Приглашаем посетить сайт

Культура (niv.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
МОРГАН ЛЬЮИС ГЕНРИ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

МОРГАН ЛЬЮИС ГЕНРИ

МО́РГАН Льюис Генри (Morgan), (21 ноября 1818 - 17 дек. 1881) - амер. этнограф и историк первобытного общества. В 1841-43 изучал юриспруденцию. В 1844 поступил в адвокатуру в г. Рочестер, в к-рой состоял до конца жизни. В 1840 основал об-во "Великий орден ирокезов", имевшее целью изучение истории и культуры индейцев и оказание им помощи. С этого времени М. систематически посещал резервации ирокезов и изучал хозяйство, культуру и обществ. строй ирокезов. В 1847 М. был усыновлен племенем сенека. В 1851 издал кн.: "Лига ирокезов" ("League of the Ho-dé-no-sau-nee or Iroquois", нов. изд., т. 1-2, 1922). M. провел огромную работу по сравнению системы родства ирокезов и др. индейских племен, а позднее и др. народов мира. В 1871 в монографии "Системы родства и свойства человеческой семьи" ("Systems of consanguinity and affinity of the human family") M. показал, что номенклатуры родства отражают реальные родств. отношения далекого прошлого, древние формы брака и семьи и поэтому являются важным историч. источником. В 1875 М. был избран членом Нац. АН. В 1877 вышло основное соч. М. - "Древнее общество..." ("Ancient society or researches in the lines of human progress...", рус. пер. под назв. "Первобытное общество" - 1900, затем с правильным названием - 1934 и 1935). В 1879 М. был избран президентом амер. ассоциации для развития науки. Последние годы жизни М. занимался изучением жилищ индейцев ("Дома и домашняя жизнь амер. туземцев" - "Houses and house-life of the American aborigines", 1881; рус. пер. - 1934).

M. положил начало научной истории первобытного общества. Гл. причину прогресса человеч. общества он видел в совершенствовании материального произ-ва, хотя и понимал этот процесс только как историю отд. изобретений. "...Морган в Америке по-своему вновь открыл материалистическое понимание истории, открытое Марксом сорок лет тому назад, и, руководствуясь им, пришел, при сопоставлении варварства и цивилизации, в главных пунктах к тем же результатам, что и Маркс" (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 25).

Положит. значение для своего времени имела введенная М. периодизация (дикость, варварство, цивилизация с дальнейшей разбивкой этих крупных периодов на отд. ступени), основанная на развитии отд. элементов материальной культуры. Энгельс подчеркивал, что "Морган был первый, кто со знанием дела попытался внести в предисторию человечества определенную систему, и до тех пор, пока значительное расширение материала не заставит внести изменения, предложенная им периодизация несомненно останется в силе" (там же, с. 28).

Важной стороной социологич. концепции М. является его теория об историч., преходящем характере частной собственности, развитие которой "...тесно связано с увеличением числа изобретений и открытий..." (Μорган Л. Г., Древнее общество, Л., 1934, с. 315). М. нанес удар господствовавшим в бурж. науке взглядам о вечном и неизменном характере частной собственности и соответствующего ей общества. Вместе с тем М. не сумел глубоко вскрыть причины возникновения частной собственности, классов и гос-ва.

Ядром учения M. является обоснованная им на огромном фактич. материале теория об универсальности родовой организации и о едином пути развития человеч. общества, прошедшего через периоды матриархата и патриархата. Открытие М. универсальности материнского рода "...имеет для первобытной истории такое же значение, как теория развития Дарвина для биологии и как теория прибавочной стоимости Маркса для политической экономии" (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 22, с. 223). Теория М. сыграла большую роль в опровержении почти безраздельно господствовавшей до тех пор патриархальной теории (см. Патриархат). М. уделил также большое внимание вопросам развития брачно-семейных отношений, опроверг библейские представления об изначальности семьи, возглавляемой патриархами.

По его схеме брачные отношения прошли путь от промискуитета через групповой брак к моногамии, а последовательно сменявшими друг друга формами семьи были кровнородств. семья, пуналуа, парная и моногамная семья.

Вскоре после выхода в свет книги М. "Древнее общество" ею заинтересовался К. Маркс и в 1880-1881 составил ее конспект (К. Маркс, Конспект книги Льюиса Г. Моргана "Древнее общество", в кн.: Архив Маркса и Энгельса, т. 9, 1941). По словам Энгельса, Маркс собирался изложить результаты исследований М. в связи с выводами своего материалистич. изучения истории и "...только таким образом выяснить все их значение" (там же, т. 21, с. 25). В конспекте Маркс не только излагает взгляды М., но и критикует его по нек-рым вопросам, а в ряде пунктов существенно дополняет материалы М. Так, Маркс подчеркивает роль классовой борьбы в процессе становления государства, дополняет данные М. своими материалами о поздних формах общины у др. германцев и южных славян, вскрывает значение перехода от материнского к отцовскому счету родства как процесса распада родовой организации и показывает связь моногамной семьи с возникающими классовыми отношениями. Конспект К. Маркса был использован Ф. Энгельсом при написании книги "Происхождение семьи, частной собственности и государства".

Впоследствии работами У. Риверса, А. М. Золотарева и других, гл. обр. сов. ученых, взгляды М. подверглись дальнейшему уточнению. Так, были опровергнуты гипотезы М. о существовании кровнородств. семьи и о семье пуналуа как обязат. стадии в истории семейно-брачных отношений.

Устарели и нек-рые другие частные положения М. Прошедшая в начале 1950-х гг. дискуссия выявила значит. недостатки в периодизации М., напр. неуниверсальность нек-рых ее признаков. Но теории М. о материнском роде, о развитии брачно-семейных отношений от промискуитета через групповой брак к моногамии, а также и другие важнейшие положения успешно выдержали испытания времени.

Лит.: Маркс К., Конспект книги Л. Г. Моргана "Древнее общество", в кн.: Архив Маркса и Энгельса, т. 9, [М. ], 1941; Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, в кн.: Маркс К., Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21; Косвен М. О., Энгельс и М., в сб.: Вопросы истории доклассового общества, М.-Л., 1936; Толстов С. П., К вопросу о периодизации истории первобыт. общества, "Сов. этнография", 1946, No 1, с. 25-30; его же, К. Маркс и Л. Г. М., там же, с. 243-247; Левин М. Г., История, эволюция, диффузия, там же, 1947, No 2, с. 235-40; Горбачева Н. П., К вопросу о пересмотре периодизации М., там же, 1952, No 1, с. 154-166; Косвен М. О., О периодизации первобытной истории, там же, No 3, с. 157-58; Πершиц А. И., Развитие форм собственности в первобытном обществе как основа периодизации его истории, там же, 1955, No 4, с. 18-32; Монгайт А. Л. И Першиц А. И., Нек-рые вопросы первобытной истории в сов. лит. послевоенных лет, "Вопр. истории", 1955, No 1; Семенов Ю. И., "Происхождение семьи, частной собственности и государства" Ф. Энгельса и совр. данные этнографии, "Вопр. философии", 1959, No 7; его же, Возникновение человеч. общества, Красноярск, 1962, с. 41-58; Stern В. I., L. Н. Morgan social evolutionist, Chi. (Ill.), [1931 ]; Resek K., L. H. Morgan, American scholar, [Chi., 1960 ].

Л. Файнберг. Москва.

В начало энциклопедии