Приглашаем посетить сайт

Древнерусская литература (drevne-rus-lit.niv.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
Статьи на букву "И" (часть 1, "И"-"ИЗО")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "И" (часть 1, "И"-"ИЗО")

"И ЦЗИН"

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИБАРРУРИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИБЕРВЕГ

ИБЕРВЕГ (Ueberweg), Фридрих (22 янв. 1826 - 9 июня 1871) - нем. бурж. философ и историк философии. С 1852 преподавал философию в Бонне, с 1862 - проф. в Кенигсберге. Примыкая к взглядам Бенеке и Тренделенбурга, И. в работе "Система логики и история логических учений" ("System der Logik und Geschichte der logischen Lehren", 1857, 5 Aufl., 1882) занял компромиссную позицию между формальной логикой Канта и диалектич. логикой Гегеля. Придерживался агностич. теории иероглифов (см. Иероглифов теория). В последние годы жизни под влиянием дарвинизма И. приближался к естеств.-науч. материализму, однако продолжал признавать религию, к-рую считал доказуемой разумом.

И. известен как автор "Очерка истории философии..." ("Grundriss der Geschichte der Philosophie...", Tl 1-3, 1862-66; рус. пер. третьей части под назв. "История новой философии...", вып. 1-2, 1890, 2 изд. 1898-99), неоднократно переиздававшегося при его жизни (до третьего издания, 1867-68, Берлин) и после смерти (переработанные и дополненные сначала Хейнце, позднее Гейером и Эстеррейхом, 11-12-е изд., 1923-28, перепечатано в 1951-53). Хотя автор и заявлял, что дает объективное изложение, к-рое должно стать "нейтральной" пищей для филос. размышлений читателя (см. "Grundriss der Geschichte der Philosophie...", Tl 1, В., 1863, S. V), он в действительности проводил в своей книге бурж.-идеалистич. концепцию истории философии. Игнорируя социально-экономич. основы филос. развития, борьбу материализма и идеализма, И. прослеживал в истории философии в основном идеалистич. учения, а материализм либо преподносил в идеалистич. обработке (напр., философию Спинозы), либо просто игнорировал. Книга изобилует фактами, датами, названиями сочинений, именами. Трудная для чтения, она содержит большой справочный материал. Ленин писал: "Книга носит несколько странный характер: коротенькие §§ с п а р о й с л о в о содержании учений и длиннейшие мелким шрифтом набранные пояснения, на 3/4 полные имен и названий книг... Нечто unleserliches (неудобочитаемое)!" (Соч., т. 38, с. 37). Соч.: Die Entwicklung des Bewusstseins durch den Lehrer und Erzieher, Β., 1853; Über Idealismus, Realismus und Idealrealismus, "Z. Philos, und philos. Kritik", 1859, Bd 34; Untersuchungen über die Echtheit und Zeitfolge Platonischer Schritten..., W., 1861; Schiller als Historiker und Philosoph, Lpz., 1884.

Лит.: Ланге Φ. Α., История материализма и критика его значения в настоящем, т. 2. К. - X., 1900; Lange F. Α., Friedrich Ueberweg, В., 1871; Вrasch M., Die Weltund Lebensanschauung Friedrich Ueberweg's in seinen gesammelten philosophisch-kritischen Abhandlungen, Lpz., 1889; Веrger H., Wege zum Realismus und die Philosophie der Gegenwart, Bonn, 1959.

Ц. Арзаканьян, А. Мысливченко. Москва.

ИБН АЛЬ-АРАБИ

ИБН АЛЬ-АРАБИ - или Ибн Араби Абу Бекр Мухаммед ибн Али Мухиддин (28 июля 1165 - окт. 1240), - арабский мыслитель и поэт, один из наиболее влиятельных представителей ср.-век. суфизма. Род. и получил образование в Андалусии (Испания), предпринял путешествие в страны мусульм. Востока, побывал в Каире, Дамаске, Багдаде, Конье, где познакомился с известными учеными и мыслителями. И. а.-А. поселился в Дамаске, где и умер. Филос. мировоззрение И. а.-А. носило пантеистич. характер. Он учил о единой сущности всех вещей, к-рые, по его мнению, являются выражением божеств. субстанции, отрицал таклид, т.е. поклонение общепризнанным авторитетам, считал различные религии равноценными. В то же время как суфий, И. а.-А. признавал, что возможно постижение божества в виде высшей, абс. истины и что такое постижение осуществляется с помощью внутр. озарения. Его гл. труд в неск. томах "Аль-Футухат аль-маккийя" содержит систему мистич. познания. Вопросам этики посвящено рассуждение "Китаб аль-мусамарат ва-ль-мухадарат".

Соч.: Фусус аль-хикм (Драгоценные камни мудрости), Каир, 1912; Kleinere Schriften... hrsg. und mit Einl. und Komm, versehen... von H. S. Nyberg, Leiden, 1919.

Лит.: Asin Palacios M., La psicologia según Mohidin Abenarabi, в кн.: Actes du XIV Congrès international des orientalistes Alger 1905, pt. 3, P., 1907, p. 79-191; его же, El mistico muricano Abenarabi, v. 1-4, Md, 1925-28; Niсhоlson R. Α., Studies in Islamic mysticism, Camb., 1921; Riza Tevfik Вölükbaşi, Felsefe dersleri, Istanbul, 1333 r. x.; Arberry A. J., Sufism. An account of the mystics of Islam, L., [1956]; Landau R., The philosophy of Ibn'Arabi, N. Y., [1959].

А. Закуев. Баку.

ИБН АЛЬ-МУКАФФА АБДАЛЛАХ

ИБН АЛЬ-МУКА́ФФА АБДАЛЛА́Х (724-760) - арабоязычный ученый, философ-вольнодумец. По происхождению перс. Переводил на араб. яз. произведения др.-греч. философов (в т.ч. "Категории" и "Аналитики" Аристотеля), а также др.-иран. и др.-инд. авторов: "Калила и Димна", "Книга царей" ("Ходай-наме"), "Уставная книга" ("Айин-наме") и "Маздак". Написал ряд произведений, в т.ч. "Наставление для великих дел" ("Аль-адаб аль-кабир") и "Наставление для малых дел" ("Аль-адаб ас-сагир").

И. а.-М. А., приняв ислам, не отказался от зоро-астрийских представлений, иногда проявлял пренебрежит. отношение к исламу и, в частности, к Корану. За это (а возможно и за оппозиц. отношение к араб. властям) был казнен (четвертован) по приказу халифа аль-Мансура.

Лит.: Аль-Фахури, Ханна, История араб, литературы, [пер. с араб.], М., 1959, с. 334-63.

А. Закуев. Баку.

ИБН АР-РАВАНДИ

Абу-ль-Хусейн Ахмед ибн Яхья (ок. 827-864) - философ-вольнодумец, родом из Раванда (близ Исфахана, Иран). И. а.-Р. получил образование в Багдаде. Знал др.-греч. и евр. философию. Сначала примыкал к мутазилитам, затем обнаружил склонность к шиизму и, наконец, приблизился к атеизму. В своих соч. И. а.-Р. доказывал вечность мира ("Китаб-ат-тадж" - "Корона"), проявлял колебания в вопросе о существовании бога ("Аз-Зу-мурдат" - "Изумруд"; "Ад-Дами" - "Выливающиеся слезы"), выступал против ислама ("Албасират" - "Проницательность"), не признавал боговдохновенности Корана, к-рый рассматривал как произведение, противоречащее доводам разума и не вполне совершенное в лит. отношении. Отрицал возможность пророчеств и пророч. миссию Мухаммеда.

А. Закуев. Баку.

ИБН БАДЖА

ИБН БАДЖА [наст. имя - Абу Бекр Мухаммед ибн Яхья; латинизированное - А в е м п а с, или А в е н п а ц е (Avempace, Avenpace)] (p. в конце 11 в. - ум. 1138) - араб. врач, поэт, математик и философ, положивший начало арабо-исп. рационализму. Род. в Сарагосе (Испания), жил в Севилье, затем занимал важные правительств, посты в Гранаде и Сарагосе. Переехал в берберийское гос-во Альморавидов (Марокко), где подвергался гонениям за свои филос. взгляды. И. Б. комментировал соч. Аристотеля по физике и метеорологии. Осн. филос. соч. И. В. - "Руководство одинокого" или "Образ жизни отшельника" ("Тадбир аль-мутаваххид"). В этом соч. И. Б. выступал против ρелиг.-мистич. философии Газали, в защиту науки и философии, утверждая, что высшее познание осуществляется разумом., И. Б. указывал, что совершенствование общества осуществляется через духовное самосовершенствование человека. В обществе, состоящем из совершенных людей, не будет ни раздоров, ни необходимости в правосудии, потому что его граждане будут мудрыми и будут руководствоваться разумной любовью друг к другу.

И. Б. был обвинен мусульм. духовенством в ереси и отравлен, а его произведения сожжены. Сохранилось лишь неск. трактатов (в т.ч. опубл. А. Палациосом на араб. и исп. яз. в "Al-Andalus", 1942; "Книга о душе", опубл. М. С. X. аль-Масуми в Дамаске в 1960, частичный пер. к-рой на рус. яз. см. вкн.: Избр. произв. мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока IX-XIV вв., М., 1961) и небольшой отрывок из произведения "Руководство одинокого" в др.-евр. переводе. Его соч. оказали воздействие на арабо-исп. и евр. философов (Ибн Туфейля, Ибн Рошда, Моисея Нарбониского) и на зап.-европ. ср.-век. мыслителей (Альберта фон Больштедта, Фому Аквинского).

Лит.: История философии, т. 1, [М.], 1940, с. 439, 445, 454; История философии, т. 1, M., "1957, с. 229-30; Τрахтенберг О. В., Очерки по истории западно-европейской средневековой философии, М., 1957, с. 56, 62, 63; Григорян С. Н., Великие мыслители Арабского Востока, М., 1960; Stöсkl Α., Geschichte der Philosophie des Mittelalters, Bd 2, Mainz, 1865; Asin Palacios Μ., Εl filósofо zaragozano Avempace, "Rev. de Aragon", 1900-1901, v. 1-2; Ueberweg F., Grundriss der Geschichte der Philosophie, [Bd] 2, 11 Aufl., В., 1928, S. 312, 722; Farrukh O.A., Ibn Bajja and the philosophy in the Moslem West, Beirut, 1945; Dunlop D. M., Ibn Bājjah's Tadbīru'l-Mutawahhid (Rule of the solitary), [ed. and transi.], "J. Roy. Asiatiċ Soc", 1945, pt 1-2; Munk S., Mélanges de philosophie juive et arabe, nouv. éd., P., 1955; Мирас-е-эслам (Наследие ислама), Тегеран, 1947.

С. Григорян. Москва.

ИБН ГЕБИРОЛЬ

Соломон [латинизированное - А в и ц е б р о н (Avicebron, Avencebrol)] (p. 1021 или 1022 - ум. 1050 или 1070) - евр. философ. Род. в Малаге, жил в Сарагосе (Испания). Оригинал его гл. соч. "Источник жизни" на араб. яз. не сохранился (лат. пер. "Fons vitaë", ed. С. Bäumker, Fase. 1-3, 1892-95). Утверждая бытие бога, И. Г. сводил происхождение мира к божеств. воле, являющейся творящим началом всего сущего. Принцип божеств. воли И. Г. пытался соединить с неоплатоновской идеей об эманации. Наряду с этим И. Г. разработал оригинальную теорию материи, согласно к-рой универсальная материя, являющаяся основой как телесных, так и духовных вещей, соответственно выступает в форме телесности или в форме духовности. В зависимости от того, в какой степени материя участвует в форме духовности, духовные субстанции занимают высшее или низшее положение, подобно тому, как воздух, чем он тоньше, тем яснее. Теория материи И. Г. привлекла внимание схоластиков: Дунс Скот разделял ее (см. F. Ueberweg, Grundriss der Geschichte der Philosophie, Bd 2, В., 1928, S. 505; Α. Frank, Dictionnaire des sciences philosophiques, P., 1875, p. 131), Фома Аквинский опровергал ("Об отвлеченных субстанциях" - "De substantus separatis", гл. V-VIII). Дж. Бруно истолковывал теорию И. Г. в том смысле, что для И. Г. материя является "божественной природой" (см. "Диалоги", М., 1949, с. 226).

Лит.: Трахтенберг О. В., Очерки по истории западно-европейской средневековой философии, М., 1957, с. 84-85; Штёкль Α., История средневековой философии, пер. [с нем.], М., 1912, с. 60-64; Kauffmann D., Studien über Salomon Ibn Gabriol, Bdpst - [Fr./M.], 1899; Wittmann M., Zur Stellung Avencebrol's (Ibn Gebriol's) im Entwicklungsgang der arabischen Philosophie, Münster, 1905; Ueberweg F., Grundriss der Geschichte der Philosophie, Tl 2, В., 1928, S. 335-38; Guttmann J., Die Philosophie des Judentums, Münch., 1933; Munk S., Mélanges de philosophie juive et arabe, nouv. éd., P., 1955.

А. Рубин. Москва.

ИБН ДАУД

Авраам (р. ок. 1100 - ум. ок. 1180) - евр. философ и историк. Род. в Толедо, умер в Кордове (Испания). В своем гл. произв. "Возвышенная вера" ("Аль-акидах аль-рафиях") И. Д., выражая прогрессивные тенденции своего времени, ополчился против неоплатонизма Ибн Гебироля, защищая аристотелизм, усвоенный им в изложении Ибн Сины. Философские взгляды И. Д. противоречивы: материалистич. положения в них сочетаются с признанием религ. догматов. Он отвергал идею антропоморфного бога, но отстаивал библейский миф о сотворении мира из ничего. Стремясь примирить т.н. "Моисеев закон" с перипатетич. философией, И. Д. искал смысл в заповедях торы и отрицал те предписания иудаизма, в к-рых не находил разумной основы. Отдав предпочтение аристотелизму в истолковании природы, он, однако, утверждал, что в вопросах этики решающее значение имеют принципы иудаизма. И. Д. отрицал фатализм и разработал учение о свободе человеч. воли, согласно к-рому реально существующее множество возможностей определяет собой многообразие волевых актов. Оказал большое влияние на последующих прогрессивных мыслителей средневековья, в частности на Маймонида.

Лит.: История философии, т. 1, [М.], 1940, с. 454; Guttmann J., Die Religionsphilosophie des Abraham ibn Daud aus Toledo, Gott., 1879.

M. Беленький. Москва.

ИБН РОШД

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИБН СИНА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИБН ТУФЕЙЛЬ

Абу Бекр Мухаммед ибн Абд-аль-Малик [латинизированное - А б у б а ц е р (Abubacer)] (р. ок. 1110 - ум. 1185) - араб. философ, врач, политич. деятель. Род. в Вади-Аш (в Испании, близ Гранады); находился в дружеских отношениях с Ибн Рошдом. В своих трактатах И. Т. явился продолжателем рационалистич. линии арабо-исп. философии, у истоков к-рой стоял Ибн Баджа и к-рая представляла собой неоплатонич. обработку аристотелизма. И. Т. соединял аристотелевскую натурфилософию с неоплатонич. концепцией бога, придавая, однако, этому эклектич. учению мусульм. форму.

Наибольший интерес представляют фил ос. идеи его соч. "Роман о Хайе, сыне Якзана" [рус. пер. 1920; роман был переведен на перс, евр., лат. с араб, текстом (1671), англ. (1686, 1929), голл. (1701), нем. (1726), исп. (1900, 1948), чеш. (1956) языки. Критич. араб. изд. с франц. текстом в пер. Л. Готье (1900 и 1936)], представляющий собой разработку темы "робинзонады" (встречающуюся уже у Ибн Сины). В романе показано, как живущий на необитаемом острове человек путем естеств. познания природы и самого себя приходит к тем же истинам, каким учит Коран. Отсюда следовал вывод о том, что к божеств. истине независимо друг от друга ведут и религия и философия (см. Двойственная истина). Впрочем, сам И. Т. утверждал, что путь разума доступен лишь избранным и что народ следует строго воспитывать в ортодоксальном религ. духе (в романе показано, что попытки Хайя обучить своей "естественной" религии жителей острова не увенчались успехом). Т. о., свободомыслие И. Т. имело аристократии, характер. Сов. историки философии отмечают материалистич. тенденцию в филос. идеях романа И. Т. (гипотеза о происхождении живого из неживого, вечность времени и пространства).

Лит.: Петров Д. К., Одна из испано-арабских проблем, "Зап. Коллегии востоковедов при Азиатском музее АН СССР", 1926, т. 2, вып. 1; История философии, т. 1, [М.], 1940, с. 439, 445-46; История философии, т. 1, М., 1957, с. 230-31; Трахтенберг О. В., Очерки по истории зап.-европ. средневековой философии, М., 1957, с. 56, 63-64; Gauthier L., Ibn Thofaïl. Sa vie, ses oeuvres, P., 1909J García Gómez E., Un cuento árabe. Fuente común de Abentofail y de Gracián, Md, 1926; его же, Una qasida politica inédita de Ibn Tufayl, "Rev. Inst. Egipcio de estudios islámicos", 1953, v. 1; Мирас-е-эслам (Наследие ислама), Тегеран, 1947.

ИБН ХАЛЬДУН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИБН ЭЗРА

Авраам бен Мейр (1092-1167) - евр. философ, ученый и поэт, родом из Толедо (Испания). Долгие годы странствовал по городам Азии, Африки и Европы. Оставил после себя св. 100 произведений. В гл. соч. "Основа, благоговения" ("Jěssod mora") примыкал к Ибн Гебиролю, защищая идеи неоплатонизма. Один из первых рационалистич. критиков Ветхого завета, И. Э. указал на земное происхождение т.н. Священного писания и на то, что Пятикнижие не могло быть написано Моисеем. Спиноза дал высокую оценку деятельности И. Э., характеризуя его как человека "свободного ума и незаурядной эрудиции" (Избр. произв., т. 2, М., 1957, с. 127; см. также по именному указателю Абен-Езра). И. Э. известен также как поэт-вольнодумец, творчество к-рого оказало влияние на последующее развитие светской антиклерикальной евр. поэзии.

Лит.: Bacher W., Abraham Ibn Esra's Einleitung zu seinem Pentateuch-Commentar..., W., 1876.

M. Беленький. Москва.

ИБРАГИМОВ

Галимджан (13 марта 1887 - 21 янв. 1938) - татарский писатель-демократ, после 1917 - пропагандист марксизма, активный строитель социалистич. культуры. Организатор перевода сочинений В. И. Ленина на тат. язык, автор трудов по истории революц. движения, атеизму, теории лит-ры и иск-ва. В дооктябрьских сочинениях И., усматривая задачу иск-ва в служении социальному прогрессу и нар. свободе, выступал против религ. мракобесия, за развитие науки, за освоение рус. культуры, осуждал национализм, пантюркизм и панисламизм. В послеоктябрьских трудах И. пропагандировал осн. положения диалектич. и историч. материализма, боролся за ликвидацию религ. суеверий. Отличит. особенностью социалистич. культуры И. считал "динамику борьбы, классовость, коллективизм, труд и интернационализм", составляющие "краеугольные камни политики, движения, философии, всей идеологии пролетариата" (Əд∋бият м∋сь∋л∋л∋р∋, Каз., 1960, с. 177). И. отстаивал гармонич. сочетание интернационального и национального в тат. культуре, призывал деятелей иск-ва "очиститься от буржуазного и мелкобуржуазного хлама..., проникнуться пролетарской идеологией, броситься в среду рабоче-крестьянских масс, черпая драгоценные литературные жемчужины из этого моря" (там же, с. 149).

Соч.: Сайланма ∋с∋рл∋р, т. 1-3, Каз., 1956-57; Бөек Октябрь революциясе h∋м пролетариат диктатурасы, [Каз., 1922]; Əд∋бият м∋сь∋л∋л∋р∋, Каз., 1960; в рус. пер. - Избранное, Каз., 1957.

Лит.: Xалит Г., Əд∋би т∋нкыйтебезнен, югалмас с∋хиф∋л∋ре, "Совет ∋д∋бияты", 1959, No 4; Φасеев К., Олы т∋нкыйтьчебезнец кыймм∋тле хезм∋тл∋ре, там же, 1960, No 2; Татар совет ∋д∋бияты тарихы, Каз., 1960, с. '87-344.

К. Фасеев. Казань

ИБРЭИЛЯНУ

ИБРЭИЛЯНУ (Ibrăileanu), Гарабет (23 мая 1871 - 11 марта 1936) - рум. эстетик и лит. критик. Род. в г. Тыргу-Фрумос. После окончания Ясского ун-та (1896) - преподаватель гимназии в г. Бакэу, затем (с 1908) - в Ясском ун-те (с 1912 - профессор). В первый период деятельности И. поддерживал связь с социалистич. движением в Румынии, написал неск. работ ("Социальный дарвинизм" - "Darwinismul social", "Critica socială", 1892, NoNo 6-8, и др.), в к-рых излагал марксистскую теорию классовой борьбы, прибавочной стоимости, выступал против шовинизма, критиковал социальный дарвинизм и мальтузианство. В дальнейшем И. перешел на позиции попоранизма, что отразилось и на его взглядах в области иск-ва. Позднее И. стал антифашистом, другом Сов. Союза.

В эстетике И. во многом следовал Геря-Доброджану; он исходил из того, что произведение иск-ва является отражением действительности, однако художник, по И., не просто копирует действительность, а выбирает из нее, типизирует; этот отбор определяется филос. взглядами художника; поэтому художеств. произведение имеет ярко выраженные этико-социальные тенденции. Критикуя теорию "искусство для искусства", И. писал, что произведения иск-ва не делятся на две категории: одни с тенденциями, другие - нет; любое произведение иск-ва имеет свою тенденцию ("Снова тенденционизм в искусстве" - "Iar tendentionismul în artă!", "Viaţa Romînească", 1915, No 7-9).

И. утверждал, что каждый народ имеет свои характерные черты, к-рые должны найти отражение в лит-ре. Критика иск-ва, рассматриваемая И. как подлинная наука, должна быть многосторонней, исследующей художеств. явления с эстетической, социальной, психологической и других т. зр. Труд И. "Румынские и зарубежные писатели" ("Scriitori romîni şi străini", 1926), содержащий ряд интересных идей, вместе с тем не был свободен от ошибок, проявившихся вследствие нек-рого влияния Джемса, Тэна, Брюнетьера и др. идеалистов на эстетич. концепцию И. Уступки идеализму проявились в отд. рассуждениях И. о темпераменте как определяющем факторе творчества, в его некритич. отношении к энергетизму и персонализму. В основном же эстетич. идеи И., его борьба за реализм в лит-ре относятся к прогрессивным явлениям в рум. культуре.

Соч.: Scriitori şi curente, Iaşi, 1909; Note şi impresii, Iaşi, 1920; Spiritul critic în cultura romîneasca, 2ed., Iaşi, 1922; Cultura şi literature, Buc, 1936; Studii literare, [Buc], 1957; Pagini alese, [v. 1-2], Bue, 1957.

Лит.: Bratu S., Moştenirea lui G. Ibriileanu, Buc, [1955]; его же, Ibraileanu omul, [Buc], 1959; Dima Al., Concepţia despre art şi literature a lui G. Ibraileanu, [Buc], 1955; Ralea M., Criticul ştiinţyfic G. Ibruileanu, в его кн.: Pagini alese, [t. 1, Buc, 1957]; Ρiru Α., Opera lui Ibraileanu, [Buc], 1959.

Ин-т философии Академии PHP.

ИВАН ЧЕРНЫЙ

ИВА́Н ЧЕ́РНЫЙ - рус. обществ. деятель, представитель реформац. движения 15 в. Служил писцом при дворе великого князя Ивана III. В 80-х гг. 15 в. И. Ч. - участник моск. кружка реформаторов, возглавлявшегося Ф. В. Курицыным. Преследуемый воинствующими церковниками, И. Ч. в 1487 бежал за границу, где вскоре умер. Архиепископ Геннадий добивался от церк. собора 1490 посмертного его осуждения и проклятия. И. Ч. был переписчиком ряда памятников древнерус. письменности, в т.ч. Еллинского летописца второго вида - рус. историко-лит. свода. Из его трудов до нас дошли также библейско-историч. сборник, содержащий исправный текст ряда книг Ветхого Завета, историч. статьи, богословские сочинения, проникнутые религ. индивидуализмом, сочинение против монашества и "Лествица" Иоанна Листвинника, посвященная психологии нравств. самоусовершенствования. Еллинский летописец и библейско-историч. сборник содержат приписки, а также многочисл. глоссы И. Ч. Тексты, отмеченные глоссами, служили критике ортодокс. вероучения и церк. ин-тов, обличению социальной неправды, утверждению реформац. идей. В послесловии к Εллинскому летописцу И. Ч. высказал свое понимание христианства как учения, призывающего к любви и братству людей.

Лит.: Лихачев Д. С., Еллинский летописец второго вида и правительственные круги Москвы конца XV века, "Тр. Отд. др.-рус. лит-ры", 1948, т. 6, с. 100-10; Клибанов А. И, Приписка Ивана Черного к "Еллинскому летописцу". Пермские глоссы. Соч. против монашества, в кн.: Казакова Н. А. и Лурье Я. С., Антифеодальные еретические движения на Руси XIV - начала XVI века, M.-Л., 1955, с. 277-305; его же, Книги Ивана Черного, "Исторические зап.", 1958, т. 62, с. 198-244.

А. Клибанов. Москва.

ИВАНОВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИВАНОВ-РАЗУМНИК

ИВА́НОВ-РАЗУМНИК (псевд. Разумника Васильевича И в а н о в а; 1878-1945) - рус. литературовед и историк рус. обществ. мысли либерально-народнич. направления. Род. в Тифлисе в дворянской семье. Учился в Петерб. ун-те. Сотрудник журн. "Русская мысль", "Русское богатство", "Заветы" и др. Примыкал к эсерам. Проповедовал т.н. "имманентный субъективизм" - разновидность субъективно-идеалистич. философии. Основа "имманентного субъективизма" И.-Р., по его собств. признанию, - "теория познания имманентной ф и л о с о ф и и" ("О смысле жизни", 2 изд., СПБ, 1910, с. 283). И.-Р. искажал творчество Белинского ("Великие искания", 1911) и Герцена ("Герцен, 1870-1920", 1920), представлял историю рус. обществ. мысли как историю борьбы "внесословной" и "внеклассовой" интеллигенции с мещанством, во имя этич. индивидуализма ("История русской общественной мысли", т. 1-2, 1907, 6 изд., Берлин, 1923).

Соч.: Что такое "махаевщина"? К вопросу об интеллигенции, СПБ, 1908; Литература и общественность, СПБ, 1911; Лев Толстой, СПБ, 1913; Русская литература XX века (1890--915), П., 1920.

Лит.: Луначарский А. В., Мещанство и индивидуализм. Сб. статей, М.-П., 1923; Плеханов Г. В., Идеология мещанина нашего времени, в его кн.: Избр. филос. произв., т. 5, М., 1958; Ольминский М., Статьи о Салтыкове-Щедрине, М., 1959.

ИВАНОВСКИЙ

Владимир Николаевич [13 (25) июля 1867 - 4 янв. 1931] - рус. философ, историк философии и психологии, близкий по своим взглядам англ. позитивизму. Приват-доцент Московского (с 1899), затем Казанского (с 1904) ун-тов. Активный участник просветит. "Об-ва распространения технич. знаний". Проф. Самарского (1919), затем Белорусского ун-та (1921-27).

Занимался историей ассоциационизма ("Ассоциационизм психологический и гносеологический", ч. 1, 1909; "Учение об ассоциации идей", "Уч. зап. Казанского ун-та", 1917, т. 84, кн. 7-9, 10-12, часть работы осталась в рукописи). В кн. "К вопросу об апперцепции" критиковал понятие активности духа и апперцепции Лейбница, Гербарта и гл. обр. Вундта с позиций ассоциативной психологии.

В ст. "Герцен как социалист" ("Образование", 1907, No1, 2) И. рассматривал обществ. взгляды Герцена как форму народнич. социализма и критиковал Булгакова, пытавшегося представить Герцена религ. искателем. Статья И. "Что такое „позитивизм" и „идеализм"" (журн. "Правда", 1904, No 1, 3) возводила происхождение позитивизма к Ф. Бэкону через Гоббса и Юма. При этом И. неправомерно относил к позитивистам не только неокантианцев (А. Риль), имманентов (Шуппе, Шуберт-Зольдерн), психологистов (Брентано, Штумпф, Липпс), но также и Л. Фейербаха и даже "диалектических материалистов". При таком расширит., ложном толковании термина "позитивизм" смазывалась идеалистич. сущность позитивизма, якобы возвышающегося над борьбой и "крайностями" материализма и идеализма.

После 1917 И. с большим сочувствием отнесся к культурной революции, осуществлявшейся в молодом Сов. гос-ве. Занимаясь филос. проблемами науки, он стремился в ряде вопросов сблизиться с марксизмом ("Методологическое введение в науку и философию", 1923). Однако, принимая до известной степени материализм в сфере социологической, И. не видел логич. связи между "материализмом общественным и собственно философским" и отвергал последний в области, методологической и гносеологической. И. активно участвовал в развитии педагогич. психологии как до революции, так и после нее. Он был переводчиком трудов Дж. С. Милля, Минто и др. Участвовал во франц. филос. словаре А. Лаланда.

Соч.: Движение к распространению университетского образования в России, М., 1900; Введение в философию, ч. 1, 2 изд., Казань, 1909; К вопросу о генезисе ассоциационизма, Казань, 1910.

Лит.: Гуляев А. Д., Отзыв о соч. В. Н. Ивановского, "Ассоциационизм психологический и гносеологический", Казань, 1911; Красновский Α. Α., Памяти проф. Владимира Николаевича Ивановского, "Советская педагогика", 1939, No 3, с. 158-59.

А. Петровский. Москва.

ИВЕР

Петр (412-488) - ср.-век. теолог и философ. Сын груз. царя. Юношеские годы провел в Константинополе, занимался изучением греч. языка, философии и др. наук. Под руководством И. была создана груз. филос. школа в Сирии. По словам Захария Ритора, автора "Церковной истории", И. был "удивительно прославленный во всем мире человек" (кн. III, гл. 4), Тесную связь И. имел с Иоанном Лазом. Сов. ученый Ш. Нуцубидзе и бельг. ученый Э. Хонигман считают И. автором теологич. и филос. сочинений, приписываемых Дионисию Ареопагиту (см. Ареопагитики), в к-рых была предпринята первая значит. переработка антич. филос. наследия с целью обоснования христианства.

Соч. на груз. яз.: Труды, Тб., 1961.

Лит.: Житие Петра Ивера..., в кн.: Православный Палестинский сб., т. 16, вып. 2, СПБ, 1896; Нуцубидзе Ш. И., Тайна Псевдо-Дионисия Ареопагита, Тб., 1942; его же, История грузинской философии, Тб., 1960 (см. Индекс имен); Хонигман Э., Петр Ивер и сочинения Псевдо-Дионисия Ареопагита, пер. с франц., Тб., 1955; Raabe R., Petrus der Iberer, Lpz., 1895; Ηonigmann Ε., Pierre I'Ibérien et les écrits du pseudo-Denys l'Aréopagite, "Byzantinische Ζ.", 1953, Bd 46, S. 445-46.

Ш. Хидашели. Москва.

ИДЕАЛ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИДЕАЛИЗАЦИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИДЕАЛИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИДЕАЛЬНОЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИДЕЙНОСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИДЕМПОТЕНТНОСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИДЕОЛОГИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИДЕОМОТОРНЫЙ АКТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИДЕЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИДИОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИДЭ ТАКАСИ

ИДЭ ТАКА́СИ (p. 1892) - япон. философ-материалист. Окончил филос. отделение Токийского ун-та (1917). Д-р лит-ры. С 1947 - член Коммунистич. партии Японии. В центре внимания филос. соч. И. Т. - проблемы др.-греч. философии ("Философское прошлое" - "Тэцугаку-но идзэн", 1921, "Греческая философия и политика" - "Гирися-но тэцугаку то сэйдзи", 1943). Ему принадлежат в соавторстве с Ивасаки Танэцугу перевод и комментарии к "Эпикуру" ("Эпикур", 1959) и перевод "„Метафизика" Аристотеля" (1961). В конце 40-х гг. И. Т. переходит на позиции марксизма. С этих позиций он пишет работы "Философия переворота" ("Хэнкаку-но тэцугаку", 1949), "Философия и политика" ("Тэцугаку то сэйдзи", 1949), "Учебник философии" ("Тэцугаку кётэй", 1950), к-рые получили известность как учебники, знакомящие с материалистич. философией. И. Т. - председатель киотоского "Общества по изучению материализма".

Я. Радуль-Затуловский. Ленинград.

ИЕГОВИСТЫ

ИЕГОВИСТЫ - или "Общество с в и д е т е л е й И е г о в ы", - реакц. сектантская орг-ция, возникшая в 80-х гг. 19 в. в США в шт. Пенсильвания. Ответвления общества, центр к-рого находится в г. Бруклине (шт. Нью-Йорк), существуют более чем в 100 странах мира; наиболее крупные - в США (св. 200 тыс. чел.) и Зап. Германии (62 тыс.). В последние годы И. усиленно проникают на Африканский континент и в лат.-амер. страны.

И. ведут свое происхождение от секты "Адвентистов седьмого дня", проповедующей эсхатологич. вероучение о скорой кончине мира и втором пришествии Христа (см. Адвентисты). Вероучение секты провозглашает конечной целью создание теократич. гос-ва на земле под главенством Христа. Заявляя, что до них Библия изучалась доктринерски, как сборник мертвых догматич. истин, иеговистские богословы рассматривают Библию как "динамику божественного откровения", основанную на противоречиях и конфликтах. В отличие от распространенного в христианстве взгляда, что главное в Библии - спасение души человека, они поучают, что ведущая идея Библии - в оправдании бога, как всевышнего творца, потому что низвергнутый с небес сатана, бросив вызов богу Иегове, поставил под сомнение его всемогущество. Иеговистские богословы официально объявили весь земной мир и все достижения науки царством сатаны, к-рому противостоит "единственно праведное" иеговистское общество. Согласно вероучению И., все участники этого общества получат "вечное спасение", а инакомыслящие будут уничтожены в т.н. армагеддоне - битве между богом и сатаной. В соответствии с концепцией об армагеддоне, секта И., в отличие от большинства христ. учений, не признает существования рая, ада и бессмертия души человека. Не отвергая мифа о воскресении Христа, И. лишили его традиционного антропоморфного облика. Поэтому второе пришествие Христа на землю произойдет якобы незримо и будет предсказано по "признакам", исходящим от самого Иеговы. И. отвергают также триединство бога, признавая лишь единств. бога в лице Иеговы.

"Общество свидетелей Иеговы" настойчиво внедряет в сознание верующих мысль о безнадежности всех попыток людей собств. силами навести порядок на земле. Человеконенавистнич. содержание мифа об армагеддоне становится специальным библейским видом пропаганды войны. Пропагандируя идею теократич. гос-ва, И. открыто выступают против коммунизма. В связи с тем, что вожаки секты в Сов. Союзе занимаются антисов. деятельностью, настраивая верующих против всех обществ. и гос. мероприятий, деятельность И. в Сов. Союзе запрещена. Однако общины секты существуют нелегально в нек-рых районах. Иеговистское подполье в СССР построено по системе замкнутых цепочек-звеньев, возглавляемых "Краевым комитетом". В последние годы в результате большой воспитат. работы число И. сильно сократилось, влияние вожаков секты на рядовых верующих основательно подорвано.

Лит.: Притчина Е. Α., "Свидетели Иеговы" на службе империализма, М., 1959; Герасимец А. С. и Ρешетников Η. Α., Правда об организации иеговистов, [Иркутск], 1960; Мант Е. В. и Узков И. Н., "Братья" и "сестры" во Христе, М., 1960; Бартошевич Э. М. и Борисоглебский Е. И., Именем бога Иеговы, М., 1960; Бойчук М., Хто такi еговiсти, К., 1957.

Э. Бартошевич. Москва.

ИЕГУДА ГАЛЕВИ

ИЕГУДА ГАЛЕВИ (р. ок. 1080 - ум. ок. 1145) - евр. философ-мистик и поэт. Родом из Толедо (Испания). Молодые годы провел в араб. Испании, где изучал греко-араб. философию и медицину. Автор мн. религ. гимнов, вошедших в евр. богослужение. И. Г. оказал большое влияние на последующее развитие евр. поэзии. В филос. трактате, написанном на араб. яз. и переведенном на др.-еврейский под заглавием "Сефер га-Кузари" ("Книга Хазара"), И. Г. отстаивал иудаизм и решительно осуждал идею Аристотеля о вечности мира, находившуюся в противоречии с мифом о сотворении мира. Принимая учение Платона, И. Г. верил в существование потустороннего мира и в божеств. миропорядок. Он утверждал, что высшим принципом познания является божеств. откровение, философия же, поскольку она порождается человеч. разумом, к-рому свойственно ошибаться, должна быть подчинена теологии.

Лит.: История философии, т. 1, [М.], 1940, с. 453; Гаркави Α., Йегуда Галеви, "Восход", 1881, год 1; Бернфельд С, Даатэлогим. Толдот га философиа га датит беисроэль (История религиозной философии), т. 1-2, Варшава, 1897-99, с. 182-206; Мор Α., Йегуда Галеви hоиш ве мешорер (Иегуда Галеви, человек и поэт), Тель-Авив, 1956; Berger Ε., Das Problem der Erkenntnis in der Religionsphilosophie Jehuda Hallewis, В., 1916; König M., Die Philosophie des Jehuda Halevi und des Abraham Ibn Daud, В., 1929 (Diss.).

M. Беленький. Москва.

ИЕЗУИТЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

"ИЕРОГЛИФОВ ТЕОРИЯ"

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИЕРОНИМ

Евсевий Софроний И е р о н и м (Eusebius Sophronius Heironymus) [(p. ок. 340 - ум. 30 сент. 419 (или 420)], - церковный писатель, родом из Стридона (Далмация). Учился в Риме; вторую половину жизни провел на Востоке (Египет, Константинополь, Сирия и Палестина), что позволило ему овладеть греч. и евр. яз. Лат. перевод Иеронимом Библии, известный под названием "Вульгаты", был признан католич. церковью за единственно правильный. И. воздерживался от аллегорического толкования Библии и уделил много места пояснениям исторического характера. Нôа основе "Церковной истории" Евсевия И. составил соч. "О знаменитых мужах..." ("De viris illustribus..."), в к-ром наряду с церк. писателями упоминал также Сенеку, Филона и Иосифа Флавия. В лит. деятельности И. обнаруживается глубокий конфликт между клаcсич. ("языческими") и христ. тенденциями. Ярким выражением этого конфликта является рассказ И. о своем сновидении, когда он слышал упрекающий его голос: "ты цицеронианец, не христианин", в ответ на что И. отвечал (невыполненным им) обещанием отречься от чтения "светских" книг (Письма, 22,30). Хотя сам И. нередко высказывался о философии как об "источнике ересей", противопоставляя ей "христианскую простоту", в его соч. заметно значит. влияние философии Цицерона. Многочисл. письма И. являются яркими историч. документами, содержащими данные о быте и нравах в 4 в. н.э.

Соч.: Opera omnia, в: Patrologiae cursus compl., ser. latina... accur. J. P. Migne, t. 22-30, P., 1865-66.

Лит.: Диесперов Α., Блаженный Иероним и его век, М., 1916; Grützmacher G. von, Hieronymus, Bd 1-3, Lpz.-В., 1901-08; Cavallera F., St. Jérôme, sa vie et son oeuvre, [v. 1-2], Louvain, 1922; Hagendahl H., Latin fathers and the classics. A study on the apologists, Jerome and other christian writers, Göteborg, 1958.

В. Зубов. Москва.

ИЕРУЗАЛЕМ

Ерусалем (Jerusalem), Вильгельм (11 окт. 1854 - 15 июля 1923) - австр. бурж. философ-идеалист, представитель т.н. критического реализма. В 1891 - доцент, в 1920 - проф. Венского ун-та. Под влиянием Спенсера и Джемса истолковывал человеч. сознание и познание с т. зр. биологич. закономерностей. Целый ряд положений теории познания И. сближает его с Махом и Авенариусом. Стремление к познанию И. выводил из инстинкта самосохранения, превзошедшего в своем развитии требования непосредств. сохранения жизни. Согласно И., философия в своих началах идентична науке в том смысле, что, так же как и наука, является результатом "индивидуалистич. тенденции развития". Однако, утверждает И., последующее их развитие отнюдь не одинаково: философия обращена "во внутрь", ее предмет - человек и его "жизнь" (это понятие И. определял идеалистически). Философия, по И., в отличие от науки, опирается не только на мышление, но и на чувство и "хотение"; задача ее - придать индивиду и гос-вам "волевые цели". И. пытался примирить науку с религией (см. "Критический идеализм и чистая логика"- "Der kritische Idealismus und die reine Logik", 1905). Подобные воззрения дали основание Ленину назвать И. "реакционнейшим кантианцем" (см. Соч., т. 14, с. 83).

Соч.: Der Krieg im Lichte der Gesellschaftslehre, Stuttg., 1915; Einführung in die Soziologie, W.-Lpz., [1926]; в рус. пер.: Введение в философию, [4 изд., М., 1914]; Учебник психологии, 3 изд., М., 1917.

Лит.: Eckstein W., W. Jerusalem, W.-Lpz., 1935.

А. Мысливченко. Москва.

ИЗЕЛИН

ИЗЕЛИН (Iselin), Исаак (17 марта 1728 - 15 июня 1782) - швейц. философ, историк и педагог. И. рассматривал историю человечества как непрерывное и прямолинейное движение вперед, считая основными движущими ее факторами климат, состояние почвы, благосостояние людей и форму правления народов. Главный враг прогресса, по И., - война, а гл. цель - единение всех народов. Средством к достижению этой цели он считал воспитание. По своим педагогич. взглядам И. был близок к Песталоцци. Учение И. оказало влияние гл. обр. на нем. философов Тетенса, Гердера (вступившего в соч. "Еще одна философия истории" в полемику с И. по поводу понимания прогресса) и Канта. В 1776-81 И. редактировал периодич. издание "Ephemeriden der Menschheit..." (Bd 1-8).

Соч.: Träume eines Menschenfreundes, Τl 1-2, Basel, 1776; Über die Geschichte der Menschheit, 4 Aufl.,Bd 1-2,Basel, 1779; Vermischte Schriften, Bd 1-2, Z., 1770; Pädagogische Schriften, Langensalza, 1882. Лит.: Girgensohn H., Das Problem des geschichtlichen Fortschritts bei Iselin und Herder, Erlangen, 1913 (Diss.); Regli M., Isaak Iselins "Geschichte der Menschheit", Münch., 1919 (Diss.); Stern Α., Über I. Iselins Geschichte der Menschheit, "Z. für schweizerische Geschichte", 1930, No 2, S. 205-53; Вöhi H., Die religiöse Grundlage der Aufklärung, Z., 1933; Im Ηof U., Isaak Iselin..., Bd 1-2, Basel, [1947].

ИЗМЕНЧИВОСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИЗМЕРЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ИЗОЛИРУЮЩАЯ АБСТРАКЦИЯ

ИЗОЛИРУЮЩАЯ АБСТРА́КЦИЯ - мысленное выделение словесно обозначаемого отд. признака к.-л. предмета или предметов, соответствующего тому или иному их свойству или их отношению к др. предметам; при этом выделенный признак мыслится изолированным от др. признаков, охватывающих всю совокупность свойств и отношений данных предметов. В результате И. а. отдельно взятый признак становится особым предметом мысли. Понятия, в к-рых мыслятся такого рода предметы, наз. абстрактными понятиями (см. Конкретные и абстрактные понятия); таковы понятия "справедливость", "важность" и т. п. И. а. обычно противопоставляется генерализирующей, или обобщающей, абстракции, результатом к-рой являются понятия, в к-рых мыслятся предметы, поскольку они образуют классы (напр., "металлы") или агрегаты (напр., "человечество"), и к-рые обычно могут быть выражены как в единственном, так и во множеств. числе. В этом отличие таких понятий, как, напр., "храбрец" ("храбрецы"), "нация" ("нации"), "сласти", от понятий "храбрость", "национальность" (в смысле свойства принадлежать к к.-л. нации), "сладость", в к-рых мыслятся изолированно взятые признаки, рассматриваемые как самостоят. предметы. В отличие от обычных (называющихся конкретными) понятий, к-рым всегда присущ нек-рый объем, понятия, возникающие в результате И. а., не имеют объема в обычном для логики смысле; подходя к вопросу шире, можно считать, что и они имеют объем, но он состоит из одного "абстрактного предмета", т.е. того признака, к-рый выделен данной И. а.

Мысленное выделение того или иного признака можно рассматривать и не как отвлечение данного признака от всех др. признаков, а как процесс, посредством к-рого опускаются (т.е. мысленно вычеркиваются) все признаки, за исключением данного. На это обстоятельство обратил внимание Кант, согласно к-рому "мы не должны говорить: абстрагировать нечто, но: абстрагироваться от чего-либо (von Etwas)" (Kant, Logik, 1800, § 6). Об отношении И. а. к абстракции отождествления см. Обобщающая абстракция. См. также Оператор абстракции.

Лит.: Попов П. С., История логики нового времени, М., 1960, гл. 10; Горский Д. П., Вопросы абстракции и образование понятий, М., 1961; его же, О видах научных абстракций и способах их обоснования, "Вопр. философии", 1961, No 9.

П. Попов. Москва.

Предыдущая страница Следующая страница