Приглашаем посетить сайт
Статьи на букву "Б" (часть 7, "БУА"-"БЯЛ")
БУАССЕ́ЛЬ (Boissel), Франсуа (1728-1807) - франц. утопич. социалист. В 1789 опубликовал социалистич. по своему характеру "Катехизис рода человеческого для надежного и необходимого установления подлинного нравственного порядка и социального воспитания людей" ("Le Catéchisme du genre humain...", 2 éd., P., 1792), a в 1793 выступил с проектом Декларации прав санкюлотов, противопоставленной сочиненному Робеспьером проекту Декларации прав человека и гражданина. Восприняв многие идеи франц. просвещения 18 в. (Руссо, Морелли и др.), Б. пошел дальше в критике существующего строя и в планах создания нового обществ. порядка. Неравенство в совр. обществе, удалившемся от природы, является, по Б., следствием нравств. несовершенства людей, создаваемого и укрепляемого собственностью и связанными с ней браком и религией. Чтобы создать новый строй, надо уничтожить право собственности, семью, брак, религ. установления, передать обществу все богатства и обеспечить всем равные возможности потребления при условии участия в труде всех работоспособных членов общества. По словам Б., "золотой век человечества не позади, а впереди нас". Б. выдвинул программу мероприятий переходного периода (регулирование произ-ва и распределения, введение прогрессивного подоходного налога, организация обществ. мастерских и система социального трудового воспитания). Идеи Б. оказали большое влияние на Бабёфа и его сторонников, а также на французских социалистов 30-40-х гг. 19 века. Соч.: Discours contre les servitudes publiques, P., 1786; Le Code de la liberté civique de la France ou Flambeau de la liberté, P., 1790. Лит.: Gruenberg C, Einige Beiträge zur Entwicklungsgeschichte des modernen Sozialismus. François Boissel, "Z. ges. Staatswiss.", Tübingen, 1891, Bd 47, H. 2. И. Зильберфарб. Москва. |
БУБЕР (Buber), Мартин (Мардохай) (8 февр. 1878 - 13 июня 1965) - евр. религиозный философ и писатель, близкий к теологии диалектической. В 1924-33 - проф. философии иудаизма и этики в ун-те Франкфурта-на-Майне. В 1933 эмигрировал из Германии в Швейцарию, а затем в Палестину, где был проф. социологии Евр. ун-та в Иерусалиме. Б. выступал как идеолог своеобразного евр. "почвенничества" и постулировал для евр. традиции (Библия, иудаистская ср.-век. мистика, хасидизм) значение непреходящего духовного ориентира, к-рое для христ. Европы имеет греко-рим. традиция. Это сближало его с ранним сионистским культурничеством; в то же время он уже в 1901 разошелся с политич. сионизмом, а позднее отрицательно относился к планам создания евр. гос-ва в Палестине. Тяготея к мирному анархизму в духе Г. Ландауэра и к идеям ненасилия в духе Ганди (и с Ландауэром, и с Ганди Б. связывали личные отношения), он мечтал о свободных кооперативных поселениях евреев в Палестине без гос-ва и армии. После 2-й мировой войны Б. выступал с осуждением арабско-евр. вражды и антигуманных действий по отношению к палестинским арабам. Философия Б. окрашена в экзистенциалистские тона; ее центральная идея - бытие как "диалог" (между богом и человеком, между человеком и миром и т.п.) ("Я и ты" - "Ich und Du", Lpz., 1923). "Диалогический" дух, противостоящий греч. "монологизму", Б. искал в библейском миропонимании. Особое внимание Б. уделил пантеистич. тенденциям хасидизма ("Повести раввина Нахмана" - "Die Geschichten des Rabbi Nachman", Fr./M., 1906). Соч.: Werke, Bd 1-3, Münch., 1962-64. Лит.: Diamond M. L., M. Buber, Jewish existentialist, N. Y., 1960; Gregоr S. R., M. Buber, L., 1966. С. Аверинцев. Москва. |
БУДДА (правильнее Б у д д х а, санскр., букв. - просветленный), Сиддхартха из рода Г а у т а м ы, - согласно буддийской традиции, основатель философии и религии буддизма. Дошедшие до нас жития Б. наполнены мифологич. вымыслами, что служит для нек-рых ученых гл. причиной считать его полулегендарной личностью (E. Senart, Essai sur la légende du Buddha, son caractère et ses origines, 1882). Нек-рые из т.н. сутр, относящихся к первым векам буддизма (Suttanipata. Mahaparinibbanasutta), излагают данные о жизни Б., согласно к-рым Сиддхартха, он же Шакья (Сакья)-Муни (отшельник из рода Шакьев), - будущий Б., родился в семье владетельного князя Шуддходаны, слушал поучения брахманских учителей; в возрасте 29 лет покинул дворец, в лесу Урувилва (Урувела) подвергал себя аскетизму, путем созерцания прозрел и постиг вечное становление мира, став Б. Археологические находки позволили установить, что в 3 в. до н.э. люди считали Б. земным основателем буддийской религии, к-рая призывала к уходу от обществ. жизни, аскетизму, непротивлению злу и покорности судьбе. Совр. наука относит жизнь Б. к 563-483 до н.э. Лит.: Ольденбург С. Ф., Шизнь Будды, индийского учителя жизни, П., 1919; Τhomas E. J., The life of Buddha as legend and history, L., 1927; Buddha, Gedanken. [Ausw., übers. u. erl. H. von Glasenapp], В.-Ζ., [1942]; Glasenapp Η., Buddha. Geschichte und Legende, Ζ., [1950]; Fоuсher Α., La vie du Buddha, [P., 1949]. Ю. Рерих. Москва. |
БУДДЕ́УС (Buddeus), Иоганн Франц (25.VI.1667 - 19.XI.1729) - нем. философ-идеалист, протестантский теолог. Противник протестантской схоластики и схоластизир. Аристотеля. Б. написал первую нем. историю философии "Руководство по истории философии" ("Compendium historiae philosophicae", 1731). Учитель Бруккера. Соч.: Elementa philosophiae practicae, editio novissima..., Halae Magdeburgicae, 1727; Elementa philosophiae instrumentalis theoreticae ac practicae..., t. 1-3, 10 ed., Halle, 1755-77. Лит.: Stolzenburg A. F., Die Theologie des J. Fr., Buddeus und des Ch. M. Pfaff, В., 1926; Barth К., Die protestantische Theologie im XIX Jahrhundert, 2 Aufl., Zollikon - Z., 1952; Hirsch E., Geschichte der neuern evangelischen Theologie, [Bd] 2, Gütersloh, [1951], S. 319-26, 329-35. В. Пфо. Берлин. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Симон (р. в сер. 30-х гг. 16 в. - ум. ок. 1593) - идеолог реформации и гуманизма в Польше, Белоруссии и Литве. Образование получил в Краковской академии. Примыкая к кальвинизму, издал в 1562 в Несвиже "Катехизис для простых людей языка русского" и "Об оправдании грешного человека перед богом", написанные на белорус. яз. В конце 60-х гг. Б. порывает с кальвинизмом и переходит на позиции антитринитариев. Б. полемизировал с польскими, римскими, швейц. теологами, опубликовал на польском и лат. языках ряд соч.: "Краткое доказательство того, что Христос не есть тот же самый бог, что и отец" ("Brevis demonstratio quod Christus non sit ipse Deus, qui est Pater...", 1574), "Опровержение аргументов M. Чеховича" ("Refutatio argumentorum Martini Czechowicii", 1575), в к-рых проявил свободомыслие по отношению к духовенству и христ. религии. В предисловии к "Катехизису" Б. выступал с критикой церкви и духовенства, указывая, что духовенство корыстолюбиво, критиковал догматы христ. религии, требовал критич. отношения к т.н. "священным книгам", указывал на многочисл. противоречия в текстах Священного писания, отрицал божественность Христа. Деятельность Б. вызвала преследование его со стороны церковников. В 1582 собор в Лукловицах осудил Б. как "еретика" и "безбожника". Б. был поборником единства всех славянских народов. Лит.: Плисс В. И., Симон Будный и его сектантская и литературная деятельность в Литве и Западной Руси, "Христианское чтение", 1914, т. 242, с. 1146-68 и 1286-1316; Literature ariańska w Polsce XVI wieku. Antologia, Warsz., 1959; Merczyng H., Szymon Budny jako krytyk tekstów biblijnych, Kr., 1913; Kot St., Ideologia polityczna i społeczna Braci polskich zwanych Arjanami, Warsz., 1932. H. Алексютович. Минск. |
БУЛАНЖЕ́ (Boulanger), Москва Антуан (11 ноября 1722 - 16 сент. 1759) - франц. ученый и философ, по профессии инженер-строитель мостов и шоссейных дорог. Был близок к Дидро и Гольбаху. Сотрудничал в "Энциклопедии", изучал историю, языки и религию народов Востока. В своих осн. произведениях "Исследование и происхождение восточного деспотизма" ("Recherches sur l'origine du despotisme oriental", 1761 и 1766) и "Разоблаченная древность..." ("L'Antiquité dévoilée", 1766) Б. выступил как материалист и атеист, утверждая, что "бог - это привесок" и что "любой сверхъестественный закон ослабляет и расстраивает законы естественные, социальные и гражданские". Б. стремился найти объективную основу религ. верований в явлениях природы, в частности в естеств. катастрофах - землетрясениях, наводнениях, переменах климата, в астрономич. явлениях; пытался применить к рассмотрению древней мифологии и культов сравнительно-историч. метод. После смерти Буланже Гольбах издал под его именем свои соч. "Разоблаченное христианство" (1761) и "Критическое рассмотрение жизни и сочинений святого Павла" (1770). Соч.: Oeuvres, t. 1-8, P., 1792-93; Oeuvres, t. 1-6, Amsterdam, 1794. Лит.: Вороницын И. П., История атеизма, 3 изд., [Рязань, 1930]; Марешаль П. С, Избранные атеистические произведения, М.,1958, с. 224; Morellet, [Abbé]. Mémoires inédits.., 2 éd, t. 1, P., 1822; Hampton J., Nicolas-Antoine Boulanger et la science de son temps, Lille, 1955. A. Казарин. Москва. |
Сергей Николаевич (16 июля 1871 - 13 июля 1944) - рус. бурж. экономист, философ, идеолог веховства; впоследствии религ. деятель. В 90-х гг. 19 в. Б. был "легальным марксистом"; со времени революции 1905-07 - реакционер, националист, член 2-й Гос. думы, участник сб. "Вехи" (1909, ст. "Героизм и подвижничество"); вместе с др. веховцами Б. вел борьбу за откол интеллигенции от революции. С 1922 - белоэмигрант. В области политич. экономии Б., начав с опровержения народнич. тезиса о невозможности развития капитализма в России при отсутствии внешних рынков ("О рынках при капиталистическом производстве", М., 1897), перешел затем к критике марксизма ("Капитализм и земледелие", т. 1-2, 1900), а потом и к открытой апологетике капитализма. В области философии Б. предлагал проверять Маркса Кантом, отвергал "теорию прогресса" - историч. материализм (см. ст. "Основные проблемы теории прогресса", в сб. "Проблемы идеализма", 1902; "От марксизма к идеализму", 1903). Под влиянием идей В. Соловьёва Б. обратился к религ.-мистич. философии, к-рая "имеет своей единственной и универсальной проблемой - бога и только бога". Б. пытался так "синтезировать" науку, философию и религию, чтобы все подчинить вере и одновременно избежать нелепостей "чистой" религии. Этот "синтез" Б. осуществлял, вводя наряду с "абсолютом" и "космосом" понятие "София", "третье бытие", соединяющее в себе бога и природу ("Свет невечерний", 1917; "Тихие думы", 1918; "О богочеловечестве", ч. 1 - "Агнец Божий", 1933; "Автобиографические заметки", 1946; статьи в журн. "Путь" и др.). Б. принял священство (1918), организовал об-во "Святой Софии", был проф. богослов. ин-та в Париже (1925-44). Взгляды Б. до сих пор используются врагами науки, демократии и коммунизма. Соч.: Два града, т. 1-2, М., 1911; Философия хозяйства, М., 1912; На пиру богов, pro и contra, современные диалоги, С. [1921]; Die Tragödie der Philosophie, Darmstadt, 1927; Du Verbe incarné, P., 1943. Лит.: Ленин В. И., О "Вехах", Соч., 4 изд., т. 16; его же, Аграрный вопрос и "критики Маркса", там же, т. 5, 13; Плеханов Г. В., О так называемых религиозных исканиях в России, в кн.: Плеханов Г. В., Избр. философские произв., т. 3, М., 1957; Аксельрод Л. (Ортодокс), О "Проблемах идеализма", в кн.: Против идеализма, М.-П., 1922; Востриков А. В., Борьба Ленина против неокантианской ревизии марксизма в России, М., 1948; Schultze В., Russische Denker, W., 1950. Ю. Карякин. Москва. |
БУЛЕ (Buhle), Иоганн Готлиб Герхард (29 сент. 1763 - 21 авг. 1821) - нем. философ-кантианец, проф. философии Гёттингенского (1787-1804) и Московского (1805-11) ун-тов. Издавал "Московские ученые ведомости" (1805-07) и "Журнал изящных искусств"; в 1814 вернулся на родину. Значение имели работы Б. по истории философии: "История философствующего человеческого рассудка" ("Geschichte des philosophierenden menschlichen Verstandes", 1793); "Учебник истории философии..." ("Lehrbuch der Geschichte der Philosophie" Tl 1-8, 1796-1804); "История новой философии..." ("Geschichte der neueren Philosophie...", Tl 1-6, 1800-05; книга была запрещена Ватиканом, см. "Вопросы истории религии и атеизма", М., 1956, с. 415). Труды Б. по истории философии широко использовал Гегель (см. Гегель, Соч., т. 9-11, 1932-35, по имен. указат.) как источник, в к-ром "есть много хороших извлечений из редких книг" (там же, т. 9, с 104). Соч.: Einleitung in die allgemeine Logik und die Kritik der reinen Vernunft, Göttingen, 1795; Entwurf einer transcendentalen Philosophie, Göttingen, 1798; Über den Ursprung und Leben des Menschengeschlechts..., Braunschweig, 1822; De optima ratione, qua historia populorum..., M., 1806; Versuch einer kritischen Litteratur der russischen Geschichte, Bd 1, M., 1810. Лит.: Биографический словарь профессоров и преподавателей имп. Московского университета, ч. 1, М., 1885, с. 113-128; Гавриил (Воскресенский В. И.), История философии, ч. 6, Казань, 1840, с. 77-82; "Русская старина", 1874, т. 10, с. 154, 283. В. Пфо. Берлин. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
БУРИДАН (Buridan), Жан (р. ок. 1300 - ум. ок. 1358) - франц. философ-номиналист; с 1328 преподавал на "факультете искусств" Париж. ун-та. Б. содействовал распространению во Франции филос. положений Оккама и ряда естеств.-науч. идей (объяснение движения брошенных тел, возможность беспредельного неподвижного пространства, критика традиц. аргументов против возможности суточного движения земли и др.). Произведения Б., среди к-рых нет богословских, большей частью являются "вопросами" к соч. Аристотеля; они остались в рукописи или известны лишь в изданиях 15-17 вв. Распространению идей Б. способствовал его ученик Альберт Саксонский (ум. в 1390), часто дословно повторявший текст своего учителя (в "Вопросах" к "Физике" Аристотеля). Проблему свободы воли Б. считал неразрешимой логически. Вошедший в поговорку пример "буриданова осла", умирающего от голода между двумя одинаковыми охапками сена из-за отсутствия объективных оснований для выбора, ему не принадлежит. Соч.: Quaestiones super libris quattuor de caelo e mundo, Camb. (Mass.), 1942. Лит.: История философии, т. 1, M., 1941, с. 478; Duhem P., Е́tudes sur Léonard de Vinci, série 1-3, P., 1906-13, то же, Brux., [1955]; Maier Α., Die Vorläuter Galileis im 14. Jahrhundert, Roma, 1949; ee же, Zwei Grundprobleme der scholastischen Naturphilosophie, 2 Aufl., Roma, 1951; Ιngarden R. S., Buridan i Kopernik: dwie koncepcje nauki, в кн.: Studia i materiały z dziejòw nauki polskiej, 1 [wyd.], Warsz., 1953, (критика отдельных преувеличений P. Duhem'a); Faral E., Jean Buridan, maître ès arts de l'Université de Paris, в его кн.: Histoire littéraire de la France, v. 38, P., 1949, отд. изд., Р., 1950. В. Зубов. Москва. |
БУРКХАРДТ (Burckhardt), Якоб (25 мая 1818 - 8 августа 1897) - швейц. бурж. историк культуры. Проф. ун-та в Цюрихе (с 1885) и в Базеле (1888-93). Обучался в Берлине, в семинаре реакц. историка Л. Ранке (1795-188(5), с к-рым сблизился на почве позитивизма. Однако если Ранке подчеркивал прежде всего факты политич. истории, то Б., недовольный чисто прусским обожествлением гос-ва, на первый план выдвинул понятия культуры и личности. Как историк культуры Б. занимался проблемами Древней Греции ("Griechische Kulturgeschichte", Bd 1-4, 1898-1902), Возрождения ("Geschichte der Renaissance in Italien", 1868) и барокко. В ранний период Б. как социолог стоит на позициях позитивизма и бурж. индивидуализма. Владея материалом, Б. давал яркие картины культурной жизни рассматриваемой эпохи. Однако поскольку он не выяснял определяющие основы культуры, исследование им истории сводилось к обрисовке "духовной атмосферы" времени. В работе "Die Kultur der Renaissance in Italien" (1860, рус. пер. - "Культура Италии в эпоху Возрождения", 1904-06), описывая жизнь и быт итал. городов, нравы и типы людей, Б. в качестве осн. черты культуры Возрождения выдвинул индивидуализм, к-рый якобы привел к "открытию мира и человека". Согласно Б., культура Возрождения характеризуется новым складом ума, разрывом ср.-век. связей в отношении к религии, семье, авторитету, формированием свободной, инициативной личности, пренебрегающей всякими моральными ограничениями и запретами. Однако этот либерализм Б. носит аристократич., антиреволюц. характер. После поражения Парижской Коммуны Б. окончательно перешел на позиции реакции, осудив даже свое собств. увлечение свободной культурой Ренессанса. В области философии культуры Б. под влиянием Шопенгауэра приходит ко все более реакц. выводам, с циническим пессимизмом рассматривая перспективы развития человеч. культуры ("Рассмотрение всемирной истории" - "Weltgeschichtliche Betrachtungen", 1905). Поздние работы Б. оказали влияние на формирование филос. концепции Ницше. В марксистской лит-ре философия культуры Б. подверглась критике в работах Грамши, Лифшица и др. Соч.: Gesamtausgabe, hrsg. von H. Trog, E. Dürr, W. Kaegi [u. a.], Bd 1-14, Stuttgart, 1929-34; Gesammelte Werke, Bd 1-10, В., [1955-59]. Лит.: Грамши Α., Избр. произв., т. 3, M., 1959, с. 271-74, 291; Лифшиц Μ. Α., Вопросы искусства и философии, М., 1935, с. 43-46; Loewith К., Jacob Burckhardt. Der Mensch inmitten der Geschichte, Luzern, 1936; Salin E., Jakob Burckhardt und Nietzsche, Basel, 1938; Grisebach E., Jacob Burckhardt als Denker, Bern - Lpz., 1943; Martin A. von, Nietzsche und Burckhardt, 3 Aufl., Basel, 1945; Kaegi W., Jacob Burckhardt, Bd 1-2, Basel, [1947-50]. Г. Недошивин. Москва. |
БУРСКИЙ (Burski), Адам (1560 - 15 февр. 1611) - польский гуманист и логик. В 1593 получил степень магистра в Ягеллонском ун-те. С 1597 - проф. моральной философии и неоднократно ректор Замосьцской академии. В опубликованной в 1604 "Диалектике Цицерона" ("Dialektica Ciceronis...", 1604) Б. изложил вопросы логики, возрождая идеи антич. стоицизма и противопоставляя их схоластич. аристотелизму. Стоял на позициях сенсуализма. По мнению Б., познание человека переходит от чувств к наблюдению, от наблюдения к утверждениям, от утверждений к познаванию, от познавания к науке и мудрости. Выдвинул индукцию как главное средство познания в науках и искусствах, предвосхитив тем самым на шестнадцать лет идеи "Нового органона" Ф. Бэкона. С позиций индуктивной логики дал анализ истории антич. учений, умело извлекая элементы индуктивной методологии из различных филос. сочинений древности. В теории дедукции Б. также следовал за стоич. логикой, строя исчисление не терминов (как у Аристотеля), а предложений (суждений), обращая особое внимание на условные предложения. Как и стоики, Б. формулировал законы логики, пользуясь порядковыми числительными. Своими соч. Б. заложил в польской логике традицию индуктивных исследований. Лит.: История Польши, т. 1, 2 изд., М., 1956, с. 200; Struve H., Historia logiki w Polsce, [Warsz.], 1911; Średzińska I., Logika i nowa metodologia Adama Burskiego, "Myśl Filozoficzna", 1954, No 2, s. 188-216. С. Земский. Польша. |
БУСИЯ (Busia), Кофи Абрефа (р. 1913) - бурж. социолог и политич. деятель Ганы. Проф. социологии университетского колледжа в г. Ачимота, с 1960 - Амстердамского университета. Б. - член президиума междунар. социологич. ассоциации. В своих работах Б. анализирует конкретный эмпирич. материал, характе- ризующий социальную и политич. жизнь народов Зап. Африки (этнографич., coвp., экономич. и политич. положение, борьба против колониализма, перспективы развития и др.). В осн. труде "Вождь в современной политической системе Ашанти" ("The position of the chief in the modern political system of Ashanti, L., 1951) Б. исследует быт, нравы, обычаи и политич. устройство народа ашанти и последствия английского господства. Задачей социологии Б. считает не только собирание и описание фактов, но и постановку различного рода этических целей. Соч.: Education for citizenship, [L., 1950]; Self-government for the Gold Coast, L., [1951]; West Africa in the twentieth century, "Cahiers d'histoire mondiale", Neuchatel, 1957, v. 4, No 1, p. 203-17. |
Казимир Павлович [р. 12 (25) окт. 1914] - сов. философ, директор Ин-та философии АН БССР (с 1956). Член КПСС с 1943. Окончил Смоленский пед. ин-т им. К. Маркса (1938) и Академию обществ. наук при ЦК КПСС (1951). С 1951 преподает философию в Белорус. го с. ун-те им. В. И. Ленина. Работает преимущественно в области историч. материализма, по вопросам культуры и гуманизма. Редактор кн. "Из истории борьбы за распространение марксизма в Белоруссии 1883-1917" (Минск, 1958) и др. Автор ряда статей о философии в советской Белоруссии. Соч.: Вопросы исторического материализма в трудах Ленина и Сталина 1921-1923 гг., Минск, 1953; В. И. Ленин о классовой сущности морали, "Коммунист Белоруссии", 1957, No 6. |
БУСТА́НИ (а л ь - Б у с т а н и), Бутрус (1819 - май 1883) - бурж. араб. просветитель, филолог и педагог. Род. в Диббии (Ливан). Образование получил в школе амер. протестантской миссии в Ливане. Б. - один из инициаторов создания первых в араб. странах просветит. кружков: "Сирийское общество наук и искусств" (1852); "Сирийское научное общество" (1868) и др. Основатель и издатель ряда периодич. изданий на араб. языке: "Сирийская труба" ("Нафир сурийя", 1860), журнал "Сады" ("Джинан", 1870) и др. Б. основал Высшую национальную школу (1863-75), к-рая одна из первых строилась не на религ. основе, а по совр. европ. образцу. Б. развернул просветит. деятельность в Сирии тогда, когда в стране царили неграмотность, религ. рознь, ср.-век. традиции. Б. одним из первых выступил в защиту женского образования. Гл. произв.- араб. толковый словарь "Океан" ("Мухит аль-мухит", т. 1-2, 1867-70), шесть томов первой араб. энциклопедии совр. типа "Круг знаний" ("Даират аль-маариф", 1876-83), а также ряд учебных пособий по филологии, математике и др. Лит.: Brockelmann С., Geschichte der arabischen Litteratur, Bd 2, В., 1902, S. 495; Зейдан Дж., Тараджим машахир аш-шарк фи-ль-корн 19 (Биографии известнейших лиц на Востоке в 19 в.), ч. 2, Каир, 1903, с. 9-18. З. Левин. Москва. |
БУТРУ (Boutroux), Эмиль (28 июля 1845 - 22 нояб. 1921) - франц. бурж. философ, представитель спиритуалистич. позитивизма. Проф. Сорбонны; с 1912 - член Франц. академии. Защищая религию и мистику, Б. выступал с критикой науки и науч. методов ("О случайности законов природы" - "De la contingence des lois de la nature", 1874, рус. пер. 1900). Б. отрицал существование объективных закономерностей; "корень бытия" у него - свобода, источником к-рой является вечно творящий мировой разум. Религия, по Б., есть высшая ступень духовной свободы, выражение человеч. стремления выйти за пределы данного. Учение Б. оказало влияние на Бергсона, Блонделя, Брюнсвика. Соч.: De l'idée de loi naturelle dans la science et la philosophie contemporaines, P., 1895; Е́tudes d'histoire de la philosophie, 5 éd., P., 1925; Pascal, 5 éd., P., 1912; Science et religion dans la philosophie contemporaine, P., 1908 (рус. пер. СПБ, 1910). Л. Герман. Москва. |
БУХЕР (Bucher), Урбан Готфрид (р. ок. 1670 - ум. после 1723) - нем. ученый и философ, механич. материалист. Был врачом саксонского штатгальтера князя фон Фюрстенберга. В соч. "Переписка о сущности души" ("Briefwechsel über das Wesen der Seele", 1713; анонимно) отрицал существование души как нематериальной субстанции и доказывал, что идеи - продукт движения мозговых волокон, берущих свое начало в органах чувств. Идеи Б., возможно, оказали влияние на Ламетри. Вопрос об авторе "Переписки" долгое время вызывал споры. Авторство Б. окончательно установлено в 20 в. Лит.: Ланге Ф. История материализма..., т. 1, СПБ, 1881, с. 289-96; Stiehler G., Ein vergessener deutscher Atheist vom Beginn des 18 Jahrhunderts, "Dtsch. Z. Philos.", В., 1955, [No] 5. |
БУХМАНИЗМ - реакционное буржуазное религ.-этич. учение, объявляющее средством устранения социальных конфликтов моральное усовершенствование личности. Основателем Б. является амер. священник Ф. Бухман (Buchman) (p. 1878), создавший в США в 1938 религ.-политич. об-во "Моральное перевооружение". Все несчастья на земле (войны, нищету, эксплуатацию и т.д.) Б. объясняет моральным несовершенством людей, якобы разучившихся понимать друг друга. Б. призывает следовать "четырем абсолютам" (аб с. честность, чистота, самоотречение, любовь), прощать тех, кто причинил зло, и примиряться со своими вчерашними врагами; бухманисты выступают за сотрудничество труда и капитала. Общество "Моральное перевооружение" ведет активную пропаганду. Деятельность бухманистов поддерживается империалистич. кругами и направлена на подрыв рабочего движения, ослабление нац.-освободит. борьбы и разжигание антикоммунистической пропаганды. Лит.: Арбатов Ю. Α., Проповедь "морального перевооружения" - орудие американских поджигателей войны, "Вопросы философии", 1952, No 5. Ю. Арбатов. Москва. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
БХАКТИ (букв. - приверженность, преданность богу) 1) Термин санскритской религ.-фило с. лит-ры, обозначающий путь достижения слияния с богом. В Упанишадах и Бхагавадгите Б. фигурирует наряду с действием и знанием. Бхакти-марга, или путь любви и преданности богу, в Бхагавадгите предлагается тем, кто не настолько энергичен, чтобы вести аскетич. образ жизни. Б. включает в себя любовь и беззаветную преданность абсолюту, к-рый должен стать единственной и всепоглощающей страстью души, исключающей все эгоистич. стремления человека. 2) Направление в инд. лит-ре и религии, возникшее в 4-5 вв. в Юж. Индии. Возникновение шиваитского Б. в тамильской религ. лит-ре связывается с именем Тирунавуккарасара (иначе - Аппар, 6 в.). К несколько более позднему периоду относится начало лит-ры вишнуитского Б., к-рое связано с именами двенадцати альваров - вишнуитских поэтов. Из них наиболее известен Наммальвар. Согласно учению Б., доказать свою любовь к богу можно не пассивным аскетизмом, а борьбой с социальной несправедливостью. Положение о том, что бог доступен всем вне зависимости от касты и уровня интеллект. развития, придавало Б. демократич. характер. В Сев. Индии Б. стало развиваться позднее, чем на юге, и имело форму поклонения аватарам (воплощениям, перерождениям) Вишну - Кришне и Раме. Основоположником Б. считается Рамананд (12-13 вв.), наиболее почитаемым учеником к-рого был Кабир (15 в.), к-рый проповедовал в своих стихах равенство всех перед богом, опровергал кастовое деление общества и религ. обрядность. Крупными поэтами этого направления были также Сур Дас (16 в.), Даду (17 в.) и др. Большое влияние Б. оказало на образование религии сикхов и творчество ее основателя Гуру Нанака (15 в.). Большинство последователей и писателей Б. принадлежали к низшим, ремесл. кастам. Б. было идеологией движения маратхов, направленного против Монгольской державы, восстания джатов в районе Матхура в 17 в., антифеод. движения сикхов и др. Лит.: Махабхарата. II. - Бхагавадгита. Буквальный и лит. пер., введение и примечания Б. Л. Смирнова, Ашхабад, 1956 (имеется библиогр. указатель); Ρадхакришнан С., Индийская философия, пер. с англ., т. 1, М., 1956, с. 477-83; Kingsbury F. and Philips J. E., Hymns of Tamil Saivite Saints, L., 1921; Pillai S. V., History of Tamil language and literature, Madras, [1956]. А. Дьяков, А. Пятигорский. Москва. |
Константин Михайлович [8 (20) янв. 1886 - 13 мая 1959] - сов. ученый-физиолог, акад. АН СССР (с 1946) и действит. чл. Академии мед. наук СССР (с 1944). Ученик И. Павлова. В 1948-50 - директор Ин-та физиологии центр. нервной системы Академии мед. наук СССР, с 1950 - директор Ин-та физиологии АН СССР. Осн. место в работах Б. занимает изучение функций головного мозга в отношении внутр. среды организма и установление законов взаимоотношения факторов внешней и внутр. среды; Б. экспериментально развил тезис И. Павлова о влиянии внешних факторов через кору головного мозга на все процессы, протекающие в животном организме. филос. значение работ Б. заключается в естеств.-науч. обосновании диалектико-материалистич. теории отражения применительно к формам чувств. познания. Лауреат Сталинской премии (1946). Соч.: Кора головного мозга и внутренние органы, 2 изд., М.-Л., 1947; Сигнализация в кору головного мозга с наружных и внутренних рецепторов, "Изв. АН БССР", 1950, No 2; Развитие идей Павлова (Задачи и перспективы). [Доклад], в кн.: Стенографический отчет Научной сессии, посвященной проблемам физиологического учения академика И. П. Павлова. 28 июня - 4 июля 1950 года, М., 1950; Учение И. П. Павлова и современное естествознание, М., 1952; К вопросу о центральном тормошении, в кн.: Физиология нервных процессов, Киев, 1955. Лит.: Айрапетьянц Э. Ш., Академик К. М. Быков, "Вестн. ЛГУ", 1946, No 4-5; Константин Михайлович Быков, М., 1952 (АН СССР. Материалы к биобиблиографии ученых СССР. Серия биологич. наук); Курцин И. Μ., Κ 70-летию со дня рождения и 45-летию научн., педагогич. и обществ. деятельности акад. К. М. Быкова, "Ж. высш. нервн. деят-сти", 1956, т. 6, вып. 2. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Бернард Эммануилович [р. 31 авг. (12 сент.) 1898] - сов. философ, профессор (с 1929), д-р филос. наук (с 1941). Член КПСС с 1920. Учился на ф-те обществ. наук Белорус. ун-та (до 1923). С 1923 ведет педагогич. и науч. работу в области диалектич. материализма, истории зап.-европ. философии и совр. зарубежной философии. Б. - автор одного из первых сов. учебников диалектического материализма (Очерк философии диалектического материализма, 1930). Сталинская премия (1944, за авторство и редактирование 1-го и 2-го тт. "Истории философии", 1940-43). Соч.: Враги и фальсификаторы марксизма, М.-Л., 1933; Философия Декарта, М.-Л., 1940; Метод и система Гегеля, М., 1941; Фельдфебели в Вольтерах (Фашизм и философия). М., 1943; Маразм современной буржуазной философии, М., 1947; Американский персонализм в борьбе против науки и общественного прогресса, М., 1948; Современная идеалистическая философия - оружие империалистической реакции, Μ., 1954; Основные течения современной идеалистической философии, М., 1957; Неотомизм - современная философия католицизма, в кн.: Наука и религия, М., 1957; Операционализм Бриджмена, "Вопр. философии", 1958, No 2; Философия неопрагматизма, М., 1959; Полвека спустя (О значении ленинского труда "Материализм и эмпириокритицизм" в борьбе против современной идеалистической философии), "Вопр. философии". 1959, No 5. |
БЭДЭРЭУ (Ba`´da`´ra`´u), Дан (р. 1893) - рум. философ. С позиций рационалистич. идеализма занимался изучением проблем мышления и языка ("Очерки о мышлении", "Essai sur la pensèe", 1924). В годы установления народно-демократич. правления Б. опубликовал ряд работ по истории философии и логики. Соч.: L'Individuel chez Aristote, [P.], 1936; Un système matérialiste métaphisique au XIXe siècle. La philosophie de Basile Conta, P., 1924; La double négation et le langage courant, "Philosophes roumains contemporains", [Buc.], 1958. Ин-т философии Румынской АН. |
БЭКОН Роджер (Bacon), (р. ок. 1214 - ум. ок. 1292) - англ. философ и естествоиспытатель. Учился в Оксфорде, жил в Париже, потом преподавал в Оксфорде. Состоял в Францисканском ордене. По приказу духовных властей был заточен в тюрьму. Обширный труд, к-рый Б. замыслил написать и называл "главным" ("Opus principale"), остался неосуществленным. Подготовит. работами к нему являются "Большой труд" ("Opus majus", изд. 1733), "Второй труд" ("Opus secundum"), или "Меньший труд" ("Opus minus"), и "Третий труд" ("Opus tertium"), написанные в 60-х гг. 13 в. Б. считал универсалии не самостоятельными, а существующими только в единичном, к-рое объективно, независимо от общего и от мыслящего начала. Тем самым Б. подчеркивал не столько субъективность общего (как сторонники номинализма), сколько объективность единичного. В соответствии с этим, неудовлетворенный понятием алхимиков о единой "первичной материи", лишенной качеств, Б. выдвинул мысль о качественно различных элементах, комбинация к-рых и образует конкретные вещи. В то же время Б. отрицал атомистич. учение о пустоте и неделимости атомов. Б. признавал три способа познания: авторитет, рассуждение и опыт (двух видов: внутренний - мистич. "озарение" - и внешний). Вслед за своим учителем Робертом Гроссетестом он видел в опыте основу всякого познания. Б. предугадал большое значение математики, без к-рой, по его мнению, не может существовать ни одна наука. Противопоставляя магии эксперимент. науку, Б. предугадал ряд открытий (телескопа, самодвижущихся повозок, летательных аппаратов и т.п.), о чем выразительно писал в "Послании о тайных действиях искусства и природы и ничтожестве магии" ("Epistola fratris Rogeri Baconis de secretis operibus artis et naturae, et de nullitate magiae", изд. 1618). Б. критиковал многих схоластов, в частности Александра из Гэльса и Альберта фон Больштедта; возмущался теми студентами Парижского ун-та, к-рые думали, что Фома Аквинский "знает все" и что "все вопросы разрешены в его сочинениях". Нападал на невежество и порочность духовенства, обличал феодальные притеснения, строил проект утопич. сословной республики, в к-рой источником власти явится народный плебисцит, требовал искоренения невежества и расширения светского образования. Идеи Роберта Гроссетеста, а также современника Б. - Пьера из Марикура, труды Витело и несколько позднее - Дитриха Фрейбергского показывают, что Б. не был одинок (как это утверждали многие историки) и что уже в 13 в., при господстве схоластики, подготовлялся новый взгляд на мир. Соч.: Opera quaedam hactenus inedita, L., 1859; The opus majus, ed. by J. Bridges, v.1-3, Oxf., 1897-1900; Opera hactenus inedita, fasc. 1-16, Oxf., 1909-40. Лит.: Трахтенберг О. В., Очерки по истории западноевропейской средневековой философии, М., 1957; Little A. G., Roger Bacon's life and works, Oxf., 1914; Carton R., L'expérience physique chez Roger Bacon, P., 1924; Εaston S. С., Roger Bacon and his search for a universal science, Oxf., 1952; Ley H., Studie zur Geschichte des Materialismus im Mittelalter, В., 1957 (см. Именной указатель). В. Зубов. Москва. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
БЭЛЧЕ́СКУ (Ba`´lcescu), Николае (29 июня 1819 - 19 ноября 1852) - рум. обществ. деятель, революц. демократ и историк. Руководитель революц. выступлений в 1848 в Мунтении (Валахия). После поражения революц. движения Б. переехал в Трансильванию, где боролся за установление союза между рум. и венг. революционерами. Вынужден был эмигрировать в Париж, а затем в Италию. В "Prospect Ia Magazin istoric pentru Dacia", 1845, Б. рассматривал общество как совокупность отношений, идей и учреждений, а историю как прогрессивный процес с. В анализе феод. отношений Б. считал важным вопрос об обладании орудиями труда и рассматривал барщину как экономич. основу крепостнич. системы ("Прошлое и настоящее" - "Trecutul şi prezentul", 1851). Историч. развитие неизбежно приводит к упадку реакц. классов и революц. переходу власти к угнетенным классам ("Развитие революции в истории румын" - "Mersul revoluţiei în istoria românilor", 1850). Б. указывал на большое значение в истории борьбы между угнетенными и угнетателями. В работе "Вопросы экономики в Дунайских княжествах" ("Question économique des Principautés Danubiennes", 1850) он указывал, что проявлением неумолимо действующего закона прогресса являются революции, восстанавливающие крепостного в правах человека и гражданина. Ряд данных этой работы был использован Марксом в "Капитале" (через посредство соч. Э. Реньо - Е. Regnault, Histoire politique et sociale des Principautés Danubiennes, P., 1855, см. "Капитал", т. 1, 1955, с. 244, прим.). Б. подчеркивал, что в истории должны быть описаны прежде всего деяния народа и роль различных обществ. учреждений. Однако, несмотря на ряд диалектич. и материалистич. высказываний, в целом в понимании истории Б. оставался на идеалистич. позициях. Его идеалом было создание независимой, демократич. республики. Подвергая критике феод. отношения в сельском хозяйстве, Б. в то же время восставал и против капиталистич. отношений, оставаясь, т.о., сторонником мелкой крестьянской собственности. Б. указывал на взаимозависимость революц. движений различных стран и считал, что внутреннего освобождения народа невозможно добиться без внешней независимости. Б. был сторонником братства между румынами, венграми и славянскими народами. Соч.: Opere, v. 1-2, Buc., 1953. Лит.: История философии, т. 2, М., 1957, с. 476-80; Πопеску-Доряну Н., Революция 1848 года в Румынии и Николай Балческу, пер. с рум., М., 1950; Studìi şi referate despre N. Balcescu, v. 1, [Buc], 1953; Gulian С I., Gândirea social-politica a lui Nicolae Balcescu, [Buc], 1954; Georgescu-Buzau G., N. Balcescu, Buc, 1956; Ιoanid M., Particularitatile ideologiei democrat-revoluţionare din Rominia, "Cercetari filozofice", 1958, No 1. Ин-т философии Румынской АН. |
Карл Эрнст фон (Карл Максимович) [17 (28) февр. 1792 - 16 (28) нояб. 1876] - один из основателей эмбриологии, географ, антрополог и этнограф. Род. в Эстляндии (ныне терр. Эст. ССР). Окончил Дерптский (Тартуский) ун-т, работал в Германии, с 1834 - в России, в Петерб. АН и одновременно в Медико-хирургич. академии (1841-52). Опубликовав фундамент. труд "История развития животных" ("Ober Entwicklungsgeschichte der Tiere", Bd 1-2, 1828-37), Б. заложил основы эмбриологии. Б. рано преодолел увлечение идеалистич. натурфилософией и стал сторонником опытного исследования. Он был убежден в "бесконечной продуктивности человеческого разума", то есть признавал познаваемость всех явлений природы, и отвергал априорность науч. истин. Интересуясь проблемами индивид. развития и происхождения многообразия орга-нич. мира ("Речи..." - "Reden, gehalten in wissenschaftlichen Versammlungen und kleinere Aufsätze vermischten Inhalts, Bd 1-3, 1864-76), Б. решительно возражал против объяснения биологич. явлений вымышленной "жизненной силой". Отвергая витализм, Б. критиковал и вульгарный материализм, сводящий все процессы природы к механич. необходимости. В органич. мире он признавал направленность (Zielstriebigkeit), которую предлагал отличать от сознательно поставленной цели (Zweck), характеризующей разумную деятельность человека. Однако в выдвижении Б. принципа направленности в качестве движущей силы эволюции содержались и идеалистические моменты. Это привело Б. к выступлениям против эволюционного учения Дарвина. Соч.: История развития животных, [пер. с нем.], т. 1-2, М., 1950-53 (в т. 1 - Райков Б. Е., О жизни и научной деятельности К. М. Бэра); Избранные работы, пер. [с нем.], Л., 1924; Автобиография, пер. [с нем.], М., 1950; Взгляд на развитие наук, в кн.: Избр. произв. русских естествоиспытателей первой половины XIX века, [со вступ. статьей Г. С. Васецкого и С. Р. Микулинского], М., 1959. Лит.: Павловский Е. Н., Академик К. М. Бэр и Медико-хирургическая академия, М.-Л., 1948; Райков Б. Е., Русские биологи-эволюционисты до Дарвина, т. 2, М., 1951; Бляхер Л. Я., История эмбриологии в России (с середины XVIII до середины XIX в.), М., 1955, с. 159-294; История философии, т. 2, М., 1957, с. 321. Л. Бляхер. Москва. |
БЮЛЕР (Bühler), Карл (р. 27 мая 1879) - нем. психолог-идеалист. Работал во многих ун-тах Германии (1907-22), Австрии (1922-38) и США (с 1938), один из основателей Ин-та психологии в Вене, организатор крупных публикаций по психологии ("Psychologische Monographien"), отчетов о международных конгрессах по экспериментальной психологии, один из ред. журн. "Münchener Studien zur Psychologie und Philosophie" и "Journal of general psychology". Б. разрабатывал вопросы общей и детской психологии. Соч.: Духовное развитие ребенка, пер. с нем., [М.], 1924; Tatsachen und Probleme zu einer Psychologie der Denkvorgänge, "Arch. ges. Psychol.", 1905, Bd 9, 1908, Bd 12; Denken, в кн.: Handwörterbuch der Naturwissenschaften, [Bd] 2, Jena, 1912; Die Gestaltwahrnehmungen, Bd 1, Stuttgart, 1913; Abriss der geistigen Entwicklung des Kindes, 7 Aufl., Hdlb., 1949 (рус. пер. - Очерк духовного развития ребенка, М., 1930); Handbuch der Psychologie, Jena, 1922; Die Krise der Psychologie, 2 Aufl., Jena, 1929; Ausdruckstheorie, Jena, 1933; Sprachtheorie, Jena, 1934. M. Роговин. Москва. |
БЮФФОН (Buffon), Жорж Луи Леклерк (7 сент. 1707 - 15 апр. 1788) - франц. естество-испытатель, один из основоположников учения о развитии природы и органич. мира в особенности. Аристократ по происхождению, Б. окончил коллеж в Дижоне. Адъюнкт (1733) и член Акад. наук (1753). Гл. работа Б. - "Естественная история" ("Histoire naturelle, générale et particulière", v. 1-36, 1749-89; написана при участии ряда сотрудников - Добантона и др.; неполн. рус. пер. - "Всеобщая и частная естественная история", ч. 1-10, 1789-1808). В этом труде Б. последовательно разобрал историю развития Земли, человека, четвероногих, птиц и минералов. Развивая идеи Декарта и Лейбница, Б. в соч. "Теория Земли" ("Thèorie de la terre", 1749) разработал гипотезу происхождения Земли от Солнца в результате столкновения его с кометой. Б. описал предполагаемый процесс охлаждения Земли, образование ее поверхности и возникновения растений, животных и человека, определял продолжительность истории Земли в 74 ты с. лет. Осуждение богословским ф-том Парижского ун-та (1751) положений Б., как противоречащих Священному писанию, вынудило его отречься от них. Однако в соч. "Эпохи природы" ("Des Е́poques de la nature", 1778) Б. снова вернулся к идее развития Земли, разбив ее историю на 7 периодов общей продолжительностью в 85 тыс. лет. Б. выдвинул гипотезу об "органических молекулах", составляющих тело всякого организма; органич. молекулы являются миниатюрными прототипами отд. частей и органов живых существ и при процессах размножения они вновь собираются, образуя новые организмы, растущие и развивающиеся на основе "внутр. модели" (moule interière), специфичной для каждого вида растения и животного. Являясь противником систематики Линнея, Б. дал монографич. описания отдельных групп животных, влияния среды на их изменение, пытаясь доказать общность происхождения нек-рых видов животных. Так, он считал осла "выродившейся" лошадью, обезьяну - "выродившимся" человеком. Боясь навлечь на себя гонение церкви, Б. лишь в 1766 высказал в более общей и определ. форме убеждение, что в каждом семействе или роде виды происходят друг от друга. Идеи Б. оказали длительное влияние на дальнейшую разработку учения о развитии природы и определили в значит. степени биологич. представления франц. материалистов 18 в. Соч.: Oeuvres philosophiques, P., 1954 (имеется библиогр.). Лит.: Лункевич В. В., От Гераклита до Дарвина, т. 2, М.-Л., 1940; Гайсинович Α. Ε., Κ. Φ. Вольф и учение о развитии, в кн.: Вольф К. Ф., Теория зарождения, [М.], 1950; Flourens P., Histoire des travaux et des idées du Buffon, 2 éd., P., 1850; Dimier L, Buffon, P., 1919; Roule L., Buffon et la description de la nature, P., 1924. A. Гайсинович. Москва. |
БЮХНЕР (Büchner), Людвиг (Фридрих Карл Христиан Людвиг) (28 марта 1824 - 30 апр. 1899) - нем. врач, естествоиспытатель, философ - вульгарный материалист. По политич. убеждениям - либерал. Приват-доцент в Тюбингене (1852). Выпустив материалистич. работу "Сила и материя" (1855, рус. пер. 1860, 1907; пер. на мн. другие яз.), вынужден был уйти в отставку. В книгах "Природа и наука" (1857, рус. пер. 1881), "Психическая жизнь животных" (1876, рус. пер. 1902), "Дарвинизм и социализм" (1894, рус. пер. 1907) и др. Б. отстаивал идеи вульгарного материализма, мальтузианства, социального дарвинизма. Первоначально он находился под сильным влиянием философии Фейербаха, к-рую трактовал упрощенно, ориентируясь на антропологизм и отрицательное отношение Фейербаха к диалектике Гегеля. Ленин назвал Б. и др. представителей вульгарного материализма "пигмеями и жалкими кропателями по сравнению с Фейербахом" (Соч., 4 изд., т. 14, с. 315). Другим источником филос. взглядов Б. были идеи Кабаниса. В теории познания Б. становился на путь агностицизма, считая, что подлинная природа вещей нам неизвестна ("Сила и материя", СПБ, 1907, с. 9). Придерживаясь принципов социального дарвинизма, Б. провозглашал борьбу за существование (капиталистич. конкуренцию) основой социального развития и утверждал естественность и вечность проявления этой борьбы. Одновременно находил у животных го с. и обществ. организацию (см. "Психическая жизнь животных", 1902, с. 51). Б. выступал против осн. идей нем. социал-демократии и планов коммунистич. преобразования общества (см. "Дарвинизм и социализм", СПБ, 1907, с. 55-67). Отдельные передовые ученые 19 в. критически использовали нек-рые работы и идеи Б. для борьбы с идеализмом. Классики марксизма-ленинизма подвергли критике вульгарный материализм Б. и показали бурж. характер его идеологии. "От "вульгарных" материалистов Фохта, Бюхнера и Молешотта Энгельс отгораживался, между прочим, именно потому, что они сбивались на тот взгляд, будто мозг выделяет мысль так же, как печень выделяет желчь" (Ленин В. И., Соч., 4 изд. т. 14, с. 36). Лит.: Энгельс Ф., Анти-Дюринг, М., 1957, с. 312-13; его же, Диалектика природы, М., 1955, с. 23, 24, 159, 161; Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, Соч., 4 изд., т. 14, с. 36, 226-30, 316, 318, 323; Таганский Г., Вульгарный материализм третьей четверти XIX в. и современные механисты, в сб.: Из истории философии XIX века, [M.], 1933; ЮшмановН., Общественно-политические взгляды вульгарных материалистов, там же; Ланге Φ. Α., История материализма и критика его значения в настоящем, [пер. с нем.], т. 2, Киев - Харьков, 1900; Frauenstädt J., Der Materialismus. Seine Wahrheit und sein Irrtum. Eine Erwiderung auf Dr. Louis Büchner's, "Kraft und Stoff", Lpz., 1856; Drews Α., Die deutsche Spekulation seit Kant..., Bd 1-2, 2 Ausg., Lpz., 1896. M. Баскин. Москва. |
БЮШЕ́ (Buchez), Филипп Жозеф (31 марта 1796 - 12 авг. 1865) - франц. христ. социалист и историк. В молодости, в период борьбы с реставрированной монархией Бурбонов, Б. был активным деятелем революц. карбонарства во Франции и сотрудничал в сен-симонистском еженедельнике "Le Producteur". В 30-х гг. издавал журн. "L'Européen", с 1840 - рабочий ежемесячник "L'Atelier", участников к-рого Маркс назвал "реакционными рабочими" (Маркс К. и Энгельс Ф., Избр. произв., т. 2, 1955, с. 21). В 1848 Б. был председателем Учредит. собрания и стремился обратить его внимание на рабочий вопро с. В своих соч. "Вступление в историческую науку, или науку развития человечества" ("Introduction á la science de l'histoire, ou science du développement de l'humanité, 1833), "Опыт полного изложения философии с точки зрения католицизма и прогресса" ("Essai d'un traité complet de philosophie au point de vue du catholicisme et du progrès", v. 1-3, 1838-40) Б. утверждал, что историч. развитие является реализацией божеств. предопределения. Будущее общество Б. мыслил в виде христ. гос-ва, в к-ром социальные антагонизмы будут преодолены сотрудничеством "работников различных профессий". Б. создал до 100 ассоциаций ремесленников и рабочих. Пропаганда Б. имела назначением борьбу с социалистич. и коммунистич. идеями, проповедь классового мира, сохранение идейного господства и руководства рабочим движением буржуазией. Идеи реакц. католич. социализма, развитые Б., подхваченные Лассалем и введенные в Готскую программу, резко критиковал К. Маркс. Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Избр. произв., т. 2, М., 1955, с. 21, 31; их же, Соч. т. 24, М., 1931, с. 99; т. 26, М., 1935, с. 10; Кареев Н., Французские историки первой половины XIX века, Л., 1924; Wassilieff N., P. J. В. Buchez, der Begründer der modernen Assoziationsbewegung Frankreichs, Bern, 1898 (Diss.); Gastella G., Buchez historien, Fribourg, 1909; Cuvillier Α., P. J. В. Buchez et les origines du socialisme chrétien, P., 1948. M. Мчедлов. Москва. |
БЯЛОБЛО́ЦКИЙ (Białobłocki), Бронислав (ок. 1861 - 14 апр. 1888) - польский публицист и эстетик. Окончил юридич. ф-т Петерб. ун-та, где сблизился с группой польских студентов-социалистов. Возвратившись в 1882 в Варшаву, установил непосредств. связь с деятелями партии "Пролетариат" и стал активным пропагандистом науч. социализма. На страницах легальной прессы "Przegląd tygodniowy życia społecznego, literatury i sztuk pięknych" призывал интеллигенцию присоединиться к борьбе пролетариата. В области эстетики Б. - сторонник рус. революц. демократов, в особенности Чернышевского и Добролюбова. В статье "Об эстетических очерках Массониуса" ("Szkice estetyczne P. M. Masoniusza", 1884) Б. критиковал неокантианскую концепцию "искусства для искусства", требовал создания иск-ва, выражающего интересы и потребности народа. Соч.: Szkice społeczne i literackie, Wybrał i wstępem poprzedził S. Sandler, [Warsz.], 1954; Szkice literackie, Warsz., 1932. Лит.: Sandler S., U początków marksistowskiej krytyki literackiej w Polsce, Wr., 1954; Osiadacz Α., W sprawie monografii о Bronisławie Białobłockim, "Myśl filozoficzna", 1954, [No] 4; Krzywicki L., Wspomnienia, t. 2, Warsz., 1957, с 139-47. A. Мольска-Осядач. Польша. |