Приглашаем посетить сайт

Некрасов (nekrasov-lit.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
ИППОЛИТ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ИППОЛИТ

ИППОЛИТ (Hyppolite), Жан (род. 8 янв. 1907) - совр. бурж. франц. философ-идеалист; принадлежит к направлению франц. экзистенциализма, возглавляемому Сартром. Проф. философии в Сорбонне, директор Высшей нормальной школы. На формирование взглядов И. определ. влияние оказало нем. неогегельянство. И. перевел на франц. язык "Феноменологию духа" Гегеля (1939) и выступил с рядом работ о гегелевской философии ("Генезис и структура „Феноменологии духа"" - "Genese et structure de la phénomènologie de l'Esprit", 1947; "Введение в "Философию истории" Гегеля" - "Introduction à la philosophie de l'histoire de Hegel", 1948. "Логика и существование" - "Logique et existence", 1952). Юношеские произв. Гегеля И. рассматривал как ключ к пониманию гегелевской философии вообще. Вслед за нем. неогегельянцем Глокнером он считал, что в основе гегелевского панлогизма лежит "трагическое" видение мира. Заявляя, что Гегель ближе к Кьеркегору, чем это представляется на первый взгляд, И. утверждает, что такие проблемы, как проблема существования небытия, абсолютной свободы, трагизма человеч. бытия и др., нашли в учении Гегеля решение, близкое к экзистенциалистскому. Вместе с тем И. усматривает в учении Гегеля противоположные тенденции и ставит вопрос: "как примирить гегелевскую философию истории (которая есть собственно философия человеческой истории) и абсолютное знание логики" ("Etudes sur Marx et Hegel", P., 1955, p. 203). Эти воззрения дают основание считать И. одним из представителей неогегельянской тенденции во франц. экзистенциализме.

В работах о "Капитале" Маркса И. пытается провести мысль о том, что марксистское учение о капиталистич. формации базируется не столько на экономич. анализе фактов, сколько на восходящих к Гегелю филос. предпосылках (важнейшие среди них - это трансформированные гегелевские концепции "отчуждения" и "господина и раба") и этич. предпосылках (требование справедливости). Поскольку филос. и этич. положения, в понимании И., не относятся к области объективного науч. знания, то наличие их в марксизме лишает якобы предвидение Маркса о путях развития общества характера науч. истины и превращает его в разновидность религ. пророчества. Марксистская диалектика изображается И. как "синтез идеализма и реализма" (там же, р. 153). Выявление и анализ филос., этич. и прочих предпосылок марксистского учения является для И. путем к "преодолению марксизма, исходя из объективного исследования труда самого Маркса" (там же, р. 143).

Работы И. пользуются большой известностью среди бурж. философов. На отд. его положения опирались католич. критики марксизма во Франции (Биго, Кальвез, Шамбр). Взгляды И. были подвергнуты критике в таких работах франц. марксистов, как "Возврат к Гегелю - последнее слово университетского ревизионизма" (в сб. "Против буржуазных и право- социалистических фальсификаторов марксизма", М., 1952), "Перспективы человека" Р. Гароди (R. Garaudy, Perspectives de l'homme, 2 éd., 1960), "Панорама современной французской философии" Л. Сева (L. Sève, Panorama de la philosophie française contemporaine, "Pensée", 1960, No 91-92). Лит.: Дeни А. [и дp.], Марксисты отвечают своим католическим критикам, пер с франц., М., 1958; Эфиров С. Α., От Гегеля к... Дженнаро, М., 1960.

В. Кузнецов. Москва.

В начало энциклопедии