Приглашаем посетить сайт
Статьи на букву "Ф" (часть 1, "ФАБ"-"ФЕО")
ФАБИА́НЦЫ - члены англ. "Фабианского об-ва", реформистской социалистич. орг-ции [названа по имени рим. гос. деятеля Фабия Максима, или Кунктатора (Медлителя)]. Создана в 1884, в 1906 вошла в состав Лейбористской партии как особая лит.-публицистич. группа. Лидерами Ф. были Б. Шоу, С. и Б. Вебб. Используя в известной мере идеи Маркса, Ф. в основном опирались на Дж. С. Милля и С. Джевонса. Ф. - сторонники эволюц. реформистского пути установления социализма. В 50-60-х гг. "Фабианское об-во" насчитывало неск. тысяч членов. В него входит почти половина членов парламента от Лейбористской партии и большинство ее лидеров. Ф. пропагандируют идеи реформистского социализма, организуют конкретные исследования проблем местного самоуправления, эффективности национализации, экономич. планирования, социального страхования и др. |
ФАЙХИНГЕР (Vaihinger), Ханс (25 сент. 1852 - 18 дек. 1933) - нем. философ, разработавший концепцию фикционализма; проф. ун-та в г. Галле (1884-1906), занимался популяризацией кантианства: в 1897 основал журн. "Kant-Studien", в 1905 - Кантианское об-во "Kant-Gesellschaft", в 1881-82 выпустил двухтомный "Комментарий к Критике чистого разума" ("Kommentar zu Kants Kritik der reinen Vernunft"). В историю философии Ф. вошел в первую очередь благодаря своей кн. "Философия как бы" ("Philosophie des Als Ob", написана в 1877, изд. В., 1911, 10 Aufl., Lpz., 1927). Φ. близок к позитивистской линии в философии с ее бихевиористской, "биологической" теорией познания (Мах, Авенариус, прагматизм), к волюнтаризму Шопенгауэра, Ницше и к "филос. " дарвинизму. Однако, в отличие от позитивизма, отмежевывающегося от метафизич. проблематики, Ф. рассматривает познание, наше представление о мире как "колоссальное переплетение фикций" (см. указ. соч., Lpz., 1927, S. 90), противопоставляя их действительности ("на самом деле"). Противоположение фиктивного действительности, на к-ром основывается вся философия Ф., не дает, однако, никакого критерия для определения истинного (в отличие от ложного). Наряду с этой исходной позицией и в противовес ей Ф. в правоверно позитивистском и феноменалистич. (агностическом) духе заявляет, что действительность недоступна для познания и что ощущения есть последняя данность. Для Ф. характерна прагматистская в своей основе трактовка мышления как органич. целесообразной функции, становящейся особым иск-вом со своими правилами, т.е. обычными, повторяющимися методами. Формы мыслит. деятельности являются допущениями, сделанными нами для преодоления затруднений мышления и достижения его цели; иногда они оказываются противоречивыми, но, несмотря на это, служат жизненной практике. Фикции - это "...психические образования, которые не только создают иллюзию понимания, но и делают для нас возможным практическое ориентирование в мире" (там же, S. 92). Но, в отличие от прагматистов, Ф. не сводит истину к полезности. Задача философии, по Ф., состоит в том, чтобы разложить переплетение фикций на отд. фиктивные элементы. С этой т. зр. он рассматривает историю философии: путь ее, от Декарта через Локка, Юма и Канта, есть постеп. разрушение сверху вниз лесов, к-рые воздвиг человек вокруг действительности. Философия дошла, т.о., до основания этих лесов - пространства и времени - и теперь занимается их разрушением (см. тамже, S. 99). Методологич. подход Ф., проведенный последовательно, становится не только средством филос. разрушения реального мира, но и разрушения самой философии как одной из фикций. Соч.: Nietzsche als Philosoph, В., 1902; Hartmann, Dühring und Lange, Iserlohn, 1876; Pessimismus und Optimismus, В., 1924. Лит.: Бакрадзе К. С., Очерки по истории новейшей и совр. бурж. философии, Тб., 1960, с. 178-97; Lapp Α., Die Wahrheit. Eine Erkenntnistheoretischer Versuch, orientiert an Rickert, Husserl und besonders an Vaihinger's "Philosophie des Als Ob", Stuttg., 1913; Ritschl O., Die doppelte Wahrheit in der Philosophie des Als Ob, Gött., 1925; Del-Negro W., H. Vaihingers philosophisches Werk mit besonderer Berücksichtigung seiner Kantforschung, "Kant-Studien", 1934, Bd 39, H. 3/4, S. 316-27. В. Костеловский, А. Михайлов. Москва. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ФАЛЕС (Θαλῆς) (ок. 625-547 до н.э.) - др.-греч. философ, родоначальник античной и вообще европ. философии и науки, основатель милетской школы. Происходил из г. Милет (М. Азия). По преданию, Ф. путешествовал по странам Востока, многому научился у египетских жрецов и вавилонских халдеев. Из приписываемых Ф. соч. до нас ничего не дошло. Ф. опирался на отдельные теокосмогонические идеи-образы Гомера ("Илиада", XIV, 246; VIII, 13-16) и Гесиода ("Теогония", 116-133; 720-725), но отбросил мифологич. олицетворение явлений и сил природы. Обоснованный Ф. новый взгляд на мир заключался в том, что все многообразие явлений и вещей было сведено им к единой основе (первостихии или первоначалу), которой Ф. считал "влажную природу", воду (см. Aristotel, Met. I, 3, 983 а 24 - 983 в 30). По Ф., все возникает из воды и в нее же превращается. Ф. развивал мысль об одушевленности (гилозоизм) и божественности первоначала: "мир одушевлен и полон богов" (А 3, 22; ср. A 1, 24). Как и для представителей ионийской школы "божественное" для Φ. тождественно с природным (материальным) первоначалом (водой); божеством он называл "то, что не имеет ни начала, ни конца" (А 1-1, 36), т.е. беспредельное. Отличая душу от тела, душевную жизнь от процессов природы, Ф., вслед за Гомером, мыслил душу в виде тонкого (эфирного) вещества. Душа как активная (чувствующая) сила и вместе с тем как носитель разумности и справедливости причастна к божественному (разумному и прекрасному) строю вещей. Ф. использовал достижения др.-вост. науки (египтян, вавилонян и финикинян) и сделал ряд выдающихся открытий: предсказал солнечное затмение, к-рое произошло в 585 до н.э., разделил год на 365 дней (А 1, 27) и т.п. Фрагменты в рус. пер., в кн.: Mаковельский Α., Досократики, ч. 1, Каз., 1914, с. 9-24. Лит.: Остроумов М., Фалес Милетский, "Вера и разум", 1887, No 23; Трубецкой С. Н., Метафизика в Древней Греции, М., 1890, с. 151-54; Гомперц Т., Греч, мыслители, пер. с нем., т. 1, СПБ, 1911, с. 39-44; Блонский П., Этюды по истории ранней греч. философии, М., 1914; Лосев А. Ф., Очерки антич. символизма и мифологии, т. 1, М., 1930; его же, История антич. эстетики, М., 1963, с. 339-43; История философии, т. 1, М., 1940, с. 25-32; Лурье С. Я., Очерки по истории антич. науки, М.-Л., 1947, с. 36-40; Τомсон Дж., Первые философы, пер. с англ., т. 2, М., 1959, с. 145-58; Михайлова Э. Н., Чанышев А. Н., Ионийская философия, М., 1966, с. 25-50; Kirk G. S., Popper on science and the presocratics, "Mind", 1960, v. 69, No 275. Ф. Кессиди. Москва. |
ФАНТАЗИЯ (от греч. φαντασία - воображение) - необходимый компонент творч. деятельности, психологич. содержание к-рого состоит в построении образа или психич. модели конечного или промежуточных продуктов деятельности. По своему значению понятие Ф. совпадает с понятием воображения. |
ФАНЬ ЧЖЭНЬ (р. прибл. 450-515) - кит. философ-материалист. Автор трактата "Шэнь ме лунь" ("Об уничтожении души"), направленного против учения махаяны о загробной жизни. Трактат написан в форме диалога и содержит разбор взаимоотношений души и тела. Ф. Ч. доказывает, что тело - материальная основа души, а душа - функция тела, поэтому, когда умирает тело, уничтожается и душа. В ответ на возражение, касающееся того, что отличие человека от дерева и других подобных предметов заключается в наличии у него сознания, что свидетельствует о существовании души, Φ. Ч. заявляет, что как человек, так и дерево состоят из материи, но в противоположность древесной человеч. материя качественно иная - ей присуще сознание. Все части тела, по Ф. Ч., являются одновременно частями души, и воспринимаемые ими ощущения отличаются от мыслей (вместилищем к-рых Ф. Ч., следуя традиционной т. зр., считал сердце) лишь степенью интенсивности. В последней части трактата Ф. Ч. подчеркивает практич. важность отрицания бессмертия души как средства избавления людей от страха перед муками ада и от надежды на загробное воздаяние. Связывая даосскую идею естественности с конфуцианскими социальными воззрениями, Ф. Ч. пишет, что понимание всеобщей подчиненности единому вселенскому закону необходимости - возникновения и гибели, приведет к тому, что люди, находя удовлетворение в своих повседневных занятиях, не будут стремиться ни к чему такому, что выходило бы за их пределы; это даст обществу устойчивость и процветание. Лит.: Хоу Вай-лу [и др.], Чжунго сысян тунши (История кит. идеологий), т. 3, Пекин, 1957, с. 373-403; Fung Yu-lan, A history of Chinese philosophy, v. 2, Princeton, 1953, p. 289-92; Balazs E., The first Chinese materialist, в его кн.: Chinese civilization and bureaucracy, New Haven, 1966, p. 255-76. В. Рубин. Москва. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ФАРБЕР (Farber), Марвин (р. 14 дек. 1901) - амер. философ-феноменолог с тенденцией к материализму. Ученик Гуссерля. Проф. ун-та в Буффало (с 1930), заслуженный профессор (с 1954), президент Междунар. феноменологич. об-ва (с 1940), гл. редактор журн. "Philosophy and Phenomenological Research". Начав свою филос. деятельность как компилятор Гуссерля, Ф. к 40-м гг. переходит на позиции т.н. натурализма (близкого к материализму), рассматривая феноменологию с ее редукцией лишь как вспомогат. метод, необходимый для предварит. анализа понятий, категориальных структур. Ф. подвергает критике идеалистич. т. зр. Гуссерля; признает объективную реальность и материальное единство мира, первичность природы по отношению к сознанию. Он приближается к историческому материализму, выдвигая обществ. отношения в качестве фактора, определяющего обществ. сознание и трактуя, в частности, философию как концентрированное выражение доминирующих социальных интересов. Близость Ф. к марксизму выражена и в его интересе к проблемам труда и капитала, империализма и войны. Соч.: The foundation of phenomenology, Camb. (Mass.), 1943; Naturalism and subjectivism, Springfield, 1959; The aims of phenomenology. The motives, methods and impact of Husserl's thought, N. Y., 1966; Phenomenology and existence: toward a philosophy within nature, N. Y., 1967; Basic issues, of philosophy: experience, reality and human values, N. Y., 1968. Лит.: Быховский Б. Э., Распредмечивание философии, "ВФ", 1956, No 2; его же, На верном пути, там же, 1961, No 12. Т. Лапина. Москва. |
Халиль Магомедович (1915 - 23 окт. 1959) - сов. философ и физик, д-р филос. наук (с 1950). Окончил физич. фак-т МГУ (1937). В 1946 - второй секретарь Дагестанского обкома КПСС. В 1947 - депутат Верховного Совета РСФСР и член Президиума Верховного Совета Даг. АССР. В 1953-1959 - зав. кафедрой философии естеств. фак-тов МГУ. Область науч. исследований Ф. - филос. проблемы естествознания. Под его руководством был подготовлен трехтомный труд "Философские вопросы естествознания". Работы Ф. "Естественные науки в жизни общества" (М., 1956) и "Диалектический материализм и вопросы естествознания" (М., 1958) были удостоены Ломоносовской премии (1959). Соч.: Естеств. науки и материально-производств. база общества, М., 1960; Марксистско-ленинская философия и естествознание, М., 1960; Марксизм-ленинизм и естествознание. [Сб. работ], М., 1962. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ФАТУМ (лат. fatum - прорицание, рок, судьба) - см. Судьба. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ФЁДОР АТЕИСТ (Θεόδωρος Ἄϑεος) (4 в до н.э.) - др.-греч. философ, родом из Кирены, представитель киренской школы; склонялся к скептицизму. В области этики, в отличие от Аристиппа, Ф. А. учил, что мотивом поступков, высшим благом и целью жизни должны быть не кратковременные чувств наслаждения, а длительная душевная удовлетворенность, радость, связанная преим. с познанием, разумением или мудростью. Поэтому мудрость есть благо, а отсутствие ее - зло. Удовольствие и страдание занимают среднее положение между мудростью (добром) и глупостью (злом), но в зависимости от обстоятельств и отношения к ним они могут стать и тем и другим. Φ. А. считал, что мудрец не нуждается в друзьях, дружбе и долге, а также в отечестве, т.к. отечеством является весь мир. В соч. "О богах", от к-рого до нас дошло лишь название, Ф. А. отрицал бытие богов, или, во всяком случае, отвергал нар. представления о богах. Лит.: Гомперц Т., Греч. мыслители, пер. с нем., т. 2, СПБ, 1913, с. 181-83; История философии, т. 1, М., 1940, с. 151. Ф. Кессиди. Москва. |
Евгений Григорьевич [р. 25 июля (7 авг.) 1903] - сов. украинский философ, д-р филос. наук (с 1963), профессор (с 1963). Член КПСС с 1932. Окончил историч. фак-т Одесского ун-та (1933), аспирантуру Киевского ун-та (1941). С 1932 - на преподавательской работе. Зав. кафедрой философии Киевского мед. ин-та (с 1963). Ответств. редактор сб. "Филос. вопросы медицины и биологии" (с 1965). Область науч. исследований - историч. материализм, этика, методологич. проблемы естествознания (медицины). Соч.: Радянська держава - головне знаряддя побудови комунiзму в СРСР, "Наук. зап. Киïвськ. ун-т. Збiрник фiлос.", 1954, т. 13, вып. 11, No 1; Про роль народних мас i особи в iстopiï, К., 1957; Коммунистич. нравственность, К., 1958; Етика, в кн.: Украïнська радянська енциклопедiя, т. 4, К., 1961; Мораль комунiстична, там же, т. 9, К., 1962; Моральнi основи радянськоï ciм'i, К., 1963; Основы марксистско-ленинской этики, [К.], 1965. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ФЕДОСЕ́ЕВ Николай Евграфович [27 апр. (9 мая) 1871 - 21 июня (3 июля) 1898] - рус. марксист, организатор и руководитель первых марксистских кружков в России. Род. в г. Нолинске Вятской губ. в дворянской семье. За участие в революц. движении в 1887 был исключен из казанской гимназии. В 1889 был арестован и до конца жизни находился в тюрьмах и ссылках. Несмотря на это, Ф. был связан с марксистами различных городов, направлял их работу, принимал непосредств. участие в рабочих собраниях (г. Орехово-Зуево). В своих статьях и письмах давал марксистский анализ экономич. и политич. развития России и критику народничества, либерализма, толстовства. Одним из первых рус. марксистов Ф. вступил в полемику с Н. Михайловским. На этой почве началась переписка Ф. с Лениным, к-рый высоко ценил роль Ф. в революц. движении: "...роль, сыгранная Федосеевым, была ... замечательно высока, и тогдашняя публика в своем повороте к марксизму несомненно испытала на себе в очень и очень больших размерах влияние этого необыкновенно талантливого и необыкновенно преданного своему делу революционера" (Соч., т. 33, с. 415). Соч.: Статьи и письма, М., 1958. Лит.: Ленин В. И., Несколько слов о Η. Ε. Федосееве, Соч., 4 изд., т. 33; Щепров С., Выдающийся революционер Н. Е. Федосеев, М., 1958. |
ФЕДОСЕ́ЕВ Петр Николаевич (р. 22 авг. 1908) - сов. философ, обществ. деятель. Академик (с 1960), член Президиума АН СССР, почетный член АН Венг. Народной Республики. Член КПСС с 1939. Окончил Горьковский педагогич. ин-т (в 1930). В 1936-41 - науч. сотрудник Ин-та философии АН СССР. В 1941- 1955 работал в аппарате ЦК КПСС, а также гл. редактором журн. "Большевик", "Партийная жизнь", заведовал кафедрой диалектич. материализма Академии обществ. наук при ЦК КПСС. С 1946 - член-корр. АН СССР. В 1955-62 - директор Ин-та философии АН СССР. В 1959-62 - академик-секретарь. Отделения экономических, философских и правовых наук. В 1962-67 - вице-президент АН СССР. С 1967 - директор ИМЭЛ при ЦК КПСС. Член ЦК КПСС с 1961, депутат Верховного Совета СССР 6-го и 7-го созывов, пред. правления Об-ва советско-венг. дружбы (с 1958). Член редколлегии "Философской энциклопедии" и журн. "Вопросы философии". Область науч. деятельности Ф. - проблемы историч. материализма и науч. коммунизма, филос. проблемы науки, науч. атеизм, критика совр. буржуазной философии и социологии. Соч.: Как возникло человеческое об-во, [М.], 1934; Марксизм-ленинизм о религии и ее преодолении, [M.], 1941; "Манифест Коммунистич. партии" Маркса и Энгельса и материалистич. понимание истории, М., 1948; Производительные силы и производств. отношения социалистич. об-ва, М., 1955; Роль народных масс и личности в истории, М., 1956; Социализм и гуманизм, М., 1958; Совр. социологич. теории о войне и мире, в кн.: Историч. материализм и социальная философия совр. буржуазии, М., 1960; Коммунизм и философия, М., 1962; Гуманизм в совр. мире, в сб.: Человек и эпоха, М., 1964; Основы марксистской философии, 2 изд., М., 1964 (соавтор); Диалектика совр. эпохи, М., 1966; Марксизм и волюнтаризм, М., 1968; Основы науч. коммунизма, 3 изд., М., 1968 (соавтор); В. И. Ленин и вопросы теории иск-ва, М., 1968. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ФЕМИСТИЙ (Θεμίστιος) П а ф л а г о н с к и й (р. ок. 317 - ум. 388) - визант. философ. Учился в Константинополе. В эпоху ожесточенной религиозной (между христианами и язычниками) и политич. борьбы, в условиях усиливавшегося деспотизма и сервилизма Ф. выступал как проповедник братства рода человеческого, терпимости, свободы совести и моральных ценностей. В отличие от Либания и др. представителей языч. интеллигенции, рассматривавших империю с центром в Константинополе как продолжение эллинистич. гос-в, Ф. вслед за Евсевием Кесарийским расценивал ее как начало новой эры. Сочетая в себе ритора и философа (что противоречило традиции), Ф. видел свою задачу в рассмотрении проблем этики и политики, тогда как логике и физике отводил лишь место пропедевтич. дисциплин. Будучи перипатетиком, он отдавал должное другим филос. школам, следовал за Эпикуром: по мнению Ф., бог открывается человеку разнообразными путями и существование различных направлений естественно и даже необходимо. Помимо речей (Themistii Orationes, ed. G. Dindorfio, Lipsiae, 1832, перепечатано Hildesheim, 1961; нов. изд. - Themistn Orationes quae supersunt, rec. H. Schenkl, opus consummavit G. Downey, v. 1, Lipsiae, 1965), Φ. принадлежат парафразы на соч. Аристотеля ("Вторая аналитика", "Физика", "О душе" и др., "Commentaria in Aristotelem graeca", v. 5, pt 1-3, Berolini, 1899-1900), где он стремился дать не толкование, каких было много и раньше, но краткое и четкое изложение. Парафразы Ф. оказали большое влияние на греческих (Иоанн Филопон Симпликий, Михаил Пселл), арабских (в т.ч. Ибн Рошда) и лат. авторов: парафраза к "Аналитике" была переведена уже в 4 в. Веттием Претекстатом, другие неоднократно переводились на протяжении средневековья (см. Thémistius, Commentaire sur le traité de l'âme d'Aristote. Trad. de Guillaume de Moerbeke, Louvain-P., 1957). Лит.: Вaret E., De Themistio sophista et apud imperatores oratore, Durand, 1853; Méridier L., Le philosophe Thémistios devant l'opinion de ses contemporains, P., 1907; Valdenberg V., Discours politiques de Thémistius dans leur rapport avec l'antiquité, "Byzantion", 1924, t. 1; Воuchery H. F., Bijdrage tot de Studie van Thémistius' leven en persoonlijkheid, [Gand, 1934/35]; Downey G., Allusions to Christianity in Thémistius' Orations, "Studia patristica", 1962, v. 5, pt 3. А. Каждан. Москва. |
ФЕНЕЛО́Н (Fénelon), Франсуа д е С а л и н ь я к д е л а М о т (6 авг. 1651 - 7 янв. 1715) - франц. религ. мыслитель, архиепископ Камбрейский, член Академии (1693). В соч. "Объяснение правил святых в отношении внутренней жизни" ("Explication des maximes des saints sur la vie intérieure", P., 1697) выступил защитником умеренного квиетизма, что вместе с политич. оппозиционностью, выражавшей антиабсолю-тистские, бурж. тенденции во франц. идеологии конца 17 - нач. 18 вв. (см. его "Басни"- "Fables", Р., 1718; "Разговоры в царстве мертвых" - "Dialogues des morts", P., 1712; роман "Приключение Телемаха" - "Aventures de Télémaque", [P.], 1699; и программу его единомышленников из г. Шоне "Tables de Chaulnes"), навлекло на него опалу, заставило выехать из Парижа в Камбре и оставаться там до конца жизни. Гл. обличителем квиетизма Ф. выступил Боссюэ. Филос.-теологич. идеи Ф., эклектичные и непоследовательные, формировались на основе неоплатонизма, августинианства и картезианства. Принимая принцип методич. сомнения и учение об интеллектуальной интуиции, Ф., подобно Мальбраншу, пытался поставить философию Декарта на службу христианству. В своем осн. богословском соч. "Трактат о существовании бога" ("Démonstration de l'existence de Dieu", P., 1713) Ф. доказывал бытие бога. Он опровергал материалистич. пантеизм Спинозы. Однако, разделяя учение Мальбранша о "видении в боге" и о том, что "все в боге", Ф. сам оказался весьма близок к пантеизму. К нему вело Ф. и свойственное квиетизму отнесение добра и зла к богу как первоисточнику всего. В истории педагогики Ф. известен как сторонник расширения женского образования (трактат "О воспитании девиц", Р., 1687; рус. пер., СПБ, 1763; М., 1896) и идеи необходимости способствовать естеств. развитию разума ребенка, к-рая нашла горячего приверженца в лице Руссо. Уже в 18 в. Ф. был хорошо известен в России, где передовые люди ценили прежде всего его педагогич. и политич. идеи. Клерикальные круги проявляли интерес к Ф.-богослову, пропагандируя его соч. вплоть до 40-х гг. 19 в., когда рус. церковь осудила идеологию квиетизма. Соч.: Correspondance, t. 1-11, P., 1827-29; Oeuvres complètes, t. 1-10, P., 1848-52; Oeuvres philosophiques, P., 1871; в рус. пер. - Истинная политика знатных и благородных особ, СПБ, 1737; Тилемахида..., пер. В. Тредиаковского, т. 1-2, СПБ, 1766; Письма Φ ч. 1-2, М., 1805; Письмо Ф. к Людвигу XIV, М., 1808; Бытие бога, доказанное познанием природы и человека, М., 1809; Повести и басни Ф. .... т. 1-2, СПБ, 1815; Избр. духовные творения Ф., архиепископа Камбрейского, ч. 1-4, М., 1820-21; Телемак, ч. 1-2, СПБ, 1839. Лит.: История франц. лит-ры, т. 1, М.-Л., 1946, с. 575-578; Nаvatеl L., Fénelon, Р., 1914; Delplanque Α., La pensée de Fénelon, P., 1930; Carcassonne E., Etat présent des travaux sur Fénelon, P., 1939; Goré J.-L., L'itinéraire de Fénelon: humanisme et spiritualité, P., 1957; Spaemann R., Reflexion und Spontaneität. Studien über Fénelon, Stuttg., 1963. В. Кузнецов. Москва. |
ФЕНОМЕН (позднелат. phaenomenon, от греч. φαινόμενον, букв. - являющееся) - явление, в отличие от его основы или сущности как ноумена; предмет, как он воспринимается в чувственном познании (см. также Феноменализм). Аристотель применял иногда, термин "Ф." в смысле "видимого", "иллюзорного", а также и к тому, что существует согласно общему мнению или авторитету ученых. Лейбниц называл Ф. факты, известные из опыта, выделяя при этом "реальные, хорошо обоснованные феномены" (phaenomena realia, bene fundata). У Беркли, Юма, сторонников позитивизма и махизма Ф. - данные сознания, элементы опыта (понимаемого субъективно-идеалистически), составляющие единств. реальность. Согласно Канту, Ф. - все, что может быть предметом возможного опыта, что дано во времени или пространстве и в чем обнаруживаются отношения, определяемые категориями. Он противопоставлял Ф. ноумену, или "вещи в себе". В диалектич. идеализме Гегеля противопоставление явления сущности лишается абс. характера, к-рый оно имело у Канта: сущность является, а явление есть явление сущности. Ленин, материалистически истолковывая Гегеля, высоко оценил его диалектику феноменального и сущностного. В феноменологии Гуссерля и его последователей Ф. - непосредственно-данное сознание как содержание интенционального акта (см. также Интенциональность). В экзистенциализме Сартра, придерживающегося феноменологич. взгляда, характер Ф. определяется "для-себя-бытием", т.е. структурой субъективности (см. "L'être et le néant", P., 1943, p. 713). В. Асмус. Москва. |
ФЕНОМЕНАЛИЗМ - филос. принцип, согласно к-рому в познании мы всегда имеем дело лишь с явлением (феноменом) как последней доступной познанию действительностью. В зависимости от того, признается ли за явлением еще какая-нибудь действительность (реальность) или нет, выделяют: 1) М е т а ф и з и ч е с к и й Ф., когда утверждается стоящая за миром явлений др. реальность (сущность, вещи сами по себе и т.д.), к-рую мы познаем лишь в меру нашей психофизич. организации, а следовательно, не можем: познать, как она есть "на самом деле", "до конца". Такого рода Ф. в отношении вещей внешнего мира свойствен всей традиции платонизма и неоплатонизма, скептицизму, юмовской философии. В рамках метафизич. Ф. как особую позицию следует выделить теоретико-познават. Ф. философии Канта, выводившего непознаваемость вещей самих по себе (см. "Вещь в себе") из особенностей нашей познават. способности (субъективность форм созерцания и мышления). 2) К р а й н и й Ф., согласно к-рому нам даны лишь наши представления, являющиеся последней реальностью познания, т.к., кроме них, ничего больше несуществует; поэтому мы познаем не что иное, как содержание нашего сознания (см. Солипсизм, Беркли). С метафизической, т.е. с философской т. зр., к Ф. следует отнести всю позитивистскую и неопозитивистскую традицию с ее программным лозунгом "долой метафизику", и с ее признанием "непосредственно-данного" как единств, реальности познания. Согласно марксистской т. зр., между явлением и сущностью, между вещью самой по себе и вещью для: нас нет непереходимой грани. Мир познаваем до конца, ибо процесс его познания не есть процесс, где индивид с его особой психофизич. организацией и познават. способностью находится наедине с познаваемым объектом. См. ст. Отражение, Практика. В. Костеловский. Москва. |
ФЕНОМЕНОЛОГИЗМ - филос. принцип феноменологии (Гуссерля), согласно к-рому явление рассматривается как самообнару-живающееся бытие и тем самым устраняется дуализм феномена и ноумена, мира явлений и мира "вещей в себе". Ф. придает универсальное значение методу феноменологич. редукции, т.е. сосредоточению на анализе интенциональных возможностей трансцендентального чистого сознания, распространяя этот метод не только на познавательную, но и на эстетическую, нравственную, религиозную и правовую области. Термин "Ф." употребляется также как синоним феноменологии. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
"ФЕНОМЕНОЛО́ГИЯ ДУХА" (1807) - соч. Гегеля. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ФЕОДО́Р ГА́ЗА (Θεόδωρος Γαζῆς) (ок. 1400 - 1475) - греч. философ и ученый. В 1438-39 участвовал в работе ферраро-флорентийского собора, после чего остался в Италии и преподавал в различных городах греч. язык и философию. По поручению папы Николая V перевел на лат. яз. соч. Аристотеля, Теофраста, Александра Афродизийского и др. греч. авторов. В конце жизни по ходатайству Виссариона получил сан аббата в одном из итал. монастырей близ Салерно. Вел полемику с Плифоном с позиций аристотелизма. Как мыслитель и пропагандист греч. культуры Ф. Г. стоит между визант. традицией и ренессансным гуманизмом, соединяя эти два мира. Соч.: Migne J.-P., PG, v. 161, P., 1866; De fato, ed. J. W. Taylor, Toronto, 1925. Лит.: Stein L., Der Humanist Theodor Gaza als Philosoph, "Archiv für Geschichte der Philosophie", 1889, Bd 2, H. 3, S. 426-58; Gercke Α., Theodoros Gazes, Greifswald, 1903; Mоh1er L., Theodoros Gazes. Seine bisher ungedruckten Schriften und Briefe, "Byzantinische Zeitschrift", 1942, Bd 42, H. 1, S. 50-75. С. Аверинцев. Москва. |
ФЕОДО́Р СТУДИТ (Θεόδωρος ὁ Στουδίτης) (759-826) - визант. богослов, противник иконоборчества. Происходил из высшей константинопольской чиновной знати. Трижды был сослан императорами-иконоборцами. Ф. - идеолог воинствующего монашества: его идеал - общежительный монастырь (киновия), основанный на строгой дисциплине занятых производит. трудом монахов и на деспотич. власти игумена. Ф. отстаивал принцип невмешательства императорской власти во внутр. жизнь монастырей. Ф. - плодовитый писатель, оставивший св. 500 писем, проповедей, литургич. соч., эпиграмм, ряда трактатов, направленных против иконоборцев и излагающих учение православной церкви об иконах. Осн. идея этих трактатов Ф. С. состояла в том, что Христос как "посредник между богом и людьми" обладал двумя естествами (см. Монофизиты): и божественной, и человеческой природой; он принял человеческий образ, и, следовательно, человеческое естество Христа описуемо. Икона как: чувств. образ сверхчувственного мира выступала, согласно Ф., средством связи между земным и небесным. Соч. в рус. пер.: Творения преп. отца нашего и исповедника Ф. С., т. 1-2, СПБ, 1907-08. Лит.: Доброклонский А. П., Преп. Ф., исповедник и игумен студийский, ч. 1-2, Одесса, 1913-14; Schneider G. Α., Der heilige Th. von Studion, Münster-W., 1900; Gаrdner Α., Th. of Studium, his life and times, L., 1905; Werner F., Die Krise im Verhältnis von Staat und Kirche in Byzanz: Th. von Studion, в сб.: Aus der byzantinistischen Arbeit der Deutschen Demokratischen Republik, [Bd] 1, В., 1957; Beck H.-G., Kirche und theologische Literatur im Byzantinischen Reich, Münch., 1959; Dujcev Ι., San Teodoro Studita ed i Bulgari, "Bullettino dell'Istituto storicoitaliano per il Medio Evo e Archivio Muratoriano", 1961, No 73. А. Каждан. Москва. |
ФЕОДО́СИЙ КОСО́Й (гг. рожд. и смерти неизв.) - представитель крест.-плебейской ереси сер. 16 в. Будучи холопом, в конце 1540-х гг. бежал из Москвы от своего господина на Белоозеро, где постригся в монахи. С 1551 начал выступать как религ. реформатор и распространять среди народа "новое учение", в-к-ром нашли выражение чаяния социальных низов рус. гос-ва. В 1554 был привлечен по делу Башкина и заключен в одном из моск. монастырей, откуда бежал в Литву, где оказал влияние на формирование-наиболее радик. течения в среде польско-литовских антитринитариев. О взглядах и деятельности Ф. К. известно из полемич. соч. Зиновия Отенского, произв. польского протестанта сер. 17 в. Андрея Венгерского, соч. А. Курбского и апокрифич. "Письма половца Ивана Смеры", написанного одним из учеников Ф. К., витебским дьяконом Андреем Колодынским. В основе "нового учения" Ф. К., являющегося вершиной рус. реформационно-гуманистич. мысли 14-16 вв., лежит-понятие о "духовном разуме" и связанным с ним познанием "истины", из к-рой вытекает отрицание феод. отношений господства и подчинения и признание равенства всех людей (требуя имуществ. равенства, Ф. К. ссылался при этом на деяния апостольские), отрицат. отношение к войнам, критика догматов и обрядов христианства и отрицание офиц. церкви. Лит.: Малышевский И., Подложное письмо половца Ивана Смеры к великому князю Владимиру Святому, "Тр. Киевской духовной академии", 1876, [т. 2], [No 6]; Зимин Α. Α., И. С. Пересветов и его современники, М., 1958, § 4;. Клибанов А. И., "Самобытийная ересь", в сб.: Вопр. истории религии и атеизма, т. 4, М., 1956; Шелестов Д. К. Свободомыслие в учении Ф. К., там же, т. 2, М., 1954; Корецкий В. И., К вопросу о социальной сущности "Нового учения" Ф. К., "Вестник МГУ" 1956, No 2. См. также лит. при ст. Зиновий Отенский. В. Корецкий. Москва. |