Приглашаем посетить сайт

Женщинам (woman.modnaya.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
Статьи на букву "О" (часть 2, "ОМЛ"-"ОЩУ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "О" (часть 2, "ОМЛ"-"ОЩУ")

ОМЛАДИНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ

ОМЛАДИНСКОЕ ДВИЖЕ́НИЕ (от серб. омладина - молодежь) - обществ. течение, связанное с деятельностью лит.- просветительского об-ва "Объединение сербской молодежи", к-рое оформилось на съезде в г. Нови-Сад (Австро-Венгрия) в 1866 и просуществовало до 1872. Несмотря на официально принятую культурно-просветительскую программу, об-во выступало как политич. организация, ставящая своей целью политич. единство сербских земель.

ОМОНИМИЯ

ОМОНИМИЯ (греч. ὁμωνυμία, от ὁμός - одинаковый и ὄνυμα - имя) - выражение семантически не связанных друг с другом значений одним и тем же языковым знаком - словом или к.-л. др. лингвистич. образованием (напр., "лук" как растение и как оружие). От О. следует отличать п о л и с е м и ю, т.е. наличие у одного и того же языкового знака различных значений, между к-рыми имеется нек-рая семантич. связь [напр., англ. room означает: 1) комната, 2) пространство, 3) место ]. О. распространена в естеств. языках, где является результатом действия фонетич. законов языка, изменения значений слов и грамматич. форм, проникновения в язык слов из других языков и др. Будучи стороной развития естественных языков, О. неустранима из них и не является к.-л. их недостатком (хотя и вызывает трудности при разработке алгоритмов машинного перевода с одного языка на другой); для мышления и общения людей она обычно не доставляет затруднений, т.к. значение омонимов естеств. языков обычно можно установить в контексте устной или письм. речи, в практике языкового общения и т.п. Но в случаях невнимания к уточнению значений языковых выражений О. (и полисемия) может привести к логическим ошибкам, связанным с подменой понятий и т.н. "учетверением терминов". Поэтому в языках науки стремятся устранить явление многозначности одного и того же выражения, чему служит использование точной терминологии и четких определений.

С логич. т. зр. можно различать О., относящуюся к предметному и к смысловому значению выражений (см. Знак). Первая - ее можно назвать О. на э к с т е н с и о н а л ь н о м уровне - необходимо устраняется из языка науки. Вторая - О. на и н т е н с и о н а л ь н о м уровне - в нем часто сохраняется в той мере, в какой язык допускает возможность одним и тем же терминам давать в разных контекстах различные определения (ср. "квадрат - равносторонний прямоугольник" и "квадрат - равноугольный ромб"). Для логич. языков (напр., для языка предикатов исчисления) в целях отождествления совпадающих по предметному значению, но интенсионально различных (имеющих разный смысл) выражений иногда вводятся соответствующие правила: объемности принцип, прием доказательства дедуктивного равенства (взаимной выводимости) предложений (определенного вида), содержащих рассматриваемые выражения, и др.

Лит.: Асмус В. Ф., Учение логики о доказательстве и опровержении, М., 1954; Xомский Н., Синтаксические структуры, пер. с англ., в сб.: Новое в лингвистике, вып. 2, M., 1962; Шаумян С. К., Структурная лингвистика, М., 1965.

Б. Бирюков, Д. Горский, Москва.

ОНТОГЕНЕЗ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОНТОЛОГИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОПЕРАТОР АБСТРАКЦИИ

ОПЕРА́ТОР АБСТРА́КЦИИ - оператор функциональной абстракции, λ - о п е р а т о р, - логический символ [знак λ, после к-рого ставится переменная (переменные) ], служащий для выражения операции абстрагирования функции (в т.ч. логич. функции, или предиката) как особого абстрактного объекта.

ОПЕРАЦИЙ ИССЛЕДОВАНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОПЕРАЦИОНАЛИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОПЕРАЦИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОПЗОМЕР

ОПЗОМЕР (Opzoomer), Корнелиус Виллем (20 сент. 1821 - 23 авг. 1892) - нидерл. философ и юрист, основоположник позитивизма в Голландии. Проф. Утрехтского ун-та (с 1846), президент Королевской Академии наук (с 1861). О. пытался отделить область веры от области знаний, а "опытные данные", к-рые для позитивизма являются единств. предметом науки, определял как сумму человеч. переживаний. О. занимался вопросами религ. философии. Пытался создать религ. нормы на основе этич. поведения людей, объясняя само формирование нравственности с теологич. позиций. В области права дал подробное объяснение гражд. уложения Гааги и законодательства Голландии.

Соч.: De waarheid en hare kenbronnen, 2 druk, Amst., 1862; De godsdienst, Amst., 1864; Het burgerlijk wetbock, dl 1-3, Leiden-Amst., 1849-52; dl 1-11, [n. s. ], 1865-87; Onze godsdienst, Amst., 1875.

Лит.: Wijсk В. Н. С. К. van der, Mr. C.W. Opzoomer, Utrecht, 1893; Wynaendts Francken С. J., С. W. Opzoomer, "Algemeen Nederlands Tijdschrift voor Wijsbegeerte en Psychologie" (Assen), 1940, v. 34; Sneller Z. W., Opzoomer en Fruin, Amst., 1949.

Т. Матвеева. Москва.

ОПИСАНИЯ ОПЕРАТОРЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОПОСРЕДСТВОВАНИЕ

ОПОСРЕДСТВОВАНИЕ (опосредование) - существование или получение чего-либо посредством (с помощью) другого - опосредующего. Смысл термина "О." можно раскрыть, указав его типичные словоупотребления: напр., опосредованное знание (в противоположность непосредственному знанию), т.е. знание, получаемое через посредство др. знания (напр., логич. форм); опосредованный вывод (в противоположность непосредств. выводу). О. можно рассматривать лишь в соотнесении с непосредственным. В противном случае любой факт действительности или мышления с равным основанием может считаться как опосредованным (т.е. всегда можно найти нечто промежуточное, посредством к-рого этот факт существует), так и непосредственным (поскольку можно обойтись без этого промежуточного члена). При таком рассмотрении О. можно определить как трехчленную связь А-С-В в противоположность двучленной связи А-В как непосредственной. Отсюда следует, что характеристика чего-то как опосредованного есть относит. характеристика.

Иногда О. имеет значение не относительной, а атрибутивной характеристики; напр., в логике говорят об опосредованном выводе, т.е. выводе, полученном с помощью определ. способов рассуждения.

Н. Хохлов. Новосибирск.

ОППЕНГЕЙМЕР

ОППЕНГЕЙМЕР (Oppenheimer), Франц (30 марта 1864 - 30 сент. 1943) - нем. бурж. экономист и социолог. В 1919-29 - проф. социологии и экономики ун-та во Франкфурте-на-Майне. Последние годы прожил в США. Целью экономич. и социологич. работ О. являлось обоснование т.н. "либерального социализма". В работе "Система социологии", в значит. мере компилятивной, О. использовал идеи Файхингера, Л. Нельсона, Гумпловича и в особенности Прудона и Дюринга. О. метафизически противопоставлял экономику и политику. Отсюда его различение чистой и политич. экономии. Сущность экономич. деятельности, по О., - труд и обмен его продуктами, сущность политики - эксплуатация чужого труда (см. "System der Soziologie", Bd 1, Jena, 1922, S. XIII). Важнейшим социологич. и экономич. принципом он считал абстрактный "принцип наименьшего средства" и утверждал, что в основе рациональной человеч. деятельности лежит энергетич. императив Оствальда: "Не расточай энергию" (см. тамже, S. XVI). "Вся экономика", по О., может быть математически дедуцирована из "стремления к использованию наименьших средств" (там же, S. 289). Источник всех социальных зол капитализма О. видел в существовании крупной земельной собственности, в монополии на землю. Возникновение крупной земельной собственности, а также связанное с ним возникновение классов и гос-ва О. объявлял следствием завоевания, политич. насилия. "Примерно 5000 лет назад в связи с завоеванием неравенство проникло в тело человечества, и вся последующая история является попыткой справиться с этой болезнью" ("Erlebtes, Erstrebtes, Erreichtes", В., 1931, S. 151). Гос-во, по О., - это "правовой институт, насильственно навязанный одной группой людей - завоевателями - другой группе - завоеванным", с целью экономич. эксплуатации ("System der Soziologie", Bd 3, Jena, 1923, S. 149). Теории, объясняющие возникновение классов и гос-ва внутр. факторами социального, экономич. развития, О. объявил "источником всего социологического зла в теории и на практике" ("Die Volkswirtschaftslehre der Gegenwart", Lpz., 1929, S. 102). Условием преодоления пороков капитализма О. считал возможность для каждого стать собственником земли и выступал за постепенную ликвидацию крупной земельной собственности. "Либеральный социализм", по О., стремится к синтезу принципов свободы (частная собственность, свободная конкуренция) и равенства (отсутствие эксплуатации, доход по труду). С этих позиций О. выступал против марксизма. Т.о., учение О. - попытка реформировать капитализм, сохранив его основу. Положительным в деятельности О. является его борьба против мальтузианства, геополитич. теорий и социал-дарвинизма.

Соч.: Das Grundgesetz der marxischen Gesellschaftslehre, В., 1903; Großgrundeigentum und soziale Frage, 2 Aufl., Jena, 1922; Die soziale Frage und der Sozialismus. Eine kritische Auseinandersetzung mit der marxistischen Theorie, Jena, 1925; System der Soziologie, Bd 1-4, Jena, 1922-35; Weder Kapitalismus noch Kommunismus, Jena, 1932; 3 Aufl., Stuttg., 1962.

Я. Иориш. Москва.

ОППОРТУНИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЧЕРЕЗ АБСТРАКЦИЮ

ОПРЕДЕЛЕ́НИЕ ЧЕ́РЕЗ АБСТРА́КЦИЮ - способ выделения (абстрагирования) чувственно невоспринимаемых свойств предметов нек-рой конкретной области исследования путем установления между предметами этой области отношений типа равенства. Напр., через обмениваемость товаров друг на друга (являющуюся как раз отношением такого типа) можно выделить абстрактное св-во их стоимости; через отношение взаимно-однозначного соответствия между множествами - абстрактное понятие о числе (число есть общее св-во всех таких множеств, между к-рыми можно установить взаимно-однозначное соответствие). Абстрактные свойства, выделяемые О. ч. а., не создаются этими определениями, а лишь обнаруживаются посредством них. В основе всех О. ч. а. лежит логический (теоретико-множеств.) закон, называемый принципом абстракции.

Лит.: Яновская С. Α., О так называемых определениях через абстракцию, в кн.: Сборник статей по философии математики, М., 1936; Горский Д. П., Вопросы абстракции и образование понятий, М., 1961; его же, О видах определений и их значении в науке, в сб.: Проблемы логики научного познания, М., 1964; Субботин А. Л., Идеализация как средство научного познания, там же; Sсhоlz Н. and Schweitzer H., Die sogenannten Definitionen durch Abstraktion..., Lpz., 1935.

Д. Горский. Москва.

ОПРЕДЕЛИМОСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОПРЕДМЕЧИВАНИЕ И РАСПРЕДМЕЧИВАНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОПРОВЕРЖЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОПРОС

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОПТИМИЗМ И ПЕССИМИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОПЫТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

"ОПЫТ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ РАЗУМЕ"

"ОПЫТ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ РАЗУМЕ" (1690) - гл. филос. соч. Локка.

"ОПЫТЫ"

"О́ПЫТЫ" (1580) - осн. соч. Монтеня.

ОРБЕЛИАНИ

Сулхан Саба (1658-1725) - груз. мыслитель и обществ. деятель. Способствуя возрождению филос. знаний в Грузии, О. использовал и пропагандировал в своих книгах идеи Аристотеля, Иоанна Дамаскина, Галена, И. Петрици, Немесия и др. В "Толковом словаре грузинского языка" дал разъяснение осн. понятий философии и этики, используя при этом др.-груз. филос. лит-ру. О. придерживался материалисти-ческих антитеологических взглядов. Полагая действительный мир предметом познания и разделяя учение Аристотеля о категориях, он отрицал мысль о том, что объектом познания является бог; развивая гуманистич. этику, выступал против религиозно-этич. традиции. О. защищал идею объединения всех груз. княжеств и создания единого, свободного гос-ва. Политич. идеал О.- просвещенный абсолютизм.

Соч.: Соч., т. 1-4, Тб., 1959-66; Проповеди, рукопись фонда Ин-та рукописей АН Груз. ССР - А-479; в рус. пер. - Мудрость вымысла, Тб., 1959.

Г. Дедабришвили. Тбилиси.

ОРГАНИЗАЦИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОРГАНИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОРГАНИЗМИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОРГАНИЗОВАННОГО КАПИТАЛИЗМА ТЕОРИЯ

ОРГАНИЗО́ВАННОГО КАПИТАЛИЗМА ТЕО́РИЯ - оппортунистич. теория; утверждающая, что развитие монополий, повышение роли гос-ва и растущее планирование капиталистич. экономики приведут к устранению анархии произ-ва, конкуренции, кризисов и переходу к социализму. Родоначальники О. к. т.- Бернштейн, Каутский и Гильфердинг; она получила распространение среди правых с.-д., ревизионистов; осн. идеи этой теории воспроизводятся в концепциях "регулируемого капитализма", "планового капитализма" и др. Поскольку основу совр. капитализма составляет частная собственность на средства произ-ва и с ней связанные противоречия остаются и обостряются, постольку развитие капитализма и на совр. его уровне носит стихийный, анархич. характер. См. Капитализм.

ОРГАНИЧЕСКАЯ ШКОЛА

ОРГАНИЧЕСКАЯ ШКОЛА - в социологии - одно из направлений бурж. социологии конца 19 - нач. 20 вв., отождествляющее общество с организмом и пытающееся объяснить социальную жизнь биологич. закономерностями. Сравнение общества с организмом проводилось мн. авторами (Платон, Гоббс). В дальнейшем были использованы открытия биологов (Шлейден, Шванн и др.), доказавших, что организм - это функциональное единство элементарных единиц (клеток или бионов), связанных между собой строго определ. отношениями. Конт считал, что такая же органич. связь характерна для элементов] образующих общество. Спенсер подробно прослеживал сходство общества с организмом, однако он не считал их тождественными.

В отличие от своих предшественников, считавших, что общество, подобно организму, представители О. ш. (П. Ф. Лилиенфельд, A. Шеффлe, Р. Вормс, А. Эспинас) утверждали, что "общество и есть организм". Они подыскивали все новые аналогии, признавая (в разной степени) и доказывая (в различных вариантах) тождество общества и организма. Лилиенфельд (1829-1903) рассматривал общество как сложное телеологич. единство различных клеток, образующихся из них тканей и органов. Первичной клеткой общества он считал индивида. Обществу приписывались все черты организма: единство, целесообразность, специализация органов, аккумуляция сил, неповторяемость движений (в отличие от механизма). Роль кровообращения, напр., выполняет торговля, функции головного мозга - правительство. Заболевания общества подобны болезням организма. Поэтому, кроме анатомии и физиологии общества, должна существовать и социальная патология. Шеффле (1831-1903) особенно интересовался экономич. жизнью общества, к-рую рассматривал как обмен веществ в организме. Он пытался дополнить концепции О. ш. признанием борьбы за существование в обществе. Вормс (1869-1926) доходил до крайностей, рассуждая о половых различиях обществ. организмов, об их органах выделения и т.д., однако впоследствии изменил взгляды. Условно причисляются к О. ш. также А. Фулье (1838-1912) и А. Эспинас (1844-1922). В 20 в. концепции О. ш. постепенно утратили популярность. По сравнению с попытками рассматривать общество как продукт произвольного соглашения между индивидами, зарождение органич. подхода было известным шагом вперед. Нек-рые идеи О. ш. предвосхитили отд. положения совр. бурж. социологии, напр. структурно-функциональной школы. Однако в целом концепции О. ш. ненаучны. Их порок в том, что конкретно-историч. изучение социальных явлений заменялось произвольными аналогиями. Вводимые понятия были расплывчатыми, социальные закономерности подменялись биологическими, целый ряд явлений обществ. жизни (конфликты, классовая борьба и т.д.) совершенно игнорировался. Ссылка на организмич. природу общества часто служила апологии существовавших обществ. отношений.

Марксисты употребляют термин "социальный организм". Однако в марксизме эти аналогии не доходят до тождества и не подменяют конкретного изучения специфики и объективных законов обществ. жизни.

Лит.: Ленин В. И., Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов?, Соч., 4 изд., т. 1; его же, Экономическое содержание народничества и критика его в книге г. Струве, там же; Беккер Г. и Босков Α., Совр. социологич. теория, М., 1961; Кон И. С., Позитивизм в социологии, Л., 1964; Schaffle Α., Bau und Leben des sozialen Körpers, Bd 1, Tübingen, 1875; Fouillée Α., La science sociale contemporaine..., P., 1880.

В. Ольшанский. Москва.

ОРГАНЫ ЧУВСТВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОРИГЕН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОРИУ

ОРИУ (Hauriou), Морис (17 авг. 1856 - 12 марта 1929) - франц. бурж. государствовед, профессор и почетный декан ун-та в Тулузе. Один из основателей т.н. институционализма. Признав одним из первых в бурж. юридич. науке зависимость гос-ва от гражд. общества, наличие классов и привилегированное положение класса собственников, О. вместе с тем объявлял частнособственнич. обогащение и обществ. неравенство необходимыми и естеств. атрибутами человеч. бытия. О. отрицал классовый характер бурж. гос-ва; оно выступает как инструмент равновесия между частными и публичными интересами. Идея равновесия (еquilibre) вообще занимает значит, место в предпринимаемых О. поисках путей стабилизации капиталистич. строя (равновесие между личной свободой и социальной необходимостью, между централизацией и децентрализацией и т.д.), В этих же целях О. выступил как сторонник идей корпоративистского и синдикалистского плана (создание "институтов - корпораций" и "интеграция" рабочих в бурж. гос-ве), требовал усиления активности гос-ва, в т.ч. в области "социального воспитания", обосновывал возможность отступления от демократич. принципов управления в случае "кризисов и болезней гос. режима". О. называл свое учение позитивной теорией. Однако откровенными политич. характеристиками, социологич. подходом к ряду обществ. ин-тов, использованием идеи естеств. права взгляды О. существенно отличаются от позитивизма т.н. юридич. школы. Учение О. (особенно идеи институционализма и корпоративизма) оказало влияние на развитие бурж. науки гос-ва и гос. права, а также политическую науку во Франции.

Соч.: Études constitutionnelles. La souveraineté nationale, P., 1912; Précis de droit administratif et de droit public..., 11 éd., P., 1927; Précis élémentaire de droit constitutionnel, 4 éd., P., 1938; в рус. пер. - Основы публичного права, М., 1929.

Лит.: Пашуканис Е., Обзор осн. направлений во франц. лит-ре гос. права, "Вестн. Ком. Академии", 1925, кн. 12; Левин И. Д., Совр. бурж. наука гос. права, М., 1960, гл. 2; История политич. учений, М., I960, гл. 32.

В. Туманов. Москва.

ОРС-И-РОВИРА

ОРС-И-РОВИРА (Ors у Rovira), Эухенио д' (псевд. - Х е н и у с; 28 сент. 1882 - 20 сент. 1954) - исп. бурж. эстетик, писатель и публицист, д-р философии (1913). С 1911 - ген. секретарь Ин-та наук Каталонии; с 1925 - проф. Школы социальных наук в Мадриде. О.-и-Р. - автор большого числа работ по эстетике, теории и истории иск-ва, многие из корых представляют собой т.н. глоссарии (своеобразная форма интеллектуального дневника), не имеющие строго определ. темы и содержащие суждения автора о самых разнообразных явлениях иск-ва и лит-ры прошлого и современности. В них, а также в работах, посвященных Гойе, Сезанну, Пикассо и др., О.-и-Р. развивал космополитич. взгляды и отстаивал субъективно-идеалистич. теорию иск-ва. Отправным пунктом философии О.-и.-Р. является чувствующий и водящий субъект, направленность к-рого на мир (свобода, творчество) выражает, по терминологии О.-и-Р., "поэтич. функцию", а обратная направленность - мира на человека (необходимость, зависимость) - выражает "патетич. функцию". Первая осуществляется в культуре познания, умения и ценностей, вторая - в сфере биологии, космологии и религии. Связующим обе функции звеном является, согласно мистически-экспрессионистской концепции О.-и-Р., "ангел-хранитель". Причудливым воззрениям О.-и-Р.соответствует метафорич. форма изложения. Для историч. взглядов О.-и-Р. характерна идеализация прошлого Испании, особенно периода ее колониальных захватов в Америке. В политич. публицистике выступил одним из основоположников идеи "европ. единства".

Соч.: Glosari, v. 1-4, 6, 9, Barcelona, 1907-15; El nuevo Glosario, v. 1-10, Md, 1921-30; L'art de Goya, P., 1928; Cézanne, Md, 1944; Teoria de los estilos, Md, 1945; Pablo Picasso, в кн.: Lo Barocco, Md, 1944; Nuevo glosario, v. 1-3, Md, 1947-49; El secreto de la filosolia, Barcelona, 1947.

Лит.: Мариатеги Х. К., Семь очерков истолкования перуанской действительности, М., 1963, с. 232-33; Jardi Ε., La filosofia de E. d'Ors, "La lectura", 1914, Mayo; Garcia Morente J., La filosofia de E. d'Ors, B. Aires, 1917; Vogel E., Xenius, der Sokrates des modernen Spaniens, "Allgemeine Rundschau", 1917, Apr.; Anseschi L., E. d'Ors e il nuovo classiclsmo europeo, Mil., 1945; Aranguren J. L., La fllosofia de E. d'Ors, Md, [1945]; Munoz Α., Mayentica y Heliomaqula, Murcia, 1947; Iriarte J., E. d'Ors о la claridad mediterranea, "Razon y Fé", 1954, p. 432-45.

В. Афанасьев. Ленинград.

ОРТЕГА-И-ГАСЕТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОРУЭЛЛ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОРФИКИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОСИПОВ

Геннадий Васильевич (р. 27 июня 1928) - сов. философ, д-р филос. наук (1964), проф. (с 1965). Член КПСС с 1953. Окончил Моск. ин-т междунар. отношений (1952), аспирантуру Ин-та философии АН СССР (1955). С 1959 - ст. науч. сотрудник Ин-та философии АН СССР. С 1968 - зам. директора Ин-та конкретных социальных исследований АН СССР. С 1965 - Председатель Сов. социологич. ассоциации.

Работает в области методологич. проблем социологии, социологии труда, применения математич. методов в социологич. исследованиях.

Соч.: Техника и обществ. прогресс, М., 1959; Что такое "технократия", М., 1960; Антинародная сущность теорий "элиты", в сб.: Историч. материализм и соц. философия совр. буржуазии, М., 1960 (совм. с В. В. Колбановским); Роль техники в совр. обществе, там же (соавтор); Автоматизация в СССР, М., 1961; Совр. бурж. социология, М., 1964; Рабочий класс и технич. прогресс. Исследование изменений в соц. структуре рабочего класса, М., 1965 (соавтор); Социология в СССР, т. 1-2, М., 1966 (ред.-сост.); Вступ. ст. в сб.: Математич. методы в совр. бурж. социологии, пер. с англ., М., 1966; Преодоление существенных различий между физич. и умств. трудом, в кн.: Стр-во коммунизма и духовный мир человека, М., 1966; Методика и техника статистич. обработки первичной социологич. информации, М., 1968 (отв. ред. и автор предисл.); Цели и опыт социологич. исследований в СССР, в кн.: Социология и идеология, М., 1969.

ОСИПОВСКИЙ

Тимофей Федорович (22 янв. 1765 - 12 июня 1832) - рус. математик и философ. Род. в с. Осипово Ковровского уезда Владимирской губ. в семье сел. священника. Образование получил в Петерб. учительской семинарии (1783-86). Преподавал в Моск. гл. нар. училище (1786-1800) и Петерб. учительской семинарии (1800-03); профессор (1803-20) и ректор Харьковского ун-та (1813-20). Д-р философии (с 1807). О. - автор первого на рус. яз. "Курса математики" (т. 1-3, СПБ, 1801-23), признанного в его время одним из лучших руководств, а также ряда оригинальных трудов по астрономии, механике и физике, в к-рых высказал нек-рые идеи, опережавшие современный ему уровень знаний, в частности предвосхищавшие построение не существовавшей тогда теории упругости. Одним из первых О. с материалистич. позиций подверг критике идеализм Канта и его последователей. Пространство и время, по О., не форма наглядных представлений и не независимая от вещей сущность, а "...суть условия бытия вещей, в самой природе и в них самих, а не в нашем только образе чувствования существующие" ("О пространстве и времени", см. вкн.: "Русские просветители", т. 2,1966, с. 154; 1 изд. - X., 1807). Осн. пороки натурфилос. концепции Канта О. видел в ее априорном характере, в попытке оторвать силы от материи, антиатомистич. направленности. Но, отвергая целиком систему Канта, О. отбросил и заключавшиеся в ней диалектич. идеи. Динамической натурфилос. системе Канта О. противопоставил свою систему взглядов на строение вещества, основанную на материалистич. атомно-молекулярной гипотезе. В своем развитии О. шел от стихийного естеств.-науч. материализма и деизма (на позициях к-рого он стоял в конце 18 в.) к филос. материализму и борьбе против религ. обскурантизма. Реакц. круги расправились с прогрессивным мыслителем: в расцвете творч. сил О. был отстранен от преподавания в ун-те. О. оказал влияние на ряд естествоиспытателей 1-й пол. 19 в. (Н. И. Лобачевского, М. В. Остроградского, А.Ф.Павловского и др.).

Лит.: Кравец И. Н., Т. Ф. О. - выдающийся рус. философ-материалист и естествоиспытатель, "ВФ", 1951, No 5; его же, Т. Ф. О. - выдающийся рус. ученый и мыслитель, М., 1955; Бахмутская Э. Я., Т. Ф. О. и его "Курс математики", в кн.: Историко-матем. исследования, вып. 5, М., 1952; Прудников В. В., Дополнительные сведения о Т. Ф. О., там же; Πолак Л. С., Т. Ф. Осиповский, в кн.: Избр. произв. рус. естествоиспытателей первой пол. XIX в., М., 1959.

И. Кравец. Харьков.

ОСИС

О́СИС (Ose), Якоб (1860-1920) - бурж. латыш. философ-персоналист. Изучал теологию, философию и естеств. науки в Юрьевском (Тартуском) ун-те. В Моск. ун-те защитил докторскую дисс. "Персонализм и проективизм в метафизике Лотце" (опубл. Юрьев, 1896). С 1889 - профессор, в 1896-1905 - декан историко-филологич. фак-та Юрьевского ун-та. В области философии О. - ученик Тейхмюллера. Из элементов учений Лейбница, Лотце и Тейхмюллера О. образовал эклектич. концепцию, названную им "критич. персонализмом". Истинная реальность, согласно О., мыслима лишь как система психич. центров - монад. О. по существу отрицал познание явлений природы и общества. У О. учились мн. латыш. бурж. философы. Систематич. изложение его взглядов осталось в рукописи.

Соч.: Zu Piatons Charmides, Fellin, 1886; Untersuchungen über den Substanzbegriff bel Leibniz, Dorpat, 1888.

П. Валескалн. Рига.

ОСИФЛЯНЕ

ОСИФЛЯНЕ - см. Иосифляне.

ОСНОВАНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

"ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ МАРКСИЗМА"

"ОСНОВНЫЕ ВОПРО́СЫ МАРКСИЗМА" - филос. труд Плеханова. Написан в ноябре - декабре 1907, впервые опубликован в Петербурге отд. брошюрой в мае 1908.

В "О. в. м." дан сжатый очерк формирования и развития философии марксизма, раскрываются ее важнейшие положения, ведется страстная полемика против разного рода "опровергателей" и "критиков" марксизма (Бернштейн, Штаммлер, Элевтеропулос и др.). Плеханов показал, что марксизм является закономерным наследником предшествующих форм материализма, что Маркс и Энгельс утвердили диалектич. взгляд Гегеля на неизбежность скачков в процессе развития на материалистич. фундаменте (см. Избр. филос. произв., т. 3, 1957, с. 147, 149). Вместе с тем Плеханов ошибочно сближал теорию познания марксизма с гносеологией представителей домарксовского материализма (Спиноза, Фейербах) (см. тамже, с. 135, 137).

В "О. в. м." дана известная "пятичленная формула", выражающая, по мнению Плеханова, взгляд Маркса - Энгельса на отношение базиса к надстройке: "...1) состояние п р о и з в о д и т е л ь н ы х с и л; 2) обусловлен-ные им экономические отношения; 3) социально-политический строй, выросший на данной экономической "основе"; 4) определяемая частью непосредственно экономикой, а частью всем выросшим на ней социально-политическим строем п с и х и к а общественного человека; 5) различ- ные идеологии, отражающие в себе свойства этой психики" (там же, с. 179-80). Эта формула, в основном правильно отражающая взаимосвязь главнейших сторон обществ. развития, нуждается, как это показано в сов. филос. лит-ре, в существенных дополнениях и уточнениях. В этой схеме отсутствует классовая борьба (хотя в "О. в. м." подчеркивается ее роль как движущей силы развития общества); расчленены производит. силы и производств. отношения, являющиеся лишь двумя сторонами способа произ-ва.

В "О. в. м." содержатся ценные мысли по вопросам истории философии. Плеханов, в частности, решительно отвергал антинауч. попытки противопоставить взгляды "ранних" и "зрелых" Маркса и Энгельса.

"О. в. м." выдержали более 50 изданий (с 1908 по 1964) на разных языках. Ленин относил "О. в. м." к числу книг, содержащих лучшее изложение философии марксизма (см. Соч., т. 21, с. 69).

Л. Якобсон. Москва.

"ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ БУДУЩЕГО"

"ОСНО́ВЫ ФИЛОСО́ФИИ БУДУЩЕГО" (1843) - одно из гл. соч. Фейербаха, в к-ром изложена его материалистич. философия.

ОСОБЕННОЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОССОВСКАЯ

ОССО́ВСКАЯ (Ossowska), Мария (р. 16 янв. 1896) - польский философ и этик. Ученица Котарбиньского. В 1945-48 - проф. ун-та в Лодзи, с 1948 - проф. Варшавского ун-та, с 1956 - руководитель Отдела истории и теории морали Ин-та философии и социологии Польской АН. О. исследует развитие науки о морали (описание и анализ морали различных обществ. господствующих в них этич. систем, а также исследование источников, структур и функций морали). Наука о морали, по О., включает три группы проблем: методологич. анализ характера, специфики и способа обоснования моральных оценок и норм, психологию морали и социологию морали. Первой группе проблем О. посвятила работу "Основы науки о морали" ("Podstawy nauki o moralności", Warsz., 1947, 3 wyd.,Warsz., 1963). В "Мотивах поведения" ("Motywy postępowania", Warsz., 1949, 2 wyd., [Warsz.], 1958) рассмотрена психология оценки и поведения, психогенез морали, а также моральная типология. Третьей группе проблем посвящена работа "Буржуазная мораль" ("Moralność mieszczańska", Lódź - Wr., 1956), в к-рой бурж. мораль подразделяется на неск. типов в соответствии с классовой структурой бурж. общества. В работе "Социология морали" ("Socjologia moralności", Warsz., 1963) О. исследует дифференциацию морали в связи с социальной средой, зависимость морали от климатич., демографич., экономич. и политич. факторов.

Соч.: О dwóch rodzajach ocen, "Kwartalnik Filozoficzny", 1947, t. 16, z. 2-4; Oceny i normy, там же, 1949, t. 18, z. 3-4; O pewnych przemianach etyki walki, Warsz., 1957; Zagadnienie powszechnie uznanych norm moralnych, "Studia Filozoficzne", 1957, No 3.

В. Крышевский. ПНР.

ОССОВСКИЙ

ОССО́ВСКИЙ (Ossowski), Станислав (22 мая 1897 - 7 нояб. 1963) - польский философ и социолог. Ученик Котарбиньского и С. Чарновского. С 1935 - доцент Варшавского ун-та, в 1945-47 - проф.ун-та в Лодзи, с 1947 - проф. Варшавского ун-та, с 1956 - руководитель Отдела культуры и социальных изменений Ин-та философии и социологии Польской АΗ. В 1959-62 О. - вице-президент Междунар. социологич. ассоциации, председатель Польского социологич. об-ва.

В начальный период науч. деятельности О. занимался эстетикой, в последующем социологией, теорией культуры и методологией обществ. наук. Под влиянием львовско-варшавской школы он уделял особое внимание анализу понятий. В эстетике О. связывал исследования типов эстетич. ценностей, оценок и переживаний с общими проблемами культуры. В работе "Социальная связь и наследие крови" ("Więź społeczna i dziedzictwo krwi", Warsz., 1939, 2 wyd., Warsz., 1948) О. подверг критике расистское антропологич. направление в социологии и дал глубокий анализ социальных механизмов, посредством к-рых "мифы крови и расы" функционируют в обществе, становясь основой расизма. В период гитлеровской оккупации Польши он конспиративно издал работу "К новым формам обществ. жизни" ("Ku nowym formom życia społecznego", Warsz., 1947, 2 wyd., Warsz., 1956), в к-рой указывал на необходимость обществ. преобразований в Польше. В работе "Классовая структура в общественном сознании" ("Struktura klasowa w społecznej świadomości", Łódź, 1957) О., опираясь на результаты сравнительно-историч. исследований, провел систематизацию осн. способов интерпретации классовой структуры общества. Характеристику структуры и специфики обществ. наук, в особенности социологии, а также анализ направлений в социологии и социологич. школ он дал в работе "Об особенностях общественных наук" ("О osobliwościach nauk społecznych", Warsz., 1962).

Свои науч. интересы О. тесно связывал с преподавательской работой и с передовыми общественными взглядами, высказываясь в пользу социалистической идеологии.

Соч.: Prawa historyczne w socjologji, "Przegląd filozoficzny", 1935, rocznik 38, z. 1-2; Analiza socjologiczna pojecia ojczyzny, "Mysl współczesna", 1946, No 2; U podstaw estetyki, 3 wyd., Warsz., 1958; Marksizm 1 twórczość naukowa w społeczeństwie socjalistycznym, Warsz., 1957.

В. Крышевский. ПНР.

ОСТАТКОВ МЕТОД

ОСТА́ТКОВ МЕ́ТОД - см. Методы исследования причинных связей.

ОСТВАЛЬД

ОСТВАЛЬД (Ostwald), Вильгельм Фридрих (2 сент. 1853 - 4 апр. 1932) - нем. химик и философ. Род. в Риге, преподавал в Рижском политехникуме, откуда перешел на первую кафедру физич. химии, открытую в Лейпцигском ун-те. Доктор химич. наук (с 1878); проф. (с 1881); член-корр. Петерб. АН (с 1896); лауреат Нобелевской премии по химии (1909). В сотрудничестве с Менделеевым и Н. Меншуткиным О. организовал (1886) первый науч. журнал по физич. химии ("Zeitschrift für physikalische Chemie"). После смерти Геккеля возглавил нем. атеистич. "Союз монистов". Положил начало изданию "Классики точных наук" ("Ostwald's Klassiker der exakten Wissenschaften", с 1889 и до наст. времени). Редактировал журн. "Annalen der Naturphilosophie". Успехи классич. термодинамики, основанной на рассмотрении различных процессов превращения энергии, и осознанная уже тогда большинством ученых несовместимость старых метафизич. представлений о материи с новыми науч. данными натолкнули О. на мысль о том, что именно энергия, а не материя (вещество) является "единственной субстанцией мира", к изменениям к-рой должны быть сведены все вообще (в т.ч. психич. и социологич.) явления. (Об этой т.н. "энергетической философии", или "энергетике", О. см. Энергетизм). Против "энергетики" О. выступали нем. ученые Л. Больцман, М. Планк, рус. физик А. Г. Столетов и др. Развернутую и глубокую филос. критику "энергетики" (с т. зр. марксистского понимания материи) дал Ленин в труде "Материализм и эмпириокритицизм", в к-ром он оценивал О. как "...очень крупного химика и очень путаного философа..." (Соч., т. 14, с. 155).

Соч.: Theorie des Glückes, "Annalen der Naturphilosophie", 1905, Bd 4, H. 4; Grundriß der Naturphilosophie, Lpz., 1908; 2 Aufl., Lpz., 1913; Energetische Grundlagen der Kulturwissenschaften, Lpz., 1909; Monistische Sonntagspredigten. Reihe 1-5, Lpz.. 1911-16; Die Philosophie der Werte. Lpz., 1913; Auguste Comte. Der Mann und sein Werk, Lpz., 1914; Moderne Naturphilosophie, [Bd] 1-, Lpz., 1914-; Goethe, Schopenhauer und die Farbenlehre, Lpz., 1918; Die Pyramide der Wissenschaften, Stuttg. - В., [1929]; Wissenschaft contra Gottesglauben. Aus den atheistischen Schriften des großen Chemikers, Lpz.-Jena, 11960]; в рус. пер. - Несостоятельность научного материализма, СПБ, 1896; Философия природы. СПБ, 1903; Искусство и наука, в кн.: Уэльдстин Ч., Искусство XIX в., СПБ, 1905; Энергетический императив, СПБ, 1913.

Лит.: Кистяковский В. Α., В. Оствальд. [Некролог], "ИАН СССР. Отд. матем. и естественных наук", 1934, сер. 7, No 4; Günther Р., W. Ostwald, В., [1932].

И. Кузнецов, В. Семенчёв. Москва.

ОСТРОРОГ

Остроруг (Ostroróg), Ян (ок. 1436-1501) - теоретик светского правоведения, дипломат, сенатор и воевода, один из провозвестников польской политич. мысли эпохи Возрождения, составитель "Мемориала об устройстве Речи Посполитой" (Monumentum pro Republicae ordinatione). На первое место в программе реформы политич. строя О., как и современные ему франц. законоведы, ставил требование об усилении власти короля и о централизации гос-ва. Не порывая открыто с католич. церковью, О. критиковал с позиций, близких к гусизму, многие из ее учреждений, осуждал служителей культа (верховную католич. иерархию, включая самого папу) за аморальность и корыстолюбие. Для О. как просветителя и рационалиста разум был абс. мерой: социальные и политич. отношения должны быть изменены в соответствии с требованиями разума. Продолжателем идей О. был Моджевский.

Лит.: История Польши, 2 изд., т. 1, М., 1956, с. 203; Bobrzyński M., Jan Ostroróg Studjum z literatury politycznej XVI stulecia, в кн.: Bobrzyński M., Szkice i studia historyczne, t. 2, Kr., 1922; Piekarczyk St., Walka Jana Ostroroga o suwerenność władzy królewskiej, "Nowe Drogi", 1953, No 2; Voisé W., Doktryna politycznoprawna Jana Ostroroga, "Państwo i Prawo", 1954, zesz. 100(6); Sobociński W., Memoriał Jana Ostroroga a początki reformacji w Polsce, в кн.: Odrodzenie i Reformacja w Polsce, t. 3-4, Warsz., 1958-59; Strzelecka Α., Uwagi w sprawie daty powstania oraz genezy Monumentum Ostroroga, в кн.: Prace z dziejów Polski feodalnej ofiarowane Romanowi Gródeckiemu w 70 rocznicę urodzin, Warsz., 1960.

Д. Byaзe. ПНР.

ОСТРЯНИН

Даниил Фомич (р. 30 дек. 1906) - сов. философ, профессор, д-р филос. наук (с 1953), чл.-корр. АН УССР (с 1957). Чл. КПСС с 1927. Окончил Ин-т коммунистич. образования (1929). С 1930 - на преподавательской работе в вузах, В 1931-52 - зав. кафедрами философии в вузах г. Харькова. Был (1952-62) директором Ин-та философии АН УССР. Зав. кафедрой диалектич. и историч. материализма Киевского ун-та (с 1962). Разрабатывает вопросы истории филос. мысли в России и на Украине, истории борьбы за материализм в естествознании, философские вопросы естествознания. Один из авторов кн. "3 icтopiï фiлософськоï думки на Украïне", К., 1963, "История философии", т. 4-5, М., 1959-61, "Развитие науки в Украинской ССР за 40 лет", К., 1957 (на укр. яз.), и др.

Соч.: Мировоззрение И. И. Мечникова, X., 1948; Боротьба за матерiлicтичнi iдеï у вiтчизнянiй бiологiï в першiй половинi XIX столiття, К., 1952; Свiтогляд О. М. Радищева, К., 1953; I. I. Мечников у боротьбi за матерiалiзм у природознавствi, К., 1954; Фiлософськi погляди I. Я. Франка, "Вiсник АН УССР", 1956, No 8; Г. В. Плеханов - видатний теоретик i пропагандист марксизму, там же, No 11; Перемога великоï жовтневоï соцiалiстичноï революцiï - торжество марксистько-ленiнського свiтогляду, в кн.: Розвиток науки в Украïнськiй PCP за 40 poкiв, К., 1957; Фiлософське значения науковоï кпадщини А. М. Бекетова, "Науковi записки АН УРСР. Iнститут фiлософiï", К., 1959; Великий вклад у марксистську фiлософiю, К., 1959; Фïлоcофське значения науковоï спадщини А. М. Бекетова, в кн.: З iстopiï вiтчизняноï фiлософськоï та суспiльно-политичноï думки, К., 1959; Свiтогляд М. О. Максимовича, К., 1960; Идейное наследие Т. Г. Шевченко и современность, "ВФ", 1961, No 3.

ОТБОР

ОТБОР - процедура, применяемая в статистике для получения выборки. Совокупность единиц (людей, предметов, событий и т.п.), объединенных к.-л. характеристикой, наз. г е н е р а л ь н о й (напр., население страны или его определ. часть - сел. население, городское и т.д., все возможные значения параметров к.-л. процесса - заработная плата рабочих, скорость движения транспорта и т.д.). Когда наблюдению подвергается часть генеральной совокупности, она наз. в ы б о р к о й, а само обследование - выборочным. Для обеспечения репрезен-тативности выборки О. совершается в соответствии с определ. правилами, к-рые зависят от целей исследования и характера генеральной совокупности. По правилам выполнения процедуры выделяются следующие типы О.: а) собственно случайный, б) направленный, в) смешанный (сочетание двух первых типов), г) возвратный, д) безвозвратный.

Собственно случайный О. - процедура, обеспечивающая всем единицам совокупности равную возможность попадания в выборку (к-рая называется случайной) с помощью различных методов: жеребьевка, О. с помощью таблицы случайных чисел и О. по запискам.

Н а п р а в л е н н ы й О.- способ, при к-ром в соответствии с нек-рым избранным принципом допускается сознат. отклонение от собственно случайного О. Существует неск. осн. способов направленного О. Первый из них - типич. (стратифицированный) О. по одному или неск. признакам с одинаковой долей О. Генеральная совокупность вначале подразделяется на неск. групп (страт) по одному или неск. признакам. Одинаковая доля каждой страты входит в выборочную совокупность. С помощью стратифицированного О. можно достичь большей репрезентативности выборки. При этом возрастает возможность субъективных ошибок. Второй способ - типич. О. - по одному или неск. признакам с переменной долей О. Переменная доля может существенно увеличить репрезентативность, если доля будет меняться пропорционально изменению колеблемости изучаемого признака.

Смешанный О. - способ, при к-ром вначале единицы генеральной совокупности разбиваются на неск. групп, а затем из каждой группы отбирается нек-рое количество единиц с помощью собственно случайного О.

В о з в р а т н ы й О. - процедура, при к-рой единица генеральной совокупности, попавшая в выборку, после наблюдения возвращается (или считается возвращенной) в генеральную совокупность. Напр., при изучении половозрастного состава посетителей к.-л. учреждения (столовой, кинотеатра, магазина и т.д.) опросу может подвергаться каждый второй, третий и т.д. посетитель независимо от того, в к-рый раз он посещает данное учреждение за период наблюдения.

Б е з в о з в р а т н ы й О. - способ получения выборки, когда единица генеральной совокупности после наблюдения не возвращается (или считается невозвращенной) в генеральную совокупность. Напр., при изучении распределения семей по уровню дохода обследованная семья в течение данного исследования больше не обследуется.

Лит. см. при ст. Репрезентативность.

ОТДЕЛЬНОЕ

См. Единичное.

ОТКРОВЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ИСТИНА

ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ИСТИНА - историч. обусловленность истинного знания, его зависимость от наличных условий и средств познания и вытекающая отсюда неполнота истины, ее приблизительность.

ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ГИПОТЕЗА

ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ГИПО́ТЕЗА (гипотеза Сепира - Уорфа) - гипотеза о зависимости типа мышления и поведения членов языкового коллектива от типа языка. Исследуя языки и культуры различных индейских племен, амер. лингвист и этнограф Э. Сепир и его последователь Б. Ли Уорф обнаружили известное типологич. сродство между ними, к-рое может быть противопоставлено такому же типологич. сродству европ. языков и культур. Из этого Сепир, а затем Уорф сделали след. выводы: 1) типология обществ. жизни и обществ. произ-ва, как типология поведения, определяется всеми институтами культуры, в т.ч. языком; 2) язык среди др. институтов культуры занимает место посредника между мышлением и обществ. жизнью и обществ. произ-вом, а потому тип языка определяет тип мышления и тип поведения языкового коллектива. Исходя из этих выводов, Уорф сформулировал след. гипотезу (см. его ст. Лингвистика и логика в сб. "Новое в лингвистике", вып. 1, М., 1960): совр. мировая культура развилась, опираясь на европ. языковой тип, к-рый определил тип нормативного, с европ. т.зр., поведения и мышления. Напр., в мировой культуре возобладала европ. концепция времени и европ. логика, предопределенные формами европ. языкового типа. Если допустить, что совр. мировая культура развилась бы на иной лингвистич. основе, то, по-видимому, создались бы иные правила мышления и т.п. Хотя рассуждение здесь проведено не вполне корректно (напр., не учтено, что европ. языки, в отличие от индейских, располагают не только звуковыми, но и письм. знаковыми системами, а также книгопечатанием; это, конечно, само по себе меняет тип развития культуры и подрывает базу под сравнением Уорфа), тем не менее О. л. г. сохраняет ценность в семиотике как одно из средств объяснения механизмов и источников развития культуры.

Ю. Рождественский. Москва.

ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ ТЕОРИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОТНОШЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОТНОШЕНИЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ

ОТНОШЕ́НИЕ ОБОЗНАЧЕ́НИЯ (отношение именования, отношение называния) - отношение между именем и обозначаемым этим именем предметом. Понятие об О. о. принадлежит к числу важнейших понятий логической семантики. См. Имя, Значение, Взаимозаменимости отношение и лит. при этих статьях.

ОТНОШЕНИЯ ТИПА РАВЕНСТВА

ОТНОШЕ́НИЯ ТИПА РА́ВЕНСТВА - отношения, обладающие одновременно св-вами рефлексивности, симметричности и транзитивности. Подробнее об О. т. р. см. в ст. Равенство(в логике и математике) и Правило замены равного равным.

ОТРАЖЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОТРИЦАНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ ЗАКОН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ СУЖДЕНИЕ

ОТРИЦА́ТЕЛЬНОЕ СУЖДЕ́НИЕ - см. Суждение.

ОТЧУЖДЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОУЭН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ОЩУЩЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница