того, что Христос не есть тот же самый бог, что и отец" ("Brevis demonstratio quod Christus non sit ipse Deus, qui est Pater...", 1574), "Опровержение аргументов M. Чеховича" ("Refutatio argumentorum Martini Czechowicii", 1575), в к-рых проявил свободомыслие по отношению к духовенству и христ. религии.

В предисловии к "Катехизису" Б. выступал с критикой церкви и духовенства, указывая, что духовенство корыстолюбиво, критиковал догматы христ. религии, требовал критич. отношения к т.н. "священным книгам", указывал на многочисл. противоречия в текстах Священного писания, отрицал божественность Христа. Деятельность Б. вызвала преследование его со стороны церковников. В 1582 собор в Лукловицах осудил Б. как "еретика" и "безбожника". Б. был поборником единства всех славянских народов.

Лит.: Плисс В. И., Симон Будный и его сектантская и литературная деятельность в Литве и Западной Руси, "Христианское чтение", 1914, т. 242, с. 1146-68 и 1286-1316; Literature ariańska w Polsce XVI wieku. Antologia, Warsz., 1959; Merczyng H., Szymon Budny jako krytyk tekstów biblijnych, Kr., 1913; Kot St., Ideologia polityczna i społeczna Braci polskich zwanych Arjanami, Warsz., 1932.

H. Алексютович. Минск.

БУЛАНЖЕ

БУЛАНЖЕ́ (Boulanger), Москва Антуан (11 ноября 1722 - 16 сент. 1759) - франц. ученый и философ, по профессии инженер-строитель мостов и шоссейных дорог. Был близок к Дидро и Гольбаху. Сотрудничал в "Энциклопедии", изучал историю, языки и религию народов Востока. В своих осн. произведениях "Исследование и происхождение восточного деспотизма" ("Recherches sur l'origine du despotisme oriental", 1761 и 1766) и "Разоблаченная древность..." ("L'Antiquité dévoilée", 1766) Б. выступил как материалист и атеист, утверждая, что "бог - это привесок" и что "любой сверхъестественный закон ослабляет и расстраивает законы естественные, социальные и гражданские". Б. стремился найти объективную основу религ. верований в явлениях природы, в частности в естеств. катастрофах - землетрясениях, наводнениях, переменах климата, в астрономич. явлениях; пытался применить к рассмотрению древней мифологии и культов сравнительно-историч. метод. После смерти Буланже Гольбах издал под его именем свои соч. "Разоблаченное христианство" (1761) и "Критическое рассмотрение жизни и сочинений святого Павла" (1770).

Соч.: Oeuvres, t. 1-8, P., 1792-93; Oeuvres, t. 1-6, Amsterdam, 1794.

Лит.: Вороницын И. П., История атеизма, 3 изд., [Рязань, 1930]; Марешаль П. С, Избранные атеистические произведения, М.,1958, с. 224; Morellet, [Abbé]. Mémoires inédits.., 2 éd, t. 1, P., 1822; Hampton J., Nicolas-Antoine Boulanger et la science de son temps, Lille, 1955.

A. Казарин. Москва.

БУЛГАКОВ

Сергей Николаевич (16 июля 1871 - 13 июля 1944) - рус. бурж. экономист, философ, идеолог веховства; впоследствии религ. деятель. В 90-х гг. 19 в. Б. был "легальным марксистом"; со времени революции 1905-07 - реакционер, националист, член 2-й Гос. думы, участник сб. "Вехи" (1909, ст. "Героизм и подвижничество"); вместе с др. веховцами Б. вел борьбу за откол интеллигенции от революции. С 1922 - белоэмигрант.

В области политич. экономии Б., начав с опровержения народнич. тезиса о невозможности развития капитализма в России при отсутствии внешних рынков ("О рынках при капиталистическом производстве", М., 1897), перешел затем к критике марксизма ("Капитализм и земледелие", т. 1-2, 1900), а потом и к открытой апологетике капитализма. В области философии Б. предлагал проверять Маркса Кантом, отвергал "теорию прогресса" - историч. материализм (см. ст. "Основные проблемы теории прогресса", в сб. "Проблемы идеализма", 1902; "От марксизма к идеализму", 1903). Под влиянием идей В. Соловьёва Б. обратился к религ.-мистич. философии, к-рая "имеет своей единственной и универсальной проблемой - бога и только бога". Б. пытался так "синтезировать" науку, философию и религию, чтобы все подчинить вере и одновременно избежать нелепостей "чистой" религии. Этот "синтез" Б. осуществлял, вводя наряду с "абсолютом" и "космосом" понятие "София", "третье бытие", соединяющее в себе бога и природу ("Свет невечерний", 1917; "Тихие думы", 1918; "О богочеловечестве", ч. 1 - "Агнец Божий", 1933; "Автобиографические заметки", 1946; статьи в журн. "Путь" и др.). Б. принял священство (1918), организовал об-во "Святой Софии", был проф. богослов. ин-та в Париже (1925-44). Взгляды Б. до сих пор используются врагами науки, демократии и коммунизма.

Соч.: Два града, т. 1-2, М., 1911; Философия хозяйства, М., 1912; На пиру богов, pro и contra, современные диалоги, С. [1921]; Die Tragödie der Philosophie, Darmstadt, 1927; Du Verbe incarné, P., 1943.

Лит.: Ленин В. И., О "Вехах", Соч., 4 изд., т. 16; его же, Аграрный вопрос и "критики Маркса", там же, т. 5, 13; Плеханов Г. В., О так называемых религиозных исканиях в России, в кн.: Плеханов Г. В., Избр. философские произв., т. 3, М., 1957; Аксельрод Л. (Ортодокс), О "Проблемах идеализма", в кн.: Против идеализма, М.-П., 1922; Востриков А. В., Борьба Ленина против неокантианской ревизии марксизма в России, М., 1948; Schultze В., Russische Denker, W., 1950.

Ю. Карякин. Москва.

БУЛЕ

БУЛЕ (Buhle), Иоганн Готлиб Герхард (29 сент. 1763 - 21 авг. 1821) - нем. философ-кантианец, проф. философии Гёттингенского (1787-1804) и Московского (1805-11) ун-тов. Издавал "Московские ученые ведомости" (1805-07) и "Журнал изящных искусств"; в 1814 вернулся на родину. Значение имели работы Б. по истории философии: "История философствующего человеческого рассудка" ("Geschichte des philosophierenden menschlichen Verstandes", 1793); "Учебник истории философии..." ("Lehrbuch der Geschichte der Philosophie" Tl 1-8, 1796-1804); "История новой философии..." ("Geschichte der neueren Philosophie...", Tl 1-6, 1800-05; книга была запрещена Ватиканом, см. "Вопросы истории религии и атеизма", М., 1956, с. 415). Труды Б. по истории философии широко использовал Гегель (см. Гегель, Соч., т. 9-11, 1932-35, по имен. указат.) как источник, в к-ром "есть много хороших извлечений из редких книг" (там же, т. 9, с 104). Соч.: Einleitung in die allgemeine Logik und die Kritik der reinen Vernunft, Göttingen, 1795; Entwurf einer transcendentalen Philosophie, Göttingen, 1798; Über den Ursprung und Leben des Menschengeschlechts..., Braunschweig, 1822; De optima ratione, qua historia populorum..., M., 1806; Versuch einer kritischen Litteratur der russischen Geschichte, Bd 1, M., 1810.

Лит.: Биографический словарь профессоров и преподавателей имп. Московского университета, ч. 1, М., 1885, с. 113-128; Гавриил (Воскресенский В. И.), История философии, ч. 6, Казань, 1840, с. 77-82; "Русская старина", 1874, т. 10, с. 154, 283.

В. Пфо. Берлин.

БУЛЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БУРЖУАЗИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БУРЖУАЗНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БУРИДАН

БУРИДАН (Buridan), Жан (р. ок. 1300 - ум. ок. 1358) - франц. философ-номиналист; с 1328 преподавал на "факультете искусств" Париж. ун-та. Б. содействовал распространению во Франции филос. положений Оккама и ряда естеств.-науч. идей (объяснение движения брошенных тел, возможность беспредельного неподвижного пространства, критика традиц. аргументов против возможности суточного движения земли и др.). Произведения Б., среди к-рых нет богословских, большей частью являются "вопросами" к соч. Аристотеля; они остались в рукописи или известны лишь в изданиях 15-17 вв. Распространению идей Б. способствовал его ученик Альберт Саксонский (ум. в 1390), часто дословно повторявший текст своего учителя (в "Вопросах" к "Физике" Аристотеля).

Проблему свободы воли Б. считал неразрешимой логически. Вошедший в поговорку пример "буриданова осла", умирающего от голода между двумя одинаковыми охапками сена из-за отсутствия объективных оснований для выбора, ему не принадлежит.

Соч.: Quaestiones super libris quattuor de caelo e mundo, Camb. (Mass.), 1942.

Лит.: История философии, т. 1, M., 1941, с. 478; Duhem P., Е́tudes sur Léonard de Vinci, série 1-3, P., 1906-13, то же, Brux., [1955]; Maier Α., Die Vorläuter Galileis im 14. Jahrhundert, Roma, 1949; ee же, Zwei Grundprobleme der scholastischen Naturphilosophie, 2 Aufl., Roma, 1951; Ιngarden R. S., Buridan i Kopernik: dwie koncepcje nauki, в кн.: Studia i materiały z dziejòw nauki polskiej, 1 [wyd.], Warsz., 1953, (критика отдельных преувеличений P. Duhem'a); Faral E., Jean Buridan, maître ès arts de l'Université de Paris, в его кн.: Histoire littéraire de la France, v. 38, P., 1949, отд. изд., Р., 1950.

В. Зубов. Москва.

БУРКХАРДТ

БУРКХАРДТ (Burckhardt), Якоб (25 мая 1818 - 8 августа 1897) - швейц. бурж. историк культуры. Проф. ун-та в Цюрихе (с 1885) и в Базеле (1888-93). Обучался в Берлине, в семинаре реакц. историка Л. Ранке (1795-188(5), с к-рым сблизился на почве позитивизма. Однако если Ранке подчеркивал прежде всего факты политич. истории, то Б., недовольный чисто прусским обожествлением гос-ва, на первый план выдвинул понятия культуры и личности. Как историк культуры Б. занимался проблемами Древней Греции ("Griechische Kulturgeschichte", Bd 1-4, 1898-1902), Возрождения ("Geschichte der Renaissance in Italien", 1868) и барокко. В ранний период Б. как социолог стоит на позициях позитивизма и бурж. индивидуализма. Владея материалом, Б. давал яркие картины культурной жизни рассматриваемой эпохи. Однако поскольку он не выяснял определяющие основы культуры, исследование им истории сводилось к обрисовке "духовной атмосферы" времени. В работе "Die Kultur der Renaissance in Italien" (1860, рус. пер. - "Культура Италии в эпоху Возрождения", 1904-06), описывая жизнь и быт итал. городов, нравы и типы людей, Б. в качестве осн. черты культуры Возрождения выдвинул индивидуализм, к-рый якобы привел к "открытию мира и человека". Согласно Б., культура Возрождения характеризуется новым складом ума, разрывом ср.-век. связей в отношении к религии, семье, авторитету, формированием свободной, инициативной личности, пренебрегающей всякими моральными ограничениями и запретами. Однако этот либерализм Б. носит аристократич., антиреволюц. характер. После поражения Парижской Коммуны Б. окончательно перешел на позиции реакции, осудив даже свое собств. увлечение свободной культурой Ренессанса.

В области философии культуры Б. под влиянием Шопенгауэра приходит ко все более реакц. выводам, с циническим пессимизмом рассматривая перспективы развития человеч. культуры ("Рассмотрение всемирной истории" - "Weltgeschichtliche Betrachtungen", 1905). Поздние работы Б. оказали влияние на формирование филос. концепции Ницше. В марксистской лит-ре философия культуры Б. подверглась критике в работах Грамши, Лифшица и др. Соч.: Gesamtausgabe, hrsg. von H. Trog, E. Dürr, W. Kaegi [u. a.], Bd 1-14, Stuttgart, 1929-34; Gesammelte Werke, Bd 1-10, В., [1955-59].

Лит.: Грамши Α., Избр. произв., т. 3, M., 1959, с. 271-74, 291; Лифшиц Μ. Α., Вопросы искусства и философии, М., 1935, с. 43-46; Loewith К., Jacob Burckhardt. Der Mensch inmitten der Geschichte, Luzern, 1936; Salin E., Jakob Burckhardt und Nietzsche, Basel, 1938; Grisebach E., Jacob Burckhardt als Denker, Bern - Lpz., 1943; Martin A. von, Nietzsche und Burckhardt, 3 Aufl., Basel, 1945; Kaegi W., Jacob Burckhardt, Bd 1-2, Basel, [1947-50].

Г. Недошивин. Москва.

БУРСКИЙ

БУРСКИЙ (Burski), Адам (1560 - 15 февр. 1611) - польский гуманист и логик. В 1593 получил степень магистра в Ягеллонском ун-те. С 1597 - проф. моральной философии и неоднократно ректор Замосьцской академии. В опубликованной в 1604 "Диалектике Цицерона" ("Dialektica Ciceronis...", 1604) Б. изложил вопросы логики, возрождая идеи антич. стоицизма и противопоставляя их схоластич. аристотелизму. Стоял на позициях сенсуализма. По мнению Б., познание человека переходит от чувств к наблюдению, от наблюдения к утверждениям, от утверждений к познаванию, от познавания к науке и мудрости. Выдвинул индукцию как главное средство познания в науках и искусствах, предвосхитив тем самым на шестнадцать лет идеи "Нового органона" Ф. Бэкона. С позиций индуктивной логики дал анализ истории антич. учений, умело извлекая элементы индуктивной методологии из различных филос. сочинений древности. В теории дедукции Б. также следовал за стоич. логикой, строя исчисление не терминов (как у Аристотеля), а предложений (суждений), обращая особое внимание на условные предложения. Как и стоики, Б. формулировал законы логики, пользуясь порядковыми числительными. Своими соч. Б. заложил в польской логике традицию индуктивных исследований.

Лит.: История Польши, т. 1, 2 изд., М., 1956, с. 200; Struve H., Historia logiki w Polsce, [Warsz.], 1911; Średzińska I., Logika i nowa metodologia Adama Burskiego, "Myśl Filozoficzna", 1954, No 2, s. 188-216.

С. Земский. Польша.

БУСИЯ

БУСИЯ (Busia), Кофи Абрефа (р. 1913) - бурж. социолог и политич. деятель Ганы. Проф. социологии университетского колледжа в г. Ачимота, с 1960 - Амстердамского университета. Б. - член президиума междунар. социологич. ассоциации. В своих работах Б. анализирует конкретный эмпирич. материал, характе- ризующий социальную и политич. жизнь народов Зап. Африки (этнографич., coвp., экономич. и политич. положение, борьба против колониализма, перспективы развития и др.). В осн. труде "Вождь в современной политической системе Ашанти" ("The position of the chief in the modern political system of Ashanti, L., 1951) Б. исследует быт, нравы, обычаи и политич. устройство народа ашанти и последствия английского господства. Задачей социологии Б. считает не только собирание и описание фактов, но и постановку различного рода этических целей.

Соч.: Education for citizenship, [L., 1950]; Self-government for the Gold Coast, L., [1951]; West Africa in the twentieth century, "Cahiers d'histoire mondiale", Neuchatel, 1957, v. 4, No 1, p. 203-17.

БУСЛОВ

Казимир Павлович [р. 12 (25) окт. 1914] - сов. философ, директор Ин-та философии АН БССР (с 1956). Член КПСС с 1943. Окончил Смоленский пед. ин-т им. К. Маркса (1938) и Академию обществ. наук при ЦК КПСС (1951). С 1951 преподает философию в Белорус. го с. ун-те им. В. И. Ленина. Работает преимущественно в области историч. материализма, по вопросам культуры и гуманизма. Редактор кн. "Из истории борьбы за распространение марксизма в Белоруссии 1883-1917" (Минск, 1958) и др. Автор ряда статей о философии в советской Белоруссии.

Соч.: Вопросы исторического материализма в трудах Ленина и Сталина 1921-1923 гг., Минск, 1953; В. И. Ленин о классовой сущности морали, "Коммунист Белоруссии", 1957, No 6.

БУСТАНИ

БУСТА́НИ (а л ь - Б у с т а н и), Бутрус (1819 - май 1883) - бурж. араб. просветитель, филолог и педагог. Род. в Диббии (Ливан). Образование получил в школе амер. протестантской миссии в Ливане. Б. - один из инициаторов создания первых в араб. странах просветит. кружков: "Сирийское общество наук и искусств" (1852); "Сирийское научное общество" (1868) и др. Основатель и издатель ряда периодич. изданий на араб. языке: "Сирийская труба" ("Нафир сурийя", 1860), журнал "Сады" ("Джинан", 1870) и др. Б. основал Высшую национальную школу (1863-75), к-рая одна из первых строилась не на религ. основе, а по совр. европ. образцу. Б. развернул просветит. деятельность в Сирии тогда, когда в стране царили неграмотность, религ. рознь, ср.-век. традиции. Б. одним из первых выступил в защиту женского образования. Гл. произв.- араб. толковый словарь "Океан" ("Мухит аль-мухит", т. 1-2, 1867-70), шесть томов первой араб. энциклопедии совр. типа "Круг знаний" ("Даират аль-маариф", 1876-83), а также ряд учебных пособий по филологии, математике и др.

Лит.: Brockelmann С., Geschichte der arabischen Litteratur, Bd 2, В., 1902, S. 495; Зейдан Дж., Тараджим машахир аш-шарк фи-ль-корн 19 (Биографии известнейших лиц на Востоке в 19 в.), ч. 2, Каир, 1903, с. 9-18.

З. Левин. Москва.

БУТРУ

БУТРУ (Boutroux), Эмиль (28 июля 1845 - 22 нояб. 1921) - франц. бурж. философ, представитель спиритуалистич. позитивизма. Проф. Сорбонны; с 1912 - член Франц. академии. Защищая религию и мистику, Б. выступал с критикой науки и науч. методов ("О случайности законов природы" - "De la contingence des lois de la nature", 1874, рус. пер. 1900). Б. отрицал существование объективных закономерностей; "корень бытия" у него - свобода, источником к-рой является вечно творящий мировой разум. Религия, по Б., есть высшая ступень духовной свободы, выражение человеч. стремления выйти за пределы данного. Учение Б. оказало влияние на Бергсона, Блонделя, Брюнсвика.

Соч.: De l'idée de loi naturelle dans la science et la philosophie contemporaines, P., 1895; Е́tudes d'histoire de la philosophie, 5 éd., P., 1925; Pascal, 5 éd., P., 1912; Science et religion dans la philosophie contemporaine, P., 1908 (рус. пер. СПБ, 1910).

Л. Герман. Москва.

БУХЕР

БУХЕР (Bucher), Урбан Готфрид (р. ок. 1670 - ум. после 1723) - нем. ученый и философ, механич. материалист. Был врачом саксонского штатгальтера князя фон Фюрстенберга. В соч. "Переписка о сущности души" ("Briefwechsel über das Wesen der Seele", 1713; анонимно) отрицал существование души как нематериальной субстанции и доказывал, что идеи - продукт движения мозговых волокон, берущих свое начало в органах чувств. Идеи Б., возможно, оказали влияние на Ламетри. Вопрос об авторе "Переписки" долгое время вызывал споры. Авторство Б. окончательно установлено в 20 в.

Лит.: Ланге Ф. История материализма..., т. 1, СПБ, 1881, с. 289-96; Stiehler G., Ein vergessener deutscher Atheist vom Beginn des 18 Jahrhunderts, "Dtsch. Z. Philos.", В., 1955, [No] 5.

БУХМАНИЗМ

БУХМАНИЗМ - реакционное буржуазное религ.-этич. учение, объявляющее средством устранения социальных конфликтов моральное усовершенствование личности. Основателем Б. является амер. священник Ф. Бухман (Buchman) (p. 1878), создавший в США в 1938 религ.-политич. об-во "Моральное перевооружение". Все несчастья на земле (войны, нищету, эксплуатацию и т.д.) Б. объясняет моральным несовершенством людей, якобы разучившихся понимать друг друга. Б. призывает следовать "четырем абсолютам" (аб с. честность, чистота, самоотречение, любовь), прощать тех, кто причинил зло, и примиряться со своими вчерашними врагами; бухманисты выступают за сотрудничество труда и капитала.

Общество "Моральное перевооружение" ведет активную пропаганду. Деятельность бухманистов поддерживается империалистич. кругами и направлена на подрыв рабочего движения, ослабление нац.-освободит. борьбы и разжигание антикоммунистической пропаганды. Лит.: Арбатов Ю. Α., Проповедь "морального перевооружения" - орудие американских поджигателей войны, "Вопросы философии", 1952, No 5.

Ю. Арбатов. Москва.

БХАГАВАДГИТА

Статья большая, находится на отдельной странице.

БХАКТИ

БХАКТИ (букв. - приверженность, преданность богу)

1) Термин санскритской религ.-фило с. лит-ры, обозначающий путь достижения слияния с богом. В Упанишадах и Бхагавадгите Б. фигурирует наряду с действием и знанием. Бхакти-марга, или путь любви и преданности богу, в Бхагавадгите предлагается тем, кто не настолько энергичен, чтобы вести аскетич. образ жизни. Б. включает в себя любовь и беззаветную преданность абсолюту, к-рый должен стать единственной и всепоглощающей страстью души, исключающей все эгоистич. стремления человека.

2) Направление в инд. лит-ре и религии, возникшее в 4-5 вв. в Юж. Индии. Возникновение шиваитского Б. в тамильской религ. лит-ре связывается с именем Тирунавуккарасара (иначе - Аппар, 6 в.). К несколько более позднему периоду относится начало лит-ры вишнуитского Б., к-рое связано с именами двенадцати альваров - вишнуитских поэтов. Из них наиболее известен Наммальвар. Согласно учению Б., доказать свою любовь к богу можно не пассивным аскетизмом, а борьбой с социальной несправедливостью. Положение о том, что бог доступен всем вне зависимости от касты и уровня интеллект. развития, придавало Б. демократич. характер.

В Сев. Индии Б. стало развиваться позднее, чем на юге, и имело форму поклонения аватарам (воплощениям, перерождениям) Вишну - Кришне и Раме. Основоположником Б. считается Рамананд (12-13 вв.), наиболее почитаемым учеником к-рого был Кабир (15 в.), к-рый проповедовал в своих стихах равенство всех перед богом, опровергал кастовое деление общества и религ. обрядность. Крупными поэтами этого направления были также Сур Дас (16 в.), Даду (17 в.) и др. Большое влияние Б. оказало на образование религии сикхов и творчество ее основателя Гуру Нанака (15 в.). Большинство последователей и писателей Б. принадлежали к низшим, ремесл. кастам. Б. было идеологией движения маратхов, направленного против Монгольской державы, восстания джатов в районе Матхура в 17 в., антифеод. движения сикхов и др.

Лит.: Махабхарата. II. - Бхагавадгита. Буквальный и лит. пер., введение и примечания Б. Л. Смирнова, Ашхабад, 1956 (имеется библиогр. указатель); Ρадхакришнан С., Индийская философия, пер. с англ., т. 1, М., 1956, с. 477-83; Kingsbury F. and Philips J. E., Hymns of Tamil Saivite Saints, L., 1921; Pillai S. V., History of Tamil language and literature, Madras, [1956].

А. Дьяков, А. Пятигорский. Москва.

БЫКОВ

Константин Михайлович [8 (20) янв. 1886 - 13 мая 1959] - сов. ученый-физиолог, акад. АН СССР (с 1946) и действит. чл. Академии мед. наук СССР (с 1944). Ученик И. Павлова. В 1948-50 - директор Ин-та физиологии центр. нервной системы Академии мед. наук СССР, с 1950 - директор Ин-та физиологии АН СССР. Осн. место в работах Б. занимает изучение функций головного мозга в отношении внутр. среды организма и установление законов взаимоотношения факторов внешней и внутр. среды; Б. экспериментально развил тезис И. Павлова о влиянии внешних факторов через кору головного мозга на все процессы, протекающие в животном организме. филос. значение работ Б. заключается в естеств.-науч. обосновании диалектико-материалистич. теории отражения применительно к формам чувств. познания. Лауреат Сталинской премии (1946).

Соч.: Кора головного мозга и внутренние органы, 2 изд., М.-Л., 1947; Сигнализация в кору головного мозга с наружных и внутренних рецепторов, "Изв. АН БССР", 1950, No 2; Развитие идей Павлова (Задачи и перспективы). [Доклад], в кн.: Стенографический отчет Научной сессии, посвященной проблемам физиологического учения академика И. П. Павлова. 28 июня - 4 июля 1950 года, М., 1950; Учение И. П. Павлова и современное естествознание, М., 1952; К вопросу о центральном тормошении, в кн.: Физиология нервных процессов, Киев, 1955.

Лит.: Айрапетьянц Э. Ш., Академик К. М. Быков, "Вестн. ЛГУ", 1946, No 4-5; Константин Михайлович Быков, М., 1952 (АН СССР. Материалы к биобиблиографии ученых СССР. Серия биологич. наук); Курцин И. Μ., Κ 70-летию со дня рождения и 45-летию научн., педагогич. и обществ. деятельности акад. К. М. Быкова, "Ж. высш. нервн. деят-сти", 1956, т. 6, вып. 2.

БЫТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЫТИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЫХОВСКИЙ

Бернард Эммануилович [р. 31 авг. (12 сент.) 1898] - сов. философ, профессор (с 1929), д-р филос. наук (с 1941). Член КПСС с 1920. Учился на ф-те обществ. наук Белорус. ун-та (до 1923). С 1923 ведет педагогич. и науч. работу в области диалектич. материализма, истории зап.-европ. философии и совр. зарубежной философии. Б. - автор одного из первых сов. учебников диалектического материализма (Очерк философии диалектического материализма, 1930).

Сталинская премия (1944, за авторство и редактирование 1-го и 2-го тт. "Истории философии", 1940-43).

Соч.: Враги и фальсификаторы марксизма, М.-Л., 1933; Философия Декарта, М.-Л., 1940; Метод и система Гегеля, М., 1941; Фельдфебели в Вольтерах (Фашизм и философия). М., 1943; Маразм современной буржуазной философии, М., 1947; Американский персонализм в борьбе против науки и общественного прогресса, М., 1948; Современная идеалистическая философия - оружие империалистической реакции, Μ., 1954; Основные течения современной идеалистической философии, М., 1957; Неотомизм - современная философия католицизма, в кн.: Наука и религия, М., 1957; Операционализм Бриджмена, "Вопр. философии", 1958, No 2; Философия неопрагматизма, М., 1959; Полвека спустя (О значении ленинского труда "Материализм и эмпириокритицизм" в борьбе против современной идеалистической философии), "Вопр. философии". 1959, No 5.

БЭДЭРЭУ

БЭДЭРЭУ (Ba`´da`´ra`´u), Дан (р. 1893) - рум. философ. С позиций рационалистич. идеализма занимался изучением проблем мышления и языка ("Очерки о мышлении", "Essai sur la pensèe", 1924). В годы установления народно-демократич. правления Б. опубликовал ряд работ по истории философии и логики.

Соч.: L'Individuel chez Aristote, [P.], 1936; Un système matérialiste métaphisique au XIXe siècle. La philosophie de Basile Conta, P., 1924; La double négation et le langage courant, "Philosophes roumains contemporains", [Buc.], 1958.

Ин-т философии Румынской АН.

БЭКОН РОДЖЕР

БЭКОН Роджер (Bacon), (р. ок. 1214 - ум. ок. 1292) - англ. философ и естествоиспытатель. Учился в Оксфорде, жил в Париже, потом преподавал в Оксфорде. Состоял в Францисканском ордене. По приказу духовных властей был заточен в тюрьму. Обширный труд, к-рый Б. замыслил написать и называл "главным" ("Opus principale"), остался неосуществленным. Подготовит. работами к нему являются "Большой труд" ("Opus majus", изд. 1733), "Второй труд" ("Opus secundum"), или "Меньший труд" ("Opus minus"), и "Третий труд" ("Opus tertium"), написанные в 60-х гг. 13 в. Б. считал универсалии не самостоятельными, а существующими только в единичном, к-рое объективно, независимо от общего и от мыслящего начала. Тем самым Б. подчеркивал не столько субъективность общего (как сторонники номинализма), сколько объективность единичного. В соответствии с этим, неудовлетворенный понятием алхимиков о единой "первичной материи", лишенной качеств, Б. выдвинул мысль о качественно различных элементах, комбинация к-рых и образует конкретные вещи. В то же время Б. отрицал атомистич. учение о пустоте и неделимости атомов.

Б. признавал три способа познания: авторитет, рассуждение и опыт (двух видов: внутренний - мистич. "озарение" - и внешний). Вслед за своим учителем Робертом Гроссетестом он видел в опыте основу всякого познания. Б. предугадал большое значение математики, без к-рой, по его мнению, не может существовать ни одна наука. Противопоставляя магии эксперимент. науку, Б. предугадал ряд открытий (телескопа, самодвижущихся повозок, летательных аппаратов и т.п.), о чем выразительно писал в "Послании о тайных действиях искусства и природы и ничтожестве магии" ("Epistola fratris Rogeri Baconis de secretis operibus artis et naturae, et de nullitate magiae", изд. 1618). Б. критиковал многих схоластов, в частности Александра из Гэльса и Альберта фон Больштедта; возмущался теми студентами Парижского ун-та, к-рые думали, что Фома Аквинский "знает все" и что "все вопросы разрешены в его сочинениях". Нападал на невежество и порочность духовенства, обличал феодальные притеснения, строил проект утопич. сословной республики, в к-рой источником власти явится народный плебисцит, требовал искоренения невежества и расширения светского образования.

Идеи Роберта Гроссетеста, а также современника Б. - Пьера из Марикура, труды Витело и несколько позднее - Дитриха Фрейбергского показывают, что Б. не был одинок (как это утверждали многие историки) и что уже в 13 в., при господстве схоластики, подготовлялся новый взгляд на мир.

Соч.: Opera quaedam hactenus inedita, L., 1859; The opus majus, ed. by J. Bridges, v.1-3, Oxf., 1897-1900; Opera hactenus inedita, fasc. 1-16, Oxf., 1909-40.

Лит.: Трахтенберг О. В., Очерки по истории западноевропейской средневековой философии, М., 1957; Little A. G., Roger Bacon's life and works, Oxf., 1914; Carton R., L'expérience physique chez Roger Bacon, P., 1924; Εaston S. С., Roger Bacon and his search for a universal science, Oxf., 1952; Ley H., Studie zur Geschichte des Materialismus im Mittelalter, В., 1957 (см. Именной указатель).

В. Зубов. Москва.

БЭКОН ФРЭНСИС

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЭЛЧЕСКУ

БЭЛЧЕ́СКУ (Ba`´lcescu), Николае (29 июня 1819 - 19 ноября 1852) - рум. обществ. деятель, революц. демократ и историк. Руководитель революц. выступлений в 1848 в Мунтении (Валахия). После поражения революц. движения Б. переехал в Трансильванию, где боролся за установление союза между рум. и венг. революционерами. Вынужден был эмигрировать в Париж, а затем в Италию. В "Prospect Ia Magazin istoric pentru Dacia", 1845, Б. рассматривал общество как совокупность отношений, идей и учреждений, а историю как прогрессивный процес с. В анализе феод. отношений Б. считал важным вопрос об обладании орудиями труда и рассматривал барщину как экономич. основу крепостнич. системы ("Прошлое и настоящее" - "Trecutul şi prezentul", 1851). Историч. развитие неизбежно приводит к упадку реакц. классов и революц. переходу власти к угнетенным классам ("Развитие революции в истории румын" - "Mersul revoluţiei în istoria românilor", 1850). Б. указывал на большое значение в истории борьбы между угнетенными и угнетателями. В работе "Вопросы экономики в Дунайских княжествах" ("Question économique des Principautés Danubiennes", 1850) он указывал, что проявлением неумолимо действующего закона прогресса являются революции, восстанавливающие крепостного в правах человека и гражданина. Ряд данных этой работы был использован Марксом в "Капитале" (через посредство соч. Э. Реньо - Е. Regnault, Histoire politique et sociale des Principautés Danubiennes, P., 1855, см. "Капитал", т. 1, 1955, с. 244, прим.). Б. подчеркивал, что в истории должны быть описаны прежде всего деяния народа и роль различных обществ. учреждений. Однако, несмотря на ряд диалектич. и материалистич. высказываний, в целом в понимании истории Б. оставался на идеалистич. позициях. Его идеалом было создание независимой, демократич. республики. Подвергая критике феод. отношения в сельском хозяйстве, Б. в то же время восставал и против капиталистич. отношений, оставаясь, т.о., сторонником мелкой крестьянской собственности. Б. указывал на взаимозависимость революц. движений различных стран и считал, что внутреннего освобождения народа невозможно добиться без внешней независимости. Б. был сторонником братства между румынами, венграми и славянскими народами.

Соч.: Opere, v. 1-2, Buc., 1953.

Лит.: История философии, т. 2, М., 1957, с. 476-80; Πопеску-Доряну Н., Революция 1848 года в Румынии и Николай Балческу, пер. с рум., М., 1950; Studìi şi referate despre N. Balcescu, v. 1, [Buc], 1953; Gulian С I., Gândirea social-politica a lui Nicolae Balcescu, [Buc], 1954; Georgescu-Buzau G., N. Balcescu, Buc, 1956; Ιoanid M., Particularitatile ideologiei democrat-revoluţionare din Rominia, "Cercetari filozofice", 1958, No 1.

Ин-т философии Румынской АН.

БЭР

Карл Эрнст фон (Карл Максимович) [17 (28) февр. 1792 - 16 (28) нояб. 1876] - один из основателей эмбриологии, географ, антрополог и этнограф. Род. в Эстляндии (ныне терр. Эст. ССР). Окончил Дерптский (Тартуский) ун-т, работал в Германии, с 1834 - в России, в Петерб. АН и одновременно в Медико-хирургич. академии (1841-52). Опубликовав фундамент. труд "История развития животных" ("Ober Entwicklungsgeschichte der Tiere", Bd 1-2, 1828-37), Б. заложил основы эмбриологии.

Б. рано преодолел увлечение идеалистич. натурфилософией и стал сторонником опытного исследования. Он был убежден в "бесконечной продуктивности человеческого разума", то есть признавал познаваемость всех явлений природы, и отвергал априорность науч. истин. Интересуясь проблемами индивид. развития и происхождения многообразия орга-нич. мира ("Речи..." - "Reden, gehalten in wissenschaftlichen Versammlungen und kleinere Aufsätze vermischten Inhalts, Bd 1-3, 1864-76), Б. решительно возражал против объяснения биологич. явлений вымышленной "жизненной силой". Отвергая витализм, Б. критиковал и вульгарный материализм, сводящий все процессы природы к механич. необходимости. В органич. мире он признавал направленность (Zielstriebigkeit), которую предлагал отличать от сознательно поставленной цели (Zweck), характеризующей разумную деятельность человека. Однако в выдвижении Б. принципа направленности в качестве движущей силы эволюции содержались и идеалистические моменты. Это привело Б. к выступлениям против эволюционного учения Дарвина.

Соч.: История развития животных, [пер. с нем.], т. 1-2, М., 1950-53 (в т. 1 - Райков Б. Е., О жизни и научной деятельности К. М. Бэра); Избранные работы, пер. [с нем.], Л., 1924; Автобиография, пер. [с нем.], М., 1950; Взгляд на развитие наук, в кн.: Избр. произв. русских естествоиспытателей первой половины XIX века, [со вступ. статьей Г. С. Васецкого и С. Р. Микулинского], М., 1959.

Лит.: Павловский Е. Н., Академик К. М. Бэр и Медико-хирургическая академия, М.-Л., 1948; Райков Б. Е., Русские биологи-эволюционисты до Дарвина, т. 2, М., 1951; Бляхер Л. Я., История эмбриологии в России (с середины XVIII до середины XIX в.), М., 1955, с. 159-294; История философии, т. 2, М., 1957, с. 321.

Л. Бляхер. Москва.

БЮЛЕР

БЮЛЕР (Bühler), Карл (р. 27 мая 1879) - нем. психолог-идеалист. Работал во многих ун-тах Германии (1907-22), Австрии (1922-38) и США (с 1938), один из основателей Ин-та психологии в Вене, организатор крупных публикаций по психологии ("Psychologische Monographien"), отчетов о международных конгрессах по экспериментальной психологии, один из ред. журн. "Münchener Studien zur Psychologie und Philosophie" и "Journal of general psychology". Б. разрабатывал вопросы общей и детской психологии.

Соч.: Духовное развитие ребенка, пер. с нем., [М.], 1924; Tatsachen und Probleme zu einer Psychologie der Denkvorgänge, "Arch. ges. Psychol.", 1905, Bd 9, 1908, Bd 12; Denken, в кн.: Handwörterbuch der Naturwissenschaften, [Bd] 2, Jena, 1912; Die Gestaltwahrnehmungen, Bd 1, Stuttgart, 1913; Abriss der geistigen Entwicklung des Kindes, 7 Aufl., Hdlb., 1949 (рус. пер. - Очерк духовного развития ребенка, М., 1930); Handbuch der Psychologie, Jena, 1922; Die Krise der Psychologie, 2 Aufl., Jena, 1929; Ausdruckstheorie, Jena, 1933; Sprachtheorie, Jena, 1934.

M. Роговин. Москва.

БЮФФОН

БЮФФОН (Buffon), Жорж Луи Леклерк (7 сент. 1707 - 15 апр. 1788) - франц. естество-испытатель, один из основоположников учения о развитии природы и органич. мира в особенности. Аристократ по происхождению, Б. окончил коллеж в Дижоне. Адъюнкт (1733) и член Акад. наук (1753). Гл. работа Б. - "Естественная история" ("Histoire naturelle, générale et particulière", v. 1-36, 1749-89; написана при участии ряда сотрудников - Добантона и др.; неполн. рус. пер. - "Всеобщая и частная естественная история", ч. 1-10, 1789-1808). В этом труде Б. последовательно разобрал историю развития Земли, человека, четвероногих, птиц и минералов. Развивая идеи Декарта и Лейбница, Б. в соч. "Теория Земли" ("Thèorie de la terre", 1749) разработал гипотезу происхождения Земли от Солнца в результате столкновения его с кометой. Б. описал предполагаемый процесс охлаждения Земли, образование ее поверхности и возникновения растений, животных и человека, определял продолжительность истории Земли в 74 ты с. лет. Осуждение богословским ф-том Парижского ун-та (1751) положений Б., как противоречащих Священному писанию, вынудило его отречься от них. Однако в соч. "Эпохи природы" ("Des Е́poques de la nature", 1778) Б. снова вернулся к идее развития Земли, разбив ее историю на 7 периодов общей продолжительностью в 85 тыс. лет. Б. выдвинул гипотезу об "органических молекулах", составляющих тело всякого организма; органич. молекулы являются миниатюрными прототипами отд. частей и органов живых существ и при процессах размножения они вновь собираются, образуя новые организмы, растущие и развивающиеся на основе "внутр. модели" (moule interière), специфичной для каждого вида растения и животного.

Являясь противником систематики Линнея, Б. дал монографич. описания отдельных групп животных, влияния среды на их изменение, пытаясь доказать общность происхождения нек-рых видов животных. Так, он считал осла "выродившейся" лошадью, обезьяну - "выродившимся" человеком. Боясь навлечь на себя гонение церкви, Б. лишь в 1766 высказал в более общей и определ. форме убеждение, что в каждом семействе или роде виды происходят друг от друга.

Идеи Б. оказали длительное влияние на дальнейшую разработку учения о развитии природы и определили в значит. степени биологич. представления франц. материалистов 18 в.

Соч.: Oeuvres philosophiques, P., 1954 (имеется библиогр.).

Лит.: Лункевич В. В., От Гераклита до Дарвина, т. 2, М.-Л., 1940; Гайсинович Α. Ε., Κ. Φ. Вольф и учение о развитии, в кн.: Вольф К. Ф., Теория зарождения, [М.], 1950; Flourens P., Histoire des travaux et des idées du Buffon, 2 éd., P., 1850; Dimier L, Buffon, P., 1919; Roule L., Buffon et la description de la nature, P., 1924.

A. Гайсинович. Москва.

БЮХНЕР

БЮХНЕР (Büchner), Людвиг (Фридрих Карл Христиан Людвиг) (28 марта 1824 - 30 апр. 1899) - нем. врач, естествоиспытатель, философ - вульгарный материалист. По политич. убеждениям - либерал. Приват-доцент в Тюбингене (1852). Выпустив материалистич. работу "Сила и материя" (1855, рус. пер. 1860, 1907; пер. на мн. другие яз.), вынужден был уйти в отставку. В книгах "Природа и наука" (1857, рус. пер. 1881), "Психическая жизнь животных" (1876, рус. пер. 1902), "Дарвинизм и социализм" (1894, рус. пер. 1907) и др. Б. отстаивал идеи вульгарного материализма, мальтузианства, социального дарвинизма. Первоначально он находился под сильным влиянием философии Фейербаха, к-рую трактовал упрощенно, ориентируясь на антропологизм и отрицательное отношение Фейербаха к диалектике Гегеля. Ленин назвал Б. и др. представителей вульгарного материализма "пигмеями и жалкими кропателями по сравнению с Фейербахом" (Соч., 4 изд., т. 14, с. 315). Другим источником филос. взглядов Б. были идеи Кабаниса. В теории познания Б. становился на путь агностицизма, считая, что подлинная природа вещей нам неизвестна ("Сила и материя", СПБ, 1907, с. 9). Придерживаясь принципов социального дарвинизма, Б. провозглашал борьбу за существование (капиталистич. конкуренцию) основой социального развития и утверждал естественность и вечность проявления этой борьбы. Одновременно находил у животных го с. и обществ. организацию (см. "Психическая жизнь животных", 1902, с. 51). Б. выступал против осн. идей нем. социал-демократии и планов коммунистич. преобразования общества (см. "Дарвинизм и социализм", СПБ, 1907, с. 55-67).

Отдельные передовые ученые 19 в. критически использовали нек-рые работы и идеи Б. для борьбы с идеализмом. Классики марксизма-ленинизма подвергли критике вульгарный материализм Б. и показали бурж. характер его идеологии. "От "вульгарных" материалистов Фохта, Бюхнера и Молешотта Энгельс отгораживался, между прочим, именно потому, что они сбивались на тот взгляд, будто мозг выделяет мысль так же, как печень выделяет желчь" (Ленин В. И., Соч., 4 изд. т. 14, с. 36). Лит.: Энгельс Ф., Анти-Дюринг, М., 1957, с. 312-13; его же, Диалектика природы, М., 1955, с. 23, 24, 159, 161; Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, Соч., 4 изд., т. 14, с. 36, 226-30, 316, 318, 323; Таганский Г., Вульгарный материализм третьей четверти XIX в. и современные механисты, в сб.: Из истории философии XIX века, [M.], 1933; ЮшмановН., Общественно-политические взгляды вульгарных материалистов, там же; Ланге Φ. Α., История материализма и критика его значения в настоящем, [пер. с нем.], т. 2, Киев - Харьков, 1900; Frauenstädt J., Der Materialismus. Seine Wahrheit und sein Irrtum. Eine Erwiderung auf Dr. Louis Büchner's, "Kraft und Stoff", Lpz., 1856; Drews Α., Die deutsche Spekulation seit Kant..., Bd 1-2, 2 Ausg., Lpz., 1896.

M. Баскин. Москва.

БЮШЕ

БЮШЕ́ (Buchez), Филипп Жозеф (31 марта 1796 - 12 авг. 1865) - франц. христ. социалист и историк. В молодости, в период борьбы с реставрированной монархией Бурбонов, Б. был активным деятелем революц. карбонарства во Франции и сотрудничал в сен-симонистском еженедельнике "Le Producteur". В 30-х гг. издавал журн. "L'Européen", с 1840 - рабочий ежемесячник "L'Atelier", участников к-рого Маркс назвал "реакционными рабочими" (Маркс К. и Энгельс Ф., Избр. произв., т. 2, 1955, с. 21). В 1848 Б. был председателем Учредит. собрания и стремился обратить его внимание на рабочий вопро с. В своих соч. "Вступление в историческую науку, или науку развития человечества" ("Introduction á la science de l'histoire, ou science du développement de l'humanité, 1833), "Опыт полного изложения философии с точки зрения католицизма и прогресса" ("Essai d'un traité complet de philosophie au point de vue du catholicisme et du progrès", v. 1-3, 1838-40) Б. утверждал, что историч. развитие является реализацией божеств. предопределения. Будущее общество Б. мыслил в виде христ. гос-ва, в к-ром социальные антагонизмы будут преодолены сотрудничеством "работников различных профессий". Б. создал до 100 ассоциаций ремесленников и рабочих. Пропаганда Б. имела назначением борьбу с социалистич. и коммунистич. идеями, проповедь классового мира, сохранение идейного господства и руководства рабочим движением буржуазией. Идеи реакц. католич. социализма, развитые Б., подхваченные Лассалем и введенные в Готскую программу, резко критиковал К. Маркс.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Избр. произв., т. 2, М., 1955, с. 21, 31; их же, Соч. т. 24, М., 1931, с. 99; т. 26, М., 1935, с. 10; Кареев Н., Французские историки первой половины XIX века, Л., 1924; Wassilieff N., P. J. В. Buchez, der Begründer der modernen Assoziationsbewegung Frankreichs, Bern, 1898 (Diss.); Gastella G., Buchez historien, Fribourg, 1909; Cuvillier Α., P. J. В. Buchez et les origines du socialisme chrétien, P., 1948.

M. Мчедлов. Москва.

БЯЛОБЛОЦКИЙ

БЯЛОБЛО́ЦКИЙ (Białobłocki), Бронислав (ок. 1861 - 14 апр. 1888) - польский публицист и эстетик. Окончил юридич. ф-т Петерб. ун-та, где сблизился с группой польских студентов-социалистов. Возвратившись в 1882 в Варшаву, установил непосредств. связь с деятелями партии "Пролетариат" и стал активным пропагандистом науч. социализма. На страницах легальной прессы "Przegląd tygodniowy życia społecznego, literatury i sztuk pięknych" призывал интеллигенцию присоединиться к борьбе пролетариата. В области эстетики Б. - сторонник рус. революц. демократов, в особенности Чернышевского и Добролюбова. В статье "Об эстетических очерках Массониуса" ("Szkice estetyczne P. M. Masoniusza", 1884) Б. критиковал неокантианскую концепцию "искусства для искусства", требовал создания иск-ва, выражающего интересы и потребности народа.

Соч.: Szkice społeczne i literackie, Wybrał i wstępem poprzedził S. Sandler, [Warsz.], 1954; Szkice literackie, Warsz., 1932. Лит.: Sandler S., U początków marksistowskiej krytyki literackiej w Polsce, Wr., 1954; Osiadacz Α., W sprawie monografii о Bronisławie Białobłockim, "Myśl filozoficzna", 1954, [No] 4; Krzywicki L., Wspomnienia, t. 2, Warsz., 1957, с 139-47.

A. Мольска-Осядач. Польша.

Предыдущая страница Следующая страница