Приглашаем посетить сайт

Барокко (17v-euro-lit.niv.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
Статьи на букву "А" (часть 1, "А"-"АВТ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 1, "А"-"АВТ")

А

А - в формальной логике (первая буква лат. слова affirmo - утверждаю) обозначает общеутвердительное суждение "все S суть P" (напр., "все предметы в мире находятся в движении").

А=А

Статья большая, находится на отдельной странице.

АБАЙ КУНАНБАЕВ

АБА́Й КУНАНБА́ЕВ (10 авг. 1845 - 6 июля 1904) - казахский поэт-просветитель. Учился в семипалатинском медресе. Познакомившись с рус. поэзией, с идеями революц. демократов, А. К. призывал свой народ к просвещению, к освоению передовой рус. культуры. В стихах и прозаич. "Назиданиях" А. К. переплетаются убежденность в премудрости бога и стихийно-диалектические мысли о непрерывном изменении мира, вера в бога как первопричину мира и материалистич. тенденция в понимании процесса познания (см. Собр. соч. в одном томе, М., 1954, с. 355; Полное собр. соч., на казахском яз., т. 2, с. 109). Признавая объективную реальность мира, А. К. писал, что люди не выводят из себя познания, а знают о вещах, лишь увидев их глазами и познав умом. "Видя глазами, слушая ушами, держа руками, пробуя на язык, нюхая носом, человек познает мир. Эти ощущения укрепляются в сознании человека в виде положительных и отрицательных понятий" (Собрание соч. в одном томе, с. 398). Человеческий разум А. К. считал "мерилом оценки" истины (Полное собрание соч., т. 1, с. 36); он утверждал, что непрерывно развивая науку, человек может стать всемогущим. Он ратовал за развитие земледелия и ремесленного произ-ва. Приветствуя новшества в быту, А. К. показал реакционность патриархально-феод. этич. норм. "Сплетню, обман, коварство, леность, расточительство" он считал пятью врагами человечества и возвеличивал такие качества людей, как "упорство, труд, глубокое размышление, умеренность, доброту" (там же, с. 35). По его мнению, человеч. счастье - "это лишь неразлучные разум и труд" (Собрание соч. в одном томе, с. 227). Указывая на различия в положении бедных и богатых, А. К. утверждал, что каждый человек должен иметь свое призвание, должен приносить пользу народу. От поэзии он требовал правдивого изображения жизни. Рассматривая лит-ру как важнейшее средство просвещения и воспитания народа, он призывал поэтов писать стихи, в к-рых сочетаются "мастерство и правда" (там же, с. 89).

Соч.: Шығармаларының екi томдық толық жыйнағы, т. 1-2, Алматы, 1957. Соч. в рус. пер.

Собр. соч. в одном томе. Стихотворения. Поэмы. Проза, М., 1954. Лит.: Очерки по истории философской и общественно-политической мысли народов СССР, т. 2, М., 1956, с. 794-801; Жизнь и творчество Абая Кунанбаева. Сб., Алма-Ата, 1954; Адильгиреев X. М., Абай Кунанбаев как демократический мыслитель, "Уч. зап. Алма-Атинского гос. пед. ин-та им. Абая. Сер. гуманитарных наук", 1955, т. 9; Ауэзов М. О., Абай, кн. 1-2, М., 1958; Бейсембиев К., Мировоззрение Абая Кунанбаева, Алма-Ата, 1956; Габдуллин Б. А., Этические воззрения Абая Кунанбаева, М., 1959 (Автореф. дисс.); Сильченко М. С., Творческая биография Абая, Алма-Ата, 1957; Тажибаев Т., Философские, психологические и педагогические взгляды Абая Кунанбаева, Алма-Ата, 1957; Сабитов Н., Абай. Абайдың 1889-1945 жылдары басылған шығармалары мен ол туралы жазылған əдебиеттердың библиографиялық көрсеткiшi, Алматы, 1946.

К. Бейсембиев. Алма-Ата.

АББАНЬЯНО

АББАНЬЯНО (Abbagnano), Никола (р. 15 июля 1901) - итал. философ-идеалист. Проф. Туринского ун-та. Сторонник т.н. позитивного экзистенциализма. Стремится преодолеть пессимизм и в какой-то мере субъективизм гл. представителей экзистенциализма, приблизить его к науке. "Основным инструментом экзистенциального анализа" А. считает категорию возможности, к-рую он противопоставляет категории необходимости. В отличие от Хейдеггера и Сартра, А. полагает, что индивид из различных возможностей может выбрать такую, к-рая явится "основой упорядоченного и здорового существования".

Соч.: Le sorgenti irrazionali del pensiero, Napoli, 1923; La fisica nuova. Fondamenti di una teoria della scienza, Napoli, 1934; II principio della metafisica, Napoli, 1936; La struttura dell'esistenza, Torino, 1939; Introduzione dell'esistenzialismo, Torino, 1947; Storia della filosofia, v. 1-2, Torino, 1946-50; Filosofia, religione, scienza, Torino, 1947; Esistenzialismo positivo, Torino, 1948; Storia del pensiero scientifico, v. l-3, Torino, 1952. Лит.: Giannini G., L'esistenzialismo positive di Nicola Abbagnano, Brescia, 1956.

С. Эфиров. Москва.

АБДО

Мухаммед (1849-1905) - мусульм. теолог, теоретик и руководитель мусульм. реформации в Египте. Выходец из крест. семьи; в 1877 окончил богословско-юридич. ун-т аль-Азхар в Каире. В 1883-1888 находился в ссылке за участие в антибританском нац.-освободит. восстании Ораби-паши (1882), жил в Бейруте, Париже, посетил Лондон и Тунис. В 1899-1905 был гл. муфтием (религ. главой) Египта и членом Законодат. совета.

Учение А. об "истинном исламе" ("Трактат о единобожии" - "Рисалат ат-таухид", 1897, и "Комментарии к корану" - "Тафсир аль-коран аль-карим", 1898-1905) было по существу буржуазным и направлено против ортодоксального ислама. А. внес в религию ислама рационализм, стремился упростить ее, отрицал идею предопределения, признавал объективность законов природы и общества, хотя и считал их данными богом. В области философии А. разделял взгляды О. Конта, Спенсера. Выступал за парламентаризм, ратовал за бурж. свободу личности и равенство людей перед законом. А. отрицал насилие как средство осуществления обществ. прогресса и видел это средство в развитии наук, распространении просвещения и моральном воспитании народа. Исходя из идеи определяющей роли религии в жизни человеческого общества, А. ставил решение всего комплекса нац. проблем Египта в зависимость от судьбы мусульм. реформации.

Взгляды А. отражали первый этап в формировании буржуазной идеологии в Египте. Они оказали и продолжают оказывать сильное влияние на обществ.-политическую мысль стран, в к-рых распространен ислам.

Лит.: Рашид Рида, Тарих аль-устаз аль-имам аш-шейх Мухаммед Абдо (История шейха Мухаммеда Абдо), т. l-3, Каир, 1908-31; Мустафа Абд-ар-Разик, Мухаммед Абдо, Каир, 1946; Ахмед-Амин, Зуама-ль-ислах фи-ль-аср аль-хадис (Реформаторы новой эпохи), Каир, 1948; Осман Амин, Раид-аль-фикр аль-мисри (Пионер египетской мысли), Каир, 1955; Adams С., Islam and modernism in Egypt, L., 1933; Jomier J., Le commentaire coranique du Manâr, P., 1954.

M. Малюковский. Москва.

АБДРАХМАНОВ

Мансур Ибрагимович [р. 18 (31) янв. 1912] - сов. философ, д-р филос. наук (с 1959), профессор (с 1959). Член КПСС с 1941. Окончил историч. ф-т Казанского гос. пед. ин-та (1940). Ведет преподавательскую работу по философии (с 1946). Зав. кафедрой диалектич. и историч. материализма (с 1957), проректор (с 1958) Казанского ун-та. Работает над вопросами о закономерностях развития социалистич. общества.

Соч.: Социалистические производственные отношения - главный двигатель развития производительных сил в СССР, 1956 (Автореф. дисс.); О роли социалистических производственных отношении в развитии производительных сил, "Уч. зап. Казанского ун-та", 1957, т. 117, кн. 5; Великое теоретическое наследие, "Коммунист Татарии", 1959, No 4.

АБЕЛЯР

Статья большая, находится на отдельной странице.

АБОВЯН

Статья большая, находится на отдельной странице.

АБРАМОВСКИЙ

АБРАМО́ВСКИЙ (Abramowski), Эдвард (17 авг. 1868 - 21 июня 1918) - польский философ, социолог и психолог. Проф. психологии Варшавского ун-та (с 1915). Образование получил в Женеве. В конце 80-х гг. принимал участие в работе орг-ции "Пролетариат", примыкал к марксизму (статьи "Рабочий день" - "Dzień roboczy", "Рабочая революция" - "Rewolucja robotnicza" и др.). С 1892 по 1898 находился в эмиграции в Германии и Франции, где был членом правления Заграничного союза польских социалистов и постепенно перешел на позиции идеализма в философии и анархизма в политике. По возвращении на родину А. организовывал "кружки самосовершенствования", работал в Союзе товариществ обществ. взаимопомощи, основал кооп. секцию, преобразованную затем в Товарищество кооператоров.

Филос. воззрения А. выражены в его идеалистич. теории "экспериментальной метафизики", рассматривающей в качестве исходного пункта индивидуальное подсознание (влияние Шопенгауэра, Бергсона). Физич. явление становится общественным лишь в том случае, если оно будет одухотворено сознат. человеческой мыслью, психическое же - если оно будет объективировано. Считая экономику движущей силой обществ. развития, А. утверждал, что экономич. факторы влияют на надстройку через индивидуальные потребности, к-рые относил к сфере совести. Ядром социального является совесть человека, изменения к-рой лишь фиксируются политико-правовыми отношениями ("Индивидуальные элементы в социологии" - "Pierwiastki indywidualne w socjologii", 1899). Путь к обществ. счастью, по А., лежит через "моральную революцию" ("Этика и революция" - "Etyka a rewolucia", 1899) и "безгосударственный социализм" ("Социализм и государство" - "Socjalizm a państwo", 1904). Вокруг теоретич. концепций А. до сих пор ведутся дискуссии и идеологическая борьба.

Соч.: Zagadnenia socjalizmu, Lw., 1899; Badania doświadczalne nad pamięcią, t. l-3, Warsz., 1910-12; Zródłe podświadomośći i jej przejawy, Warsz., 1914; Pisma, t.l-4, Warsz., 1924-28. Лит.: Шафф Α., Критика польского ревизионизма конца XIX - начала XX вв., гл. 3 - Эдвард Абрамовский, в сб.: Против буржуазных и правосоциалистических фальсификаторов марксизма, [пер. с польск.], М., 1952; Krzeczkowacki K., Dzieje źycia i twórczośći Edwarda Abramowskiego, Warsz., 1933; Lange O., Socjologia i idee społeczne Edwarda Abramowskiego, Kr., 1928.

A. Янковская. Польша.

АБСОЛЮТ

АБСОЛЮТ (от лат. absolutus - безусловный) - в идеалистич. философии вечная, неизменная первооснова мира (абс. дух, абсолютная идея, абс. личность и т.п.), синоним божества. Диалектич. материализм отвергает метафизич., ненауч. понятие А., признавая единств, основой мира материю.

АБСОЛЮТНАЯ ИДЕЯ

АБСОЛЮТНАЯ ИДЕЯ - понятие идеалистич. философии о сверхъестеств. и ничем не обусловленном духовном начале, доприродной сущности, "божественной" мысли, безличном разуме, порождающем реальный материальный мир - природу, человека, общество, а также человеч. мышление. Понятие "А. и." содержится в ряде систем объективного идеализма, гл. обр. у Гегеля (Соч., т. 5, М., 1937, с. 636-45 и след.; т. 6, 1939, с. 296-319; т. 1, 1929, с. 339-44). В совр. бурж. философии понятие "А. и." выражает теологич. тенденции реакц. мысли - неогегельянства (Р. Кронер, От Канта до Гегеля - R. Kroner, Von Kant bis Hegel, Bd 1-2, 1921-24, и др.), абсолютного идеализма (Ф. Брэдли, Явление и действительность - F. Н. Bradley, Appearance and Reality, 1893). А. и. не имеет собств. содержания, а представляет собой возведенное в абсолют, оторванное от человека и обожествленное человеч. мышление. Даже у Гегеля, давшего наиболее развернутое учение об А. и., она, по словам Энгельса, "абсолютная лишь постольку, поскольку он абсолютно ничего не способен сказать о ней" ("Людвиг Фейербах...", 1955, с. 9). Понятие "А. и." противоречит данным естеств. и обществ. наук и отвергается диалектич. материализмом.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Святое семейство, Соч., 2 изд., т. 2, М., 1955, с. 146-47, 152-58, 209; Энгельс Ф., Анти-Дюринг, М., 1957, с. 79-87, 314-16; его же, Диалектика природы, М., 1955, с. 25-26, 38, 159-160, 174-80, 224; Ленин В. И., Философские тетради, Соч., 4 изд., т. 38, с. 73-231.

Б. Раббот. Москва.

АБСОЛЮТНАЯ ИСТИНА

АБСОЛЮТНАЯ ИСТИНА - см. Истина.

АБСОЛЮТНАЯ ЭТИКА

АБСОЛЮТНАЯ ЭТИКА - термин, введенный Спенсером для характеристики абстрактной системы совершенных нравств. норм, регулирующих поведение "идеального" человека в "идеальном" обществе; эту систему Спенсер использует в качестве мерила для оценки действия реальных людей в реальных условиях (см. "Основания этики", т. 1, ч. 1, СПБ, 1899, гл. 15). В совр. бурж. философии термином "А. э." обозначаются также идеалистич. системы этики, утверждающие догматику непреходящих, вечных принципов морали, к-рые якобы не зависят от истории, нац., классовых различий и вытекают из "самой природы бога" (теологич. этика) или "основных потребностей" абстрактного человека (категорический императив Канта). Системам абс. морали в бурж. философии противостоит этич. релятивизм, нашедший свое крайнее выражение в иррациональной этике ницшеанства, в этике прагматизма, экзистенциализма и т.д.

Науч. решение вопроса о соотношении относит, и абс. элементов в морали впервые дано марксистской этикой. Признание марксизмом относительного характера морали, ее классовой обусловленности не исключает, а предполагает выработку в процессе историч. развития объективных норм нравственности, тех общеобязательных "элементарных, веками известных, тысячелетиями повторявшихся во всех прописях, правил общежития", к-рые в коммунистич. обществе будут соблюдаться "без насилия, без принуждения, без подчинения" (Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 25, с. 434) и превратятся в привычку поведения. Общечеловеческая мораль будущего подготовляется развитием коммунистич. морали в условиях борьбы трудящихся классов против капитализма, за построение социалистич. и коммунистич. общества (см. Мораль коммунистическая).

Лит.: Энгельс Ф., Анти-Дюринг, М., 1957; Ленин В. И., Задачи союзов молодежи. Соч., 4 изд., т. 31; его же, Государство и революции, там же, т. 25, гл. 5; Шишкин А. Ф., Основы коммунистической морали, М., 1955, с. 28-32.

Е. Панфилов. Москва.

АБСОЛЮТНЫЙ

1) Безусловный, неограниченный, безотносительный.

2) Совершенный, полный.

АБСОЛЮТНЫЙ ДУХ

АБСОЛЮТНЫЙ ДУХ - понятие философии Гегеля, характеризующее абс. идею на той стадии ее развития, на к-рой она, пройдя ступени логики и природы, осуществляет познание самой себя посредством разума человека. А. д. представляет собой мистифицированные, оторванные от людей, от обществ. бытия формы обществ. сознания, сведенные к их абстрактному (логич.) содержанию.

АБСОЛЮТНЫЙ ИДЕАЛИЗМ

АБСОЛЮТНЫЙ ИДЕАЛИЗМ - разновидность объективного идеализма, исходящая из ложного положения о существовании абсолютной идеи. А. и. развит в филос. системе Гегеля и его последователей.

АБСТРАКЦИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АБСТРАКЦИЯ АКТУАЛЬНОЙ БЕСКОНЕЧНОСТИ

АБСТРАКЦИЯ АКТУАЛЬНОЙ БЕСКОНЕЧНОСТИ - одна из осн. абстракций математики и логики, позволяющая исследовать бесконечные совокупности (множества), применяя к ним логич. принципы (в частности, исключенного третьего закон, произвольного выбора принцип и др.), почерпнутые из опыта обращения с конечными совокупностями. А. а. б. состоит в отвлечении от незавершенности и незавершимости процесса образования бесконечного множества, от невозможности задать такое множество полным списком его элементов (в этом смысле А. а. б. состоит в отвлечении от "бесконечности" множества). См. Алгоритм, Математическая бесконечность, Множеств теория.

Лит.: [Колмогоров А. Н.], Бесконечность в математике, Большая Советская Энциклопедия, 2 изд., т. 5, М., 1950, с. 73-74; Шанин Η. Α., О некоторых логических проблемах арифметики, М., 1955.

В. Успенский. Москва.

АБСТРАКЦИЯ ОТОЖДЕСТВЛЕНИЯ

АБСТРАКЦИЯ ОТОЖДЕСТВЛЕНИЯ - одна из осн. абстракций математики и логики, позволяющая говорить об одинаковых объектах как об одном и том же объекте. А. о. представляет собой "образование абстрактного понятия путем объединения, отождествления предметов, связанных отношением типа равенства, путем отвлечения (абстрагирования) от всех различий таких предметов" (А. А. Марков). См. Алгоритм.

Лит.: Марков А. А., Теория алгорифмов, М., 1954 (гл. 1).

АБСТРАКЦИЯ ПОТЕНЦИАЛЬНОЙ ОСУЩЕСТВИМОСТИ

АБСТРАКЦИЯ ПОТЕНЦИАЛЬНОЙ ОСУЩЕСТВИМОСТИ - одна из осн. абстракций математики и логики, состоящая "в отвлечении от реальных границ наших конструктивных возможностей, обусловленных ограниченностью нашей жизни в пространстве и во времени" (А. А. Марков). См. Алгоритм.

Лит.: Марков А. А., Теория алгорифмов, М., 1954; Шанин Η. Α., О некоторых логических проблемах арифметики, М., 1955.

АБУ ХАШИМ

АБУ ХА́ШИМ (8 в.) - один из основателей суфизма. Род. в Куфе. Сведения о жизни и деятельности А. X. очень скудны. Нек-рые мусульм. авторы утверждают, что он был ортодоксальным мусульманином, другие считают его вольнодумцем, основавшим суфийское учение, противопоставляемое ортодоксальной религии ислама.

Лит.: Крымский А. Е., История мусульманства, 2 изд., ч. 1, М., 1904; Бартольд В. В., Ислам, П., 1918.

АБУБАЦЕР

АБУБА́ЦЕР - см. Ибн Туфейль.

АБУ-ЛЬ-АЛА АЛЬ-МААРРИ

АБУ-ЛЬ-АЛА́ АЛЬ-МАА́РРИ (973-1057) - араб. поэт и мыслитель-пантеист со стихийно-материалистич. и атеистич. тенденцией. Уроженец Сирии. В стихотворном соч. "Необходимость того, что не было необходимым" А. выступил против доктрины ислама о предопределении. В соч. "Послание о прощении" ("Рисалат аль-гуфран") и "Послание об ангелах" ("Рисалат аль-малаика") отвергал утверждения мусульм. теологов, будто религия является продуктом божеств. откровения, и считал, что она возникла как результат обмана народа. С позиций рационализма он подвергал в этих произведениях критике положение ислама о бессмертии души. В полемике с офиц. учением ислама А. доказывал, что Земля, как и др. планеты, возникла в результате естеств. процесса - сочетания четырех материальных первоначал: огня, воды, воздуха и земли.

А. утверждал, что природе человека свойственна борьба добра и зла, примиряемых самосовершенствованием в духе умеренности и воздержания, что приведет человечество к счастливому будущему. Главный источник социального зла А. видел в обществ. неравенстве. Элементы пессимизма и скептицизма, к-рым он не был чужд, объясняются тем, что А. видел социальные несправедливости, низкий уровень жизни народа, царившие в халифате в конце 10 - нач. 11 вв. Произведения А. оказали сильное влияние на Омара Хайяма.

Лит.: Крачковский И. Ю., Избранные сочинения, т. 1-2, М.-Л., 1955-56; Широян С. Г., Мировоззрение арабского мыслителя Абу-ль-Аля аль-Маарри, М., 1957 (Автореф. дисс.); его же, Великий арабский поэт и мыслитель Абу-ль-Аля аль-Маарри, М., 1957.

С. Широян, С. Григорьян. Москва.

"АБХИНАВАБХАРАТИ"

"АБХИНАВАБХА́РАТИ" - эстетич. трактат ср.-век. инд. мыслителя Абхинавагупты (2-я пол. 10 - нач. 11 вв.). Представляет собой комментарий к "Натьяшастре" - древнейшему трактату о драматич.иск-ве. Осн. категорией "А." является "раса" - специфич. душевное состояние человека, к-рое определяется как эстетич. переживание. Абхинавагупта подвергал критике толкования этого понятия комментаторами "Натьяшастры" - Бхатта Лоллата, Шанкука, к-рые рассматривали "раса" лишь как усиление чувств или подражание определенным душевным состояниям. Продолжая традиции Бхатта Найака, он видел источник "раса" в погружении в эстетич. объект, в полном отвлечении от жизненных страстей и всего индивидуального. Как универсальная эстетич. эмоция, "раса" освобождена от всякой патологич. окраски (страх, слезы), и поэтому восприятие трагедии способно доставлять столько же наслаждения, сколько и восприятие комедии. "Раса" - состояние, объединяющее в себе наслаждение, покой и блаженство; она является формой интуитивного постижения. "Раса" достигается устранением ряда препятствий, мешающих абс. сосредоточенности сознания на эстетич. объекте. Анализ этих "препятствий", данный в "А." на примере драмы, сопровождается рассмотрением различных состояний зрителя, способствующих или мешающих эстетической сосредоточенности. Комментарии "А." оказали влияние на позднейшие работы по ср.-век. инд. эстетике.

Лит.: Gnoli R., The aesthetic experience according to Abhinavagupta, Roma, 1956; Bharаta Muni (Supposed author), Nātyaśāstra. With the comment, of Abhinavaegupta, ed. ... by Manavalli Ramakrishna Kavi, v. l-3, Baroda (India), 1926-54, v. 1, 2 ed., ed. by K. S. Ramaswami Shastri, Baroda, 1956.

О. Прокофьев. Москва.

АВГУСТИН

Статья большая, находится на отдельной странице.

АВЕМПАС

АВЕМПАС - см. Ибн Баджа.

АВЕНАРИУС

АВЕНАРИУС (Avenarius), Рихард (19 нояб. 1843 - 18 авг. 1896) - швейц. философ-идеалист, один из основоположников эмпириокритицизма. Проф. Цюрихского ун-та. Центр, понятие философии А. - "опыт" ("Критика чистого опыта" - "Kritik der reinen Erfahrung", Bd 1-2, 1888-90, рус. пер. 1907-08), в котором он стремится растворить противоположность материи и духа, физического и психического. Однако понимание физического и психического лишь как содержания опыта, сведение их к внешнему (физическое) и внутр. (психическое) опыту и есть признание первичности сознания, субъекта, ибо опыт без субъекта, без сознания - пустой звук. В учении А. о "принципиальной координации" утверждается нерасторжимое единство субъекта и объекта (системы С, или центр, члена, и системы R, или противочлена, по терминологии А.). Но формула "без субъекта нет объекта" и есть субъективный идеализм, исключающий объективную реальность, существующую независимо от сознания. Объективной истине А. противопоставляет биологич. ценность познания и мышления по "принципу наименьшей траты сил". Философия А. и его учеников - Вилли, Петцольдта, Карстаньена - была подвергнута критике Лениным в работе "Материализм и эмпириокритицизм" (1908, изд.1909).

Соч.: Человеческое понятие о мире, М., 1909; Философия как мышление о мире согласно принципу наименьшей меры силы, СПБ, 1913.

Лит.: Плеханов Г. В., Materialismus militans (ответ г. Богданову), Избр. философские произв., т. 3, М., 1957; его же. Трусливый идеализм, там же; Аксельрод Л. (Ортодокс), Субъективный материализм, "Современный мир", 1910, No 2, 4; Филиппов М., О философии чистого опыта,"Научное обозрение", 1898, No 5; Чечин М. Н., Критика В. И. Лениным махистской теории "элементов мира" и "опыта", в сб.; Книга В. И. Ленина "Материализм и эмпириокритицизм" - важнейший этап, в развитии марксистской философии, М., 1959.

Б. Быховский. Москва.

АВЕРРОИЗМ

АВЕРРОИЗМ - направление в ср.-век. философии, основателем к-рого был арабский мыслитель Ибн Рошд (1126-98, латинизиров. Averroës). A. подверг дальнейшей разработке материалистич. тенденции аристотелизма Ибн Рошда: идею вечности (следовательно, несотворенности) мира, смертности души, теорию двойственной истины, отделяя и даже противопоставляя знание вере, философию - теологии. Тем самым в А. намечалась и антитеологич. тенденция - то самое "жизнерадостное свободомыслие", к-рое, по выражению Энгельса, перешло к романским народам от арабов и подготовило материализм 18 в. (см. "Диалектика природы", 1955, с. 4). Благодаря переводам произведений Ибн Рошда на лат. язык А. получил широкое распространение в странах Зап. Европы. А. проник в Парижский ун-т, где его крупнейшим представителем был Сигер Брабантский. Аверроизм Сигера был подвергнут критике Фомой Аквинским (в соч. "О единстве разума против аверроистов" - "De unitate intellectus contra Averroistas"). В 1270 парижский епископ Тампье предал анафеме 13 аверроистских тезисов, а в 1277 по приказанию папы Иоанна XXI Тампье и совет теологов осудили 219 тезисов, среди к-рых бóльшая часть носила аверроистский характер. Преследование А. католич. церковью не приостановило его влияния на развивавшуюся прогрессивную философию Зап. Европы. О том, что А. был распространен в 14 в., свидетельствует выступление Луллия против А. В Италии, в Падуанском ун-те, влияние А. не прекращалось с 12 в., когда А. был особенно распространен среди врачей, и сохранилось вплоть до эпохи Возрождения (Николетто Верния, Алессандро Акиллини, Агостино Нифо и др.). В 1513 А. вместе с аристотелизмом т.н. александристов был осужден Беневентским собором.

Лит.: Pенан Э., Аверроэс и аверроизм, пер. с франц., Киев. 1903; История философии, т. 1, М., 1957 (см. Предметный указатель); Трахтенберг О. В., Очерки по истории западноевропейской средневековой философии, М., 1957, гл. 5; Mandonnet P., Siéger de Brabant et l'averroïsme latin au XIII siècle, Löven, 1908-1911; O'Leary de Laсу В., Arabic thought and its place in history, L., 1939; Quadri G., La filosofia degli Arabi nel suo fiore, Firenze, 1939; Ley П., Studie zur Geschichte des Materialismus im Mittelalter, B., 1957

С. Григорьян. Москва.

АВЕРРОЭС

АВЕРРОЭС - см. Ибн Рошд.

АВЕСТА

Статья большая, находится на отдельной странице.

АВИДЬЯ

АВИДЬЯ (санскр., букв. - неведение) - термин др.-инд. филос. системы веданта, обозначающий такую форму чувств, и логич. познания явлений, к-рая дает относит, эмпирич. истину (апара-видья). А. - "низшая мудрость", противостоит видье - "высшей мудрости", к-рая непосредственно познает субстанцию и дает человеку абс. истину (пара-видья). А., согласно веданте, не раскрывает истинной природы вещей; в этом смысле она есть "незнание". А. исчезает, когда наступает видья.

Лит.: Радхакришнан С., Индийская философия, пер. с англ., т. 2, М., 1957, с. 517-21. См. также лит. при ст. Веданта.

В. Бродов. Москва.

АВИЦЕННА

АВИЦЕННА - см. Ибн Сина.

АВРЕЛИЙ

АВРЕЛИЙ - точнее Марк Аврелий Антоний (Marcus Aurelius Antoninus) (26 апр. 121 - 17 марта 180), - представитель позднего антич. стоицизма; римский император [161-180], автор филос. размышлений на греч. языке "К самому себе" (рус. пер. - "Наедине с собой", вступ. очерк С. Котляревского, 1914). Фаталистич. этику раннего стоицизма А. перерабатывал в направлении теории свободы духа. А. подвергся также воздействию позднего стоицизма Посидония, введшего в стоич. мораль элементы платонизма. А. развил учение об уме, стоящем вне души, как движущем принципе органич. тела. Этот ум в человеке объявлялся отпрыском универсального космич. ума. После смерти человека его ум, по мнению А., растворяется в общем божеств. уме. В области морали А. проповедовал сохранение внутр. спокойствия души, основанного на единении с божеств. умом, идеал внутр. совершенства и предлагал считать все в мире целесообразным. Фатализм, смирение, пессимизм, аскетизм, свойственные мировоззрению А., являлись выражением назревавшего кризиса Римской империи и вместе с тем кризиса всего язычества, известным приближением к растущей в те времена новой религии - христианству.

Лит.: Корелин М. С., Падение античного миросозерцания, 2 изд., СПБ, 1901, с. 69-86; Ренан Э., Марк Аврелий и конец античного мира, пер. с франц., СПБ, 1906, с. 147-63; История философии, т. 1, [М.], 1940 (см. Указатель имен); История философии, т. 1, М., 1957, с. 155; Göгlitz W., Marc Aurel. Kaiser und Philosoph, Stuttgart, 1954.

A. Лосев. Москва.

АВСТРОМАРКСИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АВТАРКИЯ

АВТАРКИЯ (αὐτάρκεια - самоудовлет-воренность, независимость)

1) В антич. этике - термин, обозначающий внутр. самоуспокоенность, удовлетворение наличным состоянием, достаточным и независимым. Демокрит рассматривал А. как самоуспокоенность духа (68 В 246, Diels) и одновременно как свойство самой природы, указывая, что "природе достаточно ее собственных сил" (В 176). Широкое распространение понятие "А." получило у киников и стоиков. Согласно Антисфену, "добродетель достаточна для блаженства" (Diog. L, VI 11). Стоику Хрисиппу принадлежит определение А.: "Автаркия есть состояние, которое удовлетворяется необходимым и которое способно приводить жизнь к должному" (SVFIII frg. 272, Arnim). Платон и Аристотель понимали А. идеалистически. По Платону (Tim. 68 E), демиург создал космос в виде ни в чем не нуждающегося "самодовлеющего и совершеннейшего бога". В разыскании высшего блага и красоты Платон стремился к тому, "что достаточно и совершенно" (Phileb. 67 А). Аристотель, понимая добродетель как внутр. самоудовлетворенность, подробно рассмотрел это понятие в "Этике Никомаховой" (15 и Х9; рус. пер., СПБ, 1908). А. - это "то, что само по себе делает жизнь желанною и ни в чем не нуждающеюся"; в этом смысле она тождественна блаженству. У Аристотеля понятие "А." впервые применяется к политич. жизни. "Государство представляет собой общение... родов и селений ради достижения совершенного самодовлеющего существования, которое, как мы утверждаем, состоит в счастливой и прекрасной жизни" ("Политика", III 5, 14; рус. пер., СПБ, 1911).

Лит.: Wupdt M., Geschichte der griechischen Ethik, Bd 1-2, Lpz., 1908-11.

2) В экономическом отношении - политика хозяйств. обособленности данной страны. Автаркич. взгляды встречались у меркантилистов; наибольшее распространение получили в период общего кризиса капитализма. Итал. и герм, фашизм осуществлял политику А. в целях милитаризации экономики для подготовки 2-й мировой войны. Нацистская доктрина А. изложена Герингом (Речь 17 дек. 1936 на заседании Прусского ландтага в Берлине) и нашла отражение в четырехлетнем плане, принятом гитлеровским пр-вом в 1936. Политика А. была осуждена на Нюрнбергском процессе как политика подготовки войны. В совр. обиходе слово "А." употребляется в смысле стремления к обособлению, склонности к узкому местничеству.

АВТОГЕНЕЗ

АВТОГЕНЕЗ (от греч. αὐτός - сам и γένεσις - зарождение, возникновение) - идеалистич. теория в биологии, согласно к-рой историч. развитие организмов происходит под влиянием неких внутр. нематериальных факторов. А. близок к витализму.

Лит.: Давиташвили Л. Ш., История эволюционной палеонтологии от Дарвина до наших дней, М.-Л., 1948.

АВТОНИМНОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ ВЫРАЖЕНИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АВТОНОМНАЯ ЭТИКА

АВТОНО́МНАЯ ЭТИКА (от греч. αὐτόνομος - независимый, от αὐτός - сам и νόμος - закон) - этика, основывающая свои принципы будто бы на собственных законах, а не на началах, взятых извне; противопоставляется гетерономной этике. Различение автономной и гетерономной этики ненаучно и основано на отрицании того, что нравственность обусловлена объективными обществ. закономерностями. Принципы А. э. развивал Кант в "Критике практического разума" (1788, рус. пер. 1897). Выступая против этики франц. просветителей 18 в., он считал, что А. э. состоит в доказательстве независимости нравств. поведения от "чуждых" ему побуждений: личной заинтересованности, честолюбия, желания добра окружающим. Понятие "А. э." Канта связано с его концепцией "долг ради долга", поведения, продиктованного "уважением к моральному закону" (см. Категорический императив). Идея автономии индивидуальной воли впоследствии развивалась неокантианскими школами (марбургской и особенно баденской). Марксистская этика не признает абс. автономии морали и исходит из рассмотрения нравств. побуждений как отражения объективных социальных законов, обществ. потребностей и интересов людей.

Лит.: Ланге Н., История нравственных идей XIX века, СПБ, 1888, гл 1; Mиртов Д., Нравственная автономия по Канту и Ницше, СПБ, [1905].

А. Ладыженский. Москва.

Предыдущая страница Следующая страница