Приглашаем посетить сайт
Статьи на букву "Д" (часть 1, "ДАВ"-"ДЕК")
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ДАВИД ДИНАНСКИЙ (David de Dinant) - франц. мыслитель-материалист нач. 13 в. По нек-рым свидетельствам, Д. Д. был капелланом Динанской церкви, близ Льежа, жил в Риме при папском дворе, где пользовался расположением папы Иннокентия III. Связь между Д. Д. и Амори Шартрским, учеником к-рого его объявляли мн. авторы, не установлена. Д. Д. упомянут в приговоре церк. собора, осудившего в ноябре 1210 секту амальрикан, как автор соч. "О частях" ("De tomis"), к-рое подлежало сожжению и строгому запрещению. Соч. Д. Д. до недавнего времени были известны только в свидетельствах резко критиковавших его Альберта фон Больштедта, Фомы Аквинского и нек-рых др. теологов - противников его учения. В 1933 появилось сообщение о нахождении неск. рукописей, приписываемых Д. Д. (см. "Revue néo-scolastique de philosophie", t. 35, 1933, p. 220). Изучение этих рукописей позволяет предполагать о пребывании Д. Д. в Греции, его знакомстве с подлинниками соч. Аристотеля, знании соч. Иоанна Скота Эриугены, Ибн-Сины и Ибн Гебироля. Осн. положение учения Д. Д. состоит в том, что материя - первоначальная, общая субстанция всех вещей. Эта "первоматерия" нераздельна, неподвижна, отличается всеобщностью. Она идентична богу и мировому разуму ("нус") и является единств. подлинной реальностью. Доказывая тожество бога, разума и материи, Д. Д. приходил к выводу об абс. единстве мира. Его учение о материи как общей первооснове всего сущего было облечено в форму пантеизма. В своих филос. воззрениях Д. Д. опирался на древних материалистов (Анаксимена, Ксенофана), а также на Аристотеля и его комментатора Александра Афродизийского. С др. стороны, его идеи во многом близки филос. идеям шартрской школы 12 в., в частности Гильома из Конша, и обнаруживают нек-рые влияния араб. материалистич. философии. Вместе с тем Д. Д. отрицал изменчивость, объявляя ее лишь заблуждением неискушенного ума или случайностью бытия. Тем не менее пантеистич. учение Д. Д. было направлено против церкви, к-рая объявила его "ересью" и подвергла преследованиям последователей филос. воззрений Д. Д. Лит.: Трахтенберг О. В., Очерки по истории западноевропейской средневековой философии, М., 1957, с. 95-98; Lеу Н.. Studie zur Geschichte des Materialismus im Mittelalter. В., 1957; Τhéry G., Autour du décret de 1210, I. David de Dinant..., Kain, 1925; Birkenmayer Α., Découverte des fragments manuscrits de David de Dinant, "Rév. néo-scolastique de philos.", Louvain, 1933, t. 35, s. 220-29. Б. Рамм. Ленинград. |
Иван Иванович (15 июня 1794 - 15 ноября 1863) - рус. философ-идеалист и филолог. Окончил Моск. ун-т (1812); д-р словесных наук (1815, дисс. "О преобразовании в науках, произведенном Баконем"), проф. Моск. ун-та (с 1822); директор Гл. пед. ин-та в Петербурге (1847-58), академик (с 1841). Сторонник идеологии "офиц. народности", единомышленник С. Уварова и С. Шевырева. В "Опыте руководства к истории философии..." (М., 1820) Д. следовал истории философии Жерандо (J. Gérando, Histoire comparée des systèmes de philosophie relativement aux principes des connaissances humaines, 1804), В "Начальных основаниях логики..." Д. (1819-20) можно различить две тенденции: сенсуалистическую и умозрительную (шеллингианскую); последняя нашла наиболее полное выражение во "Вступительной лекции о возможности философии как науки" (М., 1826). В последующем Д. сосредоточился на проблемах литературоведения, филологии и эстетики ("Чтения о словесности", т. 1-4, 1837-43; "О возможности эстетической критики", 1839, и др.). В ретроградной ст. "Возможна ли у нас германская философия" ("Москвитянин", 1841, ч. 2) Д. критиковал философию Гегеля справа и давал реакционное славянофильское истолкование идеи нац. самобытности филос. развития. Лит.: Филиппов М., Судьбы русской философии, "Русское богатство", 1894, No 8, с. 109-46; Введенский Α., Судьбы философии в России, "Вопр. филос. и психол.", 1898, кн. 42; Чернышевский Н. Г., Полн. собр. соч., т. 16, М., 1953 (см. Указатель, с. 864); Добролюбов Η. Α., Партизан И. И. Давыдов во время Крымской войны, Полн. собр. соч., т. 3, М., 1936; его же, Дневники 1851-59, ПСС, т. 6, М., 1939. З. Каменский. Москва. |
ДАДЗА́Й СЮНДА́Й (Д з ю н) (1680-1747) - япон. философ, противник неоконфуцианского идеализма и буддийской мистики. Будучи сторонником упорядоченного и просвещенного феод. правления, высказываясь за объединение Японии и создание токугавскими правителями централизов. гос-ва, Д. С. в то же время не считал власть феод. дома Токугава образцом для "умиротворения Поднебесной". Под лозунгом возвращения к древнему конфуцианству Д. С. выступал с критикой чжусианской философии, являвшейся офиц. гос. философией токугавского режима. Критиковал неоконфуцианство, указывая, что оно "признает господство духа над материей", и отвергал учение о первичности и вездесущности идеального начала. Вместе с тем Д. С. отдал дань религии. В целом философия Д. С. подготовила развитие материалистич. идей в Японии. Лит.: Нихон тэцугаку дзэнсё (Собрание сочинений по японской философии), т. 8, Токио, 1936; Саигуса Хирото, Нихон-но юибуцуронся (Японские материалисты), Токио, 1956, с. 66-68. Я. Радуль-Затуловский. Ленинград. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ДАКО́СТА (Д'Акоста, Д'Акошта) - см. Акоста. |
Д'АЛАМБЕР (D'Alembert), Жан Лерон (16 нояб. 1717 - 29 окт. 1783) - франц. математик и философ-просветитель периода подготовки франц. бурж. революции 1789-94. Член Парижской АН (с 1751). Д'А. работал вместе с Дидро над созданием "Энциклопедии", в к-рой, следуя в основном Ф. Бэкону, дал классификацию наук. В "Энциклопедии" Д'А. вел отделы математики и физики. В 1757, не выдержав преследований реакции, отошел от издания "Энциклопедии". Из его филос. работ наиболее важное значение имеют вступит. статья к "Энциклопедии" - "Очерк происхождения и развития наук" ("Discours préliminaire de l'Encyclopédie", 1751, рус. пер. в кн.: "Родоначальники позитивизма", 1910) и "Элементы философии" ("L'Essai sur les éléments de philosophie...", 1759). Д'А. боролся против феод.-клерикального мировоззрения, но не поднялся до материализма и атеизма Дидро, Гольбаха, Гельвеция, Ламетри. Ограниченность мировоззрения Д'А. наиболее резко выражена в его теоретико-познават. взглядах. Следуя Локку, Д'А. склонялся к сенсуализму, но воздерживался от материалистич. решения осн. вопроса философии. Д'А. признавал наличие в человеке особой, отличной от материи субстанции - сознания. Д'А. распространял свой скептицизм и на религию; он сомневался в существовании бога, но не стал на позиции атеизма. В отличие от франц. материалистов, Д'А. считал, что существуют неизменные, не зависящие от обществ. среды нравств. принципы. Д'А. защищал бурж. собственность и выступал против феод. собственности как против несправедливого распределения богатств между людьми. Взгляды Д'А. по вопросам теории познания и религии были подвергнуты критике со стороны Дидро в произведениях "Сон Д'Аламбера" (1769), "Разговор Д'Аламбера и Дидро" (1769) и др. Д'А. принадлежат также работы по вопросам муз. теории и муз. эстетики. Наиболее важной из них является трактат "О свободе музыки" ("De la liberté en musique"), в к-ром подведены итоги т.н. войны буффонов - острой идеологич. борьбы во Франции вокруг вопросов оперного иск-ва. Д'А. доказывал, что музыка способна реалистически выражать разнообразные явления действительности. Д'А. достиг крупных результатов в области математики, гидродинамики и астрономии. Соч: Oeuvres, t. 1-5, P., 1821-22; в рус. пер. - Динамика, М.-Л., 1950; Извлечение из мемуара "О равновесии жидкостей", в кн.: Клеро Α., Теория фигуры Земли, основанная на началах гидростатики, [Л.], 1947; О фигуре Земли, там же. Лит.: Энгельс Ф., Диалектика природы, М., 1955, с. 61-64, 70; Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, Соч., 4 изд., т. 14; Литвинова Е. Ф., Даламбер. Его жизнь и научная деятельность, СПБ, 1891; История философии, т. 2, [М.], 1941, с. 353-55; Muller M., Essai sur la philosophie de Jean d'Alembert, P., 1926. M. Цебенко. Москва. |
ДАМАСКИЙ (Δαμάσκιος) (6 в. н.э.) - древне-греч. философ афинской школы неоплатонизма, один из представителей школы Прокла. Из многочисл. соч. Д., частью не дошедших до нас, частью недостоверных, мы обладаем двумя памятниками большого историко-филос. значения: "Трудности и их разрешения относительно первых принципов" и "Жизнь Исидора" (Исидор - учитель Д. и его предшественник в Академии платоновской). Д. интенсивно развивал диалектику и мистику Прокла и в этом смысле завершил антич. неоплатонизм. Д. учил о трех Единых, из к-рых одно - абсолютно непознаваемо, другое - "одно - все" и третье - "все - одно". После этого третьего Единого начинается у Д. противоположение монады и диады и переход к сущности. В дальнейшем его система во многом повторяет Прокла. Однако у Д. еще более подчеркнута идея совпадения противоположностей, так что часто образуется перевес неразличимого и сплошного над различимым и раздельным. Диалектика единства противоположностей переплетается у Д. с мистицизмом. Соч. Д. еще очень мало исследованы. В 529 по распоряжению имп. Юстиниана в Афинах была закрыта платоновская Академия; ее представители вместе с Д. бежали в Иран к шаху Хосрову I, где положили начало средневековому неоплатонизму. Соч.: Damascii successoris dubitationes et solutiones de primis principiis..., Pars 1-2, ed. С. A. Ruelle. P., 1889. Лит.: Zeller E., Die Philosophie der Griechen..., Tl 3, Abtl. 2, 5 Aufl., Lpz., 1923, S. 901-08. А. Лосев. Москва. |
ДАМБРА́УСКАС (Dambrauskas), Александрас Андряус [псевдоним - Я к ш т а с, Адомас; 8 (20) сент. 1860 - 19 февр. 1938] - литов. реакц. обществ. деятель, литератор; философ-идеалист. Не закончив естеств.-математич. фак-та Петерб. ун-та, поступил в духовную академию, где получил степень магистра теологии. С 1902 - проф. теологии Петерб. духовной академии; затем до конца жизни - в Каунасе. В период революции 1905-07 призывал к поддержке царской Думы; позже стал врагом Сов. власти. На мировоззрение Д. большое влияние оказала философия В. Соловьёва, лекции к-рого он слушал в Петербурге. Пытаясь доказать божеств. происхождение мира и его закономерностей, Д. придерживался антинауч. теории "тепловой смерти" Вселенной и утверждал, что идея конечности мира не противоречит науке ("Что может наука сказать о конце мира" - "Ką mokslas gali pasakyti apie pasaulio pabaigas", 1920). В вопросах гносеологии Д. проповедовал агностицизм, считая понятия продуктами чистого мышления. Красота, по Д., является отражением вечного логоса, бога. Все, что противоречит богу, - не морально, не эстетично, не истинно. За проповедь этих взглядов Д. было присвоено звание католич. академика. Соч.: Aukščiausiasis gėris Kaunas, 1935; Pikto problema, Kaunas, 1935; Logika, 3 leid., Kaunas, 1922; Mokslas ir tikėjimas, Kaunas, 1930; Мūsų naujoji literatūre (1904-1923), t. 1-2, Kaunas, 1923-24; Meno kūrybos problemos, Kaunas, 1931; Naujos trigonometriškos sistemos, Kaunas, 1922; в рус. пер. - Письма католического богослова к православному, Краков, 1904. А. Гришка. Вильнюс. |
Сергей Иосифович [р. 15 (27) окт. 1888] - сов. философ, профессор, д-р филос. наук (с 1927, дисс. "Философия Ксенофана Колофонского"). Учился в Харьковском и Моск. ун-тах (окончил в 1911). С 1922 - доцент Тбилисского ун-та. С 1946 - старший науч. сотрудник Ин-та философии АН Груз. ССР. Д. работает преимущественно в области истории философии. Перевел на груз. яз. и дал комментарий к труду Аристотеля "Поэтика", изд. Тбилисским ун-том в 1944. Соч. на рус. яз.: Опыт исследования теории нравственности Гельвеция, ч. 1, Тбилиси, 1922; Научное знание в представлении Демокрита, Тифлис, 1935. |
ДА́НИЕЛЬС (Daniels), Роланд (20 янв. 1819 - 29 авг. 1855) - нем. врач, член Союза коммунистов, близкий друг Маркса. В 1844 в Париже познакомился с Марксом и испытал сильное влияние его взглядов. С этого времени становится материалистом и коммунистом. Д. был одним из руководителей кельнской общины Союза коммунистов и, вероятно, членом ЦК. В борьбе, к-рую Маркс вел против "истинного социализма", фракции Виллиха - Шаппера, Д. решительно отстаивал т. зр. Маркса. В июне 1851 Д. был арестован; на кельнском процессе Союза коммунистов (1852) за недостатком улик был оправдан. Умер от туберкулеза, к-рым заболел в тюрьме. В большой (191 лист) рукописи "Микрокосмос. Набросок физиологической антропологии" (1850) Д. сделал первую попытку применить филос. идеи Маркса к области естествознания и попытался дать материалистич. картину мира. Работа затрагивает вопросы физики, химии и биологии, физиологии, медицины, антропологии и психологии, философии, социологии и логики; центральная проблема работы - человек как продукт природы. Д. подчеркивал односторонность такого рассмотрения, поскольку считал, что человек есть прежде всего продукт общества. Он признавал материалистич. понимание истории и отсылал читателя к работам Маркса и Энгельса ("Святое семейство", "Нищета философии" и др.). Д. стоял на т. зр. материализма и атеизма, диалектически подходил к решению ряда проблем естествознания (в частности, считал несводимыми высшие свойства к низшим, классифицируя свойства как физические, химические, растительные, животные и человеческие). Он подвергал критике взгляды Гегеля и Фейербаха, младогегельянцев и вульгарных материалистов. Цель его работы - естественнонауч. обоснование необходимости коммунистич. преобразования общества. Д. послал рукопись Марксу и просил его написать предисловие. Переписка Д. с Марксом (всего сохранилось 21 письмо Д. к Марксу) показывает в целом положит. отношение Маркса к работе Д., стоявшего на голову выше тогдашних естественников-материалистов. Основным недостатком работы Д. Маркс и Энгельс считали то, что различие между человеком и животным он сводил к способности человека образовывать понятия. Д. признал эту критику правильной и внес в свою работу ряд существенных изменений, направленных в сторону последоват. марксизма. Оценка взглядов и деятельности Д. дана в письмах: Энгельса Марксу от 3 апр. 1851 и Маркса А. Даниельс от 6 сент. 1855. Рукопись и письма Даниельса Марксу хранятся в Архиве Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС. Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 21-25, М.-Л., 1929-36 (см. Именной указатель); Der Kommunistenprozess zu Köln 1852 im Spiegel der zeitgenössischen Presse, hrsg. und eingeleitet von Karl Bittel, В., [1955]. Г. Багатурия. Москва. |
Николай Яковлевич (28 нояб. 1822 - 7 нояб. 1885) - рус. естествоиспытатель и реакц. философ, глава "поздних славянофилов", "почвенников" (см. Неославянофильство). Окончил естеств. фак-т Петерб. ун-та (1847), работал (в 50-х гг. совместно с акад. Бэром) над вопросами рыболовства. В 40-х гг. увлекался идеями Фурье. В 1849 был арестован по делу Петрашевского, но вскоре освобожден. По филос. воззрениям Д. - эклектик: позитивизм перерастает в его творчестве в объективный идеализм и провиденциализм. Д. выступал против дарвинизма, видя в нем "единственно возможную поддержку материалистического мировоззрения" ("Дарви-низм. Критическое исследование", т. 1, 1885; т. 2 - одна посмертная глава, 1889) и противопоставляя ему теорию катаклизмов Кювье. К. А. Тимирязев в ст. "Опровергнут ли дарвинизм?" дал отпор "мелкой, изворотливой софистике дилетанта" Д. (см. К. А. Тимирязев, Чарлз Дарвин и его учение, 1940, с. 150-193). Пытаясь обосновать неославянофильскую социологич. доктрину при помощи биологии, Д. выдвинул теорию "эмпирических законов" развития народов ("Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому", 1871, впервые опубл. в журн. "Заря", 1869, No 5, 6, 8, 9), согласно к-рой действит. носителями историч. жизни являются обособленные "культурно-исторические типы" (египетский, китайский, еврейский, европейский и др.). Каждый из них проходит 3 этапа: юность, зрелость и старость. Русские и славяне - особый тип. По политич. взглядам Д. - панславист-националист, апологет политики царизма. Его последователями были Страхов, К. Леонтьев. Соч.: Сборник политических и экономических статей Н. Я. Данилевского, СПБ, 1890. П. Шкуринов. Москва. |
ДАННОЕ - к.-л. объект, ставший предметом рассмотрения, познания. В противоположность идеалистич. эмпиризму, теория познания диалектич. материализма исходит из того, что подлинным "данным" в человеч. ощущениях, представлениях и понятиях является объективная реальность - материя. "Для материалиста "фактически дан" внешний мир, образом коего являются наши ощущения. Для идеалиста "фактически дано" ощущение, причем внешний мир объявляется „комплексом ощущений"" (Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 14, с. 99). Сам процесс отражения и его результаты (ощущения, восприятия, представления, понятия и т.п.) тоже могут быть предметом познания, но не непосредственно, а всегда опосредованно, через материальную сторону своего выражения - язык, музыку, скульптуру, живопись и т.п. средства выражения, поступки, действия, движения. Т.о., непосредственно данным может быть только материальный предмет или явление. |
ДА́НХЕМ (Dunham), Д а н э м, Берроуз (р. 10 окт. 1905) - прогрессивный амер. философ. До 1953 - проф. философии в Темпльском ун-те. В трудах Д. значит. место уделяет вопросам теории познания, этике и эстетике. В 1953 в Бостоне вышла книга Д. "Гигант в цепях" ("Giant in chains", рус. пер. 1958), в к-рой он характеризует предмет и задачи философии, исследует соотношение философии и практики, рассматривая философию "как теорию человеческого освобождения, освобождения, так сказать, человечества в целом" (с. 27). В работе содержится материалистич. критика англ. и амер. гегельянства, прагматизма, позитивизма, гл. обр. в связи с решением этич. и обществ.-политич. проблем представителями этих направлений (Ройсом, Брэдли, Бозанкетом, Джемсом, Муром). Соч.: A study in Kant's aesthetics, Lancaster, 1934; Kant's theory of aesthetic form, в кн.: The Heritage of Kant, Princeton, 1939; Man against myth, Boston, 1947; The marxist theory of knowledge, "New Age", New Delhi, 1957, v. 6, No 3; Intellectuals in America, Mainstream, N. Y., 1959, v. 12, No 10. А. Кислова. Москва. |
ДАО - одна из важнейших категорий в кит. классич. философии. Первоначально термин "Д." означал "путь", "дорогу". Впоследствии понятие "Д." было применено др.-кит. астрономами для обозначения "небесного пути" движения светил. Начиная с 5-3 вв. до и. э. понятие "Д." становится традиц. понятием кит. философии, гл. обр. даосизма. Содержание этого понятия постоянно менялось. Для мн. философов Д. означало "путь" природы, ее закономерность. Вместе с тем это понятие приобрело также смысл жизненного пути человека, превратилось в понятие "этическая норма" ("дао-дэ"). Д. означало также "логику", "аргумент" ("дао-ли"). В истории кит. философии Д. явилось тем понятием, трактовка к-рого разделяла философов на материалистов и идеалистов. У одних философов (Лао-цзы, Сюнь-цзы, Ван Чун и др.) Д. рассматривается как естеств. путь вещей, закономерность материального мира, как первопричина всего сущего. Д. существует объективно, оно вечно и необъятно. У других философов (Ван Би и др.) Д. есть "идеальное начало", к-рое, по их мнению, лучше всего выражается понятием "небытие". Идея Д. здесь превращается в чисто логич. понятие единого, главного, всеобщего и рассматривается в умозрит. аспекте. Философы-мистики (Дун Чжун-шу и др.) трактуют Д. как "божественный путь". В эпоху Сун (10-13 вв.) в результате слияния даосизма с буддизмом и конфуцианством возникло новое, схоластич. течение - т.н. "даосюэ", согласно к-рому вечное, само по себе существующее, идеальное начало (ли) предшествует материальному (ци) и управляет миром вещей. Течение "даосюэ", представляемое Чжу Си, при династиях Мин и Цин стало ортодоксальным учением господств. классов. Против него выступал целый ряд мыслителей, философов-просветителей 17 в. В дальнейшем борьба вокруг понятия "Д.", к-рая была начата в древний период, продолжала развиваться. В совр. лит-ре по истории кит. философии ведутся споры о том, означает ли категория Д. материальный принцип или идеальное начало. Лит.: История философии, т. 1-2, М., 1957, т. 1, с. 172-85, т. 2, с. 588-607; Хоу Вай-лу [и др.], Чжунго сысян тунши (История китайских идеологий), т. 1-2, Пекин, 1957; Ян Юн-го, История древнекитайской идеологии, пер. с китайск., М., 1957; Ян Хин-шун, Древнекитайский философ Лао-Цзы и его учение, М.-Л., 1950. Ян Хин-шун. Москва. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ДАРВИНИЗМ СОЦИАЛЬНЫЙ - см. Социальный дарвинизм. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Павел Георгиевич [10 (22) авг. 1869 - 2 сент. 1946] - сов. историк, публицист, д-р медицины. Один из основателей латв. социал-демократич. рабочей партии, большевик с 1903. В 1907-12 занимался лит.-издат. деятельностью, перевел на рус. язык и издал осн. работы Дицгена, перевел на латыш. язык "Анти-Дюринг" и "Людвиг Фейербах" Энгельса и "К критике политической экономии" Маркса. Активный участник Октябрьской революции 1917 в Москве. В 1918 был избран действит. членом Коммунистич. академии. Работал в ин-тах философии и истории Коммунистич. академии, а затем - в АН СССР. В 1945 - 1946 работал в Ин-те истории партии ЦК КП Латвии. Пропагандируя диалектич. материализм, Д. допускал ошибочные оценки философии Дицгена, не замечая нек-рых слабых сторон его учения. Критика Ленина (см. Соч., 4 изд., т. 14, с. 235-36) помогла Д. преодолеть эти ошибки. Д. - автор трудов по истории революц. движения в Латвии, по вопросам марксистской этики и антирелиг. воспитания, а также в области стоматологии и здравоохранения. Соч.: Priekšlasījums par dialektisko materialismu, "Darba r īts", 1949, No 1-3; на рус. яз. - Дицген И., с предисл. М. Митина, М., 1934; Революция 1905-1907 гг. в Латвии, Рига, 1949; Я. Райнис, певец борьбы, солнца и любви, М., 1920. Лит.: Pelše R., Pāuls Dauge, "Karogs", 1946, No 9. П. Валескалн. Рига. |
ДА́УКАНТАС (Daukantas), Симанас (28 окт. 1793 - 6 дек. 1864) - литов. просветитель, писатель и историк. Сын крестьянина. Окончил Вильнюсский ун-т (1825). Написал ряд работ по истории литов. народа, в т. ч. "Историю Литвы" ("Lietuvos istorija", кн. 1-2, 1893-97), в к-рых освещал историю с идеалистич. позиций, идеализировал литов. старину, не замечая процессов классовой борьбы. Вместе с тем Д. положил начало критике папско-тевтонских хроник средневековья и разоблачению реакц. роли католич. церкви и папства в истории Литвы. Он защищал нац. нар. творчество и язык от ассимиляторских стремлений ополячившихся литов. феодалов и католич. духовенства. Просветительство Д. (издание книг для крестьян по с.-х. вопросам и т. д.) имело ограниченный характер. Соч.: Būdas senovės lietuvių kalnėnų ir žemaičių, Kaunas, 1935; Rinktiniai raštai, Vilnius, 1955. Лит.: Очерки по истории философской и общественно-политической мысли народов СССР, т. 2, М., 1956, с. 674-75. Ю. Жюгжда. Вильнюс. |
Иван Алексеевич (1771, по др. данным, 24 февр. 1772 - 30 дек. 1839) - рус. ботаник и зоолог, интересовавшийся филос. вопросами. Окончил мед. фак-т Моск. ун-та (1796). Проф. (1807-33), ректор (1826-33) Моск. ун-та. Издавал в 1820-30 "Новый магазин естественной истории, физики, химии и сведений экономических", в к-ром популяризировал достижения зарубежной и отечеств. науки (здесь впервые напечатаны нек-рые соч. Ломоносова, в т.ч. "Размышления о причине теплоты и холода"). В естеств.-науч. работах - "Слове о нынешнем состоянии земной поверхности", 1806, "Физике...", 1808, 3 изд., ч. 1-2, 1824-25 (книга, является переводом книги П. Жакото - P. Jacotot, Е́léments de physique experimentale, de chimie et de mineralogie, t. 1-2, 1804, сделанным с "переменами и добавлениями", особенно во введении, имевшем филос. значение), и др. - Д. стоял на почве деизма, утверждал естеств., независимую от божеств. воли эволюцию Земли. В "Слове..." Д. развивал взгляды Ломоносова, особенно его геологич. идеи. Сторонник опытной науки, Д. признавал не только правомерность умозрения, когда "умозаключения" "подтвердятся опытами и наблюдениями", а "предположения" становятся "законами природы", но и полагал, что "опытная физика" "без умозрения служила бы только для забавы". Д. подчеркивал практич. значимость науки, ограничивая вместе с тем возможности познания "обстоятельствами" создания мира, к-рые "сокрыты навсегда непроницаемой завесой для глаз смертных", и соответствующими этим представлениям "последними причинами", из к-рых Д. исключал все действит. силы, свойства и законы природы. Лит.: Рулье К., Биография [И. А. Двигубского], "Московские ведомости", 1840, No 35-36 (имеется библиогр. трудов Д.); Очерки по истории физики в России, М., 1949, с. 44-45; Очерки по истории философской и общественно-политической мысли народов СССР, т. 1, М., 1955, с. 352-53. 3. Каменский. Москва. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ДВОЙНОГО ОТРИЦАНИЯ ЗАКОНЫ - законы исчисления высказываний и алгебры логики, выражающие нек-рые свойства отрицания, связанные в нек-рых случаях также с импликацией. В классич. исчислении высказываний они выражаются следующими формулами: (здесь "-" - знак отрицания, а "-> - знак импликации, т.е. логич. следования). Две последние из этих формул верны также и в интуиционистском исчислении высказываний (см. Интуиционистская логика и Конструктивная логика). В классич. алгебре логики Д. о. з. выражаются следующими тождествами: (здесь И - знак истины). Содержательный общелогич. смысл Д. о. з. состоит в том, что двойное отрицание (т.е. повторенное два раза отрицание, отрицание отрицания), грубо говоря, есть почти то же самое, что и утверждение, равносильно последнему; хотя при более тонком анализе выясняется, что переход от двойного отрицания (нек-рого высказывания) к утверждению (того же высказывания) в общем случае является, в отличие от обратного перехода, в нек-ром смысле неконструктивным. А. Кузнецов. Москва. |
ДВОЙСТВЕННАЯ ИСТИНА (или д в о й н а я и с т и н а) - термин, обозначающий учение о разделении филос. и богословских истин, по к-рому истинное в философии может быть ложным в теологии, и наоборот. Учение о Д. и. возникло в средние века, в эпоху распространения философии Аристотеля, когда обнаружилось, что ряд филос. положений системы Аристотеля противоречит догматам мусульм. и христ. религий. Положение о Д. и. выявляло противоречие ср.-век. миросозерцания - противоречие между научными устремлениями и религией. Наиболее влият. мыслителем, опиравшимся на учение о Д. и. в своей полемике с мусульм. богословами, был Ибн Рошд (Аверроэс). Из этого же учения исходил и франц. аверроизм 13 в. (его главой в Парижском ун-те был Сигер Брабантский), представители англ. номинализма (Дунс Скот, Уильям Оккам). Париж. епископ Тампье 7 марта 1277 подверг осуждению учение о Д. и., как ставящее себе целью унизить теологию и отвергнуть значение христ. учения. Широкое распространение учение о Д. и. получило в эпоху Возрождения (Помпонацци, падуанская школа аверроистов и др.). В новой форме учение о Д. и. было возобновлено Кантом, к-рый ставил себе целью уже не защиту науки от религии, а, наоборот, защиту религии от науки. "Я должен был ограничить область з н а н и я, чтобы дать место в е р е" (Кант, Критика чистого разума, СПБ, 1915, с. 18). Совр. реакц. бурж. философия развивает дальше эту традицию в учении о Д. и. Лит.: Аксельрод Л., Философские очерки, 4 изд., М.-Л., 1925; Maywald M., Die Lehre von der zweifachen Wahrheit, В., 1871; Mandonnet P., Siger de Brabant, Fribourg (Suisse), 1899 (p. CLXIV-CLXXI). А. Рубин. Москва. |
ДВО́ЙСТВЕННОСТЬ - содержательное понятие, применяемое в логике и математике всякий раз, когда между двумя группами понятий установлено взаимно-однозначное соответствие так, что замена понятий одной группы на соответствующие понятия др. группы каждый раз переводит истинные высказывания в истинные высказывания. Понятие "Д." употребляется, напр., в логике (двойств. понятия: конъюнкция и дизъюнкция, квантор общности и квантор существования. См. Кванторы), в теории структур (двойственные понятия: "+" и "·"; 1 и 0), в теоретико-множественной топологии (двойств. понятия: объединение и пересечение множеств). Ю. Шиханович. Москва. |
"ДВОЯКИЕ РЕ́ЧИ" - сочинение неизвестного др.-греч. софиста (начало IV в. до н.э.), использовавшего учения Протагора, Горгия и Гиппия. "Д. р." развивают учение об относительности человеч. понятий о добре и зле, истине и лжи, о прекрасном и постыдном и др., ссылаясь на различие интересов людей, на различие норм поведения и оценок человеч. поступков у народов, живущих в разных условиях. Свою софистич., релятивистскую т. зр. автор противопоставлял учению об абсолютных благе и истине Сократа и Платона и диалектике Гераклита. Греч. текст см. вкн.: H. Diеls, Die Fragmente der Vorsokratiker, 6 Aufl., Bd 2, В., 1952; русский - в кн.: А. Маковельский, Софисты, вып. 2, Баку, 1941. А. Маковельский. Баку. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ДЕ МАН (de Man), Гендрик (17 нояб. 1885 - 20 июня 1953) - реакц. бельг., социолог, правый социалист. С 1939 - пред. Бельг., социалистич. партии. Был министром труда (1935) и финансов (1936-40). За сотрудничество с нем. оккупац. властями был приговорен к 30 годам тюремного заключения, но успел эмигрировать в Швейцарию (1946). Деятельность Де М. направлена на борьбу с марксизмом. Отвергая материализм и диалектику, он противопоставлял им волюнтаризм и интуитивизм, заимствованные у Бергсона и Фрейда ("Психология социализма" - "Zur Psychologie des Sozialismus", 1926). Влечение, страсть, подсознат. инстинкты - таковы, по Де М., движущие силы человеч. деятельности и истории. Формуле Декарта: "Я мыслю, следовательно, я существую" - он противопоставлял волюнтаристич. формулу: "Я хочу, следовательно, я существую". Вместо объективной закономерности классовой борьбы Де М., выдвигал понятие классов как общей направленности воли. После второй мировой войны выступал с космополитич. пропагандой "мирового правительства". Соч.: Der Kampf um die Arbeitsfreude, Jena, 1927; Sozialismus und National-Fascismus, Potsdam, 1931; Die sozialistische Idee, Jena, 1933; Le plan du travail, Brux., 1934; Vermassung und Kulturverfall, Münch., 1951. Б. Быховский. Москва. |
ДЕ РУА (De Roy), или Л е р у a (Le Roy), Гендрик (латинизиров. Р е г и у с; Regius) (29 июля 1593 - 17 февр. 1679) - голл. философ-материалист, физиолог и педагог. Горячий сторонник и пропагандист механистич. физики и физиологии Декарта, сторонник учения Галилея о вращении Земли. Принимал активное участие в борьбе Декарта с протестантским мракобесом епископом Утрехта Боэцием. В "Разъяснении о человеческом уме" ("Explicatio mentis humanae...", 1647) и в "Основаниях физики" ("Fundamenta physicae", 1646) разошелся с Декартом, отверг его дуалистич. метафизику, обосновывал материалистич. учение о человеке и объявил душу лишь "модусом" (свойством) тела. В "Разъяснении..." Де Р. выступил против учения о врожденности идей, допуская существование в душе лишь способности мышления. Вслед за тем Де Р. отверг и декартовское доказательство существования бога. Предвосхищая идеи Гоббса, Де Р. связал механистич. физиологию с учением об опытном, чувственном происхождении всех идей. В своем систематич. курсе "Естественной философии" ("Philosophia naturalis", 1654) Де Р. еще резче выдвигал на первый план физику, к-рая у него предшествует психологии и теории познания, а не следует за ними, как это было у Декарта. Маркс называет Де Р. основателем того материалистич. направления картезианства, к-рое отправлялось в своем учении о человеке от физики Декарта (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 2, с. 140). Лит.: Быховский Б., Принципы философии Гендрика Де-Руа, "Под знаменем марксизма", 1932, No 5-6; История философии, т. 2, М., 1941 (см. Указатель имен); Urijer М. I. А. de, Henricus Regius..., s'Gravenhage, 1917. В. Соколов. Москва. |
ДЕ РУДЖЕ́РО (De Ruggiero), Гвидо (23 марта 1888 - 29 дек. 1948) - итал. историк философии. Преподавал в Мессине и Риме. В 1941 сослан фашистскими властями за новое изд. своей книги "История европейского либерализма" ("Storia del liberalisme europeo", 1925). В 1943 Де Р. был арестован за антифашистскую деятельность. После крушения фашизма стал ректором ун-та в Риме и в 1944 - министром обществ. образования. Филос. взгляды Де Р. близки идеализму Б. Кроче. Автор многотомной истории философии. Соч.: La filosofia contemporanea, 2 ed., v. 1-2, Bari, 1920; Sommario di storia della filosofia, Bari, 1927; L'Esistenzialismo, Bari, 1943; Filosofi del novecento. Appendice a "la filosofia contemporanea", 3 ed., Bari, 1946; Hegel, Bari, 1948; Storia della filosofia, pt 1-4, Bari, 1948-52. Лит.: Calό G., Saivatorelli L., Guido De Ruggiero, Roma, 1949. |
Николай Григорьевич [16 (28) ноября 1842 - 26 февр. 1918] - рус. философ-идеалист, переводчик на рус. яз. "Науки логики" Гегеля (1916). Окончил горный ин-т и естеств. фак-т Петербургского ун-та. Был преподавателем метафизики, логики и психологии в Петерб. духовной академии. Один из учредителей (1897) Филос. об-ва в Петербурге. В молодости взгляды Д. содержали нек-рые материалистич. тенденции, позже он перешел к позитивизму, но не остановился и на нем. В работах "Введение в учение о познании" (1870), "О диалектическом методе" (1872), "Философия будущего. Соображения о ее начале, предмете, методе и системе" (1882), "О высшем благе или о верховной цели нравственной деятельности" (1886) Д. излагал "свою" систему объективно-идеалистич. толка. При ее создании Д. испытал сильное влияние Канта, затем - Гегеля. Осн. соч. Д. - "Философия феноменального формализма" (вып. 1-2, 1892-95; из трех предполагаемых частей - метафизика, философия природы и этика - написана и опубликована только 1-я). В нем Д. утверждал, что Гегель, отождествив абс. (по терминологии Д. - Верховный) разум с человеческим, унизил бога. В борьбе с материализмом и марксизмом Д. пытался видоизменить учение Гегеля. По Д., только абс. ум является первопричиной вещей; поскольку мышление есть формирующее начало, формализм индивидуального ума выступает как одно из проявлений формализма абс. ума. Отсюда и название системы Д. - "феноменальный формализм", в к-ром Д. видел окончат. философию, подготовленную всем предшествующим развитием филос. мысли. Д. принадлежит ряд соч. по педагогике. Лит.: Ланге H. H., Философия феноменального формализма Н. Г. Дебольского, ст. 1, "Ж. М-ва народного просвещения", СПБ, 1900, 7-е десятилетие, ч. 328, апрель. Б. Сафронов. Москва. |
ДЕБОРИН (И о ф ф е), Абрам Моисеевич [р. 4 (16) июня 1881] - сов. философ, академик (с 1929). С 1903 - большевик, с 1907 по 1917 был меньшевиком. С 1928 - член КПСС. Окончил филос. ф-т Бернского ун-та (1908). Начиная с 1905 вел борьбу с махизмом и его разновидностями. В 1909 Д. поместил в сб. "На рубеже" ст. "Диалектический материализм" (Замечания на ней В. И. Ленина - см. Соч., 4 изд., т. 38, с. 477-485). С 1920 занимался науч.-редакторской и преподават. деятельностью. В 1926-30 - ответств. редактор журн. "Под знаменем марксизма". С 1935 работает в АН СССР. Д. написано большое количество работ по истории философии и философии марксизма. В 20-х гг. Д. выступал с критикой механицизма (см. Механисты), в защиту материалистич. диалектики. Для многих работ Д. 20-30-х гг. характерны отрыв филос. теории от практики, недооценка значения революц. переворота, совершенного марксизмом в философии, а также недооценка ленинского этапа в развитии марксистской философии. В работе "Ленин как мыслитель" Д., характеризуя Ленина как великого мыслителя, объявил его, однако, учеником Плеханова в философии. В постановлении ЦК ВКП(б) (25 янв. 1931) о журн. "Под знаменем марксизма" руководившая журналом группа Д. критиковалась за то, что она скатывалась "в ряде важнейших вопросов на позиции меньшевиствующего идеализма". В последнее время Д. ведет большую научно-исследовательскую работу по истории социально-политич. мысли и в области критики бурж. идеологии. Соч.: Введение в философию диалектического материализма, 6 изд., М.-Л., 1931; Людвиг Фейербах. Личность и мировоззрение, М., 1923; Очерки по истории материализма 17 и 18 вв., 3 изд., М.-Л., 1930; Гегель и диалектический материализм, вступ. статья в кн.: Гегель Г. В. Ф., Соч., т. 1, [М.-Л., 1929]; Диалектика и естествознание, 4 изд., М.-Л., 1930; Современные проблемы философии марксизма, в кн.: Труды 2 Всесоюзной конференции марксистско-ленинских научных учреждений, вып. 1, М., 1929; Ленин и кризис новейшей физики, 2 изд., Л., 1930; Очерки по истории диалектики, в кн.: Архив К. Маркса и Ф. Энгельса, кн. 1, [М.], 1924, кн. 3, [М.], 1927; Философия и марксизм. Сб. статей, 3 изд., М.-Л., 1930; Карл Маркс и современность, М.-Л., 1933; Диктатура пролетариата и теория марксизма, "Под знаменем марксизма", 1927, No 10-11; Социально-политические учения нового и новейшего времени, т. 1 - Социально-политические учения нового времени, Μ., 1958; Материализм и диалектика в древнеиндийской философии, "Вопр. философии", 1956, No 1; "Теоретик" современного ревизионизма Фриц Штернберг, "Новая и новейшая история", 1959, No 1; Слова и дела неонацистов, "Коммунист", 1960, No 13. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ДЕЗАМИ (Dézamy), Теодор (1803-50) - представитель франц. "народного коммунизма" 40-х гг. XIX в. Получил многостороннее образование (медицина, философия, право). В 30-х гг. Д. примкнул к революц. тайному "Обществу времен года", вдохновлявшемуся идеями Бланки. В 1839 основал ежемесячник "L'égalitaire, journal de l'organisation sociale", a в дальнейшем принимал участие в др. революц. журналах, издавал газету "Les droits de l'homme. Tribune des prolétaires", 1848; в утопич. форме пропагандировал коммунистич. идеи, выступая против Блана, Бюше, Ламенне и др. Д. ратовал за объединение всех коммунистич. сил и за приобщение рабочих к коммунистич. движению; он принял участие в революции 1848, выдвигая политич. и социальные задачи, соответствующие интересам рабочего класса. По своему мировоззрению Д. - материалист и атеист, продолжатель просветительской философии 18 в., учений Бабёфа и Фурье, под воздействием к-рых выдвигал идею о счастье как предназначении человека. Д. требовал осуществления гармонии страстей, достижимой в "солидарной ассоциации", где сочетаются личные и обществ. интересы, в свободном коллективном труде на общее благо. В своем гл. соч. "Кодекс общности" ("Code de la communauté", 1842) Д. уделил большое внимание вопросам организации и планирования произ-ва в будущем обществе; отстаивал коммунистич. принцип распределения благ в этом обществе, обеспечивающем изобилие для всех; признал пролетариат, в к-рый он включал также трудящуюся интеллигенцию и сельскую бедноту, носителем коммунистич. будущего; утверждал необходимость революц. "диктатуры принципов" (но не "диктатуры лиц") в переходный период. Вместе с тем Д. надеялся, что "последняя революция" будет бескровной и произойдет силой убеждения. Маркс и Энгельс, сравнивая Д. с предшественниками, относили Д. к тем "более научным французским коммунистам", к-рые развивали "учение м а т е р и а л и з м а как учение реального гуманизма и как л о г и ч е с к у ю основу к о м м у н и з м а" (Соч., 2 изд., т. 2, с. 146). Утопич. коммунизм Д. оставался, наряду с коммунизмом Кабе и Вейтлинга, "догматической абстракцией" (там же, т. 1, с. 379). Соч.: Discours sur l'égalité, P., 1840; Toute la vérité au peuple, P., 1842; Le jésuitisme vaincu et anéanti par le socialisme, P., 1845; Organisation de la liberté et du bien-être universel, P., 1846. Лит.: Зайдель Г. С., Теодор Дезами, "Под знаменем марксизма", 1924, No 1, 3; История философии, т. 3, [М.], 1943, с. 569-80; Волгин В. П., Идеи социализма и коммунизма во французских тайных обществах 1835-1847 годов, "Вопр. истории"; 1949, No 3; Morange G., Les idées communistes dans les sociétés secrètes et dans la presse sous la monarchie de Juillet, P., 1905; Kahane Α., Théodore Dezamy. Leben und Theorie, Giessen, 1922 (Diss.); Garaudy R.,Le communisme matérialiste en France avant 1848. Un précurseur: Théodore Dezamy, "La Pensée", 1948, No 18. И. Зильберфарб. Москва. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |