Приглашаем посетить сайт

Литература 20 век (20v-euro-lit.niv.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
Статьи на букву "Д" (часть 2, "ДЕЛ"-"ДИА")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Д" (часть 2, "ДЕЛ"-"ДИА")

ДЕЛЕНИЕ ОБЪЁМА ПОНЯТИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДЕЛЛА ВОЛЬПЕ

ДЕ́ЛЛА ВО́ЛЬПЕ (Della Volpe), Гальвано (p. 24 сент. 1895) - итал. философ-марксист. Д. В. выступил с критикой актуализма Джентиле. Борьба материализма и идеализма в истории итал. философии находит, по мнению Д. В., свое продолжение в борьбе марксизма с гегельянством. Д. В. рассматривает марксизм как высший пункт и критич. переработку всего прогрессивного в истории мысли ("Руссо и Маркс..." - "Rousseau e Marx et altri saggi di critica materialistica", 1957). Осн. работа Д. В. - "Логика как позитивная наука" ("Logica come scienza positiva", 1950).

Соч.: L'idealismo dell'atto e il realismo dellie categorie, Bologna, 1924; Discorso sull' ineguaglianza, Roma, 1943; La libertà comunista, Messina, 1946; Per la teoria di un umanesimo positivo, Bologna, 1949.

Лит.: Sciacca M. F., Il secolo XX, Milano, 1947.

ДЕМБОВСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДЕМИРЧИБАШЯН

Егия (8 мая 1851 - 10 июля 1908) - арм. писатель, экономист, философ-материалист, сторонник франц. энциклопедистов 18 в. Редактор константинопольских журн. "Дар" ("Век", 1889), "Тнтес" ("Экономист", 1886-88), "Еркрагунд"("Земной шар", 1883-88), "Гракан ев имастасиракан шаржум" ("Литературное и философское движение", 1883-88) и др. Из трудов Д. известны два филос. словаря ("Философский словарь" [первый опыт], 1879, "Философский словарь" [опыт], 1880, изд. в Константинополе), "История философии" (Константинополь, 1891), "Элементы истории философии" (Константинополь, 1891) и др.

Будучи учеником материалиста Костандяна, Д. защищал его филос. труд "О методе" от критики Восканяна и Мамуряна. В основе мира, - считал Д., - лежит материя, к-рая находит свою "совершенную" форму в органич. мире, в человеч. мозгу; "не бог создал человека по своему образу, а человек создал бога по своему подобию" ("Философский словарь", 1879, с. 8). Однако сам Д. не был последоват. атеистом.

ДЕМИРЧИБАШЯН

Г. Гаспарян. Ереван.

ДЕМИУРГ

ДЕМИУРГ (от греч. δημιουργός - осн. значение - "творящий для народа", переносное - творец, создатель). В обычном смысле греч. слово "Д." - "мастер", "знаток", "созидатель" - употреблялось для обозначения ремесленников, мастеров, врачей, художников, либо высших должностных лиц. В антич. философии понятие "Д." стало идеалистич. категорией, выражающей творч. функцию идеальных сущностей при их переходе к материальному космосу. У Филолая (В 21) говорится о Д. как о том принципе, к-рый сохраняет сущность вещей, несмотря на их текучесть (ср. А 17). Софист Критий (В 19) приравнивает Д. к "уму", Платон в диалоге "Тимей" (28С - 29А, 41 AB) говорит о космич. деятельности Д. ума; у Аристотеля, кроме одного текста (фргм. 13, Rose), трактующего о Д. "прекраснейшего устройства космоса", слово "Д." употребляется в бытовом значении. У стоиков встречается глагол от слова "Д." - δημιουργέω, к-рый употребляется в смысле "создавать", "творить" (Зенон фргм. 85, Клеанф фргм. 493, Arnim, SVF I). Из неоплатоников подробное и разработанное учение о Д. принадлежит Проклу, к-рый излагает его в комментарии на диалог Платона "Тимей". У гностиков (см. Гностицизм) Д. - творч. начало, к-рое производит материю, отягощенную грехом и злом. Ср.-век. богословы дали монотеистич. и спиритуалистич. истолкование понятию "Д.", к-рое было использовано нек-рыми религ. и идеалистич. учениями для обозначения идеального первоначала, творящего мир. "Для Гегеля, - писал Маркс, - процесс мышления, который он превращает даже под именем идеи в самостоятельный субъект, есть демиург [творец, созидатель] действительного, которое представляет лишь его внешнее проявление" ("Капитал", т. 1, 1955, с. 19). В атом значении слово "Д." употребляется в совр. филос. лит-ре.

А. Лосев. Москва.

ДЕМОГРАФИЯ

ДЕМОГРА́ФИЯ (от греч. δῆμος - народ и γράφω - пишу) - см. Народонаселения теория.

"ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ"

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ЦЕНТРАЛИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДЕМОКРАТИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДЕМОКРИТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДЕМОЛЕН

ДЕМОЛЕ́Н (Demolins), Эдмон (1852-1907) - франц. бурж. историк и социолог. В исторических исследованиях 70-х гг. (Le mouvement communal et municipal au moyen âge..., 1875; Histoire de France, v. 1-4, 1877-80) следовал описательному методу. В 80-х гг. под влиянием франц. социолога Ле Пле занимался социологич. исследованиями, публикуя бурж. либеральные планы переустройства фабричной жизни и морального укрепления семьи в журналах "La Réforme sociale" (основан в 1881) и "La Science sociale" (основан Д. в 1886). На основе изучения социальных условий различных групп сельского населения, а также сравнительного изучения социального быта горняков и фабричных рабочих разных стран (напр., Франции и России) Д. выдвигал осн. идеи т.н. социографии (социальной географии) - того ответвления бурж. социологии, к-рое изучает влияние местных условий жизни на образование обществ. "типов" (см. Les Français d'aujourd'hui. Les Types sociau du Midi et du Centre, 1898). Большое внимание Д. уделял вопросам народного образования.

Соч.: L'Е́ducation nouvelle, P., 1898 (рус. пер. - Новое воспитание, М., 1900); Les grandes routes des peuples. Comment la route crée le type social, v. 1-2, P., 1901-03; L'Organisation du travail, P., 1904; La Méthode sociale, ses procédés et ses applications, P., 1904 (совм. с R. Pinot et P. de Rousiers); в рус. пер.: Новая школа, M., 1898; Аристократическая раса, 2 изд., СП.Б, 1907.

ДЕМОНСТРАЦИЯ

ДЕМОНСТРАЦИЯ (от лат. demonstratio - показывание) (в л о г и к е) - см. Доказательство.

ДЕМПФ

ДЕМПФ (Dempf), Алоиз (р. 2 янв. 1891) - нем. католич. философ, историк философии, представитель антропологической школы бурж. социологии. Проф. в Бонне (с 1930), Вене (с 1937) и Мюнхене (с 1948). Согласно Д., окружающий человека мир есть нечто производное от его самосознания ("Единство науки" - "Die Einheit der Wissenschaft", 1955). На идеалистич. интерпретации биологии построены и осн. положения социологии знания и "культурной антропологии" Д., противо-поставляемые историч. материализму.

Соч.: Die Hauptform der mittelaltischer Weltanschauung, Münch.-В., 1925; Kulturphilosophie, Münch.-В., 1932; Selbstkritik der Philosophie und vergleichende Philosophiengeschichte im Umriss, W., 1947; Christische Philosophie, 2 Aufl., Bonn, 1952; Kritik der historischen Vernunft, Münch., 1957; Weltordnung und Heilsgeschichte, Einsiedeln, 1958.

H. Мотрошилова. Москва.

ДЕНК

ДЕНК (Denck), Иоганнес (р. ок. 1495 - ум. ноябрь 1527) - нем. анабаптист, приверженец Томаса Мюнцера. Д. вел пропаганду среди ремесленников и крестьян и имел многочисл. последователей (денкианцев) в Юж. Германии. В соч. "Кто правду истинно любит" ("Wer die Wahrheit wirklich lieb hat", [1525]), "Будь сказано, что говорит священное писание, бог делает и вершит добро и зло" ("Was geredt sey, das die Schrift sagt, Gott thue und mache Gutes und Böses...", 1526), "Распорядок божий и творения дело" ("Ordnung Gottes und der Creauturen Werck" [1526]), "О истинной любви" ("Von der wahren Lieb", 1527) Д. противопоставлял вере в букву Священного писания "дух божий", царящий в сердцах простых людей. Для достижения вечного блаженства, учил он, не нужно ни знания Библии, ни слушания проповедей. Весь церк. церемониал (причастие и т.п.) излишен. Д. боролся против христ. учения об искуплении Христом грехов человечества и заявлял, что каждый человек сам должен хорошими делами заслужить себе вечное блаженство. Это воззрение было направлено против лютеровской реформации и идеологии имущих классов, к-рые, по мнению анабаптистов, использовали версию о "смерти-избавлении" Христа для обоснования своего права на эксплуатацию и подавление народа.

Лит.: Arnold G., Kirchen- und Ketzer-Historie, Bd 1, Lpz., 1749; Keller L., Ein Apostel der Wiedertäufer [Joh. Denck], Lpz., 1882; Roehrieh G.-G., Essai sur la vie, les écrits et la doctrine de l'anabaptiste Jean Denk, Strasbourg, 1853.

Г. Штиллер. Берлин.

ДЕ-РОБЕРТИ

ДЕ-РОБЕ́РТИ (точнее Де-Роберти де Кастро де ла Серда), Евгений Валентинович (1843-1915) - рус. социолог, сторонник позитивизма. Окончил Александровский лицей. Долгое время жил за границей, где опубликовал много работ. Отличая свою философию от позитивизма Конта, к-рого Д.-Р. считал величайшим философом современности, он называл себя неопозитивистом.

Отрывая науку и философию друг от друга, Д.-Р. утверждал, что, хотя философия зависит от науки, она тем не менее является не знанием, а лишь его функцией, миропониманием, совокупностью наиболее общих верований и убеждений. Претендуя на примирение "крайностей" в философии, Д.-Р. заявлял, что материализм, идеализм и сенсуализм являются разновидностями "метафизики", к-рая должна уступить место совр. позитивизму. Д.-Р. эволюционировал от Конта к субъективному идеализму Маха, Авенариуса и Оствальда, придя к трактовке законов природы как "концептов ума" ("Философия и ее задачи в XX веке", в кн.: "История нашего времени", вып. 28, 29, 1915, с. 178). Выступая против агностицизма, Д.-Р. не преодолел его и сохранял за верой место в познании (см. тамже, с. 176). Гносеологию он включал в социологию, к-рая выступает у него в качестве осн. науки о разуме. Наиболее общим социологич. законом Д.-Р. считал "закон" 4 факторов обществ. жизни, сводящийся к тому, что знание есть функция коллективного (психического) опыта, философия - функция знания, искусство - функция философии, а практич. деятельность - сложная синтетич. функция науки, философии и искусства (см. тамже, с. 196). Т. о., извращая действит. картину обществ. жизни, Д.-Р. выводил обществ. бытие из сознания людей, практику из теории, материальную культуру из духовной.

Соч.: Политико-экономические этюды, СПБ, 1869; Прошедшее философии, т. 1-2, М., 1886; Agnosticisme, P., 1892; Понятия разума и законы вселенной, СПБ, 1914; Социология, СПБ, 1880; Новая постановка основных вопросов социологии, М., 1909.

Лит.: История философии, т. 4, М., 1959, с. 72-75; [Колубовский Я.], Философия у русских, в кн.: Ибервег-Гейнце, История новой философии..., пер. с нем., СПБ, 1890, § 52, с. 529-91; Ковалевский М., Страница из истории нашего общения с западной философией, "Вестник Европы", 1915, кн. 6.

Л. Коган. Москва.

ДЕРОЗИО

Генри (1807-31) - индийский поэт и демократ. Преподаватель основанного Раммохан Раем Индусского колледжа. За пропаганду идей франц. материализма был отстранен англ. властями от преподават. деятельности. Вокруг Д. сплотилась группа передовой инд. интеллигенции, образовавшей общество "Молодая Бенгалия". Эта группа сыграла важную роль в распространении в Бенгалии прогрессивных рационалистич. учений, подрывавших религ. схоластику индуизма. Д. писал стихи, им опубликован стихотворный сборник "Факир Джунгхира".

Лит.: Кабирадж Н., Национально-освободительное движение в Бенгалии, пер. с бенгальск., М., 1956; История философии, т. 2, Μ., 1957, с. 582; Contemporary Indian literature, Delhi, 1957.

Н. Аникеев. Москва.

ДЕСНИЦКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДЕССАУЭР

ДЕССА́УЭР (Dessauer), Фридрих (р. 19 июля 1881) - нем. философ-идеалист. Проф. ун-та во Франкфурте-на-Майне с 1921, затем вновь с 1951. В 1934 - проф. радиологии и биофизики в Стамбуле, в 1937 - директор физич. ин-та во Фрейбурге (Швейцария). В своих натурфилософских и теологич. работах Д. полагает, будто вера есть необходимая предпосылка для успешной работы в области естеств. наук. В кн. "Спор о технике" ("Streit um die Technik", 1956) и "Религия в свете современного естествознания" ("Religion im Lichte der heutigen Naturwissenschaft", 1950) Д. с теологич. позиций критикует экзистенциализм за пессимизм в понимании роли техники для развития общества и утверждает, что человек технич. изобретениями служит богу, помогая ему дальше строить его "произведение" - мир. Д. пытается связать и примирить науку и религию.

Соч.: Technische Kultur, Kempten, 1908; Leben, Natur, Religion, 2 Aufl., Bonn, 1926; Weltfanrt der Erkenntnis, Z., 1945; Atomenergie und Atombombe, Frankf./M., [1948]; Mensch und Kosmos, Frankf./M., [1949]; Die Theologie in der Natur, Münch.-Basel, [1949]; Seèle im Bannkreis der Technik, 2 Aufl., Olten.-Freiburg, [1952]; (совм. с Hornstein F. X.).

К. Гудожник. Москва.

ДЕССУАР

ДЕССУАР (Dessoir), Макс (8 февр. 1867 - 19 июля 1947) - нем. эстетик и психолог. Последователь идеализма Дильтея. С 1897 - проф. Берлинского ун-та. Вместе с Утицем основал школу эстетики, получившую в нач. 20 в. широкую известность под назв. "всеобщей науки об искусстве". С 1906 издавал журн. "Zeitschrift für Ästhetik and allgemeine Kunstwissenschaft", ставший центр. органом формалистич. направления "науки об искусстве". В работе "Эстетика и всеобщая наука об искусстве" ("Ästhetik und allgemeine Kunstwissenschaft in den Grundzügen", 1906) Д. делил иск-во на два осн. вида: подражат. иск-ва, основанные на определ. ассоциациях и имеющие реальные формы (пространств. и врем. иск-ва) и "свободные иск-ва", основанные на неопредел. ассоциациях и имеющие т.н. ирреальные формы (архитектура и музыка).

Соч. в рус. пер.: Очерк истории психологии, СПБ, 1912.

И. Маца. Москва.

ДЕСТРУКТИВНАЯ ДИЛЕММА

ДЕСТРУКТИВНАЯ ДИЛЕ́ММА (от лат. destructivus - разрушающий) - умозаключение, состоящее в выборе между двумя альтернативами (взаимно исключающими друг друга условиями), причем результатом такого выбора оказывается отрицат. высказывание. Существуют две формы Д. д. - простая и сложная. Простая форма: "если А есть В, то или С есть Д, или M есть N, но или С не есть Д, или M не есть N; следовательно, А не есть В". Первая посылка предусматривает зависимость от одного условия двух разных следствий. Вторая посылка в форме разделит. суждения отрицает действительность обоих следствий. В выводе в форме простого категорич. суждения отрицается условие первой посылки.

Сложная форма: "Если А есть В, то С есть Д и если Ε есть F, то S есть Р, но или С не есть Д, или S не есть Р, следовательно, или А не есть В или Ε не есть F". В первой посылке утверждаются два разных следствия из двух разных условий. Вторая посылка в форме разделит. суждения отрицает действительность обоих следствий. В выводе также в форме разделит. суждения отрицается действительность обоих условий первой посылки.

Лит.: Челпанов Г. И., Учебник логики, [М.], 1946; Асмус В. Ф., Логика, М., 1947.

Р. Орлов. Москва.

ДЕСТЮТ ДЕ ТРАСИ

ДЕСТЮТ ДЕ ТРАСИ (Destutt de Tracy), Антуан Луи Клод (20 июля 1754 - 10 марта 1836) - франц. бурж. политич. деятель, философ и вульгарный экономист. Род. в знатной дворянской семье. Как депутат от дворянства был членом Учредит. собрания (1789-1791). Монархист, после свержения во Франции монархии (10 авг. 1792) эмигрировал. По возвращении в 1793 был арестован и освобожден после 9 Термидора. При Директории был членом Комитета обществ. просвещения; при Наполеоне - сенатором; после реставрации Бурбонов возведен в пэры.

По своим филос. взглядам Д. де Т. эклектик. Находился под влиянием сенсуализма Кондильяка и физиологич. воззрений Кабаниса (с обоими философами был в дружеских отношениях). В силу своей физиологии люди, по мнению Д. де Т., обладают способностью мыслить. Мысль сводится к ощущениям. Благодаря рассудку мы можем сравнивать наши впечатления - представления. Представления о существовании внешнего мира - материи - мы получаем благодаря ее противодействию нашим желаниям. Эти идеи Д. де Т. развил в первых трех частях "Элементов идеологии" ("Е́léments d´idéologie", v. 1-4, [1801] - 1815, ч. 1 - "Idéologie proprement dite", 1801, ч. 2 - "Grammaire", 1803, ч. 3 - "Logique", 1805). в 4-й и 5-й частях ("Traité de la volonté et de ses effets", 1815) он изложил свои этич. и экономич. взгляды, а также доводы против коммунистич. учений. Мораль, по Д. де Т., субъективна, нет объективного критерия добра и зла, т.к. каждому человеку свойственны желания, соответствующие его нуждам. Каждый человек имеет право делать все, что ему нравится. По характеристике Маркса и Энгельса, Д. де Т. доказывал, что личность, индивидуальность и собственность - тождественны, что в "Я" уже заключено "Моё", и эти положения служат, по мнению Д. де Т., естеств. основанием частной собственности (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 3, с. 216-19). Отсюда, заключал Д. де Т., несостоятельны все учения об отмене частной собственности и о коммунизме.

Как апологет капитализма, Д. де Т. развивал вульгарную концепцию происхождения прибыли из обращения и провозгласил "деятельных", т.е. пром. капиталистов, "единственными" производит. работниками, создающими богатства, кормящими рабочих и остальное население (см. К. Маркс, Теории прибавочной стоимости, ч. 1, 1955, с. 244-48). Д. де Т. - сторонник невмешательства гос-ва в экономич. жизнь. В работе "Комментарий к "О духе законов" Монтескье" ("A commentary and review of Montesquieu's spirit of laws", изд. в США, Филадельфия, 1811, на англ. яз. и в 1817 в Париже, на франц. яз. под назв.: "Commentaire sur l'Esprit des lois de Montesquieu...") Д. де Т. развивал идеи бурж. парламентаризма.

Лит.: Маркс К., Капитал, т. 2, М., 1955, с. 481-89, История философии, т. 3, [М.], 1943, с. 393-94; Stеpаnowa N., Destutt de Tracy, Ζ., 1908 (Diss.).

Г. Зельманова. Ленинград.

ДЕТЕРМИНИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

"ДЕТСКАЯ БОЛЕЗНЬ "ЛЕВИЗНЫ" В КОММУНИЗМЕ"

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДЕУСТУА

ДЕУСТУА (Deustua), Алехандро (1849-1945) - перуанский философ-идеалист, последователь Краузе и Бергсона. Учился в ун-те св. Марка в г. Лима, впоследствии - ректор того же ун-та и директор Национальной б-ки. В основе развития общества, согласно Д., лежат две противоположные идеи - свобода и порядок. Порядок - это созданный разумом обществ. строй, сочетающий субъективное стремление к свободе с причинной закономерностью чувственного мира. Однако порядок всегда приходит в противоречие с идеей свободы, т.к. ограничивает ее. Истинная свобода, по Д., достигается в области эстетического, и потому эстетич. творчество влияет на развитие общества.

Соч.: Las ideas de orden y libertad en la historia del pensamiento humano, "Rev. universitaria", 1922, [No 1]; Estétlca general, Lima, 1923; Estética aplicada, Lima, 1932; La estética de José Vasconcelos, Lima, 1939.

P. Бургете. Москва.

ДЕФИНИЦИЯ

ДЕФИНИЦИЯ - см. Определение.

ДЕШАН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДЖАЙНА-СУТРЫ

ДЖА́ЙНА-СУТРЫ - общее название для гл. произведений (в количестве 41) инд. философии - джайнизма, к-рые были объявлены каноническими в 5 в. н.э. на джайнском соборе в Валабхи. Д.-с. были созданы в конце 1-го тысячелетия до н.э. на яз. артхамагадхи (один из пракритов), но уже в начале н.э. были переведены на санскрит, ставший осн. яз. джайнизма. Содержанием Д.-с. являются рассуждения о семи таттвах - принципах джайнского учения.

А. Пятигорский. Москва.

ДЖАЙНИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДЖАХИЗ

ДЖА́ХИЗ (а л ь - Д ж а х и з), Абу Усман Амр ибн-Бахр (г. рожд. неизв. - ум. 869) - арабский писатель и философ, идеолог мутазилитов в Басре. Создал теологич. школу, получившую название "Аль-Джахизия". Под влиянием др.-греч. натурфилософии Д. пришел к материалистич. утверждению о вечности материи и постоянном изменении ее качеств. Д. учил, что органич. и неорганич. тела имеют свои собств. натуры, естеств. свойства. Волю он трактовал как природное влечение.

Лит.: Brockelman К.. Geschichte der arabischen Literatur, 2 Aufl., Bd 1, Leiden, 1943, S. 156; Al-Mútazilah..., ed. hу Т. W. Arnold, Lpz., 1902; Horten M., Die philosophischen Systeme der spekulativen Theologen im Islam..., Bonn, 1912.

А. Закуев. Баку.

ДЖЕВОНС

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДЖЕЙМОНАТ

Жемонá (Geymonat), Лудовико (р. 1908) - итал. философ-неопозитивист. С 1956 - зав. кафедрой философии науки в Милане. Д. стремится преодолеть неопозитивизм путем развития самого неопозитивизма. Философия, по мнению Д., следует за практич. науч. действиями, посредством к-рых достигается знание. Центр. понятием его идеалистич. филос. концепции, к-рую Д. называет неорационализмом ("Очерки по философии неорационализма" - "Saggi di filosofia neorazionalistica", 1953), является понятие конкретного человека как источника и судьи знания. Д. написал краткую "Историю философской мысли" ("Storia del pensiero filosofico", v. 1-3, 1955-57), в к-рой филос. проблемы рассматривает в связи с естеств.-науч. исследованиями.

Соч.: Le origini della metodologia moderna, [в сб.]: Fondamenti logici della scienza, Torino, 1947; Il pensiero scientifico, Milano, 1954; Galileo Galilei, Torino, 1957. Лит.: Rivetti Barbo F., La filosofia di Ludovico Geymonat nella sua fase neopositivista, "Riv. Filos. Neo-Scolastica", 1954, v. 46, p. 116-69.

ДЖЕМС

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДЖЕНТИЛЕ

ДЖЕНТИЛЕ (Gentile), Джованни (30 мая 1875 - 15 апр. 1944) - итал. философ-неогегельянец. Первоначально вместе с Кроче был идеологом итал. бурж. либерализма. Впоследствии примкнул к фашизму; нек-рое время был министром просвещения в пр-ве Муссолини.

Филос. система Д., т.н. "актуализм", была одним из субъективно-идеалистич. вариантов неогегельянства. Предприняв "реформу" гегелевской диалектики, Д. устранил из учения Гегеля природу и объективную идею. Реальность он отождествлял с актом мышления субъекта, с "мыслью мыслящей" (реnsiero pensante), т.е. с мыслью как процессом. "Недостатком гегелевской философии, - писал Д., - было то, что она полагала прежде Я - то, что его предполагает... Не следует более выводить мысль из природы и природу из идеи, но природу и идею из мысли. Из актуальной мысли, разумеется, а не из находящейся где-то и абстрактно определяемой: из мысли абсолютно нашей, в которой реализуется Я" ("Teoria generale delle spirito come atto puro", Firenze, 1944, p. 230). Согласно Д., только "мысль мыслящая" является сферой диалектики. Природа и материя - абстракции. Они - не что иное, как прошлая мысль ("мысль помысленная" - pensiero pensato), "исчерпанный и окаменевший" логич. процесс. Природа и материя не существуют вне "мысли мыслящей", но, будучи едины с ней, они в то же время отличны, как мертвый, не творческий элемент, к к-рому не приложима диалектика, а только формальная логика.

Социально-политич. концепции Д. послужили одной из основ фашистской идеологии. Их центр. момент - обоготворение фашистского гос-ва как высшей формы духовной деятельности. Реакц. учение Д. с его волюнтаризмом, обоготворением активного духа субъекта и гос-ва занимало центр. место в философии итал. фашизма. После крушения фашизма и смерти Д. оно утратило самостоят. значение, но оказало большое влияние на нек-рых представителей "христианского спиритуализма". В последние годы в итал. бурж. философии предпринимаются активные попытки "возродить" философию Д. Характеризуя роль Д. в совр. итал. мысли, прогрессивный журнал "Il contemporaneo" (1955, No 12) указывал, что Д. и Кроче "все еще представляют собой наибольшее препятствие для утверждения и развития в Италии современной передовой культуры...".

Соч.: Sommario di pedagogia come scienza filosofica, v. 1-2, 5 ed., Firenze, 1934-1942; La filosofia, Mil., 1904-15; Il modernismo e i rapporti tra religione e la filosofia, 2 ed., Bari, 1921; La riforma della dialettica hegeliana ed altri scritti, 3 ed., Firenze, 1954; I fondamenti della filosofia del diritto, Pisa, 1916; Sistema di logica come teoria del conoscere, v. 1-2, 3 ed., Firenze, 1940-42; Discorsi della religione, Firenze, 1920; Albori della nuova Italia, v. 1-2, Lanciano, 1923; Difesa della filosofia, Lanciano, 1924; Filosofia dell'arte, Mil., 1931; Fascismo e cultura, Mil., 1928; La mia religione, Firenze, 1943; Genesi e struttura della societá, 2 ed., Mil., 1954.

Лит.: Чернышев Б., Современный идеолог фашизма, "Под знаменем марксизма", 1931, No 4-5; Сhiосehetti E., La filosofia di G. Gentile, 2 ed., Mil., 1925; La Via V., L'idealismo attuale di G. Gentile, Trani, 1925; Mehlis G., Italienische Philosophie der Gegenwart, В., 1932; Liсitra C., La storiografia idealistica, Roma, 1925; Cirell Czerna R., Riflessioni sul concetto di societá e di stato nell'ultima fase del pensiero gentiliano, Bologna, 1953; Вellezza V. Α., L'esistenzialismo positivo di G. Gentile, Firenze, 1954.

С. Эфиров. Москва.

ДЖЕФФЕРСОН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДЖОБЕРТИ

ДЖОБЕРТИ (Gioberti), Винченцо (5 апр. 1801 - 26 окт. 1852) - итал. философ-идеалист, священник. Проф. теологии и философии в Туринском ун-те (1825-33). Примыкал в молодости к революц. республиканской орг-ции Мадзини, позже перешел к право-либеральному крылу нац.-освободит. движения. В своих соч. "Теория сверхъестественного" ("Теоrica del sovrannaturale", 1838), "Введение в изучение философии" ("Introduzione allo studio della filosofia", 1839-49), "О философских заблуждениях Антонио Розмини" ("Degli errori filosofici di Antonio Rosmini", t. 1-3, 1841), "Протология" ("Protologia", изд. 1857, посмертно) пытался синтезировать платоновский идеализм с гегелевской системой. Осн. категориями философии Д. являются "Сущее" (всеобщая идея, демиург, бог), обладающее волей к творению, и "существование", т.е. реализация идеи в отд. личностях, составляющих "человеческий род". Д. пытался показать диалектику единого ("бытия") и множественного ("существования"), но концепция противоречия у него метафизична, формальна; он подменял преодоление противоречий их примирением.

Д. пытался философски обосновать реакц. учение католич. церкви "о равенстве всех людей во Христе", как единственно возможном пути к преодолению обществ. противоречий. Обществ. развитие Д. рассматривал как процесс духовного совершенствования человечества под руководством католич. церкви. Папство широко пропагандировало идеи Д.

Влияние Д. сказалось в нек-рой степени на философии Джентиле и Кроче, но в особенности на одной из наиболее влиятельных разновидностей религ. философии совр. Италии - т.н. католическом спиритуализме (Шакка, Карлини, Гуццо и др.). Реакц. сущность философии Д. раскрыл А. Грамши в своих "Тюремных тетрадях" ("Избр. произв.", т. 3, М., 1959; см. Именной указатель).

Соч.: Opere complete, Bd 1-35, Neapel, 1877.

Лит.: История философии, т. 3, [М.], 1943, с.490-93; Эрн В., Философия Джоберти, М., 1916; Garzili Ν., Saggio filosofico stille attinenze ontologiche della formola ideale cói più rilevanti problemi della filosofia secondo Gioberti, Palermo, 1847; Spaventa В., La filosofia di Gioberti, Napoli, 1863; Macchi M., Le contraddizioni di V. Gioberti, Palermo, 1901; Ζbinden Η., Die politischen Ideen des V. Gioberti, Bern, 1920; Bruers Α., V. Gioberti (Guida Bibliografica), Roma, 1924; Saitta G., Il pensiero di Vincenzo Gioberti, 2 ed., Firenze, 1927; Stefanini L., Vincenzo Gioberti: vita e pensiero, Milano, 1947.

З. Мелещенко. Ленинград.

ДЖОНС

ДЖОНС (Jones), Эрнест Чарлз (25 янв. 1819 - 26 янв. 1869) - деятель англ. рабочего движения, один из вождей левого крыла чартизма, пролетарский поэт и публицист. Аристократ по происхождению, адвокат по профессии. Один из редакторов гл. органа чартистов "Northern Star" (1846-51) и руководителей междунар. демократич. общества "Братские демократы". Издавал журнал "Notes to the People" (1851-52) и газ. "People's Paper" (1852-58), в к-рых сотрудничали Маркс и Энгельс, познакомившиеся с Д. в 1847.

Под влиянием Маркса и Энгельса Д. в нач. 50-х гг. настойчиво выступал за необходимость объединения политич. борьбы пролетариата (борьба за хартию) с требованием социальных преобразований (национализация земли, отмена частной собственности на орудия труда, отделение церкви от гос-ва, обязательное бесплатное обучение, сокращение налогов, демократизация армии и т.д.). По инициативе Д. в 1854 был созван в Манчестере Рабочий парламент, избравший Маркса почетным членом. Для этого времени Маркс считал Д. "наиболее одаренным, последовательным и энергичным представителем чартизма" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 8, с. 364) и включал обширные выдержки из выступлений и статей Д. в свои работы. Энгельс, оценивая его деятельность в целом, писал, что Д. "был среди политиков единственным образованным англичанином, стоявшим au fond [по существу] вполне на нашей стороне" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 24, 1931, с. 160). После того как Д. в конце 50-х гг. пошел на блок с бурж. партиями, Маркс и Энгельс порвали с ним, возобновив отношения лишь в 1864, когда Д. вступил в 1-й Интернационал.

Д. - автор ряда художеств. произведений. В стихотворениях, поэмах, повестях, статьях, написанных в период расцвета чартистского движения, Д. выступал с позиций пролетариата [стихотворения - "Наша судьба", "Марш свободы", "Песнь батраков", "Узник - рабам", "Песнь низших классов", поэма "Новый мир" ("The new world", 1851, известная в изд. 1857 под названием "Восстание Индостана" - "The Revolt of Hindustan, or the new world"); созданная в тюрьме, эта поэма кончается предсказанием победы пролетариата]. Лит. статьи Д., опубликованные в журнале "Рабочий", ставили вопрос о создании новой, пролетарской поэзии. Поэзия должна служить народу - таков осн. принцип реалистич. эстетики Д. В конце 50-х гг. революц. призывы сменились в творчестве Д. мотивами примирения, пессимизма, обращением к темам далекого прошлого.

Лит.: Маркс К.. Чартисты, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 8, М., 1957; Маркс К., Русская политика по отношению к Турции. - Рабочее движение в Англии, там же, т. 9, М., 1957; Маркс К., Рабочий парламент, там же, т. 10, М., 1958; Mapкс К. и Энгельс Ф., Переписка, Соч., т. 21-27, М.-Л., 1929-35 (см. Указатель имен); Чернышевский Н. Г., Полн. собр. соч., т. 6, М., 1949, с. 90; Шлютер Г., Чартистское движение, пер. с нем., М., [1925]; Шиллер Ф. П., Очерки по истории чартистской поэзии, М.-Л., 1933; Leary F., The life of Ernest Jones, L., 1887; Wakefield А. В., Ernest Jones, the people's friend, Halifax, 1887; Daviсs D. P., A short sketch of the life and labours of Ernest Jones, chartist, barrister and poet..., Liv., 1897; Howell G., Ernest Jones, the chartist, poet and orator, patriot and politician, "The Newcastle Weekly Chronicle", 1898, с 1 янв. по 8 окт.; Saville J., Ernest Jones: chartist, L., 1952.

Ю. Газиев. Москва.

ДЖОРДЖАДЗЕ

Арчил (1872-1913) - груз. бурж. публицист, один из основоположников националистич. партии груз. федералистов, сторонник теории "общей почвы" - о примирении противоположных классовых интересов. В философии, опираясь на идеализм Канта, критиковал материализм, особенно диалектический, выступал против учения о познаваемости сущности вещей, называя его "метафизикой". Груз. марксисты (И. В. Сталин, Ф. Махарадзе, А. Цулукидзе) вели непримиримую борьбу против Д.

ДЖОРДЖАДЗЕ

Лит.: Сталин И. В., Как понимает социал-демократия национальный вопрос?, Соч., т. 1; Цулукидзе А., Из истории экономической науки, Соч., Тб., 1945; его же, Мечта и действительность, там же.

ДЖОРДЖАДЗЕ

О. Бакурадзе. Тбилиси.

ДЖОУД

ДЖО́УД (Joad), Сирил Эдвин Митчинсон (12 авг. 1891 - 9 апр. 1953) - англ. бурж. философ. Вначале - сторонник неореализма, затем под влиянием Мейнонга и Гуссерля разрабатывал идеалистич. "теорию объектов" ("Очерки философии здравого рассудка" - "Essays in common-sense philosophy", 1919, переизд. 1933), согласно к-рой объекты познания делятся на чувственные данные (ощущения), независимые от их познания физич. объекты - "вещи" здравого смысла и науч. объекты, представляющие собой мыслимые вещи. В конце 20-х гг. Д. под влиянием Бергсона становится сторонником "творческой эволюции" и витализма ("Философские аспекты современной науки" - "Philosophical aspects of modern science", 1932). В 50-х гг. он окончательно переходит на религ. позиции.

Соч.: Mind and matter, L., 1925; The meaning of life..., L., 1928; Matter, life and value, L., 1929; Guide to modern thought, L., 1942; Philosophy, L., 1944; Philosophy for our times, L., 1940; The future of morals. L., 1946; God and evil, L., 1949; Recovery of belief, L., 1952; Critique of logical positivism, Chi., 1950.

Лит.: Metz R., A hundred years of British philosophy, N. Y., 1938; Paul L. Α., English philosophers, L., 1953.

А. Богомолов. Москва.

ДЖУНУСОВ

Масхуд Садыкович (р. 18 февр. 1919) - сов. философ, д-р филос. наук (с 1956), профессор (с 1957). Член КПСС с 1943. Окончил биологич. ф-т Киргизского гос. пед. ин-та (1940). Занимается преимущественно исследованием особенностей социалистич. революции и построения социализма в ранее отсталых странах и изучением опыта разрешения нац. вопроса в республиках Ср. Азии. Зав. кафедрой философии Кирг. гос. ун-та (с 1951).

Соч.: К вопросу о формировании киргизской социалистической нации, Фрунзе, 1952; Коммунистическая партия Советского Союза - вдохновитель и организатор дружбы народов, Фрунзе, 1956; К вопросу об историческом опыте мирного развития социалистической революции. "Уч. зап. Кафедр обществ. наук Кирг. ун-та", Фрунзе, 1957, вып. 1; О некапиталистическом пути развития киргизского народа к социализму, Фрунзе. 1958; Об историческом опыте строительства социализма в ранее отсталых странах, М., 1958.

ДЖУРИЧ

ДЖУРИЧ (Буриħ), Драгиша (1871 - апрель 1941) - сербский философ. По окончании Великой школы в Белграде (1895) учился на юридич. фак-те Петерб. ун-та; участвовал в студенч. движении. Был одним из основателей и руководителей сербской с.-д. партии. После Великой Οкт. социалистич. революции 1917 перешел в лагерь правых социалистов. В 1903-41 - профессор истории философии и этики в Белграде.

Филос. взгляды Д. сформировались под влиянием позитивизма Спенсера и Лааса, а также под влиянием Геккеля. В докторской дисс. "Теория познания Эрнста Лааса" ("Die Erkenntnis-Theorie des Ε. Laas", 1902) Д., пытаясь дать свою трактовку причинно-генетич. отношения человека и среды, стремился примирить позитивизм с историч. материализмом. Он ставил задачу "осуществить натурализацию социальных явлений", рассматривая все процессы природы, общества и мышления как "каузально-генетические феноменальные процессы" (см. "Проблем марксизма", "Живот", 1903). Непонимание Д. того, что нет историч. материализма без диалектич. материализма имело следствием вульгаризацию им историч. материализма, сведение его к натурфилософии и отрицание диалектич. материализма.

Соч.: Проблем cyбjeктa и обjекта, Београд, 1912; Филозофиjа историjе филозофиjе, Београд, 1925; Филозофиjа феномена сад, Београд, 1925; Праизвор филозофиjе, [s. 1], 1928.

ДИАКОСМОС

ДИА́КОСМОС (διάκοσμος, букв. - устройство) - термин у антич. атомистов, обозначающий понятие "мировой строй", "мировой порядок"; "Великий диакосмос" (ὁ μέγας Διάκοσμος) и "Малый диакосмос" (ὁ μικρός Διάκοσμος) - заглавия двух гл. произведений, написанных, по-видимому, первое Левкиппом, второе - Демокритом, не сохранившихся до нашего времени. В результате исследования фрагментов Левкиппа и Демокрита и свидетельств более поздних авторов предполагается, что в "Великом диакосмосе" излагались общие проблемы мироздания с позиций атомистич. материализма, а в "Малом диакосмосе" впервые была дана всеобщая теория естеств. развития природы и человека.

Предыдущая страница Следующая страница