Приглашаем посетить сайт

Биология (bio.niv.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
ОСНОВАНИЕ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ОСНОВАНИЕ

ОСНОВАНИЕ - исходное условие, предпосылка существования нек-рого явления или системы явлений. В сфере познания поиски О. нек-рой теории осуществляются через процесс обоснования. Поисками "последних О. бытия" (к-рые часто называют принципами) отмечена вся история философии. У древних греков такие О. отыскивались как в материи (Фалес, Гераклит, Демокрит), так и в мире нематериальных сущностей (Платон). Во многих филос. системах Древнего Востока в качестве О. нередко выступали этич. категории - добро, зло и т.п. Аристотель расширяет круг проблем и говорит уже не об одном начале, а о четырех причинах всех вещей. В мистич. ср.-век. философии (Экхарт, Бёме) поиски О. всего сущего связывались с разработкой содержания категории ничто. Лейбниц впервые различил О. (ratio) и причину (causa). Он установил принцип достаточного О. для понимания истин факта, к-рые в эмпирич. философии объяснялись действующими причинами. У X. Вольфа О. есть то, через что можно понять, почему нечто существует. Крузиус первый различил О. бытия и О. познания. Кант логическим называет О., к-рое тождественно со следствием (аналитич. суждение), а реальным - О., в к-ром есть некое иное содержание, чем в следствии (синтетич. суждение). Детальную разработку категории О. дал Гегель, к-рый рассматривал его как момент в диалектич. развитии понятия, когда противоречия сущности разрешены в единстве положительного и отрицательного. Сущность, по Гегелю, определяет себя как О.: "основание есть внутри себя сущая сущность..." (Соч., т. 1, М. -Л., 1929, с. 207). После Гегеля категория О. рассматривалась гл. обр. в логич. аспекте (Шопенгауэр, Вундт, Зигварт, Иерузалем, Витгенштейн и др.), причем обычно указывалось, что принципу "все имеет свою причину" в реальности соответствует логич. принцип "все имеет свое О.". У Шопенгауэра, напр., закон достаточного О. дает необходимую связь различным представлениям, но сам как логич. закон обоснованию не подлежит.

В диалектич. материализме категория О. приобрела особое значение в связи с материалистич. пониманием истории и раскрытием объективных О. развития общества.

Содержание категории О. раскрывается через категории материи (как О. всех вещей), отражения (как О. познания) и его законов, а также практики.

В формальной логике под О. понимают: 1) антецедент (см. Консеквент и антецедент) условного суждения; 2) аргумент; 3) одну из составных частей доказательства (см. Доказательство в формальной логике, Достаточного основания принцип и лит. при этих статьях).

Лит.: Маркс К., Капитал, т. 1, М., 1955, с. 66, 88, 143, 193, 223, 341, 387, 492, 515; Ленин В. И., Философские тетради, Соч., 4 изд., т. 38, с. 117-36; Шопенгауэр А., О четверояком корне закона достаточного основания ..., пер. с нем., M., 1902; Шпет Г. Г., Проблема причинности у Юма и Kантa, К., 1907; Церетели с. Б., О природе связи основания и следствия, "ВФ", 1957, No 1; Эмдин М. В., О категориях основания и обоснованного, "Вестн. ЛГУ. Сер. экон., филос. и права", 1959, No 23, вып. 4; Бунге М., Причинность, пер с англ., М., 1962, § 9; Асмус В. Ф., Проблема интуиции в философии и математике, М., 1963, Кант И., Новое освещение первых принципов метафизич. познания, Соч., т. 1, М., 1963.

В начало энциклопедии