Приглашаем посетить сайт

Средние века (svr-lit.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
Статьи на букву "Ш" (часть 3, "ШПР"-"ШШД")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ш" (часть 3, "ШПР"-"ШШД")

ШПРАНГЕР

ШПРАНГЕР (Spranger), Эдуард (27 июня 1882 - 17 сент. 1963) - нем. философ, психолог, педагог. Проф. в Лейпциге (с 1912), Берлине (1920-46). В 1944 был арестован и заключен в Моабитскую тюрьму. В 1945 был назначен ректором Берлинского ун-та, с 1946 - проф. в Тюбингене. Филос. взгляды Ш. сложились в русле идей Дильтея и философии жизни в целом, а также учения о ценностях Риккерта. В осн. филос. соч. - "Формы жизни" ("Lebensformen", Halle/ Saale, 1914; 8 Aufl., Tübingen, 1950) Ш. развивает идеи целостной ("структурной") психологии, к-рую он - в духе неокантианского разграничения "наук о духе" и "наук о природе" - противополагает совр. ему естественнонауч. "психологии элементов", расчленяющей душевный процесс на составные части и базирующейся на данных физики и физиологии. "Духовно-научная", или "понимающая" (в дильтеевском смысле), психология должна рассматривать душевный процесс как нек-рую целостность в его смысловых связях, т.е. в его включенности в определ. содержание культуры. Единство душевной жизни как "смысловой связи" различных психич. функций осуществляется в актах духовной деятельности "Я", реализующей определ. ценностную систему. Единств. путем познания духовных форм Ш. считает постижение индивидуальной структуры духа: даже рассматривая обществ. группы как сверхиндивид. формы, мы не можем понять их смысл иначе как через схему духовной индивидуальности Различия в смысловой (ценностной) направленности и психологич. установке субъекта, из к-рых Ш. выводит и осн. направления духовной объективации, определяют характер выделяемых Ш. шести осн. "идеальных типов" человеч. индивидуальности: "экономич." человек хозяйства, "теоретич " человек науки, "эстетич." человек иск-ва, "социальный" человек любви и "самоотдачи", "политич." человек власти и "религ." человек.

Рассматривая личность как носителя культуры, Ш. отрицательно относится к социологич. обоснованию культуры. Призывая освободиться от "социологич. иллюзии" - сведения науки, иск-ва и религии к обществ. силам и ограничения нравственности "социально-этическим", Ш. признает неразрывную связь социальной формы и культурного содержания, но решающую роль отводит не формам обществ. отношений, а "...лично-человеческому и предметно-культурному содержанию", развертывающемуся в этих формах и определяющему их ценность (цит. по кн.: Philosophen-lexikon, Bd 2, В., 1950, S. 612-13)

Метод "понимающей" психологии был реализован Ш в работе "Психология юношеского возраста" ("Psychologie des Jugendalters", Lpz., 1924, 27 Aufl., Hdlb., 1963) - одном из наиболее влият. соч. нем. педагогики 20 в.

Соч.: Wilhelm von Humboldt und die Humamtätsidee, 2 Aufl., В., 1928, Kultur und Erziehung, 4 Aufl., Lpz., 1928, Die Magie der Seele, 2 Aufl., Tübingen, 1949, Goethes Weltanschauung, [4 Aufl., Wiesbaden], 1949, Der unbekannte Gott, 2 Aufl., Stuttg, [1955], Pestalozzis Denkformen, 2 Aufl., Hdlb., 1959, Kulturfragen der Gegenwart, 3 Aufl., Hdlb., 1961, Padagogische Perspektiven, 7 Aufl., Hdlb., 1962.

Лит.: Croner E., E Spranger, В., 1933, Neu Τ., Bibliographie Ε. Sprangers, Tübingen 1958, Вeitl D. Μ., Das Bild des Jugendlichen in der Psychologie des Jugendalters von E. Spranger, [Münch., 1967] (библ.).

Ю. Попов. Москва.

ШРЕДЕР

ШРЕДЕР (Schröder), Эрнст (1841-1902) - нем. математик и логик. С 1874 - проф политехникума в Дармштадте, с 1876 - Высшей технич школы в Карлсруэ. Продолжая работы Буля и Р. Грасмана, Ш. впервые дал систематич. изложение математической логики (точнее, алгебры логики, к-рую он называл логич. исчислением - Logikkalküls), свободное от допущенного Булем неосторожного использования операций вычитания и деления, приводивших к результатам, не имеющим логич. истолкования. Он же ввел термин "исчисление высказывании" (Aussagenkalkül). Позднее Ш. независимо от Пирса подробно разработал алгебру и логику отношений. Ш. - автор принципа двойственности и ряда др. важных законов математич логики, а также решение разрешения проблемы для логики классов. Ему же принадлежит первая попытка построения общей теории алгоритмов и исчислений (еще до совр. уточнения этих понятий), связанных с появившейся еще в первой из его работ ("Lehrbuch der Arithmetik und Algebra", Bd 1, Lpz., 1873) идеей такого обобщения арифметики целых чисел (названного им формальной алгеброй), в к-ром - по аналогии с известным рассмотрением различных геометрий (евклидовой и неевклидовых) - исследовались бы с общей алгебраич. т. зр самые различные видоизменения арифметики. Стремясь реализовать эту идею (предвосхитившую совр. теорию универсальных алгебр) и ограничившись (для начала) тем случаем, когда все операции двухместны и однозначно обратимы, Ш., как лишь недавно выяснилось, разработал, по существу, первый вариант того, что теперь наз. теорией квазигрупп. В алгебре логики гл. задачей Ш. считал решение логич. (булевых) уравнений, а в формальной алгебре, к-рую он не отмежевывал от логики, - решение функциональных уравнений (т.е. поиск интерпретаций тождественных соотношений) с помощью функциональных таблиц (квазигрупп). Классифицируя системы этих уравнений по их силе и др. признакам, Ш. впервые обнаружил, что, вопреки мнению Ч. Пирса, закон дистрибутивности конъюнкции относительно дизъюнкции "не может быть доказан силлогистически", т.е. не всякая структура (решетка) дистрибутивна.

Соч.: Der Operationskreis des Logikkalküls, Lpz., 1877; Tafeln der cindeutig umkehrbaren Functionen zweier Variabeln auf den einfachsten Zahlengebieten, "Mathematische Annalen", 1887, Bd 29; Über das Zeichen, Karlsruhe, 1890; Vorlesungen über die Algebra der Logik, Bd 1-3, Lpz., 1890-1905; Symbols and sings, "Open Court", 1892, v. 6, p. 3431-63; Abriss der Algebra der Logik, Tl 1-2, Lpz.-В., 1909-10; в рус. пер., - Герман Грассманн. Его жизнь и учено-литер. деятельность, М., 1886 (совм. с Р. Штурмом и Л. Зонке); Об алгоритмах и исчислениях, "Физико-математические науки в их настоящем и прошедшем", 1888, т. 7, No 1-4.

Лит.: Бобынин В. В., Опыты матем. изложения логики, вып. 2, М., 1894; [Бобынин] В., Шрёдер Э., в кн.: Энциклопедия, словарь, изд. Ф. А. Брокгауз и А. А. Ефрон, т. [78], СПБ, 1903; Чёрч Α., Введение в матем. логику, пер. с англ., [т.] 1, М., 1960; Ибрагимов С. Г., О забытых работах Э. Шредера, пограничных между алгеброй и логикой, в сб.: Историко-математич. исследования, вып. 17, М., 1966, с. 247-58; Стяжкин Н. И., Формирование математич. логики, М., 1967 (имеется библ.); Кузичев А. С, Диаграммы Венна, М., 1968.

А. Кузнецов. Кишинев. С. Ибрагимов. Баку.

ШТАЛЬ

ШТАЛЬ (Stahl), Георг Эрнст (22 окт. 1660 - 14 мая 1734) - нем. химик и врач. Проф. медицины в ун-те Галле (с 1694), в дальнейшем лейб-медик прусского короля. В истории химии Ш. известен как создатель теории флогистона, к-рая объясняла горение присутствием в телах общего для них элемента землистой природы, имеющего вес, - флогистона. В истории биологии и психологии III. принято считать родоначальником витализма нового времени. Исходным пунктом биологич. воззрений Ш. было признание несостоятельности механистич. материализма и детерминизма в объяснении явлений жизни и психики. Опираясь на невозможность сведения этих явлений к законам механики, Ш. построил учение, согласно к-рому в основе всех физиологич. функций и психич. актов, как сложнейших, так и самых простых, лежит нематериальный принцип - душа, без участия к-рой ничто не происходит в организме. Витализм Ш. был опровергнут последующим развитием биологии, хотя он до сих пор возрождается в новых формах.

Соч.: Theoria medica vera, v. 1-2, Halle, 1707; Experimenta, observationes, animadversiones, chimical et physical, В., 1731.

M. Ярошевский. Ленинград.

ШТАММЛЕР

ШТАММЛЕР (Stammler), Рудольф (19 февр. 1856 - 25 апр. 1938) - нем. теоретик права, неокантианец, был близок к нем. катедер-социализму. В годы первой мировой войны занимал националистнч. позиции. Задачи науки об обществе и в частности, изучения права Ш. трактовал в духе марбургской школы неокантианства. По Ш., понятие права не может быть выведено из общественно-историч. опыта, а должно выступать как априорная категория, не зависимая от различия социальных условий. С помощью понятия права и нек-рых др. априорных категорий социальная реальность "упорядочивается" и в ней выделяется само право. В кн. "Хозяйство и право с точки зрения материалистич. понимания истории" (Lpz., 1896, рус. пер., СПБ, 1899), обвиняя марксизм в вульгарном экономизме, Ш. утверждал, что право первично по отношению к экономике, если не во временном и причинном, то во всяком случае в логич. плане. Для Ш. обществ. жизнь во всех ее проявлениях - это внешним образом упорядоченная совместная жизнь людей, важнейшей формой к-рой и выступает право. Отсюда, по Ш., "...закономерность социальной жизни людей есть закономерность юридической формы ее" (указ. соч., с. 169). В результате переноса этой конструкции на х-во (под ним Ш. понимает совместную деятельность людей, направленную на удовлетворение их потребностей) его регулирующей формой, а следовательно, и "обусловливающей основой" оказывается право. Точно так же право первично и по отношению к гос-ву. Ш. утверждал, что экономика не может взрывать правовой строй, экономич. и политич. развитие должно идти лишь путем частичных изменений права как обусловливающей формы. В качестве конечной цели этих изменений, идеала "правильного права" Ш. выдвигал понятие "общества свободно волящих людей". См. Философия права.

Соч.: Die Lehre von dem richtigen Rechte, В., 1902; Theorie der Rechtswissenschaft, Halle/Saale, 1911; Recht und Macht, В., 1918; Lehrbuch der Rechtsphilosophie, 2 Aufl., В.-Lpz., 1923; Rechtsphilosophische Abhandlungen und Vortrage, Bd 1-2, В., 1925.

Лит.: Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 3, с. 558-59; т. 21, с. 70; т. 34, с. 20; Πлеханов Г. В., Избр. филос. произв., т. 1, М., 1956, с. 490-91; т. 2, М., 1956, с. 303-04; т. 3, М., 1957, с. 191-94.

В. Туманов. Москва.

ШТЕЙНБЕРГ

Валентин Августович (р. 4 апр. 1915) - сов. философ, д-р филос. наук (с 1962), профессор (с 1963), член-корр. АН Латв. ССР (с 1963). Заслуженный деятель науки Латв. ССР (1969). Член ЦК КП Латвии (с 1961). Депутат Верховного Совета Латв. ССР (с 1963). Окончил ВПШ при ЦК КПСС (в 1947), Латвийский педагогич. ин-т (1948) и аспирантуру Латвийского ун-та (1951). Преподавательскую работу ведет с 1948. С 1962 - ректор Латвийского ун-та. Работает над проблемами истории марксистско-ленинской философии в Латвии, методологии конкретных социальных исследований.

Соч.: Филос. и социология, мысль народов СССР... Латвия, в кн.: История философии, т. 4, М., 1959; т. 5, М., 1961 (соавтор); Книга В. И. Ленина "Материализм и эмпириокритицизм" в Латвии, "ВФ", 1960, No 4; П. Стучка и его роль в борьбе за торжество ленинской нац. политики, "ФН" (НДВШ), 1964, No 2; Филос. жизнь Латвии начала 20 века, Рига, 1906; Подъем филос. жизни Латвии в годы Сов. власти, "ФН" (НДВШ), 1967, No 5; Историч. материализм и конкретно-социологич. исследования, "Коммунист. Сов. Латвии", 1969, No 2; Latvijas darbajanžu cina par padomju varu. 1917 gada, Rīga, 1957; J. Jansona-Brauna dzive, Rīga, 1957 (совм. с A. Vilsons); F. Rozinš -marksistiskas filozofijas celmlauzis Latvijā, Rīga, 1960; J. Jansona-Brauna filozofiskie uzskati, Rīga, 1969.

ШТЕЙНЕР

Статья большая, находится на отдельной странице.

ШТЕРН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ШТЕРНБЕРГ

ШТЕ́РНБЕРГ (Sternberg), Фриц (11 июня 1895 - 1963) - один из теоретиков правой зап.-герм., и междунар. социал-демократии, антикоммунист. В 1933 эмигрировал из Германии, с 1939 жил в США. В ряде довоенных работ, посвященных проблемам капитализма, Ш. упрекает Маркса в том, что он якобы недооценивал влияния колониальных стран на развитие капитализма. Ш. - один из авторов теории "второй промышленной революции". Считая автоматизацию истоком этой революции, Ш. утверждает, что под ее воздействием идеалы социализма будут осуществлены в рамках "планируемого" капитализма ("Die zweite industrielle Revolution", В., 1956; "Die militärische und die industrielle Revolution", В., 1957). В кн. "Маркс и современность" ("Marx und die Gegenwart", Köln, 1955) и в последней кн. "Замечания к Марксу сегодня" ("Anmerkungen zu Marx-heute", Fr/.M., 1965), признавая в общем ценность методологии Маркса, пытался доказать устарелость мн. принципиальных положений марксистской теории, призывал к "очищению" марксизма от ленинизма.

Соч.: Der Imperialismus, В., 1926; Marxistische Probleme, [B.], 1928; Der "Imperialismus" und seine Kritiker.B., 1929; Εine Umwälzung der Wissenschaft, В., 1930; Der Niedergang des deutschen Kapitalismus, В., 1932; Der Faschismus an der Macht, Amst., 1935; Kapitalismus und Sozialismus vor dem Weltgericht, 2 Aufl., Hamb., 1952; So endete es..., Köln, 1951; Hat der Sozialismus eine Zukunft?, W., 1962.

Г. Волков. Москва.

ШТЕРНГАССЕ

ШТЕ́РНГАССЕ (Sterngasse), Йоханнес (р. во 2-й пол. 13 в. - ум. 1314) - нем. философ. В трактатах по натурфилософии и этике, проповедях на нем. яз., комментариях к "Сентенциям" Петра Ломбардского Ш. сочетал идеи Сигера Брабантского и др. лат. аверроистов с мистич. учениями, близкими к идеям Экхарта. Полемизируя с Фомой Аквинским, Ш. отстаивал аверроистское учение о вечности небесной материи, являющейся причиной существования вещей земного мира. Оспаривая представления о предсуществовании форм материи, Ш. считал, что формы зарождаются в ее недрах. Примыкая к аверроистской концепции "единого интеллекта", Ш. рассматривал индивидуальное человеч. сознание как проявление свойственной всему человечеству в целом единой умств. способности. Человеч. душа, по Ш., способна путем созерцания и освобождения от чувств. образов достичь высшего познания божества; сливаясь с ним и растворяясь в нем, она утрачивает собств. индивидуальность.

Лит.: Лей Г., Очерк истории ср.-век. материализма, М., 1962, с 520-26, Grabmann M., Neuaufgefundene lateinische Werke deutscher Mystiker, "Sitzungsbenchte der Bayerischen Akademie der Wissenschaften Philosophischlist Klasse", 1921, 3 Abh, Münch, 1922, его же, Mittelalterliches Geistesleben, Bd 1, Münch., 1926, S. 392-450, Landgraf A. M., J. Sterngasse und sein Sentenzkommentar, "Divus Thomas", Freiburg, 1926

А. Горнфункель. Москва.

ШТИРНЕР

ШТИРНЕР (Stirner), Макс (псевдоним; наст. имя и фамилия - Каспар Ш м и д т; Schmidt) (25 окт. 1806 - 26 июня 1856) - мелкобурж. нем. философ-младогегельянец (см. Гегельянство). В кн. "Единственный и его достояние" (Lpz., 1845; рус. пер., М., 1906) Ш., отправляясь от идеи самосознания Штрауса, развил субъективно-идеалистич. версию младогегельянства. Не только религию, но и все социальные институты - гос-во, право, семью, собственность и т.п., он объявлял уродливыми порождениями сознания отдельной личности. Отсюда проистекали крайний эгоизм, концепция, согласно к-рой никаких объективных и необходимых связей индивидов в обществе не существует, и анархизм, согласно к-рому личность не должна признавать никаких обязательных для себя обществ. установлении. Вместе с тем частная собственность представлялась Ш. необходимой формой реализации "Я" и тем самым вечным установлением. Взгляды Ш. были мелкобурж. протестом против бурж. строя. Он не понимал классовой структуры общества, отождествлял пролетариев с пауперами, выступал против коммунизма, противопоставляя ему свой "совершеннейший эгоизм". Взгяды Ш. имели в 40-50-х гг. значит. успех среди бунтарски настроенной мелкобурж. интеллигенции и оказали влияние на Бакунина и Ницше. Маркс и Энгельс дали в "Немецкой идеологии" (см. "Святой Макс", в кн.: Соч., 2 изд., т. 3, с. 103-452) уничтожающую критику субъективного идеализма, мелкобурж. индивидуализма и анархизма Ш., показали полную несостоятельность штирнеровской критики коммунизма.

Соч.: Die National-Oekonomen der Franzosen und Engländer, Bd 1-4, Lpz., 1845-47, Geschichte der Reaktion, Abt. 1-2, В., 1852, Kleinere Schnften, 2 Aufl., Β., 1914.

Лит.: Маркс К., Энгельс Φ., Соч., 2 изд., т. 7, с. 441-45, т. 21 (см. указатель имен), Плеханов Г. В., Анархизм и социализм, Соч., т. 4, Μ., 1925, Саводник В., Ницшеанец 40-х годов M. III. и его философия эгоизма, Μ., 1902, Маккай Д. Г., M. Ш., его жизнь и учение, пер. с нем., СПБ, 1907, Шельвин Р., М. Ш. и Ф. Ницше, пер. с нем., Μ., 1909, Курчинский M. A., Апостол эгоизма Μ. Ш. и его философия анархизма, Π., 1920, Серебряков Μ., Μ. Ш. перед судом Маркса и Энгельса, "Книга и революция", 1922, No 3(15), Багатурия Г. А., К истории написания, опубл. и исследования "Нем идеологии" Маркса и Энгельса, в сб. Из истории формирования и развития марксизма, Μ., 1959, Ойзерман Τ. И., Формирование философии марксизма, Μ., 1962, с. 407-17, Hess M., Die letzten Philosophen, Darmstadt, 1845, Sсhellwien R., M. Stirner und F. Nietzsche, Lpz., 1892, Εngert H., Das histonsche Denken M. Stirners, Lpz., 1911, Mautz K. A., Die Philosophie M. Stirners un Gegensatz zum Hegelschen Ideahsmus, Β., 1936, Arvon Η., Aux sources de l'existentialisme M. Stirner, Ρ., 1954 (есть библ.), Fetscher I., Die Bedeutung M. Stirners für die Entwicklung des historischen Materialismus, "Z. philos. Forschung", 1952, Jg. 6, Bd 52, H 3, S 425, Emge К. A., M. Stirner Eine geistig nicht bewältigte Tendenz, Mainz, 1964.

A. Панфилова. Москва.

ШТОФФ

Виктор Александрович (р. 12 февр. 1915) - сов. философ, д-р филос. наук (с 1964), проф. (с 1966). Член КПСС с 1944. Окончил филос. фак-т ЛГУ (1937) и аспирантуру (1941). Ведет педагогическую и н.-и. работу в вузах (с 1937), с 1945 - на филос. фак-те ЛГУ. Зав. кафедрой философии Ин-та повышения квалификации преподавателей обществ. наук при ЛГУ (с 1967). Область науч. исследований - теория познания, методология науч. исследований и филос. вопросы естествознания.

Соч.: Филос. основы теории химич. строения А. М. Бутлерова, "Уч. зап. ЛГУ. Сер. филос. наук", 1956, вып. 7; К вопросу о специфике химич. формы движения материи, "Вестник ЛГУ", 1956, вып. 2, No 11; К вопросу о классификации форм движения материи в неорганической природе, в сб.: Проблемы развития в природе и обществе, М.-Л., 1958; К вопросу о роли модельных представлений в науч. познании, "Уч. зап. ЛГУ. Сер. филос. наук", 1958, вып. 13, No 248; Гносеологич. функции моделей, "ВФ", 1961, No 12; К критике неопозитивистского понимания роли моделей в познании, в сб.: Философия марксизма и неопозитивизм, М., 1963; Роль моделей в познании, Л., 1963; Моделирование и философия, М.-Л., 1966.

ШТОШ

ШТОШ (Stosch), Фридрих Вильгельм (25 дек. 1648 - 20 авг. 1704) - нем. философ-материалист и атеист. В анонимно изданной книге "Согласие разума и веры, или Гармония моральной философии и христианской религии" ("Concordia rationis et fidei sive harmonia philosophiae moralis et religionis christianae", Amst., 1692) выступал как последователь Спинозы, называя богом единую материальную субстанцию, вечную и бесконечную. Спинозизм сочетался у Ш. с атомистич. концепцией Эпикура - Гассенди. Осн. внимание Ш. уделял психич. деятельности человека и отношению его к др. людям и к обществу. Рассматривая человека как своеобразную живую машину, Ш. отвергал положение о нематериальности души; сознание, по Ш., обусловлено деятельностью мозга. Т.о., Ш. отвергал осн. положения христ. вероучения о сотворении мира, о воскресении из мертвых, о загробном воздаянии, критиковал учение о провидении. Библию он рассматривал как историч. документ. Христианство Ш. признавал лишь в той мере, в какой оно согласуется с разумом (отсюда и название его сочинения), к-рый он ставил выше веры, отождествляя ее по существу с суеверием.

Духовные власти запретили продажу книги Ш., за нелегальное ее хранение и распространение взимался значит. штраф. В 1694 книга Ш. была публично сожжена в Берлине, а сам Ш. подвергся преследованиям и вынужден был формально отречься от своих взглядов.

В этике Ш. также следовал за Спинозой (детерминизм, относительность нравств. принципов, естеств. происхождение понятий добра и зла). У Ш. встречаются утопич. представления о будущем состоянии общества, в к-ром человечество избавится от бедности, войн, раздоров и др. зол.

Лит.: Ланге Ф., История материализма и критика его значения в наст. время, т. 1-2, СПБ, 1899, с. 243; Тымянский Г., Спинозизм в Германии и Ф. В. Стош, "ПЗМ", 1925, No 8-9; История философии, т. 3, М., 1943, с. 18-20; Гропп Р. О., Прогрес. филос. наследие Германии последней трети 17 - конца 18 вв., "ФН" (НДВШ), 1961, No 1; Гулыга А. В., Из истории нем. материализма, М., 1962; Mauthner F., Der Atheismus und seine Geschichte im Abendlande, Bd 3, Stuttg.-В., 1922; Stiehler G., F.V. Stosch, в кн.: Beiträge zur Geschichte des vormarxistischen Materialismus, В., 1961; его же, Materialisten der Leibniz-Zeit. Ausgew. Texte. В., 1966.

Б. Мееровский. Москва.

ШТРАКС

Григорий Маркович (р. 30 авг. 1909) - сов. философ, д-р филос. наук (с 1964), проф. (с 1965). Член КПСС с 1941. Окончил филос. фак-т МИФЛИ (1938), с этого времени преподает философию и ведет науч. работу в вузах. В 1948-57 - зав. кафедрой философии Ярославской парт, школы. С 1959 - зав. кафедрой философии Ин-та повышения квалификации преподавателей обществ, наук при МГУ. Область науч. исследований - диалектич. материализм, диалектика развития социализма, методика преподавания философии.

Соч.: Категория закона в марксистско-ленинской философии, М., 1955; Ядро диалектики и его совр. критики, "ВФ", 1959, No 4; Предмет диалектич. и историч. материализма, М., 1960; Об особенностях противоречий общественного развития, "ВФ", 1962, No 7; О своеобразии действия закона единства и борьбы противоположностей в период развернутого строительства коммунизма, "ФН" (НДВШ), 1962, No 4; К проблеме конфликта в социалистич. обществе, "Вестн. МГУ. Серия 8. Экономика, философия", 1962, No 5; О методике преподавания обществ. наук и о повышении научной квалификации преподавателей, в сб. 22 съезд КПСС и задачи кафедр общественных наук, M., 1962, Закон единства и борьбы противоположностей, M., 1967 (совм. с С. Π. Дуделем); Общие особенности диалектики в условиях социального единства, в кн.: Диалектика стр-ва коммунизма, Μ., 1968.

ШТРАУС

ШТРАУС (Strauss), Давид Фридрих (27 янв. 1808 - 8 февр. 1874) - нем. философ-младогегельянец (см. Гегельянство). В революции 1848-49 выступал с требованием конституц. монархии; после 1866 - национал-либерал, монархист, противник социализма. Его кн. "Жизнь Иисуса, критически переработанная" (Bd 1-2, Tübingen, 1835-36, рус. пер., кн. 1-2, Лейпциг - СПБ, 1907) положила начало "...процессу разложения гегелевской системы..." (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 15), оказала большое влияние на развитие антирелиг. мысли. Проповедуя пантеизм,, Ш. критиковал ортодоксальную версию происхождения христ. мифов, отрицал историч. достоверность евангельских преданий, считая Новый завет лишь лит. памятником своей эпохи. Христа Ш. рассматривал как историч. личность, а евангелистов - как писателей, живших в более позднее время и создавших свои предания на основе веры в божеств. мессию. В чудесах Ш. видел мифы, отражавшие мессианские идеи своего времени, и считал эти мифы не сознат. измышлениями отд. лиц, а продуктом сознания (духовной "субстанции" эпохи). Этими идеями Ш. положил начало тюбингенской школе протестантской истории религии.

Филос. основой концепции Ш. была истолкованная в духе Гегеля спинозовская идея субстанции, с этой т. зр. Ш. критиковал теологию. Маркс и Энгельс, признавая положит. значение работ Ш., дали обстоятельную критику его взглядов, указывая, что Ш., ограничиваясь лишь критикой религ. представлений, не вышел за пределы идеализма. Во втором изд. "Жизни Иисуса" (Lpz., 1864) и в работе "Старая и новая вера" (Lpz., 1872, рус. Пер., СПБ, 1906) Ш. вслед за Фейербахом пытался создать новую, отличную от христианства пантеистич. религию, основанную на чувстве человеческой зависимости от мировой закономерности, и претендовал на преодоление "односторонности" как материализма, так и идеализма.

Соч.: Gesammelte Schriften, Bd 1-12, Bonn, 1876-78, в рус. пер - Переписка между Э. Ренаном и Д. Штраусом, в кн.: Лавелэ Э., Совр. Пруссия в политич. и экономич. отношениях, СПБ, 1870, Ульрих фон Гуттен, СПБ, 1896, Чудеса Христа, СПБ, [1907], Вольтер, СПБ, 1909.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2, 3 (см. имен. указат.), Энгельс Ф., Людвиг Фейербах и конец классической нем философии, там же, т. 21, с. 13-15, Быховский Б. Э., Младогегельянство, "ПЗМ", 1940. No 10, История философии, т. 3, Μ., 1943, с. 306-12, Плеханов Г. В., Избр. Филос. произв., т. 3, Μ., 1957 (см. имен. указат.), Göschel К. F., Beiträge zur spekulativen Philosophie von Gott und dem Menschen und von dem Gott-Menschen, B., 1838, Nietzsche Fr., D. F. Strauss, der Bekenner und Schriftsteller, Chemnitz, 1873, Gelzer H., Die Straussischen Zerwürfnisse in Zürich von 1839, Hamb.-Gotha, 1873, Hausrath A., D. F. Strauss und Théologie seiner Zeit, Bd 1-2, Hdlb., 1876-78, Zeller Εd., D. F. Strauss in seinem Leben und seinen Schriften, Bonn, 1894, Eсk S., D. F. Strauss, Stuttg., 1899, Harracus K., D. F. Strauss, Lpz., [1901], Ζiegler Th., Strauss, Tl 1-2, Strassburg, 1908, Levi A., D. F. Strauss, Ρ., 1910, Вarth Κ., D. F. Strauss als Theologe 1839-1939, [Z.], 1939, Steusslоff H., Die Rehgionskntik von D. F. Strauss, "Dtsch. Ζ. Philos.", 1962, Jg. 10, [No] 6.

A. Панфилова. Москва.

ШТУМПФ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ШТУР

ШТУР (Štúr), Людовит (29 окт. 1815 - 21 янв. 1856) - общественный и политич. деятель, один из руководителей словацкого нац.-освободит., движения, создатель словацкого лит. языка, публицист. Род. в Угровеце, получил образование в Германии, в Галльском ун-те. Историч. воззрения Ш. сложились под влиянием Гегеля. Продолжая развивать нац.-освобо-дит. программу Коллара, Ш. разработал ряд вопросов, касающихся независимости и возрождения словацкого народа, его нац. особенностей. Будучи в 1847-1848 депутатом венг. сейма, Ш. выступил против гнета мадьярских помещиков, за уничтожение барщины. В период революц. событий 1848-49 как борец против венг. господства оказался в лагере, боровшемся с венг. революцией. К концу жизни стал идеологом панславизма, выступал за союз слав. народов с рус. царизмом (см. "Славянство и мир будущего", рус. пер., М., 1867).

Соч.: Nárečie slovenské alebo potreba pisania v tomto náreči, Turčiansky Sv. Martin, 1943, Dielo v piatich zwäzkoch, sv. 1-6, Bratislava, 1954-59.

Лит.: История философии, т. 4, M., 1959, с. 334, Maтула В., Л. Штур (1815-1856), пep. со словац., Братислава, 1956; Čižеvskij D., Štúrova filozofia života, Bratislava, 1941, Štur S., Zmysel slovenského obrodenia, Mikuláš, 1948, Stur L., Život a dielo 1815-1856 Sbornik materiálov, Bratislava, 1956; Várossová E., Slovenské obrodenecké myslenie, Bratislava, 1963.

Ε. Варошова. Братислава.

ШУБКИН

Владимир Николаевич (р. 9 авг. 1923) - сов. философ и социолог, д-р филос. наук (1967). Член КПСС с 1944. Окончил экономич. фак-т МГУ (1951). С 1951 - на преподават. работе; проводил социологич. исследования в Москве, Молдавии, Сибири (1962-69). С 1969 - зав. сектором социологич. проблем образования ИКСИ АН СССР. Проблематика науч. исследований: методология и техника анализа обществ, явлений; социальные проблемы молодежи: образования, выбора профессии; социальная мобильность; прогнозирование обществ, процессов.

Соч.: О конкретных исследованиях социальных процессов, "Коммунист", 1965, No 3; Молодежь вступает в жизнь (по материалам социологич. исследования проблем трудоустройства и выбора профессии), "ВФ", 1965, No 5, Количественные методы в социологич. исследованиях, Новосибирск, 1964 (соавтор), Опыт сравнительного социологич. исследования молдавской деревни (на мат-лах села Копанки), в сб.: Социология в СССР, т. 2, Μ., 1965, Социально-экономич. развитие села Копанка, в кн.: Копанка 25 лет спустя, Μ., 1965, Об устойчивости оценок привлекательности профессий, в сб.: Социологич. исследования. Вопросы методологии и методики, Новосибирск, 1966, Методика социально-психологич. исследования роли коллектива в проф. самоопределении личности, там же, Нек-рые вопросы адаптации молодежи к труду, в сб.: Социальные исследования, Μ., 1965, Социальные исследования и количеств. методы, в кн.: Количественные методы в социологии, Μ., 1966, Количеств. методы в социологич. исследованиях проблем трудоустройства и выбора профессии, там же, Количеств. оценки в исследовании коллектива, там же, Социологич. исследования и экономич. наука, в кн.: Социология и идеология, Μ., 1969, Социологич. проблемы выбора профессии, в кн.: Социальные проблемы труда и произ-ва, Μ., 1969.

ШУГАЙЛИН

Александр Васильевич (р. 9 апр. 1915) - сов. философ, д-р филос. наук (с 1961), профессор (с 1962). Член КПСС с 1940. Окончил физико-математич. фак-т Дагестанского педагогич. ин-та (1940), аспирантуру по кафедре физики при Ростовском гос. ун-те (1947), аспирантуру по филос. проблемам естествознания при Ин-те философии АН СССР (1952). В 1952-61 - старший науч. сотрудник, зав. отделом филос. проблем естествознания Ин-та философии АН УССР. С 1961 - зав. кафедрой философии Киевского гос. ун-та им. Т. Г. Шевченко. Область науч. деятельности - филос. проблемы физики, теория познания и диалектич. логика, история рус. и укр. философии.

Соч.: Проти субъективiзму у так званiй теориi вiдносностi, "Вiсник АН УРСР", 1953, No 11, Филос. вопросы совр. физики, К., 1956, с. 213-24, Филос. проблемы совр. естествознания, M., 1959, с. 433-34, Филос. вопросы учения совр. физики о строении и свойствах материи, К., 1959, Важная филос. проблема совр. физики, "ВФ", 1962, No 7 (совм. с А. З. Голиком), Дiалектична логiка як взаємозв'язок законiв формальноï логiки, вираженик у символiчнiй формi, в сб.: Фiлос. проблеми сучасного природознавства, вип 6, К., 1966.

ШУЛЬЦ

ШУЛЬЦ (Schulz), Иоганн Генрих (1739-1823) - нем. просветитель и атеист, склонявшийся к материализму. Получил высшее образование в Галле, был учителем в Берлине. С 1765 - лютеранский пастор. В 1791 отстранен от должности священника по обвинению в атеизме.

Осн. содержание соч. Ш. (большей частью анонимно изданных) составляет критика религии. В работе "Филос. рассмотрение теологии и религии" ("Philosophische Betrachturig über Theologie und Religion...", Lpz., 1784) он выводил происхождение религ. представлений из страха и невежества людей. Критикуя идеалистич. рассуждения о духе, Ш. формулировал принципы материалистич. сенсуализма: " наш человеческий рассудок не может мыслить ничего иного, кроме того, что дают ему чувства" ("Bibliothek der deutschen Aufklärer des achtzehnten Jahrhunderts", H. 3, В., 1846, S. 23). Проповедовал свободу совести. В работе "Доказательство простирающегося до неба различия между моралью и религией..." ("Erweis des himmelweiten Unterschieds der Moral von der Religion...", Fr./M. - Lpz., 1788) доказывал, что разум и природа служат более надежным источником нравств. поступков, чем религия. Мораль имеет естеств. основание и не нуждается в божеств. санкции.

В работе "Разоблаченный Моисей Мендельсон, или Полное объяснение непонятной смертельной досады М. Мендельсона по поводу известия об атеизме Лессинга" Ш., считая Спинозу атеистом, расценивал спинозизм Лессинга как атеизм.

Соч.: Versuch einer Anleitung zur Sittenlehre für alle Menschen, В., 1783.

Лит.: Гулыга А. В., Из истории нем. материализма, М., 1962 (по имен. указат.).

О. Фингер. ГДР. Б. Мееровский. Москва.

ШУЛЬЦЕ

ШУЛЬЦЕ (Schulze), Готлоб Эрнст (по прозвищу Э н е з и д е м, Aenesidemus, по названию его произведения) (23 авг. 1761 - 14 янв. 1833) - философ-агностик, известен как критик Канта; проф. в Выттенберге, Хельмштедте и Гёттингене, где у него учился Шопенгауэр. Гл. возражение Ш. против кантовской философии (высказанное ранее Якоби) заключается в том, что она неправомерно, с т. зр. заявленных ею принципов, расширяет сферу действия причинности.

Согласно Ш., Канту не удалось опровергнуть ни субъективный идеализм Беркли, ни скептицизм Юма. Кант не доказал, что нечто, находящееся вне нашего разума, должно быть признано за "вещь в себе", отличную от нашей души, ибо "единственное основание всего нашего познания" ("Aenesidemus...", 1792, В., 1911, S. 200) есть, по Ш., ощущение. Учение Канта о "вещи в себе", по мнению Ш., "догматично" и есть непоследоват. уступка материализму. С др. стороны, обоснование априорного также, с т. зр. Ш., неубедительно, поскольку целиком покоится на "догматическом" утверждении, будто априорность следует из невозможности мыслить иначе. Т.о., Ш. "...открыто защищает скептическую линию в философии..., решительно отвергает всякую вещь в себе и возможность объективного знания..." (Ленин В. И., Соч., т. 14, с. 128; ср. с. 129, 173, 182-84).

Соч.: Kritik der theoretischen Philosophie, Bd 1-2, Hamb., 1801.

Лит.: Фишер К., История новой философии, пер. с нем., т. 6, СПБ, 1909, с. 54-01; Виндельбанд В., История новой философии..., пер. с нем., 3 изд., т. 2, СПБ, 1913, с. 166-67; История философии, т. 3, М., 1943, с. 128-129; Fischer Ε., Von G. Ε. Schulze zu .A. Schopenhauer, Aarau, 1901; Wiegershausen H., Änesidem-Schulze, der Gegner Kants und seine Bedeutung im Neukantianismus, В., 1910.

В. Асмус. Москва.

ШУЛЬЦЕ-ГЕВЕРНИЦ

ШУЛЬЦЕ-ГЕ́ВЕРНИЦ (Schulze-Gaevernitz), Герхарт (25 июля 1864 - 10 июля 1943) - нем. экономист. Проф. ун-та во Фрейбурге. Испытал сильное влияние Л. Брентано, примыкал к историч. школе политич. экономии. В своих работах пытался обосновать идеи социальной гармонии классов в условиях капитализма. В господстве монополистич. капитала видел выражение организованного капитализма, при к-ром "пром. гос-во" осуществляет сознат. регулирование х-ва, устраняя действие автоматически функционирующих экономич. законов. Ленин подверг критике взгляды Ш. (см. Соч., т. 22, с. 206).

Соч.: Zum sozialen Frieden, Bd 1-2, Lpz., 1890; Marx oder Kant, Lpz., 1908; Democracy and religion, L., [1930]; в рус. пер. - Крупное произ-во, его значение для экономич. и социального прогресса, СПБ, 1897; Очерки обществ. х-ва и экономич. политики России, СПБ, 1901.

ШУЛЯТИКОВ

Владимир Михайлович (1872-1912) - лит. критик, социал-демократ. С 1905 - большевик, сотрудничал в "Правде" и др. парт. изданиях. В кн. "Оправдание капитализма в зап.-европ. философии" (М., 1908) Ш. вслед за Богдановым попытался применить т.н. социально-генетич. метод к изучению идеологии, в т.ч. к философии, дать классовое объяснение всех филос. идей и понятий. Однако Ш. впал в вульгарный социологизм, считая всякую идеологию скрытой апологией господствующего класса, заведомой ложью, прячущей прямой и ближайший экономич. интерес. Так, все филос. системы от Декарта до Маха он ошибочно представляет как теоретич. оправдание торгашеских выгод различных слоев буржуазии. Антитезу "духа" и "материи" Ш. выводит из социального антагонизма и объясняет апологетич. устремлениями "руководителей". Философия поэтому объявляется им не соответствующей революционной сущности пролетариата и отбрасывается. С этих же позиций Ш. и задачи лит. критики видит в том, чтобы раскрыть для читателя классовые мотивы поведения героя и замысла писателя и дать социологич. оценку его творчества. В итоге взгляды Ш. оказались злой и жестокой пародией на марксистский метод и были встречены суровой критикой, в т.ч. со стороны Плеханова. Ленин отметил у Ш. "...стремление к материализму" (см. Соч., т. 38, с. 502), но подчеркнул, что его книга - "...пример безмерного опошления материализма" и "карикатура на материализм..." (там же).

Соч.: Из теории и практики классовой борьбы, М., 1907; Профессиональное движение и капиталистическая буржуазия, М., 1907; Тред-юнионистская опасность, М., 1907; Избр. литературно-критич. статьи, М.-Л., 1929 (имеется библ.).

Лит.: Ленин В. И., В. Шулятиков. "Оправдание капитализма в зап.-европейской философии..." [Замечания на книгах], Соч., 4 изд., т. 38; Πлеханов Г. В., О книге В. Шулятикова, Соч., т. 17, М., 1925; Луначарский А. В., Еще о театре и социализме, в кн.: Вершины, кн. 1, П., 1909; Гурштейн Α., Один из первых (о В. Шулятикове), "На литературном посту", 1929, No 18; Добрынин М. К., В. М. Шулятиков, "Литература и марксизм", 1930, No 6; его же, Большевистская критика 1905 года, там же, 1931, No 1; Каммари М., О заметках Ленина на книгу Шулятикова, "ПЗМ", 1937, No 6; Ρозенталь М., Борьба Ленина против вульгаризации марксизма, "Литературный критик", 1937, No 8; История рус. лит-ры конца XIX - начала XX века. Библ. указат., М.-Л., 1963, с. 440-41.

В. Карпачев. Москва.

ШУЛЯТИКОВЩИНА

ШУЛЯТИКОВЩИНА - синоним грубого упрощенчества и опошления метода марксизма. Происходит от фамилии лит. критика В. М. Шулятикова, попытки к-рого применить марксистский метод к изучению идеологич. сферы не удались и оказались вульгаризаторскими. Термин имел распространение в 20-30-х гг. в советской лит-ре, особенно в критике социологических воззрений Н. Рожкова, В. Фриче, И. Нусинова и др.

ШУМАКОВ

Михаил Иванович (р. 7 нояб. 1918) - сов. философ, доктор филос. наук (с 1966), профессор (с 1968). Чл. КПСС с 1948. Окончил историч. фак-т МГПИ им. В. И. Ленина (1941) и аспирантуру кафедры философии там же (1951). Преподает философию в вузах с 1951. С 1968 - зам. зав. кафедрой философии в МГПИ им. В. И. Ленина. Ведет исследоват. работу по историч. материализму, в осн. по проблеме теории социалистич. культуры.

Соч.: О роли социалистич. культуры в развитии сов. общества, "Уч. зап. МГПИ им. В. И. Ленина", 1956, т. 95, вып. 1; Ленинская критика пролеткульта и ее значение для развития советской лит-ры и искусства, в сб.: Нек-рые вопросы теоретич. наследия В. И. Ленина, М., 1960; Стр-во коммунизма и гармония, развитие личности, в сб.: Об эстетич. воспитании трудящихся, вып. 1, М., 1962; От культуры социализма к культуре коммунизма, М., 1965; Человек нового мира, новой морали, "Советские профсоюзы", 1967, No 19; Подъем культурно-технич. уровня рабочих и крестьян, в сб.: Некоторые вопросы марксистско-ленинской философии, М., 1968 (Уч. зап. МГЗПИ, т. 24, вып. 1).

ШУППЕ

ШУППЕ (Schuppe), Вильгельм (5 мая 1836 - 29 марта 1913), нем. философ, представитель имманентной философии. Проф. в Грейфсвальде (1873-1910). В своей "Теоретико-познават. логике" ("Erkenn-tnistheoretische Logik", Bonn, 1878) развил идею о единстве логики и теории познания - поскольку для него обе связаны с проблемой истины и различением между истинным и ложным мышлением. Как имманентист Ш. стоит на позициях феноменализма (близкого к махистской ветви); он также стремится избегать всякой метафизич. конструкции, однако, в отличие от махизма (эмпириокритицизма), признает в качестве последнего, неразложимого элемента (основания философии) опытно устанавливаемое "Я". Содержание сознания "Я" - это и есть действительность; оно неразрывно с субъектом (по типу "принципиальной координации" Авенариуса). Содержание сознания - действительное - состоит, однако, согласно Ш., не только в ощущениях, но также и в чувствах, абстракциях и т.п. В "Очерке теории познания и логики" ("Grundriß der Erkenntnistheorie und Logik", В., 1894) Ш. дополняет свою концепцию постулированием всеобщего сознания, содержанием к-рого является сверхинди-видуальная действительность, и, т.о., сообщает "действительности" объективный характер (пространство и время оказываются независимыми от человеческого сознания). Так, субъективно-идеалистич. конструкция принимает очертания объективно-идеалистической.

С резкой критикой Ш. как "... реакционера в философии" выступил Ленин в работе "Материализм и эмпириокритицизм" (см. Соч., т. 14, с. 4).

Соч.: Grundzüge der Ethik und Rechtsphilosophie, Breslau, 1881; Die immanente Philosophie, "Zeitschrift für immanente Philosophie", 1897, Bd 2, H. 1.

Лит.: Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, Соч., 4 изд., т. 1 (см. указат.); Zосhеr R.., Husserls Phänomenologie und Schuppes Logik, Münch., 1932. См. также лит. при ст. Имманентная философия.

ШШДИНГЕР

ШШДИНГЕР (Schrödinger), Эрвин (12 авг. 1887 - 5 янв. 1961) - австр. физик-теоретик. Окончил Венский ун-т, в к-ром и начал преподавательскую деятельность (с 1914). Проф. ун-тов в Цюрихе и Бреслау (1921), Берлине (1927), Граце (1936), Генте (1938-39), Дублине (1940), Вене (1955). Нобелевская премия (1933, совместно с П. Дираком). Член АН СССР (с 1934) и ряда др. академий.

Наиболее значит. достижением Ш. является создание (1925-26) нерелятивистской квантовой механики, при построении к-рой он опирался на идеи Л. де Бройля. Квантовая механика разрешила противоречие между волновой и корпускулярной природой света и явилась волновым обобщением классич. механики. Уравнение, сформулированное Ш. и носящее его имя, играет фундаментальную роль в современной атомной физике. Ш. доказал эквивалентность волновой механики и созданной Гейзенбергом, Борном и Иорданом квантовой механики в матричной форме. Построенную им теорию Ш. развивает для нестационарных систем, затем распространяет ее на случай систем, находящихся в магнитном поле. В последующие годы разрабатывает частные вопросы квантовой механики, занимается термодинамикой, общей теорией относительности, делает неск. попыток создать "единую теорию поля". Известны также работы III. в области теории цвета и зрения, лежащие в основе современной теоретич. колориметрии.

Перу Ш. принадлежат работы по проблемам генетики (обсуждение возможности использования физич. методов в изучении живой материи), по истории др.-греч. науки, а также общефилос. работы. Если в естеств.-науч. исследованиях Ш. занимал по существу материалистич. позиции (известно его непримиримое отношение к попыткам интерпретировать законы микромира в духе индетерминизма), то в области философии он нередко склонялся к идеализму и теологии, в частности допускал возможность господства индивидуального сознания над материальными закономерностями тела, говорил о бессмертии души.

Соч.: Abhandlungen zur Wellenmechanik, 2 Aufl., Lpz., 1928; Space-time structure, Camb., 1950; Science and humanism, Camb., 1952; Nature and the Greeks, Camb., 1954; Expanding universes, Camb., 1956; Mind and matter, Camb., 1958; в рус. пер. - Что такое жизнь с точки зрения физики?, М., 1947.

Лит.: Иоффе Α., Лазарев П., Крылов Α., Записка об ученых трудах проф. Э. Шредингера, Л., 1928; Mалиновский Α. Α., Послесловие, в кн.: Шредингер Э., Что такое жизнь с точки прения физики?, М., 1947; Ηеitler W., E. Schrodinger, "Biographical memoirs of Fellows of the Royal Society", 1961, v. 7.

E. Мамчур. Одесса.

Предыдущая страница Следующая страница