Приглашаем посетить сайт

Спорт (sport.niv.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
БРАК

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

БРАК

БРАК - общественный институт, посредством к-рого регулируются отношения между полами и их отношение к потомству; отсюда связь Б. с семьей, объединяющей родителей и детей. Историч. изменения форм Б. определяются развитием способа произ-ва и связаны с надстроечными формами в обществе - нравственностью, правом.

В эпоху первобытного стада Б. отсутствовал. Господствовали отношения так наз. промискуитета, при к-рых каждая женщина данного стада принадлежала всем мужчинам, а каждый мужчина - всем женщинам. На грани раннего и позднего палеолита с развитием первой прочной формы социальной организации - материнского рода - возникают первые попытки упорядочить отношения между полами. Появляются экзогамия и групповой Б., при к-ром все мужчины одного рода имели право на супружеские отношения со всеми женщинами другого рода.

Эпизодич. сожительство отд. парами, имевшее место в рамках группового Б., с развитием материнско-родового строя привело к возникновению парного Б., объединявшего уже только одну супружескую пару. Супруги продолжали жить каждый в своей родовой группе (дислокальное поселение); позднее муж стал переходить на жительство в род жены (матрилокальное поселение), но их личное имущество оставалось раздельным, а дети принадлежали только матери и ее роду. Особенностью как группового, так и парного Б. было равенство супругов в Б.

В развитом неолите и особенно с началом бронзового и железного веков, с переходом от материнского к отцовскому родовому строю, возникла патриархальная семья, а с ней моногамный (единобрачный) Б., призванный прочно соединить супругов между собой и с их потомством и тем самым обеспечить целостность семьи, впервые ставшей экономич. ячейкой общества. Жена перешла на жительство в семью мужа (патрилокальное поселение) и вместе с детьми подпала под его власть. Свое дальнейшее законченное выражение моногамный Б. нашел в индивидуальной семье, к-рая, возникнув в период распада первобытнообщинного строя в связи с развившейся частной собственностью, создала предпосылки для закрепощения женщины собственником-мужчиной.

В антагонистич. классовых формациях моногамный Б., оставаясь имущественной сделкой, отдающей женщину под власть ее мужа, приобретает ряд специфичных для данной формации социально-правовых черт. Так, в рабовладельч. обществе Б. признавался только для свободных граждан, а супружеские отношения рабов рассматривались как простое сожительство. В раннем европ. феод. обществе был установлен обязательный для всех церк. Б., однако крепостные могли вступать в него лишь с согласия феодала и практически по его выбору. В капиталистич. обществе Б. в среде трудящихся основан на личных склонностях, однако безработица и нищета зачастую препятствуют сложению нормальной семьи; в то же время в бурж. среде Б., как правило, строится на грубом материальном расчете.

При социализме обобществление средств произ-ва и привлечение женщин к производит. труду создали основу для фактич. равноправия брачащихся, закрепленного брачно-семейным законодательством СССР и других социалистич. стран (см. Семья).

В социалистич. обществе с ликвидацией антагонистич. классов и эксплуатации человека человеком, уничтожением материальной зависимости женщины от мужчины действительно создались условия для заключения Б. на основе свободной взаимной склонности (см. Любовь). В Советском Союзе брачное право, основанное на признании равенства мужчины и женщины, полностью освобождено от влияния церкви, от феодально-байских и буржуазных пережитков. Многоженство запрещено. Применение угроз, насилия, обмана при заключении Б. преследуется законом. В Советском Союзе Б. полностью свободен от социальных, национальных и расовых ограничений.

Лит.: Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, М., 1953; Морган Л. Г., Древнее общество, пер. с англ., 2 изд., Л., 1935; Косвен М. О., Очерки истории первобытной культуры, 2 изд., М., 1957. См. также лит. при ст. Семья.

А. Першиц. Москва.

В начало энциклопедии