Приглашаем посетить сайт
Статьи на букву "М" (часть 7, "МОБ"-"МОР")
МОБИДА́Н (1-я пол. 5 в.) - религ.-филос. мыслитель Грузии, представитель манихейства. Лит.: Нуцубидзе Ш. И., История груз. философии, Тб., 1960; Хидашели Ш. В., Основные мировоззренческие направления в феодальной Грузии (IV - XIII века), Тб., 1962. |
МОВСЕ́С ХОРЕНАЦИ (М о и с е й Хоренский; 5-6 вв.) - арм. историк и мыслитель, представитель "школы переводчиков", основанной Месропом Маштоцем, идеолог феодализма. В своем осн. труде "История Армении" (481-484, пер. с древнеарм., 1893, нов. изд. 1961) впервые представил историю арм. народа с легендарных времен до 5 в. Ему принадлежат фрагменты в "Книге хрий" - памятнике эстетич. мысли, переведенной им с греч. языка, а также арм. перевод "Повести об Александре Македонском" Псевдо-Каллисфена. Для эстетич. воззрений М. X. характерны требование правдивого отображения жизни и выдвижение на первый план воспитат. роли иск-ва. Отступление от жизненной правды ведет к выхолащиванию иск-ва. Эти передовые принципы сыграли положит. роль в развитии ср.-век. арм. эстетич. мысли, иск-ва и лит-ры. Лит.: Абегян М., История древнеарм. лит., т. 1, Ер., 1948; Адамян Α. Α., Эстетич. воззрения средневековой Армении, Ер., 1955; Чалоян В. К., История арм. философии, Ер., 1959. С. Аревшатян. Ереван. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
МОДЖЕ́ВСКИЙ (Modrzewski), Анджей Ф р ы ч (Frycz) (1503-72) - польский обществ. деятель и религ. реформатор, продолжатель традиции Яна Остророга. После окончания Краковской академии учился в Германии у Меланхтона. В своем обширном труде "Об усовершенствовании Речи посполитой" ("О poprawie Rzeczypospolitej...", 1577) выдвинул требование усиления власти короля, реформы законов, судов и всей системы воспитания. Вместе с тем М. выступил и как религ. реформатор. Первоначально он исходил из учения Лютера, а затем стремился демократизировать религию, опираясь на принципы кальвинизма. При рассмотрении религ. вопросов М. зачастую становился на т.зр. рационализма. Он требовал отдавать "на суд разума" все религ. вопросы, выступал с обоснованием принципа терпимости в вопросах религ. веры. Соч.: Wybór pism, oprac. L. Kurdybacha, Warsz., 1953; Dziela wszystkie, t. 1-6, Warsz., 1953-60; Opera omnia, v. 1-5, Warsz., 1953-60. Лит.: Kot St., A. F. Modrzewski, 2 wyd.. Kr., 1923; Lepszy Κ., Α. F. Modrzewski, Warsz., 1953; Kurdybacha L., Ideologia F. Modrzewski ego, Warsz., 1953; Vоisé W., F. Modrzewskiego nauka о państwie i prawie, Warsz., 1956; Budkiewicz J., Psychologiczna problematyka w dziele A. F. Modrzewskiego "O poprawie Rzeczypospolitej", "Przegląd psychologiczny", 1960, No 4; A. F. Modrzewski. Bibliografia zest. Instytutem badań literackich, Wr.-Warsz.-Kr., 1962. |
МОДРАЧЕК (Modrá ček), Франтишек (р. 8 сент. 1871) - политик и теоретик чешской социал-демократич. партии, отвергал историч. материализм, к-рый, по М., недооценивает роль психологич. и моральных факторов в обществ. жизни. Диктатуре пролетариата М. противопоставлял "экономическую" демократию, основанную на "самоуправлении" труда и не исключающую "здоровую конкуренцию". Соч.: Marxův názor na dějiny a socialism, [s. 1. ], 1900; Otázka národnostni v socialni demokracii Rakouské, Praha, 1908; Samospráva práce, Praha, 1918; Nauka a politické zásady pokrokového socialismu, Praha, 1919; Úvod do historické sociologie, "Akademie", [sv. ] 30, [1927 ]; Hospodá řské a sociálni ř ády v. př írodních společnostech, [s. 1. ], 1927; Spolecěnský vývoj, [Praha ], 1929; Sociologie jako teorie dějin, Praha, 1930. И. Дубски. ЧНР. |
МОДУС (от лат. modus - мера, способ, образ, вид). В традиц. логике термин "М." применяется для обозначения разновидностей форм силлогистич. (в т.ч. модальных, см. Модальная логика), условно-категорических, разделительных и условно-разделит. умозаключений. Так, в теории категорич. силлогизма М. наз. разновидности силлогизмов, определяемые количеством и качеством посылок и заключения в пределах каждой фигуры силлогизма. При рассмотрении умозаключений с условными и разделит. посылками различают modus ponens и modus tollens условно-категорич. умозаключения (наз. также условно-категорич. силлогизмом), modus ponendo tollens и modus tollendo ponens разделит. умозаключения (разделит. силлогизма), простые и сложные модусы поненсы и модусы толленсы дилеммы и т.п. В математич. логике термин "modus ponens" обозначает имеющееся во мн. ее исчислениях правило вывода, иначе называемое п р а в и л о м з а ч е р к и в а н и я или с х е м о й з а к л ю ч е н и я; см. Консеквент и антецедент. |
МОИСТЫ - представители одного из шести осн. направлений китайской философии, основателем к-рого был Mo Ди (Мо-цзы). Выражая интересы мелкособственнич. слоев (ремесленников, свободных крестьян, торговцев), М. выступали против офиц. идеологии - конфуцианства, стоявшего на страже интересов правящих классов. В 5-3 вв. до н.э. моизм имел большое влияние в Китае. До наших дней сохранился только один памятник, дающий представление о филос. идеях М.: трактат "Мо-цзы". В ранний период развития моизм был представлен учением Мо-цзы. В более поздний период его последователи стали развивать моизм в материалистич. направлении, утверждая, что познание предполагает наличие органов чувств. объекта ощущения (см."Mo-цзы", раздел "Цзин", 1) и источников: личный опыт, высказывания др. людей, вывод. Большое место в работах М. позднего периода занимает логика; они разработали 7 методов суждения, нек-рые из к-рых подобны дедуктивному и индуктивному методам, разработанным зап. учеными (см. "Мо-цзы", разд. "Сяо цюй", 1). В логич. трудах М. опровергаются взгляды Хуэй Ши и Гунсунь Луна. M. занимались также математич., естественнонауч. и инженерно-технич. проблемами. Во 2 в. до н.э. конфуцианство оттеснило моизм на задний план, и последний потерял свое значение. Лит. см. при ст. Мо-цзы. |
МОК (Moch), Жюль (р. 15 марта 1893) - один из ведущих теоретиков Франц. социалистич. партии (СФИО), член ее руководящего комитета, руководитель Группы доктринальных исследований, разработавшей проект новой партийной программы (1962). Инженер по образованию, М. с 1928 был депутатом парламента и занимал посты министра внутр. дел, нац. обороны и др. в ряде кабинетов, представлял Францию в Комитете по разоружению. Взгляды М., сформировавшиеся гл. обр. под влиянием Блюма, носят эклектич. характер: формально признавая правильность марксистской методологии, он зачастую переходит на позиции вульгарного позитивизма, пытается "примирить" социализм с религией, объявляя их в работе "Живой социализм" ("Socialisme vivant", 1960) явлениями прежде всего морального порядка и изображая "моральную революцию" необходимой предпосылкой социальной. Характерной чертой его взглядов является фетишизация научно-технич. прогресса, к-рый рассматривается как фактор коренной трансформации закономерностей развития бурж. общества в условиях гос.-монополистич. капитализма. М. некритически воспринимает мн. положения бурж. теории технократии. Преувеличивая роль адм.-технич. кадров (управляющих), якобы подменяющих капиталистов, он выдвигает в качестве гл. условий подготовки перехода к социализму децентрализацию управления произ-вом и "планирование" капиталистич. экономики. М. считает, что в ходе осуществления этих мероприятий произойдет якобы ликвидация частной собственности на средства произ-ва и в связи с этим говорит о "приоритете социалистического планирования" над обобществлением произ-ва, хотя на деле одно невозможно без другого. По мнению М., вмешательство гос-ва и профсоюзов в условиях бурж. строя способно сделать заработную плату "социальной", т.е. полностью отвечающей затратам труда, что приведет якобы к замене капиталистич. принципов распределения социалистическими. Хотя в своих теоретич. воззрениях M. порывает с принципами марксизма, по ряду вопросов внутр. и внешней политики он выступает как представитель левого крыла партии. Соч.: Jean Jaurès et les problèmes du temps présent, Brux. 1927; Socialisme et rationalisation, Brux., 1927; Capitalisme et transports, P., [1932 ]; Arguments socialistes, Ρ 1945; Le partie socialiste au peuple de France, P., 1945; Yougoslavie, terre d'expérience, Monaco, [1953 ]; La folie des hommes, P., [1954 ]; U. R. S. S. Les yeux ouverts, P., [1956 ]; En retard d'une paix.... P., 1958. Ю. Рубинский. Москва. |
МОКША (санскр.) - термин др.-инд. философии, означающий освобождение, спасение от бедствий бесконечного процесса перевоплощений (самсара). Согласно классич. традиции, М. занимает высшее место среди четырех целей человеч. деятельности, включающих в себя, кроме нее, наслаждение (кама), пользу (артха) и долг (дхарма). М. выступает как высшая цель религ. опыта и филос. познания. Представления о природе М. в различных филос. школах Древней Индии различны. Согласно адвайтаведанте, М. есть растворение индивидуального сознания (джива) в мировом сознании (брахман), после осознания им нереальности феноменального мира. Согласно вишишта-адвайте, М. есть не исчезновение "Я", а реализация его божеств. природы и осознание его связи с брахманом. В санкхье и йоге освобождение есть отделение индивидуального сознания (пурущи) от материи (пракрити). В ньяе, вайшешике, мимансе "освобождение" заключается в отделении вечного "Я" от его временных свойств. В новое время концепция М. получает своеобразное толкование в трудах Раммохан Рая, Вивекананды, Ауробиндо Гхоша, Р. Тагора, С. Радхакришнана и др. Преобладающее значение получает идеал коллективного, а не индивидуального спасения. При этом идеал М. используется идеологами инд. буржуазии для противопоставления инд. цивилизации цивилизации капиталистич. Запада, преподносится ими в качестве панацеи от пороков бурж. общества. Лит.: Чаттерджи С. Датта Д., Введение в инд. философию, Μ., 1955, Введение; Радхакришнан С., Инд. философия, т. 1, M., 1956, гл. 1; Schomerus H. W., Indische Erlösungslehren..., Lpz., 1919; Ranade R. D., A constructive survey of upanishadic philosophy, Poona, 1926, ch. 6, 7; Chatterjee S., The fundamentals of Hinduism, Calcutta, 1950, ch. 7; Hiriyanna M., The quest after perfection, Mysore, 1952; The cultural heritage of India, v. 3, Calcutta, 1953, pt 5, [ch. ] 39, Sinha J., A history of Indian philosophy, v. 1, Calcutta, 1956, ch. 1. В. Костюченко. Москва. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
МОЛЕШОТТ (Moleschott), Якоб (9 авг. 1822 - 20 мая 1893) - нем. физиолог и философ, один из родоначальников вульгарного материализма. Род. в Голландии, изучал медицину и физиологию в Гейдельбергском ун-те, в к-ром с 1847 читал лекции и вел исследования в основанной им лаборатории. После издания в нач. 50-х гг. ряда книг подвергся преследованиям за пропаганду материализма и атеизма и переехал в Цюрих, где преподавал в Политехнич. школе. В 1861 занял кафедру философии в Турине, позднее принял итал. гражданство. Концепция М. эклектична. М. фактически отождествлял философию с естествознанием, видя в ней лишь "... умственное выражение суммы наблюдений, сделанных людьми до известного времени" ("Вращение жизни в природе", СПБ-М., 1867, с. 2). М. сводил мышление к чувств. восприятию, рассматривая человека как биологич. существо. Он видел в мышлении лишь физиологич. механизм. М. всерьез искал внутр. связь между составом пищи и "духовной жизнью народов" (см. "Физиологич. эскизы", М., 1865, с. 74-80). М. отвергал воззрения о существовании "вещей в себе" и полагал, что вещи существуют только "друг для друга". Он стоял на позициях познаваемости мира и беспредельного развития науки. Однако, сводя рациональное познание к чувственному, М. не избег нек-рых агностич. высказываний (см. "Вращение жизни в природе", с. 5, 9). Взгляды М. оказали нек-рое влияние на итал. ученых, в частности на Ломброзо. К ним сочувственно относился Писарев. Соч.: Über die allgemeinen Lebenseigenschaften der Nerven, Giessen, 1882; Für meine Freunde. Lebens-Erinnerungen, Giessen, 1894; в рус. пер. - Естествознание и медицина, СПБ, 1865; Единство жизни, СПБ, 1866; Границы человека, СПБ, 1866; Круговорот жизни Я. Молешотта. Физиологич. ответы на "Письма о химии" Юстуса Либиха, X., 1866; Причины и действия в учении о жизни, М., 1868; Учение о пище, 2 изд., СПБ, 1868. Лит.: Жане П., Совр. материализм, пер. с франц., М., 1867; Таганский Г., Вульгарный материализм третьей четверти XIX в. и совр. механисты, в сб. ст.: Из истории философии XIX в., [М. ], 1933; Юшманов Н., Обществ.-политич. взгляды вульгарных материалистов, там же; Бакрадзе К. С., Очерки по истории новейшей и совр. бурж. философии, Тб., 1960; Юшманов Н. З., Критич. оценка вульгарного материализма XIX столетия, К., 1960 (Автореферат); Gentile G., Le origini della filosofia contemporanea in Italia, v. 2, Messina, 1921. A. Огурцов. Москва. |
МОЛИНОС (Molinos), Мигель (29 июня 1628 - 28 дек. 1696) - исп. теолог-мистик. Получив сан священника в Валенсии, отправился в 1655 в составе духовной миссии в Рим. Здесь начал проповедовать свои религ. взгляды, изложенные им в книге "Руководство для души..." ("Guia espiritual...", 1675; новое изд., 1935), за короткое время выдержавшей около 20 изданий на различных языках. Воззрения М. - разновидность квиетизма, возникшего как следствие кризиса мистицизма 17 в. Отрицая многие офиц. догматы и обряды католич. церкви, М. утверждал, что общение с божеством возможно лишь через размышление и созерцание, причем созерцание - высшая форма слияния с божеством - должно сопровождаться "актом самоотречения", подавления собств. воли. Признанное еретическим, учение М. было осуждено правоверным католицизмом, а сам М. в 1685 был арестован инквизицией. В 1687, после того как М. отрекся от своих взглядов, он был осужден на пожизненное заключение в монастыре. Лит.: Entrambasaguas J. de, M. de Molinos, M., 1935; Dudоn P., Le quiétiste espagnol M. Molinos (1628-1696), P., 1921. З. Плавскин. Ленинград. |
Василий Сергеевич [р. 20 дек. 1899 (1 янв. 1900) ] - сов. философ, проф. (с 1954), кандидат филос. наук (с 1949), декан (с 1953), зав. кафедрой диалектич. материализма (с 1960) филос. фак-та Моск. ун-та. Член КПСС с 1919. Окончил Коммунистич. ун-т преподавателей обществ. наук (1933), учился в ИКП философии (1935-37). Преподает философию с 1931. Науч. работу ведет преимущественно в области диалектич. материализма. Соч.: Диалектика и метафизика, "Большевик", 1939, No 2; Марксистская диалектика как наука, М., 1951; О коренной противоположности марксистской философии бурж. мировоззрению, М., 1951; О противоречиях при социализме и путях их преодоления, "Большевик", 1951, No 14; Марксистская диалектика о взаимосвязи и взаимообусловленности явлений в природе и обществе, М., 1951; Марксистская диалектика о развитии в природе и обществе, [М. ], 1953; Диалектика превращения возможности в действительность, Μ., 1958; Классовые и гносеологич. основы ревизионизма, "Вопр. философии", 1958, No 12; Закономерности перехода к коммунизму, М., 1959; В. И. Ленин о партийности философии, в кн.: Книга В. И. Ленина "Материализм и эмпириокритицизм" важнейший этап в развитии марксистской философии, М., 1959; Об одновременном переходе стран социалистич. системы к коммунизму, в кн.: Нек-рые теоретич. вопросы строительства коммунизма, М., 1960; Классовые и гносеология, корни совр. религий, в кн.: Осн. вопросы научного атеизма, М., 1962; Научное мировоззрение - каждому строителю коммунизма, М., 1963. |
МОЛОКА́НЕ - религ. секта, возникшая в России в конце 60-х гг. 18 в. Представляя собой религ. форму антикрепостнич. движения крестьянства и демократич. элементов города, М. отличались рационалистич. критикой господств. церкви и ее догматов. Внешне-обрядовому православию с его церк. иерархией, институтом монашества, почитанием икон, мощей, культом святых и т.д. М. противопоставили евангельское христианство. Однако догмат троицы, как и церк. учение о таинствах, не были полностью отвергнуты М., хотя и получили своеобразное истолкование. Демократич. элементы придали социально-утопич. идеям М. действенный характер, причем упор был сделан на этику добрых дел как на средство устроения на земле "царства божия". Все это противостояло авторитарному учению церкви о всесильном "промысле божием". Причисленные царским пр-вом и церковью к "вреднейшим сектам", М. подвергались преследованиям. В конце 18 - 1-й пол. 19 вв. значит. часть М. центрально-черноземных и поволжских губерний переселилась в Крымские и Ставропольские степи (частично и в Сибирь). В 40-х гг. 19 в. большие партии М. были поселены в Закавказье. В 19 в. М. разделились на донской толк, постоянных, духовных христиан-прыгунов, общих. Хотя обществ. недовольство, как правило, принимало в молоканской среде форму религ. брожений, низы секты иногда участвовали в общем антикрепостнич. движении крестьян, как это было, напр., в крест. волнениях начала 40-х гг. в Тамбовской губ. По мере развития капитализма утопичность социально-религ. доктрины M. с ее этикой "добрых дел" становилась все более очевидной, что вело к разочарованию в молоканстве. Идеологи М. предпринимали попытки спасти свое движение созданием культурнич. организаций ("Общество образованных молокан" А. С. Проханова), толстовской "мирно-анархической" проповедью (Д. В. Зайцев), приспособлением молоканства к баптизму. Великую Окт. революцию руководители М. встретили враждебно. В нек-рых случаях М. даже участвовали в восстаниях против Сов. власти, отказывались от службы в Красной Армии. Успехи социалистич. строительства, победы культурной революции в СССР уже в начале 30-х гг. привели к окончат. краху молоканства. Осн. же часть М. активно включилась в строительство новой жизни. Вслед за развалом общин на местах в 1929 распался Центр. совет молокан. Лит.: Дружинин В., Молокане, [Л. ], 1930; Морозов И. П., Молокане, М.-Л., 1931; Ηикольский Н. М., История рус. церкви, М.-Л., 1931; Бонч-Бруевич В. Д., Сектантство и старообрядчество в первой половине XIX в., Избр. соч., т. 1, М., 1959; Совр. сектантство и его преодоление. По материалам экспедиции в Тамбовскую область в 1959 г., в кн.: Вопросы истории религии и атеизма, т. 9, М., 1961; Сахаров Ф., Лит. истории и обличения рус. раскола. Систематич. указатель книг, брошюр и статей о расколе, находящихся в духовных и светских периодич. изданиях, вып. 1-3, Тамбов - СПБ, 1887-1900. А. Клибанов. Москва. |
Хачик Нишанович [р. 25 февр. (10 марта) 1909 ] - сов. философ, профессор (с 1956), д-р филос. наук (с 1951). Окончил филос. фак-т (1934) и аспирантуру МИФЛИ (1937). Член КПСС с 1944. Занимается науч. работой по философии с 1934. Был членом редколлегии и редактором филос. отдела журн. "Коммунист" (1958-62). Член редколлегии "Философской энциклопедии". Преподает на филос. фак-те Моск. ун-та (с 1954). Ведет науч. работу по проблемам истории философии, историч. материализма и атеизма. В центре историко-филос. работ М. ("Философия Гельвеция", 1955, пер. на нем., франц., рум. и др. яз.) - вопрос об историч. и логич. связи между франц. материализмом 18 в. и утопич. социализмом 19 в. В кн. "Лафарг и нек-рые вопросы марксистской теории" (1954), а также в др. работах М. характеризует особенности распространения марксизма во Франции. М. исследует также проблему объекта и субъекта в историч. процессе, дает критич. разбор различных форм волюнтаризма и фатализма, раскрывает социальную природу активности личности при социализме. С вступит. статьями М. изданы избр. атеистич. произведения Дидро (1956), С. Марешаля (1958), Вольнея (1962), избр. филос. произведения Гольбаха (1963). Соч.: Социалистич. общество и творческая активность нар. масс, Ер., 1954; Монтескье, "Коммунист", 1955, No 4; Дальнейший сдвиг вправо в идеологии совр. реформизма, "Коммунист", 1960, No 3; Диалектика и современность (соавтор), там же, No 10; Коммунизм и христианство, 2 изд., М., 1959; Коммунизм - будущее человечества, "Коммунист", 1961, No 12; Декларация банкротов, там же, 1962, No 7; Socialism: its present and future, Moscow, 1963 (переводы на франц., исп., араб., япон., хинди, Вьетнам, и др. яз.); The dynamism of our century, в кн.: Philosophy, science and man. The Soviet delegation reports for the XIII world congress of philosophy, Moscow, 1963. |
МОНАДА (от греч. μονάς - единица) - термин, употребляемый в философии для обозначения простейшего элемента, неделимой части бытия. В идеалистич. учениях М. наделяется духовной природой и является антиподом материального атома. Сам термин "М." первоначально употреблялся не только в философии (напр., у Пифагора, противопоставлявшего единичность как принцип вещей их двойственности - диаде), но и в математике (напр., Эвклидом, согласно к-рому всякое число состоит из единиц - М.). В антич. философии понятие М. в различных значениях встречается также у Экфанта, Аристотеля, Платона и др. мыслителей. Как филос. термин понятие о М. в эпоху Возрождения было введено Николаем Кузанским ("Об ученом незнании", в кн.: Избр. филос. соч., 1937, с. 5-157) и Бруно, в философии к-рого М., наряду с физич. атомами и математич. точками, выступает в качестве минимума ("наименьшего"), являющегося субстанцией всех сложных вещей, и обозначает собой физич. и одновременно психич. элемент действительности ("О причине, начале и едином" - "De la causa, principio et uno", 1584, рус. пер. - в кн.: Диалоги, 1949; "О тройном наименьшем и об измерении" - "De triplici minimo et mensura", 1591, рус. пер. - в кн.: Диалоги, 1949; "О монаде, числе и фигуре" - "De monade, numero et figura", 1591). Позднее термин M. употреблялся в Ф. ван Гельмонтом, Г. Мором и др. В цельную филос. систему учение о М. (монадология) было развито Лейбницем, одно из осн. произведений к-рого имеет одноименное название "Монадология" (см. Избр. филос. соч., М., 1908, с. 339-64). Учение о М. продолжали последователи Лейбница - X. Вольф, Баумгартен и др. Упоминания о М. содержатся в соч. докритич. Канта, а также у Гёте, использовавшего в своей натурфилософии понятие о M. в смысле одушевленной жизненной индивидуальности. В дальнейшем учение о М. было воспринято и разрабатывалось на идеалистич. основе представителями различных направлений бурж. философии, в частности Гербартом, Лотце, Мартино, Тардом и особенно Ш. Ренувье (Ch. Renouvier, La nouvelle monadologie, 1899). В наст. время учение о М., опровергнутое естествознанием как попытка найти последние неделимые частицы мироздания, не имеет сколько-нибудь видных последователей и анализируется лишь в историко-филос. исследованиях. Лит.: Ленин В. И., Филос. тетради, Соч., 4 изд., т. 38, с. 311-23; Сramer W., Die Monade. Das philosophische Problem von Ursprung, Stuttg., 1954. Б. Раббот. Москва. |
"МОНАДОЛО́ГИЯ" (1720) - одно из осн. филос. соч. Лейбница, в к-ром изложено его учение о монаде. |
МОНАДОЛОГИЯ - учение о монаде. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
МОНОТЕИЗМ (от греч. μόνος - единый, ϑεός - бог) - форма религ. верования, почитание единого бога, единобожие, в отличие от политеизма - многобожия. К монотеистич. религиям обычно относят христианство, иудаизм и ислам. Понятно М. условно и относительно, т.к. по существу ни одна из религий не является последовательно монотеистической: в христианстве, напр., наряду с культом единого бога существует дуализм бога и сатаны, культ ангелов, святых, бесов и т.д. М. - результат историч. развития религ. верований. Уже в свободомыслящей бурж. науке с 18 в. укрепилось мнение (Вольней, Конт, Леббок и др.), что М. есть последняя и высшая, форма религии, выросшая из политеизма в процессе развития абстрактного мышления. Энгельс указал на социальную основу М.: "...Единый бог никогда не мог бы появиться без е д и н о г о ц а р я..., единство бога, контролирующего многочисленные явления природы... есть лишь отражение единого восточного деспота..." (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 27, с. 56). Впервые элементы М. возникают в Древнем Китае (культ верховного бога Шан-ди), в Индии (учение о Брахме как едином боге), в Древнем Египте (религ. реформа царя Эхнатона-Аменхотепа, введшего культ единого бога-солнца), в Вавилоне (все боги суть лишь проявления единого верховного бога Мардука); в Древнем Перу инки пытались ввести общегос. культ единого бога-солнца. У древних евреев племенной и нац. бог Яхве (Саваоф) вначале почитался наряду с др. богами, а в 6-5 вв. до н.э. превратился в единого бога-творца и вседержителя. Христианство, усвоив культ этого верховного бога (бог-отец) и дополнив его верой в бога-сына, воплотившегося в "богочеловека" Христа, и неоплатонич. учением о едином мировом духе (бог-дух святой) не может считаться строго монотеистич. религией: христианский бог - "Троица". Еврейский М. был в 6-7 вв. воспринят арабами из секты ханифитов, отсюда вырос ислам, в к-ром М. проявился гораздо отчетливее, чем в христианстве. Данные совр. науки опровергают ложную теорию прамонотеизма, утверждающую изначальное почитание единого бога. С. Токарев. Москва. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
МОНОФЕЛИТЫ (от греч. μόνος - единственный и ϑέλημα - воля) - сторонники религ.-политич. учения в Византии 7 в., возникшего после отделения монофизитских церквей в вост. провинциях (см. Монофизиты) как попытка компромисса с монофизитами. Признавая в соответствии с решением Халкидонского собора в Христе две природы, М. утверждали, что ему свойственна одна воля, одна "богочеловеческая действенность (энергия)". Против учения М., выдвинутого епископом Фасиса Киром, выступил Максим Исповедник, утверждавший, что монофелитство есть замаскированное монофизитство и что две природы Христа - божественная и человеческая - не могут иметь одну волю. В 680 на Константинопольском соборе учение М. было осуждено как еретическое. Монофелитство было, по существу, последним этапом в истории христологич. споров 4-7 вв. С его разгромом церковь утвердила мистич. учение о двух природах (и двух волях) в Христе, составлявшее богословскую основу представлений об отсутствии непроходимой грани между человеческим и божественным и питавшее смутную надежду верующих на слияние в далеком будущем с божеством. В отличие от ранних христологич. ересей (особенно арианства и несторианства), опиравшихся на элементы античного рационализма, учение М. было пронизано всевозможными суевериями (напр., М. выступали с обещанием воскресить мертвецов). Лит.: Лебедев А. П., Вселенские соборы VI, VII и VIII вв., 3 изд., СПБ, 1904; Owsepian G., Die Entstehungsgeschichte des Monothelismus..., Lpz., 1897; Beck H. G., Kirche und theologische Literatur im Byzantinischen Reich, Münch., 1959, S. 292-95, 430-33. А. Каждан. Москва. |
МОНОФИЗИТЫ (от греч. μόνος - единственный и φύσις - природа) - сторонники религ.-политич. учения, основанного в 5 в. константинопольским архимандритом Евтихием, к-рый, развивая антинесторианские (см. Несторианство) высказывания Кирилла Александрийского, отстаивал тезис, что после воплощения логоса Христу была присуща одна (божественная) природа: т.е., пострадавшим за человечество оказывался не богочеловек, а бог. Учение М. получило широкое распространение на востоке Византии (в Египте, Сирии, Армении), где оно стало символом сепаратизма; популярность его на Востоке в какой-то мере может быть объяснена наличием здесь древних традиций, восходящих к вост. культам умирающего и воскресающего божества, с к-рым в народном воображении смутно отождествлялся Христос. Крупнейшим успехом М. был Эфесский собор 431, где они встретили поддержку императорской власти, опасавшейся усиления константинопольского патриарха и опиравшейся на александрийского патриарха Диоскора; однако стремление Диоскора играть роль папы Востока оттолкнуло от него епископат, и в 451 на соборе в Халкидоне учение М. было осуждено. Борьба М. против халкидонского вероучения продолжалась и в 6 в., когда все более обнаженным становится политич. содержание монофизитства (борьба за отделение вост. провинций), в то время как богословские формулы обеих группировок все более сближаются. Учение М. было воспринято в Армении, где в 554 образовалась особая (григорианская) церковь, в Сирии, где на основе монофизитства выросла яковитская церковь, в коптском Египте и Эфиопии. Лит.: Лебедев А. П., Вселенские соборы VI, VII и VIII вв., 3 изд., СПБ, 1904; Соколов В., Леонтий Византийский, Сергиев Посад, 1916; Ηаrnасk Α., Lehrbuch der Dogmengeschichte, 2 Aufl., Bd 2, Freiburg im Breisgau, 1888, S. 378-401; Das Konzil von Chalkedon, [Bd 1-3 ], Würzburg, [1951-54 ]; Beck H. G., Kirche und theologische Literatur im Byzantinischen Reich, Münch., 1959, S. 283-91, 387-94. А. Каждан. Москва. |
МО́НРАД (Monrad), Маркус Якоб (19 янв. 1816 - 30 дек. 1897) - норв. бурж. религ. философ, правый гегельянец. С 1851 - проф. в Христиании (Осло). М. пытался примирить религию и науку, он считал, что вера предвосхищает бесконечную цель, к к-рой наука постоянно стремится, никогда ее не достигая. Абсолютное (бог) есть "личность", к-рая открывается прежде всего вере, предвосхищающей знание. Действительное, по М., - это идея, проявляющаяся в природе и духе; позитивное науч. познание имеет право на существование лишь как момент в развитии идеи, в к-рой он берет свое начало и должен затем раствориться. М. называл свою т.зр. мистическо-пантеистической. Соч.: Philosophisk propaedeutik..., 2 opl., Chra, 1856; Tolv forelaesninger over det skjönne, Chra, 1859; Udsigt over den høiere logik, [Chra ], 1881; Tankeretninger i den nyere tid, 2 opl., Chra, 1884; нем. пер. - Bonn, 1879; Aesthetik..., Bd 1-2, Chra, 1889-90; Tro og viden, Chra, 1892; Blik ud i philosophiens fremtid, Chra, 1896. Лит.: История философии, т. 3, M., 1959, с. 592. А. Мысливченко. Москва. |
МОНТЕГЮ (Montague), Уильям Пепперелл (1873-1953) - амер. бурж. философ, ведущий представитель амер. неореализма. С 1903 - проф. Колумбийского ун-та. М. один из авторов неореалистич. манифеста (1910) и сб. "Неореализм" - "The new realism" (1912). Впоследствии пытался "синтезировать" неореализм и персонализм. В 30-х гг. примыкал к "религиозному реализму" (см. сб. "Religious realism", 1931); к концу жизни стал склоняться к томизму, считая неореализм средством исправления "ошибок здравого смысла" и подготовкой к возрождению "реализма в духе Фомы Аквинского". Под предлогом борьбы за науку М. считал необходимым произвести синтез идеализма и материализма, к-рый он называл анимистич. материализмом, или "гилопсихизмом". В основе материи, согласно М., лежит логич. сущность. Выступая против бихевиоризма, М. признает реальность сознания. Противник дуализма, М. рассматривает материю и психику как две различные формы энергии: материя - механич. система кинетич. энергий; мысль - иерархич. система потенциальных энергий, сосредоточенных в мозгу (см. "The ways of things", N. Y., 1940, p. 510). Любое содержание якобы становится духовным или перестает быть таковым в зависимости от той функции, к-рую оно выполняет. М. подверг критике релятивистски-феноменалистич. тенденцию нек-рых представителей неореализма (Перри, Холт). М. - сторонник теории эмерджентной эволюции, к-рую он трактовал в механистич. духе как возникновение нового качества в результате постоянного нарастания одного фактора развития по сравнению с другим ("A materialistic theory of emergent evolution", в сб.: "Essays in honor of John Dewey", [1929 ]). Соч.: The ways of knowing..., L., [1925 ]; Belief unbound..., New-Haven-L., [1930 ]; Confessions of an animistic materialist, в кн.: Contemporary American philosophy, v. 2, L.-N. Y., [1930 ]; The illusion of nominalism, [s. 1. ], 1948; Great visions of philosophy, La Salle, 1950. Лит.: [William Pepperell Montague (1873-1953) ], "J. Philos.", 1954, v. 51, No 21. А. Богомолов, П. Зыков. Москва. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
МОРА́ВСКИЕ БРА́ТЬЯ - название, употребляющееся для обозначения 1) представителей религ. секты чешских братьев, эмигрировавших в нач. 18 в. из Моравии в результате преследований протестантов в Германию; позднее многие из них переселились в Англию и Америку; 2) моравской ветви нем. анабаптистов (16 в.), к-рые, спасаясь от преследований в Германии и Австрии, нашли убежище в Моравии. М. б. отрицали всякое насилие, войну, вообще участие в осуществлении светской власти. Радикальное крыло М. б., вдохновлявшееся Я. Гутером, отстаивало принципы потребительского коммунизма (общность имущества, общее питание, общее воспитание детей и др.). М. б. разделили судьбу протестантских общин, подвергшихся разгрому после полной ликвидации политической самостоятельности Чехии в результате Белогорской битвы 1620. Р. Каливода. ЧССР. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
МОРА́ЛЬ КОММУНИСТИЧЕСКАЯ - см. Мораль(раздел Коммунистическая мораль), Моральный кодекс, Коммунистическое воспитание, Коммунистический труд, Этика. |
МОРА́ЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЕДИНСТВО - см. Социально-политическое и идейное единство. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
МО́РГАН Огастес (De Morgan), (Августус) де (1806-1871) - шотл. математик и логик, основатель логич. анализа отношений; проф. математики (1828-31; 1836-66) Университетского колледжа в Лондоне; первый президент (1866) Лондонского математич. об-ва. Известен работами по теории математич. рядов, а также историко-математич. и историко-физич. исследованиями. К своим алгебро-логич. идеям М. пришел независимо от Буля. М. определял логику как теорию имен предметов и исчисление необходимых и вероятностных умозаключений. Осн. результаты М. сформулированы в соч. "Формальная логика ..." ("Formal logic, or the calculus of inference, necessary and probable", 1847, [2 ed. ], 1926), где он изложил элементы логики высказываний и логики классов, дал первую развитую систему алгебры отношений. М. обобщил аристотелевскую теорию форм высказываний, употребляя знак логич. отрицания не только над предикатом суждения, но и над его субъектом (последней операции в дальнейшем было присвоено назв. "квалификация"). Вслед за Ламбертом М. анализировал умозаключения, состоящие из количественно определенных предложений, не укладывающихся в рамки традиц. силлогистики. Алгебра отношений М. содержит такие важные понятия, как логич. сумма и логич. произведение отношений, деление отношений на транзитивные и нетранзитивные и т.п. М. - инициатор применения логич. исчислений к обоснованию теорем теории вероятностей. С именем М. связаны т.н. законы де Моргана (см. также Алгебра логики). Соч.: First notions of logic, preparatory to study of geometry, L., 1839; A budget of paradoxes, L., 1872, new ed., [L. ], 1954; Syllabus of a proposed system of logic, L., 1860. Лит.: Стяжкин Н. И., К характеристике ранней стадии в развитии идей математич. логики, "Филос. науки" (Науч. доклады высшей школы), 1958, No 3; De Morgan S. Ε., Memoir of A. de Morgan, L., 1882 (имеется библ.); Halsted G. В., De Morgan as a logician, "J. speculative Philos.", 1884, v. 18. H. Стяжкин. Москва. |