Приглашаем посетить сайт

Спорт (www.sport-data.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
Статьи на букву "Д" (часть 1, "ДАВ"-"ДЕК")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Д" (часть 1, "ДАВ"-"ДЕК")

ДАВИД АНАХТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДАВИД ДИНАНСКИЙ

ДАВИД ДИНАНСКИЙ (David de Dinant) - франц. мыслитель-материалист нач. 13 в. По нек-рым свидетельствам, Д. Д. был капелланом Динанской церкви, близ Льежа, жил в Риме при папском дворе, где пользовался расположением папы Иннокентия III. Связь между Д. Д. и Амори Шартрским, учеником к-рого его объявляли мн. авторы, не установлена. Д. Д. упомянут в приговоре церк. собора, осудившего в ноябре 1210 секту амальрикан, как автор соч. "О частях" ("De tomis"), к-рое подлежало сожжению и строгому запрещению.

Соч. Д. Д. до недавнего времени были известны только в свидетельствах резко критиковавших его Альберта фон Больштедта, Фомы Аквинского и нек-рых др. теологов - противников его учения. В 1933 появилось сообщение о нахождении неск. рукописей, приписываемых Д. Д. (см. "Revue néo-scolastique de philosophie", t. 35, 1933, p. 220). Изучение этих рукописей позволяет предполагать о пребывании Д. Д. в Греции, его знакомстве с подлинниками соч. Аристотеля, знании соч. Иоанна Скота Эриугены, Ибн-Сины и Ибн Гебироля. Осн. положение учения Д. Д. состоит в том, что материя - первоначальная, общая субстанция всех вещей. Эта "первоматерия" нераздельна, неподвижна, отличается всеобщностью. Она идентична богу и мировому разуму ("нус") и является единств. подлинной реальностью. Доказывая тожество бога, разума и материи, Д. Д. приходил к выводу об абс. единстве мира. Его учение о материи как общей первооснове всего сущего было облечено в форму пантеизма. В своих филос. воззрениях Д. Д. опирался на древних материалистов (Анаксимена, Ксенофана), а также на Аристотеля и его комментатора Александра Афродизийского. С др. стороны, его идеи во многом близки филос. идеям шартрской школы 12 в., в частности Гильома из Конша, и обнаруживают нек-рые влияния араб. материалистич. философии. Вместе с тем Д. Д. отрицал изменчивость, объявляя ее лишь заблуждением неискушенного ума или случайностью бытия. Тем не менее пантеистич. учение Д. Д. было направлено против церкви, к-рая объявила его "ересью" и подвергла преследованиям последователей филос. воззрений Д. Д. Лит.: Трахтенберг О. В., Очерки по истории западноевропейской средневековой философии, М., 1957, с. 95-98; Lеу Н.. Studie zur Geschichte des Materialismus im Mittelalter. В., 1957; Τhéry G., Autour du décret de 1210, I. David de Dinant..., Kain, 1925; Birkenmayer Α., Découverte des fragments manuscrits de David de Dinant, "Rév. néo-scolastique de philos.", Louvain, 1933, t. 35, s. 220-29.

Б. Рамм. Ленинград.

ДАВЫДОВ

Иван Иванович (15 июня 1794 - 15 ноября 1863) - рус. философ-идеалист и филолог. Окончил Моск. ун-т (1812); д-р словесных наук (1815, дисс. "О преобразовании в науках, произведенном Баконем"), проф. Моск. ун-та (с 1822); директор Гл. пед. ин-та в Петербурге (1847-58), академик (с 1841). Сторонник идеологии "офиц. народности", единомышленник С. Уварова и С. Шевырева.

В "Опыте руководства к истории философии..." (М., 1820) Д. следовал истории философии Жерандо (J. Gérando, Histoire comparée des systèmes de philosophie relativement aux principes des connaissances humaines, 1804), В "Начальных основаниях логики..." Д. (1819-20) можно различить две тенденции: сенсуалистическую и умозрительную (шеллингианскую); последняя нашла наиболее полное выражение во "Вступительной лекции о возможности философии как науки" (М., 1826).

В последующем Д. сосредоточился на проблемах литературоведения, филологии и эстетики ("Чтения о словесности", т. 1-4, 1837-43; "О возможности эстетической критики", 1839, и др.). В ретроградной ст. "Возможна ли у нас германская философия" ("Москвитянин", 1841, ч. 2) Д. критиковал философию Гегеля справа и давал реакционное славянофильское истолкование идеи нац. самобытности филос. развития.

Лит.: Филиппов М., Судьбы русской философии, "Русское богатство", 1894, No 8, с. 109-46; Введенский Α., Судьбы философии в России, "Вопр. филос. и психол.", 1898, кн. 42; Чернышевский Н. Г., Полн. собр. соч., т. 16, М., 1953 (см. Указатель, с. 864); Добролюбов Η. Α., Партизан И. И. Давыдов во время Крымской войны, Полн. собр. соч., т. 3, М., 1936; его же, Дневники 1851-59, ПСС, т. 6, М., 1939.

З. Каменский. Москва.

ДАДЗАЙ СЮНДАЙ

ДАДЗА́Й СЮНДА́Й (Д з ю н) (1680-1747) - япон. философ, противник неоконфуцианского идеализма и буддийской мистики. Будучи сторонником упорядоченного и просвещенного феод. правления, высказываясь за объединение Японии и создание токугавскими правителями централизов. гос-ва, Д. С. в то же время не считал власть феод. дома Токугава образцом для "умиротворения Поднебесной". Под лозунгом возвращения к древнему конфуцианству Д. С. выступал с критикой чжусианской философии, являвшейся офиц. гос. философией токугавского режима. Критиковал неоконфуцианство, указывая, что оно "признает господство духа над материей", и отвергал учение о первичности и вездесущности идеального начала. Вместе с тем Д. С. отдал дань религии. В целом философия Д. С. подготовила развитие материалистич. идей в Японии.

Лит.: Нихон тэцугаку дзэнсё (Собрание сочинений по японской философии), т. 8, Токио, 1936; Саигуса Хирото, Нихон-но юибуцуронся (Японские материалисты), Токио, 1956, с. 66-68.

Я. Радуль-Затуловский. Ленинград.

ДАЙ ЧЖЭНЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДАКОСТА

ДАКО́СТА (Д'Акоста, Д'Акошта) - см. Акоста.

Д'АЛАМБЕР

Д'АЛАМБЕР (D'Alembert), Жан Лерон (16 нояб. 1717 - 29 окт. 1783) - франц. математик и философ-просветитель периода подготовки франц. бурж. революции 1789-94. Член Парижской АН (с 1751). Д'А. работал вместе с Дидро над созданием "Энциклопедии", в к-рой, следуя в основном Ф. Бэкону, дал классификацию наук. В "Энциклопедии" Д'А. вел отделы математики и физики. В 1757, не выдержав преследований реакции, отошел от издания "Энциклопедии".

Из его филос. работ наиболее важное значение имеют вступит. статья к "Энциклопедии" - "Очерк происхождения и развития наук" ("Discours préliminaire de l'Encyclopédie", 1751, рус. пер. в кн.: "Родоначальники позитивизма", 1910) и "Элементы философии" ("L'Essai sur les éléments de philosophie...", 1759). Д'А. боролся против феод.-клерикального мировоззрения, но не поднялся до материализма и атеизма Дидро, Гольбаха, Гельвеция, Ламетри. Ограниченность мировоззрения Д'А. наиболее резко выражена в его теоретико-познават. взглядах. Следуя Локку, Д'А. склонялся к сенсуализму, но воздерживался от материалистич. решения осн. вопроса философии. Д'А. признавал наличие в человеке особой, отличной от материи субстанции - сознания. Д'А. распространял свой скептицизм и на религию; он сомневался в существовании бога, но не стал на позиции атеизма. В отличие от франц. материалистов, Д'А. считал, что существуют неизменные, не зависящие от обществ. среды нравств. принципы. Д'А. защищал бурж. собственность и выступал против феод. собственности как против несправедливого распределения богатств между людьми. Взгляды Д'А. по вопросам теории познания и религии были подвергнуты критике со стороны Дидро в произведениях "Сон Д'Аламбера" (1769), "Разговор Д'Аламбера и Дидро" (1769) и др. Д'А. принадлежат также работы по вопросам муз. теории и муз. эстетики. Наиболее важной из них является трактат "О свободе музыки" ("De la liberté en musique"), в к-ром подведены итоги т.н. войны буффонов - острой идеологич. борьбы во Франции вокруг вопросов оперного иск-ва. Д'А. доказывал, что музыка способна реалистически выражать разнообразные явления действительности.

Д'А. достиг крупных результатов в области математики, гидродинамики и астрономии.

Соч: Oeuvres, t. 1-5, P., 1821-22; в рус. пер. - Динамика, М.-Л., 1950; Извлечение из мемуара "О равновесии жидкостей", в кн.: Клеро Α., Теория фигуры Земли, основанная на началах гидростатики, [Л.], 1947; О фигуре Земли, там же.

Лит.: Энгельс Ф., Диалектика природы, М., 1955, с. 61-64, 70; Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, Соч., 4 изд., т. 14; Литвинова Е. Ф., Даламбер. Его жизнь и научная деятельность, СПБ, 1891; История философии, т. 2, [М.], 1941, с. 353-55; Muller M., Essai sur la philosophie de Jean d'Alembert, P., 1926.

M. Цебенко. Москва.

ДАМАСКИЙ

ДАМАСКИЙ (Δαμάσκιος) (6 в. н.э.) - древне-греч. философ афинской школы неоплатонизма, один из представителей школы Прокла. Из многочисл. соч. Д., частью не дошедших до нас, частью недостоверных, мы обладаем двумя памятниками большого историко-филос. значения: "Трудности и их разрешения относительно первых принципов" и "Жизнь Исидора" (Исидор - учитель Д. и его предшественник в Академии платоновской). Д. интенсивно развивал диалектику и мистику Прокла и в этом смысле завершил антич. неоплатонизм. Д. учил о трех Единых, из к-рых одно - абсолютно непознаваемо, другое - "одно - все" и третье - "все - одно". После этого третьего Единого начинается у Д. противоположение монады и диады и переход к сущности. В дальнейшем его система во многом повторяет Прокла. Однако у Д. еще более подчеркнута идея совпадения противоположностей, так что часто образуется перевес неразличимого и сплошного над различимым и раздельным. Диалектика единства противоположностей переплетается у Д. с мистицизмом. Соч. Д. еще очень мало исследованы. В 529 по распоряжению имп. Юстиниана в Афинах была закрыта платоновская Академия; ее представители вместе с Д. бежали в Иран к шаху Хосрову I, где положили начало средневековому неоплатонизму.

Соч.: Damascii successoris dubitationes et solutiones de primis principiis..., Pars 1-2, ed. С. A. Ruelle. P., 1889.

Лит.: Zeller E., Die Philosophie der Griechen..., Tl 3, Abtl. 2, 5 Aufl., Lpz., 1923, S. 901-08.

А. Лосев. Москва.

ДАМБРАУСКАС

ДАМБРА́УСКАС (Dambrauskas), Александрас Андряус [псевдоним - Я к ш т а с, Адомас; 8 (20) сент. 1860 - 19 февр. 1938] - литов. реакц. обществ. деятель, литератор; философ-идеалист. Не закончив естеств.-математич. фак-та Петерб. ун-та, поступил в духовную академию, где получил степень магистра теологии. С 1902 - проф. теологии Петерб. духовной академии; затем до конца жизни - в Каунасе. В период революции 1905-07 призывал к поддержке царской Думы; позже стал врагом Сов. власти.

На мировоззрение Д. большое влияние оказала философия В. Соловьёва, лекции к-рого он слушал в Петербурге. Пытаясь доказать божеств. происхождение мира и его закономерностей, Д. придерживался антинауч. теории "тепловой смерти" Вселенной и утверждал, что идея конечности мира не противоречит науке ("Что может наука сказать о конце мира" - "Ką mokslas gali pasakyti apie pasaulio pabaigas", 1920). В вопросах гносеологии Д. проповедовал агностицизм, считая понятия продуктами чистого мышления. Красота, по Д., является отражением вечного логоса, бога. Все, что противоречит богу, - не морально, не эстетично, не истинно. За проповедь этих взглядов Д. было присвоено звание католич. академика.

Соч.: Aukščiausiasis gėris Kaunas, 1935; Pikto problema, Kaunas, 1935; Logika, 3 leid., Kaunas, 1922; Mokslas ir tikėjimas, Kaunas, 1930; Мūsų naujoji literatūre (1904-1923), t. 1-2, Kaunas, 1923-24; Meno kūrybos problemos, Kaunas, 1931; Naujos trigonometriškos sistemos, Kaunas, 1922; в рус. пер. - Письма католического богослова к православному, Краков, 1904.

А. Гришка. Вильнюс.

ДАНЕЛИА

Сергей Иосифович [р. 15 (27) окт. 1888] - сов. философ, профессор, д-р филос. наук (с 1927, дисс. "Философия Ксенофана Колофонского"). Учился в Харьковском и Моск. ун-тах (окончил в 1911). С 1922 - доцент Тбилисского ун-та. С 1946 - старший науч. сотрудник Ин-та философии АН Груз. ССР. Д. работает преимущественно в области истории философии. Перевел на груз. яз. и дал комментарий к труду Аристотеля "Поэтика", изд. Тбилисским ун-том в 1944.

ДАНЕЛИА

Соч. на рус. яз.: Опыт исследования теории нравственности Гельвеция, ч. 1, Тбилиси, 1922; Научное знание в представлении Демокрита, Тифлис, 1935.

ДАНИЕЛЬС

ДА́НИЕЛЬС (Daniels), Роланд (20 янв. 1819 - 29 авг. 1855) - нем. врач, член Союза коммунистов, близкий друг Маркса. В 1844 в Париже познакомился с Марксом и испытал сильное влияние его взглядов. С этого времени становится материалистом и коммунистом. Д. был одним из руководителей кельнской общины Союза коммунистов и, вероятно, членом ЦК. В борьбе, к-рую Маркс вел против "истинного социализма", фракции Виллиха - Шаппера, Д. решительно отстаивал т. зр. Маркса. В июне 1851 Д. был арестован; на кельнском процессе Союза коммунистов (1852) за недостатком улик был оправдан. Умер от туберкулеза, к-рым заболел в тюрьме.

В большой (191 лист) рукописи "Микрокосмос. Набросок физиологической антропологии" (1850) Д. сделал первую попытку применить филос. идеи Маркса к области естествознания и попытался дать материалистич. картину мира. Работа затрагивает вопросы физики, химии и биологии, физиологии, медицины, антропологии и психологии, философии, социологии и логики; центральная проблема работы - человек как продукт природы. Д. подчеркивал односторонность такого рассмотрения, поскольку считал, что человек есть прежде всего продукт общества. Он признавал материалистич. понимание истории и отсылал читателя к работам Маркса и Энгельса ("Святое семейство", "Нищета философии" и др.). Д. стоял на т. зр. материализма и атеизма, диалектически подходил к решению ряда проблем естествознания (в частности, считал несводимыми высшие свойства к низшим, классифицируя свойства как физические, химические, растительные, животные и человеческие). Он подвергал критике взгляды Гегеля и Фейербаха, младогегельянцев и вульгарных материалистов. Цель его работы - естественнонауч. обоснование необходимости коммунистич. преобразования общества. Д. послал рукопись Марксу и просил его написать предисловие. Переписка Д. с Марксом (всего сохранилось 21 письмо Д. к Марксу) показывает в целом положит. отношение Маркса к работе Д., стоявшего на голову выше тогдашних естественников-материалистов.

Основным недостатком работы Д. Маркс и Энгельс считали то, что различие между человеком и животным он сводил к способности человека образовывать понятия. Д. признал эту критику правильной и внес в свою работу ряд существенных изменений, направленных в сторону последоват. марксизма. Оценка взглядов и деятельности Д. дана в письмах: Энгельса Марксу от 3 апр. 1851 и Маркса А. Даниельс от 6 сент. 1855. Рукопись и письма Даниельса Марксу хранятся в Архиве Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 21-25, М.-Л., 1929-36 (см. Именной указатель); Der Kommunistenprozess zu Köln 1852 im Spiegel der zeitgenössischen Presse, hrsg. und eingeleitet von Karl Bittel, В., [1955].

Г. Багатурия. Москва.

ДАНИЛЕВСКИЙ

Николай Яковлевич (28 нояб. 1822 - 7 нояб. 1885) - рус. естествоиспытатель и реакц. философ, глава "поздних славянофилов", "почвенников" (см. Неославянофильство). Окончил естеств. фак-т Петерб. ун-та (1847), работал (в 50-х гг. совместно с акад. Бэром) над вопросами рыболовства.

В 40-х гг. увлекался идеями Фурье. В 1849 был арестован по делу Петрашевского, но вскоре освобожден. По филос. воззрениям Д. - эклектик: позитивизм перерастает в его творчестве в объективный идеализм и провиденциализм. Д. выступал против дарвинизма, видя в нем "единственно возможную поддержку материалистического мировоззрения" ("Дарви-низм. Критическое исследование", т. 1, 1885; т. 2 - одна посмертная глава, 1889) и противопоставляя ему теорию катаклизмов Кювье. К. А. Тимирязев в ст. "Опровергнут ли дарвинизм?" дал отпор "мелкой, изворотливой софистике дилетанта" Д. (см. К. А. Тимирязев, Чарлз Дарвин и его учение, 1940, с. 150-193). Пытаясь обосновать неославянофильскую социологич. доктрину при помощи биологии, Д. выдвинул теорию "эмпирических законов" развития народов ("Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому", 1871, впервые опубл. в журн. "Заря", 1869, No 5, 6, 8, 9), согласно к-рой действит. носителями историч. жизни являются обособленные "культурно-исторические типы" (египетский, китайский, еврейский, европейский и др.). Каждый из них проходит 3 этапа: юность, зрелость и старость. Русские и славяне - особый тип. По политич. взглядам Д. - панславист-националист, апологет политики царизма. Его последователями были Страхов, К. Леонтьев.

Соч.: Сборник политических и экономических статей Н. Я. Данилевского, СПБ, 1890.

П. Шкуринов. Москва.

ДАННОЕ

ДАННОЕ - к.-л. объект, ставший предметом рассмотрения, познания. В противоположность идеалистич. эмпиризму, теория познания диалектич. материализма исходит из того, что подлинным "данным" в человеч. ощущениях, представлениях и понятиях является объективная реальность - материя. "Для материалиста "фактически дан" внешний мир, образом коего являются наши ощущения. Для идеалиста "фактически дано" ощущение, причем внешний мир объявляется „комплексом ощущений"" (Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 14, с. 99). Сам процесс отражения и его результаты (ощущения, восприятия, представления, понятия и т.п.) тоже могут быть предметом познания, но не непосредственно, а всегда опосредованно, через материальную сторону своего выражения - язык, музыку, скульптуру, живопись и т.п. средства выражения, поступки, действия, движения. Т.о., непосредственно данным может быть только материальный предмет или явление.

ДАНХЕМ

ДА́НХЕМ (Dunham), Д а н э м, Берроуз (р. 10 окт. 1905) - прогрессивный амер. философ. До 1953 - проф. философии в Темпльском ун-те. В трудах Д. значит. место уделяет вопросам теории познания, этике и эстетике. В 1953 в Бостоне вышла книга Д. "Гигант в цепях" ("Giant in chains", рус. пер. 1958), в к-рой он характеризует предмет и задачи философии, исследует соотношение философии и практики, рассматривая философию "как теорию человеческого освобождения, освобождения, так сказать, человечества в целом" (с. 27). В работе содержится материалистич. критика англ. и амер. гегельянства, прагматизма, позитивизма, гл. обр. в связи с решением этич. и обществ.-политич. проблем представителями этих направлений (Ройсом, Брэдли, Бозанкетом, Джемсом, Муром).

Соч.: A study in Kant's aesthetics, Lancaster, 1934; Kant's theory of aesthetic form, в кн.: The Heritage of Kant, Princeton, 1939; Man against myth, Boston, 1947; The marxist theory of knowledge, "New Age", New Delhi, 1957, v. 6, No 3; Intellectuals in America, Mainstream, N. Y., 1959, v. 12, No 10.

А. Кислова. Москва.

ДАО

ДАО - одна из важнейших категорий в кит. классич. философии. Первоначально термин "Д." означал "путь", "дорогу". Впоследствии понятие "Д." было применено др.-кит. астрономами для обозначения "небесного пути" движения светил. Начиная с 5-3 вв. до и. э. понятие "Д." становится традиц. понятием кит. философии, гл. обр. даосизма. Содержание этого понятия постоянно менялось. Для мн. философов Д. означало "путь" природы, ее закономерность. Вместе с тем это понятие приобрело также смысл жизненного пути человека, превратилось в понятие "этическая норма" ("дао-дэ"). Д. означало также "логику", "аргумент" ("дао-ли").

В истории кит. философии Д. явилось тем понятием, трактовка к-рого разделяла философов на материалистов и идеалистов. У одних философов (Лао-цзы, Сюнь-цзы, Ван Чун и др.) Д. рассматривается как естеств. путь вещей, закономерность материального мира, как первопричина всего сущего. Д. существует объективно, оно вечно и необъятно. У других философов (Ван Би и др.) Д. есть "идеальное начало", к-рое, по их мнению, лучше всего выражается понятием "небытие". Идея Д. здесь превращается в чисто логич. понятие единого, главного, всеобщего и рассматривается в умозрит. аспекте. Философы-мистики (Дун Чжун-шу и др.) трактуют Д. как "божественный путь". В эпоху Сун (10-13 вв.) в результате слияния даосизма с буддизмом и конфуцианством возникло новое, схоластич. течение - т.н. "даосюэ", согласно к-рому вечное, само по себе существующее, идеальное начало (ли) предшествует материальному (ци) и управляет миром вещей. Течение "даосюэ", представляемое Чжу Си, при династиях Мин и Цин стало ортодоксальным учением господств. классов. Против него выступал целый ряд мыслителей, философов-просветителей 17 в. В дальнейшем борьба вокруг понятия "Д.", к-рая была начата в древний период, продолжала развиваться. В совр. лит-ре по истории кит. философии ведутся споры о том, означает ли категория Д. материальный принцип или идеальное начало.

Лит.: История философии, т. 1-2, М., 1957, т. 1, с. 172-85, т. 2, с. 588-607; Хоу Вай-лу [и др.], Чжунго сысян тунши (История китайских идеологий), т. 1-2, Пекин, 1957; Ян Юн-го, История древнекитайской идеологии, пер. с китайск., М., 1957; Ян Хин-шун, Древнекитайский философ Лао-Цзы и его учение, М.-Л., 1950.

Ян Хин-шун. Москва.

ДАОСИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДАРВИН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДАРВИНИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДАРВИНИЗМ СОЦИАЛЬНЫЙ

ДАРВИНИЗМ СОЦИАЛЬНЫЙ - см. Социальный дарвинизм.

ДАС

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДАУГЕ

Павел Георгиевич [10 (22) авг. 1869 - 2 сент. 1946] - сов. историк, публицист, д-р медицины. Один из основателей латв. социал-демократич. рабочей партии, большевик с 1903. В 1907-12 занимался лит.-издат. деятельностью, перевел на рус. язык и издал осн. работы Дицгена, перевел на латыш. язык "Анти-Дюринг" и "Людвиг Фейербах" Энгельса и "К критике политической экономии" Маркса. Активный участник Октябрьской революции 1917 в Москве. В 1918 был избран действит. членом Коммунистич. академии. Работал в ин-тах философии и истории Коммунистич. академии, а затем - в АН СССР. В 1945 - 1946 работал в Ин-те истории партии ЦК КП Латвии.

Пропагандируя диалектич. материализм, Д. допускал ошибочные оценки философии Дицгена, не замечая нек-рых слабых сторон его учения. Критика Ленина (см. Соч., 4 изд., т. 14, с. 235-36) помогла Д. преодолеть эти ошибки. Д. - автор трудов по истории революц. движения в Латвии, по вопросам марксистской этики и антирелиг. воспитания, а также в области стоматологии и здравоохранения.

Соч.: Priekšlasījums par dialektisko materialismu, "Darba r īts", 1949, No 1-3; на рус. яз. - Дицген И., с предисл. М. Митина, М., 1934; Революция 1905-1907 гг. в Латвии, Рига, 1949; Я. Райнис, певец борьбы, солнца и любви, М., 1920.

Лит.: Pelše R., Pāuls Dauge, "Karogs", 1946, No 9.

П. Валескалн. Рига.

ДАУКАНТАС

ДА́УКАНТАС (Daukantas), Симанас (28 окт. 1793 - 6 дек. 1864) - литов. просветитель, писатель и историк. Сын крестьянина. Окончил Вильнюсский ун-т (1825). Написал ряд работ по истории литов. народа, в т. ч. "Историю Литвы" ("Lietuvos istorija", кн. 1-2, 1893-97), в к-рых освещал историю с идеалистич. позиций, идеализировал литов. старину, не замечая процессов классовой борьбы. Вместе с тем Д. положил начало критике папско-тевтонских хроник средневековья и разоблачению реакц. роли католич. церкви и папства в истории Литвы. Он защищал нац. нар. творчество и язык от ассимиляторских стремлений ополячившихся литов. феодалов и католич. духовенства. Просветительство Д. (издание книг для крестьян по с.-х. вопросам и т. д.) имело ограниченный характер.

Соч.: Būdas senovės lietuvių kalnėnų ir žemaičių, Kaunas, 1935; Rinktiniai raštai, Vilnius, 1955.

Лит.: Очерки по истории философской и общественно-политической мысли народов СССР, т. 2, М., 1956, с. 674-75.

Ю. Жюгжда. Вильнюс.

ДВИГУБСКИЙ

Иван Алексеевич (1771, по др. данным, 24 февр. 1772 - 30 дек. 1839) - рус. ботаник и зоолог, интересовавшийся филос. вопросами. Окончил мед. фак-т Моск. ун-та (1796). Проф. (1807-33), ректор (1826-33) Моск. ун-та. Издавал в 1820-30 "Новый магазин естественной истории, физики, химии и сведений экономических", в к-ром популяризировал достижения зарубежной и отечеств. науки (здесь впервые напечатаны нек-рые соч. Ломоносова, в т.ч. "Размышления о причине теплоты и холода"). В естеств.-науч. работах - "Слове о нынешнем состоянии земной поверхности", 1806, "Физике...", 1808, 3 изд., ч. 1-2, 1824-25 (книга, является переводом книги П. Жакото - P. Jacotot, Е́léments de physique experimentale, de chimie et de mineralogie, t. 1-2, 1804, сделанным с "переменами и добавлениями", особенно во введении, имевшем филос. значение), и др. - Д. стоял на почве деизма, утверждал естеств., независимую от божеств. воли эволюцию Земли. В "Слове..." Д. развивал взгляды Ломоносова, особенно его геологич. идеи. Сторонник опытной науки, Д. признавал не только правомерность умозрения, когда "умозаключения" "подтвердятся опытами и наблюдениями", а "предположения" становятся "законами природы", но и полагал, что "опытная физика" "без умозрения служила бы только для забавы". Д. подчеркивал практич. значимость науки, ограничивая вместе с тем возможности познания "обстоятельствами" создания мира, к-рые "сокрыты навсегда непроницаемой завесой для глаз смертных", и соответствующими этим представлениям "последними причинами", из к-рых Д. исключал все действит. силы, свойства и законы природы.

Лит.: Рулье К., Биография [И. А. Двигубского], "Московские ведомости", 1840, No 35-36 (имеется библиогр. трудов Д.); Очерки по истории физики в России, М., 1949, с. 44-45; Очерки по истории философской и общественно-политической мысли народов СССР, т. 1, М., 1955, с. 352-53.

3. Каменский. Москва.

ДВИЖЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДВОЙНОГО ОТРИЦАНИЯ ЗАКОНЫ

ДВОЙНОГО ОТРИЦАНИЯ ЗАКОНЫ - законы исчисления высказываний и алгебры логики, выражающие нек-рые свойства отрицания, связанные в нек-рых случаях также с импликацией. В классич. исчислении высказываний они выражаются следующими формулами:

ДВОЙНОГО ОТРИЦАНИЯ ЗАКОНЫ

(здесь "-" - знак отрицания, а "-> - знак импликации, т.е. логич. следования). Две последние из этих формул верны также и в интуиционистском исчислении высказываний (см. Интуиционистская логика и Конструктивная логика). В классич. алгебре логики Д. о. з. выражаются следующими тождествами:

ДВОЙНОГО ОТРИЦАНИЯ ЗАКОНЫ

(здесь И - знак истины).

Содержательный общелогич. смысл Д. о. з. состоит в том, что двойное отрицание (т.е. повторенное два раза отрицание, отрицание отрицания), грубо говоря, есть почти то же самое, что и утверждение, равносильно последнему; хотя при более тонком анализе выясняется, что переход от двойного отрицания (нек-рого высказывания) к утверждению (того же высказывания) в общем случае является, в отличие от обратного перехода, в нек-ром смысле неконструктивным.

А. Кузнецов. Москва.

ДВОЙСТВЕННАЯ ИСТИНА

ДВОЙСТВЕННАЯ ИСТИНА (или д в о й н а я и с т и н а) - термин, обозначающий учение о разделении филос. и богословских истин, по к-рому истинное в философии может быть ложным в теологии, и наоборот. Учение о Д. и. возникло в средние века, в эпоху распространения философии Аристотеля, когда обнаружилось, что ряд филос. положений системы Аристотеля противоречит догматам мусульм. и христ. религий. Положение о Д. и. выявляло противоречие ср.-век. миросозерцания - противоречие между научными устремлениями и религией. Наиболее влият. мыслителем, опиравшимся на учение о Д. и. в своей полемике с мусульм. богословами, был Ибн Рошд (Аверроэс). Из этого же учения исходил и франц. аверроизм 13 в. (его главой в Парижском ун-те был Сигер Брабантский), представители англ. номинализма (Дунс Скот, Уильям Оккам). Париж. епископ Тампье 7 марта 1277 подверг осуждению учение о Д. и., как ставящее себе целью унизить теологию и отвергнуть значение христ. учения. Широкое распространение учение о Д. и. получило в эпоху Возрождения (Помпонацци, падуанская школа аверроистов и др.). В новой форме учение о Д. и. было возобновлено Кантом, к-рый ставил себе целью уже не защиту науки от религии, а, наоборот, защиту религии от науки. "Я должен был ограничить область з н а н и я, чтобы дать место в е р е" (Кант, Критика чистого разума, СПБ, 1915, с. 18). Совр. реакц. бурж. философия развивает дальше эту традицию в учении о Д. и.

Лит.: Аксельрод Л., Философские очерки, 4 изд., М.-Л., 1925; Maywald M., Die Lehre von der zweifachen Wahrheit, В., 1871; Mandonnet P., Siger de Brabant, Fribourg (Suisse), 1899 (p. CLXIV-CLXXI).

А. Рубин. Москва.

ДВОЙСТВЕННОСТЬ

ДВО́ЙСТВЕННОСТЬ - содержательное понятие, применяемое в логике и математике всякий раз, когда между двумя группами понятий установлено взаимно-однозначное соответствие так, что замена понятий одной группы на соответствующие понятия др. группы каждый раз переводит истинные высказывания в истинные высказывания. Понятие "Д." употребляется, напр., в логике (двойств. понятия: конъюнкция и дизъюнкция, квантор общности и квантор существования. См. Кванторы), в теории структур (двойственные понятия: "+" и "·"; 1 и 0), в теоретико-множественной топологии (двойств. понятия: объединение и пересечение множеств).

Ю. Шиханович. Москва.

"ДВОЯКИЕ РЕЧИ"

"ДВОЯКИЕ РЕ́ЧИ" - сочинение неизвестного др.-греч. софиста (начало IV в. до н.э.), использовавшего учения Протагора, Горгия и Гиппия. "Д. р." развивают учение об относительности человеч. понятий о добре и зле, истине и лжи, о прекрасном и постыдном и др., ссылаясь на различие интересов людей, на различие норм поведения и оценок человеч. поступков у народов, живущих в разных условиях. Свою софистич., релятивистскую т. зр. автор противопоставлял учению об абсолютных благе и истине Сократа и Платона и диалектике Гераклита. Греч. текст см. вкн.: H. Diеls, Die Fragmente der Vorsokratiker, 6 Aufl., Bd 2, В., 1952; русский - в кн.: А. Маковельский, Софисты, вып. 2, Баку, 1941.

А. Маковельский. Баку.

ДЕ ГРООТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДЕ МАН

ДЕ МАН (de Man), Гендрик (17 нояб. 1885 - 20 июня 1953) - реакц. бельг., социолог, правый социалист. С 1939 - пред. Бельг., социалистич. партии. Был министром труда (1935) и финансов (1936-40). За сотрудничество с нем. оккупац. властями был приговорен к 30 годам тюремного заключения, но успел эмигрировать в Швейцарию (1946). Деятельность Де М. направлена на борьбу с марксизмом. Отвергая материализм и диалектику, он противопоставлял им волюнтаризм и интуитивизм, заимствованные у Бергсона и Фрейда ("Психология социализма" - "Zur Psychologie des Sozialismus", 1926). Влечение, страсть, подсознат. инстинкты - таковы, по Де М., движущие силы человеч. деятельности и истории. Формуле Декарта: "Я мыслю, следовательно, я существую" - он противопоставлял волюнтаристич. формулу: "Я хочу, следовательно, я существую". Вместо объективной закономерности классовой борьбы Де М., выдвигал понятие классов как общей направленности воли. После второй мировой войны выступал с космополитич. пропагандой "мирового правительства".

Соч.: Der Kampf um die Arbeitsfreude, Jena, 1927; Sozialismus und National-Fascismus, Potsdam, 1931; Die sozialistische Idee, Jena, 1933; Le plan du travail, Brux., 1934; Vermassung und Kulturverfall, Münch., 1951.

Б. Быховский. Москва.

ДЕ РУА

ДЕ РУА (De Roy), или Л е р у a (Le Roy), Гендрик (латинизиров. Р е г и у с; Regius) (29 июля 1593 - 17 февр. 1679) - голл. философ-материалист, физиолог и педагог. Горячий сторонник и пропагандист механистич. физики и физиологии Декарта, сторонник учения Галилея о вращении Земли. Принимал активное участие в борьбе Декарта с протестантским мракобесом епископом Утрехта Боэцием. В "Разъяснении о человеческом уме" ("Explicatio mentis humanae...", 1647) и в "Основаниях физики" ("Fundamenta physicae", 1646) разошелся с Декартом, отверг его дуалистич. метафизику, обосновывал материалистич. учение о человеке и объявил душу лишь "модусом" (свойством) тела. В "Разъяснении..." Де Р. выступил против учения о врожденности идей, допуская существование в душе лишь способности мышления. Вслед за тем Де Р. отверг и декартовское доказательство существования бога. Предвосхищая идеи Гоббса, Де Р. связал механистич. физиологию с учением об опытном, чувственном происхождении всех идей. В своем систематич. курсе "Естественной философии" ("Philosophia naturalis", 1654) Де Р. еще резче выдвигал на первый план физику, к-рая у него предшествует психологии и теории познания, а не следует за ними, как это было у Декарта. Маркс называет Де Р. основателем того материалистич. направления картезианства, к-рое отправлялось в своем учении о человеке от физики Декарта (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 2, с. 140).

Лит.: Быховский Б., Принципы философии Гендрика Де-Руа, "Под знаменем марксизма", 1932, No 5-6; История философии, т. 2, М., 1941 (см. Указатель имен); Urijer М. I. А. de, Henricus Regius..., s'Gravenhage, 1917.

В. Соколов. Москва.

ДЕ РУДЖЕРО

ДЕ РУДЖЕ́РО (De Ruggiero), Гвидо (23 марта 1888 - 29 дек. 1948) - итал. историк философии. Преподавал в Мессине и Риме. В 1941 сослан фашистскими властями за новое изд. своей книги "История европейского либерализма" ("Storia del liberalisme europeo", 1925). В 1943 Де Р. был арестован за антифашистскую деятельность. После крушения фашизма стал ректором ун-та в Риме и в 1944 - министром обществ. образования. Филос. взгляды Де Р. близки идеализму Б. Кроче. Автор многотомной истории философии.

Соч.: La filosofia contemporanea, 2 ed., v. 1-2, Bari, 1920; Sommario di storia della filosofia, Bari, 1927; L'Esistenzialismo, Bari, 1943; Filosofi del novecento. Appendice a "la filosofia contemporanea", 3 ed., Bari, 1946; Hegel, Bari, 1948; Storia della filosofia, pt 1-4, Bari, 1948-52.

Лит.: Calό G., Saivatorelli L., Guido De Ruggiero, Roma, 1949.

ДЕБОЛЬСКИЙ

Николай Григорьевич [16 (28) ноября 1842 - 26 февр. 1918] - рус. философ-идеалист, переводчик на рус. яз. "Науки логики" Гегеля (1916). Окончил горный ин-т и естеств. фак-т Петербургского ун-та. Был преподавателем метафизики, логики и психологии в Петерб. духовной академии. Один из учредителей (1897) Филос. об-ва в Петербурге. В молодости взгляды Д. содержали нек-рые материалистич. тенденции, позже он перешел к позитивизму, но не остановился и на нем. В работах "Введение в учение о познании" (1870), "О диалектическом методе" (1872), "Философия будущего. Соображения о ее начале, предмете, методе и системе" (1882), "О высшем благе или о верховной цели нравственной деятельности" (1886) Д. излагал "свою" систему объективно-идеалистич. толка. При ее создании Д. испытал сильное влияние Канта, затем - Гегеля. Осн. соч. Д. - "Философия феноменального формализма" (вып. 1-2, 1892-95; из трех предполагаемых частей - метафизика, философия природы и этика - написана и опубликована только 1-я). В нем Д. утверждал, что Гегель, отождествив абс. (по терминологии Д. - Верховный) разум с человеческим, унизил бога. В борьбе с материализмом и марксизмом Д. пытался видоизменить учение Гегеля. По Д., только абс. ум является первопричиной вещей; поскольку мышление есть формирующее начало, формализм индивидуального ума выступает как одно из проявлений формализма абс. ума. Отсюда и название системы Д. - "феноменальный формализм", в к-ром Д. видел окончат. философию, подготовленную всем предшествующим развитием филос. мысли. Д. принадлежит ряд соч. по педагогике.

Лит.: Ланге H. H., Философия феноменального формализма Н. Г. Дебольского, ст. 1, "Ж. М-ва народного просвещения", СПБ, 1900, 7-е десятилетие, ч. 328, апрель.

Б. Сафронов. Москва.

ДЕБОРИН

ДЕБОРИН (И о ф ф е), Абрам Моисеевич [р. 4 (16) июня 1881] - сов. философ, академик (с 1929). С 1903 - большевик, с 1907 по 1917 был меньшевиком. С 1928 - член КПСС. Окончил филос. ф-т Бернского ун-та (1908). Начиная с 1905 вел борьбу с махизмом и его разновидностями. В 1909 Д. поместил в сб. "На рубеже" ст. "Диалектический материализм" (Замечания на ней В. И. Ленина - см. Соч., 4 изд., т. 38, с. 477-485). С 1920 занимался науч.-редакторской и преподават. деятельностью. В 1926-30 - ответств. редактор журн. "Под знаменем марксизма". С 1935 работает в АН СССР. Д. написано большое количество работ по истории философии и философии марксизма.

В 20-х гг. Д. выступал с критикой механицизма (см. Механисты), в защиту материалистич. диалектики. Для многих работ Д. 20-30-х гг. характерны отрыв филос. теории от практики, недооценка значения революц. переворота, совершенного марксизмом в философии, а также недооценка ленинского этапа в развитии марксистской философии. В работе "Ленин как мыслитель" Д., характеризуя Ленина как великого мыслителя, объявил его, однако, учеником Плеханова в философии. В постановлении ЦК ВКП(б) (25 янв. 1931) о журн. "Под знаменем марксизма" руководившая журналом группа Д. критиковалась за то, что она скатывалась "в ряде важнейших вопросов на позиции меньшевиствующего идеализма". В последнее время Д. ведет большую научно-исследовательскую работу по истории социально-политич. мысли и в области критики бурж. идеологии.

Соч.: Введение в философию диалектического материализма, 6 изд., М.-Л., 1931; Людвиг Фейербах. Личность и мировоззрение, М., 1923; Очерки по истории материализма 17 и 18 вв., 3 изд., М.-Л., 1930; Гегель и диалектический материализм, вступ. статья в кн.: Гегель Г. В. Ф., Соч., т. 1, [М.-Л., 1929]; Диалектика и естествознание, 4 изд., М.-Л., 1930; Современные проблемы философии марксизма, в кн.: Труды 2 Всесоюзной конференции марксистско-ленинских научных учреждений, вып. 1, М., 1929; Ленин и кризис новейшей физики, 2 изд., Л., 1930; Очерки по истории диалектики, в кн.: Архив К. Маркса и Ф. Энгельса, кн. 1, [М.], 1924, кн. 3, [М.], 1927; Философия и марксизм. Сб. статей, 3 изд., М.-Л., 1930; Карл Маркс и современность, М.-Л., 1933; Диктатура пролетариата и теория марксизма, "Под знаменем марксизма", 1927, No 10-11; Социально-политические учения нового и новейшего времени, т. 1 - Социально-политические учения нового времени, Μ., 1958; Материализм и диалектика в древнеиндийской философии, "Вопр. философии", 1956, No 1; "Теоретик" современного ревизионизма Фриц Штернберг, "Новая и новейшая история", 1959, No 1; Слова и дела неонацистов, "Коммунист", 1960, No 13.

ДЕДУКЦИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДЕЗАМИ

ДЕЗАМИ (Dézamy), Теодор (1803-50) - представитель франц. "народного коммунизма" 40-х гг. XIX в. Получил многостороннее образование (медицина, философия, право). В 30-х гг. Д. примкнул к революц. тайному "Обществу времен года", вдохновлявшемуся идеями Бланки. В 1839 основал ежемесячник "L'égalitaire, journal de l'organisation sociale", a в дальнейшем принимал участие в др. революц. журналах, издавал газету "Les droits de l'homme. Tribune des prolétaires", 1848; в утопич. форме пропагандировал коммунистич. идеи, выступая против Блана, Бюше, Ламенне и др. Д. ратовал за объединение всех коммунистич. сил и за приобщение рабочих к коммунистич. движению; он принял участие в революции 1848, выдвигая политич. и социальные задачи, соответствующие интересам рабочего класса. По своему мировоззрению Д. - материалист и атеист, продолжатель просветительской философии 18 в., учений Бабёфа и Фурье, под воздействием к-рых выдвигал идею о счастье как предназначении человека. Д. требовал осуществления гармонии страстей, достижимой в "солидарной ассоциации", где сочетаются личные и обществ. интересы, в свободном коллективном труде на общее благо. В своем гл. соч. "Кодекс общности" ("Code de la communauté", 1842) Д. уделил большое внимание вопросам организации и планирования произ-ва в будущем обществе; отстаивал коммунистич. принцип распределения благ в этом обществе, обеспечивающем изобилие для всех; признал пролетариат, в к-рый он включал также трудящуюся интеллигенцию и сельскую бедноту, носителем коммунистич. будущего; утверждал необходимость революц. "диктатуры принципов" (но не "диктатуры лиц") в переходный период. Вместе с тем Д. надеялся, что "последняя революция" будет бескровной и произойдет силой убеждения.

Маркс и Энгельс, сравнивая Д. с предшественниками, относили Д. к тем "более научным французским коммунистам", к-рые развивали "учение м а т е р и а л и з м а как учение реального гуманизма и как л о г и ч е с к у ю основу к о м м у н и з м а" (Соч., 2 изд., т. 2, с. 146). Утопич. коммунизм Д. оставался, наряду с коммунизмом Кабе и Вейтлинга, "догматической абстракцией" (там же, т. 1, с. 379).

Соч.: Discours sur l'égalité, P., 1840; Toute la vérité au peuple, P., 1842; Le jésuitisme vaincu et anéanti par le socialisme, P., 1845; Organisation de la liberté et du bien-être universel, P., 1846.

Лит.: Зайдель Г. С., Теодор Дезами, "Под знаменем марксизма", 1924, No 1, 3; История философии, т. 3, [М.], 1943, с. 569-80; Волгин В. П., Идеи социализма и коммунизма во французских тайных обществах 1835-1847 годов, "Вопр. истории"; 1949, No 3; Morange G., Les idées communistes dans les sociétés secrètes et dans la presse sous la monarchie de Juillet, P., 1905; Kahane Α., Théodore Dezamy. Leben und Theorie, Giessen, 1922 (Diss.); Garaudy R.,Le communisme matérialiste en France avant 1848. Un précurseur: Théodore Dezamy, "La Pensée", 1948, No 18.

И. Зильберфарб. Москва.

ДЕИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДЕКАБРИСТЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДЕКАРТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ДЕКЛАРАЦИЯ СОВЕЩАНИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ КОММУНИСТИЧЕСКИХ И РАБОЧИХ ПАРТИЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ СТРАН

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница