Приглашаем посетить сайт

Футбол (football-2000.niv.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
Статьи на букву "Ф" (часть 1, "ФАБ"-"ФЕО")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ф" (часть 1, "ФАБ"-"ФЕО")

ФАБИАНЦЫ

ФАБИА́НЦЫ - члены англ. "Фабианского об-ва", реформистской социалистич. орг-ции [названа по имени рим. гос. деятеля Фабия Максима, или Кунктатора (Медлителя)]. Создана в 1884, в 1906 вошла в состав Лейбористской партии как особая лит.-публицистич. группа. Лидерами Ф. были Б. Шоу, С. и Б. Вебб. Используя в известной мере идеи Маркса, Ф. в основном опирались на Дж. С. Милля и С. Джевонса. Ф. - сторонники эволюц. реформистского пути установления социализма. В 50-60-х гг. "Фабианское об-во" насчитывало неск. тысяч членов. В него входит почти половина членов парламента от Лейбористской партии и большинство ее лидеров. Ф. пропагандируют идеи реформистского социализма, организуют конкретные исследования проблем местного самоуправления, эффективности национализации, экономич. планирования, социального страхования и др.

ФАЙХИНГЕР

ФАЙХИНГЕР (Vaihinger), Ханс (25 сент. 1852 - 18 дек. 1933) - нем. философ, разработавший концепцию фикционализма; проф. ун-та в г. Галле (1884-1906), занимался популяризацией кантианства: в 1897 основал журн. "Kant-Studien", в 1905 - Кантианское об-во "Kant-Gesellschaft", в 1881-82 выпустил двухтомный "Комментарий к Критике чистого разума" ("Kommentar zu Kants Kritik der reinen Vernunft"). В историю философии Ф. вошел в первую очередь благодаря своей кн. "Философия как бы" ("Philosophie des Als Ob", написана в 1877, изд. В., 1911, 10 Aufl., Lpz., 1927). Φ. близок к позитивистской линии в философии с ее бихевиористской, "биологической" теорией познания (Мах, Авенариус, прагматизм), к волюнтаризму Шопенгауэра, Ницше и к "филос. " дарвинизму. Однако, в отличие от позитивизма, отмежевывающегося от метафизич. проблематики, Ф. рассматривает познание, наше представление о мире как "колоссальное переплетение фикций" (см. указ. соч., Lpz., 1927, S. 90), противопоставляя их действительности ("на самом деле"). Противоположение фиктивного действительности, на к-ром основывается вся философия Ф., не дает, однако, никакого критерия для определения истинного (в отличие от ложного). Наряду с этой исходной позицией и в противовес ей Ф. в правоверно позитивистском и феноменалистич. (агностическом) духе заявляет, что действительность недоступна для познания и что ощущения есть последняя данность.

Для Ф. характерна прагматистская в своей основе трактовка мышления как органич. целесообразной функции, становящейся особым иск-вом со своими правилами, т.е. обычными, повторяющимися методами. Формы мыслит. деятельности являются допущениями, сделанными нами для преодоления затруднений мышления и достижения его цели; иногда они оказываются противоречивыми, но, несмотря на это, служат жизненной практике. Фикции - это "...психические образования, которые не только создают иллюзию понимания, но и делают для нас возможным практическое ориентирование в мире" (там же, S. 92). Но, в отличие от прагматистов, Ф. не сводит истину к полезности. Задача философии, по Ф., состоит в том, чтобы разложить переплетение фикций на отд. фиктивные элементы. С этой т. зр. он рассматривает историю философии: путь ее, от Декарта через Локка, Юма и Канта, есть постеп. разрушение сверху вниз лесов, к-рые воздвиг человек вокруг действительности. Философия дошла, т.о., до основания этих лесов - пространства и времени - и теперь занимается их разрушением (см. тамже, S. 99).

Методологич. подход Ф., проведенный последовательно, становится не только средством филос. разрушения реального мира, но и разрушения самой философии как одной из фикций.

Соч.: Nietzsche als Philosoph, В., 1902; Hartmann, Dühring und Lange, Iserlohn, 1876; Pessimismus und Optimismus, В., 1924.

Лит.: Бакрадзе К. С., Очерки по истории новейшей и совр. бурж. философии, Тб., 1960, с. 178-97; Lapp Α., Die Wahrheit. Eine Erkenntnistheoretischer Versuch, orientiert an Rickert, Husserl und besonders an Vaihinger's "Philosophie des Als Ob", Stuttg., 1913; Ritschl O., Die doppelte Wahrheit in der Philosophie des Als Ob, Gött., 1925; Del-Negro W., H. Vaihingers philosophisches Werk mit besonderer Berücksichtigung seiner Kantforschung, "Kant-Studien", 1934, Bd 39, H. 3/4, S. 316-27.

В. Костеловский, А. Михайлов. Москва.

ФАКТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФАКТИЧЕСКАЯ ИСТИННОСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФАКТОРОВ ТЕОРИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФАЛЕС

ФАЛЕС (Θαλῆς) (ок. 625-547 до н.э.) - др.-греч. философ, родоначальник античной и вообще европ. философии и науки, основатель милетской школы. Происходил из г. Милет (М. Азия). По преданию, Ф. путешествовал по странам Востока, многому научился у египетских жрецов и вавилонских халдеев. Из приписываемых Ф. соч. до нас ничего не дошло. Ф. опирался на отдельные теокосмогонические идеи-образы Гомера ("Илиада", XIV, 246; VIII, 13-16) и Гесиода ("Теогония", 116-133; 720-725), но отбросил мифологич. олицетворение явлений и сил природы. Обоснованный Ф. новый взгляд на мир заключался в том, что все многообразие явлений и вещей было сведено им к единой основе (первостихии или первоначалу), которой Ф. считал "влажную природу", воду (см. Aristotel, Met. I, 3, 983 а 24 - 983 в 30). По Ф., все возникает из воды и в нее же превращается. Ф. развивал мысль об одушевленности (гилозоизм) и божественности первоначала: "мир одушевлен и полон богов" (А 3, 22; ср. A 1, 24). Как и для представителей ионийской школы "божественное" для Φ. тождественно с природным (материальным) первоначалом (водой); божеством он называл "то, что не имеет ни начала, ни конца" (А 1-1, 36), т.е. беспредельное. Отличая душу от тела, душевную жизнь от процессов природы, Ф., вслед за Гомером, мыслил душу в виде тонкого (эфирного) вещества. Душа как активная (чувствующая) сила и вместе с тем как носитель разумности и справедливости причастна к божественному (разумному и прекрасному) строю вещей. Ф. использовал достижения др.-вост. науки (египтян, вавилонян и финикинян) и сделал ряд выдающихся открытий: предсказал солнечное затмение, к-рое произошло в 585 до н.э., разделил год на 365 дней (А 1, 27) и т.п.

Фрагменты в рус. пер., в кн.: Mаковельский Α., Досократики, ч. 1, Каз., 1914, с. 9-24.

Лит.: Остроумов М., Фалес Милетский, "Вера и разум", 1887, No 23; Трубецкой С. Н., Метафизика в Древней Греции, М., 1890, с. 151-54; Гомперц Т., Греч, мыслители, пер. с нем., т. 1, СПБ, 1911, с. 39-44; Блонский П., Этюды по истории ранней греч. философии, М., 1914; Лосев А. Ф., Очерки антич. символизма и мифологии, т. 1, М., 1930; его же, История антич. эстетики, М., 1963, с. 339-43; История философии, т. 1, М., 1940, с. 25-32; Лурье С. Я., Очерки по истории антич. науки, М.-Л., 1947, с. 36-40; Τомсон Дж., Первые философы, пер. с англ., т. 2, М., 1959, с. 145-58; Михайлова Э. Н., Чанышев А. Н., Ионийская философия, М., 1966, с. 25-50; Kirk G. S., Popper on science and the presocratics, "Mind", 1960, v. 69, No 275.

Ф. Кессиди. Москва.

ФАНТАЗИЯ

ФАНТАЗИЯ (от греч. φαντασία - воображение) - необходимый компонент творч. деятельности, психологич. содержание к-рого состоит в построении образа или психич. модели конечного или промежуточных продуктов деятельности. По своему значению понятие Ф. совпадает с понятием воображения.

ФАНЬ ЧЖЭНЬ

ФАНЬ ЧЖЭНЬ (р. прибл. 450-515) - кит. философ-материалист. Автор трактата "Шэнь ме лунь" ("Об уничтожении души"), направленного против учения махаяны о загробной жизни. Трактат написан в форме диалога и содержит разбор взаимоотношений души и тела. Ф. Ч. доказывает, что тело - материальная основа души, а душа - функция тела, поэтому, когда умирает тело, уничтожается и душа. В ответ на возражение, касающееся того, что отличие человека от дерева и других подобных предметов заключается в наличии у него сознания, что свидетельствует о существовании души, Φ. Ч. заявляет, что как человек, так и дерево состоят из материи, но в противоположность древесной человеч. материя качественно иная - ей присуще сознание. Все части тела, по Ф. Ч., являются одновременно частями души, и воспринимаемые ими ощущения отличаются от мыслей (вместилищем к-рых Ф. Ч., следуя традиционной т. зр., считал сердце) лишь степенью интенсивности. В последней части трактата Ф. Ч. подчеркивает практич. важность отрицания бессмертия души как средства избавления людей от страха перед муками ада и от надежды на загробное воздаяние. Связывая даосскую идею естественности с конфуцианскими социальными воззрениями, Ф. Ч. пишет, что понимание всеобщей подчиненности единому вселенскому закону необходимости - возникновения и гибели, приведет к тому, что люди, находя удовлетворение в своих повседневных занятиях, не будут стремиться ни к чему такому, что выходило бы за их пределы; это даст обществу устойчивость и процветание.

Лит.: Хоу Вай-лу [и др.], Чжунго сысян тунши (История кит. идеологий), т. 3, Пекин, 1957, с. 373-403; Fung Yu-lan, A history of Chinese philosophy, v. 2, Princeton, 1953, p. 289-92; Balazs E., The first Chinese materialist, в его кн.: Chinese civilization and bureaucracy, New Haven, 1966, p. 255-76.

В. Рубин. Москва.

ФАРАБИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФАРБЕР

ФАРБЕР (Farber), Марвин (р. 14 дек. 1901) - амер. философ-феноменолог с тенденцией к материализму. Ученик Гуссерля. Проф. ун-та в Буффало (с 1930), заслуженный профессор (с 1954), президент Междунар. феноменологич. об-ва (с 1940), гл. редактор журн. "Philosophy and Phenomenological Research". Начав свою филос. деятельность как компилятор Гуссерля, Ф. к 40-м гг. переходит на позиции т.н. натурализма (близкого к материализму), рассматривая феноменологию с ее редукцией лишь как вспомогат. метод, необходимый для предварит. анализа понятий, категориальных структур. Ф. подвергает критике идеалистич. т. зр. Гуссерля; признает объективную реальность и материальное единство мира, первичность природы по отношению к сознанию. Он приближается к историческому материализму, выдвигая обществ. отношения в качестве фактора, определяющего обществ. сознание и трактуя, в частности, философию как концентрированное выражение доминирующих социальных интересов. Близость Ф. к марксизму выражена и в его интересе к проблемам труда и капитала, империализма и войны.

Соч.: The foundation of phenomenology, Camb. (Mass.), 1943; Naturalism and subjectivism, Springfield, 1959; The aims of phenomenology. The motives, methods and impact of Husserl's thought, N. Y., 1966; Phenomenology and existence: toward a philosophy within nature, N. Y., 1967; Basic issues, of philosophy: experience, reality and human values, N. Y., 1968.

Лит.: Быховский Б. Э., Распредмечивание философии, "ВФ", 1956, No 2; его же, На верном пути, там же, 1961, No 12.

Т. Лапина. Москва.

ФАТАЛИЕВ

Халиль Магомедович (1915 - 23 окт. 1959) - сов. философ и физик, д-р филос. наук (с 1950). Окончил физич. фак-т МГУ (1937). В 1946 - второй секретарь Дагестанского обкома КПСС. В 1947 - депутат Верховного Совета РСФСР и член Президиума Верховного Совета Даг. АССР. В 1953-1959 - зав. кафедрой философии естеств. фак-тов МГУ. Область науч. исследований Ф. - филос. проблемы естествознания. Под его руководством был подготовлен трехтомный труд "Философские вопросы естествознания". Работы Ф. "Естественные науки в жизни общества" (М., 1956) и "Диалектический материализм и вопросы естествознания" (М., 1958) были удостоены Ломоносовской премии (1959).

Соч.: Естеств. науки и материально-производств. база общества, М., 1960; Марксистско-ленинская философия и естествознание, М., 1960; Марксизм-ленинизм и естествознание. [Сб. работ], М., 1962.

ФАТАЛИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФАТУМ

ФАТУМ (лат. fatum - прорицание, рок, судьба) - см. Судьба.

ФАЦЗЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФАШИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФЁДОР АТЕИСТ

ФЁДОР АТЕИСТ (Θεόδωρος Ἄϑεος) (4 в до н.э.) - др.-греч. философ, родом из Кирены, представитель киренской школы; склонялся к скептицизму. В области этики, в отличие от Аристиппа, Ф. А. учил, что мотивом поступков, высшим благом и целью жизни должны быть не кратковременные чувств наслаждения, а длительная душевная удовлетворенность, радость, связанная преим. с познанием, разумением или мудростью. Поэтому мудрость есть благо, а отсутствие ее - зло. Удовольствие и страдание занимают среднее положение между мудростью (добром) и глупостью (злом), но в зависимости от обстоятельств и отношения к ним они могут стать и тем и другим. Φ. А. считал, что мудрец не нуждается в друзьях, дружбе и долге, а также в отечестве, т.к. отечеством является весь мир. В соч. "О богах", от к-рого до нас дошло лишь название, Ф. А. отрицал бытие богов, или, во всяком случае, отвергал нар. представления о богах.

Лит.: Гомперц Т., Греч. мыслители, пер. с нем., т. 2, СПБ, 1913, с. 181-83; История философии, т. 1, М., 1940, с. 151.

Ф. Кессиди. Москва.

ФЕДОРЕНКО

Евгений Григорьевич [р. 25 июля (7 авг.) 1903] - сов. украинский философ, д-р филос. наук (с 1963), профессор (с 1963). Член КПСС с 1932. Окончил историч. фак-т Одесского ун-та (1933), аспирантуру Киевского ун-та (1941). С 1932 - на преподавательской работе. Зав. кафедрой философии Киевского мед. ин-та (с 1963). Ответств. редактор сб. "Филос. вопросы медицины и биологии" (с 1965). Область науч. исследований - историч. материализм, этика, методологич. проблемы естествознания (медицины).

Соч.: Радянська держава - головне знаряддя побудови комунiзму в СРСР, "Наук. зап. Киïвськ. ун-т. Збiрник фiлос.", 1954, т. 13, вып. 11, No 1; Про роль народних мас i особи в iстopiï, К., 1957; Коммунистич. нравственность, К., 1958; Етика, в кн.: Украïнська радянська енциклопедiя, т. 4, К., 1961; Мораль комунiстична, там же, т. 9, К., 1962; Моральнi основи радянськоï ciм'i, К., 1963; Основы марксистско-ленинской этики, [К.], 1965.

ФЁДОРОВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФЕДОСЕЕВ НИКОЛАЙ ЕВГРАФОВИЧ

ФЕДОСЕ́ЕВ Николай Евграфович [27 апр. (9 мая) 1871 - 21 июня (3 июля) 1898] - рус. марксист, организатор и руководитель первых марксистских кружков в России. Род. в г. Нолинске Вятской губ. в дворянской семье. За участие в революц. движении в 1887 был исключен из казанской гимназии. В 1889 был арестован и до конца жизни находился в тюрьмах и ссылках. Несмотря на это, Ф. был связан с марксистами различных городов, направлял их работу, принимал непосредств. участие в рабочих собраниях (г. Орехово-Зуево). В своих статьях и письмах давал марксистский анализ экономич. и политич. развития России и критику народничества, либерализма, толстовства. Одним из первых рус. марксистов Ф. вступил в полемику с Н. Михайловским. На этой почве началась переписка Ф. с Лениным, к-рый высоко ценил роль Ф. в революц. движении: "...роль, сыгранная Федосеевым, была ... замечательно высока, и тогдашняя публика в своем повороте к марксизму несомненно испытала на себе в очень и очень больших размерах влияние этого необыкновенно талантливого и необыкновенно преданного своему делу революционера" (Соч., т. 33, с. 415).

Соч.: Статьи и письма, М., 1958.

Лит.: Ленин В. И., Несколько слов о Η. Ε. Федосееве, Соч., 4 изд., т. 33; Щепров С., Выдающийся революционер Н. Е. Федосеев, М., 1958.

ФЕДОСЕЕВ ПЕТР НИКОЛАЕВИЧ

ФЕДОСЕ́ЕВ Петр Николаевич (р. 22 авг. 1908) - сов. философ, обществ. деятель. Академик (с 1960), член Президиума АН СССР, почетный член АН Венг. Народной Республики. Член КПСС с 1939. Окончил Горьковский педагогич. ин-т (в 1930). В 1936-41 - науч. сотрудник Ин-та философии АН СССР. В 1941- 1955 работал в аппарате ЦК КПСС, а также гл. редактором журн. "Большевик", "Партийная жизнь", заведовал кафедрой диалектич. материализма Академии обществ. наук при ЦК КПСС. С 1946 - член-корр. АН СССР. В 1955-62 - директор Ин-та философии АН СССР. В 1959-62 - академик-секретарь. Отделения экономических, философских и правовых наук. В 1962-67 - вице-президент АН СССР. С 1967 - директор ИМЭЛ при ЦК КПСС. Член ЦК КПСС с 1961, депутат Верховного Совета СССР 6-го и 7-го созывов, пред. правления Об-ва советско-венг. дружбы (с 1958). Член редколлегии "Философской энциклопедии" и журн. "Вопросы философии". Область науч. деятельности Ф. - проблемы историч. материализма и науч. коммунизма, филос. проблемы науки, науч. атеизм, критика совр. буржуазной философии и социологии.

Соч.: Как возникло человеческое об-во, [М.], 1934; Марксизм-ленинизм о религии и ее преодолении, [M.], 1941; "Манифест Коммунистич. партии" Маркса и Энгельса и материалистич. понимание истории, М., 1948; Производительные силы и производств. отношения социалистич. об-ва, М., 1955; Роль народных масс и личности в истории, М., 1956; Социализм и гуманизм, М., 1958; Совр. социологич. теории о войне и мире, в кн.: Историч. материализм и социальная философия совр. буржуазии, М., 1960; Коммунизм и философия, М., 1962; Гуманизм в совр. мире, в сб.: Человек и эпоха, М., 1964; Основы марксистской философии, 2 изд., М., 1964 (соавтор); Диалектика совр. эпохи, М., 1966; Марксизм и волюнтаризм, М., 1968; Основы науч. коммунизма, 3 изд., М., 1968 (соавтор); В. И. Ленин и вопросы теории иск-ва, М., 1968.

ФЕДОТОВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФЕЙЕРБАХ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФЕМИСТИЙ

ФЕМИСТИЙ (Θεμίστιος) П а ф л а г о н с к и й (р. ок. 317 - ум. 388) - визант. философ. Учился в Константинополе. В эпоху ожесточенной религиозной (между христианами и язычниками) и политич. борьбы, в условиях усиливавшегося деспотизма и сервилизма Ф. выступал как проповедник братства рода человеческого, терпимости, свободы совести и моральных ценностей. В отличие от Либания и др. представителей языч. интеллигенции, рассматривавших империю с центром в Константинополе как продолжение эллинистич. гос-в, Ф. вслед за Евсевием Кесарийским расценивал ее как начало новой эры. Сочетая в себе ритора и философа (что противоречило традиции), Ф. видел свою задачу в рассмотрении проблем этики и политики, тогда как логике и физике отводил лишь место пропедевтич. дисциплин. Будучи перипатетиком, он отдавал должное другим филос. школам, следовал за Эпикуром: по мнению Ф., бог открывается человеку разнообразными путями и существование различных направлений естественно и даже необходимо. Помимо речей (Themistii Orationes, ed. G. Dindorfio, Lipsiae, 1832, перепечатано Hildesheim, 1961; нов. изд. - Themistn Orationes quae supersunt, rec. H. Schenkl, opus consummavit G. Downey, v. 1, Lipsiae, 1965), Φ. принадлежат парафразы на соч. Аристотеля ("Вторая аналитика", "Физика", "О душе" и др., "Commentaria in Aristotelem graeca", v. 5, pt 1-3, Berolini, 1899-1900), где он стремился дать не толкование, каких было много и раньше, но краткое и четкое изложение. Парафразы Ф. оказали большое влияние на греческих (Иоанн Филопон Симпликий, Михаил Пселл), арабских (в т.ч. Ибн Рошда) и лат. авторов: парафраза к "Аналитике" была переведена уже в 4 в. Веттием Претекстатом, другие неоднократно переводились на протяжении средневековья (см. Thémistius, Commentaire sur le traité de l'âme d'Aristote. Trad. de Guillaume de Moerbeke, Louvain-P., 1957).

Лит.: Вaret E., De Themistio sophista et apud imperatores oratore, Durand, 1853; Méridier L., Le philosophe Thémistios devant l'opinion de ses contemporains, P., 1907; Valdenberg V., Discours politiques de Thémistius dans leur rapport avec l'antiquité, "Byzantion", 1924, t. 1; Воuchery H. F., Bijdrage tot de Studie van Thémistius' leven en persoonlijkheid, [Gand, 1934/35]; Downey G., Allusions to Christianity in Thémistius' Orations, "Studia patristica", 1962, v. 5, pt 3.

А. Каждан. Москва.

ФЕНЕЛОН

ФЕНЕЛО́Н (Fénelon), Франсуа д е С а л и н ь я к д е л а М о т (6 авг. 1651 - 7 янв. 1715) - франц. религ. мыслитель, архиепископ Камбрейский, член Академии (1693). В соч. "Объяснение правил святых в отношении внутренней жизни" ("Explication des maximes des saints sur la vie intérieure", P., 1697) выступил защитником умеренного квиетизма, что вместе с политич. оппозиционностью, выражавшей антиабсолю-тистские, бурж. тенденции во франц. идеологии конца 17 - нач. 18 вв. (см. его "Басни"- "Fables", Р., 1718; "Разговоры в царстве мертвых" - "Dialogues des morts", P., 1712; роман "Приключение Телемаха" - "Aventures de Télémaque", [P.], 1699; и программу его единомышленников из г. Шоне "Tables de Chaulnes"), навлекло на него опалу, заставило выехать из Парижа в Камбре и оставаться там до конца жизни. Гл. обличителем квиетизма Ф. выступил Боссюэ.

Филос.-теологич. идеи Ф., эклектичные и непоследовательные, формировались на основе неоплатонизма, августинианства и картезианства. Принимая принцип методич. сомнения и учение об интеллектуальной интуиции, Ф., подобно Мальбраншу, пытался поставить философию Декарта на службу христианству. В своем осн. богословском соч. "Трактат о существовании бога" ("Démonstration de l'existence de Dieu", P., 1713) Ф. доказывал бытие бога. Он опровергал материалистич. пантеизм Спинозы. Однако, разделяя учение Мальбранша о "видении в боге" и о том, что "все в боге", Ф. сам оказался весьма близок к пантеизму. К нему вело Ф. и свойственное квиетизму отнесение добра и зла к богу как первоисточнику всего.

В истории педагогики Ф. известен как сторонник расширения женского образования (трактат "О воспитании девиц", Р., 1687; рус. пер., СПБ, 1763; М., 1896) и идеи необходимости способствовать естеств. развитию разума ребенка, к-рая нашла горячего приверженца в лице Руссо.

Уже в 18 в. Ф. был хорошо известен в России, где передовые люди ценили прежде всего его педагогич. и политич. идеи. Клерикальные круги проявляли интерес к Ф.-богослову, пропагандируя его соч. вплоть до 40-х гг. 19 в., когда рус. церковь осудила идеологию квиетизма.

Соч.: Correspondance, t. 1-11, P., 1827-29; Oeuvres complètes, t. 1-10, P., 1848-52; Oeuvres philosophiques, P., 1871; в рус. пер. - Истинная политика знатных и благородных особ, СПБ, 1737; Тилемахида..., пер. В. Тредиаковского, т. 1-2, СПБ, 1766; Письма Φ ч. 1-2, М., 1805; Письмо Ф. к Людвигу XIV, М., 1808; Бытие бога, доказанное познанием природы и человека, М., 1809; Повести и басни Ф. .... т. 1-2, СПБ, 1815; Избр. духовные творения Ф., архиепископа Камбрейского, ч. 1-4, М., 1820-21; Телемак, ч. 1-2, СПБ, 1839.

Лит.: История франц. лит-ры, т. 1, М.-Л., 1946, с. 575-578; Nаvatеl L., Fénelon, Р., 1914; Delplanque Α., La pensée de Fénelon, P., 1930; Carcassonne E., Etat présent des travaux sur Fénelon, P., 1939; Goré J.-L., L'itinéraire de Fénelon: humanisme et spiritualité, P., 1957; Spaemann R., Reflexion und Spontaneität. Studien über Fénelon, Stuttg., 1963.

В. Кузнецов. Москва.

ФЕНОМЕН

ФЕНОМЕН (позднелат. phaenomenon, от греч. φαινόμενον, букв. - являющееся) - явление, в отличие от его основы или сущности как ноумена; предмет, как он воспринимается в чувственном познании (см. также Феноменализм). Аристотель применял иногда, термин "Ф." в смысле "видимого", "иллюзорного", а также и к тому, что существует согласно общему мнению или авторитету ученых. Лейбниц называл Ф. факты, известные из опыта, выделяя при этом "реальные, хорошо обоснованные феномены" (phaenomena realia, bene fundata). У Беркли, Юма, сторонников позитивизма и махизма Ф. - данные сознания, элементы опыта (понимаемого субъективно-идеалистически), составляющие единств. реальность. Согласно Канту, Ф. - все, что может быть предметом возможного опыта, что дано во времени или пространстве и в чем обнаруживаются отношения, определяемые категориями. Он противопоставлял Ф. ноумену, или "вещи в себе". В диалектич. идеализме Гегеля противопоставление явления сущности лишается абс. характера, к-рый оно имело у Канта: сущность является, а явление есть явление сущности. Ленин, материалистически истолковывая Гегеля, высоко оценил его диалектику феноменального и сущностного. В феноменологии Гуссерля и его последователей Ф. - непосредственно-данное сознание как содержание интенционального акта (см. также Интенциональность). В экзистенциализме Сартра, придерживающегося феноменологич. взгляда, характер Ф. определяется "для-себя-бытием", т.е. структурой субъективности (см. "L'être et le néant", P., 1943, p. 713).

В. Асмус. Москва.

ФЕНОМЕНАЛИЗМ

ФЕНОМЕНАЛИЗМ - филос. принцип, согласно к-рому в познании мы всегда имеем дело лишь с явлением (феноменом) как последней доступной познанию действительностью. В зависимости от того, признается ли за явлением еще какая-нибудь действительность (реальность) или нет, выделяют: 1) М е т а ф и з и ч е с к и й Ф., когда утверждается стоящая за миром явлений др. реальность (сущность, вещи сами по себе и т.д.), к-рую мы познаем лишь в меру нашей психофизич. организации, а следовательно, не можем: познать, как она есть "на самом деле", "до конца". Такого рода Ф. в отношении вещей внешнего мира свойствен всей традиции платонизма и неоплатонизма, скептицизму, юмовской философии. В рамках метафизич. Ф. как особую позицию следует выделить теоретико-познават. Ф. философии Канта, выводившего непознаваемость вещей самих по себе (см. "Вещь в себе") из особенностей нашей познават. способности (субъективность форм созерцания и мышления). 2) К р а й н и й Ф., согласно к-рому нам даны лишь наши представления, являющиеся последней реальностью познания, т.к., кроме них, ничего больше несуществует; поэтому мы познаем не что иное, как содержание нашего сознания (см. Солипсизм, Беркли). С метафизической, т.е. с философской т. зр., к Ф. следует отнести всю позитивистскую и неопозитивистскую традицию с ее программным лозунгом "долой метафизику", и с ее признанием "непосредственно-данного" как единств, реальности познания.

Согласно марксистской т. зр., между явлением и сущностью, между вещью самой по себе и вещью для: нас нет непереходимой грани. Мир познаваем до конца, ибо процесс его познания не есть процесс, где индивид с его особой психофизич. организацией и познават. способностью находится наедине с познаваемым объектом. См. ст. Отражение, Практика.

В. Костеловский. Москва.

ФЕНОМЕНОЛОГИЗМ

ФЕНОМЕНОЛОГИЗМ - филос. принцип феноменологии (Гуссерля), согласно к-рому явление рассматривается как самообнару-живающееся бытие и тем самым устраняется дуализм феномена и ноумена, мира явлений и мира "вещей в себе". Ф. придает универсальное значение методу феноменологич. редукции, т.е. сосредоточению на анализе интенциональных возможностей трансцендентального чистого сознания, распространяя этот метод не только на познавательную, но и на эстетическую, нравственную, религиозную и правовую области. Термин "Ф." употребляется также как синоним феноменологии.

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

"ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ДУХА"

"ФЕНОМЕНОЛО́ГИЯ ДУХА" (1807) - соч. Гегеля.

ФЕОДАЛИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФЕОДАЛЬНЫЙ СОЦИАЛИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФЕОДОР ГАЗА

ФЕОДО́Р ГА́ЗА (Θεόδωρος Γαζῆς) (ок. 1400 - 1475) - греч. философ и ученый. В 1438-39 участвовал в работе ферраро-флорентийского собора, после чего остался в Италии и преподавал в различных городах греч. язык и философию. По поручению папы Николая V перевел на лат. яз. соч. Аристотеля, Теофраста, Александра Афродизийского и др. греч. авторов. В конце жизни по ходатайству Виссариона получил сан аббата в одном из итал. монастырей близ Салерно. Вел полемику с Плифоном с позиций аристотелизма.

Как мыслитель и пропагандист греч. культуры Ф. Г. стоит между визант. традицией и ренессансным гуманизмом, соединяя эти два мира.

Соч.: Migne J.-P., PG, v. 161, P., 1866; De fato, ed. J. W. Taylor, Toronto, 1925.

Лит.: Stein L., Der Humanist Theodor Gaza als Philosoph, "Archiv für Geschichte der Philosophie", 1889, Bd 2, H. 3, S. 426-58; Gercke Α., Theodoros Gazes, Greifswald, 1903; Mоh1er L., Theodoros Gazes. Seine bisher ungedruckten Schriften und Briefe, "Byzantinische Zeitschrift", 1942, Bd 42, H. 1, S. 50-75.

С. Аверинцев. Москва.

ФЕОДОР СТУДИТ

ФЕОДО́Р СТУДИТ (Θεόδωρος ὁ Στουδίτης) (759-826) - визант. богослов, противник иконоборчества. Происходил из высшей константинопольской чиновной знати. Трижды был сослан императорами-иконоборцами. Ф. - идеолог воинствующего монашества: его идеал - общежительный монастырь (киновия), основанный на строгой дисциплине занятых производит. трудом монахов и на деспотич. власти игумена. Ф. отстаивал принцип невмешательства императорской власти во внутр. жизнь монастырей. Ф. - плодовитый писатель, оставивший св. 500 писем, проповедей, литургич. соч., эпиграмм, ряда трактатов, направленных против иконоборцев и излагающих учение православной церкви об иконах. Осн. идея этих трактатов Ф. С. состояла в том, что Христос как "посредник между богом и людьми" обладал двумя естествами (см. Монофизиты): и божественной, и человеческой природой; он принял человеческий образ, и, следовательно, человеческое естество Христа описуемо. Икона как: чувств. образ сверхчувственного мира выступала, согласно Ф., средством связи между земным и небесным.

Соч. в рус. пер.: Творения преп. отца нашего и исповедника Ф. С., т. 1-2, СПБ, 1907-08.

Лит.: Доброклонский А. П., Преп. Ф., исповедник и игумен студийский, ч. 1-2, Одесса, 1913-14; Schneider G. Α., Der heilige Th. von Studion, Münster-W., 1900; Gаrdner Α., Th. of Studium, his life and times, L., 1905; Werner F., Die Krise im Verhältnis von Staat und Kirche in Byzanz: Th. von Studion, в сб.: Aus der byzantinistischen Arbeit der Deutschen Demokratischen Republik, [Bd] 1, В., 1957; Beck H.-G., Kirche und theologische Literatur im Byzantinischen Reich, Münch., 1959; Dujcev Ι., San Teodoro Studita ed i Bulgari, "Bullettino dell'Istituto storicoitaliano per il Medio Evo e Archivio Muratoriano", 1961, No 73.

А. Каждан. Москва.

ФЕОДОСИЙ КОСОЙ

ФЕОДО́СИЙ КОСО́Й (гг. рожд. и смерти неизв.) - представитель крест.-плебейской ереси сер. 16 в. Будучи холопом, в конце 1540-х гг. бежал из Москвы от своего господина на Белоозеро, где постригся в монахи. С 1551 начал выступать как религ. реформатор и распространять среди народа "новое учение", в-к-ром нашли выражение чаяния социальных низов рус. гос-ва. В 1554 был привлечен по делу Башкина и заключен в одном из моск. монастырей, откуда бежал в Литву, где оказал влияние на формирование-наиболее радик. течения в среде польско-литовских антитринитариев. О взглядах и деятельности Ф. К. известно из полемич. соч. Зиновия Отенского, произв. польского протестанта сер. 17 в. Андрея Венгерского, соч. А. Курбского и апокрифич. "Письма половца Ивана Смеры", написанного одним из учеников Ф. К., витебским дьяконом Андреем Колодынским. В основе "нового учения" Ф. К., являющегося вершиной рус. реформационно-гуманистич. мысли 14-16 вв., лежит-понятие о "духовном разуме" и связанным с ним познанием "истины", из к-рой вытекает отрицание феод. отношений господства и подчинения и признание равенства всех людей (требуя имуществ. равенства, Ф. К. ссылался при этом на деяния апостольские), отрицат. отношение к войнам, критика догматов и обрядов христианства и отрицание офиц. церкви.

Лит.: Малышевский И., Подложное письмо половца Ивана Смеры к великому князю Владимиру Святому, "Тр. Киевской духовной академии", 1876, [т. 2], [No 6]; Зимин Α. Α., И. С. Пересветов и его современники, М., 1958, § 4;. Клибанов А. И., "Самобытийная ересь", в сб.: Вопр. истории религии и атеизма, т. 4, М., 1956; Шелестов Д. К. Свободомыслие в учении Ф. К., там же, т. 2, М., 1954; Корецкий В. И., К вопросу о социальной сущности "Нового учения" Ф. К., "Вестник МГУ" 1956, No 2. См. также лит. при ст. Зиновий Отенский.

В. Корецкий. Москва.

Предыдущая страница Следующая страница