Приглашаем посетить сайт

Мода (modnaya.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
ШТЕЙНЕР

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ШТЕЙНЕР

ШТЕЙНЕР (Steiner), Рудольф (27 февр. 1801 - 30 марта 1925) - нем. философ и мистик, основатель антропософии. Уроженец Хорватии. Воспитывался в католич. семье. Увлекался естествознанием и натурфилософией Гёте. Был сотрудником архива Гёте в Веймаре, редактором и комментатором 90-томного собр. соч. Гёте, воздействие к-рого сказалось на филос. соч. Ш. "Философия свободы" ("Philosophie der Freiheit", В., 1894). Взгляды Ш. подверглись влиянию Ницше ("Ф. Ницше - борец против своего времени" - "F. Nietzsche, ein Kämpfer gegen seine Zeit", 2 Aufl., В., 1895), от идеи к-рого о "вечном возвращении" он перешел к изучению инд. философии. В 1902 Ш. обратился к теософии. Возглавил герм, отдел Теософского об-ва, где он развил исключительно бурную деятельность; за несколько лет им прочитано более тысячи докладов, написаны руководства по теософии ("Очерки тайноведенин", "Теософия", "Как достичь познания высших миров" и др.). В нач. войны Ш. удалился в нейтральную Швейцарию.

Здесь, в Дорнахе по проекту Ш. возводится антропософский "храм" Гетеанум, постройка к-рого велась его учениками из разных стран (из России - А. Белый, М. Волошин и др.) и сопровождалась различными магич. обрядами (вопреки предсказаниям Ш., что храм простоит 300 лет, в ночь под 1923 он сгорел). В 1919 Ш. выступил со своей социальной утопией, созданной под влиянием "Государства" Платона. В противовес социалистич. программе обобществления средств произ-ва в руках гос-ва он предлагал расчленение общества на три автономные сферы - правовую, основанную на равенстве, экономическую, построенную на братстве производителей в отд. общинах, и духовную во главе с ареопагом мудрецов, где должна царить свобода. В условиях послевоен. кризиса эти проповеди имели известный успех: возникло акционерное об-во по созданию независимых хозяйств. общин, на ряде предприятий в Германии возникли антропософские ячейки, детские антропософские школы, проводились также опыты "духовного" земледелия. Со смертью Ш. об-во скоро превратилось в замкнутую секту. Однако продолжала успешно работать антропософская психиатрич. клиника в Арлесхейме.

Само учение Ш. представляет собой синкретич. соединение зап. и вост. религ.-оккультных учений, в к-ром можно выделить элементы гностицизма, пифагорейской мистики чисел, каббалистики, оккультно истолкованного христианства ("христософии"), а также реминисценции из наследия Гёте, нем. романтиков и классич. идеализма (Фихте, Гегель). Все это мобилизовывалось с целью преодолеть бездуховность "массового человека". Наряду с этим сохраняется научно-позитивистская претензия Ш. сделать из теософии "точную науку", подведя под нее "экспериментальную" базу, что сказалось и в стиле соч. самого Ш., большей частью сухих, наукообразных трактатов. Ш., в отличие от традиц. теософии, основанной на пассивной инд. мистике, выдвигает в качестве цели своего учения пробуждение в человеке его скрытых духовных сил. Это достигается системой упражнений (медитации, инспирации), с помощью к-рых внутри физич. тела якобы формируются новые, аналогичные телесным духовные органы типа "огненных колес" и "цветов лотоса". Была разработана целая система ступеней посвящения с обрядами инициации наподобие масонских. Первые ступени включали танцы, выработку эвритмии, постановку театральных мистерий, к-рые писались самим Ш. Для посвященных читались особые секретные курсы. Человек, по Ш., в соответствии с традициями древнего оккультизма образует микрокосм в составе физич., эфирного и астрального тел, причем эфирное тело нисходит в человека с прорезанном коронных зубов (ок. 6 лет), а остальное - с достижением половой зрелости. Эти сферы отражают три ступени, через к-рые прошел, по Ш., в своем становлении Мировой Дух; с 1909, т.е. с открытия антропософии, мир вступил в четвертую фазу, на к-рой формируется духовное "Я". С подобных позиций Ш. нападал на католич. церковь как на ложное христианство.

Были попытки возродить штейнерианство после 2-й мировой войны и затем в 1961 в связи со столетним юбилеем Ш., когда в Дорнахе и в США приступили к изданию полных собр. его соч. Можно отметить связь с Ш. позднейших религ.-социальных течений типа "морального перевооружения" Ф. Бухмапа (см. Бухманизм).

Ок. 20 соч. Ш. были изданы на рус. яз. в изд. Моск. антропософского об-ва "Духовное знание".

Лит.: Белый Α.. Ρ. Штейнер и Гёте в мировоззрении современности, М., 1917; Meyer R., Wer war R. Steiner?, Stuttg., 1961; Ηiebel Fr., R. Steiner im Gcistesgang des Abendlandes, Bern-Münch., 1965.

Д. Ляликов. Москва.

В начало энциклопедии