Приглашаем посетить сайт

Культура (cult-news.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
Статьи на букву "Д" (часть 3, "ДИА"-"ДИФ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Д" (часть 3, "ДИА"-"ДИФ")

ДИАЛЕКТИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

"ДИАЛЕКТИКА ПРИРОДЫ"

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА

ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА - см. Логика, Диалектический материализм.

ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ.

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДИАМАНТ

ДИАМА́НТ (Diamant), Теодор (1810-41) - румынский социалист-утопист, последователь Фурье. В брошюре "Друзьям свободы, правосудия и порядка" ("Aux amis de la Liberté, de la Justice et de l'Ordre", P., 1833) Д., выступая с критикой капитализма, обратился с призывом ко всем социальным слоям общества создать коммунистические ассоциации. В 30-х гг., сотрудничая в бухарестском "Curierul romînesc", опубликовал ряд статей, пропагандирующих идеи утопич. социализма. В 1837 в с. Скэени Д. удалось создать фаланстер, к-рый, однако, вскоре был закрыт властями.

Лит.: История философии, т. 2, М., 1957, с. 475-76.

Институт философии Румынской АН.

ДИДАХЕ

ДИДАХЕ́ (греч. διδαχή, букв. - поучение, наставление) ("Учение 12-ти апостолов") - один из наиболее древних памятников раннехристианской лит-ры. Относится к нач. 2 в. н.э. Был обнаружен лишь в 1875. Содержит основы христианского вероучения начального периода его формирования, описание обрядов, тексты молитв; в нем обрисованы также основы организации раннехристианских общин. В Д. отсутствуют какие-либо намеки на земную жизнь мифич. основателя христианства - Иисуса, отсутствует пиетет по отношению к епископам и диаконам - представителям сформировавшегося несколько позже - церк. аппарата. Изд.: "Учение 12-ти апостолов", пер. с греч. Л. Н. Толстого, в кн.: Л. Н. Толстой, Полн. собр. соч., т. 25, М., 1937.

Лит.: Виппер Р. Ю., Возникновение христианской литературы, М.-Л., 1946, с. 53-78: Ленцман Я. Α., Происхождение христианства, М., 1958, с. 43 и 163-68.

ДИДРО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДИЗЪЮНКЦИЯ

ДИЗЪЮНКЦИЯ (от лат. disjunction - разобщение, различие) - операция логики, отражающая употребление союза "или" в содержательных логич. выводах. Различают соединительный ("или а, или b, или и то и другое вместе") и исключающий ("или а, или b, но не то и другое вместе") смысл союза "или". В традиц. логике это различие влечет выделение соединительно-разделит. и исключающе-разделит. суждений (см. Разделительное суждение), в математич. логике - различение с л а б о й Д. (неразделительной Д., или просто Д.) и с и л ь н о й (разделительной, или с т р о г о й Д.). В классич. двузначной логике высказываний слабую Д. можно рассматривать как операцию образования из произвольных высказываний А и В такого сложного высказывания (обычно обозначается А / В, что читается "А или В"), которое истинно, если, и только если, истинно по крайней мере одно из составляющих высказываний, а сильную Д. - как операцию образования такого высказывания (обозначается, напр., формулой А + В, к-рая читается "либо А, либо В"), к-рое истинно, если истинно одно, и только одно, из высказываний А и В, и ложно в остальных случаях. При содержательном построении исчисления высказываний обе Д. можно трактовать как функции, определенные на области, состоящей из двух объектов - "истина" и "ложь", и принимающие значения тоже из этой области (см. Алгебра логики). В дедуктивно построенных исчислениях обычно вводится только слабая Д.; она задается в них либо теми аксиомами, в к-рых фигурирует знак Д. (в аксиоматических исчислениях), либо относящимися к Д. правилами вывода (в натуральных исчислениях).

В отличие от разделит. суждений, обычно считающихся осмысленными лишь при наличии смысловой связи между выражениями, соединяемыми союзом "или", в операциях Д. отвлекаются от этой связи. Подобно конъюнкции, импликации и др. операциям логики высказываний и предикатов, Д. лишь приближенно отражает употребление логич. союзов в реальном мышлении. Тем не менее логич. аппарат с такого рода операциями позволяет формализовать рассуждения в широких областях дедуктивных наук. О понимании Д. в неклассич. направлениях в логике см. Интуиционизм, Конструктивная логика.

Лит.: Новиков П. С., Элементы математической логики, М., 1959, гл. 1, 2; Τаванец П. В., Вопросы теории суждения, М., 1955, гл. 3, §1; Тарский Α., Введение в логику и методологию дедуктивных наук, пер. с англ., М., 1948, §7; Гильберт Д. и Аккерман В., Основы теоретической логики, пер. с нем., М., 1947, гл. 1.

Б. Бирюков. Москва.

ДИКОСТЬ

ДИКОСТЬ - в периодизации первобытной истории, введенной Л. Морганом, первый период историч. развития человечества, сменяемый варварством. К. Маркс, конспектировавший книгу Моргана "Древнее общество..." (1877), и Ф. Энгельс в работе "Происхождение семьи, частной собственности и государства" (1884) высоко оценили исследование Моргана и приняли предложенную им периодизацию истории доклассового общества, развив ее и связав с общей историей общественно-экономич. формаций.

Д., по Моргану, критерием периодизации у к-рого являются успехи "в производстве средств к жизни" (указ. произв. Ф. Энгельса, 1955, с. 20), - это период преимущественно присвоения готовых продуктов природы. Переход от низшей ступени, "детства человеческого рода" (там же), к средней связан с применением огня и палеолитич. орудий, переход от средней к высшей - с изобретением лука и применением неолитич. орудий. Энгельс предвидел, что периодизация Моргана потребует уточнения. Новые данные науки, в целом не опровергнув периодизации Моргана - Энгельса, к-рая с отд. поправками сохраняет свое значение для детальной характеристики истории первобытного общества, позволили выработать новую периодизацию (см. Первобытнообщинная формация, Матриархат).

Э. Баллер. Москва.

ДИКТАТУРА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДИКТАТУРА ПРОЛЕТАРИАТА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДИЛЕММА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДИЛИ

ДИЛИ (Dealey), Джеймс Куэйл (13 авг. 1861 - 22 янв. 1937) - амер. бурж. социолог-позитивист. Проф. социальных и политич. наук в ун-те Брауна (1905-28). В 1929-37 - ред. газ. "News" в Далласе (штат Техас). В 1920 - президент Амер. социологич. об-ва. Д. выступал за усиление прикладного характера социологии, к-рая, по его мнению, должна исследовать социальные условия и процессы развития социальных групп и институтов, разрабатывать эмпирич. меры по улучшению жизненных ситуаций (см. "Sociology: its development and application", 1921, p. 49). Д. - автор работ по вопросам гос-ва, пр-ва, конституций, семьи и брака ("Семья в ее социологических аспектах" - "The family in its sociological aspects", 1912). В период мирового экономич. кризиса (1929-33) Д. предлагал реформистские меры по рассасыванию безработицы, ослаблению классовой борьбы и т.п.

Соч.: The development of the State..., Ν. Υ., 1909; Ethical and religious significance of the State, Phil., 1909; Growth of American State constitutions from 1776 to the end of the year 1914, Boston, 1915; A text-book of sociology, L., 1920 (with L. F. Ward); The state and government, N. Y.-L., 1921; Foreign policies of the United States, their bases and development, Boston - N. Y., 1926.

В. Семенов. Москва.

ДИЛЬС

ДИЛЬС (Diels), Герман Александр (18 мая 1848 - 4 июня 1922) - нем. филолог и историк философии. Учился у историка антич. философии Г. Узенера в Боннском ун-те, где защитил докторскую диссертацию "De Galeni historia philosophia"; проф. Берлинского ун-та с 1882. Мировую известность Д. приобрел своим собранием фрагментов философов-досократиков ("Die Fragmente der Vorsokratiker", 1903, 9 Aufl., Bd 1-3, 1959-60, частичный перевод на рус. яз. Α. Маковельского с рядом вводных статей, написанных переводчиком, вышел под назв. "Досократики", ч. 1-3, 1914-19). Издал комментарии Симпликия к "Физике" Аристотеля ("Simplicii in Aristotelis Physicorum libros quattuor priores [-posteriores]", Bd 1-2, 1892-95) и соч. "О природе вещей" Лукреция ("Lucretius Carus. De rerum natura", Bd 1-2, 1923-24, текст и перевод).

Соч.: Lukrezstudien, "Sitzungsber. d. Preuß. Akad. d. Wiss. in Berlin. Philos. histor. Klasse", 1918-1922; Doxographi Graeci, [3 Aufl.], В., 1958; в рус. пер. - Античная техника, М.-Л., 1934. Лит.: Жебелев С. Α., Герман Дильс. Некролог, "Изв. АН СССР", 1928; Wilamоwitz-Mоellendоrff L. U., Diels, "Sitzungsber. d. Preuß. Akad. d. Wiss. in Berlin", 1922; Arnim H., Diels, "Almanach d. Wiener Akad. d. Wiss.", 1923, [No] 73; Kern O., H. Diels und Carl Robert. Ein biograph. Versuch, Lpz., 1927 (имеется библиогр. трудов Д.).

ДИЛЬТЕЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДИМИТРЕСКУ-ЯШИ

ДИМИТРЕ́СКУ-ЯШИ (Dimitrescu-Iaşi), Константин (25 февр. 1849 - 16 апр. 1923) - рум. социолог и педагог. Окончил ун-т в Яссах (1869). Д-р философии (1877, Лейпциг). Проф. Ясского (с 1879) и Бухарестского (1885-1919) ун-тов. Основатель курса социологии (с 1896) в Бухарестском ун-те. Атеист и материалист-механицист в трактовке природы, Д.-Я. склонялся к натуралистич. пониманию общества. В работе "Маранья, или Необходимость в питании" ("Maragna sau nevoia de hrana`´", 1891) он рассматривал общество как "большую мастерскую для создания средств к существованию" ("Studii de psihologie sociala`´", Biblioteca Revistei Ideii, Buc., f. a., p. 12), считая гл. стимулом действий человека необходимость в питании. Вместе с тем Д.-Я. указывал, что общество всегда было организовано так, "чтобы гарантировать эксплуатацию трудящегося большинства правящим меньшинством" (там же). С демократич. позиций Д.-Я. критиковал капиталистич. эксплуатацию, религию и бурж. мораль ("Две морали" - "Doua morale", 1906). В конце жизни поддерживал идею "социальной гармонии", выступал против Сов. России.

Соч.: Omul şi opera. Volum omagial, Buc, [1934].

Лит.: История философии, т. 5, M., 1961, с. 441; Firu I. S., Constantin Dimitrescu-Iaşi, "Cercetari filozofice", 1957, No 6, p. 115-31, резюме на рус яз., 131-32; Rоşianu M., Activitatea pedagogica lui С. Dimitrescu-Iaşi, "Rev. de pedagogie", 1958, No 4.

Ин-т философии Академии PHP.

ДИМИТРОВ ГЕОРГИЙ МИХАЙЛОВИЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДИМИТРОВ МИХАИЛ

ДИМИТРО́В Михаил (Михаил Димитров Д а ф и н к и ч е в) [р. 30 сент. (12 окт.) 1881] - болг. историк, психолог и философ-марксист. Действит. член Болг. АН (с 1946), заслуженный деятель науки (с 1956). Член БКП (с 1944). Проф. Софийского ун-та (1944-50), пред. Союза науч. работников Болгарии (с 1945), вице-президент Болг. АН (1947-57). Работает в области экспериментальной психологии, критики фрейдизма и реакц. бурж. идеологии, истории болг. Возрождения. Исследователь творчества Ботева и Каравелова.

Соч.: Психофизиология на смеха, "Год, на Соф. унив-т. Истор.-филологич. фак-т", 1925, кн. 25, с. 1-264; Психологията на спонтанния ейдетизъм, там же, 1931, кн. 27; Нитче като идеолог, С., 1938; Личността на Ботева, 2 изд., С., 1945; Христо Ботев. Идеи, личность и творчество, 2 изд., С., 1946; Поява, развитие и идеоология на фашизма в Болгария, [C.], 1947; Христо Ботев. Биография, С., 1948; Поглавни моменти из живота на Ботев, в кн.: Ботев X., Съчинения, т. 1, С., 1950; Любен Каравелов. Биография, С., 1959. Лит.: Белева Зл. и Унджиев И., Михаил Димитров. Биобиблиография, С., 1958.

Ин-т философии АН НРБ.

ДИНАМИЗМ

ДИНАМИЗМ (от греч. δύναμις - сила) - идеалистич. филос. учения, в к-рых последней сущностью вещей объявляются нематериальные "силы", а материя рассматривается как нечто производное от "сил", как проявление их действия.

Тенденции Д. имеются во мн. системах натурфилософии (у Парацельса, Бёме и др.). Как своеобразную форму Д. можно трактовать мировоззрение Лейбница. Важную роль играют идеи Д. в натурфилос. системе Шеллинга. Своеобразным преломлением концепции Д. можно считать взгляды Шопенгауэра и даже Ницше. Позднее отдельные черты этой тенденции в Д. прослеживаются у Бергсона и Фрейда.

Одну из форм Д. в конце 19 - нач. 20 в. представляет энергетизм.

Лит.: Dungern E. F. von, Dynamische Weltanschauung, Jena, 1920; Feigl F., Die dynamische Struktur der Welt, Lpz., 1933; Gueгоult M., Dynamique et métaphysique leibniziennes..., P., 1934; Ushenko A. P., Power and events; an essay on dynamics in philosophy, Oxf., 1946.

И. Акчурин. Москва.

ДИНАМИЧЕСКАЯ ЗАКОНОМЕРНОСТЬ

ДИНАМИЧЕСКАЯ ЗАКОНОМЕРНОСТЬ - закономерность, устанавливающая однозначную связь во времени между состояниями объекта, в отличие от статистич. закономерности. См. Статистическая и динамическая закономерность, Причинность.

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДИНАМИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП

ДИНАМИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП - физиологич. термин, обозначающий устойчиво закрепившуюся систему условных нервных связей, обеспечивающих определенную интенсивность и последовательность реакций организма на воздействия внешней среды. Д. с. образуется при достаточно длительном воздействии системы одних и тех же раздражителей (внешнем стереотипе).

Процесс образования стереотипа состоит не только в упрочении входящих в него условных рефлексов, но и в объединении их в целостную систему. Процесс образования Д. с. представляет собой напряженный нервный труд. Зато для сложившегося стереотипа характерны легкость, четкость и постоянство реакций, что в большой степени экономит затрату нервной энергии на выполнение соответствующей деятельности. В этом суть биологич. значения Д. с. как формы весьма совершенного приспособления организма к условиям внешней среды. Инертность стереотипа в известных пределах не является отрицат. качеством. Она избавляет организм от необходимости приспосабливаться к случайным и кратковременным изменениям внешних условий. Нецелесообразность Д. с. в меняющихся условиях исправляется его "динамичностью", т.е. способностью к перестройке. При изменении внешнего стереотипа система временных связей корригируется, преобразуется новыми воздействиями.

Д. с. есть проявление системности работы коры больших полушарий. В итоге вся кора становится "сложнейшей динамической системой".

У человека Д. с. представляет собой физиологич. механизм множества явлений психич. деятельности, напр. таких, как навыки, привычки, - вообще, формы психич. деятельности, характеризующиеся ритми-зированным, автоматич. протеканием; он обеспечивает автоматизированность многих операций деятельности. Разгружая сознание от постоянного контроля за каждой операцией, сформировавшиеся навыки делают возможным сосредоточение внимания на более общем и целостном руководстве деятельностью, создают предпосылки для творчества. Поэтому закономерности формирования Д. с. должны использоваться для правильной организации производств. обучения. Знание особенностей функционирования Д. с. важно и в воспитат. работе. Создание четкого ритма чередования труда и отдыха, организация рационального режима, что физиологически соответствует выработке ряда Д. с. обеспечивает бодрое состояние организма и высокую продуктивность деятельности. Особенности нарушения стереотипа необходимо знать воспитателю для понимания и предупреждения психич. "кризисов" личности, к-рые могут появиться при изменении образа жизни или характера деятельности. Резкие нарушения стереотипа могут в нек-рых случаях иметь тяжелые последствия, привести к неврозу.

Лит.: Павлов И. П., Лекции о работе больших полушарий головного мозга, Полн. собр. соч., 2 изд., т. 4, М.-Л., 1951, гл. 13; его же, Динамическая стереотипия высшего отдела головного мозга, там же, т. 3, кн. 2, М.-Л., 1951; его же, Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности животных, там же, т. 3, кн. 1, Μ., 1951; Вопросы формирования личности ребенка и подростка. [Сб. ст.]. Отв. ред. Ю. А. Самарин, М., 1954 (Изв. АПН РСФСР, вып. 52, Тр. Ленингр. ин-та педагогики).

ДИНГЛ

ДИНГЛ (Dingle), Герберт (р. 2 авг. 1890) - англ. астрофизик, философ и историк науки. Окончил Имперский колледж науки и технологии, в к-ром до 1946 был проф. астрофизики и физики; в 1929-53 - почетный секретарь, вице-президент и президент Королевского Астрономич. об-ва; с 1946 - проф. истории и философии науки Университетского колледжа в Лондоне; в 1953-56 - вице-президент Международного союза истории науки; в 1955-57 - президент Брит. об-ва истории науки. Науч. работы Д. относятся к области спектрального анализа и спектроскопии звезд, астрофизики, истории астрономии. В работах по филос. вопросам естествознания Д. пропагандирует неопозитивизм. Объявляя чувств. опыт (ощущения) единств, "фундаментальной реальностью", Д. отводит разуму (науке) и религии равноценные места в упорядочивающей, "каталогизирующей" деятельности субъекта. Понятие материи, объективного существования тел внешнего мира является, по Д., пережитком донаучного способа мышления. Теория относительности и квантовая механика, по его мнению, доказали, что логич. смысл имеют только измерительные процедуры и рационализирующая организация "опыта" человека. В ряде работ Д. популяризирует идеалистич. взгляды Леметра, Эддингтона и др.

Соч.: Science and human experience, L., 1931; Through science to philosophy, Oxf., 1937; Science and religion, L., 1945; Science and literary criticism, L., [1949]; The special theory of relativity, 3 ed., L.-N. Y., [1952]; The scientific adventure, L., [1952]; The sources of Eddington's philosophy, Camb., 1954.

И. Акчурин. Москва.

ДИНГЛЕР

ДИНГЛЕР (Dingler), Хуго (7 июля 1881 - 29 июня 1954) - нем. философ-идеалист. Проф. Мюнхенского ун-та (с 1920), Высшего технич. училища в Дармштадте (с 1932). Занимался в основном т.н. философией науки (в особенности философией математики и физики), такими ее проблемами, как: значение науки, ее границы и цели, методы физики, логич. основы эксперимента в математич. и физич. науках, значение эвклидовой геометрии как особой формы интерпретации пространства, филос. смысл теории относительности, связь истории естеств. наук с историей философии и т.п. Д. отверг сенсуалистич. теории познания. Пользуясь старым идеалистич. софизмом, он утверждал, что познаваемые благодаря органам чувств вещи и явления "уже есть логические конструкции" и поэтому не могут быть исходным пунктом для теории науч. знания (см. "Physik und Hypothese. Versuch einer induktiven Wissenschaftslehre nebst einer kritischen Analyse der Fundamente der Relativitätstheorie", В.-Lpz., 1921, S. 122). Анализируя логич. структуру эксперимента, Д. приходит к идеалистич. выводу, что в нем действуют, определяя заранее его ход и характер, априорные идеи, к-рые являются будто бы чистыми созданиями мышления. Эта кантианская по сути дела интерпретация математич. и физич. понятий у Д. переходит в субъективный идеализм волюнтаристского толка, поскольку он заявляет, что первичным по отношению к мышлению и науке является активная воля исследователя, лежащая в основе как "материальных", так и "идеальных" моментов эксперимента: "естественные законы", по Д., это "данное", обусловленное нашей собственной "объясняющей волей" ("Die Grundfrage der Physik. Synthetische Prinzipien der mathematischen Naturphilosophie", В.-Lpz., 1923, S. 293). Пытаясь, однако, избежать обвинения в субъективном идеализме и волюнтаризме, Д. утверждал, что его волюнтаризм является не "метафизическим", не "онтологическим", а лишь "методическим" (т.е. ограничивается лишь проблемами метода, к-рый не касается якобы вопроса о природе вещей самих по себе"). С этих позиций Д. критиковал махизм, а также теорию относительности (за их "эмпиризм"). Свою философию в целом Д. называл "методической"; ее высшей задачей считал познание сущности бога, а гл. целью человека - истинное согласие с богом и ближними.

Соч.: Grenzen und Ziele der Wissenschaft, Lpz., 1910; Das Experiment. Sein Wesen und seine Geschichte, Münch., 1928; Die Grundlagen der angewandten Geometrie. Eine Untersuchung über den Zusammenhang zwischen Theorie und Erfahrung in den exakten Wissenschaften, Lpz., 1911; Das Prinzip der logischen Unabhängigkeit in der Mathematik, zugleich als Einführung in die Axiomatik, Münch., 1915; Relativitätstheorie und Ökonomieprinzip, Lpz., 1922; Geschichte der Naturphilosophie, В., 1932; Die Methode der Physik, Münch., 1938.

Лит.: Benini G. [u. a.]. Hugo Dingler. Gedenkbuch zum 75. Geburtstag, Münch., [1956]; Krampf W., Die Philosophie Hugo Dinglers, Münch., [1955].

Н. Мотрошилова. Москва.

ДИОГЕН АПОЛЛОНИЙСКИЙ

ДИОГЕН АПОЛЛОНИЙСКИЙ (Διογένης Ἀπολλωνιάτης) (2-я пол. 5 в. до н. э.) - др.-греч. философ, один из последних др.-греч. натурфилософов-материалистов, примыкавший к учению Анаксимена, от к-рого заимствовал свое учение о воздухе как о первовеществе, а также о сгущении и разрежении как о принципах изменения вещей. Д. А. учил также о воздухе как о всеобщем тождестве и различии, поскольку из воздуха все образуется, и все в нем растворяется. В своем соч. "О природе" Д. А. писал, что "...все существующие вещи суть изменения одного и того же (стихийного начала) и суть одно и то же" (В2, Diels). Т.о., Д. А. свойственна идея развития и он является представителем досократовской диалектики. Мышление Д. А. рассматривал как звено в цепи, образуемой сгущением и разрежением воздуха: "люди и прочие животные, - писал он, - благодаря этому началу, т.е. воздуху, живут и обладают душой и мышлением" (там же, ВЗ). Трактуя бытие как воздух, Д. А. выступает как самый настоящий натурфилософ-материалист периода греч. классики. Однако он пошел вперед от классич. натурфилософии, поскольку, предваряя работу последующих греч. философов, уже подвергал анализу филос. категории (единства, тождества и различия).

Фрагменты, в кн.: Diels H., Die Fragmente der Vorsokratiker, 9 Aufl., Bd 2, 1959, гл. 64; Маковельский Α., Досократики, ч. 3, Казань, 1919, с. 170-87.

Лит.: Новицкий О. [М.], Постепенное развитие древних философских учений..., ч. 2, К., 1860, с. 279-83; Лосев Α., Очерки античного символизма и мифологии, т. 1, М., 1930, с, 119-33; Natоrp Р., Diogenes von Apollonia "Rheinisches Museum für Philologie", 1886, Bd 41, S. 350-63; его же, Nochmals Diogenes und Leukippos, там же, 1887, Bd 42, S. 374-85; Diels H., Leukippos und Diogenes von Apollonia, там же, S. 1-14; Krause Ε., Diogenes von Apollonia, "Janus", 1909, S. 228-41, 570-84; 1915, S.314-28.

А. Лосев. Москва.

ДИОГЕН ЛАЭРТСКИЙ

ДИОГЕН ЛАЭРТСКИЙ (Διογένης Λαέρτιος) (1-я пол. 3 в. н. э.) - антич. историк греч. философии, автор соч. "О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов" в 10 кн. (название в источниках передается по-разному). В 1-й кн. излагаются учения семи мудрецов, во 2-й - ионийской школы, Анаксагора, Сократа и его школы, 3-я кн. посвящена Платону, 4-я - истории Академии платоновской, 5-я - Аристотелю и его ученикам, 6-я - киникам, 7-я - стоикам (см. Стоицизм), 8-я - пифагорейцам (см. Пифагореизм) и Эмпедоклу, 9-я кн. - Гераклиту, элеатам, атомистам, Протагору, скептикам (см. Скептицизм), 10-я кн. - Эпикуру. Труд Д. Л. является довольно беспорядочной компиляцией, выяснение источников к-рой доставило много труда филологам и в наст. время еще далеко не может считаться законченным. Пестрота текста усугубляется многочисл. вставками визант. интерполяторов и итал. гуманистов, изложением анекдотов из жизни философов. Филос. позиция самого Д. Л. довольно неопределенная, однако, судя по обилию доксографич. материала об эпикурейцах, можно говорить о его сочувствии философии Эпикура. Несмотря на эти недостатки, труд Д. Л. является единств. "историей философии", написанной в самой же античности, и содержит много полезных сведений, к-рые критически используются в совр. науч. собраниях фрагментов (как, напр., Г. Дильсом для досократиков, Г. Арнимом для стоиков, Г. Узенером для эпикурейцев и пр.).

Соч.: De clarorum philosophorum vitis, dogmatibus et apophthegmatibus libri X, P., 1878; в рус. пер.: Жизнь, учение и изречения мужей, прославившихся в философии, пер. с греч., кн. 1-2, "Гимназия", 1898, вып. 1-6. с. 1-74; 1899, вып. 1-2, с. 75-98; X книга [жизни философов], в кн.: Столпнер Б. Г. и Юшкевич П. С., История материализма, т. 1, ч. 1, М., 1927, с. 69-115; Lives of eminent philosophers, transl. by R. D. Hicks, v. 1-2, L.-Camb. (Mass), 1925-28; Leben und Meinungen berühmter Philosophen. Übers. von O. Appelt, Bd 1-2, Β., 1955.

Лит.: Маковельский Α., Досократовская философия, ч. 1 - Обзор источников, Казань, 1918, с. 125-42; История философии, т. 1, М., 1940 (см. Указатель имен); Соболевский С. М., Транскрипция наименования Διογένης Λαέρτιος - Diogenes Laertius, "Вестн. древней истории", 1948, No 2; Gassеndi P., Animadversiones in decimum librum Diogenis Laertii, qui est de vita, moribus, placitisque Epicuri, Lyon, 1649; Nietzsche Fr., De Laertii Diogenis fontibus, "Rheinisches Museum für Philologie", 1868, Bd 23, S. 632-53; 1869, Bd 24, S. 181-228 (Diss.); его же, Analecta Laertiana, там же, 1870, Bd 25, S. 217-31; его же, Beiträge zur Quellenkunde und Kritik des Laertius Diogenes, Basel, 1870; Ηope R., The book of Diogenes Laertius, N. Y., 1930 (Обзор изучения источников Диогена Лаэртского); Berkа К., Poznámky k textu sedmé knihy Diogena Laertského "Vitae clarorum philosophorum", "Listy filologické", Praha, 1958, roč. 6, č. 1; Ко1á ř Α., Prameny "Životu" Diogena Láertského, там же, 1959, roč. 7, č. 1-2.

A. Лосев. Москва.

ДИОГЕН СИНОПСКИЙ

ДИОГЕН СИНОПСКИЙ (Διογένης Σινωπεύς) (ок. 404-323 до н. э.) - др.-греч. философ, ученик основателя школы киников Антисфена, развивший его учение в направлении наивного материализма. Образ Д. С. дошел до нас в извращенном виде, гл. обр. под влиянием Диогена Лаэртского [из соч. к-рого (Diog. L., VI 2) по преимуществу черпаются сведения о биографии и учении Д. С.]. Диоген Лаэртский утверждал, что Д. С. не выдвинул сколько-нибудь развитого учения; однако он противоречил сам себе, поскольку сам же сообщал длинный список соч. Д. С., куда входили и его трагедии (там же, VI 2, 80, 81, сл. Диоген Лаэртский приводит также список произведений Д. С., составленный Сотионом). К этой версии примыкал и Гегель, утверждавший, что "о Диогене можно рассказать лишь анекдоты" (Соч., т. 10, М., 1932, с. 121). Вопреки этому можно утверждать, что Д. С. принадлежит довольно разветвленное филос. учение. Он решительно отвергал все блага цивилизации и требовал, чтобы человек вернулся в первобытное состояние или даже вел жизнь животного. Всю культуру он объявлял насилием над человеч. существом, отвергал гос-во, объявляя себя гражданином мира, проповедовал общность жен и детей. Свое безразличие к моральной и обществ. жизни Д. С. доводил до цинич. бесстыдства и полного равнодушия к любым неудобствам жизни. Согласно историч. анекдоту, Д.С. жил в бочке (Diog. L., VI 23. 43. 105; Senec epistul. 90, 14), подчеркивая этим ненужность удобного жилища, а на вопрос Александра Македонского, чего бы хотел Д. С. от него, ответил: отойди, не загораживай мне солнца (Diog. L., VI 38; ср. вообще о встречах Д. С. с Александром Македонским - Cic. Tusc. V 32, 92; Senec. De benef., v. 4, 3-4; Plut. Alex. 14), подчеркивая этим свое пренебрежение к материальным благам. Д. С. не только критиковал учение об общих идеях Платона с т. зр. крайнего сенсуализма, признавая только единичное (Diog. L., VI 53), но и проповедовал вместе с софистами противоположность природной данности и человеч. установлений. Он признавал необходимость философии, уподобляя ее деятельности рулевого или врача (там же, VI 24, 30), отвергал многобожие и религ. культы, как произвольные человеч. установления и признавал только основанную на подражании природе аскетич. добродетель, находя в ней единств. самоцель человека.

Лит.: История философии, т. 1, М., 1940, с. 149-50 и др. по указат.; то же, т. 1, М., 1957, с. 111; И. К. [Корсунский], Изречения древнейших греческих мыслителей, X., 1887, с. 199-225; Бирюков П. И., Греческий мудрец Диоген, 3 изд., М., 1910; Гомперц Г., Жизнепонимание греческих философов..., СПБ, 1912, с. 108-23; его же, Греческие мыслители, т. 2, СПБ, 1913, с. 103-28; Fritz К., Quellen-Untersuchungen zu Leben und Philosophie des Diogenes von Sinope, Lpz., 1926; Sayre F., Diogenes of Sinope, Balt., 1938.

А. Лосев. Москва.

ДИОДОР КРОН

ДИОДО́Р КРОН (Διόδωρος Κρόνος) (ум. ок. 307 до н. э.) из Яса в Карии - др.-греч. философ мегарской школы. Жил при дворе Птолемея Сотера. О его жизни фактически ничего не известно. Д. К. выступал против Аристотеля, отрицая различие между возможным и действительным. Для него понятие возможности не имело самостоят. значения. Против этого направлен его софизм под названием κυρυεόων (повелевающий), смысл к-рого заключается в том, что возможное есть то, что есть или будет, а то, что будет, всегда необходимо. Д. К. отрицал также движение. Для него, как и для элеатов, переход вещи из бытия в небытие был немыслим. Его четыре доказательства несуществования движения напоминают доводы Зенона Элейского по тому же поводу (см. также Апория). За свое чисто софистич. мастерство он получил др. прозвище - διαλεκτικός (искуснейший диалектик) или, как называл его Цицерон, dialecticus valens (большой диалектик). Лит.: История философии, т. 1, М., 1940, с. 144, 146; Henne D., Ľ Е́cole de Mégare, P., 1843; Mallet M. С ., Histoire de ľ Е́cole de Mégare..., P., 1845; Zeller E., Über den Κυριεύων des Megarikers Diodoros, в его кн.: Kleine Schriften, Bd 1, В., 1910; Hartmann N., Der megarische und der Aristotelische Möglichkeitsbegriff. Beitrag zur Geschichte des ontologischen Modalitätsproblems, В., 1937.

Э. Михайлова. Москва.

ДИОНИСИЙ АРЕОПАГИТ

ДИОНИСИЙ АРЕОПАГИТ (Διονύσιος Ἀρεοπαγίτης) (1 в. н.э.) - первый афинский епископ. Ему приписывалось (отвергнутое еще в период Возрождения) авторство ряда трактатов - т.н. Ареопагитик.

Лит. см. при ст. Ареопагитики.

ДИППЕЛЬ

ДИППЕЛЬ (Dippel), Иоганн Конрад (псевдоним - К р и с т и а н у с Д е м о к р и т у с; Christianus Demokritus) (10 авг. 1673 - 25 апр. 1734) - передовой нем. мыслитель, врач, алхимик, демократич. деятель нем. религ. движения. Жил в Германии, Голландии, Дании, Швеции, всюду подвергаясь преследованиям; 8 лет провел в тюрьме. Соч. Д. сжигались и запрещались. Д. нападал на церковь ("Безошибочный метод объединения всех сект и церквей в одну единую церковь..." - "Ohnfehlbare Methode, alle Secten und Religionen zu einer einigen Kirche zu bringen...", 1705) и Лютера, считая его прислужником князей. Осн. ошибочным положением христ. религии, по Д., является догма о том, что страдания и смерть Христа гарантируют верующим прощение грехов ("Высеченное папство протестующих" - "Das gestäupte Pabstthum an den blinden Verführern... in der protestierenden Kirchen", Jena, 1698, "Суммарное и искреннее вероизъявление" - "Summarische und aufrichtige Glaubens-Bekäntnüss", 1700). Критикуя христ. церковь, Д. утверждал, что истинными христианами являются лишь преследуемые церковью т.н. еретики и что князья используют ортодокс. религ. формулы лишь для того, чтобы сделать народ более покорным. Д. требовал полного отделения церкви от гос-ва и терпимости в отношении ко всем религиям ("Начало, средина и конец орто- и гетеродоксии" - "Anfang, Mittel und Ende der Orthodoxie und Heterodoxie", 1699). Д. выдвинул идею объединения христиан, евреев и мусульман на основе единой общечеловеч. морали. Каждый имеет право представлять бога по-своему, в будущем должна исчезнуть всякая религия. Ни один истинный христианин не может господствовать над др. людьми, собственность противоречит христианству. В книге "Град Христа на Земле..." ("Christenstadt auf Erden...", 1700) Д. требовал устранения имуществ. и сословного неравенства. В мировоззрении Д. передовые филос. идеи противоречиво сочетались с реакционными; Д., в частности, выступал против принципа детерминизма.

После смерти Д., в 1736, вышли анонимный труд "Christiani Democriti redivivi mystisches Paradiess" и др. книги, в к-рых пропагандировались его идеи. Д. оказал сильное влияние на формирование воззрений Эдельмана. Соч.: Eröffneter Weg zum Frieden mit Gott und allen Kreaturen, Tl 1-3, Fr., 1747; Hirt und eine Heerde, в кн.: Bibliothek der Deutschen Aufklärer des achtzehnten Jahrhunderts, Lpz., 1847, H. 5.

Лит.: Гропп Ρ. О., Прогрессивное философское наследие Германии последней трети XVII - конца XVIII вв., "Философские науки", (Научн. докл. высш. школы), 1961, No 1, с. 90-91: Аckermann J. С., Das Leben J. С. Dippels, Lpz., 1781; Hoffmann Η. W., Leben und Meinungen J. С. Dippels, Darmstadt, 1782; Erb G., La vie et la doctrine de J. С. Dippel, Stras., 1857; Buchner С., J. К. Dippel, Lpz., 1858; Schmidt J., Geschichte des geistigen Lebens in Deutschland, Bd 1, Lpz., 1862; Henning C., J. C. Dippels vistalse i Sverige samt Dippelianismen i Stockholm 1727-1741, Upsala, 1881; Bender W., Johann Conrad Dippel, der Freigeist aus dem Pietismus, Bonn, 1882; Mauthner F., Der Atheismus und seine Geschichte im Abendlande, Bd 3, Stuttg.-В., 1922: Sееberg E., Gottfried Arnold. Die Wissenschaft und die Mystik seiner Zeit, Meerane in Sachsen, 1923.

Г. Штиллер. ГДР.

А. Гулыга. Москва.

ДИРАК

ДИРА́К (Dirac), Поль Адриен Морис (р. 8 авг. 1902) - англ. физик-теоретик, инженер по образованию. В 1930 Д. избран членом Лондонского королевского об-ва, осенью 1932 получил Лукасовскую кафедру Кембриджского ун-та, к-рую некогда занимал Ньютон; лауреат Нобелевской премии (1933) за создание теории электронов и позитронов (вместе с Шрёдингером). В 1925-27 опубликована серия работ Д. по основам квантовой механики и ее релятивистскому обобщению. Одновременно с Э. Ферми Д. сформулировал т.н. статистику Ферми-Дирака, основанную на принципе "запрета" Паули. В 1928 Д. предложил свое релятивистски инвариантное волновое ур-ние, описывающее движение частиц с полуцелым спином, послужившее затем основой также и теории позитронов, экспериментально обнаруженных в 1952.

Филос. воззрения Д. близки по духу позитивизму т.н. копенгагенского направления в физике с известной дозой чисто "кембриджского" пифагореизма. Однако глубокие научно-теоретич. построения Д. стихийно отражают диалектику материального мира, к-рая получила блестящее подтверждение при теоретич. предсказании им существования античастиц (позитрона, антипротона и антинейтрона), построении теории вакуума и общей схемы квантовой механики и квантовой электродинамики. Большой друг сов. науки, иностр. чл.-корр. АН СССР, Д. неоднократно посещал СССР, выступая с лекциями и докладами на науч. конференциях, перед студентами и массовой аудиторией.

Соч.: The cosmological constants, "Nature", 1937, t. 139, No 3512, p. 323; A new basis for cosmology, "Proc. Royal Soc. of London". Ser. A, 1938, v. 165, p. 199; в рус. пер.: Принципы квантовой механики, М., 1960; Электроны и вакуум, М., 1957; Теория электронов и позитронов, в сб.: Гейзенберг В., Шредингер Э., Дирак П. А. М., Современная квантовая механика. Три нобелевских доклада, Л.-М., 1934; Теория электронов и протонов, "Усп. физических наук", 1930, т. 10, вып. 5-6.

И. Акчурин. Москва.

ДИСКРЕТНОСТЬ

ДИСКРЕТНОСТЬ (от лат. discretus - разделенный, прерывистый) - прерывность. См. Атомное учение, Прерывность и непрерывность.

ДИСКУРСИВНЫЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДИСПАРАТНЫЙ

ДИСПАРАТНЫЙ (от лат. disparo - разделяю, обособляю) - несравнимый. Д . п о н я т и я (лат. notionеs disparatae) - в традиционной логике понятия, к-рые не охватываются ближайшим родом, напр. "эллипс" и "квадрат", "книга" и "корабль"; иначе наз. несравнимыми. Д. понятия противопоставляются сравнимым понятиям. Несравнимость понятий не является абсолютной в том смысле, что Д. понятия обычно охватываются общим родовым понятием, хотя оно зачастую и может быть чрезвычайно широким (таким, напр., как "организм", "вещь", "материальный предмет" и т.п.).

Д. суждения - различительные суждения, т.е. такие, в к-рых раскрывается различие между предметами. Напр.: "водород отличается от кислорода тем, что сам горит, но горения не поддерживает". Д . о щ у щ е н и я - ощущения различных органов чувств, напр. зеленое и громкое, сладкое и теплое.

Термин "Д." встречается уже у Цицерона, к-рый называет этим термином "...то, что отделяется от чего-либо путем противопоставления с помощью отрицания, напр., поняли - не поняли" ("De inventione", I, 28, 42). Боэций говорит о Д. понятиях, к-рые он определяет как "такие понятия, которые отличны друг от друга, при полном отсутствии отношения контрарности между ними, напр., земля, одежда, огонь" ("De syllogismо hipothetico", p. 608). По Лейбницу, различительные предложения "...это - предложения, утверждающие, что предмет какой-нибудь идеи не есть предмет иной идеи, например, что теплота не то же самое, что цвет; или же, что человек и животное не одно и то же, хотя всякий человек животное" ("Новые опыты о человеческом разуме", М.-Л., 1936, с. 319). В работах по традиц. формальной логике в 19-20 вв. термин "Д." прилагается обычно лишь к понятиям. Гербарт ("Lehrbuch zur Psychologie", 3 Aufl., S. 21 f.) говорил о Д. понятиях и ощущениях. В математич. логике Д. понятия не рассматриваются.

Лит.: Челпанов Г. И., Учебник логики, [М.], 1946, с. 23, 24; Асмус В. Ф., Логика, М., 1947, с. 38; Виноградов С. H. и Кузьмин А. Ф., Логика, 8 изд., М., 1954, с. 23, 24; Thomas Aquinas, Summa theologica, pars 1, Roma, 1894, p. 96, 3 ob. 1, 2; Hamilton W., Lectures on metaphysics and logic, v. 1, 2 ed., Edin.-L., 1866, p. 207-24; Üeberweg F., System der Logik, 3 Aufl., Bonn, 1868, § 53; Ρrantl С., Geschichte der Logik im Abendlande, Bd 1, 4, В., 1957.

К. Морозов. Москва.

ДИСПОЗИЦИОНАЛЬНЫЙ ПРЕДИКАТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДИССИМИЛЯЦИЯ И АССИМИЛЯЦИЯ

ДИССИМИЛЯЦИЯ И АССИМИЛЯЦИЯ (от лат. dissimilis - несходный и assimilis - сходный) - взаимно противоположные процессы, обеспечивающие в единстве непрерывный процесс жизнедеятельности живых организмов; протекают в организме непрерывно, одновременно, в тесной взаимосвязи и составляют две стороны единого процесса обмена веществ. Д. и а. образуют сложную систему, состоящую из цепи взаимосвязанных биохимич. реакций, каждая из к-рых в отдельности является только химической, но к-рые в единстве составляют целое, обладающее биологич. природой. Противоречие Д. и а. определяет динамич. равновесие живого тела. Как открытая система (см. Жизнь), оно должно, постоянно приобретая, столь же непрерывно тратить приобретенную энергию, так, чтобы не увеличивалась энтропия.

Д и с с и м и л я ц и я - процесс расщепления в живом организме органич. веществ на более простые соединения - ведет к освобождению энергии, необходимой для всех процессов жизнедеятельности организма. А с с и м и л я ц и я - процесс усвоения органич. веществ, поступающих в организм, и уподобления их органич. веществам, свойственным данному организму, идет с использованием энергии, высвобождающейся при процессах диссимиляции. При этом образуются (синтезируются) соединения, обладающие высокой энергией (макроэргические), к-рые становятся источником энергии, освобождающейся при диссимиляции.

Диссимиляция поступающих в организм питательных веществ, в основном белков, жиров и углеводов, начинается с ферментативного расщепления их на более простые соединения - промежуточные продукты обмена веществ (пептиды, аминокислоты, глицерин, жирные кислоты, моносахариды), из к-рых организм синтезирует (ассимилирует) органич. соединения, необходимые для его жизнедеятельности. Все процессы Д. и а. в организме протекают как единое целое. См. Обмен веществ, Жизнь и лит. при этих статьях.

И. Вайсфельд. Москва.

ДИСТИНКЦИЯ

ДИСТИНКЦИЯ (от лат. distinctio - различение) - термин, служащий для обозначения познават. акта, констатирующего объективное различие между предметами и явлениями действительности или между элементами сознания. В формальной логике термин "Д." чаще всего употребляется для обозначения одного из приемов, заменяющих определение (см. Различение). Различением и различием занимался уже Аристотель, однако термин "distinctio" был введен в ср. века. Схоласты (Иоанн Скот Эриугена, Дунс Скот и др.) термином "Д." обозначали как объективное различие (Д. сущностная, причинная, реальная и др.), так и мысленное различие (Д. формальная, субъективная, Д. разума и др.). Термин "Д." используется до настоящего времени. См. также Различие.

К. Морозов. Москва.

ДИСТРИБУТИВНОСТИ ЗАКОН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДИСЦИПЛИНА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДИТРИХ ФРЕЙБЕРГСКИЙ

ДИТРИХ ФРЕЙБЕРГСКИЙ - или Теодорик Тевтонский (Dietrich von Freiberg, Theodoricus Teutonicus) (p. ок. 1250 - ум. после 1310), - cp.-век. нем. философ. Магистр теологии. Несмотря на свою принадлежность к доминиканскому ордену, Д. Ф. разошелся в ряде пунктов с офиц. доктриной ордена - томизмом. В его философии (из 35 написанных им трактатов 12 посвящены общефилософским и 6 логич. проблемам) сильны элементы неоплатонизма, к-рые он воспринял как непосредственно от античных авторов (Прокл), так и через посредство христианских и араб. мыслителей. Неоплатонич. учение об эманации Д. Ф. попытался (довольно внешне) согласовать с учением о творении мира богом. Учение о познании роднит Д. Ф. как с августино-платоновским направлением, так и с араб. неоплатонизмом и аристотелизмом: совокупность вечных априорных истин, или "свет первой истины", характеризуется как достояние сверхиндивидуального "действующего разума" (intellectus agens), с к-рым человек приходит в соприкосновение в процессе индивидуального познания. Д. Ф. характеризовал также этот "действующий разум" по-августиновски, как "сокровенную часть ума" (abditum mentis).

Учение о познании Д. Ф. и, в частности, представление об abditum mentis оказало влияние на нем. мистику - Экхарта и Таулера.

Д. Ф. принадлежит ряд соч. естеств.-науч. характера. Наиболее важным из них является трактат "О радуге" ("De iride"). В нем дано объяснение первой и второй радуги, развитое вновь в 17 в. М. А. де Доминисом и Декартом. В познании природы Д. Ф. придавал большое значение наблюдению и опыту, подобно своим старшим современникам Р. Бэкону и Витело.

Соч. см. всерии: Beiträge zur Geschichte der Philosophie des Mittelalters, Bd 12, H. 5-6, Münster, 1914; Bd 20, H. 5, Münster, 1922.

Лит.: Krebs E., Meister Dietrich. Sein Leben, seine Werke, seine Wissenschaft, Münster, 1906 (Beiträge zur Geschichte der Philosophie des Mittelalters, Bd 5, H. 5-6); Crombie A. C., Robert Grosseteste and the origins of experimental science. 1100-1700, Oxf., 1953 (гл. 9, Experimental method and Theodoric of Freiberg's explanation of the rainbow, p. 233-259); Ley H., Studie zur Geschichte des Materialismus im Mittelalter, В., 1957; Wallace W. Α., The scientific methodology of Theodoric of Freiberg: a case study of the relationship between science and philosophy, Fribourg, Switzerland, 1959.

В. Зубов. Москва.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ (от лат. differentia - различие)

1) Разделение, расчленение, расслоение целого на части, многообразные и различные формы и ступени (см. Часть и целое);

2) Возникновение новых органов, частей, наделенных специализированными функциями, имеющее следствием постепенное усложнение системы (в частности, организма) при развитии;

3) Последовательное вызревание качественных различий, определений (см. Качество, Количество).

Д. является одной из существ. закономерностей развития природы, общества и познания. Так, в обществ. жизни Д. выявляется в исторически обусловленном возникновении и развитии классов. В истории познания Д. проявляется, в частности, как непрестанно совершающийся процесс Д. наук и т.д.

Предыдущая страница Следующая страница