Приглашаем посетить сайт

Просвещение (lit-prosv.niv.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
Статьи на букву "Ц"

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ц"

ЦАРЕГОРОДЦЕВ

Геннадий Иванович (р. 26 дек. 1931) - сов. философ, д-р филос. наук (с 1964), проф. (с 1965). Член КПСС с 1953. Окончил Марийский педагогич. ин-т им. Крупской (1951) и аспирантуру Моск. пед. ин-та им. Ленина (1954). С 1954 - на преподавательской работе; с 1962 - зав. кафедрой философии АМН СССР. Ведет науч. работу по диалектич. материализму и филос. вопросам естествознания.

Соч.: За порогом сознания, М., 1961 (совм. с Ф. Т. Михайловым); Филос. вопросы медицины, М., 1962 (соавтор); Наука и религия о здоровье и болезнях человека, 2 изд., М., 1966; Диалектический материализм и медицина, М., 1967 (соавтор); Социальн. проблемы медицины, М., 1968 (совм. с А. Ф. Полисом).

ЦВИНГЛИ

ЦВИНГЛИ (Zwingli), Ульрих (Хульдрейх) (1 янв. 1484 - 11 окт. 1531) - деятель швейц. Реформации, протестантский теолог и гуманист. Учился в Венском и Базельском ун-тах. В 1506 принял духовный сан, с 1519 - каноник в Цюрихе: представленные Ц. на диспут с католиками 67 тезисов ("Auslegen und Gründe der 67 Schlußreden. Kurze christliche Einleitung", 1523) - первое изложение догматич. богословия на нем. яз. Вдохновитель и организатор реформы церкви в Цюрихе (роспуск монастырей, упразднение поклонения мощам и иконам, замена лат. яз. немецким при богослужении и др.). Погиб в битве при Каппелле.

В мировоззрении Ц. традиции схоластич. реализма (Петр Ломбардский, Иоанн Дунс Скот) переплетаются с сильным влиянием идей итал. и нем. гуманизма - Пико делла Мирандолы, Эразма Роттердамского и др. (антропология в духе платонизма, стоич. идеал добродетели, критич. филологич. истолкование библейских текстов). Для теологии Ц., истоки к-рой недостаточно изучены, важны послания Павла апостола, а также философия Августина. Для спиритуализма Ц. характерен тезис о том, что вера вызывается св. духом без посредничества знаков (знамений) и слов.

Развитый Ц. вариант протестантского вероучения (см. Протестантизм) близок протестантизму Лютера, отличаясь от него большим радикализмом в устранении всего того, что не находило подтверждения в Священном писании. Гл. пункт расхождения с Лютером - отрицание таинства причастия, к-рое Ц. рассматривал ттолько как воспоминание об искупит. жертве Христа ("Рассуждения об истинной и ложной вере" - "Commentarius de vera et falsa religione", 1525); попытка примирения с Лютером по этому вопросу, предпринятая в 1529, окончилась неудачей вследствие упорства Лютера. Кроме того, в отличие от Лютера, Ц. был приверженцем республиканской пресвитерианской организации церкви. Теократич. элементы у Ц. выразились в сближении церк. общины и гос-ва.

Соч.: Sämtliche Werke, Bd 1-14, Lpz.-Z., 1904-56; Hauptschriften, Bd 1-4, 7, 9, 11, Ζ., 1940-48; Briefe, Bd 1-2, Z., 1918-20.

Лит.: Köhler W., Zwingli und Luther, Bd 1-2, Lpz. - Gütersloh, 1924-53; его жe, Η. Zwingli, 2 Aufl., Lpz., 1954; Farner O., H. Zwingli, Bd 1-4, Z., 1943-60; Locher G.-W., Die Theologie H. Zwingiis, в кн.: Lichte seiner Christologie, Bd 1, Z., 1952.

Ал. В. Михайлов. Москва.

ЦЕЗАЛЬПИНУС

ЦЕЗАЛЬПИНУС - см. Чезальпино.

ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЦЕЛИКОВА

Ольга Петровна (род. 24 февр. 1922) - советский философ, д-р филос. наук (с 1967). Член КПСС с 1943. Окончила Педагогич. ин-т им. К. Д. Ушинского и аспирантуру Ин-та философии АН СССР (1951). В 1950-59 - на журналистской работе. С 1959 - ст. науч. сотрудник сектора этики Ин-та философии АН СССР. Область науч. исследований - вопросы марксистско-ленинской этики и коммунистич. воспитания.

Соч.: Воспитание трудящихся в духе коммунистич. морали, Душанбе, 1954; Сочетание обществ. и личных интересов при социализме, М., 1957; Формирование морального облика сов. рабочего. [Сб.], М., 1961 (соавтор и редактор); Если в семье есть дети, М., 1961 (совм, с В. М. Закладной); Нравств. идеал, в сб.: Нравственность и нравств. воспитание, Новосибирск, 1962; Уже сегодня, М., 1963 (совм. с В. М. Закладной); Роль коммунистич. идеала в воспитании нового человека, в сб.: Человек будущего рождается сегодня, М., 1964; О самовоспитании, М., 1964 (совм. с В. М. Закладной); Забота каждого о сохранении и умножении обществ. достояния, в сб.: Нравств. принципы строителя коммунизма, М., 1965; Идейная убежденность и патриотич. служение Родине, в сб.: Моральный облик сов. рабочего, М., 1966; Роль положит. примера в нравств. воспитании, "Сов. педагогика", 1966, No 10.

ЦЕЛЛЕР

ЦЕ́ЛЛЕР (Zeller), Эдуард (21 янв. 1814 - 19 марта 1908) - нем. историк антич. философии. Автор классич. труда "Философия греков в ее историч. развитии" ("Die Philosophie der Griechen in ihrer geschichtlichen Entwicklung", Tl 1-3, Tübingen, 1844-52; самое известное изд., Bd 1-6, Lpz., 1920-23, перепечатано - 3 Tl in 6 Bd, Hildesheim, 1963), непревзойденного по обстоятельности и полноте приводимых в нем источников при крайней критичности в отношении к ним. Ц. изучал теологию в Тюбингене и Берлине; в 1840 - приват-доцент теологии в Тюбингене, с 1847 - профессор в Берне, в 1849 - в Марбурге, с 1862 - профессор философии в Гейдельберге; в 1872-94 - в Берлине. Вначале находился под влиянием Гегеля, в дальнейшем Ц. отходит от его спекулятивной философии и интересуется по преимуществу эмпирич. теорией познания, до нек-рой степени приближаясь к Канту. Однако признаваемая Ц. познаваемость "вещей в себе" никогда не могла сделать его главой неокантианской истории философии. Ц. был выразителем позитивистского настроения и сторонником здравого смысла, поскольку не проявлял особой склонности ни к идеализму, ни к материализму.

Соч.: Platonische Studien, Tübingen, 1839; Über Bedeutung und Aufgabe der Erkenntnisstheorie, Hdlb., 1862; D. F. Strauss in seinem Leben und seinen Schriften geschildert, Bonn, 1874; Geschichte der deutschen Philosophie seit Leibnitz, 2 Aufl., Münch., 1875; Grundriss der Geschichte der griechischen Philosophie, В., 1883, 13 Aufl., 1928; рус. пер. - Очерк истории греч. философии, СПБ, 1886, М., 1912, 1913.

Лит.: Diels H., Gedächtnisrede auf E. Zeller, В., 1908; Rotta P., Ed. Zeller e la storia della filosofia, Treviso, 1909.

А. Лосев. Москва.

ЦЕЛОСТНОСТЬ

ЦЕЛОСТНОСТЬ - см. в ст. Часть и целое.

ЦЕЛЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЦЕННОСТЕЙ ТЕОРИЯ

ЦЕННОСТЕЙ ТЕОРИЯ - см. Аксиология, Ценность.

ЦЕННОСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЦЕРЕТЕЛИ ГЕОРГИЙ ЕФИМОВИЧ

ЦЕРЕТЕ́ЛИ Георгий Ефимович (14 мая 1842 - 12 янв. 1900) - груз. писатель и публицист, обществ. деятель. Учился в Петерб. ун-те, где участвовал в радикально-настроенном груз. студенч. кружке. Вместе с Н. Николадзе и др. членами кружка увлекался идеями Чернышевского, принимал участие в идейно-политич. деятельности И. Чавчавадзе. За участие в студенч. выступлениях подвергся аресту и заключению в Петропавловскую крепость. После окончания ун-та уехал в Швейцарию для пополнения своего образования. Вернувшись в Грузию, развернул большую обществ.-политич. и лит.-публицистич. деятельность. С 1893 издавал еженедельный журн. "Квали" ("Борозда") и ряд др. журналов, газет. По своему мировоззрению был сторонником естеств.-науч. материализма. Объективный мир, по Ц., может быть познан человеком; источником познания являются ощущения, однако ими не исчерпывается многообразие познават. деятельности. Науч. познание осуществляется посредством рацион. обобщения чувств. данных. Задача науч. исследования - раскрыть объективные законы материальной действительности. Материализму Ц. свойственны элементы диалектики, но в целом его мировоззрение может быть охарактеризовано как механистическое и метафизическое. Применительно к истории и социологии взгляды Ц. носили просветит. характер. В этой связи ведущую роль в жизни общества он отводил интеллигенции. В своей лит. деятельности Ц. выступает как писатель-реалист, поборник реалистич. эстетики. В конце своей деятельности Ц. провозгласил себя сторонником учения Маркса, однако в действительности он был далек от марксизма и больше склонялся к бурж. демократизму.

Соч.: Полн. собр. соч., Тб., 1931 (на груз. яз.), в рус. пер. - Соч., т. 1-2, Тб., 1950-51.

Лит.: Очерки по истории филос. и обществ.-политич. мысли народов СССР, т. 2, М., 1956, с. 713-17.

ЦЕРЕТЕЛИ САВЛЕ БЕНЕДИКТОВИЧ

ЦЕРЕТЕ́ЛИ Савле Бенедиктович [19 янв. (1 февр.) 1907 - 9 авг. 1966] - сов. философ, д-р филос. наук (с 1958), профессор (с 1958). Член КПСС с 1940. Окончил Тбилисский гос. ун-т (1930) и аспирантуру (1934). В 1946-48 - зав. отделом логики и диалектич. материализма в ин-те философии АН Груз. ССР. Директор ин-та философии АН Груз. ССР (1948-53 и 1957-66). В 1948-58 - зав. кафедрой истории философии в Тбилисском гос. ун-те. Область научной деятельности - диалектич. логика, история философии.

Соч. на груз. яз.: О диалектич. природе логич. связи, Тб., 1956; Рациональное зерно в теории умозаключения Гегеля, Тб., 1959; Начало доказательства, Тб., 1963; Диалектич. логика, Тб., 1965.

ЦЕТКИН

ЦЕ́ТКИН (Zetkin), Клара (5 июля 1857 - 20 июня 1933) - деятель герм. и междунар. рабочего движения. Род. в дер. Видерау, Саксония, в семье сельского учителя Эйснера. С конца 70-х гг. - участник нем. рабочего движения. С 1881 - член с.-д. партии Германии. В 1889 участвовала в работе Учредит. конгресса 2-го Интернационала, выступала с речью о роли женщин в пролет. движении. С 1892 в течение 25 лет бессменно возглавляла газ. для работниц "Gleichheit" ("Равенство") и превратила ее в боевой орган женского пролет. движения всего мира. В герм. с.-д-тии наряду с Р. Люксембург, К. Либкнехтом, Ф. Мерингом явилась одним из руководителей левых, вела последоват. борьбу против реформизма и правого ревизионизма во 2-м Интернационале. Ц. участвовала в организации "Союза Спартака" - прообраза будущей компартии Германии. Один из основателей компартии, Ц. с 1919 до конца жизни являлась членом ее ЦК. С 1921 Ц. - член ИККИ и Президиума ИККИ, возглавляет междунар. женский секретариат Коминтерна. С 1925 руководит ЦК МОПР. С 1920 Ц. - депутат рейхстага. В авг. 1932 тяжело больная Ц., жившая в то время в Москве, поехала в Берлин, чтобы в качестве старейшего депутата открыть заседание вновь избранного рейхстага. В рейхстаге Ц. выступила с пламенной речью против фашизма, в к-рой призвала нем. народ к единому фронту борьбы с фашизмом. Речь в рейхстаге - это политич. завещание Ц.

Ц. умерла под Москвой, в Архангельском. Урна с ее прахом захоронена в Кремлевской стене.

Ц. - автор мн. статей, книг и брошюр, блестящий пропагандист учения Маркса и Ленина, историк и теоретик женского революц. движения, лит. критик. Работы Ц., посвященные этой проблематике, не потеряли своей актуальности. Ц. оставила воспоминания о В. И. Ленине, в к-рых приводятся высказывания Ленина по вопросам лит-ры и иск-ва, что делает эту небольшую брошюру ценным документом ленинской эстетич. мысли (см. Воспоминания о Ленине, М., 1959).

Соч.: Geistiges Proletariat, Frauenfrage und Sozialismus, В., 1902; Die Frauen und die Kommunistische Partei, Lpz., 1921; Gegen Faschismus und imperialistischen Krieg, В., 1955; в рус. пер.: Женский вопрос и рабочий класс, М., 1917; Очерк истории возникновения пролет. женского движения в Германии, пер. с рукописи, М., 1929; О лит-ре и иск-ве, М., 1958.

Лит.: Клара Цеткин (5 июля 1857 - 20 июня 1933). Сб. ст. и мат-лов, М., 1933; Крупская П. К., К. Цеткин, [М.], 1933; Боярская З. С., К. Цеткин, М., 1959.

ЦЕШКОВСКИЙ

ЦЕШКО́ВСКИЙ (Cieszkowski), Аугуст (14 сент. 1814 - 14 марта 1894) - философ-гегельянец, экономист, политич. деятель, представитель т.н. национальной (мессионистской) философии. В своих "Пролегоменах к историософии" ("Prolegomena zur Historiosophie", В., 1838) подвергает критике систему Гегеля, обвиняя его в созерцательности. В качестве основы бытия и истории Ц. вводит "действие", "поступок", сближаясь тем самым с фихтеанством; критикует гегелевскую историософию за абсолютизацию и апологетику современности. Будущее философии Ц. представлял себе как синтез нем. идеализма и франц. утопич. социализма. Критика гегельянства Ц. послужила одним из источников развития младогегельянства и нашла отклик также в России (у Станкевича и Герцена - ср. письмо Герцена к Витбергу от [28] июля 1839 - см. Собрание сочинений, т. 22, 1961, с. 38). Однако в последующих работах Ц. "философия действия", очерченная в "Пролегоменах" только в самом общем виде, обнаруживала сближение с тенденциями правого крыла гегельянства и романтизмом позднего Шеллинга. Носителем действия, осуществляющего моральные идеалы христианства, является, по мысли Ц., славянство, в особенности польский народ. С концепцией Ц. полемизирует Дембовский в своей "философии творчества".

Соч.: Gott und Palingenesie, Τl 1, В., 1842; Ojcze-nasz, t. 1, P., 1848.

Лит.: Haрский И. С, Мировоззрение Э. Дембовского. Из истории польск. филос. 19 в., [M.], 1954; Корню О., К. Маркс и Ф. Энгельс, пер. с нем., М., 1968; Kühne W., Graf Α. Cieszkowski, Lpz., 1938; Кroński T., Rozważania wokoł Hegła, Warsz., 1960.

Б. Б. ПНР.

ЦЗОУ ЯНЬ

ЦЗО́У ЯНЬ (конец 4 - нач. 3 вв. до н.э.) - др.-кит. философ, занимавшийся гл. обр. вопросами натурфилософии. Работы Ц. Я. не сохранились, и сведения, содержащиеся в др.-кит. источниках о нем и о его учении, носят фрагментарный характер. Большей частью его взгляды реконструируются на основании трактата "Хун фань" ("Великий план"), входящего в "Шуцзин", классич. "Книгу истории", но поскольку в этом трактате имя Ц. Я. не упоминается, подобная реконструкция может быть лишь гипотетической. Ц. Я., по-видимому, дополнил учение инь и ян теорией пяти элементов (усин), согласно к-рой все явления природы и общества развиваются путем борьбы и взаимной смены элементов земли, дерева, металла, огня и воды. Каждый из них переживает подъем, расцвет и упадок, а затем в определ. порядке сменяется следующим (вода побеждает огонь, огонь преодолевает металл и т.д.). Ц. Я. перенес натуралистич. циклизм в сферу истории, связав теорию пяти элементов с историч. движением и провозгласив, что каждому элементу соответствует определ. династия, к-рая с неизбежностью действия естеств. закономерности сменяется следующей. Император Цинь Шихуан (221-209 до н.э.) сделал учение Ц. Я. частью офиц. идеологии и апеллировал к нему как к доказательству в пользу установления своей династии.

Лит.: Быков Ф. С, Зарождение общественно-политич. и филос. мысли в Китае, М., 1966, с. 162-69; Хоу Вай-лу [и др.], Чжунго сысян тунши (История кит. идеологий), т. 1, Пекин, 1957, с. 645-56; Fung Yu-Lan, A history of Chinese philosophy, v. 1, Princeton, 1952, p. 159-69.

В. Рубин. Москва.

ЦЗЮНЬЦЗЫ

ЦЗЮНЬЦЗЫ (кит. - благородный человек) - термин конфуцианской философии, означающий высоконравственную и гармонически развитую личность. Первоначально этот термин означал сына государя или знатного человека, но Конфуций придал ему новое содержание. Появление концепции Ц. было ответом на обостряющийся интерес к проблемам нравств. ориентации и внутр. мира человека. Осн. качество Ц., по Конфуцию, гуманность (жэнь). Подчеркивая первенствующую роль моральных ценностей, Конфуций говорил о том, что Ц. сам должен решать, как ему поступать в конкретной ситуации; он не орудие и не винтик гос. машины. Гармонически сочетая с высокими нравств. качествами широкую культуру (что указывает на близость понятия Ц. с понятием калокагатии), Ц. выражает идею "среднего пути", свободного от максимализма, фанатизма и нетерпимости. Найти этот путь помогает знание древних традиций и соблюдение принятых в цивилизованном обществе обычаев и правил.

Концепция Ц. подверглась критике со стороны Моцзы и последователей школы фацзя, стремившихся к созданию всеобъемлющей и эффективной гос. машины и не допускавших мысли об автономии личности. Даосы, призывавшие вернуться к простоте в безыскусственности природы, также отвергали эту концепцию, ибо она немыслима без отрицавшихся ими ценностей морали и культуры.

Лит.: Forke Α., Geschichte der alten chinesischen Philosophie, Hamb., 1927; Granet M., La pensée chinoise, P., 1934.

В. Рубин. Москва.

ЦИ

ЦИ (букв. - воздух, пар, дыхание) - одно из осн. понятий кит. натурфилософии, означающее материальный субстрат в виде мельчайших, находящихся в постоянном движении частиц, к-рые то концентрируются, то рассеиваются, определяя тем самым появление и исчезновение всех явлений и вещей многообразной действительности. Сюнь-цзы говорил, что Ц. свойственно не только всему живому, но и огню и воде; в "Гуань-цзы" Ц. выступает как причина жизни; близок к этому и взгляд Чжуан-цзы, утверждавшего, что человеч. жизнь происходит от сгущения Ц. Дун Чжун-шу, связывая Ц. с категориями инь и ян, писал, что человек постоянно погружен в Ц. этих двух начал подобно тому, как рыба погружена в воду. Здесь, т.о., Ц. снова сближается с воздухом. Даосский трактат "Ле-цзы" рассматривает небо как концентрацию Ц. Первостепенное значение приобретает понятие "Ц." в философии неоконфуцианства. Чжан Цзай рассматривал Ц. как объединяющее всю Вселенную материальное начало, к-рое в ходе циклич. вибраций то возвращается к великой пустоте, то сгущается, образуя весь видимый мир. Чэн И и Чэн Хао дополнили понятие "Ц." понятием "ли" (принцип), причем, "ли" в их системе заняло главенствующее место, а Ц. отодвинуто на второй план и выступает как материал для воплощения "ли". Этой т. зр. придерживался и Чжу Си.

Взаимоотношения понятий "Ц." и "ли" интерпретируется специалистами по истории кит. философии по-разному. Распространен взгляд, сближающий "ли" с формой, в отличие от Ц. - материи (см. Fung Yu-Lan, A history of Chinese philosophy, v. 2, Princeton, 1953, p. 508); к этому же взгляду по существу примыкает А. А. Петров, толкующий "ли" как разумную форму, а Ц. как материальное содержание (см. "Очерк философии Китая", см. сб. "Китай", М.-Л., 1940, с. 266). А. Форке возражает против этого, считая необоснованным отождествление понятий неоконфуцианства с понятиями философии Аристотеля (см. А. Forke, Geschichte der neueren chinesischen Philosophie, Hamb., 1938, S. 171). Дж. Нидем, поддерживая Форке, доказывает, что между аристотелевскими понятиями материи и формы и неоконфуцианскими категориями Ц. и "ли" имеются принципиальные отличия, ибо, во-первых, Ц. не является потенциальным "ли" и, во-вторых, у неоконфуцианцев нет понятия бога как чистой формы. Указывая на то, что неоконфуцианские философы рассматривают Вселенную как некое органич. целое, Нидем толкует Ц. как единство материи и энергии, а "ли" как принцип организации. Этого же взгляда придерживаются Э. Р. Хьюз и О. Граф.

Лит.: Петров Α. Α., Ван Чун - др.-кит. материалист и просветитель, М., 1954, с. 59; Конрад Н. И., Философия кит. Возрождения (о Сунской школе), в его кн.: Запад и Восток, М., 1966, с. 201-39; Быков Ф. С., Зарождение общественно-политич. и филос. мысли в Китае, М., 1966, с. 159-60; Хоу Вай-лу [и др.], Чжунго сысян тунши (История кит. идеологий), т. 1, Пекин, 1957, с. 531-36; Needham J., Science and civilisation in China, v. 2, Camb., 1956.

В. Рубин. Москва.

ЦИВИЛИЗАЦИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЦИГЕН

ЦИГЕН (Ziehen), Теодор (12 нояб. 1862 - 29 дек. 1950) - нем. психолог и философ. Проф. психиатрии в Иене, Галле, Берлине, проф. философии и психологии в Галле (1917-30). Филос. воззрения Ц. на область психологии во многом сходны с позицией Маха в области физики. Исходным положением для Ц. служит "принцип имманентности", невозможность выйти за пределы данного в опыте. Это "первично данное" психофизически нейтрально, но в своем становлении может выступать как физическое, подчиненное законам каузального типа, и как психическое, подчиненное законам параллельного компонента (Parallelgesetze), посредством к-рых "первично данное" трансформируется в индивидуальный опыт, служащий "субъективным компонентом" физиологич. процессов.

С этих позиций Ц. выступал против "мифологизирующих" психологич. школ - учения Вундта об апперцепции, позднее - против учения Фрейда. Им он противопоставлял основанную на физиологии экспериментальную систему ассоциативной психологии. Ц. известен работами по физиологич. психологии и психологии юношеского возраста. Как психиатр, был одним из пионеров изучения "пограничных состояний", в частности психопатич. конституции у детей. Им разработана одна из первых практич. схем исследования умств. развития.

Соч.: Psychotherapie, W., 1898; Die Ideenassoziation des Kindes, Abhandl. 1-2, Β., 1898-1900; Psychophysiologische Erkenntnistheorie, 2 Aufl., Jena, 1907; Die Grundlagen der Psychologie, Buch 1, Lpz.-B., 1915; Die Geisteskrankheiten des Kindesalters, Β., 1915-17; Lehrbuch der Logik auf positivistischer Grundlage, Bonn, 1920; Grundlagen der Naturphilosophie, Lpz., 1922; Die Prinzipien und Methoden der Begabungs-insbesondere der Intelligenzprufung, 5 Aufl., B., 1923; Vorlesungen über Ästhetik, Tl 1-2, Halle, 1923-25; Die Grundlagen der Charakterologie, Langensalza, 1930; Erkenntnistheorie, 2 Aufl., Tl 1-2, Jena, 1934-39; Das Seelenleben der Jugendlichen, 5 Aufl., Langensalza, 1943, в рус. пер. - Физиологическая психология, M., [1909].

Лит.: Flügel О., Ziehen und die Metaphysik, Langensalza, 1912; Ulrich M., Der Ziehensche Binomismus und sein Verhältnis zur Philosophie der Gegenwart, "Kant-Studien", 1920, Bd 25, S. 366-95.

А. Медведев. Москва.

ЦИГЕНФУС

ЦИГЕНФУС (Ziegenfuß), Вернер (р. 16 окт. 1904) - нем. философ и социолог. Издатель двухтомных "Социологич. словаря" ("Handbuch der Soziologie", Bd 1-2, Stuttg., 1955-56) и "Словаря философов" ("Philosophen-Lexikon", Bd 1-2, В., 1949-50). Ц. стремится синтезировать различные традиции нем. социологии в идее т.н. живой социологии, предмет к-рой - раскрытие многомерной целостности обществ. жизни в единстве ее полярных моментов. В центре внимания Ц. - процесс формирования обществ. жизни "изнутри", поскольку оно осуществляется только "через личности". По Ц., из изначального стремления людей к совместной жизни путем воспитания и творч. инициативы отдельных выдающихся личностей возникают общностные ("товарищеские") группы и права этих групп, регулирующие совместную жизнь, что лежит в основе др. социальных образований. Как эстетик - последователь Дессуара и Г. Майера, развивал феноменологич. теорию эстетич. переживаний (1928).

Соч.: Der Mensch und die Gestaltung der Wirtschaft, Stuttg.-В., 1943; Augustinus, В., 1948; Lenin, В., 1948; G. Hauptmann, В., 1948; Die Genossenschaften, В., 1948; Die bürgerliche Welt, В., 1949; Die Überwindung des Geschmacks, Potsdam, 1949; J.-J. Rousseau, Erlangen, 1952; Gesellschaftsphilosophie, Stuttg., 1954; Wesen und Formen der Soziologie, в кн.: Handbuch der Soziologie, Bd 2, Stuttg., 1956, S. 121-246.

И. Добронравов. Москва.

ЦИГЛЕР

ЦИГЛЕР (Ziegler), Леопольд (30 апр. 1881 - 1958) - нем. философ, близкий, к т.н. философии жизни. Рано испытал влияние Древса и через него Э. Гартмана. Учился в Гейдельбергском ун-те; д-р философии (с 1905). Был близок к Зиммелю и к кружку Кейзерлинга (т.н. школа мудрости). С 1923 и до конца жизни вел уединенную жизнь свободного литератора. К 70-летию получил звание почетного проф. Фрейбургского и Марбургского ун-тов.

Ц. сформировался как мыслитель в той характерной для начала века специфич. среде эзотерич. интеллигентских кружков, для к-рой Р. Вагнер и С. Георге создали идеал тайного художественно-духовного братства "рыцарей Грааля", Ницше - идею обновления культуры и жизни на основе нового мифа ("Mythos Atheos"), Э. Гартман - метафизику бессознательного, Древс - проекты модернизированной, "атеистической" религиозности. Как для Кейзерлинга, Клагеса и др. эпигонов романтизма, так и для Ц. целью творч. деятельности представляется преодоление непомерно разросшейся науч. рассудочности во имя целостно-интуитивного жизнеотношения. Такое отношение, по Ц., может быть только религиозным; однако пути назад к церковному христианству и вообще к теизму нет, да этот путь и не нужен, ибо "истинная", адекватная совр. уровню сознания религиозность должна быть "атеистической" (точнее, пантеистической). "Где бог есть это или то, где бог вообще есть еще нечто, он всегда имеет также внеположное себе и потому не есть еще бог" ("Gestaltwandel der Götter", Darmstadt, 1920, S. 48). Продолжая пантеистические и деперсонализирующие традиции нем. мистики и нем. романтики, а также идею Гегеля о самосознании бога в человеке, Ц. стремится построить всецело имманентное и неличное представление о боге, осуществляющемся в культурно-историч. творчестве человека; это представление о "безбожном боге" ("Theos-Atheos") интерпретируется как исконно германское, что окрашивает философию Ц. в тона национализма ("Das heilige Reich der Deutschen", Bd 1-2, Darmstadt, 1925). Начиная с 30-х гг. Ц. под влиянием мистич. археологии Бахофена, сравнит. религиеведения Фрейзера и "глубинной психологии" Юнга работает над материалом мифа и обряда, стремясь выделить из этого материала "вечное духовное наследие человечества". Более позитивным становится его отношение к христ. традиции ("Menschwerdung", Bd 1-2, Olten, 1948), хотя он стремится дополнить ее элементами греч. язычества и буддизма. В целом Ц. - характерный представитель позднеромантич. умонастроения, внутренне исчерпавшего себя в период между двумя войнами.

Соч.: Zur Metaphysik des Tragischen, Lpz., 1902; Der abendländische Rationalismus und der Eros, Jena, 1905; Der deutsche Mensch, В., 1917; Zwischen Mensch und Wirtschaft, Darmstadt, 1927; Der europäische Geist, Darmstadt, 1929; Vom Tod, Lpz., 1937; Von Platons Staatheit zum christlichen Staat, Olten, 1948; Überlieferung, 2 Aufl., Münch., 1949; Die neue Wissenschaft. Universitas Aeterna, Münch., 1951; Aus dem Kreis geschnitten, Konstanz, 1956; Lehrgespräch vom allgemeinen Menschen in sieben Abenden, Hamb., 1956; Briefe 1901-1958, Münch., 1963.

Лит.: Хюбшер Α., Мыслители нашего времени, пер. с нем., М., 1962, с. 90-93; Dienst an der Welt. Zur Einführung in die Philosophie L. Zieglers, Darmstadt, 1925.

С. Аверинцев. Москва.

ЦИММЕРМАН

ЦИММЕРМАН (Zimmermann), Роберт (2 нояб. 1824 - 31 авг. 1898) - нем. философ и эстетик, последователь Гербарта. Проф. философии в Праге (1852-1861) и Вене (1861-95); член Венской Академии наук. Один из первых историков эстетики. Полемизировал с Ф. Т. Фишером и гегелевской традицией "содержательной" эстетики и развил (в духе Гербарта) идеи "формальной эстетики": прекрасное коренится не в идее, а в формальных соотношениях представлений (гармония, симметрия, ритм). Гербартовское учение о "реалах" (монадах) Ц. соединял с атомистикой; в отличие от Гербарта, он считал, что не отдельные, единичные ощущения сами по себе, а их определ. сочетание вызывают эстетич. чувство.

Соч.: Leibnitz und Herbart, W., 1849; Philosophische Propädeutik für Obergymnasien, W., 1853; Über das Tragische und die Tragödie, W., 1856; Geschichte der Ästhetik als philosophische Wissenschaft, W., 1858; Allgemeine Ästhetik als Formwissenschaft, W., 1865; Studien und Kritiken zur Philosophie und Ästhetik, Bd 1-2, W., 1870; Anthroposophie im Umriss, W., 1882.

Лит.: Jodl F., R. Zimmermann, в его кн.: Vom Lebenswege, Bd 1, Stuttg., 1916.

Ал. В. Михайлов. Москва.

ЦИНИЗМ

ЦИНИЗМ (позднелат. cynismus, от греч. κυνισμός - учение киников) - нигилистич. отношение к достоянию общечеловеч. культуры, особенно к морали, идее достоинства человека, иногда - к общепризнанным и офиц. догмам господств. идеологии, выраженное в форме издевательского глумления. В социальном плане явления Ц. имеют двоякий источник. Во-первых, это "Ц. силы", характерный для практики господств. групп, осуществляющих свою власть и своекорыстные цели откровенно аморальными методами и средствами. Элементы идеологии такого рода в разное время формулировались теоретиками иезуитизма (см. Иезуиты), макиавеллизма (см. Макиавелли), ницшеанства (см. Ницше), а в наиболее антигуманной и реакц. форме проводились в жизнь и проповедовались фашизмом и расизмом. Во-вторых, это бунтарские настроения и действия (напр., вандализм) социальных слоев, групп и индивидов, испытывающих на себе наибольший гнет несправедливости и бесправия, идеологическое и моральное лицемерие господств. класса, но не видящих выхода из своего положения, потерпевших банкротство своих идеалов и повергнутых в состояние духовной опустошенности. Такая чисто негативная оппозиция офиц. идеологии отразилась, в частности, в раннем эмотивизме.

О. Дробницкий. Москва.

ЦИОЛКОВСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЦИЦЕРОН

ЦИЦЕРОН (Cicero), Марк Туллий (106-43 до н.э.) - рим. гос. деятель, оратор, теоретик риторики и философ. Учился у греч. эпикурейцев Федра, Филона из Ларисы, стоика Диодота, с к-рым дружил, Антиоха, эпикурейца Зенона и ритора Деметрия. Наибольшее влияние оказал на него Посидоний. В 44, после убийства Цезаря, был фактич. главой респ. Рима, но в 43 цезарианцы взяли верх и убили Ц. Противник эпикурейского атомизма, Ц. был сторонником стоич. учения о целесообразности и провидении. Бессмертие души для него совершенно несомненно. Гл. внимание Ц. уделял проблемам этики. Наперекор стоикам и скептикам Ц. отстаивал идею непосредств. достоверности и всеобщей врожденности моральных понятий. Поскольку аффекты души представляются Ц. слишком хаотическим и сумбурным явлением, он считает, что лучше избавиться от них. Ц. сознает, однако, что этот идеал редко осуществляется в реальной жизни; он удивляет своим совмещением чувства слабости и неустойчивости человеч. судьбы и в то же время убежденности в абс. характере морали. При этом Ц. нисколько не стремится к последовательности и твердости своей аргументации.

Большое значение имеют сочинения Ц. как источник для истории философии, их широко использовал Маркс в своей докторской диссертации (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Из ранних произв., М., 1956, по имен. указат.). Политич. идеал Ц. - соединение монархии, аристократии и демократии. Субъективная взволнованность и красноречивость Ц. сделали его популярным писателем в новое время.

Соч.: М. Т. Ciceronis scripta quae manserunt omnia, I-XVII, Lipsiae, 1914 (c 1964 г. начато новое издание); в рус. пер.: Об обязанностях к сыну М. Ц., М., 1877; Тускуланские беседы к М. Бруту, кн. 1-5, К., 1888-89; О природе богов, "Гимназия", 1892, No 2-3, с. 1-71; 1893, No 1, с. 1-16; 1894, No 5, с. 17-32; No 6, с. 33-48; No 10, с. 49-80; 1895-1896, No 2, с. 1-8; 1899, No 2, с. 9-24; No 3, с. 25-48; Филос. трактаты о старости и дружбе, М., 1893; О наилучшем роде ораторов, "Гимназия", 1895, No 6-7; Речь "О дивинации", К., 1896.

Лит.: Буасье Г., Ц. и его друзья. Очерк рим. общества во времена Цезаря, М., 1880; Гордиевич О. И., Главнейшие черты практич. этики Ц., К., 1899; Черняев П. Н., Филос. воззрение Ц. по "De divinatione", "Варшавск. унив. изв.", 1911, No 2, с. 1-32; История философии, т. 1, М., 1940, с. 362-67 (имен. указат.); Утченко С. Л., Учение Ц. об "идеальном гражданине", "Вестник древней истории", 1954, No 3; Φомина т.к., Филос. терминология Ц. (на основе анализа трактата "De finibus bonorum et malorum"), M., 1958 (Автореф. дисс.); Ц., 2000 лет со времени смерти. Сб. ст., М., 1959; Hirzel R., Untersuchungen zu Cicero's philosophischen Schriften, Τl 1-3, Lpz., 1877-83; Schink W., Cicero als Philosoph, "Neue Jahrbücher für das klassische Altertum", 1914, Bd 34, S. 513-22; Ζie1inski Th., Cicero im Wandel der Jahrhunderte, 4 Aufl., Lpz. - В., 1929; Оksa1a P., Die griechischen Lehnwörter in den Prosaschriften Cicero's, Hels., 1953; Haury Α., L'ironie et l'humour chez Cicéro, Leiden, 1954.

А. Лосев. Москва.

ЦУЛУКИДЗЕ

Александр Григорьевич (1876-1905) - груз. политич. деятель, один из основателей большевистских орг-ций и теоретиков марксизма на Кавказе. В формировании мировоззрения Ц. гл. роль сыграли идеология рус. шестидесятников, а также труды Маркса, Энгельса и Ленина. В своих теоретич. работах ("Мечта и действительность", "Отрывки из политич. экономии", "Из истории экономич. науки", "Борьба сознат. пролетариата" и др.) Ц. подверг критике субъективную социологию Лаврова и Михайловского, а также их ученика А. Джорджадзе и выдвинул марксистскую теорию в качестве единственной научной и последовательно революц. теории, адекватно отражающей действительность и направленной на ее прогрессивное изменение.

Соч. в рус. пер.: Сочинения, Тб., 1945.

Лит.: Эбаноидзе Л. Е., А. Цулукидзе (1876-1905). (Биогр. очерк), Тб., 1965; Килаберия M. H., Вопросы историч. материализма в трудах А. Ц., Тб., 1959 (на груз. яз.).

М. Килаберия. Тбилиси.

Предыдущая страница Следующая страница