Приглашаем посетить сайт

Есенин (esenin-lit.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
ГАРМОНИЯ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ГАРМОНИЯ

ГАРМОНИЯ (от греч. ἀρμονία - связь, стройность, соразмерность частей) - категория, отражающая закономерный характер развития действительности, внутр. и внешнюю согласованность, цельность и соразмерность содержания и формы эстетич. объекта. В истории философии категория Г. получала многообразное толкование, связываясь с проблемами этики, космологии и гносеологии. Тем не менее в основе всех этих учений о Г. лежали определ. эстетич. идеалы в представления о человеке, природе и обществе.

В Древней Греции термин "Г." непосредственно связывался с человеч. практикой. У Гомера Г. означает либо скрепы для досок вроде гвоздей или брусьев, либо "согласие", "договор", "мирное сожительство" людей. В др.-греч. философии Г. означала организованность Вселенной, противостоящую хаосу. Так, согласно пифагорейцу Филолаю, "все произошло по необходимости и согласно с гармонией" ("О ритмах и мерах"). Мир, по мнению пифагорейцев, представляет собой ряд концентрически расположенных вокруг Земли полых прозрачных сфер, к к-рым прикреплены небесные светила. Расстояния между сферами соответствуют числовым соотношениям муз. октавы (Г. сфер). Гераклит углубил понятие "Г.", понимая ее как единство противоположностей: "Враждующее соединяется, из расходящихся - прекраснейшая гармония, и все происходит через борьбу" (Аристотель, Никомахова этика, VIII 2, 1155 в 4). У Гераклита Г. - не внешнее объединение разрозненных частей, а их внутр. единство, основанное на существенной связи: "Скрытая гармония лучше явной" (Ипполит, Ref., IX, 9). Учение пифагорейцев о Г. космоса развил Платон в диалоге "Тимей". Кроме того, он придал понятию "Г." социальное, нравств. значение, понимая ее как совокупность достоинств человека-гражданина, проявляющуюся в его физич. облике, поступках, речах и создаваемых им произведениях ("Государство" III 400 Е). Аристотель рассматривал Г. как единство и завершенность целого, как единство в многообразии, применяя это понятие решительно ко всем областям действительности. Он пользуется этим понятием прежде всего в музыке (Probl. XIX, 917 в17 - 923а3). Разные Г., т.е. различного рода последовательность тонов, имеют, по Аристотелю, разное этич. и обществ. значение; поэтому для воспитания тех или иных обществ. групп Аристотель рекомендует пользоваться специфич. Г. (Polit. VIII 7). Свою теорию подражания Аристотель постоянно связывал с ритмами и Г. (там же, I5, 1254 а 33), однако он не ограничивал Г. формально- математич. отношениями, выступал с опровержением пифагорейской теории души как Г. тела (De an. I4). В антич. эстетике Г. явилась отражением незрелых социальных отношений антич. полиса, в к-ром еще недостаточно развились обществ. антагонизмы. В последующие эпохи Г. греч. классич. иск-ва часто воспринималась как образец Г. вообще. Значит. место понятие "Г." занимало в эстетике Возрождения. Поиски Г., попытки научно сформулировать ее законы характерны для Леонардо да Винчи, Дюрера и др. Эпоха Возрождения выдвинула понятие о гармонически, всесторонне развитом человеке, к-рое стало знаменем гуманизма. Основы Г. эстетика Возрождения видела в идеальной пластич. организации человеч. тела, во взаимопроникновении внешнего и внутреннего, в согласованности частей и целого, света и тени, в математич. точности законов перспективы и др. Г. считалась существенным признаком и даже источникам прекрасного. По мнению Леонардо да Винчи, "...гармония складывается не иначе, как общий контур обнимает отдельные члены, из чего порождается человеческая красота" (Избр. произв., т. 2, М.-Л., 1935, с. 76).

В 18 в. понятие "Г." усиленно разрабатывалось метафизиками-рационалистами (Лейбниц, Вольф, Баумгартен, Бияьфингер, Г. Ф. Мейер). Лейбниц учил о "предустановленной" Г., утверждая, что все монады соответствуют друг другу, и это соответствие установлено богом ("Монадология", § 51 сл.): в частности, соответствуют друг другу душа и тело (там же, § 78). У Лейбница это учение развито в целую филос. систему, к-рая оказала влияние на материалистов 18 в., напр. на Кондильяка (см. "Трактат о системах", М., 1938, ч. 2, § 5). Просветители-материалисты согласованность в природе и в жизни объясняли объективной необходимостью, а идею Г. приписывали субъективным измышлениям человека (Гольбах, Система природы, М., 1940, ч. 1, гл. 5; Гельвеций, Бог, природа и человек, Харьков, 1923, гл. 5; Робине, О природе, М., 1936, ч. 1, гл. 1). Эстетика Просвещения, восприняв антич. понимание Г., подчеркивала ее воспитат. значение. Англ. философ Шефтсбери считает гл. задачей воспитание в человеке гармонич. уравновешенности различных аффектов. Эта Г. достигается не хладнокровным размышлением, а полнотой человеч. чувств; что прекрасно, то гармонично и пропорционально; что гармонично и пропорционально, то истинно (А. А. С. Shaftsbury, Characteristics of men, manners, opinions, times, v. 1-3, 1711).

Понятие "Г." было широко использовано в эстетике классицизма бурж. просветителей (Винкельман, Гёте, Шиллер). Кант, перенеся источник Г. в человеч. субъект, понимал Г. прежде всего как согласованность между рассудком и чувственностью ("Критика способности суждения"). В 19 в. наиболее развернутую теорию Г. создал Гегель. "Гармония есть... соотношение качественных различий и притом совокупности таких различий, как она находит свое основание в сущности самой вещи" (Соч., т. 12, М., 1938, с. 143). Г., по Гегелю, характеризует внешнюю чувств. определенность материала иск-ва. Г. внутреннего и внешнего, человека и среды, действительности и фантазия характерна для сравнительно ранних этапов истории, для "героического века" и особенно для Древней Греции. По мнению Гегеля, Г. не способна выразить богатства духовной жизни, к-рое несет в себе "романтическое искусство", т.е. иск-во нового времени. Она уступает место коллизиям, к-рые являются выражением дисгармонии, разлада и антагонизма. Признав дисгармоничность бурж. общества, Гегель воспринял ее как неизбежный итог истории, как окончат. и безвозвратную утрату человеком и иск-вом Г.

Выступая против фаталистич. концепции Гегеля об утрате иск-вом Г., марксистско-ленинская эстетика исходит из того, что антагонистич. противоречия бурж. общества могут быть преодолены путем социалистич. революции и построения коммунизма - неантагонистич. общества, к-рое обеспечивает свободное и гармонич. развитие человека. Проблема Г. как проблема эстетич. воспитания всесторонне развитой человеч. личности приобретает большое значение в период развернутого строительства коммунистич., общества, к-рое "открывает небывалый простор для наиболее полного и всестороннего раскрытия и выявления всех творческих возможностей и дарований человека" (Хрущев Н. С., О контрольных цифрах развития народного хозяйства СССР на 1959-1965 годы, 1959, с. 67). Тем самым создается реальная почва и для Г. в иск-ве. Отрицая нормативистскую трактовку Г., как внешней согласованности частей, как бесконфликтность, сов. эстетика понимает Г. как отражение в иск-ве единства противоположностей и закономерности развития действительности. В произведениях социалистич. реализма Г. не противоречит драматич. конфликтам жизни, а вытекает из необходимого революц. их разрешения и борьбы сов. народа за построение коммунистич. общества. См. ст. Идеал, Мера, Симметрия.

Лит.: Маркс К., [Экономические рукописи 1857-1858 гг.], в кн.: Архив Маркса и Энгельса, т. 4, [М.], 1935, с. 97-99; Лосев А. Ф., Эстетическая терминология древнегреческой литературы (эпос и Лирика), "Уч. зап. Моск. гор. пед. ин-та". М., 1954, т. 83, Кафедра классической филологии, вып. 4; Гика М., Эстетика пропорций в природе и искусстве, М., 1936; Вertz В., Die Weltharmonie Monistische Betrachtung, Dresden, 1908; Zederbauer E., Die Harmonie im Weltall, in der Natur und Kunst, W.-Lpz., 1917; Karl E. F., Die Welt als Harmonie und Logik, Charlottenburg, 1911; Liertz R., Harmonien und Disharmonien des menschlichen Trieb-und Geisteslebens, Münch., 1925; Burcnartz M., Gleichnis der Harmonie, Gesetz und Gestaltung der bildenden Künste, Münch., 1949; Zeller E., Die Philosophie der Griechen..., Tl 1, 7 Aufl., Lpz., 1923.

А. Лосев, Б. Шрагин. Москва.

В начало энциклопедии