Приглашаем посетить сайт

Барокко (17v-euro-lit.niv.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
Статьи на букву "М" (часть 7, "МОБ"-"МОР")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "М" (часть 7, "МОБ"-"МОР")

МОБИДАН

МОБИДА́Н (1-я пол. 5 в.) - религ.-филос. мыслитель Грузии, представитель манихейства.

Лит.: Нуцубидзе Ш. И., История груз. философии, Тб., 1960; Хидашели Ш. В., Основные мировоззренческие направления в феодальной Грузии (IV - XIII века), Тб., 1962.

МОВСЕС ХОРЕНАЦИ

МОВСЕ́С ХОРЕНАЦИ (М о и с е й Хоренский; 5-6 вв.) - арм. историк и мыслитель, представитель "школы переводчиков", основанной Месропом Маштоцем, идеолог феодализма. В своем осн. труде "История Армении" (481-484, пер. с древнеарм., 1893, нов. изд. 1961) впервые представил историю арм. народа с легендарных времен до 5 в. Ему принадлежат фрагменты в "Книге хрий" - памятнике эстетич. мысли, переведенной им с греч. языка, а также арм. перевод "Повести об Александре Македонском" Псевдо-Каллисфена.

Для эстетич. воззрений М. X. характерны требование правдивого отображения жизни и выдвижение на первый план воспитат. роли иск-ва. Отступление от жизненной правды ведет к выхолащиванию иск-ва. Эти передовые принципы сыграли положит. роль в развитии ср.-век. арм. эстетич. мысли, иск-ва и лит-ры.

Лит.: Абегян М., История древнеарм. лит., т. 1, Ер., 1948; Адамян Α. Α., Эстетич. воззрения средневековой Армении, Ер., 1955; Чалоян В. К., История арм. философии, Ер., 1959.

С. Аревшатян. Ереван.

МОДАЛЬНАЯ ЛОГИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

МОДАЛЬНОСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МОДЕЛИРОВАНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МОДЕЛЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МОДЕРНИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МОДЖЕВСКИЙ

МОДЖЕ́ВСКИЙ (Modrzewski), Анджей Ф р ы ч (Frycz) (1503-72) - польский обществ. деятель и религ. реформатор, продолжатель традиции Яна Остророга. После окончания Краковской академии учился в Германии у Меланхтона. В своем обширном труде "Об усовершенствовании Речи посполитой" ("О poprawie Rzeczypospolitej...", 1577) выдвинул требование усиления власти короля, реформы законов, судов и всей системы воспитания.

Вместе с тем М. выступил и как религ. реформатор. Первоначально он исходил из учения Лютера, а затем стремился демократизировать религию, опираясь на принципы кальвинизма. При рассмотрении религ. вопросов М. зачастую становился на т.зр. рационализма. Он требовал отдавать "на суд разума" все религ. вопросы, выступал с обоснованием принципа терпимости в вопросах религ. веры.

Соч.: Wybór pism, oprac. L. Kurdybacha, Warsz., 1953; Dziela wszystkie, t. 1-6, Warsz., 1953-60; Opera omnia, v. 1-5, Warsz., 1953-60.

Лит.: Kot St., A. F. Modrzewski, 2 wyd.. Kr., 1923; Lepszy Κ., Α. F. Modrzewski, Warsz., 1953; Kurdybacha L., Ideologia F. Modrzewski ego, Warsz., 1953; Vоisé W., F. Modrzewskiego nauka о państwie i prawie, Warsz., 1956; Budkiewicz J., Psychologiczna problematyka w dziele A. F. Modrzewskiego "O poprawie Rzeczypospolitej", "Przegląd psychologiczny", 1960, No 4; A. F. Modrzewski. Bibliografia zest. Instytutem badań literackich, Wr.-Warsz.-Kr., 1962.

МОДРАЧЕК

МОДРАЧЕК (Modrá ček), Франтишек (р. 8 сент. 1871) - политик и теоретик чешской социал-демократич. партии, отвергал историч. материализм, к-рый, по М., недооценивает роль психологич. и моральных факторов в обществ. жизни. Диктатуре пролетариата М. противопоставлял "экономическую" демократию, основанную на "самоуправлении" труда и не исключающую "здоровую конкуренцию".

Соч.: Marxův názor na dějiny a socialism, [s. 1. ], 1900; Otázka národnostni v socialni demokracii Rakouské, Praha, 1908; Samospráva práce, Praha, 1918; Nauka a politické zásady pokrokového socialismu, Praha, 1919; Úvod do historické sociologie, "Akademie", [sv. ] 30, [1927 ]; Hospodá řské a sociálni ř ády v. př írodních společnostech, [s. 1. ], 1927; Spolecěnský vývoj, [Praha ], 1929; Sociologie jako teorie dějin, Praha, 1930.

И. Дубски. ЧНР.

МОДУС

МОДУС (от лат. modus - мера, способ, образ, вид). В традиц. логике термин "М." применяется для обозначения разновидностей форм силлогистич. (в т.ч. модальных, см. Модальная логика), условно-категорических, разделительных и условно-разделит. умозаключений. Так, в теории категорич. силлогизма М. наз. разновидности силлогизмов, определяемые количеством и качеством посылок и заключения в пределах каждой фигуры силлогизма. При рассмотрении умозаключений с условными и разделит. посылками различают modus ponens и modus tollens условно-категорич. умозаключения (наз. также условно-категорич. силлогизмом), modus ponendo tollens и modus tollendo ponens разделит. умозаключения (разделит. силлогизма), простые и сложные модусы поненсы и модусы толленсы дилеммы и т.п. В математич. логике термин "modus ponens" обозначает имеющееся во мн. ее исчислениях правило вывода, иначе называемое п р а в и л о м з а ч е р к и в а н и я или с х е м о й з а к л ю ч е н и я; см. Консеквент и антецедент.

МОИСТЫ

МОИСТЫ - представители одного из шести осн. направлений китайской философии, основателем к-рого был Mo Ди (Мо-цзы). Выражая интересы мелкособственнич. слоев (ремесленников, свободных крестьян, торговцев), М. выступали против офиц. идеологии - конфуцианства, стоявшего на страже интересов правящих классов. В 5-3 вв. до н.э. моизм имел большое влияние в Китае. До наших дней сохранился только один памятник, дающий представление о филос. идеях М.: трактат "Мо-цзы".

В ранний период развития моизм был представлен учением Мо-цзы. В более поздний период его последователи стали развивать моизм в материалистич. направлении, утверждая, что познание предполагает наличие органов чувств. объекта ощущения (см."Mo-цзы", раздел "Цзин", 1) и источников: личный опыт, высказывания др. людей, вывод. Большое место в работах М. позднего периода занимает логика; они разработали 7 методов суждения, нек-рые из к-рых подобны дедуктивному и индуктивному методам, разработанным зап. учеными (см. "Мо-цзы", разд. "Сяо цюй", 1). В логич. трудах М. опровергаются взгляды Хуэй Ши и Гунсунь Луна. M. занимались также математич., естественнонауч. и инженерно-технич. проблемами.

Во 2 в. до н.э. конфуцианство оттеснило моизм на задний план, и последний потерял свое значение.

Лит. см. при ст. Мо-цзы.

МОК

МОК (Moch), Жюль (р. 15 марта 1893) - один из ведущих теоретиков Франц. социалистич. партии (СФИО), член ее руководящего комитета, руководитель Группы доктринальных исследований, разработавшей проект новой партийной программы (1962). Инженер по образованию, М. с 1928 был депутатом парламента и занимал посты министра внутр. дел, нац. обороны и др. в ряде кабинетов, представлял Францию в Комитете по разоружению.

Взгляды М., сформировавшиеся гл. обр. под влиянием Блюма, носят эклектич. характер: формально признавая правильность марксистской методологии, он зачастую переходит на позиции вульгарного позитивизма, пытается "примирить" социализм с религией, объявляя их в работе "Живой социализм" ("Socialisme vivant", 1960) явлениями прежде всего морального порядка и изображая "моральную революцию" необходимой предпосылкой социальной.

Характерной чертой его взглядов является фетишизация научно-технич. прогресса, к-рый рассматривается как фактор коренной трансформации закономерностей развития бурж. общества в условиях гос.-монополистич. капитализма. М. некритически воспринимает мн. положения бурж. теории технократии. Преувеличивая роль адм.-технич. кадров (управляющих), якобы подменяющих капиталистов, он выдвигает в качестве гл. условий подготовки перехода к социализму децентрализацию управления произ-вом и "планирование" капиталистич. экономики. М. считает, что в ходе осуществления этих мероприятий произойдет якобы ликвидация частной собственности на средства произ-ва и в связи с этим говорит о "приоритете социалистического планирования" над обобществлением произ-ва, хотя на деле одно невозможно без другого. По мнению М., вмешательство гос-ва и профсоюзов в условиях бурж. строя способно сделать заработную плату "социальной", т.е. полностью отвечающей затратам труда, что приведет якобы к замене капиталистич. принципов распределения социалистическими. Хотя в своих теоретич. воззрениях M. порывает с принципами марксизма, по ряду вопросов внутр. и внешней политики он выступает как представитель левого крыла партии.

Соч.: Jean Jaurès et les problèmes du temps présent, Brux. 1927; Socialisme et rationalisation, Brux., 1927; Capitalisme et transports, P., [1932 ]; Arguments socialistes, Ρ 1945; Le partie socialiste au peuple de France, P., 1945; Yougoslavie, terre d'expérience, Monaco, [1953 ]; La folie des hommes, P., [1954 ]; U. R. S. S. Les yeux ouverts, P., [1956 ]; En retard d'une paix.... P., 1958.

Ю. Рубинский. Москва.

МОКША

МОКША (санскр.) - термин др.-инд. философии, означающий освобождение, спасение от бедствий бесконечного процесса перевоплощений (самсара). Согласно классич. традиции, М. занимает высшее место среди четырех целей человеч. деятельности, включающих в себя, кроме нее, наслаждение (кама), пользу (артха) и долг (дхарма). М. выступает как высшая цель религ. опыта и филос. познания.

Представления о природе М. в различных филос. школах Древней Индии различны. Согласно адвайтаведанте, М. есть растворение индивидуального сознания (джива) в мировом сознании (брахман), после осознания им нереальности феноменального мира. Согласно вишишта-адвайте, М. есть не исчезновение "Я", а реализация его божеств. природы и осознание его связи с брахманом. В санкхье и йоге освобождение есть отделение индивидуального сознания (пурущи) от материи (пракрити). В ньяе, вайшешике, мимансе "освобождение" заключается в отделении вечного "Я" от его временных свойств.

В новое время концепция М. получает своеобразное толкование в трудах Раммохан Рая, Вивекананды, Ауробиндо Гхоша, Р. Тагора, С. Радхакришнана и др. Преобладающее значение получает идеал коллективного, а не индивидуального спасения. При этом идеал М. используется идеологами инд. буржуазии для противопоставления инд. цивилизации цивилизации капиталистич. Запада, преподносится ими в качестве панацеи от пороков бурж. общества.

Лит.: Чаттерджи С. Датта Д., Введение в инд. философию, Μ., 1955, Введение; Радхакришнан С., Инд. философия, т. 1, M., 1956, гл. 1; Schomerus H. W., Indische Erlösungslehren..., Lpz., 1919; Ranade R. D., A constructive survey of upanishadic philosophy, Poona, 1926, ch. 6, 7; Chatterjee S., The fundamentals of Hinduism, Calcutta, 1950, ch. 7; Hiriyanna M., The quest after perfection, Mysore, 1952; The cultural heritage of India, v. 3, Calcutta, 1953, pt 5, [ch. ] 39, Sinha J., A history of Indian philosophy, v. 1, Calcutta, 1956, ch. 1.

В. Костюченко. Москва.

МОЛДАВСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МОЛЕШОТТ

МОЛЕШОТТ (Moleschott), Якоб (9 авг. 1822 - 20 мая 1893) - нем. физиолог и философ, один из родоначальников вульгарного материализма. Род. в Голландии, изучал медицину и физиологию в Гейдельбергском ун-те, в к-ром с 1847 читал лекции и вел исследования в основанной им лаборатории. После издания в нач. 50-х гг. ряда книг подвергся преследованиям за пропаганду материализма и атеизма и переехал в Цюрих, где преподавал в Политехнич. школе. В 1861 занял кафедру философии в Турине, позднее принял итал. гражданство.

Концепция М. эклектична. М. фактически отождествлял философию с естествознанием, видя в ней лишь "... умственное выражение суммы наблюдений, сделанных людьми до известного времени" ("Вращение жизни в природе", СПБ-М., 1867, с. 2). М. сводил мышление к чувств. восприятию, рассматривая человека как биологич. существо. Он видел в мышлении лишь физиологич. механизм. М. всерьез искал внутр. связь между составом пищи и "духовной жизнью народов" (см. "Физиологич. эскизы", М., 1865, с. 74-80). М. отвергал воззрения о существовании "вещей в себе" и полагал, что вещи существуют только "друг для друга". Он стоял на позициях познаваемости мира и беспредельного развития науки. Однако, сводя рациональное познание к чувственному, М. не избег нек-рых агностич. высказываний (см. "Вращение жизни в природе", с. 5, 9). Взгляды М. оказали нек-рое влияние на итал. ученых, в частности на Ломброзо. К ним сочувственно относился Писарев.

Соч.: Über die allgemeinen Lebenseigenschaften der Nerven, Giessen, 1882; Für meine Freunde. Lebens-Erinnerungen, Giessen, 1894; в рус. пер. - Естествознание и медицина, СПБ, 1865; Единство жизни, СПБ, 1866; Границы человека, СПБ, 1866; Круговорот жизни Я. Молешотта. Физиологич. ответы на "Письма о химии" Юстуса Либиха, X., 1866; Причины и действия в учении о жизни, М., 1868; Учение о пище, 2 изд., СПБ, 1868.

Лит.: Жане П., Совр. материализм, пер. с франц., М., 1867; Таганский Г., Вульгарный материализм третьей четверти XIX в. и совр. механисты, в сб. ст.: Из истории философии XIX в., [М. ], 1933; Юшманов Н., Обществ.-политич. взгляды вульгарных материалистов, там же; Бакрадзе К. С., Очерки по истории новейшей и совр. бурж. философии, Тб., 1960; Юшманов Н. З., Критич. оценка вульгарного материализма XIX столетия, К., 1960 (Автореферат); Gentile G., Le origini della filosofia contemporanea in Italia, v. 2, Messina, 1921.

A. Огурцов. Москва.

МОЛИНОС

МОЛИНОС (Molinos), Мигель (29 июня 1628 - 28 дек. 1696) - исп. теолог-мистик. Получив сан священника в Валенсии, отправился в 1655 в составе духовной миссии в Рим. Здесь начал проповедовать свои религ. взгляды, изложенные им в книге "Руководство для души..." ("Guia espiritual...", 1675; новое изд., 1935), за короткое время выдержавшей около 20 изданий на различных языках. Воззрения М. - разновидность квиетизма, возникшего как следствие кризиса мистицизма 17 в. Отрицая многие офиц. догматы и обряды католич. церкви, М. утверждал, что общение с божеством возможно лишь через размышление и созерцание, причем созерцание - высшая форма слияния с божеством - должно сопровождаться "актом самоотречения", подавления собств. воли. Признанное еретическим, учение М. было осуждено правоверным католицизмом, а сам М. в 1685 был арестован инквизицией. В 1687, после того как М. отрекся от своих взглядов, он был осужден на пожизненное заключение в монастыре.

Лит.: Entrambasaguas J. de, M. de Molinos, M., 1935; Dudоn P., Le quiétiste espagnol M. Molinos (1628-1696), P., 1921.

З. Плавскин. Ленинград.

МОЛОДЦОВ

Василий Сергеевич [р. 20 дек. 1899 (1 янв. 1900) ] - сов. философ, проф. (с 1954), кандидат филос. наук (с 1949), декан (с 1953), зав. кафедрой диалектич. материализма (с 1960) филос. фак-та Моск. ун-та. Член КПСС с 1919. Окончил Коммунистич. ун-т преподавателей обществ. наук (1933), учился в ИКП философии (1935-37). Преподает философию с 1931. Науч. работу ведет преимущественно в области диалектич. материализма.

Соч.: Диалектика и метафизика, "Большевик", 1939, No 2; Марксистская диалектика как наука, М., 1951; О коренной противоположности марксистской философии бурж. мировоззрению, М., 1951; О противоречиях при социализме и путях их преодоления, "Большевик", 1951, No 14; Марксистская диалектика о взаимосвязи и взаимообусловленности явлений в природе и обществе, М., 1951; Марксистская диалектика о развитии в природе и обществе, [М. ], 1953; Диалектика превращения возможности в действительность, Μ., 1958; Классовые и гносеологич. основы ревизионизма, "Вопр. философии", 1958, No 12; Закономерности перехода к коммунизму, М., 1959; В. И. Ленин о партийности философии, в кн.: Книга В. И. Ленина "Материализм и эмпириокритицизм" важнейший этап в развитии марксистской философии, М., 1959; Об одновременном переходе стран социалистич. системы к коммунизму, в кн.: Нек-рые теоретич. вопросы строительства коммунизма, М., 1960; Классовые и гносеология, корни совр. религий, в кн.: Осн. вопросы научного атеизма, М., 1962; Научное мировоззрение - каждому строителю коммунизма, М., 1963.

МОЛОКАНЕ

МОЛОКА́НЕ - религ. секта, возникшая в России в конце 60-х гг. 18 в. Представляя собой религ. форму антикрепостнич. движения крестьянства и демократич. элементов города, М. отличались рационалистич. критикой господств. церкви и ее догматов. Внешне-обрядовому православию с его церк. иерархией, институтом монашества, почитанием икон, мощей, культом святых и т.д. М. противопоставили евангельское христианство. Однако догмат троицы, как и церк. учение о таинствах, не были полностью отвергнуты М., хотя и получили своеобразное истолкование.

Демократич. элементы придали социально-утопич. идеям М. действенный характер, причем упор был сделан на этику добрых дел как на средство устроения на земле "царства божия". Все это противостояло авторитарному учению церкви о всесильном "промысле божием". Причисленные царским пр-вом и церковью к "вреднейшим сектам", М. подвергались преследованиям. В конце 18 - 1-й пол. 19 вв. значит. часть М. центрально-черноземных и поволжских губерний переселилась в Крымские и Ставропольские степи (частично и в Сибирь). В 40-х гг. 19 в. большие партии М. были поселены в Закавказье. В 19 в. М. разделились на донской толк, постоянных, духовных христиан-прыгунов, общих.

Хотя обществ. недовольство, как правило, принимало в молоканской среде форму религ. брожений, низы секты иногда участвовали в общем антикрепостнич. движении крестьян, как это было, напр., в крест. волнениях начала 40-х гг. в Тамбовской губ. По мере развития капитализма утопичность социально-религ. доктрины M. с ее этикой "добрых дел" становилась все более очевидной, что вело к разочарованию в молоканстве. Идеологи М. предпринимали попытки спасти свое движение созданием культурнич. организаций ("Общество образованных молокан" А. С. Проханова), толстовской "мирно-анархической" проповедью (Д. В. Зайцев), приспособлением молоканства к баптизму.

Великую Окт. революцию руководители М. встретили враждебно. В нек-рых случаях М. даже участвовали в восстаниях против Сов. власти, отказывались от службы в Красной Армии. Успехи социалистич. строительства, победы культурной революции в СССР уже в начале 30-х гг. привели к окончат. краху молоканства. Осн. же часть М. активно включилась в строительство новой жизни. Вслед за развалом общин на местах в 1929 распался Центр. совет молокан.

Лит.: Дружинин В., Молокане, [Л. ], 1930; Морозов И. П., Молокане, М.-Л., 1931; Ηикольский Н. М., История рус. церкви, М.-Л., 1931; Бонч-Бруевич В. Д., Сектантство и старообрядчество в первой половине XIX в., Избр. соч., т. 1, М., 1959; Совр. сектантство и его преодоление. По материалам экспедиции в Тамбовскую область в 1959 г., в кн.: Вопросы истории религии и атеизма, т. 9, М., 1961; Сахаров Ф., Лит. истории и обличения рус. раскола. Систематич. указатель книг, брошюр и статей о расколе, находящихся в духовных и светских периодич. изданиях, вып. 1-3, Тамбов - СПБ, 1887-1900.

А. Клибанов. Москва.

МОМДЖЯН

Хачик Нишанович [р. 25 февр. (10 марта) 1909 ] - сов. философ, профессор (с 1956), д-р филос. наук (с 1951). Окончил филос. фак-т (1934) и аспирантуру МИФЛИ (1937). Член КПСС с 1944. Занимается науч. работой по философии с 1934. Был членом редколлегии и редактором филос. отдела журн. "Коммунист" (1958-62). Член редколлегии "Философской энциклопедии". Преподает на филос. фак-те Моск. ун-та (с 1954). Ведет науч. работу по проблемам истории философии, историч. материализма и атеизма. В центре историко-филос. работ М. ("Философия Гельвеция", 1955, пер. на нем., франц., рум. и др. яз.) - вопрос об историч. и логич. связи между франц. материализмом 18 в. и утопич. социализмом 19 в. В кн. "Лафарг и нек-рые вопросы марксистской теории" (1954), а также в др. работах М. характеризует особенности распространения марксизма во Франции. М. исследует также проблему объекта и субъекта в историч. процессе, дает критич. разбор различных форм волюнтаризма и фатализма, раскрывает социальную природу активности личности при социализме. С вступит. статьями М. изданы избр. атеистич. произведения Дидро (1956), С. Марешаля (1958), Вольнея (1962), избр. филос. произведения Гольбаха (1963).

Соч.: Социалистич. общество и творческая активность нар. масс, Ер., 1954; Монтескье, "Коммунист", 1955, No 4; Дальнейший сдвиг вправо в идеологии совр. реформизма, "Коммунист", 1960, No 3; Диалектика и современность (соавтор), там же, No 10; Коммунизм и христианство, 2 изд., М., 1959; Коммунизм - будущее человечества, "Коммунист", 1961, No 12; Декларация банкротов, там же, 1962, No 7; Socialism: its present and future, Moscow, 1963 (переводы на франц., исп., араб., япон., хинди, Вьетнам, и др. яз.); The dynamism of our century, в кн.: Philosophy, science and man. The Soviet delegation reports for the XIII world congress of philosophy, Moscow, 1963.

МОНАДА

МОНАДА (от греч. μονάς - единица) - термин, употребляемый в философии для обозначения простейшего элемента, неделимой части бытия. В идеалистич. учениях М. наделяется духовной природой и является антиподом материального атома. Сам термин "М." первоначально употреблялся не только в философии (напр., у Пифагора, противопоставлявшего единичность как принцип вещей их двойственности - диаде), но и в математике (напр., Эвклидом, согласно к-рому всякое число состоит из единиц - М.). В антич. философии понятие М. в различных значениях встречается также у Экфанта, Аристотеля, Платона и др. мыслителей. Как филос. термин понятие о М. в эпоху Возрождения было введено Николаем Кузанским ("Об ученом незнании", в кн.: Избр. филос. соч., 1937, с. 5-157) и Бруно, в философии к-рого М., наряду с физич. атомами и математич. точками, выступает в качестве минимума ("наименьшего"), являющегося субстанцией всех сложных вещей, и обозначает собой физич. и одновременно психич. элемент действительности ("О причине, начале и едином" - "De la causa, principio et uno", 1584, рус. пер. - в кн.: Диалоги, 1949; "О тройном наименьшем и об измерении" - "De triplici minimo et mensura", 1591, рус. пер. - в кн.: Диалоги, 1949; "О монаде, числе и фигуре" - "De monade, numero et figura", 1591). Позднее термин M. употреблялся в Ф. ван Гельмонтом, Г. Мором и др. В цельную филос. систему учение о М. (монадология) было развито Лейбницем, одно из осн. произведений к-рого имеет одноименное название "Монадология" (см. Избр. филос. соч., М., 1908, с. 339-64). Учение о М. продолжали последователи Лейбница - X. Вольф, Баумгартен и др. Упоминания о М. содержатся в соч. докритич. Канта, а также у Гёте, использовавшего в своей натурфилософии понятие о M. в смысле одушевленной жизненной индивидуальности. В дальнейшем учение о М. было воспринято и разрабатывалось на идеалистич. основе представителями различных направлений бурж. философии, в частности Гербартом, Лотце, Мартино, Тардом и особенно Ш. Ренувье (Ch. Renouvier, La nouvelle monadologie, 1899). В наст. время учение о М., опровергнутое естествознанием как попытка найти последние неделимые частицы мироздания, не имеет сколько-нибудь видных последователей и анализируется лишь в историко-филос. исследованиях.

Лит.: Ленин В. И., Филос. тетради, Соч., 4 изд., т. 38, с. 311-23; Сramer W., Die Monade. Das philosophische Problem von Ursprung, Stuttg., 1954.

Б. Раббот. Москва.

"МОНАДОЛОГИЯ"

"МОНАДОЛО́ГИЯ" (1720) - одно из осн. филос. соч. Лейбница, в к-ром изложено его учение о монаде.

МОНАДОЛОГИЯ

МОНАДОЛОГИЯ - учение о монаде.

МОНГОЛЬСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МОНИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МОНОТЕИЗМ

МОНОТЕИЗМ (от греч. μόνος - единый, ϑεός - бог) - форма религ. верования, почитание единого бога, единобожие, в отличие от политеизма - многобожия. К монотеистич. религиям обычно относят христианство, иудаизм и ислам. Понятно М. условно и относительно, т.к. по существу ни одна из религий не является последовательно монотеистической: в христианстве, напр., наряду с культом единого бога существует дуализм бога и сатаны, культ ангелов, святых, бесов и т.д.

М. - результат историч. развития религ. верований. Уже в свободомыслящей бурж. науке с 18 в. укрепилось мнение (Вольней, Конт, Леббок и др.), что М. есть последняя и высшая, форма религии, выросшая из политеизма в процессе развития абстрактного мышления. Энгельс указал на социальную основу М.: "...Единый бог никогда не мог бы появиться без е д и н о г о ц а р я..., единство бога, контролирующего многочисленные явления природы... есть лишь отражение единого восточного деспота..." (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 27, с. 56).

Впервые элементы М. возникают в Древнем Китае (культ верховного бога Шан-ди), в Индии (учение о Брахме как едином боге), в Древнем Египте (религ. реформа царя Эхнатона-Аменхотепа, введшего культ единого бога-солнца), в Вавилоне (все боги суть лишь проявления единого верховного бога Мардука); в Древнем Перу инки пытались ввести общегос. культ единого бога-солнца. У древних евреев племенной и нац. бог Яхве (Саваоф) вначале почитался наряду с др. богами, а в 6-5 вв. до н.э. превратился в единого бога-творца и вседержителя. Христианство, усвоив культ этого верховного бога (бог-отец) и дополнив его верой в бога-сына, воплотившегося в "богочеловека" Христа, и неоплатонич. учением о едином мировом духе (бог-дух святой) не может считаться строго монотеистич. религией: христианский бог - "Троица". Еврейский М. был в 6-7 вв. воспринят арабами из секты ханифитов, отсюда вырос ислам, в к-ром М. проявился гораздо отчетливее, чем в христианстве. Данные совр. науки опровергают ложную теорию прамонотеизма, утверждающую изначальное почитание единого бога.

С. Токарев. Москва.

МОНОТОННОСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МОНОФЕЛИТЫ

МОНОФЕЛИТЫ (от греч. μόνος - единственный и ϑέλημα - воля) - сторонники религ.-политич. учения в Византии 7 в., возникшего после отделения монофизитских церквей в вост. провинциях (см. Монофизиты) как попытка компромисса с монофизитами. Признавая в соответствии с решением Халкидонского собора в Христе две природы, М. утверждали, что ему свойственна одна воля, одна "богочеловеческая действенность (энергия)". Против учения М., выдвинутого епископом Фасиса Киром, выступил Максим Исповедник, утверждавший, что монофелитство есть замаскированное монофизитство и что две природы Христа - божественная и человеческая - не могут иметь одну волю. В 680 на Константинопольском соборе учение М. было осуждено как еретическое.

Монофелитство было, по существу, последним этапом в истории христологич. споров 4-7 вв. С его разгромом церковь утвердила мистич. учение о двух природах (и двух волях) в Христе, составлявшее богословскую основу представлений об отсутствии непроходимой грани между человеческим и божественным и питавшее смутную надежду верующих на слияние в далеком будущем с божеством. В отличие от ранних христологич. ересей (особенно арианства и несторианства), опиравшихся на элементы античного рационализма, учение М. было пронизано всевозможными суевериями (напр., М. выступали с обещанием воскресить мертвецов).

Лит.: Лебедев А. П., Вселенские соборы VI, VII и VIII вв., 3 изд., СПБ, 1904; Owsepian G., Die Entstehungsgeschichte des Monothelismus..., Lpz., 1897; Beck H. G., Kirche und theologische Literatur im Byzantinischen Reich, Münch., 1959, S. 292-95, 430-33.

А. Каждан. Москва.

МОНОФИЗИТЫ

МОНОФИЗИТЫ (от греч. μόνος - единственный и φύσις - природа) - сторонники религ.-политич. учения, основанного в 5 в. константинопольским архимандритом Евтихием, к-рый, развивая антинесторианские (см. Несторианство) высказывания Кирилла Александрийского, отстаивал тезис, что после воплощения логоса Христу была присуща одна (божественная) природа: т.е., пострадавшим за человечество оказывался не богочеловек, а бог. Учение М. получило широкое распространение на востоке Византии (в Египте, Сирии, Армении), где оно стало символом сепаратизма; популярность его на Востоке в какой-то мере может быть объяснена наличием здесь древних традиций, восходящих к вост. культам умирающего и воскресающего божества, с к-рым в народном воображении смутно отождествлялся Христос. Крупнейшим успехом М. был Эфесский собор 431, где они встретили поддержку императорской власти, опасавшейся усиления константинопольского патриарха и опиравшейся на александрийского патриарха Диоскора; однако стремление Диоскора играть роль папы Востока оттолкнуло от него епископат, и в 451 на соборе в Халкидоне учение М. было осуждено. Борьба М. против халкидонского вероучения продолжалась и в 6 в., когда все более обнаженным становится политич. содержание монофизитства (борьба за отделение вост. провинций), в то время как богословские формулы обеих группировок все более сближаются. Учение М. было воспринято в Армении, где в 554 образовалась особая (григорианская) церковь, в Сирии, где на основе монофизитства выросла яковитская церковь, в коптском Египте и Эфиопии.

Лит.: Лебедев А. П., Вселенские соборы VI, VII и VIII вв., 3 изд., СПБ, 1904; Соколов В., Леонтий Византийский, Сергиев Посад, 1916; Ηаrnасk Α., Lehrbuch der Dogmengeschichte, 2 Aufl., Bd 2, Freiburg im Breisgau, 1888, S. 378-401; Das Konzil von Chalkedon, [Bd 1-3 ], Würzburg, [1951-54 ]; Beck H. G., Kirche und theologische Literatur im Byzantinischen Reich, Münch., 1959, S. 283-91, 387-94.

А. Каждан. Москва.

МОНРАД

МО́НРАД (Monrad), Маркус Якоб (19 янв. 1816 - 30 дек. 1897) - норв. бурж. религ. философ, правый гегельянец. С 1851 - проф. в Христиании (Осло). М. пытался примирить религию и науку, он считал, что вера предвосхищает бесконечную цель, к к-рой наука постоянно стремится, никогда ее не достигая. Абсолютное (бог) есть "личность", к-рая открывается прежде всего вере, предвосхищающей знание. Действительное, по М., - это идея, проявляющаяся в природе и духе; позитивное науч. познание имеет право на существование лишь как момент в развитии идеи, в к-рой он берет свое начало и должен затем раствориться. М. называл свою т.зр. мистическо-пантеистической.

Соч.: Philosophisk propaedeutik..., 2 opl., Chra, 1856; Tolv forelaesninger over det skjönne, Chra, 1859; Udsigt over den høiere logik, [Chra ], 1881; Tankeretninger i den nyere tid, 2 opl., Chra, 1884; нем. пер. - Bonn, 1879; Aesthetik..., Bd 1-2, Chra, 1889-90; Tro og viden, Chra, 1892; Blik ud i philosophiens fremtid, Chra, 1896.

Лит.: История философии, т. 3, M., 1959, с. 592.

А. Мысливченко. Москва.

МОНТЕГЮ

МОНТЕГЮ (Montague), Уильям Пепперелл (1873-1953) - амер. бурж. философ, ведущий представитель амер. неореализма. С 1903 - проф. Колумбийского ун-та. М. один из авторов неореалистич. манифеста (1910) и сб. "Неореализм" - "The new realism" (1912). Впоследствии пытался "синтезировать" неореализм и персонализм. В 30-х гг. примыкал к "религиозному реализму" (см. сб. "Religious realism", 1931); к концу жизни стал склоняться к томизму, считая неореализм средством исправления "ошибок здравого смысла" и подготовкой к возрождению "реализма в духе Фомы Аквинского".

Под предлогом борьбы за науку М. считал необходимым произвести синтез идеализма и материализма, к-рый он называл анимистич. материализмом, или "гилопсихизмом". В основе материи, согласно М., лежит логич. сущность. Выступая против бихевиоризма, М. признает реальность сознания. Противник дуализма, М. рассматривает материю и психику как две различные формы энергии: материя - механич. система кинетич. энергий; мысль - иерархич. система потенциальных энергий, сосредоточенных в мозгу (см. "The ways of things", N. Y., 1940, p. 510). Любое содержание якобы становится духовным или перестает быть таковым в зависимости от той функции, к-рую оно выполняет. М. подверг критике релятивистски-феноменалистич. тенденцию нек-рых представителей неореализма (Перри, Холт). М. - сторонник теории эмерджентной эволюции, к-рую он трактовал в механистич. духе как возникновение нового качества в результате постоянного нарастания одного фактора развития по сравнению с другим ("A materialistic theory of emergent evolution", в сб.: "Essays in honor of John Dewey", [1929 ]).

Соч.: The ways of knowing..., L., [1925 ]; Belief unbound..., New-Haven-L., [1930 ]; Confessions of an animistic materialist, в кн.: Contemporary American philosophy, v. 2, L.-N. Y., [1930 ]; The illusion of nominalism, [s. 1. ], 1948; Great visions of philosophy, La Salle, 1950.

Лит.: [William Pepperell Montague (1873-1953) ], "J. Philos.", 1954, v. 51, No 21.

А. Богомолов, П. Зыков. Москва.

МОНТЕНЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МОНТЕСКЬЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МОПЕРТЮИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МОРАВСКИЕ БРАТЬЯ

МОРА́ВСКИЕ БРА́ТЬЯ - название, употребляющееся для обозначения

1) представителей религ. секты чешских братьев, эмигрировавших в нач. 18 в. из Моравии в результате преследований протестантов в Германию; позднее многие из них переселились в Англию и Америку;

2) моравской ветви нем. анабаптистов (16 в.), к-рые, спасаясь от преследований в Германии и Австрии, нашли убежище в Моравии. М. б. отрицали всякое насилие, войну, вообще участие в осуществлении светской власти. Радикальное крыло М. б., вдохновлявшееся Я. Гутером, отстаивало принципы потребительского коммунизма (общность имущества, общее питание, общее воспитание детей и др.). М. б. разделили судьбу протестантских общин, подвергшихся разгрому после полной ликвидации политической самостоятельности Чехии в результате Белогорской битвы 1620.

Р. Каливода. ЧССР.

МОРАЛЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МОРАЛЬ КОММУНИСТИЧЕСКАЯ

МОРА́ЛЬ КОММУНИСТИЧЕСКАЯ - см. Мораль(раздел Коммунистическая мораль), Моральный кодекс, Коммунистическое воспитание, Коммунистический труд, Этика.

МОРАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЕДИНСТВО

МОРА́ЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЕДИНСТВО - см. Социально-политическое и идейное единство.

МОРАЛЬНЫЙ КОДЕКС

Статья большая, находится на отдельной странице.

МОРГАН ЛЬЮИС ГЕНРИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МОРГАН ОГАСТЕС

МО́РГАН Огастес (De Morgan), (Августус) де (1806-1871) - шотл. математик и логик, основатель логич. анализа отношений; проф. математики (1828-31; 1836-66) Университетского колледжа в Лондоне; первый президент (1866) Лондонского математич. об-ва. Известен работами по теории математич. рядов, а также историко-математич. и историко-физич. исследованиями.

К своим алгебро-логич. идеям М. пришел независимо от Буля. М. определял логику как теорию имен предметов и исчисление необходимых и вероятностных умозаключений. Осн. результаты М. сформулированы в соч. "Формальная логика ..." ("Formal logic, or the calculus of inference, necessary and probable", 1847, [2 ed. ], 1926), где он изложил элементы логики высказываний и логики классов, дал первую развитую систему алгебры отношений. М. обобщил аристотелевскую теорию форм высказываний, употребляя знак логич. отрицания не только над предикатом суждения, но и над его субъектом (последней операции в дальнейшем было присвоено назв. "квалификация"). Вслед за Ламбертом М. анализировал умозаключения, состоящие из количественно определенных предложений, не укладывающихся в рамки традиц. силлогистики. Алгебра отношений М. содержит такие важные понятия, как логич. сумма и логич. произведение отношений, деление отношений на транзитивные и нетранзитивные и т.п. М. - инициатор применения логич. исчислений к обоснованию теорем теории вероятностей. С именем М. связаны т.н. законы де Моргана (см. также Алгебра логики).

Соч.: First notions of logic, preparatory to study of geometry, L., 1839; A budget of paradoxes, L., 1872, new ed., [L. ], 1954; Syllabus of a proposed system of logic, L., 1860.

Лит.: Стяжкин Н. И., К характеристике ранней стадии в развитии идей математич. логики, "Филос. науки" (Науч. доклады высшей школы), 1958, No 3; De Morgan S. Ε., Memoir of A. de Morgan, L., 1882 (имеется библ.); Halsted G. В., De Morgan as a logician, "J. speculative Philos.", 1884, v. 18.

H. Стяжкин. Москва.

Предыдущая страница Следующая страница